Топ-10 лучших кириллических шрифтов для твоего проекта — Дизайн на vc.ru
Я дизайнер и хорошо знаю насколько сложно найти хороший шрифт для своего проекта. Так что, я подготовил для вас самые актуальные кириллические шрифты, которые хорошо дополнят ваш дизайн в этом году.
82 260 просмотров
01. Neue Machina
Авторы шрифта Pangram Pangram & Baugasm. Цена от 180$
Это мощный и тщательно продуманный гротеск, который может похвастаться моноширинными / геометрическими чертами шрифта. Он вдохновлен эстетикой робототехники и машин, поэтому шрифт хорошо подходит для всего, что связано с технологиями будущего. Он был разработан таким образом, чтобы быть универсальным, чтобы сочетать ваш дизайн с легким весом или придать ему индивидуальности в более тяжелом. Но все же, как я считаю, этот шрифт больше подходит для заголовков, чем для основного текста из-за своего неровности.
02. Ruberoid
Автор Pepper Type. Индивидуальные стили от 0,00 $Полное семейство из 18 шрифтов: 149 долларов США.
Рубероид — это семейство квадратных геометрических шрифтов без засечек, напоминающих итальянские дизайны 1950-х и 1960-х годов, но с более округлыми формами, что придает им более современный вид.
Его низкая высота по горизонтали и множество вариантов размера делают этот шрифт идеальным для чтения, а тонкие белые промежутки на контрольных буквах делают его достаточно разборчивым, чтобы его можно было распознать удаленно. Кривые напряжения на круглых формах букв производили футуристическое впечатление.
03. Igra
Автор Сергей Годовалов. Шрифт бесплатный для использования
Это универсальный бесплатный шрифт, разработан и распространен Сергеем Годоваловым. Igra sans Font хорошо подходит для профессиональных клиентов, коммерческих и личных проектов.
04. Resist
Автор Groteskly Yours
Индивидуальные стили от 0,00 $
Полный набор из 20 шрифтов: 150 долларов США.
Это геометрический шрифт без засечек и современный шрифт-гибрид в двух вариантах семейства. Этот шрифт идеально подходит, чтобы добавить рисованный штрих к любому проекту! Это беззаботный неогротеск, воплощающий в себе врожденное стремление к восстанию и тенденцию к единообразию. Resist Sans сохраняет аккуратный минималистский вид, который ассоциируется с неогротесками, но также подчеркивает условность каждой буквенной формы. Название тоже намекает на бунтарский характер шрифта. Resist Sans выпускается в 20 стилях (10 стоек и соответствующие наклонные).
05. Kharkiv Tone
Автор Katya Drozd. Шрифт бесплатный для использования
Харьков тон — это экранный шрифт созданный для визуализации голоса Харькова. Шрифт сочетает в себе элементы городской коммуникации, включая граффити, рукописные и технические шрифты, чтобы отразить его настроение. Этот шрифт хорошо подходит для минималистичного и современного дизайна, он привлекает внимание высокой контрастностью.
06. Geometria
Автор Brownfox. Индивидуальные стили от 44,99 $
Полное семейство из 24 шрифтов: $ 439,99
Geometria — это шрифт с чистыми формами, который хорошо подходит для непрерывного чтения, и он отлично выглядит. В то же время он может быть дружелюбным, даже кокетливым. Его отличная личность объединяет кажущиеся противоположности. Время от времени это может показаться серьезным, порой игривым. Иногда это может быть преднамеренным, иногда динамичным. Это может показаться жестким, а затем элегантным. Это шрифт, который можно воспринимать как передовой, так и ностальгический. Тщательный и взыскательный типограф выявит и подчеркнет те аспекты своей многогранной личности, которые необходимы для решения проблемы.
07. Inter
Автор Rasmus Andersson. Шрифт бесплатный для использования
Inter имеет высокую высоту по оси x, чтобы облегчить читаемость текста в смешанном и нижнем регистре. Также предоставляется несколько функций OpenType, таких как контекстные альтернативы, которые регулируют пунктуацию в зависимости от формы окружающих глифов, срезанный ноль, когда вам нужно устранить неоднозначность «0» от «o», табличные числа и т. Д.
08. Le Murmure
Автор JÉRÉMY landes. Шрифт бесплатный для использования
Чтобы обновить имидж своего бренда, французское дизайнерское агентство Murmure решило основать свою реконструкцию на специально разработанном шрифте: Le Murmure («Шепот» по-французски). Дизайнер Studio Triple Жереми Ландес (Jérémy Landes) разработал особенно характерный, редакторский и элегантный шрифт, дополненный удивительными стилистическими вариациями.
Джереми внимательно прислушался к созданию шрифта в соответствии с изображением Мермура. Шрифт Le Murmure играет на умелом несоответствии между персонажами, создавая уникальный ритм, который передает наш голос. Это плодотворное и обогащающее сотрудничество укрепляет графическое видение и совместное видение Murmure для выполнения отдельных и важных проектов.
09. Buyan
Автор Hishigbayar Purev. Шрифт бесплатный для использования
Шрифт Buyan был вдохновлен монгольским фильмом «Nugel Buyan» 60-х годов. Шрифт без засечек и имеет 3 веса: Regular, Thin, Bold. Поддерживает латиницу и кириллицу. Будет хорошо выглядеть в качестве заголовка на вашем сайте.
10. SK Primo
Авторы Shriftovik & Tikhon Reztcov. Пробный вариант 0$ Полное семейство из 3 шрифтов: 16$
SK Primo — это монументальный геометрический гротеск, созданный для того, чтобы выделяться.
Необычное сочетание плавных закругленных контуров и резких квадратных форм создает заметный визуальный контраст. Тщательно подобранная форма и внимание к деталям делают этот шрифт отличным подспорьем в работе дизайнера. SK Primo идеально подходит для заголовков, плакатов, баннеров и выделения текста.
Сохраняйте эту статью и ставьте лайки, а я продолжу писать для вас полезные фишки. Найти меня можно здесь: Intagram YouTube Телеграм
10 отличных шрифтов для русскоязычных проектов
- Типографика
- 3 мин на чтение
2594
В интернете можно найти десятки подборок отличных шрифтов, правда есть одно но: все они — латинские. Сегодня мы постараемся исправить это недоразумение.
Мы живем в эпоху изобретений и находимся на пике развития человечества. Люди уже летают в космос, путешествуют в ранее недоступные точки земли, а домашние хлопоты взяли на себя разнообразные гаджеты. Самое сложное сейчас − представить себе что-то совершенно новое, потому что все о чем бы вы не подумали, оказывается, уже кто-то придумал и создал минуту назад.
В этих реалиях художники и дизайнеры постоянно экспериментируют с объектами и инструментами вокруг себя. Создавать невероятные вещи − это вам не игрушки. Ведь чтобы придумать выдающийся дизайн логотипа, постера, флаера, буклета или даже фирменного бланка, необходим шрифт, который бы идеально подошел для конкретного продукта.
Шрифт может сказать о продукте то, о чём не говорит его название — например, о его эксклюзивности, качестве или свежем взгляде создателя. И сегодня, команда Шуба Lab, поделится с вами 10 невероятно полезными шрифтами, которые вы сможете использовать в своих проектах для превосходного результата в будущем!
Отличный шрифт, который включает в себя 12 начертаний, множество различных лигатур и специальных символов. Единственный его минус заключается в том, что он платный (цена за весь комплект составит $595).
Это бесплатный гротескный шрифт. Он включает в себя 4 начертания: Light, Thin, Book, Regular. Шрифт с каждым днём набирает всё большую популярность и сейчас его можно назвать гельветикой (Helvetica) среди бесплатных шрифтов.
Это шрифт с засечками основан на Adobe Utopia и распространяется по свободной лицензии. Включает в себя 4 начертания. Несомненно пригодится дизайнерам, которые работают с большими объемами печатного текста.
Кириллический акцидентный шрифт, который авторы решили распространять абсолютно бесплатно. Шрифт был создан в 2008 году и с тех пор находится в свободном доступе. Шрифт включает в себя 1 начертание и особенно пригодится для дизайнеров печатной.
Бесплатный, гротеск. И он достаточно «молодой»: разработан был в 2012 году. В наборе всего 2 начертания, но в то же время шрифт бесплатный. Так что не смотрите дареному коню в зубы, а поскорее добавляйте в свою коллекцию.
Акцидентный шрифт с засечками. Лишь одно начертание — но его будет достаточно для заголовка вашего журнала или первого экрана продающей страницы. Шрифт бесплатный и распространяется по стандартной лицензии.
Платный шрифт. Но два начертания вы можете скачать бесплатно и они отлично подойдут для оформления постеров, журналов и продающих страниц. Но за весь набор придется заплатить $279. Этот шрифт стоит своих денег, мы в этом убедились.
Акцидентный шрифт, который идеально подходит для дизайна логотипов, так или иначе связанных с кулинарией и гастрономией. Шрифт платный (49$) и в наборе всего одно начертание.
Огромное семейство шрифтов, включающее в себя 72 (!) начертания. В наборе можно найти шрифт для абсолютно любых целей. На данный момент шрифт продается со скидкой 90%! И сейчас все семейство Clio можно купить всего за $39.
Один из самых популярных платных гротесков в мире, а основан он был на известном шрифте Museo. Полный набор включает в себя 10 начертаний и приобрести себе его можно за 89$.
Шрифты, которые мы сегодня описали, станут хорошим подспорьем в создании дизайна ваших русскоязычных проектов. Здесь вы найдете все шрифты, которые вам могут понадобиться в ближайшее время. А когда на рынке появятся новые образцы кириллических шрифтов, мы обязательно расскажем вам о них.
Источник: spark
- #бесплатная кириллица
- #бесплатно скачать шрифт
- #бесплатный кириллический шрифт
- #бесплатный шрифт
- #кириллица
- #кириллица скачать
- #кириллический шрифт
- #скачать бесплатно шрифт
- #скачать кириллицу
- #скачать кириллический шрифт
- #скачать шрифт
- #типографика
- #шрифт
- 0
Шрифт как объект авторского права в России и США
Шрифт как объект авторского права в России и США
Киселёва А.
2015
За последние сто лет мир вокруг нас сильно изменился. Скорость и масштаб изменений поражают. Начиная с открытия космического пространства и заканчивая интернет-технологиями и робототехникой, новые объекты изучения и новые сферы деятельности появляются со скоростью, нарастающей в геометрической прогрессии. Все эти инновации так или иначе связаны с интеллектуальной деятельностью человека. В последнее время в связи с подъёмом и усложнением общественных отношений появилось много объектов интеллектуальной собственности, которые существовали ранее или не считались таковыми.
Стандарты, регулирующие интеллектуальную собственность, возникли и существуют для достижения баланса интересов между правообладателями и обществом. С одной стороны, интеллектуальный труд автора должен поощряться, иначе не будет достаточного стимула для культурного и экономического развития. С другой стороны, сообщество рано или поздно должно получить доступ к объектам культурной ценности и произведениям искусства. Кроме того, скорость развития отрасли часто зависит от доступности работ для других авторов (что хорошо видно на примере открытых лицензий на программное обеспечение), что позволяет новым авторам улучшать работы, ранее созданные другими. Если рассматривать этот вопрос в рамках экономического анализа права, то можно сказать, что тот или иной вид деятельности становится объектом авторского права, когда государству экономически невыгодно оставлять такой объект вне правового поля.
С развитием Интернета и компьютерных технологий шрифты стали именно таким предметом (существует множество концепций шрифтов и гарнитур, используемых в разные эпохи в разных ситуациях. Для целей данной статьи под шрифтом понимается набор символов, созданный художником, который представляет буквы языка, как компьютерный файл, содержащий шрифт, и/или как набор металлических шрифтов, используемых в типографской печати.Если иное не указано или не требуется контекстом, шрифт должен понимать как набор символов, созданных художником, которые представляют собой буквы языка). Однако так было не всегда. С момента изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом в 15 веке и до изобретения пишущей машинки в начале 19 века.го века процесс создания шрифтов был очень трудоемким и дорогим. Что еще более важно, копирование шрифта отнимало столько же времени и денег, сколько и его создание.
Как отмечает Блейк Фрай в своей статье «Почему шрифты распространяются без защиты авторских прав», создание единого шрифта одного стиля и веса в семействе шрифтов (например, Times New Roman 14 в семействе шрифтов Times New Roman) потребовало бы перфорации. , имевший уникальный набор навыков (наполовину металлург, наполовину скульптор, наполовину кузнец), 800 часов работы на полную ставку. Акцент здесь был сделан не столько на дизайн шрифта и художественную работу, сколько на уникальные навыки специалиста, а также деньги, затраченные на создание шрифта. Копировать шрифт было вообще экономически нецелесообразно, потому что это потребовало бы затрат такого же количества ресурсов и привлечения такого же уникального специалиста. Соответственно, правительства совершенно не были заинтересованы в предоставлении правовой охраны шрифтам. Не появился такой интерес и с изобретением пишущей машинки, поскольку процесс копирования был еще слишком дорог. Однако информационные технологии полностью изменили индустрию шрифтов. Теперь создание шрифта требует уникальных творческих способностей, а не практических навыков и большого количества времени. Если раньше шрифты создавались в основном крупными корпорациями, располагавшими достаточными ресурсами, то теперь шрифты может разрабатывать практически любой пользователь компьютерных программ, предназначенных для этой цели (например, Font Creator, FontForge). Такие цифровые шрифты могут быть скопированы неограниченным количеством людей из-за их полной доступности и простоты копирования. Кроме того, теперь можно незаконно использовать шрифт анонимно. Если раньше рынок купели был узким (все участники рынка знали друг друга), то в случае нарушения можно было обратиться к негосударственным регуляторам рынка (например, прекратить сотрудничество с таким участником, распространить информацию о нарушении, тем самым порча его репутации), теперь анонимное использование делает невозможным обращение к механизмам внеправового регулирования.
Стоит отметить, что шрифты в настоящее время приобретают все большую и большую независимую ценность. Шрифты используются в рекламе, веб-дизайне, книгах, журналах, городской навигации и многих других отраслях. Например, в контексте рекламы важно подобрать подходящий шрифт, соответствующий своему назначению (яркий, но не резкий цвет), способный создать необходимые эмоции и вызвать у потребителя соответствующие ассоциации (реклама для духи и, например, цирковые представления требуют совсем других шрифтов). Различные шрифты подбираются для создания интерфейса сайта и создания самого веб-продукта. Например, всем известен текст в логотипах Яндекса и Google. Эти поисковые системы привлекают внимание и стали популярными отчасти благодаря шрифтам, используемым в их логотипах. Создатель шрифта для Яндекса, например, дает следующее описание фирменного шрифта: «Фирменный шрифт Яндекса — узкий, гротескный, отличается открытой формой знаков и малым радиусом округлых форм. Динамическое распределение толщины в знаках круглого шрифта прекрасно сочетается со статичностью знаков прямого шрифта <…> Набор хорошо подходит для логотипов услуг, слоганов и пояснительных текстов» (А. Лебедев. Фирменный шрифт Яндекса). Вышеизложенное свидетельствует о том, что каждый шрифт имеет свои особые элементы, разработан и предназначен для использования в определенных ситуациях и что пригодность разрабатываемого шрифта зависит от творческих способностей его дизайнера.
Государственные и муниципальные органы уделяют особое внимание городской навигации и метрополитену и разрабатывают единые стандарты оформления пояснительных текстов, где особое значение имеет используемый шрифт. Даже обычные пользователи не ограничивают себя стандартным набором шрифтов, предоставляемым операционными системами, ведь сфера творческой деятельности любого пользователя Интернета безгранична. Все это поддерживает идею о том, что шрифт как произведение искусства следует рассматривать как самостоятельный объект авторского права.
В большинстве стран мира, в том числе и в России, шрифты находятся под правовой охраной как произведение авторского права. Например, в 1981 году правительство Германии признало, что шрифты могут быть защищены законами и правилами об авторском праве; английское правительство сделало то же самое в 1989 году (Эрик Шульц. Закон о шрифтах и гарнитурах). На международном уровне шрифты регулируются Венским соглашением об охране шрифтов и их международном депонировании, принятым 12 июня 1973 г. (Венское соглашение об охране шрифтов и их международном депонировании). К сожалению, Соглашение не вступило в силу, так как его признала и ратифицировала только одна страна. Большинство штатов не считают шрифты объектом авторского права напрямую, а не исключают их из общего неполного списка. Соединенные Штаты Америки занимают отдельную позицию в отношении охраняемых авторским правом шрифтов, как заключило Бюро регистрации авторских прав США в 1976, что образцы шрифтов не должны рассматриваться как объекты авторского права (Жаклин Д. Липтон. На © или не на ©? Авторское право и инновации в индустрии цифровых шрифтов). Это решение было дополнительно подкреплено судебной практикой (Eltra Corp. vs Ringer, 579 F.2d 294 (4th Cir. 1978). Такая ситуация вызывает недоумение у специалистов по шрифтовому дизайну, а также у представителей юридической профессии. Конечно, это не означает, что шрифты в США вообще не охраняются законом. Таким образом, компьютерная программа, которая позволяет пользователям отображать и воспроизводить шрифт на экране, считается произведением, защищенным авторским правом. Это было принято Бюро авторских прав в 1992 и закреплено в решении по делу Adobe Systems, Inc. против Southern Software, Inc., вынесенном 30 января 1998 г., на которое ссылается Жаклин Д. Липтон в своей работе по защите шрифтов. © или не ©? Авторское право и инновации в индустрии цифровых шрифтов). Суд вынес решение в пользу истца, создав тем самым прецедент защиты воспроизведения шрифта с помощью компьютерной программы. Однако совершенно очевидно, что такое средство защиты недостаточно эффективно. Общеизвестно, что законом об авторском праве охраняется описание программы, а не идея, стоящая за ней. То есть, изменив описание, можно добиться сопоставимого результата: такого же или похожего шрифта. Кроме того, не всегда требуется компьютерная программа для использования шрифта (например, если шрифт используется на нарисованном от руки рекламном плакате), можно скопировать сам шрифт, не затрагивая программу. Учитывая изложенное, вопрос предоставления правовой охраны шрифтам в США остается открытым. Так почему же одна из самых прогрессивных правовых систем остается столь консервативной в этой области? Удивительно для системы прецедентного права, именно законодательство США устанавливает такое ограничение. Закон США об авторском праве от 1976 предусматривает, что произведения, охраняемые авторским правом, должны также включать изобразительные, графические и скульптурные произведения: «двухмерные и трехмерные произведения изобразительного, графического и скульптурного искусства… К таким произведениям относятся произведения художественного мастерства в отношении их формы, но не их механического или затрагиваются утилитарные аспекты; дизайн полезного предмета, как он определен в этом разделе, должен считаться изобразительным, графическим или скульптурным произведением только в том случае и только в той мере, в какой такой дизайн включает изобразительные, графические или скульптурные элементы, которые могут быть идентифицированы отдельно от , и способны существовать независимо от утилитарных аспектов статьи». (Закон США об авторском праве).
Любой шрифт будет полезен и утилитарен, так как это прежде всего набор символов, используемых для общения. Если он не выполняет свое назначение, он перестает быть шрифтом. Однако такой набор символов может иметь оригинальные характеристики помимо формы букв, такие как толщина, яркость, насыщенность, межбуквенный интервал, размер; он может быть округлым, цветочным, прямым или графическим. Но все вышеперечисленное не может существовать отдельно от формы символов шрифта. В какой-то момент Бюро регистрации авторских прав США установило, что художественные элементы полезного и практически утилитарного предмета охраняются авторским правом только в том случае, если такие элементы могут быть физически отделены от самого предмета (Жаклин Д. Липтон. На © или не на ©? Авторское право и Инновации в индустрии цифровых шрифтов). Вот почему шрифты в США не защищены законом об авторском праве. Главный аргумент законодателя и правоохранительных органов в данном случае — якобы сложность и дороговизна использования пользователями в случае признания шрифтов объектами авторского права. Это справедливо, поскольку в таком случае обычный пользователь, интересующийся только утилитарной стороной шрифта, а не его художественной составляющей, нарушил бы исключительные права. Но есть и некоторые контраргументы. В настоящее время существует множество открытых шрифтов, распространяемых свободно и бесплатно, и все они предоставляют широкий выбор для нужд пользователя. Если конкретному пользователю этого недостаточно, то его интересует не утилитарная сторона, а художественная составляющая. Именно такими пользователями являются создатели шрифтов, рекламные и дизайнерские агентства (короче говоря, предприниматели, использующие шрифты в коммерческих целях). Это может квалифицироваться как использование шрифта в качестве объекта авторского права. Кроме того, в Соединенных Штатах действует доктрина «добросовестного использования», которая также может использоваться пользователями для использования шрифтов в некоммерческих целях, если список типов добросовестного использования, указанный в статье 107 Закона США об авторском праве, будет расширен. или должна быть установлена соответствующая прецедентная практика.
Таким образом, на данный момент шрифты в США как таковые юридически не охраняются в связи с тем, что утилитарные характеристики шрифта физически неотделимы от его художественных элементов. Объектом авторского права признается только программа для ЭВМ, отображающая шрифт на экране компьютера.
Обратимся теперь к российскому опыту правового регулирования шрифтовой отрасли. В Гражданском кодексе Российской Федерации прямо не указано, что шрифты охраняются законом. Однако статья 1259ГК РФ приводится неисчерпывающий перечень объектов авторского права, который позволяет включать в него шрифты, если они носят объективную форму, творческий характер и не выражают идей, понятий, принципов, методов, процессов, системы, методики, а если они не являются решениями технических, организационных и иных задач, или языками программирования (ч. 4 ГК РФ. ст. 1259(5)). Кроме того, к объектам авторского права, перечисленным в статье 1259 Гражданского кодекса, относятся произведения графики и дизайна, в число которых могут входить и шрифты. Как Р.Н. Юрьев справедливо отмечает: «Безусловно, шрифт есть графическое произведение, как по отношению к отдельному шрифтовому знаку, так и по отношению к набору шрифтовых знаков вообще. Поскольку в законодательстве не дается разъяснения понятия «дизайн», его языковое значение еще не установлено и под словом «дизайн» может пониматься как расстановка мебели в помещении, так и внешний вид чего-либо, шрифт может также признаваться «произведением дизайна…» (Юрьев Р.Н. Шрифт как объект авторского права). Таким образом, российское законодательство никоим образом не ограничивает охрану шрифтов законами и подзаконными актами об авторском праве.
Не менее важно изучить соответствующее внутреннее прецедентное право. В настоящее время существует немало решений о признании шрифтов авторскими произведениями. Важнейшим органом в части предоставления охраны шрифту как отдельному объекту авторского права является Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 № С01–1268/2014 (по делу № А40–20099/2014). При этом научно-исследовательская компания ООО «ПараТайп» обратилась в суд с иском к ответчику о запрете использования последним шрифта Родченко, в том числе при издании книг, распространении экземпляров книг-нарушителей, а также о взыскании компенсация за нарушение исключительных прав на произведение. Суд первой инстанции удовлетворил иск частично, запретив использование шрифта и распространение книг-нарушителей, а также присудил частичную компенсацию. Апелляционный суд оставил решение в силе. Суды высшей инстанции, в том числе Суд по интеллектуальным правам (далее именуемый «СИП»), также поддержали это решение. Особый интерес представляет обоснование постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций. IPC не рассматривал вопрос о защищенности шрифта авторским правом как объект авторского права, а сослался только на положения закона, в которых перечислены объекты авторского права, и по умолчанию рассматривал шрифт как объект авторского права. Большой интерес представляет решение суда апелляционной инстанции.
«В апреле 2002 года Т.И. Сафаев, выступая в качестве работника по вышеуказанному трудовому договору, разработал и передал истцу (его работодателю) купель под названием Родченко. Таким образом, вышеуказанный шрифт представляет собой набор стилистически единых изображений всех знаков латинского и кириллического алфавитов (в нескольких вариантах). Процесс создания шрифта требовал индивидуальной мыслительной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде знаков и других символов; это оригинальная работа ее автора, Т.И. Сафаева, и является именно графическим произведением. Таким образом, указанный шрифт является объектом авторского права в соответствии со статьями 6 и 7 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» и статьей 1259ГК РФ (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2014 г. № 09АП-32019/2014-ГК). Таким образом, суд апелляционной инстанции признал шрифт графическим произведением (объектом авторского права) в понимании Гражданского кодекса Российской Федерации. Не доказав, что шрифт не является объектом авторского права, ответчик в суде кассационной инстанции обжаловал решение суда апелляционной инстанции по иным основаниям: ответчик настаивал на том, что «он использовал не произведение (шрифт) в целом, а только отдельные элементы (персонажи), которые представляли незначительную часть произведения, не защищенного законом об авторском праве. В кассационной жалобе ответчик утверждал, что шрифт может быть объектом интеллектуальной собственности только в том случае, если он представляет собой полный набор всех шрифтовых знаков и символов в одном стиле. <…> Следовательно, как полагал ответчик, использование отдельных знаков на обложке книги не может считаться нарушением исключительных прав на произведение (в данном конкретном случае на шрифт) в целом» (решение № С01– Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 г. N 1268/2014 по делу № А40–20099/2014). МПК не согласился с этими доводами и постановил, что: «…авторское право распространяется и на часть произведения, если она по своему характеру может быть признана самостоятельным результатом творческой деятельности автора и выражена в объективной форме <… > судам следует иметь в виду, что, пока не доказано обратное, результаты интеллектуальной деятельности признаются творческим трудом. Ответчик, утверждая, что часть шрифта не может рассматриваться как имеющая творческий характер, не обосновал этот довод. Незаконное использование части произведения (шрифта), являющейся самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, влечет нарушение исключительного права на само произведение, поскольку использование части произведения фактически является способом использование произведения в целом» (постановление № С01–1268/2014, вынесенное Судом по интеллектуальным правам 12 декабря 2014 г. по делу № А40–20099/2014).
Кроме того, Суд по интеллектуальным правам постановил: «Утверждение заявителя в кассационной жалобе о том, что отдельные элементы шрифта не отражают творческого характера деятельности при их создании в силу своей простоты и неотличимости от элементов других шрифтов, является противоречивого характера, поскольку именно творческий характер, по мнению суда, обусловил использование ответчиком шрифта при оформлении обложки спорной книги». (Постановление № С01–1268/2014, вынесенное Судом по интеллектуальным правам от 12 декабря 2014 г. по делу № А40–20099/2014). Таким образом, в данном случае рассматривались два важных вопроса: является ли шрифт объектом авторского права в Российской Федерации и считается ли использование части набора знаков шрифта нарушением исключительных прав (т. признается ли часть символов шрифта отдельным объектом авторского права). На оба вопроса можно ответить утвердительно.
Подводя итог, можно сказать, что мировое сообщество признает шрифты, за некоторыми исключениями, объектами авторского права. Это вызвано, в том числе, тем, что в эпоху Интернета копирование и нелегальное использование шрифтов стало проще, дешевле и безопаснее (из-за анонимного использования). Все это требует создания регуляторных механизмов защиты прав создателей шрифтов, а также признания этих механизмов в судебной практике. Российское законодательство идет в ногу со временем, признавая шрифты объектами авторского права. Законодательство США, являясь наиболее прогрессивным и гибким, в этом вопросе уступает большинству современных законов и правил, поскольку признает объектом авторского права только компьютерные программы, воспроизводящие шрифт. При этом в США производится наибольшее количество самых популярных шрифтов. Поэтому остается надежда, что создателям шрифтов в США будет предоставлен тот же объем прав, что и создателям шрифтов в остальном мире.
Обратная связь:
Шрифты и свобода: использование типографики для определения курса СССР
Типографика играет решающую роль в общении, развлечении и обучении. Но его также можно использовать для описания подъема и падения Советского Союза от его постреволюционного оптимизма до раскола и краха чуть более 70 лет спустя.
Новая Россия пришла с отказом от всего старого и витиеватого. После революции 1917 года страна находилась в процессе освобождения от власти царского самодержавия. Сначала была создана Ассамблея по рассмотрению упрощения орфографии для стандартизации письменного русского языка. Четыре буквы алфавита были исключены по степени. Далее государство поощряло советских конструкторов. Они считали своим патриотическим долгом создать совершенно новый художественный язык на службе своей новой социалистической утопии. Искусство было отражением современного индустриального общества. Ей не было места ни в мастерской художника, ни даже в музее. Вместо этого «улицы должны быть нашими кистями, площади — нашими палитрами». Спонсируемое государством искусство разрабатывалось и массово производилось в лабораториях и на фабриках. Оно служило режиму, воспевая социалистические похвалы в книгах, журналах и на плакатах.0005
Многие художники добровольно вступили в такие организации, как Ассоциация художников революционной России , возникшая после революции. Эти спонсируемые государством организации давали художникам полную творческую свободу, пока государство изображалось в положительном свете. Эстетика, которая возникла, была конструктивизмом. Его определяла асимметричная композиция, поразительный отход от того, что было раньше. Художники относились к типографике как к визуальному элементу как таковому. Он общался, занимался и развлекался. Шрифты были читабельными, но они не просто сидели на странице. Такие художники, как Эль Лисицкий, регулярно манипулировали шрифтом и его расположением, чтобы подчеркнуть сообщение. Слова были калейдоскопическими, с динамичными ритмическими рисунками и символизировали современность машинного века. В одном предложении буквы могут меняться по размеру или форме, создавая ощущение движения или глубины. Его влияние ощущалось далеко за пределами России, когда Баухаус и другие авангардные движения брали и включали элементы конструктивизма в свою работу.
Под влиянием динамизма конструктивизма и Баухауса немецкий дизайнер шрифтов Пауль Реннер создал шрифт Futura. Острые, как нож, буквы «V» и широкие буквы «О» сочетали в себе функциональность и красоту. Его называли шрифтом будущего. Но когда нацисты пришли к власти в 30-х годах, они начали вычищать его из поля зрения общественности в пользу традиционного шрифта Fracktur. Вернувшись в СССР, Сталин взял страницу из их пьесы, укрепляя свою власть. С его возвышением пришла смерть творческой свободе. Он считал, что искусство должно быть «правдивым» и понятным массам. Жирные асимметричные конструктивистские шрифты быстро исчезли из поля зрения. Авангард считался врагом народа, а художники, его практиковавшие, — контрреволюционерами. Подобно нацистам, отправившим в ссылку Пауля Реннера, многие советские художники бежали в Европу. Те, кто остался, были изгнаны, заключены в тюрьму или даже казнены.
Далее Сталин лишил художников права самостоятельно создавать искусство. Художники должны были следовать строгим правилам в отношении сюжета и эстетики. Искусство стало теперь официальным инструментом государства. Благодаря неформальному давлению, а затем и политике соцреализм стал единственным художественным стилем Советского Союза. Эта новая эстетика поставила перед дизайнерами новые задачи. Плакаты с пропагандистскими лозунгами вроде «Пролетарии мира, соединяйтесь» и «Мир, земля и хлеб» нуждались в новом шрифте. Они не могли заимствовать у европейцев, так как в их шрифтах не было кириллических символов. Вместо этого они обратились к Полиграфмашу, единственному в СССР литейному заводу. В конце 30-х «Полиграфмаш» создал шрифт с засечками «Литературная». Неофициально называемый «любимым шрифтом русских типографов», он использовался в журналах, газетах, рекламе и плакатах. В этот период было мало других экспериментов или вариаций.
За смертью Сталина вскоре последовала смерть соцреализма. Но искусство по-прежнему оставалось орудием государства. В 1974 году группа советских художников организовала неофициальную художественную выставку на пустыре на окраине Москвы. Государство организовало сотни дежурных полицейских, три бульдозера, водомет и самосвалы для подавления индивидуального художественного самовыражения. Художников и журналистов избивали и арестовывали, а бульдозеры давили искусство. Ее организатор Оскар Рабин позже сказал, что «выставка была подготовлена как политический акт против репрессивного режима» 9.0005
В 80-е годы генеральный секретарь Михаил Горбачев провел в СССР ряд масштабных реформ.