Бонсай история и технология выращивания: Основные технические приемы — Империя Бонсай

Содержание

Основные технические приемы — Империя Бонсай

Не позволяйте себя запугать высказываниями о том, что бонсай — это сложное искусство, которое совершенствовалось много веков. Вы можете научиться выращивать бонсай, даже изначально не обладая особыми растениеводческими навыками. Просто подберите вид дерева, подходящий для ваших условий содержания, и придерживайтесь основных принципов ухода. В этом разделе я объясню вам, как начать выращивать бонсай, и познакомлю с тремя основными аспектами этой работы, отраженными, соответственно, в трех подразделах: выращивание бонсай, его формирование и уход за ним.

 

 

Выращивание бонсай

Первый шаг – это приобретение дерева, что можно сделать, либо купив предбонсай (не сформированное дерево, которое нужно обрезать и формировать проволокой), либо воспользовавшись одним из нескольких известных способов выращивания древесного материала для бонсай. Однако, очень важно выбирать такие виды деревьев, которые соответствуют вашим условиями содержания. Вы планируете держать деревья в помещении (что ограничивает ваш выбор тропическими и субтропическими видами, которые могут выживать в помещении) или вы хотели бы выращивать бонсай на улице? В последнем случае, на свежем воздухе будет прекрасно расти большинство не тропических деревьев при условии их защиты от интенсивного полуденного солнца летом и мороза зимой. Надежный вариант — заниматься бонсай с местными видами деревьев. Ознакомившись с этим кратким введением, вы будете в состоянии самостоятельно выбрать дерево, будь то «комнатное» или «уличное», которое соответствует вашим желаниям и возможностям.

 

 

Методы формирования бонсай

Теперь, когда у нас есть купленное или выращенное дерево, можно начать его формирование в качестве бонсай. Это творческий и одновременно сложный аспект бонсай. Потребовалось много десятилетий для разработки и усовершенствования таких методов миниатюризации деревьев, как обрезка и формирование проволокой, однако, определенный основы этих приемов могут быть освоены достаточно легко. Ниже мы рассмотрим основные моменты, касающиеся обрезки и использования проволоки в бонсай, однако, для получения более подробной информации по этим вопросам вы можете ознакомиться с разделом о формировании бонсай.

Бонсай — не гонка, но и не пункт назначения. Это бесконечное путешествие.

Давайте начнем с обрезки, одного из наиболее важных технических приемов в бонсай. Обрезка – основной способ поддержания миниатюрных размеров бонсай, а также его формирования. При этом преследуется цель создания такого бонсай, который, насколько это возможно, напоминает дерево в природе. В зависимости от вида вашего дерева, весна и лето являются сезонами, наиболее подходящими для радикальной обрезки. Для обрезки толстых веток приобретите хорошие вогнутые кусачки. Несколько углубленные срезы, остающиеся после их применения, зарастают гораздо лучше, чем при использовании обычного секатора. Хотя, не видя дерево, невозможно подсказать, какие именно ветви нужно отрезать для создания бонсай, изучение примеров поэтапного формирования бонсай может помочь сделать правильный выбор, и с этого можно начать.

Вот некоторые случаи, требующие удаления той или иной ветки:

  • если две ветки находятся на одной высоте, оставьте одну из них, а другую отрежьте;
  • удалите ветви с неестественными изгибами;
  • отрежьте непропорционально толстые ветви в верхней части ствола.

 

Другой важный метод — формирования бонсай проволокой. Аккуратно обмотав ветки анодированной алюминиевой проволокой (или отожженной медной), их можно, по крайней мере, до определенной степени, сгибать и придавать им нужную форму. Проволоку можно наматывать в любое время года, однако, важно своевременно удалять ее, прежде чем она начнет врастать в кору по мере роста и утолщения веток. Для получения соответствующей информации обратитесь к странице о применении проволоки, находящейся в разделе о формировании бонсай.

Вы можете продолжить изучение упомянутых выше методов создания и формирования бонсай или перейти к чтению раздела об уходе за бонсай.

 

Содержание бонсай и уход за ним

Содержание бонсай и уход за ним – важный аспект выращивания бонсай. Хотя у каждого вида деревьев есть свои специфические требования по уходу (не забудьте уточнить их в отношении ваших деревьев), в этом разделе я остановлюсь на некоторых основах ухода, начиная с полива.

Частота полива бонсай зависит от целого ряда факторов, включая вид дерева, размер контейнера, состав почвенной смеси и особенности местного климата. Перелив может вызвать корневую гниль, являющуюся одной из наиболее распространенных причин гибели бонсай. Однако, поскольку бонсай содержится в таких маленьких горшках, то грунт в них достаточно быстро высыхает. Выбор правильной почвенной смеси и регулярная пересадка (в среднем каждые два года, чтобы корни не заполняли полностью весь горшок, уплотняя грунт до такой степени, что он почти перестает впитывать влагу) имеют важнейшее значение для обеспечения здоровья вашего дерева. Важное правило — регулярно проверять грунт на предмет необходимости полива (а не поливать, скажем, раз в день), а сам полив должен быть обильным, чтобы обеспечить равномерное увлажнение грунта.

Помимо полива и пересадки, также следует учитывать необходимость внесения удобрений. Поскольку деревья содержаться в контейнерах ограниченного объема с небольшим количеством доступных питательных веществ, регулярная подкормка в течение вегетативного периода является ключевым фактором обеспечения здоровья бонсай. Опять же от вида дерева зависит когда, сколько и как часто его необходимо удобрять. Марка и вид удобрений (жидкие или твердые) не имеют такого большого значения, если использовать меньшие по сравнению с обычными растениями дозы.

Наконец, размещение «уличного» бонсай в помещении (или, наоборот, «комнатного» на улице) является верным способом убить его. Перед покупкой бонсай или началом его выращивания, подумайте о том, где бы вы хотели поставить его! Субтропическим деревьям обычно требуется много света и относительно высокая температура; они могут находиться на открытом воздухе, только если вы живете в достаточно теплом климате. Такие деревья будут прекрасно чувствовать себя в теплом помещении. Если же вы предпочитаете «уличный» бонсай, самый безопасный путь – выбрать местное дерево. Однако, в случае особо холодной зимы потребуется дополнительная защита от морозов, поскольку бонсай содержится в небольшом горшке.

Вы можете узнать больше об общем уходе за бонсай или перейти к ознакомлению с рекомендациями по уходу за конкретными видами деревьев, используемых в бонсай.

 

 

Заключение

В вышеприведенном вводном разделе разъясняются три аспекта создания бонсай: выращивание, формирование и уход. Хотя бонсай – это искусство, история которого насчитывает много веков, начать заниматься этим увлекательным хобби  совсем несложно!

Обрезка ветвей в целях формирования бонсай

Обрезка ветвей в целях формирования бонсай

Без сомнения, наиболее важным методом формирования бонсай является его регулярная обрезка. По существу, различают два вида обрезки: поддерживающую обрезку для сохранения и уточнения существующей формы бонсай и структурную обрезку, предполагающую более радикальную стрижку дерева для создания основной структуры и стиля дерева.

 

 

Перед тем, как перейти к более детальному рассмотрению обоих методов, было бы полезно познакомиться с некоторыми  общими закономерностями роста деревьев. Это поможет нам понять, каким образом наиболее эффективно производить обрезку бонсай.

Деревья имеют естественное свойство расти макушками (и в меньшей степени кончиками веток), которое называется апикальным доминированием. Этот природный механизм обеспечивает рост дерева в высоту, предотвращая его затенение соседними деревьями. В результате распределения энергии роста в пользу верхушки и кончиков веток, ветки внутри кроны и внизу дерева постепенно отмирают, в то время как ветви в верхней части дерева растут особенно быстро. Оба эти явления нежелательны для дизайна бонсай.

Понимание этой особенности роста деревьев помогает использовать обрезку в качестве метода противодействия апикальному доминированию. В результате более радикальной обрезки верхушки и концов веток дерева оно перераспределяет энергию в пользу внутренней и нижней частей кроны.

 

 

Поддерживающая обрезка бонсай

 

Поддерживающая обрезка бонсай

Цель поддерживающей обрезки бонсай, как следует из названия – поддержание и уточнение формы кроны дерева. Как указывалось выше, деревья растут в основном макушкой и окончаниями веток, поэтому важно регулярно подрезать эти зоны активного роста для того, чтобы стимулировать рост внутри кроны.

 

Сроки проведения обрезки бонсай

Поддерживающая обрезка может производиться в течение всего вегетационного периода.

 

Особенности поддерживающей обрезки

Как упоминалось выше, поддерживающая обрезка необходима для сохранения общей формы кроны дерева, для чего нужно просто обрезать ножницами для бонсай или обычным секатором ветки/побеги, которые вытянулись и выступают за пределы предполагаемого размера и формы кроны. Использование хорошего инструмента для бонсай значительно облегчает эту работу. Не бойтесь производить обрезку своего бонсай! Особенно важна регулярная обрезка в верхней части дерева и по краю кроны для того, чтобы заставить его более равномерно распределять энергию роста и обеспечивать густое ветвление.

В отличие от лиственных деревьев, побеги хвойных зачастую прищипываются вручную. Если хвою подрезать ножницами, то в месте обрезки кончики побуреют. Чтобы этого не произошло, зажмите молодой побег большим и указательным пальцами одной руки и осторожно потяните кончик побега другой рукой. В самом слабом месте сочленения чешуек хвоя оборвется, но при этом кончик потом не побуреет.

 

 

Другим способом обрезки бонсай является дефолиация, которая предполагает удаление листвы у лиственных деревьев летом, чтобы заставить дерево выпустить новые листья. Этот метод приводит, в конечном итоге, к уменьшению размера листовой пластины и усилению ветвления.

 

Структурная обрезка бонсай

Для придания дереву задуманной формы часто необходимо вырезать крупные ветви. Решение о том,  какие ветви оставить, а какие удалить, может оказаться непростым не только из-за необратимости этого действия, но и потому, что оно зависит от визуализации будущего вида дерева. Прежде, чем продолжить изучение методов обрезки бонсай, возможно, вы захотите взглянуть на статью в нашем блоге, посвященную поэтапному формированию бонсай, чтобы увидеть примеры структурной обрезки бонсай опытным бонсаистом.

 

Сроки структурной обрезки

В целом, самое подходящее время для структурной обрезки бонсай — ранняя весна или поздняя осень (до начала вегетационного периода или после него). Этот вопрос можно уточнить в разделе о видах деревьев. Например, время обрезки фикуса отличается от времени обрезки можжевельника.

 

Процесс структурной обрезки

Поставьте дерево на стол на уровне глаз. Первым делом удалите все нежелательные сухие ветки. После этого очень внимательно осмотрите свое дерево, чтобы решить, какие ветки не вписываются в выбранный вами дизайн и должны быть удалены. Ниже приводятся несколько советов на этот счет, однако, определение будущего дизайна вашего дерева является творческим процессом, который не обязательно вписывается в «правила». Вам может помочь изучение раздела о стилях бонсай, а также статьи в нашем блоге о поэтапном формировании бонсай.

 

Некоторые основные принципы:

  • Если две ветви находятся на одной высоте, оставьте одну из них, а другую удалите.
  • Удалите вертикально растущие ветви, если они слишком толстые для сгибания.
  • Отрежьте ветки с неестественными изгибами и поворотами.
  • Удалите ветви, загораживающие переднюю часть ствола, особенно в нижней его части.
  • Отрежьте непропорционально толстые ветви макушки дерева, поскольку верхние ветки бонсай должны быть тоньше нижних

 

Обрезка толстых веток оставляет уродливые шрамы на дереве, но с помощью специальных вогнутых кусачек можно значительно уменьшить повреждения тканей дерева, поскольку после их употребления на стволе остается небольшое углубление.

Здоровое дерево должно переносить удаление до 1/3 кроны без отрицательных последствий. Иногда рекомендуется после структурной обрезки удалить соответствующую часть корневой системы. Однако, большинство экспертов сходятся на необходимости проведения в каждый момент времени (или даже в год) лишь одной стрессовой операции. Это означает, что после структурной обрезки пересадка откладывается до полного восстановления дерева.

Наконец, желательно замазывать большие срезы специальной пастой, продающейся в большинстве (онлайн) магазинов бонсай. Паста защищает раны от попадания инфекции и ускоряет ее заживление. Использование хорошего инструмента значительно облегчает процесс обрезки и заживления.

История бонсай — Империя бонсай

Происхождение бонсай

Хотя слово «бонсай» японское, искусство, которое оно описывает, возникло в Китайской империи. К 700 году нашей эры китайцы начали искусство «каламбур-сай», используя специальные методы выращивания карликовых деревьев в контейнерах.

Первоначально только элита общества практиковала каламбур с местными образцами и деревьями, которые были распространены по всему Китаю в качестве роскошных подарков. В период Камакура, когда Япония переняла большинство культурных ценностей Китая, в Японии появилось искусство выращивания деревьев в контейнерах. Японцы разработали бонсай по определенным направлениям из-за влияния дзен-буддизма и того факта, что размер Японии составляет всего 4% от размера материкового Китая. Таким образом, диапазон ландшафтных форм был гораздо более ограниченным. Многие известные техники, стили и инструменты были разработаны в Японии на основе китайских оригиналов. Хотя бонсай в ограниченной степени известен за пределами Азии в течение трех столетий, только недавно бонсай по-настоящему распространился за пределы своей родины.

История бонсай в Китае

Неглубокие тазы или плоские чаши — «ручка», «кастрюля» или «каламбур» — делались из глины на территории, которую мы сейчас называем Китаем, около 5000 лет назад. Тысячу лет спустя, в китайский бронзовый век, эти формы были выбраны для воссоздания в бронзе для религиозных и политических церемониальных целей. Около 2300 лет назад китайская теория пяти агентов (вода, огонь, дерево, металл и земля) породила идею о силе копий в миниатюре. Воссоздав гору, например, в уменьшенном масштабе, ученик мог сосредоточиться на ее магических свойствах и получить к ним доступ. Чем дальше была репродукция по размеру от оригинала, тем более могущественной магической силой она, вероятно, была. Двести лет спустя импорт новых ароматических веществ и благовоний произошел при ханьском императоре из-за недавно открытой торговли с соседями. Был создан новый тип сосуда, курильницы в виде горных вершин, которые возвышались над волнами и символизировали обители Бессмертных, популярное тогда представление о мифических Островах Блаженных. Изготовленные в основном из бронзы, керамики или позолоченной бронзы, некоторые из этих горелок опирались на небольшие тарелки для ручек, чтобы либо ловить горячие угли, либо держать миниатюрный символический океан. Съемные крышки этих горелок часто были покрыты стилизованными изображениями легендарных фигур, взбирающихся по склонам лесистых холмов. Из отверстий в крышках дым ладана поднимался из отверстий пещеры, как мистические испарения в горах в натуральную величину. Считается, что некоторые более поздние крышки из камня могли быть найдены с уже прикрепленными лишайниками или мхом — естественными миниатюрными ландшафтами.

Идея силы копий в миниатюре восходит к 2300 годам в Китае

Примерно с 706 года нашей эры появились росписи гробницы наследного принца Чжан Хуая, на которых были изображены две фрейлины, предлагающие миниатюрные скалистые пейзажи с небольшими растениями в неглубоких тарелках.

К этому времени появились самые ранние письменные описания этих каламбуров — игрушек для подносов. Поскольку их создание и забота о них уже несколько продвинулись, произошло созревание искусства (но документация о нем еще не обнаружена нами).

Считается, что самые ранние собранные, а затем помещенные в контейнеры деревья были необычной формы и искривленными экземплярами из дикой природы. Они были «священными», а не «мирскими», потому что деревья нельзя было использовать для каких-либо практических, обычных целей, таких как пиломатериалы. Их гротескные формы напоминали позы йогов, которые многократно изгибались, рециркулируя жизненные жидкости и, как говорили, были причиной долгой жизни.

На протяжении веков различные региональные стили развивались по всей большой стране с ее разнообразными ландшафтами; глиняные и керамические сосуды заменят фарфоровые, выставленные на деревянных подставках; и будут предприняты попытки придать деревьям форму с помощью бамбукового каркаса, латунной проволоки или свинцовых полос.

Многие поэты и писатели сделали по крайней мере одно описание деревьев и / или горных миниатюрных пейзажей, а многие художники включили карликовое дерево в горшке как символ образа жизни культурного человека. После 16 века их называли каламбур цай или «посадка подносов». Термин каламбур Чинг («пейзаж подноса», теперь называемый Пенцзин) фактически не использовался до 17 века. 9

История бонсай в Японии лет назад (в качестве религиозных сувениров). Тысячу лет назад в первом длинном художественном произведении на японском языке был такой отрывок: «[В натуральную величину] дерево, оставленное расти в своем естественном состоянии, — это грубая вещь. Только когда оно находится рядом с людьми, которые с любовью и заботой создают его, его форма и стиль приобретают способность двигаться». Прочтите статью о значении дерева бонсай для получения дополнительной информации.

Первое их графическое изображение в Японии появилось около восьмисот лет назад. Все китайское очаровывало японцев, и в какой-то момент китайский чань-буддизм (индийский медитативный буддизм дыхана, скрещенный с местным китайским даосизмом) также был импортирован и стал дзен-буддизмом в Японии. Находя красоту в суровом аскезе, дзенские монахи, взяв за основу меньше форм земли, разработали свои ландшафты подносов в соответствии с определенными линиями, чтобы одно дерево в горшке могло представлять вселенную. Японские горшки, как правило, были глубже, чем горшки с материка, и получившаяся садовая форма называлась хати-но-ки, буквально «дерево чаши». Народная сказка конца 1300-х годов о бедном самурае, который пожертвовал своими последними тремя карликовыми деревьями в горшках, чтобы согреть странствующего монаха холодной зимней ночью, стала популярной пьесой театра Но, и образы из этой истории будут изображены в ряде форм средств массовой информации, в том числе гравюры на дереве, на протяжении веков.


Бонсай «Принц Акирафутокоро» (706 г. н.э.). Источник: Университет Рицумейкан.

Все, от военачальников-сёгунов до простых крестьян, выращивали какое-либо дерево или азалию в горшке или раковине из морского ушка. К концу восемнадцатого века шоу традиционных сосновых карликовых деревьев в горшках стало проводиться ежегодно в столице Киото. Знатоки из пяти провинций и соседних районов привозили на выставку по одному-два растения, чтобы представить их посетителям для ранжирования или оценки. Город Такамацу (дом деревни Кинаси Бонсай) уже выращивал поля карликовых сосен частичной формы, которые были основным источником дохода.

Примерно в 1800 году группа ученых, изучающих китайское искусство, собралась недалеко от города Осака, чтобы обсудить современные стили миниатюрных деревьев. Их карликовые деревья были переименованы в «бонсай» (японское произношение китайского термина каламбур), чтобы отличить их от обычных хати-но-ки, о которых заботились многие люди. Бон или ручка мельче, чем чаша Хачи. Это показывает, что, по крайней мере, некоторые производители добились большего успеха в выращивании карликовых деревьев в горшках в контейнерах меньшего размера. Бонсай теперь рассматривался как вопрос дизайна, ремесленный подход заменил религиозный/мифический подход традиции.

Различные размеры и стили были разработаны в течение следующего столетия; были изданы каталоги и книги о деревьях, инструментах и ​​горшках; были проведены некоторые ранние официальные шоу. Медная и железная проволока заменила конопляные волокна для формирования деревьев. Контейнеры, массово производимые в Китае, изготавливались по японским спецификациям, и число любителей росло.

На второй Kokufu Bonsai Ten, декабрь 1934 г.

После Великого землетрясения Канто, опустошившего район Токио в 1923 марта группа из тридцати семей профессиональных садоводов переселилась в Омию на двадцать миль и основала то, что впоследствии стало центром японской культуры бонсай; Деревня Омия Бонсай. В 1930-х годах, когда официальные показы бонсай получили признание, в Токийском музее искусств Метрополитен было разрешено официальное ежегодное шоу.

Долгое восстановление после войны на Тихом океане привело к тому, что бонсай стал зрелым и культивируемым как важное местное искусство. Программы ученичества, большее количество шоу, книг и журналов, а также классы для иностранцев распространяют информацию. Использование нестандартных электроинструментов в сочетании со сложным знанием физиологии растений позволило нескольким мастерам перейти от ремесленного подхода к истинно художественно-конструкторской фазе искусства.

В последнее время бонсай, который слишком часто рассматривался как просто утомительное времяпрепровождение для пожилых людей, теперь даже имеет версию, ставшую популярной среди молодого поколения, с простыми в уходе мини-деревьями и пейзажами, без проводов и более дикими, с использованием родные растения.

Узнайте больше о бонсай в Японии.

История бонсай на Западе

В 1604 году на испанском языке появилось описание того, как китайские иммигранты на тропических островах Филиппин выращивали маленькие фикусы на кусочках коралла размером с ладонь. Самое раннее известное наблюдение англичанами карликовых деревьев в горшках (корень над камнем в кастрюле) в Китае / Макао было зарегистрировано в 1637 году. Последующие сообщения в следующем столетии также из Японии касались образцов с корнями над камнем. Десятки путешественников из Японии или Китая упоминали о карликовых деревьях в своих отчетах. Многие из них повторялись в книжных обзорах и отрывках из статей в широко распространенных журналах.

Японские карликовые деревья были на выставке в Филадельфии в 1876 году, на выставках в Париже 1878 и 1889 годов., Чикагская выставка 1893 года, Всемирная выставка в Сент-Луисе 1904 года, Японо-британская выставка 1910 года и выставка в Сан-Франциско 1915 года.

Первая книга на европейском языке (французском языке), полностью посвященная японским карликовым деревьям, была опубликована в 1902 году, а первая книга на английском языке — в 1940 году. Книга Йошимуры и Халфорда «Миниатюрные деревья и пейзажи» была опубликована в 1957 году. Она стала известна как «Библия бонсай в Запад», где Юдзи Йошимура является прямым связующим звеном между японским классическим искусством бонсай и прогрессивным западным подходом, что привело к элегантной, утонченной адаптации к современному миру. Джон Нака из Калифорнии расширил этот обмен, обучая лично и в печати сначала в Америке, а затем по всему миру, еще больше подчеркивая использование местного материала.

Именно в это время Запад знакомился с ландшафтами из Японии, известными как сайкей, и возрождением из Китая, как Пенцзин. Композиции с более чем одним типом дерева были приняты и признаны законными творениями.

Бонсай распространился на Запад в конце 19 века

За прошедшие годы были разработаны небольшие новшества и усовершенствования, прежде всего в почитаемых старых питомниках бонсай в Японии, которые постепенно переносились в наши страны приглашенными учителями или вернувшимися энтузиастами-путешественниками. По возвращении в Японию учителя сразу же опробовали одну или две новые техники перед учениками на ранее запланированных семинарах. Затем новые японские техники могли распространяться дальше, и эта живая форма искусства продолжала развиваться.

Большинство ранних книг на европейских языках, по большей части, больше склонялись к базовым садоводческим знаниям и методам поддержания жизни деревьев. Западная наука расширяет наши знания о потребностях и процессах живых деревьев и других растений в наших композициях. В то же время публикуемые материалы сместились в сторону объяснения эстетики, связанной с укладкой и приданием формы. Большие постоянные коллекции стали создаваться по всему миру, включая Шотландию, Венгрию, Австралию и Корею, а многочисленные шоу, выставки и съезды стали ежегодными мероприятиями для энтузиастов и широкой публики.

Фильмы «Каратэ-пацан» вышли в прокат. По-своему они подтолкнули многих молодых людей к изучению нашего искусства/хобби. Узнайте больше о бонсай в фильме Karate Kid.

«Слюдяные горшки» появились к этому времени из Кореи, и независимые гончары пробовали свои силы в изготовлении керамических горшков, в том числе нестандартных конструкций. В 1992 году был запущен первый веб-сайт Интернет-бонсай с группой новостей alt.Bonsai, а в следующем году появился rec.arts.Bonsai, предшественник Интернет-клуба бонсай. Первый веб-сайт клуба бонсай появился менее чем через три года.

Узнайте больше об определении и значении бонсай.

Заключение

Существует более 1200 книг на 26 языках о бонсай и связанных с ним искусствах. Было выпущено более 50 печатных периодических изданий на разных языках и пять онлайн-журналов только на английском языке. Можно изучить сотни веб-сайтов, более сотни дискуссионных форумов, информационных бюллетеней онлайн-клубов и блогов. Постоянно всплывают упоминания на телевидении, в фильмах и рекламных роликах, в художественной и научно-популярной литературе. Это действительно всемирный интерес: по оценкам, тысячи клубов собираются от одного раза в год до двух или трех раз в месяц, и все они со своей долей политики, личностей и увлечений. Число членов может приближаться к ста тысячам в более чем ста округах и территориях, а число неассоциированных энтузиастов может быть больше на десять миллионов.

Итак, в следующий раз, когда вы подрежете ветку, проволокой проволоку или пересадите дерево, задумайтесь о том, что вы продолжаете тысячелетнюю традицию. Вы по-своему исследуете и создаете миниатюрную версию своей вселенной. Автор: Роберт Дж. Баран (исследователь и историк бонсай).

Бонсай | садоводство | Британика

бонсай

Просмотреть все материалы

Похожие темы:
дерево

Просмотреть весь связанный контент →

бонсай , (по-японски: «посаженный на лотке») живое карликовое дерево или деревья или искусство дрессировки и выращивания их в контейнерах.

Образцы бонсай представляют собой обычные деревья и кустарники (не потомственные карлики), которые становятся карликами с помощью системы обрезки корней и ветвей и тренировки ветвей путем связывания проволокой. Искусство зародилось в Китае, где, возможно, более 1000 лет назад деревья выращивали в подносах, деревянных контейнерах и глиняных горшках и придавали им натуралистические формы. Однако бонсай преследовали и развивали в основном японцы. Первое японское упоминание о карликовых деревьях в горшках относится к 9 в.0025 Kasuga-gongen-genki (1309), свиток с картинками Такашины Такакане.

Вдохновением для создания бонсай является природа. Деревья, которые растут в скалистых расщелинах высоких гор или нависают над скалами, остаются карликовыми и корявыми на протяжении всего своего существования. Японцы ценят бонсай за состаренный вид ствола и ветвей и выветренный характер открытых верхних корней. Эти эстетические качества воплощают философскую концепцию изменчивости всех вещей.

Бонсай может жить сто лет и более и может передаваться из поколения в поколение как ценное семейное имущество. Эстетика масштаба требует коротких игл на хвойных деревьях и относительно небольших листьев на лиственных деревьях. Предпочтение отдается мелкоцветковым и мелкоплодным сортам деревьев. Открытое пространство между ветвями и массой листвы также важно с эстетической точки зрения. В низкорослых лесах нижние части стволов должны быть голыми.

Хорошие экземпляры бонсай обычно представляют собой выносливые виды, которые можно содержать на открытом воздухе круглый год при мягких зимах. Их можно время от времени приносить в дом для оценки и удовольствия. В Японии их обычно выставляют в нише или на маленьких столиках в гостиной, а позже возвращают на свои наружные подставки для бонсай.

Выбор подходящего контейнера для выращивания бонсай является важным элементом искусства. Горшки для бонсай обычно изготавливаются из глины с красочной внешней глазурью или без нее. Они могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, восьмиугольными или лопастными и иметь одно или несколько дренажных отверстий на дне. Контейнеры тщательно подобраны, чтобы гармонировать по цвету и пропорциям с деревом. Если контейнер прямоугольный или овальный, дерево сажают не совсем посередине между средней точкой и одной стороной, в соответствии с распространением ветвей. В квадратном или круглом контейнере дерево размещают немного смещенным от центра, за исключением каскадных типов, которые сажают к противоположной стороне контейнера, из которой они свисают. Бонсай приучены иметь переднюю или смотровую сторону, ориентированную на наблюдателя, когда он находится на выставке.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Хотя категории значительно различаются, миниатюрные бонсай широко известны как шохин . Самые маленькие из них ( кейши и сито ) имеют размер примерно до 2 дюймов (5–7 см) в высоту и, начиная с семян или черенков, могут занять от трех до пяти лет, чтобы достичь стадии качества. Они могут жить несколько десятков лет. Небольшой бонсай ( mame ) высотой от 2 до 6 дюймов (от 7 до 15 см) требует от 5 до 10 и более лет для обучения. Средние бонсай обычно имеют высоту примерно от 7 до 15 дюймов (от 20 до 40 см), но могут достигать 2 футов (60 см) в высоту и могут быть произведены всего за три года. Большой ( dai ) бонсай может достигать 47 дюймов (120 см) в высоту, и для его перемещения требуется два или более человека.

Карликовые деревья, собранные в дикой природе, часто не могут адаптироваться к выращиванию в качестве бонсай из-за сильного шока, вызванного изменением окружающей среды и субстрата.

Бонсай необходимо пересаживать каждые один-пять лет, в зависимости от вида и степени роста корней. Постепенная обрезка корней при пересадке в последующие годы уменьшает размер земляного кома, чтобы дерево в конечном итоге могло попасть в желаемый маленький и неглубокий контейнер. Вода обычно предоставляется ежедневно; также используются жидкие удобрения.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *