Виды свободных экономических зон: Свободные экономические зоны Дальнего Востока – опыт привлечения иностранных инвесторов Поделиться Facebook Twitter VK

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯСвободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.На территории свободной экономической зоны допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности юридических лиц и граждан (физических лиц), за исключением видов деятельности, запрещенных законодательством Республики Узбекистан.Законодательство о свободных экономических зонах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о свободных экономических зонах, то применяются правила международного договора.Свободная экономическая зона создается решением Президента Республики Узбекистан. Статус свободной экономической зоны, а также срок, на который она создается, определяются решением о ее создании.Границы свободной экономической зоны определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Продление срока функционирования свободной экономической зоны осуществляется решением Президента Республики Узбекистан не менее чем за три года до истечения установленного срока.Статус свободной экономической зоны прекращается: по истечении срока, установленного решением о ее создании; при невыполнении задач и недостижении целей, предусмотренных решением о ее создании. Решение о прекращении статуса свободной экономической зоны принимается Президентом Республики Узбекистан не менее чем за три года до истечения установленного срока.Свободные экономические зоны могут создаваться в виде:зон свободной торговли;свободных производственных зон;свободных научно-технических и иных зон.Зоны свободной торговли включают в себя консигнационные склады, свободные таможенные зоны, а также зоны для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров. Зоны свободной торговли создаются в приграничных пунктах, аэропортах, на железнодорожных узлах или иных местах таможенной территории Республики Узбекистан.Свободные производственные зоны — территории, на которых вводится особый режим хозяйственно-финансовой деятельности в целях стимулирования предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, внедрения прогрессивных технологий.Свободные производственные зоны включают в себя зоны экспортно-ориентированного производства, агрополисы, предпринимательские, индустриально-экономические и иные зоны.Свободные научно-технические зоны представляют собой обособленные территории, где сосредоточены научно-производственные и учебные центры, для которых устанавливается специальный правовой режим, направленный на развитие научного и производственного потенциала.Свободные научно-технические зоны организуются в форме функциональных зон высоких технологий, технопарков, региональных инновационных центров-технополисов.Республика Узбекистан гарантирует соблюдение прав и законных интересов юридических и физических лиц, действующих на территории свободной экономической зоны. В свободных экономических зонах обеспечивается соблюдение всех гарантий и льгот инвесторам, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан. Решением Президента Республики Узбекистан могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и льготы. Убытки, а также упущенная выгода и моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам в результате необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных органов либо должностных лиц, подлежат возмещению или компенсации в судебном порядке.Развитие свободной экономической зоны осуществляется в соответствии с программой, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.Программа развития свободной экономической зоны включает в себя создание производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение особого правового режима, меры экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц. Финансовое обеспечение программы развития свободной экономической зоны осуществляется за счет собственных ресурсов зоны и привлечения средств из частных и иных источников, включая международные программы, а также за счет средств, выделяемых республиканским и местным бюджетами на социально-экономическое развитие данной территории. II. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНВ свободных экономических зонах может быть установлен особый таможенный, валютный, налоговый режим, а также режим въезда, выезда и пребывания граждан, трудовых отношений, финансово-кредитной деятельности и иной режим, направленный на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развития зоны.Доход (прибыль), полученный юридическими и физическими лицами путем нарушения особого правового режима, взимается в соответствии с законодательством.Особый таможенный режим может предусматривать:отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу свободной экономической зоны с их обязательным декларированием в установленном порядке.Обеспечение особого таможенного режима на территории свободной экономической зоны осуществляется таможенными органами Республики Узбекистан. Особый таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию свободной экономической зоны.Особый валютный режим предусматривает свободное обращение и конвертацию национальной и иностранных валют.Порядок функционирования особого валютного режима устанавливается Центральным банком Республики Узбекистан.Участники хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) на территории свободной экономической зоны пользуются льготами по налогам и другим обязательным платежам, устанавливаемыми законодательством, исходя из равных условий для отечественных и иностранных инвесторов.Для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в свободной экономической зоне привлекаются в приоритетном порядке местные трудовые ресурсы, а также могут привлекаться лица, проживающие в других регионах Республики Узбекистан, и иностранные граждане. Привлечение трудовых ресурсов в свободную экономическую зону осуществляется в соответствии с законодательством.Трудовые отношения в свободных экономических зонах регулируются законодательством, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). Коллективный и индивидуальный трудовые договоры не могут ухудшать положения работников этих предприятий, учреждений и организаций по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, а также конвенциями Международной организации труда, участниками которых является Республика Узбекистан.Свободная экономическая зона имеет самостоятельный бюджет.На стадии формирования свободной экономической зоны возможно привлечение средств из республиканского и местного бюджетов в форме представления кредитов или прямого инвестирования объектов производственной и социальной инфраструктуры.Бюджет свободной экономической зоны формируется от поступлений за сдачу в аренду земли, зданий и сооружений, находящихся в пользовании и управлении Административного совета свободной экономической зоны (далее — Административный совет), за оказание услуг и других поступлений, не запрещенных законодательством.В свободной экономической зоне может быть введен упрощенный режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, определяемый законодательством. Страхование инвестиций и рисков участников свободной экономической зоны осуществляется на добровольной основе.Страховая защита обеспечивается в соответствии с законодательством.III. УПРАВЛЕНИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙДеятельность свободной экономической зоны координируется Административным советом. Органом оперативного управления свободной экономической зоны является дирекция свободной экономической зоны (далее — дирекция).Административный совет образуется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Административный совет возглавляет председатель. В случае совпадения границ свободной экономической зоны с границами административно-территориальной единицы Республики Узбекистан (район, город, район в городе) исполнение функций председателя Административного совета возлагается на соответствующего хокима.Административный совет:осуществляет контроль за соблюдением особого правового режима; разрабатывает программу развития свободной экономической зоны; осуществляет отбор инвесторов для размещения в свободной экономической зоне; координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах по вопросам, связанным с функционированием свободной экономической зоны; устанавливает дополнительные условия для привлечения инвестиций в свободную экономическую зону; рассматривает и утверждает ежегодный бюджет свободной экономической зоны. Административный совет может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Решения Административного совета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения участниками хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) на территории свободной экономической зоны.Объекты государственной собственности (земля, вода, недра и другие природные ресурсы, здания, сооружения), расположенные в границах свободной экономической зоны, могут по решению органов государственной власти на местах в пределах их компетенции предоставляться Административному совету на правах оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством. Органы государственной власти на местах обеспечивают контроль за рациональным использованием и охраной земли, вод, недр, других природных ресурсов и объектов, переданных Административному совету.Продажа в частную собственность объектов государственной собственности, расположенных на территории свободной экономической зоны, производится в порядке, установленном законодательством. Дирекция является юридическим лицом, которое создается в порядке, установленном законодательством. обеспечивает действие особого правового режима; осуществляет контроль за надлежащим выполнением обязательств инвесторов, отобранных Административным советом; обеспечивает реализацию программы развития свободной экономической зоны; осуществляет регистрацию участников хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) на территории свободной экономической зоны; обеспечивает контроль за улучшением экологической обстановки, а также несет ответственность за сохранность объектов материального культурного наследия. Дирекция может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Дирекция не вправе вмешиваться в оперативную хозяйственную, финансовую и иную деятельность юридических и физических лиц, за исключением случаев, установленных законодательством. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории свободной экономической зоны, регистрируются в дирекции. Зарегистрированному юридическому или физическому лицу дирекция выдает свидетельство о регистрации в свободной экономической зоне и информирует об этом соответствующие органы государственного управления в установленном законодательством порядке. Дирекция при нарушении юридическими и физическими лицами законодательства вправе обращаться в суд о прекращении деятельности юридического или физического лица на территории свободной экономической зоны и аннулировании выданного им свидетельства.Предприятия, учреждения и организации, действующие в свободной экономической зоне, могут быть реорганизованы или ликвидированы в порядке, предусмотренном законодательством.При реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений или организаций за работником, с которым прекращается трудовой договор (контракт), сохраняются гарантии, установленные законодательством.Споры в области свободных экономических зон разрешаются в порядке, установленном законодательством.
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г. , № 5-6, ст. 58; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 49-50, ст. 365; 2006 г., № 41, ст. 405; 2009 г., № 39, ст. 424; 2015 г., № 33, ст. 439; Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)

Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.На территории свободной экономической зоны допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности юридических лиц и граждан (физических лиц), за исключением видов деятельности, запрещенных законодательством Республики Узбекистан.Законодательство о свободных экономических зонах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о свободных экономических зонах, то применяются правила международного договора.Свободная экономическая зона создается решением Президента Республики Узбекистан. Статус свободной экономической зоны, а также срок, на который она создается, определяются решением о ее создании.Границы свободной экономической зоны определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Продление срока функционирования свободной экономической зоны осуществляется решением Президента Республики Узбекистан не менее чем за три года до истечения установленного срока.Статус свободной экономической зоны прекращается: по истечении срока, установленного решением о ее создании; при невыполнении задач и недостижении целей, предусмотренных решением о ее создании. Решение о прекращении статуса свободной экономической зоны принимается Президентом Республики Узбекистан не менее чем за три года до истечения установленного срока.
Свободные экономические зоны могут создаваться в виде:зон свободной торговли;свободных производственных зон;свободных научно-технических и иных зон.Зоны свободной торговли включают в себя консигнационные склады, свободные таможенные зоны, а также зоны для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров.Зоны свободной торговли создаются в приграничных пунктах, аэропортах, на железнодорожных узлах или иных местах таможенной территории Республики Узбекистан.Свободные производственные зоны — территории, на которых вводится особый режим хозяйственно-финансовой деятельности в целях стимулирования предпринимательства, привлечения иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, внедрения прогрессивных технологий.Свободные производственные зоны включают в себя зоны экспортно-ориентированного производства, агрополисы, предпринимательские, индустриально-экономические и иные зоны.Свободные научно-технические зоны представляют собой обособленные территории, где сосредоточены научно-производственные и учебные центры, для которых устанавливается специальный правовой режим, направленный на развитие научного и производственного потенциала.
Свободные научно-технические зоны организуются в форме функциональных зон высоких технологий, технопарков, региональных инновационных центров-технополисов.Республика Узбекистан гарантирует соблюдение прав и законных интересов юридических и физических лиц, действующих на территории свободной экономической зоны. В свободных экономических зонах обеспечивается соблюдение всех гарантий и льгот инвесторам, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан. Решением Президента Республики Узбекистан могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и льготы. Убытки, а также упущенная выгода и моральный вред, причиненные юридическим и физическим лицам в результате необоснованного вмешательства в их деятельность государственных и иных органов либо должностных лиц, подлежат возмещению или компенсации в судебном порядке.Развитие свободной экономической зоны осуществляется в соответствии с программой, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.Программа развития свободной экономической зоны включает в себя создание производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение особого правового режима, меры экономического стимулирования деятельности юридических и физических лиц.
Финансовое обеспечение программы развития свободной экономической зоны осуществляется за счет собственных ресурсов зоны и привлечения средств из частных и иных источников, включая международные программы, а также за счет средств, выделяемых республиканским и местным бюджетами на социально-экономическое развитие данной территории.В свободных экономических зонах может быть установлен особый таможенный, валютный, налоговый режим, а также режим въезда, выезда и пребывания граждан, трудовых отношений, финансово-кредитной деятельности и иной режим, направленный на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развития зоны.Доход (прибыль), полученный юридическими и физическими лицами путем нарушения особого правового режима, взимается в соответствии с законодательством.Особый таможенный режим может предусматривать:отмену или снижение таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;отмену или смягчение нетарифных ограничений на экспорт или импорт;упрощенный порядок перемещения товаров через таможенную границу свободной экономической зоны с их обязательным декларированием в установленном порядке.
Обеспечение особого таможенного режима на территории свободной экономической зоны осуществляется таможенными органами Республики Узбекистан.Особый таможенный режим не распространяется на транзит товаров через территорию свободной экономической зоны.Особый валютный режим предусматривает свободное обращение и конвертацию национальной и иностранных валют.Порядок функционирования особого валютного режима устанавливается Центральным банком Республики Узбекистан.Участники хозяйственной деятельности (юридические и физические лица) на территории свободной экономической зоны пользуются льготами по налогам и другим обязательным платежам, устанавливаемыми законодательством, исходя из равных условий для отечественных и иностранных инвесторов.Для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в свободной экономической зоне привлекаются в приоритетном порядке местные трудовые ресурсы, а также могут привлекаться лица, проживающие в других регионах Республики Узбекистан, и иностранные граждане. Привлечение трудовых ресурсов в свободную экономическую зону осуществляется в соответствии с законодательством.
Трудовые отношения в свободных экономических зонах регулируются законодательством, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).Коллективный и индивидуальный трудовые договоры не могут ухудшать положения работников этих предприятий, учреждений и организаций по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством, а также конвенциями Международной организации труда, участниками которых является Республика Узбекистан.Свободная экономическая зона имеет самостоятельный бюджет.На стадии формирования свободной экономической зоны возможно привлечение средств из республиканского и местного бюджетов в форме представления кредитов или прямого инвестирования объектов производственной и социальной инфраструктуры.Бюджет свободной экономической зоны формируется от поступлений за сдачу в аренду земли, зданий и сооружений, находящихся в пользовании и управлении Административного совета свободной экономической зоны (далее — Административный совет), за оказание услуг и других поступлений, не запрещенных законодательством.
В свободной экономической зоне может быть введен упрощенный режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, определяемый законодательством. Страхование инвестиций и рисков участников свободной экономической зоны осуществляется на добровольной основе.Страховая защита обеспечивается в соответствии с законодательством.Деятельность свободной экономической зоны координируется Административным советом. Органом оперативного управления свободной экономической зоны является дирекция свободной экономической зоны (далее — дирекция).Административный совет образуется Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Административный совет возглавляет председатель. В случае совпадения границ свободной экономической зоны с границами административно-территориальной единицы Республики Узбекистан (район, город, район в городе) исполнение функций председателя Административного совета возлагается на соответствующего хокима.Административный совет:осуществляет контроль за соблюдением особого правового режима; разрабатывает программу развития свободной экономической зоны; осуществляет отбор инвесторов для размещения в свободной экономической зоне; координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах по вопросам, связанным с функционированием свободной экономической зоны; устанавливает дополнительные условия для привлечения инвестиций в свободную экономическую зону; рассматривает и утверждает ежегодный бюджет свободной экономической зоны.
Административный совет может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Решения Административного совета, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения участниками хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) на территории свободной экономической зоны.Объекты государственной собственности (земля, вода, недра и другие природные ресурсы, здания, сооружения), расположенные в границах свободной экономической зоны, могут по решению органов государственной власти на местах в пределах их компетенции предоставляться Административному совету на правах оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством. Органы государственной власти на местах обеспечивают контроль за рациональным использованием и охраной земли, вод, недр, других природных ресурсов и объектов, переданных Административному совету.Продажа в частную собственность объектов государственной собственности, расположенных на территории свободной экономической зоны, производится в порядке, установленном законодательством.
Дирекция является юридическим лицом, которое создается в порядке, установленном законодательством. обеспечивает действие особого правового режима; осуществляет контроль за надлежащим выполнением обязательств инвесторов, отобранных Административным советом; обеспечивает реализацию программы развития свободной экономической зоны; осуществляет регистрацию участников хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) на территории свободной экономической зоны; обеспечивает контроль за улучшением экологической обстановки, а также несет ответственность за сохранность объектов материального культурного наследия. Дирекция может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством. Дирекция не вправе вмешиваться в оперативную хозяйственную, финансовую и иную деятельность юридических и физических лиц, за исключением случаев, установленных законодательством. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории свободной экономической зоны, регистрируются в дирекции.
Зарегистрированному юридическому или физическому лицу дирекция выдает свидетельство о регистрации в свободной экономической зоне и информирует об этом соответствующие органы государственного управления в установленном законодательством порядке. Дирекция при нарушении юридическими и физическими лицами законодательства вправе обращаться в суд о прекращении деятельности юридического или физического лица на территории свободной экономической зоны и аннулировании выданного им свидетельства.Предприятия, учреждения и организации, действующие в свободной экономической зоне, могут быть реорганизованы или ликвидированы в порядке, предусмотренном законодательством.При реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений или организаций за работником, с которым прекращается трудовой договор (контракт), сохраняются гарантии, установленные законодательством.Споры в области свободных экономических зон разрешаются в порядке, установленном законодательством.
(Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г. , № 5-6, ст. 58; 2003 г., № 5, ст. 67; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 49-50, ст. 365; 2006 г., № 41, ст. 405; 2009 г., № 39, ст. 424; 2015 г., № 33, ст. 439; Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)

Содержание

Свободная экономическая зона, теория и примеры

Она представляет собой часть экономического и национального пространства, на которое распространяется особенная система стимулов и льгот, не применяемая на остальной территории страны. Создание свободных зон концентрируется на либерализации и активизации внешнеэкономической деятельности.

Экономика свободных экономических зон обладает высокой степенью открытости к внешнему миру, их таможенный и налоговый (зелёный) режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Основные задачи свободных экономических зон заключаются в привлечении иностранного капитала, увеличении занятости и экономического роста, стимуляции промышленного экспорта и получении валютных средств, внедрении новых методов хозяйствования.

Причины образования свободных экономических зон

Ситуация, в которой может возникнуть свободная экономическая зона, когда государство не хочет полностью открывать свою экономику для притока зарубежного капитала. Также она может возникать в стране, которая не стремится всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат.  

Большое значение имеет создание экономических зон, по той причине, что увеличивается объем привлеченных иностранных инвестиций, уровень развития общества, производительность труда. С помощью создания свободных экономических зон можно достичь высоких устойчивых темпов экономического роста, социального развития, как района свободной зоны, так и страны.

С помощью свободных экономических зон появляется деятельность собственного производства, новые и перспективные методы производственной деятельности. Выделяют два подхода в создании свободных сезон: территориальный, функциональный.  

Территориальная свободная экономическая зона представляет собой часть территории национального пространства, для которой характерен особый режим деятельности. При функциональном подходе создания свободных зон в условиях свободной экономической зоны работают отдельные компании страны.

Виды свободных экономических зон

В соответствии с признаком хозяйственной специализации выделяют торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие и сервисные зоны. Торговые зоны включают себя свободные таможенные зоны, свободные порты и склады. Также торговые свободные зоны включают зоны свободной торговли, которые имеют цель ускорить торговые операции, сократить издержки и совершенствовать торговлю.

Промышленно-производственные свободные зоны включают в себя территории льготного торгового режима, в которых существуют особенности для инвестирования, развития производства, экспорта товара. Эти зоны являются зонами второго поколения, возникающими в качестве эволюции торговых зон. В них действуют финансовые налоговые льготы, наиболее распространены эти зоны в новых индустриальных странах. К ним можно отнести экспортно-производственные зоны, импортозамещающие зоны, промышленные парки, научно-промышленные парки.

Сервисные зоны

Сервисные зоны характеризуются льготным режимом предпринимательской деятельности. Основной сервисной зоны является оффшорная зона или налоговая гавань. Такие территории привлекают благоприятными валютными возможностями, высоким уровнем коммерческой банковской секретности, а также лояльным отношением государства.

Наибольшее распространение данные зоны получают в странах Британии. Сюда можно отнести Панаму, Нормандские острова, Исландию, Швейцарию и др. Промышленные, банковские торговые предприятия в такой зоне или вообще не облагаются налогами или облагаются небольшими паушальными налогами. Льготный режим в таких зонах может быть определён свободным вывозом прибыли, низким уровнем капитала, отсутствием сборов для иностранных инвесторов.

Примеры решения задач

Льготы и преференции на территории свободных экономических зон

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26.10.2016г. №УП-4853, предприятия-участники свободных экономических зон (далее — СЭЗ) освобождаются от уплаты:

  • земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, налога на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
  • таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд, с целевым направлением высвобождаемых средств на создание новых, а также на модернизацию, реконструкцию и техническое, технологическое перевооружение, расширение действующих производств, строительство производственных зданий, приобретение сырья и материалов, необходимых для собственных производственных нужд, без права возврата отрицательной суммы налога на добавленную стоимость, возникающей при экспорте продукции;
  •  таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в рамках реализации проектов, при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан по результатам комплексной экспертизы перечней товаров;

Льготы в СЭЗ предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций, в том числе в эквиваленте (доллар США):

  • от 300 тыс. долл. до 3 млн. долл. – сроком на 3 года;
  • от 3 млн. долл. до 5 млн. долл. – сроком на 5 лет;
  • от 5 млн. долл. до 10 млн. долл. – сроком на 7 лет;
  • от 10 млн. долл. и выше – сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа в размере на 50 % ниже действующих ставок.

Предприятия-участники СЭЗ освобождаются от уплаты на весь период деятельности свободных экономических зон от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) на завозимое сырье, материалы и комплектующие изделия в части продукции, направляемой на экспорт.

Государство обеспечивает гарантированное подключение предприятий-участников СЭЗ к инженерно-коммуникационным сетям со своевременным подведением к производственным площадкам и бесперебойное их функционирование.

Как расширяется  перечень видов деятельности специальных экономических зон

17 Января 2022 14:58

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – Как расширяется перечень видов деятельности специальных экономических зон? Об этом рассказали в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, передает корреспондент МИА «Казинформ».

В Казахстане в целях активизации внешнеэкономических связей, ускоренного развития региона, поддержки отраслей экономики и решения социальных проблем, привлечения инвестиций, технологий и современного менеджмента, создания высокоэффективных и конкурентоспособных производств ведется активная работа по развитию специальных экономических и индустриальных зон. К примеру, в 2021 году расширен перечень видов деятельности нескольких СЭЗ.

В ведомстве отметили, что особый импульс социальному и экономическому развитию Мангистауской области придает специальная экономическая зона «Морпорт Актау», созданная в 2003 году. Деятельность данной специальной экономической зоны направлена на развитие нефтедобывающей и нефтехимической промышленности, строительный отрасли, развитие портов и туристской отрасли.

В 2021 году работа СЭЗ «Морпорт Актау» расширена такими видами деятельности, как производство электроэнергии тепловыми электростанциями, передача и распределение электроэнергии, строительство жилых и нежилых зданий; предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания, аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью, деятельность по организации отдыха и развлечений.

Одной из динамично развивающихся зон является СЭЗ «Сарыарка». Здесь в основном производят готовые металлические изделия и строительные материалы: шаровые краны, теплоизолированные трубы, огнеупорные материалы, латунные изделия, виброналивные огнеупорные изделия.

В прошлом году к деятельности СЭЗ «Сарыарка» добавились: сбор, обработка и удаление отходов, утилизация (восстановление) материалов в отношении вышедших из эксплуатации транспортных средств, специальной техники и сельско-хозяйственных машин, холодильников и холодильных оборудований.

Расширились виды деятельнсоти на территории СЭЗ «Qyzyljar». В данном списке: производство древесной массы и целлюлозы; производство бумаги и картона; производство гофрированного картона; производство бумажной и картонной тары; производство бумажных изделий хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения; производство основных фармацевтических продуктов; производство фармацевтических препаратов; производство лекарственных препаратов для ветеринарии.

Перечень приоритетных видов деятельности расширен и на СЭЗ «TURKISTAN». Добавлены такие пункты, как «комплексное обслуживание объектов; деятельность по благоустройству территорий; ремонт мебели и предметов интерьера; предоставление услуг по обеспечению питанием и напитками; ремонт электронного и оптического оборудования; другие виды деятельности в области информационных технологий и информационных систем, не включенные в другие группировки».

Кроме того, работа СЭЗ «НИНТ», «Морпорт Актау», «Сарыарка», «Химический парк Тараз» и «Павлодар» расширена видом деятельности «строительство и ввод в эксплуатацию многопрофильной больницы».

А также в 2021 году расширены территории нескольких СЭЗ, в частности «Сарыарка» — на 345,5 га для строительства заводов по производству ферросплавов и кокса, строительства тепловой электростанции. Расширена территория СЭЗ «Qyzyljar» на 15 га для строительства завода по производству бумаги и бумажной продукции.

«Расширена территория СЭЗ «Астана — новый город» на 83,7 га для привлечения новых частных инвестиций и созданию рабочих мест. Стоит отметить, на территории СЭЗ «Астана – новый город» образован кластер железнодорожного машиностроения. В свое время льготы привлекли участников строительной индустрии, и за короткие сроки были построены многочисленные жилые и социальные объекты, образовался совершенно новый административно-деловой и культурный центр на левом берегу Нур-Султана», — отметили в пресс-службе Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

На сегодняшний день в Казахстане действует 13 специальных экономических зон, которые берут свое начало с 2002 года. Всего на территориях СЭЗ запущено 307 проектов, с созданием более 21 тысячи постоянных рабочих мест. Объем производства продукции составил 4,7 трлн тенге, из которых 328,5 млрд. тенге – экспорт.

«Благодаря режиму СЭЗ в Казахстане образовались целые кластеры по разным отраслям. Например, получилось наладить выпуск свыше 30 новых видов продукции. Это оптические прицелы для винтовок, приборы ночного видения, бронетранспортеры, локомотивы, электровозы, пассажирские вагоны, трубы премиум-класса, хлопковая целлюлоза, полипропиленовые нити и так далее. Государство со своей стороны всячески поддерживает предпринимателей, в частности, для участников СЭЗ существуют все необходимые льготы. Резиденты не платят корпоративный, земельный и имущественный налоги. Ставка НДС на товары, реализуемые на территории СЭЗ – 0. К земельным участкам подводится вся необходимая инфраструктура. Участки предоставляются бесплатно на весь период режима СЭЗ. Участники также освобождены от уплаты аренды и земельного налога», — добавили в ведомстве.

Губернатор и Правительство / Сообщения пресс-службы

«Обмен опытом, знаниями и идеями становится особенно ценным в сегодняшних реалиях пандемии и ограничений во всём мире. World FZO предоставляет доступ к эксклюзивным исследованиям, посвященным ключевым отраслевым возможностям, а также к самым эффективным практикам на своей платформе, чтобы помочь сообществу выйти из кризиса сильнее и жизнеспособнее к возможным новым вызовам в будущем. Кроме того, членство во Всемирной организации свободных зон способствует установлению новых деловых связей благодаря уникальной B2B платформе», — отметил Губернатор Сергей Морозов.

World FZO является глобальной некоммерческой организацией, представляющей интересы свободных экономических зон и индустриальных парков всего мира. В ее состав входят более 620 членов из различных стран.

«Мы провели большую работу по подготовке заявки на вступление в World FZO. Восемь месяцев потребовалось на все, включая рассмотрение документа. Членство в организации поможет нам  завязать контакты со свободными экономическими зонами в других странах, а это и возможность кооперации предприятий – участников зон, а также совместное воплощение в жизнь инвестиционных проектов, что актуально в связи с реализацией в нашей стране инициированного Президентом России национального проекта «Международная кооперация и экспорт», — отметил руководитель ПОЭЗ «Ульяновск» Олег Барабанов.

Напомним, деятельность портовой особой экономической зоны курирует Корпорация развития региона. В настоящий момент резидентами являются 34 компании, среди них как российские, так и иностранные инвесторы из Германии, Китая, Словении, Швеции. Основные направления работы участников: производство, логистика, оптовая торговля, техническое обслуживание и ремонт авиатехники. В ОЭЗ доступны любые виды транспортной инфраструктуры и имеется возможность для реэкспорта товаров: территория примыкает к международному аэропорту, соединена с авиационным перроном рулежной дорожкой, также рядом проходят железная и автомобильная дороги с выездом на федеральную трассу.

Резиденты портовой ОЭЗ имеют возможность не только приобрести земельный участок с готовой инфраструктурой в собственность для строительства предприятия, но и арендовать готовое производственное помещение для быстрого запуска бизнеса в индустриальном парке. Компании, получившие статус резидента портовой особой экономической зоны «Ульяновск», на 15 лет освобождаются от имущественного налога и на десять лет — от земельного и транспортного налогов. Льготный налог на прибыль действует на протяжении всего срока реализации проекта, а первые десять лет составляет всего 2%. Режим свободной таможенной зоны, действующий на территории ОЭЗ «Ульяновск», позволяет ввозить иностранные товары без уплаты таможенных пошлин, НДС и акцизов (включая материалы, конструкции, оборудование и машины для создания предприятий). Срок хранения таких товаров в ОЭЗ «Ульяновск» не ограничен.

Объяснение зон экономического развития

Предоставил Зои Чжан

Зоны экономического развития Китая (ЭЭЗ) — это территории с преференциальной деловой политикой, которая отличается от политики, регулирующей страну в целом. Китай впервые провел эксперимент в 1970-х годах и создал ряд EDZ для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и стимулирования внутреннего роста.

EDZ предоставляют широкий спектр стимулов для ПИИ, которые варьируются в зависимости от конкретной EDZ.Предприятия, работающие в EDZ, могут рассчитывать, среди прочего, на более высокий уровень автономии в своей деятельности, различные налоговые льготы, субсидии на землю и строительство, а также льготную политику занятости.

В этой статье мы рассмотрим различные типы EDZ в Китае и преимущества, которые они предлагают иностранным инвесторам.

Типы зон экономического развития в Китае

Существует не менее 15 типов EDZ национального уровня. При рассмотрении вопроса об инвестициях в ЕМЗ важно помнить о тонких различиях в стимулах, предоставляемых различными типами зон.

15 типов EDZ можно разделить на семь классов, при этом зоны, попадающие в первые три, являются наиболее популярными местами для ПИИ:

  • Зоны для конкретной экономической деятельности;
  • Зоны коммерциализации высокотехнологичных исследований;
  • Зоны торговли и экспорта;
  • Зоны для трансграничной электронной коммерции;
  • Зоны для привлечения инвестиций на определенные цели;
  • Зоны сотрудничества с конкретными странами; и
  • Новые районы.

Зоны конкретной экономической деятельности

Специальные экономические зоны (СЭЗ) и зоны экономического и технологического развития (ЭТДЗ) относятся к первой категории. Оба они в значительной степени сосредоточены на привлечении ПИИ и, как правило, создают стимулы для производства.

СЭЗ всего семь, они охватывают гораздо большие территории и, как правило, имеют более общую политику, а не стимулы для конкретных секторов. Например, в Шэньчжэне была создана первая в Китае ОЭЗ, которая теперь охватывает весь город и в первую очередь обеспечивает льготную налоговую среду для производителей, ориентированных на экспортные рынки в широком спектре отраслей.

Однако ETDZ

, как правило, сосредотачиваются на предоставлении стимулов для конкретных видов деятельности, таких как международная торговля, использование местных ресурсов или разработка технологических инноваций. Существует почти 200 ETDZ национального уровня, каждая из которых занимает гораздо меньшую территорию, чем СЭЗ.

Для создания в ETDZ заинтересованным предприятиям рекомендуется заранее посетить официальный сайт или проконсультироваться с ETDZ, чтобы узнать, соответствуют ли они требованиям в отношении уставного капитала, периода работы и профессиональной квалификации управленческого персонала (национальный уровень ETDZ обычно имеют самые высокие стандарты).

Взяв в качестве примера Тяньцзиньскую зону экономического и технологического развития (TEDA), если соответствующее предприятие уже зарегистрировано в Тяньцзине, то ему нужно только подготовить все необходимые материалы и физически представить их в TEDA для регистрации в этом районе. .

Предприятия с иностранными инвестициями (FIE), недавно созданные в TEDA, должны получить предварительное одобрение названия местной Администрацией по регулированию рынка (AMR). Им также нужно будет проверить, не входит ли их отрасль в черный список Китая для иностранных инвестиций.Если это так, FIE должен получить одобрение от отдела экспертизы и утверждения; Если нет, предприятие может просто заполнить регистрационную форму. FIE также необходимо будет пройти регистрационные процедуры в налоговой, валютной и таможенной службах. После успешной регистрации в АМР предприятие может подать необходимые материалы в администрацию зоны для регистрации в зоне.

Зоны коммерциализации результатов исследований в области высоких технологий Зоны высокотехнологичного промышленного развития

(HIDZ) нацелены на использование технологических ресурсов исследовательских институтов, университетов и частных компаний для разработки инновационных высокотехнологичных продуктов.Многие HIDZ предоставляют стимулы для иностранных технологических фирм с целью налаживания сотрудничества между учреждениями для ускорения коммерциализации исследований и разработок.

ETDZ и HIDZ, ориентированные на инновации, имеют сходство, поскольку оба они сосредоточены на продвижении инноваций.

Тем не менее, ETDZ часто имеют определенную отраслевую направленность, расположены дальше от городских центров и более тесно связаны с производством. Вместо этого HIDZ расположены в городских центрах и, как правило, создают кластеры высокотехнологичных исследовательских институтов для развития исследовательского сотрудничества, а не для производственных мощностей.

HIDZ обычно приветствуют иностранные инвестиции в отрасли, которые поощряются государством, такие как высококачественное или интеллектуальное производство, экологически чистое производство, новые материалы, технические услуги и т. д. Однако у каждого HIDZ есть свои собственные продвигающие отрасли. Заинтересованным ПИИ рекомендуется проверить, не подпадают ли они под категорию разыскиваемых.

Точно так же вновь созданным FIE необходимо предварительно утвердить названия своих предприятий. FIE необходимо будет проконсультироваться с HIDZ по процедурам учреждения и подготовить необходимые материалы заявки для регистрации в зоне.

Зоны торговли и экспорта

В этой категории есть четыре зоны, а именно: зоны свободной торговли (ЗСТ), зоны экспортной обработки (ЗЭП), бондовые логистические парки и бондовые порты. Помимо других целей, они в совокупности сосредоточены на привлечении ПИИ для увеличения импорта и экспорта за счет снижения затрат.

ЗСТ сосредоточены на развитии торговли и интернационализации юаня (RMB), а также служат испытательным полигоном для новой политики перед внедрением в масштабах всей страны.ЗСТ обеспечивают благоприятные условия для ПИИ, прежде всего, благодаря менее ограничительной инвестиционной политике и административным системам, а также налоговым льготам для импорта и экспорта.

Цель ЗЭП аналогична, но они в основном созданы для развития экспортно-ориентированных отраслей посредством управления экспортной обработкой. Таможенные порты, тем временем, обеспечивают высококонкурентную политику налогообложения и субсидий, ориентированную на торговлю, а бондовые логистические парки уделяют особое внимание перемещению и хранению товаров в пределах зон.

Чтобы войти в ЗСТ, иностранные инвесторы должны проверить, включена ли их отрасль в отрицательный список зон свободной торговли для иностранных инвестиций. Если это отрасль с ограниченным доступом, им необходимо заранее получить разрешение, чтобы войти в отрасль.

Кроме того, ЗСТ также могут предъявлять различные требования к уставному капиталу, сроку деятельности и профессиональной квалификации управленческого персонала для разных типов предприятий. Например, Shenzhen Qianhai FTZ требует, чтобы FIE имели уставный капитал более 5 миллионов юаней (0 долларов США.73 миллиона), в то время как предприятиям, полностью инвестируемым Гонконгом, не нужно выполнять это требование. Qianhai FTZ также требует, чтобы минимальный зарегистрированный капитал финансовой лизинговой компании составлял 10 миллионов юаней (1,45 миллиона долларов США).

Инвесторам необходимо ознакомиться с руководством по созданию FIE на официальном сайте, при необходимости подготовить материалы заявки. Возможно, им придется подать заявку онлайн, а также физически представить необходимые материалы заявки.

Зоны для более широкой электронной коммерции

комплексных пилотных зоны трансграничной электронной коммерции Китая были созданы для стимулирования развития трансграничной электронной коммерции. В этих пилотных зонах будут опробованы новые технологические стандарты, бизнес-модели и методы надзора за трансграничными транзакциями электронной торговли, платежами, логистикой, таможенным оформлением, возвратом налогов, расчетами в иностранной валюте и другими. Успешный опыт будет тиражироваться по всей стране.

По состоянию на январь 2020 года Китай создал 59 трансграничных комплексных пилотных зон электронной коммерции четырьмя партиями, привлекая большое количество платформ электронной коммерции, платежных, логистических, складских и финансовых услуг.

Соответствующие критериям предприятия в зоне могут пользоваться налоговыми льготами по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на потребление для экспортируемой продукции, новой политике в отношении налога на прибыль корпораций, налоговым преференциям для малых и средних предприятий (МСП) и более надежному кросс- пограничная бизнес-цепочка.

Процедуры создания FIE в комплексной пилотной зоне трансграничной электронной торговли различаются в зависимости от региона, поскольку правительства провинций издают конкретный план реализации.

Взяв в качестве примера всеобъемлющую пилотную зону трансграничной электронной коммерции Ханчжоу; чтобы создать здесь FIE, предприятию необходимо связаться с административным комитетом зоны, чтобы определить намерение обеих сторон о сотрудничестве.Административный комитет может запросить краткую информацию о режиме работы FIE, продуктах, эффективности бизнеса, режиме логистики и т. д. Квалифицированным предприятиям необходимо будет подать заявку на получение некоторых сертификатов по мере необходимости и следовать правилам регистрации зоны. Им также может потребоваться пройти соответствующие процедуры подачи документов на таможне и в отделах досмотра и карантина (если применимо).

Прочие зоны

Остальные семь типов зон относятся к последним трем категориям: зоны для привлечения инвестиций для конкретных целей, зоны для сотрудничества с конкретными странами и новые зоны.Эти зоны в совокупности составляют лишь небольшую часть всех EDZ национального уровня.

Зоны

для привлечения инвестиций для конкретных целей имеют льготную налоговую политику и политику субсидирования, ориентированную конкретно на туризм или финансы. Их стоит изучить для предприятий, планирующих войти в эти сектора в Китае, поскольку они, как правило, сильно ограничены в отношении прямых иностранных инвестиций.

Зоны сотрудничества

с некоторыми странами или регионами предоставляют налоговые льготы для ведения торговли и бизнеса с соседними регионами, в основном с Тайванем, Макао и Россией.

новых района Зоны, такие как новый район Шанхая Пудун и новый район Тяньцзинь Биньхай, охватывают некоторые из зон, упомянутых в других категориях. Они были созданы для предоставления автономных регулирующих полномочий местным органам власти, которые управляют определенными EDZ.

Куда инвестировать в Китае

Существует более 2000 EDZ, каждая из которых имеет уникальные инвестиционные стимулы и аккредитацию на разных уровнях правительства. Даже в зонах одного типа уровень инфраструктуры, степень автономии и широта стимулов сильно различаются, что создает чрезвычайно разнообразную инвестиционную среду.

Еще больше усложняя бизнес-ландшафт, EDZ могут иметь аккредитацию на национальном, провинциальном, муниципальном и районном уровнях. Аккредитация на более высоком уровне обычно означает большие налоговые льготы и лучшую инфраструктуру.

Однако небольшим компаниям часто лучше размещаться в зонах с более низким уровнем аккредитации, поскольку они могут не иметь права на льготы в зонах с более высоким уровнем аккредитации.

Правильный выбор EDZ для инвестиций в значительной степени зависит от конкретных бизнес-потребностей компании.Среди многих других факторов предприятия должны учитывать расположение поставщиков и ресурсов, качество окружающей транспортной сети, стоимость земли и налоговые льготы, на которые они имеют право.

Сложный и разнообразный характер ЕМЗ Китая означает, что простое инвестирование в любую ЕМЗ не гарантирует успеха. Чтобы их инвестиции окупились, компаниям следует консультироваться с опытными экспертами, которые понимают нормативную и деловую среду, и работать с ними на протяжении всего инвестиционного процесса.

Наша фирма имеет более чем 25-летний опыт оказания помощи предприятиям в Китае и имеет профессионалов на местах, которые могут помочь и узнать о налогах, соблюдении нормативных требований и региональных льготах, доступных для иностранных инвесторов. Свяжитесь с нами по телефону [email protected] .

Примечание редактора: эта статья была первоначально опубликована 19 марта 2019 г. Последнее обновление было сделано 17 апреля 2020 г.

Связанное Чтение

О нас

Брифинг для Китая написан и подготовлен компанией Dezan Shira & Associates.Эта практика помогает иностранным инвесторам в Китае и осуществляется с 1992 года через офисы в Пекине, Тяньцзине, Даляне, Циндао, Шанхае, Ханчжоу, Нинбо, Сучжоу, Гуанчжоу, Дунгуане, Чжуншане, Шэньчжэне и Гонконге. Пожалуйста, свяжитесь с фирмой для получения помощи в Китае по адресу [email protected]

У нас также есть офисы, помогающие иностранным инвесторам во Вьетнаме, Индонезии, Сингапуре, Филиппинах, Малайзии и Таиланде в дополнение к нашей практике в Индии и России и нашим исследовательским объектам в области торговли в рамках инициативы «Пояс и путь».

 

Специальная экономическая зона (СЭЗ) — Значение, Типы, Индия, Китай

Особая экономическая зона (ОЭЗ) Значение

Специальная экономическая зона (ОЭЗ) относится к определенному региону с определенными границами, обеспечивающим конкурентоспособную инфраструктуру и адаптированные законы для привлечения прямых иностранных инвестиций в страну. По сравнению с законодательством за пределами ОЭЗ, законодательство о предпринимательской деятельности и торговле внутри ОЭЗ часто более благоприятно для инвесторов.

СЭЗ

напрямую способствуют экономическому росту, создавая рабочие места, увеличивая экспорт и поступления в иностранной валюте. Кроме того, предприятия за пределами ОЭЗ извлекают выгоду из операций ОЭЗ, например, в виде косвенных рабочих мест или преимуществ, предоставляемых поставщикам за пределами зоны.

  • Специальная экономическая зона представляет собой ограниченный регион в стране с рядом благоприятных характеристик, привлекательных для инвесторов.
  • ОЭЗ предлагает специальные налоговые льготы и другие стимулы для создания благоприятной для бизнеса среды.Стимулы в первую очередь включают налоговые льготы, легкий доступ к земле и инфраструктуре, а также найм квалифицированной рабочей силы.
  • ОЭЗ — это широко используемая идея, которая прямо и косвенно приносит пользу правительству. Например, он создает рабочие места, увеличивает экспорт, прибыль от иностранной валюты, распространение технологий и экономическое процветание.

Понимание особых экономических зон

Особая экономическая зона является универсальным понятием. Однако модель СЭЗ и ее управление неодинаковы во всем мире; вместо этого он зависит от страны.Тем не менее, эффективное сочетание внешней и внутренней политики может создать выдающуюся систему СЭЗ. Передовые азиатские режимы совершенствуют свою систему СЭЗ, создавая зоны высоких технологий и крупные интегрированные зоны.

Различные заинтересованные стороны завершают эффективную институционализацию СЭЗ. Правительство, как наиболее влиятельная заинтересованная сторона, разрабатывает политику СЭЗ и контролирует ее выполнение. Другими важными игроками являются администрация ОЭЗ, разработчик зоны, оператор зоны и пользователь зоны.Администрация СЭЗ обычно осуществляет стратегическое планирование, девелоперы зон занимаются благоустройством территории и обеспечивают инфраструктуру, операторы зон отвечают за зону, а пользователи зоны начинают бизнес на месте.

Страны должны сосредоточиться на развитии и обеспечении первоочередного внимания инвесторов, таких как земля, рабочая сила и инфраструктура. Отличным преимуществом создания ОЭЗ является следующее: