Купцы морозовы: история самой нетипичной купеческой семьи – КАК ПОТРАТИТЬ

Династия купцов Морозовых: humus — LiveJournal

?
Categories:
  • История
  • Искусство
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Cancel

Тимофей Саввич Морозов (январь 1823 — 10 (22) октября 1889)

Мария Федоровна Морозова урождённая Симонова (9 (21) февраля 1830 — 18 (31) июля 1911)

Савва Тимофеевич Морозов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 13 (26) мая 1905, Канны, Франция)

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

1880-е. Портрет семьи Морозовых. В центре стоит Савва Тимофеевич Морозов

1900-е. Ольга Морозова позирует художнику С. Чечелеву на террасе в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Варвара Морозова на террасе в усадьбе Одинцово-Архангельское

1901. Предприниматель и меценат Савва Морозов на строительстве здания Московского Художественного театра

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Люлюта

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Савва

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Тимофей

1903. Зинаида Григорьевна Морозова с дочерьми Марией и Люлютой

1903. Мария Федоровна с внучкой

1903. Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой с детьми Тимофеем, Марией, Люлютой

1903. Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой с дочерью Марией и сыном Саввой

1904. Мика Морозов

1904. Савва Тимофеевич Морозов с сыном Саввой

Савва Тимофеевич Морозов с детьми

Портрет Люлюты, дочери Саввы Тимофеевича Морозова

Портрет Саввы Тимофеевича Морозова с детьми

Портрет семьи Морозовых. Слева направо Мария, Мария Федоровна, Тимофей, Савва и Люлюта

Дача Саввы Тимофеевича Морозова на Киржаче

Главный въезд усадьбы Одинцово

Главный фасад усадьбы Одинцово

Правый фасад со стороны пруда усадьбы Одинцово

1910. Дом садовника в усадьбе Морозова


Tags: Москва, Московская губерния, Россия, история, фото

Subscribe

  • Крым на снимках Григория Николаевича Малиновского

    Евпатория. Свято-Николаевский собор Севастополь. Мавзолей на французском воинском кладбище Севастополь. Храм-пирамида Святого Николая на…

  • 1970-е. Париж на снимках Шарля Чикконе. Часть 2

    1970-е. Париж на снимках Шарля Чикконе. Часть 1 01. Советский военный оркестр на Почетном дворе Дома инвалидов 04. Немецкий военный…

  • Фотосессия Alexis Ren (Halloween, октябрь 2022)

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

  • Крым на снимках Григория Николаевича Малиновского

    Евпатория. Свято-Николаевский собор Севастополь. Мавзолей на французском воинском кладбище Севастополь. Храм-пирамида Святого Николая на…

  • 1970-е. Париж на снимках Шарля Чикконе. Часть 2

    1970-е. Париж на снимках Шарля Чикконе. Часть 1 01. Советский военный оркестр на Почетном дворе Дома инвалидов 04. Немецкий военный…

  • Фотосессия Alexis Ren (Halloween, октябрь 2022)

Династия купцов Морозовых — Прогулки по Старой Москве и не только — ЖЖ

?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у humus в Династия купцов Морозовых

Тимофей Саввич Морозов (январь 1823 — 10 (22) октября 1889)

Мария Федоровна Морозова урождённая Симонова (9 (21) февраля 1830 — 18 (31) июля 1911)

Савва Тимофеевич Морозов (3 (15) февраля 1862, Зуево, Богородский уезд, Московская губерния, Российская империя — 13 (26) мая 1905, Канны, Франция)

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

Савва Тимофеевич Морозов

1880-е. Портрет семьи Морозовых. В центре стоит Савва Тимофеевич Морозов

1900-е. Ольга Морозова позирует художнику С. Чечелеву на террасе в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Семья купцов Морозовых в усадьбе Одинцово-Архангельское

1900-е. Варвара Морозова на террасе в усадьбе Одинцово-Архангельское

1901. Предприниматель и меценат Савва Морозов на строительстве здания Московского Художественного театра

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Люлюта

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Савва

1903. Дети Саввы Морозова — Мария и Тимофей

1903. Зинаида Григорьевна Морозова с дочерьми Марией и Люлютой

1903. Мария Федоровна с внучкой

1903. Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой с детьми Тимофеем, Марией, Люлютой

1903. Портрет Зинаиды Григорьевны Морозовой с дочерью Марией и сыном Саввой

1904.

Мика Морозов

1904. Савва Тимофеевич Морозов с сыном Саввой

Савва Тимофеевич Морозов с детьми

Портрет Люлюты, дочери Саввы Тимофеевича Морозова

Портрет Саввы Тимофеевича Морозова с детьми

Портрет семьи Морозовых. Слева направо Мария, Мария Федоровна, Тимофей, Савва и Люлюта

Дача Саввы Тимофеевича Морозова на Киржаче

Главный въезд усадьбы Одинцово

Главный фасад усадьбы Одинцово

Правый фасад со стороны пруда усадьбы Одинцово

1910. Дом садовника в усадьбе Морозова



Октябрь 2022
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
23456
7
8
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

  • Сообщество Китай-Город
  • Сообщество Московский Кремль
  • Сообщество Королевские украшения
  • chirkova1908 : (без темы) [+1]
  • Анатолий Шушков : (без темы) [+1]

Разработано LiveJournal. com

Купец из Москвы, попавшийся на парижский авангард

Из февральского выпуска 2021 года Аполлон . Предварительный просмотр и подписка здесь.

К концу XIX века возникли заметные трения между старосветским дворянством России и ее купеческими миллионерами. Дворянство снисходительно относилось к дерзким новым капиталистическим бизнесменам за их незнание этикета, но завидовало их богатому образу жизни, осознавая, что их узурпируют. Этот процесс ускорился с появлением поколения, достигшего совершеннолетия в 189 г.0 с. Внезапно появились десятки молодых людей, рожденных в большом богатстве, которые также были образованными и глубоко культурными и часто были первыми членами своих семей, посещавшими элитные школы и университеты. Таковы были Сергей Щукин и Иван Морозов, которые в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, накопили частные коллекции современного французского искусства такого качества, что им не было аналогов нигде в мире, даже в Париже.

Хотя коллекционирование Щукина резко прекратилось в 1914 году, Морозов продолжал еще три года, подражая привычке своего покойного брата Михаила одновременно коллекционировать современное русское искусство. Среди его последних покупок были работы ведущих бунтарей-авангардистов и Марка Шагала. До недавнего времени Иван Морозов был еще более теневой фигурой, чем Сергей Щукин. Бизнесмен, который вел очень частную жизнь, он фигурирует в нескольких мемуарах и сам не оставил ни одной. Однако благодаря биографии Натальи Семеновой
Морозов: история семьи и потерянная коллекция
, опубликованная Йельским университетом в прошлом году, и беспрецедентная ретроспектива Морозова в Фонде Louis Vuitton в Париже, открывающаяся в этом году, — теперь можно полностью узнать его выдающееся наследие.

Не случайно коллекции Щукина и Морозова были основаны в Москве, которая до революции 1917 года была одним из самых динамичных и перспективных городов мира. До середины XIX века Москва считалась старомодной и провинциальной во многом заслуженной.

В отличие от более светского Санкт-Петербурга, дома имперской бюрократии и аристократической элиты, «Богородица Москва» оставалась религиозным сердцем России, известным своими сотнями церквей, яркими восточными красками и ультраконсервативным купечеством. Однако после реформ Александра II город быстро превратился в промышленный центр, более известный как «Ситцевая Москва» из-за его процветающих предприятий по производству текстиля. Удушливый мир патриархальной деспотии начал исчезать в 1860-х годах, когда хлопчатобумажные фабрики Павла Третьякова, например, начали приносить огромные прибыли, что позволило ему вкладывать средства в русское искусство (позже он основал то, что сегодня является Третьяковской галереей). . К концу века Москва была бурно развивающимся, насквозь европеизированным мегаполисом, полным творческой энергии. Для русских купцов всегда было делом веры заниматься широкомасштабной благотворительной деятельностью, но прибыль от их процветающего бизнеса теперь также вкладывалась в прогрессивные культурные предприятия, поскольку меценатство стало нормой, а не исключением.
Трое братьев Сергея Щукина стали коллекционерами.

Морозовы были самой знаменитой из многих московских купеческих династий. Разросшаяся семья стойких старообрядцев и колоритных персонажей, сочетавших набожность с увлечением современными технологиями, создали свою огромную империю в 1850-х годах, когда бывший крепостной предприниматель Савва Первый поделил свое текстильное дело между пятью сыновьями. Тимофей, который впоследствии стал самым крупным промышленником России, был самым молодым и самым способным. Оба его сына, выпускники Московского университета, стали меценатами. Савва («Второй») вложил десятки тысяч рублей в Московский Художественный театр, основанный в 189 г.8, а Сергей предоставил бедному пейзажисту Исааку Левитану условия для написания шедевров и основал музей традиционных крестьянских ремёсел. Как и их двоюродные братья Савва и Сергей, Михаил и Иван Морозовы были с разницей в возрасте в год, но родились на десятилетие позже, в начале 1870-х годов (что делало их современниками Сергея Дягилева, который, как типичный петербургский дворянин, был их противоположностью).

Они были правнуками Саввы Первого — отпрысками его среднего сына Абрама, унаследовавшего семейную хлопчатобумажную фабрику в Твери. Последние годы их детства прошли в роскошном новом особняке недалеко от Кремля, построенном их грозной овдовевшей матерью, известным меценатом. Она позаботилась о том, чтобы дать своим сыновьям превосходное образование, в результате чего на два года подающий надежды «русский импрессионист» Константин Коровин давал Михаилу и Ивану еженедельные уроки рисования.

В лодке (1888), Константин Коровин. Courtesy Третьяковская галерея, Москва

Михаил, старший брат, первым начал коллекционировать произведения искусства, будучи 19-летним студентом университета в 1889 году. Следующие 10 лет он потратил на покупку русских картин, прежде чем стать завсегдатаем ведущих парижских коллекционирование началось всерьез, когда он получил свое значительное наследство в 1891 году. В том же году он женился на Маргарите Мамонтовой, чье изящество и утонченность уравновешивали его изобилие нувориша, и переехал с ней в дом, пустые стены которого взывали к искусству. Сообразительный и импульсивный, он вскоре развил проницательный взгляд, покупая важные работы молодого поколения московских художников, такие как «9 Коровина».0009 В лодке и Левитана Свежий ветер. Волга , построенная в 1888 и 1895 годах соответственно. Ни один из художников не был ренегатом, но в контексте замкнутого и консервативного художественного мира России, где доминировали Императорская академия в Санкт-Петербурге и националистическая Ассоциация передвижных выставок, продвигавшая догматический реализм, они предложили что-то новое. Затем Михаил Морозов тяготел к Валентину Серову, еще одному молодому таланту, возглавившему атаку против истеблишмента, которому он поручил написать свой портрет. Он также смело стал одним из первых покровителей пресловутого Михаила Врубеля, чей оригинальный, экспериментальный стиль обычно клеймился как декадентский.

Маргарита Морозова (крайняя слева) с детьми и другими в 1903 году, на фоне портрета Михаила Морозова работы Валентина Серова (1902)

Иван также начал свою коллекцию с русского искусства, купив свой первый пейзаж в 1891 году, прежде чем отправиться получать степень в области естественных наук в Цюрихском политехническом институте. Гораздо более сдержанный и трезвый, чем его яркий старший брат, он продолжал пополнять свою скромную коллекцию после того, как вернулся домой и взял на себя семейный бизнес. В студенческие годы в Швейцарии он был увлеченным пейзажистом-любителем, но обременительные обязанности на Тверском текстильном комбинате оставляли ему мало времени для неторопливых занятий. Михаил не проявлял никакого интереса к семейному бизнесу, как и их младший брат Арсений. Известный чудак, страстно увлекавшийся охотой и собаководством, в конце 189В 0-х годах он занялся строительством мавританско-готического замка рядом с классическим особняком своей матери. Вдохновленный псевдосредневековым дворцом Пена в Португалии, он точно воспроизвел его мешанину стилей, добавив фасад, заимствованный из Дома ракушек в Саламанке. Здание выглядело абсурдно неуместным в центре Москвы и вызвало всеобщие насмешки еще до того, как было завершено.

Михаил Морозов начал совершать регулярные художественные экспедиции в Париж в 1898 году, одновременно с Сергеем Щукиным, который был старше его на 16 лет. Он никогда полностью не отказывался от своих эклектических вкусов, но после покупки работ Родена и Коро у Поля Дюран-Рюэля стал более авантюрным. В 1900, за три года до Щукина, он стал первым русским коллекционером, купившим картину Гогена ( La Pirogue , 1896), а вскоре за ней последовала вторая таитянская работа, которая также поступила из галереи Амбруаза Воллара. В 1901 году он стал первым русским коллекционером, купившим картину Ван Гога ( La Mer aux Saintes-Maries , 1888). В течение нескольких лет его коллекция включала «Портрет мадемуазель Жанны Самари » Ренуара (1878 г.), купленную в галерее Бернхейм-Жен, а также работы Моне, Дега и Тулуз-Лотрека. Он также был единственным русским коллекционером своего времени, купившим произведение Мунка. Белая ночь. Картина «Аасгардстранд» («Девушки на мосту») (1903) была куплена в Салоне Независимых за несколько месяцев до смерти Михаила Морозова в 1903 году в возрасте 33 лет, не сумевшего обуздать свою беспутную жизнь. В последние годы своей жизни он начал покровительствовать космополитическим выставкам в Санкт-Петербурге, с помощью которых Дягилев пытался модернизировать русскую художественную жизнь, проявляя особый интерес к творчеству Константина Сомова. В своем некрологе Дягилев с любовью вспоминал экстравагантного москвича Михаила Морозова, полного энергии и радость жизни .

La Mer aux Saintes-Maries (1888), Винсент Ван Гог. С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

В то время как Михаил Морозов все больше увлекался артистическими повстанцами в Париже, Иван оправлялся от неприятных встреч с политическими радикалами на заводе в Твери. Революционное движение начало набирать обороты, и в 1897 году ему пришлось столкнуться со своей первой забастовкой. Несмотря на школу, больницу и другие благотворительные учреждения, основанные его матерью, условия труда для 7000 служащих, большинство из которых жили на месте в казармах из красного кирпича, оставались эксплуататорскими. После второй забастовки в 189 г.9 сентября Иван решил вернуться в Москву и вести бизнес издалека, поселившись в элегантном особняке на Пречистенке, одной из самых аристократических улиц города. Здесь тоже было много пустых стен, на которые можно было повесить картины, особенно после того, как модный архитектор Лев Кекушев заменил барочные интерьеры более сдержанным дизайном. На первом этаже сложилась Морозовская галерея французского искусства; Отдельно на первом этаже хранилось русское искусство.

Музыкальный салон в особняке Ивана Морозова на Пречистенке, Москва, д. L’Histoire de Psyché Панно Мориса Дени, опубликовано в журнале Apollon в 1912 году. Фото предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Следующие пару лет Иван вел себя сдержанно, но тоже был жизнелюбом. Он всегда избегал показного образа жизни своего брата, но теперь встал на его место в качестве коллекционера, разделяя его вкусы в русском искусстве. С 1904 года он начал совершать регулярные поездки два раза в год в Париж, чтобы посетить Салон Независимых и Осенний Салон, а также посещать дилеров и мастерские отдельных художников. Именно после того, как он предоставил некоторые работы на ретроспективную выставку русского искусства, организованную Дягилевым в Осеннем салоне в 1906, что Морозов попал в точку. После того, как он был награжден орденом Почетного легиона и стал почетным членом Салона, он поручил Морису Дени написать 13 панно на тему Психеи для Музыкального салона своего дома (которые были установлены художником в 1909 году). В 1907 году, через четыре года после рождения дочери, он наконец осмелился жениться на Евдокии, хористке, с которой познакомился в популярном московском ночном клубе, и был готов купить своего первого Сезанна, который стал его любимым художником. В 1908 году он купил 9 картин Ван Гога.0009 Le Café de Nuit (1888 г.) на одной из первых выставок французского и русского авангарда в Москве, а в 1910 г. он поручил Боннару, еще одному любимому художнику, написать триптих – La Méditerranée – на лестницу своего дома. В том же году он вслед за братом поручил Серову написать свой портрет. Приземистая фигура Морозова классно изображена сидящей за столом на фоне работы Матисса « Fruits et Bronze », завершенной ранее в 1910. Именно его влиятельный старший соперник Сергей Щукин познакомил его с Матиссом, у которого Морозов заказал Triptyque Marocain , написанный в 1912–1913 годах во время долгого пребывания в Танжере. Два текстильных магната поддерживали дружеские отношения, но были очень разными характерами, и Иван Морозов в основном шел своим путем.

Triptyque Marocain: Zorah sur la Terrasse (центральная панель) (1912–1913), Анри Матисс. С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; © Секвенс Х. Матисс

Письмо (1913 г.) Анри Матисса Ивану Морозову с описанием и сопровождающим эскизом панно Triptyque Marocain . С разрешения Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; © Усадьба Ивана Морозова

Если Щукин был переменчив и любил вызов крайнего авангарда, то Морозов был методичен (вел дотошный учет) и просто покупал то, что ему нравилось. Щукин следовал своей интуиции, а Морозов с удовольствием полагался на надежных советников. Серов был одним из них; другим был критик Сергей Маковский, написавший первую разоблачительную статью о собрании Морозова французского искусства для петербургского журнала 9.0009 Аполлон в 1912 году. В отличие от Щукина, открывшего свою коллекцию публике, Морозов держал свои двери наглухо закрытыми для всех, кроме избранных. Его подход к коллекционированию также был гораздо более систематическим. Когда Маковский вздрогнул от пустого места в конце стены, увешанной Сезаннами, Морозов объяснил, что все еще ищет нужное произведение позднего периода творчества художника. В итоге у него будет 18 картин Сезанна (на 10 больше, чем у Щукина), охватывающих все этапы его творчества. Морозов первым привез в Россию картину Пикассо, когда купил Les Deux Saltimbanques (1901) в 1908 году, но впоследствии он приобрел только два других. Как и Acrobate à la Boule (1905), ранее принадлежавший Штейнам, Портрет Амбруаза Воллара (1910) был куплен в 1913 году и был единственной кубистической работой в его коллекции, хотя и очень прекрасной. (Щукину, напротив, принадлежало 50 Пикассо). Схожую тенденцию можно обнаружить в собрании Морозова русского авангарда, взорвавшего жизнь в Москве в 1910. Он с удовольствием покупал, например, работы Ларионова и Гончаровой, но абстрагировался, считая Кандинского и Малевича слишком крайними.

Щукин и Морозов оба покинули революционную Россию вскоре после того, как их художественные коллекции были национализированы и открыты для публики как Музеи западного искусства, номера 1 и 2 (Морозов первоначально был назначен «заместителем директора» в своем бывшем доме и выделил три комнаты для жить со своей семьей). Морозов умер в Карлсбаде в 1921 году в возрасте 49 лет., а через несколько лет его собрание русского искусства было передано в Третьяковскую галерею. В конце 1927 года Альфред Барр, будущий директор МоМА, совершил исторический визит в Москву и был поражен качеством бывших коллекций Щукина и Морозова. В 1929 году европейская живопись была объединена в Государственный музей нового западного искусства в бывшей резиденции Морозова, на только что переименованной улице Кропоткина, но само обилие произведений (например, 19 Моне, 29 Гогенов, 50 Матиссов) теперь означало, что было слишком много для публичного показа. После этого целостность коллекций была утрачена. Четыре картины, в том числе 9 Ван Гога.0009 Le Café de Nuit были куплены американским бизнесменом Стивеном Карлтоном Кларком в 1933 году в рамках тайной советской операции по сбору иностранной валюты, в то время как десятки работ были безапелляционно отправлены в Эрмитаж в Ленинграде, в том числе две части Матисса. Triptyque Marocain . Взамен старые мастера были привезены из Эрмитажа в Москву, чтобы поднять престиж новой столицы.

La Femme au Fruit (1893), Поль Гоген. Фото: © Государственный Эрмитаж, 2020

В 1948 году, в разгар ждановской антикосмополитической кампании, Сталин подписал приказ о закрытии на постоянной основе Государственного музея современного западного искусства на том основании, что пропаганда иностранного, буржуазного, формалистического искусства политически вредна для советского массы. Сотрудникам дали 15 дней на то, чтобы передать наиболее важные произведения в Пушкинский музей (так теперь назывался бывший Московский музей изобразительных искусств, несмотря на отсутствие связи с поэтом, после столетия со дня его смерти). Только благодаря вмешательству Антонины Изергиной, куратора 19западной живописи XX века в Эрмитаже, что сотни других картин, особенно наиболее авангардных (и, следовательно, политически более рискованных), были спасены и вывезены в Ленинград.

Коллекции снова стали выставляться после смерти Сталина в 1953 году, а три части матиссовского триптиха Triptyque Marocain были окончательно воссоединены в 1968 году. Однако никаких указаний на происхождение не было. По политическим причинам имя Морозова даже не упоминалось до новаторской выставки Пушкинского музея «Москва-Париж» в 19 веке.81. Выставка была детищем грозного директора музея Ирины Антоновой, которая умерла в ноябре 2020 года в возрасте 98 лет. Зная, что Щукин и Морозов хотели оставить свои коллекции городу Москве, как и Третьяков, Антонова пожелала страстно стремилась воссоединить их, и ее замечательный 52-летний срок пребывания в должности резко закончился в 2013 году после того, как ее обращение к президенту Владимиру Путину осталось без внимания. Более подходящей данью ее наследию, чем виртуальное возрождение Музея нового западного искусства (www.newestmuseum.ru), стал проект по воссоединению оригинальных коллекций впервые на выставках, представленных в Москве, Санкт-Петербурге и Париже. Щукин снимался в 2016–2017 годах; теперь, наконец, пришло время Морозову выйти в центр внимания.

Выставка «Морозовская коллекция: иконы современного искусства» проходит в Фонде Louis Vuitton в Париже с 22 сентября по 22 февраля 2022 года. Предварительный просмотр и подписка здесь.

-Морозовская история | ИВАН АБРАМОВИЧ МОРОЗОВ

Иван Абрамович Морозов родился 27 ноября 1871 года в Москве в одной из самых известных купеческих династий России, второй сын Абрама Абрамовича Морозова и его жены Варвары Алексеевны Морозовой, урожденной Хлоудовой.

Основателем знаменитой династии Морозовых был Савва Премьер (1770-1860). Крепостной графов Риумин, он стал впоследствии богородским купцом первой гильдии Саввой Морозовым и открыл в родном селе Зуеве Богородской области мастерскую по производству шелковых кружев. Кружева были сотканы на одном станке, а затем перевезены за сто верст (старинная русская мера расстояния, равная 1067 метрам) в Москву самим Саввой Васильевичем. Из года в год этот умелый крестьянин расширял свое дело. Однако ему понадобилось двадцать три, чтобы скопить значительную по тем временам сумму, семнадцать тысяч рублей, чтобы иметь возможность освободить всю свою большую семью в 1825 г.

Иван Абрамович Морозов

Пятеро сыновей бывшего крепостного де Риумина (из которых в конце XIX в. фактически были начаты четыре ветви знаменитого дела от отца) все унаследовали дух отцовского бизнес. Этот ген должен был быть настолько мощным, чтобы каждый брат по отдельности (и пятеро вместе) создал клан Морозов отечественной текстильной промышленности.

Тимофей Саввич стал владельцем Никольского, Елисейского и Викульского Орехово-Зуевского, заводы Богородско-Глоуховского принадлежали Захару. Что касается Аврама, то он владел тверскими. При новом разделе имения Морозовых, фактически четвертом, хлопчатобумажные фабрики Твери (города, через который первой прошла линия Никольской железной дороги, соединяющей две российские столицы) перешли в 1872 году к братьям Абраму и Давиду Абрамовичам. .

Основной вход на фабриках Морозова в TVER 1900

Дэвид и Абрам Абрамович Морозов

TVER, Morozov Factory

Это был Абрам Абрамовч Морозов, который фактически стал режиссером «Компания Offactories Offactories TVER. », созданный двумя братьями. Как и у всех Морозовых без исключения, дело пошло по-крупному. В Англии и Швеции было заказано новейшее ткацкое оборудование, привлечены иностранные специалисты. Собственные красильщики и другое вспомогательное оборудование превратили морозовские фабрики в идеально смазанный механизм, превращающий хлопок и шелк-сырец в ткани на любой вкус и кошелек. .

Для этих успешных предпринимателей успешный брак был серьезным делом. В этом мире купцы, юноши, «женившиеся», имевшие хорошие, но малоизвестные, имели явную склонность выбирать себе будущих жен из именитых. Женившись на Варваре Хлоудовой, Абрам Морозов избрал удачную партию, роднившую его с семьей фабрикантов Хлудовых, с которой Абрамовичи уже были в близких родственных связях.

От этого союза родились 3 мальчика, Михаил Абрамович (1870-1903), Иван Абрамович (1871-1921) и Арсений (1874-1908).

The managers of the Tver Factory 1915

Abram Abramovitch

Varvara Alexeïevna

Mikhaïl Abramovitch

Ivan Abramovitch

Arsenï Abramovitch

At the age of 21, Moscow Студент университета Михаил Абрамович Морозов становится

законным наследником отцовских миллионов. В том же году Иван Абрамович уезжает в Цюрих и поступает на химический факультет Высшей политехнической школы. Следует отметить, что в это время такие знания особенно ценились в текстильной промышленности; Савва Морозов тоже был химиком по образованию. В Швейцарии, прилежно учась, Иван увлекся искусством: рисует со студентами-архитекторами, а по воскресеньям на природе пишет маслом пейзажи.

В 1898 году, в возрасте двадцати четырех лет, Иван Абрамович Морозов, дипломированный специалист, надежда своей семьи, возвращается домой, чтобы сразу отправиться в Тверь. Где тысячи рабочих ткут ситцевый, индийский и бархатный. Где заводы Товарищества мануфактур Твери, знаменитого морозовского ампира.

Морозовские фабрики

Молодой Морозов активно взялся за дело: производство росло, торговые точки ширились, владельцы богатели. Михаил, на год старше своего брата, о фабрике и слышать не хочет. Арсения, хотя и училась в Англии и даже проходила стажировку по «производственной практике», проводила там дни на охоте или со своими собаками. Это не мешало братьям регулярно получать солидный доход, так как они были равноправными акционерами компании. Один Иван как нельзя лучше соответствовал образу типичного фабриканта, созданному русской литературой. Надо еще сказать, что он взялся за эту роль с большим удовольствием. Под видом, полным милоты — живописец Сергей Виноградов прозвал его «телятиной с добрыми глазами» — Иван Абрамович отличался в делах своей рассудительностью, а иногда даже резкостью и непреклонностью, особенно когда дело касалось повышения заработной платы рабочим. Морозов остался совершенно чужд «славянской мечтательности, присущей русским», считая, что в делах она может быть только вредна.

Считающийся «убежденным капиталистом и консерватором», Иван Морозов не раз обвинялся в скупости. Был анекдот о том, как богатый купец во время обедни одолжил своему брату пять рублей с условием, что тот вернет их с процентами.

Было, однако, совершенно невозможно обвинить Ивана Морозова в том, что он не искренне любил дело, которым руководил, именно это необыкновенное упорство в стремлении к достижению своей цели позволило ему очутиться в двадцать пять лет на Руководитель компании. До его смерти председателем совета директоров оставалась его мать Варвара Алексеевна. Иван, со своей стороны, постоянно занимал должность директора-администратора компании и до 19 ноября17, когда он передал фабрику рабочему комитету. Именно во время его мандата произошла первая забастовка в 1897 году. Гораздо серьезнее был 1899 год, когда Иван Абрамович был вынужден покинуть Тверь, а затем наступили смуты 1905 года, завершившиеся первой русской революцией. Сергей Виноградов вспоминает, что после этих событий хозяева на фабрике больше не появлялись. Художнику довелось быть невольным свидетелем улюлюканья и оскорблений со стороны рабочих: «Михаил был уже мертв, а Иван сильно вырос, и именно эта тучность вызывала у рабочих грубые и противные ругательства. Это было плохое время — время бунта. Однако даже это неуважительное отношение со стороны собственных рабочих не помешало Варваре Алексеевне выделить миллионы на улучшение быта рабочих: «Это был целый город на окраине Твери. Здесь проживало около двадцати тысяч рабочих. Удивляла планировка маленького рабочего городка. Были построены огромный театр, вмещавший несколько тысяч зрителей, читальные залы, библиотека, прекрасные образцовые квартиры для рабочих»

Однако ни беспорядки, ни политические потрясения не помешали компании удвоить свой капитал, что Морозову удалось сделать менее чем за десять лет. Ему даже удалось утроить капитал отца за день до революции 1917 года.

Проведя почти пять лет подряд в этом провинциальном городке Твери, энергичный Морозов явно хотел сбежать. Юноша предпочитал веселые компании, следил за модой, любил вкусно покушать: ожирение было семейным злом, Юрий Бакрушин называл его «большим розовым сибаритом» и «хорошим ленивым тестом». Другими словами, Морозов любил жизнь и умел жить. Неудивительно, что он стремился спастись, встречаясь с женщинами, путешествуя за границу и покупая картины. Любопытно, что эта последняя страсть затмит остальные и станет главной.

 

В жизни Ивана Морозова Московский период продлится почти двадцать лет. Сначала он никогда не приезжал, только изредка, а затем, в 1899 году, купив дом, а точнее дворянское имение, перебрался на постоянное жительство в столицу. Так Морозов встретил наступление нового XX века как московский собственник.

Дворец Ивана Абрамовича в Москве (фото 1920 г.)

Выбор старинного особняка на Пречистенке, классического, без лишнего великолепия и принадлежавшего в свое время вдове дяди Давида Абрамовича, свидетельствовал о хорошем вкусе и большие амбиции. Кроме того, этот дом оказался в полной противоположности помпезному дворцу на Смоленском бульваре его брата Михаила с его парадными квартирами, украшенными «стилями», и еще больше выделялся на фоне мавританского дворца его брата Арсения, столь поразительного своей странность.

Здесь следует отметить, что пока очень мало известно об отношениях между братьями. С другой стороны, все мемуаристы считали своим долгом напомнить о деспотизме их матери Варвары Алексеевны по отношению к собственным сыновьям.

В декабре 1901 года Иван Морозов познакомился с Евдокией Кладовчиковой (1885-1959), молодой артисткой, выступавшей в ресторане «Яр». От этих отношений 24 июля 1903 г. родилась дочь Евдокия Ивановна. Брак состоялся только через 4 года, 27 июля 19 г.07.

Улица PateChistenka (фотография в начале 1900)

Арсени Абрамович Мороз Palace OV

Main Facade of Ivan Morosov’s Palace

. Ресторан «Ресторан Mospov’s Palace

». Кладовчикова Евдокия Сергеевна

Родилась 10 февраля 1885 г. в Ростове на Дону. Она умерла в своем доме на кольцевой развязке Бюжо 1 в Париже 16 марта 4 марта 1959 года. Похоронена на русском православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

 

«Портрет Евдокии Морозовой» Валентина Серова, 1908 г.

В настоящее время экспонируется в ГТГ.

Морозова Евдокия Ивановна

Единственная дочь Ивана и Евдокии Морозовых.

Родился 24 июля 1903 года в Москве. Она умерла в своем доме по адресу 3 rue Franklin Paris 16éme 27 декабря 1974 года. У нас нет информации о месте ее захоронения.

Она вышла замуж за Сержа Коновалова 20 января 1922 года. От этого союза родился единственный ребенок, Иван (дит «Жан») Коновалов 10 декабря 1922 года. Их развод будет объявлен 15 ноября 1937 года.

Она выходит замуж во втором браке с г-ном Касаишвили 1 мая 1942 года. Их развод будет объявлен 16 ноября 1948 года. От этого союза не родится ребенок. Она выходит замуж за Чарльза Леску в третьем браке 28 сентября 1953 года. От этого союза не родится ребенок.

901:10 Иван Морозов после переезда в Москву начинает покупать картины.

Сначала он собирал картины русских живописцев, но каждый год ездил в Париж в поисках шедевров. Он быстро стал завсегдатаем галерей современного искусства (Vollard, Bernheim-Jeune, Durand-Ruel…) и выставок (Salon d’Automne…). В 1903 году он покупает у Дюран-Рюэля своего первого иностранного художника Сислея «Gelée à Louveciennes» (холст, масло 1873 года, сегодня в ГМИИ в Москве).

Похоже, пример старшего брата Михаила, тоже коллекционера, оказался заразителен.

«На дороге к Троицу» Константина Федоровча iouon

Масло на холсте 53 x 107

Третиаков Галерея

«Frosty Morning in Louevenen холст 46 х 61

ГМИИ

Документ, подтверждающий покупку

В своих покупках картин Иван, в отличие от Сергея Щукина, еще одного крупного русского коллекционера и мецената, всегда был осторожен и строг, крайности, все, что было нестабильным или находилось в процессе становления. Он никогда не уклонялся от советов художников-москвичей, таких известных, как Валентин Серов, Константин Коровин и Сергей Виноградов, который был главным советником своего брата Михаила, преждевременно скончавшегося в 1903. Произведения этих живописцев также входили в собрание Морозова, где немалое место занимали произведения ныне живущих русских художников.

Если в коллекции Морозова преобладают пейзажи, то это потому, что у него было пристрастие к этому жанру, со стороны его советников-пейзажистов, а с другой — уроки, которые он в юности брал у старшего брата возле Константина Коровина. Впоследствии, учась в Цюрихском политехникуме, Иван Морозов продолжал писать маслом

«Радуга» Константина Андреевича Сомова

Иван Морозов никогда не стремился привлечь к себе внимание прессы и критики. Он не хотел выставлять свою коллекцию.

Однако вскоре репутация коллекционера Морозова перешагнула границы. Он сделал себе имя в 1906 году, когда предоставил свои русские картины Сержу Дягилеву для выставки «Два века русского искусства», которую он организовал в Осеннем салоне в Париже. За это Морозов был избран почетным членом Салона и награжден орденом Почетного легиона. С тех пор на улицу Пречистенка, 9 ежегодно выезжало более тридцати картин.0007

«Портрет Воллара» Пабло Пикассо

Холст, масло 93х66

ГМИИ им. Парижские галереи, аукционы и выставки всех видов. Мы знаем, что он мог позволить себе тратить на картины от 200 000 до 300 000 франков в год, сумму, которая была доступна немногим музеям в Европе (например, он покупал картины у Дюран-Рюэля за четверть миллиона франков).

Иван Морозов стремился показать основные этапы современного искусства и наиболее полно представить каждого художника.

В том же духе он подошел в 1905 году к установке галереи живописи в своем отеле, главном здании поместья, построенном в 1840-х годах. По его просьбе архитектор Лев Кекушев придал ряду комнат первого этажа строгий музейный вид, убрав всю лепнину и обшив стены серой и нейтральной тканью. Там была установлена ​​стеклянная крыша, через которую проникал дневной свет, как и в музеях, достойных этого названия.

Подтверждение покупки Амбруаза Воллара

Подтверждение покупки галереей Дрюэ

Подтверждение покупки галереей Bernheim Jeune

Думая о своей коллекции как о собрании «произведений, а не имен», Морозов мог бы годами ждать картины, предназначенной для изображения того или иного художника. Морозову принадлежало полсотни полотен импрессионистов, в том числе Моне, Ренуара, Писсаро и Дега. Следующее поколение было представлено в основном Ван Гогом, Сезанном и Гогеном, работы последнего появились на улице Пречистенка после ретроспективы художника в Салоне Осени 1906. Любимой работой Морозова был натюрморт «Персики и груши» Сезанна. В 1907 году Иван Морозов поручил Морису Дени украсить стену концертного зала своей гостиницы; эти пять панно из «Истории Психеи», написанные для Морозова, экспонировались в Осеннем салоне 1908 года

Позднее именно Пьеру Боннару Морозов заказал триптих «Средиземноморье» для парадной лестницы своего отеля.

«Уголок сада в Монжероне» Клода Моне

Oil on canvas 175 x 194

Hermitage Museum

“Child with a whip”  by Auguste Renoir

Oil on canvas  105 x 75

Hermitage Museum

“ Осеннее утро в Эраньи» Камиля Писсаро

Холст, масло 54 x 65

Музей Пушкина

Отель «Морозов» примет гостей Мориса Дени, а затем через 1911 Анри Матисса. Это последнее вызвало у Ивана Морозова высказывание: «Морозов, русский колосс, владел фабрикой, на которой работало более 3000 рабочих, и был женат на танцовщице».

В 1918 году Иван Морозов приобрел около 200 картин иностранных импрессионистов.

Зал «Сезанн», в 1920 году бывший Морозовский дворец стал «Вторым современным западным искусством». Однако ничего не изменилось, от места полотна до ковра на полу.

События в Советской России приняли такой оборот, что к 1918 году древним владельцам оставалось только бежать, чтобы спасти свою жизнь.

Коллекция Ивана Морозова была национализирована указом Ленина от 19 декабря 1918 года. Дом Морозова на улице Пречистенке и находящаяся в нем коллекция стали «Вторым музеем современного западного искусства».

На несколько месяцев Иван Морозов будет помощником хранителя собственной коллекции (задача которого заключалась в том, чтобы направлять посетителей по комнатам).

Зал «Ван Гог», 1920 г., Второй музей современного западного искусства

(бывший Морозовский дворец)

Весной 1919 года навсегда покинул Россию и больше не возвращался. Он поселится в Париже в отеле Majestic, затем 4 Square Thiers.

Умер в Карловых Варах, где находился для лечения, 22 июля 1921 года, так и не увидев свою коллекцию.

Его останки должны были быть репатриированы во Францию, но в конце концов он был похоронен в Карловых Варах.

Grand Hotel Pupp в Карлсбаде, 1900

Некролог парижской газеты «Obchee Delo»

Majestic, Paris

В 1922 ) объединены в единое целое «Государственный музей современного западного искусства» и сгруппированы в Морозовском дворце в 1928 году. В период с 1930 по 1934 год часть произведений была передана в Эрмитаж в Ленинграде. Две картины Морозова («Мадам Сезанн в оранжерее» Сезанна и «Кафе де Нюит» Ван Гога) проданы американской галерее в рамках акции по продаже работ российских музеев за валюту.

В годы Великой Отечественной войны коллекции музея были эвакуированы в Новосибирск, мучительное путешествие не могло не оставить следа на шедеврах. Потом, уже в Москве, картины долго лежали в коробках. Приближался 1948 год, самый трагический для советского искусства и культуры год, когда началась борьба с «космополитизмом» и всеми проявлениями формализма. Категории, куда были отнесены все направления современной живописи, начиная с импрессионизма.

Только по счастливой случайности проект Отдела музеев Комитета по делам искусств: раскидать картины по провинциальным музеям, а некоторые даже уничтожить, а в столичных оставить только лучшие работы (как они видят поместиться).

В 1948 году, после закрытия музея (с 1941 года), картины произвольно распределены между ленинградским Эрмитажем и Пушкинским музеем в Москве.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *