Обязательство центрального банка: Наличное денежное обращение | Банк России

ЦБ разъяснил новый указ Путина о валютных ограничениях — РБК

Банки могут не выполнять обязательства в иностранной валюте перед юрлицами и ИП, если средства оказались на счетах клиентов после 8 августа, разъяснил ЦБ

Фото: Владислав Шатило / РБК

Российские банки могут приостановить свои обязательства перед клиентами в иностранной валюте, если денежные средства поступили на счет после 8 августа 2022 года. При этом норма касается только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Об этом РБК сообщили в пресс-службе Банка России, комментируя значение нового указа о временных ограничениях операций с иностранной валютой, который президент России Владимир Путин подписал днем ранее.

«То есть приостановлены могут быть операции с «новыми» деньгами. И только в тех банках, которые попадут под санкции после вступления в силу указа», — пояснили в пресс-службе ЦБ. Там добавили, что введение таких мер направлено на стимулирование бизнеса «не держать денежные средства в банках в так называемых токсичных валютах, не накапливать на счетах валютные остатки».

Из-за блокировки корсчетов и заморозки остатков денежных средств на них банки не могут исполнить свои обязательства перед клиентами в той валюте, которая заморожена, разъяснил регулятор.

По словам представителя ЦБ, банки уже предпринимают усилия для того, чтобы юридические лица и ИП переводили средства в валютах недружественных стран в рубли или в дружественные валюты, а указ создает дополнительные стимулы для этого. «Если же компания или ИП решает хранить деньги в токсичных валютах, то такие клиенты будут разделять с банком и риск заморозки средств», — подчеркнули в пресс-службе регулятора.

adv.rbc.ru

Какие еще меры вводит новый указ:

adv.rbc.ru

  • Компании в случае введения санкций могут открывать спецсчета типа «Д» для исполнения обязательства перед нерезидентами по еврооблигациям.
  • ЦБ получил полномочия определять максимальное значение комиссии банков за валютные переводы в случае введения санкций против них.
  • ЦБ сможет устанавливать надбавки к коэффициентам риска с учетом эмитента валюты. Надбавки по таким кредитам и займам будут дифференцироваться в зависимости от достаточности у заемщика выручки в иностранной валюте для исполнения своих обязательств.
  • На физлиц (индивидуальные предприниматели, в том числе участвующие в ВЭД, являются физическими, а не юридическими лицами) не будет распространяться ограничение на сумму денежных переводов не более $5 тыс. в день. Таким образом, ИП смогут пересылать валютную выручку, полученную от нерезидентов по внешнеторговым договорам, на свои счета в зарубежных банках без соблюдения таких суточных лимитов.

Западные страны ввели масштабные санкции против российской финансовой системы после начала спецоперации на Украине. В частности, ЕС и США запретили ввозить в Россию наличные евро и доллары, а иностранные банки начали закрывать корреспондентские счета российским кредитным организациям вне зависимости от того, находятся они под санкциями или нет.

Под самыми жесткими — блокирующими санкциями США (список SDN) — находятся Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Промсвязьбанк, «Открытие», Совкомбанк, Новикомбанк, банк «Россия», СМП-банк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, Московский индустриальный банк и Дальневосточный банк. Их активы и имущество заблокированы, а за сотрудничество с ними компании могут попасть под вторичные санкции.

ЦБ видит риски введения санкций в отношении Национального клирингового центра (НКЦ, входит в группу Мосбиржи) — на его счетах учитывается валюта, которой пользуются российские резиденты. Если под западные санкции попадут НКЦ и Мосбиржа, то валютные торги будут парализованы. В июле Forbes сообщал, что ЦБ начал обсуждать с участниками рынка возможность создания аналога Bloomberg — платформы, куда будут стекаться валютные котировки крупнейших банков, чтобы понимать курс рубля к иностранным валютам.

В начале августа ЦБ выпустил доклад «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях», в котором предложил правительству выпустить директивы для перевода накоплений компаний реального сектора из валют недружественных стран в другие валюты. В Минфине, впрочем, считают, что пока директивного решения по этому вопросу не требуется.

Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации

Библиографическое описание:

Никишов, А. Б. Конституционные и законодательные основы Центрального банка Российской Федерации / А. Б. Никишов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3471/ (дата обращения: 07.03.2023).



В настоящей статье автор исследует вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка Российской Федерации, а также затрагивает вопросы его место и роль среди системы разделений власти. Автором исследован вопрос конституционного и отраслевого закрепления правового статуса Центрального банка Российской Федерации.

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти, юридические лица.

Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации (далее — Центральный банк РФ). Означает он следующее. Во-первых, Центральный банк РФ осуществляет денежную эмиссию, а во-вторых, его основной функцией является защита и устойчивое обеспечения рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти и органов местного самоуправления. С одной стороны Конституция указывает на принадлежность Центрального банка РФ к органам государственной власти, с другой стороны, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [9] закрепляет, что Центральный банк РФ является юридическим лицом. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе Центрального банка РФ, так как основной закон содержит противоречивые положения относительно принадлежности последнего к органам государственной власти. Как верно отмечает Братко А. Г., «упоминание о «других» органах государственной власти может навести на мысль о том, что Центробанк является органом государственной власти [10]»

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть осуществляется посредствам законодательной, исполнительной и судебной власти. Центральный банк РФ не относится ни к одной из названных ветвей власти, он не обладает полномочиями по принятию законов, которыми наделены законодательные (представительные) органы государственной власти и не осуществляет отправление правосудием, так как данная деятельность возложена Конституцией РФ исключительно на суды. Некоторыми учеными высказывалась точка зрения, о возможности отнесения Центрального банка РФ к органам исполнительной власти, однако данная позиция не нашла своего отражения. Систему органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации — высший коллегиальный орган исполнительный орган Российской Федерации, которому подчинены министерства и ведомства, а в ст. 78 Конституции РФ указано, что Центральный банк РФ независим от других органов государственной власти. Конституция РФ в полной мере не устанавливает перечень федеральный и региональных органов государственной власти, а лишь закрепляет общие полномочия Правительства РФ.

Система органов государственной власти закреплена в Указе Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [11] в перечне, которого отсутствует Центральный банк РФ. Таким образом, утверждать, что Центральный банк РФ представляет собой в чистом виде орган государственной власти, является ошибочным, при этом, ряд конституционалистов выделяет Центральный банк РФ как орган государственной власти с особым статусом.

Данные противоречия относительно статуса Центрального банка РФ, как органа государственной власти, зародились в 1995 г., когда готовились значительные поправки в действовавшее законодательство. Так, было предложено закрепить за Центральным банком РФ «особый статус юридического лица», однако Президент РФ отклонил данный закон, сославшись на отсутствие в гражданском законодательстве выделение у юридических лиц особого статуса. Поэтому в ныне действующем законодательстве содержится лишь указание на то, что Центральный банк РФ является юридическим лицом.

При этом в настоящее время до сих пор вопрос о правовом статусе Банка России, о его место и роли в системе разделения властей, не решен, что и порождает его неопределенность.

Центральному банку РФ также присуще полномочия по государственному контролю и надзору. Так в рамках своей деятельности Центральный банк РФ осуществляет банковский надзор, контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и т. д. При этом в своей деятельности Центральный банк не должен подменять собой функции правоохранительных органов, например, целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы, а не карательная функция за нарушение действующего законодательства.

ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» закреплено, что Центральный банк РФ является юридическим лицом, при этом, уставной капитал и иное имущество Центрального банка РФ является федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательства Центрального банка РФ, а Банк России в свою очередь не отвечает по обязательства государства, в случае если они не приняли на себя такие обязательства или иное не предусмотрено действующим законодательством.

Свои расходы Центральный банк РФ осуществляет за счет собственных средств. Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью и в гражданском обороте выступает на равных началах с другими участниками. Так, в соответствии с гл. 8 ФЗ № 86 Центральный банк РФ вправе заключать сделки с российскими и зарубежными компаниями, Правительством РФ, Агентством по страхованию и вкладам. Все вышеперечисленные элементы статуса Центрального банка и характеризует его как юридическое лицо.

Придание Центральному банку РФ статуса юридического лица на федеральном уровне имеет особое значение, так как именно финансовое и кредитной регулирование, денежная эмиссия находится в исключительном введении Российской Федерации, что исключает возможность субъектов Российской Федерации принимать законы в данной сфере и подчиняться только нормам федерального законодательства. Данное конституционное закрепление характеризует Центральный банк РФ, как банк первого уровня. Ни одним из банков второго уровня, коммерческих банков, не вправе осуществлять эмиссию денежных средств. Центральный банк РФ, как описывалось выше, не является вышестоящей организацией по отношению к другим банкам, но при этом, законодатель наделил его полномочием по лицензированию банковской деятельности. Что, своего рода является административно-распорядительной деятельностью.

Деятельностью Центрального банка РФ не связана с получением прибыли и дохода в процессе осуществления возложенных функций, поэтому Центральный банк РФ с точки зрения гражданского законодательства является некоммерческой организацией.

В теории гражданского права не так давно начали использовать термин «юридическое лицо публичного права», для обозначения юридических лиц «обладающих статусом государственных органов». Законодательно определения в настоящее время данный термин не имеет и используется исключительно в теории гражданского права, как и «публично-правовые образования». Данный статус юридическому лицу необходим для «участия в имущественном обороте, что предполагает самостоятельное совершение разрешенных сделок (в основном связанных с обеспечением деятельности этих органов) и разделение ответственности с государством в рамках этих отношений» [12]. Благодаря гражданско-правовому статус Центральный банк РФ может, являться стороной правоотношений и соответственно выступать ответчиком и истцом в суде, как правило, в спорах связанных с лишением банка лицензией. В случае если Центральный банк РФ не наделялся гражданско-правовым статусом, то по своим обязательствам он отвечал, как публично-правовое образование, которыми в соответствии с гражданским законодательством являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Российская Федерация участвует в гражданском обороте посредством своих органов государственной власти. При этом, в случае внешнеторговой деятельности возникали определенные трудности, так как государство обладает иммунитетом от вмешательства в свои внутренние дела органов государственной власти других государств.

ФЗ № 86 определено, что Центральный банк РФ является юридическим лицом, в связи с этим возникает вопрос об организационно-правовой форме данного юридического лица. Законом она не определена, что в целом, «негативно воздействует на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, а также затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями» [13]. Центральный банк РФ не преследует своей целью извлечение прибыли, характерное для коммерческих юридических лиц. Поэтому с точки зрения организационно-правовой формы Центральный банк РФ является некоммерческой организацией.

Еще одной особенностью является то, что Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — ГД ФС РФ) — не одно юридические лицо не является подотчётным законодательному органу государственной власти, что в целом говорит еще об одной особенности Центрального банка РФ. По представлению Президента Российской Федерации ГД ФС РФ назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, который, как и сотрудники Банка России не являются государственными служащими.

Немаловажным является правотворческая деятельность, реализуемая Банком России. Центральный банк РФ наделен нормотворческой функцией, которая реализуются через издание различных нормативно-правовых актов обязательных для выполнения всеми органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, физическими и юридическими лицами. Порядок издание актов Центрального банка РФ определен в Положении ЦБ РФ № 605-П от 22.09. 2017 г. «О правилах подготовки нормативных актов Банка России» [14]. Так, к актам Центрального банка РФ относят указы, инструкции и положения.

Правом законотворческой инициативой Центральный банк РФ не обладает, ст. 104 Конституции РФ содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые вправе вносить проект нового закона, отменять или изменять ранее принятые законы. Однако на проекты федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти затрагивающих функции Центрального банка РФ обязательство должны подлежать экспертному заключению со стороны Банка России.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, Центральный банк РФ занимает двойственное положение в системе органов государственной власти Российской Федерации. Правовыми основами деятельности Центрального банка РФ, как и в целом центральных банков зарубежных стран, является действующая конституция государства и специальный федеральный закон, а также в той или иной степени банковское законодательство.

Конституцией РФ и федеральным законодательством на Центральный банк РФ возложены публично-правовые функции по осуществлению регулирования денежно-кредитной политики Российской Федерации. Специальный закон, регулирующий деятельность Банка России определяет его как юридическое лицо, но не раскрывает его организационно-правовую формы, что затрудняет осуществлять полноценное взаимодействие с органами государственной власти. Центральный банк РФ занимает особое место в конституционном механизме осуществления кредитно-денежной политики по своим формальным признакам считаться и органом государственной власти, и юридическим лицом. По мнению автора, на основе изложенных суждений под Центральным банком РФ стоит понимать особое юридическое лицо — юридическое лицо публичного права, наделенное отдельными государственно-властными полномочиями. В связи с этим, необходимо рассмотреть вопрос, о возможности внести концептуальные положения о Центральном банке РФ в ФЗ от 03.07.2016 № 236-ФЗ «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Литература:

  1. Банковское право: Учебник для бакалавров / Е. С. Губенко, А. А. Кликушин, М. М. Прошунин и др.; под ред. И. А. Цинделиани. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 536 с.
  2. Лысова Ю. В. О правовых статусах Банка России и их практическом значении // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 2. С. 108–118.
  3. Осипов А. А. О некоторых проблемах персонификации органов государственной власти в гражданских правоотношениях на примере Банка России // Российский юридический журнал. 2013. № 5. С. 149–155.
  4. Рождественская Т. Э., Гузнов А. Г. Публичное банковское право: учебник для магистров. М.: Проспект, 2016. 448 с.
  5. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б. Г. Бадмаев, А. Р. Батяева, К. С. Бельский и др.; под ред. И. А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.
  6. Чиркин В. Е. Некоторые вопросы теории о юридических лицах публичного права в частном праве // Цивилист. 2013. № 2. С. 31–33.
  7. Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М.: НОРМА, 2007. 352 с
  8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  9. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) // Парламентская газета, № 131-132, 13.07.2002.
  10. Братко А.Г. Банковское право в России (вопросы теории и практики). 2007 г, 290 с.
  11. Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 03.04.2017) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ, 28.05.2012, № 22, ст. 2754.
  12. Курбатов А. О юридических лицах публичного права // Хозяйство и право 2009 г. , № 10 С. 77-85.
  13. Гейвандов Я.А. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации // Государство и право, 1997 г. № 11 С. 75-81.
  14. Положение о правилах подготовки нормативных актов Банка России (утв. Банком России 22.09.2017 № 602-П) // Вестник Банка России, № 84, 29.09.2017.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральный банк РФ, государственная власть, Российская Федерация, юридическое лицо, орган, Центральный банк, Банк России, конституция РФ, исполнительная власть, гражданское законодательство.

Ключевые слова

юридические лица, Центральный Банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти

Похожие статьи

Особенности взаимоотношений

центрального банка Российской. ..

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и исполнительной власти.

В РФ Центральный банк в своей деятельности подотчетен Государственной Думе.

Правотворческая деятельность

Центрального банка Российской

Центральный банк, Центральный банк РФ, Правительство РФ, денежно-кредитная политика, Государственная Дума, Президент РФ, федеральное казначейство, денежное обращение, исполнительная власть, Банк России.

Анализ

правового положения Банка России в финансовой. ..

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]…

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ, правовой акт, акт, Российская Федерация, государственная власть, Центральный банк, Банк России, Конституция РФ, исполнительная власть, обязательная регистрация.

Центральный банк Российской Федерацииорган

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на… Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и

Банк России, банковская система, страхование вкладов, РФ, Центральный банк, Российская Федерация, банк, банковское…

Правовое регулирование банковской деятельности в Российской

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация. .. Законодательно-правовые основы деятельности коммерческих…

Сущность

государства в статусе органов государственной

государственная власть, Российская Федерация, Конституция РФ, РФ, российское государство, орган, орган власти, местный орган власти, россия, Федеральное Собрание. Роль прокуратуры в механизме государственной власти

Проблема независимости

центральных банков

центральный банк, Банк России, Российская Федерация, независимость, государственная власть, критерий, банк, Государственная Дума, денежно-кредитная политика, кадровая независимость.

Проблема независимости

центральных банков

центральный банк, Банк России, Российская Федерация, независимость, государственная власть, критерий, банк, Государственная Дума, денежно-кредитная политика, кадровая независимость.

Краткая история центральных банков

Один из ведущих мировых историков экономики объясняет движущие силы, лежащие в основе развития современных центральных банков, и дает представление об их роли в финансовой системе и экономике.

Центральный банк — это термин, используемый для описания органа, ответственного за политику, влияющую на предложение денег и кредита в стране. В частности, центральный банк использует свои инструменты денежно-кредитной политики — операции на открытом рынке, дисконтное кредитование, изменения резервных требований — для воздействия на краткосрочные процентные ставки и денежную базу (валюта, которой владеет население, плюс банковские резервы) и для достижения важные цели политики.

Существуют три ключевые цели современной денежно-кредитной политики. Первая и самая важная — стабильность цен или стабильность стоимости денег. Сегодня это означает поддержание стабильно низкого уровня инфляции. Вторая цель — стабильная реальная экономика, часто интерпретируемая как высокая занятость и высокий и устойчивый экономический рост. Другими словами, ожидается, что денежно-кредитная политика сгладит деловой цикл и компенсирует потрясения в экономике. Третья цель – финансовая стабильность. Это включает в себя эффективную и бесперебойно работающую платежную систему и предотвращение финансовых кризисов.

Начало

История центрального банка восходит как минимум к семнадцатому веку, к основанию первого учреждения, признанного центральным банком, Шведского Риксбанка. Основанный в 1668 году как акционерный банк, он был уполномочен ссужать государственные средства и действовать как расчетная палата для торговли. Несколько десятилетий спустя (1694 г.) самый известный центральный банк того времени, Банк Англии, был основан также как акционерное общество для покупки государственного долга. Другие центральные банки были созданы позже в Европе для аналогичных целей, хотя некоторые из них были созданы для решения денежного беспорядка. Например, Банк Франции был основан Наполеоном в 1800 году для стабилизации валюты после гиперинфляции бумажных денег во время Французской революции, а также для помощи в государственных финансах. Ранние центральные банки выпускали частные банкноты, которые служили валютой, и у них часто была монополия на выпуск таких банкнот.

Хотя эти ранние центральные банки помогали финансировать государственный долг, они также были частными организациями, занимавшимися банковской деятельностью. Поскольку они держали депозиты других банков, они стали служить банками для банкиров, облегчая операции между банками или предоставляя другие банковские услуги. Они стали хранилищем для большинства банков в банковской системе из-за их больших резервов и разветвленной сети банков-корреспондентов. Эти факторы позволили им стать кредитором последней инстанции перед лицом финансового кризиса. Другими словами, они стали готовы предоставить наличные деньги своим корреспондентам в случае финансовых затруднений.

Transition

Федеральная резервная система принадлежит к более поздней волне центральных банков, возникших на рубеже двадцатого века. Эти банки были созданы в первую очередь для консолидации различных инструментов, которые люди использовали для валюты, и для обеспечения финансовой стабильности. Многие также были созданы для управления золотым стандартом, которого придерживалось большинство стран.

Золотой стандарт, преобладавший до 1914 года, означал, что каждая страна определяла свою валюту с точки зрения фиксированного веса золота. Центральные банки держали большие золотые резервы, чтобы гарантировать, что их банкноты могут быть конвертированы в золото, как того требовали их уставы. Когда их резервы сокращались из-за дефицита платежного баланса или неблагоприятных внутренних обстоятельств, они повышали свои учетные ставки (процентные ставки, по которым они ссужали деньги другим банкам). Это повысит процентные ставки в более широком смысле, что, в свою очередь, привлечет иностранные инвестиции, тем самым принеся в страну больше золота.

Центральные банки придерживались правила золотого стандарта о сохранении конвертируемости золота превыше всех других соображений. Конвертируемость золота служила номинальным якорем экономики. То есть количество денег, которые банки могли предоставить, ограничивалось стоимостью золота, которое они держали в резерве, а это, в свою очередь, определяло преобладающий уровень цен. А поскольку уровень цен был привязан к известному товару, долгосрочная стоимость которого определялась рыночными силами, с ним также были связаны ожидания относительно будущего уровня цен. В некотором смысле первые центральные банки были твердо привержены ценовой стабильности. Их не слишком беспокоила одна из современных целей центрального банка — стабильность реальной экономики, — потому что они были ограничены своим обязательством придерживаться золотого стандарта.

Центральные банки этой эпохи также научились выступать в роли кредиторов последней инстанции во времена финансового кризиса, когда такие события, как неурожаи, дефолты железных дорог или войны, спровоцировали борьбу за ликвидность (когда вкладчики бежали в свои банки и пытались конвертировать свои депозиты в наличные деньги). Урок начался в начале девятнадцатого века как следствие обычной реакции Банка Англии на такие паники. В то время Банк (и другие европейские центральные банки) часто сначала защищал свои собственные золотые резервы, отказывая своим корреспондентам в случае необходимости. Это спровоцировало большую панику в 1825, 1837, 1847 и 1857 годах и привело к резкой критике Банка. В ответ на это Банк принял «доктрину ответственности», предложенную писателем-экономистом Уолтером Бэджхотом, которая требовала, чтобы Банк подчинял свои частные интересы общественным интересам банковской системы в целом. Банк начал следовать правилу Бэджхота, которое заключалось в свободном кредитовании на основе любого предлагаемого надежного залога, но со штрафной ставкой (то есть выше рыночной), чтобы предотвратить моральный риск. Банк хорошо усвоил урок. После 1866 года в Англии не было финансовых кризисов в течение почти 150 лет. Только в августе 2007 года страна пережила следующий кризис.

Опыт США был очень интересным. В начале девятнадцатого века у него было два центральных банка: Банк Соединенных Штатов (1791–1811) и второй Банк Соединенных Штатов (1816–1836). Оба были созданы по образцу Банка Англии, но, в отличие от британцев, американцы питали глубоко укоренившееся недоверие к любой концентрации финансовой власти вообще и к центральным банкам в частности, так что в каждом случае уставы не обновляется.

Затем последовал 80-летний период значительной финансовой нестабильности. Между 1836 годом и началом Гражданской войны — период, известный как эра свободной банковской деятельности — государства разрешили практически свободный доступ к банковской деятельности с минимальным регулированием. На протяжении всего периода банки часто терпели крах, и произошло несколько банковских паник. Платежная система была общеизвестно неэффективной, в обращении находились тысячи государственных банкнот и подделок разного вида. В ответ правительство создало национальную банковскую систему во время Гражданской войны. Хотя система повысила эффективность платежной системы, предоставив единую валюту на основе национальных банкнот, она по-прежнему не предоставляла кредитора последней инстанции, и эпоха была полна серьезной банковской паники.

Кризис 1907 года стал той соломинкой, которая сломала хребет верблюду. Это привело к созданию в 1913 году Федеральной резервной системы, которой было поручено обеспечивать единую и эластичную валюту (то есть такую, которая приспосабливалась бы к сезонным, циклическим и долговременным изменениям в экономике) и служить кредитором. последней инстанции.

Генезис современных целей центральных банков

До 1914 года центральные банки не придавали большого значения цели поддержания стабильности отечественной экономики. Это изменилось после Первой мировой войны, когда их стали беспокоить занятость, реальная активность и уровень цен. Этот сдвиг отражал изменение политической экономии многих стран — расширялось избирательное право, росло рабочее движение, устанавливались ограничения на миграцию. В 19В 20-е годы ФРС начала уделять внимание как внешней стабильности (что означало наблюдение за золотыми резервами, поскольку США все еще придерживались золотого стандарта), так и внутренней стабильности (что означало наблюдение за ценами, производством и занятостью). Но пока господствовал золотой стандарт, преобладали внешние цели.

К сожалению, денежно-кредитная политика ФРС привела к серьезным проблемам в 1920-х и 1930-х годах. Когда дело дошло до управления количеством денег в стране, ФРС следовала принципу, называемому доктриной реальных векселей. Доктрина утверждала, что количество денег, необходимое для экономики, будет естественным образом обеспечиваться до тех пор, пока резервные банки ссудят средства только тогда, когда банки представят подходящие самоликвидирующиеся коммерческие бумаги в качестве залога. Одним из следствий доктрины реальных векселей было то, что ФРС не должна разрешать банковское кредитование для финансирования спекуляций на фондовом рынке, что объясняет, почему она проводила жесткую политику в 1919 году. 28, чтобы компенсировать бум на Уолл-стрит. Эта политика привела к началу рецессии в августе 1929 года и краху в октябре. Затем, перед лицом серии банковских паник между 1930 и 1933 годами, ФРС не смогла действовать как кредитор последней инстанции. В результате денежная масса рухнула, и последовали масштабная дефляция и депрессия. ФРС допустила ошибку, потому что доктрина реальных векселей заставила ее интерпретировать преобладающие низкие краткосрочные номинальные процентные ставки как признак облегчения денежно-кредитной политики, и они полагали, что ни один банк не нуждается в средствах, потому что очень немногие банки-члены пришли к учетному окну.

После Великой депрессии Федеральная резервная система была реорганизована. Законы о банках 1933 и 1935 годов окончательно передали власть от резервных банков Совету управляющих. Кроме того, ФРС была подчинена Министерству финансов.
Федеральная резервная система восстановила свою независимость от Министерства финансов в 1951 году, после чего она начала проводить преднамеренную антициклическую политику под руководством Уильяма МакЧесни Мартина. В течение 1950-х годов эта политика была весьма успешной в смягчении последствий нескольких рецессий и поддержании низкой инфляции. В то время Соединенные Штаты и другие развитые страны были частью Бреттон-Вудской системы, согласно которой США привязывали доллар к золоту на уровне 35 долларов за унцию, а другие страны привязывали его к доллару. Связь с золотом, возможно, сохранила часть доверия к номинальному якорю и помогла удержать инфляцию на низком уровне.

Картина резко изменилась в 1960-х, когда ФРС стала проводить более активную политику стабилизации. В этом десятилетии он сместил свои приоритеты с низкой инфляции на высокую занятость. Возможные причины включают принятие кейнсианских идей и веру в компромисс кривой Филлипса между инфляцией и безработицей. Следствием изменения политики стало нарастание инфляционного давления с конца 1960-х до конца 1970-х годов. Причины Великой инфляции все еще обсуждаются, но эта эпоха известна как одна из самых низких точек в истории ФРС. Сдерживающее влияние номинального якоря исчезло, и в течение следующих двух десятилетий инфляционные ожидания резко возросли.

Инфляция закончилась шоковой терапией Пола Волкера с 1979 по 1982 год, которая включала ужесточение денежно-кредитной политики и повышение процентных ставок до двузначных значений. Шок Волкера привел к резкому спаду, но ему удалось сломить хребет высоким инфляционным ожиданиям. В последующие десятилетия инфляция значительно снизилась и с тех пор остается низкой. С начала 1990-х годов ФРС проводила политику скрытого таргетирования инфляции, используя ставку по федеральным фондам в качестве инструмента своей политики. Во многих отношениях применяемый в настоящее время политический режим перекликается с принципом конвертируемости золотого стандарта в том смысле, что общественность поверила в достоверность приверженности ФРС низкой инфляции.

Ключевой силой в истории центрального банка была независимость центрального банка. Первоначальные центральные банки были частными и независимыми. Они зависели от правительства в поддержании своих уставов, но в остальном были свободны в выборе своих собственных инструментов и политики. Их цели были ограничены конвертируемостью золота. В ХХ веке большинство этих центральных банков были национализированы и полностью утратили свою независимость. Их политика диктовалась фискальными органами. ФРС восстановила свою независимость после 1951, но его независимость не является абсолютной. Он должен отчитываться перед Конгрессом, который в конечном итоге имеет право изменить Закон о Федеральной резервной системе. Другим центральным банкам пришлось ждать до 1990-х годов, чтобы восстановить свою независимость.

Финансовая стабильность

Финансовая стабильность играет все более важную роль для центральных банков. Эволюция этой ответственности была сходной во всех развитых странах. В эпоху золотого стандарта центральные банки разработали функцию кредитора последней инстанции, следуя правилу Бэджхота. Но финансовые системы стали нестабильными в период между мировыми войнами, так как в начале 19 века широко распространились банковские кризисы. 20-е и 1930-е годы. Опыт ФРС был худшим. Реакцией на банковские кризисы в Европе в то время обычно была помощь проблемным банкам за счет государственных средств. Позднее этот подход был принят Соединенными Штатами с Финансовой корпорацией реконструкции, но в ограниченном масштабе. После Великой депрессии каждая страна создала систему финансовой защиты, включающую страхование депозитов и жесткое регулирование, включающее потолки процентных ставок и брандмауэры между финансовыми и коммерческими учреждениями. В результате банковских кризисов с конца 19 века не было.30-х до середины 1970-х годов в любом развитом мире.

Ситуация резко изменилась в 1970-х годах. Великая инфляция подорвала потолки процентных ставок и вдохновила на финансовые инновации, призванные обойти потолки и другие ограничения. Эти инновации привели к дерегулированию и усилению конкуренции. Банковская нестабильность снова возникла в Соединенных Штатах и ​​за рубежом, с такими примерами крупномасштабных финансовых потрясений, как банкротства Franklin National в 1974 году и Continental Illinois в 1919 году. 84 и ссудно-сберегательный кризис 1980-х гг. Реакцией на эти беспорядки была помощь банкам, которые считались слишком большими, чтобы обанкротиться, что, вероятно, увеличивало вероятность морального риска. Многие из этих вопросов были решены Законом о дерегулировании депозитных учреждений и денежно-кредитном контроле 1980 года и Базельскими соглашениями I, в которых подчеркивалось владение банковским капиталом как способ поощрения осмотрительного поведения.

Еще одна проблема, вновь возникшая в наше время, — это подъемы и спады активов. Бумы на фондовом рынке и рынке жилья часто связаны с фазой бума делового цикла, а спады часто вызывают экономический спад. Политика ортодоксального центрального банка заключается в том, чтобы не гасить бум до того, как он превратится в крах, из опасения спровоцировать рецессию, а реагировать после того, как крах произойдет, и предоставить достаточную ликвидность для защиты платежной и банковской систем. Такой политики придерживался Алан Гринспен после краха фондового рынка в 1919 г. 87. Этой же политике следовали позже во время зарождающихся финансовых кризисов 1990-х и 2000-х годов. В идеале политика должна ликвидировать избыточную ликвидность после того, как угроза кризиса минует.

Задачи на будущее

Основная задача, с которой, как мне видится, в будущем предстоит столкнуться центральным банкам, будет заключаться в том, чтобы сбалансировать три цели их политики. Основной целью центрального банка является обеспечение ценовой стабильности (в настоящее время рассматривается как низкая инфляция в долгосрочной перспективе). Эта цель требует доверия к работе. Другими словами, люди должны верить, что центральный банк ужесточит свою политику, если будет угрожать инфляция. Эта вера должна быть подкреплена действиями. Так было в середине 1990-х, когда ФРС ужесточила свою политику в ответ на опасения по поводу инфляции. Такая стратегия может быть значительно усилена хорошей коммуникацией.

Второй целью политики является стабильность и рост реальной экономики. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что низкая инфляция связана с более высокими темпами роста и общими макроэкономическими показателями. Тем не менее крупные потрясения все же случаются, угрожая сбить экономику с пути роста. Когда такие ситуации угрожают, исследования также предполагают, что центральный банк должен временно отступить от своей долгосрочной цели по инфляции и смягчить денежно-кредитную политику, чтобы компенсировать силы рецессии. Более того, если рыночные агенты верят в долгосрочную надежность приверженности центрального банка низкой инфляции, снижение директивных процентных ставок не вызовет высоких инфляционных ожиданий. После того, как рецессии удалось избежать или она закончилась, центральному банку необходимо повысить ставки и вернуться к своей цели по низкой инфляции.

Третьей целью политики является финансовая стабильность. Исследования показали, что она также улучшится в условиях низкой инфляции, хотя некоторые экономисты утверждают, что в такой среде порождаются бумы цен на активы. В случае начинающегося финансового кризиса, такого как тот, что только что наблюдался в августе 2007 года, текущая точка зрения состоит в том, что курс политики должен заключаться в предоставлении любой ликвидности, необходимой для того, чтобы развеять опасения денежного рынка. Открытое окно скидок и принятие любого надежного залога рассматриваются как правильное предписание. Кроме того, средства должны предлагаться со штрафной ставкой. ФРС следовала этим правилам в сентябре 2007 года, хотя неясно, были ли средства предоставлены по штрафной ставке. Как только кризис закончится, что обычно происходит в течение нескольких дней или недель, центральный банк должен удалить избыточную ликвидность и вернуться к своей цели по инфляции.

Федеральная резервная система следовала этой стратегии после 2000 года. Когда финансовый кризис не наступил, он быстро отозвал предоставленное им массивное вливание ликвидности. Напротив, после предоставления средств после терактов 11 сентября и технологического краха 2001 года он позволил дополнительным средствам остаться на денежном рынке после того, как угроза кризиса миновала. Если бы рынки так долго не были наполнены такой большой ликвидностью, процентные ставки не были бы такими низкими в последние годы, как они были, и жилищный бум, возможно, не распространялся бы так сильно, как это было.

Вторая проблема, связанная с первой, заключается в том, что центральный банк должен быть в курсе финансовых инноваций, которые могут подорвать финансовую стабильность. Инновации на финансовых рынках представляют собой сложную задачу, поскольку они представляют собой попытки обойти регулирование, а также снизить транзакционные издержки и увеличить долю заемных средств. Недавний кризис субстандартного кредитования иллюстрирует опасность, поскольку многие проблемы были вызваны деривативами, созданными для объединения ипотечных кредитов сомнительного качества с более надежными, чтобы эти инструменты могли быть сняты с балансов коммерческих и инвестиционных банков. Эта стратегия, призванная снизить риск, могла иметь неприятные последствия из-за непрозрачности новых инструментов.

Третья проблема, стоящая, в частности, перед Федеральной резервной системой, заключается в том, следует ли принять четкую цель таргетирования инфляции, как Банк Англии, Банк Канады и другие центральные банки. Преимущества такого подхода заключаются в том, что он упрощает политику и делает ее более прозрачной, что облегчает общение с общественностью и повышает доверие. Тем не менее, может быть сложно совместить четкую цель с двойным мандатом ФРС по стабильности цен и высокой занятости.

Четвертой задачей для всех центральных банков является учет глобализации и других изменений со стороны предложения, таких как политическая нестабильность, цены на нефть и другие шоки, которые находятся вне их контроля, но могут повлиять на мировые и внутренние цены.

Последняя проблема, о которой я хотел бы упомянуть, касается вопроса о том, следует ли заменить неявное или явное таргетирование инфляции таргетированием на уровне цен, при котором инфляция удерживалась бы на нулевом уровне. Исследования показали, что уровень цен может быть лучшей целью, потому что он позволяет избежать проблемы дрейфа базы (где инфляция может накапливаться), а также имеет меньшую долгосрочную неопределенность цен. Недостатком является то, что рецессионные шоки могут вызвать дефляцию, когда уровень цен снижается. Эта возможность не должна быть проблемой, если номинальный якорь достоверен, потому что общественность поймет, что инфляционные и дефляционные эпизоды преходящи, и цены всегда будут возвращаться к своему среднему значению, то есть к стабильности.

Такая стратегия вряд ли будет принята в ближайшем будущем, поскольку центральные банки обеспокоены тем, что дефляция может выйти из-под контроля или ассоциироваться с рецессией из-за номинальной жесткости. Кроме того, переход будет включать снижение инфляционных ожиданий с нынешнего плато примерно на 2 процента, что, вероятно, будет связано с преднамеренным созданием рецессии — политика, которая вряд ли когда-либо станет популярной.

Аргументы в пользу сильных и молчаливых центральных банков

Финансы и экономика | Бесплатный обмен

Второй в нашей серии о пивоте центрального банка

L ели 13 июня th , любопытная статья появилась в Wall Street Journal 9 90. В нем говорилось, что Федеральная резервная система «вероятно рассмотрит» вопрос о повышении процентных ставок на 0,75 процентных пункта на своем заседании 15 июня. В статье необычно умалчивалось об источниках. И это оказалось сверхъестественно пророческим. Два дня спустя ФРС действительно повысила процентные ставки на эту сумму, что стало самым большим повышением за 28 лет. Многие инвесторы считают, что центральный банк использовал прессу, чтобы предупредить финансовые рынки о том, что он будет делать заранее (хотя и не очень заранее). Это сделает Журнал история нетрадиционный пример «наведения вперед».

Послушайте эту историю. Наслаждайтесь большим количеством аудио и подкастов на iOS или Android.

Ваш браузер не поддерживает элемент

Центральные банки часто телеграфируют, что они могут сделать, прежде чем они это сделают. По словам Виллема Буйтера, бывшего установщика ставок в Банке Англии, такого рода форвардные прогнозы так же стары, как и сами центральные банки. Это, безусловно, так же старо, как таргетирование инфляции. Резервный банк Новой Зеландии (который первым принял официальный целевой показатель инфляции в 1990) быстро понял, что может двигать рынки своими высказываниями (то, что он называл «операциями с открытым ртом»). Теперь он публично прогнозирует свои собственные решения. Если вы хотите знать, какой, по его мнению, будет процентная ставка по полису в будущем, вам не нужно выискивать статьи из загадочных источников в прессе. Вы можете просто скачать электронную таблицу центрального банка.

Такого рода руководство задумано как не более чем предсказание, основанное на ошибочных прогнозах экономики центрального банка. Его иногда называют «дельфийским» руководством, в честь Дельфийского оракула в Древней Греции. Если экономика не поддается прогнозу, как это обычно бывает, центральный банк вполне может бросить вызов своему пророчеству о своем поведении. В статье, опубликованной в 2012 году, Джеффри Кэмпбелл, в то время сотрудник Федерального резервного банка Чикаго, и его соавторы отличили дельфийское прямое руководство от другого, «одиссеевского». Руководство Одиссея — это больше, чем просто предсказание. Он включает в себя какое-то обещание или обязательство. Центральные банкиры используют его, чтобы связать себе руки, как Одиссей, привязывающий себя к мачте своего корабля.

Зачем им это? Цель, как говорится в документе, состоит в том, чтобы изменить общественные ожидания относительно того, что центральные банки будут делать завтра, чтобы улучшить экономику сегодня. Во время спада центральный банк может не иметь возможности снизить краткосрочные процентные ставки настолько, чтобы оживить экономику. (Ставки не могут быть легко снижены ниже нуля.) Затем он может пообещать удерживать ставки на низком уровне дольше, чем в противном случае, даже после того, как услышит сирену о восстановлении экономики. Если верить его обещаниям, инфляционные ожидания возрастут. Это волшебным образом снизит реальную стоимость заимствований, даже если учетная ставка центрального банка уже не сможет упасть дальше.

Язык Одиссея прокрался в руководство центрального банка после финансового кризиса 2007-2009 годов. В апреле 2009 года, например, Банк Канады пообещал с некоторыми оговорками не повышать процентные ставки в течение 14 месяцев. В 2016 году Банк Японии заявил, что продолжит смягчение до тех пор, пока инфляция не превысит целевой показатель в 2%. Аналогичные обязательства были приняты во время пандемии. Когда центральный банк застрял близко к нулевой нижней границе, он может, по крайней мере, сказать, что он будет делать — или воздержаться от этого, — когда экономические условия заставят его снова двигаться. Его слова говорят громче, чем бездействие.

Но когда центральный банк не так ограничен, аргументы в пользу перспективного руководства Odyssean становятся менее ясными. Если центральный банк свободен в своих действиях, зачем полагаться на слова, а не на дела? В частности, зачем беспокоиться о направлении вперед во время цикла затяжки? В конце концов, верхней границы процентных ставок не существует. Этот вопрос недавно задал в Твиттере Джейсон Фурман, бывший председатель Совета экономических консультантов Белого дома.

Если центральный банк знает, что процентные ставки должны быть выше в будущем, ничто не мешает ему повысить их сейчас. На самом деле, он может увеличить их до такой степени, что уже не будет уверенности в том, должен ли следующий ход быть вверх или вниз. В 2004 году Бен Бернанке, бывший председатель ФРС, назвал этот подход «взрывным». Если бы центральный банк принял его, ему не нужно было бы заранее давать рекомендации о своих будущих действиях, потому что все, что он обязался сделать, он уже сделал. За один присест.

Одна из причин, по которой центральные банки, тем не менее, любят давать рекомендации, заключается именно в том, что им не нравится подход, основанный на методе взрыва. Они предпочитают изменять процентные ставки небольшими шагами. Ведение вперед позволяет им двигаться постепенно, сигнализируя при этом, что первый маленький шаг не будет единственным. Но если инвесторы прислушаются к руководству, будущие шаги будут сразу же учтены в долгосрочных процентных ставках. Таким образом, постепенные изменения учетной ставки могут сопровождаться большими колебаниями более широких финансовых условий.

В принципе, центральный банк может отказаться от градуализации, но при этом предлагать необязательные прогнозы того, что он может делать в будущем. Но такие дельфийские высказывания могут доставить больше хлопот, чем пользы. Финансовые рынки часто рассматривают их как обещания, а не прогнозы. «Люди плохо слышат предостережения, — говорит г-н Фурман. Зная это, центральные банки могут чувствовать себя чрезмерно ограниченными своими прошлыми пророчествами. Это может затруднить корректировку, когда их прогнозы неизбежно сбываются. ФРС оказалась именно в таком затруднительном положении 10 июня, когда неожиданно плохие данные по инфляции потребительских цен опровергли ее недавний прогноз о том, что она будет повышать процентные ставки не более чем на полпроцента за раз.

Сильная, тихая денежно-кредитная политика

Рынки плохо реагируют, когда думают, что центральный банк нарушил обещание. Это само по себе может увеличить волатильность. Это также может подорвать доверие к центральному банку, так что, когда ему действительно нужно взять на себя обязательства, его словам больше не верят. Поскольку обещания трудно сдержать, центральный банк не должен делать больше, чем необходимо.

Федеральная резервная система не могла в одночасье проводить закрытую денежно-кредитную политику, отмечает г-н Фурман. Подготовка рынков к такому сдвигу потребует времени. Но ФРС может начать рассматривать его для следующего цикла ужесточения.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *