КАКИЕ НАВЫКИ ПРИГОДЯТСЯ НАМ ЗАВТРА
Прогресс не стоит на месте, постоянно меняя жизнь и затрагивая все её аспекты. С развитием мира появляются новые профессии, сменяя те, которые по тем или иным причинам утрачивают актуальность. Предугадать, куда завернёт кривая прогресса, достаточно сложно, однако сегодня уже можно прийти к пониманию, какие новые профессии будут востребованы в ближнесрочной перспективе на рынке труда. Ещё в начале 2010-х никто и подумать не мог, что в мире будут востребованы операторы беспилотников и инженеры «умных» устройств, но сейчас у современного человека есть все ресурсы, чтобы определиться, какую новую профессию начать осваивать уже сейчас.
Фото: из открытых источников
Компетенции будущего: soft-skills и непрофессиональные навыки
Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в профессиях будущего, следует обладать рядом непрофессиональных, но особых навыков. Так считают специалисты и это диктует сам современный мир.
Причина вполне весомая и конкретная: рабочие задачи требуют всё больше интеллектуального труда, и как следствие — требуется высокая концентрация. Кроме того, условия крепкой позиции на рынке труда будущего требуют постоянного обучения и совершенствования навыков. Если раньше достаточно было отучиться пять лет и идти всю жизнь работать в одной профессии, то сейчас такое вряд ли возможно.
Куда идёт рынок труда
Глобальная проблема профессий в том, что они не всегда следуют прогнозам. Новые ячейки в общем поле работы появляются одновременно с возникновением и развитием технологий, однако какие из них «выстрелят», а какие останутся для узких кругов — предугадать сложно.
Фото: из открытых источников
Однако исследователи не зря получают свою зарплату, и уже сейчас их труды позволяют понять, на какие профессии будущего появится спрос в ближайшие годы. Так, абсолютно точно в числе высоковостребованных специалистов будут инженеры 3D-печати, возобновляемой энергии, проектировщики «умной среды», биоинженеры. Учитывая скорость прогресса, в прогнозируемое ближайшее десяттлетие лет в перечень может добавиться ещё не одна позиция. Однако нижеприведённые профессии однозначно будут в топах востребованности на рынке труда.
Самые перспективные профессии следующего десятилетия
Биоинженер
Специалисты в этой сфере будут изучать свойства живых организмов для того, чтобы научиться их менять. Что это значит: биоинженеры, в отличие от врачей, не будут искать рецепт бессмертия или лечить людей, но призваны способствовать развитию медицины и решать важнейшие вопросы. Например, остро в повестке стоит вопрос создания альтернативных источников пищи.
Фото: из открытых источников
Биоинформатик
Любая наука тоже естественным образом развивается, поэтому неудивительно, что в биологии востребованы специалисты, которые умеют изучать и анализировать данные в разных аспектах этой науки (включая молекулярную). Зачем? Чтобы открывать новые возможности в фармакологии и изучении живых организмов.
Проектировщик «умной среды»
«Умные дома» уже добрых пять-семь лет никого особо не удивляют. Создавать целую систему внутри помещения, благодаря которой жизнь и быт становятся существенно удобнее и практичнее, будут инженеры-проектировщики. Впрочем, почему «будут»? Они уже вполне успешно с этим справляются. А вот с ростом спроса на «умные среды», который наблюдается уже сейчас, таких специалистов будут буквально отрывать с руками и ногами.
Робототехник
Профессия не новая, но до сих пор, слыша выражение «профессия будущего», первое, что приходит в голову — это роботы. Роботы, к слову, очень давно вошли в нашу жизнь, и теперь лишь с каждым годом они становятся совершеннее и функциональнее. И всё же робот — это пусть и сложный, но инструмент. А обслуживать его должны специалисты с профильным образованием и навыками.
Фото: из открытых источников
Специалист по кибербезопасности
Преступность, увы, тоже не стоит на месте, и где высокие технологии — там кибермошенники и хакеры. Бороться с ними должны даже не столько люди, сколько совершенство сетевой инфраструктуры, и защитные сервисы, а создавать их могут только IT-специалисты конкретного профиля. Ну, и расследовать киберпреступления тоже надо.
Фото: из открытых источников
Специалист по альтернативной энергетике
Земные недра, как выяснилось, не неисчерпаемы, так что давно пора задуматься об альтернативных видах энергии. Тут поле непаханное для работы и творчества, и, соответственно, ближайшее будущее профессия специалиста по поиску и использованию таких видов будет востребована.
Нейропсихолог
Ментальная медицина тоже не стоит на месте, и для более качественного её применения на практике требуется изучать связь структуры и принципов функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением людей.
Кто этим будет заниматься? Нейропсихологи!
IT-разработчик
Эта профессия крайне востребована и высоко оплачивается уже сегодня, и, учитывая цифровизацию нашей жизни и быта, ещё долго не потеряет своих позиций. Благо, языков программирования создано — на любой вкус.
Инженер 3D-печати
Трёхмерная печать давно вышла за рамки создания примитивных моделей. Теперь это гигантский пласт производства, где требуются математические и творческие навыки и умения. 3D-печать применяется чуть ли не в каждой сфере, от строительства и медицины, до создания обуви.
Фото: из открытых источников
Архитектор виртуальной реальности
Виртуальная реальность — это не только аттракционы в торговых центрах. С помощью систем VR-миров можно создавать целые концепции в широком ряду направлений, от философии до законов природы и общества.
Резюме
В целом появление новых профессий и их прочное закрепление в нашей жизни требует времени. По этой причине и сложно заранее наверняка предсказать, какая сфера потребует новых специалистов в ближайшем будущем. Например, нет высокого спроса на профессии, связанные с космосом или нано-технологиями, хотя, казалось бы, в этом и есть будущее. Поэтому, чтобы не теряться в современном мире, нужно внимательно следить не только за ощущениями, но и тенденциями. И, разумеется, быть готовым к тому, что пастулат «одна профессия на всю жизнь» в современном и будущем мире уже не работает.
Источник
Теги:
Инженер 3D-печати, ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО
Что происходит с профессиями? | Данные рынка труда
Что происходит с профессиями? Говорят, некоторые из них умирают?
Нет. Это просто хайповая тема. За каждой профессией есть какая-то понятная, очевидная, «житейская» функция: лечит людей врач, добывает металл металлург, готовит пищу повар, и так далее. Но на протяжении истории человечества к базовым функциям добавлялись новые.
Названия профессий и описания функцийМногообразные названия профессий – это определения каких-либо действий, функций. Именно поэтому понятие «профессия» никогда не умрет: человечеству просто лень будет выкинуть тысячи удобных слов для описания нюансов какой-нибудь трудовой деятельности.
За каждой профессией скрывается некая полезная функция.
Эти функции часто расширяются, появляются новые, но крайне редко человечество от каких-либо отказывается. Стремительно появляются новые специальности и часто им просто не успевают дать собственное названия, а описывают набором знаний и компетенций. Но рано или поздно с развитием такой специальности у нее появляется имя, а в нашем «Атласе современных профессий» – новая строчка.
Что происходит с профессиями на самом деле: большая их часть, оставаясь в рамках своих функций, постоянно трансформируется. Как правило, под воздействием научно-технического прогресса, появления новых орудий труда и ряда других факторов.
Названия меняются, а функция профессии остаетсяПосмотрите сами: вчерашний «рикша»/кучер занимался «грузопассажирским извозом». Cто лет назад его место занял таксист, водитель. Через десяток лет возможно появится «оператор робототаксопарка». Функция прежняя – слова новые.
Впрочем, у «новых профессий» не всегда новые названия. Скажем, секретарь раньше должен был бойко отбивать текст на печатной машинке и телетайпе. Затем печатная машинка и телетайп сменились на текстовый редактор под MS DOS и факсимильный аппарат. Сейчас все заменил современный компьютер, завтра он будет с нейроинтерфейсом. Секретарь по-прежнему будет работать с документацией. Функция старая, но требования к знаниям, компетенциям и ПВК (профессионально важным качествам) постоянно меняются.
Фактически — это разные профессии, разные секретари.Любопытный пассаж: иногда название профессии остается прежним, а вот задачи представителя этой профессии и требуемые от него качества меняются. Условный слесарь уже не создаёт деталь, а обслуживает процесс её создания. А создает деталь уже условный инженер, который ее проектирует, а также техник, которые обслуживает весь комплекс – возможно, дистанционно. И фактически нашего условного слесаря нужно искать по склонностям уже не среди представителей типа «Человек-Техника», а среди классических представителей типа «Человек-Знаковая система». Изменились должностные обязанности – изменились нужные в работе профессиональные качества.
Профессии не умирают, а трансформируютсяПрофессии не умирают, а трансформируютсяВ исследовательском проекте «Дерево эволюции профессий» мы проследили эволюцию профессий, начиная от охотников и собирателей. Как и когда появлялись новые профессии, как они трансформировались.
А вроде бы исчезнувшие «люди-будильники» (профессия «Knocker uppe») никуда не делись. Ведь по сути дела это была не профессия, а должность, не требующая профессионального образования (такая же, как вахтер или заправщик), относящаяся к функционалу сферы услуг. Да и сотрудники ресепшн в отелях, в задачи которых входит вовремя будить попросивших о том клиентов, – доблестные наследники «будильников», стучавших палками в окна англичан.
Низкоквалифицированный труд по-прежнему востребован. Те, кто в прошлом веке чистил обувь, сегодня сделают уборку дома, выгуляют собаку, а физически сильные традиционно займут сегмент грузчиков и строительных разнорабочих.
Задачи профессий почти не изменились за всю историю существования человека. Задача обеспечения людей орудиями труда проложила путь от кузнеца до сталевара на металлургических заводах. Учетчиков и счетоводов сменили секретарь и программист. Собиратели корешков стали агрономами.
Когда меняются орудие труда – профессия эволюционирует, сохраняя свою функцию.
Профессии деградируют? Да.А вот это, увы, близко к истине. Центр исследований «Навигатум» в том же проекте «Дерево эволюции профессий» обратил внимание на тренд, предсказанный учеными и фантастами, – снижение требований к сути профессий. Разница заметна даже в пределах короткого исторического периода:
Объём знаний и навыков медсестры в 50-х примерно совпадает со знаниями и навыками современного доктора. Сталевар прошлого работал с длинным ковшом в руке у раскаленной печи и мог определить температуру металла по цвету и вязкости. А сейчас у него для этого есть датчики и механизированные инструменты. Водитель-дальнобойщик 70-х должен был обладать смекалкой, уметь починить почти любую поломку; рассчитать маршрут и сориентироваться на местности, справляться с «лысой» резиной без всяких систем торможения типа АБС, и так далее.
У 51,5% массовых профессий мы насчитали значительные изменения в их «профессионально важных качествах». Процесс изменений идет каскадно (что затрудняет исследования и анализ). А система образования практически не реагирует на эти перемены, тотально запаздывая. Родителей живо интересуют «профессии будущего» (оператор дрона, разработчик виртуальной реальности, робопсихолог и другие варианты с разной степенью вероятности их реального появления).
Есть ли на самом деле «профессии будущего»?С одной стороны – нет: задачи профессий остаются прежними, как бы ни менялись названия для новых модификаций старых профессий. Оператор дрона доставит пиццу вместо курьера. Человек, обучающий машины ездить самостоятельно, пару веков назад мог бы стать жокеем.
Но с другой стороны, от жокея и от «учителя Теслы» требуются совершенно разные качества, знания и навыки! Получается, что ответ на вопрос выше зависит от того, как мы определяем термин «профессия». Если за ним стоит не функция, решаемая задача, а совокупность качеств, знаний и навыков, – тогда всерьез можно говорить о новых профессиях.
На современном рынке труда порядка 65% из 3,5 тысяч названий массовых профессий появились только в прошлом веке. Можно предположить, что действительно с каждым годом будут появляться новые занятия для людей.
Что происходит с профессиями на данный момент? На рынка труда нет статистически значимого количества вакансий из различных списков «профессий будущего». Но думать о том, какие ниши могут появиться на рынке труда, и какие специалисты понадобятся, чтобы их заполнить, стоит. Правильно предсказать – значит получить профессию, в которой пока низка конкуренция, а также шанс «встать у истоков».
Проблема «профессий будущего» — не столько в стоимости технологий, сколько в несовершенстве современного «цифрового мира»: технологические решения уязвимы для хакерства. Дело не в том, чтобы заменить все машины на автодроны. Сложность в том, чтобы сохранить безопасность машин – как от банального вандализма, как и от умных взломщиков, которые могут «влезть в код» и отправить эти машины разгрузиться на свой склад.
На основе главы книги «Рынок труда в России»
Рисунки: Екатерина Копытина
Новые профессии повышают занятость Обновленный справочник по профессиям, выпущенный Министерством людских ресурсов и социального обеспечения Китая (MHRSS), скоро будет напечатан.
Семьдесят четыре новых профессии были включены в каталог в пяти группах, таких как менеджеры B&B, репетиторы семейного образования, гиды по образовательному туризму и специалисты по робототехнике.
Эти возникающие новые профессии не только предлагают новые возможности трудоустройства и выбора, но и стимулируют развитие соответствующих отраслей и отражают тенденции в новых технологиях и требованиях. Они являются индикатором экономического развития Китая.
Согласно статистике, опубликованной Китайской академией информационных и коммуникационных технологий, цифровая экономика Китая выросла с 22,6 трлн юаней (3,24 трлн долларов) в 2016 году до 45,5 трлн юаней в 2021 году, что составляет 390,8 процента ВВП Китая.
Процветающее развитие цифровой экономики катализирует появление цифровых профессий. Половина из 18 новых профессий, представленных в этом году, связана с цифровой экономикой.
Ян Вейго, декан Школы труда и человеческих ресурсов Китайского университета Жэньминь, сказал, что цифровая экономика стала частью жизни людей и привела к появлению новых продуктов и бизнес-моделей, что привело к появлению новых профессий.
Мужчина участвует в чжэцзянском подразделении национального конкурса новых профессий и цифровых навыков в качестве уполномоченного по устройствам IoT, ноябрь 2021 г. (People’s Daily Online/Gong Xianming)
По мере того, как Китай продвигается вперед по пути зеленого перехода, зеленые рабочие места, в том числе менеджеры по выбросам углерода, оценщики измерения поглотителей углерода и консультанты по энергосбережению и сокращению выбросов, вступили в золотой век быстрого развития.
Официальный представитель MHRSS сказал, что углеродный пик и нейтралитет необходимы Китаю для достижения более качественного и устойчивого экономического и социального развития. Чиновник добавил, что это меняет энергетические и экономические структуры, способствует модернизации промышленности и созданию «зеленых» рабочих мест.
Например, бизнес B&B всего за несколько лет превратился в крупную отрасль, в которой задействованы миллионы сотрудников, в том числе менеджеры B&B – новая профессия, появившаяся в последние годы.
Поскольку системы городского железнодорожного транспорта постоянно вводятся в эксплуатацию, в секторе городского железнодорожного транспорта наблюдается огромный спрос на профессионалов. Новая профессия мастера по ремонту городского рельсового транспорта как раз и закладывает прочную основу для обеспечения лучшей жизни людей.
Кроме того, по мере того, как люди стремятся к лучшей жизни, создается ряд новых профессий, таких как повара по приготовлению напитков и гиды по образовательному туризму.
Сотрудник Минздравсоцразвития отметил, что новые профессии еще не включены в перечень признанных профессий 2015 года, но в настоящее время охватывают профессии, в которых задействовано определенное количество сотрудников, с относительно независимыми и зрелыми профессиональными и квалификационными требованиями.
Женщина участвует в чжэцзянском подразделении национального конкурса новых профессий и цифровых навыков в качестве специалиста по применению сервисных роботов, ноябрь 2021 г. (People’s Daily Online/Gong Xianming)
Признание новых профессий имеет большое значение для рынка труда. Ли Чанъань, профессор Университета международного бизнеса и экономики, сказал, что признание и регулирование в стране новых профессий, возникающих в условиях экономического и социального развития, повысит общественное признание и доверие к новым рабочим местам и привлечет больше людей, ищущих работу. с работодателями, тем самым способствуя занятости.
Ванг Бо, гид по образовательному туризму, очень рад такому признанию. «Я мог только сказать, что я руководитель летнего или зимнего лагеря, когда представился в прошлом. Теперь я могу использовать новое название профессии, чтобы обращаться к себе, и я надеюсь, что в будущем меня узнают больше родителей и детей. , — сказал Ван.
По данным Колледжа туризма города Чжэцзян в провинции Чжэцзян на востоке Китая, все 30 его выпускников, специализирующихся в области управления гостиницами и гостиницами, получили работу в этом году, что свидетельствует об огромном спросе на рынке труда.
Сегодня в Китае насчитывается около 100 миллионов сотрудников, занятых в новых профессиях, таких как курьеры онлайн-доставки, операторы онлайн-маркетинга и онлайн-репетиторы, и их число продолжает расти.
Сообщается, что органы управления кадрами и социального обеспечения установят соответствующие стандарты для новых профессий и запустят программы обучения и оценки.
«Признание новых профессий и разработка соответствующих профессиональных стандартов послужат основой для определения специальностей профессионального образования и учебных курсов, а также для составления соответствующих учебников, что поможет лучше связать подготовку кадров с рынком и обществом», — сказал Ли.
(веб-редактор: Чанг Ша, Ду Минмин)
О People’s Daily Online | Присоединяйтесь к нам | Связаться с нами
Copyright © 2022 Жэньминь жибао онлайн. Все права защищены.
Профессии в Америке сегодня
Рассматривать ли профессии как высшую точку человеческих достижений или, по пикантному выражению Джорджа Бернарда Шоу, как «заговор против мирян», нет никаких сомнений в том, что они играли доминирующую роль. роль в индустриальном и постиндустриальном обществе с начала ХХ в. Трудно представить нашу эпоху без врачей, юристов и бухгалтеров, к которым мы обращаемся за помощью в критические моменты; или архитекторы и инженеры, формирующие среду, в которой мы живем; или журналисты и преподаватели, у которых мы ищем информацию, знания, а иногда и мудрость.
Около сорока лет назад в выпуске Dædalus , посвященном исключительно профессиям, приглашенный редактор Кеннет Линн заявил: «Повсюду в американской жизни профессии торжествуют». Далее он прокомментировал: «Учитывая эту драматическую ситуацию, поистине удивительно, как мало мы знаем о профессиях».
Кажется, сейчас мы знаем о профессиях гораздо больше, чем сорок лет назад; конечно, нет недостатка в научной и популярной литературе по конкретным профессиям, не говоря уже о профессиях в совокупности. Но сами профессии за это время не застыли. Действительно, в последнее время они подверглись совершенно новому давлению, от растущего распространения новых технологий до растущей важности зарабатывания денег.
В последние годы о профессиях не всегда была хорошая пресса. Обеспокоенная свидетельствами некомпетентности и нечестности, широкая публика, похоже, утратила свое некритическое восхищение профессионалом. Некоторые специалисты в сфере высшего образования считают ползучий профессионализм врагом либерального обучения. Возможно, наиболее драматично то, что мощные рыночные силы, не сдерживаемые силами равной силы, делают все более трудным определение того, чем сегодня профессионалы отличаются от тех непрофессионалов, которые также обладают властью и ресурсами в обществе.
Триумфальные, с одной стороны, и подвергающиеся критическому анализу, с другой, профессии сегодня нуждаются в новом внимании. В следующих эссе наши авторы рассматривают профессии в современной Америке и саму идею призвания или призвания. Мы ставим вопрос о том, выживут ли профессии в своей узнаваемой форме, разовьются ли они в совершенно иные образования или полностью исчезнут; и адекватны ли методы, разработанные для обучения профессионалов, текущим интеллектуальным, практическим и этическим требованиям этих ролей.
Как правило, профессии состоят из людей, которым дается определенное количество престижа и автономии в обмен на бескорыстное выполнение для общества набора услуг. В середине века такие американские социологи, как Бернард Барбер, Эверетт Хьюз, Роберт Мертон и Талкотт Парсонс, описали определяющие характеристики профессий. Барбер, например, выделил четыре атрибута: высокая степень обобщенных и систематических знаний; основная ориентация на интересы общества, а не на личные интересы; высокая степень самоконтроля поведения посредством этического кодекса; и система денежных и почетных наград, которые символизируют достижения самой работы. В последнее время важные исследования конкретных профессий были проведены Эндрю Эбботом, Ховардом Беккером, Эллиотом Фрейдсоном, Энтони Кронманом и Полом Старром — и это лишь некоторые из тех, кто подошёл к профессиям с социологической точки зрения. Эти органы подчеркивают роль четких режимов обучения, формального лицензирования и процедур, посредством которых необученные, некомпетентные или неэтичные лица могут быть исключены из практики.
На наш взгляд, шесть общих мест характерны для всех профессий, если их правильно толковать: стремление служить интересам клиентов в частности и благополучию общества в целом; свод теории или специальных знаний со своими собственными принципами роста и реорганизации; специализированный набор профессиональных навыков, практик и действий, уникальных для профессии; развитая способность выносить объективные суждения в условиях как технической, так и этической неопределенности; организованный подход к обучению на основе опыта как индивидуально, так и коллективно и, таким образом, к получению новых знаний из контекста практики; и развитие профессионального сообщества, ответственного за надзор и мониторинг качества как в практике, так и в профессиональном образовании.
Основная черта любой профессии — стремление служить ответственно, бескорыстно и мудро — устанавливает условия договора между профессией и обществом. Центральное место этого обязательства определяет изначально этические отношения между профессионалом и обществом в целом. Это также создает существенную напряженность между двумя полюсами профессиональной ответственности: обязанностью служить интересам своего непосредственного клиента и обязательством перед обществом в целом. Двойная ответственность адвоката, заключающаяся в том, что она одновременно является должностным лицом суда и ревностным защитником своих клиентов, иллюстрирует это напряжение. Неспособность ответственно справиться с этим напряжением часто создает условия, которые мы назвали «скомпрометированной практикой» 9.0003
Во-вторых, каждая профессия претендует на базу теоретических знаний – совокупность исследований, концепций и традиций, являющихся нормативным пробным камнем для ее усилий. Независимо от того, является ли эта база знаний сводом биомедицинских исследований и теорий, собранием священных текстов или сводом законов, постановлений и юридических решений, авторитет профессий во многом опирается на знания, которые в какой-то степени развиваются независимо от профессиональной деятельности и в связи с ней. По этой причине большинству профессий, если их правильно понять, есть место в академии, в мире высшего образования. Ожидается, что как во время профессионального образования, так и в ходе своей карьеры практикующий профессионал будет в курсе роста и изменений в этой базе знаний.
В-третьих, определяющей характеристикой любой профессии является владение областью практики. Профессии — это, по сути, практические выступления. Не случайно мы регулярно ссылаемся на профессиональных «практиков» и профессиональную «практику». Технические навыки анализа и аргументации, лечения и ритуала, обдумывания и диагностики, действия и взаимодействия являются отличительными чертами любой профессии. Обычно мы идентифицируем профессии по самим практикам, которыми занимаются их представители. Эти практики часто развивались совершенно независимо от предполагаемой базы знаний и этических норм профессии. Таким образом, на практике существует предсказуемый конфликт между нормами академии и нормами сообщества профессиональных практиков. То, как этот конфликт проявляется в определении стандартов компетентной практики и злоупотребления служебным положением, а также условий для утвержденного профессионального образования, представляет собой драму, которая регулярно разворачивается в каждой профессиональной области.
В-четвертых, отличительной чертой всех профессий, даже помимо прототипических практик каждой из них, является повсеместное состояние неопределенности, новизны и непредсказуемости, которое характеризует профессиональную работу. В то время как большая часть профессиональной практики является рутинной, основные проблемы профессиональной деятельности связаны с необходимостью делать сложные суждения и решения, ведущие к квалифицированным действиям в условиях неопределенности. Это означает, что профессиональная практика часто осуществляется на полях ранее изученных выступлений или за их пределами. Это обстоятельство создает две взаимосвязанные проблемы для профессиональной практики и образования: профессионалы должны быть обучены действовать в неопределенных пределах своего предыдущего опыта, а также должны быть готовы учиться на последствиях своих действий для развития нового понимания и улучшения рутины. Они также должны разработать способы обмена этим пониманием с другими профессионалами, чтобы все профессиональное сообщество извлекло пользу из их понимания.
Потребность в профессиональном суждении и действиях в условиях неопределенности порождает пятое общее место профессий: постоянная потребность учиться на своем опыте – становиться умнее, мудрее и опытнее благодаря самому опыту вдумчивого участия в профессиональной практике и рефлекторно. Но ни один практикующий профессионал не может достичь этой цели и адекватно обобщить и оценить уроки практики, работая в изоляции. Условия профессиональной практики и профессионального обучения требуют создания и бесперебойного функционирования профессиональных сообществ.
Таким образом, шестая особенность связана с обучением практике в качестве члена профессионального сообщества, на которого возложена ответственность за установление и обновление стандартов как для практики, так и для профессионального образования, за критический анализ заявок на новые идеи и методы и широкое распространение достойных. в сообществе практики, а также для общего наблюдения за качеством работы на всех этапах карьеры.
В настоящее время мало кто будет оспаривать утверждение, что врачи, юристы, архитекторы, бухгалтеры, инженеры и священнослужители являются профессионалами. Большинство считает медсестер, социальных работников и учителей критически важными, хотя и менее престижными профессиями. (Более низкий престиж последней группы практикующих обычно объясняется статусом тех, кому они служат, и тем фактом, что их ряды уже давно состоят в основном из женщин — ситуация, которая может измениться.) Другие практикующие, такие как политики , журналисты и сотрудники программ фонда имеют некоторые претензии на профессиональный статус. Мы бы не считали художников, артистов, спортсменов или бизнесменов профессионалами в обычном смысле этого слова; но стоит отметить, что любой человек или группа могут вести себя как профессионалы. И мы также можем предположить, что некоторые группы рабочих, например, инженеры, повысили свой статус профессионалов, в то время как другие, такие как бухгалтеры, в последние годы подорвали статус своей профессии.
Каковы бы ни были тонкости определения, профессии восходят к древним временам — например, клятва Гиппократа была с нами на протяжении тысячелетий. Аспекты обучения, опыта, членства и исключения были характерны для средневековых гильдий. Когда столетия назад в Европе создавались университеты, они предназначались в первую очередь как учреждения для подготовки специалистов: врачей, теологов и священнослужителей, юристов, преподавателей дисциплин. Уже в позднем Средневековье было ясно, что подготовка молодых людей (а они были невообразимо молоды!) к «исповедованию» представляет собой серьезную задачу, и что новое учреждение — университет — нуждается в изобретении для достижения этой цели.
На протяжении веков споры крутились вокруг того, как представители профессий организовывались для практики. Разновидности гильдий и профессиональных обществ, а также разнообразные учебные заведения устанавливают стандарты качества и лицензирования. Их цель состояла в том, чтобы обеспечить качество посредством контроля доступа, таким образом защищая общественность от опасностей некомпетентных практиков, и защищать профессии от пращей и стрел возмущенных клиентов, политических лидеров и организованных (а также неорганизованных) конкурентов.
В начале двадцатого века различные авторитеты написали фундаментальные работы по профессиям. С социологической точки зрения Макс Вебер подчеркивал моральное, а также техническое и прагматическое измерение научных профессий. Изучая медицинскую профессию в Соединенных Штатах, педагог Абрахам Флекснер подчеркнул важную связь между медицинской профессией и недавним взрывным ростом науки; эта тенденция потребовала внедрения профессионального образования в университеты. В Соединенных Штатах прогрессивное движение той эпохи повысило престиж профессий и придало им статус элиты. Ожидалось, что профессионалы отложат в сторону личные мотивы и будут вести себя бескорыстно и социально ответственно.
В середине века, как описано в более раннем Dædalus , профессии достигли высот статуса, и лучшими в каждой профессии восхищались как образцами для подражания. Однако политика приема и пристрастия к лицензированию в значительной степени не позволяли женщинам и тем, кто не имел привилегированного образования, заниматься этой профессией. Тенденции эгалитаризма 1960-х открыли профессии для гораздо более широкого круга талантов; в то же время, однако, идеал бескорыстного профессионала становился все более неуловимым, а критика «элитных» профессий усиливалась. Стоит отметить, что сейчас, в то самое время, когда профессии бросают вызов в Америке и других западных обществах, предпринимаются попытки закрепить их в других частях мира. В современном Китае, например, предпринимаются напряженные усилия по установлению права как сферы, независимой от государства, и по обучению юристов видеть себя в качестве должностных лиц независимой судебной системы. В Гонконге и на материковом Китае разгорелись споры о том, в какой степени журналисты должны защищать государство, заниматься самоцензурой, освещать события в нейтральной манере или служить противовесом официальной пропаганде. Было бы иронично, если бы профессии завоевали доверие в Восточной Азии, несмотря на то, что они теряют легитимность в обществах, где они когда-то процветали.
Примерно десять лет назад, отражая тенденции в психологии и образовании, две группы — Программа подготовки к профессии и проект GoodWork — приступили к крупномасштабным исследованиям профессиональной жизни в современной Америке. Цели этих эмпирических исследований состояли в том, чтобы изучить ряд американских профессий и сделать более широкие выводы о состоянии и перспективах профессионального обучения и жизни. Оба исследования включают сравнительный аспект и оказались синергически дополняющими друг друга. Большинство тематических очерков в этом номере Дедал вырос из решения этих двух исследовательских групп сотрудничать над набором документов, которые извлекают уроки из совместных усилий групп.
Под руководством ученых из Фонда Карнеги по развитию преподавания Программа подготовки к профессиям направлена на то, чтобы понять характер профессиональной подготовки сегодня в различных областях, включая медицину, право, инженерию, преподавание, уход за больными и министерство. Ученые в Карнеги также изучают докторскую степень. как профессиональная степень, которая готовит людей к карьере в академических профессиях математики, истории, неврологии, химии, английского языка и образования. Думая о докторской степени. как программа профессиональной подготовки проливает совершенно новый свет на понятие «доктор философии». Работа группы Карнеги в первую очередь касается периода, предшествующего профессиональной практике, большая часть которой происходит в формальной образовательной среде. Общие места, изложенные выше, возникли на первых этапах исследования Карнеги.
Под руководством ученых Клермонтского университета, Гарвардского университета и Стэнфордского университета проект GoodWork исследует более зрелую практику — опыт как новых, так и опытных профессионалов, пытающихся справиться с меняющимися условиями и мощными рыночными силами. Проект GoodWork исследовал, среди прочего, журналистику, генетику, театр, право, филантропию и высшее образование. В современной концепции хорошая работа состоит из трех аспектов: совершенство в профессиональной деятельности; постоянная озабоченность социальными и этическими последствиями своей работы; и чувство со стороны практикующего, что он или она занимается важной работой и чувствует себя хорошо.
Во многом толчком к проекту GoodWork стало наше осознание того, что неконтролируемые рыночные силы представляют собой серьезную проблему для профессий. Когда ни одна линия не остается неприкосновенной, кроме конечной, различие между профессионалами и «простыми работниками» исчезает. По нашим наблюдениям, нынешний упор на рыночные модели и принципы при отсутствии значительных противодействующих сил религиозного, идеологического или общинного характера представляет собой огромный вызов для всех профессий. Это наблюдение подтверждается нашими исследованиями молодых рабочих. В то время как все признают и приветствуют особенности хорошей работы, значительное число молодых специалистов в настоящее время чувствуют себя неспособными заниматься хорошей работой. И поэтому они утешают себя верой в то, что, как только они добьются денежного успеха, они смогут его преследовать — типичный триумф целей над средствами.
В совокупности эссе из этого сборника свидетельствуют о неизменном значении этих профессий в Америке и других странах; к их извечной хрупкости, особенно перед лицом могущественных и относительно неоспоримых сил; и к необходимости как отличного и этического обучения во время формирования, так и сильной образовательной и институциональной поддержки на протяжении всей профессиональной жизни.