Выездная налоговая проверка — Википедия
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.
Содержание
- 1 Методы и виды
- 2 Сроки
- 3 Причины
- 4 Акт проверки
- 5 Частые нарушения, выявляемые при налоговых проверках
- 6 См. также
- 7 Примечания
ru.wikipedia.org
Выездная налоговая проверка: порядок проведения, оформление результатов — Налоговое право
Статья 89 НК РФ регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:
- по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;
- налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Объект выездной налоговой проверки:
- финансово-хозяйственные операции налогоплательщика за весь отчетный период, но не более чем за три года, предшествующие назначению данного вида проверки.
Предмет выездной налоговой проверки:
- правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится с использованием сплошного метода, посредством которого не только проверяются все документы налогоплательщика, имеющие отношение к уплате налогов, но и проводится инвентаризация имущества, осмотр (обследование) территории и помещений налогоплательщика, используемых им для извлечения прибыли (дохода).
В ходе проведения выездной налоговой проверки сотрудники налоговых органов имеют обширные процессуальные права, в частности:
- изымать документы, свидетельствующие о факте налогового правонарушения;
- вызывать и допрашивать свидетелей;
- привлекать специалистов и (или) переводчиков;
- привлекать понятых;
- назначать экспертизу.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Содержание решения о проведении выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Налоговые органы не вправе проводить:
- 2 и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
Сроки выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяется
В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.
Подробнее приостановлении выездной налоговой проверки
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
- истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Повторная выездная налоговая проверка
Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
- вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 НК РФ.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 НК РФ.
При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 НК РФ.
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
jurkom74.ru
Выездная налоговая проверка в 2018 году
Выездная налоговая проверка – эффективный способ наказать предпринимателя за ошибки в отчетности и взыскать недоплаченные в бюджет налоги. Но даже если вы уверены в качестве работы вашей бухгалтерии, к визиту налоговиков лучше подготовиться заранее. Какие документы будут инспектировать? Каковы ее сроки? Как с наименьшими потерями пройти проверку ФНС? Об этом читайте в нашей статье.
Что такое выездная проверка?
Выездная налоговая проверка проводится по адресу регистрации организации. Решение о начале ВНП подписывает начальник фискальной службы или сотрудник, его заменяющий. Без подписи этих специалистов ее проведение незаконно. Задача проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам (ст.89 НК РФ).
Полезные документы для скачивания
Скачать
Виды выездных проверок ФНС
На какие типы подразделяются выездные проверки ИФНС?
По способу проверки:
- Выборочная – анализируются операции, подозрительные с точки зрения налоговиков,
- Сплошная – проверяется вся отчетность организации.
По проверяемым объектам:
- Плательщики,
- Региональные филиалы или отделения компаний,
- Несколько отдельных налогоплательщиков или группа.
По налогам:
- Тематические – анализируется документация по отдельным видам платежей,
- Комплексные – собираются текущие и отчетные документы по всем платежам в бюджет.
По типу проверки: плановая (руководство фирмы предупредят о визите заранее), внеплановая (о визите предупредят не всегда).
Опасаетесь, все ли в порядке с бухгалтерской документацией, не допустил ли ваш бухгалтер ошибок? Обратите внимание на новый сервис бухгалтерского аутсорсинга Эксперты подхватят ваш учет и отчетность на любой стадии, предварительно проведя аудит. Учет будут вести квалифицированные бухгалтеры, финансовая ответственность которых застрахована. Это значит, что в случае ошибки штрафы будете платить не вы, а аутсорсер. Здесь можно посмотреть стоимость обслуживания для вашей компании. Оптимизация налогов, кадровый учет и юридическое сопровождение — бесплатно.
Сроки выездных проверок
Анализ документации предприятия должен длиться не более двух месяцев. При этом общий срок на все проверочные мероприятия составляет от 4 до 6 месяцев (пункт 6 ст. 89 НК РФ). Работа инспекторов может быть приостановлена по их инициативе или по требованию проверяемой компании на полгода, в порядке исключения – на 9 месяцев (пункт 9 ст. 89 НК РФ).
Для анализа уплаченной суммы отчислений в бюджет филиалами и отделениями компании или предприятия фискальным органам дается месяц (пункт 7 ст. 89 НК РФ).
Основания для выездной налоговой проверки
Есть несколько основных признаков, на основании которых компании и ИП попадают под пристальный контроль налоговых органов:
1. Необоснованно заниженная налоговая нагрузка. Это можно узнать, сравнив соотношение сумм уплаченных налогов с выручки с данными Росстата. Если сумма окажется ниже среднего по отрасли или виду деятельности, то можно ожидать визита проверяющих. Рассчитайте налоговую нагрузку с помощью калькулятора.
Расчетчик налоговой нагрузки: определите риск проверки
Примечание к расчетчику: среднеотраслевые показатели за 2018 год еще не утверждены, при расчете используются данные 2017 года.
2. Работа себе в убыток. Если больше двух лет предприятие показывает убытки, то встречи с инспекторами не избежать.
3. Доля вычетов по НДС подозрительно большая. Проверяющие обязательно обратят на вас внимание, если доля вычетов по налогу на добавленную стоимость будет равна или превысит 89% за год.
4. Расходы растут быстрее, чем доходы. ИФНС заинтересуется предприятием, в котором рост расходной части превышает рост доходной части.
5. Размер зарплат ниже, чем в среднем по отрасли. По данным Росстата, ФНС и официальных сайтов ведомств фискальные службы могут сделать вывод о низком среднемесячном уровне зарплат в компании.
6. Предельные показатели при использовании спецрежимов налогообложения. Не стоит надеяться на особые послабления, если в течение года показатели работы организации будут находиться в зоне пограничных значений. Если будут расхождения на 5 % с пограничными показателями, то вас навестят соответствующие органы.
7. Уровень расходов и доходов на одном уровне. Этот показатель должен волновать только индивидуальных предпринимателей. Если в течение года доходы и расходы равны, инспектора обратят на это внимание.
8. Участие в серии перепродаж. Проведение подряд нескольких операций по перепродаже при отсутствии явной экономической целесообразности вызовет подозрения у проверяющих органов.
9. Отсутствие реакции на запросы ФНС. Не стоит игнорировать запросы налоговиков, если не хотите встретить гостей в своем офисе.
10. Повторение процедуры снятия и постановки на учет. Инспекторы фискальных служб нанесут вам визит, если со дня открытия компании эти процедуры повторялись хотя бы дважды.
11. Заниженный размер рентабельности. Если значение рентабельности будет выше или ниже среднего показателя по рынку, то внимание к вашей фирме обеспечено.
12. Деятельность с повышенными рисками. Проверку можно ждать, если компания будет замечена в сотрудничестве с фирмами-однодневками или если отсутствуют полные данные о партнерах, с которыми она работает.
Ограничения для проверки
Максимальная периодичность проверок предприятия — два раза в год (пункт 5 ст. 89 НК РФ). Налоговикам нужно добиться существенных доначислений в бюджет. Для этого, они, как правило, проверяют организацию или предприятие за продолжительный период деятельности.
Существуют следующие ограничения для проведения выездных налоговых проверок:
- По месту пребывания проверяющих. Анализ отчетной документации проходит по месту дислокации предприятия. Если нет возможности, то в офисе инспекции.
- По числу проверок. По одним и тем же налогам нельзя проводить более 2 проверок за год, если проверяется один и тот же налоговый период. Для того, чтобы нарушить это правило необходимо особое постановление о дополнительной ВНП.
- По периоду проверок. ИФНС может взять на рассмотрение период, равный 3 годам, предшествующим году, когда было вынесено решение о начале проверки. По проверкам филиалов или представительств ИФНС не может проводить ВНП отделений по одним и тем же налогам и за один и тот же период более 2 раз в год. Если целиком фирму дважды проверяли вместе с филиалами и отделениями, то делать еще одну фискальные службы не вправе.
- По времени проверки. Длительность проверки в обычном случае не превышает двух месяцев, но в исключительных случаях законодательство позволяет продлять срок до полугода.
- По ценам. Налоговики не вправе проверять соответствие цен в сделках рыночному уровню.
Этапы выездных проверок
1. Назначение и извещение организации
Для начала проверки необходимо решение о ее проведении, подписанное начальником инспекции ФНС или его заместителем. В этом документе указывается срок проверки, имена и должности проверяющих; налоги и сборы, которые подлежат инспектированию. При отсутствии правильно оформленного решения инспекторы не вправе приступать к работе.
Проинформировать о грядущей выездной проверке могут лично, вручив извещение об этом, отправив документы Почтой России (заказным письмом) или письмом на электронный ящик. Получив уведомление, необходимо явится в ИФНС за решением, с которым нужно ознакомиться и подписать.
2. Проведение проверки
Инспекторы проверяют: точность налогового учета, наличие предусмотренной законом документации по уплате налогов, правильность и своевременность сдачи отчетности. Сотрудники налоговой устанавливают, верно ли выбран режим налогообложения, а также есть ли нарушения Налогового кодекса РФ в части соблюдения правил по исчислению и уплате налогов и сборов.
Для этого потребуется предоставить следующие документы:
- Пояснения и налоговую документацию,
- Бумаги, подтверждающие сотрудничество с другими компаниями и сторонними лицами.
Составление акта по результатам инспекции
По окончании работы дают справку с указанием проверенных объектов и количеством времени, затраченного на инспекцию. Справка остается на предприятии. Ее должны подписать все проверяющие. Акт по фискальной проверке должен быть составлен в течение двух месяцев после заполнения справки, в некоторых случаях дается три месяца.
Требования к акту:
- Заполняется только на бумаге,
- Страницы должны быть пронумерованы,
- Текст акта составлен на русском языке,
- Должен содержать все подтвержденные документами нарушения с пояснениями и выводами,
- Должен включать в себя вводную, описательную и итоговую части.
Акт подписывается проверяющими и представителем предприятия, вручается в течение пяти рабочих дней.
Типовые нарушения, выявляемые при проверке
№ п/п | По налогу на прибыль | По НДС |
1 | Уменьшение налоговой базы за счет увеличения расходов | Неполное отражение размеров выручки; |
2 | Занижение выручки за счет отпускной стоимости | Отсутствие начисления налога при передачах в РФ товаров, услуг для собственных нужд и учет суммы налога в расходной части, которая не принимается к вычету при начислении налога на прибыль |
3 | Списание кредиторской задолженности в расходную часть при расчете прибыли | Выполнение для собственных нужд строительных работ, которые не учтены в сумме налогооблагаемой базы |
4 | В доходе не учтены проценты по займам | Не учтенное в налогооблагаемой базе имущество, подаренное или переданное на безвозмездной основе другой компании |
5 | Ошибки при учете расходов | Неправильный расчет НДС |
6 | Необоснованные расходы, внесенные в статью затрат | Неправомерное использование права на освобождение от уплаты платежей в бюджет; |
7 | Внесение в статью затрат на оплату труда расходов, не относящихся к основной деятельности предприятия | Ошибочное совмещение в учете хозяйственных операций, подпадающих под налог и освобожденных от него |
8 | Внесение в учетные данные объектов основных средств, не используемых в процессе производства или оказания услуг | Включение в фискальную базу сумм полной или частичной оплаты в счет будущих поставок товаров |
9 | Учет в статье расходов затрат на ремонт и содержание объектов недвижимости, которые не стоят на балансе организации | Неправильное применение 10 % ставки НДС |
10 | Неправильный учет амортизационных отчислений по ОС, который приводит к неправомерному увеличению статей расходов | Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению; транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ |
11 | Ускоренное начисление амортизации ОС |
Нужна помощь с учетом и отчетностью?
Также возможны нарушения по вычетам по акцизам, учету по УСН, ЕНВД, начислению налога на имущество предприятий, исчислению транспортного и земельного налога, а также неверное удержание НДФЛ.
Как узнать, будет ли налоговая проводить проверку?
По закону инспекция не обязана информировать предприятие о предстоящей проверке. Но обычно такое предупреждения направляется. Инспекторы могут позвонить главбуху или директору предприятия или известить об этом электронным письмом. Вы не найдете нигде плана конкретной выездной проверки — это конфиденциальная информация. Общий план проверок меняется в течение года.
Как вести себя во время визита представителей фискальной службы?
Первое, что нужно сделать руководству – проинструктировать сотрудников, как себя вести в присутствии проверяющих. Подготовить комнату для налоговиков, сократить до минимума контакты сотрудников с инспекторами и убрать из помещения все документы, не относящиеся к проверке. Оставьте для контактов одного сотрудника. Наиболее предпочтительной кандидатурой является главный бухгалтер.
Кроме того, необходимо проверить наличие всех документов, подписей и оригиналов, привести в порядок учет и заранее научиться сохранять документацию по годам в хронологическом порядке, а не по контрагентам. Убрать все пометки с документов.
Обжалование результатов проверки
Акт получен, но вы не согласны с его результатами? Можно обжаловать. На дается месяц, в течение которого возможно подать апелляцию в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, которая проводила проверку. К апелляции приложите документы, аргументирующие вашу позицию. Претензии будут рассмотрены в течение 10 дней. Срок можно продлить, но не больше, чем на месяц.
При разборе претензии вы имеете право присутствовать лично. Если не получится доказать свою правоту в вышестоящей инспекции, обращайтесь в суд. На обжалование решения по итогам выездной проверки, которое вступило в силу, дается год. Избежать проверки невозможно, но при соблюдении определенных условий вы можете минимизировать риски попасть под штрафные санкции.
Не забывайте о возможности больше времени уделять бизнесу, передав часть рутинных функций на аутсорс.
Остались вопросы по теме статьи?
Задайте вопрос эксперту:
Задать вопрос
www.business.ru
Налоговая проверка: виды, правила проведения, результаты
Одним из основных источников головной боли для любого предпринимателя является налоговая служба. Даже если на вашем предприятии все в порядке с отчетностью, соблюдаются все правила и нормы, и нет никаких нарушений — проверка налоговой все равно способна доставить хлопоты и испортить настроение.
Специально для предпринимателей IQReview постарался дать развернутые ответы на вопросы, связанные с этой процедурой. Что такое выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка, чем они отличаются, и какие еще бывают виды контроля — читаем ниже.
Содержание статьи
Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?
Ревизия со стороны налоговой инспекции — форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае — налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Если проще — то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля — это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов.
Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции.
Подкрепим общую информацию:
Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ).
Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.
Что в результате?
Результаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).
В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ — акт налоговой проверки. Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.
В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:
Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.
Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.
Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.
Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально — распиской.
Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа — их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.
Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации — это тоже документируется.
Виды по методу проведения
По методу проведения «визиты» контролирующих органов можно разделить на:
Сплошные. В данном случае инспектируются все документы предприятия без ограничений. Такой план налоговых проверок актуален для небольших предприятий (где это можно сделать быстро), а также для случаев, где нужно восстановить все сведения о деятельности.
Выборочные. В этом случае инспектируется определенная часть документов.
Виды по месту проведения
По месту проведения работу инспекции разделяют на 2 вида:
Выездная налоговая проверка.
Камеральная налоговая проверка.
Ниже разберем подробнее, что такое выездная налоговая проверка и что такое камеральная налоговая проверка.
Камеральная
Камеральная налоговая проверка проводится без визита инспектора на предприятие. Проводится подробный анализ поданных компанией деклараций и документов, фиксирующих деятельность налогоплательщиков.
Налоговая проверкаЗанимает камеральная налоговая проверка до 3 месяцев со дня предоставления требуемой документации. Список документов такой:
Налоговая декларация.
Бухгалтерский баланс.
Отчет о доходах-расходах.
Отчет о движении денег.
Отчет о целевом использовании денег.
Отчет об изменении капитала.
Камеральная налоговая проверка выявляет следующие проблемы:
Ошибки в заполнении документации.
Ошибки в расчетах, суммах выплат, использовании льгот, налоговых ставок.
Сейчас камеральная налоговая проверка является главным способом контроля над налогоплательщиками. Такой вид инспекции охватывает все без исключения (100%) лица, уплачивающие налоги. Для сравнения: выездная налоговая проверка обычно применяется для 20-25% субъектов.
Камеральная налоговая проверка основывается на отчетности. Она должна содержать следующие данные:
Для граждан (физических лиц) | 1. ИНН. 2. Фактический адрес проживания. 3. Паспортные данные. 4. Документы, подтверждающие цифры, указанные в декларации. 5. Данные об уплаченном налоге. |
---|---|
Для предприятий (юридических лиц) | 1. Название организации. 2. ФИО ответственного лица. 3. Актуальные контакты (адрес, телефон). 4. ИНН. 5. ОКПО. 6. КПП. 7. Подписи директора и главного бухгалтера. 8. Печать организации. 9. Данные об уплаченных налогах. |
В случае возникновения вопросов представитель проверяемой организации может быть вызван на допрос. Также с него могут затребовать предоставление дополнительной документации или определенных предметов. Камеральная налоговая проверка проводится в плановом порядке.
Если в ходе ревизии никаких нарушений не было выявлено, процедура завершается.
Если же были обнаружены какие-либо нарушения, то:
В течение 10 рабочих дней составляется акт.
В течение следующих 5 рабочих дней с момента составления акт передается представителю организации.
В течение 1 календарного месяца после получения акта организация вправе оспорить заключение, предоставить свои данные.
В течение 10 рабочих дней после истечения 1 месяца начальник фискального органа пересматривает дело и выносит решение (о привлечении или непривлечении организации к ответственности).
Выездная
Выездная налоговая проверка проводится по месту расположения организации (то есть прямо в офисе или других помещениях, которые занимает компания). В процессе инспекции могут анализироваться не только документы — инспекторы могут запросить доступ в помещения, используемые для деятельности компании.
Также могут проверяться и документы на каждое помещение, которые необходимо предоставлять отдельно в срок до 5 дней с момента требования. Причем такая документация может изыматься — на срок до 5 дней.
Проверка налоговой службойВыездная налоговая проверка проводится сотрудниками фискальной службы. Дополнительно к инспекции могут подключаться:
Переводчики (если какие-то документы оформлены на иностранном языке).
Эксперты (для проведения различных экспертиз — в зависимости от вида деятельности предприятия).
Специалисты других отраслей (геодезисты, юристы и так далее).
Выездная налоговая проверка проводится в тех же целях, что и камеральная: для выявления ошибок в расчетах и уплате налогов. Если результаты налоговых проверок обнаруживают какие-то нарушения — указываются сроки и требования к их исполнению. Если правонарушения серьезные и подпадают под статьи различных кодексов — выносится решение о наказании ответственных лиц. Также в особых случаях может быть ограничена деятельность предприятия в целом.
Длится выездная налоговая проверка до 2 месяцев. Отсчет начинается со дня приезда инспекторов на предприятие. В некоторых случаях длительность инспекции может увеличиваться до 4 месяцев, а в исключительных ситуациях вышестоящее руководство может продлить ее до 6 месяцев.
Представители фискальных органов могут осуществлять проверку документации за предыдущие 3 календарных года. Существует ограничение и по количеству проверок — выездная налоговая проверка осуществляется не более 1 раза за период. Исключение (повторное инспектирование) возможно в следующих ситуациях:
При реорганизации или ликвидации юридического лица.
При контроле вышестоящего руководства за органом, который осуществлял проверку.
В случае, если организация предоставляет уточненные данные, в которых размер налога указывается меньше, чем заявлялся ранее.
Проводиться выездная налоговая проверка может только по указанию руководства фискальной службы (тогда как камеральная — проводится без указаний «сверху»). Проверяться могут только юридические лица и ИП.
В процессе такой ревизии руководство или сотрудники проверяемой организации могут привлекаться к следующим процедурам:
Инвентаризация — проводится для определения достоверности данных, указанных в документации.
Допрос — проводится для выяснения или уточнения различных сведений, которые могут быть полезны уполномоченным лицам.
Вызов физического лица (клиента, бывшего сотрудника) в качестве свидетеля — для дачи показаний.
Осмотр любых помещений, используемых проверяемой организацией — для выявления оборудования, товаров, материалов, не проходящих по документации.
Изъятие документов или любых других предметов (оборудования, техники) — для анализа, экспертизы или в качестве вещественного доказательства.
Экспертиза.
Встречная
Одним из видов перечисленных выше процедур являются встречные проверки. Этот способ подразумевает сверку двух (или больше) образцов одного и того же документа. Это могут быть накладные или счета-фактуры. Брать для анализа такие бумаги могут как в самом предприятии, которое инспектируется, так и в других организациях.
Если документ представлен только в одном экземпляре — это является одним из признаков сокрытия реальных доходов предприятия.
Упрощенная сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных инспекций
Камеральная | Выездная | |
---|---|---|
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | Место расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физлиц, и юрлиц) | Только юрлица |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Виды по объему работ
В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:
Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.
Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.
Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента, операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).
Виды по организации
По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:
Федеральная налоговая службаПлановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.
Внезапные (внеплановые). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.
Прочие формы инспектирования
Согласно действующему НК РФ, существует еще 2 формы инспектирования налогоплательщиков:
Контрольное. Проводится вышестоящим надзорным органом. В данном случае может проверяться работа как предприятия, так и сотрудников фискальных органов, которые инспектировали компанию ранее. Если со стороны уполномоченных лиц (инспекторов, экспертов) были обнаружены нарушения, к ним могут применяться штрафные санкции, вплоть до привлечения к административной или уголовной ответственности.
Повторное. В данном случае проводится дублирование ревизии, которая проводилась ранее. Проверяются все те же документы и данные, которые исследовались в ходе предыдущей процедуры. Если будут обнаружены расхождения — это укажет либо на правонарушение со стороны организации, либо на ошибки или нарушения со стороны инспекторов.
Самые частые нарушения, которые выявляются при инспектировании
Чаще всего фискальные органы выявляют такие виды нарушений (допускаемые случайно или намеренно):
Занижение размера выручки.
Завышение расходов.
Неполное отражение количества проданных товаров (или оказанных услуг) — с целью снизить размер налогов по НДС.
Ошибки и нарушения при оформлении документации, что отражается на показателях деятельности предприятия.
Мораторий для малого бизнеса на 2017-2019
Для стимуляции малого бизнеса российским правительством был введен мораторий на инспекции.
Согласно ФЗ №246 от 13.07.2015, на 2017-2019 года включительно плановое инспектирование не проводится в отношении юридических лиц и ИП, относящихся к малому бизнесу.
Есть и исключения по сферам деятельности (то есть в отношении таких компаний все проверки сохранены в полной мере):
здравоохранение;
образование;
теплоснабжение;
энергетика, энергосбережение, увеличение энергоэффективности.
Мораторий также не коснется компаний, которые:
На основании проведенных ранее (в течение последних 3 лет) инспекций лишались лицензии, или ее действие временно приостанавливали.
Допускали грубые нарушения законодательства, и в отношении которых вступило в силу административное наказание.
О налоговых проверках и выборе компаний для их проведения (видео)
iqreview.ru
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Выездная проверка – самая эффективная форма налогового контроля. Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.
Решение о выездной проверке
Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.
В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.
Место проведения выездной проверки
Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).
Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие — это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.
Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки
Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).
Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.
Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения
Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).
Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).
Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).
Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам, которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).
Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.
spmag.ru
Выездная налоговая проверка | Современный предприниматель
В отличие от камеральной проверки, выездная налоговая проверка – это способ гораздо полнее и глубже изучить бухгалтерские и налоговые документы налогоплательщика, проверить правильность определения налогооблагаемой базы. Более подробно о том, как проходит выездная налоговая проверка, мы рассказывали в наших прошлых публикациях, а здесь рассмотрим лишь некоторые вопросы, касающиеся данной формы налогового контроля.
Кто проводит выездную проверку
Для проведения выездных проверок организаций и ИП в каждой ИФНС создается одно или несколько специализированных подразделений. Каждый такой отдел может заниматься проверками определенной категории налогоплательщиков, например, крупнейших налогоплательщиков, плательщиков ЕНВД, УСН, и т.п.
Как правило, выездная налоговая проверка проводится при участии минимум двух инспекторов, а максимальная их численность не ограничена, поскольку зависит от объемов предстоящей проверки. Ф.И.О. и должности всех проверяющих вносятся в решение о выездной проверке, причем, не указанным в решении лицам принимать участие в проверке нельзя.
Выездная проверка ведется на территории налогоплательщика. При этом проверяющие не могут работать изолированно, запрещать доступ к проверке налогоплательщику: его право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки закреплено в пп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ.
В каждой группе проверяющих инспекторов есть руководитель, отвечающий за результат выездной проверки и координирующий работу остальных членов группы. В его обязанности входит и оформление результатов проверки. Если налогоплательщик с результатами выездной проверки не согласен, или они оспариваются в суде, руководитель проверяющей группы может принимать участие в этих разбирательствах.
Задачи выездной налоговой проверки
Основные цели выездной налоговой проверки:
- установить, правильно ли налогоплательщиком исчислены налоги, сборы и страховые взносы,
- проверить своевременность их уплаты в бюджет.
Выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении одного конкретного налога, или по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). При этом перед налоговиками, как правило, стоят следующие задачи:
- изучить нюансы и особенности хоздеятельности налогоплательщика,
- проверить правильно ли он формирует налоговую базу,
- выявить имеющиеся нарушения,
- если налоговая база занижена, доначислить налоги, пени, и применить к организации (предпринимателю) штрафные санкции или иные меры ответственности,
- дать налогоплательщику рекомендации по исправлению допущенных им нарушений.
Что проверяет налоговая инспекция при выездной проверке
Объектом проверки являются документы, которые налогоплательщик обязан предоставить по запросу проверяющих. Какие конкретно это будут документы, зависит от вида проверяемого налога. Выездная проверка может быть сплошной, когда проверяются абсолютно все документы, или выборочной, когда налоговиков интересует информация только за ограниченный период и в меньших объемах.
Что могут запросить инспекторы в ходе выездной налоговой проверки:
- КУДиР, если проверяемый – «упрощенец»,
- книги покупок и продаж, счета-фактуры – при проверке НДС,
- банковские документы – выписки, платежные поручения и т.д.,
- кассовую книгу и кассовые документы, Z-отчеты, если используется ККТ,
- авансовые отчеты, путевые листы, накладные, договоры, акты выполненных работ и т.п.,
- кадровые и зарплатные документы,
- оборотно-сальдовые ведомости и прочие бухгалтерские регистры, а также налоговые регистры,
- прочие документы, в зависимости от специфики деятельности налогоплательщика и предмета проверки.
Какой период может быть охвачен налоговой проверкой
Любой выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более 3-х календарных лет перед годом проверки, плюс истекшие периоды того года, в котором проводится данная выездная проверка. Так, если в ходе проверки, проводимой в 2017 г., у налогоплательщика требуют предоставить документы за периоды ранее 2014 года, это является незаконным.
Проведение выездных налоговых проверок запрещается по одним и тем же налогам за один и тот же период более одного раза. Повторно можно проверять только изменения в связи с уменьшением налога к уплате, и то только в части изменившихся показателей (письмо ФНС от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).
Моментом окончания выездной налоговой проверки является составление справки по ее результатам. В тот же день справка вручается налогоплательщику, а проверка считается завершенной (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690). В последующие 2 месяца составляется акт налоговой проверки. О его содержании и порядке обжалования читайте наш предыдущий материал.
spmag.ru
Выездная проверка: какие налоги
В рамках одной проверки налоговики могут проверить любые налоги, которые вы уплачиваете, — один или несколькоп. 3 ст. 89 НК РФ. Обычно они проводят комплексные проверки — по всем уплачиваемым организацией или предпринимателем налогам. Так им рекомендует делать ФНС. Забегая немного вперед, скажем, что в этом случае в решении о проведении у вас проверки будет такая формулировка: «по всем налогам и сборам»Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.3.1).
А вот тематические проверки, которые проводятся по отдельным налогам (только по НДС или только по налогу на прибыль и т. д.), случаются реже. Это невыгодно самим инспекторам, поскольку они ограничены в периодичности проведения выездных проверок у налогоплательщика.
Сколько выездных проверок могут провести
Кодекс ограничивает жесткими рамками количество выездных проверок. Так, у налогоплательщика инспекторы могут провестип. 5 ст. 89 НК РФ; Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.3.3):
Проверив в течение 1 календарного года сначала налог на прибыль, а потом НДС, ИФНС лишит себя возможности проводить в этом же году проверки по другим налогам.
Выездная проверка в филиале
Но если у организации есть филиалы и представительства, то в отношении них инспекторы проводят самостоятельные выездные проверкипп. 5, 7 ст. 89 НК РФ. То есть у организации, имеющей филиалы и представительства, количество выездных проверок в год может быть больше двухПисьмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 1.3.3).
Третья выездная проверка за год
Кроме того, в течение календарного года у налогоплательщика в виде исключения может быть проведена и третья выездная проверка, в частности, если:
glavkniga.ru