3. Экономическая монополия и ее формы
Монополия, в широком смысле слова, — это такая модель рынка, при которой число продавцов одноименного товара становится таким небольшим, что они получают возможность влиять на цену своего товара. В узком смысле слова, — это рыночный субъект, который не имеет конкурентов.
Монополия может рассматриваться как ситуация на рынке, которая позволяет получать монопольную прибыль вследствие контроля над продажной ценой производимого товара или услуги.
С позиций экономического содержания необходимо выделить три вида монополий: естественную, искусственную и случайную.
Естественная
монополия возникает
вследствие технологических потребностей
развитых производительных сил. Это,
например, железнодорожный транспорт,
трубопроводы, электроэнергетика и ряд
других видов деятельности, которые
требуют высокой концентрации
производства. Развиваться эта монополия
может на основе любой формы собственности,
лишь бы она была в состоянии обеспечить
удовлетворение данных потребностей
общества.
Проникновение других производителей в естественные монополии затруднено, в связи с чем монополии удерживают господствующее положение, власть над рынком данного товара.
Искусственная монополия складывается как результат внеэкономического вмешательства государства или каких-либо других структур, которые при определенных условиях могут стать тормозом общественного прогресса.
Наконец, случайная
монополия возникает
как результат превышения спроса над
предложением. Она носит временный
характер, но при выполнении двух
условий: во-первых, если движение
экономики подчиняется естественным
законам рынка, во-вторых, если эта
временная ситуация не закрепляется
искусственно. В противном случае —
случайная монополия перерастает в
искусственную.
Исчерпывающе процесс превращения естественной монополии в искусственную проанализирован в работах В.И. Ленина, посвященных империализму. В них монополия показана как разрушительная сила, как фактор, сдерживающий НТП. Не менее ярким примером такого рода экономической монополии являлась практика министерств и ведомств в период господства командно-административной системы. Монополия, которая охраняется искусственно, тяготеет к абсолютной.
Необходимо
подчеркнуть, что различия между указанными
формами монополий достаточно условны.
Так же сложно среди них выделить абсолютно
полезные формы или отрицательные. В
современной экономической практике
можно найти массу примеров положительного
воздействия искусственной монополии
(функционирование государственного
сектора экономики в странах с развитыми
рыночными отношениями) и негативных
результатов существования естественной
монополии. Например, низкая рентабельность
и государственных, и частных железнодорожных
компаний в Англии и Японии.
Крупные компании или их объединения, которые сосредоточивают в своей экономической и хозяйственной власти значительную часть производства и сбыта товаров и услуг называются монополией или монополистическим объединением. Господствующее положение на рынке позволяет им диктовать потребителю условия и устанавливать монопольные цены, являющиеся основой монопольной прибыли.
Стремясь уменьшить ущерб, наносимый монополией, общество создает систему мер по поддержанию конкурентных отношений на рынке, которые составляют содержание антимонопольного законодательства стран с рыночной экономикой. Например, в США в 1890 году был принят антитрестовский закон Шермана. Он признает незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Этот закон был в дальнейшем усовершенствован и действует по сей день.
Поскольку уровень
развития конкуренции находится в
обратной связи со степенью монополизации
рынка, в целях осуществления политики
демонополизации экономики в Российской
Федерации принят закон «О конкуренции
и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках».
Этот
законодательный акт запрещает соглашение
между конкурирующими фирмами, если оно
приведет их к доминирующему положению
на рынке данного товара. В том числе
запрещаются действия, которые направлены
на раздел рынков сбыта, установление
общих цен, ограничение доступа на
рынок другим фирмам и др. При этом
доминирующей признается фирма, доля
товаров которой на рынке превышает 35%,
что обеспечивает до 1/3 рыночной власти.
Для сравнения отметим, что для США этот
критерий составляет 15% . Таким образом,
российское законодательство мало
препятствует монополистическим
структурам.
Однако и в условиях ограничения монополий им удается проводить определенную рыночную политику, осуществляя различными методами контроль над ценами. Одним из основных методов координации цен является лидерство в ценах.
Единство в ценах
достигается посредством установления
«единых прейскурантных цен» на
однородную продукцию со сходными
потребительскими параметрами и
одинакового качества. Лидирующая
компания, опираясь на свои экономические
преимущества, пользуется правом
определения таких цен, исходя из
собственных интересов эффективности
производства.
Эти цены получили название «лидирующих» цен, или «административных».
В целом лидирующая цена координирует не только сферу реализации. Она ведет к согласованию производственных программ ведущих компаний отрасли и позволяет им контролировать объем предложений. Данная система действует более или менее устойчиво в таких отраслях, как черная металлургия, автомобильная, химическая, нефтеперерабатывающая промышленность и др. Контроль над ценами служит гарантией против убытков. Таким образом, лидирующая цена начинает выполнять функцию точки равновесия, то есть функцию общественной цены производства.
К лидерству в ценах близка система, получившая название «выбор согласованных правил поведения», когда ограниченное число компаний, действующих на одном рынке, договаривается о согласовании действий в области ценообразования: о единой системе учета издержек, единых, качественных спецификациях и т.п. В практике ценообразования эти методы дополняют друг друга.
Согласование
действий в области ценовой политики не
исключает конкуренции ценами.
МОНОПОЛИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. И. Колганов
МОНОПО́ЛИЯ (от моно… и греч. πωλέω – продавать) экономическая, ситуация (положение), когда производитель или продавец поставляет (выпускает) настолько значит. часть товаров или услуг определённого вида, что это позволяет ему влиять на отклонение цен на них от равновесного уровня путём установления монопольных цен и извлекать монопольную прибыль.
М. может реализоваться и как монополия покупателя – в этом случае она называется монопсонией.
Экономич. М. отличается от монополий, основанных на внеэкономич. преимуществах (адм. привилегиях, обладании уникальными природными ресурсами и т. п.), тем, что её монопольные позиции на рынке формируются на основе действия экономич. законов. Она возникает в условиях капиталистич. экономики, когда товарное (рыночное) произ-во начинает приобретать крупные масштабы. М. формируется прежде всего на базе действия тенденции концентрации произ-ва и капитала, основанной на конкурентных преимуществах, приобретаемых в силу эффекта экономии от крупного масштаба произ-ва. Кроме того, для капиталистич. хозяйства характерно наличие естественных монополий, которые возникают в отраслях, где монопольная организация произ-ва заведомо эффективнее конкурентной.
М. не всегда связана лишь с крупным произ-вом. Небольшое произ-во на локальном рынке может также играть монопольную роль, если для потребителей велики издержки выхода на др. рынки или поиска товаров-заменителей. Кратковременно эффект М. может возникать и в произ-ве сравнительно небольших масштабов при использовании здесь к.-л. уникальных преимуществ (напр., особо эффективных нововведений, освоения принципиально новых продуктов и т. п.). Однако по мере освоения таких преимуществ и др. предпринимателями М. этого вида размывается и исчезает.
Возникновение и развитие М. как массового явления относится к кон. 19 – нач. 20 вв. Помимо пром. М., возникали и банковские, которые начали сращиваться с первыми, что привело к образованию финансового капитала. Этим было положено начало действию тенденции преобладания финансового капитала над промышленным.
Очень скоро обнаружилось, что М. начинают использовать для укрепления своей монопольной власти в экономике не только экономические, но и внеэкономич. методы, включая и воздействие на гос. аппарат, методы прямой коррупции. М. стремились полностью исключить всякую конкуренцию в отраслях, в которых они оперировали, вытесняя средний и мелкий бизнес. Это вызвало ответную реакцию – появилось антимонопольное законодательство с целью гос. защиты конкурентных условий на рынках.
Наличие частных М. стало оказывать деформирующее влияние на конкурентный механизм поддержания сбалансированности капиталистич. экономики. Особенно сильно их разрушительное влияние проявилось в период Великой депрессии, что повлекло за собой применение методов гос. регулирования произ-ва, а впоследствии и огосударствление ряда монополий. Так, после 2-й мировой войны в ряде европ.
стран были национализированы крупнейшие металлургические, угольные, машиностроительные (в т. ч. автомобильные, авиационные и производящие воен. технику и вооружение) предприятия – в Великобритании была национализирована угольная отрасль, во Франции – автомобильный завод «Рено» и т. д.
В послевоенный период М. в чистом виде (когда рынок захвачен одним производителем или продавцом на 100% или почти на 100%) стала довольно редким явлением. При этом ситуация чистой М. вытеснена такими случаями, когда монопольное положение на рынке занимает не одна, а неск. фирм, что стало характеризоваться термином олигополия. Однако, несмотря на антимонопольное законодательство, М. не исчезли, а в ряде случаев их существование прямо опирается на поддержку государства – как правило, в тех случаях, когда М. позволяют захватить доминирующие или хотя бы влиятельные позиции на мировом рынке (так, в России крупный гос.
холдинг Объединённая авиастроительная корпорация создан в условиях, когда две компании – «Боинг» и «Эрбас индастрис» – контролируют ок. 90% мирового произ-ва дальнемагистральных пассажирских самолётов). Промежуточным между чистой М. и олигополией является ситуация доминирования на рынке, что также позволяет извлекать монопольную прибыль. Рос. антимонопольное законодательство относит к доминирующим компаниям такие, доля которых на рынке превышает 35%.
Ч. 9 Введение в монополию – принципы экономики 3e
Рисунок
9.1
Политическая власть хлопковой монополии
В середине девятнадцатого века Соединенные Штаты, особенно южные штаты, имели почти монополию на хлопок, который они поставляли в Великобританию. Эти штаты пытались превратить эту экономическую мощь в политическую, пытаясь склонить Великобританию к официальному признанию Конфедеративных Штатов Америки. (Источник: модификация «хлопка!» от ashley/Flickr, CC BY 2.
Цели главы
В этой главе вы узнаете о:
- Как формируются монополии: Барьеры для входа
- Как максимизирующая прибыль монополия выбирает выпуск и цену
Принеси это домой
Остальное уже история
Многие из начальных тематических исследований были сосредоточены на текущих событиях. Это шаг в прошлое, чтобы наблюдать, как монополия или почти монополия помогли сформировать историю. Весной 1773 года Ост-Индская компания, фирма, которая в свое время была признана «слишком большой, чтобы обанкротиться», испытывала финансовые трудности. Чтобы помочь обанкротившейся фирме укрепиться, британский парламент санкционировал Закон о чае. Закон сохранил налог на чай и сделал Ост-Индскую компанию единственным законным поставщиком чая в американские колонии. К ноябрю жители Бостона сыты по горло. Они отказались разрешить выгрузку чая, сославшись на свою основную претензию: «Никакого налогообложения без представительства».
Перенеситесь во времени в 1860 год — канун Гражданской войны в США — к другому почти монопольному поставщику, имеющему историческое значение: хлопковой промышленности США. В то время южные штаты поставляли большую часть импортируемого Великобританией хлопка. Юг, желая выйти из Союза, надеялся использовать высокую зависимость Великобритании от своего хлопка для формального дипломатического признания Конфедеративных Штатов Америки.
Это подводит нас к теме этой главы: фирма, контролирующая все (или почти все) поставки товара или услуги — монополия. Как монопольные фирмы ведут себя на рынке? Есть ли у них «сила»? Может ли эта сила иметь непреднамеренные последствия? Мы вернемся к этому случаю в конце главы, чтобы увидеть, как чайная и хлопковая монополии повлияли на историю США.
Многие считают, что высшие руководители фирм являются самыми ярыми сторонниками рыночной конкуренции, но это мнение далеко от истины.
Подумайте об этом так: если бы вы очень сильно хотели выиграть олимпийскую золотую медаль, что бы вы предпочли: быть намного лучше всех или соревноваться со многими спортсменами, не уступающими вам? Точно так же, если вы хотите достичь очень высокого уровня прибыли, вы бы предпочли управлять бизнесом с небольшой конкуренцией или вообще без нее или бороться с множеством жестких конкурентов, которые пытаются продавать вашим клиентам? К настоящему моменту вы, возможно, уже прочитали главу о совершенной конкуренции. В этой главе мы исследуем противоположную крайность: монополию.
Если совершенная конкуренция — это рынок, на котором фирмы не имеют рыночной власти и просто реагируют на рыночную цену, то монополия — это рынок без конкуренции, а фирмы обладают значительной рыночной властью. В случае монополии одна фирма производит всю продукцию на рынке. Поскольку монополия не сталкивается с серьезной конкуренцией, она может устанавливать любую цену, которую пожелает, в зависимости от кривой спроса.
Хотя монополия по определению относится к одной фирме, на практике люди часто используют этот термин для описания рынка, на котором одна фирма просто имеет очень большую долю рынка. Это, как правило, определение, которое использует Министерство юстиции США.
Несмотря на то, что настоящих монополий очень мало, мы имеем дело с некоторыми из них каждый день, часто даже не осознавая этого: Почтовая служба США, ваши электрические компании и компании по вывозу мусора — вот несколько примеров. Некоторые новые лекарства производятся только одной фармацевтической фирмой, и для этого лекарства может не существовать близких заменителей.
С середины 1990-х до 2004 года Министерство юстиции США преследовало корпорацию Microsoft за включение Internet Explorer в качестве веб-браузера по умолчанию в свою операционную систему. Аргумент Министерства юстиции заключался в том, что, поскольку Microsoft обладает чрезвычайно высокой долей рынка операционных систем в отрасли, включение бесплатного веб-браузера представляет собой недобросовестную конкуренцию другим браузерам, таким как Netscape Navigator.
Поскольку почти все использовали Windows, включая Internet Explorer, у потребителей не было стимула изучать другие браузеры, а конкуренты не могли закрепиться на рынке. В 2013 году система Windows работала более чем на 90% наиболее часто продаваемых персональных компьютеров. В 2015 году федеральный суд США отклонил антимонопольные обвинения в том, что у Google было соглашение с производителями мобильных устройств, чтобы сделать Google поисковой системой по умолчанию.
Эта глава начинается с описания того, как монополии защищены от конкуренции, включая законы, запрещающие конкуренцию, технологические преимущества и определенные конфигурации спроса и предложения. Затем обсуждается, как монополия будет выбирать объем производства, максимизирующий прибыль, и какую цену устанавливать. В то время как монополию должно беспокоить, будут ли потребители покупать ее продукцию или тратить свои деньги на что-то совершенно другое, монополисту не нужно беспокоиться о действиях других конкурирующих фирм, производящих его продукцию.
В результате монополия не является получателем цены, как совершенно конкурентная фирма, а вместо этого обладает некоторой властью выбирать свою рыночную цену.
Чистая монополия: экономические эффекты
При изучении экономики чистой конкуренции было показано, что для каждой фирмы спрос абсолютно эластичен. Следовательно, каждая фирма может продавать все, что она хочет, по рыночной цене, поэтому каждая отдельная фирма будет максимизировать свою прибыль за счет увеличения производства до тех пор, пока предельные издержки не сравняются с ценой. Однако из-за конкуренции неэффективные фирмы вытесняются и в отрасль привлекаются более эффективные фирмы, поэтому они производят свой продукт с минимальными средними совокупными затратами. При чистой конкуренции:
Цена = Предельные затраты = Минимальные средние общие затраты (ATC)
Поскольку продукт производится с минимальным возможным ATC, конкурентный рынок достигает эффективности производства . Кроме того, поскольку продукт продается по самой низкой возможной цене, конкуренция также достигает эффективности распределения , поскольку более низкая цена не только позволяет наибольшему числу потребителей пользоваться продуктом, но и максимизирует потребительский излишек.
Однако, как показано в предыдущей статье, монополист не устанавливает цену равной своим минимальным средним совокупным издержкам, а устанавливает предельный доход равным предельным издержкам.
Предельный доход (MR) = Предельные издержки (MC)
Следовательно, монополия не достигает эффективности производства. Более того, монополист выбирает цену на кривой спроса, соответствующую точке, где предельный доход = предельным издержкам, что является более высокой ценой, чем когда цена = минимальным средним совокупным издержкам. Следовательно, монополия также не достигает эффективности распределения, поэтому многие люди не будут пользоваться продуктом из-за его более высокой цены, а те, кто его купит, получат меньший потребительский излишек. Более высокая цена монополии похожа на частный налог , демонстрирующий те же безвозвратные потери, что и большинство налогов.
Недостатки монополии для общества
Поскольку потребители монопольного продукта платят более высокую цену, чем они заплатили бы на конкурентном рынке, происходит передача дохода от потребителей владельцам монополии.
В целом владельцы бизнеса, включая акционеров, как правило, богаче, чем покупатели монопольного продукта, поэтому это приводит к передаче доходов от более бедных людей к более богатым, создавая большее неравенство, чем в противном случае.
Другим большим недостатком монополии является то, что она часто не стремится улучшить свою продукцию больше, чем это необходимо, поскольку для этого нет стимула. На самом деле, может быть стимул не делать этого. Хорошим примером этого является Microsoft. Поскольку у нее есть монополия на пакет офисных программ и операционных систем, она вносит лишь небольшие улучшения в каждую версию Microsoft Office и Windows, чтобы люди продолжали покупать обновления. Другим хорошим примером того, как монополия может сократить инновации, является снова рассмотрение Microsoft с ее браузером Internet Explorer. В течение 19В 90-х годах Microsoft подавил Netscape, предложив свой браузер как часть операционной системы, и утверждал в суде, что они не берут за него плату, потому что он был частью операционной системы.
Хотя многие люди ненавидели Internet Explorer 6 из-за множества недостатков и не использовали отраслевые стандарты для HTML, CSS и JavaScript, Microsoft, тем не менее, не стала бы тратить много денег на улучшение продукта, потому что они раздавали его бесплатно. , поэтому улучшение браузера не принесет дополнительного дохода. Только когда другие компании начали разрабатывать браузеры, которые были намного лучше, чем Internet Explorer, такие как Firefox, Google Chrome, Opera и Apple Safari, Microsoft начала тратить намного больше денег на разработку Internet Explorer, потому что не хотела терять свое доминирующее положение. как основной инструмент, который люди используют для работы в Интернете. (В конце концов, Microsoft прекратила разработку Internet Explorer после того, как ее доля на рынке была подорвана браузером Google Chrome, который является доминирующим браузером по состоянию на 2018 год. Чтобы оставаться конкурентоспособным и соответствовать отраслевым стандартам, Microsoft разработала свой браузер Edge, чтобы заменить Internet Explorer.
, начиная с Windows 10.)
Некоторые монополии продолжают исследования и разработки, потому что барьеры для входа в отрасль могут быть недолговечными, что верно, например, в случае патентов, поэтому фармацевтические компании постоянно тратят миллиарды долларов каждый год на разработку новых лекарств. .
Монополии также часто используют правовую систему, чтобы помешать потенциальным конкурентам, особенно в отношении патентов. Даже когда монополист не имеет сильной правовой позиции, непомерная стоимость защиты от патентного иска в большинстве стран может эффективно подавлять конкуренцию.
Неэффективность затрат монополии
Конкурентные фирмы обычно должны производить свой продукт с наименьшими средними общими затратами; в противном случае их выгоняют из бизнеса. Однако у монополии таких опасений нет, поскольку она имеет высокие входные барьеры для защиты своего положения. Таким образом, монополисты часто не действуют нигде на кривой минимальных средних общих издержек, а обычно действуют в какой-то точке выше, называемой X-неэффективностью .
Хотя X-неэффективность снижает прибыль монополистов, тем не менее она сохраняется, поскольку менеджеры чувствуют себя комфортно на своей работе, они не желают идти на риск и у них нет стимула разрабатывать новые продукты. Часто работу дают подхалимским работникам, а не компетентным людям.
Монополии тратят много денег на поддержание своей монополии, что увеличивает средние общие затраты на производство продукта. Тем не менее монополии настолько прибыльны, что готовы тратить деньги на поддержание монополии даже за счет общества. Например, фармацевтические компании часто используют юридические маневры, чтобы расширить патентную защиту своих лекарств, или, как Microsoft, они участвуют в судебных баталиях и связях с общественностью, чтобы сохранить свою монополию как можно дольше. Эти маневры часто называют стремление к ренте , потому что монополисты стремятся сохранить свою экономическую ренту, избыточную сумму, заработанную исключительно из-за монополии.
Регулирование монополий
Когда возникает монополия, как должно действовать правительство? Это зависит.
Если это естественная монополия, когда один поставщик может предоставить продукт или услугу по сниженной цене, то правительство может регулировать цены, которые оно может взимать, как в случае с природным газом и электричеством. Если компания добилась своей монополии антиконкурентными средствами, то правительство может заставить ее прекратить различные методы ведения бизнеса, которые используются для сохранения ее монополии. Microsoft, например, запрещено делать различные вещи, хотя компании было разрешено продолжать устанавливать высокие цены на свои операционные системы Windows и программное обеспечение Microsoft Office.
В конце концов, монополисты теряют свое господство из-за изменений в технологии и из-за самоуспокоенности ее менеджеров. Опять же, Microsoft является отличным примером. Несмотря на то, что она получает огромную прибыль, в последнее десятилетие компания в значительной степени находилась в застое, будучи не в состоянии конкурировать в новых областях, таких как предоставление программного обеспечения для мобильных устройств.
