Производство и поставки российских пассажирских самолетов в 2022 году
Начало нового года – традиционное время для подведения итогов года минувшего. Начнем с производства новых российских пассажирских самолетов.
В течение 2022 года были построены и взлетели 10 серийных региональных авиалайнеров SSJ100 – это на два меньше, чем в 2021-м, когда в воздух поднялись 12 новых «Суперджетов». Общий объем выпуска самолетов SSJ100 к началу 2023 года достиг 230 машин, включая опытные экземпляры. Кроме того, минувшим летом был изготовлен и передан в конце июля на испытания в ЦАГИ ресурсный образец модифицированного SSJ-NEW.
Взлетевший в ноябре SSJ100 с заводским номером 95230 стал последним «Суперджетом», построенным с использованием импортных комплектующих – все последующие серийные самолеты будут выпускаться уже в варианте SSJ-NEW, только с отечественными бортовыми системами и компонентами. В августе на сборку поступил первый летный образец SSJ-NEW, в конце ноября – второй, а в декабре – планер для сертификационных статических испытаний, которые будут проводиться в СибНИА. Летные испытания опытных SSJ-NEW начнутся в первой половине наступившего года, а к концу года по планам должны быть готовы первые две серийные машины этого типа.
По программе МС-21 из-за принятого весной решения отказаться от поставок авиакомпаниям базовой версии МС-21-300 с импортными системами, отдав приоритет ускорению разработки и запуска в производство варианта МС-21-310 в полностью отечественной комплектации, новых самолетов в 2022 году в воздух не поднималось (в 2021 году взлетел один МС-21-300, впервые оснащенный крылом из отечественных композитов, ставший шестым летным образцом МС-21). В то же время в октябре на летные испытания поступил первый экземпляр МС-21-300, прошедший ремоторизацию на российские двигатели ПД-14. К концу года в Иркутске были состыкованы планеры трех серийных МС-21, велась сборка еще двух. Но в воздух все они, как ожидается, поднимутся только в 2024 году.
Ни одного нового Ил-96, Ту-214 и Ил-114-300 в 2022 году передать на летные испытания не получилось.
Теперь поговорим о поставках. В 2022 году в отечественные авиакомпании поступило 12 новых (ранее не эксплуатировавшихся) региональных лайнеров SSJ100 (в 2021 году – 26). Нужно напомнить, что «Взлёт» учитывает здесь только самолеты, фактически прибывшие в течение года в базовый аэропорт авиакомпании для начала выполнения пассажирских перевозок, хотя формально по документам они могли быть сданы заказчику раньше (в данном случае – в декабре 2021-го), поэтому возможно некоторое расхождение итоговых цифр с «официальными».
В число этих 12 «Суперджетов» вошли по две машины для авиакомпаний «Россия» и «Азимут» и восемь – для «Ред Вингс». Первые две получили совсем «свежие» самолеты, впервые взлетевшие в 2022 году. Парк «Азимута» пополнился бортами RA-89189 «Лена» (MSN 95225, перелетел 7 сентября в Минеральные Воды и со следующего дня приступил к выполнению регулярных рейсов) и RA-89186 «Архыз» (MSN 95222, прибыл 29 декабря во Внуково, на рейсах с 30 декабря), выпущенными в версии RRJ-95LR-100. В петербургское Пулково – базовый аэропорт «России» – 30 декабря один за другим перелетели из Жуковского оба ее новых RRJ-95B: RA-89185 «Бологое» (MSN 95221) и RA-89188 «Дзержинск» (MSN 95224), выполнившие свои первые регулярные рейсы уже в наступившем году – 6 января и 2 января соответственно.
«Ред Вингс» получила три «Суперджета» в версии RRJ-95LR-100 в январе 2022 года и следующие два – в марте. Документы по их приемке, видимо, были подписаны еще в конце декабря 2021-го, поэтому, вероятно, в «официальную» статистику поставок прошлого года их не включат. Из этих пяти машин одна – RA-89184 (MSN 95220) – «свежая», впервые взлетевшая в ноябре 2021 года. Она прибыла из Жуковского в Пулково 21 января 2022-го. Остальные четыре были построены еще в 2018 году для мексиканской компании Interjet, но передать их ей так и не успели, поэтому «Ред Вингс» стала их первым эксплуатантом. Борта RA-89155 (MSN 95164) и RA-89156 (MSN 95168) прибыли в Домодедово 13–14 января 2022 года, а первые пассажирские рейсы RA-89157 (MSN 95170) и RA-89158 (MSN 95171) состоялись в марте непосредственно из Жуковского.
Следующим RRJ-95LR-100 для «Ред Вингс» стал RA-89154 (MSN 95122), отправившийся 9 мая прямо с перекраски в Ульяновске в Екатеринбург, а позднее совершавший полеты из Домодедово. Эта машина была построена в 2017 году для ирландской CityJet, но также в эксплуатацию до передачи в «Ред Вингс» не поступала. Два заключительных для авиакомпании в прошлом году SSJ100 (также в модификации RRJ-95LR-100) были поставлены ей в конце декабря. Впервые взлетевший в феврале 2022-го самолет, получивший регистрацию RA-89187 (MSN 95223), выполнил первый пассажирский рейс по расписанию «Ред Вингс» из Жуковского 2 января 2023 года, но, судя по имеющимся фотографиям, пока имеет простую белую окраску без логотипов авиакомпании. Другим, вероятно, стал RA-89190 (MSN 95226), облетанный в Комсомольске-на-Амуре в конце июня. Пока он, судя по всему, остается в Жуковском и на линии еще не выходил.
Кроме 12 ранее не эксплуатировавшихся SSJ100 российские авиакомпании получили в 2022 году три самолета, успевших полетать у других перевозчиков. Парк «Ред Вингс» 30 июня пополнился бортом RA-89007 (MSN 95015) базовой модификации RRJ-95B выпуска 2011 года, использовавшимся в 2012–2014 годах «Аэрофлотом», а затем, до октября 2015-го, на чартерных рейсах авиакомпании «Центр-Юг» в интересах ЗАО «Атлас Джет». Аналогичный 11-летний RRJ-95B с регистрационным номером RA-89004 (MSN 95012) и такой же историей получил в конце года и «Азимут» – с 30 декабря он приступил к выполнению регулярных рейсов из аэропорта Минеральных Вод. Но в отличие от «собрата» в «Ред Вингс», перекрашенного просто в белый цвет, RA-89004 получил полную ливрею «Азимута» и имя собственное «Индигирка».
Незадолго до этого в парк «Азимута» поступил конвертированный в версию RRJ-95LR-100 реэкспортный RRJ-95B-100 (MSN 95105) выпуска 2016 года, поставленный тогда ирландской CityJet и летавший под регистрацией EI-FWD с марта 2017-го по декабрь 2018-го на рейсах Brussels Airlines. С 21 декабря этот самолет, введенный в российский реестр под номером RA-89162, работает на маршрутах «Азимута» с базированием в Минеральных Водах.
Помимо этого, в июне прошлого года в российский реестр гражданских воздушных судов вернулся первый серийный RRJ-95LR-100 (MSN 95060), построенный в 2014 году для «ЮТэйр», но после ее отказа от закупок «Суперджетов» превращенный в бизнес-версию и эксплуатировавшийся в Казахстане компанией Comlux KZ под регистрацией UP-SJ001. Новым оператором этого бизнес-джета, снова получившего исходный российский регистрационный номер RA-89033, стала авиакомпания «РусДжет».
В результате, к началу 2023 года парк SSJ100 в российской гражданской авиации достиг 160 самолетов. Самым крупным их эксплуатантом является авиакомпания «Россия» (76 машин в версии RRJ-95B): кроме поставок новых «Суперджетов» она почти завершила получение бортов, ранее летавших в «Аэрофлоте» – у того сейчас формально остается всего два RRJ-95B (RA-89027 и RA-89042), фактически уже не летающие на его рейсах с мая и февраля прошлого года. На второе место вышла «Ред Вингс» с 20 бортами (включая два RRJ-95B, один из которых бизнес-джет RA-89053, остальные 18 – RRJ-95LR-100). На третьем – «Азимут» с 19 самолетами (один RRJ-95B, пять RRJ-95B-100, остальные 13 – RRJ-95LR-100).
Далее следуют «Ямал» и «Газпром авиа» – 15 и 10 машин соответственно (все – RRJ-95LR-100). В «ИрАэро» эксплуатируется семь SSJ100 (два RRJ-95B и пять RRJ-95LR-100), в «Северстали» – четыре (RRJ-95B-100). В сертификате эксплуатанта «Якутии», по официальным данным Росавиации, сейчас числятся всего два RRJ-95LR-100, хотя у нее имеются еще три самолета (пара RRJ-95B и один RRJ-95LR-100), но они уже довольно давно находятся в нелетном состоянии. Еще пять «Суперджетов» работают в нашей гражданской авиации в специальных вариантах: пара RRJ-95LR-100 – в АСК МЧС России, два RRJ-95B – в СЛО «Россия» и один RRJ-95LR-100 – в авиакомпании «РусДжет».
Помимо «Суперджетов» парк отечественной гражданской авиации в 2022 году пополнился еще двумя новыми самолетами российского производства. Но это машины не для «обычных» пассажиров, а в специальном исполнении, поступившие в СЛО «Россия». Обе впервые взлетели еще в 2021 году, но в эксплуатацию были сданы только в прошлом: Ту-214 (RA-64534) – в июле, Ил-96 (RA-96024) – в декабре.
Стоит упомянуть и еще об одном пассажирском самолете, вошедшем (а точнее вернувшемся) в состав гражданской авиации России в прошлом году: в конце осени в эксплуатацию поступил конвертированный в VIP-версию по заказу Рособоронэкспорта Ту-204-300 (RA-64039), до 2014 года летавший во «Владивосток Авиа» (он был построен еще в 2005 году). Первый полет его после конвертации состоялся 2 августа 2022 года, и 11 ноября он перелетел из Ульяновска в московское Внуково. По данным Росавиации, его эксплуатантом стала авиакомпания «Ред Вингс», уже оперирующая одним самолетом подобного назначения – Ту-204-100В (RA-64014).
Статистика Минтранса: сколько у России сейчас самолетов и каких
29.04.2022
В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года, подготовленной Минтрансом РФ, приведена достаточно подробная статистика по состоянию авиационного парка российских авиакомпаний на 20 апреля 2022 года. 95% всего пассажирооборота выполняются на самолетах зарубежного производства.
НА ИНОСТРАННЫЕ САМОЛЕТЫ ПРИХОДИТСЯ 95% ВСЕГО ПАССАЖИРООБОРОТА
Согласно статистике Минтранса, приведенной в тексте проекта комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (есть в распоряжении редакции) к 20 апреля 2022 парк коммерческих самолетов всех российских авиакомпаний насчитывал 1 287 единиц.
Что касается «прописки» самолетов, то в иностранных реестрах на 20 апреля оставались зарегистрированными 176 воздушных судов, а в российском реестре – 1 111.
Из общего количества самолетов (т.е. 1 287) – только 1 101 пассажирских. Остальные – это грузовые самолеты (84), бизнес-джеты (42), а также 60 самолетов (предположительно) госавиации – в тексте они обозначены как «фактически не участвующие в коммерческих перевозках (в т.ч. эксплуатирующиеся в авиакомпании ФБГУ «СЛО «Россия»)».
По данным Минтранса РФ, доля самолетов зарубежного производства в коммерческом парке пассажирских самолетов на 20.04.2022 составляет 67,1%, но на них приходится около 95% пассажирооборота (то есть самолетов отечественного производства относительно много, но это в основном малые самолеты, перевозящие совсем немного пассажиров).
Указывается также, что российскими авиакомпаниями более 700 самолетов получено в лизинг от иностранных лизингодателей (с учетом цифр, приводимых ниже, ясно, что в это количество входят и грузовые самолеты).
ОСНОВНАЯ ЦИФРА «БОЛЬШОЙ АВИАЦИИ»: 801
Однако 1101 пассажирских самолетов – это все самолеты, включая малую и региональную авиацию. Но в основном парке их меньше. В Минтрансе подсчитали, что в конце 2021 г. в коммерческой эксплуатации всех российских авиакомпаний находились 714 пассажирских самолетов емкостью от 50 до 300 кресел, «формирующих основу провозной способности коммерческих пассажирских авиакомпаний».
Из этого количества магистральных широкофюзеляжных самолетов – 3 (три потому что тут учтены только самолеты емкостью до 300 кресел, но есть и воздушные суда и с большим количеством мест, и всего российские перевозчики эксплуатировали более 90 широкофюзеляжных самолетов), магистральных узкофюзеляжных – 693, региональных самолетов – 18. Вместе с крупными широкофюзеляжными лайнерами получается цифра 801
БОЛЬШЕ ТРЕХ ЧЕТВЕРТЕЙ ОСТАВШИХСЯ САМОЛЕТОВ БОЛЬШОЙ ПАССАЖИРСКОЙ АВИАЦИИ – ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Приведена раскладка и по маркам самолетов. Из 801 самолетов «основной авиации» воздушных судов производства Airbus в конце 2021 года насчитывалось 298, производства Boeing – 236, прочих самолетов иностранного производства (Embraer и пр.) – 23.
Следует однако учесть, что все это – данные на «конец 2021 года». А по данным Минтранса, неоднократно приводимых в открытой печати, 78 самолетов (все они, естественно, иностранного производства, арестованы по требованиям лизингодателей за рубежом). Это означает, что всего в российской «основной пассажирской авиации» сейчас есть не 801, а только 723 самолета.
Самолетов российского производства – 157 из 723 или 21,7%. Но этих 157 86% или 136 – это «Сухой Суперджет» (SSJ-100). А это, увы, означает, что и «российская» часть авиапарка очень сильно зависит от поставок иностранных комплектующих.
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ САМОЛЕТОВ В РОССИИ – ОКОЛО 10,5 ЛЕТ
Минтрансом приведена также довольно любопытная статистика по возрасту самолетов российских авиакомпаний.
«Средний возраст пассажирских самолетов коммерческих авиакомпаний составляет около 10,5 лет, в том числе по наиболее массовым типам ВС: А 321nэо/320neо – 1,9 лет; А 321/320 – 11 лет; А 319 – 17,2 лет; B 767-200 – 20,5 лет; B 757-200 – 23 года; B 737-800/900 – 9,8 лет; B 737-700/500/400/300 – 22,2 года; SSJ-100 – 4,3 года; Як-42 – 28,3 года», – говорится в проекте документа.
СКОЛЬКО АВИАКОМПАНИЙ В РОССИИ, КТО В ЛИДЕРАХ, СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ ОНИ ПЕРЕВОЗЯТ
Минтранс насчитал в России 260 действующих аэропортов и посадочных площадок, через которые осуществляются авиаперевозки, и 110 авиакомпаний (имея в виду авиапредприятия с действующими сертификатами эксплуатанта коммерческой гражданской авиации).
Российский рынок авиаперевозок характеризуется высокой концентрацией авиаперевозок, указывает Минтранс.
По его данным на группу «Аэрофлот» (включая также дочерние авиакомпании «Россия» и «Победа») пришлось 43,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях (это больше, чем в 2020 г. – тогда у всей группы была доля в 41,2%).
В целом на 6 крупнейших российских авиаперевозчиков («Аэрофлот», «Россия», «Победа», S7 Group, Utairи Уральские Авиалинии) приходится 69,6% общего пассажирооборота на внутренних и международных воздушных линиях. Если брать 15 ведущих авиакомпаний, то их доля в общем пассажирообороте достигла по итогам 2021 г. цифры в 95,5%. Наконец, 35 крупнейших пассажирских авиакомпаний РФ в целом занимают 99,9 % рынка пассажирских воздушных перевозок.
За 2021 год все авиакомпании России, по статистике Минтранса, перевезли 111 млн пассажиров, из них на международных воздушных линиях 23,5 млн, а на внутренних воздушных линиях 87,5 млн пассажиров.
В 2021 г. внутри РФ обслуживалось около 4340 авиамаршрутов, но реально имела значение только одна десятая часть (480 маршрутов): на них пришлось 95% от всего внутреннего пассажиропотока.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: flickr.com (лицензия Creative Commons)
ВНИМАНИЕ:
Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России — вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать наши новости можно в официальном канале АТОР в Telegram (там не только они), в сообществе АТОР «ВКонтакте» и в официальной группе АТОР в «Одноклассниках».
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Россия
авиакомпании
статистика
Аэрофлот приобретет более 60 новых российских самолетов к 2025 году
Не секрет, что российская авиация, после санкций, введенных против страны после ее агрессивной войны против Украины, находится в затруднительном положении, когда дело доходит до управления флотом и обслуживание. Тем не менее, ее авиастроительная промышленность проявляет новое рвение, когда дело доходит до создания отечественных альтернатив.
На встрече с президентом Владимиром Путиным в среду, 11 января, вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что «Аэрофлот» планирует принять более 60 новых самолетов в ближайшие несколько лет. Точные данные о самолетах, которые должны быть доставлены государственной авиакомпании: 34 Sukhoi Superjets, 18 Irkut MC-21 и 11 Туполев Ту-214, всего 63 самолета.
Новый самолет будет профинансирован Фондом национального благосостояния (ФНБ) в размере 175 миллиардов рублей (примерно 2,6 миллиарда долларов). Деньги будут предоставлены со сниженной процентной ставкой в размере 1,5% и «без чрезмерных требований по окупаемости» в связи со «стратегической важностью» проекта.
Как сообщает государственное информационное агентство ТАСС, г-н Мантуров заявил на встрече, что,
«Минэкономразвития готовит соответствующие изменения в нормативную базу. Как только эта работа будет завершена в ближайшее время, Минфин перечислит средства лизингодателю за счет погашения облигаций.»
Лизингодатель, о котором идет речь, называется «Авиакапитал-сервис» и является дочерним предприятием государственной аэрокосмической зонтичной корпорации «Ростех» (та же материнская компания, которая управляет компаниями «Сухой», «Иркут» и «Туполев», а также другими аэрокосмическими и оборонными брендами под названием United Aircraft корпорация).
Фото: Vaala/Shutterstock
Sukhoi Superjet
Речь идет о SSJ-100NEW, т.е. об «импортозамещенном» варианте, не полагающемся на иностранные детали, который в настоящее время собирается и проходит испытания до конец месяца. Поставки могут начаться уже до конца 2023 года. Пока ожидается, что к 2024 году будет производиться около 20 новых, полностью отечественных версий самолета в год. Вместо двигателей PowerJet от совместного предприятия российского производителя двигателей НПО «Сатурн» и французской Safran, он будет оснащен двигателями «Авиадвигатель ПД-8».
Получайте все последние авиационные новости прямо здесь, на сайте Simple Flying
МС-21
Новый узкофюзеляжный самолет ОАК, Иркут МС-21, был замечен в ливрее своего стартового заказчика, ОАО «Российские авиалинии» (также входящего в Группа «Аэрофлот»), а экипаж перевозчика приступил к тренировкам на самолете. Однако не ожидается, что он поступит на вооружение до 2025 года. Первоначальный вариант был известен как МС-21-300, но он не поступит на рынок, поскольку «Иркут» отказался от варианта двигателя Pratt & Whitney из-за санкций. Вместо этого МС-21-310 будет предлагаться авиакомпаниям, оснащенным отечественным «Авидодвигателем» ПД-14. Производитель надеется выйти на производительность 36 единиц в месяц9.0003
Фото: ОАК. Однако после поворота, вызванного необходимостью отказа от Boeing и Airbus, производство перезагружается, чтобы обеспечить коммерческие перевозчики пассажирскими самолетами. Поставки планируется начать в 2023 году, а к 2025 году Туполев запланировал выпуск 10 единиц в год.
Что вы думаете о планах Аэрофлота по флоту? Оставьте комментарий ниже и поделитесь своими идеями.
Источник: ТАСС
Россия подтверждает поставку 20 Ту-214 в год, включая грузовую версию с тех пор, как Путин почти год назад начал агрессивную войну против Украины. Введенные санкции вынудили Россию найти «импортозамещающие» решения для уже реализуемых проектов самолетов, таких как Sukhoi SSJ-100 и его новый узкофюзеляжный претендент MC-21.
Тем временем, чтобы удовлетворить спрос российских авиакомпаний на новые самолеты, руководство приняло решение о наращивании производства еще одного самолета — Туполев Ту-214, ранее выпускавшегося только по спецзаказу.
Во вторник, 7 февраля, в Москве стартовала десятая Всероссийская выставка инфраструктуры гражданской авиации (сокращенно НАИС от русского названия). Как сообщает российское государственное информационное агентство ТАСС, глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь сообщил журналистам, что выпуск самолета Ту-214 планируется увеличить до 20 единиц в год.
Об этом сообщил журналистам г-н Слюсарь на месте,
«Работаем. Делаем грузовой и укороченный вариант для полетов на Дальний Восток. Постепенно будем наращивать производство.»
Кроме того, глава ОАК сообщил, что коммерческие серийные поставки Ту-214, МС-21-310 и SSJ-NEW должны начаться в 2024 году. Между тем, генеральный директор Аэрофлота Сергей Александровский заявил, что ожидает свою авиакомпанию group получит первую отечественную версию Superjet в декабре этого года.
Ту-214 — вариант советской разработки Ту-204, оба среднемагистральные двухмоторные узкофюзеляжные с максимальной вместимостью 210 пассажиров. Ту-214 — вариант с увеличенной полной массой, на котором установлены дополнительные топливные баки. Обе версии самолета, совершившего первый полет в 1989 году, оснащены турбовентиляторными двигателями ПС-90.
Планы по обновлению программы формировались в течение последнего года. Первоначально производство будет постепенно увеличиваться до десяти единиц в год, чтобы к 2026 году достичь намеченных 20 единиц. Вы можете спросить, почему не больше, поскольку Россия предвидит потребность в 1000 новых гражданских самолетов к 2030 году. Как выразился министр промышленности и торговли страны , Денис Мантуров, стоимость программы была бы просто завышена.
Байкал набирает обороты.
Еще один тип российского самолета, о котором мы, возможно, не так много говорим здесь, в Simple Flying, так как это служебный самолет, а не коммерческий пассажирский лайнер, — это Байкал. Одномоторный многоцелевой самолет совершил свой первый полет чуть более года назад, 30 января 2022 года. Он призван заменить устаревший Ан-2 советской постройки, имеет полезную нагрузку две тонны и дальность полета до 1500 км.