Основные экономические зоны: виды и цели особых экономических зон, особая и свободная экономическая зона

Содержание

Характеристика экономических зон Китая

Территория современного Китая поделена на семь экономических зон, а они в свою очередь состоят из провинций. Северная, Восточная, Северо-Восточная, Центральная, Западная, Юго-Западная и Северо-Западная. Транспортная инфраструктура Китайской Народной Республики развивается довольно динамично, а потому, доставка товаров из любой зоны этой страны не вызывает особых трудностей у современных логистических компаний. Больше того, именно транспортировка грузов из Китая в настоящее время является одним из наиболее перспективных направлений мирового бизнеса.

Северная экономическая зона.

В Северной экономической зоне Китая находится не только политическая и культурная столица государства — Пекин, но и крупнейший китайский порт Тяньцзинь, а также известные провинции Хэбэй и Шаньдун.

Пекин, кроме того, известен еще и как город, где расположены крупные предприятия электронной, компьютерной и фармацевтической промышленности. Доставка грузов из Пекина может быть организована практически любым удобным видом транспорта, однако многие транспортные компании предпочитаю использовать мультимодальные грузоперевозки, где задействованы сразу несколько видов транспорта. Так как наиболее сильными сторонами транспортной инфраструктуры Пекина являются авиационный и разветвленная сеть автодорог, то чаще всего используют схемы доставки с использованием автомобильного и морского , автомобильного и доставку самолетом, железнодорожного и автомобильного .

Тяньцзинь является не просто крупнейшим портом Китайской Народной Республики, здесь находятся самые большие контейнерные терминалы в этой стране. Кроме того, в этом городе наиболее ярко представлены следующие отрасли экономики: автомобилестроение, сталепрокатные предприятия, микроэлектроника, предприятия по производству оборудования для связи и для механической промышленности, предприятия морской химической и нефтехимической промышленности.

Провинция Хэбэй также имеет один из крупнейших в Китае портов, а, кроме того, крупный железнодорожный узел. Здесь хорошо развита текстильная и легкая промышленность, фармацевтика и электроника. Провинция Шаньдун является энергетической базой страны, и вместе с тем, она расположена на трансконтинентальном торговом пути Азия — Европа.

Восточная экономическая зона.

Наиболее крупным городом государственного подчинения Восточной экономической зоны Китая является Шанхай. Ведущими отраслями экономики здесь широко представлены: машиностроение, химическая и металлургическая промышленность, предприятия по производству средств связи. Кроме того, Шанхай — это еще и один из крупнейших в мире транспортных узлов, а потому доставка товаров отсюда может быть осуществлена любым удобным видом транспорта. При транспортировке китайских товаров из Шанхая в Россию обычно используют авиатранспорт, либо доставку морским путем.

Провинция Цзянсу, которая также входит в Восточную экономическую зону Китая, имеет ряд крупных предприятий механической, электронной и нефтехимической промышленности, а также развитое машиностроение. Кроме того, трансконтинентальный Евразийский мост начинается именно здесь и заканчивается аж в Роттердаме. А развитая железнодорожная инфраструктура делает привлекательной эту провинцию для логистических компаний. То же самое можно сказать и Чжаньцзян, это тоже провинция Восточной экономической зоны. Кроме сети автомобильных и железных дорог, здесь налажено авиационное сообщение, действуют пять морских портов. В этой провинции довольно развита текстильная и фармацевтическая промышленность, электроника, производство обуви и одежды.

Южная экономическая зона.

В Южную экономическую зону входят Гуандун, Фуцзянь, Гуанси и много других провинций интересных российским импортерам. К примеру, Гуандун знаменит своей бытовой техникой, электроникой, пластмассовыми изделиями, производством одежды и текстиля. Транспортная инфраструктура этой провинции связывает более ста портов. Похожую производственную базу имеет и провинция Фуцзянь, однако здесь кроме этого располагаются еще и предприятия нефтехимической и машиностроительной промышленности, развито строительство и производство строительных материалов. Наиболее удобно при вывозе товаров из этой провинции использовать авиатранспорт, а также морские перевозки.

Северо-Восточная экономическая зона.

В Северо-Восточной экономической зоне находятся такие провинции как Ляонин, Хэйлунцзян, Цзилинь. Причем провинция Ляонин является одним из опорных центров китайской индустрии. Здесь сосредоточены нефтехимическая, металлургическая, машиностроительная отрасли, которые представляют основу экономики Китая. Кроме того, привлекательные в настоящее время для инвесторов информационные технологии находятся также здесь. Поэтому не удивительно, что здесь создана наиболее развитая железнодорожная инфраструктура этого государства, действуют шесть крупных международных аэропортов, которые связывают Китай с Россией, Японией, Южной Кореей и многими другими странами.

В провинции Цзилинь также довольно развитое железнодорожное сообщение, именно здесь проходит центральная магистраль Китайской Народной Республики, соединяющая Пекин и Харбин. Из отраслей экономики здесь широко представлены пищевая, нефтехимическая, фармацевтическая, хорошо развито автомобилестроение и электронная промышленность.

Если есть необходимость перевезти товары из провинции Хэйлунцзян, которая также относится к Северо-Восточному округу Китая, то лучше всего воспользоваться авиационным транспортом или доставкой по железной дороге, тем более что здесь проходит транспортная магистраль Маньчжурия — Харбин — Суйфэньхэ, которая входит в состав трансконтинентального транспортного моста Европа — Азия. Из отраслей экономики этого региона наибольший интерес, пожалуй, представляют химическая, пищевая, электронная и фармацевтическая промышленность, также хорошо развито здесь и автомобилестроение.

Северо-Западная экономическая зона.

Наибольший интерес в Северо-Западной экономической зоне Китайской Народной Республики представляют провинции Ганьсу, Шэньси. Причем провинция Шэньси является своеобразным транспортным узлом всего Китая. В западном направлении железные дороги идут отсюда аж до Амстердама (через центр провинции проходит трансконтинентальный транспортный мост Европа — Азия), на восток удобно перевозить грузы железнодорожным транспортом до порта Ляньюньган. В принципе из этой провинции можно осуществлять доставку практически любым удобным видом транспорта за исключением морского. Наиболее развитые отрасли экономики в провинции Ляньюньган — электроника и фармацевтика.

В провинции Ганьсу сосредоточены металлургические и нефтехимические предприятия, а также заводы по производству стройматериалов, хорошо развита энергетика. А так как эта провинция, как это ни странно, является географическим центром Китая, ведь относится она к Северо-Западной экономической зоне, то транспортная инфраструктура здесь, конечно же, хорошо развита.

Центральная экономическая зона.

В Центральной экономической зоне наибольший интерес для российских импортеров представляют провинции Хэбэй и Хунань. Товары отсюда удобно доставлять автомобильным транспортом, либо через сеть крупных морских портов. Хорошо развит также и авиационный транспорт. В провинции Хэбэй широко представлена химическая и пищевая промышленность, хорошо развита строительная индустрия, металлургия и машиностроение. Металлургия и машиностроение также являются основой и в провинции Хунань, но наряду с этими отраслями здесь также развита электроника, энергетическая отрасль, много предприятий пищевой промышленности.

Юго-Западная экономическая зона.

В Юго-Западную экономическую зону входят такие провинции как Юньнань, Чунцин, Гуйчжоу, Сычуань, а также другие. Провинция Гуйчжоу известна своими предприятиями табачной и винокуренной отраслей, электронной промышленности. Кроме того, здесь сосредоточены крупнейшие в Китайской Народной Республике заводы по переработке алюминия. Для доставки товаров здесь используется только внутренняя китайская транспортная сеть.

А вот в провинции Сычуань хорошо развито железнодорожное транспортное сообщение. Именно этим способом и рекомендуется доставлять отсюда китайские товары. В этой провинции широко представлены предприятия медико-фармацевтической и телекоммуникационной отраслей экономики, достаточно развиты металлургия, гидроэнергетика и машиностроение.

Центром провинции Чунцин является город государственного подчинения с таким же названием. Более половины предприятий этого города относятся к фармацевтической отрасли, этим он собственно и интересен российским импортерам. При транспортировке грузов из этого региона Китая в Россию рекомендуется уделить внимание авиационной транспортной составляющей маршрута доставки.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «МИНСК»

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «Минск» (СЭЗ «Минск») — это часть территории Республики Беларусь с четко определенными границами и специальным правовым режимом, который устанавливает более благоприятные условия для осуществления производственной деятельности.

СЭЗ «МИНСК» создана 2 марта 1998 года с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях, развития экспортного потенциала, активизации внешнеэкономических связей, стимулирования экономического развития региона.

За весь период функционирования свободная экономическая зона «Минск» внесла весомый вклад в развитие Минска и Минского региона. Благодаря СЭЗ «Минск» создан благоприятный инвестиционный климат, привлечено значительное количество иностранных инвестиций, созданы высокотехнологичные производства, новые рабочие места, укреплены торгово-экономические отношения с различными странами мира.

Благодаря постоянному развитию инфраструктуры, строительству современных заводов и прилегающих к ним территорий, свободная экономическая зона «Минск» является динамично развивающимся промышленным центром Минского региона.

 

Органом управления на территории СЭЗ «Минск» является государственное учреждение «Администрация свободной экономической зоны «Минск» (Администрация СЭЗ «Минск»), которое работает по принципу «одного окна» и осуществляет полное сопровождение инвестора от момента обращения до регистрации в качестве резидента СЭЗ «Минск».

  • выступает заказчиком по проектированию и строительству объектов производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры в границах СЭЗ;

  • осуществляет рекламную, информационную деятельность в Республике Беларусь и за рубежом в целях освещения условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в СЭЗ и привлечения иностранных и национальных инвесторов;

  • в установленном порядке рассматривает предложенные для реализации в СЭЗ «Минск» инвестиционные проекты;

  • осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в СЭЗ, за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков;

  • заключает (продлевает) договоры об условиях деятельности в СЭЗ и осуществляет контроль за их выполнением;

  • регистрирует юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ в порядке, установленном законодательством о свободных экономических зонах;

  • представляет интересы СЭЗ в отношениях с государственными органами и иными организациями;

  • по согласованию с таможенным органом принимает решения об определении пределов свободной таможенной зоны (СТЗ), упразднении свободной таможенной зоны для конкретного резидента СЭЗ;

  • принимает решение об утрате юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем статуса резидента СЭЗ.


Страница не найдена

Арустамов Эдуард Александрович
АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Москва, Россия
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ,
главный редактор научного журнала «Отходы и ресурсы», представленного в перечне ВАК
E-mail: [email protected]
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=262765

Пястолов Олег Александрович
АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия
Заведующий кафедрой «Экономической и информационной безопасности, таможенного дела»
Кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]

Хомутова Ирина Владимировна
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Москва, Россия
Заведующий кафедрой «Методики обучения безопасности жизнедеятельности»
Старший научный сотрудник
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: [email protected]

Самолетов Роман Валерьевич
АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия
Доцент кафедры «Экономической и информационной безопасности, таможенного дела»
Кандидат экономических наук
E-mail: [email protected]

Андзавелидзе Мария Теймуразовна
АНОО ВО ЦРФ «Российский университет кооперации», Мытищи, Россия
Студент кафедры «Таможенное дело»
E-mail: [email protected]

Аннотация. Целью рассмотрения, анализа и сопоставления в настоящей работе является сравнительный анализ мер преодоления последствий пандемии и необходимость системной поддержки российского малого бизнеса. Некоторые виды предпринимательской деятельности являются сферой массовой занятости населения, и любой спад или замедление в их функционировании оборачивается серьезными социальными проблемами, способными привести к усилению диспропорций в пространственном развитии и появлению новых депрессивных территорий.

В условиях, когда малый бизнес в значительной степени остается в теневой зоне, возможность получения от государства востребованных форм поддержки в кризисное время может стать стимулом для рестарта и модернизации производства.

Процедура и методы исследования. В работе рассмотрены и проанализированы нормы действующего в Российской Федерации мер поддержки малого и среднего бизнеса. Также, рассмотрены факторы применения перспективных направлений развития научно-технического прогресса и востребованность его результатов в общей теории управления предпринимательской деятельностью.

Результаты исследования. Авторами предложены коррективы и дополнения модели управления малым и средним бизнесом с учетом возрастающих возможностей научно-технического прогресса, развитием и совершенствованием общей теории управления.

Теоретическая и/или практическая значимость. Проведенное исследование помогает дополнить теоретическую картину взаимоотношений между предпринимательской средой и органами государственной власти, контролирующими экономическую деятельность участников, обеспечивает устойчивое поступательное развитие теории управления сферой предпринимательства в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации в стране.

Ключевые слова: экономическая деятельность; администрирование; предпринимательство; малый и средний бизнес; пандемия; кризис; локдаун; коронакризис; банкротство; компании; бесплатное обучение; льготное кредитование; микрозаймы

 

ОЭЗ как фактор ускоренного экономического роста региональной экономики (на примере АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»)


Please use this identifier to cite or link to this item: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/40138

Title: ОЭЗ как фактор ускоренного экономического роста региональной экономики (на примере АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск»)
Authors: Ермакова, Валентина Сергеевна
metadata.dc.contributor.advisor: Ермушко, Жанна Александровна
Keywords: особые экономические зоны; резиденты; преференции; преимущества ОЭЗ; эффективность; special economic zones; residents; preferences; advantages of the SEZ; efficiency
Issue Date: 2017
Citation: Ермакова В. С. ОЭЗ как фактор ускоренного экономического роста региональной экономики (на примере АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск») : бакалаврская работа / В. С. Ермакова ; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), Институт социально-гуманитарных технологий (ИСГТ), Кафедра экономики (ЭКОН) ; науч. рук. Ж. А. Ермушко. — Томск, 2017.
Abstract: Выявлены основные проблемы функционирования особых экономических зон и рассмотрены перспективы развития ОЭЗ ТВТ «Томск».
The main problems of the functioning of special economic zones are identified and the prospects of development into special economic zones of the technical-innovative type «Tomsk» are considered.
URI: http://earchive.tpu.ru/handle/11683/40138
Appears in Collections:Выпускные квалификационные работы (ВКР)

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

В Волгоградской области приступили к формированию особой экономической зоны

Особую экономическую зону промышленно-производственного типа планируется создать на территории Волгоградской области — постановлением губернатора Андрея Бочарова сформирована рабочая группа для решения этого вопроса. Об этом на заседании парламентского часа Волгоградской областной Думы, который состоялся на Волжском трубном заводе, заявил председатель областного комитета промышленности и торговли Роман Беков. Он также представил депутатам и руководителям крупнейших предприятий региона итоги работы в 2014 году и перспективы развития ведущих отраслей.

Особую экономическую зону промышленно-производственного типа планируется создать на территории Волгоградской области — постановлением губернатора Андрея Бочарова сформирована рабочая группа для решения этого вопроса. Об этом на заседании парламентского часа Волгоградской областной Думы, который состоялся на Волжском трубном заводе, заявил председатель областного комитета промышленности и торговли Роман Беков. Он также представил депутатам и руководителям крупнейших предприятий региона итоги работы в 2014 году и перспективы развития ведущих отраслей.

Напомним, предложение о создании в волгоградском регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа высказал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в ходе визита в Волгоград в сентябре 2014 года. В рабочую группу по формированию такой площадки вошли представители Департамента региональной промышленной политики Минпромторга РФ, областных и федеральных профильных ведомств, администрации Волгограда, возглавил ее вице-губернатор Волгоградской области Александр Дорждеев.

Задача рабочей группы — подготовить и направить в Министерство экономического развития РФ заявку на создание особой экономической зоны, разработать «дорожную карту» с указанием сроков и ответственных за каждый этап.

Напомним, решение о формировании особых экономических зон принимается Правительством Российской Федерации. Такие площадки создаются сроком на 49 лет, для их резидентов на федеральном уровне законодательно установлены льготы по налогу на прибыль и имущество организаций, НДС, акцизам, земельному налогу, платежам во внебюджетные фонды.Кроме того, дополнительные преференции им могут предоставляться и на уровне субъектов.

Также в ходе парламентского часа Роман Беков озвучил основные задачи региональной власти по развитию промышленности. В их числе — оказание предприятиям мер государственной поддержки, участие в федеральных программах по привлечению льготных заемных средств на техническое перевооружение и реализацию инвестпроектов.

Не менее важно задействовать потенциал региона в решении вопросов импортозамещения. Так, по информации облпромторга, из 800 видов продукции, включенных в федеральный перечень для замещения отечественными аналогами, в волгоградском регионе может производиться 195. На включение в отраслевые программы импортозамещения, которые сейчас разрабатываются Минпромторгом РФ, уже претендуют 18 предприятий области по почти ста наименованиям продукции.

Серьезные перспективы открывает перед регионом сотрудничество с ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «РЖД». Специалисты регионального профильного ведомства направили 35 волгоградским предприятиям предложения по взаимодействию с госкорпорациями в качестве поставщиков высокотехнологичной импортозамещающей продукции. Идет сбор и обработка информации по аккредитации на участие в закупочных процедурах.

В ходе встречи областные депутаты выразили готовность подключиться к работе по развитию кадрового потенциала для промышленности; представители директорского корпуса обсудили возможности расширения кооперационных связей. По итогам заседания в адрес комитета промышленности и торговли Волгоградской области парламентарии направят предложения по развитию промышленности региона и повышению ее конкурентоспособности.

Татьяна Зубкова

Особая экономическая зона (ОЭЗ) Определение

Что такое особая экономическая зона (ОЭЗ)?

Особая экономическая зона (СЭЗ) — это территория в стране, на которую действуют иные экономические правила, чем в других регионах той же страны. Экономическое регулирование СЭЗ, как правило, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ). ПИИ относятся к любым инвестициям, сделанным фирмой или физическим лицом в одной стране в бизнес-интересы, расположенные в другой стране.

Когда страна или физическое лицо ведет бизнес в ОЭЗ, для них обычно возникают дополнительные экономические преимущества, включая налоговые льготы и возможность платить более низкие тарифы.

Ключевые выводы

  • Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это территория в стране, на которую действуют иные экономические правила, чем в других регионах той же страны.
  • Экономическое регулирование особых экономических зон (СЭЗ), как правило, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
  • Особые экономические зоны (СЭЗ) обычно создаются для содействия быстрому экономическому росту за счет использования налоговых льгот для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования технологического прогресса.
  • Хотя многие страны создали особые экономические зоны (СЭЗ), Китай добился наибольших успехов в использовании СЭЗ для привлечения иностранного капитала.

Основные сведения об особых экономических зонах (ОЭЗ)

ОЭЗ обычно создаются для того, чтобы способствовать быстрому экономическому росту в определенных географических регионах. Этот экономический рост достигается за счет использования налоговых льгот как способа привлечения иностранных долларов и технического прогресса.

ОЭЗ могут также увеличить уровень экспорта для внедряющей страны и других стран, которые поставляют ей промежуточные продукты.Однако существует риск того, что страны могут злоупотреблять системой и использовать ее для сохранения протекционистских барьеров (в виде налогов и сборов). ОЭЗ также могут создавать высокий уровень бюрократии из-за своих нормативных требований. Это может привести к оттоку денег из системы, что сделает ее менее эффективной.

Хотя существуют преимущества для предприятий, физических или юридических лиц, действующих в рамках ОЭЗ, макроэкономические и социально-экономические выгоды для страны, использующей стратегию ОЭЗ, являются предметом обсуждения.

Первые ОЭЗ появились в конце 1950-х годов в промышленно развитых странах. Они были разработаны для привлечения иностранных инвестиций от транснациональных корпораций. Первый был в аэропорту Шеннон в Клэр, Ирландия. В 1970-х годах СЭЗ были также созданы в странах Латинской Америки и Восточной Азии.

Китай

Хотя многие страны создали ОЭЗ, Китай оказался наиболее успешным в использовании ОЭЗ для привлечения иностранного капитала. Первые четыре ОЭЗ в Китае были созданы в 1979 году в юго-восточном прибрежном районе: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун и Сямэнь в провинции Фуцзянь.

Китай добавил остров Хайнань в свой список ОЭЗ в 1983 году. Успех первоначальных ОЭЗ побудил правительство создать 14 «открытых прибрежных городов» в 1984 году. Эти города пользуются теми же преимуществами, что и ОЭЗ, такими как право утверждать инвестиционные проекты, предлагают стимулы для иностранных инвесторов и беспошлинно импортировать оборудование и технологии. В Китае ОЭЗ по сути действуют как либеральная экономическая среда, способствующая инновациям и прогрессу. Правительство Китая продолжает разрешать этим областям предлагать налоговые льготы иностранным инвесторам как способ дальнейшего развития инфраструктуры этих регионов.

В случае с Китаем основные экономисты согласны с тем, что ОЭЗ в стране помогли либерализовать ранее традиционное государство. Без ОЭЗ Китай, возможно, не смог бы успешно провести национальные реформы того же уровня.

I. Концепция и определения ОЭЗ

Особые экономические зоны (ОЭЗ) или индустриальные парки распространяются по всему миру. Зоны могут быть эффективными инструментами содействия индустриализации, если их правильно реализовать в правильном контексте.Некоторые страны с развивающейся экономикой, особенно в Восточной Азии, предлагают примеры успеха. Однако такие зоны — дорогие, рискованные мероприятия, требующие тщательного планирования. Они могут быть инструментом политических спекуляций, а не инструментом экономического развития, а некоторые зоны, так называемые «белые слоны», полностью терпят крах. В этой статье исследуется феномен зоны, изучая то, что известно об условиях, которые приводят к успеху или неудаче этих попыток.

Термин «особые экономические зоны» (ОЭЗ) охватывает широкий спектр зон, таких как зоны свободной торговли, зоны экспортной переработки, индустриальные парки, зоны экономического и технологического развития, зоны высоких технологий, научно-технологические парки. , свободные порты, корпоративные зоны и другие.В таблице 1 приведены наиболее распространенные типы, созданные за последние годы.

Таблица 1. Обзор общих типов особых экономических зон

Примечание. Это не исчерпывающий список. Источники: FIAS (2008), Zeng (2010) и исследования автора.

Хотя эти зоны отличаются друг от друга, все они имеют определенные отличительные черты. В целом концепцию СЭЗ определяют четыре характеристики: (1) это географически очерченная территория, обычно физически защищенная; (2) имеет единое руководство или администрацию; (3) он предлагает преимущества инвесторам, физически находящимся в зоне; и (4) он имеет отдельную таможенную зону (беспошлинные льготы) и упрощенные процедуры (FIAS, 2008).

Кроме того, эти зоны имеют общие черты, которые способствуют «особому» характеру ОЭЗ. Это: (1) особый режим регулирования: зоны обычно действуют в соответствии с более либеральными экономическими законами, чем те, которые обычно преобладают, в отношении таких вопросов, как рабочая сила, землепользование и иностранные инвестиции; (2) общественные услуги: зоны обычно обслуживаются эффективной таможней, ускоренной регистрацией и лицензированием, часто с помощью услуг «единого окна»; (3) инфраструктура: зоны имеют гораздо лучшую и более надежную инфраструктуру, такую ​​как дороги, электричество и водоснабжение, по сравнению с внутренней экономической средой; и (4) налоговые стимулы: инвесторы зоны, особенно ее якорные инвесторы, часто пользуются свободой капитала и определенным уровнем налоговых льгот и субсидий.

Первая современная промышленная ОЭЗ была создана в Шенноне, Ирландия, в 1959 году. В 1970-х годах регионы Восточной Азии и Латинской Америки начали создавать такие зоны — первоначально в основном в форме зон экспортной переработки (ЗЭП) — для привлечения прямых иностранных инвестиций в трудоемкие производственные сектора для стимулирования экспорта (Farole, 2011).

Зона представляет собой отход от традиционной политики импортозамещения. ЗЭП обычно представляют собой огороженные поместья со строгим таможенным контролем, и большая часть продукции (обычно более 80 процентов), производимой в этих зонах, должна экспортироваться.Эта модель была успешной во многих странах, таких как Республика Корея, Тайвань, Китай, Вьетнам, Бангладеш, Маврикий, Доминиканская Республика и Сальвадор (Farole and Akinci, 2011). С тех пор было создано много новых ЗЭП. К 1986 году, по данным Международной организации труда (МОТ), в 47 странах действовало 176 ОЭЗ; а к 2015 году их присутствие выросло примерно до 4300 ОЭЗ в более чем 130 странах (The Economist, 2015).

ОЭЗ обычно создаются с целью достижения одной или нескольких из следующих четырех целей политики (Madani, 1999; Cling and Letilly, 2001; FIAS, 2008; Zeng, 2010; Farole and Akinci, 2011; Fuller and Romer, 2012). ): (1) привлечение прямых иностранных инвестиций и продвижение экспорта и индустриализации; (2) служить «клапанами давления» для снижения масштабной безработицы; (3) поддержка более широкой стратегии экономических реформ; и (4) действовать в качестве экспериментальных лабораторий для применения новых политик и подходов.

Это общие цели для зон, но не существует универсальной стандартной формулы для измерения их успеха. Как правило, «успех» данной программы во многом зависит от того, соответствует ли она целям, определенным при ее создании (как правило, для временного горизонта от 10 до 15 лет), и является ли она коммерчески жизнеспособной по отношению к общим инвестициям в проект. . Такие цели обычно связаны с количественными показателями результатов экономического развития, такими как инвестиции, занятость, иностранная валюта и / или экспорт; а в некоторых случаях также связаны с экономическими и политическими реформами, в зависимости от первоначальных целей программы.Чтобы отслеживать ее прогресс, необходимо создать надлежащую систему мониторинга и оценки, чтобы проверить, идет ли программа зоны в правильном направлении, и определить, нужно ли предпринимать какие-либо корректировочные или корректирующие меры. Кроме того, может потребоваться механизм выхода, чтобы остановить плохо спроектированную программу на ранней стадии. С другой стороны, учитывая, что зонам требуется время для создания воздействия, не следует слишком рано объявлять об их «успехе» или «неудаче», чтобы избежать преждевременного прерывания программы зоны.

Многие экономисты считают, что ОЭЗ могут обеспечить промышленное развитие эффективным и действенным способом (Lin and Monga, 2010). В частности, инвестирование в ОЭЗ может: 1) обеспечить пакет государственных услуг в географически сконцентрированном районе; 2) повысить эффективность ограниченных государственных средств / бюджетов на инфраструктуру; 3) способствовать развитию кластера или агломерации определенных отраслей; и 4) активизировать городское развитие, предоставляя объекты, способствующие улучшению условий жизни как основных наемных рабочих, так и высококвалифицированных технических рабочих, используя преимущества экономии за счет масштаба при предоставлении экологических услуг, таких как водоочистные сооружения и установки для обработки твердых отходов.Таким образом, ОЭЗ могут способствовать как созданию рабочих мест, так и формированию доходов, а потенциально — защите окружающей среды и продвижению зеленого роста и экологически чистых городов (Lin and Wang, 2014).

Тем не менее, важно отметить, что особые экономические зоны следует использовать только для устранения сбоев рыночного механизма или ограничений, которые нельзя устранить другими способами. Если ограничения могут быть устранены с помощью общенациональных реформ, общесекторальных стимулов или универсальных подходов, тогда зоны могут не понадобиться.

Возрождение особых экономических зон в странах Персидского залива

Такие инциденты, как пандемия COVID-19 с внезапным падением цен на нефть, могут послужить катализатором долгосрочной устойчивой экономической реформы. Правительства будут продолжать более тщательно проверять планы государственных расходов на предмет их экономической отдачи и добавленной стоимости для безопасности критически важных элементов местной цепочки поставок. Привлечение промышленных секторов, таких как фармацевтика или высокие технологии, будет оцениваться также по их стратегической значимости для создания необходимых возможностей в дополнение к преобладающим показателям экономического воздействия.

Аналогичным образом, производители должны будут согласовать свои стратегии производственного присутствия, часто полагаясь на безотказную глобальную цепочку поставок, в сторону более региональной модели узлового центра, чтобы поддерживать гибкость и постоянную близость к основным рынкам.

В этом контексте

ОЭЗ с индивидуальной системой регулирования и стимулирования представляют собой привлекательное предложение в условиях все более конкурентной борьбы за ПИИ. Они позволяют правительствам использовать ускоренный подход к тестированию и внедрению нормативной реформы и упрощают ведение бизнеса в зонах, которые в противном случае потребовали бы гораздо более длительного и потенциально трудного пути реформирования «основной экономики».Они также сигнализируют о серьезности страны к открытому бизнесу и привлечению прямых иностранных инвестиций.

ОЭЗ помогают стимулировать экономическое развитие, создавать рабочие места, стимулировать и диверсифицировать экспорт, а также ускорять процесс индустриализации экономики при затратах, которые большинство правительств считает низкими. Такие затраты включают в себя стоимость земли, упущенные доходы за счет стоимости льгот и любые предварительные инвестиции в инфраструктуру для стимулирования интереса к ОЭЗ. Финансирование проекта может быть поэтапным и получено через модели партнерства с частным сектором (PSP), поскольку интерес арендаторов и инвестиционная безопасность для партнеров со временем растут.

В этом контексте в настоящем документе содержится краткий обзор эволюции ОЭЗ в регионе, в частности, рассматриваются предложения на сегодняшний день в отношении усилий по стимулированию экономического развития. Кроме того, в этом документе дается взгляд на ряд стратегических императивов для успеха СЭЗ в будущем.

Что такое особая экономическая зона?

Буддийский монах смотрит на карту проекта глубоководного порта в Майинъи, части особой экономической зоны Давэй на юге Мьянмы.СЭЗ использовались повсюду в Азии за последние несколько десятилетий для привлечения иностранных инвестиций. (Фото Со Тхан Вин / AFP через Getty Images)

Особые экономические зоны (ОЭЗ) бывают самых разных форм и размеров, что усложняет задачу их определения. Используя очень широкую кисть, следующее описание дает четкое представление о том, что такое ОЭЗ и для какой цели она служит: ограниченная территория внутри страны с другим набором правил, когда дело доходит до бизнеса, в основном касающихся международной торговли, таможни, налогообложения. и регулирование, а также инвестиционные условия.

Эти смягченные правила создают в ОЭЗ более либеральную деловую среду, чем в остальной части страны, с точки зрения политики, и ОЭЗ, как правило, предлагает более эффективную административную систему.

Клод Байссак — генеральный директор консалтинговой компании Eunomix, и когда он пишет об истории СЭЗ в отчете Всемирного банка, посвященном влиянию зон на Африку, он говорит, что эти определения СЭЗ «лишь частично соответствуют действительности, поскольку некоторые страны не делают различие в отношении налогообложения в своих зонах, а другие устранили географическую пространственность зоны и вместо этого сделали ее чисто юридическим пространством, применимым ко всей национальной территории или к ее значительным частям ».

Так что же делает ОЭЗ такими разнообразными и трудными для определения? При этом Байсак выделяет четыре основных фактора:

• Необходимость различать типы зон, которые очень сильно отличаются по форме и функциям.

• Различия в экономической терминологии между странами.

• Желание промоутеров зон выделить свой продукт среди продуктов конкурентов.

• Последствия множественных переводов.

Согласно Отчету о мировых инвестициях за 2020 год, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в мире существует более 5400 ОЭЗ в 150 странах.Их число значительно увеличилось за последние несколько десятилетий, и в 2015 году их число приблизилось к 4000. Далее ЮНКТАД сообщает, что сотни новых СЭЗ находятся на стадии планирования.

Типы особых экономических зон

В документе «Особые экономические зоны: эффективность, извлеченные уроки и последствия для развития зон» Консультативной службы по иностранным инвестициям, опубликованном Всемирным банком, ОЭЗ классифицируются по шести основным типам:

• Зоны свободной торговли (ЗСТ), также известные как зоны свободной торговли, представляют собой огороженные зоны беспошлинной торговли, предлагающие складские помещения, складские помещения и объекты распределения для торговых, перевалочных и реэкспортных операций.

• Зоны экспортной переработки (ЗЭП) — это промышленные зоны, ориентированные в первую очередь на зарубежные рынки. Гибридные ЗЭП обычно подразделяются на общую зону, открытую для всех отраслей, и отдельную зону ЗЭП, зарезервированную для ориентированных на экспорт предприятий, зарегистрированных в ЗЭП.

• Зоны предприятий предназначены для оживления неблагополучных городских или сельских районов за счет предоставления налоговых льгот и финансовых грантов.

• Свободные порты обычно занимают гораздо большие площади. Они подходят для всех видов деятельности, включая туризм и розничные продажи, разрешают проживание на территории и предоставляют более широкий набор стимулов и льгот.

• Схемы ЗЭП на одном предприятии предоставляют стимулы для отдельных предприятий независимо от их местонахождения; фабрики не должны располагаться в обозначенной зоне, чтобы получать льготы и привилегии.

• Специализированные зоны включают научные / технологические парки, нефтехимические зоны, логистические парки и зоны аэропортов.

Свободная зона Колон в Панаме, основанная в 1948 году, является ярким примером ЗСТ. Они широко считаются самой старой формой современных ОЭЗ, деятельность которых обычно ограничивается торговыми процессами (складирование, хранение, продажи, выставки) и операциями легкой обработки (упаковка, маркировка, контроль качества, сортировка).

Зоны экспортной обработки начали появляться в конце 1950-х — начале 1960-х годов, причем свободная зона Шеннон в Ирландии считается первой в своем роде.

Большинство зон предприятий расположены в развитых странах, таких как США, Франция или Великобритания. Основное отличие этого типа ОЭЗ заключается в том, что в нем нет определенного режима регулирования.

Свободные порты, как правило, занимают большие территории и могут даже перекрывать политические и административные единицы, по словам Байсака.Крупномасштабные свободные порты Китая являются типичным примером такого типа СЭЗ.

Схемы ОЭЗ на одном предприятии представляют собой отклонение от традиционных свободных зон и ЗЭП, в которых индивидуальное предприятие получает этот статус без необходимости находиться в специально отведенной зоне. Примерами стран со схемами с одним заводом являются Маврикий, Мексика и Фиджи.

От Древней Греции до колонизации

Всего в нескольких минутах езды на пароме от пристанища Инстрагама на острове Миконос в Греции находится остров Делос в архипелаге Киклады, где зародилась современная ОЭЗ.Греческий историк Полибус, писавший около 150 г. до н.э., называл остров Делос свободным портом.

В 167 г. до н.э. Рим предоставил Делосу статус свободного порта для римских граждан и неримских итальянцев. В 166 г. до н.э. Рим сделал Делос бесплатным портом. В то время вся коммерческая деятельность восточного Средиземноморья была сосредоточена на острове.

Перенесемся в Ганзейский союз, группу городов, которые распространились по северной части континентальной Европы для облегчения торговли и в конечном итоге заняли доминирующее положение на рынке Балтийского моря.

Затем Байссак указывает на европейскую колониальную экспансию и на роль хартий и привилегий в торговле.

«Большинство ранних колониальных империй были созданы и управлялись в рамках этой системы», — пишет он. «На уступленной территории зафрахтованная компания имела монополию на свободную торговлю. Торговые посты были созданы — обычно в стратегических точках на побережье и в устьях судоходных рек — для концентрации торговли и ресурсов с богатыми внутренними районами уступленных территорий.Таким образом были созданы Гонконг, Китай и Сингапур ».

Азия в авангарде ОЭЗ

В начале 1900-х годов по всему миру функционировало 11 ЗСТ: семь в Европе и четыре в Азии. Производственная деятельность начала развиваться в ОЭЗ только в 20-м веке, при этом зоны в Испании лидировали в этой тенденции. В начале 1920-х годов «зона, действующая в порту Кадиса, располагала одним из первых заводов Ford Motors в Европе», — отмечает Байсак.

Протекционистские меры в 1960-х и 1970-х годах рассматривали создание ЗЭП как дополнение к стратегиям, ориентированным на импортозамещение.

«Обычно невысокая эффективность этих стратегий побудила такие страны, как Бразилия, Индия, Кения, Малайзия и Маврикий, создать анклавы для иностранной деятельности», — объясняет Байссак. «Ожидалось, что ЗЭП будут поглощать излишки рабочей силы без остановки внутренней капитальной базы».

С другой стороны, азиатские страны, такие как Южная Корея, изменили свои стратегии и сосредоточились на экспорте, а не на импортозамещении.

Попытка Китая заняться ОЭЗ долгое время считалась успешной.Впервые созданная в 1978 году, «когда стало ясно, что страна не может повлиять на экономическое развитие с помощью стратегий эпохи Мао, правительство решило использовать первые четыре ОЭЗ, начиная с 1979 года, в качестве гигантского эксперимента по контролируемому капитализму в командная экономика », — пишет Байссак.

В период с 1979 по 1995 год Китай стал получателем 40% прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страны с развивающейся экономикой, отмечает Байссак, в то время как страна стала крупнейшим экспортером продукции обрабатывающей промышленности в мире.

Что ждет ОЭЗ?

По словам Дугласа ван ден Берге, глобального докладчика и эксперта по ПИИ, СЭЗ, конкурентоспособности и инновациям, по мере того, как мир адаптируется к пандемии Covid-19, СЭЗ также сталкиваются с новым набором проблем.

Он говорит, что международная среда, в которой действуют ОЭЗ, меняется, протекционизм усиливается, появляются новые торговые блоки, а ПИИ сокращаются. «Будет гораздо больше внимания уделяться предоставлению финансовых стимулов, потому что многие правительства разрабатывают пакеты стимулов», — продолжает он.

Однако это не означает, что ОЭЗ будут лишены возможностей. Ван ден Берге заявляет, что зоны должны больше сотрудничать не только через границы, но и с ОЭЗ внутри своей страны.

«Конкуренция — это компонент экономической системы, которая является экономической системой после Второй мировой войны», — говорит Ван ден Берге. «Если вы посмотрите в будущее, вы сможете увидеть все эти события, которые происходят в рамках 17 целей ООН в области устойчивого развития и в рамках Индустрии 4.0 революций ».

Чтобы достичь этих целей и встряхнуть отрасль с ног на голову, требуется сотрудничество, добавляет он, указывая на то, что такой объединенный подход уже применяется на гораздо более мелких предприятиях в области цифровых технологий.

Ван ден Берг считает, что в будущем сотрудничество заменит конкуренцию, и это то, о чем следует подумать СЭЗ. Использование в качестве «испытательной и питательной среды для экономики в целом», вероятно, станет более распространенным явлением, а политика и меры, принятые с точки зрения создания лучшей и более конкурентоспособной деловой среды, могут быть опробованы в ОЭЗ.

«Национальные политики будут уделять все больше внимания тому, как обстоят дела в микромасштабе внутри СЭЗ и как они могут быть переданы или реализованы на национальном уровне», — отмечает Ван ден Берг.

Согласно докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2019 год, современные ОЭЗ сталкиваются с тремя основными проблемами, к которым им необходимо адаптироваться:

• Повестка дня в области устойчивого развития.

• Новая промышленная революция или Индустрия 4.0.

• Изменения в структурах международного производства и глобальных цепочек создания стоимости.

В связи с дополнительным давлением пандемии ОЭЗ должны будут продолжать искать способы адаптации к новым вызовам, возможно, путем расширения сотрудничества между собой, как советует Ван ден Берг, и выполнения функций испытательных центров для экономики «новой нормы». .

Хотите больше информации о прямых иностранных инвестициях?

Подпишитесь на еженедельную рассылку Investment Monitor, Eye on FDI, чтобы получать сводку самых важных новостей.

Старший корреспондент

Марина Лейва — старший корреспондент компании Investment Monitor , специализирующейся на агробизнесе.

Как таможенные органы могут помочь особым экономическим зонам добиться успеха

Таможенные службы играют ключевую роль в особых экономических зонах (СЭЗ), содействуя торговле, обеспечивая соблюдение требований и (иногда) собирая доходы. Тем не менее, они часто изо всех сил пытаются оказать влияние, возможно, из-за их относительной нехватки власти и своеобразных местных правил и положений.Обычным результатом является то, что ОЭЗ не реализуют свой потенциал.

ОЭЗ являются сложными. Многие из них освобождены от налогов и созданы для упрощения торговли, поэтому таможенные органы должны адаптировать свои подходы. Более того, их экономический вклад далеко не определен: в то время как одни приносят благосостояние экономике в целом, другие становятся центрами контрабанды, контрафакции и отмывания денег.

Этого не должно быть. Если таможенные органы будут более активно участвовать в ОЭЗ, у них больше шансов на успех.Чтобы способствовать процветанию ОЭЗ, эти агентства должны быть больше похожи на помощников и помощников, чем на исполнителей правил. Когда они занимают место за столом и участвуют в таких областях, как управление и отношения с заинтересованными сторонами, ОЭЗ имеют наилучшие шансы на содействие экономическому росту.

Пять основ успеха

Количество ОЭЗ по всему миру увеличилось с 800 в середине 1990-х годов до более 4000 сегодня. Они создали около 70 миллионов рабочих мест. Их расширение означает, что они заняли центральное место в программах экономического развития многих стран.Правительства, которые заставляют их работать, как правило, преуспевают в пяти ключевых областях (выставка):

  • Разработайте комплексную, последовательную стратегию. Успешные зоны обычно возникают из детального анализа того, как они будут создавать ценность для экономики в целом. Анализ определяет ценностное предложение зоны, чтобы показать, как она может привлечь инвестиции в жестко конкурентной глобальной среде СЭЗ. Некоторые зоны более производительны по дизайну. Те, которые служат чисто перевалочными узлами, создают небольшую ценность, кроме рабочих мест в самом порту, но если политики видят в перевалке основу более широкой экосистемы, зоны становятся другим предложением: они должны выделять такие факторы, как легкость доступа к цепочке поставок. и способность привлекать и развивать местные таланты.
  • Уменьшите трение и создайте стимулы. Объем и масштаб стимулов в целом напрямую связаны с силой ценностного предложения. Некоторые зоны имеют большие природные преимущества: доступ к морю, близость к крупным региональным экономикам, приятные условия для жизни и работы. Они требуют меньше инвестиций, чем зоны, где инвесторам нужно больше убеждений, чтобы совершить рывок.
  • Привлечь якорных инвесторов. Типичными якорными инвесторами являются компании, занимающие относительно высокие позиции в цепочке поставок, которые привлекают поставщиков и вспомогательный бизнес.Чтобы привлечь якорных инвесторов, ОЭЗ должны представить убедительные аргументы в отношении таких вопросов, как инфраструктура, затраты и транспортные связи.
  • Привлечь смежные отрасли. Успешные зоны определяют взаимосвязь между поставщиками, поставщиками услуг обучения и смежными предприятиями. Как только якорные инвесторы появляются, эти смежные игроки создают мощную экосистему взаимных интересов.
  • Развивайте инфраструктуру и создавайте процветающее сообщество. Зоны, которые успешно привлекают инвесторов, сосредоточены на создании привлекательного места для жизни и работы — от тщательного землеустройства до инвестиций в школы и возможностей для досуга.

Приложение

Мы стремимся предоставить людям с ограниченными возможностями равный доступ к нашему сайту. Если вам нужна информация об этом контенте, мы будем рады работать с вами. Напишите нам по адресу: [email protected]

Успешные ОЭЗ приносят значительные экономические выгоды. Например, в 2017 году на Шэньчжэньскую ОЭЗ приходилось 338 миллиардов долларов ВВП Китая, что больше, чем у Сингапура и Гонконга.Это впечатляет, поскольку в 1980-х Шэньчжэнь был небольшим округом. Шэньчжэнь увеличивал свой ВВП на душу населения примерно на 25 процентов в год с 1978 по 2014 год и удвоил номинальный объем производства в период с 2011 по 2018 год. В Дубае общий объем торговли в свободных экономических зонах вырос на 22 процента в годовом исчислении за первые девять месяцев этого года. Только 2018 год. В Бангладеш в зонах экспортной переработки в 2017 году было занято 481000 рабочих, и на их долю приходилось 19 процентов от общего объема экспорта.

Обратная сторона

Тем не менее, у этих историй успеха есть и обратная сторона: непродуманные или плохо реализованные ОЭЗ могут иметь значительный негативный эффект. Относительное отсутствие регулирования и надзора, например, создает возможности для незаконной деятельности, включая торговлю контрафактными товарами, отмывание денег и торговлю людьми, наркотиками и оружием. В недавнем исследовании Организация экономического сотрудничества и развития обнаружила, что наличие, количество и размер зон свободной торговли (ЗСТ), подмножества ОЭЗ, коррелируют со стоимостью экспортируемой контрафактной и пиратской продукции.Исследование показало, что в среднем каждая дополнительная ЗСТ связана с увеличением стоимости проблемного экспорта на 5,9%.

Несмотря на усилия правительств, большое количество ОЭЗ не может достичь многих из своих целей. В исследовании 30 таких зон, проведенном McKinsey, половина из них отстают от своих национальных экономик. Почему рушатся ОЭЗ? Иногда ценностное предложение неверно или зона неконкурентоспособна по сравнению с региональными аналогами. В других случаях исполнение прекращается.По мнению политиков, если они предоставят льготы по налогам и сборам, инвесторы придут. Но на самом деле уступки полезны, хотя сами по себе вряд ли адекватны; ОЭЗ также должны иметь отличную инфраструктуру, оптимизированные портовые и таможенные операции, упрощенные процедуры оформления и множество мягких преимуществ, которые в совокупности создают привлекательный пакет услуг.

Эта статья была написана в рамках более масштабного исследования по выявлению возможностей для улучшения и инноваций в таможенных органах по всему миру.

Что может делать таможня?

При рассмотрении вопроса об инвестировании в ОЭЗ компаниям требуется информация о ряде факторов, включая управление и инфраструктуру, наличие местных талантов и доступ к школам и больницам. Компании, вероятно, зададут следующие ключевые вопросы:

  • Уверены ли мы, что управление зоной стабильно и что основная политика не изменится от администрирования к администрированию? Есть ли у данной страны правильные торговые соглашения? Будут ли власти выполнять обещания относительно налоговых вычетов и облегчения торговли?
  • Достаточна ли инфраструктура порта вместе с близлежащими автомобильными и железнодорожными дорогами для поддержки операций? Будет ли доступ в зону и из зоны достаточно быстрым? Могут ли наши поставщики обосноваться в зоне?
  • Сможем ли мы привлекать и развивать местные таланты? Можем ли мы привлечь опытных менеджеров для поддержки операций в течение нескольких лет?
  • Если мы сможем привлечь таких менеджеров, найдут ли они достаточно привлекательные места для жизни со своими семьями? Есть ли школы для детей из других стран?

Таможенные службы могут сыграть ключевую роль в достижении этих целей.Они могут изменить ситуацию в пяти ключевых областях.

Выполняйте обещания. Таможня должна выполнить данные инвесторам обещания по упрощению процедур торговли. Инвесторы хотят и должны видеть, что таможня является частью процесса создания СЭЗ и обеспечит наличие стимулов для продвижения и упрощения торговли. Важно выйти за рамки меморандумов о взаимопонимании и перейти к соглашениям об уровне обслуживания с операторами портов, управляющими объектами и (где ОЭЗ находятся в частном владении) таможенными агентствами, которые могут способствовать прогрессу, размещая местные подразделения рядом с ОЭЗ.

Используйте информацию для информирования стратегии. Таможенные органы сталкиваются с проблемой ограниченного понимания деклараций входящих и исходящих товаров, особенно в ОЭЗ. Кроме того, другие правительственные учреждения и бизнес-сообщество оказывают давление, чтобы улучшить упрощение процедур ведения бизнеса за счет минимизации времени обработки. Между тем, цифровизация логистической цепочки поставок ускоряется, благодаря таким инновациям, как автоматизированные системы обработки поддонов, сокращающие время обработки грузов на целых 50 процентов.Чтобы быть эффективными, таможенные органы должны максимально использовать свои информационные ресурсы и идти в ногу с этими изменениями, создавая наборы данных и используя передовую аналитику для таких действий, как содействие, проверка рисков и обеспечение выполнения. Эти агентства могут затем сосредоточить свои действия на минимальном количестве отправлений, при этом достигая своих целей по доходам и безопасности.

Зафиксируйте место за столом. Агентствам необходимо место за столом переговоров из первоначального предложения по созданию ОЭЗ посредством повседневного управления операциями созданной ОЭЗ, чтобы они могли регулярно и эффективно взаимодействовать с остальной частью правительства и с отраслью.По нашему опыту, когда таможенные органы стремятся решать проблемы, их понимание и опыт обычно приветствуются.

Обеспечение надлежащего управления. Таможня должна возглавить разработку и поддержание надлежащей структуры управления, чтобы обеспечить управление зонами в соответствии с местными, региональными и глобальными нормативными требованиями.

Станьте послами мира. Ведущие таможенные агентства должны обратиться к коллегам по всему миру, чтобы обсудить общие проблемы и разработать передовой опыт посредством двусторонних обсуждений, партнерств и региональных органов, таких как Всемирная таможенная организация.Ключевым моментом для таможенных органов является не только сосредоточение внимания на проблемах, но и обмен историями успеха.


Особые экономические зоны могут быть мощными двигателями экономического роста, но если они плохо спланированы или плохо реализованы, они могут способствовать незаконной деятельности. Поскольку правительства рассматривают свои варианты, таможенные органы должны сыграть важную роль. Пять ключевых элементов успешных ОЭЗ — стратегия, стимулы, якорные арендаторы, смежные отрасли и инфраструктура — могут выиграть от тесного участия таможенных органов, которые могут поддерживать связь между правительствами и инвесторами, решать проблемы и обеспечивать соблюдение основных правил и нормативные документы.

Таможенные органы должны гарантировать, что они могут внести ценный вклад, получив место за столом и придя к нему со знаниями и данными, которые помогут упростить процесс создания успешной СЭЗ. Агентства, которые могут максимизировать свой собственный потенциал, вероятно, будут играть жизненно важную роль в успехе ОЭЗ, которые приносят долгосрочные выгоды.

Будьте в курсе ваших любимых тем

Особых экономических зон в Африке (ОЭЗ): влияние, усилия и рекомендации

Особые экономические зоны в Африке (ОЭЗ): влияние, усилия и рекомендации

Краткая история развития ОЭЗ в мире

Особые экономические зоны (ОЭЗ) постепенно набирают обороты в развивающихся странах за последние два десятилетия.В то время как современное развитие ОЭЗ началось несколько десятилетий назад в Европе и Азии, все большее число африканских стран разрабатывают политику ОЭЗ и создают ОЭЗ в сотрудничестве с внутренними и внешними игроками.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) обычно определяются как разграниченные географические области внутри страны, где правила ведения бизнеса отличаются от правил, используемых в других частях страны. Основные различия обычно связаны с условиями инвестирования, торговлей и обычаями, а также с нормативной средой.

История ОЭЗ берет начало на острове Делос в архипелаге Киклады. Около 167 г. до н.э. Рим дал ему «статус свободной гавани», превратив его в бесплатную гавань, что превратило его в центр римлян, действующих в Малой Азии. В начале 20 века зоны свободной торговли обычно создавались около портов, а к 1900 году было 7 зон свободной торговли в Европе и 4 в Азии. В этот период в ОЭЗ начали входить производственные предприятия, такие как ОЭЗ Кадис в Испании, где разместился один из первых заводов Ford Motors в Европе.

Китай был ведущей страной с точки зрения развития СЭЗ и использовал свою комплексную политику в отношении СЭЗ для содействия развитию.

Развитие ОЭЗ в Африке

ОЭЗ были впервые введены в Африке в 1970 году на Маврикии, и в том же году был принят Закон об ОЭЗ. Другие страны, включая Гану и Сенегал, начали развивать СЭЗ в конце 1970-х годов. Однако ускоренное развитие началось в 1990-х годах, когда все больше африканских правительств стремились имитировать развитие стран Восточной Азии.[ЮНКТАД]

В настоящее время в Африке насчитывается более 230 ОЭЗ и 200 зон для отдельных предприятий. ОЭЗ присутствуют в 38 из 54 стран Африки, при этом наибольшее их количество в Кении — 61. Другими известными странами являются Нигерия с 38 ОЭЗ и Эфиопия с 18 зонами. [ЮНКТАД]

Рисунок 1: Количество ОЭЗ в африканских странах, ЮНКТАД

Африканские страны в основном сосредоточены на производстве и экспорте низкоквалифицированных, трудоемких отраслей, таких как швейная и текстильная. Тем не менее, некоторые страны делают упор на включение различных секторов с более высокой добавленной стоимостью.Марокко, например, стремится интегрировать высокотехнологичную деятельность и автомобильную промышленность в свои ОЭЗ, в частности в Автомобильном городе Танжера и свободной зоне Атлантики в Кенитре.

Рисунок 2: Количество ОЭЗ по типу в мире, ЮНКТАД

В 2013 году Руанда открыла свою особую экономическую зону в Кигали, в которой разместились несколько отечественных и зарубежных фирм в различных секторах. В течение трех лет в зоне было занято 2% всей рабочей силы страны. В отличие от большинства ОЭЗ, ОЭЗ Кигали не предоставляет налоговых льгот для фирм, работающих в зоне.Вместо этого компании извлекают выгоду из сильной и оптимизированной нормативно-правовой базы, а также улучшенной инфраструктуры и упрощения процедур торговли.

африканских ОЭЗ неизменно входят в число ведущих ОЭЗ по данным Financial Times по данным FDI Intelligence. В 2020 году ОЭЗ Марокко, Маврикия и Нигерии были включены в список глобальных свободных зон

года.

Уроки из опыта Китая: чему могут научиться африканские страны

Китай начал создавать ОЭЗ в 1978 году и в настоящее время насчитывает более 2500 зон.Раннее развитие было сосредоточено на прибрежных городах (например, Шэньчжэнь, Чжухай и т. Д.), В то время как более позднее развитие было сосредоточено на западе страны, чтобы способствовать региональному развитию.

Китай создал широкий спектр ОЭЗ, включая зоны промышленного развития, зоны свободной торговли и зоны экспортной обработки. Развитие ОЭЗ сыграло значительную роль в экономическом подъеме Китая, и, по оценкам, на их долю приходилось 22% национального ВВП, 46% прямых иностранных инвестиций, 60% экспорта и было создано более 30 миллионов рабочих мест

Ориентируясь на повышение уровня жизни и предоставление возможностей трудоустройства, Китай разработал индивидуальные программы ОЭЗ для различных регионов в зависимости от их специфики.Например, одним из ключевых факторов успеха Китая было то, что вначале он сосредоточился на обрабатывающей промышленности и розничной торговле, что потребовало большого количества неквалифицированной рабочей силы.

африканских страны могут извлечь выгоду из истории успеха Китая. Во-первых, путем настройки моделей ОЭЗ, адаптированных к местным условиям, вместо того, чтобы копировать существующие модели. Например, в Китае были созданы специализированные ОЭЗ, в которых в полной мере используются местная рабочая сила, близость к другим производственным центрам и доступ к местным рынкам.

Еще один урок Китая — долгосрочное планирование ОЭЗ на основе количественных данных и целей и обеспечение его соответствия долгосрочным целям развития страны.Китай использовал ОЭЗ для развития местной промышленности в ограниченных условиях, преодолевая таким образом местные ограничения, такие как уровень квалификации своей рабочей силы, рыночный спрос и другие препятствия в своей модели развития. Таким образом, странам Африки необходимо обеспечить соответствие ОЭЗ их соответствующим планам развития, используя тщательное и квалифицированное планирование.

На протяжении всего развития своих ОЭЗ Китай приложил огромные усилия для создания надежной инфраструктуры. Невозможно недооценить роль адекватной и стабильной энергетики, транспортных связей и других элементов инфраструктуры.В исследовании, проведенном Всемирным банком в шести африканских странах с еще четырьмя неафриканскими странами, было обнаружено, что простои из-за перебоев в подаче электроэнергии были значительно выше в Африке. Хотя финансовые препятствия могут значительно затруднить развитие инфраструктуры, африканские страны могут извлечь выгоду из модели ГЧП, чтобы привлечь больше частных инвесторов и, таким образом, преодолеть связанные с ней препятствия.

Рисунок 3: Перебои в подаче электроэнергии в часы, ОЭЗ Всемирного банка

нуждаются в доступе к местной рабочей силе, достаточно квалифицированной для выполнения их основной деятельности.Путем интеграции «умных» стимулов, связанных с трудоустройством и обучением своей местной рабочей силы, Африка может извлечь выгоду из ОЭЗ для улучшения средств к существованию и обеспечения лучших результатов для своего населения трудоспособного возраста. Другой ключевой элемент — связь с местными университетами и исследовательскими центрами. Благодаря успешному партнерству местных исследовательских кадров с иностранными инвесторами африканские исследователи и ученые могут извлечь выгоду из совместного опыта и передачи технологий, которая, следовательно, происходит в рамках партнерства.

Марокко Опыт и извлеченные уроки ОЭЗ

ОЭЗ Марокко неизменно входят в число лучших зон в Африке и в мире. В 2020 году зона Танжер-Мед заняла 2 место в мировой экономической зоне после Мульти-сырьевого центра Дубая в рейтинге Financial Times «Глобальные свободные зоны 2020 года для ПИИ». Чтобы понять успех Марокко, нам нужно взглянуть на историю создания ОЭЗ в этой североафриканской стране.

Марокко впервые ввело в действие закон о СЭЗ в 1995 году, который предоставил различные стимулы для иностранных инвесторов, а также учредил Специальное агентство Танжер-Мед (TMSA), свое первое специализированное учреждение по ОЭЗ в 2002 году.Зона была в первую очередь ориентирована на автомобильную промышленность и привлекла Марокканскую промышленную ассоциацию производителей автомобилей (AMICA), чтобы сосредоточить внимание на обучении и профессиональном развитии.

К 2018 году в шести ОЭЗ в районе Танжера (все они находятся в ведении TMSA) размещалось более 470 фирм, создавая 70 000 рабочих мест с общими частными инвестициями в промышленность в размере 3,5 млрд долларов США. Кроме того, Марокко и Китай в настоящее время планируют создать новую отраслевую зону на 10 миллиардов долларов под названием Mohammed VI Tangiers Tech City, в которой будет создано 100 000 рабочих мест.

Марокко продемонстрировало непоколебимую приверженность созданию зон высокого качества вместо большого количества зон. Сосредоточив свои усилия на ограниченном количестве ОЭЗ, Королевство стремилось создать подходящую среду для привлечения полных отраслевых экосистем, ориентируясь на крупных игроков в ключевых секторах, таких как PSA и Renault в автомобильном секторе и Boeing и Bombardier в аэрокосмической промышленности.

В 2016 году Марокко внесло поправки в предыдущее законодательство 1995 года и обязалось создать новые ОЭЗ во всех 12 регионах.Это новое законодательство было направлено на создание отраслевых зон, обеспечивающих взаимосвязь между различными фирмами, работающими в одной зоне. Новый закон является частью стратегии Марокко по укреплению производственных мощностей и частью плана промышленного ускорения, запущенного в 2014 году.

Влияние СЭЗ на промышленный сектор Марокко заметно, поскольку к 2017 году этот сектор обеспечил 25% его ВВП по сравнению со средним показателем 19% в период с 1985 по 2016 год. Марокко также намерено увеличить долю промышленности до 30% к 2022 году. и создать к 2020 году дополнительно 500 000 рабочих мест.

Тем не менее, развитие СЭЗ в Марокко все еще нуждается в дальнейшем улучшении, чтобы обеспечить обратные связи с местной экономикой, которая страдает от аналогичных проблем, характерных для других африканских стран. Отсутствие квалифицированной рабочей силы, ограниченные возможности для местных компаний-партнеров, работающих за пределами ОЭЗ, и ограниченные возможности для местного импорта готовой продукции. Еще один ключевой аспект, который необходимо изучить, — это налоговая система, которая может ограничивать взаимодействие между различными компаниями в ОЭЗ Марокко.

Заключение

ОЭЗ продемонстрировали значительный потенциал в африканских странах, и, хотя впереди еще много проблем, эти зоны могут сыграть огромную роль в развитии африканского континента. Странам Африки необходимо преодолеть множество препятствий на пути развития своих СЭЗ, и им нужны сильные и долгосрочные стратегии, чтобы раскрыть потенциал СЭЗ в их соответствующих экономиках. Уже было продемонстрировано, что ОЭЗ могут быть ключевой частью промышленного развития во многих странах, и Африке необходимо использовать весь потенциал своих ОЭЗ в рамках успешного перехода к индустриальному и самостоятельному континенту.

Анасс Рифауи — Аналитик-исследователь

Источники:

http://documents1.worldbank.org/curated/en/343

8330977533/pdf/458690WP0Box331s0April200801PUBLIC1.pdf

http://www.cn.undp.org/content/dam/china/docs/Publications/UNDP-CH-Comparative%20Study%20on%20SEZs%20in%20Africa%20and%20China%20-%20ENG.pdf

https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2019_en.pdf

https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Event/Africa/Investing%20in%20Africa%20Forum/2015/investing-in-africa-forum-special-economic-zones.pdf

https://www.econstor.eu/bitstream/10419/206420/1/1681095483.pdf

https://www.policycenter.ma/sites/default/files/SEZ%20WEB%20FINAL.PDF

https://oxfordbusinessgroup.com/overview/accelerating-growth-focus-clusters-special-economic-zones-and-investment-aeronautics-continue

https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/Event/Africa/Investing%20in%20Africa%20Forum/2015/investing-in-africa-forum-global-experiences-with-special-economic-zones -с-фокус-на-Китае-и-Африке.pdf

https://www.fdiintelligence.com/article/78955

Особые экономические зоны Индии привлекают иностранные инвестиции

Почему это важно для предприятий Висконсина: с более либеральными правилами, чем в остальной части страны, эти зоны были созданы правительством Индии для привлечения инвестиций и стимулирования роста за счет экспорта.

Поскольку к 2030 году Индия станет третьей по величине экономикой в ​​мире, ключевая политика Министерства торговли и промышленности страны заключается в создании особых экономических зон (СЭЗ).Эти зоны, входящие в программу реформ Индии, представляют собой географические регионы с более либеральными правилами, чем в остальной части страны. Широкая категория СЭЗ включает несколько более конкретных типов зон, таких как зоны свободной торговли (ЗСТ), зоны экспортной обработки (СЭЗ), свободные зоны, промышленные зоны, свободные порты и зоны городских предприятий.

ОЭЗ были созданы для привлечения прямых иностранных инвестиций, создания возможностей трудоустройства, развития инфраструктуры и облегчения передачи технологий и доступа к глобальным рынкам.Однако их главная цель — обеспечить международную конкурентоспособную и беспроблемную среду для стимулирования экспорта. С этой целью правительство Индии объявило о своей политике в отношении СЭЗ в 2000 году, с целями, включая предоставление товаров и услуг, свободных от налогов и пошлин, создание интегрированной инфраструктуры для экспортного производства, создание возможностей для оперативных механизмов утверждения единого окна и предложение пакета стимулы для привлечения иностранных и внутренних инвестиций для стимулирования роста за счет экспорта.

Инвестиции в ОЭЗ Индии увеличились за последнее десятилетие, что привело к увеличению торговли и инвестиций, созданию рабочих мест и более эффективному управлению. Инвестиции в ОЭЗ составили 590 млн долларов в 2006 году и выросли до 69,3 млрд долларов по состоянию на 2018 год. По состоянию на 31 марта 2018 года в Индии действовало 223 ОЭЗ. Занятость в ОЭЗ составляла 100 000 человек в феврале 2006 года и увеличилась до 1,9 млн к марту 2018 года.

Для поощрения участия в ОЭЗ компаниям предоставляются определенные льготы и стимулы, такие как налоговые каникулы и освобождение от уплаты подоходного налога.Например, единицы в ОЭЗ пользуются 100-процентным освобождением от налога на прибыль с экспортной прибыли в течение первых пяти лет, 50-процентной льготой в течение следующих пяти лет и 50-процентной скидкой от экспортной прибыли в течение следующих пяти лет. Кроме того, среди прочих стимулов существует беспошлинный импорт / внутренние закупки товаров для развития, эксплуатации и технического обслуживания ОЭЗ.

Поскольку ОЭЗ предлагают экспортерам различные льготы, экспорт из ОЭЗ вырос на 18 процентов в 2017–2018 годах благодаря прогрессу в области таможенной очистки и оборудования.СЭЗ Индии вносят более 87 миллиардов долларов в экспортную корзину страны. Согласно данным, собранным Советом по продвижению экспорта Индии для ориентированных на экспорт единиц и ОЭЗ (EPCES), общий объем экспорта товаров и программного обеспечения в 2018 финансовом году составил 80 млрд долларов США по сравнению с 68 млрд долларов США в предыдущем году. С апреля 2017 года по февраль 2018 года основными зонами ОЭЗ, в которых наблюдался значительный рост экспорта продукции, были FALTA, Cochin, Vizag, Kandla, DC SEEPZ, MEPZ и Noida. СЭЗ экспортируют широкий спектр товаров и услуг: компьютерное / электронное программное обеспечение, химические и фармацевтические препараты, драгоценные камни и ювелирные изделия, текстиль, одежду, пластмассы, резиновые изделия и многое другое.

Винай Шарма, исполняющий обязанности председателя EPCES, говорит: «Для любого иностранного инвестора, который ищет 500 акров или даже больше для создания завода, только ОЭЗ может быстро выделить землю — без каких-либо обременений, судебных разбирательств или нарушений. Процедура «единого окна» помогает инвестору начать строительство через четыре-шесть недель. Инвесторы из других стран могут выбрать размещение своих производственных мощностей для экспорта в другие страны или для продажи на внутренних рынках в зависимости от своих предпочтений. Это благо для всех, кто хочет очень быстро перейти в рабочий режим.Простота ведения бизнеса в сочетании с наличием чистой и надежной электроэнергии, воды и других ресурсов, а также образованного и обученного персонала доступны во всех СЭЗ Индии ».

.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *