Картель в экономике это: Картель — экономическая этимология

Содержание

Картель — экономическая этимология

cartel

Слово заимствовано в западноевропейских языках. Активно используется в русскоязычной правовой и экономической лексике с середины в XIX века. Основные значения слова — документ, договор, форма объединения предприятий — отражают его этимологию.

Истоки слова – в латинском charta – лист бумаги. Как гипотеза отмечается возможность происхождения слова от арабского «слой папируса». Тот же корень и у слов «чартер» и «хартия». Итальянское cartello – бумага, документ. Английское cartel – уменьшительное от card – карта, карточка, открытка, билет, приглашение, бланк, письменное соглашение.


Современное содержание слова как экономического понятия. Картель – соглашение продавцов (экспортеров) по ограничению конкуренции между собой. Ограничение достигается за счет трех инструментов. Первый – установление квот. Второй – определение продажной цены. Третий — распределение рынков сбыта.

В экономической теории картель – простейшая форма монополии. Эту форму отличает самостоятельность участников и их единую отраслевую нацеленность. Картель – это группа фирм, а не фирма и эта группа действует, как правило, в рамках одной отрасли.

Как и в классической модели монополии, прибыль картеля максимизируется при снижении объёма продаж от равновесного уровня. Этот объём является координатой точки пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. Проекция этой точки на ось цен определяет оптимальную цену картеля, которая выше равновесной цены. В результате картельное соглашение оптимально для участников картеля, но не оптимально для мирового хозяйства.

Но в ряде случаем могут выделяться и позитивные эффекты картеля. Эти эффекты связаны с решение проблем реструтуризации помышленности, стандартизации материалов и компонентов. В этих случаях создание картелей может и поощряться.

Одновременно с появлением новых картелей идет и процесс их распада – декартелизация.


Категория:
Связанные понятия:

Дела о картелях: роль экономических доказательств

30.03.2017

Примерное время чтения: 6 мин.


C введением обязательного анализа состояния конкуренции при расследовании дел о картелях большее, чем раньше, значение получили экономические показатели товарного рынка, на котором заключается антиконкурентное соглашение. Как ФАС России и арбитражные суды используют и оценивают экономические доказательства по подобным спорам?

Практика ФАС России

Практика Федеральной антимонопольной службы по расследованию картелей сильно расширилась. Бóльшую ее часть составляют дела о картельных соглашениях на торгах, особое внимание уделяется сфере закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Для информации

Последствия картелизации:
  • установление и поддержание цены на товар;
  • раздел товарного рынка;
  • установление барьеров для входа и вытеснение с рынка компаний, не участвующих в картеле.

Важную роль в расследовании играют экономические доказательства существования и деятельности картеля, поскольку они являются отражением отрицательных последствий картелизации рынка.

Согласно подходу ФАС России, который был подтвержден ВАС РФ, доказательствами в антимонопольном деле могут служить любые материалы, включая переписку хозяйствующих субъектов. Это подразумевает, что с помощью неких материалов подтверждается факт заключения соглашения, но не его воздействие на рынок (изменение рыночных показателей). Безусловно, такая позиция понятна в условиях запрета картелей per se, когда антимонопольному органу не требуется доказывать отрицательное влияние соглашения на состояние конкуренции. Кроме того, представители ФАС России указывают, что использованию данных, полученных с применением экономического анализа, препятствует возможность неоднозначного толкования полученных результатов.

Отсутствие необходимости доказывать конкретные антиконкурентные последствия вступления в картельный сговор, а также целесообразность участия в нем и иные обстоятельства приводит к тому, что компании и их менеджмент могут быть наказаны за действия, которые фактически не нанесли конкуренции вреда.

Например, компании могут заключить соглашение, но не исполнять его. Или же, когда нет необходимости доказывать экономическую выгоду от вступления в картель, хозяйствующие субъекты могут быть признаны его участниками, хотя чисто экономически такое участие было бы им невыгодно. А если вступать в картель невыгодно, в чем смысл его создания?

Для справки

За заключение картельного соглашения законодательством предусмотрены следующие негативные последствия:
  1. Уголовная ответственность должностных лиц компании. Заключение картельного соглашения, если оно причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 178 УК РФ).
  2. Административная ответственность. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения влечет наложение административного штрафа на компанию в размере до 15% от оборота на рынке, на котором совершено административное правонарушение (ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ).
  3. Наложение на компанию предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства (ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон о защите конкуренции). В случае исполнения наложенного предписания хозяйствующий субъект будет освобожден от административной ответственности.
  4. Взыскание убытков с компании. Лица, права и интересы которых нарушены, могут обратиться в суд с исками о возмещении убытков, возникших в результате нарушения антимонопольного законодательства (ст. 37 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, помимо формальных доказательств существования соглашения, учитываемых при доказывании исходя из доктрины запрета картелей per se, должны использоваться экономические доказательства:

  1. целесообразности и выгодности для каждого из участников картеля их договоренностей;
  2. ограничения конкуренции на рынке как результата функционирования картеля.

С 2015 г. проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке стало обязательным и для картельных дел (приказы ФАС России от 30.01.2015 № 33/15 и от 20.07.2016 № 1000/16 о внесении изменений в Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Приказ № 220), причем порядок проведения анализа для них является усеченным. Он не учитывает значительное количество показателей, указывающих на картелизацию, вследствие чего устанавливаются лишь границы товарного рынка и то, что участники картеля являются конкурентами. Для получения экономических доказательств такой анализ почти бесполезен.

По делам о картелях (за исключением картелей на торгах) помимо изучения факторов, влияющих на состояние конкуренции, необходимо исследовать динамику:

  • цен на товар: о картеле может свидетельствовать резкое повышение цен, поддержание единой цены перепродажи;
  • рыночных долей хозяйствующих субъектов: о картеле может свидетельствовать неизменность долей или их синхронное увеличение;
  • объема выпускаемой продукции: о картеле может свидетельствовать сокращение объема выпускаемой продукции одновременно несколькими производителями;
  • уровня прибыли на товарном рынке: о картеле может свидетельствовать резкий и необоснованный рост прибыли у части хозяйствующих субъектов.

При возбуждении же дела о картеле на торгах, кроме указанных в Приказе № 220 критериев, может использоваться показатель уровня прибыли.

Все перечисленные факторы могут указывать на то, что на рынке действует картель. При этом важнее всего доказать получение участниками картельного соглашения экономической выгоды от его заключения. Такой подход поможет не только более объективно доказать существование картеля, но и, прежде всего, его вычислить.

Постепенно складывается практика ФАС России и арбитражных судов, подтверждающая необходимость использования среди прочего экономических доказательств при расследовании картельных дел.

Во время расследования картелей антимонопольный орган в большей степени сосредоточен на поиске прямых доказательств заключения соглашения. Но наряду с этим в решениях ФАС России подчеркивается, например, выгода и необоснованные преимущества, полученные участниками картельного соглашения в результате его реализации. Например, увеличение процента вылова с 20 до 70% или получение сверхдохода.

Практика арбитражных судов

Арбитражная практика за последние два года также подтверждает усиление роли экономических доказательств.

На это указала и СКЭС ВС РФ, рассматривая кассационную жалобу ЗАО «Русская рыбная компания». По мнению Судебной коллегии, антимонопольному органу необходимо было исследовать товарный рынок продажи товара, установить, был ли он разделен между продавцами-конкурентами, в том числе по объемам продажи или покупки, ассортименту либо составу продавцов или покупателей товара. Кроме того, ФАС России не обосновала, каким образом на товарный рынок влияли применяемые хозяйствующими субъектами цены. Суд также отметил, что антимонопольный орган в числе прочего не установил уровень рыночных цен, предел которого был бы нарушен хозяйствующими субъектами в сторону увеличения или уменьшения, а также не представил доказательств того, что применяемые цены не являлись рыночными.

Сходные параметры предлагает Арбитражный суд Московского округа. Он указал, что для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов при картельном сговоре установлению подлежат обстоятельства, свидетельствующие об участии этих субъектов на едином товарном рынке, заключении ими соглашения (в письменной или устной форме), отсутствии объективных причин заключения такого соглашения, наличии реального снижения или поддержания цен или угрозы возникновения данных обстоятельств. Кроме того, суд отметил, что само по себе общение участников рынка, обсуждение ими отраслевых вопросов не может служить достаточным основанием для подтверждения наличия между ними антиконкурентного соглашения.

Для того чтобы сделать вывод о наличии картеля, антимонопольный орган, с позиции судов, должен иметь экономические доказательства существования сговора и выявить его признаки с точки зрения влияния на экономические процессы на товарном рынке. Решение антимонопольного органа может быть также отменено на основании того, что не проведен анализ конкурентной среды в регионе – не учтены сложившаяся ценовая конкуренция и поведение других участников торгов.

Из некоторых судебных актов видно, что без экономических доказательств – в частности, доказательств получения экономической выгоды от заключения запрещенного соглашения – выводы антимонопольного органа о заключении картельного соглашения суды считают несостоятельными, а нарушение недоказанным. Такая позиция встречается, как правило, при рассмотрении дел об оспаривании решений ФАС России о картеле на торгах.

Выводы

С внесением поправок в Приказ № 220 об обязательном анализе состояния конкуренции на товарном рынке при расследовании картельных дел ФАС России и суды стали внимательнее исследовать рынок и влияние на него данного нарушения антимонопольного законодательства. Соответственно, возросло значение экономических доказательств при рассмотрении дел о картелях.

Рассматривая дела об оспаривании решений и предписаний антимонопольных органов, суды достаточно часто указывают на необходимость предоставления в том числе экономических доказательств того, что картельное соглашение действительно имеет место. Такая тенденция безусловно является позитивной с точки зрения развития института доказывания картелей. Поскольку экономические доказательства позволяют как минимум более комплексно проанализировать ситуацию на рынке, где происходит нарушение, и как максимум найти картель и доказать его наличие, их использование более чем оправданно.

КАРТЕЛЬ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАРТЕЛЬ — раз­но­вид­ность фор­маль­но­го или не­фор­маль­но­го со­гла­ше­ния ме­ж­ду до­го­ва­ри­ваю­щи­ми­ся сто­ро­на­ми.

Пер­во­на­чаль­но картелем на­зы­вал­ся письменный до­ку­мент, ко­то­рый пред­став­лял со­бой опи­са­ние тур­нир­ных и ду­эль­ных пра­вил или вы­зов на по­еди­нок. Позд­нее тер­мин «картель» стал ис­поль­зо­вать­ся в ди­пло­ма­тической прак­ти­ке для обо­зна­че­ния со­гла­ше­ний, не ну­ж­даю­щих­ся в ра­ти­фи­ка­ции. Ча­ще все­го картели под­пи­сы­ва­лись воюю­щи­ми сто­ро­на­ми с це­лью об­ме­на плен­ны­ми, за­клю­че­ния пе­ре­ми­рий и т.  д.

На­чи­ная с конца XIX века картели ста­ли рас­смат­ри­вать пре­ж­де все­го как эко­но­мическое по­ня­тие. С точ­ки зре­ния эко­но­мической тео­рии картель — это раз­но­вид­ность мо­но­по­лии, а кар­те­ли­ро­ва­ние — фор­ма мо­но­поль­но­го по­ве­де­ния на рын­ке. Основная от­ли­чительная чер­та ры­ноч­но­го картеля — до­го­вор­ный ха­рак­тер его фор­ми­ро­ва­ния. Обыч­но картель со­сто­ит из груп­пы не­за­ви­си­мых друг от дру­га круп­ных эко­но­мических субъ­ек­тов (го­су­дарств, кор­по­ра­ций и т. п.), ко­то­рые об­ла­да­ют су­ще­ст­вен­ным влия­ни­ем на каком-либо рын­ке то­ва­ров или ус­луг. Уча­ст­ни­ки картеля со­гла­су­ют ме­ж­ду со­бой со­вме­ст­ные дей­ст­вия на рын­ке. До­го­во­рён­но­сти мо­гут вклю­чать в се­бя обя­за­тель­ст­ва под­дер­жи­вать за­вы­шен­ный уро­вень цен на про­да­вае­мую и за­ни­жен­ный — на по­ку­пае­мую про­дук­цию, со­блю­дать со­гла­со­ван­ные кво­ты на объ­ё­мы про­из­вод­ст­ва и сбы­та, не на­ру­шать гра­ни­цы тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­де­ла рын­ков и др.

Картели соз­да­ва­лись пре­имущественно пу­тём за­клю­че­ния письменных со­гла­ше­ний. Од­на­ко с тех пор как за­ко­ны многих стран ста­ли ог­ра­ничи­вать и да­же пол­но­стью за­пре­щать мо­но­поль­ные дей­ст­вия, боль­шин­ст­во картелей пе­ре­шло к функ­цио­ни­ро­ва­нию на ос­но­ве не­фор­маль­ных уст­ных до­го­во­рён­но­стей (кар­тель­ных сго­во­ров).

Вве­де­ние за­ко­но­дательных за­пре­тов объ­яс­ня­ет­ся тем, что картель, рав­но как и другие ви­ды мо­но­по­лий, на­ру­ша­ют прин­ци­пы сво­бод­ной кон­ку­рен­ции, уве­ли­чи­ва­ют свои до­хо­ды за счёт вне­ры­ноч­но­го дав­ле­ния на других уча­ст­ни­ков рын­ка и, в ко­неч­ном счё­те, уси­ли­ва­ют струк­тур­ные дис­про­пор­ции в эко­но­ми­ке и за­мед­ля­ют её раз­ви­тие. Од­на­ко пол­но­цен­ное ан­ти­кар­тель­ное за­ко­но­да­тель­ст­во по­ка мож­но соз­да­вать толь­ко в пре­де­лах национальных го­су­дарств. На ме­ж­ду­народном уров­не пре­дот­вра­щать кар­тель­ные дей­ст­вия до сих пор край­не за­труд­ни­тель­но.

Многие го­ды наи­бо­лее из­вест­ным и влия­тель­ным ме­ж­ду­народным картелем яв­ля­ет­ся ОПЕК (OPEC) — Ор­га­ни­за­ция стран — экс­пор­тёров неф­ти. Этот картель, пе­рио­ди­че­ски со­гла­суя кво­ты на до­бы­чу и по­став­ки неф­ти, а так­же объ­яв­ляя же­ла­тель­ные для се­бя ко­ри­до­ры цен, ока­зы­ва­ет весь­ма зна­чительное воз­дей­ст­вие на конъ­юнк­ту­ру ми­ро­вых рын­ков уг­ле­во­до­род­но­го то­п­ли­ва. Яр­ко вы­ра­жен­ный картель су­ще­ст­ву­ет в на­ше вре­мя и на ми­ро­вом рын­ке ал­ма­зов, при­чём его об­ра­зу­ют все­го две кор­по­ра­ции — юж­ноаф­ри­кан­ская «De Beers» и рос­сий­ская АЛРОСА. Эти кор­по­ра­ции, кон­тро­ли­руя при­мер­но 85% рын­ка, ре­гу­ляр­но до­го­ва­ри­ва­ют­ся о кво­тах и це­нах сво­их про­даж.

В современной российской эко­но­ми­ке кар­тель­ные сго­во­ры так­же ста­ли до­воль­но рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем (например, на про­тя­же­нии многих лет экс­пер­ты го­во­рят о кар­тель­ных дей­ст­ви­ях на национальном рын­ке ав­то­мо­биль­но­го то­п­ли­ва). Таким образом, за­да­ча ан­ти­кар­тель­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния ак­ту­аль­на и для на­шей стра­ны.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Картели и их роль в современной экономике

Понятие картеля

Определение 1

Картель – это тайный сговор предприятий, производящих однородную продукцию, с целью создания монопольного рынка.

Сущность картеля заключается в формировании соглашения или объединения предприятий для получения полной рыночной власти. Каждый участник картеля сохраняет свой суверенитет, финансовую и экономическую независимость. Это отличает картель от трестов, концернов и синдикатов. Основой соглашения между участниками картеля могут быть:

  • цена;
  • сфера влияния;
  • условие сбыта;
  • использование патентов;
  • объем выпуска;
  • наём сотрудников.

Цель создания картеля – формирование монополии на производство продукции. Чаще всего картели складываются в олигополистических отраслях. Для них характерно производство технически сложной продукции. Барьеры входа на рынок очень высоки, поэтому достичь монопольной власти достаточно просто. Сегодня большинство стран запрещают создавать картели, но вследствие работы рынка предприятия могут вступать в негласный сговор. Он выражается в удерживании низких цен на продукцию при условии, что доли рынка сохраняются за каждой компанией. Новичку сложно выйти на рынок, так как требуются существенные вложения в развитие бизнеса. Низкие цены на рынке не дадут возможности укрепить свое положение.

Замечание 1

Таким образом, образование картелей в большинстве стран мира регулируется нормами антимонопольной политики, но некоторые государства поддерживают картели как один из инструментов реструктуризации промышленности. С их помощью осуществляется стандартизация материалов и комплектующих, ограничивается конкуренция между предприятиями малого и среднего бизнеса.

Виды картелей, принципы их формирования

Картель представляет собой объединение компаний, принадлежащих одной отрасли. Они могут вступать в соглашение относительно различных аспектов хозяйственной деятельности. Их организационная структура такова, что они не имеют доминирующего звена. Формирование картеля происходит путем согласования отдельных вопросов руководителями предприятий отрасли. В двадцатом веке развитые и большинство развивающихся экономик противодействуют созданию картелей в рамках антимонопольной политики. Однако, картельное соглашение может существовать негласно.

Отличительными особенностями картеля являются:

  1. Сговор производителей для получения монопольного дохода.
  2. Сохранение экономической и финансовой самостоятельности.
  3. Объединение фирм, производящих однородную продукцию.
  4. Совместная сбытовая политика.
  5. Действие системы принуждения.

Выделяют следующие виды картелей;

  • Денежный — строится на основе ценовых связей, затрагивающих платежи и поставки.
  • Долевой — отличается действием квот для каждого участника. Регулирование отношений осуществляется через квоты, что позволяет контролировать цены. Так же он может иметь форму территориального картеля, в котором за каждым участником закрепляется территория сбыта.
  • Закупочный — представляет собой объединение на основе совместных закупок сырья и полуфабрикатов. Объединение предприятий отрасли может осуществляться для создания единой структуры и системы расчетов, определения единых условий реализации, установления квот.

Картели в олигополиях могут возникать в ответ на кризис при стойком спаде спроса. В этом случае предприятия могут преодолевать негативные последствия экономического кризиса. Картель может определять территориальный рынки сбыта, цены, осуществлять патентный контроль. Самым сильным объединением считается картель, построенный на установлении общих цен, организации совместного сбыта, а также скоординированного регулирования производства. Эффективность деятельности определяется степенью интеграции каждой участницы, а также степенью согласия с действующим соглашением.

Роль картелей в современном мире

Запрет на создание картелей может быть снят и в развитых экономиках, при наличии следующих условий. На долю картелей приходится относительно небольшой сегмент рынка. Например, Евросоюз установил, что картель может существовать при условии, что на его долю приходится 5% рынка производства и сбыта продукции. Ежегодный оборот не должен превышать 200 миллионов экю. Если картели осваивают новый рынок, им так же разрешено действовать в рамках законодательства. Картели сохраняются при условии, что приносят пользу национальному хозяйств и способствуют техническому прогрессу.

В Западной Европе существует специальное законодательство, которое делит картели на полезные и вредные. Поэтому в ЕС существуют официально зарегистрированные картели. В Соединенных Штатах они полностью запрещены, но существует аналог картелей – торгово-промышленные ассоциации или союзы предпринимателей. Они осуществляют межфирменное регулирование на уровне отрасли.

Картели могут быть ограничены государственными границами, либо носить международный характер. Одним из наиболее известных и действующих на сегодняшний день картелей является ОПЕК или организация стран экспортеров нефти. Участницы ОПЕК сохраняют за собой возможность распоряжаться своим имуществом и финансами независимо друг от друга. Но они вступают в отношения для регулирования мировых цен на нефть. На долю стран-участниц приходится около 80% мировых запасов нефти и около 45% ее добычи. Лидером ОПЕК остается Саудовская Аравия. Организация может устанавливать квоты, как это сделала в начале двухтысячных. Как альтернатива ОПЕК сформировалась Организация независимых стран, занимающихся экспортом нефти, среди которых действует и Россия.

Замечание 2

Вступая в явное и неявное соглашение, участники картеля берут на себя обязательства. Сложность существования картеля заключается не в заключении договора о сотрудничестве, а в его исполнении. В случае, если один или несколько участников не будут выполнять соглашение, то пострадают все члены картеля. Успешность функционирования объединения предприятия зависит от возможности контролировать исполнение договора.

Цифровой экономике — цифровые картели // Первый обзор практики ФАС по антиконкурентным соглашениям

Для всех специалистов в области антимонопольного регулирования. Портал Закон.ру совместно с Ассоциацией антимонопольных экспертов будет публиковать аналитические материалы, подготовленные Ассоциацией. Первый материал — обзор практики по делам об антиконкурентных соглашениях за 2017 год и первую половину 2018 года. Обзор подготовлен Ассоциацией совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

В обзоре — тринадцать наиболее значимых для практики дел, рассмотренных центральным аппаратом ФАС России. Все они заслуживают внимания. Самое интересное, возможно, следующее.

В текущем году ФАС России завершила расследование одного из самых крупных дел о картеле и незаконной координации на товарном рынке (не торгах). Это дело о запорно-пломбировочных устройствах (ЗПУ), которые необходимы для опломбирования отправляемых по железной дороге вагонов, контейнеров или цистерн (решение ФАС России от 28 марта 2018 года по делу № 1-11-69/00-22-17).

Чем интересно это дело? Кроме достаточно классических для картелей доказательств (например, электронной переписки, общих документов по схеме работы на рынке), ФАС выявила внедрение системы (компьютерной программы) контроля учета, хранения и утилизации ЗПУ каждого производителя на каждой железной дороге.

Это позволило, согласно выводам ФАС России, координатору и каждому из производителей ЗПУ в режиме реального времени получать информацию обо всех поставках с точностью до одного ЗПУ, в том числе информацию о поставках каждого из участников антиконкурентного соглашения.

Как говорится, цифровая экономика — цифровые картели.

Еще один из ряда интересных моментов этого дела — согласие одного из участников картеля с выводами, изложенными в заключении об обстоятельствах дела и анализе состояния конкуренции на рынке ЗПУ.

При этом вопреки практике этот ответчик не стал сдаваться в порядке примечания к статье 14.32 КоАП РФ (эта норма позволяет добровольно сообщить об участии в картеле, прекратить участие в нем и представить необходимые для расследования картеля доказательства — в обмен на это первый «сдавшийся» освобождается от административного наказания). Он пояснил, что не давал поручения своим сотрудникам совершать действия, запрещенные антимонопольным законодательством. Причиной данного нарушения послужили, согласно его позиции, действия отдельных сотрудников общества, нарушение допущено непреднамеренно и по неосторожности.

ФАС России усмотрела в действиях компаний нарушение антимонопольного законодательства — заключение соглашения, приведшего к разделу рынка и установлению цен. Сейчас дело проходит судебную проверку. Будем ждать оценки собранных по делу доказательств и позиций со стороны арбитража.

С этим и другими 12 расследованиями более подробно вы можете ознакомиться в обзоре.

Обзор будет выпускаться на периодической основе. Новый выпуск (за второе полугодие 2018 года) запланирован на начало следующего года.

10.5.3. Картель. Экономическая теория: учебник

10.5.3. Картель

Когда фирмы, действующие в условиях олигополии, заключают соглашение, они могут определять в нем условия ценовой политики, проводить раздел рынка, оговаривать размеры расходов на рекламу и т. д. Соглашение уменьшает страх участия в ценовой войне. Если подобное соглашение носит формальный характер, оно называется картелем.

Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.

Основная проблема, с которой сталкивается картель, – это проблема согласования решений между фирмами – членами картеля по вопросу установления системы ограничений (квот) для каждой фирмы (рис. 10.11).

Рис. 10.11. Проблема согласования решений между фирмами – членами картеля

При цене Рс каждый производитель получает нормальную прибыль. До осуществления картельного соглашения фирма ведет себя так, как если бы спрос на ее продукцию при цене Рс являлся бесконечно эластичным. Она боится поднять свою цену из опасения потери всех своих продаж в пользу конкурентов, а потому при цене Рс выпускает qс единиц продукции. При организации картеля и установлении картельной цены Рм фирме разрешен выпуск qм.

Допустим, владельцы фирмы полагают, что рыночная цена не понизится, если они будут продавать больше, например q’. При этом фирма может увеличить свою прибыль. Если все фирмы поступят подобным образом, отраслевой выпуск увеличится до Q’, и цена станет падать, вернувшись к уровню Рс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Картели и их роль в современной мировой экономике

Фрагмент работы Введение Содержание Список литературы

Безусловно, картели играют важную роль в современной экономике так как они влияют на развитие, как малого так и среднего бизнеса. Картель — это одна из форм монополии, простейшая из всех. Представляет собой союз каких-либо предприятий одной промышленности с целью обеспечения наибольшей выручки, занятия господствующей ниши на рынке. Говоря проще, это договор нескольких фирм о ценах, рынке реализации своей продукции, объёмах производства, распределении прибыли между участниками. Подобный сговор фирм существует, как правило, в рамках одной отрасли. Одновременно с появлением новых картелей происходит процесс распада существующих.
Суть карательных сговоров заключается в полной самостоятельности производственно — хозяйственной деятельности. Договор о разделе и единой цене устраняет конкуренцию Показать все между карателями. А установление единой цены способствует выравниванию издержек за счёт предложения фирмами одинаковой цены поставщикам.
Главной идеей картельных союзов служит установление объёма и цен на таком уровне, который обеспечит получение максимальной прибыли для группы фирм. В результате чего участники карательного соглашения устраняют конкуренцию и имеют возможность диктовать наиболее выгодные для себя условия.
Скрыть

В последние десятилетия большое распространение получила одна из форм объединения ряда предприятий одной отрасли картель. В рамках картеля его участники не теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность. Они заключают друг с другом соглашение по некоторым вопросам: установление цен на производимую продукцию, квоты, распределение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Самыми распространенными обязательствами в рамках картельного соглашения являются условия реализации продукции.
В экономике достаточно примеров кооперации, когда производители создают общий союз, картель, чтобы диктовать собственные условия на рынке. Если целью подобных структур становится захват рынка, то очень часто против них проводят разные антимонопольные расследования. Но это не мешает произво Показать все дителям объединять свои усилия для более эффективной реализации собственных целей. В последнее время, изменения коснулись только двух вещей: целей картелей и способов их формирования.
В наше время все меньшее число картелей стремятся взять под абсолютный контроль весь рынок. В основном, целью является завоевание определенного сегмента рынка, его расширение. В отношении способов организации картелей, выделяют тенденцию к отклонению от классической практики объединения на уровне производства, когда, к примеру, картель определяет производственные квоты для своих членов (квоты определяет, к примеру, ОПЕК — Организация стран-экспортеров нефти). В арсенале современных картелей, все чаше используются такие актуальные моменты, как продуктивный выход на новые рынки, координирование стратегий развития участников объединения, формирование и реализация единой маркетинговой политики.
Скрыть


ВВЕДЕНИЕ 3

1. Картели и их роль в современной мировой экономике 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

1. Гурин Н. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право – 2011. – №2.
2. Исакова Н.Ю. Интерактивная парадигма объединения предприятий в условиях глобализации экономики и интеграции капитала // Экономические науки. – 2013. – №10.
3. Козлова С. О., Горяинова Л. В. МЕСТО КАРТЕЛЕЙ В ЭКОНОМИКЕ: ЗА И ПРОТИВ? // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 21-29.
4. Радченко Т. Перераспределительные эффекты антимонопольной политики // Вопросы экономики. – 2015. – №9.
5. Шаститко A. Картель: организация, стимулы, политика противодействия // Российский журнал менеджмента. 2013 – №4.

картелей: соглашения о фиксированной цене | Экономика онлайн

Картели

Картель — это группа производителей, которые работают вместе для защиты своих интересов. Картели создаются, когда несколько крупных производителей решают сотрудничать в отношении аспектов своего рынка. После образования картели могут устанавливать цены для членов, чтобы избежать ценовой конкуренции. В этом случае картели также называются ценовыми кольцами . Они также могут ограничивать выпуск продукции на рынок, например, с помощью квот ОПЕК и добычи нефти, и устанавливать правила, регулирующие другие аспекты поведения членов.Как и предсказывается в теории игр, установление правил особенно важно на олигополистических рынках. Картели привлекают производителей тем, что они устанавливают правила, которым следуют участники, тем самым снижая риски, которые существовали бы без картеля.

К негативным последствиям для потребителей относятся:

  1. Более высокие цены — члены картеля могут повышать цены вместе, что снижает эластичность спроса для любого отдельного члена.
  2. Отсутствие прозрачности — участники могут согласиться скрыть цены или утаить информацию, такую ​​как скрытые комиссии при транзакциях по кредитным картам.
  3. Ограниченный выпуск — члены могут согласиться ограничить выпуск на рынок, как в случае с ОПЕК и ее нефтяными квотами.
  4. Разделение рынка — участники картеля могут коллективно согласиться разделить рынок на регионы или территории и не конкурировать на территории друг друга.

Когда картели наиболее могущественны?

Они наиболее сильны, когда существуют высокие барьеры для входа на рынок или в отрасль, и когда все участники могут находиться под «контролем» доминирующего члена.

Картельное поведение

Некоторые фирмы могут действовать так, как будто существует картель, и вести себя аналогично картелю, даже если нет официального картеля, и это может стать предметом расследования регулирующих органов.

См. Также: Комплексные монополии

Пример

Картель светодиодного электронного оборудования Siemens

В январе 2007 года Европейская комиссия наложила рекордный штраф в размере 500 млн фунтов стерлингов на 11 европейских фирм по производству энергетического оборудования, возглавляемых немецкой фирмой Siemens. Комиссия утверждала, что «Сименс» вместе с 10 другими фирмами «разделили» европейский рынок энергетического оборудования в период с 1988 по 2004 год. Рынок был разделен по географическому принципу и с помощью системы квот.

Один из участников картеля, швейцарская компания ABB, избежал штрафа, поскольку был «осведомителем» и предоставил Комиссии важные доказательства.

См. Также:

Модельные агентства виновны в установлении цен

CMA запускает кампанию «Остановить картели»

Определение картеля — Справка по экономике

Картель возникает, когда две или более фирм заключают соглашения об ограничении поставок или установлении цены на товар в определенной отрасли.

Картель — это формальный вид сговора.

Считается, что картели противоречат общественным интересам. Это потому, что картели стремятся:

  • Повышение цены
  • Искажает нормальную работу конкурентного рынка
  • Перераспределять доходы в обществе от потребителей в пользу влиятельных групп.
  • Успешные картели становятся «легким» способом получения прибыли, поэтому они могут препятствовать инновациям и повышению эффективности.

На конкурентном рынке выходом будет Q comp и Price Pc.Однако картель может максимизировать прибыль для отрасли, ограничив объем производства до 2-го квартала и повысив цену до 2-го квартала.

Картель ОПЕК

Один из самых известных картелей в мире — Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК. В 1970-х годах ОПЕК смогла утроить цены на нефть в ответ на события на Ближнем Востоке. Они могли это сделать, потому что контролировали более 70% мировых запасов нефти.

Картели в Великобритании

Картели в Великобритании являются примером ограничительной торговой практики и запрещены законом.Фирмы по-прежнему могут пытаться тайно вступать в сговор и избегать формальных картелей.

Распад картелей

Картели имеют тенденцию к распаду, потому что у фирм есть стимул изменять свои квоты и извлекать выгоду из высоких цен и высокой производительности. Картель с большей вероятностью останется вместе, если будет:

  • Небольшое количество фирм
  • Легко наблюдать за поведением других людей
  • Штрафы за нарушение квот.
  • Могут ли другие фирмы выйти на рынок? Например, высокая цена на нефть побудила другие страны начать добычу нефти, в результате чего ОПЕК потеряла свою власть.
  • Может ли правительство вмешаться, чтобы объявить картель незаконным и наказать виновных? В США и Европе суровые наказания для менеджеров, причастных к сговору и созданию картелей.

Связанные

Определение картеля

Что такое картель?

Картель — это организация, созданная на основе официального соглашения между группой производителей товаров или услуг о регулировании предложения с целью регулирования цен или манипулирования ими. Другими словами, картель — это совокупность независимых предприятий или стран, которые действуют вместе, как если бы они были единым производителем, и, таким образом, могут устанавливать цены на товары, которые они производят, и услуги, которые они предоставляют, без конкуренции.

Ключевые выводы

  • Картель — это совокупность независимых предприятий или организаций, которые вступают в сговор с целью манипулирования ценами на продукт или услугу.
  • Картели являются конкурентами в одной отрасли и стремятся уменьшить эту конкуренцию, согласовывая цены друг с другом.
  • Тактика, используемая картелями, включает сокращение предложения, фиксацию цен, сговор на торгах и разделение рынка.
  • В большинстве регионов картели считаются незаконными и пропагандируют антиконкурентную практику.
  • Действия картелей наносят ущерб потребителям в первую очередь из-за повышения цен и отсутствия прозрачности.

Что такое картель

Картель имеет меньше власти над отраслью, чем монополия — ситуация, когда отдельная группа или компания владеет всем или почти всем рынком данного продукта или услуги. Некоторые картели создаются для того, чтобы влиять на цены на товары и услуги, продаваемые на законных основаниях, в то время как другие существуют в незаконных отраслях, таких как торговля наркотиками. В Соединенных Штатах практически все картели, независимо от их вида деятельности, являются незаконными в силу американского антимонопольного законодательства.

Картели негативно влияют на потребителей, поскольку их существование приводит к повышению цен и ограничению предложения. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сделала выявление картелей и судебное преследование за них одной из своих основных политических целей. При этом он определил четыре основные категории, которые определяют поведение картелей: установление цен, ограничения выпуска, рыночное распределение и сговор на торгах (подача сговора на торгах).

Недостатки картеля

Картели действуют во вред потребителю, поскольку их деятельность направлена ​​на повышение цены продукта или услуги по сравнению с рыночной ценой.Однако их поведение оказывает негативное влияние и на другие аспекты. Картели отталкивают новых участников рынка, выступая в качестве барьера для входа. Отсутствие конкуренции из-за соглашений о фиксированных ценах приводит к недостатку инноваций.

В соглашениях без сговора компании будут стремиться улучшить свое производство или продукцию, чтобы получить конкурентное преимущество. В картеле у этих компаний нет стимула делать это.

Крупнейший картель в мире

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) — крупнейший картель в мире.Это группа из 14 нефтедобывающих стран, миссия которых заключается в координации и унификации нефтяной политики стран-членов и обеспечении стабилизации нефтяных рынков. Деятельность ОПЕК легальна, потому что ее защищают законы США о внешней торговле.

На фоне разногласий в середине 2000-х опасения по поводу ответных мер и потенциальных негативных последствий для бизнеса США привели к блокированию попытки Конгресса США наказать ОПЕК как незаконный картель. Несмотря на то, что большинство считает ОПЕК картелем, члены ОПЕК утверждали, что это вовсе не картель, а, скорее, международная организация с законной, постоянной и необходимой миссией.

Незаконная деятельность

Организации наркобизнеса, особенно в Южной Америке, часто называют «наркокартелями». Эти организации действительно соответствуют техническому определению картелей. Это слабо связанные группы, которые устанавливают между собой правила контроля цен и поставок товаров, а именно запрещенных наркотиков.

Самый известный пример этого — Медельинский картель, который возглавлял Пабло Эскобар в 1980-х годах до своей смерти в 1993 году.Картель, как известно, переправлял большие объемы кокаина в Соединенные Штаты и был известен своими жестокими методами.

Картель | экономика | Britannica

Cartel , объединение независимых фирм или частных лиц с целью оказания некоторой формы ограничительного или монополистического влияния на производство или продажу товара. Чаще всего механизмы нацелены на регулирование цен или объема производства или разделения рынков. Члены картеля сохраняют свою индивидуальность и финансовую независимость, участвуя в общей политике.У них есть общий интерес в использовании монопольного положения, которое эта комбинация помогает поддерживать. Комбинации картелей возникли, по крайней мере, еще в средние века, и некоторые писатели утверждают, что нашли доказательства картелей даже в Древней Греции и Риме.

Основным оправданием создания картелей, как правило, является защита от «разрушительной» конкуренции, которая, как утверждается, приводит к слишком низкой прибыли всей отрасли. Считается, что картелизация обеспечивает справедливое распределение доли рынка между всеми конкурирующими фирмами.Наиболее распространенные методы, применяемые картелями для поддержания и обеспечения монопольного положения своей отрасли, включают установление цен, распределение квот продаж или исключительных территорий продаж и производственной деятельности между участниками, гарантию минимальной прибыли каждому участнику и соглашения об условиях. продажи, скидок, скидок и условий.

В результате картелей цена для потребителя выше, чем конкурентоспособная цена. Картели также могут поддерживать неэффективные фирмы в отрасли и препятствовать внедрению экономичных технологических достижений, которые привели бы к снижению цен.Хотя картель имеет тенденцию устанавливать ценовую стабильность до тех пор, пока она существует, обычно она длится недолго. Причины двоякие. Во-первых, в то время как каждый член картеля хотел бы, чтобы другие участники соблюдали соглашение, каждый член также мотивирован разорвать соглашение, обычно снижая свою цену немного ниже цены картеля или продавая гораздо более высокую продукцию. Во-вторых, даже в том маловероятном случае, когда участники картеля придерживаются своего соглашения, снижение цен новыми участниками или существующими фирмами, не входящими в картель, подорвет картель.

В Германии картель, часто поддерживаемый государством, является наиболее распространенной формой монополистической организации в наше время. Немецкие картели обычно представляют собой горизонтальные комбинации производителей — фирм, выпускающих конкурирующие товары. Сильный импульс к формированию картелей исходил от растущего желания немецкой промышленности доминировать на зарубежных рынках в десятилетие до Первой мировой войны. Тарифная защита поддерживала высокие внутренние цены, позволяя фирмам продавать за границу в убыток.

Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.Подпишитесь сейчас

Международные картельные соглашения, обычно заключаемые между фирмами, занимающими монопольное положение в своих странах, впервые были заключены в период между Первой и Второй мировыми войнами. Большинство таких картелей, особенно те, в которых немецкие фирмы были партнерами, были распущены во время Второй мировой войны, но некоторые продолжали существовать. Позже были предприняты некоторые шаги в химической и смежных областях, чтобы возродить некоторые из старых картельных соглашений.

Один картель, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), выжил как могущественная глобальная структура.Сформированная в 1960-х годах, ОПЕК стала очень эффективной в 1970-х, когда почти в четыре раза повысила цены на нефть. Хотя соглашения между ее членами время от времени нарушались, немногие экономисты оспаривают, что ОПЕК остается эффективным картелем, поскольку она контролирует поставки и взимает порой более чем вдвое большую цену, чем экономисты считают конкурентоспособной ценой на нефть. Его долговечность может быть связана с тем фактом, что ОПЕК представляет собой комбинацию правительств, а не корпораций.

Картельная теория олигополии

Картельная теория олигополии

Картель определяется как группа фирм, которые собираются вместе, чтобы принимать решения о производстве и цене.Условия, порождающие олигополистический рынок, также способствуют формированию картеля; в частности, картели обычно возникают на рынках, где мало фирм, и каждая из них занимает значительную долю рынка. В США картели незаконны; однако на международном уровне ограничений на формирование картелей нет. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), пожалуй, самый известный пример международного картеля; Члены ОПЕК регулярно встречаются, чтобы решить, сколько нефти будет разрешено добывать каждому члену картеля.

Олигополистические фирмы присоединяются к картелю, чтобы увеличить свою рыночную власть, и участники работают вместе, чтобы совместно определить уровень выпуска, который будет производить каждый член, и / или цену, которую будет взимать каждый член. Работая вместе, члены картеля могут вести себя как монополисты. Например, если каждая фирма в олигополии продает недифференцированный продукт, такой как нефть, кривая спроса, с которой сталкивается каждая фирма, будет горизонтальной по рыночной цене. Если, однако, нефтедобывающие фирмы образуют картель, подобный ОПЕК, для определения своей добычи и цены, они вместе столкнутся с нисходящей кривой рыночного спроса, как монополист.Фактически, решение картеля по максимизации прибыли такое же, как и у монополиста, как показывает Рис. Члены картеля выбирают свой совокупный выпуск на уровне, при котором их совокупный предельный доход равен их совокупным предельным затратам. Цена картеля определяется кривой рыночного спроса на уровне выпуска, выбранном картелем. Прибыль картеля равна площади прямоугольной рамки, обозначенной на рисунке abcd . Обратите внимание, что картель, как и монополист, предпочтет производить меньше продукции и взимать более высокую цену, чем это было бы на совершенно конкурентном рынке.


Созданные картели трудно поддерживать. Проблема в том, что у членов картеля появится соблазн обмануть свое соглашение об ограничении производства. Производя больше продукции, чем он согласился производить, член картеля может увеличить свою долю прибыли картеля. Следовательно, у каждого члена картеля есть встроенный стимул к обману. Конечно, если все участники обманывают, картель перестанет получать монопольную прибыль, и у фирм больше не будет стимулов оставаться в картеле.Проблема обмана преследует картель ОПЕК, а также другие картели и, возможно, объясняет, почему существует так мало картелей.

Страница не найдена | Центр исследований экономической политики

Не удалось найти страницу, которую вы ищете.

Последние статьи для обсуждения

  • Избыточная задолженность домашних хозяйств вряд ли вызвала значительное сокращение расходов во время финансового кризиса в Австралии
    Ларс Э.О. Свенссон

  • Торговая защита, доходность фондового рынка и благосостояние
    Мэри Амити, Сан Хун Конг, Дэвид Э. Вайнштейн

  • Свобода прессы? Католическая цензура во время контрреформации
    Саша О. Беккер, Франсиско Дж. Пино, Хорди Видал-Роберт

  • Секьюритизация равновесия с различными убеждениями
    Эндрю Эллис, Мишель Пиччоне, Шэнсин Чжан

  • Импорт и выбросы CO2 Фирмы
    Андерс Акерман, Рикард Форслид, Оссиан Прейн

  • Credit Horizons
    Нобухиро Киётаки, Джон Мур, Шэнсин Чжан

  • Вызовы налогово-бюджетной политики для Латинской Америки на следующих этапах пандемии7: необходимость финансового пакта 9017 Маурисио Карденас, Лука Антонио Риччи, Хорхе Э Ролдос, Алехандро Вернер

  • Лица, выигравшие и проигравшие в результате рыночной интеграции
    Ханс Герсбах, Ханс Галлер

  • Французский язык для курдского населения
    Саша-Жирон-Жирон, Виктор-Хосуа , Шломо Вебер

  • Местные общественные блага и пространственное распределение эко номическая активность
    Артур Гийозуик, Эмерик Генри, Джоан Монрас

  • Выбор наиболее эффективного подталкивания: данные крупномасштабного эксперимента по иммунизации
    Абхиджит Банерджи, Арун Дж. Чандрасекхар, Суреш Далпат, Эстер Дафло, Мэттью Флоретта,Джексон, Харини Каннан, Франсин Лоза, Анируд Санкар, Анна Шримпф, Махешвор Шреста

  • Реальные и частные активы
    Уильям Гетцманн, Кристоф Спенджерс, Стиджн ван Ньивербург

  • Пазл Валенгианг в США Lustig, Stijn van Nieuwerburgh, Mindy Xiaolan

  • Финансовое неравенство и неравенство общего благосостояния с понижением процентных ставок
    Daniel L. Greenwald, Matteo Leombroni, Hanno Lustig, Stijn van Nieuwerburgh

  • Сглаживание урбанизации Недвижимость
    Арпит Гупта, Вринда Миттал, Йонас Петерс, Стин ван Ньивербург

  • Как денежно-кредитная политика влияет на неравенство доходов и благосостояния? Доказательства количественного смягчения в зоне евро
    Мишель Ленза, Йирка Слакалек

  • Матрица политики для инклюзивного роста
    Дэни Родрик, Стефани Станчева

  • Фундаментальный профицит снова наносит удар
    Ларс

    0 Юнг14арвист, 9000 Динамика возвратной миграции, накопления человеческого капитала и ассимиляции заработной платы


    Жером Адда, Кристиан Дастманн, Джозеф-Симон Гёрлах

  • «Преступление и наказание?» Как российские банки предвидели и поступали с глобальными финансовыми санкциями
    Михаил Мамонов, Стивен Онгена, Анна Пестова

  • Правила принятия решений для создания долгосрочной стоимости
    Рейнье Де Адельхарт Тороп, Дирк Шенмейкер, Виллем Шрамейд

  • Модель Long -Term Value Creation
    Lars Kurznack, Dirk Schoenmaker, Willem Schramade

  • Рост фирмы во время кризиса
    Jozef Konings, Aigerim Yergabulova

  • The Economic Ripple Effects of COVID-19
    Хьюго Хопенхайн, Пабло Андрес Ноймайер, Йонгсок Шин

  • Великое внедрение вакцины против COVID-19: поведенческие и политические меры
    Кристофер Олд, Флавио Токсвард

  • Паноптикум внешней торговли Германии, 1880-1913 гг.Новые факты о Первой глобализации
    Wolf-Fabian Hungerland, Nikolaus Wolf

Новости

Картели и рецессии во время экономического спада

Антимонопольные органы США сообщили, что, хотя они предоставят компаниям больше свободы для сотрудничества в борьбе с пандемией, они будут продолжать агрессивно контролировать другие формы координации. Учитывая эти предупреждения, справедливо задаться вопросом, будет ли картельное поведение более вероятным во время экономического спада.Хотя экономическая литература по-прежнему разделена по вопросу о цикличности формирования картелей, она продолжает создавать новые инструменты для выявления картелей и изучения их последствий.

Не ожидается, что картели получат бесплатный пропуск во время пандемии или спада

Пандемия COVID-19 уже вызывает массовую потерю рабочих мест и спекуляции на длительное восстановление [1] Перед лицом продолжающегося кризиса в области здравоохранения правительства пообещали облегчить и ускорить сотрудничество между компаниями, стремящимися противостоять COVID-19. [2] Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия действовали в соответствии с этим обязательством, разрешив сотрудничество между медицинскими поставщиками и дистрибьюторами. [3] Несмотря на указания, наблюдатели предупредили, что эта политика не дает полного иммунитета от антимонопольных действий во время пандемии, и компании должны быть готовы сформулировать, как их сотрудничество улучшает благосостояние потребителей. [4]

Действительно, и федеральное правительство, и правительства штатов ясно дали понять, что они готовы к антиконкурентному поведению.Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия внимательно следят за координацией по заработной плате. [5] Правительства штатов внимательно следят за завышением цен на средства индивидуальной защиты и другие предметы первой необходимости. [6] Точно так же, допуская определенную координацию, такую ​​как временное объединение производственных и распределительных услуг для борьбы с пандемией, федеральное правительство и антимонопольные органы ясно дали понять, что они не открывают дверь для других форм координации. [7] В частности, антимонопольные органы по всему миру четко заявили, что любые формы согласования цен строго запрещены. [8]

Во время Великой рецессии антимонопольные органы США выразили обеспокоенность тем, что экономическая нестабильность может усилить стимулы для создания картелей и что вливание федеральных средств в проблемные отрасли может способствовать такому сговору. [9] Предупреждения Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии США о том, что любая координация должна быть строго адаптирована к кризису, заставили комментаторов предположить, что во время этого спада может произойти усиление правоприменения в отношении фиксирования цен и связанных с ними схем. [10]

Связаны ли картели и экономические спады?

Экономическая теория рассматривает следующие основные стимулы при формировании картелей: Во-первых, у фирм должен быть стимул к координации, а не к принятию результатов конкуренции. Например, фирмы должны получать более высокую прибыль, взимая коллективные цены выше, чем у конкурентов. Во-вторых, для поддержания такой договоренности у них должен быть сдерживающий фактор для отклонения от координации или наказания за невыполнение своей части сделки.

Например, если другие фирмы устанавливают более высокую цену, чем конкурентная, отдельная фирма может получить долю рынка, занижая их и установив более низкую цену. Однако, если другие фирмы накажут за это действие, вернувшись к конкурентным ценам или вступив в «ценовую войну», выгоды как от отклонения, так и от координации будут потеряны. Чтобы координация была устойчивой, угроза наказания должна быть убедительной и достаточно серьезной, чтобы отговорить любую из фирм от отклонений.

Как экономические стимулы к формированию картелей влияют на экономические спады? Экономическая теория предлагает две разные точки зрения. Одна из школ, начиная с Rotemberg and Saloner (1986), утверждает, что ценовые войны более вероятны в периоды высокого спроса. Согласно этой точке зрения, для отдельной фирмы вознаграждение за выход из картеля за счет снижения ее цены в периоды высокого спроса (в виде более высокой доли рынка, приводящей к более высокой прибыли) чаще перевешивает убытки от наказания за отказ ( в виде более низкой прибыли), которая будет выплачиваться в будущем, когда спрос, вероятно, будет ниже. [11] Ротемберг и Салонер (1986) находят поддержку этой точки зрения в цементной промышленности — в которой объем производства является проциклическим, а цены — антициклическими, — утверждая, что это свидетельство согласуется с более эффективными действиями картелей во время рецессии. [12]

Hanazono and Yang (2007) предлагают альтернативную теорию, приходя к аналогичному выводу — ценовые войны более вероятны в периоды высокого спроса, потому что картель может более сурово наказать своих членов, отказавшихся от участия, вернувшись к конкурентоспособным ценам при высоком спросе. [13] Это означает, что картельная деятельность более вероятна во время рецессии, чем в периоды экономического подъема.

Противоположная точка зрения, выдвинутая Грин и Портером (1984), утверждает, что фирмы имеют ограниченную информацию о деятельности своих конкурентов, и в результате они будут продолжать координацию, пока цены будут высокими. Однако, когда цены падают ниже определенного уровня, они интерпретируют это как сигнал о том, что их соперники больше не сотрудничают. Цены могут также падать из-за замедления экономической активности, но поскольку фирмы не могут наблюдать за деятельностью своих конкурентов, падение цен может спровоцировать ценовую войну. [14] Другими словами, во время рецессии становится труднее поддерживать картель.

Другая теория, предполагающая хрупкость картелей в периоды спада, — это теория Халтивангера и Харрингтона (1991), которая предполагает, что во время рецессии фирмы ожидают, что будущая прибыль будет ниже, а это означает, что наказание от возврата к конкурентоспособным ценам будет менее суровым. Это ослабляет способность картеля налаживать сотрудничество между своими членами. [15]

Еще одна теория, выдвинутая Эсвараном (1997), утверждает, что фирмам, столкнувшимся с потенциальным банкротством, возможно, потребуется ослабить действие картеля просто для предотвращения банкротства.Наказания, назначаемые в будущие периоды, когда фирма может не существовать, неудивительно, являются меньшим стимулом для того, чтобы оставаться в картеле. Это может сделать рецессию еще более подходящей для распада картелей. [16]

В литературе по эмпирической экономике мало свидетельств того, что деловой цикл сильно влияет на картели в любом направлении. Левенштейн и Суслоу (2014) сообщают, что в нескольких исследованиях, посвященных различным периодам в Соединенных Штатах, имеется мало доказательств того, что формирование картеля более вероятно в период рецессии или бума. [17] В отличие от движений экономического цикла, которые картелям легче наблюдать и к которым легче приспосабливаться, некоторые данные свидетельствуют о том, что специфические для отрасли идиосинкразические и непредвиденные шоки спроса имеют более сильное влияние на стабильность картелей. [18] Таким образом, вполне вероятно, что стабильность картеля будет варьироваться в зависимости от отрасли. Поскольку последствия пандемии в разных отраслях ощущаются асимметрично, еще предстоит выяснить, повлияет ли нетрадиционный характер этой рецессии на формирование картелей. [19]

Экономический инструментарий для изучения воздействия деятельности картеля остается актуальным

Независимо от того, повышает ли вероятность картелей нынешний кризис, экономический инструментарий для изучения формирования и выявления предполагаемых картелей остается актуальным. Литература по эмпирической экономике предоставляет множество примеров того, как экономические инструменты использовались в этом контексте. Например, практикующим специалистам может быть интересно понять, можно ли выявить сговор в случаях, когда участвуют только некоторые фирмы на рынке, или в случаях, когда сговор происходит только в определенном сегменте рынка.

Imhof, Karagök, and Rutz (2018) предоставляют серию тестов для выявления сговора на торгах на аукционах по закупкам, даже если сговор встречается не в каждой заявке. Они достигают этого, применяя серию «экранов» к данным торгов, позволяя им идентифицировать подмножество подозрительных контрактов и фирм. Швейцарские антимонопольные органы использовали эти методы для расследования антиконкурентного поведения. [20] Управление по конкуренции и рынкам Великобритании разработало онлайн-инструмент для мониторинга цен в том же духе, чтобы искать доказательства того, что фирмы участвуют в поддержании перепродажных цен (RPM), что может привести к сговору. [21]

Аналогичным образом, практикующие специалисты могут быть заинтересованы в документальном подтверждении того, могут ли наблюдаться последствия сговора после одобренного слияния или создания совместного предприятия. Миллер и Вайнберг (2017) создают основу для этого, исследуя рынок пива после одобрения антимонопольным законодательством совместного предприятия MillerCoors. Опираясь на модель спроса на дифференцированные продукты, они проводят контрфактическое моделирование, чтобы проверить, соответствуют ли цены после создания совместного предприятия результату сговора.. [22]

Еще один вопрос заключается в том, как могут образовываться картели, и в частности, могут ли они образовываться без прямого общения, которое как таковое является незаконным. Бирн и де Роос (2019) показывают, как доминирующие фирмы могут координировать цены без прямого взаимодействия в подробном анализе бензиновой отрасли. Они обнаруживают, что лидеры цен в этой отрасли сообщаются с помощью таких сигналов, как телеграфные сообщения о скачках цен в четверг через повышение цен на нескольких станциях по средам.Этот анализ представляет собой потенциальную дорожную карту для практиков, заинтересованных в использовании подробных отраслевых данных для выявления и оценки влияния картелей, сформированных в результате непрямого взаимодействия между фирмами. [23]

После обнаружения схемы сговора или торгов, практикующие специалисты могут также быть заинтересованы в понимании экономического ущерба, причиненного такой деятельностью, для определения ущерба. Аскер (2010) объединяет данные об известном торговом кольце с подробным институциональным знанием его работы, чтобы эмпирически оценить как экономическую неэффективность, вызванную сговором, так и ущерб, который кольцо могло нанести участникам торгов, не являющимся участниками картеля.Зная институциональные детали сговора, экономисты могут точно оценить любой нанесенный им экономический ущерб. [24]

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно авторам, которые несут ответственность за содержание, и не обязательно отражают точку зрения Cornerstone Research. Эта статья была впервые опубликована в Law360 .

[1] См., Например, , «Положение с занятостью — июнь 2020 г.», Бюро статистики труда , 2 июля 2020 г. См. Также Дансмюр, Л., «Зеленые побеги приветствуются, но восстановление еще долгое, — говорит Пауэлл из ФРС», Reuters , 16 июня 2020 г., https://www.reuters.com/article/us-usa- Фед-Пауэлл / Feds-Powell-Set-To-Rei ….

[2] См., Например, , Кениг, Б., «Министерство юстиции, Федеральная торговая комиссия США ускоряет предварительные проверки антимонопольного законодательства на наличие коронавируса», Law360 , 24 марта 2020 г., https://www.law360.com/articles/1256520. См. Также Дрейд, Н., «ЕС не будет взимать картель за сотрудничество в связи с COVID-19», Law360 , 23 марта 2020 г .; Перлман, М., «UK Watchdog не пойдет на согласование с COVID-19», Law360 , 25 марта 2020 г., https://www.law360.com/articles/1256974.

[3] «Министерство юстиции выпускает письмо с обзором бизнеса дистрибьюторам медицинских товаров, поддерживающих проект« Воздушный мост »в рамках ускоренной процедуры реагирования на пандемию COVID-19», Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия , 4 апреля 2020 г., https: / /www.justice.gov/opa/pr/department-justice-issues-business-review ….

[4] Гилберт Л., «Резюме панели: Антимонопольное консультирование по вопросам сотрудничества с конкурентами и взвинчивания цен во время COVID-19», The Price Point, Раздел ABA антимонопольного законодательства , апрель 2020 г.

[5] «Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия совместно издают заявление о COVID-19 и конкуренции на рынках труда США», Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия , 13 апреля 2020 г., https: //www.justice .gov / opa / pr / департамент юстиции и федеральный торговый комм….

[6] Даброу, Дж. И Н. Грин, «Вздутие цен на прицел во время COVID-19», National Law Review , 24 апреля 2020 г., https://www.natlawreview.com/article / price-gouging-crosshairs-during-covid-19.

[7] Грэм В., «Корпоративное сотрудничество с коронавирусом повышает вероятность сговора», Закон Bloomberg , 26 марта 2020 г., https://news.bloomberglaw.com/mergers-and-antitrust/corporate-coronaviru ….

[8] См., E.грамм. , «Совместное антимонопольное заявление в отношении Covid-19», март 2020 г., Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия , https://www.justice.gov/atr/joint-antitrust-statement-regarding-covid-19; «Антимонопольное законодательство: Совместное заявление Европейской сети по конкуренции (ECN) о применении закона о конкуренции во время коронного кризиса», Европейская сеть по конкуренции , https://ec.europa.eu/competition/ecn/202003_joint-statement_ecn_corona-c. .. «Подход CMA к деловому сотрудничеству в ответ на COVID-19», U.K. Управление по конкуренции и рынкам , 25 марта 2020 г., https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploa ….

[9] См., Например, , Варни, К., «Строгое соблюдение антимонопольного законодательства в эту непростую эпоху», Замечания, подготовленные для Торговой палаты США , 12 мая 2009 г., https://www.justice.gov/atr/speech/vigorous- Антимонопольный-правоприменительный-вызов ….

[10] Хикс, Дж., Д. Гамильтон и М. Тилли, «Антимонопольное законодательство и закон о конкуренции в эпоху глобальной пандемии», National Law Review , 27 марта 2020 г., https: // www. .natlawreview.com/article/antitrust-competition-law-age-global-pandemic.

[11] Ротемберг, Дж. И Г. Салонер (1986), «Теоретико-суперигровая модель ценовых войн во время бума», American Economic Review , 76 (3), стр. 390–407 at 390 –391.

[12] Ротемберг и Салонер утверждают, что их теория применима как к ценовой, так и к количественной конкуренции. Дж. Ротемберг и Г. Салонер (1986), «Теоретико-суперигровая модель ценовых войн во время бума», American Economic Review , 76 (3), стр.390–407 на 393–398.

[13] Ханазоно М. и Х. Ян (2007), «Сговор, колеблющийся спрос и жесткость цен», International Economic Review , 48 (2), стр. 483–515 at 484–485 .

[14] Грин Э. и Р. Портер (1984), «Сговор без сотрудничества при несовершенной информации о ценах», Econometrica , 52 (1), стр. 87–100 at 89.

[15] Дж. Халтивангер и Дж. Харрингтон-младший (1991), «Влияние циклических колебаний спроса на сговор», RAND Journal of Economics , 22 (1), стр.89–106 на 89. Оптимальные цены сговора проциклические, если спрос положительно коррелирует. См. Багвелл, К. и Р. Стайгер (1997), «Сговор по поводу бизнес-цикла», RAND Journal of Economics , 28 (1), стр. 82–106, стр. 82.

[16] Эсваран, М. (1997), «Единство картеля на протяжении делового цикла», Canadian Journal of Economics , 30 (3), стр. 644–672, стр. 646.

[17] В четырех исследованиях, охватывающих разные периоды времени, доля картелей, сформированных в периоды спада, примерно соответствовала доле периодов спада в выборке.Распад картеля также не выглядит цикличным. Хотя есть некоторые свидетельства расширения картелей во время Великой депрессии, стимулом могла быть временная приостановка соблюдения антимонопольного законодательства во время принятия Закона о национальном восстановлении, а не сама рецессия. См. Левенштейн, М. и В. Суслоу (2014), «Картели и сговоры: эмпирические доказательства», в Оксфордский справочник по международной антимонопольной экономике , 2, под редакцией Р. Блэра и Д. Сокола, стр. 1–26 на 5–6, 14.

[18] В литературе есть некоторые свидетельства того, что нестабильность отрасли затрудняет формирование и сохранение картелей, но не конкретно из-за наблюдаемых макроэкономических событий. Аналогичным образом, есть некоторые свидетельства того, что падение цен может привести к формированию картеля, но это, по всей видимости, связано скорее с идиосинкразическими событиями, чем с плохими макроэкономическими условиями. См., Например, , М. Левенштейн и В. Суслоу (2006), «Что определяет успех картеля?», , Журнал экономической литературы , 44 (1), стр.43–95 at 64–67, 86. См. Также Levenstein, M. и V. Suslow (2014), «Картели и сговоры: эмпирические доказательства», в The Oxford Handbook of International Antitrust Economics , 2, под редакцией. Р. Блэр и Д. Сокол, стр. 1–26, стр. 7.

[19] Например, уровень безработицы в индустрии отдыха и гостеприимства более чем вдвое превышал средний показатель по стране. См. «Положение с занятостью — апрель 2020 г.», Бюро статистики труда , 8 мая 2020 г.

[20] Имхоф Д., Я. Карагек и С. Рутц (2018), «Проверка на предмет фальсификации предложений — это работает?», Journal of Competition Law & Economics , 14 (2), pp. 235–261. Используя данные о тендерах и повторных предложениях на аукционах по государственным строительным проектам в Японии, Kawai and Nakabayashi (2018) аналогичным образом идентифицируют фирмы, практика проведения торгов которых не соответствует конкурентному поведению, определяя до 40 процентов всех строительных проектов, выигранных компаниями, демонстрирующими такое поведение. . См. Каваи К. и Накабаяши Н. «Выявление крупномасштабного сговора на закупочных аукционах», рабочий документ.

[21] Николс, С., «Ограничение цен при перепродаже: как мы используем данные для защиты клиентов», Competition and Markets Authority , 29 июня 2020 г., https://competitionandmarkets.blog.gov.uk / 2020/06/29 / ограничение перепродажи —….

[22] Миллер Н. и М. Вайнберг (2017), «Понимание ценовых эффектов совместного предприятия MillerCoors», Econometrica , 85 (6), стр.1763–1791.

[23] Бирн Д. и Н. де Роос (2019), «Обучение координации: исследование розничной торговли бензином», American Economic Review , 109 (2), стр. 591–619.

[24] Аскер Дж. (2010), «Исследование внутренней организации картеля торгов», American Economic Review , 100 (3), стр. 724–762.

.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *