Мировой кризис это: Что такое экономический кризис простыми словами, определение

Содержание

Современный мировой экономический кризис

№4(7), 2008
Глобальные экономические проблемы

Сегодня людей во всем мире волнует кризис. После длительного подъема последних десятилетий, который называли «золотым веком мировой экономики», грянул первый глубокий кризис эпохи глобализации.

Зачинателем кризиса стали США. Характеризуя их роль, президент России Дмитрий Медведев говорил в Послании к Федеральному Собранию: «Надувая денежный пузырь для стимулирования собственного роста, они не только не потрудились скоординировать свои решения с другими участниками глобальных рынков, но и пренебрегли элементарным чувством меры… В результате чего нанесли ущерб и себе, и другим.»[1] Своеобразие кризиса, на наш взгляд, состоит в его комплексном характере. Он начался с финансовых трудностей, но затем перерос в экономический, что проявилось в сокращении производства и объема ВВП.

В настоящее время экономический кризис все больше охватывает другие развитые и развивающиеся страны. В мире, где все меньшее значение имеют границы, кризис не щадит никого. А скорость, с которой хаос распространяется, не оставляет сомнений в том, что в ближайшее время он во все большей степени будет охватывать весь мир.

В США кризис возник как ипотечный, но быстро перерос в финансовый. Перегретый американский рынок производных ценных бумаг привел к глобальному падению фондовых рынков и сокращению ликвидности в банковской системе.

Сегодня мировая финансовая система фактически осталась без своего центра, на месте которого образовалась своего рода гигантская воронка. Факты показывают, что экономика США обречена на общую рецессию, в еврозоне и Великобритании начался глубокий спад, удар кризиса ощутили на себе и азиатские страны, до недавнего времени стоявшие несколько в стороне. Американский финансовый обвал приобрел черты общемирового экономического кризиса.

МВФ попытался оценить потери от кризиса. По подсчетам его экспертов, опубликованным в конце ноября 2008 г., они превысили 1,4 трлн.  долл. Но реальные потери значительно более высокие. Об этом свидетельствуют многие конкретные факты.[2] Так, например, только в результате 20%-ного падения цен на дома американские обыватели обеднели почти на 5 трлн. долл. А полностью потери на рынке недвижимости США оценить пока просто невозможно.

На Нью-Йоркской фондовой бирже с октября 2007 г. инвесторы недосчитались 7 трлн. долл., да и на небольшом российском рынке капитализация упала на 1 трлн. долл. А общие потери от сокращения капитализации на всех фондовых биржах мира за это время превышают величину порядка 20 трлн. долл., что составляет почти половину всей капитализации бирж.[3]

Неудивительно, что экономисты в этих условиях предсказывают сильное падение потребительского спроса. А это еще более обострит задачу — не дать экономике уйти в штопор, когда отсутствие спроса приводит к сворачиванию производства, массовым увольнениям и новому падению спроса.

Сочетание кризиса перепроизводства с трудностями банковского и биржевого секторов не исчерпывают комплексного характера современного кризиса. С конца 2007 г. и начала 2008 г. возрастает, например, значение продовольственного кризиса. Его показатели — растущие цены на основные продукты питания, нехватка многих из них как в развивающихся, так и в ряде развитых стран. Хотя определенную коррекцию внес хороший урожай осенью 2008 г., рост количества голодающих людей в ряде стран приводит к социальным взрывам в наиболее бедных странах.

К числу наиболее важных структурных кризисов сегодня относится и топливно-энергетический, что проявляется в истощении энергетических ресурсов, трудностях с обеспечением топливом и энергией, борьбе за их источники. Большим своеобразием обладает также экологический кризис, несущий угрозу самому существованию человеческой жизни на Земле.

В самое последнее время при характеристике современного положения все большее внимание уделяется глубокому политическому кризису и социально-психологическим процессам. Суть политического кризиса, по словам президента России Дмитрия Медведева, состоит в том, что «прежняя архитектура безопасности доказала свою неэффективность». [4]

Ярким проявлением современного кризиса служит процесс разорения большого количества предприятий. «Гибелью динозавров» назвал это явление известный журналист и аналитик Александр Кокшаров.[5] В 2008 г. мир стал свидетелем стремительного исчезновения многих независимых банков, промышленных концернов, крупнейших торговых предприятий. Говорят о «невероятном банкротстве» гигантских инвестиционных банком США, ипотечных гигантов «Fannie Mae» и «Freddie Mac», крупнейшей американской страховой компании «AIG», целом ряде банокротств в странах Европы. Например, финансовые власти Нидерландов, Бельгии и Люксембурга спасали крупнейшие бельгийские банки «Fortis» и «Dexia».

Все эти и многие другие предприятия буквально бросались на грудь правительств своих стран с просьбой о помощи. Кому-то помогли, кому-то нет. Многие предприятия были национализированы. Надежды и сегодня остаются, во многом, на государство. Причем подобные настроения особенно распространены в США — этом оплоте рыночного капитализма. Ярким примером может служить банкротство американской финансовой корпорации «Washington Mutual» с активами 307 млрд. долл., которое стало самым большим крахом банка в истории США.[6]

Другой пример дают крупнейшие автомобильные корпорации США. Их называют «хребтом американской промышленности». Вряд ли можно назвать успешным бизнес, который, как «General Motors», за четыре года принес убыток в 70 млрд. долл. — эти слова Тима Прайса, директора по инвестициям, были сказаны сразу после того, как акции «GM» рухнули на 39% до уровня 1938 г. Не лучшим было положение на предприятиях «Ford» и «Chrysler». А ведь на заводах этой тройки работают около 3 млн. человек.[7]

Кризис требует радикальных мер для предотвращения или хотя бы ослабления глобальной рецессии и других финансово-экономических трудностей. Что же может помочь мировой экономике?

Главный упор делается на помощь государства. В большинстве стран приняты государственные программы помощи экономическому развитию. Центробанки и правительства объявили о своей готовности предоставить банкам большое количество денег, чтобы разблокировать международные кредитные рынки и спасти национальные банковские системы.

В период Великой депрессии в 30-е годы американское правительство критиковали за то, что оно не сумело преодолеть финансовый кризис массовым вливанием денег в банковскую систему. В современных условиях в США была разработана программа помощи американской экономике (так называемый план министра финансов Генри Полсона). Она предусматривала выделение гигантской суммы в 700 млрд. долл. Министерство финансов США могло в любой момент использовать половину средств, для остального нужно было получить одобрение конгресса. Пока из 350 млрд.около 250 млрд. выделено на покупку акций банков, еще 40 млрд. были инвестированы в страховую компанию «AIG».

По американскому пути пошли и многие центробанки и правительства стран Евросоюза. Размер помощи в Великобритании, например, составил 500 млрд. фунтов стерлингов, в том числе 50 млрд. — на рекапитализацию и 250 млрд. — на гарантии по долгам банков, 200 млрд. — дополнительной ликвидности. 100 млрд. евро на гарантии по долгам банкам были определены в Испании, 20 млрд.  евро на те же цели — в Португалии. Размер помощи в обмен на ипотечные активы в Норвегии превысил 55,4 млрд. долл. Большая помощь была определена в Германии (500 млрд. евро, в том числе 80 млрд. на рекапитализацию банков, 400 млрд. на гарантии по их долгам, 20 млрд. зарезервировано в бюджете под возможные убытки). Соответствующие цифры в Австрии превысили 85 млрд. евро, а во Франции — даже 360 млрд. евро (40 млрд. на рекапитализацию и 320 млрд. — на гарантии по долгам).Руководители правительств 15 стран еврозоны договорились также принять общеевропейский комплекс антикризисных мер.

Другой группой мер служат различные формы огосударствления, как прямые (полная или частичная национализация), так и косвенные. Примером последних могут служить предоставление государственных гарантий банковских вкладов физическим лицам, а также создание различных инвестиционных фондов. Так, президент Франции Саркози объявил о создании в стране «государственного финансового фонда» для «оказания помощи предприятиям, уже испытывающим трудности, или предприятиям, трудности которых могут возрасти». Французский министр экономики Кристин Лагард объявила об осуществлении «широкой операции усиления собственных средств предприятий.»[8]

Надо сказать и об идеологической деятельности. Сюда можно отнести призывы правительств и различных общественных организаций к гражданам своих стран не поддаваться панике, не изымать свои вклады из банков, требования ужесточения контроля за проблемными предприятиями и учреждениями.

Примером развернутого конкретного плана поддержки экономики в условиях современного кризиса может служить Россия. Российская экономика, а точнее отдельные отрасли, нездоровы и нуждаются в государственной помощи. Но просто давать деньги всем желающим — недальновидно, да и, как показывает опыт США и ряда других стран, малоэффективно. Именно поэтому в нашей стране был разработан план действий, который стали называть «Планом Путина». План был утвержден главой российского правительства в ноябре 2008 г. В нем были перечислены 55 мер для излечения экономики от последствий глобального финансово-экономического кризиса. [9]

Деньги на помощь компаниям и банкам у государства имеются, утверждают авторы плана, но рассчитывать на бесконечную щедрость государства нельзя. Один из первых пунктов «Плана Путина» — использование всех денег, которые направляются в банки и компании, должно строго контролироваться. Получателями кредитных средств являются, прежде всего, крупнейшие банки, которые должны распределять эти средства среди более мелких банков и предприятий автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, а также авиаперевозчиков и жилищного строительства. В последующем этот список будет расширен.

Чтобы банки не уводили всю государственную помощь в валюту, а реально помогали компаниям, в каждую кредитную организацию должен быть назначен специальный представитель от Банка России.

Главным принципом, которым должны руководствоваться федеральные, региональные и муниципальные власти, а также госкорпорации и естественные монополии, — это стимулирование покупок отечественной продукции. Всячески будут стимулироваться также и компании-экспортеры. Предприятиям оборонпрома «План Путина» обещает особую поддержку. Российскому рынку жилья, который особенно пострадал от кризисных явлений, в плане уделено особое внимание. «План Путина» предусматривает также возможность за госсчет обеспечить сельскому хозяйству приобретение необходимой техники, улучшить его финансирование. Что касается малого бизнеса, то здесь правительство объявило о своей готовности увеличить расходы бюджета на всевозможные меры поддержки предпринимателей.

План объявляет бой безработице. Минздравсоцразвития поручено организовать целую компанию по преодолению роста безработицы. «Мы готовы создавать новые рабочие места», — пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, имея в виду быструю реализацию инфраструктурных проектов.[10]

Власть проявила необходимую расторопность и в решении вопроса о корпоративных долгах, предложив погасить наиболее горящие с помощью средств, выделенных казной Внешэкономбанку.

Государство повысило планку гарантий банковских вкладов, которые оно способно обеспечить, учитывая накопленную в прошлые годы подушку финансовой безопасности.

Таким образом, общий смысл антикризисной политики в нашей стране, и это ярко видно на примере «Плана Путина», состоит во всемерном развитии российской экономики за счет роста внутреннего спроса и предложения.

Огромное значение при этом имеет развитие международного сотрудничества. Этот вывод прозвучал в ходе заседания «большой двадцатки» на ее первой встрече в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. В Декларации, принятой руководителями 20-ти стран, подчеркивалось, что «мировая экономика и финансовые рынки сталкиваются с серьезными трудностями.»[11] Поэтому, как говорилось в документе, «мы исполнены решимости наращивать свое сотрудничество и работать сообща в целях возобновления глобального роста и проведения реформ, в которых нуждается мировая финансовая система.»

Декларация стала изложением общих принципов проведения реформ. Среди них важное значение придавалось: повышению транспарентности и подотчетности, укреплению качественного регулирования, обеспечению согласованности финансовых рынков, отстаиванию целостности финансовых рынков, недопущению конфликтов интересов, предупреждению незаконных рыночных махинаций, мошенничества и злоупотреблений, укреплению международного сотрудничества во всех секторах финансовых рынков, в том числе применительно к трансграничному движению капитала, реформированию международных финансовых организаций. В Декларации особо была отмечена необходимость увеличения веса голосов стран с формирующейся и развивающейся экономикой и повышения степени их представительства в международных финансовых организациях.

Саммит поручил министрам финансов стран-участниц начать конкретную деятельность для достижения сформулированных общих принципов и составить график для достижения этих целей.

Конечно, Декларация саммита 20-ти стран не указывает как, когда и какими средствами будут осуществляться заявленные цели. Но нельзя недооценивать значения провозглашения общих целей и принципов, определенных в документе. К тому же надо подчеркнуть, что в ходе саммита прозвучал ряд важных конкретных предложений. Так, президент России Дмитрий Медведев предложил создать для выработки эффективной системы реформирования мировой экономики международную комиссию экономических «гуру», чтобы они давали советы беспристрастно, без оглядки на интересы отдельных компаний или даже целых стран. Еще одно предложение — сделать именно «большую двадцатку» основным форматом международного экономического обсуждения. «Восьмерке» же, как полагает Медведев, будет уместно сосредоточиться на вопросах глобальной безопасности. Принято решение провести следующую встречу не позднее конца апреля 2009 года. То есть «двадцатка» становится регулярным форматом.

Саммит «группы 20» стал важным шагом на пути реформ глобальной финансово-экономической системы. В то же время его итоги не дают повода для эйфории. Показательно, что положение о том, что все страны должны придерживаться общих требований в сфере макроэкономической, в том числе бюджетной и денежно-кредитной политики, не вошли в текст Декларации.

Думается, что в условиях только начавшегося XXI века, при той роли, которую и сегодня играют США, вряд ли это возможно. США и сегодня пытаются сохранить роль ведущей силы мировой экономики и политики. Интересное мнение высказал Пьер Штайнбрюк, министр финансов Германии в выступлении 25 сентября 2008 г. «Трудно оценить долгосрочные эффекты кризиса, — сказал он, отвечая на вопрос, — Лишь одно кажется мне вероятным: США потеряют свой статус сверхдержавы в мировой финансовой системе, которая станет многополярной. »[12]

В этих условиях назрела необходимость унификации наших представлений о современном этапе развития мировой экономики, характеристике ее различных сторон в их единстве, что позволит ответить на вопрос о будущем мировой экономики и возможностях преодоления угрозы кризиса.

Анализируя сложившуюся ситуацию, сотрудники российского журнала «Эксперт» призывали «спасать американский капитализм.»[13] По их мнению, развитие в США может пойти либо по пути «военного кейнсианства», либо в сторону социализма, чтобы, достигнув пика в развитии, прожить свой «золотой век» и медленно угаснуть.

На наш взгляд нельзя исключить возможности дальнейшего углубления кризисных процессов. Но при этом надо учитывать не только растущие противоречия, но и огромные возможности современной американской и всей мировой экономики, американского и всего мирового предпринимательства, а также государства в США и других странах, т. е. всей системы смешанной экономики.

Мы уверены в том, что смешанная экономика может открыть перспективы для выхода из кризиса путем осуществления какого-то варианта «мягкой посадки». Эти и другие факты, на наш взгляд, говорят о том, что будущее мировой экономики не милитаризация «в кейнсианских одежках» и не классический социализм, а смешанная экономика, как широкое государственно-частное партнерство внутри отдельных стран и на международной арене, смешанное общество, которое надо совершенствовать, действительно спасая американскую экономику и всю мировую экономику в целом.

Для этого необходимо раскрыть сущность кризисных процессов в современном мире, проанализировать деятельность этой системы по преодолению трудностей экономического развития.

На основе вышесказанного можно сформулировать основные причины современного глобального финансово-экономического кризиса.

В основе предыдущих кризисов и одной из причин их возникновения было циклическое развитие рыночной экономики. Особое значение имели длинные циклы конъюктуры. Эта закономерность проявилась и в современном кризисе. Он начался осенью 2007 года после нескольких десятилетий восходящего трэнда экономического развития.

Однако отличительной чертой этого кризиса является тот факт, что он стал первым кризисом эпохи глобализации. Поэтому важнейшие его причины следует искать в деятельности очень крупных транснациональных корпораций мира, и тех структур, механизмов и инструментов, которые были созданы при их активном участии. Финансовый сектор стал ведущей площадкой деятельности корпораций и государства.

Он открывал неограниченные возможности использования фиктивного капитала (акций, облигаций, вторичных ценных бумаг — деривативов). Огромную роль при этом имело использование и других инструментов и методов спекулятивной деятельности. В этот процесс были втянуты все страны.

Ведущую роль среди этих стран играли США — оплот крупнейших корпораций, обладатель главной резервной валюты мира, на долю которых приходилось свыше трети мирового производства. И одновременно США стали страной-должником, жившей за счет использования финансово-экономических возможностей других стран. Крах американской экономики стал важнейшей чертой кризиса.

Именно поэтому начало кризиса было положено США, и всилу глобализации он быстро распространился по всему миру, достигнув самых отдаленных стран. Последние, в свою очередь, своими проблемами содействовали его дальнейшему углублению и расширению. Негативное влияние США оказывали и на деятельность международных экономических организаций.

Дополнительными причинами кризиса были непрозрачность деятельности банков и крупных корпораций, отсутствие контроля за ними, неадекватность оценок рейтинговыми агентствами результатов их работы, а также отсутствие социальной ответственности у многих собственников корпораций и руководителей государственных учреждений.

Преодоление кризиса станет важным этапом в развитии мировой экономики. Но для этого нужны коллективные усилия всех участников мирохозяйственных процессов, всех государств, представителей бизнеса, общественных организаций и международных учреждений.

 


 

[1] Дмитрий Медведев. Послание к Федеральному Собранию. 5.11.2008 г., с.2.

[2] См., в частности, Алексей Байер, «Картина мира. Последний пузырь», «Ведомости», 21 ноября 2008 г.»

[3] «Le Figaro. Economie», 3 novembre, 2008.

[4] См. интервью Д.Медведева телеканалу Euronews, цит. по «Известия», 3 сентября 2008 г.

[5] А. Кокшаров. Уолл-стрит меняет кожу //Эксперт. № 37, 22—26 сентября 2008 г.

[6] Михаил Оверченко, Татьяна Бочкарева, «Финансовый мир меняется. Пошли по миру», «Ведомости», 29 сентября 2008 г.

[7] Михаил Оверченко, Кирилл Хрипунов, «Последняя надежда», «Ведомости», 14 октября, 21 ноября 2008 г.

[8] «Le Figaro. Economie», 21 octobre, 23 octobre 2008.

[9] «55 способов преодолеть кризис. Владимир Путин представил детальный план поддержки экономики», «Известия», 10 ноября 2008 г.

[10] «Известия», 10 ноября 2008 г.

[11] Текст Декларации см. «Известия», 17 ноября 2008 г.

[12] Цит. по: Известия. 26 сентября 2008 г.

[13] Спасите американский капитализм // Эксперт. 2001. № 29, 12—18 августа, с.12.

Мировой финансовый кризис — главные черты, причины и последствия – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Мировой финансовый кризис -главные черты, причины и последствия

А.И. Белъчук

Доктор экономических наук, профессор (Всероссийская академия внешней торговли)

Ключевые слова (key words)

Мировой финансовый кризис (World financial crisis), Правительственная поддержка (Governmental bailout), фондовый индекс (Stock exchange index), мировая (региональная) ключевая валюта (World (regional) key currency)

Аннотация

В статье проф. А. Бельчука внимание концентрируется на основных аспектах мирового финансового кризиса: его особенностях по сравнению с обычными циклическими кризисами в развитой рыночной экономике; анализируются глубинные причины мирового финансового кризиса, дается оценка его вероятных последствий.

The article of Prof. Belchuk deals with main aspects of the world financial crisis: its specific features as compared to usual cyclical recessions in developed market economy, the author considers the basic causes of the world financial crisis, makes evaluation of its probable conseuences.

В 2008 году кризисные процессы в сфере финансов стали доминирующими событиями в мировой экономике. С осени текущего года постоянно можно слышать заявления ведущих политиков и экономистов различных стран, сравнивающих эти процессы с Великой депрессией 1929 — 1933 гг. или даже с первой мировой войной, хотя во время Великой депрессии отмечалось сильнейшее падение производства (до 30% — 40% ВВП и промышленного производства), чего пока нет. Правда, это произошло не сразу после начала кризиса.

Что же выделяет нынешний кризис? Заслуживает ли он столь алармистской характеристики? Пока падение промышленного производства и ВВП в развитых странах еще только наметилось в 4-м квартале текущего года с перспективами углубления процесса в 20092010 гг. 1 Но никто не ожидает повторения масштабов Великой депрессии. К тому же аналогичное резкое падение фондовых индексов -наиболее заметное проявление нынешнего финансового кризиса на его первом этапе — наблюдалось в послевоенном периоде неоднок-

ратно. Тем не менее никогда еще столь тревожные выводы и столь повсеместно не делались.

Попытаемся выделить основные черты кризиса.

1. Мировой финансовый кризис начался в

2007 году. Но в 2007 году кризисные процессы еще носили ограниченный характер. Они были спровоцированы ипотечным кризисом в США и не были обвальными для остального мира, хотя и весьма болезненными. Эти процессы стали буквально всеохватывающими и очень глубокими с 4-го квартала текущего года. Они затронули не только фондовые рынки, но и начали распространяться на коммерческие банки и другие финансовые институты, ставя под угрозу нормальное функционирование кредитно-денежной сферы. Без этого современная рыночная экономика, как известно, вообще существовать не может. Стали нередкими банкротства системообразующих финансовых учреждений, прежде всего в США и Великобритании, которые потянули за собой многие связанные с ними кредитные учреждения.

2. Безусловный эпицентр кризиса — денежно-кредитная сфера, а не производство и реализация товаров и услуг, что отличает нынешнюю ситуацию от обычных циклических кризисов перепроизводства. Циклические кризисы раньше также могли начинаться с фондовых кризисов, которые играли роль пускового механизма, но основные процессы происходили в сфере производства и реализации товаров и услуг. Сейчас эти процессы, как луна, светят отраженным светом. Доминирующее воздействие оказывает финансовая сфера. Уже поэтому не выдерживает критики позиция некоторых экономистов и политиков, которые пытаются представить нынешние события как обычный циклический кризис.

3. В свою очередь, в финансовой сфере центром событий пока являются внутренние кредитно-денежные отношения, а не мировая валютная система — безусловно самое слабое звено в мировом хозяйстве из-за постепенного сильного ослабления позиций ведущей ключевой мировой валюты — доллара США, и накопления Соединенными Штатами гигантского внешнего и внутреннего долга. Именно в этой области можно было ожидать возникновения эпицентра взрыва. Но пока все выглядит по-другому — главные события развертываются не в мировой валютной системе. Более того, неожиданно для многих валютный курс доллара даже заметно вырос в сентябре — октябре

2008 г.

4. Повышенная «заразность» финансового кризиса. Возникнув в США, он очень быстро стал мировым, затронув даже те страны, где объективных предпосылок для кризиса вроде бы не было. (В качестве примера можно было бы привести Россию.) Кто виновник кризиса? Многие политики самого высокого уровня указывают на США. На наш взгляд, это некоторое преувеличение. Конечно, Соединенные Штаты — виновник, но не единственный и, на наш взгляд, даже не главный. Если бы кризис не был подготовлен соответствующими процессами в других странах, он не принял бы столь всеобщего и столь глубокого характера. Последствия глобализации трудно иллюстрировать более наглядным образом, чем в данном случае.

5. Мировой финансовый кризис породил кризис либерально-монетаристской доктрины, доминировавшей в экономических воззрениях

и в экономической политике правительств большинства стран последние минимум 20-25 лет. «Невидимая рука рынка», столь восхваляемая сторонниками экономического либерализма, оказалась абсолютно несостоятельной в сложившихся условиях. Все бросились к государству как к главному спасителю, и государство в большинстве стран использовало самые активные дирижистские способы политики, включая жесткие меры контроля и национализацию некоторых ключевых банков и компаний. Кое-кто из критиков и сторонников рыночной системы даже объявил о «конце капитализма».

У страха глаза велики. По-видимому, для самых преданных последователей либеральномонетаристской доктрины любые серьезные отклонения от их эталона — уже не совсем полноценный рыночный капитализм, особенно если речь идет о ненавистной им национализации даже в скромных размерах. Но развитая рыночная экономика существовала и в либеральном, и в кейнсианском, и в монетаристском варианте, и в форме «государства всеобщего благосостояния», и в других видах. Так что панихиду по рыночной экономике пока еще начинать рано, хотя по ее пропагандируемому имиджу как самой эффективной экономической системы нанесен сильный удар.

Антикризисная политика

Реакция большинства правительств развитых стран была быстрой и масштабной. В качестве первых мер правительство США предложило выделить на помощь финансовому сектору 700 млрд долл., Великобритании и Германии — сотни миллиардов фунтов и евро. В дальнейшем будет оказываться дополнительная массированная поддержка в различных формах. Всего до конца октября во всех странах мира было обещано выделить на борьбу с кризисом около 2,5 триллиона долларов. Цифры поддержки сильно разнятся. В некоторых источниках называются существенно более высокие величины — чуть ли не в два с лишним раза больше.

Разумеется, это пока только планы и предположения. Не исключено, что в действительности цифры окажутся меньшими. Не очень ясно, откуда правительства и центральные банки могут взять такие огромные деньги и как конкретно они будут использованы. Государственные долги в большинстве стран и без того

чрезвычайно велики, госбюджеты дефицитны, а мобилизация столь крупных частных капиталов, например, с помощью займов, в период всеобщей нехватки ликвидности выглядит непосильной задачей. Однако в любом случае помощь будет очень значительной, и решения о ее выделении были приняты весьма оперативно. Это увеличивает шансы на ее эффективность.

Формы поддержки финансового сектора весьма разнообразны. Наиболее важные из них:

0 Прямые государственные кредиты ключевым банкам для поддержания их ликвидности, поскольку внешне финансовый кризис проявляется прежде всего в резком обострении этой проблемы. Самое опасное в финансовом кризисе заключается не столько в огромных потерях собственников ценных бумаг, прежде всего акций, вследствие обрушения их курсов, сколько в распространении кризисных процессов на банковскую деятельность из-за массового снятия счетов многими вкладчиками и неплатежеспособности многих должников в это время. В результате кредитно-денежная система не может нормально функционировать, и это крайне отрицательно сказывается на экономике в целом.

0 Усиление государственного контроля, вплоть до национализации некоторых ключевых кредитных учреждений или выкупа государством части их акционерного капитала для предотвращения банкротства.

0 Частичная поддержка неплатежеспособных должников. В частности, это коснулось ряда плательщиков по ипотечным кредитам в США и Великобритании.

0 Расширение лимитов страхования вкладов в банках с целью успокоить вкладчиков и уменьшить отток капиталов.

0 Выделение средств частным компаниям на погашение задолженности иностранным кредиторам в случае необходимости, с тем чтобы предотвратить переход существенной части их акционерного капитала в иностранные руки.

Борьба с финансовым кризисом имеет свои особенности в каждой стране в зависимости от сложившихся условий. Этой политике посвящено огромное количество публикаций и мнений. Главный вопрос, который всех интересует — каковы вероятные последствия

мирового финансового кризиса? Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от понимания причин этого кризиса и от возможностей ему противодействовать как на национальном, так и на международном уровне. Здесь единства во мнениях нет.

Причины мирового финансового кризиса

В качестве причин обычно указывают на типичные ошибки в политике коммерческих и центральных банков, выражающихся, в частности, в чрезмерном расширении круга заемщиков в погоне за прибылью без должного контроля за их платежеспособностью, в неоправданной кредитной экспансии, которая не корректировалась должным образом центральными банками, а также на непомерный разгул спекуляций на финансовых рынках. В результате возникло большое количество «плохих долгов», фактически невозвратных, которые тяжелой гирей висели на балансах коммерческих банков. Особенно наглядно это проявилось в ходе ипотечного кризиса в США, когда общая задолженность по кредитам превысила фантастическую сумму в 10 триллионов долларов. Обращается внимание также на сильнейшее расширение спекуляций на фондовом рынке.

Все это, на наш взгляд, справедливо, но недостаточно, поскольку не затрагивается глубинная причина кризиса мировой кредитно-денежной системы. Таковой, по нашему мнению, является чрезмерный отрыв финансовой сферы от потребностей производства и реализации товаров и услуг, постепенно развившегося после второй мировой войны.

Здесь необходимо вспомнить генезис денежной системы рыночной экономики. В эпоху золотого (серебряного) стандарта, когда в основе денежного обращения лежало золото или в некоторых странах серебро, потребности оборота в деньгах удовлетворялись автоматически. В случае расширения потребностей экономики в деньгах, они поступали из запасов («сокровища»), где они находились без риска обесценения, поскольку деньги физически имели материальную ценность. И наоборот, если потребности сокращались, то деньги «уходили в сокровище». Инфляции не было.

Однако за стабильность денежной системы приходилось платить, и немало. Потребности экономики оказывались в тесной зависимости от запасов благородных металлов, что ограничивало возможности экономической политики государства и экономического развития в целом, усиливало масштабы циклических кризисов перепроизводства. Постепенно система золотого стандарта рухнула. Процесс был длительным, он начался в годы первой мировой войны, продолжился в течение Великого кризиса и окончательно завершился в 1971 г., когда США отказались от обязательства Федеральной резервной системы выплачивать золото по долгам США центральным банкам других стран по их требованию. Возникла система чистого бумажно-денежного обращения с его непременным спутником — инфляцией.

В то же время финансовые институты получили возможность расширения кредитно-денежной надстройки в очень широких пределах. Необходимо иметь в виду, что коммерческие банки по самой природе своих функций могут создавать деньги, т. е. формировать спрос. Когда банк выдает кредит, он создает спрос. К этому добавляются возможности, порождаемые бурным развитием рынка ценных бумаг, т.е. рынка долгосрочных капиталов. Хотя в состав денежной массы формально включаются только облигации государственных займов, но все ценные бумаги обладают высокой степенью ликвидности в разной степени, т.е. они могут быть сравнительно легко превращены в деньги.

В конечном счете, это выглядело как приобретение новых широчайших возможностей борьбы с кризисами перепроизводства и стимулирования экономического развития с помощью расширения финансовой надстройки. Кризис перепроизводства на поверхности означает, что товаров и услуг на рынке много, а спроса (денег) не хватает. Отсюда рецепт — создавать деньги. Их и создавали в разных формах и в огромных размерах.

Конечно, это было связано с угрозами для стабильности денежного обращения и опасностями инфляции, которые нередко становились весьма серьезными. Однако было бы неправильным не замечать и несомненных достижений такой политики. После второй мировой войны кризисы перепроизводства заметно ослабели, если их сравнивать с предшествую-

щей историей развитого капитализма, и наоборот — темпы экономического роста — повысились. Это очень значимые достижения.

Но ничего не дается даром. Одновременно происходило гигантское расширение финансовой надстройки с усилением сопутствующих рисков, в том числе спекулятивного характера. Вся конструкция стала весьма неустойчивой. Сумма всех долгов в американской экономике ныне оценивается примерно в 50 триллионов долларов, и она почти в 3,5 раза превышает нынешний объем ВВП (13 с лишним триллионов долларов). Объемы рынков ценных бумаг по всему миру достигли немыслимых величин. Их трудно точно измерить, поскольку цены меняются и в состав ценных бумаг могут включаться разные элементы. Объем рынка главных классов ценных бумаг — облигаций, акций и деривативов — оценивается в десятки триллионов долларов.2 Постепенно возник гигантский денежно-кредитный финансовый «пузырь», оторвавшийся от реального производства.

Почему можно утверждать, что в мировой экономике возник сильнейший опасный отрыв спекулятивного характера денежно-кредитной надстройки от потребностей производства и реализации товаров и услуг, и где объективные границы этого отрыва?

Пока еще экономическая наука и практика не установила количественные границы этих явлений, но они объективно существуют. Нормальный кредит должен в конечном счете способствовать расширению производства товаров и услуг. Если этого не происходит, то возникает нарушение баланса между спросом и предложением. Такое расширение кредитноденежной сферы является спекулятивным, и «пузырь» рано или поздно должен «сдуться». Таковы законы рыночной экономики. Есть основания утверждать, что эти процессы сейчас и происходят, вызывая потрясения всей системы.

Еще одним важнейшим источником нестабильности финансовой системы в рыночной экономике является повышенная роль фактора доверия.

Никакая другая область экономики не зависит так от фактора доверия, как кредитноденежная сфера. Коммерческие банки в основном оперируют не собственными, а привлеченными средствами, причем вкладчики, как правило, имеют право забрать свои вклады по тре-

бованию. Недоверие, слухи, даже самые неоправданные, могут породить панику, массовое изъятие вкладов, бегство капиталов, бегство от национальной валюты и т.п. и повлечь за собой кризис даже сильных кредитных учреждений с соответствующими последствиями для системы в целом.

Следующий фактор, сильно влияющий на ситуацию — масштабы спекуляций. Спекуляция — естественный элемент рыночной экономики, он присутствует в системе весьма широко, но, пожалуй, в наибольшей степени -в финансовой. В кратчайшие сроки здесь могут создаваться и разрушаться состояния. Бурное развитие финансовых инструментов, особенно рынка ценных бумаг, чрезвычайное расширение масштабов финансовой сферы создали благоприятную среду для спекуляции, которая способствовала увеличению амплитуды колебаний непосредственно в финансовой и общеэкономической областях.

Именно эти основополагающие факторы подготовили почву для того, чтобы «финансовый пузырь» начал «сдуваться», когда падающий камень с горы породил камнепад. Остальные причины при всей их важности носят вспомогательный характер. Кризис мог начаться раньше или позже, быть более глубоким или менее глубоким, но он был неизбежен.

Вероятные последствия мирового финансового кризиса

В настоящее время будущее выглядит весьма неопределенно.

Крайние точки зрения: 1) Нынешний кризис означает «закат капитализма». Он вступил в фазу быстрого упадка. 2) Ничего трагичного не произошло. Аналогичные кризисы в истории уже случались. Это обычный кризис перепроизводства (может быть, несколько более сильный). Но он будет преодолен, и все вернется «на круги своя».

Последствия кризиса зависят от следующих главных обстоятельств:

0 В какой мере финансовый кризис распространится на банковскую сферу и на то, что получило название «теневой банковской системы» («shadow banking system» — инвестиционные банки, страховая система, хедж-фонды и проч.) Именно эти процессы наиболее опасны для экономики.

0 Хватит ли ресурсов у государства, чтобы противодействовать дальнейшему развитию финансового кризиса? В борьбу с кризисом уже вовлечены гигантские средства, но даже их может не хватить. Дело в том, что борьба с финансовым кризисом требует очень больших расходов. Так, в Финляндии в 1991 г. помощь финансовому сектору на преодоление кризиса потребовала 12,8% ВВП, в Мексике в 1994 г. — 19,3%, в Японии в 1997 г. — 24,0% и в Южной Корее в 1997 г. — 31,2% ВВП.3 Откуда брать ресурсы, если государственные долги и без этого очень велики, а частный сектор сам лихорадочно ищет ликвидные средства? Это в особенной степени касается США.

0 Какова будет степень координации антикризисной политики в ведущих странах?

0 Включится ли в процесс кризис мировой валютной системы и в каких масштабах?

На наш взгляд, «сбить температуру больному» в настоящее время все же удастся. За это говорит масштабность принимаемых мер по борьбе с финансовым кризисом, их оперативность и решимость большинства развитых стран действовать координировано, хотя реальные формы и размеры координации пока еще недостаточно ясны. Однако это не будет означать решение фундаментальных проблем, лежащих в основе кризиса (о них говорилось ранее). Поэтому высока вероятность новых шоков в разных формах не только общих, но и страновых и региональных.

Неизбежно сильное замедление темпов экономического роста в мире, прежде всего в развитых странах, на длительный период времени. Наступает эпоха «тощих коров». Это будет прежде всего определяться тем, что борьба с финансовым кризисов в любом случае будет означать проведение более строгой кредитной политики, ограничение финансовых спекуляций и безудержного расширения фондового рынка. Иначе из кризиса нельзя будет выбраться в принципе. Соответственно уменьшится дополнительное накачивание спроса за счет финансовых инструментов, что было очень важным фактором экономического развития после второй мировой войны. Остается вопрос, удастся ли найти новые фундаментальные источники экономического роста?

Похоже, что развитый мир ждет судьба Японии. В 90-х годах прошлого столетия Япония была поражена глубоким финансовым кри-

зисом. В конце концов ей удалось с ним справиться. Но платой за это стала почти десятилетняя стагнация экономики и утеря страной прежнего динамизма экономического развития. Япония превратилась в типичное государство, наподобие стран европейского региона, когда экономический ежегодный рост в 2%-3% считается чуть ли не пределом мечтаний. Японское экономическое чудо испарилось.

По-видимому, неизбежно снижение жизненного уровня основной массы населения стран развитого мира, что вряд ли может пройти без обострения социальных противоречий. Серьезное недовольство многих вызывает широкая помощь государства, фактически за счет налогоплательщиков, кредитным учреждениям, которые по широко распространенному мнению прежде всего сами виноваты в сложившемся положении.

Можно также ожидать потрясений в мировой валютной системе. Огромный дефицит торгового и платежного баланса США никуда не исчезнет, что подрывает прочность международных позиций доллара. Америка уже давно «живет не по средствам» — она потребляет больше, чем производит. Для радикального изменения положения необходимо резкое снижение импорта и внутреннего потребления населения в США, что невозможно по политическим соображениям, если не случится какой-нибудь катаклизм вроде дефолта правительства по своим международным обязательствам (уже начали поговаривать о возможности даже такого крайнего, пока маловероятного варианта развития событий). Поэтому ситуация и будет катиться по накатанной колее вплоть до обвала. Так или иначе, доллар потеряет свои позиции первой ключевой мировой валюты. (Кстати, те, кто сейчас играет на долгосрочное повышение курса доллара, затевают крайне рискованную игру. Это повышение базируется на преходящих, а не на фундаментальных факторах.)

Глобальный характер мирового финансового кризиса требует глобального ответа. Объективные потребности развития делают необходимым создание новых мировых ключевых валют, новых международных финансовых центров, с гораздо большими регулирующими функциями, чем у МВФ и МБРР, или их соответствующего коренного преобразования и изменения их прозападной односторонности в политике. Но противоречия между странами вряд ли дадут возможность создать финансовую

систему с требуемыми характеристиками. Наиболее возможный вариант — создание новых финансовых центров и ключевых валют: на базе евро совместно с долларом, а также юаня и рубля. Большинство стран не желают зависеть от состояния американского доллара, «здоровье» которого в последнее десятилетие резко ухудшилось, и шансов на радикальное излечение нет.

Хорошие перспективы превратиться в региональную международную валюту есть у рубля. Но для этого необходимо навести больший порядок в собственном финансовом хозяйстве, прежде всего обуздать инфляцию. Иначе рубль не сможет выполнять одну из важнейших функций ключевой мировой валюты — служить валютой резервов. Найдется немного желающих держать свои валютные резервы в обесценивающихся рублях. Конечно, функцию валюты международных расчетов рубль может выполнять уже сейчас, инфляция сказывается на ней в значительно меньшей степени, однако для подведения прочной базы под претензии России стать международным финансовым центром, а рубля — одной из ключевых валют, требуется дальнейшее усиление стабильности рубля.

Сторонники либерально-монетаристских доктрин потеряют свои доминирующие позиции в экономической науке и политике, хотя, конечно, они будут отчаянно сопротивляться. Но их время прошло. Жизнь требует кардинальных изменений в подходах. Роль государства в экономике существенно возрастет, включая расширение госсобственности.

Еще одним из способов выхода из развивающихся неблагоприятных тенденций для ряда политиков может рассматриваться война. Конечно, об этом никто даже не заикается. Но такая альтернатива в некоторых головах существует. Однако на эту тему не хочется даже думать.

Таковы, на наш взгляд, вероятные важнейшие последствия нынешнего мирового финансового кризиса.

Примечания:

1 См. Financial Indicators// The Economist, Nov. 8th — 14th, 2008, p. 105

2 См. данные Междунардного валютного фонда.

3 When Fortune Frowned// The Economist, Oct. 11-17th 2008 (a special report). P.3.

Кафедра Мировой и национальной экономики, тел.: 8499 147-5165

10 крупнейших кризисов, которые мир не может игнорировать в 2022 году

Обновление — 19 июля 2022 г.: в связи с приближением катастрофического голода в Восточной Африке Международный комитет спасения (IRC) выпустил свое первое в истории обновление Crisis Alert в свой ежегодный список чрезвычайных ситуаций, подчеркнув, что более 3 миллионов человек могут погибнуть без срочного международного финансирования. Узнайте больше об угрозе голода.

Международный комитет спасения опубликовал «Список чрезвычайных ситуаций на 2022 год» — глобальный список гуманитарных кризисов, которые, как ожидается, усугубятся в наступающем году. Большинство стран из списка наблюдения, в частности первая десятка, пережили почти непрекращающиеся конфликты за последнее десятилетие, что ограничивает их способность реагировать на глобальные вызовы, такие как COVID-19.и изменение климата. В этих 20 странах проживает 10% населения мира, но на них приходится 89% нуждающихся в гуманитарной помощи во всем мире. (Примечание. Список чрезвычайных ситуаций на 2022 г. был составлен до российского вторжения в Украину. Для получения обновленной информации о гуманитарной ситуации в Украине и о беженцах, бежавших в соседние страны, посетите нашу страницу о кризисе в Украине.)

Семьи перемещенных лиц, и в особенности женщины и девочки, непропорционально сильно страдают от кризисов, которые представляют собой нечто большее, чем ряд несчастных случаев, подчеркивает Дэвид Милибэнд, президент и главный исполнительный директор IRC. «История, рассказанная Watchlist, является еще одним аргументом, — пишет он в отчете, — не только о том, что стало больше бедных и больше насильственно перемещенных лиц, но и о том, что масштабы и характер гуманитарных бедствий во всем мире представляют собой системный сбой. ”

IRC составляет список наблюдения каждый год уже более десяти лет. За это время он превратился из чисто внутреннего пособия по планированию готовности к чрезвычайным ситуациям в публичный отчет, который предупреждает мировых лидеров, политиков и заинтересованных граждан не только о том, где углубляются кризисы, но и о том, почему они углубляются и что можно с этим поделать.

Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность перехода на веб-браузер, который поддерживает HTML5 видео


Далее следуют краткие профили стран из Топ-10 списка наблюдения 2022 года. Для ознакомления со статистикой, методологией, подробным анализом и рекомендациями к действию, ознакомьтесь с полным отчетом «Список наблюдения за чрезвычайными ситуациями на 2022 год».

10. Судан—Политическая напряженность на фоне региональной засухи и конфликта

Политические беспорядки заставляют людей покинуть свои дома и отправиться в такие места, как лагерь Тунайдбах в Судане.

Фото: Халид Алараби/IRC

Население: 44,9 млн

Нуждающиеся: 14,3 млн

Внутренне перемещенные лица: 3 миллиона

Судан вступает в 2022 год, сталкиваясь с многочисленными проблемами. Военные устранили гражданских лидеров в октябре 2021 года, и возникающая в результате политическая неопределенность может дестабилизировать мирные усилия с вооруженными группами. Экологические потрясения, экономический кризис и ограничения, введенные в связи с COVID-19, способствуют росту инфляции.

Гуманитарные риски

  • Политическая нестабильность угрожает миротворческим усилиям в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле.
  • Инфляция стремительно растет (в настоящее время 388 процентов), облегчение бремени задолженности может быть приостановлено, а гуманитарная помощь недофинансируется (36 процентов).
  • Изменение климата усугубляет наводнения и засухи, нашествия саранчи представляют постоянную угрозу, а отсутствие продовольственной безопасности может затронуть до 6 миллионов человек.

Ответ IRC

IRC возобновил свои программы в Судане в 2019 году, которые в настоящее время включают услуги водоснабжения и санитарии, а также поддержку комплексной защиты для женщин и детей-беженцев. IRC также строит и восстанавливает медицинские учреждения для обеспечения репродуктивного здоровья и облегчения лечения и профилактики инфекционных заболеваний, включая COVID-19. Узнайте больше о реакции IRC в Судане.

9. Сирия — Экономический кризис усугубляет десятилетие войны

Учеба десятилетнего Омара была нарушена из-за неоднократных перемещений и ограничений, связанных с COVID-19.

Фото: Абдулла Хаммам/IRC

Население: 21,7 млн.

Нуждающиеся:

14 миллионов

Внутренне перемещенные лица: 6,8 млн

сирийцев переживают худший экономический кризис с начала войны, с рекордным уровнем отсутствия продовольственной безопасности и быстрой инфляцией. В то же время нехватка воды на севере Сирии создает условия, похожие на засуху, для миллионов людей и ставит под угрозу и без того подорванные системы здравоохранения и водоснабжения. Существует постоянный риск крупного военного наступления, нацеленного на районы, неподконтрольные правительству.

Гуманитарные риски

  • Пандемия COVID-19 и экономический коллапс в соседнем Ливане (также включенном в список наблюдения в этом году) привели к повышению средней цены на основные продукты питания на 236 процентов.
  • Наступление правительства с целью отвоевать неподконтрольную ему территорию в Идлибе может поставить под угрозу 3 миллиона человек.
  • Разрешение на последний оставшийся переход границы для помощи Организации Объединенных Наций в Сирии истекает в июле 2022 года, и альтернативы нет.

Углубитесь в кризис в Сирии.

Ответ IRC

IRC работает в Сирии с 2012 г., содействуя восстановлению экономики посредством профессионального обучения, ученичества и поддержки малого бизнеса. Команды IRC поддерживают развитие детей в раннем возрасте и предоставляют консультационные услуги и услуги по защите для женщин и детей, особенно для переживших насилие. Мы поддерживаем медицинские учреждения и мобильные медицинские бригады, предоставляя спасательные услуги при травмах, а также первичные, репродуктивные и психические услуги. IRC также поддерживает сирийских беженцев в Иордании, Ираке и Ливане. Узнайте больше о реакции IRC в Сирии.

8. Сомали. Доступ гуманитарной помощи ухудшается по мере роста потребностей

Мать приводит своего ребенка на продовольственную помощь в поликлинику IRC в лагере для внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).

Фото: Харрисон Тейн/IRC

Население: 16,4 млн

Нуждающиеся: 7,7 млн ​​

Внутренне перемещенные лица: 2,9 миллиона

Сомали находится в списке наблюдения девять лет подряд, но переместилось в первую десятку из-за эскалации политической напряженности с риском возобновления насилия. Сомали также входит в пятерку крупнейших кризисов внутреннего перемещения. Ожидается ухудшение засушливых условий.

Гуманитарные риски

  • Атаки «Аш-Шабаб», иногда направленные против гуманитарных организаций, административные и бюрократические барьеры, а также плохая инфраструктура ограничивают доступ гуманитарных организаций. А по мере того, как выборы отодвигаются на 2022 год, политическая напряженность может спровоцировать рост насилия и перемещений.
  • Экологические потрясения, включая засуху и нашествие саранчи, могут подвергнуть миллионы людей риску отсутствия продовольственной безопасности и недоедания.
  • Инфекционные заболевания будут по-прежнему представлять опасность, особенно для перемещенных лиц и городской бедноты.

Узнайте больше о кризисе в Сомали.

Ответ IRC

IRC, помогая Сомали с 1981 года, поддерживает экономическое благополучие посредством профессиональной подготовки, продуктовых талонов и прямой денежной помощи фермерам, пастухам и владельцам малого бизнеса. Мы также сотрудничаем с сообществами для выявления, планирования и управления проектами развития. Наша работа с детьми и женщинами основывается на поощрении и защите прав человека. Узнайте больше о реакции IRC в Сомали.

7. Мьянма — насильственный тупик оставляет миллионы людей в нужде

Лагерь беженцев Кутупалонг является домом для беженцев рохинджа, спасающихся от конфликта и насилия в Мьянме.

Фото: Тимоти Несмит/IRC

Население: 54,8 млн

Нуждающиеся: 14,4 млн

Оценка ограничений доступа: 5/5 

События февраля 2021 года в Мьянме спровоцировали цикл вооруженных столкновений и насилия, которые привели к новым значительным перемещениям и гуманитарным потребностям по всей стране. Экономические последствия этой нестабильности в сочетании с воздействием COVID-19, прогнозируется, что в 2022 году миллионы людей окажутся за чертой бедности.

Гуманитарные риски

  • Конфликты и гражданские беспорядки распространились по стране после прихода к власти военных, в результате чего в 2021 году было перемещено 220 000 человек в дополнение к более чем 330 000 внутренне перемещенных лиц до 1 февраля.
  • Организация «Врачи за права человека» сообщила о почти 300 нападениях и угрозах в отношении медицинских работников и учреждений в период с февраля по октябрь 2021 г., большинство из которых было совершено военными; доступ к медицинским услугам сильно ограничен или недоступен для многих по всей стране, особенно в районах, затронутых конфликтом.
  • Серьезный экономический спад, международная негативная реакция на военный переворот и крайние ограничения гуманитарного доступа — дополнительные проблемы на 2022 год.

Узнайте больше о кризисе в Мьянме.

Ответ IRC

IRC начал работу в Мьянме в 2008 году, оказывая гуманитарную помощь после циклона Наргис. С тех пор IRC расширил свою работу, чтобы обеспечить здравоохранение, защиту, защиту и расширение прав и возможностей женщин, а также водоснабжение и санитарию, а также жилье и материалы для оказания чрезвычайной помощи вновь перемещенному населению. Узнайте больше об ответе IRC в Мьянме.

6. Демократическая Республика Конго — кризис, связанный с конфликтами и болезнями

Женщины в Северном Киву в Демократической Республике Конго объединились для выращивания сельскохозяйственных культур, используя общий доход для оплаты обучения своих детей в школе. Несмотря на необходимость, гуманитарная помощь в Конго по-прежнему серьезно недофинансируется.

Фото: Келли Райан/국제구조위원회

Население: 92,4 миллиона

Нуждающихся: 27 миллионов

Внутренне перемещенные лица: 5,6 млн

Конфликт в Конго особенно нестабилен в восточных провинциях Итури, Северном Киву и Южном Киву, где последовательные вспышки лихорадки Эбола напрягли слабую систему здравоохранения. Политическая напряженность в Киншасе может подготовить почву для ожесточенных столкновений, ведущих к всеобщим выборам 2023 года.

Гуманитарные риски

  • Более 100 вооруженных группировок в восточных провинциях борются за контроль над землей и прибыльными природными ресурсами, особенно полезными ископаемыми; граждане часто становятся мишенью во время конфликтов.
  • Сохраняющаяся угроза лихорадки Эбола нагружает систему здравоохранения, восстанавливающуюся после предыдущих вспышек.
  • Гуманитарная помощь в Конго по-прежнему серьезно недофинансируется (37 процентов).

Ответ IRC

IRC работает в Конго более двух десятилетий, предоставляя жизненно важные медицинские услуги, в том числе услуги в области репродуктивного здоровья, а также водоснабжение и санитарию, образование и поддержку жертвам насилия. Мы работаем с сообществами над миростроительными проектами, направленными на сокращение конфликтов и восстановление экономики. В последние годы IRC начал экстренные меры по сдерживанию лихорадки Эбола, в том числе в связи с последними вспышками в восточной части Конго. Узнайте больше о реакции IRC в Конго.

5. Южный Судан. Напряженность в регионе повышает риски

Абук привез свою 4-летнюю дочь Ньироу в клинику, поддерживаемую IRC, где ее лечили от болезни и недоедания после того, как их дом затопило.

Фото: Адриенн Сюрпренант/IRC

Население: 11,4 млн.

Нуждающиеся: 8,4 миллиона

Рейтинг равенства женщин: 165 из 170 стран

В 2021 году Южный Судан отметил десятилетие своей независимости, но весь этот период страна была сокрушена насилием. Хотя уровень конфликта остается намного ниже пикового значения 2013–2014 годов, Всемирная продовольственная программа предупреждает, что отсутствие продовольственной безопасности находится на самом худшем уровне с момента обретения независимости, подчеркивая совокупное воздействие стихийных бедствий, COVID-19 и долгосрочного ущерба для экономики Южного Судана.

Гуманитарные риски

  • Международные организации обеспечивают более 80 процентов медицинских услуг в Южном Судане, что свидетельствует о высоком уровне неудовлетворенных потребностей.
  • Голод растет из-за конфликтов, стихийных бедствий, особенно наводнений, и экономических последствий COVID-19; 7,2 миллиона человек — более 60 процентов населения — столкнулись с кризисом (IPC 3) или более высокими уровнями отсутствия продовольственной безопасности в 2021 году, а 100 000 человек столкнулись с катастрофическими уровнями (IPC 5)
  • Нарастающий экономический кризис усиливает недовольство мнимым богатством гуманитарных работников, в то время как продолжающийся конфликт препятствует перемещению помощи внутри страны.

Ответ IRC

IRC — одна из крупнейших организаций по оказанию помощи в Южном Судане, работающая там уже более 30 лет. Мы оказываем экстренную помощь и поддерживаем группы риска в труднодоступных районах. Наши ответные меры в области здравоохранения обучение местных медицинских работников и предоставление услуг в области сексуального и репродуктивного здоровья, программ питания, а также услуг по водоснабжению и санитарии. Мы также оказываем поддержку молодежи, детям и жертвам сексуального насилия в дополнение к участию на уровне сообщества в целях содействия мирному сосуществованию. Узнайте больше о реакции IRC в Южном Судане.

4. Нигерия — рост опасности в стране

Участник финансируемой Европейским Союзом программы для подростков на северо-востоке Нигерии, затронутой конфликтом.

Фото: Этиноса Ивонн/IRC

Население: 211,4 млн

Нуждающиеся: 8,3 миллиона

Оценка ограничений доступа: 5/5 

Более 12 лет конфликта и активности боевиков на северо-востоке Нигерии привлекли внимание всего мира, но беспорядки и нестабильность распространяются и в других частях страны. Преступная деятельность и конфликты на северо-западе спровоцировали нарастающий гуманитарный кризис, а сепаратистская деятельность на юго-востоке становилась все более жестокой. Различные кризисы безопасности в Нигерии являются проявлением скрытой напряженности, связанной с бедностью, социальной маргинализацией и изменением климата в стране, население которой, по прогнозам, удвоится к 2050 году9.0005

Гуманитарные риски

  • На северо-востоке ограничения гуманитарного доступа увеличат потребности 1 миллиона человек, проживающих в «недоступных» и пострадавших от конфликта районах; на северо-западе бандитизм и вооруженные группы создают отдельный гуманитарный кризис; на юго-востоке политическая нестабильность испытывает правительство в преддверии выборов 2023 года.
  • Последствия изменения климата усугубляют местную напряженность, поскольку конфликты между фермерами и пастухами становятся все более жестокими.
  • Вспышки болезней являются постоянной проблемой из-за плохих санитарных условий и отсутствия чистой воды.

Ответ IRC

IRC начал работу в Нигерии в ответ на сильное наводнение в 2012 году. В настоящее время мы поддерживаем программы в области здравоохранения, питания, образования, водоснабжения и санитарии, а также защиты женщин, мужчин, девочек и мальчиков, перемещенных внутри страны, и в принимающих сообществах. В течение следующих трех лет IRC планирует расширить свою гуманитарную помощь как на северо-востоке, так и на северо-западе. Узнайте больше об ответе IRC в Нигерии.

3. Йемен — совокупное воздействие затянувшегося конфликта

10-летняя Аиша сейчас живет в лагере Сахда на юго-западе Йемена после того, как насилие вынудило ее и ее семью покинуть свой дом.

Фото: Салех Ба Хайян/IRC

Население: 30,5 млн 

Нуждающиеся: 20,7 млн ​​

Рейтинг равенства женщин: 168 из 170 стран

Йемен впервые за три года выпал из списка наблюдения IRC не из-за улучшения гуманитарной ситуации, а из-за того, что кризисы в других странах обостряются еще быстрее. Поскольку гуманитарный доступ во многие районы сильно ограничен, в 2022 году йеменцы столкнутся с возросшими потребностями9.0005

Гуманитарные риски

  • Экономический коллапс и разрушение систем здравоохранения, образования и других жизненно важных систем из-за многолетнего конфликта будут продолжать усугублять нужду йеменцев. С 2015 года 229 школ и 148 больниц пострадали во время боевых действий или использовались в военных целях.
  • Отсутствие дипломатического прогресса приводит к продолжению конфликта; локальные перемирия еще не переросли в более широкий мирный процесс.
  • Гуманитарная помощь будет по-прежнему ограничена ограничениями доступа, введенными всеми сторонами конфликта.

Узнайте больше о кризисе в Йемене.

Ответ IRC

IRC работает в Йемене с 2012 года. Мы поддерживаем учреждения первичной медико-санитарной помощи и мобильные медицинские бригады, в том числе в труднодоступных районах, и предоставляем программы для общей амбулаторной помощи, репродуктивного здоровья и острой недостаточности питания, а также услуги водоснабжения и санитарии. , образование для детей, не посещающих школу, а также психосоциальные услуги и услуги по сопровождению случаев для женщин и детей. Узнайте больше о реакции IRC в Йемене.

2. Эфиопия — тематическое исследование климата и конфликта

Халима Хаши, беженка из Сомали, информирует о правах женщин и девочек в лагере беженцев Хелоуин на юге Эфиопии.

Фото: Марта Тадесс/IRC

Население: 117,9 млн 

Нуждающиеся: 25,9 млн

Внутренне перемещенные лица: 4,2 миллиона

Изменение климата и продолжающийся конфликт в Тыграе, а теперь и в соседних регионах Амхара и Афар подняли Эфиопию еще выше в списке наблюдения. По оценкам Соединенных Штатов, 900 000 человек страдают от голода в Тыграе, хотя эти цифры невозможно проверить из-за ограничений на гуманитарный доступ. Однако нет никаких сомнений в том, что Эфиопия подвержена влиянию изменения климата, которое повысит потребности миллионов людей по всей стране.

Гуманитарные риски

  • Конфликт и стихийные бедствия пересекаются: эффект Ла-Нинья может ухудшить условия в стране, где изменение климата увеличило частоту засух и наводнений.
  • Низкий охват вакцинацией означает, что Эфиопия будет очень уязвима перед будущими волнами COVID-19.
  • беженцев, прибывающих из соседних стран (многие из которых находятся в списке наблюдения на 2022 год), добавятся к 800 000 человек, уже проживающим в Эфиопии, где гуманитарная помощь затруднена из-за ограничений доступа.

Узнайте больше об эфиопском кризисе.

Ответ IRC

С 2000 года IRC оказывает помощь беженцам, живущим в лагерях, и эфиопским общинам по всей стране, пострадавшим от засухи, наводнения, конфликта и COVID-19. Вместе с нашими местными партнерами мы распределяем денежные средства и предметы первой необходимости, а также строим и обслуживаем безопасные системы водоснабжения и санитарно-технические сооружения. IRC также поддерживает государственных партнеров и общественных работников в клиниках первичной медико-санитарной помощи, строит классы и обучает учителей, а также предоставляет обучение, связанное с получением средств к существованию, и возможности трудоустройства для молодежи и семей из групп риска. Узнайте больше об ответе IRC в Эфиопии.

1. Афганистан — кризис после конфликта

Денежная помощь от IRC позволила афганцам, пострадавшим от экономического кризиса, купить продукты питания и другие предметы первой необходимости.

Фото: Стефани Глински/IRC

Население: 41,7 млн.

Нуждающиеся: 24,4 миллиона

Рейтинг равенства женщин: 170 из 170 стран

В августе 2021 года Исламский Эмират Афганистан (широко известный как Талибан) взял под свой контроль Афганистан. Международные доноры немедленно приостановили большую часть негуманитарного финансирования и заморозили активы на миллиарды долларов. Без этого финансирования экономика пошла вниз. Любая попытка Исламского государства Хорасан (ИГ-К) воспользоваться сменой власти предвещает насилие и причинение вреда гражданскому населению. Тем временем Афганистан сталкивается с продолжающейся засухой и возможной четвертой волной COVID-19..

Гуманитарные риски

  • К середине 2022 года Афганистан может столкнуться со всеобщей бедностью (97 процентов).
  • Ожидается, что более 90 процентов поликлиник в стране будут закрыты, что лишит миллионы людей базовой медицинской помощи, поставит под угрозу ответные меры на COVID-19 и создаст серьезный риск вспышек заболеваний, недоедания и предотвратимой смертности.
  • Женщины и девочки подвергаются более высокому риску гендерного насилия, детских браков, эксплуатации и жестокого обращения, и все это усугубляется гендерными ограничениями на работу и образование.

Узнайте больше об афганском кризисе.

Ответ IRC

IRC работает в Афганистане уже более трех десятилетий, обеспечивая образование, защиту, водоснабжение и санитарию, а также программы восстановления экономики. Мы поддерживаем более 60 медицинских учреждений и предоставляем информацию и учебные занятия по COVID-19. В последние годы IRC стал лидером в области защиты и расширения прав и возможностей женщин в Афганистане. Узнайте больше о реакции IRC в Афганистане.

Оглядываясь назад: Читайте о 10 самых серьезных мировых кризисах в списке чрезвычайных ситуаций в 2021 и 2020 годах.

Как был составлен список чрезвычайных ситуаций на 2022 год?

Сочетая анализ 66 различных индексов и баз данных с информацией от более чем 30 000 сотрудников и волонтеров IRC, работающих в кризисных зонах по всему миру, «Список наблюдения» оценивает страны, подверженные риску «человеческих угроз» (политическая нестабильность, вооруженные конфликты, экономический коллапс) и «природные угрозы» (наводнения, землетрясения, болезни). Этот подход, который в настоящее время опробован, протестирован и доказал свою эффективность, позволяет IRC определить 20 стран с наибольшим риском значительного ухудшения гуманитарной ситуации в предстоящем году. Учить больше.

Питер, 2 года, получает пользу от программы питания IRC в Северном Бахр-эль-Газале, Южный Судан, после того, как он и его мать были вынуждены покинуть свои дома в результате наводнения.

Фото: Адриенн Сюрпренант/IRC

 

Что необходимо сделать для преодоления этих кризисов?

Экспертный анализ IRC выявил, что глобальная система, предназначенная для защиты гражданских лиц, предотвращения конфликтов, привлечения виновных к ответственности и обеспечения того, чтобы гуманитарная помощь доходила до нуждающихся, терпит неудачу на всех уровнях и даже приводит к конфликтам и страданиям. Например:

  • В 2020 году было подписано всего 21 мирное соглашение, это наименьшее количество со времен холодной войны.
  • Во время конфликта правительства и вооруженные группы безрезультатно нападают на мирных жителей. Почти 84% смертей среди гражданского населения за последнее десятилетие пришлось на страны из списка наблюдения.
  • В 2010-е годы право вето Совета Безопасности ООН применялось более чем в два раза чаще, чем в 1990-е, в основном в конфликтах, в которых члены Совета имеют непосредственный интерес (например, в Сирии).
  • Несмотря на рекордные гуманитарные потребности, в этом году было получено менее половины всего необходимого гуманитарного финансирования (47%).

IRC призывает к существенным изменениям в глобальной гуманитарной системе не только в том, как организации и правительства распределяют и расходуют средства, но и в том, как они противостоят «акторам конфликта, которые используют голод как оружие войны, а страдания гражданского населения как инструмент контроль», — пишет Дэвид Милибэнд. В отчете приводятся доводы в пользу политических и структурных реформ, которые обеспечат уважение к международному гуманитарному праву, расширят универсальную юрисдикцию для судебного преследования за военные преступления, снизят роль социальных сетей в разжигании конфликта и обеспечат нуждающимся людям доступ к спасательным услугам.

Подробнее читайте в полном отчете «Список наблюдения за чрезвычайными ситуациями на 2022 год».

В Камеруне 10-летняя Анастасия демонстрирует подруге, как правильно мыть руки, чтобы защититься от COVID-19.

Фото: Нжулиаминче Зеду/IRC

 

Узнать больше

Рекордные 100 миллионов человек во всем мире перемещены в результате конфликтов и кризисов. Узнайте больше о беженцах и о том, что значит приветствовать их во Всемирный день беженцев 2022 года.

Чем я могу помочь?

Рекордные 100 миллионов человек перемещены в результате конфликтов и кризисов. Пожалуйста, сделайте подарок прямо сейчас, чтобы поддержать меняющую жизнь работу IRC в странах списка наблюдения и во всем мире.

Мы находимся на передовой, оказывая критически важную помощь пострадавшим от кризиса людям в более чем 40 странах, в том числе в странах, включенных в список чрезвычайных ситуаций 2022 года. Мы предоставляем чистую воду, неотложную медицинскую помощь, образование, услуги по защите и многое другое.

Кризис в Афганистане: беспрецедентный голод после конфликта

Кратко

Кратко

  • Население: 41,7 млн ​​
  • 24,4 млн человек нуждаются в гуманитарной помощи
  • 97% населения рискует оказаться за чертой бедности в 2022 году
  • 2,6 миллиона афганцев, перемещенных за границу
  • 22,8 миллиона человек, столкнувшихся с кризисом или ухудшением уровня отсутствия продовольственной безопасности в 2022 году
  • 170-е место из 170 стран за равенство женщин

Поддержите ответ IRC

Афганистан поднимается на вершину списка наблюдения, поскольку население все больше не может удовлетворить основные потребности, а экономика и коммунальные услуги рушатся, несмотря на окончание крупного конфликта. Вот что вам нужно знать о нарастающем гуманитарном кризисе в Афганистане.

В августе 2021 года Исламский Эмират Афганистан (ИЭА), широко известный как Талибан, взял под свой контроль Афганистан. Эта смена власти последовала за серьезной эскалацией конфликта между МЭА и правительством Афганистана в течение 2021 года и соглашением между США и МЭА, в результате которого американские войска быстро покинули страну.

Контроль Талибана над страной заставил международных доноров немедленно приостановить большую часть негуманитарного финансирования и заморозить активы на миллиарды долларов. Без этого финансирования большинство поликлиник закрылись, а экономика пошла вниз (рискуя почти всеобщей бедности), поскольку страна сталкивается с продолжающейся засухой и кризисом голода и возможной четвертой волной COVID-19. Четыре десятилетия кризиса ослабили способность страны справляться с новыми потрясениями. Афганцы могут все чаще прибегать к уходу из страны, если они не могут удовлетворить свои потребности внутри Афганистана.

Денежная помощь от IRC позволила афганцам, пострадавшим от экономического кризиса, купить продукты питания и другие предметы первой необходимости.

Фото: Стефани Глински/IRC

«IRC является свидетелем беспрецедентного экономического кризиса в Афганистане, который больше всего наносит ущерб наиболее уязвимым афганцам», — говорит Авеста*, сотрудник службы экстренной помощи программы распределения денежных средств IRC.

Большинство афганцев не могут позволить себе прокормить себя или свои семьи, и, когда миллионы людей маршируют навстречу голоду, я отчаянно беспокоюсь за народ моей страны.

«Международное сообщество отвернулось от нас. Система здравоохранения находится на грани краха, большинство афганцев не могут позволить себе прокормить себя или свои семьи, и миллионы людей маршируют навстречу голоду, и я крайне обеспокоен народ моей страны».

Гуманитарные риски в 2022 году

Продолжающийся коллапс экономики может еще больше усугубить гуманитарный кризис.

Прекращение финансирования странами-донорами и замораживание активов Центрального банка привели к серьезному финансовому кризису в Афганистане. Нехватка наличности означает, что у афганцев заканчиваются деньги, а цены на основные товары — от продуктов питания до лекарств — стремительно растут. К середине 2022 года Афганистан может столкнуться с почти всеобщей бедностью, где 9По данным ООН, 7% афганцев обеднели. Если не принять меры, этот экономический кризис приведет к увеличению гуманитарных потребностей, от отсутствия продовольственной безопасности и недоедания до кризисов в области здравоохранения. Гуманитарные организации, действующие в Афганистане, не избежали экономического кризиса; наличные деньги необходимы для оплаты труда персонала и поставщиков, закупки товаров и предоставления денежных программ для наиболее уязвимых слоев населения.

Афганистан приближается к выходу из строя практически всей системы здравоохранения и других основных служб, что ставит под угрозу благополучие миллионов афганцев.

В течение последних двух десятилетий Афганистан в значительной степени зависел от иностранного финансирования для оплаты труда государственных служащих, таких как медицинские работники и учителя, и предоставления основных государственных услуг. Предыдущее правительство полагалось на иностранные фонды для покрытия около 75% своих государственных расходов. В частности, около 30 миллионов афганцев зависели от медицинских услуг в рамках программы, управляемой Всемирным банком. Теперь ожидается, что более 90% поликлиник в стране закроются, что лишит миллионы людей элементарной медицинской помощи, угрожая COVID-19.реагирование и создание серьезного риска вспышек болезней, недоедания и предотвратимой смертности.

Финансовые санкции в отношении Афганистана могут привести к почти всеобщей бедности, даже несмотря на то, что страна сталкивается с продолжающейся засухой и кризисом голода и возможной четвертой волной COVID-19.

Фото: Келли Райан/IRC

После экономического коллапса и продолжающейся засухи возникает беспрецедентный кризис голода.

К концу 2021 года почти половина афганцев испытывала кризис или более серьезные проблемы с отсутствием продовольственной безопасности — это самый высокий уровень, когда-либо зарегистрированный в Афганистане, и рост на 37% по сравнению с шестью месяцами ранее. В начале 2022 года 55% афганцев столкнутся с острой нехваткой продовольствия, в том числе почти 9миллионов человек на чрезвычайном уровне — один шаг до наступления голода. Отсутствие продовольственной безопасности, вероятно, усугубится в 2022 году, поскольку страна сталкивается с нехваткой продовольствия, быстрым ростом цен на продовольствие и продолжающейся засухой. Голод может привести к дальнейшему перемещению населения, о чем свидетельствуют оценки IRC в пяти провинциях в середине 2021 года, в которых нехватка еды и средств к существованию была определена как основные причины, по которым люди покидают свои дома.

Надвигается теневой кризис для афганских женщин и девочек.

Женщины и девочки в Афганистане в настоящее время подвергаются более высокому риску гендерного насилия, детских браков, эксплуатации и жестокого обращения, поскольку ресурсы становятся дефицитными, а потребности остаются неудовлетворенными. Крах системы здравоохранения может свести на нет успехи, достигнутые в таких областях, как материнское здоровье. Эти риски будут усугубляться любыми гендерными ограничениями — на способность женщин работать и обеспечивать самообеспечение или на возможность девочек получать образование. Любые национальные или местные ограничения в отношении женщин-сотрудников по оказанию помощи поставят под угрозу гуманитарную помощь, поскольку многие женщины не захотят или им не разрешат пользоваться услугами сотрудников-мужчин.

Несмотря на прекращение общенационального конфликта в 2021 году, «Исламское государство Хорасан» (ИГ-К) может привести к еще большему насилию и причинению вреда гражданскому населению.

IS-K стремится расширить свою деятельность после прихода к власти талибов. Эта группировка представляет серьезную угрозу безопасности и может попытаться воспользоваться сменой власти и многочисленными кризисами в стране, чтобы усилить небезопасность. ИГ-К усилило свои атаки вскоре после того, как талибы взяли под свой контроль. Остается неясным, насколько хорошо новое правительство сможет противостоять такого рода угрозам безопасности и смягчить ущерб, наносимый афганскому гражданскому населению.

Узнайте больше о 10 основных кризисах, которые мир не может игнорировать в 2022 году, узнайте, как IRC отобрал эти страны, и загрузите полный отчет о списке чрезвычайных ситуаций 2022 года, чтобы получить ссылки на данные и профили всех 20 кризисных стран в списке IRC.

Малыш Хабиб* проходит обследование на недоедание в поликлинике, поддерживаемой IRC в Афганистане. Ожидается, что более 90% клиник страны закроются в результате экономических последствий санкций. (*Имена изменены.) Фото: Келли Райан/IRC

1 из 4

Назо* является волонтером общественного здравоохранения, прошедшим обучение в IRC, который ходит от дома к дому, навещая матерей и обучая их тому, как помочь своим детям избежать недоедания и других заболеваний. Фото: Келли Райан/IRC

2 из 4

Нур* ведет свою дочь на местный рынок, чтобы купить продукты для своей семьи, используя наличные в IRC. Цены на продукты питания взлетели до небес, когда экономика рухнула, и семьи не могут позволить себе то, что им нужно для выживания. Фото: Келли Райан/IRC

3 из 4

IRC предоставляет безопасные места для обучения и обучения по месту жительства. Женщины и девочки в Афганистане в настоящее время подвергаются более высокому риску гендерного насилия, детских браков, эксплуатации и жестокого обращения, поскольку ресурсов становится мало, а потребности остаются неудовлетворенными. Фото: Стефани Глински/IRC Узнайте больше о нашей работе в Афганистане.

4 из 4

IRC реагирует на COVID-19 и другие потребности в области здравоохранения, поддерживая более 100 медицинских учреждений, устанавливая места для мытья рук в общественных местах сбора, а также предоставляя информацию и проводя учебные занятия по COVID-19.. В последние годы IRC стал лидером в области защиты и расширения прав и возможностей женщин в Афганистане.

Узнайте больше об ответных действиях IRC в Афганистане.

Получите наши последние обновления о кризисе в Афганистане.

Спасибо команде @USofAlCBS за то, что они собрали эту невероятную группу для повышения осведомленности о чрезвычайной ситуации, происходящей в Афганистане.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *