Монополии определение: Что такое монополия – тип конкуренции, рыночная структура

Содержание

Об определении уровня тарифов естественных монополий с учетом прогнозов значения ключевых макроэкономических показателей развития страны

Об определении уровня тарифов естественных монополий с учетом прогнозов значения ключевых макроэкономических показателей развития страны

1. Принять к сведению предложения компаний-членов Российского союза промышленников и предпринимателей о необходимости повышения качества макроэкономического прогнозирования и реализации взвешенного подхода к определению уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий.

В качестве одной из системных проблем тарифной политики отметить невозможность быстрого решения накопленных проблем неразвитости инфраструктуры естественных монополий в сжатые сроки исключительно за счет увеличения тарифов. Модернизационные задачи должны в первую очередь решаться за счет технологических решений, а не регулирования уровня тарифов.

Обратить внимание на существующие расхождения между прогнозными и фактическими значениями ключевых макроэкономических показателей, значимых для устойчивого функционирования компаний, цены/тарифы на продукцию (услуги) которых регулируются органами власти.

Согласиться, что при определении уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий необходимо соблюдать баланс интересов между реализацией их инвестиционных программ и возможностью развития компаний – потребителей продукции (услуг) естественных монополий.

Механизм определения тарифов должен обеспечивать нормальный уровень рентабельности компаниям — естественным монополиям, позволять потребителям их продукции/услуг прогнозировать уровень перспективной нагрузки, стимулировать естественные монополии и потребителей их продукции (услуг) к повышению эффективности деятельности.

Отметить возрастающий уровень риска искажения стимулирования естественных монополий к повышению собственной эффективности при принятии решения об автоматическом увеличении тарифов на уровень инфляции. Вместе с тем согласиться, что целесообразно рассмотреть возможность введения в практику механизма оперативного принятия решений по корректировке условий деятельности компаний, функционирующих на регулируемом рынке, включая величину тарифов на их продукцию/услуги, в случае существенного отклонения макроэкономических показателей от прогнозных значений, с использованием бюджетных средств.

Обратить особое внимание, что за счет тарифов могут успешно решаться тактические задачи развития компании и ряд ее модернизационных задач. Вместе с тем, инвестиции компаний — естественных монополий, в которых заинтересовано государство и общество в целом, целесообразно финансировать за счет бюджетных средств без включения данных расходов в тарифы, покрывая разницу между учтенным при определении тарифов планируемым объемом инвестиций в соответствии нормативами, установленными регуляторами, и реальной потребностью в финансировании. Данное решение повысит прозрачность бюджетов естественных монополий и снизит нагрузку на потребителей их услуг.

Отметить необходимость реализации стратегий и программ развития модернизации секторов, в которых присутствуют естественные монополии, в соответствии с предусмотренными данными стратегическими документами графиками.

Компании-члены РСПП также выражают обеспокоенность отсутствием значимого прогресса в реформировании газового сектора российской экономики и в повышении прозрачности компаний – естественных монополий, работающих в данном секторе, одновременно отмечая существенное повышение прозрачности деятельности ОАО «РЖД», включая инвестиционную программу компании.

В части электроэнергетики отметить, что существующие механизмы регулирования деятельности сетевых организаций не создают стимулы для снижения издержек и повышения эффективности. Высокий уровень цен на электроэнергию и низкий уровень конкуренции обусловлены раздробленностью ЕЭС, а именно наличием существенного числа территорий между которыми имеются ограничения на перетоки электроэнергии (зоны свободного перетока). В то же время деятельность ОАО «ФСК ЕЭС» в большей части направлена на решение локальных вопросов, таких как подключение новых потребителей, а не на решение стратегических задач и сокращения количества зон свободного перетока.

В целях создания единого энергетического пространства и повышения надёжности функционирования ЕЭС необходимо обеспечить формирование инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС» исходя из задач по развитию экономики России, в качестве основного приоритета определить сокращение числа зон свободного перетока. Софинасирование деятельности ОАО «ФСК ЕЭС» целесообразно осуществлять за счёт средств соответствующей целевой программы.

Для оптимизации функционирования регионального электросетевого комплекса целесообразна приватизация сетевых компаний, входящих в ОАО «Холдинг МРСК», введение критериев целесообразности и экономической эффективности реализации инвестиционных проектов, определение величины операционных расходов на основе количества обслуживаемых потребителей, а не количества эксплуатируемых объектов.

При этом накопленный объем недофинансированных ремонтов объектов сетевого хозяйства и обновления инфраструктуры требует значительного увеличения соответствующих расходов. Возможности их дальнейшего финансирования за счет тарифных источников представляются крайне ограниченными, учитывая уже высокую долю сетей в цене на электроэнергию для конечных потребителей и быстрый рост тарифа. В связи с этим необходимо увеличивать финансирование инвестиций в сети из бюджетных источников, покрывая за счет них разницу между учтенным при определении регулирующими органами тарифов планируемым объемом инвестиций и нормативным уровнем расходов на обновление сетевого хозяйства.

Аналогичная ситуация нарастающего недофинансирования и дефицита источников денежных средств характерна для инвестиций в модернизацию, замену и развитие тепловых сетей. Возможности дальнейшего роста тарифа на передачу тепла ещё более ограничены по сравнению с передачей и распределением электроэнергии: основным плательщиком является население, и размер тарифа на тепло намного превышает его платежи за электроэнергию. В связи с этим представляется целесообразной проработка механизмов софинансирования инвестиций в тепловые сети из бюджетных источников.

Действующая модель функционирования оптового и розничного рынков электрической энергии не устраивает как производителей, так и потребителей. Модели оптового и розничного рынков нуждаются в кардинальном пересмотре. В части оптового рынка необходимы: предоставление возможности потребителям строить объекты на условиях договоров о предоставлении мощности, одинаковые условия участия в рынке для государственных и частных энергокомпаний, стимулирование конкуренции между поставщиками электрической энергии и мощности и отказ от прямых методов государственного регулирования цен. Модель розничного рынка должна предусматривать свободу выбора поставщика электроэнергии для каждого потребителя, что требует передачи сетевым организациям функций по сбору, обработке и передаче независимому регистратору.

2. Членам Бюро Правления РСПП в пятидневный срок направить предложения по дальнейшему совершенствованию механизмов определения уровня тарифов на продукцию, товары и услуги компаний – естественных монополий. Президенту РСПП направить предложения в федеральные органы исполнительной власти.

3. Учитывая важность данной темы для компаний – членов РСПП, продолжить обсуждение данного вопроса на экспертном уровне с участием представителей органов власти, в том числе в рамках подготовки сценарных условий социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Президент РСПП А.Шохин

Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О естественных монополиях

 

Принят Государственной Думой                              19 июля 1995 года

 

(В редакции федеральных законов от 08.
08.2001 № 126-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 10.01.2003 № 16-ФЗ, от 26.03.2003 № 39-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.05.2006 № 62-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 08.11.2007 № 261-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 132-ФЗ, от 30.12.2012 № 291-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ, от 26.07.2017 № 205-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Глава I. Общие положения

 

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

 

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 

Статья 3. Определения основных понятий

 

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; (В редакции Федерального закона от 25. 12.2008  № 281-ФЗ)

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статьях 4 и 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 205-ФЗ)

Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». (Часть введена — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

 

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

 

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: (В редакции Федерального закона от 10. 01.2003  № 16-ФЗ)

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

(Абзац исключен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; (В редакции Федерального закона от 08.11.2007  № 261-ФЗ)

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005  № 199-ФЗ)

услуги по передаче электрической энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по передаче тепловой энергии; (Абзац введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2005  № 199-ФЗ)

захоронение радиоактивных отходов; (Абзац введен — Федеральный закон от 11. 07.2011  № 190-ФЗ)

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; (Абзац введен — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. (Абзац введен — Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка. (Пункт введен — Федеральный закон от 10.01.2003  № 16-ФЗ)

 

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

 

1. Для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 31.12.2005  № 199-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Глава II. Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии

 

Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

 

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей). (Часть введена — Федеральный закон от 08.08.2001  № 126-ФЗ; в редакции Федерального закона от 04.05.2006  № 62-ФЗ)

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.  (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами. (Часть введена — Федеральный закон от 06.12.2011 № 401-ФЗ)

Государственное регулирование цен на услуги по передаче тепловой энергии осуществляется в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении». (Часть введена — Федеральный закон от 29.07.2017 № 279-ФЗ)

 

Статья 7. Государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии и согласование действий, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий

 

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, согласование:

любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестиций субъекта естественной монополии, у которого доход от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий превышает один процент общего объема его дохода, в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажи, сдачи в аренду или иной сделки, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу и если в результате такого приобретения доход хозяйствующего субъекта от осуществляемой деятельности в сферах естественных монополий составит более одного процента общего объема его дохода.

3. Для совершения действий, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства по основаниям, установленным правилами рассмотрения ходатайств, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии в срок не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — о согласии или об отказе. Отказ должен быть мотивирован.

В случае, если для принятия решения необходима дополнительная информация, орган регулирования естественной монополии вправе запросить ее у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства на 30 дней при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее чем в течение 15 дней со дня его получения.

Если в пятнадцатидневный срок со дня истечения срока рассмотрения ходатайства ответ органа регулирования естественной монополии не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет незаконными, заявитель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

4. Государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий осуществляется посредством:

федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, который осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне федеральных органов исполнительной власти, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий является соблюдение субъектами естественных монополий обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий, требований к установлению и (или) применению цен (тарифов), регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при государственном регулировании цен (тарифов), раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения государственных регулируемых цен (тарифов) в сферах естественных монополий, а также к соблюдению стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.

6. Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

7. Правительство Российской Федерации устанавливает общие требования к осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий.

8. Государственный контроль за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сферах естественных монополий осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который должен предусматривать в том числе предмет осуществления указанного контроля.

(Статья в редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

 

Статья 8. Обязанности субъектов естественных монополий

 

1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

проекты планов капитальных вложений.

3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. (Пункт введен — Федеральный закон от 26.03.2003  № 39-ФЗ)

4. Субъекты

Определение, принцип работы, плюсы и минусы

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция существует, когда многие компании предлагают конкурирующие продукты или услуги, которые являются аналогичными, но не идеальными заменителями.

Барьеры для входа в монополистическую конкурентную отрасль низки, и решения любой отдельной фирмы не влияют напрямую на ее конкурентов. Конкурирующие компании различаются на основе ценовых и маркетинговых решений.

Ключевые выводы

  • Монополистическая конкуренция возникает, когда многие компании предлагают похожие, но не идентичные продукты.
  • Фирмы в условиях монополистической конкуренции дифференцируют свою продукцию с помощью стратегий ценообразования и маркетинга.
  • Входные барьеры, затраты или другие препятствия, мешающие новым конкурентам войти в отрасль, в условиях монополистической конкуренции низки.
Монополистическая конкуренция

Понимание монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция существует между монополией и совершенной конкуренцией, сочетает элементы каждой из них и включает компании со схожими, но не идентичными товарными предложениями.

Рестораны, парикмахерские, предметы домашнего обихода и одежда являются примерами отраслей с монополистической конкуренцией. Такие товары, как средство для мытья посуды или гамбургеры, продаются, продаются и оцениваются многими конкурирующими компаниями.

Спрос на товары и услуги конкурирующих компаний очень эластичен, и ценообразование часто является ключевой стратегией для этих конкурентов. Одна компания может решить снизить цены и пожертвовать более высокой прибылью, надеясь на более высокие продажи. Другой может поднять цену и использовать упаковку или маркетинг, которые предполагают лучшее качество или изысканность.

Компании часто используют различные маркетинговые стратегии и брендинг, чтобы выделить свою продукцию.

Поскольку все продукты служат одной и той же цели, средний потребитель часто не знает точных различий между различными продуктами или того, как определить, какой может быть справедливая цена.

Характеристики монополистической конкуренции

Низкие входные барьеры

При монополистической конкуренции одна фирма не монополизирует рынок, и на рынок могут выйти несколько компаний, и все они могут конкурировать за долю рынка. Компаниям не нужно учитывать, как их решения влияют на конкурентов, поэтому каждая фирма может работать, не опасаясь усиления конкуренции.

Дифференциация продукта

Конкурирующие компании дифференцируют свои аналогичные продукты с помощью различных маркетинговых стратегий, торговых марок и различных уровней качества.

Цены

Компании в условиях монополистической конкуренции действуют как производители цен и устанавливают цены на товары и услуги. Фирмы в условиях монополистической конкуренции могут повышать или понижать цены, не провоцируя ценовую войну, что часто встречается в олигополиях.

Эластичность спроса

Спрос очень эластичен в условиях монополистической конкуренции и очень чувствителен к изменению цен. Потребители будут переходить с одной торговой марки на другую для таких товаров, как стиральный порошок, исключительно из-за повышения цен.

Преимущества и недостатки монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция имеет как преимущества, так и недостатки для компаний и потребителей.

Плюсы

  • Несколько барьеров для входа новых компаний

  • Широкий выбор для потребителей

  • Полномочия компании принимать решения в отношении цен и маркетинга

  • Стабильное качество продукции для потребителей

Минусы

  • Многие конкуренты ограничивают доступ к эффекту масштаба

  • Неэффективные расходы компании на маркетинг, упаковку и рекламу

  • Слишком большой выбор для потребителей означает дополнительные исследования для потребителей

  • Вводящая в заблуждение реклама или неполная информация для потребителей

В чем разница между монополистической конкуренцией и совершенной конкуренцией?

В условиях совершенной конкуренции продукт, предлагаемый конкурентами, является одним и тем же товаром. Если один конкурент повысит свою цену, он потеряет всю свою долю рынка в пользу других компаний, основываясь на рыночных силах спроса и предложения, когда цены не устанавливаются компаниями, а продавцы принимают цены, определяемые рыночной активностью.

В условиях монополистической конкуренции силы спроса и предложения не определяют цены. Фирмы продают похожие, но разные продукты, поэтому фирмы определяют цены. Дифференциация продукта является ключевой особенностью монополистической конкуренции, когда продукты продаются по качеству или торговой марке. Спрос очень эластичен, и любое изменение ценообразования может привести к смещению спроса от одного конкурента к другому.

Как работает монополистическая конкуренция в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

Компании стремятся производить такое количество продукции, при котором предельный доход равен предельным затратам, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Когда существующие фирмы получают прибыль, на рынок выходят новые фирмы. Кривая спроса и кривая предельного дохода смещаются, и новые фирмы перестают входить в рынок, когда все фирмы в долгосрочном периоде получают нулевую прибыль. Если существующие фирмы несут убытки, некоторые фирмы уйдут с рынка. Фирмы перестанут уходить с рынка до тех пор, пока все фирмы не начнут получать нулевую прибыль. Рынок находится в равновесии в долгосрочном периоде только тогда, когда больше нет выхода или входа на рынок или когда все фирмы получают нулевую прибыль в долгосрочном периоде.

Какая отрасль является примером монополистической конкуренции?

Монополистическая конкуренция присутствует в таких ресторанах, как Burger King и McDonald’s. Обе сети быстрого питания ориентированы на одинаковый рынок и предлагают аналогичные продукты и услуги. Эти две компании активно конкурируют друг с другом и стремятся выделиться за счет узнаваемости бренда, цены и предложения различных пакетов продуктов питания и напитков.

В чем разница между монополистической конкуренцией и монополией?

Монополия — это когда одна компания доминирует в отрасли и может устанавливать цены на свою продукцию, не опасаясь конкуренции. Монополии ограничивают выбор потребителей и контролируют количество и качество продукции. Компании-монополисты должны конкурировать с другими, ограничивая их возможности существенно повышать цены, не влияя на спрос и предоставляя потребителям широкий выбор продуктов. Монополистическая конкуренция более распространена, чем монополии, которые не поощряются в странах со свободным рынком.

Итог

Монополистическая конкуренция существует, когда многие компании предлагают конкурентоспособные продукты или услуги, которые являются аналогичными, но не точными заменителями. Парикмахерские и швейная промышленность являются примерами отраслей с монополистической конкуренцией. Ценообразование и маркетинг являются ключевыми стратегиями для конкурирующих компаний и часто полагаются на стратегии брендинга или дисконтного ценообразования для увеличения доли рынка.

Что это такое, как они работают, основные примеры

Что такое антимонопольное законодательство?

Антимонопольное законодательство — это правила, которые поощряют конкуренцию, ограничивая рыночную власть любой конкретной фирмы.

Это часто включает в себя обеспечение того, чтобы слияния и поглощения не приводили к чрезмерной концентрации рыночной власти или формированию монополий, а также к разделению фирм, которые стали монополиями.

Антимонопольные законы также не позволяют нескольким фирмам вступать в сговор или образовывать картель для ограничения конкуренции с помощью таких методов, как фиксирование цен. Из-за сложности принятия решения о том, какие методы будут ограничивать конкуренцию, антимонопольное право стало отдельной юридической специализацией.

Ключевые выводы

  • Антимонопольное законодательство было разработано для защиты и поощрения конкуренции во всех секторах экономики.
  • Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются тремя ключевыми законами в истории антимонопольного регулирования.
  • Сегодня Федеральная торговая комиссия, иногда совместно с Министерством юстиции США, занимается обеспечением соблюдения федеральных антимонопольных законов.
Антимонопольное законодательство

Понимание антимонопольного законодательства

Антимонопольные законы — это обширная группа законов штатов и федеральных законов, призванных обеспечить честную конкуренцию предприятий. «Траст» в антимонопольном законодательстве относится к группе предприятий, которые объединяются или образуют монополию, чтобы диктовать цены на конкретном рынке.

Сторонники говорят, что антимонопольные законы необходимы и что конкуренция между продавцами дает потребителям более низкие цены, более качественные продукты и услуги, более широкий выбор и больше инноваций. Большинство людей согласны с этой концепцией и преимуществами открытого рынка, хотя некоторые утверждают, что предоставление предприятиям возможности конкурировать по своему усмотрению в конечном итоге даст потребителям лучшие цены.

Антимонопольное законодательство

Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона являются ключевыми законами, закладывающими основу для антимонопольного регулирования. До Закона Шермана Закон о торговле между штатами также способствовал установлению антимонопольных правил, хотя и имел меньшее влияние, чем некоторые другие.

Конгресс принял Закон о торговле между штатами в 1887 году в ответ на растущее общественное требование о регулировании железных дорог. Среди других требований закон предписывал железным дорогам взимать справедливую плату с путешественников и публично публиковать эти сборы. Это был первый пример антимонопольного законодательства, но он имел меньшее влияние, чем закон Шермана, принятый в 189 г.0.

Закон Шермана объявил вне закона контракты и заговоры, ограничивающие торговлю и/или монополизирующие отрасли в попытке остановить

конкурирующих лиц или предприятий, устанавливающих цены, разделяющих рынки или пытающихся сфальсифицировать заявки. Закон Шермана устанавливает конкретные наказания и штрафы за нарушение условий.

В 1914 году Конгресс принял Закон о Федеральной торговой комиссии, запрещающий методы недобросовестной конкуренции и вводящие в заблуждение действия или действия. Закон Клейтона также был принят в 1914, посвященный конкретным практикам, не запрещенным Законом Шермана. Например, Закон Клейтона запрещает назначать одно и то же лицо для принятия деловых решений для конкурирующих корпораций.

Антимонопольное законодательство описывает незаконные слияния и деловую практику в общих чертах, оставляя судам решать, какие из них являются незаконными, исходя из специфики каждого дела.

Особые указания

Федеральной торговой комиссии (FTC) и Министерству юстиции США (DOJ) поручено обеспечивать соблюдение федеральных антимонопольных законов. В некоторых случаях эти два органа могут также работать с другими регулирующими органами, чтобы гарантировать, что определенные слияния соответствуют общественным интересам.

FTC в основном фокусируется на сегментах экономики, где потребительские расходы высоки, включая здравоохранение, лекарства, продукты питания, энергию, технологии и все, что связано с цифровыми коммуникациями. Факторы, которые могут спровоцировать расследование Федеральной торговой комиссии, включают подачу уведомлений о слиянии, определенную потребительскую или деловую переписку, запросы Конгресса или статьи на потребительские или экономические темы.

Если FTC считает, что закон был нарушен, агентство попытается остановить сомнительную практику или найти решение антиконкурентной части, скажем, предполагаемого слияния двух конкурентов. Если решение не найдено, Федеральная торговая комиссия может подать административную жалобу и/или добиться судебного запрета в федеральном суде.

Федеральная торговая комиссия может также направить доказательства уголовных нарушений антимонопольного законодательства в Министерство юстиции. Министерство юстиции имеет право налагать уголовные санкции и обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в определенных секторах, таких как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании.

Основной пример антимонопольного законодательства

В январе 2023 года Министерство юстиции и восемь штатов подали антимонопольный иск против Google, принадлежащего Alphabet, утверждая, что поисковый гигант незаконно монополизировал бизнес цифровой рекламы.

«В сегодняшней жалобе утверждается, что Google использовала антиконкурентные, исключающие и незаконные действия для устранения или серьезного уменьшения любой угрозы своему доминированию над цифровыми рекламными технологиями», — говорится в сообщении правительственного агентства.

В заявлении, направленном на то, чтобы заставить Google отказаться от части своего рекламного бизнеса, утверждается, что компания использовала приобретения как стратегию «нейтрализации или устранения» конкурентов и вынуждает рекламодателей использовать ее продукты, усложняя использование продуктов конкурентов. В жалобе утверждается, что монополистическая практика компании ограничивает инновации, повышает плату за рекламу и препятствует росту малого бизнеса и издателей.

Рекламный бизнес Google подвергся критике со стороны критиков, которые утверждают, что поисковый гигант контролирует как спрос, так и предложение на рынке цифровой рекламы. Компания предоставляет инструменты, которые помогают веб-сайтам предлагать рекламное пространство и помогают рекламодателям размещать онлайн-рекламу. В иске утверждается, что доминирование Google на рынке позволяет ей прикарманивать 30 центов с каждого доллара, который рекламодатели тратят, используя ее набор рекламных инструментов.

Иск знаменует собой вторую федеральную антимонопольную жалобу против Google за три года. При бывшей администрации Трампа в октябре 2020 года Министерство юстиции подало иск, обвинив технологического гиганта в использовании своей монополии для снижения конкуренции посредством соглашений об исключении. Ожидается, что это дело будет передано в суд этой осенью.

Google ответил на иск, заявив, что Министерство юстиции пытается вмешаться в свободный рынок. «Сегодняшний иск Министерства юстиции пытается выбрать победителей и проигравших в высококонкурентном секторе рекламных технологий», — заявил вице-президент Google Global Ads Дэн Тейлор.

20 октября 2020 г. Министерство юстиции США подало антимонопольный иск против Google за антиконкурентную практику, связанную с ее предполагаемым доминированием в поисковой рекламе.

Что такое антимонопольное законодательство и нужно ли оно?

Антимонопольные законы были введены для предотвращения жадности компаний и злоупотребления их властью. Многие политики опасаются, что без этих правил крупный бизнес поглотит более мелкий. Это приведет к снижению конкуренции и меньшему выбору для потребителей, что может привести, среди прочего, к более высоким ценам, более низкому качеству и меньшему количеству инноваций.

Сколько существует антимонопольных законов?

На сегодняшний день действуют три федеральных антимонопольных закона: Закон Шермана, Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона.

Кто обеспечивает соблюдение антимонопольного законодательства?

Федеральная торговая комиссия (FTC) и Министерство юстиции США (DOJ) несут ответственность за соблюдение антимонопольного законодательства. FTC в основном фокусируется на сегментах экономики с высокими потребительскими расходами, в то время как Министерство юстиции обладает исключительной антимонопольной юрисдикцией в таких секторах, как телекоммуникации, банки, железные дороги и авиакомпании, и имеет право налагать уголовные санкции.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *