Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу
Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (ГУ Банка России по ЦФО), предшественником которой является Московская контора Государственного банка, имеет давнюю историю и богатые традиции. Как и сам главный банк страны, она начала свою работу в 1860 г. Тогда в рамках банковской реформы Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской Империи, и его Московская контора перешла во вновь образованную структуру.
В наследство от Государственного коммерческого банка Московской конторе досталось ее первое здание — здание бывшей усадьбы Луниных на Никитском бульваре, построенное по проекту знаменитого архитектора Доменико Жилярди. Ныне это здание Музея Востока.
В конце XIX века Московская контора переехала в новое здание на Неглинной улице, специально построенное для нее другим знаменитым архитектором Константином Михайловичем Быковским.
Московская контора не имела себе равных в системе Государственного банка по объемам активных и пассивных операций, и прежде всего операций по предоставлению вексельных кредитов торговле и промышленности. Учет, переучет, покупку и продажу векселей контора осуществляла не только в Московской губернии, но и в Твери, Ярославле, Костроме, Владимире, Иваново-Вознесенске, Муроме, Рязани, Орле, Ельце, Ржеве, Калуге и Смоленске. Московская контора принимала также вклады, выдавала ссуды под обеспечение имуществом и ценными бумагами, вела операции с ценными бумагами, обменивала купюры старого образца на новые, производила размен денег, выполняла переводы в различные регионы страны, пополняла денежными средствами казначейские кассы столичного региона (в 1915 году их было 15, они выполняли функции агентств по всей губернии) и кассы полевых казначейств, которые обслуживали армию.
С началом Первой мировой войны ярко проявилась такая сторона работы Московской конторы как благотворительность. На средства конторы и коммерческих банков был открыт лазарет. Он так и назывался: «Лазарет Московской конторы государственного банка и частных кредитных учреждений гор. Москвы для раненых воинов». Московская контора Государственного банка организовала и специальный врачебно-питательный поезд, доставлявших раненых с фронта в тот московский госпиталь.
Октябрьская революция 1917 года кардинально изменила всю банковскую систему страны. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 г. «О национализации банков» в стране вводилась государственная монополия на банковское дело. Все частные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком в Народный банк — единый кредитный, расчетный и кассовый центр страны. Московская контора Государственного банка была преобразована в Московскую окружную контору Народного банка.
В связи с упразднением 19 января 1920 г. Народного банка РСФСР функции Московской окружной конторы были переданы городскому финансовому отделу Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов.
Возобновил свою работу Государственный банк в 1921 г. — уже как Государственный банк сначала РСФСР, затем СССР. Возобновила свою работу и его столичная контора.
Столицей Москва становится в 1918 году, а после окончания Гражданской войны начинает динамично развиваться. К середине 1930-х годов в городе производилось продукции почти в двадцать раз больше, чем накануне Первой мировой войны. Мощные темпы роста промышленности, размах строительства, в том числе и метрополитена, освоение выпуска новых видов продукции привели к значительному увеличению объема банковских операций конторы. Городу требовались новые механизмы финансирования. В 1937 г. Совнарком принял решение о выделении Московской городской конторы из состава Московской областной конторы Государственного банка СССР.
Большим испытанием для нашей страны стали годы Великой Отечественной войны. Московская контора Госбанка СССР в первые же дни перешла на военный режим работы и не прерывала своей службы даже тогда, кода бои шли на подступах к Москве. Осенью 1941 г. она стала исполнять часть функций Правления Госбанка, эвакуированного в Куйбышев. Здесь проводились расчеты с фронтом, было организовано исполнение союзного бюджета.
В начале весны 1942 г. сотрудникам Московской конторы была поручена ответственная миссия — оказать помощь коллегам из блокадного Ленинграда в составлении годового отчета. 16 человек работали в условиях блокады, помогая своим коллегам, и выполнили работу в срок. Так руководство страны получило уникальный документ о положении в блокадном городе. Возглавлял группу лично глава Московской городской конторы Госбанка Григорий Степанович Чубуков.
Большую роль сыграли сотрудники Московской конторы в перестройке экономики страны на военный лад, перебазировании столичных заводов и фабрик в места эвакуации, снабжении фронта и тыла денежной наличностью. Работа конторы не прекращалась ни на один день, и за годы войны в столице не было случаев задержки или невыплаты заработной платы и денежного довольствия военнослужащим.
Послевоенные десятилетия были ознаменованы высокими темпами роста экономики. Московская контора Госбанка СССР шла, говоря словами того времени, в авангарде тех свершений. Так, в 1960-е она сыграла важную роль в создании автоматизированных систем обработки информации на базе ЭВМ. В Москве на фабрику механизированного учета от учреждений Московской городской конторы Госбанка ежедневно поступало 200-250 тысяч перфокарт, которые обрабатывались в ночное время. В результате на следующее утро имелась полная картина использования кредитных средств предприятиями города.
К 1980-м гг. в каждом районе Москвы работало отделение Московской городской конторы Госбанка СССР, обслуживавшее предприятия и организации своего района. В 1987 г. в связи с реорганизацией кредитной системы страны было принято решение о создании на базе отделений Госбанка СССР специализированных банков (Промстройбанка СССР, Аграпромбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Сбербанка СССР). В Москве к спецбанкам отошли практически все отделения городской конторы вместе с помещениями, сотрудниками и клиентами.
Перед оставшимися сотрудниками конторы встали новые задачи, новые вызовы. В то время появляются первые коммерческие банки. Ситуация в банковском секторе страны радикально менялась. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России). На основе акционирования системы спецбанков создавались коммерческие банки — шло формирование двухуровневой банковской системы.
С распадом Советского Союза и образованием Российской Федерации прежние функции и наработки главного банка страны ушли в сферу коммерческих банков. Теперь перед ним встала задача надзора за коммерческими банками, еще совсем недавно бывшими его частями.
Государственный банк СССР был упразднен после распада Советского Союза 20 декабря 1991 г. Главное управление Госбанка РСФСР по городу Москве было преобразовано в Главное управление Центрального банка Российской Федерации (Банка России) по городу Москве.
Политические и экономические потрясения того времени сказывались и на работе Банка России. Больших усилий требовала борьба с финансовыми махинациями, лицензирование банков и выработка правил банковской деятельности, а также надзор за соблюдением коммерческими кредитными организациями нормативных требований Банка России. После выпуска в обращение в 1993 г. новых банкнот Московская контора обеспечивала изъятие из обращения банковских билетов образца 1961-1992 гг.
В 1990-е и 2000-е гг. шла большая работа по определению тех целей деятельности главного банка страны, на достижение которых он направлен сегодня: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и стабильность банковской системы России, национальной платежной системы, финансового рынка страны в целом.
19 октября 2000 г. Главное управление Центрального банка Российской Федерации по городу Москве было преобразовано в Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации с включением в него Главного управления Банка России по Московской области.
С 1980 до 1997 г. Московская контора работала в доме 12 по улице Житной, на Калужской площади. Здесь она встретила начало рыночных преобразований, создание Центрального банка Российской Федерации и двухуровневой банковской системы.
Здание на улице Балчуг д. 2, где сейчас располагается Главное управление, было заложено в 1994 г. и открыто в 1997 г.
Все те трудные годы — с 1988 по 2013 — Московской конторой руководил Константин Борисович Шор.
В 2013 г. Банк России получил полномочия мегарегулятора. Теперь он осуществляет контроль и надзор за теми секторами финансового рынка (страховая деятельность, микрофинансирование, работа товарных бирж, инвестиционные организации), которые раньше курировались другими регуляторами.
Реализация в настоящее время Центральным банком Российской Федерации своих полномочий по регулированию и надзору за разными участниками финансового рынка позволяет повышать стабильность и финансового сектора, и страны в целом.
В 2014 г. в рамках преобразования организационной структуры Банка России было создано Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу, объединившее вокруг Москвы 16 территориальных отделений центральной России. В настоящее время оно ведет работу по реализации целей и задач Банка России в рамках Центрального федерального округа.
С 2018 г. возглавляет ГУ Банка России по ЦФО член Совета директоров Банка России Надежда Юрьевна Иванова.
Ранее московским подразделением главного банка страны руководили:
Дюклу Алексей Николаевич | 1860–1869 |
Палтов Николай Иванович | 1869–1886 |
Билибин Иван Иванович | 1886–1889 |
Малевинский Николай Яковлевич | 1889–1906 |
Никитин Дмитрий Тимофеевич | 1907–1910 |
Светлицкий Алексей Иванович | 1910–1914 |
Куриленко Дмитрий Евдокимович | 1914–1915 |
Ковальницкий Василий Яковлевич | 1915–1917 |
Тихон Иванович Попов | 1917–1918 |
Михельман Данила Давидович | 1921–1924 |
Горбунов Павел Петрович | 1924–1925 |
Радин Исаак Соломонович | 1925–1926 |
Морин Александр Иванович | 1926–1927 |
Саватьев Иван Савватьевич | 1927–1928 |
Скосырев Александр Матвеевич | 1928–1930 |
Кухтин Афанасий Прохорович | 1930–1932 |
Гольдберг Самуил Львович | 1932–1937 |
Григорьев Григорий Венедиктович | 1937 |
Балахонов Петр Иванович | 1937–1939 |
Михин Михаил Иванович | 1939–1940,1954–1957 |
Чубуков Григорий Степанович | 1940–1951 |
Кожевников Павел Елизарович | 1951–1954 |
Назаркин Константин Иванович | 1957–1961 |
Махов Дмитрий Васильевич | 1961–1975 |
Миронов Виктор Иванович | 1975–1987 |
Плескановский Федор Александрович | 1987 |
Шор Константин Борисович | 1988–2013 |
Плякин Алексей Вячеславович | 2013–2014 |
Киселев Олег Юрьевич | 2013, 2014 |
Полякова Ольга Васильевна | 2014–2016 |
Янгиров Ильшат Инсафович | 2017–2018 |
Финансовая стабильность | Банк России
Финансовая стабильность — это устойчивость финансовой системы к шокам и бесперебойное и эффективное ее функционирование.
Как и в большинстве стран мира, за обеспечение финансовой стабильности в России отвечает центральный банк. Эта функция определена в статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Риски финансовой стабильности, с которыми может столкнуться финансовая система, можно поделить на внешние и внутренние. К внешним может относиться, например, глобальный экономический кризис, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение цен на важные для страны экспортные товары и многие другие. Такие все чаще происходящие в современном мире явления, как торговые войны, введение одними странами санкций против других, дезинтеграционные процессы. К внутренним — «пузыри» (или по-другому — «перегрев») на отдельных рынках, утрата устойчивости крупными финансовыми институтами.
Банк России проводит регулярный мониторинг системных рисков (финансовых организаций, инфраструктурных организаций финансового рынка, институтов развития и параллельной банковской системы), оценивает устойчивость субъектов финансовой системы, в том числе с помощью стресс-тестирования.
Банк России публикует 2 раза в год (в мае и ноябре) «Обзор финансовой стабильности», в котором описываются уязвимости финансовой системы, анализируются потенциальные шоки и дается оценка устойчивости к ним финансовых организаций.
Основной инструмент поддержания финансовой стабильности для Банка России — это макропруденциальная политика, которая представляет собой комплекс мер для снижения системного риска на финансовом рынке или в его отдельных секторах.
Макропруденциальная политика минимизирует вероятность финансовых кризисов, предотвращает формирование «пузырей» и смягчает последствия шоков для экономики.
Макропруденциальные инструменты используются для двух основных целей:
1. Снижение уязвимости финансовой системы (например, вызванной ростом долговой нагрузки населения, ослаблением стандартов кредитования).
Так, с октября 2019 года Банк России ввел показатель долговой нагрузки заемщика. Банки и МФО должны учитывать уровень общей долговой нагрузки заемщика, выдавая ему кредит или заем, чтобы на рынке потребительского кредитования не возникло «пузыря», когда люди набирают слишком много долгов, по которым потом не могут расплатиться.
2. Накопление буферов капитала финансовой системой для покрытия возможных будущих шоков.
Например, Банк России применяет секторальные надбавки к коэффициентам риска для отдельных видов активов, кредитный риск по которым оценивается на относительно более высоком уровне. Это требование к банку «замораживать» определенный объем собственных средств, чтобы даже в сложной экономической ситуации покрыть убытки и продолжать кредитовать экономику.
Страница была полезной?Да Нет
Последнее обновление страницы: 18.02.2022
ЦБ повысил ключевую ставку до 8,5% годовых. Это максимум с 2017 года — Экономика и бизнес
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Банк России седьмой раз подряд повысил ключевую ставку, в этот раз на 1 п.п., до 8,5% годовых, следует из пресс-релиза регулятора по итогам заседания совета директоров. Таким образом, ключевая ставка достигла максимума с осени 2017 года.
«Совет директоров Банка России 17 декабря 2021 года принял решение повысить ключевую ставку на 100 б. п., до 8,50% годовых. Инфляция складывается выше октябрьского прогноза Банка России. В этих условиях и с учетом растущих инфляционных ожиданий баланс рисков для инфляции значимо смещен в сторону проинфляционных. Это может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%», — отмечается в сообщении.
Инфляционные риски
ЦБ указывает, что баланс рисков значимо смещен в сторону проинфляционных, а действие проинфляционных факторов может быть усилено повышенными инфляционными ожиданиями и сопутствующими вторичными эффектами.
«Замедлению инфляции могут препятствовать сохраняющиеся затруднения в производственных и логистических цепочках, дефицит трудовых ресурсов, а также структурные изменения на рынке труда в результате влияния пандемии», — отмечает регулятор.
ЦБ также отметил, что инфляция складывается выше октябрьского прогноза Банка России.
Сигнал рынку
ЦБ отмечает в своем пресс-релизе, что допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях.
«При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, развития экономики на прогнозном горизонте, а также оценки рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков», — указывает ЦБ.
Следующее заседание совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 февраля 2022 года.
Смотрите наверх. Почему ЦБ снова повысит ставку и есть ли другой выбор
11 февраля Банк России снова значительно повысил ставку до уровня 9. 5%. При этом прогнозы самого Банка России по росту экономики в 2023 понизились. Можно ли в России действовать по примеру других стран, как Турция, и когда будет снижаться ставка, объясняет директор Финансового центра СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов.
Снова вверх
По итогам заседания 11 февраля 2022 Банк России повысил ставку до уровня 9.5%. Это произошло на фоне растущей инфляции и инфляционных ожиданий, при этом произошёл пересмотр прогнозов по инфляции и росту ВВП на следующие три года. Теперь Банк России считает, что рост экономики в 2023 окажется ниже (1.5-2.5%), а инфляция на конец 2022 выше (5-6%), чем предполагалось в предыдущем прогнозе.
При этом в Госдуме звучат предложения – подумать про снижение ставок. Основная логика в том, что рост ключевой ставки Банка России приводит к увеличению кредитных ставок, снижению инвестиций компаний, и как следствие – более низкому выпуску и замедлению деловой активности.
Но это и является частью целей Центрального банка (ЦБ) РФ, потому что высокая и даже растущая инфляция значительно усложняет жизнь гражданам, а если закрепится на этом уровне ожиданий, то может испортить экономике развитие на много лет вперёд.
Аргументы депутата Госдумы Нилова
Предложенные депутатом Ниловым аргументы и предложения по влиянию ставки на инфляцию несколько неточны. Первый из них – «стратегия ЦБ РФ заключается в постоянном росте ставки». Это не так – с января 2015 и до весны 2020 ставки постепенно снижались, параллельно довольно стабильной инфляции, которая в среднем в 2016-2020 составила 4% в год. Второй – «снижение ставки в 2014-2018 не привело к росту инфляции».
Этот аргумент неточен, так как постепенное уменьшение ключевой ставки следовало за ростом до исторически максимальных 17% в декабре 2014, и с этого уровня можно было постепенно смягчать кредитные условия – суровые начальные условия позволили сдержать инфляцию.
Третье предложение – «таргетировать не инфляцию, а экономический рост». Здесь у Банка России вообще ограниченные возможности, поскольку основным органом, влияющим на среднесрочный рост ВВП, является правительство, за счёт налоговой и бюджетной политики способное выстраивать инфраструктуру для развития.
Банк России, со своей стороны, делает много шагов для управления «финансовой инфраструктурой», в том числе развивая финансовые рынки и банковский сектор. В ближайшие три года предполагается средний рост кредитования порядка 10% в год, что будет существенно влиять на расширение экономической активности.
«Турецкий» сценарий
Примеры со снижением ставок под воздействием политиков мы тоже знаем. В последний год турецкий ЦБ несколько раз уменьшал свою ставку, в основном по предложению президента Эрдогана – и в результате сильно снизился курс лиры, а инфляция за последние 12 месяцев достигла 48%. Это реакция как рынка, так и розничных цен на непредсказуемую и зависимую макрополитику, которую проводит ЦБ, и подобного роста цен в России мы видеть не хотели бы.
Как показывают исследования, в развивающихся странах независимость ЦБ важна для снижения инфляции. Если управляющие ЦБ не зависят от политиков, когда применяют свои инструменты, им проще проводить корректную и последовательную стратегию, а она обычно замедляет инфляцию.
И для России это важный урок – с уважением обсуждая предложения коллег, мы должны отталкиваться от того, что стабилизация инфляции является задачей Банка России, и она более легко может быть достигнута при продолжении независимой работы.
Что дальше?
Судя по пресс-релизу, Банк России продолжит повышать ставку, при этом вероятен и рост инфляции в первом полугодии 2022.
И рост цен не будет следствием увеличения ставки, а будет связан с продолжающимся переносом в финальные цены из промежуточных и динамики международных товаров.
Мы дождёмся торможения инфляции во второй половине 2022, и по нашим моделям – возвращения к уровню 4% в 2023.
«Идеальная картина»: как ЦБ хочет регулировать экосистемы и как на это реагируют компании, которые их строят
В течение двух лет ЦБ выражал опасения по поводу развития в России экосистем. В 2019 году в докладе о развитии конкуренции регулятор даже подверг резкой критике «некоторые крупные финансовые организации», которые занимаются их строительством, отметив, что эти игроки заменяют собой государственные институты, а развитие экосистем на базе банков может негативно влиять на конкурентную среду. Тогда на критику отреагировал глава Сбербанка Герман Греф, который заявил, что при таком подходе ЦБ придется заняться регулированием IT-компаний в части их банковской деятельности.
2 апреля Центробанк представил план, как регулировать и тех, и других, в докладе «Экосистемы: подходы к регулированию». «Идеальная картина, которую мы видим благодаря введению нового регулирования, — создание условий для формирования рынка, на котором присутствуют несколько конкурирующих национальных экосистем разного размера с умеренной ролью иностранных игроков», — сказал журналистам первый зампред Банка России Сергей Швецов.
Как ЦБ видит регулирование экосистем
Экосистемы значительно улучшают качество жизни потребителей, говорится в докладе. Но они же могут манипулировать потреблением пользователей, так как собирают про них огромные массивы данных. Экосистемы могут «привязывать» к себе клиентов с помощью подписок или пакетов услуг. Поставщики становятся сильно зависимы от платформы, на которой предлагают свои товары или услуги.
Реклама на Forbes
Авторы доклада называют шесть российских компаний, которые строят экосистемы: Сбербанк, «Тинькофф», ВТБ, «Яндекс», Mail.ru Group и МТС. По словам Швецова, эти компании сами объявили о строительстве экосистем, только поэтому их и включили в доклад. Швецов добавил, что доминирующего игрока на рынке нет, все экосистемы только в начале своего развития, но важно построить такое регулирование, чтобы достичь здоровой конкуренции, иначе это придется делать в ручном режиме антимонопольным органам. Экосистемы по определению должны занимать большую долю на рынке, поэтому единственно возможная конкурентная среда — это олигополия, добавил зампред ЦБ.
Зачем Сбербанку DocDoc или почему банки становятся экосистемами?
ЦБ делит все экосистемы на открытые, закрытые и гибридные. К открытой экосистеме может присоединиться любой участник по заранее оговоренным публичным критериям. В закрытой экосистеме поставщиком товаров и услуг выступают либо сама платформа, либо аффилированные с ней лица или партнеры платформы. По гибридной системе сейчас функционируют все экосистемы, говорится в докладе. Например, по открытой модели работают товарные маркетплейсы, а поставщиком мобильной связи или мессенджера выступает сама экосистема.
В своем докладе ЦБ сформулировал девять направлений по регулированию экосистем. И предложил их обсудить. В числе этих мер:
- Защита от иностранных конкурентов. Первым пунктом ЦБ предлагает ввести меры для поддержания конкурентоспособности национальных платформ с международными экосистемами. Для этого предлагается выстроить отношения с иностранными регуляторами и определить, как допускать иностранные экосистемы на российский рынок. «Нельзя забывать, что экосистемы появились не в России. Игроки из США и Китая определяют тренды в развитии этой бизнес-модели. Важно устранить регулярный арбитраж, который имеется в пользу иностранных игроков», — сказал Щвецов.
- Ограничение доли рынка для крупных игроков. Второй пакет мер направлен на развитие конкуренции между российскими игроками. Маленькие платформы и нишевые участники не должны дискриминировать более крупных, говорится в докладе. Для этого ЦБ предлагает определить, какую долю на отдельных сегментах рынка должен занимать самый большой игрок. Контролировать это должна ФАС. ЦБ не исключает введения запрета на поглощение крупными компаниями других игроков, в том числе в сфере технологий. Возможно, на такие сделки нужно будет получать разрешение ФАС.
- Переход на открытую модель. ЦБ предлагает ввести для доминирующих экосистем требование переходить на открытую модель, то есть предлагать товары и услуги других продавцов на своих платформах.
- Кибербезопасность и управление данными. Четвертый и пятый пакеты мер связаны с кибербезопасностью, регулированием, управлением данными пользователей, их защитой, а также принципами использования данных внутри экосистемы и за ее периметром. Конкретных мер в этом блоке ЦБ не предлагает.
- Ограничения для цифровых валют. Шестое направление регулирования экосистем связано с регулированием цифровых валют. ЦБ предлагает запретить их использование в качестве платежного средства, средства накопления и заемных средств.
- Запрет на обязательные пакеты услуг. Седьмым пунктом ЦБ называет необходимость снизить барьеры перехода между экосистемами для пользователей. Например, запретить экосистемам предлагать клиентам обязательные пакеты услуг.
- Государственная экосистема. Чтобы развивать конкуренцию и поддержать более мелких игроков, ЦБ предлагает фактически создать государственную экосистему, к примеру подключить государство к развитию Системы быстрых платежей, Единой биометрической системы, цифрового рубля, платформы «Знай своего клиента».
- Отдельное регулирование банков. Отдельно ЦБ предлагает регулировать кредитные организации, которые создают экосистемы. Эти меры будут представлены в отдельном консультативном докладе Банка России, говорится в материалах ЦБ.
Что говорят компании и эксперты
В Сбербанке изучают доклад, а комментарии преждевременны, сказали в пресс-службе кредитной организации.
В пресс-службе Тинькофф Банка заявили, что регулирование рынка экосистем необходимо, когда требуется обеспечить защиту конкуренции и недопущение появления доминирующих игроков. Например, в ситуациях, когда независимые игроки активно поглощаются крупными экосистемами и перестают быть свободными в своем выборе для возможных партнерств, добавили в пресс-службе.
«Мы поддерживаем здоровую конкуренцию на рынке и равные права для всех игроков: это важный фактор в технологической отрасли, при котором на первое место выходят игроки, которые создают лучшие продукты и действуют более гибко и продуктивно. Исходя из этого, экосистемность в IT — не способ монополизации, а инструмент повышения внутренней эффективности и улучшения опыта пользователей», — сообщил Forbes руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин. Поэтому необходимость дополнительного регулирования неочевидна, по крайней мере в IT-пространстве, полагает он. «В контексте соревнования за домашний рынок отечественных и глобальных игроков важнее поддерживать равные возможности и избежать дискриминации российских компаний», — сказал Лучин.
«Существующие подходы, которые применялись к традиционным рынкам, не в полной мере отвечают тем вызовам, которые создают экосистемы», — сказал представитель МТС. «МТС, как крупнейшая российская экосистема, основанная на базе телеком-бизнеса, планирует принимать активное участие в обсуждении регуляторных вопросов, касающихся экосистем и их развития в России. Особенное внимание необходимо уделить равным возможностям развития для экосистем с разными базовыми бизнесами, которыми могут быть телеком, финансы, интернет-сервисы и другие», — сказал представитель компании.
Регулирование экосистем обеспечит защиту конкуренции на внутреннем и глобальном рынках и поспособствует развитию отечественных игроков, сказали Forbes в пресс-службе ВТБ. Банк направит свои предложения ЦБ. «Мы выбрали для себя путь открытой экосистемы», — говорится в комментарии банка. ВТБ запустил API-платформу, которая позволяет партнерам банка создавать банковские продукты под собственными брендами. Выпускать и обслуживать их при этом будет ВТБ, уточнили в пресс-службе.
«Яндекс» воздержался от комментариев.
Основное опасение регулятора в том, что развитие экосистем приведет к нездоровой конкуренции и увеличению цен на их услуги по сравнению с рыночными, предположил директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Антон Лопатин.
Сейчас основной источник монополизации на рынке — финансовые возможности и клиентская база разработчиков экосистем, из-за этого уже сейчас у разных компаний разные условия старта, обращает внимание аналитик группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Дмитрий Рышков. «Со временем это может привести к тому, что на рынке останется всего 2-4 компании, что может повлечь за собой снижение качества услуг и повышение рисков утечек», — отметил он. По его словам, необходимость перехода на открытую модель работы, возможно, не вызовет негатива со стороны крупных компаний, считает он. А вот создание государственной экосистемы хоть и может помочь развиваться мелким поставщикам и разработчикам, однако повышает риск того, что лучших специалистов будут переманивать из частного сектора, добавил он.
30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes
30 фотоЦБ велел биржам остерегаться крипты
Об этом говорится в информационном письме Центрального банка России к организаторам торговли, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Управляющим компаниям не следует включать эти активы в состав паевых инвестиционных фондов, а брокерам и доверительным управляющим рекомендовано воздерживаться от предложения псевдопроизводных финансовых инструментов с такими базисными активами неквалифицированным инвесторам.
«Криптовалюты и цифровые активы характеризуются высокой волатильностью, непрозрачностью ценообразования, низкой ликвидностью, технологическими, регуляторными и иными специфическими рисками. Покупка привязанных к ним финансовых инструментов влечет повышенные риски убытков для людей, не обладающих достаточным опытом и знаниями. Рекомендации Банка России являются превентивной мерой — они направлены на то, чтобы не допустить предложения таких инструментов массовому инвестору», — поясняют в ЦБ.
Ограничения не распространяются на цифровые национальные валюты в случае их выпуска в обращение. Также они не касаются цифровых финансовых активов, выпущенных по российскому праву в информационных системах, операторы которых включены в реестр Банка России.
Данные рекомендации ЦБ выпустил в целях защиты прав и интересов инвесторов и поддержания доверия к финансовому рынку Российской Федерации.
Преподаватель Moscow Digital School Ефим Казанцев отметил, что теоретически рекомендации не являются обязательными для исполнения указаниями, но в случае с Банком России это правило не работает. «ЦБ выдает всем профессиональным участникам рынка лицензии и в любой момент может отозвать выданную лицензию. Основанием для отзыва лицензии может послужить невыполнение или недостаточно точное выполнение «рекомендаций». Поэтому можно с уверенностью сказать, что «рекомендации» ЦБ будут неукоснительно соблюдены всеми, кто дорожит лицензией», — пояснил Ефим Казанцев.
Владелец IT-legal компании «Катков и партнеры» Павел Катков согласен: информационное письмо — документ рекомендательный, но это лишь первый шаг. «Если биржи не услышат регулятора, он может прибегнуть к документам, обязательным для исполнения, — уверен он. — Что касается действий бирж, то пока непонятно, причем и им самим. Но намерение у них явно есть, иначе регулятор не проявлял бы такой обеспокоенности».
Пресс-служба Банка России сообщила корреспонденту ComNews, что ЦБ регулярно проводит мониторинг выполнения своих рекомендаций финансовыми организациями и видит в целом ответственное отношение к ним со стороны участников рынка.
Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции», старший вице-президент ВТБ Владимир Потапов считает очевидным, что рекомендации ЦБ направлены на предупреждение вовлечения неквалифицированных инвесторов в операции с высокорисковыми финансовыми инструментами. «Решая эту задачу, регулятор вводит запрет на инвестирование в подобные инструменты и для остальных клиентов российских брокеров. Ситуация, когда для инвестиций в криптоактивы россияне вынуждены обращаться не к надежным профессиональным посредникам, а к сомнительным конторам, зарегистрированным в офшорных структурах, будет сохраняться, — посетовал он. — Нельзя сказать, что это способствует развитию отечественного финансового рынка, так как новые технологии оказывают огромное влияние на все аспекты человеческой жизни, поэтому спрос на инвестиции в финансовые цифровые активы будет расти. Мы внимательно следим за позицией регулятора по данном вопросу, и у нас в портфелях нет ни цифровых активов, ни цифровых валют».
Представитель пресс-службы Сбербанка рассказал, что Сбер работает в регуляторном поле РФ и не предоставляет клиентам возможность торговать криптовалютой. «На данный момент криптовалюты отсутствуют в портфелях как клиентов брокера, так и клиентов «Сбер Управление Активами», — добавил он.
Ефим Казанцев подчеркнул, что банкам интересна любая торговля, которая может принести прибыль: «Поэтому и торговля активами, так или иначе связанными с криптовалютой, им тоже в принципе интересна, — считает он. — В Сети уже появлялись сообщения о планах некоторых банков по включению таких активов в продуктовую линейку. В свете обсуждаемых «рекомендаций» ЦБ этим планам, видимо, не суждено сбыться. По крайней мере в краткосрочной перспективе».
Руководитель юридической практики фирмы «Интерцессия» Кирилл Стус рассказал, что российские финансовые институты не могут игнорировать рекомендации или иные документы, выпускаемые Центральным банком РФ, поскольку регулятор является надзорным органом. «В соответствии со ст.4 Федерального закона «О Центральном банке РФ», Банк России выполняет в том числе следующие функции: осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, устанавливает правила проведения банковских операций. В соответствии с 86-ФЗ, для соблюдения правил ЦБ использует разные методы: выпуск приказов, методических рекомендаций, писем. В рекомендациях Центробанк дает банкам вектор деятельности, а задача банков — найти способ реализовать эти рекомендации. В случае неисполнения рекомендаций ЦБ имеет право зафиксировать нарушение и потребовать его устранить. К организациям, постоянно нарушающим установленные ЦБ регламенты, вправе применяться санкции вплоть до лишения лицензии на осуществление банковской деятельности, — рассказывает о процессе вероятного наказания Кирилл Стус.
Он напомнил, что криптовалюты или цифровые активы в силу их волатильности представляют собой очень рисковые активы. «Как минимум об этом свидетельствует недавнее падение курса биткойна с ~ $55 тыс. до ~ $30 тыс. в очень короткие сроки. В соответствии с законом «О цифровых финансовых активах», принятом летом 2020 г., криптовалюты в России признаются имуществом, могут использоваться в качестве инструмента инвестиций и накоплений, но запрещены как платежное средство. Ужесточение регулирования криптовалют в РФ в ближайшее время вполне реально, поэтому рекомендации ЦБ дают определенный вектор российским финансовым организациям, означающий ограничение работы с данным видом активов. Это логично, если помнить, что в скором времени, уже в конце 2021 г. или в следующем году, ЦБ РФ запускает проект по обращению в России цифрового рубля — аналога национальной фиатной валюты», — прокомментировал Кирилл Стус.
В управлении общественных связей Ассоциации банков России (АБР) сообщили, что в ассоциацию не поступали вопросы банков о ценных бумагах, привязанных к криптовалюте.
Центробанк в очередной раз резко повысил ключевую ставку. Что это значит для россиян?
Опубликовано: 11 февраля 2022, 16:31 | Служба новостей ЯмалPRO
Банк России на первом в 2022 году заседании повысил ключевую 8,5% до 9,5%. Это максимальное значение с весны 2017 года. ЦБ также изменил прогноз по инфляции. По новому прогнозу Банка России, годовая инфляция в текущем году составит 5-6% вместо прогнозируемых ранее 4-4,5%. Возврат к цели (4%) планируется только в середине 2023 года.«Инфляционные ожидания пока не снижаются, оставаясь на многолетних максимумах. В этих условиях баланс рисков для инфляции еще больше сместился в сторону проинфляционных. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на возвращение инфляции к 4%», — говорится в сообщении регулятора. В ЦБ также не исключили дальнейшего повышение ставки на ближайших заседаниях.
Как сообщает РБК, с апреля 2021 года ключевая ставка в России увеличилась более чем в два раза. Тогда она составляла 4,25%. В прошлом году ЦБ семь раз поднимал ключевую ставку.
По мнению экспертов, последствиями повышения ключевой станут:
- более дорогие кредиты – банки будут привлекать более «дорогие» деньги от ЦБ и вкладчиков и будут вынуждены поднять ставки по кредитам;
- из-за роста ставок замедлится деловая активность – россиянам будут уже не по карману кредиты, и они откажутся от некоторых покупок;
- поднимутся ставки по вкладам – и россияне будут больше откладывать, чем тратить;
- из-за повышения ставки вырастет доходность по российским ОФЗ, а это привлечет в облигации больше денег инвесторов, как и в связанные с Россией фонды. Приток валюты сбалансирует валютный рынок, что укрепит курс рубля.
Ранее «Коммерсант» писал, что на фоне действий ЦБ по увеличению ключевой ставки российские банки продолжают поднимать ставки по ипотеке. С конца января условия для клиентов ухудшили семь крупнейших игроков рынка во главе со Сбербанком. По отдельным программам ставки приблизились к 12% годовых.
Опрошенные изданием эксперты допустили, что с учетом «дальнейшего ужесточения монетарной политики ЦБ» и ставки по ипотеке могут вырасти до 13-15% годовых.
Остаётся добавить, что большинство аналитиков прогнозировали повышение ключевой ставки, потому что предыдущие действия ЦБ не позволяли сбить рост инфляции.
Рубрики: Страна и Мир, Экономика. Метки: дорогие кредиты, инфляция, ипотека, ключевая ставка, новости Ямала, новости ЯНАО, повышение цен, Центробанк РФ, Ямал, ЯНАО.
Рейтинг новости:
Похожие:
Квартирный вопрос испортил администрацию Романова: чиновник Евгений Белов выгоняет на улицу семью офицера полиции
Опубликовано 20 февраля 2022, 15:56
С болью Василий Антонов рассказывает о том, что в ходе приема Белов обозвал его «временщиком», желающим обладать жильем «на халяву». Тот факт, что речь шла о коммерческом найме, и то, что общий трудовой стаж просителя на тот момент составлял более 28 лет, а из них более 15 лет в районах Крайнего Севера, был расценен чиновником… Читать полностью >>
В понедельник на Ямале ожидается облачная и ветреная погода, местами возможна метель
Опубликовано 20 февраля 2022, 14:34
В понедельник, 21 февраля, на большей части Ямала ожидается пасмурная погода, местами пройдёт снег. Прогнозируется порывистый юго-западный ветер, возможна метель. В Ноябрьске, Муравленко, Губкинском и Надыме облачно, местами пройдёт небольшой снег. Температура воздуха днём -9 -11 … Читать полностью >>
На Ямале за минувшие сутки выявлено более 2 тысяч новых случаев COVID-19, госпитализировано 55 человек
Опубликовано 20 февраля 2022, 13:19
По официальным данным на Ямале за минувший день выявлено 2 036 новых случаев заболевания COVID-19 с клиническими проявлениями. На сегодняшний день с диагнозами коронавирус и внебольничные пневмонии в больницах округа находится 727 пациентов, 50 из них — … Читать полностью >>
О ФРС: Введение в Центральный банк США
от сотрудников Федерального резервного банка Сент-Луиса
Федеральная резервная система (иногда называемая «ФРС») — это центральный банк Соединенных Штатов.
Как поясняется в обзоре Федерального резервного банка Сент-Луиса «In Plain English»,
«Центральный банк» — это название, данное главному денежно-кредитному органу страны. На национальный центральный банк обычно возлагается ряд обязанностей, включая определение денежной массы, надзор за банками, предоставление банковских услуг правительству, кредитование банков во время кризисов, а также содействие защите прав потребителей и развитию общества.
Федеральная резервная система выполняет пять ключевых функций в общественных интересах для поддержания здоровья экономики США и стабильности финансовой системы США:
Вместо единого центрального банка составители Закона о Федеральном резерве предусмотрели «систему» центрального банка с тремя основными характеристиками: (1) центральный управляющий совет, (2) децентрализованную операционную структуру региональных резервных банков и ( 3) сочетание общественных и частных характеристик. Вот почему Федеральная резервная система состоит из нескольких частей, которые вместе служат центральным банком Соединенных Штатов.Эта система состоит из трех основных субъектов: Совета управляющих, резервных банков и Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC). Узнайте больше о структуре Федеральной резервной системы.
Федеральная резервная система предназначена для того, чтобы быть независимой, но также работает вместе с другими учреждениями, которые играют роль в национальной экономике и банковской системе, такими как Казначейство, Министерство труда, FDIC и другие.
Структура и обязанности ФРС со временем менялись по мере того, как менялась экономика и наше понимание экономики.Но от первоначального Закона о Федеральной резервной системе до Закона о банках 1935 года и до сегодняшнего дня ФРС работала над продвижением здоровой экономики. Узнайте больше о работе ФРС в Объяснение ФРС , , подготовленном Советом управляющих, или изучите объяснение «На простом английском языке» от группы экономического образования ФРБ Сент-Луиса.
Написано 13 сентября 2021 г. См. отказ от ответственности.
Центральный банк: определение и цель — видео и расшифровка урока
Цели центрального банка
Существует несколько различных целей центрального банка, которые мы сейчас рассмотрим по очереди.
1. Надзор и регулирование банков и финансовых учреждений.
Центральный банк следит за тем, чтобы у обычных банков было достаточно денег, чтобы платить своим клиентам. Это часто упоминается как резервов . Хотя в Соединенных Штатах это редкость, иногда слишком много клиентов снимают свои сбережения из определенного банка, и у него заканчиваются деньги; Федеральная резервная система может вмешаться и ссудить банку деньги, чтобы удовлетворить и расплатиться со своими клиентами в трудные времена.
Центральный банк также несет ответственность за обеспечение того, чтобы банки справедливо обращались с клиентами и взимали соответствующие процентные ставки по кредитам. Права потребителей и защита, которые вы получаете, когда используете банкомат, кредитную или дебетовую карту или когда получаете кредит на покупку автомобиля, — все это правила, которые создает и контролирует Федеральная резервная система.
2. Осуществляет денежно-кредитную политику.
Центральный банк регулирует количество реальных денег в обращении в стране, что также может влиять на процентные ставки, которые мы выплачиваем. Центральный банк может изменять процентные ставки и суммы, которые банки должны хранить в своих хранилищах (резервах). Эти вещи влияют на то, насколько быстро может расти экономика и сколько банк взимает с вас за тот автомобильный кредит, который вы хотели.Если банку приходится занимать деньги по более высокой ставке, они передадут вам более высокую ставку, чтобы они могли зарабатывать деньги.
3. Поддерживает здоровый уровень инфляции.
Можете ли вы представить себе, что в следующем году цены на автомобили вырастут вдвое или если галлон молока будет стоить 12 долларов в следующем месяце, когда вы пойдете за продуктами? Большинство центральных банков и ФРС стараются удерживать инфляцию на уровне от 2% до 3% в год. Инфляция — это общий рост цен на повседневные товары, которые мы покупаем. Чтобы поддерживать стабильную финансовую систему, важно, чтобы люди знали, что цены не удвоятся или утроятся за одну ночь.Инфляция тесно связана с денежно-кредитной политикой и управляется ФРС на основе изменения количества денег в обращении.
4. Поддерживает здоровый уровень занятости.
Хотите верьте, хотите нет, но Федеральная резервная система пытается облегчить вам поиск работы! Как оно это делает? Центральный банк может снизить процентные ставки и удешевить для нас с вами займ денег. По мере того, как все больше людей занимают деньги, они тратят эти деньги на товары и услуги, которые продают компании. Когда компании зарабатывают больше денег и спрос на их продукцию увеличивается, они обычно инвестируют в большее количество оборудования и нанимают больше рабочих для увеличения производства.
5. Выдает и контролирует валюту.
Центральный банк участвует в фактическом производстве и уничтожении денег в вашем кошельке или кошельке. Знаете ли вы, что Федеральная резервная система ежегодно уничтожает 7000 тонн ветхих денег? Это большие деньги. Они также несут ответственность за функции защиты от подделки, которые вы видите на имеющихся у вас купюрах в 100, 50, 20, 10 и 5 долларов.
6. Оказывает помощь правительству США.
Центральный банк помогает в оплате этих U.S. казначейские чеки, которые вы получаете, когда вам посчастливилось получить возмещение налога. Они также помогают в обработке электронных платежей и погашении государственных ценных бумаг США, таких как казначейские облигации США, векселя и облигации, в которые люди инвестируют.
Центральный банк — это банк, контролирующий денежную систему страны. Центральный банк в США известен как Федеральная резервная система и часто упоминается как Федеральная резервная система .Основная функция и цель центрального банка заключается в надзоре и регулировании банков и финансовых учреждений, проведении денежно-кредитной политики, поддержании здорового уровня инфляции и занятости, выпуске и мониторинге валюты, а также помощи правительству в финансовых платежных услугах.
Ключевые термины
В заключение, вот ключевые термины для этого урока вместе с их определениями:
- центральный банк: банк, контролирующий денежную систему страны
- резервы: достаточное финансирование для банка, чтобы платить своим клиентам
- инфляция: общий рост цен на товары повседневного спроса, которые мы покупаем
Новый взгляд на независимость центрального банка: как должен выглядеть образцовый центральный банк после финансового кризиса?
Рабочий документ M-RCBG Associate No.87
Новый взгляд на независимость центрального банка: как должен выглядеть модельный центральный банк после финансового кризиса?
Эд Боллс, Джеймс Ховат и Анна Стэнсбери
2018
Реферат
После финансового кризиса страны всего мира значительно расширили задачи и полномочия центральных банков. По мере того, как центральные банки приобретали больше полномочий, компромисс между независимостью и подотчетностью становился все более сложным, и в результате докризисный академический консенсус в отношении независимости центральных банков рухнул. Народное недовольство центральными банками растет. Необходима новая модель независимости центрального банка.
Сначала мы исследуем традиционный случай независимости центрального банка. Продолжая работу с 1980-х и 1990-х годов до настоящего времени, мы показываем, что операционная независимость центральных банков — способность выбирать инструмент для достижения целей по инфляции — была связана со значительным улучшением ценовой стабильности. Но, по крайней мере, в странах с развитой экономикой политическая независимость — отсутствие у политиков возможности влиять на цели или персонал центрального банка — не коррелирует с результатами инфляции.Это говорит о том, что центральные банки в странах с развитой экономикой могут пожертвовать некоторой политической независимостью, не подрывая операционной независимости, которая важна как для их денежно-кредитной политики, так и для функций финансовой стабильности.
В свете этого различия между политической и операционной независимостью мы затем оцениваем новые полномочия, которыми наделили центральные банки в последние годы, сосредоточив внимание на странах с развитой экономикой. Мы разрабатываем структуру, которая исследует, как максимизировать преимущества размещения новых полномочий внутри центрального банка, сводя при этом к минимуму потенциальные конфликты с денежно-кредитной политикой и ограничивая политические угрозы легитимности операционной независимости центральных банков.Основываясь на этой концепции, мы рекомендуем набор принципов для проведения структурной реформы центрального банка. Во-первых, мы рекомендуем введение формальных механизмов денежно-фискальной координации при условии, что они ограничены нулевой нижней границей, инициируемой центральным банком, и защищают демократический контроль над налогово-бюджетной политикой. Во-вторых, мы рекомендуем
, чтобы надзор за системными рисками и установление их приоритетов осуществлялся многочленным органом, включающим центральный банк и финансовые регуляторы, под председательством правительства, но макропруденциальная политика в оперативном отношении независима от правительства.В-третьих, мы рекомендуем, чтобы усилиями по управлению кризисом руководило правительство, но чтобы не было ограничений на предоставление ликвидности центральным банком. Наконец, мы утверждаем, что есть доводы за и против центрального банка как органа банковского надзора, но центральный банк не должен нести ответственность за контроль за финансовым поведением.
В свете нашей концепции ни одна страна еще не решила вопрос о том, как должен быть устроен современный центральный банк. Все подходы, принятые крупными экономиками, имеют свои сильные и слабые стороны: им было бы полезно учиться друг у друга.Например, в США центральному банку не хватает макропруденциальных инструментов, необходимых для борьбы с рисками для финансовой стабильности страны. США должны извлечь уроки из более обширного макропруденциального инструментария Банка Англии и механизма, который имеет Комитет по финансовой политике Банка, чтобы запрашивать новые полномочия у правительства. Великобритания также должна учиться у США. После централизации пруденциального регулирования — как микро-, так и макроэкономического — и мониторинга системных рисков внутри Банка Англии существует опасность того, что денежно-кредитная конституция Великобритании будет слишком сконцентрирована в центральном банке, что приведет к возможности группового мышления. , отсутствие надзора и, в конечном счете, политические риски для независимости центрального банка.В Европе ЕЦБ добился прогресса в создании своего макропруденциального инструментария. Но ему по-прежнему не хватает полномочий влиять на небанковский финансовый сектор, и этот потенциал макропруденциальной политики раздроблен по нескольким различным учреждениям без эффективного надзора, что вызывает озабоченность по поводу политической подотчетности, особенно в союзе, представляющем множество разных стран и политических систем.
Ожидается, что недавние президентские выборы в США и установление республиканского контроля над Конгрессом и Белым домом приведут к дальнейшей критике власти и независимости Федеральной резервной системы.Между тем, за последний год мы стали свидетелями открытых политических атак на управляющего Банка Англии Марка Карни со стороны сторонников Brexit. Но мы понимаем, что сейчас не время выплескивать ребенка вместе с водой. Мы выступаем за более тонкий подход к независимости центрального банка, с политической подотчетностью с точки зрения установления мандатов и назначения должностных лиц, а также надзора за более широкими полномочиями в области финансовой стабильности. Тем не менее, мы повторяем, что доводы в пользу операционной независимости как денежно-кредитной, так и макропруденциальной политики веские: отступать сейчас было бы серьезной ошибкой.
Скачать статью в формате PDF
Что, если бы центральные банки выпустили цифровую валюту?
Более 97% денег в обращении сегодня поступает из чековых депозитов — долларов, депонированных онлайн и преобразованных в строку цифрового кода коммерческим банком. Оцифровка транзакций по кредитным и дебетовым картам и разработка банковских приложений переместили многие традиционно совершаемые наличными транзакции в цифровое пространство.
До сих пор переход к цифровым технологиям оставил банковский бизнес относительно невредимым, по крайней мере, на Западе, где новые игроки, такие как Paypal, по-прежнему полагаются на клиентов, связывающих услугу со своими банковскими дебетовыми и кредитными картами.Появилось несколько онлайн-банков, таких как Chime и Nubank, но, опять же, они едут по существующим рельсам. Финансовый сектор Китая столкнулся с большими потрясениями, о чем свидетельствует появление Ant Financial от Alibaba и WeBank от Tencent, которые использовали более слабую защиту конфиденциальности данных и интеллектуальную аналитику данных, чтобы доминировать в потребительских платежах, а также вошли в розничный банкинг и банковское обслуживание малого бизнеса. Однако в целом традиционные банки хорошо приспособились к оцифровке денег.
Это может скоро измениться.
Толчок к более радикальным изменениям исходит от Китая, центральный банк которого проводит эксперимент с формой наличных денег, называемой цифровой валютой центрального банка (CBDC), которую он рассматривает как наличные деньги будущего, что в конечном итоге устраняет необходимость в бумаге. Деньги.
В мире CBDC цифровой код для каждой единицы виртуальной валюты будет храниться в цифровом кошельке и беспрепятственно передаваться держателем кошелька в цифровые кошельки других людей, очень похоже на то, что мы видим в современных цифровых кошельках fintech и Big Tech (подумайте Venmo и ApplePay) и кошельки, предлагаемые традиционными банками (такими как Zelle, кооператив из шести банков, включая Chase, Bank of America и Wells Fargo). В Китае эти услуги будут лицензированы для четырех государственных банков и трех телекоммуникационных компаний, которые будут действовать как распространители кошельков, а не депозитарии наличных денег. Пользователи будут сканировать штрих-коды на своих телефонах, чтобы совершать платежи в магазине или отправлять деньги на другие мобильные кошельки. Народный банк Китая (НБК) будет периодически получать копии транзакций клиентов, хранящиеся в смешанной центральной базе данных и базе данных блокчейна.
Китайский пилотный проект начал с распределения 100 миллионов цифровых юаней посредством лотерей в девяти городах, включая Шэньчжэнь, Сучжоу, Чэнду, Сюнъань и офис Зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине.К концу сентября 2021 года пилотный проект цифровой валюты зафиксировал около 500 миллионов транзакций со 140 миллионами пользователей. Электронный юань будет полностью развернут во время зимних Олимпийских игр в феврале 2022 года, и, если будут достигнуты двусторонние соглашения с иностранными валютными органами, туристы и деловые путешественники в Китае смогут получить китайский электронный кошелек на свои телефоны.
Часть мотивации Китая для введения CBDC заключается в том, чтобы уменьшить зависимость страны от Alipay и WeChat, на которые в настоящее время приходится 94% онлайн-транзакций на сумму 16 триллионов долларов.Это также помогает уменьшить угрозу со стороны независимых цифровых валют, таких как биткойн, которые потенциально могут угрожать способности правительств управлять своей экономикой, а не перспективу, на которую китайское правительство смотрело бы хладнокровно.
Но Китай — не единственная страна, заинтересованная в CBDC: Швеция, Сингапур и Южная Корея входят в число 13 других стран, проводящих пилотные испытания. США, вероятно, последуют их примеру; Федеральный резервный банк Бостона в сотрудничестве с MIT в настоящее время разрабатывает прототип CBDC.Возможно, США обеспокоены тем, что останутся позади, а также потенциальной угрозой со стороны цифрового юаня Китая и его потенциальным превращением в глобальную резервную валюту, вытесняющую доллар США.
В конечном счете, технология, лежащая в основе CBDC, будет Blockchain, технология, которая позволяет использовать Биткойн. Он состоит из блоков записей с отметками времени и зашифрованной активностью транзакций, которые постоянно проверяются всеми проверенными участниками сети. Блокчейн децентрализует хранение и надежную передачу денег.Хотя блокчейн остается медленным и пока не может поддерживать крупномасштабные приложения, ожидается, что технология созреет в течение следующих трех-пяти лет и, вероятно, преодолеет свои ограничения. Таким образом, в определенный момент существующая цифровая инфраструктура будет заменена, что устранит зависимость новых участников от ресурсов и возможностей, контролируемых действующими финансовыми учреждениями.
Как CBDC изменят банковское дело?
В традиционной модели банковского дела, которой около двухсот лет, отдельные лица или учреждения получают деньги (в результате инвестиций или выплат), которые они депонируют в банках, которые затем используют эти деньги для выдачи ссуд, откладывая (т.т. е., резервирование) доля, установленная регулирующими органами (обычно 10%), доступная для вкладчиков для снятия и конвертации в наличные деньги. Банки получают прибыль на разнице между (в основном краткосрочными) процентами, которые они выплачивают вкладчикам, которым они продают, и (в основном долгосрочными) процентами, которые они получают по кредитам бизнес-клиентам или инвестициям в эквивалентные финансовые ценные бумаги (такие как корпоративные или Государственные облигации).
В то время как регулирование гарантирует, что отдельные банки ссужают не больше, чем их общие депозиты за вычетом резерва, оно раздуло уровень кредита в банковской системе в целом.Когда банк выдает ссуду, заемщик кладет выручку на свой счет, который затем рассматривается как новый депозит и, за вычетом резерва, снова выдается взаймы. Этот процесс повторяется несколько раз и означает, что 16 триллионов долларов депозитов в США приводят к тому, что банки выделяют 50 триллионов долларов на финансирование прямых займов и поддержку выпусков облигаций. Этот мультипликативный эффект подпитывает экономический рост, но новая денежная масса создается в форме рискованного кредита. Неплатежи высоки — в обычное время они составляют 200 миллиардов долларов в год, но могут быть в три раза больше во время кризиса.И, как показал кризис 2008 года, стоимость этих дефолтов в конечном счете ложится на домохозяйства.
Банковский бизнес связан с несколькими рисками: заемщики могут объявить дефолт, краткосрочные процентные ставки могут быть выше, чем долгосрочные, и вкладчики могут попытаться снять больше наличных денег, чем доступно для снятия. Риски смягчаются за счет акционерного капитала, возможности государственной поддержки (обычно за счет займов последней инстанции от центрального банка) и схем страхования розничных вкладов — все это имеет свою цену.
Отличие CBDC от обычных цифровых денег, выпускаемых коммерческими банками, заключается в том, что каждая единица наличных CBDC будет иметь уникальный и неизменный цифровой идентификатор. Это также будет прямой обязанностью центрального банка, как в настоящее время являются бумажные доллары или юани. Это ключевое отличие от сегодняшней цифровой валюты, которая является обязательством банка-эмитента, хотя теоретически она может быть конвертирована в бумажные деньги по требованию — функция, основанная на том, что эти деньги доступны банку в физической форме. Именно эта дифференциация в значительной степени объясняет, почему CBDC, вероятно, разрушит базовую модель банковской системы, которая всегда была основана на бумажных деньгах (или конвертируемости в них).
Давайте посмотрим на ключевые последствия банковской модели на основе CBDC:
Бумажные деньги — это, по сути, долговая расписка на предъявителя, выпущенная центральным банком, которую предъявитель может потратить (или положить под матрац) в любой момент времени. Сегодняшние цифровые валюты основаны на конвертируемости цифровых кодов, выпущенных коммерческими банками, в бумажные деньги, что, в свою очередь, зависит от наличия у коммерческого банка бумажных денег для использования для конвертации.Именно эта связь с бумажными деньгами придает ценность цифровой валюте, выпускаемой коммерческими банками, и делает ее безопасной в использовании.
Но CBDC являются прямыми обязательствами центрального банка, как и бумажные деньги, что делает CBDC более безопасной формой цифровых денег, чем цифровые деньги, выпущенные коммерческими банками. Ситуация эквивалентна сценарию, при котором каждый гражданин имеет, по сути, расчетный счет в ЦБ. Их заработная плата и выплаты по инвестициям поступают на их счета в центральном банке, и они могут хранить там наличные деньги, на которые центральный банк может, если захочет, выплачивать проценты.Однако, в отличие от традиционного депозита или расчетного счета в коммерческом банке, вкладчик не несет никакого риска, поскольку центральный банк является суверенным кредитом, обеспеченным, в конце концов, способностью правительства взимать налоги, а не запасом в виде подушки безопасности. резервы и собственный капитал. В центральном банке нет «набегов», что устраняет необходимость защиты вкладчиков от банковских набегов с помощью планов страхования. А на уровне всей банковской системы весь риск ликвидности (и кредита) распространяется на все население, а не только на базу вкладчиков каждого отдельного банка.
- Прекращение использования бумажных денег и частных банковских депозитов
Поскольку центральный банк фактически становится единственным посредником в финансовых транзакциях, банки больше не будут конкурировать за розничных или коммерческих вкладчиков наличных денег, успех в которых в настоящее время лежит в основе большей части их рыночной стоимости. Вместо этого, по сути, все они будут брать взаймы у центрального банка оптом для финансирования своей кредитной деятельности — таким образом, центральный банк становится кредитором первой, а не последней инстанции.При обеспеченном финансировании межбанковская конкуренция будет полностью основываться на способности распознавать и оценивать хорошие кредиты, а также эффективно связывать краткосрочные и долгосрочные процентные ставки, что снизит маржу в этом бизнесе в пользу хороших заемщиков. участие в проектах по созданию ценности. Конкуренция за депозиты клиентов будет заменена конкуренцией за распространение их электронных кошельков с самыми инновационными и удобными решениями.
CBDC также облегчит выход на рынок новых игроков из финтеха, потому что репутация известных банков как надежных хранителей денег больше не будет препятствием для входа, равно как и их сети отделений и пунктов приема наличных денег.Хранителем всех наличных денег и очистителем всех транзакций теперь будет центральный банк, и не будет необходимости в бумажных деньгах для конвертации цифровых денег, поскольку единица CBDC сама по себе является прямым обязательством центрального банка и точно эквивалентна бумажным. деньги, а не просто конвертируемые в них, что делает бумажные деньги излишними. Люди больше не будут нуждаться в выходе из наличных денег, а также в меньшем количестве мест для хранения наличных или других ценностей.
- Более простое регулирование и выполнение политики
В мире CBDC все транзакции теоретически можно отслеживать с помощью анализа данных и искусственного интеллекта, чтобы быстрее выявлять банки, которые испытывают трудности или участвуют в сомнительных транзакциях.В настоящее время финансовые регуляторы должны полагаться на отчеты, предоставляемые банками, а это означает, что меры по исправлению положения принимаются с опозданием и часто обходятся дороже. Кроме того, в мире CBDC, в котором цифровые банковские коды видны клиринговому учреждению, властям становится намного проще идентифицировать стороны сделки, что значительно упрощает выявление преступной деятельности и устраняет характерные для стран черные рынки. которые имеют дело в основном с физическими деньгами. Стоимость мошенничества для У.Финансовые услуги компаний S. оцениваются в 1,5% от выручки, или около 15 миллиардов долларов в год.
Переключатель также упрощает проведение денежно-кредитной политики — центральный банк может немедленно изменить предложение, выпустив или отменив коды на своих собственных счетах. Однако, выплачивая проценты по активам CBDC, центральный банк может напрямую передавать денежно-кредитную политику домашним хозяйствам вместо того, чтобы влиять на ставки коммерческих депозитов через ставки, которые он предлагает банкам на их резервных счетах в центральном банке.Сегодня, когда деньги хранятся в коммерческих банках, директивные органы могут лишь косвенно влиять на поведение потребителей и бизнеса.
Для совершения операций с CBDC не требуется банковский счет, что важно в развивающихся странах, где обычно треть населения не имеет доступа к традиционным финансам, но имеет доступ к мобильному Интернету. (В США примерно 5% людей не пользуются банковскими услугами. ) Индийский потребитель, не пользующийся банковскими услугами, с номером Aadhar и смартфоном может легко совершать транзакции через мобильное приложение.Это означает, что страны развитого мира довольно легко смогут интегрировать в финансовую систему людей, которые традиционно находились вне ее.
К чему все это приводит?
Эти изменения призваны устранить многие расходы и риски, присущие традиционной системе, которая была создана в то время, когда клиентам требовались безопасные отделения для внесения наличных. Это привело к созданию в США инфраструктуры стоимостью в триллион долларов, 85 000 отделений, операций и платежей, в которой работает 1 человек.2 миллиона человек — примерно треть всех водителей грузовиков в США. Предполагается, что эта инфраструктура, эксплуатация которой обходится примерно в 600 миллиардов долларов в год, необходима для обработки всех депозитов и платежей (эта цифра представляет собой примерно 60-процентное соотношение затрат и доходов банков США к соответствующим доходам в размере около 1 триллиона долларов, половина из которых поступает от коммерческих банков, а остальное от обработки платежей).
Но если клиентам больше не нужно физически вносить наличные, то ежегодные расходы в размере 600 миллиардов долларов на физическую инфраструктуру — это пустая трата денег — это эквивалентно тому, чтобы платить одному из трех водителей грузовиков за то, чтобы он ездил с пустым грузовиком в течение года.Помимо ненужных затрат на физическую инфраструктуру, система работает медленно и дорого: расчеты по платежам занимают в среднем 1-3 дня, а плата за обработку карт съедает половину прибыли от розничной торговли. Трансграничные переводы носят грабительский характер: для рабочего-мигранта перевод всего нескольких сотен долларов домой через коммерческий банк может стоить до 50 долларов.
Поскольку CBDC и центральные банки держат депозиты, банки не могут чрезмерно увеличивать депозиты клиентов, как это происходит в настоящее время, что значительно снизит риски банковской системы.Кроме того, благодаря мгновенным транзакциям CBDC деньги циркулируют быстрее, что снижает потребность в краткосрочных кредитах, что снизит общий уровень долга на 25%, или на 13 триллионов долларов. Еще большее влияние может оказать снижение ставок по умолчанию из-за точности данных о транзакциях CBDC при мониторинге использования кредита. Сочетая более низкий уровень долга с более низким уровнем кредитных дефолтов, которые мы наблюдаем в странах, которые исторически полагались на данные о транзакциях (на две трети ниже, чем в США), я оцениваю, что общий кредитный дефолт в США может снизиться с 200 миллиардов долларов до всего лишь 50 миллиардов долларов
В целом, переход на банковскую систему на основе CBDC может сэкономить экономике США в общей сложности 750 миллиардов долларов в год — примерно столько, сколько американские домохозяйства тратят на еду за тот же период.
В чем подвох?
CBDC не без проблем. Один очевидный риск для конфиденциальности. Ряд американских законодателей утверждают, что Китай будет использовать цифровые юани для внутренней слежки. «Центральные банки усиливают контроль над выпуском денег и получают представление о том, как люди тратят свои деньги, но лишают пользователей конфиденциальности», — отмечает конгрессмен Том Эммер (R-MN), добавляя: частный. »
Другие опасения связаны с ролью центрального банка как оптового кредитора первой инстанции.Кредит, контролируемый государством, потенциально может быть подвержен политическому давлению с целью кредитования, ориентированного на сектор. Будут ли существовать формальные критерии для определения того, какие банки могут претендовать на финансирование центральным банком? Насколько легко ими можно манипулировать?
Возможно, больше всего беспокоит безопасность, особенно кибербезопасность. Вы можете возразить, что существующая система с несколькими банками, ответственными за собственную безопасность, подвержена более частым, но, возможно, более локальным нарушениям безопасности.Согласно этой логике, если центральный банк будет взломан, то вся система может быть фатально скомпрометирована, хотя риск фактического нарушения, возможно, снижается, учитывая, что центральный банк будет иметь в своем распоряжении кибер-опыт своего правительства. По сути, компромисс будет между повторяющимися, но управляемыми нарушениями и очень редкими, но катастрофическими. Центральный банк определенно был бы слишком большим, чтобы обанкротиться.
Тем не менее, технология блокчейна отличается высокой степенью безопасности, а транзакции сильно разделены, а это означает, что центральный банк потенциально может управлять сильно распределенной и разделенной системой, тем самым распространяя риск и последствия любого возможного нарушения кибербезопасности в более широком масштабе.Действительно, ожидается, что будущее использование блокчейна для кибербезопасности улучшит нынешнюю ситуацию.
На мой взгляд, переход к экономике с низкой наличностью или безналичной, основанной на CBDC, чьи суверенные денежные органы конкурируют с функциями и затратами, подобными программному обеспечению, неизбежен. Его появление, безусловно, изменит банковскую отрасль, открывая крупных и влиятельных игроков отрасли для ловких, нетребовательных к активам и технически подкованных финтех-конкурентов, которые больше сосредоточены на создании ценности в экосистемах, чем на построении монополистических империй. Новая банковская модель позволит охватить больше людей более качественными и быстрыми услугами и предоставлять кредиты предприятиям на более выгодных условиях, сохраняя при этом ликвидность и эффективность на рынках капитала. Общая подверженность риску, вероятно, снизится, и, хотя некоторая степень конфиденциальности может быть потеряна, преимущества защиты от мошенничества и других преступлений более чем компенсируют это.
Центральные банки
Несмотря на то, что мы адаптируем обязательства к потребностям отдельных участников, большинство обязательств центрального банка охватывают области, описанные ниже.
Управление и институциональное строительство
Мы помогаем лицам, определяющим политику центрального банка, укреплять структуру управления их учреждения путем определения целей политики и обеспечения наличия инвестиционной политики, руководящих принципов инвестирования и стратегического распределения активов. Эти инструменты помогают согласовывать цели с инвестициями и контролировать риски в допустимых пределах, ориентируясь на рентабельность активов на конкурентном рынке.
Развитие внутренних возможностей стратегического распределения активов
Мы помогаем в наращивании внутреннего потенциала для разработки предложений по политике стратегического распределения активов и преобразования SAA в воспроизводимые эталонные портфели.RAMP предоставляет участникам проприетарное внутреннее программное обеспечение Asset Management Workbench для разработки и стресс-тестирования SAA, а также обеспечивает техническое обучение персонала как теории, так и использованию модели.
Расширение внутренних возможностей управления активами
Мы помогаем управляющим фондами расширять навыки управления активами в различных секторах с фиксированным доходом, включая инструменты денежного рынка, высококачественные государственные и агентские облигации, процентные фьючерсы и агентские ипотечные ценные бумаги.
Управление рисками и аналитика
Мы помогаем разработать многогранную функцию управления рисками с надежными количественными и качественными индикаторами риска, охватывающими рыночный, кредитный и операционный риск.
Привлечение внешних партнеров
Мы помогаем привлекать внешних поставщиков услуг, в том числе управляющих активами, глобальных хранителей и поставщиков систем. Мы также помогаем в развитии потенциала для управления внешней программой управления активами.
Повышение квалификации юристов по инвестиционным сделкам
Мы проводим юридическую подготовку штатных юристов по вопросам суверенного иммунитета и защиты интересов центрального банка в рамках договорных соглашений о кредитовании ценными бумагами, фьючерсных сделках, программах внешнего управления активами и услуг по хранению в частном секторе.
Разработка стратегии информирования общественности
Мы помогаем в разработке стратегии информирования и структуры отчетности для предоставления значимой финансовой отчетности и ответов на часто задаваемые вопросы об инвестиционной стратегии и рисках со стороны официальных заинтересованных сторон, средств массовой информации и общественности.
Центральный банк США
История центрального банка в Соединенных Штатах не начните с Федеральной резервной системы. Банк Соединенных Штатов Штаты получили свою хартию в 1791 году от Конгресса США и был подписан президентом Вашингтоном. Устав банка был разработан министром финансов Александром Гамильтоном, моделируя его по образцу Банка Англии, британского центрального банка.Банк столкнулся со значительными противоречиями. Аграрный интересы были противопоставлены Банку на том основании, что они опасались, что это будет благоприятствовать коммерческим и промышленным интересам, а не свои собственные, и что это будет способствовать использованию бумажных денег в за счет золотых и серебряных монет (Кидвелл, 54 года).Владение Банка также была проблема. К моменту принятия устава банка подлежала обновлению в 1811 году, около 70 процентов его запасов было принадлежат иностранцам. Хотя иностранные акции не имели права голоса при влиять на деятельность Банка, размещенные акции стоили 8,4 процентный дивиденд. Утверждалось, что еще одна двадцатилетняя хартия приведет к тому, что около 12 миллионов долларов и без того дефицитного золота и серебра будут экспортируется иностранным владельцам банка (Hixson, 115).
Государственный секретарь Томас Джефферсон считал, что Банк неконституционным, потому что это было несанкционированное расширение федеральной власти. Конгресс, Джефферсон, обладал лишь делегированными полномочиями, конкретно перечисленные в конституции. единственно возможный Джефферсон полагал, что источник полномочий для чартера Банка был в пункте необходимые и надлежащие (ст. I, п. 8, п. 18). Однако он предупредил, что если это положение может быть истолковано таким образом, в целом в этом случае, то не было никакого реального предела тому, что Конгресс может сделать.Затем, что любопытно, в меморандуме, в котором он сформулировал свое мысли о по этому поводу Джефферсон сообщил, что если президент считает, что плюсы и минусы конституционности казались примерно равными, то из в отношении Конгресса, принявшего закон, президент мог подписать его (Данн, 17-19). Джеймс Мэдисон сказал, что Банк «осужден молчанием конституции» (Саймонс, 14).
Гамильтон признал, что конституция ничего не говорит о банковском деле.Однако он утверждал, что Конгресс явно имел право взимать налоги, занимать деньги и регулировать межгосударственную и внешнюю торговлю. Будет ли разумно для Конгресса учредить корпорацию для помочь в осуществлении этих полномочий? Он утверждал, что необходимая и надлежащая статья дала Конгрессу право принять любой закон , который был необходим для выполнения его полномочий. «Необходимый» закон в этом контексте не имел в виду Гамильтон. тот, который был абсолютно незаменим.Вместо этого он утверждал что это означало закон, который был «необходимым, обязательным, случайным, полезным или способствующим». Затем Гамильтон предложил правило усмотрения: «Сокращает ли предлагаемая мера ранее существовавшее право любого государства или любого лица?» (Данн, 19). Аргументы Гамильтона возобладали и убедили президента Вашингтон.
Банк Соединенных Штатов выполнял как государственные, так и частные функции.Его важнейшей общественной функцией был контроль над деньгами. предложение, регулируя количество банкнот, которые могут выпускать государственные банки, и путем переброски резервов в разные части страны. Он также был хранилищем средств казначейства. Это был важную функцию, потому что, как показал более поздний опыт, без центрального банка депозиты Казначейства размещались в частные коммерческие банки на основе политического фаворитизма.Банк США также был частной компанией, стремящейся к получению прибыли. учреждение. Он конкурировал с государственными банками за депозиты и кредиты. клиенты. Поскольку Банк одновременно устанавливал правила и конкуренция на рынке особенно раздражала госбанки, и они присоединились к аграрным интересам и сторонникам Джефферсона в противостояние Банку. Банк находился под надзором Секретарь казначейства, который мог инспектировать все операции и счета, за исключением счетов частных лиц, и заказать аудит по требованию (там же, 11-13). Собственность Банка был установлен в размере 10 миллионов долларов капитала, разделенного на 25 000 акций голосующие акции номинальной стоимостью 400 долларов каждая. Около 80 процентов акции были проданы населению, а оставшаяся часть капитализирована федеральным правительством. Ни один человек не мог владеть более чем 30 акции. Акции также были проданы иностранцам, хотя хартия не давала им права голоса (Фалле, 43).
Банк Индонезии
Три стратегические меры для одновременного поддержания темпов восстановления
19 февраля 2022 г.
Нет.24/62/ДКом Управляющий Банка Индонезии Перри Варджийо подтвердил необходимость совместной координации (выздоравливать сильнее, выздоравливать вместе) для поддержания . ..
Восстанавливайтесь вместе, восстанавливайтесь сильнее: министры финансов и управляющие центральными банками стран-членов G20 объединяют усилия для содействия восстановлению мировой экономики
18 февраля 2022 г.
СОВМЕСТНЫЙ ПРЕСС-РЕЛИЗ №.24/61/DKomSP-16/KLI/2022 Джакарта, 18 февраля 2022 г. – Сегодня, пятница (18 февраля), серия дополнительных мероприятий, посвященных финальному…
Совместное развитие инструментов устойчивого финансирования
18 февраля 2022 г.