Выездная проверка это: Статья 12. Выездная проверка / КонсультантПлюс

Содержание

Статья 12. Выездная проверка / КонсультантПлюс

Статья 12. Выездная проверка

1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

2. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

3.1. Правительством Российской Федерации в отношении отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, может быть установлено, что в случае, если деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности, выездная плановая проверка таких юридического лица, индивидуального предпринимателя не проводится.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ)

4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

6. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

(часть шестая введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

7. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 277-ФЗ)

7 правил выживания » АНП Зенит

Несмотря на шуточный характер правила, выполнять его необходимо. Вам помогут не эмоции, а трезвый холодный расчет. Должен быть правильный настрой.

Помните, генералы не бегают, потому что в мирное время это выглядит смешно, а в военное — вызывает панику.

Если у вас железные нервы и налоговая поверка является для вас рядовым событием, то сразу переходите к правилу №2.

Для большинства же встреча с проверяющими — ситуация, приближенная к экстремальной.

Настроиться на правильный лад помогут следующие установки.

Во-первых, общение с проверяющими следует рассматривать как деловые переговоры.

У них свои задачи, у вас — свои. Ваша задача — выстроить корректное, уважительное взаимодействие.

Во-вторых, не старайтесь показаться умным, концентрируйтесь на главной своей задаче — защитить интересы своего бизнеса.

Помните, вы не на экзамене. Если вам задают вопрос, который вам непонятен, или вы ощущаете подвох, никто не мешает взять паузу и подумать или, например, посоветоваться с юристом. Именно желание показаться осведомленным приводит к лишним словам, соответственно, к серьезным проблемам. Умный не боится показаться глупым, а глупый хочет показаться умным. У вас должен быть правильный фокус — вы не на конкурсе «Самый осведомленный директор/бухгалтер/сотрудник», ваша цель — минимизировать налоговые доначисления и возможные риски. Именно фокус на главной задаче позволит вам выбрать оптимальный вариант поведения.

В-третьих, никогда не недооценивайте ваших оппонентов.

Был у нас один знакомый инспектор. Очень сильный и квалифицированный специалист. Но, приходя на проверку, он производил впечатление полной некомпетентности и непонимания основ бухгалтерского и налогового учета. Постоянно просил ему что-то подсказать, показать, объяснить, дескать, он вообще первый раз видит такой сложный учет. Выглядел стеснительным и неказистеньким. Через пару дней проверяемые расслаблялись, начинали к нему относиться свысока, периодически подшучивая, подтрунивая над ним. В ответ инспектор только краснел и неумело отшучивался. Через какое-то время расслабление достигало уровня разгильдяйства — передаваемые документы никто не отслеживал, не просматривал, предоставляли доступ к 1С — все равно ничего не поймет, докладывали директору — все в порядке, все под контролем. Но ситуация переворачивалась с ног на голову в день вручения объемного, увесистого и очень качественного акта по результатам налоговой проверки. Бухгалтерия бледнела, директор краснел, а инспектор оставался невозмутимым. Выглядел и разговаривал, правда, совсем по-другому…

На что необходимо обратить внимание при выборе юридической фирмы?

Во-первых, желательно, чтобы у фирмы была конкретная налоговая специализация. У юристов, как и у врачей, должна быть специализация. Если у вас болят зубы, вы пойдете к стоматологу, а не к проктологу и даже не к специалисту широкого профиля. Аналогично и у юристов. Вас должны насторожить фельдшеры от юриспруденции, которые позиционируют себя как специалисты в семейном, трудовом, корпоративном праве. «Налоговое право? Да, конечно, мы тоже им занимаемся!» Опасайтесь такого — не полетит.

Во-вторых, у привлекаемых вами специалистов должен быть положительный опыт ведения подобных проектов. Не стоит выступать в качестве испытательного полигона.

В-третьих, да, юрист снимает с вас бóльшую часть проблем, вы получаете возможность сконцентрироваться на основной деятельности, но в любом случае вы должны держать руку на пульсе. Вам следует установить контрольные точки, позволяющие убедиться в эффективности и полезности правового сопровождения. Мы, например, готовим для руководителя еженедельный отчет о проделанной работе, о текущей ситуации и о планируемых мероприятиях.

Очень важно понимать, что привлекаемые специалисты не должны развязывать маленькую войну с налоговой инспекцией, желая показать свои «глубокие познания», не должны провоцировать налоговую вендетту. Напротив, они должны обеспечить квалифицированную защиту ваших интересов и минимизировать налоговые риски, создав нормальный микроклимат проведения проверки и выстроив корректные отношения с проверяющими, позволив вам сконцентрироваться на вашей основной деятельности.

Таким образом, юридическое сопровождение налоговой проверки должно способствовать спокойному, контролируемому процессу ее прохождения.

Прием выездной проверки юридического адреса


Выездная проверка – это устрашающий для многих предпринимателей факт визита в Вашу организацию представителей налогового органа или банковских структур. Такие проверки случаются с заметной регулярностью, ведь государственные инстанции просто обязаны держать под контролем коммерческие предприятия, особенно молодые и недавно зарегистрированные. Целью подобных проверок является выяснение факта реального нахождения Вашей компании по адресу, указанному в учредительных документах.

Сами понимаете, что от внешнего вида помещения Вашего юридического адреса будет многое зависеть. В том случае, если представителями проверяющей инспекции будет представлен полуразрушенный подвал, могут возникнуть серьезные сомнения относительно того, что Ваша организация действительно ведет свою профессиональную предпринимательскую деятельность по данному адресу. Необходимо, чтобы помещение Вашего юридического адреса имело полноценный офисный вид и кто-нибудь мог подтвердить факт наличия договорных отношений между Вами и собственником помещения (подтвердить это может сам собственник или, к примеру, секретарь).

В данном случае услуга секретарского обслуживания является незаменимой опцией, позволяющей решить возможные проблемы с подтверждением юридического адреса. Секретарь, который будет находиться по Вашему юридическому адресу, всегда сможет подтвердить, что Ваша компания действительно работает именно в этом месте.

Обычно налоговые службы и банковские органы заранее предупреждают о своем намерении провести выездную проверку. В этом случае Вам нужно будет позвонить нам и сообщить об этом.

Мы организуем прием выездной проверки в лучшем виде. Поскольку помещения юридических адресов не сдаются в реальную аренду, мы сможем принять выездную проверку в любое время суток.

В том случае, если Вы не сможете лично присутствовать на выездной проверке, наш секретарь всегда сможет найти достойное и правдоподобное объяснение Вашего отсутствия (отпуск, больничный, деловая встреча и т.п.)

Для более комфортного и полноценного принятия выездной проверки Вам будет предоставлен отдельный кабинет с необходимой офисной техникой и мебелью. Также в Вашем полном распоряжении будет рабочее место секретаря, оборудованное полноценным компьютером.

Прием выездной проверки подразумевает под собой:

  • Предоставление секретарских услуг;
  • Полностью оборудованные рабочие места;
  • Принятие проверки в любое время суток;
  • Прием выездной проверки исполнительным органом общества или секретарем.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Прием и организация рабочего места при проведении выездных проверок уже включены в стоимость юридических адресов, представленных в нашем магазине.

Вам нужно будет только заранее сообщить нам о грядущей проверке, а также оставить координаты для возможности оперативной связи.

 

 

Оценка вероятности выездной налоговой проверки

За все время работы предприятия в бухгалтерских и других документах не исключены ошибки. Причины могут быть самые разные – от желания руководителя сильно оптимизировать налоговые отчисления до ошибки бухгалтера (человеческий фактор). Для того чтобы выявить подобные нарушения, ИФНС на основе анализа определенных показателей в представляемой организацией отчетности принимает решение о налоговой проверке данной организации.

Налоговые проверки бывают 2-х видов:

1) Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе отчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Порядок проведения камеральной налоговой проверки описан в статье 88 НК РФ.

При проведении камеральной проверки осуществляется арифметический контроль представляемых налогоплательщиком данных: налоговая декларация проверяется и сопоставляется с декларациями по другим налогам. Камеральная проверка может проводиться в течение 3 месяцев со дня представления отчетности в налоговые органы. Если в ходе камеральной проверки выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность (отправить корректировку).

2) Выездная налоговая проверка – это уже более неприятное событие для организации, поскольку производится по месту нахождения организации. Ее налогоплательщики боятся больше всего, поскольку на протяжении 2-х месяцев (а могут продлить и до 6-ти) в организацию приходят проверяющие сотрудники ФНС и проводят глубокий всесторонний анализ отчетов и документов предприятия. В результате с наибольшей вероятностью будут найдены какие-либо недочеты, недоимки уплаты налогов (и, как следствие, соответствующие штрафы и пени).
Любая проверка, а в особенности налоговая, очень болезненна для любого налогоплательщика (независимо от того, совершены ли им налоговые правонарушения), вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как для обеспечения деятельности проверяющих необходимо отвлекать от основной работы сотрудников компании: руководителя, часть работников аппарата управления, бухгалтерии и юридической службы, материально-
технического снабжения. И сам факт нахождения проверяющих на предприятии создает определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.
Но налоговый орган не проверяет все организации подряд. В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины, а также совершенствования организации работы налоговых инспекций ФНС разработала приказ, в котором отражены 12 критериев анализа отчетности . И если отчетность предприятия по нескольким критериям заставляет инспекторов задуматься, то вероятность попасть в план налоговых проверок возрастает.
Посчитать этот риск мы можем, поскольку анализ вероятности выездной налоговой проверки основан на Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@, Приказом ФНС РФ от 22.09.2010 № ММВ-7-2/461@ и Приказом ФНС от 8 апреля 2011 г. N ММВ-7-2/258@). Данный приказ содержит описание тех самых 12 критериев, оценивая по которым деятельность налогоплательщика, можно сделать вывод о его принадлежности к группе риска, т.е. к группе налогоплательщиков, имеющих высокую вероятность попасть в план налоговых проверок.


Обучающий видео ролик

Критерии для оценки вероятности выездной налоговой проверки

1. Низкая налоговая нагрузка
Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Хроническая убыточность бизнеса
Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Значительные налоговые вычеты по НДС
Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Расходы растут быстрее доходов
Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Зарплата ниже среднеотраслевой
Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Возможно неправомерное применение спецрежимов
Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Возможное завышение расходов предпринимателем
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Наличие длинной цепочки контрагентов
Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление пояснений по требованию налоговиков
Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Многократная смена налоговой «прописки»
Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Отклонение рентабельности от среднеотраслевой
Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение деятельности с высоким налоговым риском
По мнению ФНС России, о высоком налоговом риске хозяйственной деятельности может свидетельствовать либо способ ее осуществления, либо характер взаимоотношений налогоплательщика с его контрагентами.

Отличия между камеральной и выездной налоговой проверкой

Налоговые проверки проводятся с целью контроля, а также проверки налогоплательщика на соблюдение законодательства по выплате и расчётам налогов и сборов.

Основная задача проверок: обработать документы, а также бумаги связанные с получением прибыли и доходов.

Камеральная проверка

Проверка проводится на основании представленных документов, деклараций, по которым проводилось начисление налога. Камеральная проверка проходит в налоговом органе, без выезда на место.

Инспектор проводит проверку без дополнительных указаний и решения руководства.

Налоговые декларации будут подвержены камеральной проверке, вне зависимости от периодичности их предоставления.

Выездная проверка

Выездная проверка проводится на территории проверяемого предприятия. Налоговый инспектор оповещается о проведении выездной проверки решением руководителя налогового органа.

Проверка назначается на основании проведения камеральной проверки: при установлении недочётов, ошибок в исчислении налога, недоверии к предоставленной информации.

Если помещение для проверки не может быть представлено или налогоплательщик отсутствует, то проверка проводиться на территории налогового органа.

Проверка осуществляется только с указания руководителя налогового органа. Основной задачей является проверка начислений и их своевременные выплаты.

Основные аспекты расчета и перечисления налога на имущество организаций в бюджет установлены нормами налогового кодекса и регионального законодательства.

Прочитать о внебюджетных фондах можно здесь.

Основные сроки проведения проверки

Инспектор проводит камеральную проверку в течение трёх месяцев со дня получения декларации.

Выездная проверка должна быть проведена в течение двух месяцев. В отдельных случаях срок может быть продлён до четырёх и даже до шести месяцев.

Основания для продления срока:

  • Крупные предприятия.
  • Полученная информация от правоохранительных органов (нарушение налогообложения).
  • Форс-мажорные обстоятельства (во время проверки стихийные бедствия, пожар и т.д.).
  • Если предприятие имеет более четырёх филиалов (4 месяца), 10 и более подразделений (6 месяцев).
  • Иные обстоятельства (объём документов, количество подразделений, сложность технологического процесса).

Руководитель налогового органа вправе приостановить проверку, по причинам:

  • Необходимы дополнительные сведения, документы.
  • Ожидание информации от иностранных предприятий.
  • Необходимость проведения экспертиз.
  • Перевод на русский язык документации.

При запросе информации от иностранных организаций, срок может быть продлён ещё на три месяца.

По общим срокам выездная проверка не должна превышать двух месяцев. Отсчет срока проверки начинается с момента подписания решения до дня выдачи справки.

Порядок проведения налоговой проверки

При камеральной проверке, получив декларацию и документы, налоговый орган проводит первичную проверку, по итогам которой могут потребоваться дополнительные документы.

При несоответствии данных налоговый орган может запросить дополнительные сведения. Срок их сдачи и предоставления пять дней.

Налоговый орган вправе вызывать письменным уведомлением налогоплательщика, а также лиц, которые могли бы дать разъяснения об уплате налога. В случае отказа либо не предоставлении бумаг в течение 5 суток налоговый орган может изъять документы.

Налоговым органом может быть сделан расчет налога по аналогии других предприятий. Если будут выявлены ошибки в исчислении налогов, будет выдвинуто требование по выплате недостающей суммы.

Проверяемый период не может быть более трех лет предшествующих году вынесения постановления о проверке.

При использовании налоговых льгот могут потребоваться бумаги, подтверждающие права получения льгот.

При подаче декларации по НДС, если заявлено право на возмещение, могут потребоваться документы, подтверждающие данное право.

Выездная проверка проводится по специальным правилам. В целях получения сведений может быть проведена инвентаризация, для выявления имущества не заявленного в декларации, но подлежащего налогообложению.

Приказ о проведении ревизии дает начальник налоговой инспекции. Проверкой может быть затронут любой период времени работы.

При проверке инспектор может потребовать предоставить подлинники документов, а также их копии. Для этого составляется запрос, в нём указывается: наименование и вид документа. Срок предоставления 10 дней.

Если бумаги не могут быть представлены в установленный срок, то налогоплательщик письменно уведомляет, в течение следующего дня после получения запроса, проверяющий орган о невозможности (указываются причины) предоставления документов в установленный срок.

После получения уведомления, в течение двух дней налоговый руководитель выносит решение, об отказе либо продлении срока предоставления бумаг.

В последний день проверки налоговый инспектор должен вручить налогоплательщику справку о проведении проверки, если тот отказался принимать документ, справку отправляют заказным письмом.

Узнайте подробности как заполнить декларацию 3-НДФЛ — для декларации доходов и получения налоговых вычетов.

Все способы начисления амортизации здесь.

О капитальных вложениях можно прочитать по адресу: http://helpacc.ru/buhgalteria/aktivy/kapitalnye-vlozheniya.html.

Оформление результатов налоговой проверки

При выявлении ошибок или неточностей при камеральной проверке будет сформировано требование по предоставлению дополнительных документов в течение пяти дней.

В случае выявления нарушений в течение 10 дней, после завершения проверки, налоговым органом составляется акт.

По окончании проведения выездной проверки выдаётся справка, после получения которой в течение двух месяцев должен быть составлен акт.

Акт должен быть вручен в течение 5 дней с момента составления налогоплательщику под расписку. В случае отказа от получения акта, его пересылают по почте. Датой получения заказного письма будет считаться 6-ой день с момента отправки письма.

Возражения принимаются в течение 15 дней после вручения акта. В течение десяти дней начальник налогового органа должен рассмотреть дело и вынести решение. Решение можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе либо в суде.

Что такое камеральная проверка. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Такие проверки проводят налоговая и таможенная службы, Счётная палата, Федеральное казначейство, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд и другие.

Например, налоговики обязательно проверяют налоговые декларации всех налогоплательщиков, а также другие документы, подтверждающие правильность этих бумаг; аудиторы Счётной палаты контролируют расходы бюджетных учреждений и т. п.

Примеры употребления на «Секрете»

«По Таможенному кодексу ЕАЭС у таможенных органов есть право в течение трёх лет после выпуска декларации производить таможенный контроль. Это может быть камеральная таможенная проверка (когда у вас запрашивают документы по прошедшей поставке, включая документы о реализации) или выездная таможенная проверка».

(Президент «КВТ Сервис» Юлия Шлёнская — о том, почему везти контрабанду в Россию — опасная и глупая затея.)

«Выездную проверку назначают только после тщательного анализа, в процессе которого собирают крепкую доказательственную базу, подтверждающую, что у компании есть крупные налоговые нарушения. За незначительными доначислениями не пойдут, — объясняет эксперт системы «Актион бухгалтерия» Светлана Ковалевская. — Основная масса проверок — камеральные. Их проводят автоматически по каждой сданной отчётности. Вряд ли инспекторы отменят такие проверки».

(Из новости о первых антикоронавирусных мерах поддержки бизнеса. )

Нюансы

Как это работает (на примере налоговой проверки)

  • Проверяющий сначала изучает непосредственно отчётности и другие документы, предоставленные физическим или юридическим лицом. Также он может посмотреть дополнительные материалы — например, архивы предыдущих лет или данные других ведомств.

  • Если возникнут вопросы в правильности заполнения, подлинности документов, достоверности указанных сведений и т. п., проверяющий может затребовать письменные объяснения, дополнительные документы, уточняющую информацию и др. Но всё это должно относиться только к предмету проверки.

  • Пояснения в налоговый орган необходимо представить в течение 5 дней с момента получения такого требования. Если по итогам первого или второго этапов не будет выявлено нарушений, камеральная проверка автоматически завершается.

  • Если нарушения выявлены, то проверяемый может быть привлечён к ответственности или будет назначена выездная проверка. В таком случае налоговый орган выносит акт. Налогоплательщик имеет право обжаловать данный акт сначала в вышестоящий налоговой орган, а если получит отказ, также обжаловать в судебном порядке.

  • Камеральная проверка проводится в течение трёх месяцев со дня поступления в налоговый орган декларации от налогоплательщика.

Факт

Для камеральной проверки, в отличии от выездной, не требуется особого основания, а если она внеплановая, то проводится без согласования с прокуратурой.

Статью проверил:

Внеплановые проверки: что следует знать налогоплательщикам?

По официальной статистике налоговых органов за 2019 год было проведено 10 230 внеплановых проверок налогоплательщиков.

Особенность таких проверок заключается в том, что они предназначены для проверки отдельных вопросов, не предусмотрены определенным планом и могут проводиться без ограничения их количества или периодичности.

Чаще всего налоговые органы назначают внеплановую проверку на основании п. 78.1.1.1 или 78.1.4. Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), то есть, когда получена информация о нарушении плательщиком налогового законодательстве или имеются недостоверные сведения в налоговых декларациях, если плательщик не предоставит аргументированный ответ на запрос налогового органа.

По последним изменениям, предусмотренным законопроектом №3329-д, проведение внеплановых проверок приостановлено, а также до 30 июня остановлены сроки для предоставления ответов на запросы налоговых органов. Однако, не ограничены сроки для запросов и проверок правомерности заявления НДС к бюджетному возмещению, и сами налоговые органы продолжают присылать такие запросы.

На практике, налоговые органы часто не соблюдают законодательные требования при оформлении запросов или злоупотребляют правом на назначение проверки в случаях, когда ответ на запрос предоставлен. Как плательщикам защищаться в подобных случаях рассмотрим далее на примере судебной практики Верховного Суда.

Подготовиться к проверкам поможет ресурс «Искусство обороны». Тестовый доступ можно получить по ссылке

Запрос как основание для внеплановой проверки

Внеплановым проверкам на основании п.78.1.1. или 78.1.4. НКУ обычно предшествует письменный запрос о предоставлении информации, который направляется налогоплательщику по правилам, содержащиеся в п. 73.3. НКУ.

Из анализа п.78.1.1.1 и п.78.1.4. НКУ можно сделать вывод, что законодатель заложил в эту группу оснований следующую логику действий налогового органа:

  1. налоговый орган, получивший информацию о нарушении плательщиком налогового законодательства или наличие в его налоговой отчетности недостоверных данных, направляет такому плательщику запрос о предоставлении информации или документальных подтверждений;
  2. плательщик в течение 15 рабочих дней должен дать ответ на запрос и документы для того, чтобы опровергнуть наличие нарушения;
  3. если плательщик не предоставил ответа или ответ не опровергает информации о допущенном налоговом правонарушении, налоговый орган может назначить внеплановую проверку.

То есть, в части оформления запроса как первого этапа назначения проверки, законодатель определяет два основных момента: запрос должен содержать четкую информацию о нарушениях и четкий перечень информации, которую нужно предоставить плательщику, чтобы налоговая могла проверить наличие этого нарушения.

Соответствующие требования к содержанию запроса прямо предусматривает п.73.3 НКУ, согласно которому запрос должен содержать:

1) основания для направления запроса в соответствии с настоящим пунктом, с указанием информации, которая это подтверждает;

2) перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Суды, применяя данные нормы, указывают, что письменный запрос контролирующего органа должен содержать указание как на юридические основания его направления, то есть нормы закона, согласно которым контролирующий орган имеет право на получение запрашиваемой налоговой информации, так и на фактические основания для направления соответствующего запроса — обстоятельств, обусловивших необходимость реализации налоговым органом соответствующих властных полномочий (например – Решение Днепропетровского окружного административного суда от 04. 09.2019 г. по делу № 804/7906/15).

На практике, налоговые органы зачастую не соблюдают требования относительно четкого определения фактического основания для запроса и в его тексте указывают лишь об обнаружении правонарушения, без указания сути такого нарушения или информации, которая его подтверждает. В то же время, перечень документов, которые налоговики просят предоставить по такому запросу, может быть очень обширным.

Логика судов по таким неконкретизированным запросам проста — если суть якобы допущенного нарушения и перечень информации и документов, которые должны его опровергать, четко не определены, то и ответ на такой запрос плательщик не сможет предоставить и не обязан это делать.

Например, Верховный Суд по делу №280/2578/19 отмечает, что запрос налогового органа о предоставлении информации налогоплательщиком должен определять конкретные основания, то есть, наличие четко очерченных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства. Без уведомления указанных фактов налогоплательщик не имеет объективной возможности предоставить какие-либо объяснения и их документальное подтверждение.

По данному делу, анализируя запрос налогового органа, суд указывает, что в нем речь шла об обнаружении фактов, свидетельствующих о недостоверном отображении данных в декларациях по НДС, а именно — включение в состав налогового кредита операции по приобретению товаров, работ, услуг, приобретение по цепочке поставки не установлено и отсутствует информация о возможности производства товаров по имеющимся трудовым ресурсам. Никаких объяснений и оснований такому выводу налоговый запрос не содержал. Также запрос не содержал печати налогового органа.

Поэтому, Верховный Суд пришел к выводу, что поскольку запрос касался исключительно фактов, связанных с хозяйственной деятельностью контрагента плательщика и не указывал факты нарушений, то плательщик правомерно отказал в предоставлении ответа на такой запрос.

По делу №826/19202/15 в запросе было указано, что по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового законодательства при взаимоотношениях с поставщиками за ноябрь 2014 года, в связи с чем налоговая служба просила предоставить объяснения и документы по данным хозяйственным операциям. Верховный Суд пришел к выводу, что запрос не содержит соответствующих оснований для его направления, и поэтому также признал соответствующую внеплановую проверку противоправной.

Вместо этого по делу №520/9980/18 Верховный Суд признал правомерным запрос, в котором говорилось о том, что в рамках досудебного расследования преступления (фиктивное предпринимательство) был допрошен свидетель, который указал, что он за вознаграждение осуществил регистрацию на свое имя предприятия, что может свидетельствовать о фиктивном, нелегальном статусе указанного предприятия. Поскольку плательщик осуществлял хозяйственные операции с указанным контрагентом, для подтверждения достоверности определения им данных о хозяйственных операциях был направлен запрос, который Верховный Суд признал достаточно конкретизированным и обоснованным для возникновения у плательщика обязательства предоставить на него ответ.

Таким образом, судебная практика исходит из того, что в каждом отдельном случае необходимо анализировать сам запрос о предоставлении информации, его содержание, объем запрашиваемой информации и, насколько это возможно, четко  идентифицировать нарушения, ставшее основанием для запроса, а также документы и объяснения, необходимые для его опровержения.

Очевидно, что для признания запроса правомерным и обоснованным недостаточно, чтобы в нем была лишь формальная ссылка на соответствующий пункт НКУ и фраза о нарушении плательщиком налогового законодательства. Основание для направления запроса должно быть четким и определенным — только в таком случае плательщик сможет предоставить такой же четкий ответ.

Поэтому, при получении запроса плательщику следует обращать внимание на следующее:

  • наличие оснований для направления запроса — четкая и конкретная информация о якобы допущенном нарушении;
  • определение четкого и исчерпывающего перечня информации и необходимых документов, которые должен предоставить плательщик;
  • оформление — подпись должностного лица, печать налогового органа.

Нарушение какого-либо из указанных требований может быть основанием для отказа в предоставлении ответа на запрос, который целесообразно оформить письменно и предоставлять в срок для ответа на запрос. Вместе с тем, содержание ответа плательщика — или отказ в предоставлении документов и объяснений, или ответ по существу запроса, будет зависеть от стратегии, выбранной плательщиком в конкретной ситуации.

Отказ в предоставлении объяснений и документов – это, бесспорно, более рисковый вариант действий для плательщика, поскольку почти всегда будет иметь результатом назначение внеплановой проверки. Напротив, дипломатичный ответ и предоставление детализированных объяснений и документов (или их части) уменьшает вероятность назначения проверки, хотя, к сожалению, не устраняет ее.

В общем, после получения плательщиком запроса и предоставления на него ответа возможны три пути развития событий:

  1. Налоговая служба удовлетворяется ответом и не назначает проверку;
  2. назначается внеплановая выездная проверка;
  3. проводится внеплановая невыездная проверка.

Читайте нас в соцсетях

Подпишитесь, чтобы быть в курсе всех бизнес-новостей