Монополизм государственный: Государственная фискальная монополия — Что такое Государственная фискальная монополия?

Монополия: что это, виды и примеры

Что такое монополия

Монополия — это ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного поставщика того или иного товара или услуги и значительными препятствиями к доступу на рынок для других поставщиков. Также под монополией понимают исключительное право, которое государство предоставляет организации, предприятию или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности, например на производство или торговлю.

Причиной возникновения монополии может быть как желание частного собственника получить максимум прибыли, так и особенность отрасли. Примером последней может служить железнодорожный транспорт, в котором конкурентам пришлось бы делить инфраструктуру.

Еще один пример государственной монополии, характерной для всех стран, — это выпуск национальной валюты. Право на это обычно есть только у центрального банка, который определяет, сколько денег нужно экономике, и организует производство нужного количества банкнот и монет. В России сами банкноты по заказу ЦБ печатает госкомпания «Гознак». По закону никакой другой банк или организация не имеют права выпускать и печатать деньги.

Таким образом, существуют такие монополии, которые государство формирует и поддерживает, и такие, с которыми государство борется. В первом случае — это способ решения вопросов безопасности или государственной политики. Во втором случае — результат недостаточного регулирования рынка, образование монополиста, который мешает появлению конкурентов.

Отдельно выделяют олигополию, то есть господство небольшого количества фирм и компаний, которые контролируют производство или сбыт на рынке определенных товаров и услуг. В такой ситуации несколько компаний могут вовсе не пускать на рынок новых игроков либо отдавать им минимальную долю рынка. Это жесткая или мягкая олигополия. При жесткой — все 100% рынка поделены между тремя-четырьмя крупными участниками, другие компании не могут войти в отрасль. При мягкой олигополии крупных игроков также немного, но они занимают 90% рынка, остальное достается небольшим компаниям, которые не могут составить серьезной конкуренции.

Например, на рынке мобильной связи в России четыре крупных сотовых оператора, которых называют «большой четверкой». Но то же самое можно сказать и о рынке продовольственного ретейла, разделенного между несколькими крупными компаниями. Если смотреть на иностранные рынки, то аудиторская отрасль тоже занята четырьмя крупнейшими консалтинговыми компаниями, которых также называют «большой четверкой».

Запретить, чтобы защитить: что такое протекционизм в экономике

Экономика,

Россия,

США,

Китай,

Протекционизм

Признаки монополии

Определить, возникла ли монополия в той или иной отрасли, можно по ряду признаков:

  • отсутствие конкурентов — когда на рынке есть один продавец или производитель. Соответственно, монополистический рынок регулируется единственным поставщиком;

  • продукт уникален, а значит, заменить его невозможно. Таким образом, у покупателя нет возможности не обращаться к монополисту;

  • монополисту не нужно соответствовать рыночным ценам, так как он сам устанавливает цену на продукт или услугу в своей отрасли, например, ограничивая или увеличивая объем производства. Монополия старается, насколько это возможно, максимизировать прибыль. Монополист может устанавливать высокую цену, так как у него нет конкурентов, но он все же ограничен объемами производства и спросом. В то же время монополист может удерживать низкую цену, не давая возможности появиться конкурентам, которые просто не могут позволить предоставлять аналогичные продукты или услуги по близкой цене;

  • барьеры для выхода конкурентов на рынок. Преградами могут быть отсутствие доступа к сырью, сертификация и патенты, слишком высокий порог входа, большие затраты на производство для новых игроков. Например, монополия может владеть ключевым ресурсом производства — допустим, всеми месторождениями алмазов или рудниками.

(Фото: Shutterstock)

Виды монополии

Монополии классифицируют по разным признакам — на основании того, как она организована, на форме собственности или территории. Чаще всего выделяют три основных вида монополий.

Естественная

Естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства — издержки сильно снижаются по мере увеличения объема выпуска товаров.

Такие монополии возникают, когда затраты компании снижаются по мере увеличения масштабов производства, пока спрос на товары в этих отраслях полностью не насытится. В таких условиях создание нового производства в той же отрасли экономически нецелесообразно. Товары, производимые естественными монополистами, нельзя заменить другими, из-за чего спрос в этих сферах постоянный и не зависит от цены.

Регулируется такой тип монополий отдельным законом, в котором четко указаны отрасли, в которых не может быть более одного поставщика услуг. В России к ним относятся как упомянутый уже железнодорожный транспорт, так и транспортировка нефти и газа по магистральным трубопроводам, захоронение радиоактивных отходов, почтовая связь и другие.

Продуктовая

Такой тип монополии еще называют открытой. Связана она, как правило, с появлением какой-то новой технологии или инновационного продукта. Когда первая компания выходит с ним на рынок, на какой-то период она становится монополистом, так как конкуренты только готовятся разработать свои аналоги, на что требуется время.

Закрытая

Закрытую (или государственную) монополию создают с помощью законодательных барьеров. Государство помогает крупному бизнесу оставаться монополистом в отрасли, устанавливая регуляторные и протекционистские барьеры в виде сертификаций, сборов и так далее. К примеру, телевизионное вещание на федеральных частотах в России ограничено лицензией, которую довольно сложно получить. Таким образом, федеральных телеканалов немного и большая их часть имеет госучастие.

Скам: как распознать и не попасться

Мошенники,

Инвестиции,

Акции,

Криптовалюта

Выделяют также три типа монополий по характеру их возникновения.

Технологическая

Аналогична продуктовой — зависит от выведения на рынок уникального продукта. Время ее действия ограничено способностью конкурентов произвести аналог продукта. Такая монополия может быть продлена с помощью организованной или экономической модели.

Экономическая

Модель создания монополии, при которой одна компания поглощает своих конкурентов, лишая их возможности предоставлять похожие услуги и бороться за клиентов. Происходит это за счет процессов слияния и поглощения компаний.

Организованная

В случае если купить конкурентов не получается, игроки могут объединяться в разного рода союзы, в которых вместе будут диктовать условия на рынке, в частности держать удобную всем цену.

Известны несколько форм подобных союзов:

  • трест;

  • синдикат;

  • концерн;

  • консорциум;

  • картель.

Форма такого типа монополий различается отношениями компаний внутри союза, объемом их прав и свобод на рынке, но общее у них то, что эти союзы создают, по сути, монопольную ситуацию на рынке, перекрывая доступ для других конкурентов. Самый часто приводимый пример синдиката-монополиста — алмазодобывающая компания De Beers. В конце 1980-х годов ее продукция занимала почти 90% рынка, но затем эта доля стала снижаться.

Голубой бриллиант The De Beers Cullian Blue весом 15,10 карата. Его продали в конце апреля 2022 года за $57,5 млн на аукционе Sotheby’s в Гонконге.

Что такое чистая монополия

Чистая монополия — это форма монополии, когда есть только один продавец уникального товара или услуги с нулевой конкуренцией. Это довольно редкое явление, которое существует в закрытых сферах, регулируемых государством. Например, в России «Роскосмос» — корпорация, которая управляет всей космической отраслью, в том числе космическим туризмом.

Как регулируется монополия

Главный гарант сохранения конкуренции в России — ст. 34 Конституции: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Для осуществления контроля за исполнением этой нормы приняты специальные законы, в частности закон «О защите конкуренции» и закон «О естественных монополиях». За соблюдением этих законов следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

В задачи ФАС входит следить за тем, чтобы цены на рынке не росли слишком быстро, а компании не вступали в преступные сговоры (в частности, не создавали картели) с целью создания искусственной монополии и препятствий конкуренции. Ведомство также контролирует слияния и поглощения, сферу государственных закупок и правдивость рекламы.

Подборка РБК Банки

Выгодные предложения от РБК Банки

Монополизм и конкуренция в практиках современных государственных переворотов | Жукова

1. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург, 2004. С. 164-165.

2. Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. № 1.

3. Рейнгольд Г. Умная толпа: новая социальная революция. М., 2006.

4. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing Without Organizations. N. Y.: Penguin books, 2008.

5. Taylor A. Occupy!: scenes from occupied America. L., 2011.

6. Jackson R. Occupy world street: a global roadmap for radical economic and political reform. Totnes, 2012.

7. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997. С. 89-91.

8. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. М., 2014.

9. Gladwell M. Small Change: Why the revolution will not be tweeted // The New Yorker. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newyorker.com/magazine/2010/10/04/small-change-malcolm-gladwell#ixzz11bUEHKu0 (дата обращения: 01.07.2015).

10. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4. С. 31-50.

11. Карпович О.Г., Манойло А.В. Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов. М., 2015.

12. Павликов С.Г. Эволюционные и «революционные» изменения государственно-правовой формации. М., 2015.

13. Наумова А.Ю., Наумов А.О., Авдеев В.Е. «Цветные революции» на постсоветском пространстве. СПб., 2013.

14. Юсупова-Фарзалиева Д.М. Информационно-коммуникативные технологии как основа «цветных революций» в современных политиях: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Пятигорск, 2012.

15. Наумова А.Ю. «Оранжевая революция» в Украине. М., 2011.

16. Бочанов М.А. «Цветные революции» как фактор трансформации внешнеполитических стратегий государств на постсоветском пространстве: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Орел, 2011.

17. Orange revolution and aftermath: mobilization, apathy, and the state in Ukraine / Ed. by P.J. D’Anieri. Washington; Baltimore, 2010.

18. Коровин В.М. Главная военная тайна США. Сетевые войны: [«цветные революции», тайные заговоры и спецоперации, подрывная пропаганда, «промывание мозгов»]. М., 2009.

19. Kuzio T. Democratic revolution in Ukraine: from Kuchmagate to Orange revolution. L.; N. Y., 2009.

20. Оранжевые сети: от Беслана до Бишкека / Отв. ред. Н.А. Нарочницкая. СПб., 2008.

21. Кара-Мурза С. Оранжевая мина. М., 2008.

22. Мирзоев С.Б. Гибель права: легитимность в «оранжевых революциях». М., 2006.

23. Иванов В. Антиреволюционер: почему России не нужна «оранжевая революция». М., 2006.

24. «Оранжевая революция». Украинская версия: Сб / Сост. М.Б. Погребинский. М., 2005.

25. Леонтьев М., Березовский В., Шайхутдинов Р., Чудинова Е., Кургинян С., Алексеев Д., Горянин А. Грозит ли России «оранжевая» революция? М. : Яуза: ЭКСМО, 2005.

26. Котляревский Ю.Л. Оранжевая революция. Глазами консультанта. Ростов н/Д., 2005.

27. Wilson A. Ukraine’s orange revolution. New Haven; L., 2005.

28. Жукова Е.Н. Неклассические организации в системе политических коммуникаций Российской Федерации на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.

29. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2007. С. 10.

30. Барбашин М.Ю., Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Сериков А.В., Хачецуков З.М. Социальное значение креативного класса в российском социуме // Гуманитарный ежегодник. 2014. № 13. С. 234.

31. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. С. 45.

32. Шарп Дж. От диктатуры к демократии: стратегия и тактика освобождения. М., 2005.

33. Шарп Дж., Дженкинс Б. Антипутч. Екатеринбург, 2005.

34. Шарп Дж. От диктатуры к демократии. Стратегия и тактика освобождения. 2-е изд. М., 2012.

35. Кошелюк М. Выборы: Магия игры. Технологии победы. М., 2000. С. 16-19.

36. Bringing down a dictator // A Force More Powerful [Электронный ресурс]. URL: http://www.aforcemorepowerful.org/films/bdd/index.php (дата обращения: 02.07.2015).

37. Лебедева И. Брокеры «мусорных революций» // Оранжевые сети: от Беслана до Бишкека. С. 48-49.

38. Свалить диктатора: фильм (2002) // YouTube [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?t=26&v=P7iEpL5oBoM (дата обращения: 04.07.2015).

39. Educational Outreach Materials: Discussion Guide. Lesson Plans // A Force More Powerful [Электронный ресурс]. URL: http://www.aforcemorepowerful.org/films/bdd/eo/index.php (дата обращения: 08.07.2015).

40. Нуланд признала, что США вложили в Украину с 1991 года 5 млрд долларов // Взгляд [Электронный ресурс]. http://www.vz.ru/news/2014/4/22/683263.html (дата обращения: 05.07.2015).

41. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка

При старой государственной монополии бары и рестораны покупали все свои спиртные напитки через государственные магазины.

Из Сиэтл Таймс