Карта СПГ России в 2022 году
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 645 от 26 октября 2020 года «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» высокая доля локальной генерации на основе дизельного топлива была отнесена к угрозам национальной безопасности страны. В качества ответа на данные угрозы рассматриваются ВИЭ, местные энергоносители и СПГ.
Развитие проектов различного масштаба и в различных частях страны требует пространственного и временного анализа с целью определения тенденций развития отрасли.
В последние три года были созданы и развиваются инструменты, позволяющие решить данную задачу:
В ходе реализации проекта СПГ-отрасль представлена в картографическом формате, приведены основные показатели СПГ проектов, включая различные сегменты производства СПГ, использование СПГ в качестве газомоторного топлива, автономной газификации. Приведены данные по действующим заводам, проектам, находящимся в стадии реализации, а также по планируемым проектам.
Классификация проектов и объектов
В проекте включены объекты и проекты отрасли СПГ в области производства, транспортировки и использования СПГ для автономного энергоснабжения и в качестве газомоторного топлива.
Проекты в отрасли производства СПГ по статусу проекта разделяются на три категории:
Классификация СПГ проектов по размеру проекта основывается на нескольких показателях, описывающих объем производства, целевые рынки и способы распределения СПГ с производства к потребителю.
Малотоннажные заводы
За 2021 год малотоннажный сегмент российской СПГ отрасли впервые получил численные показатели развития, были определены ключевые направления развития отрасли и снятия административных барьеров, позволяющих снизить капитальные вложения в объекты МТСПГ.
В 2021 году в рамках реализации «Плана мероприятий по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 350-р были существенно увеличены показатели малотоннажных объектов СПГ. С осени 2021 года нормы российского регулирования относят к малотоннажным заводам производственные объекты, мощность которых не превышает 20 т/ч (на основании приказа Минэнерго России от 15 октября 2021 года № 1090), а масса хранимого СПГ не превышает 1500 тонн, избыточное давление в криогенных резервуаров не более 1,6 МПа.
Мощности малотоннажных производств СПГ в России стабильно растут и имеющиеся планы по использованию СПГ в качестве газомоторного топлива и для автономной газификации позволяют России стать одним из мировых лидеров по развитию сектора малотоннажного СПГ.
В настоящее время в Российской Федерации построены 17 малотоннажных заводов общей установленной мощностью более 248 тыс т, производство на которых по итогам 2021 года превысило 120 тыс т.
Российские технологии производства СПГ в малотоннажном сегменте закрепили свои позиции на национальном рынке. Все новые строящиеся и введенные объекты по производству СПГ используют разработки российских компаний. Однако следует заметить, что они в своем большинстве не превышают производительности 5 т/ч. Российским компаниям еще предстоит сделать большие шаги в сторону заполнения ниши производительности до 20 т/ч.
Основными рынками для МТСПГ являются газомоторное топливо, автономная газификация и снабжения топливом объектов распределенной генерации тепловой и электрической энергии, бункеровка морских и речных судов. Будет ошибкой отводить малотоннажному СПГ роль только для остаточной газификации.
Общее количество проектов в активной стадии увеличилось до 14 единиц, а их установленная мощность составила 311 тыс т.
Общее заявленное количество СПГ проектов в 2021 году составило 48 единиц, а установленная мощность достигает 1 460 тыс т. В плане развития рынка МТСПГ в Российской Федерации на период до 2025 года определен тренд по величине установленной мощности заводов СПГ, которая к 2025 году должна достичь 83 т/ч или почти 700 тыс т в год. Однако фактические показатели по действующим и активным проектам уже в 2022 году начинают отставать с дефицитом в 60 тыс т к 2025 году.
Среднетоннажные проекты
Среднетоннажные проекты в России реализуются как самостоятельные проекты, так и с использованием преимуществ совместного размещения с крупнотоннажным производством.
В настоящее время большинство проектов СТСПГ действуют и планируются к реализации на морском побережье с возможностью отгрузки на малотоннажные газовозы или с использованием грузовиков.
В 2021 году среднетоннажный завод «Криогаз-Высоцк» завершил комплекс мероприятий по повышению производительности до 730 тыс т в год. По планам компании после 2022 года мероприятия по модернизации продолжатся, а установленная мощность производства достигнет 800 тыс т.
В результате объем производства на заводе по итогам 2021 года превысил 700 тыс т, из которых более 680 тыс т было поставлено на экспорт морским транспортом и около 20 тыс т СПГ было отгружено на экспорт и на внутренний рынок с использованием грузовиков.
При поставках СПГ на экспорт с завода «Криогаз-Высоцк» используются газовозы вместимостью от 10 000 до 17 400 м3. После введения в эксплуатацию СПГ бункеровщика Optimus («Eesti Gaas») и «Дмитрий Менделеев» (ПАО «Газпром нефть») следует ожидать роста объема потребления СПГ для бункеровки судов на Балтийском море.
Среднетоннажная линия «Ямал СПГ» Т4 использует инфраструктуру хранения и отгрузки СПГ, созданную для первых трех крупнотоннажных линий. Поставки СПГ учитываются в общей отгрузке «Ямал СПГ».
Для сегмента среднетоннажного СПГ воронка проектов сохраняет традиционный вид. При этом общее количество заявленных среднетоннажных проектов составляет 12 единиц, а их установленная мощность превысила 7,7 млн т.
Летом 2021 года было объявлено о начале нового среднетоннажного проекта на Кузбассе. Его особенностью является использование в качестве сырьевого газа нетрадиционного газа – метана угольных пластов.
Крупнотоннажные проекты
Российская Федерация имеет необходимые и достаточные условия для вхождения в среднесрочной перспективе в число мировых лидеров по производству и экспорту СПГ.
По итогам 2021 года в Российской Федерации началось создание двух новых кластеров производства СПГ на Востоке и на Западе страны. Помимо Ямальского и Сахалинского СПГ центров начались строительные работы на Балтийском побережье и активная подготовка проекта на побережье Охотского моря.
Тем не менее, отрасль сталкивается со значительными ограничениями в развитии, которые связаны с сохраняющейся неопределенностью режимов экспорта СПГ, дискриминационным доступом к сырьевой базе на аукционах на Ямале и с отсутствием систем газоснабжения, способных обеспечить газом крупные прибрежные проекты переработки газа в Российской Федерации.
Современные требования по декарбонизации вывели на рынок углеродного-нейтральный СПГ, для которого основным мероприятием является приобретение углеродных оффсетов. Рынок углеродно-нейтрального СПГ составил 2,24 млн т с момента его возникновения, из которых 1,67 млн т было продано в 2021 году. Российские компании также приступили к поставкам углеродно-нейтрального СПГ с использованием углеродных оффсетов. Всего было продано четыре партии СПГ или более 10 % мирового рынка углеродно-нейтрального СПГ, из которых три партии – в 2021 году, размером 64 тыс т каждая.
Действующие и реализуемые проекты производства СПГ в России учитывают необходимость управления углеродным следом. При этом для его снижения используются не только традиционные методы и выгоды географического расположения, но и применяются уникальные технологии.
Ввод производственных мощностей в Арктике открыл возможности для поставки российского СПГ на европейский рынок. Выгодное географическое расположение арктических проектов позволяет реализовывать СПГ и на азиатский рынок СПГ. В первые годы работы «Ямал СПГ» при отсутствии достаточного опыта перевозки СПГ в Арктике и возможности круглогодичной навигации значительные поставки арктических проектов приходились на европейские рынки сбыта, а весь объем проекта «Сахалин-2» направляется в страны АТР. Однако по мере развития перевозок СПГ в ледовых условиях уже в 2021 году доли АТР и Европы в совокупном экспорте страны практически выровнялись.
Ценовой шок на мировом рынке природного газа, произошедший в 2021 году, поддержал развитие некоторых крупнотоннажных проектов в России. При этом в результате законодательных ограничений по экспорту СПГ и в связи с выводом новых видов топлив на рынок, в Арктике происходит перепрофилирование части проектов СПГ на газохимическую переработку газа.
Первым проектом, изменившим в 2020 году концепцию с СПГ на производство метанола, стал проект «Печора СПГ». Летом 2021 года компания «Обский СПГ» сменила название на «Обский газохимический комплекс». В результате российская отрасль потеряла более 10 млн т потенциальных мощностей производства СПГ.
По итогам 2020 года совокупный размер заявленных СПГ проектов составил 153 млн т.
Активная реализация проекта «Восток ойл» на Таймыре дает основания ожидать подготовки к переходу в активную фазу производства СПГ в этом районе. Проекты на основе природного газа на Сахалине продолжают задерживаться в связи с санкциями, ограничивающим доступность технологий шельфовой добычи газа.
Основными факторами, которые будут влиять на вероятность реализации крупнотоннажных СПГ проектов в России и на доступ к инвестиционным ресурсам, являются:
- Либерализация экспорта СПГ;
- Доступ к технологиям добычи природного газа на шельфе;
- Обеспечение недискриминационного доступа к терминалам перевалки СПГ в Мурманске и на Камчатке;
- Равнодоступность СПГ проектов к мерам государственной поддержки, специальным налоговым режимам;
- Развитие биржевой торговли газов в России и стимулирование СПГ проектов на побережье Балтийского, Черного и Японского морей.
Газомоторное топливо
Природный газ за счет своих экологических качеств и сохраняющегося государственного ценового регулирования является одним из перспективных сегментов газового рынка России. Применение газа в качестве газомоторного топлива возможно на различных видах транспорта.
В Российской Федерации до 2020 года основной объем продаж СПГ в сегменте ГМТ был в сегменте тяжелой горной техники. В 2021 году началось активное использование СПГ для линейных грузовых транспортных средств, что привело к росту на 150 % использования СПГ на транспорте.
В 2022 году с вводом в эксплуатацию морского бункеровщика «Дмитрий Менделеев» и паромов на СПГ следует ожидать существенный рост потребления СПГ в качестве ГМТ.
Значительный потенциал использования СПГ в качестве ракетного топлива связан с разработкой проекта ракетоносителя «Союз-7» («Амур-СПГ»), запуски которого могут начаться уже в 2026 году.
В 2020-2021 годах произошел достаточно бурный рост количества публичных заправочных станций СПГ.
В настоящее время действуют 34 криоАЗС (стационарные и мобильные), из которых 14 единиц принадлежит группе «НОВАТЭК», 11- группе «Газпром».
План развития газозаправочных объектов СПГ в России
Применение СПГ в качестве топлива для железнодорожных локомотивов осталось неизменным за последние 3 года: локомотивы (тяговые ГТ1h и маневровые ТЭМ-19) курсируют только на Уральской железной дороге, а все планы по развитию использования СПГ на Ямале и на других направлениях не реализованы. В 2021 году собственный проект использования СПГ на железнодорожном транспорте был начат в Якутии в компании «Железные дороги Якутии» с поставкой газа с КСПГ «Нижний Бестях».
Флот на СПГ и бункеровка
Использование СПГ в качестве судового топлива является одним из наиболее привлекательных вариантов в направлении повышения энергетической эффективности судоходства и выполнения международных требований по декарбонизации судоходства. Значительную роль в снижении парниковых газов в глобальном масштабе может внести арктическое судоходство и рост интенсивности судоходства по СМП при обязательном условии применения альтернативных топлив.
«Долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации» была принята Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. № 640-р. Природный газ определяется как топливо, позволяющее решить климатические и экологические проблемы и способное выполнить роль «переходного топлива» к углеродно-нейтральной экономике в будущем.
Общий потенциальный спрос на сжиженный природный газ в сегменте газомоторного топлива к 2035 году оценивается в 5,5 млн т (к 2024 году — до 0,8 млн т), включая 1,2 млн т для водного транспорта в основных морских акваториях (Северный морской путь, Балтийское, Черное и Японское моря) и речного транспорта.
По состоянию на конец 2021 года российский флот на СПГ составляет 9 судов, включая бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев». В начале 2022 года «Дмитрий Менделеев» совершил переход к месту постоянной дислокации в Финском заливе, где он будет работать по логистике и бункеровке малотоннажного СПГ-топливом в портах Балтийского моря.
Общее количество заказанных судов в период до 2029 году составляет 24 единицы, из которых 12 должны поступить в эксплуатацию в 2022 году. В основном флот российских компаний, использующих СПГ, представлен танкерами, продуктовозами, а среди заказанных судов выделяются ледоколы.
Сдерживающим фактором в использовании СПГ выступает недостаточно развитая инфраструктура бункеровки в России, отсутствие необходимого нормативно-правового регулирования и опыта практической бункеровки судов.
С целью стимулирования использования СПГ подготовлены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в Федеральный закон № 261-ФЗ от 08.11.2007 г. «О морских портах в Российской Федерации» в части стимулирования использования экологически чистых технологий в области торгового мореплавания и судоходства.
При этом уже в настоящее время ФГУП «Росморпорт» предоставляет скидку в 10% к портовым сборам для наливных судов, использующих СПГ в качестве основного вида топлива в портах Высоцк, Калининград, Мурманск, Приморск, Усть-Луга, а также для контейнеровозов на СПГ в Большом порту Санкт-Петербург.
До запуска арктических проектов был только один пример реализации стратегии интеграции производственных мощностей и флота газовозов для транспортировки СПГ – катарские компании Qatar Gas и Nakilat.
Общее количество газовозов, обслуживающих российские проекты или принадлежащие компаниям с российским участием составляет 55 единиц, из которых 33 имеют ледовый класс Arc 7, 21 газовоз – конвенциональный, и одна плавучая регазификационная установка, которая может работать в режиме газовоза.
График поставок газовозов ледового класса полностью отражает график ввода в эксплуатацию производственных линий арктических проектов СПГ.
Автономная газификация
В России системы автономной газификации на СПГ появились в 1990-х годах. По состоянию на январь 2022 года в стране эксплуатируются 7 КСПГ (КСПГ «Первоуральск», КСПГ «Екатеринбург ГРС-4», ООО «Криогаз-Высоцк», КСПГ «Кингисепп», КСПГ «Канюсята», КСПГ «Нижний Бестях» и КСПГ «ПСК Сахалин»), поставляющих сжиженный газ для автономной газификации объектов в России. Ожидается, что в первой половине 2022 года быть введен в строй КСПГ «Тобольская» с целью автономной газификации Томской области. Еще свыше 20 КСПГ, имеющих основной рынок автономную газификацию, числятся в планах. Количество действующих СПХР на эту же дату составляет 20 и еще 1 (СПХР «Приморский порт») в резерве.
Сразу две котельные с собственными СПХР были введены в эксплуатацию на объектах Министерства обороны Российской Федерации в Мурманской области.
Для газоснабжения передвижного асфальтобетонного завода ООО «ДПО» в Оренбургской области применяется мобильный регазификатор производительностью 1500 м3/час. Поставщиком газа выступает КСПГ «Канюсята» (ООО «Газпром СПГ технологии»).
В 2021 году Правительство Сахалинской области и ПАО «Газпром» подписали программу развития газоснабжения и газификации региона до 2025 года, согласно которой 11 населенных пунктов Корсаковского, Курильского, Макаровского, Углегорского, Северо-Курильского и Южно-Курильского городских округов будут газифицированы с использованием СПГ и строительством СПХР.
Модернизация систем теплоснабжения в Республике Бурятия проводится в границах охранной зоны озера Байкал. В качестве первоочередных объектов определены город Северобайкальск (СПХР мощностью 500 нм3/час), поселок Таксимо и поселок Новый Уоян. По предварительным расчетам общий объем потребления СПГ в Бурятии составит около 28 тыс тонн в год.
30 июня 2021 года утверждена «Программа потребления сжиженного природного газа в Республике Саха (Якутия) до 2030 года», которая предполагает использование СПГ для автономной газификации, в качестве ГМТ и для поставки на экспорт. За счет СПГ к 2030 году планируется построить 27 СПХР и газифицировать 27 населенных пунктов республики. Согласно утвержденной Программе к 2030 году объем внутреннего потребления СПГ в Якутии для автономной газификации превысит 180 тыс т/год.
В соответствии с «Долгосрочной программой развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2021 г. № 640-р, основным рынком для использования СПГ в качестве энергоносителя являются Северо-Западный и Дальневосточные федеральные округа, а в разрезе макрорегионов – Западная Арктика и Дальний Восток.
Привлекательность данных географических рынков обуславливается наличием собственных запасов газа или развитием центров производства СПГ, а также отсутствием крупных НПЗ, что создает конкурентные ценовые и экологические преимущества СПГ.
Экспорт СПГ
Монополия на экспорт СПГ была введена в 2006 году Федеральным законом № 117-ФЗ от 18. 07.2006 г. «Об экспорте газа» в период ожиданий глобального роста цен на нефть и газ. В 2020 году произошли революционные изменения в режиме экспорта газа из России. ПАО «НОВАТЭК» решил стратегическую задачу получения безусловного разрешения на экспорт СПГ. Фактически в Федеральный закон «Об экспорте газа» внесено юридическое определение НОВАТЭКа, как компании имеющей право экспорта СПГ с любого участка недр федерального значения.
В Энергетической стратегии Российской Федерации либерализация экспорта СПГ является ключевой мерой развития отрасли. При оценке режимов экспорта СПГ для крупнотоннажных проектов заметна относительно небольшая роль экспорта СПГ с проектов, которые управляются ПАО «Газпром». В долгосрочном периоде роль проектов независимых компаний существенно возрастет. Таким образом, без реформы экспортного законодательства в области СПГ реализация большинства заявленных проектов находится в зоне риска.
В соответствии с пунктом 15 дорожной карты по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 350-р), федеральными органами исполнительной власти проведена оценка возможности экспорта природного газа в виде СПГ, произведенного на малотоннажных заводах. Экспорт малотоннажного СПГ целесообразно либерализовать при условии, что определенный процент от объема СПГ, поставленного на экспорт, будет реализовываться на внутреннем рынке в объеме не менее 75 % от произведенной продукции.
В настоящее время экспорт СПГ из России производится с 10 проектов. «Сахалин-2» экспортирует СПГ в АТР, в основном, в страны Восточной Азии. Благодаря своему географическому положению «Ямал СПГ» осуществляет поставки СПГ в Европу и Азию. Поставки на экспорт осуществляют также средне- и малотоннажные заводы с использованием малотоннажных газовозов, железнодорожного транспорта, автомобильных полуприцепов. Российский экспорт СПГ диверсифицируется, появляются новые экспортеры разного масштаба.
Экспорт МТСПГ осуществляется в 14 стран: 11 стран Европы и 3 страны из Азии.
Самая высокая экспортная цена на СПГ из России в сегменте МТСПГ зафиксирована в Китае, Беларуси, Польше и Монголии. Наиболее высокие цены экспорта с Монголию и Китай. В 2020 году был значительный спад экспортных цен в связи с низкими мировыми ценами. В 2021 году экспортные цены существенно выросли.
В целом волатильность цен в сегменте МТСПГ меньше, чем в случае КТСПГ или на рынке других энергоносителей (СУГ, нефтепродукты). Это объясняется рыночной моделью МТСПГ, которая позволяет прямую продажу конечному покупателю без посредников.
Sk-индекс– индекс устойчивости СПГ заводов
Для нефтеперерабатывающих заводов в качестве инструмента оценки устойчивости применяется Индекс Нельсона, характеризующий сложность завода. Для заводов СПГ для оценки конкурентоспособности применяются значения предельных краткосрочных и долгосрочных издержек. При этом в большом количестве случаев в составе проекта производятся дополнительные продукты, такие как газовый конденсат, гелий, пропан-бутановая фракция, доходы от продажи которых не учитывается при оценке конкурентоспособности заводов.
Интенсивное развитие СПГ индустрии приводит к необходимости расчета индекса устойчивости/эффективности, который позволит получить комплексную оценку конкурентоспособности СПГ завода на растущем рынке.
Формула расчета SK-Индекса – индекса устойчивости, учитывает факторы производства различных продуктов в рамках СПГ проекта, эффективность технологии (через углеродный след), обеспеченность заводским хранилищем, удаленность центра добычи газа от места расположения завода.
Статья «Карта российской СПГ отрасли 2022» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№4, Апрель 2022)
Какое будущее ждёт СПГ-проекты в России и США?
Долгое время основные рынки газа были поделены между поставщиками. Для Европы основным источником были трубопроводные поставки из России, в то время как азиатские страны преимущественно покупали сжиженный газ (СПГ) у США, Катара и Австралии. Ситуация резко поменялась, после того как власти ЕС провозгласили планы по поэтапному отказу от российского газа.
Первый серьёзный шаг планируют сделать уже в этом году — снизить поставки из РФ на 2/3. В реализуемости этих планов возникают серьёзные сомнения: сегодня на рынке просто нет достаточных свободных объёмов для того, чтобы заменить топливо из России.
Помочь в этом должны поставки сжиженного газа из США. Готовы ли американские СПГ-заводы обеспечить необходимые объёмы? И какое будущее ждёт российские проекты по сжижению газа после ухода нефтесервисной компании Вaker Hughes?
Скоро ли ждать новых заводов СПГ в США?
На фоне растущего спроса производство сжиженного газа в Америке набирает обороты. По оценкам аналитиков Kpler, в 2022 году объёмы производства СПГ в США могут достигнуть 101,6 млн тонн в год, что почти наверняка выведет их на первое место в мире. Для сравнения: по итогам 2021 года в Австралии произвели около 80 млн тонн, а в Катаре — 77 млн тонн СПГ.
Такого роста удастся добиться в первую очередь за счёт запуска новых мощностей по сжижению газа в феврале этого года. Теперь в США действует 7 заводов СПГ: Sabine Pass, Calcasieu Pass, Cove Point, Elba, Corpus Christi, Cameron и Freeport LNG.
Однако, как пишет «Эксперт», все они работают уже на пределе своих возможностей, то есть нарастить поставки СПГ в Европу получится только за счёт потребителей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь для властей ЕС очень кстати пришёлся очередной локдаун в Китае. Однако осенью азиатским рынкам придётся столкнуться с отложенным спросом, что вызовет ожесточенную конкуренцию и ещё больший рост цен. Как видим, этот рынок по-прежнему дефицитен.
В США планируют строительство новых СПГ-заводов. Достаточно сказать, что 12 таких проектов уже одобрены Федеральной комиссией по управлению энергетикой, ещё 6 находятся на рассмотрении и 2 в стадии разработки.
В случае их реализации возможности США по экспорту сжиженного газа кратно возрастут. Это не только укрепит лидирующие позиции Америки, но и позволит насытить рынок, упростив тем самым отказ от российского трубопроводного газа.
Однако здесь есть одно существенное «но». Строительство заводов и терминалов для производства и отгрузки СПГ — затратный проект, как с точки зрения денег, так и времени. Из одобренных 12 проектов только один находится в стадии реализации, ориентировочный срок ввода в эксплуатацию — 2024–25 гг.
Остальные инициативы ещё только ждут своих инвесторов. Это может быть связано с неопределённостью спроса на газ в Европе в долгосрочной перспективе, пишет «Эксперт». В ЕС никто не отменял планов по достижению нулевых выбросов к 2050 году, а это значит, что со временем спрос на газ будет снижаться. В то же время СПГ-проекты имеют долгий срок окупаемости, так что опасения потенциальных инвесторов можно понять.
Впрочем, главное — это то, что в ближайшие годы стоит ждать выхода на рынок только одного завода по сжижению газа.
Перспективы «Арктик СПГ-2» после ухода Вaker Hughes из России
Понятно, что наращивание производства СПГ в США, напрямую затрагивает интересы российской газовой отрасли. Каковы перспективы России на этом рынке? Может ли наша страна, в свою очередь, увеличить производство СПГ, для того чтобы достойно конкурировать с поставщиками из США, Катара и Австралии?
Россия в силу своего географического положения исторически отдавала предпочтение трубопроводным поставкам. Однако в последние годы в нашей стране стали осваивать и технологии сжижения газа. Речь идёт в первую очередь о проектах «НОВАТЭКа» «Ямал СПГ», «Арктик СПГ» и «Артик СПГ-2». Их реализация вкупе с развитием Северного морского пути призвана серьёзно увеличить экспорт газа в страны Азии.
Однако СПГ-технологии — эта та сфера, где зависимость от иностранных технологий была особенно сильной. Наиболее ярко это проявилось после того, как американская нефтесервисная компания Baker Hughes приняла решение прекратить обслуживание всех российских СПГ-проектов. Больнее всего это ударило по «Арктик-СПГ-2», завершение первой очереди которого пока невозможно без импортного оборудования, а его поставки Baker Hughes прекратила.
Сейчас «НОВАТЭК» в партнёрстве с профильными министерствами ищет альтернативные варианты. Так, выступая на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Председатель правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон отметил, что российские предприятия уже сейчас могут произвести отдельные узлы и механизмы. Однако целостной технологии сжижения газа пока в стране нет, признал г-н Михельсон.
Параллельно «НОВАТЭК» ищет новых поставщиков. Так, недавно стало известно, что для энергоснабжения «Арктик СПГ-2» планируют использовать плавучую ТЭЦ турецкого производства.
Однако, этот процесс серьёзно тормозится тем, что технологиями сжижения газа располагает ограниченный круг стран, и все они входят в категорию недружественных: США, Германия, Франция. Поэтому всё же основную ставку нужно делать на импортозамещение и создание собственных решений.
Конечно, даже если все технологические сложности будут успешно решены, понятно, что на это уйдёт много времени. Однако «пауза» в приросте производственных мощностей СПГ в США, вкупе со стабильно высоким спросом на мировых рынках в ближайшие годы, делают перспективы российских СПГ-проектов чуть менее мрачными.
Читайте также: «Транспортная инфраструктура проекта «Арктик СПГ 2″».
Российские планы СПГ нуждаются в дополнительных ресурсах газа для увеличения производства на 34 млн тонн в год
В этом списке СПГ | Природный газРоссийские планы СПГ нуждаются в дополнительных ресурсах газа для увеличения производства на 34 млн тонн в год
Товары | Электроэнергия | Электричество | Энергия | Ядерный | энергетический переход | Водород | Возобновляемые ресурсы | СПГ | Природный газ | Природный газ (европейский) | Масло | Сырая нефть | Доставка | ТанкерыMarket Movers Europe, 24-28 апреля: крупные энергетические компании сообщают о доходах за первый квартал; газовая платформа AggregateEU запускает
Энергия | СПГ | Природный газ | NGLГазопровод Platts LP
Энергия | Масло | Энергетический переходАПЕК 2023
Энергия | энергетический переход | Природный газ | Сельское хозяйство | Электроэнергия | Возобновляемые ресурсы | Биотопливо | ЭлектричествоОТСЛЕЖИВАНИЕ СОКРАЩЕНИЙ В США: сокращения CAISO достигли рекордного уровня в марте, общесистемные сокращения достигли девятимесячного максимума
Доставка | Энергия | Природный газ | Уголь | Металлы | Сельское хозяйство | Коксующийся уголь | стальное сырье | Зерно | Танкеры | Контейнеры | Товарный трекер Steel: 5 графиков, которые стоит посмотреть на этой неделе
- Принимайте решения с уверенностью
Для полного доступа к обновлениям в режиме реального времени, последним новостям, анализу, ценообразованию и визуализации данных подпишитесь сегодня.
Подпишись сейчас
- СПГ | Природный газ
- 07 марта 2023 г. | 13:06 UTC
- Автор Розмари Гриффин
- редактор Джонатан Лоудс-Картер
- Товар СПГ, Натуральный газ
Основные моменты
СПГ в приоритете после сокращения поставок газопровода в Европу
Подготовка дорожной карты развития СПГ
Европейские спотовые цены на СПГ становятся доступнее
- Автор
- Розмари Гриффин
- Редактор
- Джонатан Лоудс-Картер
- Товар
- СПГ, Натуральный газ
Основные планы России по развитию СПГ требуют дополнительных ресурсов газа для увеличения производства еще на 34 млн тонн в год, заявил вице-премьер Александр Новак 7 марта.
Не зарегистрированы?
Получайте ежедневные оповещения по электронной почте, заметки подписчиков и персонализируйте свой опыт.
Зарегистрироваться
Россия уделяет приоритетное внимание СПГ-проектам после того, как поставки трубопроводного газа на ключевые рынки Европы резко сократились после ее вторжения в Украину в феврале 2022 года. среднесрочная перспектива должна составить не менее 100 млн т/год», — сказал Новак, согласно заявлению правительства.
Текущий объем производства СПГ в России составляет 33 млн тонн в год. По словам Новака, строящиеся проекты, в том числе в Усть-Луге и Арктик СПГ 2, доведут этот показатель до 66 млн тонн в год.
Вторжение поставило под сомнение скорость, с которой эти проекты могут быть реализованы после того, как западные санкции лишили Россию доступа к западному финансированию.
Новак определил нехватку специалистов, работающих в этой области, и необходимость разработки большего количества отечественных технологий в качестве ключевых проблем для увеличения производства СПГ.
Россия готовит дорожную карту развития СПГ. Он планирует довести долю отечественных технологий, используемых в производстве СПГ, до 80% от потребности отрасли, а также проводить мониторинг возможностей и рисков производства СПГ с учетом мирового спроса, говорится в сообщении.
Новак выступил после встречи с руководителями министерств промышленности и торговли и энергетики, а также учеными и компаниями, разрабатывающими СПГ-проекты — «Газпром», «Новатэк», «Роснефть» и «Росатом».
Россия планирует экспортировать и снабжать внутренний рынок растущими запасами СПГ.
Воздействие вторжения
Российский природный газ и СПГ не подпадали под прямые санкции ЕС, но некоторые европейские страны приняли суверенные решения о сокращении импорта. Кроме того, с апреля Россия ввела механизм расчетов за поставки газа в рублях. Когда некоторые страны ЕС отказались соблюдать новую систему, они были отрезаны.
Российский газ составлял около 45% импорта ЕС до вторжения Москвы в Украину, но сейчас его доля упала до менее 10%.
В отличие от этого российский экспорт СПГ в Европу значительно увеличился в прошлом году, увеличившись с 10,6 млн тонн в 2021 году до 14,1 млн тонн в 2022 году. Большая часть этих поставок была поставлена во Францию, Бельгию, Нидерланды и Испанию.
Проблемы с поставками привели к сильной волатильности цен как на газ, так и на СПГ в 2022 году.
В настоящее время спотовые цены на СПГ по-прежнему становятся все более доступными для доставки в Северную Европу, при этом в последние месяцы цены снижаются вместе с ценами на европейских хабах. Platts, входящая в состав S&P Global Commodity Insights, оценила индекс DES Northwest Europe Marker с поставкой в апреле в $11,9.6/MMBtu 6 марта, по сравнению с пиковым значением почти $75/MMBtu в августе прошлого года.
Некоторые аналитики ожидают, что некоторая волатильность цен сохранится в краткосрочной и среднесрочной перспективе, поскольку возможности заменить российские потоки в Европу ограничены, а европейские покупатели конкурируют с азиатами за объемы СПГ. Также возможно дальнейшее сокращение потоков российского газа в Европу в случае эскалации войны и дальнейшего ухудшения отношений.
Россия будет экспортировать 100 млн тонн СПГ к 2030 году
Россия объявила о планах либерализации экспорта арктического сжиженного природного газа, стремясь увеличить производство до 100 млн тонн к 2030 году. Срок службы двух старых атомных ледоколов может быть продлен, чтобы сохранить судоходные пути открытыми для транспортировать газ в Азию.
Текст Мальте Хамперт
На прошлой неделе Министерство энергетики России обнародовало дорожную карту по значительному увеличению производства сжиженного природного газа (СПГ) в России, особенно в Арктике.
Усилия опираются на сочетание либерализации арктического сектора СПГ в стране и обращения к отечественным технологиям для строительства крупнотоннажных заводов СПГ.
Согласно планам Министерства, будущие проекты СПГ будут использовать не менее 80 процентов отечественных технологий. В целях снижения зависимости от зарубежных технологий, таких как теплообменники и турбины, Россия с 2014 г. занимается импортозамещением технологий СПГ9.0003
Это привело к разработке, например, Технология «Новатэк» «Арктический каскад», которая была рассчитана примерно на 1 млн тонн в год, но уже масштабирована до 2-3 млн тонн в год.
В заявлении премьер-министра России Михаила Мишустина говорится, что «правительство ведет работу по увеличению объемов производства и экспорта сжиженного природного газа. Разработан законопроект, который поможет более активно использовать мощности арктических маршрутов и транспортировать СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Правительство предложило дополнить перечень месторождений, с которых разрешен экспорт СПГ, и сделать доступными новые лицензионные участки».
Стратегической задачей и перспективой нашего газового экспорта является развитие производства СПГ.
По словам Мишустина, эти усилия приведут к тому, что к 2030 году Россия увеличит производство СПГ до 100 млн тонн в год. и Атомфлот.
«Стратегической задачей и перспективой нашего газового экспорта является развитие производства СПГ, которое в среднесрочной перспективе должно достичь не менее 100 млн тонн в год. На сегодняшний день по реализованным проектам производство составляет порядка 33 млн тонн. С учетом строящихся проектов, заводов в Усть-Луге и «Арктик СПГ 2» Россия будет производить 66 млн тонн СПГ в год», — пояснил Новак в ходе встречи9.0003
Россия ожидает, что ее усилия по либерализации обеспечат дополнительные ~35 млн тонн ежегодного производства, которые достигнут 100 млн тонн к 2030 году. флот. В настоящее время компания находится в процессе масштабной модернизации и расширения своего флота. Спущены на воду три новых атомных ледокола проекта «Арктика» класса , еще четыре появятся в следующем десятилетии.
Читайте также
В Норвегии наблюдается наибольший рост судоходства в Арктике
Российский оператор атомных ледоколов «Атомфлот» хочет продлить срок службы двух своих самых старых судов: «Таймыр» и «Вайгач» .
Реакционная наработка обоих ледоколов увеличена с 200 000 часов до 235 000 часов в 2021 году. Сейчас Росатомфлот планирует дальнейшее увеличение наработки на 25 000 часов. Это изменение подтолкнет вывод судов из эксплуатации с 2027/28 года на 2031/32 год.
По прогнозам российских властей, объем перевозок в ближайшие 3-5 лет будет экспоненциально расти до 80 млн тонн к 2024 году и 150 млн тонн к 2030 году, поэтому Россия не может позволить себе вывести из эксплуатации два атомных ледокола.
Эти два судна играют ключевую роль в эксплуатации и сопровождении балкеров, газовозов и нефтевозов на мелководье Обской и Енисейской губ. Суда, перевозящие никель от «Норильского никеля» и сырую нефть с Новопортовского проекта «Газпром нефти», полагаются на ледоколы, чтобы поддерживать судоходные пути открытыми зимой и весной.
Больше арктических судов
Судоходство в Арктике за последнее десятилетие значительно увеличилось, а норвежские и российские воды на Крайнем Севере ежегодно увеличиваются двузначными числами.