Монополия в обществознании
+7 (495) 120-14-23По общим вопросам
+7 (499) 112-46-77 Приемная комиссия
ЭИОС АУП Вход в личный кабинет
Монополия представляет собой исключительное право, принадлежащее индивиду, общественности или государству в любой виде хозяйственной деятельности, в том числе производстве, торговле и т. д. Такая система составляет прямую угрозу конкуренции, следовательно, подрывают устои эффективного и стабильного функционирования рыночной экономики. По ее концепции один субъект хозяйствования имеет доминирующее положение на рынке, диктует условия и, одновременно, устанавливает цену.
Какие бывают монополии
Последние классифицируются по ряду признаков.
По причинам появления и характеру становления
Так, монополии бывают естественные и искусственно созданные. Последние зарождаются в результате слияния компаний, сговора, создания конгломерата и т. д. Естественная монополия обусловлена владением субъектом экономической деятельности уникальным или редким товаром, невоспроизводимыми факторами производства. К последним можно отнести транспортную сеть внутри страны, систему поставки газа и т. д.
Так, естественные монополии в Российской Федерации зачастую возникают на фоне уникальности природного ресурса определенного региона. Например, Якутия является монополистом по изготовлению алмазов, так как именно тут обнаружены ценные залежи этого драгоценного камня. Иногда монополия является следствием уникальных технологий и открытий, которые зачастую проходят под патентом. Хорошим примером является монополист Байконура в Республике Казахстан.
Причины активизации процесса в экономике
Сферы естественных монополий в основном следующие:
- Нефтегазопроводы страны, перевозка нефти и газа;
- Использование железнодорожных путей;
- Услуги аэропортов и портов;
- Канализационные системы, водоканал;
- Телекоммуникации, почтовая связь и т. д.
Также монополии могут быть случайными в период, как спрос временно превышает предложение рынка. Зачастую они возникают тогда, когда конкуренты еще не среагировали оперативно на запрос рынка и не подстроили производственные мощности под изготовление товара или услуги.
По степени защищенности со стороны государства
И тут выделяют закрытые и открытые монополии.
К закрытым относятся те, которые функционируют с одобрения и под контролем государства. В основном это искусственные монополии, созданные для решения общественных задач, но могут быть и естественные, когда при данном развитии технологий существование конкурентной среды невозможно, а функционирование одной компании более рентабельно.
Открытые или временные монополии – это организации, которые реализуют товар или услугу до момента появления первых конкурентов. В любой момент ситуация на рынке может измениться, и государство вмешиваться не будет.
По форме собственности
Выделяют, соответственно, государственные и частные монополии.
По территориальному признаку
Монополии могут развиваться на местности, а также в регионе, приобретать национальный или даже экстерриториальный масштаб.
По структуре
Монополии бывают:
- Монопсония – 1 покупатель, который в том числе диктует приемлемую цену;
- Олигополия – несколько продавцов сотрудничает с несколькими крупными покупателями;
- Дуополия – 2 продавца на рынке;
- Двусторонняя монополия – один продавец предлагает продукцию для одного покупателя;
- Монополистическая конкуренция — множество продавцов неидентичных, но одинаковых товаров или услуг.
Что такое чистая монополия
На самом деле такой вид монополии встречается редко и характеризуется следующими признаками:
- на рынке существует единственный продавец;
- предлагаемый им товар не имеет аналогов, то есть абсолютно уникален;
- монополист контролирует объем производства (предложение) и цены рынка;
- установлены административные или экономические барьеры для появления конкуренции в этой нише.
Почему возникают монополии
Причин развития таких организаций несколько:
- желание получить максимальную прибыль даже ценой лишения покупателей выбора;
- большие расходы на производство продукта или предоставление услуги, которые не будут окупаться при наличии конкурентов на рынке;
- огромные масштабы производства, уменьшающие себестоимость продукции, в результате чего цены для потребителей становятся доступнее с каждым днем;
- государство поощряет, защищает или не препятствует возникновению монополий;
- концентрация и централизация производственных мощностей, уникальных ресурсов или капитала в одних руках;
- барьеры на рынке, препятствующие развитию здоровой конкуренции.
Барьеры, в свою очередь, возникают по следующим причинам:
- технология производства или идея защищены патентом;
- наличие государственной лицензии, выданной только определенному производителю;
- владение редким сырьем или природным ресурсом;
- огромная капиталоёмкость производства, которая под силу оказывается немногим.
Формы искусственных монополий
Формы | Самостоятельность | Зависимость |
Картель | Хозяйственная, производственная, коммерческая | Установленные объемы производства, цены. Существует разделение рынка и определение квот на участие в нем |
Синдикат | собственность на средства производства | общий сбыт продукции, добыча и покупка сырья. То есть отсутствие коммерческой самостоятельности |
Трест | — | Общая собственность, капитал, методы управления, рынок сбыта и т. д. |
Концерн | Полная производственная | Многопрофильные компании из различных отраслей объединяются под единый финансовый и управленческий центр, руководствуются общей сбытовой политикой |
Холдинг | Взаимодействие материнской компании с дочерними | Во власти головной компании все акции участников, что дает право влиять на деятельность |
Конгломерат | Децентрализация управления | корпорации могут не иметь предпринимательской или технологической связи со сферой деятельности основной компании |
Консорциум | Временное добровольное объединение независимых компаний | Предпринимательская деятельность скоординирована |
Монополистические союзы создаются по 2 типам: горизонтальная интеграция (в рамках одной отрасли, например, это тресты, картели и т. д.) и вертикальная (участвуют несколько отраслей, диверсификация деятельности, уменьшение издержек, развитие ассортимента и т. д.).
Антимонопольная политика государства
В странах предусмотрены законы и нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность монополий и защищают свободную конкуренцию.
Примеры недобросовестной конкуренции, сдерживаемой государством:
- Незаконное назначение логотипа, фирменного знака, названия фирмы;
- Плагиат оформления товара, упаковки;
- Предложение сопроводительных или дополнительных услуг покупателям в навязчивой форме;
- Слухи, сплетни, негативные отзывы о конкурентах, в том числе проплаченные;
- Искажение или сокрытие в упаковке, описании, характеристиках или рекламе свойств товара.
Методы государственного регулирования монополий.
- Регулирование цен. Так, государство может устанавливать максимальный их лимит, что зачастую практикуется для препаратов и предметов первой необходимости.
- Регулирование естественный монополий. Хорошим примером является контроль за ценами на газ, электроэнергию, коммунальные услуги и т. д.
- Налогообложение. Для крупных компаний ставки могут увеличиваться, а для начинающих предпринимателей – уменьшаться.
- Административный контроль. Государство может накладывать штрафы, финансовые санкции за нарушение антимонопольных законов, в судебном порядке расформировывать монопольные объединения, уличенные в недобросовестной конкуренции.
- Организационный механизм. Инструменты по либерализации рынка с целью сделать функционирование монополий невыгодным: уменьшение таможенных пошлин или акциз, стимулирование развития бизнеса, облегчение получения лицензии и т. д.
Преимущества и недостатки функционирования монополий
Положительные моменты:
- эффективная деятельность компаний с точки зрения бизнеса;
- стимул к совершенствованию средств производства, научно-технической базы;
- уникальность предлагаемых товаров или услуг.
Недостатки:
- тотальный контроль над использованием ограниченных ресурсов;
- назначение цен, которые зачастую имеют завышенную наценку;
- торможение развития научно-технического прогресса;
- лишение потребителя право выбора;
- низкий стимул к совершенствованию идеи.
«Монополия далеко не всегда препятствие для экономического развития» (Й. Шумпетер)
В данном высказывании Й. Шумпетер говорит о сущности экономического роста и возможной помощи монополий на этом пути.
Многие государства стремятся повысить качество жизни своих граждан, а также увеличить собственную экономическую мощь. Вследствие этого государства заинтересованы в экономическом росте. Экономический рост – долговременный, устойчивый курс повышение реального уровня ВВП как в общем значении, так и на душу населения. Существуют два пути экономического роста: экстенсивный, при увеличении количества привлекаемых ресурсов, и интенсивный, при котором повышается качество используемых ресурсов.
Помимо этого в данном высказывании автор также уделяет особое внимание монополии. Монополия – вид несовершенной конкуренции, при которой на рынке существует единственный производитель товара или услуг. Монополист предлагает уникальный товар или услуги и устанавливает на них собственную цену. Как отметил автор, монополия может способствовать экономическому росту. Тогда возникают естественные монополии (такие монополии, деятельность которых поддерживает государство), которые как раз способствуют помощи государству в развитии экономики. таким образом, монополии могут оказывать благотворное влияние на экономический рост.
Перейду к аргументации. На уроке истории нам рассказывали о постройке Транссибирской железнодорожной магистрали, которая осуществлялась в XIX веке. Она протянулась через всю Российскую империю и связывала ее регионы в единое целое. Благодаря ней перевозили уголь, зерно, руды. Это был очень дорогой проект, который смогло обеспечить только государство. Впоследствии сформировалась такая монополия как РЖД, работу которой контролирует государство. И сегодня поезда едут по этой железной дороге, осуществляя перевозку пассажиров и грузов. Так естественная монополия способствует экономическому росту.
Из новостного блога «Москвичи» я также узнала об еще одной естественной монополии – московское метро. Каждый день миллионы граждан с его помощью добираются до работы, учебы, важных встреч. Посредством его люди экономят, не пользуясь личным транспортом. Связывая всю Москву и ее окрестности, дети могут получать качественное образование, а остальные заниматься работой, которая повышает уровень экономики всей Москвы. Так метро, деятельность которого контролируется государством, способствует повышению экономического состояния города, упрощая передвижение.
В заключение хочу сказать, что в некоторых случаях государству выгодна работа монополий, если с ее помощью может развиваться экономика.
Эссе на максимум баллов с ЕГЭ 2020 г.
Источник: https://vk.com/sattarovfamily
МОНОПОЛИЯ (Обществознание)
Монополия в чистом виде – крайняя рыночная форма с полным отсутствием конкуренции. Фирма-монополист, или монополист, является единственным продавцом, не сталкивающимся с конкуренцией на рынке товаров или услуг, которые она продает. Рассматриваемый продукт уникален и не имеет близких заменителей. Примером может служить одно паромное сообщение между двумя островами или фармацевтическая фирма, которая является единственным производителем конкретного лекарства.
Чистые монополии, , где нет близких заменителей предлагаемого продукта или услуги, не распространены в современном мире из-за наличия товаров-заменителей и/или правительственных распоряжений, но монопольная власть осуществляется производителями на различных рынках. Монопольная власть — это широкий термин, обозначающий способность продавцов повышать цены выше издержек. Например, хотя продавец известного лейбла одежды не считается чистым монополистом, он обладает монопольной властью устанавливать цены выше, чем у менее популярных лейблов. И наоборот, продавцы, сталкивающиеся со многими конкурентами (например, продавцы газет), должны устанавливать цены на уровне себестоимости или очень близко к ней и иметь небольшую монопольную власть.
Менее распространенные варианты монополии включают монопсонию и двустороннюю монополию. Монопсонист — это единственный покупатель, противостоящий множеству продавцов: например, Министерство обороны является единственным покупателем товаров различных производителей оборонной техники. Двусторонняя монополия — это особый сценарий, когда один покупатель сталкивается с одним продавцом. Обмен при двусторонней монополии происходит в зависимости от относительной переговорной силы покупателя и продавца. В случае естественной монополии структурно на рынке есть место только для одной фирмы.
В таких случаях затраты отдельной фирмы снижаются по мере того, как она обслуживает большее количество клиентов. Следовательно, одна фирма может продолжать снижать издержки, производя больше, а конкуренты с небольшой долей рынка не могут выжить из-за более высоких издержек. Коммунальные предприятия, такие как энергетические и водные компании, являются яркими примерами естественных монополий.
Основной причиной возникновения и долгосрочной жизнеспособности монополии является наличие входных ограничений или входных барьеров для новых конкурентов (см. Bain 1956). Эти входные ограничения включают исключительное владение сырьем, патентами, франшизами (как государственными, так и частными) и так далее. Некоторые ограничения входа могут быть естественными или независимыми от усилий монополиста, в то время как другие могут быть преднамеренно созданы монополистом (например, лоббирование, чтобы затруднить вход для фирм, которые следуют за ними, заставляя их соблюдать более строгие экологические ограничения). Иногда правительства создают искусственные монополии на ограниченный период времени, вводя ограничения на вход. Патенты являются основным примером этого. Патент предоставляет владельцу патента монополию до истечения срока его действия. В некоторых случаях правительства сами вступают в бизнес для обеспечения обслуживания и надежности или по соображениям национальной безопасности.
Долговечность монополии зависит от силы и высоты входных барьеров. Монополист может продолжать получать сверхприбыли в долгосрочной перспективе, если входные барьеры успешно препятствуют входу конкурентов. Паромный оператор-монополист может продолжать получать сверхприбыли, если транзитная администрация не выдаст еще одну лицензию на паромную переправу в обозримом будущем. С другой стороны, монополия будет разрушаться, поскольку со временем конкуренты смогут обходить ограничения на вход. Например, успешные инновации часто копируются с течением времени.
Измерение монопольной власти необходимо, прежде чем какие-либо действия правительства могут быть предприняты для ликвидации монополий для развития конкуренции. Распространенной (и легко вычисляемой) мерой является коэффициент концентрации. Коэффициент концентрации – это процент отраслевых продаж, приходящийся на долю самой крупной рассматриваемой фирмы (фирм). Чистая монополия имеет коэффициент концентрации 100 процентов. Таким образом, чем дальше (меньше) коэффициент концентрации от 100 процентов, тем более конкурентным (или менее монопольным) является рынок. Хотя коэффициенты концентрации имеют то преимущество, что их легко вычислить, их главный недостаток заключается в их неспособности выявить фактическое поведение фирм (например, являются ли фирмы агрессивными или пассивными конкурентами?). Существуют и другие меры монопольной власти, которые преодолевают эти недостатки, но их относительно трудно вычислить.
Существует несколько распространенных заблуждений о монополиях. Во-первых, неверно, что монополист может назначать любую цену, какую пожелает, включая максимально возможную цену, потому что при самой высокой цене на большинство товаров потребители либо покупают плохие заменители, либо не покупают вообще. Во-вторых, монополист не всегда получает прибыль. В действительности монополистам изначально, возможно, придется нести убытки, поскольку потребители узнают об их новом продукте (ах). Это объясняет убытки некоторых интернет-компаний-стартапов.
Экономисты показали, что по сравнению с конкурентной фирмой цена монополиста выше, а производство меньше (Intriligator, 1971). Например, одна авиакомпания, обслуживающая город, будет иметь более высокие тарифы и менее частое расписание, чем если бы несколько авиакомпаний обслуживали один и тот же маршрут. Поведение монополиста в отношении других стратегических переменных, таких как реклама и исследования и разработки (НИОКР), менее ясно; то есть неясно, будет ли монополист больше рекламировать (или проводить больше НИОКР), чем его конкурент. С одной стороны, у монополиста может не быть стимула для рекламы, потому что у него нет конкурентов, у которых можно было бы переманивать клиентов; с другой стороны, монополист мог бы рекламировать, если бы реклама расширяла весь рынок за счет привлечения новых покупателей. Что касается НИОКР, у монополиста есть ресурсы для инноваций, но он может не иметь желания вводить новые продукты (Гоэл 19).99).
Государственная политика в большинстве стран определяется проконкурентной и антимонопольной позицией. Государственные регулирующие органы пытаются разрушить монополии и сделать рынки более конкурентоспособными, хотя терпимость правительства к монополиям различается в разных странах. Примерами могут служить недавнее антимонопольное разбирательство против корпорации Microsoft и более ранний распад American Telegraph and Telephone (также известной как AT&T или Bell System). Основная критика монополии заключается в том, что она намеренно сокращает производство для повышения цен. Это ограничение количества исключает некоторых покупателей, которые в противном случае получили бы выгоду от покупки продукта по (более низкой) конкурентоспособной цене. Менее серьезные критические замечания в адрес монополии заключаются в том, что она способствует коррупции (потенциальные монополисты могут быть готовы давать взятки государственным чиновникам для получения эксклюзивных контрактов) и организационным растратам (из-за отсутствия конкуренции у монополиста, вероятно, будет более «толстая» организация, чем необходимо). успешно вести бизнес). Проблемы могут возникнуть и с налогообложением монополиста. Учитывая захваченный рынок, монополист может рассматривать более высокий акцизный налог как возможность поднять цену продукта больше, чем сумма налога. Это отличается от поведения конкурентной фирмы, чье повышение цены после уплаты налогов равно или меньше суммы налога.
Йозеф Шумпетер (1942) представил основное оправдание монополии, утверждая, что монополии, возможно, лучше производят инновации из-за их глубоких карманов (ресурсов). Напротив, конкурентоспособные фирмы с довольно ограниченными ресурсами менее склонны к рискованным исследовательским проектам. Однако эмпирические данные о преимуществах фирм-монополистов над другими (конкурентными) фирмами в производстве инноваций неубедительны. Государственные патентные программы в различных странах основаны на признании того, что санкционированные государством монополии, основанные на патентах, будут стимулировать инновации. Таким образом, технология может как создавать, так и разрушать монополии. Успешный новый изобретатель получает патент и устанавливает монополию. С другой стороны, некоторые технологии могут создавать заменители существующих монопольных продуктов или услуг; Примером этого являются интернет-компании, создающие онлайн-турагентов, чтобы конкурировать с обычными турагентами.
Даже для продавцов наличие монополии может быть не таким желательным сценарием, когда рассматриваются решения о ценообразовании на товары длительного пользования (см. Coase 1972). Товары длительного пользования — это товары, такие как автомобили и стиральные машины, которые служат несколько лет. Дилемма, с которой сталкиваются продавцы-монополисты товаров длительного пользования, состоит в том, сдавать ли их в аренду или продавать, и на каком уровне долговечности (долговечности) продавать товары длительного пользования. Относительно низкие первоначальные цены на товары длительного пользования не приводят к повторным сделкам, поскольку потребители используют товары длительного пользования в течение таких длительных периодов времени, а высокие отпускные цены поощряют рынки подержанных (бывших в употреблении товаров), которые не приносят прибыли монополисту. Напротив, не существует рынков перепродажи, когда товар сдается в аренду, а не продается, но сложные условия аренды могут отпугнуть некоторых покупателей.
В общем, хотя монополии в чистом виде не очень распространены, монопольная власть существует на многих рынках. В то время как государственная политика во всем мире по-прежнему в целом благоприятствует конкурентным рынкам, монополии обладают некоторыми положительными чертами. Однако по мере появления новых технологий можно ожидать увеличения монополий (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) и уничтожения существующих.
Преподавание с монополией – интегрированные социальные науки
Обучение не должно быть все время серьезным. Обучение происходит как во время игры, так и во время лекции. Но проводить время за играми в школе было табу, и многие учителя не хотят рисковать.
Стремясь изменить разговор об играх в классе, я запустил свою первую игру для класса – Монополию.
Студенты действительно играют в игру! Они выбирают свои жетоны, бросают кости, покупают недвижимость и пытаются разорить друг друга. На это требуется время – на самом деле весь учебный период (минимум). Но основное обучение происходит.
Учащиеся узнают об основных экономических принципах и получат возможность их использовать. Применение знаний, даже если они теоретические, помогает учащимся лучше понять термины, увидеть их важность и проблемы, которые они ставят.
Я включил четыре разных игровых сценария, чтобы игра развивалась быстрее. Никто не заинтересован в пятичасовой монопольной игре. Сценарии предполагают различные экономические условия, что дает учащимся уникальный опыт игры в одну из американских игр.
По окончании урока учащиеся должны подвести итоги игры. Резюме помогают учащимся ознакомиться с новыми терминами и концепциями, а также с тем, как игра моделирует конкретные экономические сценарии. Попросить учащихся определить, были ли они справедливы, — отличный способ оценить их понимание. Они должны определить термины и применить их к сценарию «реальной жизни» и составить мнение о справедливости чего-либо. Защита их позиции является окончательным определением того, понимают они или нет.
Когда вы учите с Монополией?
1. Дни, предшествующие событию, нарушающему концентрацию внимания учащихся. (Возвращение домой, Хэллоуин, День благодарения, Рождество, весенние каникулы).
2. После того, как учащиеся познакомятся с игрой, она станет отличной заменой урока.
3. Я знаю, что учителя не должны это говорить, но бывают дни, когда обучение или преподавание просто не происходит. У всех нас есть эти дни. Разбейте игры Монополия.
4. Конец года. После того, как вы сдали все выпускные экзамены, самое время дополнить обучение учащихся играми и занятиями.
Я преподаю историю. Могу ли я преподавать с монополией?
Я преподавал всемирную историю и разработал игру, в которую можно играть на уроках истории и экономики. На любом уроке истории будут экономические стандарты, которые они должны преподавать. Почему бы не обучать экономике с помощью игры?
Что включено?
-
Четыре различных сценария, которыепозволяютстуденту применить свои знания по экономике. Неравенство доходов может быть сложной концепцией для студентов, которые никогда не получали доход. Или долговые обязательства. Но, используя эти сценарии, учащиеся могут применять знания, а не просто изучать словарный запас. - Обновленное «Обучение с Монополией 2.0» включает ВОСЕМЬ различных игровых сценариев. Нажмите на ссылку, чтобы прочитать об обновлении.
- Подведение итогов игры для учащихся. Распечатайте их и раздайте по экземпляру каждому ученику. Или сохраните дерево и спроецируйте сводку на доску.
- Презентация PowerPoint в формате PDF, знакомящая учащихся с важной экономической лексикой, а также рассказывающая об истории монополии и символике.
Сколько времени это займет?
Минимум два дня. Один день, чтобы представить PowerPoint и правила.