крестьянское фермерское хозяйство в Беларуси, что такое, как открыть
Сельское хозяйство всегда выступало одной из ведущих отраслей экономики Беларуси. Наша страна на 98% покрывает собственные потребности в молоке, мясе, яйцах, картофеле и овощах, а экспорт сельскохозяйственной продукции превышает импорт. Плодородие белорусских земель и благоприятные климатические условия стали основными причинами развития сельского хозяйства, а также фермерской деятельности.
Первые фермеры на территории республики появились в 1989 году. После принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР государство стало предоставлять земельные участки в аренду для занятия сельскохозяйственной деятельностью. Началось развитие крестьянских хозяйств.
Ввиду урбанизации к концу 20 века количество КФХ заметно сократилось, и сфера сельского хозяйства начала терять популярность.
Статистика же последних 10 лет показывает положительную тенденцию. В начале 2020 года в Беларуси насчитывалось 3 265 крестьянских хозяйств.
По темпам роста и производства КФХ начали опережать сельхозорганизации. Возросла доля КФХ в экспорте и общем объёме производства сельскохозяйственной продукции.
Что такое фермерское хозяйство?
Фермерское хозяйство (КФХ) – это вид предпринимательской деятельности по производству, обработке, хранению и реализации продукции сельского хозяйства. Ведение КФХ осуществляется на земельном участке, который выделяет государство.
По сути, КФХ является коммерческой организацией. Вести его может гражданин или члены одной семьи. Допускается привлечение сторонних работников, но с заключением трудового соглашения. После того, как хозяин официально регистрирует юридическое лицо, он становится полноправным владельцем КФХ – фермером.
Если не планируется ведение крупного сельскохозяйственного бизнеса, а продукция идёт на удовлетворение личных потребностей гражданина, оформлять юрлицо не нужно. В таком случае организовывается личное подсобное хозяйство. Данный вид деятельности не является предпринимательским.
Можно заниматься земледелием и скотоводством, а также реализовывать продукцию без уплаты налогов.
Купить участок или приобрести земли для ведения животноводства в частную собственность нельзя. Заниматься КФХ разрешено на земельных участках, которые предоставлены в аренду или постоянное пользование. В первом случае плата за пользование землёй производится по установленным арендным ставкам. Во втором – взимается земельный налог. В течение первых 3 лет плата за пользование землёй не производится.
Правовые отношения и понятие КФХ регулируются Законом о крестьянском фермерском хозяйстве, Земельным кодексом, а также Указом Президента «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
Как открыть фермерское хозяйство?
В Беларуси право организовать КФХ имеют граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории страны.
Перед организацией бизнеса, необходимо определиться с направлением деятельности (специализацией):
- Растениеводство и земледелие
- Скотоводство
- Птицеводство
- Пчеловодство
- Рыбоводство
Преимуществом ведения сельского хозяйства является возможность дополнительного дохода.
При выращивании зерновых культур, можно заняться производством круп, муки, хлебобулочных изделий. При разведении крупного рогатого скора и свиней – производством молочной и мясной продукции.
После выбора направления сельскохозяйственного бизнеса, составьте бизнес-план. Его будет необходимо указать в заявлении на получение участка, а также при регистрации КФХ. Программа должна содержать следующую структуру:
- Направление деятельности
- Приблизительные объёмы продукции
- Структура производства
- Состав (члены организации)
- Наличие денежных ресурсов и техники
Кроме того, фермер должен подготовить Устав КФХ. Составляется он гражданином и подписывается членами семьи, если они участвуют в сельскохозяйственной деятельности. В Уставе должно быть прописано:
- Данные о всех членах организации
- Место нахождения КФХ
- Цели деятельности
- Размер уставного фонда, вкладов, сроки внесения
- Порядок формирования и распоряжения имуществом
- Порядок участия членов организации
- Порядок разделения прибыли
- Права и обязанности членов КФХ
- Порядок изменения состава членов КФХ (исключение, принятие)
- Порядок управления и ликвидации КФХ
Уставной фонд – это сумма денежных вложений каждого члена организации.
На его основании осуществляется функционирование бизнеса. Помимо денежных средств вкладами могут являться личные вещи, ценные бумаги и иное имущество.
Далее процесс создания крестьянского хозяйства происходит в два этапа: получение земельного участка и регистрация бизнеса.
1. Получение земли
Чтобы получить землю в пользование, необходимо написать заявление в сельский исполком. К заявлению необходимо приложить программу ведения КФХ (бизнес-план). В течение 2 недель исполком рассматривает прошение и направляет своё решение в районный исполнительный и распорядительный орган. Специальные земельные комиссии проводят оценку квалификации граждан и их бизнес-потенциала и предоставляют рекомендации в районные органы. Через месяц гражданин получает уведомление о положительном или отрицательном решении. Отказ можно обжаловать в районном исполкоме или же через общий суд.
Размер выделяемого участка определяется индивидуально. Максимальная площадь не должна превышать 100 га.
При этом, не учитывается размер участка, который предназначен для строительства и обслуживания жилого дома и личного подсобного хозяйства. В случае несогласия, размеры предоставленной земли также можно обжаловать.
Полученный участок необходимо зарегистрировать в БТИ. Только после этого у фермера появляются права на землю.
2. Регистрация КФХ
Чтобы оформить крестьянское фермерское хозяйство в РБ, необходимо обратиться в сельский исполнительный и распорядительный орган по месту нахождения участка и предоставить следующие документы:
- Заявление (с указанием площади участка и программой ведения КФХ)
- Квитанцию об уплате государственной пошлины (0,8 базовой величины)
- Два экземпляра Устава КФХ и копию в электронном виде
- Копию разрешения исполкома о размещении хозяйства на земельном участке
Фермерское хозяйство считается открытым с даты его регистрации. На руки выдаётся соответствующее свидетельство.
Налогообложение КФХ
Согласно Статье 13 Налогового кодекса Республики Беларусь, КФХ являются плательщиками сборов и пошлин.
Фермер имеет право выбрать одну из 3 систем налогообложения: общую, с уплатой единого налога или упрощённую (УСН). При выборе первых двух он также обязан платить налог на добавочную стоимость (НДС).
Особенности налога для КФХ в РБ:
- В течение 3 лет с момента регистрации, фермерское хозяйство освобождается от выплаты земельного налога и прочих сборов и пошлин
- По истечении 3 лет исчисление и уплата налогов производится в общеустановленном порядке
- КФХ могут не предоставлять налоговую декларацию в инспекцию
- КФХ не освобождаются от выплаты НДС, акцизов при ввозе товаров из государств – членов Евразийского Экономического союза, таможенных платежей
- Доходы ферм облагаются налогом на прибыль
Права и обязанности КФХ
После регистрации, члены КФХ наделяются определёнными правами и обязанностями перед государством.
Права:
- Самостоятельно вести хозяйство и распоряжаться им
- Использовать для нужд КФХ полезные ископаемые, обнаруженные на участке
- Обладать правом собственности на посевы, посадки, продукцию и доходы от её реализации
- Возводить производственные и иные сооружения
- Иметь в собственности постройки, скот и птицу, оборудование, технику и инвентарь, транспортные средства
- Проводить оросительные, осушительные, мелиорационные и иные работы
- Участвовать в мероприятиях, направленных на развитие и повышение эффективности земель
- Получать полную компенсацию при изъятии или добровольном отказе от земли
- Передавать право владения или временного пользования в случае потери трудоспособности главы организации
- Реализовывать продукцию по своему усмотрению на рынках, в государственной или частной торговой сети и иными способами
- Заключать договоры с государственными, кооперативными и общественными предприятиями, организациями и учреждениями на реализацию производимой продукции
- Осуществлять экспорт продукции и производить расчёты с иностранными партнёрами
- Брать кредиты в банках
- Передавать КФХ по наследству
- Нанимать работников с заключением трудового договора
Обязанности:
- Использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением
- Не наносить вред окружающей среде и экологии, применять природоохранные технологии производства
- Повышать плодородие земель
- Участвовать в мероприятиях по охране земель
- Своевременно оплачивать аренду земель и необходимые налоги
- Не нарушать права других землевладельцев и граждан
- Соблюдать стандарты и требования к производимой продукции
- Нести имущественную ответственность в случае несоблюдения заключённых договоров или законодательства
- При найме по трудовому договору обеспечивать все условия труда и трудовых гарантий работнику, выплачивать страховку
- Вести учёт доходов и расходов
Ликвидация КФХ
Деятельность крестьянского хозяйства может быть как реорганизована, так и ликвидирована.
КФХ прекращает свою деятельность в случаях:
- Добровольного отказа от земель
- Окончания срока, на который был предоставлен земельный участок
- Использования участка не по целевому назначению
- Нерационального использования участка и несоблюдения уровня урожайности, установленного нормативами (согласно кадастровой оценке)
- Изъятия участка для нужд государства
- Неуплаты или регулярной просрочки оплаты налога или аренды
- Объявления о неплатёжеспособности организации
- Нарушения законодательства
- Отсутствия хозяйственной деятельности в течение года с момента регистрации
Совет народных депутатов выносит решение о прекращении деятельности КФХ или изъятии земельного участка. В случае несогласия, гражданин может оспорить данное решение в судебном порядке. Когда КФХ прекращает свою деятельность, за членами организации остаётся право на жилой дом, приусадебный надел и иное имущество, которое находилось в их собственности.
КВХ – не только источник дохода, но и вклад в развитие экономики и сельского хозяйства страны.
Зарегистрировать фермерское хозяйство в Беларуси может каждый, главное знать, с чего начать.
Регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства в Беларуси
Понятие КФХ (Крестьянское фермерское хозяйство)Крестьянским (фермерским) хозяйством является организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность (путем личного трудового участия) в сфере производства, переработки, хранения, реализации сельскохозяйственной продукции.
Как следует из понятия КФХ является коммерческой организацией. Земельные участки для осуществления фермерской деятельности предоставляются государством.
Основной целью деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является получение прибыли.
Учредители КФХКрестьянское (фермерское) хозяйство может быть учреждено как одним гражданином, так и несколькими и это могут быть как граждане Республики Беларусь, так и постоянно проживающие на территории Беларуси иностранные граждане и лица без гражданства.
При это учредители КФХ – члены одной семьи.
Участник хозяйства вправе в любое время из него выйти без согласия других участников, однако обязан уведомить их не менее чем за месяц.
Для принятия нового члена, участникам КФХ необходимо провести собрание для вынесения решения (если учредитель один – принимает решение самостоятельно), а новому члену хозяйства – внести вклад в уставный фонд.
Члены КФХ не несут ответственность по обязательствам хозяйства, как и хозяйство по обязательствам участников.
Уставный фонд КФХУчастники КФХ формируют уставный фонд путем внесения денежных и имущественных вкладов, необходимых для функционирования хозяйства. Законодательством Республики Беларусь не установлен минимальный размер уставного фонда.
Доля каждого участника КФХ в процентном соотношении к уставному фонду равна стоимости внесенного ими имущества и денежных средств.
В уставный фонд КФХ не могут быть привлечены иные денежные средства, кроме как принадлежащие на праве собственности членам хозяйства.
Если уставом не предусмотрен иной порядок, то прибыль по окончанию финансового года распределяется между членами хозяйства с учетом:
- Доли в уставном фонде.
- Личного трудового участия в деятельности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть реорганизовано по решению общего собрания участников, а если учредитель один – то по его единоличному решению.
Реорганизация хозяйства происходит путем передачи прав и обязанностей к другим вновь возникающим юридическим лицам.
Правопреемство происходит на основании разделительного баланса либо передаточного акта.
Так, крестьянское (фермерское) хозяйство может быть реорганизовано путем:
- Преобразования.
При такой форме реорганизации все имущество КФХ в полном объеме переходит к вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы, а деятельность хозяйства прекращается.
- Разделения. На основании разделительного баланса все имущество КФХ переходит к двум или более вновь возникающим юридическим лицам. Деятельность хозяйства прекращается.
- Выделения. На основании разделительного баланса часть имущества переходит к одному или более вновь возникающим юридическим лицам. КФХ продолжает свою деятельность.
- Слияния. На основании передаточного акта права и обязанности нескольких реорганизуемых юридических лиц переходят к вновь создаваемому юридическому лицу. Деятельность первых – прекращается. Реорганизация в форме слияния может быть произведена между КФХ, а также между КФХ и хозяйственным обществом.
- Присоединения. На основании передаточного акта права и обязанности одного юридического лица переходят к другому и деятельность присоединяющегося юридического лица прекращается.
В форме присоединения могут быть реорганизованы 2 или более КФХ, к КФХ может присоединиться унитарное предприятие (если учредитель – один и тот же гражданин), а КФХ может присоединиться к хозяйственному обществу.
Главной особенностью при регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства является необходимость предоставить в регистрирующий орган разрешение исполнительного комитета о размещении КФХ на земельном участке.
А это значит, что учредителям до регистрации КФХ необходимо обратиться в сельский исполнительный комитет по месту создания хозяйства для получения такого разрешения. При обращении в исполком важно иметь при себе план ведения хозяйства, без которого обращение о выделении участка рассмотрено не будет. Бизнес-план КФХ рассматривается специализированной комиссией и даются соответствующие рекомендации исполкому. После чего происходит принятие решения по обращению о выделении земельного участка.
При принятии положительного решения право на земельный участок подлежит государственной регистрации.
И только потом учредитель обращается в регистрирующий орган (исполнительный комитет по месту нахождения земельного участка) с заявлением о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Вместе с заявлением необходимо предоставить:
- устав КФХ в двух экземплярах + электронная копия;
- разрешение на земельный участок соответствующего исполкома;
- сведения, подтверждающие оплату госпошлины.
Срок рассмотрения заявления о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства составляет 1 день, по результатам которого выдается свидетельство.
Как с нами связаться
Адвокаты нашего Адвокатского бюро имеют большой опыт регистрации коммерческих организаций в Республике Беларуси вот уже более 15 (пятнадцати) лет. В случае, если Вам необходимо зарегистрировать КФХ в Беларуси, Вы можете смело обращаться к нам за помощью! Мы проконсультируем Вас по всем вопросам, связанным с созданием коммерческих организаций в Беларуси, а также подготовим все необходимые документы для регистрации и представим Ваши интересы в регистрирующем органе.
Связаться с нами можно по телефону +375293570355 или по email: [email protected].
Мы оказываем помощь:
Исполнительное производство
Как показывает практика, наличие у кредитора судебного решения о взыскании задолженности в его пользу еще не означает, что он получит свои деньги.
Адвокат по экономическим делам
Наше Адвокатское бюро имеет большой практический опыт работы с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по различным экономическим делам.
Ликвидация предприятия
Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Олфорд Груп» имеют большой опыт ликвидации компаний и представительств иностранных организаций в Республике Беларусь.
Правительство Беларуси | Земельный портал
Беларусь
BY
Беларусь
После семи десятилетий пребывания в составе СССР Беларусь обрела независимость в 1991 году. Она сохранила более тесные политические и экономические связи с Россией, чем любая другая из бывших советских республик.
. Беларусь и Россия подписали договор о союзе двух государств 8 декабря 1999 года, предусматривающий большую политическую и экономическую интеграцию. Хотя Беларусь согласилась с рамками для выполнения соглашения, серьезной реализации еще не произошло. После своего избрания 19 июляБудучи первым и единственным президентом страны, избранным прямым голосованием, Александр ЛУКАШЕНКО неуклонно укреплял свою власть с помощью авторитарных средств и централизованной экономической системы. Правительственные ограничения политических и гражданских свобод, свободы слова и печати, мирных собраний и религии остались в силе. Ситуация несколько усугубилась после того, как службы безопасности подавили массовые протесты против результатов выборов в столице Минске после президентских выборов 2010 года, но после выборов 2015 года протестов не было.
Беларусь номинально президентская республика, а по факту диктатура.
Источник: Всемирный справочник ЦРУ
Ресурсы правительства Беларуси
Ресурс библиотеки
Указ Президента № 365 «О развитии агроэкотуризма».

Законодательство
Октябрь 2017 г.
Беларусь
Президент в целях создания благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий проживания граждан в сельской местности, малых городских поселениях и улучшения сельской инфраструктуры, постановляет, что оказание услуг в сфере агроэкотуризма могут осуществлять физические лица, постоянно проживающие в индивидуальном жилом доме или таунхаусе в сельской местности или малых городах, производящие сельскохозяйственную продукцию на землях сельскохозяйственного назначения, или мелкие землевладельцы; или сельскохозяйственных организаций.
Ресурс библиотеки
Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 38 о внесении изменений в Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 16 об утверждении Инструкции о финансировании за счет средств республиканского бюджета сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции.
..Положения
Декабрь 2016 года
Беларусь
Пункт 4.9 дополнить в следующей редакции: «Регистрационный бюджет финансирует определение границ земельных участков, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения семейного фермерского хозяйства, оформление прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения и бонусы платеж по закупочным ценам, применяемым при покупке сельскохозяйственных товаров у мелких землевладельцев».
Изменения: Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия № 16 об утверждении Инструкции о финансировании за счет средств республиканского бюджета сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции. (2016-04-29)
Ресурс библиотеки
Соглашение между Госкомимуществом Республики Беларусь и Государственным комитетом по вопросам имущества Азербайджанской Республики о сотрудничестве.
Международные конвенции или договоры
ноябрь 2016 г.
Азербайджан, Беларусь
Настоящее Соглашение предусматривает сотрудничество в области управления и приватизации государственного имущества, земельных отношений, отраслевой геодезической деятельности, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, оценки земли, ведения соответствующих инвентаризаций, реестров и учетов будет осуществляться в соответствии с национальным законодательством Сторон по следующим направлениям: (а) обмен информацией о нормативных правовых актах Сторон по вопросам государственного управления имуществом и приватизации, земельных отношений , производственно-геодезическая деятельность, гос.0003
Ресурс библиотекиСоглашение между Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Управлением по землетрясениям Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации землетрясений и других чрезвычайных ситуаций.
Международные конвенции или договоры
Сентябрь 2016 г.
Китай, Беларусь
Стороны в соответствии с законодательством Сторон и в пределах своей компетенции будут сотрудничать в следующих областях: (а) обмен информации, периодических изданий, методической, научно-технической литературы, результатов научных исследований, видео-, фото- и других материалов; (б) планирование, разработка и проведение совместных практикумов, семинаров, конференций, учебных курсов, учений, исследовательских проектов и других мероприятий; (c) организация обучения специалистов в учебных заведениях Сторон, (d) обмен стажерами, специалистами и др.
Ресурс библиотеки
Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 26 о внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды № 94 по некоторым вопросам управления особо охраняемыми территориями.
Положение
Июль 2016 г.
Беларусь
Пункт 6 дополнить формулировкой следующего содержания: «Государственные органы (иные государственные учреждения), осуществляющие управление особо охраняемыми природными территориями, выносят на общественные слушания объект управления особо охраняемыми природными территориями».
Изменения: Приказ № 94 Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о некоторых вопросах управления охраняемыми территориями. (2008-10-29)
Поделиться этой страницей
| . .
| Беларусь Сельское хозяйство https://photius. com/countries/belarus/economy/belarus_economy_agriculture.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Рисунок 8. Экономическая активность в Беларуси, 1995 г. Источник: На основе информации Lerner Publications Company, Департамент географии, Беларусь В 1993 г. на сельское и лесное хозяйство приходилось почти четверть валового внутреннего продукта (ВВП — см. Глоссарий) и почти 6 процентов всего сельскохозяйственного производства бывшего Советского Союза (в Беларуси 4 процента рабочей силы бывшего Советского Союза) ( см. таблицу 3, приложение А). В сельском хозяйстве было занято 20 процентов рабочей силы. В советское время сельское хозяйство в Беларуси состояло в основном из совхозов и колхозов, а также небольших участков личного подсобного хозяйства. В начале 1990-х правительство основывало свою сельскохозяйственную политику на этом наследии. В марте 1993 года Беларусь добавила Закон о праве собственности на землю к своему Закону об аренде земли (март 1990 года). Закон о собственности на землю ограничивал покупку небольшими участками под жилье и сады, указывал, что сельское хозяйство будет зависеть от арендованной земли, и разрешал частным фермерам сдавать в долгосрочную аренду только до пятидесяти гектаров. Этот закон означал, что в Беларуси не будет развиваться частный фермерский сектор, а сельское хозяйство останется в руках государства, которому принадлежат колхозы и совхозы. Беларусь можно разделить на три сельскохозяйственных района: северный (лен, фураж, травы, крупный рогатый скот), центральный (картофель и свиноводство) и южный (пастбища, конопля, крупный рогатый скот). Прохладный климат Беларуси и плотная почва хорошо подходят для выращивания кормовых культур, обеспечивающих поголовье крупного рогатого скота и свиней, а также культур умеренного пояса (пшеница, ячмень, овес, гречиха, картофель, лен и сахарная свекла). Почвы Беларуси в целом плодородны, особенно в долинах рек, за исключением южных заболоченных районов. Несмотря на прогресс, достигнутый сельскохозяйственным сектором в 1993 году, в 1994 году он потерпел неудачу. Летняя засуха привела к снижению урожая Беларуси на 19 процентов. Производство пшеницы сократилось на 35 процентов по сравнению с предыдущим годом, в то время как производство сахарной свеклы сократилось на 31 процент, а производство картофеля — на 29 процентов. Продукты животного происхождения снизились на 11 процентов; поголовье коров уменьшилось на 2 процента, а поголовье овец уменьшилось на 30 процентов. Наибольшие изменения в сельском хозяйстве в первой половине 19 в.90-е годы ознаменовались сокращением площади обрабатываемых земель и значительным переходом от животноводства к растениеводству из-за того, что растениеводство стало намного прибыльнее, чем раньше. Продажная цена на сельскохозяйственные культуры, как правило, увеличилась больше, чем производственные затраты, в то время как затраты на животноводство (такие как импортные корма) выросли в цене выше продажных цен на скот. В начале 1993 г. правительство Беларуси заменило систему «рекомендуемых» цен производителей сельскохозяйственной продукции «поддерживающими» ценами, которые предполагались как минимальные гарантированные цены и могли корректироваться в соответствии с повышением цен на сельскохозяйственные ресурсы. Летом 1993 г. цены на мясо были дерегулированы, а прямые бюджетные субсидии сельскому хозяйству вообще прекратились. Однако за основными продуктами тщательно следили и иногда «перезащищали». Например, цены на сахар по карточкам были сброшены 19 февраля.94 в ответ на резкое повышение его рыночной цены. Еще одной проблемой были более низкие цены на продукты питания в Беларуси, чем в соседних странах; правительство сохраняло субсидии на продукты питания, чтобы поддерживать низкие цены для жителей Беларуси. Поскольку сельскохозяйственный сектор находится в критическом состоянии, отчасти из-за засухи летом 1994, сократившей сельскохозяйственное производство почти на 25 процентов, правительство уделило ему особое место в бюджете 1995 года. Президент Лукашенко выделил колхозам и совхозам кредиты на общую сумму 520 миллионов рублей на посевную и закупку удобрений. Кроме того, за счет значительного повышения цен на молочные продукты, продукты из свинины и говядины правительство надеялось увеличить производство этих товаров. Леса занимают почти треть территории Беларуси и являются источником сырья для производства спичек, прессованного картона, фанеры, мебели, пиломатериалов для угольных шахт, бумаги, картона и секций сборных домов. Однако в советское время белорусские леса плохо управлялись и вырубались быстрее, чем восстанавливались. Постоянной проблемой, стоящей перед сельским хозяйством, является истощение почвы из-за острой нехватки удобрений и серьезной нехватки оборудования. Для многих фермеров ответом на последнее, а также на стоимость и нехватку топлива является возврат к конным плугам. Основной непреходящей проблемой, затрагивающей сельское и лесное хозяйство, является Чернобыльская катастрофа 1986 года. Беларусь приняла на себя основную часть радиоактивных осадков от взрыва из-за погодных условий в день катастрофы. Долговременная радиация затрагивает 18 процентов наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий Беларуси и 20 процентов ее лесов. Несмотря на Чернобыльскую аварию, в 1993 Беларусь по-прежнему была нетто-экспортером мяса, молока, яиц, муки и картофеля в другие бывшие советские республики, хотя ее экспорт регулярно проверялся на радиоактивное загрязнение. Данные на июнь 1995 г. ПРИМЕЧАНИЕ. |

В форме присоединения могут быть реорганизованы 2 или более КФХ, к КФХ может присоединиться унитарное предприятие (если учредитель – один и тот же гражданин), а КФХ может присоединиться к хозяйственному обществу.
com/countries/belarus/economy/belarus_economy_agriculture.html 

Многие фермерские хозяйства столкнулись с трудностями, вызванными отчасти инфляцией, которая нанесла ущерб установленным договорным ценам, задержкам платежей и бюджетным субсидиям.
Тем не менее, эти субсидии обременяли бюджет, поощряя увеличение неформального экспорта продуктов питания или «гастрономического туризма» из соседних стран.
В 1991 в стране произведено 5,8 млн кубометров древесины.