Риски бизнеса проверь себя и контрагента фнс: Сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» поможет оценить налоговые риски | ФНС России

Содержание

Новые возможности сервисов ФНС России » Унинский муниципальный округ Кировской области

22.07.2015

Межрайонная ИФНС России № 10 по Кировской области сообщает о новых функциональных возможностях сервиса ФНС России «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» и прикладной подсистемы «Удаленный доступ к данным аналитического сегмента федерального хранилища данных» утвержденного приказом ФНС России от 01.07.2015 №ММВ-7-6/261@ «О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего формирование и предоставление сведений о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями нескольких юридических лиц». Помимо того, что Сервис позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика), предоставляет сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о ЮЛ, отсутствующих по своему юридическому адресу, так и позволяет проявить должную осмотрительность при выборе компаньона по бизнесу проверив его на массовость участия в нескольких юридических лицах с помощью сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» / сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц. Для поиска сведений необходимо выбрать признак ФЛ «Руководитель» или «Учредитель» и внести ФИО предполагаемого ФЛ при наличии указать его ИНН, после чего на экране появится информация об участии этого ФЛ в тех или иных юридических лицах.

 

 

Межрайонная ИФНС России № 10 по Кировской области сообщает о функциональных возможностях сервиса ФНС России «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» утвержденного приказом ФНС России от 24.

06.2015 №ММВ-7-6/255@ «О вводе в промышленную эксплуатацию модернизированного программного обеспечения, реализующего предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице / индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа» Данный Сервис предоставляет возможность заинтересованным лицам бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в виде выписки/справки об отсутствии запрашиваемой информации в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Для получения выписки сертификат ключа электронной подписи заявителя не требуется. Сформированную выписку/справку можно скачать в течение пяти дней. Выписка/справка формируется в формате PDF. При открытии PDF-документа, подписанного электронной подписью, с помощью Adobe Reader без выполнения необходимых для проверки электронной подписи настроек программного обеспечения, появляется сообщение о недействительности подписи. Внимание! Данный сервис является модернизацией сервиса «Получение выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП через Интернет» в связи с внесением изменений в пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», предусматривающих что предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа осуществляется бесплатно.

ИФНС информирует | Новости | kargopolland.ru

ИФНС информирует

30 Сентября 2015

Теперь налогоплательщики могут сами рассчитать транспортный налог

 

На сайте ФНС России заработал новый сервис «Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога», который разработан специально для проверки начисленной суммы транспортного налога

 

Налоговый калькулятор позволяет пользователю любого субъекта Российской Федерации самостоятельно рассчитать сумму транспортного налога с учетом региональных налоговых ставок, льгот и типа транспортного средства – необходимо лишь выбрать соответствующие параметры

 

Основные реквизиты для расчета транспортного налога — год владения транспортным средством и тип транспортного средства. Далее вводятся основные параметры для расчета транспортного налога: мощность транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах) и число месяцев, за которые рассчитывается налог. И как результат — оперативно рассчитанная сумма налога на автомобиль

 

Расчет транспортного налога с помощью данного сервиса носит ознакомительный характер. Поскольку транспортный налог относится к налогам, исчисляемым налоговой инспекцией, ФНС России рекомендует осуществлять оплату транспортного налога после получения налогового уведомления.

 


Проверить делового партнера поможет сервис на сайте ФНС России


На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в рамках  сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» появилась новая услуга – «Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц».


Для проверки данных по конкретному лицу необходимо задать параметр поиска: руководитель или учредитель (участник), после чего ввести его фамилию, имя, отчество и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).


Если осуществить поиск без заполнения реквизитов, то сервис выдаст информацию в виде списка обо всех физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких организаций. Данные о таких лицах обновляются еженедельно.


 «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — один из наиболее востребованных сервисов ФНС России. Он создан для тех, кто желает проявить должную осмотрительность и избежать всех возможных рисков при выборе делового партнера. С помощью этого сервиса можно узнать: не зарегистрирован ли потенциальный контрагент по месту массовой регистрации, не входят ли в состав его исполнительных органов дисквалифицированные лица, информацию о наличии у него налоговой задолженности и многое другое.

 


С 29 декабря 2015 года общества с ограниченной ответственностью смогут использовать типовые уставы


29 июня 2015 года принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов».


На основании данного закона в Гражданский кодекс Российской Федерации вносится положение о том, что юридические лица смогут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом.


В случае решения учредителей, что организация будет действовать на основании типового устава, это должно быть отражено в решении об учреждении юридического лица и в заявлении, представляемом при государственной регистрации. Вместе с тем это исключает необходимость представления в регистрирующий орган такого типового устава.


Типовой устав не будет содержать сведений о наименовании, фирменном наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения указываются в едином государственном реестре юридических лиц. Также в ЕГРЮЛ будет содержаться информация о том, что организация действует на основании типового устава.


На данный момент планируется введение типовых уставов только для обществ с ограниченной ответственностью. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Тем не менее, положение о типовых уставах, закрепленное в Гражданском кодексе Российской Федерации, предусматривает возможность внедрения типовых уставов и в отношении других организационно-правовых форм юридических лиц.


Изменения, внесенные в действующее законодательство Федеральным законом № 209-ФЗ, вступают в силу с 29 декабря 2015 года.

 


Какие изменения ждут собственников имущества в 2016 году?

 

В 2014 году в налоговом законодательстве РФ произошли серьезные изменения, касающиеся уплаты налога на имущество физических лиц: в Налоговый кодекс РФ включена глава 32, устанавливающая новый порядок определения размера налога на объекты недвижимости — от кадастровой стоимости имущества, а  не инвентаризационной, как раньше.


Под налогообложение попадают находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также машиноместа и объекты незавершенного строительства.


Уведомления на уплату налога по новой системе расчета (от кадастровой стоимости) собственники имущества получат в 2016 году. Кадастровую стоимость своего жилья и иного имущества жители Архангельской области могут узнать на официальном сайте Росреестра.


Главой 32 Налогового кодекса РФ установлены базовые ставки по налогу:  0,1 процента от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, гаражей и машиномест, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений площадью не более 50 квадратных метров, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства. Ставка по иным объектам не должна превышать 0,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения.


Каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки, в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество.


Налоговый кодекс РФ предусматривает применение различных вычетов, льгот и понижающих коэффициентов. Если речь идет о квартире, то её кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв.метров общей площади этой квартиры. Для комнаты — это 10 кв. метров, для жилого дома, в том числе расположенного на садовом, дачном участке – 50 кв. метров. Это значит, что с квартиры с общей площадью 45 квадратных метров собственник будет платить налог только за 25 кв. метров.


Льготы по налогу на имущество сохранятся для участников Великой Отечественной войны, гражданской войны, афганцев, военных и членов их семьи, инвалидов 1 и 2 групп, пенсионеров, чернобыльцев и других категорий лиц. Но есть ограничение: от налогообложения освобождается только один объект имущества каждого вида, который находится в собственности налогоплательщика (раньше количество объектов в собственности одного льготника не ограничивалось). К примеру, если пенсионер имеет две квартиры, то он имеет право выбрать ту, что дороже, и заявить льготу именно на неё, а по второй квартире платить по обычной схеме. Или, если пенсионер владеет гаражом и двумя квартирами, то налогом будет облагаться только одна квартира.


В случае, если кадастровая стоимость будет выше инвентаризационной, законодательством предусмотрен постепенный переход к уплате полной суммы налога посредством применения понижающих коэффициентов. Переходный период будет проходить в течение первых 4 налоговых периодов – 4 лет.

 


Программа добровольного декларирования гражданами активов и счетов за рубежом действует до 31 декабря 2015 года


Добровольное декларирование физическими лицами активов и счетов (вкладов в банках) действует до 31 декабря 2015 года.  Это значит, что до конца года заявители могут задекларировать свое имущество (недвижимость, ценные бумаги, контролируемые иностранные компании, банковские счета), в том числе контролируемое через номинальных владельцев.


Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ декларантам предоставляются следующие гарантии:
•    Защиту декларируемых сведений в ФНС России (налоговую тайну) и ее непредставление другим государственным органам без согласия декларанта;
•    Неиспользование декларируемых сведений в качестве доказательств правонарушений, совершенных до 1 января 2015 года;
•    Освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности за противоправные деяния, связанные с приобретением (формированием) капиталов, совершенные до 1 января 2015 года;
•    Возможность передачи имущества от номинала фактическому владельцу без налоговых последствий.


Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту жительства (месту пребывания), либо в ФНС России.  Декларацию можно представить лично, либо через своего уполномоченного представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности. Декларация представляется каждым декларантом однократно.


Заполнить специальную декларацию можно с помощью программного обеспечения на сайте ФНС России www.nalog.ru. Двухсторонняя печать декларации на бумажном носителе не допускается.


Для подтверждения отраженной информации, к специальной декларации прилагаются следующие документы: нотариально заверенная копия каждого из договоров номинального владения имуществом (в случае отражения в декларации сведений об имуществе, фактическим владельцем которого является декларант), иные документы или сведения и опись прилагаемых документов в двух экземплярах.

 


С 1 октября 2015 года появится возможность признать гражданина банкротом


С 1 октября вступят в силу положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26. 10.2002 в части банкротства граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.


В случае, когда гражданин самостоятельно не может рассчитаться по своим обязательствам, в отношении него может быть введена процедура банкротства. Признавать граждан-должников банкротами будут арбитражные суды, а не суды общей юрисдикции, как планировалось первоначально.


Приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530 вводятся форма списка кредиторов и должников гражданина, а также форма описи имущества гражданина, которые представляются гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом.

как выявить рискованного контрагента?-Публикация

Практически каждая компания, которая неаккуратно подходит к выбору контрагента, рискует столкнуться с однодневкой. Отношения с такой фирмой сопряжены с рядом рисков: экономических, налоговых и даже криминальных. На основе судебной практики и мнений практикующих юристов портал ГАРАНТ.РУ получил представление о том, как выявить недобросовестную фирму и не связываться с ней.

Что такое однодневка?

Несмотря на распространенность этого явления и обширную судебную практику, в российском законодательстве нет общего определения компании-однодневки. Однако его можно сформулировать, используя значительное количество признаков, на которые указывают суды и органы государственной власти в своих заключениях и разъяснениях.

Так, в частности, ФНС России считает, что в общем смысле однодневкой признается юридическое лицо, не являющееся фактически самостоятельным, созданное без цели ведения деятельности, которое, как как правило, не сдает налоговую отчетность и состоит на учете по адресу массовой регистрации (см., например, Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@). Агентство также называет широкий спектр признаков однодневки, на которые следует обращать внимание при выборе контрагента.

К ним относятся отсутствие личных контактов руководства компании-продавца и компании-покупателя, документальное подтверждение их полномочий, сведения о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складов, производственных или торговых площадей. Налоговые органы также предлагают считать подозрительными следующие факты: отсутствие рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или иных лиц, отсутствие сайта контрагента и сведений о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Наряду с этим ФНС России считает дополнительными признаками, в частности, включение в договоры условий, отличных от обычных и обычаев делового оборота, например длительные отсрочки платежей, поставку крупных партий товаров без предоплаты или гарантии платежа, расчеты через третьих лиц или векселями и многие другие (Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования Выездные налоговые проверки»). Логично предположить, что чем большему числу признаков соответствует сомнительная сущность, тем выше вероятность того, что это муха-однодневка.

Суды, делая вывод о наличии у фирмы указанных признаков, опираются на несколько оснований. Для судов часто бывает достаточно ключевых признаков, на которые налоговая служба указывает в первую очередь, а именно «массового» адреса регистрации, «массового» руководителя или учредителя (определение Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-28276/17 от 11. 07.2017, определение Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.10.2016 № Ф03-4892/16 по делу № А73-11012/2015, определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда № 20АП-7868 /16 от 02.06.2017, определение Арбитражного суда Московского округа от 26.06.2017 № Ф05-8423/17 по делу № А40-137528/2015).

При этом суды обращают внимание и на другие признаки, например, отсутствие основных средств, расчетных счетов и работников, привлеченных по договорам подряда (определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда № 16АП-1141/15 от 16.06.2015 ). Судьи также считают сомнительными компании, уплачивающие налоги в минимальном размере и не имеющие возможности поставить товар (Определение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2016 г. № 301-КГ16-17102). Среди подозрительных признаков также названо отсутствие персонала, собственных или арендованных транспортных средств и помещений (Определение Верховного Суда РФ № 309-КГ16-2889 от 19.04.2016).

Впрочем, законодатель мог и не видеть смысла вводить определение однодневки именно потому, что практика выделяла слишком много различных признаков таких фирм, и попытка объединить их в одно лаконичное определение приведет к ограничительное толкование. Кроме того, практика обычно быстрее реагирует на изменения в бизнесе и способна быстрее распознавать новые признаки однодневок по мере их появления.

Чем опасен однодневник для добросовестного контрагента?

Общие риски

По оценке руководителя комитета по защите прав потребителей в сфере культуры и спорта Российского потребительского общества Екатерины Лариной, деятельность таких фирм, как правило, ориентирована на обналичивание или вывод средств в офшор. Деловой контакт с такой фирмой грозит рядом рисков, связанных с хозяйственной деятельностью.

Так, Ирина Аношина, Начальник бухгалтерии БДО Юникон Аутсорсинг , называет следующие риски для случаев, когда однодневка является поставщиком:

  1. риск признания договора недействительным
  2. Непоставка товаров, оказание услуг, выполнение работ
  3. несоблюдение сроков исполнения договора
  4. низкое качество товаров, работ или услуг
  5. невозврат произведенного аванса
  6. поставка заложенных товаров, имущества
  7. риск потери репутации перед клиентом.
Кроме того, она также допустила, что компанию, сотрудничающую с однодневкой, могут обвинить в причастности к коррупции и отмыванию денег.

Кроме того, среди наиболее серьезных рисков, с которыми можно столкнуться в практической деятельности, Юрий Иванов, руководитель проектов Департамента налогообложения юридической фирмы VEGAS LEX, назвал невозможность выполнения гарантийных обязательств в отношении выполненных работ и поставленных товаров. Он добавил, что взаимодействие с такого рода фирмами несет в себе риск дальнейшей заинтересованности со стороны МВД России и Следственного комитета РФ как в налоговых, так и в иных преступлениях, т.е. незаконной банковской деятельности ( в основном за вывод денег), незаконная регистрация юридического лица, подлог и так далее. Такой интерес может ограничиваться запросом документов, считает эксперт. Однако если это приведет к обыскам, выемкам и допросам, то это фактически парализует деятельность компании на неопределенный срок.

Налоговые риски

Однако все эксперты, опрошенные порталом ГАРАНТ. РУ, отмечают, что взаимодействие с однодневкой может вызвать в основном налоговые риски. ФНС России разъясняет, что использование подставных лиц в хозяйственной деятельности является одним из наиболее распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды (информация ФНС России от 15 октября 2008 г. «Способы проведения финансовой и экономическая деятельность с высоким налоговым риском»).

Суть в том, что налогоплательщика подозревают в организации махинаций с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В результате добросовестному контрагенту, по мнению экспертов, может быть отказано в принятии НДС к вычету по сделкам с данным лицом, доначислены суммы налога в отношении образовавшейся налоговой задолженности или сумма может быть исключить из расходов, что позволит дополнительно начислить налог на прибыль. Следственный комитет Российской Федерации и ФНС России считают, что пример совершенного налогового правонарушения, влекущего за собой привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 40 % от суммы неуплаченных сумм (п. 3 ст. 122 НК РФ), представляет собой кумулятивное действие налогоплательщика, направленное на построение коррупционных, искусственных договорных отношений, симуляцию реальной экономической деятельности подставных лиц. Например, схема уклонения от уплаты налогов подразумевает искусственное «дробление» бизнеса для сохранения или получения статуса налогоплательщика по специальному налоговому режиму.

Важно то, что подставные лица, по мнению органов государственной власти, обычно используются с умыслом, а задача налоговых и следственных органов состоит в том, чтобы выявить и доказать это (Методические указания Следственного комитета России «О расследовании и доказывании Факты умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (причитающегося)».

Кстати, подход, согласно которому налогоплательщик, вступая в отношения с однодневками, действует умышленно и создает искусственную ситуацию, раскритиковал судья Конституционного Суда РФ Константин Арановский. , в контексте рассмотрения конкретного дела. В своем мнении на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2017 года № 1440-О он заявил, что бизнес делается и хозяйствующие субъекты регистрируются всегда с целью, не все в бизнесе дальновидно и успешно, но все является преднамеренным и в этом смысле преднамеренным. По его мнению, «создание искусственной ситуации также не содержит элементов правонарушения как в хозяйственных, так и в налоговых отношениях, поскольку речь идет о целенаправленной деятельности с целенаправленным вступлением в правоотношение, которое каким-либо образом создает «искусственная ситуация». При этом он отметил, что «разделение бизнеса», не говоря уже о формальном, и недобросовестность сами по себе не порождают совокупности признаков налогового правонарушения.

Тем не менее, как заявил на организованной ИД «Коммерсантъ» конференции «Актуальные фискальные вопросы» начальник отдела налогов и сборов компании «Арконик» Максим Хвалибов, добросовестные предприятия страдают от правоотношений с «однодневками», поскольку в судах когда налогоплательщики оспаривают решения налоговых органов, часто «выигрывают» последние. Они, например, ссылаются на то, что в компании выстроен формальный документооборот и что реальных хозяйственных операций с ее контрагентами, имеющими признаки номинальной деятельности, не велось (Постановление Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от (А56-2331/2017 от 12.07.2017, Определение Арбитражного суда Самарской области от 12.05.2017 № А55-30226/2016).

В другом деле суд также встал на сторону налогового органа и постановил, что вычет НДС произведен в целях получения необоснованной налоговой выгоды, так как компания не проявила должной осмотрительности при выборе контрагентов. При этом налоговая инспекция выявила транзитный характер движения денежных средств, так как денежные средства обращались между одними и теми же лицами, имеющими признаки однодневки (Определение Арбитражного суда Пермского края от 26 мая № А50-4720/2017). 2017).

Однако в то же время ФНС России считает, что налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности по совокупности обстоятельств. Разъяснено, например, что установление факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание, не является безусловным и достаточным основанием для вывода о недобросовестности и осмотрительности налогоплательщика при совершении закрытие сделки со спорным контрагентом. В связи с этим Служба рекомендует налоговым органам учитывать в ходе проверок и другие факторы, а также специально исследовать вопросы о том, не отличался ли выбор контрагента от обычной хозяйственной деятельности или практики, установленной самим налогоплательщиком ( Письмо ФНС России № ЕД-5-9/547@ от 23.03.2017 «Об установлении обстоятельств, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды»).

Справедливо отметить, что иногда компаниям удается доказать, что они являются добросовестными налогоплательщиками, и суды отстаивают свою позицию, указывая на отсутствие злого умысла (Определение 8-го Арбитражного апелляционного суда по делу № А70-15635/ 2016 от 14 июля 2017 г.). Как правило, в подобных случаях судьи отмечают, что налоговые органы должны оценивать совокупность обстоятельств для признания налоговой выгоды необоснованной, а некоторые из них ссылаются на вышеуказанное письмо Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23 Март 2017 г. (Определение Арбитражного суда Приволжского округа по делу № А57-17335/2016 от 26.06.2017, Определение Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43-6538/2017 от 04.08.2017 Определение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-224916-20-12-2017 от 9 августа 2017 г.).

Тем не менее, несмотря на определенную вероятность выиграть дело у налогового органа, в целом в отношения с однодневками лучше не вступать во избежание судебных разбирательств и связанных с ними расходов. Практикующие юристы рассказали, какие действия следует предпринять, чтобы заранее обезопасить себя от сомнительной фирмы.

Как добросовестной компании избежать контакта с фирмами-однодневками

Практикующие юристы рекомендуют компаниям заранее наводить справки о контрагенте. В первую очередь необходимо выяснить, есть ли у компании «массовый» руководитель и зарегистрирована ли она по «массовому» адресу.

Затем следует проверить, когда была зарегистрирована фирма (однодневки, как следует из названия, долго не «живут»), подает ли она налоговые декларации, есть ли у нее сотрудники и нет ли долгов. Так, Максим Хвалибов считает, что срок государственной регистрации надежного поставщика должен быть не менее одного года, сумма основных средств не менее 100 000 рублей и среднесписочная численность персонала не менее четырех человек.

Дмитрий Ястребов, главный научный консультант Capital Legal Services, кандидат юридических наук, подчеркивает, что также важно выяснить, есть ли у контрагента лицензия, если его деятельность подлежит лицензированию. Кроме того, если в договоре указано, что контрагент будет выполнять обязательства только своими силами, то, по мнению эксперта, будет также полезно получить от фирмы справку о том, что у нее достаточно производственных мощностей, торговых площадей, транспортных средств и других ресурсов. которые необходимы для выполнения своих обязательств.

Безусловно, для подтверждения иной информации о контрагенте необходимо запросить у общества соответствующие документы, в том числе годовую бухгалтерскую отчетность и устав, решение о назначении исполнительного органа, полномочия доверенности, выданной от имени организации, сведения об основных средствах и т. д. Также нелишним будет получить электронную выписку через ресурс ФНС России egrul.nalog.ru, это можно сделать самостоятельно, без по запросу контрагента и бесплатно.

Также рекомендуется проверять полномочия лиц, подписывающих документы. Анна Кондакова, ведущий юридический совет «Альта Виа», и Анастасия Числова, юридический совет той же компании, предлагают проверять полномочия не только на момент заключения сделки, но и на дату подписания документов, подтверждающих исполнение договора. Давид Капианидзе, руководитель налогового отдела юридической фирмы «БМС», советует назначать личные встречи с должностными лицами контрагента. Юрий Иванов считает полезным личное посещение офисов и производственных помещений контрагента. В целом, по оценке эксперта, формальный сбор правоустанавливающих документов и даже ограничения на взаимодействие с новыми фирмами сами по себе не смогут обеспечить эффективную борьбу с однодневками.

Поэтому, наряду со сбором документов, специалисты рекомендуют изучить сайт контрагента, рекламу и рекомендации. Давид Капианидзе советует сохранять контактные данные лиц, непосредственно выполняющих работы, а если ваша компания использует пропускной режим, всегда сохранять заявки на пропуски для работников контрагента. При поставке товаров он считает важным получение документации, отражающей движение товара от продавца к покупателю, и отмечает, что при наличии складов необходимо получить товарно-транспортные накладные, подтверждающие, что товар были отгружены со склада продавца. Ирина Аношина даже рекомендует компаниям ввести регламент проверки контрагентов в рамках графика документооборота в компании.

Дмитрий Ястребов предлагает периодически проверять данные о судебных разбирательствах контрагента, например, каждый квартал или месяц. В частности, это можно сделать через Государственную автоматизированную систему «Юстиция» или Хозяйственное дело.
Иными словами, юристы советуют при взаимодействии с контрагентами иметь при себе как можно больше документов, которые будут свидетельствовать о добросовестности компании в случае возникновения спора. Однако наряду с этим важно предпринимать активные практические действия при сборе информации о фирме, чтобы быть уверенным, что она действительно может выполнить работу, оказать услугу или поставить товар.

Как правительство борется с ними?

Правительство борется с однодневками агрессивно и, по официальным данным, достаточно эффективно. В марте этого года ФНС России сообщила на своем официальном сайте, что количество фирм-однодневок сократилось в 2,5 раза с 1,8 млн в 2011 году до 700 тыс. в 2016 году. Сокращению, как считают в Службе, способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. В 2016 г. с учета было исключено 650 тыс. юридических лиц с признаками фиктивной организации, что в 3,5 раза выше, чем в 2015 г. При этом в 1 полугодии 2017 г. доля организаций с признаками неблагонадежности в Едином гос. Реестр юридических лиц сократился более чем на 20%. За шесть месяцев исключено более 230 тысяч неблагонадежных предприятий и сделано более 300 тысяч записей о недостоверности сведений о фирмах.

Разумно предположить, что дальнейшая работа ФНС России с подозрительными компаниями будет подкреплена последними изменениями в законодательстве. С 1 сентября текущего года действует рабочий регламент. В нем говорится, что если юридическое лицо не исправит недостоверные сведения о себе, включенные в ЕГРЮЛ, в связи с чем внесена запись о недостоверности таких сведений в ЕГРЮЛ, данное юридическое лицо будет исключено из реестра. Реестр (ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2016 г. № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Согласно новым правилам отзыв юридического лица, права которого затрагивает решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, должен быть обоснованным.

Екатерина Ларина считает, что одним из методов борьбы может быть и переход на онлайн-кассы. Напомним, что использование новой контрольно-кассовой техники предполагает направление налогоплательщиком сведений в неизменном виде оператору фискальных данных, а последним — в ФНС России (ч. 2 ст. 4.5 ФЗ № 290-ФЗ). ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов наличными деньгами и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Поэтому, прежде чем заключать сделку с той или иной компанией, следует, по возможности, получить всю важную информацию о потенциальном контрагенте, разумеется, в законном порядке. Несмотря на то, что государство предпринимает ряд действий по сокращению «однодневок», компаниям следует быть осторожными и внимательными, во-первых, чтобы обезопасить свой бизнес от убытков, во-вторых, чтобы избежать проблем с государственными органами.

Источник: garant.ru

Управление рисками контрагентов для функций корпоративного казначейства

Abstract

Опыт научил нас, что контрагенты могут потерпеть неудачу без малейшего предупреждения. В последние десятилетия управление рисками контрагентов стало более сложным из-за концентрированных рисков, сложных финансовых инструментов и развития банковского кредита. Корпоративным и казначейским организациям следует активно управлять этим риском, иметь комплексную политику управления рисками по всем направлениям деятельности, диверсифицировать риски, устанавливая лимиты воздействия в соответствии с критериями риска и искать профессиональные ресурсы, где это возможно.

Введение

Один из важных уроков, которые мы извлекли из финансового кризиса десять лет назад, заключался в том, что финансовый мир, в котором мы жили, не так безопасен, как мы думали. Это утверждение остается верным и сегодня, несмотря на недавние усилия отрасли и регулирующих органов, направленные на укрепление финансовой системы.
В беседах с корпоративными инвесторами наличными мы обнаружили повышенную осведомленность об управлении рисками контрагента. Поскольку эта тема остается главным приоритетом среди риск-менеджеров в финансовых учреждениях, она представляет собой еще более сложную задачу для казначеев, которые могут иметь ограниченные знания о сложном, взаимосвязанном и концентрированном мире финансов.
В этом техническом документе мы пытаемся объяснить риск контрагента с точки зрения корпоративного казначея, почему его стало сложнее отслеживать и управлять им, а также основные принципы управления этим риском. Следует отметить, что, поскольку это всеобъемлющая тема, наше внимание сосредоточено на кредитном аспекте риска контрагента, а не на управлении обеспечением, расчетном риске или других операционных и юридических вопросах.

Риск контрагента – точка зрения корпоративного казначея

Что такое риск контрагента ? : Риск контрагента относится к риску того, что сторона договора не сможет выполнить свои договорные обязательства. По сути, это форма косвенного кредитного риска, отличная от прямого риска необеспеченных займов, таких как облигации и депозиты.
Например, в сделке процентного свопа с инвестиционным банком инвестор может не получить прибыль от выигрышного контракта, если банк станет неплатежеспособным до даты заключения контракта, что сделает соглашение бесполезным. Для некоторых транзакций залог активов, остатки маржи и гарантии третьих сторон могут защитить от риска контрагента, хотя такие механизмы поддержки также могут привнести новые аспекты риска контрагента.

Взгляд корпоративного казначея

Несмотря на то, что большое внимание риску контрагента уделяется сделкам между финансовыми учреждениями, корпоративные казначейские организации также сталкиваются со значительными проблемами. В последние два десятилетия бизнес становится все более глобальным, ресурсозависимым и многогранным. Эта новая динамика требует различного торгового финансирования, соглашений о поддержке и операций хеджирования с многочисленными финансовыми посредниками.
По мере того, как финансовые инструменты становятся все более изощренными, а финансовые учреждения – все более сложными, корпорации сталкиваются с особыми трудностями при выявлении, отслеживании, управлении и снижении риска контрагента из-за нехватки опыта и ресурсов по сравнению с их финансовыми партнерами.
Для большинства малых и средних корпораций предотвращение дефолта со стороны финансового посредника находится в центре внимания их стратегий управления рисками, поскольку более сложные и дорогостоящие методы снижения рисков нецелесообразны с финансовой точки зрения. Таким образом, мы фокусируемся на предотвращении рисков и диверсификации, которые более применимы к сотрудникам казначейства с ограниченными ресурсами.

Типы операций, сопряженных с риском контрагента

Ниже перечислены некоторые распространенные операции, которые могут быть сопряжены с риском контрагента:

  • Бизнес и торговля, включая дебиторскую и кредиторскую задолженность через финансовых посредников
  • Торговые гарантии и краткосрочное кредитование, включая аккредитивы, банковские акцепты, необеспеченные обязательства и возобновляемые кредитные линии
  • Соглашения РЕПО и соглашения обратного РЕПО, а также соглашения о кредитовании ценными бумагами
  • Производные инструменты, включая валютные форварды, процентные свопы, свопы активов, свопы кредитного дефолта, свопы совокупного дохода и опционы на свопы

Страховые полисы, включая поручительство, страхование имущества и ответственности от несчастных случаев, морского права, ответственности директоров и должностных лиц, а также страхования от ошибок и упущений

Последствия отказа контрагента

Всякий раз, когда корпорация не получает финансовые выгоды в соответствии с договоренностью, происходит отказ контрагента . Иногда залоговое имущество или государственное вмешательство могут привести к полному или частичному возмещению убытков, но только с задержкой. В других случаях восстановления может не быть из-за высокой доли заемных средств и высокого риска финансовых посредников.
Следует отметить, что для того, чтобы инвестор понес убытки, не всегда требуется дефолт контрагента. Иногда контрагент может не выполнить свои обещания по причинам не финансового характера, что может привести к длительному и дорогостоящему судебному процессу по возврату средств. Таким образом, корпорации должны оценить как готовность контрагента, так и его платежеспособность.

Новые вызовы в управлении рисками контрагентов

Менеджеры корпоративных рисков могут чувствовать, что их задачи стали более сложными в последние годы, и эти чувства обоснованы по нескольким причинам: 1) финансовых учреждений увеличились в размерах, усложнились и стали более взаимосвязанными; 2) финансовый кризис привел к значительному ухудшению условий кредитоспособности, ликвидности и капитала у многих финансовых посредников, несмотря на усилия по восстановлению капитала, способного поглощать убытки в последние кварталы; и 3) предположения о государственной поддержке крупных банков были значительно сокращены в большинстве развитых стран.

Что может привести к банкротству финансовых посредников?

Понимание риска контрагента требует разумной оценки бизнес-моделей финансовых посредников, условий работы и финансового состояния, а также преобладающего экономического цикла, текущих рыночных условий и нормативно-правовой базы. Модели финансирования, чувствительные к доверию, высокий финансовый левередж, отсутствие прозрачности основных рисков и участие в деятельности на рынке капитала — все это способствует крайне непредсказуемому характеру риска финансовых учреждений, но проблемы на этом не заканчиваются.

Все более концентрированный мир банковского дела

После отмены ограничений на межгосударственные банковские операции Законом Ригла-Нила в 1994 году число банковских слияний в США значительно выросло, что в конечном итоге привело к тому, что в отрасли доминировало несколько очень крупных игроков. По иронии судьбы, обанкротившиеся учреждения во время финансового кризиса и усилия финансовых регуляторов по борьбе с риском «слишком большой, чтобы обанкротиться» привели к еще большей концентрации в финансовой отрасли. Консолидация создает новые проблемы для управления рисками контрагентов, поскольку корпорации часто вынуждены поддерживать многочисленные банковские отношения с сокращающимся пулом посредников.
На рисунке 1 показано, что с 1994 г. доля национальных депозитов США в 10 крупнейших банках увеличилась более чем в четыре раза с 11,9% до 51,0% в 2017 г. Аналогичным образом доля 20 крупнейших банков выросла с 17,4% до 61,0% за тот же период.
Чтобы дополнительно проиллюстрировать влияние слияний на концентрацию контрагентов, на Рисунке 2 прослеживается родословная выживших организаций из 20 крупнейших банков в 1994 году. На нем показано, что шесть из этих банков в настоящее время являются частью JPMorgan Chase, пять стали Wells Fargo и четыре стали Банком Америки.
Рисунок 1. Концентрация депозитов в стране

Источник: FDIC, 50 крупнейших коммерческих банковских учреждений по размеру депозитов по состоянию на июнь 2017 г. если у одного из банков возникнут проблемы.
Рисунок 2: Влияние слияний банков с 1994 года

Источник: FDIC 50 крупнейших коммерческих банков и сберегательных учреждений по депозитам

Неравномерное восстановление кредитоспособности

Как обсуждалось в нескольких наших технических документах, базовая кредитоспособность крупнейших финансовых учреждений резко ухудшилась в годы после кризиса, в основном из-за низкого качества кредитов, волатильных колебаний на рынках капитала и слабой практики управления рисками. Снижение допущений о государственной поддержке также способствовало снижению кредитных рейтингов крупных банков. Несмотря на то, что несколько более крупных фирм восстановили некоторую кредитоспособность, восстановление было неравномерным.
На рис. 3 представлены средние кредитные рейтинги Moody’s по депозитам 20 крупнейших банков США с 1994. Это показывает, что средний рейтинг улучшился с A1 почти до Aa2 в 2008 году, а затем снова упал до A2 к 2012 году. После нескольких лет прибыльности и капиталовложений средний рейтинг группы с тех пор улучшился до Aa3. Однако отмена правил эпохи кризиса, в том числе освобождение банков с активами менее 250 миллиардов долларов от строгих проверок достаточности капитала и смягчение правила Волкера, ставит под сомнение долгосрочную стабильность банковских рейтингов. Кроме того, чрезмерное кредитование и более низкие стандарты андеррайтинга потребительских и коммерческих кредитов, долговая нагрузка с высокой долей заемных средств и высокой доходностью, а также растущие процентные расходы — все это сигнализирует о вероятном поворотном моменте в банковской кредитоспособности в ближайшее время.
Высокая кредитная концентрация и ухудшающиеся перспективы создают явные проблемы для корпораций в управлении рисками контрагентов. Следует отметить, что эти проблемы характерны не только для банков США. Как хорошо известно многим практикам, финансовая ситуация в банках еврозоны, возможно, более сложная, чем в их американских коллегах.
Рисунок 3: Динамика средних рейтингов среди 20 крупнейших банков США

Источник: Moody’s Investor Services

Высокая корреляция с контрагентами из-за сложных производных финансовых инструментов

Урок последнего финансового кризиса заключался в том, что риск контрагента среди крупных финансовых посредников сильно коррелирован. Помимо общей деятельности на рынках капитала, использование ими деривативов в качестве метода снижения рисков было удивительно схожим. Например, до 2008 года AIG была крупнейшим контрагентом по обеспеченным долговым обязательствам (CDO) большинства инвестиционных банков. Почти крах AIG выявил катастрофические последствия, с которыми столкнулись бы многие крупные банки, если бы AIG разорилась. Торговый убыток «Лондонского кита» в размере более 5 миллиардов долларов в JPMorgan Chase в 2012 году стал еще одним примером того, как банк с предположительно сильным послужным списком в области управления рисками может стать жертвой сложных убытков по деривативам.

Принципы управления контрагентами для корпоративных казначеев

Учитывая важность и сложность управления рисками контрагентов, как казначейская организация должна подходить к этому вопросу? Индивидуальная практика может различаться, но мы считаем, что следующие принципы должны применяться ко всем ситуациям с контрагентами.

Управление риском контрагента, а не реакция на него

Слишком часто риск контрагента становится приоритетным только после того, как возникает вопрос о кредитоспособности крупного контрагента. Хотя хорошо дисциплинированные методы управления рисками могут показаться трудными и трудоемкими, надеяться на то, что все будет хорошо, — неправильная стратегия. Точно так же просто выбирать банки, которые считаются «слишком большими, чтобы обанкротиться», и ожидать, что правительство придет на помощь, больше не является разумным курсом действий, поскольку политическая среда стала менее терпимой к спасению крупных банков за счет средств налогоплательщиков. Настало время начать что-то делать с контрагентским риском.

Разработка подробной и консервативной комплексной политики управления рисками

Одна из причин, по которой управление рисками контрагента может показаться сложным, заключается в том, что корпорация может иметь несколько точек доступа к одним и тем же финансовым учреждениям. Получить общую картину не всегда просто. Мы полагаем, что даже если конкретных политик в отношении депозитов, денежных переводов, инвестиций, кредитов и деривативов может быть достаточно, критерии отбора и процедуры мониторинга, регулируемые общей политикой зонтичного риска, могут свести к минимуму непредвиденный риск контрагента. Эта зонтичная политика управления рисками может детализировать шаги, посредством которых выбираются контрагенты, как рассчитываются и отслеживаются лимиты, а также меры, которые следует принимать в случае ухудшения показателей контрагента.

Диверсификация риска путем установления лимитов в соответствии с профилями риска

Как и при любом управлении кредитным риском, основным средством снижения риска контрагента является диверсификация. Хотя этот принцип широко признан, дополнительные меры, используемые для точной настройки пределов воздействия в соответствии с заранее определенными уровнями риска, могут повысить эффективность. Например, контрагенты с более сильным кредитным профилем могут иметь более высокие лимиты. Фундаментальные индикаторы, такие как кредитные рейтинги, и индикаторы рыночного риска, такие как свопы кредитного дефолта (CDS) или подразумеваемые рейтинги облигаций, могут использоваться для этой цели, хотя мы предостерегаем инвесторов от осознания недостатков, присущих кредитным рейтингам и уровням CDS, и используйте их с осторожностью.

Поиск профессиональных менеджеров для получения опыта работы с контрагентами

Надзор за управлением рисками контрагента может оказаться непростой задачей. В дополнение к риску платежеспособности корпоративным казначеям часто приходится иметь дело с другими формами риска, такими как залог активов, обслуживание активов и операционный риск. Технология, необходимая для отслеживания рисков и мониторинга лимитов, может сама по себе потребовать привлечения специалистов по управлению рисками контрагентов.
С другой стороны, корпоративным казначеям могут быть доступны внешние ресурсы, такие как менеджеры по рискам в их банках по работе с клиентами, фонды денежного рынка и отдельные менеджеры по работе с клиентами. Некоторые казначейские организации также могут воспользоваться CounterpartyIQ 9.0213 ® (I&II), наш собственный веб-инструмент управления рисками контрагентов.

Передовая практика управления рисками контрагентов

Для реализации конкретных мер по управлению рисками контрагентов корпоративные казначеи могут преуспеть, изучив некоторые общие передовые практики финансовых посредников и адаптировав их для собственного использования. Ниже приведены примеры таких практик:

  • Стандартизация контрактов
  • Использование продуктов с центральным расчетным центром
  • Рассмотрите возможность требования поставки вместо оплаты (DVP)
  • Сопоставьте размещение обеспечения и маржи с оценкой риска контрагента
  • Использование трехсторонних соглашений о выкупе и сторонних хранителей

Заключение. Управление рисками контрагентов как интегрированный процесс

Финансовый кризис научил нас тому, что контрагенты могут потерпеть неудачу без малейшего предупреждения. Несмотря на недавние попытки финансовых посредников и регулирующих органов повысить надежность контрагентов, корпоративные казначеи продолжают сталкиваться с растущими проблемами из-за меняющихся условий кредитования, сложного характера современных посредников и широкого использования деривативов.
Риск контрагента по своей сути представляет собой риск платежеспособности финансового посредника. Корпоративные казначеи могут улучшить управление рисками, проявляя инициативу и разрабатывая подробную и комплексную политику управления рисками для всех направлений деятельности, диверсифицируя риски, устанавливая соответствующие лимиты воздействия и привлекая профессиональные ресурсы, где это возможно. Принимая во внимание собственный передовой опыт финансовой индустрии и занимаясь этим вопросом напрямую и систематически, корпорации могут найти задачу не такой сложной, как они опасались.
СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ОТЧЕТ

Наше исследование предназначено только для личного некоммерческого использования.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *