Плавучие энергоблоки как комплексное решение для энергоснабжения в Арктике — Арктика
На фоне других источников генерации атомные станции малой мощности (АСММ) выглядят очень выигрышно: они не только экологичны, но и позволяют решить вопрос с тарификацией – обеспечить стабильную стоимость электроэнергии на годы, а также могут быть использованы для обеспечения теплоснабжения различных объектов.
Потенциально высокий спрос на АСММ может быть обеспечен не только за счет «гибкости» подобных станций в плане мощности, но и за счет большего количества вариантов их исполнения – речь идет не только о наземной, но и о плавучей версии АЭС.
Госкорпорация «Росатом» обладает технологическим преимуществом перед конкурентами в сегменте АСММ в плавучем исполнении за счет наличия референтных решений в области реакторных установок, судовых решений, производственных мощностей и устойчивой кооперации, которая используется при строительстве ледоколов и в головном проекте плавэнергоблоков – плавучей атомной электростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».
Ровно два года назад первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» пришвартовалась в порту Певека, самого северного города России, расположенного на Чукотке.
ПАТЭС представляет собой судно 144 метра в длину и 30 метров в ширину, водоизмещением 21,5 тыс. тонн. Реакторную установку для него – КЛТ-40С – разработало входящее в АО «Атомэнергомаш» предприятие АО «ОКБМ Африкантов». На плавэнергоблоке стоят две такие реакторные установки, вырабатывающие электрическую (до 70 Мвт) и тепловую (до 50 Гкал/ч) энергию.
В Певеке находятся золоторудные и горно-геологические компании, пищекомбинат, метеостанция, морской порт, а также привычная для любого другого города инфраструктура – школы, детские сады и пр. Сейчас станция обеспечивает электроэнергией более 50 % потребителей̆ в Чукотском автономном округе. Если говорить о масштабах всего региона, то, если бы не изолированность энергетического узла, в котором находится «Академик Ломоносов», станция могла бы уже в 2021 году выработать 23 % – 160 млн кВт⋅ч – от годового потребления всей Чукотки.
Ожидается, что с ростом добывающих объектов в районе Певека к 2030 году потребление в этом узле достигнет190 млн кВт⋅ч, и плавучая станция с этой нагрузкой справится самостоятельно.
ПАТЭС «Академик Ломоносов» стала «родоначальницей» целого семейства плавэнергоблоков, организацией серийного производства которых в настоящее время занимается машиностроительный дивизион Госкорпорации «Росатом» — АО «Атомэнергомаш».
Самое ближайшее развитие идеи плавучих атомных станций малой мощности – проект по энергоснабжению Баимской рудной зоны. В рамках договора, заключенного в 2021 году,
РИТМ-200 – это судовая реакторная установка, принципиально новое решение, не имеющее аналогов в мире и существенно отличающееся от предыдущих поколений судовых реакторов. В реакторах серии РИТМ применена интегральная компоновка (в отличие от блочной – на предыдущих поколениях РУ) с расположением парогенераторов внутри корпуса реактора. Именно эта особенность делает РИТМы в полтора раза легче и почти в два раза компактнее своих предшественников. Кроме того, РИТМы почти на 20 % мощнее своих предшественников. Иными словами, с учетом этих отличий РИТМы позволяют производить электроэнергию более экономными способами.
Проект по энергоснабжению Баимской рудной зоны станет первой «серийной» референцией по плавэнергоблокам. Серьезная конструкторская доработка ПАТЭС и использование новой реакторной установки делают плавэнергоблоки как продукт доступнее для клиентов в плане стоимости и «серийности» – в плане количества единиц и сроков их изготовления. Кроме того, за счет оптимизации технических решений у новых ПЭБов снижена себестоимость производства электроэнергии. А в связи с независимостью от рыночной цены на топливо (нефть/газ) при использовании плавэнергоблоков заказчик заранее также получает понимание себестоимости электроэнергии в течение всего жизненного цикла станции.
В 2021 году на Восточном экономическом форуме было подписано соглашение с компанией «Глобалтэк» по проекту энергообеспечения газового комплекса с использованием плавучих АЭС. Это проект по добыче и производству сжиженного природного газа (СПГ) в Якутии. В частности, ООО «Глобалтэк» заинтересовано в обеспечении завода по переработке СПГ энергоисточниками суммарной мощностью порядка 800 МВт. Здесь речь идет о потребности в увеличении единичной мощности ПЭБ до 200 МВт (эл.
). Поэтому в настоящее время Атомэнергомаш работает над следующей версией плавэнергоблока, в два раза более мощной, на базе реактора РИТМ-400. Соответственно, новая – более мощная – версия ПЭБа также предполагает более мощную турбину и другой корпус.
Реализация проекта энергообеспечения газового комплекса за счет ПЭБ позволит осуществить потенциальный выход на новый интегрированный продукт по применению атомных плавучих энергоблоков для проектов по производству СПГ и плавучих газохимических комплексов, а также продемонстрировать весь спектр возможностей технологии плавучих энергоблоков и подтвердить ее мощный потенциал как для развития Арктики и реализации крупных промышленных проектов в удаленных от энергетической инфраструктуры районах России, так и для мирового рынка.
Плавучие энергоблоки – это логическое продолжение работы АО «Атомэнергомаш» на рынке судостроения и одно из самых перспективных новых направлений атомной энергетики.
По сравнению с наземными станциями аналогичного назначения, плавучие АЭС имеют меньшие сроки ввода в эксплуатацию и подачи мощности за счет более простых нормативов и гибких комплексов применяемых технических решений. При этом атомная плавучая генерация является «зеленым» видом энергетики, в отличие от той же самой генерации на СПГ и уж тем более на дизеле, у которых тоже есть мобильные исполнения.
Подводя итог, к преимуществам ПЭБ можно отнести способность обеспечить потребности удаленных территорий и энергоемких коммерческих и промышленных объектов в электроэнергии, при этом осуществив переход в сторону экологически чистого источника электроэнергии, мобильность и оперативность ввода в эксплуатацию, возможность гибкого наращивания мощности за счет дополнительных блоков при наличии действующего флота, а также эффективное управление затратами за счет прогнозируемой стоимости электроэнергии на протяжении всего 60-летнего жизненного цикла ПЭБ.
Реализация таких проектов осуществляется и будет осуществляться в бóльшей степени силами отечественных предприятий, при локализации в 90 % и более.
Плавэнергоблоки имеют, без сомнения, большой коммерческий потенциал не только в России, но и за рубежом: интерес к ним уже проявляют Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и Африка. Проработки экспортного варианта оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ) в тропическом исполнении уже ведутся.
Статья «Плавучие энергоблоки как комплексное решение для энергоснабжения в Арктике» опубликована в журнале «Neftegaz.RU» (№11, Ноябрь 2022)
Первый в мире плавучий атомный энергоблок отправился на Чукотку
https://ria.ru/20190823/1557825277.html
Первый в мире плавучий атомный энергоблок отправился на Чукотку
Первый в мире плавучий атомный энергоблок отправился на Чукотку — РИА Новости, 23.08.2019
Первый в мире плавучий атомный энергоблок отправился на Чукотку
В Мурманске состоялась торжественная церемония отправки первого в мире промышленного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» на место. .. РИА Новости, 23.08.2019
2019-08-23T13:02
2019-08-23T13:02
2019-08-23T15:20
ядерные технологии
мурманск
государственная корпорация по атомной энергии «росатом»
росатомфлот
чукотка
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155782/97/1557829732_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_f8f4e5a6eb59b3cca780f438cdedc64c.jpg
МУРМАНСК, 23 авг — РИА Новости. В Мурманске состоялась торжественная церемония отправки первого в мире промышленного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» на место эксплуатации на Чукотку, передает корреспондент РИА Новости.Четырехпалубное судно, окрашенное в цвета российского флага, отправилось от причала «Росатомфлота» в порт Певек с помощью буксиров: один из них будет тянуть энергоблок, а другой — идти сзади и тормозить его. Рядом будет следовать третье, запасное судно.По расчетам специалистов, средняя скорость буксирного каравана при благоприятных условиях составит порядка четыре-пять узлов (семь-девять километров в час). Планируется, что на Чукотке «Академик Ломоносов» будет через три недели.Таким образом, в России завершается проект строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Весной прошли испытания, подтвердившие проектные показатели плавучего энергоблока.В июле петербургский Балтийский завод, где строился плавучий атомный энергоблок, официально передал его заказчику — концерну «Росэнергоатом». До конца года в Певеке планируется закончить сооружение береговых и гидротехнических сооружений для станции, а также инфраструктуры, которая обеспечит передачу электроэнергии в сети «Чукотэнерго» и тепла в город. Ожидается, что ПАТЭС начнет работать в декабре и заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.Как утверждают разработчики, ПАТЭС создана с большим запасом прочности, превышающим все возможные угрозы, так что ядерные реакторы неуязвимы для цунами и других природных катастроф.Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), оснащенной двумя реакторными установками, которые могут обеспечить энергией город с населением около ста тысяч человек. Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.Блок предназначен для использования в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.Главная его цель — обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы в открытом море.Назначенный срок эксплуатации «Академика Ломоносова» — сорок лет. На ПЭБ могут разместиться около 70 человек обслуживающего персонала. Для них предусмотрены жилые каюты, столовая, спортивный комплекс.
https://ria.ru/20190823/1557816430.html
https://ria.ru/20190822/1557770234.html
https://ria.ru/20190419/1552836672.html
мурманск
чукотка
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155782/97/1557829732_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_1a1a3527ebf8c1b21c31d4e0551e17c7.jpg1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
мурманск, государственная корпорация по атомной энергии «росатом», росатомфлот, чукотка
Ядерные технологии, Мурманск, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Росатомфлот, Чукотка
МУРМАНСК, 23 авг — РИА Новости. В Мурманске состоялась торжественная церемония отправки первого в мире промышленного плавучего атомного энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов» на место эксплуатации на Чукотку, передает корреспондент РИА Новости.
Четырехпалубное судно, окрашенное в цвета российского флага, отправилось от причала «Росатомфлота» в порт Певек с помощью буксиров: один из них будет тянуть энергоблок, а другой — идти сзади и тормозить его. Рядом будет следовать третье, запасное судно.
По расчетам специалистов, средняя скорость буксирного каравана при благоприятных условиях составит порядка четыре-пять узлов (семь-девять километров в час).
Планируется, что на Чукотке «Академик Ломоносов» будет через три недели.
Четвертый энергоблок Белоярской АЭС вышел на номинальную мощность23 августа 2019, 10:23
Таким образом, в России завершается проект строительства плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).
Весной прошли испытания, подтвердившие проектные показатели плавучего энергоблока.
В июле петербургский Балтийский завод, где строился плавучий атомный энергоблок, официально передал его заказчику — концерну «Росэнергоатом».
До конца года в Певеке планируется закончить сооружение береговых и гидротехнических сооружений для станции, а также инфраструктуры, которая обеспечит передачу электроэнергии в сети «Чукотэнерго» и тепла в город.
Ожидается, что ПАТЭС начнет работать в декабре и заменит выбывающие мощности Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ.
Как утверждают разработчики, ПАТЭС создана с большим запасом прочности, превышающим все возможные угрозы, так что ядерные реакторы неуязвимы для цунами и других природных катастроф.
«Росатом» предложил строить ледоколы «Лидер» по концессии, пишут СМИ22 августа 2019, 08:59
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), оснащенной двумя реакторными установками, которые могут обеспечить энергией город с населением около ста тысяч человек.
Кроме того, такие энергоблоки могут работать в островных государствах, на их базе может быть создана мощная опреснительная установка.
Блок предназначен для использования в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Главная его цель — обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы в открытом море.
Назначенный срок эксплуатации «Академика Ломоносова» — сорок лет. На ПЭБ могут разместиться около 70 человек обслуживающего персонала. Для них предусмотрены жилые каюты, столовая, спортивный комплекс.
Форум «Атомэкспо-2019» показал, как мирный атом может улучшить жизнь19 апреля 2019, 09:34
Плавучие атомные электростанции: техническое решение наземной проблемы (Часть I)
Версия для печати
Некоторое время назад Россия объявила о строительстве первой в мире плавучей атомной электростанции, которая будет поставлять 70 мегаватт электроэнергии изолированным населенным пунктам. . В случае успеха план воплотит в жизнь идею, вынашиваемую в США почти полвека назад. Это не широко известно, но в 1971 году Offshore Power Systems, совместное предприятие Westinghouse Corporation и Tenneco, предложило построить электростанции мощностью 1200 МВт на объекте стоимостью 200 миллионов долларов недалеко от Джексонвилля, штат Флорида.
Помещенные на огромные бетонные баржи, растения будут отбуксированы к ряду защищенных волнорезами причалов у восточного побережья. Используя общую лицензию на производство и методы массового производства, президент Westinghouse Джон Симпсон предсказал, что этот подход может вдвое сократить обычное время строительства завода и сделать плавучие реакторы экономичными.
В то время как Симпсон рекламировал свои экономические преимущества, коммунальные предприятия хотели, чтобы плавучие электростанции преодолели растущую оппозицию к наземным реакторам. Выбор места на северо-востоке и западном побережье был практически остановлен из-за общественного протеста, опасений по поводу сейсмической опасности и экологических проблем. 19 июля71, федеральный суд еще больше усложнил размещение, заставив предшественника NRC, Комиссию по атомной энергии, разработать подробные отчеты о воздействии на окружающую среду для проектов атомных станций.
На самом деле коммунальные службы Западного побережья так часто терпели поражение на предлагаемых участках прибрежных электростанций, что сворачивали вглубь страны в злополучном движении, чтобы найти приемлемые засушливые места. Выйдя в море, северо-восточные коммунальные предприятия надеялись решить свои политические проблемы.
Государственная электроэнергетическая и газовая корпорация Нью-Джерси отреагировала с энтузиазмом и выбрала первую площадку, Атлантическую генерирующую станцию, примерно в 10 милях к северу от Атлантик-Сити. Представитель PSEG заявил, что плавучие реакторы являются «единственным решением проблемы размещения атомных электростанций». Другие поставщики реакторов, в том числе General Electric, также изучали возможность плавучих реакторов.
Поддерживающий ответ регулирующих органов воодушевил должностных лиц OPS. Консультативный комитет AEC по защите реакторов в конце 1972 года дал довольно положительную оценку плавучим реакторам. «Мы считаем, что это очень положительное письмо, — сказал представитель Westinghouse по поводу ответа комитета, — и мы не видим никаких задержек. »
Компания Westinghouse реализовала свой грандиозный план и построила производственное предприятие недалеко от Джексонвилля. Объект включал в себя гигантский кран высотой 38 этажей — самый высокий в мире. Судя по исследованию корпорации RAND, у плавучих электростанций дела идут гладко. Спойлер: RAND выбрал для плавучих электростанций одну из самых непродуманных, но дальновидных аббревиатур — FLOPPS.
Во второй части рассказывается, как море стало бурным для плавучих растений.
Томас Уэллок, историк NRC
Страница Последнее изменение/обновление 23 сентября 2021 г.
Плавучая атомная электростанция производит электроэнергию в отдаленном регионе России порт Мурманск в Август.
Плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» пришвартовался в порту Певек Чукотского автономного округа на Дальнем Востоке России.
Александр Рюмин | ТАСС | Getty Images
Плавучая атомная электростанция впервые подключена к сети и начала производство электроэнергии в отдаленном регионе России.
В заявлении в четверг российская государственная атомная компания «Росатом» сообщила, что «Академик Ломоносов» начал производить электроэнергию в «изолированной сети Чаун-Билибино» в порту Певек на Чукотке, который расположен на Дальнем Востоке России. .
Названный Росатомом «единственным плавучим энергоблоком на планете», предполагается, что «Академик Ломоносов», отплывший из российского порта Мурманск в августе, станет важной частью энергоснабжения Чукотки. На ней установлено два реактора КЛТ-40С мощностью по 35 МВт каждый.
В то время как Росатом описывает объект как «первый в своем роде», история плавучих электростанций уходит в прошлое на десятилетия: США переоборудовали корабль под названием STURGIS в плавучую атомную электростанцию в 1960-е годы.
Росатом заявляет, что плавучая атомная электростанция подходит для удаленных районов и «островных государств», которым нужны стабильные и, по ее собственным словам, «зеленые» источники энергии. Интерес к технологии проявили представители Северной Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
Росатом ранее заявлял, что уже работает над плавучими энергоблоками второго поколения, которые будут строиться серийно и поступать на экспорт.
В заявлении, распространенном в конце августа, генеральный директор Росатома назвал запуск плавучей электростанции «знаковым событием для нашей компании и Чукотского региона».
Алексей Лихачев заявил, что «Академик Ломоносов» «гарантирует чистое и надежное энергоснабжение населения и предприятий региона».
В то время как в некоторых кругах существует волнение, связанное с этой схемой, существуют опасения, связанные с проектами атомной энергетики.
Частично это связано с громкими событиями, такими как катастрофа на Фукусиме в 2011 году, когда мощное землетрясение и цунами привели к расплавлению атомной электростанции Фукусима-дайити.
Со своей стороны, Росатом заявил, что его плавучая атомная электростанция спроектирована с «большим запасом прочности», который превосходит «все возможные угрозы» и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и «других стихийных бедствий».
Добавляется, что ядерные процессы на объекте соответствуют требованиям Международного атомного агентства и не представляют угрозы для окружающей среды.
Пол Дорфман, почетный старший научный сотрудник Института энергетики Лондонского университетского колледжа, сообщил CNBC по электронной почте, что, хотя «Академик Ломоносов» не так важен с точки зрения энергетики, он «значителен с точки зрения риска».
Дорфман объяснил по электронной почте опасения, которые, по его мнению, должны возникнуть у людей по поводу проекта. «Было бы чрезвычайно сложно, а может быть, и невозможно смягчить радиологические последствия ядерной аварии в Арктике», — сказал он.
Все атомные электростанции, добавил Дорфман, были уязвимы для непредвиденных внешних событий из-за человеческих или инженерных ошибок, которые включают случайное или преднамеренное повреждение.