Основные функции цб рф: Правовой статус и функции | Банк России

Содержание

6. Основные функции Центрального банка рф

1. Проведение единой государственной денежно-кре­дитной политики — одна из важнейших функций ЦБ. ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обес­печивает выполнение основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем именно ЦБ проводит ДКП с помощью набора специальных инструмен­тов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. В соответствии с законом Банк России ежегодно не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу «Основные направления единой гос. ДКП на предстоящий год».

2. Монопольное осуществление эмиссии наличных де­нег и организация их обращения — одна из старейших функций центрального банка. ЦБ монопольно осуществляет эмис­сию наличных денежных знаков. В целях организации на терри­тории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты БР, создание их резервных фондов;

  • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  • установление признаков платежеспособности, порядка уничтожения, замены поврежденных банкнот и монеты БР;

  • определение порядка ведения кассовых операций.

3. Организация системы рефинансирования. ЦБ явля­ется для кредитных организаций кредитором последней ин-

станции. В настоящее время ЦБ осуществляет кредитование в следующих формах: ломбардный кредит; внутридневный; кре­дит «овернайт»; кредиты на поддержание ликвидности.

4. Организация системы платежей и расчетов. ЦБ в соот­ветствии с законодательством устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления расчетов на территории РФ.

5. Функция банковского регулирования и надзора.

  • Лицензирование и регистрация кредитных организаций;

  • установление пруденциальных норм деятельности и кон­троль за их соблюдением;

  • инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций;

  • исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономи­ческих показателей;

  • анализ и прогнозирование развития банковской системы;

  • анализ в региональном разрезе, в том числе мониторинг важнейших предприятий и т. д.

Значение этой функции будет возрастать по мере нормали­зации экономической и политической обстановки в стране.

7. Экономические принципы деятельности цб рф

1. Независимость ЦБ. Интерес к проблеме независимости ЦБ объясняется необходимостью найти для него такое место в структуре гос. власти и предоставить ему такие полномочия, которые бы позволили ему наиболее эффективно выполнять свои

ФУНКЦИИ.

Существуют критерии, определяющие независимость ЦБ:

  • участие государства в капитале ЦБ и распределении прибыли;

  • процедура назначения (выбора) руководства банка;

  • пребывание в должности руководства;

  • степень отражения в законодательстве целей и задач ЦБ;

  • право государства на вмешательство в деятельность ЦБ по реализации его функций;

  • правила, регулирующие возможность финансирования гос. расходов ЦБ страны и т.п.

Ключевым элементом правового статуса ЦБ РФ является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что ЦБ выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом гос. власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям гос. власти, т.к. их реализация предполагает применение мер гос. принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ «О ЦБ РФ», ЦБ осуществляет независимо от органов гос. власти местного самоуправления.

2. Четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами ЦБ.

Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды). В России ЦБ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом.

3. Принцип самоокупаемости в деятельности ЦБ. Свои расходы ЦБ осуществляет за счет собственных доходов.

4. Принцип самостоятельности в деятельности. Самостоятельность ЦБ как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрении прибыль (на 01.01.2005 -80% прибыли ЦБ РФ подлежит передаче в федеральный бюджет, 20% прибыли остается в распоряжении) назначать заработную плату сотрудникам, распоряжаться своим имуществом. ЦБ свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей деятельности и соответствующих задач ЦБ имеет право издавать нормативные акты по вопросам, связанным с проведением банковских операций и не урегулированным непосредственно в ФЗ; участвовать в разработке эк. политики Правительства РФ.

5. Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что ЦБ несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.

6. Заинтересованность в результатах работы. Как всякое юр. лицо, ЦБ составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль. Прибыль ЦБ определяется как разность между суммой доходов от предусмотренных ФЗ банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах КО и расходами, связанными с осуществлением ЦБ своих функций, установленных ФЗ. Часть прибыли остается в распоряжении банка.

7. Контроль над осуществлением ДКП в процессе выполнения своих функций: постоянный контроль над выполнением основных параметров Денежной программы.

8. Согласованность в проведении экономической политики. ЦБ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Полномочия ЦБ РФ при реформе госконтроля будут определены отдельным законопроектом — МЭР | 04.12.19

Полномочия Банка России в связи с реализацией реформы контрольно-надзорной деятельности будут определены отдельным законопроектом, путем внесения изменений в соответствующее законодательство, сообщили ТАСС в пресс-службе Минэкономразвития РФ. Разработанный министерством законопроект о госконтроле внесен 2 декабря в Госдуму.

Законопроект предусматривает 35 видов госконтроля, которые не подпадают под реформу контрольно-надзорной деятельности, в том числе из-под его действия выводятся основные функции Центрального банка России и ФАС.

Это связано, в первую очередь, с особым статусом Банка России в системе госорганов, а также с наличием отдельного федерального закона, регулирующего деятельность ЦБ. Реформа в сфере полномочий регулятора будет осуществляться отдельно, путем внесения изменений в соответствующие законы, отметили в пресс-службе министерства.

«Выведение из-под действия законопроекта видов контроля, осуществляемых Банком России, связано как с особым статусом Банка России в системе государственных органов, так и с наличием особого регулирования в сфере осуществления полномочий Банка России, установленного Федеральным законом «О Центральном банке (Банке России)». При обсуждении вопроса на заседании Правительства Российской Федерации была достигнута договоренность о том, что реализация реформы в сфере полномочий Банка России будет оформляться путем внесения изменений в соответствующее законодательство», — говорится в сообщении министерства.

Из-под действия законопроекта выводится деятельность ЦБ по надзору за кредитными организации и банковскими группами, некредитными финансовыми организациями, а также надзор в сфере корпоративных отношений акционерных обществ. О каких именно изменениях в законодательстве по отношению к деятельности финансового регулятора идет речь, представитель министерства не уточнил.

В пресс-службе Центрального банка отказались от комментариев, ссылаясь на слова председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной о том, что ЦБ нужно вывести из-под действия законопроекта, так как его деятельность регулируется отдельным законодательством.

«Регуляторная гильотина» не для ФАС

Согласно законопроекту, большинство контрольно-надзорных функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС) будут также выведены из-под «регуляторной гильотины». В пресс-службе Минэкономразвития ТАСС сообщили, что это связано с наличием процедур «характерных только для ФАС России».

«Решение об исключении из сферы применения законопроекта большинства видов государственного контроля (надзора), осуществляемых ФАС России, было принято при рассмотрении законопроекта в правительстве Российской Федерации. Основными аргументами были: наличие отраслевого процедурного регулирования по указанными видам государственного контроля (надзора) и наличие специальных процедур, характерных только для ФАС России», — говорится в сообщении.

Представитель министерства уточнил, что к таким процедурам относятся рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, жалоб на действия заказчиков в процедуре госзакупок.

«Указанные специальные процедуры характеризуются применением принципа состязательности, когда в рамках процедуры контрольно-надзорного органа по сути осуществляется спор хозяйствующих субъектов», — отметил представитель министерства.

В пресс-службе антимонопольного регулятора пояснили ТАСС, что контроль за деятельностью регулятора по-прежнему будет лежать на суде и прокуратуре.

О законопроекте

Проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» разработан Минэкономразвития России в рамках реализации плана мероприятий по реализации механизма «регуляторной гильотины» — отмены неактуальных требований для бизнеса. Документ устанавливает, в том числе, процессуальные основы осуществления государственного и муниципального контроля, определяет перечень оснований для открытия контрольно-надзорного производства и определяет критерии эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Законопроектом также предлагается ввести новые виды контроля — контрольную закупку, выездные обследования, рейд, но главными будут профилактические меры — например, рекомендации. Ключевым показателем эффективности проверок будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторы будут нести дисциплинарную ответственность, говорится в законопроекте.

В понедельник правительство также внесло в Государственную думу законопроект «Об обязательных требованиях», который также входит в реформу контрольно-надзорной деятельности.

Реформа контрольно-надзорной деятельности, получившая неофициальное название «регуляторная гильотина», предполагает отмену с 2021 года всех надзорных требований к бизнесу, которые к этому моменту не были пересмотрены и актуализированы.

Информационное агентство России ТАСС

Цели деятельности и функции центрального банка

Формулировки основных целей деятельности центральных банков, изложенные в законах различных стран, неодинаковы. Иногда эти цели отражают популярную в свое время гипотезу, согласно которой подъем экономики и степень занятости могут расти в долгосрочном плане при помощи более или менее интенсивной инфляции, В связи с этой гипотезой перед эмиссионным банком в качестве цели деятельности ставится, по выражению лауреата Нобелевской премии по экономике П. Самуэльсона, «центральная проблема рыночной экономики» — сокращение безработицы. Однако экономическое развитие многих стран в 1970-х гг. опровергло эту гипотезу. Но несмотря на то, что устойчивая обратная причинно-следственная связь между уровнями безработицы и инфляции отсутствует, перед центральными банками ставится цель повысить занятость населения, поскольку именно безработица является наиболее острой социальной проблемой рыночной экономики. Так, в частности, в 1978 г. конгресс США поставил перед важнейшим структурным подразделением ФРС — Комитетом по операциям на открытом рынке (КООР) две цели: достичь ценовой стабильности и полной занятости.

Однако во многих странах в настоящее время цель полной занятости или снижения безработицы перед центральным банком непосредственно не ставится, поскольку предполагается, что она достигается при наличии экономического роста, который способствует снижению ее уровня.

Иная ситуация с другой целью, поставленной конгрессом США перед КООР, — достижение ценовой стабильности. Влияние центрального банка на инфляцию очень велико. Однако нельзя недооценивать негативное влияние инфляции на экономический рост. Поэтому во всех странах законодательная власть возлагает на центральные банки обязанность по сохранению ценовой стабильности.

Наиболее отчетливо субординация целей деятельности центрального банка отражена в Договоре о Европейском союзе, принятом в 1992 г. и более известном под названием Маастрихтского договора. Этот документ отмечает, что главной целью Европейского центрального банка является поддержание стабильности цен в зоне евро. Добиваясь решения других задач, Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) прежде всего должна заботиться о достижении главной цели. Для ЕЦБ поддержка общей экономической политики ЕС стоит на втором плане по сравнению с сохранением стабильности цен в зоне евро. Стабильность цен выступает как зона ответственности именно ЕЦБ.

Однако нельзя забывать, что EI [Б является частью ECI Lb и некоторые задачи, связанные прежде всего с обеспечением устойчивости банковской системы в отдельных странах, решаются центральными банками и другими ведомствами этих стран. Поэтому в Маастрихтском договоре цели ЕЦБ прописаны в таком сокращенном варианте.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» цели представлены несколько шире, и в нем учтены важнейшие апробированные многолетней практикой положения законов других стран, В отечественном законе конкретно определены три основные цели деятельности ЦБ РФ:
• защита и обеспечение устойчивости национальной валюты (рубля), в том числе ее покупательной способности и курса к иностранным валютам;
• развитие и укрепление банковской системы страны;
• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Что касается первой цели — защиты и обеспечения устойчивости национальной валюты, то, как показано выше, эту цель как одну из главных выделяют и ФРС, и ЕЦБ, и практически вес другие центральные банки.

Второй основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы страны.

Несмотря на то, что конгресс США не поставил эту цель перед КООР как одну из главных, нельзя забывать причины учреждения ФРС в 1913 г. Финансовый кризис 1907 г. и все последующие кризисы банковской системы США преодолеваются именно с помощью ФРС посредством обеспечения коммерческих банков ликвидностью. Более того, как показано выше, конгресс США учреждал ФРС именно с этой целью. Поэтому отсутствие в текстах специальных законов о центральных банках второй цели можно считать некоторым упущением. Фактически эту цель как важнейшую в своей деятельности преследуют все центральные банки.

В последние годы в банковском законодательстве многих стран возросло внимание к достижению третьей цели деятельности центрального банка — проблеме совершенствования платежной системы. Усиливается влияние на эту систему не только со стороны центрального банка, но и правительств, поскольку успешное осуществление платежного оборота является непременным условием экономической стабильности.

Вместе с тем нужно отметить, что существуют и определенные различия в целях и задачах деятельности центральных банков разных стран. Так, одной из основных целей деятельности ФРС является поддержание мокр о -экономического равновесия, а основная цель деятельности ЕЦБ формулируется как поддержание ценовой стабильности.

Для достижения поставленных целей центральные банки определяют конкретные задачи и выполняют установленные законом виды деятельности, которые называются функциями. Функции являются средством для достижения определенной цели. Перечень функций, осуществляемых центральным банком, содержится в банковском законодательстве. Поскольку регулирование денежно-кредитных отношений во многих странах осуществляют не только центральные банки, но и другие государственные учреждения, между ними существует разделение функций, а нередко имеет место дублирование.

Например, в Швейцарии надзор за банковской деятельностью относится к компетенции Федеральной комиссии банков, являющейся независимой структурой. Надзорная деятельность комиссии распространяется также на биржи и других участников финансового рынка. Аналогичная ситуация имеет место и в ряде других стран. Но есть функции, относящиеся только к компетенции центральных банков.

В большинстве экономически развитых стран центральные банки выполняют функции, которые можно объединить в следующие группы:
1) организация и регулирование денежно-кредитных отношений;
2) банковское обслуживание правительства;
3) банковское обслуживание кредитных организаций;
4) надзор и регулирование деятельности коммерческих банков;
5) валютное регулирование и валютный контроль;
6) прогнозно-аналитическая функция.
В банковском законодательстве страны функции излагаются более подробно. Например, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечислены 18 функций и указывается, что Банк России осуществляет и иные функции в соответствии с федеральными законами (табл. 10.1).


Кроме зафиксированных в указанном Федеральном законе 18 функций, Банк России фактически осуществляет банковское обслуживание коммерческих банков (кредитных организаций). Всем кредитным организациям, имеющим лицензию Банка России, в обязательном порядке открывается корреспондентский счет в Банке России, и коммерческие банки проводят часть своих межбанковских платежей через корреспондентскую есть ЦБ РФ — через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ) ЦБ РФ. Это и есть платежная система Банка России. Другая часть межбанковских платежей осуществляется коммерческими банками через прямые корреспондентские отношения между банками. Наличие платежной системы центральных банков позволяет последним отслеживать потоки платежей.

Кроме этого, банковское обслуживание кредитных организаций со стороны центральных банков заключается в кассовых операциях, которые осуществляются между центральным банком и коммерческими банками. Это прием излишней наличности от коммерческих банков и выдача им наличности для подкрепления кассы. В Российской Федерации кассовые операции между коммерческими банками и ЦБ РФ также осуществляются через РКЦ, которые расположены в каждом субъекте РФ.

Важнейшей и отличительной функцией центрального банка является разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики.

Центральные банки разрабатывают и проводят государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с правительством страны. Более того, например, в Германии законодательно закреплена обязанность Бундеебанка в соответствии с его задачами, включающими наряду с другими регулирование денежной массы в обращении, поддерживать общую экономическую политику правительства. Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк совместно с правительством призван обеспечить не только стабильность национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, но и эмитировать ее в достаточном количестве. Иногда, ограничивая денежную массу с целью ослабить инфляцию, центральный банк стимулирует появление различных суррогатов и другие негативные явления.

Особое место в деятельности центрального банка занимает разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики в части, направленной на защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это одна нз главных задач деятельности Банка России, определенная законодательно. Для выполнения этой задачи Банк России осуществляет накопление и управление золотовалютными резервами (ЗВР), которые используются им для регулирования валютного курса рубля. Денежно-кредитная политика центральных банков предполагает также поддержку реального сектора экономики со стороны коммерческих банков.

Эти задачи центральные банки решают совместно с другими органами государственной власти, прежде всего с правительствами.

Важнейшей функцией, которая в значительной мере определяет сущность центрального банка, является монопольная эмиссия наличных денег. Именно центральный банк призван учитывать действие закона денежного обращения. Игнорирование действия этого объективного экономического закона ведет к тяжелым социально-экономическим последствиям для общества. Излишняя эмиссия ведет к инфляции, недостаточное предложение денег — к перебоям в товарно-денежных отношениях, а также к экономическим кризисам.

Функцию монопольной эмиссии наличных денег можно считать «лакмусовой бумажкой» при превращении одного из эмиссионных банков в центральный. Государство законодательно закрепляет только за центральным банком право и обязанность осуществлять эмиссию денежных знаков и изымать их из обращения. Эмиссионно-кассовую работу выполняют специализированные подразделения центрального банка.

Помимо регулирования эмиссии наличных денег центральный банк использует разнообразные методы и инструменты воздействия на денежную массу в обращении, стремясь уменьшить нежелательную инфляцию или преследуя иные цели.

Банкноты (билеты) центрального банка являются законным платежным средством, и никакая другая организация не имеет такого же права. Что касается непосредственно печатания банкнот и чеканки монет, то нередко типография и другие соответствующие предприятия находятся в введении других ведомств.

Центральный банк осуществляет не только выпуск наличных денет в хозяйственный оборот и кассовое обслуживание коммерческих банков и бюджетов различных уровней, но и регулирует кассовые операции, которые проводят коммерческие банки. Установление монополии на эмиссию наличных денег создает возможность обеспечить достаточный уровень монетизации экономики, но в то же время ограничивать инфляцию.

Следует иметь в виду, что монопольное право центрального банка не распространяется на безналичную эмиссию денет, которую в условиях фидуциарной денежной системы осуществляют и коммерческие банки путем депозитно-кредитных операций (банковский мультипликатор). Поэтому увеличение денежной массы осуществляет в целом вся банковская система. В этом смысле банковская система действует (во главе и под руководством центрального банка) как единый эмитент.

Между наличным и безналичным денежным оборотом существует тесная взаимосвязь. Банковские депозиты переходят в наличные деньги и наоборот. По мере развития кредитных отношений увеличивается доля безналичного денежного оборота. В настоящее время безналичный денежный оборот в некоторых странах достигает более 90%. Хотя банкноты и монеты составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для обеспечения ликвидности всей банковской системы и платежей в розничной торговле. Распространение электронных платежей оказывает сильное влияние на выполнение центральным банком функции монопольной эмиссии наличных денег.

Необходимо особо подчеркнуть, что наличная эмиссия центрального банка обеспечивает кассовые операции коммерческих банков по обслуживанию народного хозяйства и бюджета, а безналичная эмиссия предназначена для кредитования кредитных организаций (так называемая кредитная эмиссия центрального банка) и происходит путем зачисления денежных средств на их корреспондентские счета в центральном банке.

Безналичная эмиссия центрального банка по целям отличается от безналичной эмиссии, которую производят коммерческие банки.

Если центральный банк производит безналичную эмиссию с целью поддержания устойчивости национальной валюты и ликвидности банковской системы в целом, то коммерческие банки «создают депозиты» с последующей выдачей ссуд с целью получения прибыли.

Денежно-кредитная политика является важнейшей составляющей экономической политики государства и проводится центральным банком путем воздействия на масштабы и характер операций всей совокупности кредитных организаций, прежде всего коммерческих банков.

Несмотря на то что каждый отдельный коммерческий банк не может расширить свои кредиты сверх своих избыточных резервов (избыточные резервы коммерческих банков — привлеченные депозиты за вычетом обязательных резервов в соответствии с требованиями центрального банка, т.е. такие резервы, в пределах которых банки могут предоставлять ссуды), банковская система в целом может увеличить денежную массу, что может повлечь за собой при определенных условиях высокую инфляцию. Достаточно отметить, что в большинстве стран свыше 75% всей денежной массы составляют банковские депозиты и менее четверти — эмитированные центральным банком деньги. Поэтому центральный банк должен воздействовать на способность коммерческих банков изменять денежную массу. Для этого центральный банк, используя прямые (административные) и косвенные (экономические) методы воздействия на денежно-кредитные отношения, осуществляет все виды банковских операций и иных сделок, необходимые для достижения поставленных целей. Инструменты воздействия на объем денежной массы будут рассмотрены ниже. В отличие от коммерческих банков центральный банк, как правило, не работает е предприятиями и населением. Его клиентами являются правительство и кредитные организации, для которых он и выполняет функции банка.

Для коммерческих банков центральный банк выполняет функцию кредитора последней инстанции и расчетного центра. В случае если коммерческие банки исчерпали свои ресурсы и не имеют возможности пополнить их из других источников, центральный банк предоставляет им кредиты. В противном случае реальный сектор экономики также будет испытывать дефицит денежных средств.

Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам также на условиях возвратности, срочности, платности и только крупным устойчивым банкам, испытывающим временные трудности. Роль функции рефинансирования коммерческих банков возрастает в периоды экономических кризисов, когда особенно важно не допустить массового изъятия вкладов и развертывания банковских банкротств.

Все центральные банки, независимо от принадлежности их капитала, осуществляют банковское обслуживание правительства. Центральный банк выступает как кассир, кредитор и консультант правительства, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральные банки осуществляют кассовое исполнение государственного бюджета. Все налоговые и неналоговые доходы государства зачисляются на счет казначейства в центральном банке, с которого покрываются расходы правительства.

В ряде стран центральные банки несут функцию по обслуживанию государственного долга и управлению им. Практически во всех странах центральные банки выступают финансовыми агентами по размещению облигаций государственных займов среди коммерческих банков и других инвесторов. Министерства финансов консультируются с центральными банками своих стран по вопросам размещения и погашения государственных займов, определения доходности облигаций государства.

Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы центральный банк устанавливает порядок осуществления безналичных расчетов и кассовых операций, а также правша проведения иных банковских операций (кредитных, валютных, с ценными бумагами и т.д.). Поскольку безналичный денежный оборот превосходит наличный, выполнение этих функций имеет огромное значение для проведения денежно-кредитной политики и поддержания устойчивости банковской системы.

Центральный банк устанавливает правила, формы и сроки осуществления безналичных расчетов. В подразделениях, непосредственно обеспечивающих функционирование платежной системы, занято наибольшее количество служащих центрального банка. Выполнение функций по регулированию платежной системы основывается на законах. Более конкретно регулирование безналичных расчетов осуществляется на основе нормативных актов центрального банка.

Центральный банк также осуществляет надзор за частными платежными системами. Во многих странах центральные банки выполняют функции клирингового центра, осуществляющего расчеты между кредитными организациями, в том числе с зарубежными банками.

В современных условиях возрастает значение функции государственного банковского регулирования и надзора. Выполнение данной функции вызывается необходимостью защитить интересы вкладчиков и кредиторов и обеспечить стабильность банковской системы, что является, как отмечалось выше, одной из трех важнейших целей деятельности центрального банка.

Центральные банки осуществляют, во-первых, пруденциальный (дистанционный, документарный) надзор, основанный на проверке форм отчетности, предоставляемых коммерческими банками в центральные банки (или в иные органы банковского надзора). Основная цель пруденциального надзора — обеспечение устойчивости банковской системы в целом, а главная задача надзора предотвращение ухудшения финансового положения банков, недопущение их массового банкротства. В системе пруденциального надзора основная роль принадлежит специальным нормативам банковской деятельности, к которым относятся достаточность капитала банка, уровень ликвидности байка, нормативы, ограничивающие концентрацию рисков (кредитного, валютного и др.). Коммерческие банки обязаны строго исполнять установленные нормативы деятельности. Несоблюдение коммерческим банком нормативов (пруденциальных норм) ведет к его ликвидации.

Во-вторых, в большинстве стран центральный банк определяет само существование коммерческих банков, осуществляет государственную регистрацию вновь создаваемых банков, выдает, приостанавливает и отзывает лицензии на осуществление банковской деятельности.

Банковский надзор в разных странах имеет существенные особенности. Различия начинаются с того, что в одних странах эта функция осуществляется исключительно центральным банком (Россия, Италия), в других (Германия, США, Франция и пр.) — эту работу центральные банки ведут совместно с иными государственными структурами.

В некоторых странах центральный банк не является лидером при выполнении данной функции, и надзор за кредитными организациями осуществляют другие государственные органы. Так, например, по закону о Банке Англии от 1998 г. банковское регулирование и надзор прежде всего осуществляет Ведомство по финансовым услугам, при этом центральный банк Англии сохранил часть надзорных функций за крупнейшими банками.

Экономическая интеграция, усиление роли транснациональных финансовых групп потребовали организации международного банковского надзора.

По инициативе управляющего Банка Англии П. Кука в 1975 г. был сформирован Базельский комитет по банковскому надзору. В 1987 г. этот комитет представил 25 Базовых принципов эффективного надзора за банковской деятельностью («Базель-1»), которые были разработаны с участием центральных банков ведущих стран и одобрены этими странами. Деятельность Базельского комитета преследует те же цели, что и центральные банки стран — членов этого комитета, и применяет такие же методы и процедуры. В последующем Базельекий комитет неоднократно дополнял принципы эффективного надзора и уточнял свои рекомендации в части стандартов банковской деятельности: «Базелъ-2» (2002), «Базелъ-3» (2010). Основное внимание в этих рекомендациях уделяется минимальному уровню достаточности капитала банка, а также совершенствованию управления банковскими рисками с целью своевременного выявления и предотвращения ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов и стабильности банков, что особенно актуально в условиях современного кризиса.

Центральные банки организуют и осуществляют валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством страны. В Российской Федерации за ЦБ РФ наряду с правительством законодательно закреплен статус органа валютного контроля и валютного регулирования.

В части правил проведения валютных операций, форм отчетности по ним, центральные банки издают нормативные акты, обязательные для исполнения на территории страны резидентами и нерезидентами. В Российской Федерации коммерческие банки выступают агентами ЦБ РФ по валютному контролю и подотчетны ему в части проведения валютных операций.

Важной функцией центральных банков является прогнозно-аналитическая функция. Для целей регулирования денежного обращения и проведения денежно-кредитной и валютной политики центральные банки постоянно анализируют состояние экономики, экономические пропорции и платежный баланс своей страны и на основе своих прогнозов определяют основные направления денежно-кредитной и валютной политики на перспективу.
Многообразие функций центральных банков предопределили их сложную организационную структуру.

Структура органов управления Банка России (табл. 10.2) представляет собой единую централизованную систему производственных и общефункциональных подразделений, позволяющую выполнять основные задачи и многообразие функций главного банка страны. Организационная структура банка включает вертикальную и горизонтальную структуры управления.


Вертикальная структура включает высшие органы управления ЦБ РФ: Национальный банковский совет; Председатель Банка России, Совет директоров. Высшие органы определяют политику Банка России в пределах его компетенции и полномочий. Центральный аппарат включает функциональные подразделения (департаменты), реализующие функции Банка России, а также производственные подразделения (департаменты), осуществляющие банковские операции (кредитные, валютные, с ценными бумагами и др.).

Горизонтальная структура Банка России представлена его территориальными учреждениями — главными территориальными управлениями по каждому субъекту РФ (Главное управление Банка России по г. Москве, Главное управление по Тверской области, Главное управление по Приморскому краю и т.д.), при которых действуют РКЦ.

Кроме органов управления, центрального аппарата и главных территориальных управлений в состав ЦБ РФ входят многочисленные сервисные службы: вычислительные центры, учебные заведения, службы инкассации, службы безопасности и др.

Таким образом, центральные банки осуществляют широкий набор функций как в качестве органа управления денежно-кредитной сферы государства, так и в качестве собственно банка. С течением времени изменяется содержание этих функций и их роль в экономике. Вместе с тем нужно отметить, что значение функций денежно-кредитного регулирования и банковского регулирования и надзора постоянно растет и в условиях глобализации все больше приобретает надгосударственный характер.

Правовой статус и функции | Банк России

Статья 75 Конституции Российской Федерации устанавливает особый правовой статус Центрального банка Российской Федерации, дает ему исключительное право выпускать валюту (часть 1), а также защищать рубль и обеспечивать его стабильность. что является его основной функцией (Часть 2). Статус, цели, функции и полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами.

Согласно статье 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями Банка России являются: защита рубля и обеспечение его стабильности; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы, а также развитие финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является его независимость, которая подразумевает, прежде всего, то, что Банк России является особым публично-правовым учреждением, обладающим исключительным правом эмиссии валюты и организации ее обращения.Банк России не является органом государственной власти, но его полномочия, по сути, являются функциями органа государственной власти, поскольку их реализация предполагает использование государственного принуждения. Банк России выполняет функции и осуществляет предусмотренные полномочия. Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» независимо от федеральных органов государственной власти, региональных властей и органов местного самоуправления. Его независимый статус отражен в статье 75 Конституции Российской Федерации, статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Законодательные полномочия Банка России подразумевают его исключительное право издавать нормативные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, региональными органами власти, органами местного самоуправления, а также всеми юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке». Российской Федерации (Банк России) »и иными федеральными законами. Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, Банк России не обладает полномочиями законодательной инициативы, но он участвует в законодательном процессе не только в силу издания собственных нормативных актов, но и в силу того, что проекты федеральных законов или нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам выполнения Банком России своих функций должны быть внесены в Банк России для рассмотрения и утверждения.

Банк России — юридическое лицо. Его уставный капитал и иное имущество являются федеральной собственностью. Тем не менее Банк России обладает как имущественной, так и финансовой независимостью. Он осуществляет свои полномочия по владению, использованию и управлению своим имуществом, в том числе международными резервами, в целях и в порядке, установленных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». На имущество Банка России нельзя наложить арест или обременение без его согласия, если иное не предусмотрено федеральным законом.Финансовая независимость Банка России означает, что он покрывает свои расходы за счет собственных доходов. Банк России может защищать свои интересы в суде, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, равно как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если оно не приняло на себя такие обязательства или иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные учреждения и некредитные финансовые учреждения принимают на себя такие обязательства.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации). Федерации) и члены Совета директоров Банка России (по предложению Председателя Банка России, с согласия Президента Российской Федерации) направляют и отзывают своих представителей в Национальном финансовом совете в пределах своих полномочий. квота и рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовые отчеты Банка России и принимает по ним решения.По предложению Национального финансового совета Государственная Дума может принять решение о проведении Счетной палатой Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием представителей Банка России, а также заслушивает отчеты Председателя Банка России о деятельности Банка России в ходе представление годовых отчетов и руководящих принципов единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России выполняет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. законы. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации основной функцией Банка России является защита рубля и обеспечение его стабильности; Банк России является единственным эмитентом валюты.В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции:

  • совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильного функционирования финансового рынка Российской Федерации;
  • — единственный эмитент наличных денег и организатор наличного денежного обращения;
  • утверждает графическое изображение рубля как знака валюты;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций и организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • осуществляет надзор и надзор за национальной платежной системой;
  • устанавливает правила проведения банковских операций;
  • управляет бюджетными счетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, путем осуществления расчетов от имени уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных государственных фондов, на которые возложена задача организации исполнение и исполнение бюджетов;
  • эффективно управляет международными резервами Банка России;
  • принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям банковские лицензии, приостанавливает и аннулирует их;
  • принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью небанковских финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
  • регистрирует выпуски эмиссионных ценных бумаг, проспекты ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор в области корпоративных отношений в акционерных обществах;
  • осуществляет от своего имени или от имени Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных операций, необходимых для выполнения Банком России своих функций;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • устанавливает порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами;
  • утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и небанковских финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения. для его применения;
  • утверждает план счетов бухгалтерского учета небанковских финансовых организаций и порядок его применения;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • участвует в составлении прогноза платежного баланса Российской Федерации;
  • участвует в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;
  • составляет платежный баланс Российской Федерации, международную инвестиционную позицию Российской Федерации, статистику внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российская Федерация и прямые инвестиции РФ за рубежом;
  • для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиции в РФ и прямые инвестиции РФ за рубежом разрабатывает самостоятельно и утверждает статистическую методологию, список респондентов, формы федерального статистического наблюдения, порядок и формы сбора и представления респондентами первичных статистических данных. по этим формам;
  • анализирует и прогнозирует состояние экономики России, публикует соответствующие материалы и статистику;
  • осуществляет платежи Банка России по депозитам населения в банках-банкротах, не охваченных системой обязательного страхования вкладов, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом;
  • является депозитарием рублевых средств МВФ и проводит операции и сделки, предусмотренные Статьями соглашения МВФ и соглашениями, заключенными с МВФ;
  • осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • защищает права и законные интересы акционеров и инвесторов на финансовых рынках, держателей страховых полисов, застрахованных лиц и бенефициаров, признанных таковыми в соответствии с законодательством о страховании, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и участников не -государственные пенсионные планы;
  • организует предоставление услуг по передаче электронных сообщений о финансовых операциях;
  • совместно с Правительством РФ реализует мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности населения и малых и средних предприятий РФ;
  • в сотрудничестве с Правительством Российской Федерации разрабатывает и реализует политику повышения финансовой доступности физических лиц и малых и средних предприятий Российской Федерации;
  • выполняет другие функции в соответствии с федеральными законами.
Была ли эта страница полезной?

Да Нет

Последнее обновление: 02.04.2021

Ряскова Е.С. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА

Ряскова Е.С. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА

DOI: https: // doi.org / 10.15688 / jvolsu3.2018.4.13

Ряскова Екатерина Сергеевна

Ассистент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова, пер. Стремянный, 36, 115093 Москва, Российская Федерация, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , https://orcid.org/0000-0003-3855-4220


Аннотация. Статья посвящена анализу действий Центрального банка (ЦБ) Российской Федерации как мегарегулятора и выявлению причин усиления регулирующих функций Банка России.В тексте исследуются функции регулирования финансового рынка в России и странах мира.
В рамках текущей стратегии глобализации все вышеперечисленные функции находятся в рамках мегарегулятора как на государственном, так и на мировом уровне.
В 2013 году создан интегрированный механизм надзора за финансовым сектором Российской Федерации. При создании этого института на первый план вышла цель укрепления стабильности на финансовом рынке.
В статье рассматриваются направления трансформации функций, основные системные риски и действия Банка России в соответствии с этими рисками на фоне разворачивающегося мирового кризиса. Современный этап развития мировой экономики, а также взаимосвязь и взаимозависимость всех государств, составляющих единую мировую финансовую систему. Центральные банки, в том числе усиление контроля над всей финансовой системой государства. Также в тексте много внимания уделено деятельности системно значимых банков и анализу действий Банка России по регулированию этих институтов.
В статье отмечаются положительные результаты регулирования и даются рекомендации по совершенствованию надзорной и регулирующей деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Ключевые слова: финансовый рынок, Центральный банк России, мегарегулятор финансового рынка, системный риск финансового сектора.


ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК МЕГАРЕГУЛЯТОРА Рясковой Е.С. под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 Международная лицензия.

Вложения:
2_Ryaskova.pmd.pdf
URL: https://ges.jvolsu.com/index.php/en/component/attachments/download/1359
476 Kb 202 Загрузки

ЦБ РФ

Центральный банк Российской Федерации — Обзор стратегического SWOT-анализа

— дает исчерпывающее представление об истории компании, корпоративной стратегии, структуре бизнеса и операциях.Отчет содержит подробный SWOT-анализ, информацию о ключевых сотрудниках компании, основных конкурентах и ​​основных продуктах и ​​услугах.

Этот актуальный отчет компании поможет вам сформулировать стратегии развития вашего бизнеса, позволив вам лучше понять своих партнеров, клиентов и конкурентов.

Сфера деятельности

  • Описание бизнеса — подробное описание операций и бизнес-подразделений компании.
  • Корпоративная стратегия — краткое изложение бизнес-стратегии компании GlobalData.
  • SWOT-анализ — подробный анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз компании.
  • История компании — Развитие ключевых событий, связанных с компанией.
  • Основные продукты и услуги — Список основных продуктов, услуг и брендов компании.
  • Ключевые конкуренты — список основных конкурентов компании.
  • Ключевые сотрудники — список ключевых руководителей компании.
  • Биографии руководителей — краткое изложение истории занятости руководителей.
  • Ключевые операционные руководители — список сотрудников, возглавляющих ключевые отделы / функции.
  • Важные местоположения и дочерние компании — список основных местоположений и дочерних компаний компании, включая контактную информацию.
Основные моменты

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) предлагает выпуск валюты, устанавливает денежно-кредитную политику, предоставляет ключевую информацию и аналитические материалы, осуществляет надзор за финансовым рынком и национальной платежной системой, а также проводит исследования и публикации.Выпуск валюты включает монеты, денежные знаки, памятные и инвестиционные монеты. Денежно-кредитная политика включает валютную политику, инструменты денежно-кредитной политики и операционные графики. Информационные и аналитические материалы включают банковский надзор, консультационные документы и национальный буфер капитала противодействия циклам. Финансовые рынки включают стратегию развития финансового рынка, защиту потребителей финансовых услуг и инвесторов, развитие финансового рынка, регулирование финансового рынка и надзор за участниками финансового рынка.Национальная платежная система состоит из макроэкономической финансовой статистики, статистики национальной платежной системы и специального стандарта распространения данных МВФ. Центральный офис Банка России находится в Москве, Россия.

Причины для покупки

  • Получите ключевые сведения о компании для академических или бизнес-исследований. Ключевые элементы, такие как SWOT-анализ и корпоративная стратегия, включены в профиль, чтобы помочь вашим академическим или бизнес-исследованиям.
  • Определите потенциальных клиентов и поставщиков с помощью анализа бизнес-структуры, операций, основных продуктов и услуг и бизнес-стратегии компании в этом отчете.
  • Поймите бизнес-структуру и стратегии ваших конкурентов и отреагируйте на них с помощью подробного SWOT-анализа GlobalData. При этом анализируются основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы компании, что дает вам актуальное объективное представление о компании.
  • Изучите потенциальные инвестиции и объекты приобретения с помощью этого отчета, подробно описав стратегические, коммерческие и операционные показатели компании.
Примечание: Некоторые разделы могут отсутствовать, если данные по компании недоступны.
Раздел 1 — О компании
Центральный банк Российской Федерации — основные факты
Центральный банк Российской Федерации — ключевые сотрудники
Центральный банк Российской Федерации — биографии ключевых сотрудников
Центральный банк Российской Федерации — основные продукты и услуги
Центральный банк Российской Федерации — История
Центральный банк Российской Федерации — местонахождение и дочерние компании
Головной офис
Прочие места и дочерние компании
Раздел 2 — Анализ компании
Обзор компании
Центральный банк Российской Федерации — Описание деятельности
Центральный банк Российской Федерации — SWOT-анализ
SWOT-анализ — Обзор
Центральный банк Российской Федерации — Сильные стороны
Центральный банк Российской Федерации — Слабые стороны 90 208
Центральный банк Российской Федерации — Возможности
Центральный банк Российской Федерации — Угрозы
Центральный банк Российской Федерации, Обзор последних сделок
Раздел 3 — Приложение
Методология
О GlobalData
Свяжитесь с нами
Заявление об ограничении ответственности
Список таблиц
Центральный банк Российской Федерации, основные факты
Центральный банк Российской Федерации, ключевые сотрудники
Центральный банк Российской Федерации, ключевой сотрудник Биографии
Центральный банк Российской Федерации, основные продукты и услуги
Центральный банк Российской Федерации, История
Центральный банк Российской Федерации, другие места
Центральный банк Российской Федерации, дочерние компании
Центральный банк Российской Федерации, обзор последних сделок 90 208

Российская Федерация

Российская Федерация

Правовая система

Российская правовая система принадлежит к так называемой римско-германской правовой семье.

Судебная власть осуществляется судами. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, подсудным общим судам. Кроме того, Верховный суд осуществляет надзор за судами общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Экономика и финансовый сектор

В 2019 году экономика России заняла двенадцатое место в мире по ВВП.Страны ЕС, АТЭС и СНГ играют особую роль в географической структуре внешней торговли России.
Финансовый сектор Российской Федерации представлен следующими институтами: банки (более 80% совокупных активов), страховые и управляющие компании, микрофинансовые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и инвестиционные портфели в рамках доверительное управление.

Ассоциация российских банков (АРБ) и Ассоциация банков России (Ассоциация «Россия») объединяют банковское сообщество Российской Федерации.

Отдел финансовой разведки

Росфинмониторинг (Федеральная служба финансового мониторинга) — это российское подразделение финансовой разведки (ПФР), которое действует как центральный орган, координирующий работу всех государственных органов, связанных с ПОД / ФТ / ХПФ. Росфинмониторинг — ПФР административного типа. Она была создана в ноябре 2001 г. и первоначально находилась в ведении Министерства финансов, но с 2007 г. является отдельной федеральной службой.С 2012 года финансовая разведка России подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации. Как ПФР, Росфинмониторинг получает, обрабатывает и анализирует информацию, относящуюся к ОД / ФТ / CFP, и, при необходимости, передает ее правоохранительным органам. Кроме того, Росфинмониторинг является органом регистрации и надзора для ряда секторов, включая лизинговые компании и агентов по недвижимости.

Руководителем российской делегации в ЕАГ является Юрий Чиханчин , Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Агентства, участвующие в системе ПОД / ФТ

Институциональная структура ПОД / ФТ / CPF в России включает ряд федеральных министерств и других органов исполнительной власти.

Координацию действий в рамках национальной стратегии и политики осуществляет Межведомственная рабочая группа под председательством Главы Администрации Президента Российской Федерации (действующая как на уровне страны, так и в каждом федеральном округе, где осуществляется межведомственная координация на региональном уровне). уровень достигнут).

Межведомственное взаимодействие также осуществляется в рамках Национального антитеррористического комитета, Государственного комитета по борьбе с наркотиками, Антикоррупционного совета при Президенте Российской Федерации, Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма.

Межведомственная комиссия по ПОД / ФТ под председательством директора Росфинмониторинга отвечает за координацию эффективного функционирования системы противодействия отмыванию денег.

Деятельность Межведомственной комиссии по ПОД / ФТ осуществляется при поддержке Консультативного совета, в который входят представители крупнейших профессиональных ассоциаций и частного сектора, а также Совета по комплаенсу, в который входят представители крупнейших финансовых организаций. учреждения и УНФПП.

В системе ПОД / ФТ / CPF задействованы следующие агентства:

Правовая основа

Международное сотрудничество

Российская Федерация является одним из государств-учредителей Организации Объединенных Наций (ООН), Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Шанхайской организации сотрудничества ( ШОС), Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и Совету руководителей подразделений финансовой разведки Содружества Независимых Государств (Совет ОФИУ СНГ).Членство в ОБСЕ, БРИКС, G20, АТЭС и др.

Росфинмониторинг представляет интересы Российской Федерации на профильных форумах Группы Эгмонт — с 2002 г., ФАТФ — с 2003 г., ЕАГ — с 2004 г., Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ — с 2012 г., МАНИВЭЛ — с 2011 г., а с 2011 г. имеет статус наблюдателя в АНГ.

Россия оказывает техническую помощь странам-участницам Евразийской группы, включая обучение специалистов подразделений финансовой разведки, надзорных и правоохранительных органов.Для этих целей создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга, который выполняет следующие функции в системе противодействия отмыванию денег в Российской Федерации:

  • ведущий донор технической помощи в Евразийском регионе;
  • организация основного образования;
  • координатор Международного сетевого института ПОД / ФТ;
  • экспертно-информационный центр.

Роль Федеральной резервной системы во время Второй мировой войны

Великая депрессия повлияла на общества по всему миру.Экономическая катастрофа вызвала политическую напряженность, которая нарастала на протяжении 1930-х годов. Результатом стала Вторая мировая война. В сентябре 1939 года вторжение Германии в Польшу вызвало войну между основными европейскими державами. В декабре 1941 года Япония напала на Перл-Харбор. Германия и Италия объявили войну США. Американский «арсенал демократии» присоединился к союзным странам, включая Великобританию, Францию, Китай, Советский Союз и многие другие, в борьбе против альянса Оси. Контрнаступление союзников началось в 1942 году.Ось сдалась в 1945 году.

Когда Соединенные Штаты вступили в войну, Совет управляющих выпустил заявление, в котором указывалось, что Федеральная резервная система «была». . . готов использовать свои полномочия, чтобы всегда обеспечивать достаточный запас средств для финансирования военных действий »(Board of Governors 1943, 2). Финансирование войны было в центре внимания военной миссии Федеральной резервной системы. Эта миссия отличалась от миссии Системы до и после войны.

Финансы легли в основу военных действий.Перед войной американские вооруженные силы были небольшими, а оружие морально устаревшим. Военным потребовалось закупить тысячи кораблей, десятки тысяч самолетов, сотни тысяч транспортных средств, миллионы орудий и сотни миллионов патронов. Военным нужно было набирать, обучать и направлять миллионы солдат на театры боевых действий на шести континентах. Выполнение этих задач требовало выплаты предпринимателям, изобретателям и фирмам, чтобы они, в свою очередь, могли закупать припасы, платить рабочим и производить оружие, с помощью которого американские солдаты и моряки побеждали своих врагов.Военные расходы выросли с нескольких сотен миллионов долларов в год до войны до 85 миллиардов долларов в 1943 году и 91 миллиарда долларов в 1944 году. 1

Планы финансирования войны были разработаны Министерством финансов и Федеральной резервной системой. Эти организации часто встречались, чтобы определить, как финансировать войну и организовать механизм сбыта государственных ценных бумаг Соединенных Штатов.

План предусматривал максимально возможное финансирование войны за счет налогов и внутренних займов. 2 Оплата войны за счет сборов с текущих доходов снизит инфляционное давление, будет способствовать экономическому росту во время войны и будет способствовать экономической стабильности после восстановления мира.

Чтобы направить сбережения американских граждан на военные нужды, Казначейство и Федеральная резервная система выпустили на рынок ряд ценных бумаг, которые удовлетворяли бы потребности всех классов инвесторов, от мелких вкладчиков, которые хотели вкладывать средства на время войны, до крупных корпораций. с временно неработающими средствами.Для распределения этих ценных бумаг двенадцать Федеральных резервных банков организовали комитеты Фонда Победы и разработали планы по маркетингу военных облигаций в сотрудничестве с коммерческими банками, предприятиями и добровольцами.

Чтобы сохранить разумные расходы на войну, Казначейство попросило Федеральный резерв установить процентные ставки на низком уровне. Резервные банки согласились покупать казначейские векселя по процентной ставке в три восьмых процента в год, что значительно ниже типичной ставки мирного времени, составляющей 2–4 процента.Привязка процентной ставки вступила в силу в июле 1942 года и продолжалась до июня 1947 года. Резервные банки снизили свою учетную ставку до 1 процента и создали льготную ставку в полпроцента для кредитов, обеспеченных краткосрочными государственными обязательствами, что существенно ниже трех процентов. до 7 процентов, что было обычным явлением в 1920-е годы. Все резервные банки ввели эти ставки весной 1942 года. Ставки оставались в силе до января 1948 года. 3

Федеральная резервная система сосредоточилась на поддержке финансирования войны при минимизации инфляционных последствий.Инфляция вызывала опасения, потому что политика военного времени увеличивала доходы, занятость и денежную массу, ограничивая доступное предложение потребительских товаров. Когда больше денег преследует меньшее количество товаров, цены обычно растут. Чтобы не допустить, чтобы рост цен подорвал военные усилия, правительство учредило ряд программ. Сюда входили правила, регулирующие цены на товары и заработную плату рабочих, а также программу нормирования дефицитных товаров и потребительских товаров длительного пользования. Федеральная резервная система способствовала этим усилиям, регулируя потребительское кредитование.Постановление W Совета требовало крупных авансовых платежей и коротких сроков погашения ссуд на приобретение широкого спектра потребительских товаров длительного пользования. Кредиты в рассрочку были ограничены до двенадцати месяцев. Ссуды с разовым платежом были ограничены до девяноста дней.

Чтобы позволить Федеральной резервной системе выполнять свои задачи военного времени, Совет управляющих попросил Конгресс внести поправки в Закон о Федеральной резервной системе. Одна поправка позволила Правлению изменить резервные требования в банках Нью-Йорка и Чикаго, известных как центральные резервные города, без изменения требований для других банков.Вторая поправка разрешила Системе покупать государственные ценные бумаги непосредственно у Казначейства. Третья поправка освободила депозиты военного займа от требований к резервированию на время чрезвычайной ситуации.

Президент также издал ряд указов, определяющих роль Системы в военное время. Указ № 9112, изданный 26 марта 1942 г., установил программу гарантированных ссуд промышленности для военного производства. Приказ № 9336 от 24 апреля 1943 г. расширил сферу действия программы.Для этой программы Совет разработал общую политику после консультаций с резервными банками, а также с Военным министерством, Военно-морским департаментом, Морской комиссией, Управлением администрации по ленд-лизу и Управлением военного судоходства. Резервные банки и филиалы выступали в качестве фискальных агентов для этих организаций. Банки и филиалы проанализировали финансовую состоятельность соискателей ссуды, определили типы финансирования, наиболее подходящие для удовлетворения потребностей заемщиков, подготовили необходимые документы и для всех ссуд на сумму менее 100000 долларов США (т.е., более половины всех ссуд), ускорили процесс, обработав ссуду на месте. Эта быстрая децентрализованная процедура ускорила операции для правительства и соискателя кредита, ускорив темпы промышленного роста.

Двенадцать Федеральных резервных банков и двадцать четыре отделения сыграли заметную роль в этих усилиях, и их работа от имени правительства в связи с этим расширялась на протяжении всей войны. В 1939 году в резервных банках работало около 11 000 человек. В 1943 и 1944 годах занятость в резервных банках достигла пика военного времени — более 24 000 человек.Комиссия по военным кадрам объявила усилия резервных банков жизненно важными для ведения войны. Таким образом, сотрудники Резервного банка не попали в армию, хотя сотни сотрудников Федеральной резервной системы пошли добровольцами на военную службу.

Около половины всего персонала Системы были задействованы в деятельности фискальных агентств. Большинство этих сотрудников были задействованы в операциях с сберегательными облигациями. Погоня за облигациями потребовала значительной работы сотрудников и должностных лиц резервных банков, в том числе президентов банков.

Обращение с облигациями военных сбережений было самой крупной операцией, выполненной Федеральными резервными банками. Федеральная резервная система полностью сотрудничала с Казначейством в организации и управлении кампаниями по военным займам. Работа включала помощь в подготовке и распространении рекламных материалов, таких как руководства и письма с инструкциями, для работников приводов, печать и распространение бланков подписки и составление таблиц подробных отчетов о результатах приводов.

Резервные банки выпускали сберегательные облигации непосредственно для населения и в качестве фискальных агентов вели консигнационные счета в тысячах банков и других агентов, которые выпускали сберегательные облигации. Резервные банки координировали свою деятельность, а также деятельность тысяч волонтеров и компаний, которые помогали продавать облигации. Большинство выпущенных облигаций было выпущено мелким номиналом (25 долларов или меньше), что объясняет колоссальный объем работы. По мере продажи облигаций были получены отчеты и денежные переводы, а также квитанции по облигациям, в которых указывалось, кто купил каждую облигацию.Корешки были объединены с теми, которые представляют собой облигации, выпущенные непосредственно резервными банками, а затем сведены в таблицу и отправлены в Казначейство. Резервные банки были единственным агентством по погашению облигаций за пределами Вашингтона, округ Колумбия. Многие резервные банки и их отделения создают отдельные центры погашения сберегательных облигаций за пределами своих обычных банковских кварталов.

Совет управляющих Федеральной резервной системы и банки продавали военные облигации своим сотрудникам. Каждая организация отслеживала общий объем продаж и публиковала информацию на рабочем месте.Например, в апреле 1943 года сотрудники ФРС Нью-Йорка приобрели облигаций на сумму более 87 000 долларов, что позволило армии приобрести 105-мм гаубицу и истребитель P-51 Mustang. В августе 1944 года ФРС Нью-Йорка получила письмо и фотографию самолета под названием «N.Y. Federalist », который базировался в Англии и совершал полеты над Францией и Германией

.

Федеральный резервный банк Чикаго оказал Казначейству особые услуги по рассмотрению дел о перевыпуске сберегательных облигаций, погашение которых невозможно без разрешения Казначейства.ФРС Чикаго рассматривала все эти дела из всех частей страны, независимо от того, подавались ли они через резервный банк или напрямую через Казначейство. ФРС Чикаго также обеспечивала ответственное хранение всех сберегательных облигаций, приобретенных персоналом военного министерства. Федеральный резервный банк Кливленда предоставил услуги по хранению сберегательных облигаций, приобретенных военно-морским персоналом.

Федеральный резервный банк Нью-Йорка проводил операции Стабилизационного фонда обменного курса в соответствии с разрешениями и инструкциями Казначейства.Эти операции включали покупку и продажу золота и иностранной валюты и ведение счетов для различных иностранных центральных банков и иностранных правительств в связи с отношениями между Соединенными Штатами и их зарубежными союзниками. ФРС Нью-Йорка активно участвовала в зарубежных сделках. В нем находились золотые и долларовые счета пятидесяти девяти иностранных государств. Он стал все более активно участвовать в обработке официальных денежных переводов из Соединенных Штатов в зарубежные страны, особенно в связи с содержанием американских вооруженных сил за рубежом.

Все резервные банки действовали в качестве агентов Казначейства по операциям по контролю за иностранными фондами. Цель состояла в том, чтобы облегчить законные транзакции, одновременно создавая барьеры против манипуляции Axis долларовыми активами и доступа Axis к международным рынкам. Резервные банки обрабатывали заявки на получение лицензий и отчеты об операциях.

В целом, Федеральная резервная система сыграла важную роль во время Второй мировой войны. ФРС помогала финансировать войну, финансировать наших союзников, накладывать эмбарго на наших врагов, стабилизировать экономику и планировать послевоенное возвращение к мирной деятельности.

Пока ФРС помогала в тылу, тысячи сотрудников Федеральной резервной системы и миллионы американцев записались в вооруженные силы; более 400 000 служащих, в том числе десятки сотрудников ФРС, отдали свои жизни за свою страну. Мужчины из Федеральной резервной системы сражались и умирали в живых изгородях в Нормандии, в Бельгии, в горах Италии и на пляжах Тихого океана. В устном историческом интервью карьерный сотрудник Федерального резервного банка Далласа вспомнил свой самый памятный рабочий день: 8 декабря 1941 года.Она и ее коллеги слушали по радио, как президент Рузвельт описывал нападение на Перл-Харбор и объявил об объявлении Конгрессом войны Японии. После этого, безмолвно, один за другим, семеро мужчин поднялись из-за своих столов и вышли из здания, чтобы добровольно пойти на службу.

Центральный банк Российской Федерации и его функции

Основным финансовым учреждением страны является Центральный банк Российской Федерации, г. Москва. Это особая организация, основной целью которой является регулирование финансово-кредитной системы.Центральный банк Российской Федерации (г. Москва, ул. Неглинная, 12) — связующее звено между исполнительной властью и всеми секторами экономики.

Это учреждение создано 13 июля 1990 года. Оно является правопреемником Комитета государственной безопасности СССР.

Что такое организация и кому она принадлежит?

ЦБ не влияет на деятельность физических лиц. Основными контрагентами являются все банки страны независимо от формы собственности.Является юридическим лицом, имеет собственный капитал и устав. Но при этом полностью в федеральной собственности. Другими словами, он принадлежит государству.

Выполняемые функции

Центральный банк Российской Федерации — организация, в обязанности которой входит более двадцати аналитических и практических функций:

  • Монополистическая эмиссия (эмиссия) наличных денег.
  • Устанавливает правила расчетов и контролирует их выполнение.
  • Разработка и развитие концепции денежно-кредитной политики.
  • Разработка и осуществление расчетов с нерезидентами.
  • Контроль за проведением банковских операций.
  • Осуществление выплат вкладов физическим лицам в случае банкротства финансовых организаций, не входящих в систему обязательного гарантирования вкладов.
  • Обслуживание бюджетов всех уровней. В некоторых случаях внебюджетные средства.
  • Регистрация кредитных организаций и товариществ, выдача, а также приостановление и отзыв лицензий, контроль деятельности.
  • Регистрация и контроль негосударственных пенсионных фондов.
  • Хранение кассовых резервов коммерческих банков.
  • Выпуск и регистрация ценных бумаг. Отчетность по исходу вопроса.
  • Противодействие распространению инсайдерской информации (полученной преступным путем) и манипулирование рынком.
  • Кредитные организации и их рефинансирование.
  • Управление и контроль платежных систем.
  • Все банковские операции, необходимые для нормального функционирования учреждения.
  • Управление золотовалютными резервами.
  • Регулирование и контроль валютной деятельности.
  • Операции по получению и обслуживанию государственного долга, в том числе получение кредита на покрытие дефицита бюджета.
  • Процедура санации (санации) проблемных банков.
  • Установка курса обмена на соответствующий банковский день.
  • Сделки и сделки, согласованные с Международным валютным фондом.
  • Прогноз и развитие платежного баланса.
  • Функции банковского надзора за кредитными и некредитными финансовыми организациями, а также банковскими группами, акционерными обществами и корпоративным сектором.
  • Статистика иностранных инвестиций.
  • Анализ и прогноз состояния экономики.

Региональная структура

Центральный банк Российской Федерации имеет представительства в каждом из девяти федеральных округов. Кроме того, почти в каждом крупном городе есть разветвленная сеть отделений.

Важнейшими федеральными управлениями являются Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, а также Северо-Западный и Уральский филиалы.

Какая ставка рефинансирования ЦБ РФ?

Одной из основных задач основного финансового учреждения является кредитование банковской системы. Ставка рефинансирования ЦБ РФ — это процентная ставка в исчислении одного календарного года, которая подлежит возмещению кредитными организациями по ссуде.Эта величина подлежит постоянной корректировке в зависимости от ситуации на денежном рынке страны, а также от инфляции и валового внутреннего продукта. Это главный инструмент макроэкономического регулирования в государстве.

Задачи центробанков по инфляции

Задача Центрального банка страны — поддерживать постоянный баланс с помощью этого показателя. Слишком высокая стоимость, несомненно, остановит скачок цен, но в то же время замедлит финансовый рост.И, наоборот, слишком низкие показатели помогут насытить экономику большим количеством дешевых денег, но при этом инфляция станет опасно неконтролируемой, что впоследствии неизбежно приведет к изменению модели стратегического планирования.

В то же время ставка дисконтирования является индикатором для инвесторов. Данные могут как привлечь, так и оттолкнуть потенциально заинтересованную компанию. Одно дело, когда всегда можно рассчитывать на помощь банковской системы страны. И совсем другое — когда для вложений нужно использовать только собственные средства.Соответственно растут и риски.

Размер мировых учетных ставок

На сегодняшний день ставка рефинансирования, установленная ЦБ РФ, составляет одиннадцать процентов годовых.

Это далеко не самый низкий показатель в мире. Так, размер учетной ставки до двух процентов установлен финансовыми учреждениями Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Канады, Японии, Великобритании, Еврозоны и США.

В банках Швейцарии и Швеции ключевой показатель в целом отрицательный.Эти нововведения связаны практически с нулевой инфляцией в странах. Объем экспорта долгое время катастрофически сокращался, что создавало серьезный риск удешевления национальных валют — швейцарского франка и шведской кроны. Также это часто приводило к снижению интереса потенциальных инвесторов.

Отрицательная учетная ставка означает, что учреждения страны платят Центральному банку за услуги по хранению денежных средств в его депозитариях. Развитые страны серьезно рассматривают возможность внедрения этого нововведения и участия отдельных лиц.

Размер учетной ставки ЦБ РФ за период деятельности

Размер ставки рефинансирования ЦБ РФ серьезно колебался в зависимости от процессов, происходящих в стране.

С момента образования нового государства этот показатель существенно менялся, иногда несколько раз в неделю.

До 2003 года он превышал значение на двадцать процентов. Ставка рефинансирования ЦБ РФ в разные периоды доходила до двухсот десяти процентов (в 1994 году значение сохранялось до конца апреля следующего года).В целом с июня 1993 года по июль 1996 года значение превышало сто процентов годовых. Совместные усилия правительства и банкиров позволили постепенно унять финансовую бурю. А в июне 1997 года значение достигло вполне приемлемых 21 процента. Но разразился кризис, и дефолт, последовавший за этими событиями, неоднократно снижал стоимость до ста пятидесяти процентов. Этот показатель был зафиксирован 27 мая 1998 года. Но через неделю он упал до шестидесяти.

С января 2004 года и по сей день основной показатель страны не превышал пятнадцати процентов.

1 июня 2010 года был зарегистрирован рекорд ЦБ РФ — всего семь целых семьдесят пять десятых процента.

Эмиссия денег

Одной из важнейших функций, выполняемых Центральным банком Российской Федерации, является эмиссия денег — выпуск наличных денег в обращение, что увеличивает их общий вес.

Задачи основного учреждения в этой области — контроль количества денег в обращении, обмен бесполезных (старых) банкнот, а также своевременное изменение дизайна банкнот для эффективного подделки монет.

Эту функцию ЦБ сложно переоценить, потому что рубль — единственное возможное платежное средство на территории страны.

Выдача денег осуществляется в наличной и безналичной форме.

Российская валюта не обеспечена ценными металлами и не имеет других коэффициентов эквивалентности.

Выпуск наличных рублей

Деньги наличные бумажные представляют собой номинал от пяти до пяти тысяч рублей. Они обладают всеми необходимыми современными средствами защиты — водяными знаками, защитной нитью, узорами из тонких линий, микротекстом, светящимися в ультрафиолете волокнами, обозначением названия, металлизированным краской, элементами рельефа, оттенками цвета, изменяемыми в зависимости от угла обзора.

Минимальная номинальная стоимость монеты, выпущенной Центральным банком Российской Федерации, составляет одну копейку.Максимум — десять рублей.

Отчеканены на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах из таких металлов и сплавов, как нейзильбер, сталь, медь, цинк, никель, латунь.

Эмиссия безналичных денег

Данная форма эмиссии является основой безналичных расчетов. Преследуемая цель — удовлетворение необходимых потребностей участников рынка в оборотных средствах. Часто капитала организации не хватает для выполнения конкретной функции. При определенных обстоятельствах для выполнения финансового задания могут быть выданы дополнительные деньги.Процесс работает на основе банковского (депозитного) множителя.

Это уникальный метод, потому что деньги, наряду с ЦБ, могут осуществлять банковские учреждения и даже кредитные организации. Конечно, под строгим контролем надзорного органа.

Злоупотребление процессом крайне затруднительно, поскольку такой выпуск производится исключительно с целью кредитования рыночной экономики.

Банк банков

Центральный банк Российской Федерации осуществляет надзорную функцию над всей банковской системой.

Первое — это выдача лицензий. А дальше — постоянный контроль за деятельностью предприятия, его ликвидностью. В случае необходимости проводится реабилитация с привлечением куратора. Лишение права ведения валютной деятельности или полный отзыв банковской лицензии осуществляется в случае невозможности работы на финансовом рынке.

Центральный банк создает благоприятные условия для функционирования кредитных организаций, регулирует денежные потоки и предоставляет займы.

Заключение

Деятельность Центрального банка Российской Федерации — важная составляющая отечественной экономики. Он призван сохранить финансовую стабильность страны, используя для этого широкий спектр возможностей.

p >>

NCC | NCC

Небанковская кредитная организация — Национальный клиринговый центр «Центральный контрагент» (сокращенно — НКЦ) получила новый статус 28 ноября 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и решение его единственного акционера — Группы Московская Биржа.

С момента регистрации 26 мая 2006 года до даты присвоения нового статуса НКЦ функционировал в качестве банковского учреждения — Банк «Национальный Клиринговый Центр» (Акционерное общество). НКЦ выполняет функции клиринговой организации и центрального контрагента (далее — ЦК) на финансовом рынке.С декабря 2007 года она оказывает клиринговые услуги на валютном рынке Группы, а затем развивает свои услуги в отношении ценных бумаг, деривативов, драгоценных металлов, товаров и стандартизированных внебиржевых деривативов на сегментах рынка.

В качестве центрального контрагента НКЦ принимает на себя риски, связанные со сделками, заключенными участниками в ходе торгов, действуя в качестве посредника между сторонами: то есть как продавец для каждого покупателя и как покупатель для каждого продавца, таким образом заменяя их договорные отношения между каждым из них. другие с соответствующими контрактами с центральным контрагентом.

НКЦ Основная и наиболее важная функция НКЦ — поддержание стабильности в обслуживаемых сегментах финансового рынка путем внедрения современной системы управления рисками, соответствующей международным стандартам, и предоставления участникам таких клиринговых услуг, которые позволили бы эффективно использование выделенных средств.

Передача клиринговых функций НКЦ, созданному для данной миссии, стала важным шагом в развитии Группы, а также в развитии всей инфраструктуры финансового рынка России, поскольку позволила отделить риски клиринговых организаций от биржевых. риски, связанные с перемещением последнего в клиринговую организацию с высокой капитализацией.

Наличие банковской лицензии позволяет НКЦ значительно повысить надежность и эффективность клирингово-расчетной системы Группы, поскольку, как небанковская кредитная организация, НКЦ, с одной стороны, подлежит строгому регулированию и надзору со стороны Банк России, а с другой стороны, имеет доступ к инструментам рефинансирования ЦБ. Используя услуги, оказываемые НКЦ в качестве клиринговой организации и центрального контрагента, участники рынка Группы получают ряд дополнительных преимуществ:

• НКЦ гарантирует исполнение обязательств перед каждым добросовестным участником по сделкам, заключенным с последним, независимо от того, как другие участники рынка исполняют свои обязательства.

• ЦК НКЦ избавляет участников от необходимости оценивать риски и устанавливать лимиты друг друга, поскольку участникам необходимо только оценить свои риски, принимаемые на НКЦ в качестве центрального контрагента.

• Клиринговые услуги НКЦ с частичным размещением обеспечения, а также взаимозачеты, выполняемые НКЦ, позволяют участникам более эффективно использовать свои средства и сокращать свои транзакционные издержки.

Присвоение НКЦ статуса квалифицированного центрального контрагента Банком России в 2013 году дает возможность российским участникам клиринга — кредитным организациям снизить требования к капиталу как для сделок с НКЦ, так и для обеспечения, размещенного на счетах, открытых в НКЦ.В 2014 году Банк России также присвоил НКЦ статус системно значимого центрального контрагента.

НКЦ Стратегическая цель НКЦ заключается в предоставлении участникам различных сегментов финансового рынка интегрированных клиринговых услуг, подразумевающих использование единого обеспечения и управление отдельными позициями (лимитами) участников при предоставлении клиринговых услуг на всех биржевых и внебиржевых рынках Группы.

С 2009 года НКЦ является членом Европейской ассоциации клиринговых палат центральных контрагентов (EACH), а с 2011 года — членом Глобальной ассоциации центральных контрагентов — CCP12.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *