Кризис экономической системы сша – Семь экономических кризисов в США и их особенности

Содержание

Семь экономических кризисов в США и их особенности

Значительная часть экономистов считают, что капиталистическая экономическая системы через определенные периоды времени подвергаются значительным кризисам, которые обязаны своим появлением необходимости изменения неравномерности ее развития. Безусловно, подобные кризисы периодически случались в американской экономике, которая на сегодняшний день уверенно лидирует на фоне мирового капитализма. Каждый подобный кризис сопровождался снижением производства, увеличением количества обанкротившихся компаний, уменьшением капитальных вложений, падением курсовой стоимости акций, ростом безработицы и иными потрясениями.

Хотя экономические кризисы в США имеют много общего, у каждого из них есть свои особенности. Давайте ближе с ними познакомимся.

Два кризиса XIX века

В 1857 году наступил первый мировой экономический кризис. Во второй половине того года в Соединенных Штатах обвалились котировки фондового рынка. Он был вызван спекуляциями ценными бумагами компаний железнодорожной отрасли, после чего вся банковская система страны потерпела крах. Далее финансовые проблемы перешли на Англию, поскольку банки государства являлись крупными инвесторами американских корпораций. Экономика стран Южной Америки и Европы тоже пострадала от кризиса.

Через 16 лет разразился второй мировой экономический кризис, произошел он в 1873 году. Он был вызван кредитным ростом в Южной Америке и крахом фондового рынка в Вене, который был вызван спекулятивным ростом рынка недвижимости в Австрии и Германии. В США он вызвал панику в банковской сфере, поскольку немецкие банки решили отказаться от пролонгации собственных кредитов. Экономический кризис 1873 года длился пять лет и стал наиболее продолжительным за всю историю капитализма.

Особенности кризисов ХХ века

Период с 1929 года по 1933 год известен как великая депрессия. В США он проявился в связи с рецессией и дефляцией, валютными и банковскими кризисами, которые помимо Соединенных Штатов отразились на ряде европейских государствах. При увеличении производства денежной массы оказалось недостаточно, в результате цены акций снизились на 60-70%, также отмечалось значительное падение деловой активности. Период сопровождался закрытием компаний, предприятий и финансовых организаций. Экономический кризис в США сопровождался появлением миллионов безработных.

Следующий кризис разразился в 1973 году. Он был вызван действиями странами-членами ОПЕК. Государства-экспортеры нефти ввели эмбарго на поставки энергетических ресурсов в США, а также увеличили их стоимость на 70%. Такая мера стала ответной на поддержку Западом Израиля, который вел военные действия с Сирией и Египтом. Поскольку в Соединенных Штатах топлива стало не хватать, американские власти призвали граждан и компании экономить настолько, насколько это было возможным. Это привело к тому, что почти все услуги и товары стали стоить дороже.

Кризис 1987 года получил название «Черный понедельник». 19 октября индекс Доу-Джонс продемонстрировал максимальное падение в своей истории – только за один день он потерял 22.6%. Это привело к тому, что до конца октября обвалились биржи как в Соединенных Штатах Америке, так и в Гонконге, Великобритании, Канаде и Австралии. Особенностью того кризиса стало отсутствие видимых причин – каких-либо серьезных событий или новостей.

Кризисы начала XXI

века

В 2007 году в США произошел ипотечный экономический кризис. Он сопровождался увеличением невозвращенных средств по ипотечным кредитам. Начало этого кризиса состоялось еще в 2006 году, но только годом позже последовали его катастрофические последствия. Ипотечный кризис перерос в финансовый кризис 2008 года. Вначале в 2007 году пострадали ипотечные организации. Они были вынуждены прекратить выдачу средств, уволить огромное количество своих работников, после чего значительно снизилась стоимость их акций. После этого кризис охватил банковскую отрасль, от него пострадали банки других стран, которые вкладывали средства в американские ипотечные организации. В итоге стоимость американской недвижимости снизилась на 20%, что привело к тому, что собственники жилья в США обеднели приблизительно на 5 трлн. долл.

В 2008 году начался экономический кризис в США, который отразился на многих развитых государствах мира. В результате многие экономические показатели рухнули, а в конце того года началась глобальная рецессия. Последствием кризиса 2008-2011 годов стало снижение объемов производства, в результате снизились цены на сырье, выросла безработица. Примечательно, что на сегодняшний день не удалось преодолеть последствия того кризиса, они отражаются во многих государствах мира.

Другие статьи на нашем сайте

investtalk.ru

Ипотечный кризис в США (2007) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ипотечный кризис в США (англ. subprime mortgage crisis) — финансово-экономический кризис, проявившийся резким ростом количества невыплат по ипотечным кредитам с высоким уровнем риска (субстандартная ипотека, выданная заёмщикам с уровнем кредитного скоринга ниже 600), учащением случаев отчуждения банками заложенного недвижимого имущества, а также вызванное ими падение цен на ценные бумаги, обеспеченные субстандартными закладными. Этот кризис стал началом финансового кризиса 2007—2008 годов, переросшего в мировой экономический кризис.

Традиционно в США доля ипотечных кредитов с высокой долей риска находилась на низком уровне в 8 %; в 2004‒2006 гг. она выросла до приблизительно 20 % от общего числа выданных ипотечных кредитов (и даже выше в некоторых регионах США)

[1][2]. Значительную часть (в 2006 г. более 90 %) составляли кредиты с плавающей процентной ставкой[3]. Увеличение доли субстандартных кредитов[ком. 1] было одним из проявлений более общей тенденции снижения стандартов кредитования, а также вывода на рынок более рискованных ипотечных продуктов[3][4]. При этом потребительское кредитование в США приобретало всё большую популярность: в конце 2007 г. доля долговых обязательств от общей суммы располагаемого личного дохода выросла до 127 % (в 1990 г. она составляла 90 %), что в значительной мере было вызвано широким распространением ипотечного кредитования[5].

Цены на жилую недвижимость в США активно росли до середины 2006 г., после чего они начали стремительно падать; из-за этого заёмщикам стало значительно сложнее добиться рефинансирования кредита. В то же время процентные ставки по ипотечным кредитам с плавающей ставкой начали повышаться, что повлекло за собой повышение размера ежемесячных выплат и привело к резкому росту количества случаев невыполнения обязательств по кредитам. Широко распространённые на финансовом рынке производные ценные бумаги, обеспеченные в том числе субстандартными ипотечными закладными, почти полностью обесценились, а нежелание частных инвесторов вкладывать средства в рынок кредитования и сокращение количества инвестиционных возможностей привели к значительному сокращению объёма торговли ипотечными и другими ценными бумагами по всему миру

[1]. Сомнения в устойчивости кредитного и финансового рынков США привели к ужесточению условий кредитования по всему миру и замедлению экономического роста как в США, так и в Европе.

Пик общего числа выселений за неуплату по ипотеке пришёлся на 2009—2010 годы[6].

Если вы видите, что практика кредитования становится неадекватной — например, ипотека без первоначального взноса, без подтверждения доходов и места работы, с выплатой одних только процентов в первые годы погашения кредита, — её нужно корректировать. ФРС все это видела, но предпочитала не мешать свободным рынкам: считалось, что участники рынка лучше понимают ситуацию и, если они придумывают все эти финансовые инновации, значит, для этого есть причина и их не нужно контролировать.

ru.wikipedia.org

как в США начался мировой финансовый кризис 2008 года

10 лет назад начался самый масштабный в послевоенной истории экономический кризис. 15 сентября 2008 года о своём банкротстве объявил один из крупнейших инвестиционных банков США Lehman Brothers. Следом за ним прекратили существование ряд других ведущих финансовых организаций Соединённых Штатов. К концу 2008 года кризис затронул большинство стран мира. Обвал экономики усугубил ситуацию с выплатой кредитов и значительно ухудшил материальное положение сотен миллионов людей. Эксперты считают, что Вашингтон не извлёк уроков из событий десятилетней давности и может повторить ошибки прошлого

15 сентября 2008 года один из ведущих инвестбанков США Lehman Brothers обратился в суд с заявлением о своём банкротстве. Долги финансового гиганта составили $613 млрд.

Этот день принято считать отправной точкой острой фазы мирового финансового кризиса, который по масштабам уступает только Великой депрессии (1929—1933). Следом за Lehman Brothers в критической ситуации оказались и другие американские транснациональные банки — Bear Stearns, Merrill Lynch, Goldman Sachs, Morgan Stanley, а также ведущие ипотечные компании Fannie Mae, Freddie Mac и AIG.

Острейший кризис

Финансовому коллапсу предшествовал острейший ипотечный кризис в США, начавшийся в середине 2007 года. Правительство Соединённых Штатов стремилось сделать покупку жилья более доступной для малоимущих. В частности, американские власти практиковали искусственное ограничение роста ипотечных ставок.

Банки фактически заставляли снижать их требования к материальному положению заёмщиков. Одновременно рынок Соединённых Штатов заполонило множество ипотечных ценных бумаг, облигаций и других финансовых инструментов, которые были, по сути, ничем не обеспечены.

В первой половине 2000-х годов ситуация на ипотечном рынке США доходила до абсурда: банки порой даже не требовали первоначального взноса и сведений о заработной плате.

Как пояснил RT политолог-американист, член-корреспондент Академии военных наук Сергей Судаков, до 2008 года финансовая система США позволяла небогатым американцам покупать дорогое жильё в пригородах и приобретать автомобили почти на каждого члена семьи. Однако в первой половине 2007 года доля «проблемных» кредитов» достигла 12%, а долги домохозяйств — 127% от уровня доходов. Взявшие ипотеку малоимущие семьи уже не могли обеспечивать свои обязательства, а банки начали отказывать им в рефинансировании долгов.

В беседе с RT экс-зампред Центрального банка России, первый вице-президент Ассоциации региональных банков Александр Хандруев заявил, что главной причиной кризиса в США стали «хищнические действия финансовых корпораций». По его мнению, банки выпустили избыточное количество облигаций, «в основе которых лежали дешёвые ипотечные кредиты».

«Кризис десятилетней давности возник из-за неконтролируемой выдачи ипотечных кредитов со сниженными требованиями при их получении. Это способствовало накоплению долговой нагрузки, а также формированию большого портфеля «токсичных» активов. А когда их истинная суть проявилась, то оказалось, что это самый настоящий пузырь», — пояснил Хандруев.

Как полагает эксперт, одной из главных причин катастрофы стала зависимость органов надзора от крупных финансовых корпораций. При этом, по его словам, в Lehman Brothers «до самого конца рассчитывали на поддержку государства».

В июне 2018 года официальный представитель Международного валютного фонда (МВФ) Джерри Райс назвал кризис 2008 года «наихудшим» в современной истории. По его словам, последствия коллапса мировая экономика ощущает все последние десять лет.

Масштабное падение

Финансовый коллапс в США почти мгновенно отразился на глобальной экономике. В конце 2008 года последствия кризиса ощутила банковская система, а потом и реальный сектор Европы, России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Подавляющее большинство государств встретило 2009 год бурным ростом количества невыплаченных кредитов, масштабным падением промышленного производства и самым мощным со времён Великой депрессии увеличением безработицы.

По разным подсчётам, в 2009 году мировой ВВП сократился на 0,75—2,3%, мировая торговля — более чем на 10%. Валовой внутренний продукт РФ уменьшился на 7,9%, Германии — на 5,6%, Великобритании — на 4,3%, Франции — 2,9%, США — на 2,4%, Японии — на 5,4%.

Финансовый кризис в значительно меньшей степени затронул Китай, экономика которого с 1990-х годов росла в среднем на 10%. По данным Нацбанка КНР, в 2007 году ВВП Поднебесной увеличился на 14,2%, в 2008 году — на 9,6%, а в 2009 году — на 9,2%.

Чтобы поддержать банковский сектор, который занимается кредитованием населения и бизнеса, финансовые регуляторы ведущих стран понизили ключевые ставки, провели частичную национализацию экономики и оказали терпящим бедствие организациям помощь на триллионы долларов. Например, объём «антикризисного пакета» в ФРГ составил €500 млрд, а МВФ выделил заёмщикам $1,5 трлн.

Тем не менее обуздать кризис в 2008—2009 годах не удалось. В 2010-м обвал экономики вызвал колоссальный рост государственной задолженности. В критической ситуации оказалась Греция, на спасение которой была брошена львиная доля европейских финансовых резервов.

Кризис ударил по благосостоянию сотен миллионов людей. Граждане США, ЕС, РФ и ряда азиатских стран столкнулись с невозможностью своевременно выплачивать долги из-за массовых сокращений и отсутствия новых рабочих мест. В 2009 году проблема безработицы коснулась почти 200 млн человек.

«Трампо-бум»

По мнению Судакова, США не извлекли уроков из коллапса 2008 года и сейчас могут повторить те ошибки, которые совершали раньше.

«Вместо лопнувшего в 2008 году банка Lehman Brothes ныне все его функции продолжает выполнять Bank of America и Chase Manhattan Bank. А это значит, что вероятность нового эксцесса весьма высока и Трампо-бум может случиться в любой момент», — подчеркнул эксперт.

Судаков также считает, что Соединённые Штаты в настоящее время нуждаются в реформировании Федеральной резервной системы, которая была создана в 1913 году. «Если не будет реформироваться эта система, то уже в ближайшие год-полтора мы увидим предвестников кризиса, похожего на 2008 год», — заявил эксперт.

Александр Хандруев согласен с тем, что США продолжают совершать одни и те же ошибки. «Даже те поправки, которые были приняты в мае в Америке относительно регулирования банковской сферы, показывают, что влияние на рынок крупнейших банков будет лишь усиливаться», — сказал эксперт.

По его словам, сегодня стоимость финансовых активов по-прежнему чрезмерно завышена, а именно это и стимулирует образование финансовых пузырей.

«Динамика, с которой идёт разбухание фондовых индексов, уже в ближайший год может вызвать проблемы. Хотя, конечно, точно предсказать обвал не может никто», — подчеркнул Хандруев.

При этом замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев в беседе с RT отметил, что экономики многих государств по-прежнему сильно связаны с финансовой системой США, а потому в случае повторения кризиса в Америке он непременно вызовет цепную реакцию.

«Многие государства сильно зависят от финансовой системы США, потому что основная конвертационная цель международной торговли — американские долговые обязательства, которые являются самой главной ценностью на мировых рынках заимствований», — пояснил в беседе с RT специалист Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Алексей Заквасин, Дмитрий Алексеев, RT



news-front.info

Экономика США — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2017; проверки требует 41 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 декабря 2017; проверки требует 41 правка. Перейти к навигации Перейти к поиску
Экономика США

Нью-Йорк — финансовый центр США
Валюта Доллар США (USD)
(= 100 центов)
Фискальный год 1 октября — 30 сентября
Международные
организации
НАФТА, ВТО, ОЭСР
ВВП ▲ $20,4 трлн.[1]
Рост ВВП ▲ 3% (2017, 3-й квартал)[2]
▲ 2,4% (2016)[3]
▲ 2,7% (2015)[3]
▲ 2,8% (2014)[3]
▲ 2,2 % (2013)[4]
▲ 2,3 % (2012)[4]
▲ 1,6 % (2011)[4]
▲ 2,4 % (2010)[5]
▼ -3,1 % (2009)[5]
▲ 0,4 % (2008)[6]
▲ 2,1 % (2007)[6]
▲ 2,9 % (2006)[7]
ВВП на душу населения

▲ 57 300 $ (2016)
▲ 53 149 $ (2013)
▲ 49 601 $ (2012)
▲ 48 100 $ (2011)
▲ 47 200 $ (2010)
▼ 46 400 $ (2009)
▲ 48 100 $ (2008)

▲ 43 800 $ (2006)
Инфляция

ru.wikipedia.org

Кризис в экономике США: причины и следствия

5.04.2008

Экономика США уже переживала серьезные проблемы – это и кризис 1929 г. (Великая Депрессия), последствия которой сказывались по всему миру, это и кризис 70-х годов, связанный с повышением цен на нефть, высокой инфляцией, что закончилось девальвацией доллара. Был также биржевой кризис 1987 г, когда в черный понедельник 19 октября 1987 г индекс Доу упал примерно на 22 %, при этом цепное снижение индексов по всему миру составило 10-15 % [1],  а также крах «пузыря» «доткомов» (2000-2002 г.г.) – акций Интернет компаний.

Сейчас все инвесторы панически бояться наступления рецессии в США. Оценки вероятности ее наступления разные: от 45 % до 70 %, кто-то говорит, что ее не будет, кто-то - что она уже началась.  За время «медвежьей недели» 16-24.01.2008 г., начавшейся с  плохих новостей из США (списание огромных убытков крупных банков, падение розничных продаж и уровня строительства новых домов), индекс РТС упал  почти 18 %, с уровня 2300 до уровня менее 1900. И даже теперь, на фоне повторного снижения ставки ФРС в течении января в общей сложности на 1.2 % рынок очень нестабилен. Однако важным является не только возможность  наступления рецессии, сколько наличие действительно серьезных проблем в экономике США, разрешить многие из которых будет достаточно непросто. 

Причины кризиса в США.  Экономика США подобна  «черной дыре», требующей все больше ресурсов для рефинансирования своих долгов за счет роста средств внешних кредиторов. Норма сбережений в США с 2005 года отрицательна [2]. На долю США приходится до 20 % всего мирового производства [3], однако потребляет она значительно больше – около 35 % [4]. Могущество доллара длительное время «гарантировало» увеличение внутреннего потребления за счет роста внешнего федерального долга,  составляющего по данным за 2006 г. около 66 % ВВП (около 8.7 и 13 трлн.долл.соответственно). Это позволило иметь  существенный дефицит бюджета – до 239.6 млрд.долл. за 2006 г [5] - 1.8 % ВВП, и нарастить огромную сумму внутренней задолженности домашних хозяйств в США – 12.8 трлн.долл [4], или примерно 42.6 тыс.долл.на человека. При этом общий внешний долг правительства, корпораций и граждан составляет уже почти 50 трлн.долл [4], т.е. более 3 ВВП.  В результате по показателю текущего платежного дефицита, составляющего около 850 млрд.долл за 2006 г.[6] или 6.2 % ВВП  экономика США крайне неэффективна.


Однако такая модель при существующих тенденциях роста дефицита – это дорога в никуда. Кризис в США вызван глубинными структурными проблемами экономики, при которых занятость в США в промышленных секторах под давление импорта из Китая и переноса рабочих мест в развивающиеся страны падает. И не факт, что  новая экономика «услуг» может предложить эквивалентные рабочие места, а также увеличить объем экспорта. Не менее важная  причина падения эффективности экономики США -  это невероятные военные расходы Пентагона, в т.ч. на войну в Ираке (не забудем и про Афганистан) активно «сжирающие» деньги налогоплательщиков и способствующих оттоку средств из гражданского сектора.  Другая причина – рост цен на нефть, уменьшающая потребительские расходы населения за счет увеличения расходов на бензин и отопление, составляющие издержки модели «коттеджная» Америка.

Но самое главное  – отсутствие структурных изменений в экономике, искусственная стимуляция экономики за счет денежной накачки, хронического дефицита бюджета и роста государственного долга. Чтобы понять, что происходит сейчас в США необходимо вернуться в недалекое прошлое.  Крах «доткомов» способствовал вползанию в рецессию, наступившую в 2001 г.  Чтобы выправить ситуацию,  находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001  по 2003  с 6.0 до 1 % (основное снижение пришлось на 2001 г. до 1.75 %). С  целью оживления экономики Правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течении нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза  c 158 млрд.долл. в 2001 г. до 412 млрд.долл. в 2004 г. [7], дефицита платежного баланса почти в два раза  с 415 млрд.долл. за 2000 г. до 850 млрд.долл в 2006 г. [6] (6.5 % ВВП), а также внешнего долга, выросшего почти в 2.3 раза -  с 3,865 трлн долл. до 9 трл.долл осенью 2007  [9]. Все это происходило при администрации  Буша.

Дешевые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60 %, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный «бум», росшего в 2002-2005 г.г.  темпами несколько десятков процентов в год. При этом деньги ушли в большей степени не на развитие инновационного и экспортного потенциала страны, а на потребление и развитие строительной отрасли. После краха «доткомов» население решило – фондовый рынок может быть нестабильным, но недвижимость будет расти. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен.

Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи  в будущее, в ряде банковских продуктах  первоначальный взнос при покупке дома был обнулен. Под выданные кредиты выпускались ипотечные облигации, которым присваивали высокие рейтинги надежности. Расширяя потребление, население брало также потребительские кредиты под рост стоимости недвижимости. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 г.г. составил около 3.2 %. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25%  к лету 2006 г. Насколько эффективны были эти «ралли» по процентным ставкам ?  Проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.

Заемщики попали  в тиски  процентного риска, их ежемесячные процентные расходы за 2003-20006 г. увеличились примерно на 35 % [2], в среднем c 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке  возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.  

По данным за октябрь 2007 г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ряде штатов недвижимость «просела» на 8-12 %, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6.1 %, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет [10]. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года. Снижение стоимости недвижимости и падение рынка акций снижает кредитоспособность американцев.  У прошлой рецессии и нынешней надвигающейся есть принципиальные различия – хотя фондовый рынок в 2001-2002 рухнул, но банковский сектор был здоровым, ныне  рынок недвижимости точно «перегрелся», а банковский и финансовый сектор под угрозой кризиса плохих долгов. 

Обойдется ли экономический кризис в США только рецессией или события могут пойти по более серьезному сценарию с учетом огромного влияния США на экономику мира ? Не грозит ли нынешнее «роковое» стечение обстоятельств к некому повторению мировой депрессии подобной кризису 1929-1933 г.г., начавшейся как известно с крупного биржевого краха в США.

США не хватает целенаправленных мер по борьбе с ипотечным кризисом. Всю осень мир ожидал от властей США действительно серьезного пакета мер, направленных на поддержку экономики,  санацию ипотечного кризиса и рынка недвижимости.  Рынки верили в способность экономики США разрешить проблемы, что привело к локальному росту индексов примерно на 5-7 %  после снижения ставки ФРС , сниженной 18 сентября 2007 г. на 0,5 процентного пункта - до 4,75%. Однако четких действий не последовало. Именно поэтому фондовые индексы с октября 2007 г. до конца 2007 г.  на фоне постепенного раскрытия картины ущерба постепенно снизились примерно на 10 %, не смотря на дальнейшее снижение ставок, проведенных 31 октября и 11 декабря на 0.25 %.

Для решения сегодняшней проблемы в начале декабря  США предложен план помощи проблемным ипотечным заемщикам, в основу которого лежит предложение о замораживании процентных ставок по кредитам сроком на 5 лет  и возможное рефинансирование кредитов. План предназначен для граждан живущих в своих домах и не имеющих просрочек. Иначе говоря,  он не поддержит спекулянтов и ненадежных заемщиков.

Паника, которая длилась на рынках США,  Азии и России с 16 до 22 января показывают, что рынки начинают считать, что мер по борьбе с кризисом в США явно недостаточно, ведь никто не сомневался, что очередное снижение ставки уже в «кармане». Ситуация несколько стабилизировалась только после экстраординарной меры - внеочередного снижения ставки, предпринятого ФРС 22 января, в самый разгар кризиса, сразу на 0.75 процентного пункта - до 3,5% годовых. Таким образом в результате 4 снижений ставка была снижена на 1.75 % с уровня 5.25 % (до 18.09.2007 ).  ФРС испугался медвежьего тренда и в нынешних условиях ему не оставалось ничего иного как поддержать фондовый рынок, не смотря на то, что многие восприняли эту меру не однозначно.

30 января ФРС продолжил свою линию -  он снизил ставку еще на 0.5 % до 3.0 %, однако слишком много негативных новостей работает против рынка. Это падение индекса деловой активности, снижение рейтинга страховых компаний. Власти США показывают, что экономическое оживление имеет для них значительно большую ценность, чем риск повышения инфляции. С учетом инфляции реальная ставка уходит в отрицательную область, однако запас «хода» для ФРС становится меньше. Падение ставки может вызвать инфляцию – и тогда  ставку придется поднимать.

Снижение ставки спасает лишь кредитоспособных заемщиков, но существенная часть (например взявшая кредит с отсроченными выплатами и со спекулятивными целями) продолжит испытывает проблемы. При этом кризис неплатежей может перейти с рынка недвижимости на автокредиты и пластиковые карты. Недавно глава ФРС  Бен Бернанке признал сложное  состояние экономики США, которое будет таким  в 2008, а  возможно и в 2009 г. Но он также сделал важное заявление о поддержке экономического роста и минимизации финансовых рисков. В начале «медвежьей недели» президент Буш наконец озвучил план по санации экономики, в основу которого легли предложения о стимулировании расходов путем налоговых вычетов. Однако в тот период рынки расценили эти меры как недостаточные и продолжили падение.
8 февраля 2008 г. сенат все таки утвердил эту программу. Сумма помощи экономике должна составить около 167 млрд.долл, в виде налоговых вычетов примерно для 117 млн. семей в пределах от 600 до 1200 долл. на семью.  В то же время понятно, что эти меры направлены не непосредственно на развязку ипотечного узла, а в большей степени - на поддержку спроса.

В США кризис перепроизводства в строительной области. Рост в этот секторе поддерживает национальную экономику, но он себя исчерпал  - спрос мал, предложение велико -  рынок затоварен как домами выставленными на продажу по невозвратным кредитам, так и домами купленными в надежде на перепродажу.  Все это было вызвано  прошлым циклом снижения ставки. По состоянию на ноябрь 2007 г. продажи новых домов упали с 987 тыс. годом ранее до 647 тыс., т.е. на 34%, строительство новых домов на декабрь 2007 г. упало с 1629 тыс. годом ранее до 1006, т.е. на 38 %, средняя стоимость дома снизилась за тот же период с 221.6 до 208.4 тыс. долл, т.е. на 6 % [11]. По некоторым оценкам, падение цен продлиться до 2011 года и может составить в среднем около 10 %, а в ряде городов 18-28 % [12 ]. Избыточное снижение ставки может снова повторить ситуацию с subprime – новые заемщики, привлеченные низкими процентными ставками могут снова попасть в ловушку, хотя требования к ним станут значительно более жесткими.

Оценивая возможную глубину последствий  ипотечного кризиса стоит вспомнить о так называемом  кризисе Сберегательных ассоциаций (1985-1990 г.г.), местных ипотечных банков.  Причина кризиса состояла в ряде ошибок денежных властей США, просмотревших возникновение процентного риска, возникшего когда ставки депозитам из-за инфляции были подняты, а большинство кредитов было выдано на большие сроки по фиксированным ставкам. Однако в результате  кризиса сберегательных ассоциаций некоторое преимущество получили заемщики, взявшие ипотеку по заниженным  ставкам. Основная часть ссудо-сберегательной отрасли обанкротились.

Общий ущерб от санации ссудо-сберегательной отрасли обошелся по разным оценкам от 140 до 200 млрд.долл., т.е. 2.5-3.5 % от ВВП. Общий объем кредитов subprime составляет около 1.3 трл.долл. Уровень просроченных кредитов в  этом секторе  достиг по данным за июль 2007 составил около 15 % [13], и он продолжает расти. По некоторым оценкам уровень потенциальных потерь от нынешнего кризиса лежит в пределах до 450 млрд.долл., что может составить те же самые 3.5 % ВВП США. Для сравнения укажем, что объем ущерба за счет кризиса 1998 г. в России составил до 3.5 % ВВП [8], при этом достаточно глубокий кризис в Южной Корее «стоил» около 10 % ВВП. 

Что касается ипотечного кризиса, то здесь очень много вопросов. Как произошло, что эти кредиты могли быть выданы в таком объеме ? Почему рейтинговые агентства присваивали ипотечным бумагам высшие рейтинги надежности ? Почему финансисты не могли самостоятельно оценить риски деривативов ?  Неужели не было понятно, что покупка дома, даже в кредит, для малосостоятельных граждан без госдотаций  невозможна. Может быть власти закрывали глаза на проблему, полагая что развитие subprime способно не только оживить экономику, но и решить социальные проблемы, однако чудес не бывает. Правительство может помочь крупным банкам, имеющим национальное значение, а остальных обанкротить или продать иностранным инвесторам. Такой путь подразумевает активную работу со стороны Федеральной корпорации по страхованию депозитов.

Смогут ли власти решить проблему плохих активов тихо или она примет более серьезный характер, например как получилось в результате массового бегства вкладчиков в Англии при банкротстве банка Northern Rock. Напомним, что во времена Великой Депрессии была общенациональная банковская паника, но тогда не было системы страхования вкладов. Сможет ли экономика США скатиться на более глубокий уровень кризиса на манер Великой Депрессии? Скорее всего нет - тогда не работал механизм предложения ликвидности, не было госвливаний, сейчас – сколько угодно. Американцы пока верят обещаниям Бернанке в крайнем случае разбрасывать деньги с вертолета. Тогда на фондовом рынке было много «пустышек», необеспеченных активами, сейчас за фондовым рынком стоят реальные активы, которые имеют определенную ценность для инвесторов. Однако за плохую ипотеку заплатят не только налогоплательщики США, но и инвесторы по всему миру, покупавшие ипотечные бумаги. Ясно лишь одно, если власти не предпримут кардинальных мер по санации американской экономики, в первую очередь поддержки рынка недвижимости, хороших новостей с мировых фондовых рынков ждать не приходиться.


Проблема доллара и рефинансирования внешнего долга. Увеличивая эмиссию в долларах денежные власти США переносили долларовую инфляцию на национальные рынки развивающихся стран, вынужденных эмитировать национальные валюты под покупку долларов (типичный пример Россия). При этом США  ослабляли доллар и пытались увеличить конкурентность американских товаров и сократить огромный торговый дефицит, в первую очередь с Китаем (232.5 млрд.долл за 2006 г.). Однако попытки оказать давление на Китай с целью более серьезной ревальвации юаня не были особо успешными, и китайцы продолжали заваливать страну дешевыми товарами за счет поддержки заниженного курса своей валюты.

Сейчас доллар теряет одно из важнейший качеств, характерной для мировой валюты - стабильность. С 2002 года доллар обесценился почти в 1.7 раза -  сейчас он стоит около 1.472 за евро, а  в 2002 г. – 0.87, при этом за 2007 год доллар «полегчал» почти на 13 % , с  1.305 до 1.47. Проводить расчеты в слабеющей валюте плохо, но относительно терпимо, но осуществлять инвестиции  - хуже некуда. Естественным ответом на эти тенденции является  глобальная долларовая инфляция во всем мире, выражающаяся главным образом в росте цен на сырье, нефть, золото, зерно, т.е. те активы, запасы которых (или для зерна – возможность производства) ограничены.

У США стоит сложная, а главное абсолютно противоречивая задача. С одной стороны, рефинансирование долга требует стабильности доллара и достаточно привлекательной ставки, с другой, оживление экономики и преодоление кризиса, а также глобальное решение долговой проблемы  – низкой ставки, слабого доллара а еще лучше его постепенной, но глубокой девальвации. И снижение ставки работает в нужном направлении – приводя к ослаблению курса доллара, но может вызвать рост инфляции. А что будет, если рынок не допустит снижение ставки до уровня, необходимого для оживления американской экономики (предположим это будет уровень 2.0 %), но спрос при соотвествующей доходности казначейских обязательств будет недостаточен для рефинансирования долга ? Не приведет ли излишнее снижение ставки к массовому оттоку капитала ?

В связи со снижением курса многие страны будут сокращать долю своих валютных резервов в долларах США, что будет еще больше подталкивать падение американской валюты. В частности, об этом заявил Китай. Однако парадокс в том, что все центральные банки, имеющие запасы в долларах, оказались к нему привязаны. В самом деле, что будет с огромными внешними долгами США и резервами Китая, Японии и России, составляющими - вместе золотом и прочими активами около 1.5, 0.97, 0.47 трлн. долл.  соответственно, имеющими в своем составе также и  долларовые активы ? Ситуация почти тупиковая   - как только будут продаваться запасы, доллар будет снижаться быстрее и следовательно обесценение резервов только ускорится. Кроме того, падение доллара уменьшит экспорт в США, например со стороны Китая и Японии, что им явно не выгодно. Можно предположить, что дальнейшая девальвация доллара будет происходить, но она будет постепенной.

Военные расходы снижают эффективность экономики США. Военные расходы играют значительную роль в экономике США, например они смогли окончательно помочь преодолеть последствия Великой депрессии. Во время эпохи  «холодной войны» военная машина США разбухла на глазах, отхватывая все большие куски бюджета США. Однако усиление военной промышленности привело к оттоку капитала из гражданского сектора, что усугубилось также оттоком рабочих мест в развивающиеся страны. В результате США постепенно стали  отставать по производству многих видов гражданской продукции. 

В новом проекте бюджета объем военных расходов  составляет 514.4 и 70 млрд.долл. на войну в Ираке и Афганистане при общем объеме бюджета страны в 3.1 трлн.долл [14]. Согласно данным некоторых исследователей, общий бюджет Пентагона, включая косвенные расходы доходит до 1 трлн.долл [15].  Военные расходы США превышают консолидированные военные расходы всех остальных стран мира. Этот феномен Чалмерс Джонсон назвал «военным кейнсианством» [15].

Военные расходы, хотя и поддерживают спрос согласно Кейнсу (в т.ч. и в гражданском секторе) , но не такой эффективный, как в том случае, если бы эти деньги пошли в инвестиции на развитие инфраструктуры страны, строительство и развитие гражданской промышленности.  Как вы думаете, что полезнее для экономики: строительство инфраструктуры или излишнее производство военной техники?   США пока никак не может остановить военную машину, набравшую «обороты» во время «холодной войны», они фактически продолжают гонку вооружений, связанную с разработкой ПРО, создания возможностей нанесения глобальных мгновенных ударов и т.д. США содержит огромное число военных баз по всему миру.


 Экономика США имеет достаточно много конкурентных отраслей: информационные технологии, электроника, микроэлектроника, производство компьютеров, автомобильная промышленность, сельское хозяйство, фармацевтика, розничная торговля и пр. Американская экономика могла бы отлично производить относительно дорогие, но высококачественные товары. Тот монстр, который вырос на холодной войне, должен измениться. И развитие гражданской экономики в США смогло бы решить  пресловутую проблему дефицита и внешних долгов.

И если вместо наращивания военных расходов направить часть средств на помощь заемщикам (например за счет субсидирования процентных ставок), а также расширить строительств жилья и инфраструктуры на средства бюджета, то это было бы намного полезнее, чем тратить огромные суммы на войну в Ираке, необходимость которой под большим вопросом. В то же время сокращение военных расходов и снижение международной напряженности в зоне конфликтов может оказать понижающее давление на нефть.

Может ли экономика США быть санирована ?

Происходящее в США напоминает (пока в «мягком» варианте) пролог истории длительного японского кризиса «плохих долгов»  1995- 2002 г.г., вызванного обвалом пузырей на рынке недвижимости и акций.  И крах «доткомов» был «первой ласточкой», предупреждающей об этом. Перед кризисом за период с 1984 до 1990 г. индекс Nikkei вырос с 9500 до 38 700, упав затем до 14 300 [16] к 1992 г. Стремительно поднявшись в период «бума» цены на недвижимость с 1991 по 1998 год упали на 80 % [17]. Как указывает Майкл Фаррелл (США) даже снижение ставки практически до нулевых значений в Японии не смогло простимулировать выход экономики из кризиса, продолжавшегося очень долго,  так как потребительский спрос оказался подавленным в результате снижения цен на недвижимость [18]. Падение цен на недвижимость в США несет в себе значительные риски.

По мере дальнейшего раскрытия информации о последствиях кризиса  картина влияния ипотечного кризиса на экономику США будет проявляться все больше и больше. И реакция рынков будет зависеть от характера этой информации, реакции властей и мер по санации рынков. 

Предположим невероятное - финансовая система США попадает в тяжелое положение.  Сможет ли измениться экономика США,  если ее кредиторы, как это не фантастично - предложат план ее санации?  Предложил же МВФ сценарий по спасению экономики Южной Кореи в 1998 г. и он вполне сработал (правда это скорее исключение). Готовы ли США провести меры по оздоровлению экономики, расширению производства и экспорта ? Уже известно, что во вливании средств в банковский сектор США участвуют Китай и Саудовская Аравия. Основной вопрос - не возникнут ли на этой почве политические противоречия.

Политика последовательной мягкой девальвации доллара привела к росту экспорта из США, что постепенно улучшает  платежный баланс страны, и в будущем даже планировался выход на профицит [5], однако последние предложения Буша по увеличению военных расходов и дефицита до 407 млрд.долл. не оставляют такой возможности.

www.business-gazeta.ru

4 признака – Вести Экономика, 06.07.2017

Москва, 6 июля - "Вести.Экономика". Несмотря на то что после президентских выборов в экономике страны наблюдался оптимизм, номинальный рост ВВП в 2016 г. составил всего 2,95%. По этому показателю 2016 г. занял второе место в рейтинге худших для экономики после 1959 г.

Ключевые показатели экономики США демонстрируют признаки того, что экономика страны идет скорее к большому краху, а не к восстановлению.

Ниже представляем четыре основных показателя, которые вызывают обеспокоенность.

Спрос на кредиты снижается

Во всех секторах кредитования (бизнес, потребительские кредиты и ипотека) наблюдается падение спроса.

На графике показано резкое падение роста потребительских кредитов за последние три квартала.

На потребление приходится до 70% экономической активности США, поэтому эта тенденция негативно скажется на экономическом росте.

Налоговые поступления сокращаются

Еще один индикатор, который говорит о том, что экономика США находится в опасности, – это падение корпоративных налоговых поступлений.

На графике ниже видно, что величина корпоративных налоговых поступлений в апреле была на самом низком уровне с 2009 г., когда экономика была в самом разгаре рецессии.

Согласно мнению экспертов этот показатель может говорить о том, что американские корпорации переживают сокращение прибыли, что в целом говорит о не очень хорошей экономической ситуации в стране.

ФРС ходит по острию ножа

Несмотря на то что показатели потребительского спроса и экономической активности снижаются, ФРС принимает решения по ужесточению монетарной политики, что может привести к негативным последствиям.

10 из 13 циклов ужесточения политики привели к рецессии. Фактически из 18 рецессий, которые произошли с 1913 г., все кроме одной стали причиной цикла ужесточения монетарной политики.

Более высокие процентные ставки повышают стоимость кредитов, что приводит к снижению спроса и негативно сказывается на экономическом росте.

Эксперты также отмечают, что каждый раз, когда ФРС ужесточает монетарную политику, они заявляют, что экономика чувствует себя очень хорошо, что они хотят, чтобы в экономике было меньше денег и меньше экономической активности.

Они заявляют об этом как раз в тот момент, когда лучшие экономические показатели падают.

И фондовый рынок также согласен с тем, что ФРС действует в неверном направлении.

Выравнивание роста доходности

ФРС начала политику ужесточения в декабре 2015 г.

Через три повышения ставки доходность 30-летних трежерис, самых уязвимых облигаций, снизилась на 15 базисных пунктов.

Таким образом, рост доходности существенно выровнялся.

Это указывает на то, что инвесторы имеют низкий уровень доверия к экономике, а также на то, что цикл ужесточения ФРС может привести к противоречивым экономическим последствиям.

При таком сценарии облигации будут расти, а акции падать.

Если ФРС повысит ставки еще 4 раза, то линия доходности, вероятнее всего, изменит направление, что означает, что долгосрочные ставки будут ниже краткосрочных.

Все это вызывает большие вопросы у инвесторов, которые видят явные признаки того, что экономика США балансирует на грани кризиса.

www.vestifinance.ru

Почему произошел ипотечный кризис в США 2007–2008

Ипотечный кризис в США 2007–2008 гг. – крах рынка недвижимости и связанных с ним производных ценных бумаг. По уровню падения кризис сравнивают с «Великой Депрессией» 30-х годов прошлого века, только финансовое вмешательство и жесткие меры регулирования федеральных властей предотвратило окончательный коллапс банковской системы.

 

Ипотечный кризис в США 2007-2008 г. (англ. англ. subprime mortgage crisis) – обвал рынка недвижимости по причине резкого увеличения просрочек/невыплат по высокорисковым ипотечным кредитам и массовые отчуждения недвижимости в пользу кредиторов. Обесценившиеся ипотечные ценные бумаги привели к самому сильному падению биржевой активности со времен «Великой депрессии», массовому банкротству инвестиционных банков и страховых компаний по всему миру, что привело к началу мирового кризиса, последствия которого не преодолены до настоящего времени.

Если сравнить ипотечный кризис с падением американской экономики в период 1929-1939 гг., то явно прослеживаются две общие черты:

  • спекулятивные действия в банковской и биржевой сферах;
  • запоздалая реакция государственных контролирующих органов на рост кризисных явлений в экономике.

В 2011г. один из крупнейших мировых инвесторов Уоррен Баффет, давая показания в Комиссии по расследованию причин кризиса, заявил, что «это был самый большой спекулятивный рыночный пузырь из когда-либо виденных мною. Вся Америка убедила себя, что рост цен на недвижимость будет продолжаться вечно и падение не произойдет никогда».

Причины кризисных явлений

Теорий, как и почему рынок недвижимости из «тихой гавани» превратился в источник мошеннических спекуляций, имеется множество, в зависимости от того, кто ее автор: банкиры видят в этом исключительно просчеты регуляторной политики, а государственные чиновники обвиняют частный сектор в раздувании «пузыря» прибыли. Но есть причины ипотечного кризиса в США, упоминаемые практически во всех исследованиях, а именно:

Рост внешних инвестиций в экономику США

В период с 2002 по 2005 год наблюдалось резкое увеличение иностранных капитальных и оборотных финансовых вливаний, в первую очередь, за счет стран экспортеров нефти и быстроразвивающихся стран Азии, в первую очередь – Китая. Существуют две теории, объясняющие данный факт:

  • На конец 2004 года дефицит платежного баланса США составлял 5,8% ВВП из-за превышения импорта товаров и услуг над экспортом. В этом случае торговый баланс быстрее всего приводится в равновесие именно притоком внешнего капитала. Точку зрения, что именно избыточный мировой капитал спровоцировал ипотечный кризис, как раз и отстаивал тогдашний председатель ФРС Бен Бернанке.
  • Капитал привлекался именно высоким уровнем потребления в США, который при падении экспорта должен удовлетворяться «займами» у иностранного производителя или инвестора.

Независимо от того, какая из двух теорий верна, к 2005-2006 году в США присутствовал огромный объем свободного капитала. Требовалось найти более прибыльную, но и одновременно надежную инвестицию, чем простая покупка казначейских облигаций.

Вполне логичным выбором в данной ситуации выглядела недвижимость, тем более, что несколько десятилетий одним из основных направлений американской внутренней политики было увеличение количества частных домовладельцев. В 1995 году два крупнейших американских ипотечных агентства Fannie Mae и Freddie Mae получили налоговые льготы с целью стимулирования кредитов для заемщиков с низким уровнем доходов, и рынок к этому моменту уже был готов принять дополнительные финансовые вливания.

Изменение в законодательном регулировании банковской системы

Активными участниками постоянного взвинчивания цен на ценные бумаги в период Депрессии были коммерческие банки, использовавшие для этого деньги вкладчиков, что в итоге и привело к биржевому краху «Черного вторника». Для предотвращения подобных ситуаций в будущем осенью 1929 года был принят закон «Гласса-Стигола» четко разделивших банки на коммерческие и инвестиционные. Коммерческим банкам была запрещена торговля ценными бумагами, в том числе через филиалы или дочерние компании, а также введено обязательное страхование депозитных вкладов.

Объем свободного капитала на рынке США был огромен (по разным оценкам от $50 до $70 трлн.), что делало невозможным его размещение между работающими на тот момент инвестиционными банками и их клиентами. Коммерческие банки тоже хотели получить свою долю прибыли, особенно после принятия в 1982 году закона «О паритетном альтернативном кредитовании» (Alternative Mortgage Transaction Parity Act, AMTPA), который разрешил выдачу ипотечных займов кредитным организациям не являющихся федеральными банками.

Многолетняя лоббистская кампания крупнейших банковских игроков привела к закону «Грэмма-Лича-Блайли» или «Закона о модернизации», отменившего ограничения акта «Гласса-Стигола», и таким образом изменила всю банковскую систему. Банки получили возможность создавать финансовые холдинги, которые одновременно могли заниматься коммерческой, инвестиционной и страховой деятельностью. Одновременно были существенно ограничены права государственных регуляторов и контролирующих органов.

Субстандартное кредитование

Для банковской практики США приемлемым уровнем кредитов с высокой степенью риска традиционно считались 6-8% от общего размера ипотечного портфеля. Но для покрытия начавшегося строительного бума такой процент неблагонадежных заемщиков оказался слишком низким и банки начали постепенное снижение обязательных требований. Такие кредиты получили название субстандартных и было разработано множество их модификаций:

  • с плавающей процентной ставкой (interest-only mortgage) – в течение определенного начального периода действия кредита уплачиваются только проценты, а не основная сумма долга. К началу кризиса более 90% кредитов имели плавающую ставку;
  • выбор клиентом варианта оплаты («payment option» loan) – можно выбрать размер ежемесячного взноса, при этом неуплаченные проценты могли прибавляться к основной сумме кредита. Почти каждый десятый займ в период 2005-2006 года был оформлен подобным образом;
  • возможность погашения большей части долга на момент окончания договора (balloon-payment mortgage) и другие варианты.

Апофеозом борьбы за клиента любой ценой стали кредиты с наличием активов (средств на банковском счете), но без регулярного дохода (income, verified assets, NIVA), и займы вообще без активов и доходов (no income, no assets, NINA).

Рискованная секьютеризация и манипулирование рейтингами

Банки прекрасно понимали, что вероятность невозврата выданных займов чрезмерно велика, а потому и пытались минимизировать уровень риска. Для этого обычно используется механизм секьютеризации, когда несколько ипотечных кредитов или других финансовых инструментов объединяются в одну производную ценную бумагу (дериватив), которая затем продается стороннему инвестору.

За счет того, что в состав дериватива входит несколько активов с низким уровнем риска, их стоимость никогда не упадет до нуля или можно будет воспользоваться гарантией в случае неисполнения обязательств, как и делали государственные ипотечные агентства в начале 80-х годов прошлого века, когда только разрабатывалась современная модель секьютеризации.

Ипотечные ценные бумаги (Mortgage-Backed Securitie, MBS) и выпущенные на их основе обеспеченные долговые обязательства (Collateralized debt obligations, CDO) имеют самые причудливые формы: пакет рисковых кредитов «разбавляется» небольшим количеством надежных для повышения их рейтинга, производится эмиссия MBS, состоящих только из «токсичных» займов. Появляются синтетические CDO, представляющие собой производный инструмент от другого CDO. Вся эта масса новых бумаг, разобраться в которых простому инвестору практически невозможно, выбрасывается на фондовый рынок для получения дополнительного дохода.

Спекулятивные частные, страховые и биржевые инвестиции

Ипотечный кризис в США никогда бы не смог достичь таких масштабов без поддержки биржевых спекулянтов, увидевших в бумагах MBS и CDO источник, как им казалось, бесконечной прибыли. Закономерный крах спровоцировали следующие три основных фактора:

  • Ипотечные бумаги перестали ассоциироваться с конкретными объектами недвижимости и начали жить своей обособленной «жизнью». Бесконечные эмиссии и появления новых вариантов, таких как «CDO на CDO», только подстегивали трейдеров к продолжению спекуляций, и статистика увеличения фактического числа неплательщиков никого не интересовала.
  • К ипотечным бумагам применялись те же модели прогнозирования и анализа, что и для обычных акций и фьючерсов, хотя это кардинально различные инструменты. Методики биржевой оценки ипотечных рисков еще не были разработаны, бумаги не имели длительного исторического периода, достаточного для тестирования торговых стратегий и гипотез.
  • С целью выжать максимум дохода, банки и крупные хедж-фонды пошли на сговор с ведущими рейтинговыми агентствами Standard&Poor’s и Moody’s, которые как впоследствии выявила Комиссия по расследованию, сознательно завышали инвестиционную привлекательность даже самых «мусорных» облигаций и закладных. Фактически данные агентства вообще не занимались оценкой бумаг – просто ставили на бумаги цену, предложенную эмитентами.

Несовершенство текущего законодательства позволило банкам наращивать объем производных бумаг, номинально соблюдая требования к соотношению собственного и заемного капитала. С помощью различных забалансовых схем в хедж-фонды и другие негосударственные кредитные организации были выведены огромные суммы, то есть фактически была создана «теневая» банковская система. Перед тем, как начался ипотечный кризис в США, чистая прибыль финансового сектора составила почти 27% от произведенного ВВП и большая часть этих средств осталась вне баланса. Таким образом, даже процесс поддержания текущей деятельности и ликвидности ведущих банков стал напрямую зависеть от ситуации на рынке недвижимости.

Рядовые граждане также включились в гонку – исторически рост цен на недвижимость был близок к уровню инфляции, но в 2000-2006 годах недвижимость показала почти двукратный рост. Дом перестал быть долгосрочной и не приносящей большого дохода инвестицией. Даже заемщики, которые соответствовали всем условиям Федеральных программ, стали предпочитать субстандартный кредит для получения вторичного ипотечного займа под рост стоимости. То есть при появлении дополнительного кредитного лимита заемщик мог или взять еще один ипотечный займ, или потратить эту сумму на потребление, или просто получить эту сумму наличными в банке. Если добавить к этому резкий рост уровня потребления, сокращение личных сбережений и реальной заработной платы – ипотечный крах стал неизбежен.

Последствия кризиса

Несмотря на все меры по реструктуризации ипотек неплатежеспособных заемщиков, к середине 2011 года было произведено полное отчуждение свыше миллиона объектов жилой недвижимости при практически полном отсутствии рыночной активности. К 2014 году доля кредитов, по которым не производятся выплаты, снизилась до 8%, но полностью негативные процессы оставить не удается.

Последствия для экономики США:

  • Из пяти крупнейших ипотечных банков США обанкротились Lehman Brothers (невозможность покрыть кредитные свопы) и Bear Stearns (убытки дочерних хедж-фондов), произвели слияние Merrill Lynch и Bank of America, а Goldman Sachs и Morgan Stanley прекратили инвестиционную деятельность в обмен на поддержку ФРС.
  • Стоимость производственных активов снизилась более чем на 20% за период июнь 2007-ноябрь 2008.
  • Ведущий фондовый индекс S&P500 в ноябре 2008 года упал более чем на 45% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

  • Рынок недвижимости после исторического максимума 2006 года потерял более $5 трлн. и до настоящего времени не показывает роста;
  • Частные сбережения и пенсионные накопления граждан США уменьшились на $2,5 млрд., а учитывая отчуждение собственности и принудительные взыскания, общая сумма личных потерь почти $8 трлн.;
  • Кризис затронул все секторы экономики особенно автомобильную промышленность и сферу услуг.

Меры по преодолению последствий кризиса

Расследование причин ипотечного кризиса 2008 года в США показало, что активные действия государственных органов начались только в сентябре, хотя первые признаки неустойчивости финансовой системы появились уже во второй половине 2007 г. и время для смягчения последствий было упущено. Кроме того, ни одной из финансовых организаций, «стимулирующих» развитие кризиса и спекулирующих на его последствиях, не было преяъявлено ни одного иска об административной или уголовной ответственности.

Действия правительства

Выкуп проблемных субстандартных активов у банков и страховых компаний за счет бюджета США был единственным способом быстро поддержать ликвидность и избежать окончательной стагнации экономики и банкротства компании уровня Lehman Brothers. В августе 2008 г. Конгресс принимает «Акт о чрезвычайной экономической стабилизации» (Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA) или «План Полсона» по фамилии тогдашнего секретаря Казначейства. Общая сумма вливаний в частный сектор вместе с налоговыми льготами составила $700 млрд., которые не были возвращены. То есть фактически банки покрыли свои рискованные действия за счет средств налогоплательщиков.

Заемщикам был выполнен возврат части уплаченного налога на недвижимость, но это в целом не привело к существенному улучшению ситуации. Кроме того, была реализована государственная программа оказания индивидуальной денежной помощи неплатежеспособным домовладельцам, а также содействия в достижении соглашения с крупнейшими банками и кредитными ипотечными агентствами Fannie Mae и Freddie Mac о введении моратория на отчуждение имущества и увеличению программ рефинансирования.

Действия Федеральной резервной системы США

Совместно с Центробанками ведущих стран Европы и Азии было проведено снижение процентных ставок, что только подтверждает глобальный характер кризиса. Положительный эффект от такого шага оказался минимальным.

Проведена выдача краткосрочных займов по сниженной ставке для банков, подконтрольных ФРС, а также реализован дополнительный (к плану Полсона) выкуп проблемных ипотечных бумаг.

Реализован постоянный контроль гарантийного долларового обеспечения международных валютных свопов банков ЕЦБ, Банков Англии и Швейцарии.

Обеспечена программа предоставления целевых кредитов, в том числе небанковским кредитным организациям, для выпуска ипотечных ценных бумаг с гарантированным залогом (Term Asset-Backed Securities Loan Facility, TALF).

Последствия для мировой экономики:

Пик общего числа выселений за неуплату по ипотеке пришёлся на 2009-2010 годы. Невозможность погашения субстандартных кредитов и связанных с ними ценных бумаг привели к огромным убыткам по всей мировой банковской системе: только крупнейший (по состоянию на 2008 г.) мировой банк HSBS потерял более $10,5 млрд. Если в апреле 2008 г МВФ оценивал суммарные мировые потери от ипотечного кризиса в США примерно в $1 трлн., то уже годом позже пересмотрел это значение до $4 трлн.

Расходы США на преодоление последствий кризиса на конец 2009-го оценивались в $11 трлн., но примерно 50% из них нужно оценивать не как прямые расходы, а как инвестиции, гарантии по займам, выкуп финансовых активов (ипотечные и коммерческие бумаги с обеспечением залогами), в том числе и для того, чтобы повысить ликвидность рынков.

Эхо кризиса ощущается до сих пор. Крах американского фондового рынка привел к панике среди инвесторов и переориентированию денежных потоков в менее рискованные активы, в частности, сырьевые фьючерсы, давшие начало мирового кризиса продовольствия и росту цен на нефть.

moneymakerfactory.ru

Опубликовано в категории: Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о