Автомобильная промышленность россии: Автомобильная промышленность

Производство легковых автомобилей в России упало на 85,4%

Производство легковых автомобилей в России по итогам апреля 2022 года снизилось на 85,4% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года. Об этом 1 июня сообщила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Падение в сравнении с мартом составило 51,3%.

Согласно данным Росстата, за апрель 2022 года в России произвели 19,9 тыс. легковых автомобилей, за все четыре месяца — 264 тыс. (падение на 47,4% год к году). Производство грузовиков за последний отчетный месяц составило 12,3 тыс. (минус 30,4%), за четыре месяца — 52,5 тыс. (минус 5,9%).

Выпуск автобусов с технически допустимой максимальной массой не более 5 т в апреле сократился на 65,2% в годовом исчислении и составил 598 единиц, показатель за четыре месяца — 3,6 тыс. (спад на 23,8%). По автобусам с допустимой массой более 5 т столь резкого падения нет. За апрель их выпустили 1 тыс. единиц (спад на 15,8% год к году), за четыре месяца — 3,8 тыс. (рост на 1,5%). При этом Росстат отмечает, что в этом году апрельское производство тяжелых автобусов было на 9% выше мартовского.

Зато положительную динамику показало производство велосипедов. За апрель их собрали 150 тыс. единиц, что соответствует росту на 43,2% в годовом исчислении и на 5% в месячном. Объем выпуска за четыре месяца составил 506 тыс. единиц, что на 4,9% больше показателя аналогичного периода предыдущего года.

Кроме того, увеличился выпуск мотоциклов и мотоколясок, хотя в абсолютных показателях их собирают немного — 242 в апреле (рост в 2,1 раза год к году) и 698 в течение четырех первых месяцев (рост в 2,2 раза).

Автопром на фоне спецоперации

Санкции, введенные против России в связи со спецоперацией на Украине, нанесли болезненный удар по автомобильной промышленности, которая, среди прочего, лишилась доступа к комплектующим. Значительная часть из них поставлялась из-за рубежа. Уже в марте крупные заводы начали объявлять о вынужденном простое, поскольку машины было невозможно собирать.

Также на фоне санкций последовал уход с российского рынка части производителей, а нестабильность валютного курса привела к тому, что продавцы машин столкнулись со сложностями в ценообразовании.

В результате сочетания всех факторов продажи новых легковых автомобилей и пикапов в первые три месяца 2022 года составили 225,4 тыс. единиц, упав на 29,7% относительно аналогичного периода предыдущего года, сообщило агентство «Автостат». В разных сегментах масштабы падения были разными, но положительной динамики не было зафиксировано ни в одном. При этом март 2022 года, по данным агентства, практически установил антирекорд по продажам на российском рынке за всю историю наблюдения, падение год к году составило 43%. В абсолютном выражении мартовский объем продаж достиг 78,9 тысячи легковых автомобилей. Таких низких показателей в марте не фиксировалось в течение последних 15 лет.

«Москвич» и «Лада» вместо Renault

Знаковым событием для российского автопрома стал уход с рынка французского концерна Renault, который 16 мая продал российскому правительству свои заводы в Тольятти и Москве.

Принадлежавшие французскому концерну 67,69% акций «АвтоВАЗа» получило подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ», остальная часть уже была в собственности у «Ростеха». В Минпромторге сообщили, что после ухода французов из России завод сможет выпускать кроссовер Renault Duster под брендом Lada. В министерстве добавили, что эта модель будет освоена на производстве в Тольятти. Глава ведомства Денис Мантуров также добавил, что ключевыми условиями сделки с Renault по «АвтоВАЗу» стали обязательство помочь в поставках на завод своих комплектующих и возможность производить автомобили на действующей платформе.

«Основным условием является то, что компания Renault будет максимально прикладывать усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других дружественных стран и готовых к производству и поставке данной продукции, сохранять для российского предприятия возможность использовать платформу, которая разрабатывалась компанией Renault совместно с инженерами «АвтоВАЗа»», — сказал министр.

Также в рамках сворачивания деятельности в России французский концерн передал правительству Москвы свой завод «Автофрамос» на Волгоградском проспекте, бывший АЗЛК. Комментируя сделку, мэр столицы Сергей Собянин заявил, что на заводе возродят производство автомобилей под историческим брендом «Москвич», а основным партнером станет «КамАЗ». Минпромторг подтвердил эти планы и анонсировал запуск производства «Москвичей» уже в 2022 году. На первом этапе речь идет только о технике с двигателями внутреннего сгорания, проект на перспективу — электромобили.

Мантуров также добавил, что Минпромторг обсуждает с китайскими автопроизводителями возможный выкуп активов уходящих из России инвесторов.

Время быть проще

На фоне кризисной ситуации в автопроме России правительство смягчило требования к сертификации автомобилей, разрешив производство на территории страны упрощенных по сравнению с современными аналогами машин. 16 мая постановление было опубликовано на портале правовой информации.

Новый документ позволяет компаниям не оснащать выпускаемые ими машины рядом современных систем и, соответственно, обходиться без дефицитных комплектующих. В частности, постановлением допускается сертификация автомобилей без антиблокировочной системы торможения (ABS) и, соответственно, без системы курсовой стабилизации (ESP), которая не работает без антиблокировки. При этом без ABS можно выпускать даже автобусы.

Также новое положение исключило из списка обязательных кософронтальный и боковой краш-тесты, что позволит упростить меры пассивной безопасности. Произошел возврат к старым требованиям по травмобезопасности рулевого управления и по ремням.

Произошла либерализация и в плане контроля за содержимым выхлопных газов. Согласно новому документу, теперь для российских автопроизводителей действуют все экологические стандарты — от «Евро-0» до «Евро-5». Таким образом, компании могут по своему собственному усмотрению выбирать, насколько экологичной будет машина, для большинства типов транспортных средств допустим стандарт «Евро-0», от которого Европа отказалась еще в 1990-х годах.

Упрощены были и многие другие требования к покидающим конвейеры автомобилям. При этом постановление правительства не обязывает заводы выпускать машины без АБС или преднатяжителей ремней безопасности, при желании производитель может устанавливать любые современные системы, включая их в более дорогие комплектации продукции.

Развитие автомобильной промышленности России в современных условиях

Библиографическое описание:

Сидорова, Е. В. Развитие автомобильной промышленности России в современных условиях / Е. В. Сидорова, Ю. Н. Морковцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3346/ (дата обращения: 28.04.2023).



Автомобильная промышленность России играет важную роль в экономике нашей страны, являясь одним из ключевых секторов, обладающим мощным мультипликативным эффектом, а также стимулирует развитие ряда других отраслей. Несмотря на это, сейчас история отечественного автопрома постоянно сталкивается с чередой кризисов и системных проблем, которые, в свою очередь, являются катализаторами переоснащения действующих предприятий, создания новых конкурентоспособных модельных рядов. Также по причине санкций, наложенных на Россию, многие автомобильные компании ушли с рынка. Поэтому необходимо рассмотреть, как будет развиваться автомобильная промышленность отечественного рынка [2].

История российского автопрома

К середине 1950-х годов советская автомобильная промышленность производила достаточное количество машин представительского класса, однако ниша «народных» легковых автомобилей оставалась недостаточно освоенной. Между тем спрос на массовый автомобиль рос с каждым годом. Поэтому в 1960–1970-х годах в стране начали производить сразу несколько марок машин, которые со временем стали символами советской жизни.

«Москвич»

История этого легендарного автомобиля начинается в 1946 году, когда на Московском заводе малолитражных автомобилей начался серийный выпуск легковых машин «Москвич-400». В советское время было выпущено четыре поколения марки ­– от «Москвич-400–420» до «Москвич-2335».

«Волга»

История автомобилей марки «Волга» началась в 1956 году, когда на Горьковском автомобильном заводе были выпущены первые серийные образцы модели ГАЗ-21. Эта машина сменила послевоенную модель ГАЗ М-20 «Победа». Именно ГАЗ-21 стал первой моделью, в которой установили автоматическую коробку передач.

«Жигули»

Эта марку выпускал Волжский автозавод (АвтоВАЗ), который вступил в строй и дал первую продукцию в 1970 году. Предприятие находилось на особом счету советского руководства. В качестве партнера был выбран итальянский концерн FIAT, по контракту с которым итальянцы занимались технологическим оснащением завода в Тольятти и обучали советских специалистов. Строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, выпуск новых автомобилей начался, когда еще не все корпуса завода были достроены.

1990 год стал последним годом стабильного развития отечественной автомобильной промышленности.

В 1991 году, перед распадом СССР, в стране числилось 16,9 млн легковых автомобилей. Такие данные содержатся в справочнике «Автомобильный рынок России: вчера, сегодня, завтра», изданном в 2003 году. Более половины (52,7 %) от этого количества пришлось на РСФСР, где было зарегистрировано 8,9 млн легковых машин. В 1991 году на 1000 человек в РСФСР приходилось 60 легковых машин, т. е. автомобиль тогда был у каждого семнадцатого жителя. На долю каждой из оставшихся союзных республик приходилось менее 5 % советского автопарка.

После распада СССР все изменилось. Начался новый этап — этап фундаментальных преобразований. С распадом СССР на карте мира появилось семь независимых государств, производящих автомобили: Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан и Латвия. Советский Союз в 1990 году занимал восьмое место мире по производству легковых автомобилей, четвертое место по производству грузовых автомобилей и первое — по автобусам. За четыре последующих года выпуск автомобильной техники теперь уже в суверенной России сократился почти вдвое, однако она по-прежнему входила в десятку ведущих автомобилестроительных держав.

Автомобилестроение в данный период оставалось одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации. Таким образом российское легковое автомобилестроение в то время было самым благополучным сектором в постсоветской автомобильной промышленности. С 1991 по 1994 год доля легкового машиностроения в российской автомобильной промышленности выросла с 60 до 80 %. При общем сокращении производства в автомобилестроении парк легковых автомобилей растет беспрецедентными темпами: почти на 10 % ежегодно. С 1991 по 1994 год количество легковых автомобилей в расчете на тысячу жителей России возросло с 57 до 74 штук. Происходит бурная автомобилизация населения. Российская автомобильная промышленность с каждым годом все более перестраивается в соответствии с запросами внутреннего российского рынка. Однако, в последствие, общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране после распада СССР, привела к существенному сокращению производства автомобильной, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Падение «железного занавеса» открыло поступление в Россию автомобилей иностранного производства, явно превосходящих наши машины по уровню экономичности, комфорта и качества сборки. Стараясь сохранить собственное автомобилестроение, специалисты автопредприятий разработали образцы техники с улучшенными потребительскими свойствами, была запущена сборка новых легковых, грузовых авто, появились коммерческие автомобили средней тоннажности. Двигатели стали устанавливать с учетом требований «Евро-4». Кроме того, для удовлетворения возрастающих потребностей покупателей на государственном уровне были заключены контракты с мировыми производителями машин. На территории России начали массово собирать автомобили зарубежных брендов. Сейчас уже довольно сложно привести весь список предприятий, которые собирают иномарки из поставляемых комплектующих — этот перечень очень объемен. Совместные предприятия и российские заводы, выпускающие иномарки на основании лицензий, уже в 2011 году собирали около 20 % продающихся у нас машин.

Кроме того, зарубежные партнеры помогли отечественному автомобилестроению остаться на плаву, деятельно участвуя в создании, усовершенствовании и производстве новых российских авто.

Из-за сравнительно невысокого качества российских автомобилей российские рынки захватывают зарубежные автофирмы. Автопроизводители-гиганты увидели большой потенциал на российском рынке. 19 декабря 1996 года премьер-министр России Виктор Черномырдин позировал за рулем первого внедорожника Chevrolet Blazer, собранного в России американским автопроизводителем General Motors. С тех пор многие другие гиганты автомобильной промышленности открыли свои сборочные линии в России. Среди них были такие бренды как: Volkswagen, Skoda, Toyota, Nissan и другие.

Первая половина 2022 года стала для российской автомобильной промышленности периодом больших испытаний. Из-за введенных Западом санкций ввоз отдельных автомобильных комплектующих напрямую оказался запрещен, поставки других стали невозможны из-за нарушения логистических цепочек. Многим иностранным автокомпаниям, включая европейские и японские, напрямую запретили инвестировать в российскую экономику. В результате автомобильные сборочные заводы, которых в последние десятилетия в России появилось немало, весной прошлого года еще поработали на остатках уже ввезенных машинокомплектов, но к середине года почти все из них остановились. Традиционный российский автопром оказался не в сильно лучшей ситуации. Так, из-за прекращения поставок ключевых компонентов из Европы были остановлены сборочные конвейеры «АвтоВАЗа». Спустя несколько месяцев производство удалось восстановить, но пока это касается только максимально локализованных моделей. Не все модели Lada, которые можно было купить год назад, вернутся в автосалоны, а другие вернутся только после того, как будут найдены альтернативные поставщики недостающих компонентов [1].

Во второй половине года часть оставленных иностранцами заводов оказались в руках российских собственников. Те, в свою очередь, быстро объявили о перезапуске производства.

Правда несколько неожиданным способом — с участием зачастую неназванных иностранных партнеров. Российская автомобильная промышленность нашла способ функционировать в новых условиях и постепенно к ним адаптируется. Наиболее сложная ситуация сохраняется в легковом сегменте, но и здесь заметны определенные положительные сдвиги. Одним из примеров нового этапа российского автопрома стало возвращение марки «Москвич». Схема, которую затем повторили и некоторые другие российские компании, выглядит так. Предприятие Renault в Москве, которое, напомним, изначально было размещено в так и недостроенном заводе двигателей при «Москвиче», было продано правительству Москвы. Партнером нового предприятия стал отечественный «КамАЗа». И уже в 2022 году там начали собирать новые «отечественные» автомобили. Параллельно на «КамАЗе» ведется разработка собственных легковых автомобилей, которые со временем должны заменить китайцев на конвейере столичного предприятия. В декабре 2022 года стало «АвтоВАЗ» объявил о планах выпуска на бывшем заводе Nissan под Санкт-Петербургом трех моделей автомобилей под маркой Lada, включая седан и кроссовер, которые будут позиционироваться на рынке в более дорогом сегменте, нежели традиционные модели Волжского автозавода.
Примечательным образом на уход мировых автоконцернов с российского рынка наложились принятые еще во второй половине 2021 года меры по поддержке производства в России электромобилей. Это привело к тому, что уже осенью на заводе компании «Моторинвест» под Липецком стартовала сборка электрических машин новой российской марки Evolute. При этом эксперты не готовы согласиться с утверждением, что санкции не смогли создать серьезные трудности для отечественного автопрома. Так, большинство иностранных брендов, которые вложили в отрасль миллионы долларов и евро остаются в замороженном состоянии или же вовсе ушли из России. Что, по оценкам некоторых источников в этих автоконцернах, привело к откату всей отрасли в 1990-е годы. При этом почти все перечисленные проекты построены на поставках машинокомплектов из Китая. Пока эта схема не подпадает под санкции, но всегда есть риск, что и Китай начнет ввозить какие-либо ограничения. Потому, серьезные игроки уже сейчас задумываются о создании в России производств полного цикла, хотя у многих складывается впечатление, что Россия ничего не может противопоставить надвигающейся монополизации автомобильного рынка со стороны КНР.
Да, в краткосрочной перспективе отечественный автопром действительно, скорее всего, окажется не на первом плане. Однако у местных производителей есть все шансы занять лидирующую позицию в дальнейшем. «АВТОВАЗ», в частности, ставит целью выпустить около 500 тысяч автомобилей в 2023 году. Программы поддержки автопрома со стороны правительства должны быть направлены в первую очередь не на производство, а на спрос. В частности, в минувшие месяцы наблюдались высокие объемы продаж автомобилей благодаря программам льготного автокредитования. Продажи Lada Granta, к примеру, выросли в августе по отношению к июлю этого года почти на 80 %. Тем не менее в дальнейшем ситуация на рынке новых легковых автомобилей в России будет оставаться достаточно сложной. Таким образом российский автопром находится только в самом начале своего пути в новых санкционных условиях и нерешенных задач пока предостаточно.

Литература:

1. Как санкции отразились на российском автопроме. Что будут производить вместо ушедших брендов: Autonews

2. https://cyberleninka.ru/article/n/avtomobilnaya-promyshlennost-rossii-na-sovremennom-etape

Мировая экономика и международные отношения

Мировая экономика и международные отношения

Мировая экономика и международные отношения

Ежемесячный академический журнал

РЯБОВ Андрей Виленович – главный редактор

МАТВЕЕВА Ирина Эдуардовна – ответственный секретарь

 

Учредители: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова , Российская академия наук; Российская академия наук

Издательство: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН

Журнал издается под контролем Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН

Включен в список ВАК, Science Index

Индексируется в Scopus и Web of Science (РИНЦ и ЕСКИ)

ISSN 0131-2227 Электронный ISSN 2782-4330
   

Индексировано

Уважаемые авторы! Обращаем ваше внимание, что в Перечне рецензируемых научных журналов ВАК, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук для журнала «MEMO Journal» зарегистрированы следующие специальности:

экономическая наук:

5. 2.5. Мировая экономика.

5.2.1. Экономическая теория

5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

политические науки:

5.5.4. Международные отношения

5.5.1. История и теория политики

5.5.2. Политические институты, процессы, технологии

 

Текущий выпуск

2023, том. 67, № 4

Темы номера:

  • Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски
  • Риски эскалации многодоменных сражений
  • Перспективы интернационализации российского рубля в современных геополитических условиях 
  • Фактор диаспоры в контексте общеармянской идентичности: между нацией и государством

Подать заявку

Подать заявку

ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУБЛИКАЦИИ

Редколлегия приглашает авторов для написания аналитических статей по следующим темам:

  • изменения процессов глобализации в современных условиях

  • формирование нового мирового порядка

  • сдвиги в цивилизации на этапе перехода к цифровому обществу

Редакция также заинтересована в публикации обобщающих статей/научных обзоров, раскрывающих основные тенденции развития отдельных регионов мира — Латинской Америки, Африки, Южной Азии и др.

История российского автомобилестроения

Однако серийное производство автомобилей началось в 1909 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге (марка Russo-Baltique). В 1916 году на автозаводе АМО, построенном в Москве промышленниками братьями Рябушинскими, было налажено производство грузовиков. Впоследствии этот завод стал лидером советского автомобилестроения (марки ЗИС, а затем и ЗИЛ).

Развитие автомобилестроения получило импульс в советский период. Изучение мирового опыта сочеталось с уникальными проектами, адаптированными к специфике страны. В октябре 1918 года, в разгар Гражданской войны, была создана Автомобильная научно-исследовательская лаборатория, известная сегодня в автомобильных кругах как Автомобильный научно-исследовательский институт НАМИ. В 1932 году в Горьком (Нижний Новгород) был построен Автомобильный завод ГАЗ, составивший, наряду с ЗИЛом, основу отечественного автомобилестроения. В 30-е годы автомобильные заводы Москвы, Горького и Ярославля выпустили десятки тысяч грузовиков, легковых автомобилей и автобусов, по своим характеристикам не уступавшим лучшим зарубежным образцам.

Середина прошлого века ознаменовалась строительством современных заводов, запуском новых инженерных сооружений и резко возрос выпуск автомобилей. Появились новые бренды, получившие мировое признание, это УАЗ, Москвич, Урал. С вводом в эксплуатацию Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в 1969 году началась масштабная автомобилизация населения страны. В 1974 году с конвейера нового завода КАМАЗ, который сегодня считается ведущим российским производителем грузовых автомобилей, сошел первый большегрузный автомобиль. Российская автомобильная промышленность стала уважаемым и равноправным членом международного сообщества автопроизводителей. К мировым лидерам автомобилестроения присоединились такие заводы-гиганты, как ГАЗ, ЗИЛ, ВАЗ, КАМАЗ. До 19 лет80 года Советский Союз производил около 2,2 миллиона автомобилей всех типов в год.

После распада Советского Союза и смены экономической системы России в 1990-е годы автомобильная промышленность оказалась в критической ситуации. Импорт стал основным товаром на российском автомобильном рынке. В целях поддержки местного производства и содействия созданию рабочих мест правительство открыло в 2005 году на льготных условиях (в рамках инвестиционного режима так называемой промышленной сборки) доступ в Россию для международных автомобильных компаний, организующих там выпуск своих автомобилей. Наряду с традиционными отечественными производителями более двадцати иностранных компаний организовали производство автомобилей в России.

В последние годы автомобильная промышленность столкнулась с еще одной сложной ситуацией, связанной с ограничениями, связанными с COVID, и уходом западных OEM-производителей после санкций, введенных против России в связи с украинским конфликтом.

Однако мы выжили. Российская автомобильная промышленность входит в десятку наиболее развитых автомобильных отраслей мира.

У нас есть утвержденная Правительством РФ стратегия развития отрасли. Мы добились заметного роста производства и продаж автомобилей.

В настоящее время в автомобилестроении в России занято около 300 000 человек, а в смежных отраслях занято более двух миллионов человек.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *