Производство титана в россии: Российский титан: от легенд к реальности

Российский титан: от легенд к реальности

В последние недели информационное пространство оказалось буквально заполнено титаном, все только и говорят об этом химическом элементе. Поводом послужила новость о том, что Boeing приостанавливает закупки российского титана.

Фото: ilmenite.ru

Дело тут, на самом деле, не только в последних событиях: авиастроитель планомерно шёл к диверсификации поставок, к сокращению объёма закупок из России. И ведь не только Boeing, экспорт в целом сокращается: в прошлом году объёмы уменьшились почти на четверть.

Правда, чуть позже компания Airbus, которая порядка 60% титана закупает у нас, призвала не отказываться от российских поставок, поскольку такая политика больше ударит как раз по западной экономике.

А ещё о титане вспомнили в связи с коллапсом на рынке офисной бумаги, цена которой за считаные дни увеличилась в несколько раз. В данном случае речь идёт о диоксиде титана — незаменимом продукте в лакокрасочной отрасли, производстве пластмасс и той же бумаги. Сырья для титановых белил в России нет, что называется, «как оказалось».

Две стороны

Ситуация в титановой промышленности нашей страны сложилась интересная. Когда мы говорим о российском титане, то в первую очередь подразумеваем работу ПАО «ВСМПО-Ависма» — предприятия, которое объединяет металлургические и химико-металлургические активы. Более 20 лет «ВСМПО-Ависма» поставляло продукцию тому же Boeing, и руководитель авиастроительной компании даже как-то сказал, что «немного России есть в каждом производимом нами самолёте».

ПАО «ВСМПО-Ависма» позиционируется как крупнейший российский и даже мировой производитель титана и титановой продукции, которые компания поставляла в полсотни стран.
Это одна сторона медали. А вот теперь вторая: по данным ФГБУ «ВИМС», внутреннее потребление титановых руд и концентратов составляет 216 тыс. тонн, при этом сырьевой продукции мы производим 8,8 тыс. тонн.

Доля импорта во внутреннем потреблении таким образом составляет 96%, суммарный объём — 73 млн долларов. Почти 170 тыс. тонн титановых руд и концентратов на наши предприятия поставляла Украина, ещё 38,7 тыс. тонн — Вьетнам, меньше 2 тыс. тонн приходилось на прочие страны. Ильменитовые концентраты украинских месторождений считаются (или считались) лучшим сырьём для переработки сульфатным способом.

Фото: ilmenite.ru

Всё дело в особенной структуре рынка, которая досталась нам ещё от СССР, когда появилась распределённая схема производства изделий из титана: добыча сырья была сосредоточена на Украине, производством металла же занимались предприятия России, Казахстана и той же Украины. В середине века, когда отрасль формировалась, это не имело значения: производственный цикл был реализован в границах одной страны. Когда же Союз распался, мы немедленно остались без МСБ и оказались зависимы от внешних поставок.

«Весь объём концентратов завозится из-за границы. Исторически со времён Советского Союза основным поставщиком концентратов были предприятия на территории Украины, но в силу геополитических обстоятельств поставки сырья приобрели более сложный и затратный характер»,  — отмечал директор ООО «Объединённые урановые предприятия» (ОУП) Руслан Димухамедов ещё до начала операции на Украине. Сейчас это ещё мягко сказано.

В России есть минерально-сырьевая база титана, причём внушительная. На долю нашей страны приходится 12,5% запасов планеты (по данным Минприроды за 2019 год). Однако вклад России в мировое производство концентратов титана составляет всего 0,04%. Причина в том, что наше сырьё традиционно считается продуктом более низкого качества по сравнению с импортом, плюс к тому наша промышленность не заточена на него.

«Существуют три вида титанового концентрата: ильменитовый хлоридного и сульфатного сортов и рутиловый. Последний мировые производства, в том числе и российские, потребляют меньше, и этот концентрат в несколько раз дороже. Сульфатный сорт идёт на пигментные производства, в «Крымский титан», хлоридный сорт — сами знаете, куда.

Основной поставщик — это Украина, и что с этим делать, пока непонятно. С одной стороны, мы обладаем крупной МСБ по титану, с другой же, наша МСБ готовилась без учёта конкретных потребностей нашей страны.

Так, ПАО «ВСМПО-Ависма» потребляет ильменитовые концентраты с содержанием титана около 60%. Сам по себе минерал ильменит может содержать только 48%, что означает, что украинское сырьё является рутилизированным ильменитом», — рассказал генеральный директор ФГБУ «ВИМС» Олег Казанов.

Получается, что понадобится либо корректировка технологии, либо шихтование рутилом.
Но в итоге: МСБ есть, а действующих месторождений… Не то чтобы совсем нет. Есть Ловозерское титан-ниобий-тантал-редкоземельное месторождение ПАО «ФосАгро», но лопаритовый концентрат, который здесь выпускают, — продукт очень специфический.

Имеется ещё и огромнейшее Ярегское месторождение, больше известное как нефтяное. Добычу здесь ведёт ООО «Лукойл-Коми», что же касается титана, то это больше перспективы. Но по факту сегодня можно говорить только об одном действующем производителе титанового концентрата в России — Туганском ГОКе «Ильменит».

«В 2020 году добыча титана из недр составила 440 тыс. тонн (в пересчёте на диоксид титана). Практически в полном объёме он был потерян: извлечение составило 3 тыс. тонн диоксида титана (это, в основном, титан, содержащийся в 9 тыс. тонн лопаритового концентрата).

При этом в стране было произведено 65 тыс. тонн титанового пигмента (из импортного сырья на мощностях «Крымского титана») и 30 тыс. тонн губчатого титана (в основном из импортного сырья и в небольшом количестве из отечественного лопаритового концентрата).

Таким образом, на фоне значительных собственных запасов титана его производство из отечественного сырья находится на недопустимо низком уровне, а развитие отрасли ограничивают существенные объёмы импортных поставок», — высказался директор «Аркминерал-Ресурс» Андрей Тренин.

Правда, кажется, есть основания ждать перемен.

Фото: ilmenite.ru

Один в поле воин

В конце прошлого года начал работу ГОК «Ильменит»: он выпускает цирконовые, ильменитовые и рутил-лейкоксеновые концентраты.

«И карьер, и фабрика работают. На данном этапе идёт отладка технологии. Поскольку мы выпускаем несколько продуктов, необходим тщательный подбор технологических режимов, чтобы мы смогли выпускать товарные продукты с проектными характеристиками», — подтвердил генеральный директор Туганского ГОКа «Ильменит» Андрей Кабанов.

Почему так и почему именно сегодня? Нет, дело не в последних политических событиях — запуску ГОКа предшествовали годы предварительной работы. И уж конечно причина не в том, что месторождение открыли в последние годы.

«Да бросьте вы: «Недавно открыли!». Я ещё в институте учился, когда нам рассказывали про Туганское месторождение — огромное, богатейшее, уникальное. Его запасы оцениваются примерно в 250 млн тонн рудных песков. Запустив вторую очередь комбината (пока работает первая), мы планируем перерабатывать 2,3 млн тонн рудных песков в год.

То есть запасами мы обеспечены больше чем на 100 лет. Тем более что есть перспектива прироста запасов за счёт соседних участков. А годом открытия месторождения считается 1957-й», — рассказал Андрей Кабанов.

Ну что, не прошло и 70 лет с открытия, как ГОК запустили. Директор предприятия говорит о той же причине, которую упоминал Андрей Тренин: зависимость от импортных поставок и изначальная ориентированность на импортные концентраты, которые прежде не считались импортными. Примерно та же ситуация сложилась в урановой отрасли, когда после распада СССР добывающие мощности остались на территории соседних государств.

В итоге Туганское месторождение начали отрабатывать в 2005 году, до 2015-го шла работа в опытном режиме. Объёмы были небольшими, оборудование задействовали непроизводительное, да в целом, говорит Андрей Кабанов, никуда не торопились, потому что импортные (включая украинские) поставки оставались стабильными.

Фото: ilmenite.ru

Через 10 лет используемое оборудование и производительность признали неэффективными, а фабрику закрыли для поиска новых решений. На это ушло ещё два с лишним года, в 2018 году на предприятии выполнили предпроектные работы по поиску современного оборудования и выбору оптимальных режимов работы фабрики.

В 2019-м получили положительное заключение Главгосэкспертизы на разработанную проектную документацию. После этого началась подготовка к строительству.

«В 2020-2021 году мы вели строительные работы, заказали оборудование, а весной 2021-го к реализации проекта подключилось ООО «Объединённые урановые предприятия» (ООО «ОУП», входит в контур управления «АРМЗ»), которое приобрело пакет акций ТГОК «Ильменит» в размере 25% уставного капитала минус одна акция, прим. ред).

Началось интенсивное финансирование, это было очень ощутимо, потому что за 6 месяцев мы смогли закончить нашу стройку и выйти на режим пусконаладки. Это при том, что на этот период пришлись ковидные ограничения, к тому же существенно подорожали строительные материалы. Но мы всё равно работали без простоев и запустились в запланированный срок», — рассказывает г-н Кабанов.

Пока это первая очередь, и ГОК отрабатывает запасы Южно-Александровского участка Туганского месторождения. Однако основные залежи сосредоточены в Кусково-Ширяевском участке, где предприятие планирует построить более мощную фабрику. Андрей Анатольевич абсолютно уверен, что второй очереди быть.

Для титановой отрасли это момент принципиальный. На данном этапе объёмы переработки не такие большие: мощность фабрики составляет 575 тыс. тонн, ильменитового концентрата, содержащего титан, ГОК намерен производить порядка 13 тыс. тонн. В общероссийском объёме потребления это не так уж и много. А вот вторая очередь — это, по предварительным планам, уже 2,3 млн тонн переработанной руды и 60-70 тыс. тонн концентрата.

Основным потребителем томского титана является и, вероятно, останется ПАО «ВСМПО-Ависма». Ему, по данным Андрея Кабанова, требуется порядка 120 тыс. тонн ильменитового концентрата в год. То есть Туганский ГОК сможет закрыть больше половины этих потребностей, а это уже серьёзная заявка. Связка российского производителя концентрата и российской металлургической компании очень важна для нашей страны, ведь всё идёт к необходимости развития собственного авиастроения.

«Я не знаю, почему мы так долго не отрабатывали Туганское месторождение. Это вообще сложный вопрос, почему освоение Сибири занимает несколько веков: ещё в царскую эпоху началось, и до сих пор огромная территория не освоена.

Наш объект находится в обжитом районе, у нас нет никаких проблем ни с транспортной, ни с энергетической инфраструктурой. Для второй очереди нам понадобятся дополнительные объёмы природного газа, но об этом у нас уже есть предварительная договорённость с администрацией Томской области. Дорогами мы обеспечены.

Сотрудников тоже подобрали: у нас работают жители Томска (до города от нас 30 км) и окрестных посёлков и деревень. Коллектив молодой — средний возраст наших сотрудников 35 лет. Персонал фабрики мы сами и обучили: в регионе активнее развивается сельское хозяйство.

Мы набирали людей без профильного опыта, пригласили их в октябре-ноябре, на стадии монтажа оборудования, чтобы они «почувствовали железо». Сейчас эта задача уже решена, работники обучены и уже имеют опыт работы», — рассказывает Андрей Кабанов.

Отметим, что такая схема набора персонала сегодня активно применяется в российской добывающей отрасли, где в последние годы идёт активный запуск новых предприятий. Например, Михеевский ГОК «Русской медной компании» решил кадровый вопрос таким же образом: предприятие находится между посёлками Варна и Карталы, и его работниками стали бывшие аграрии и пасечники — в регионе развиты эти направления. Сегодня это уже практикующие горняки и обогатители.

Директор ТГОКа в целом настроен оптимистично и видит большие перспективы для своего предприятия. И тот факт, что сегодня российская промышленность лишилась доступа к части импортного оборудования, по словам руководителя предприятия, «Ильмениту» не помешает. Предприятие успело приобрести всё необходимое оборудование, закупило и расходные материалы, и запасные части — резервы есть.

Правда, оборудование комбината по большей части импортное — собрали со всего мира. Ну ничего, говорит, Андрей Анатольевич, при необходимости заместим продукцией российских производителей или из Китая. Этот вопрос ГОК уже прорабатывает.

Африканда: планы вот такой вышины

«С 2014 года прошло много времени, все были так воодушевлены, намеревались начать работать со всем своим и развивать импортозамещение. А получилось так, что мы просто приспособились и жили, как раньше. Нужно полностью поменять подходы к собственному развитию.

Вместо импортозамещения нужно ставить цель саморазвития страны. Импортозамещение превратилось в мантру, статус отечественного производителя — в звание, которое даёт зелёный свет везде. Реально же всё это не работает. Надо ставить более амбициозные цели, делать акцент на те отрасли, которые действительно помогут развить не только куски экономики России, но и дать огромный смежный эффект.

Для развития собственной титановой промышленности в первую очередь нужно строить свои специализированные комбинаты, современные предприятия на основе собственного сырья, которые подразумевали бы всю производственную цепочку от месторождения до конечной продукции.

Таким проектом, в частности, является Африканда: он сможет обеспечить значительную долю российского потребления качественными отечественными продуктами на основе диоксида титана», — заявляет Андрей Тренин.

На самом деле, месторождения Африканда известно уже 100 лет — его открыли ещё раньше, чем Туганское, аж в 1917 году. Уже после революции началась разведка, был даже получен первый концентрат. Месторождение содержит титаномагнетит, а также редкий минерал перовскит, из которых можно извлекать не только титан, но ещё и ниобий, тантал и РЗМ.

Так вот, на Африканде уже пытались наладить производство. Сначала в 1930-х здесь взялись за титан и торий, но мощности по переработке так и не появились: титан прекрасно производили из украинского ильменита, а технологий отделения тория в тот момент не было.

Вторая попытка пришлась на 1950-е: здесь заработала обогатительная фабрика, заточенная на извлечения железа для производства чугуна. Получалось дорого и неэффективно, поэтому фабрику сначала переориентировали, а постом и вовсе закрыли. В 1972-м запасы титановых руд Африкандовского месторождения сняли с госбаланса.

К проекту вернулись уже в нулевых, когда учёные Кольского научного центра РАН нашли возможность эффективно перерабатывать перовскитовый концентрат. И здесь звезда Африканды, похоже, зажглась ещё ярче, чем прежде.

Вдруг оказалось, что у нас есть не просто месторождение с огромными запасами востребованных минералов, но объект, во многом готовый к отработке: рядом населённый пункт, источник электроэнергии, автомобильная и железная дороги и даже порт.

«В 2014 году мы получили лицензию на разработку центрального участка месторождения, в конце прошлого года завершили бурение силами ФГБУ «ВИМС» и Центральной Кольской экспедиции. Сейчас материалы на аналитике, к концу года мы надеемся разработать ТЭО кондиций и поставить запасы на баланс с тем, чтобы уже приступить к проектированию», — поделился директор «Аркминерал-Ресурс».

Отрабатывать месторождение предполагается открытым способом, это будет круглогодичный карьер. Прогнозные ресурсы всего массива месторождения Африканда составляют 50 млн т диоксида титана. Пока «Аркминерал-Ресурс» будет работать только на Центральном участке, где сосредоточено 6,7 млн т диоксида титана. На предприятии отмечают, что на месторождении практически отсутствует вскрыша, а рудное тело залегает, считай, на поверхности, что заметно облегчает процесс добычи.

А теперь вернёмся к словам Андрея Тренина о необходимости создавать комплексное производство. Специалист подчеркнул, что предприятие не намерено продавать перовскитовый концентрат, иначе производство окажется нерентабельным. Реализовывать компания планирует конечные продукты: диоксид титана, ниобий, тантал, РМЗ.

План такой. В рамках первого этапа построить ГОК для обогащения руды и производства перовскитового концентрата. Дальше должен заработать химико-металлургический комплекс для переработки концентрата и получения обозначенных выше продуктов. А есть ещё и третий, перспективный: создание рафинировочного комплекса для разделения коллективного РЗМ-концентрата на отдельные РЗМ-оксиды и производства соединений на их основе.

«На основе такого проекта, как Африканда, здесь, в Мурманской области, одном из самых развитых горнорудных регионов России, есть возможность построить целый редкометалльный национальный кластер по произведу не только металлов, которые «Африканда» содержит внутри себя.

Можно перерабатывать привозные руды и концентраты других месторождений России. Это позволит создать единую логистическую инфраструктурную цепочку для развития всей этой многообещающей, но, к сожалению, пока многострадальной отрасли. Но дорогу осилит идущий», — отмечает Андрей Тренин.

Пока на «Африканде» идёт стадия бурения, в этом году оператор месторождения намерен перейти к проектированию. Это, пожалуй, даже хорошо: добытчик ещё не успел приобрести оборудование или заключить контракты, поэтому не сформировалась зависимость от кого-то из недоступных в настоящее время поставщиков. Андрей Тренин говорит, что компания изначально «не зацикливалась на западных поставщиках», смотрела в том числе и на Восток. Правда, выбор сегодня сузился, но всё же.

«В этом смысле мы, как начинающий проект, находимся в более выгодном положении, чем действующие комбинаты, которые сейчас вынуждены искать замену уже функционирующему оборудованию», — отметил директор «Аркминерал-Ресурс». То есть в проекте определённо найдётся работа для российских поставщиков.

Хотя самого карьера ещё нет, уже известно, что, согласно базовому сценарию, объём извлекаемой руды составит 1 млн тонн в год, из которых предприятие получит 170 млн тонн перовскитового концентрата. Он и станет сырьём для дальнейшей продукции.

«При этом мы понимаем, что месторождение гигантское, а мы говорим о разработке только Центральной части. А там практически единое рудное тело. Поэтому мы можем увеличить годовой объём добычи до 3 или даже 5 млн тонн без существенного удорожания инфраструктурных решений», — отметил спикер.

Кролики — это не только ценный мех

А названные месторождения — это не только титан. В данном случае мы говорим о металле, который любит хорошую компанию.

Так, ключевой продукцией Туганского ГОКа является ещё и циркониевый концентрат, который наша страна до запуска предприятия также импортировала: по данным «АРМЗ», объём ввозимого в Россию концентрата доходил до 9,5 тыс. тонн. Уже первая очередь ТГОК позволит закрыть около 40% этого объёма, вторая же полностью обеспечит РФ этим продуктом.

Более того, по словам специалистов «АРМЗ», производитель намерен развивать экспортные поставки, причём ГОК сможет войти в десятку крупнейших поставщиков. Циркон металлический востребован в первую очередь в ядерной промышленности: его используют для изготовления оболочек ТВЭЛов. К тому же цирконий находит применение в литейном производстве и огнеупорной промышленности.

Теперь об Африканде. Объект позиционируется ещё и как месторождение РЗМ. Это давняя проблема российской промышленности, о которой сказано уже столько, что повторяться не имеет смысла. По данным Андрея Тренина, при общих запасах в 19 млн тонн оксидов РЗМ (15% от мировых) Россия производит около 2,6 тыс. тонн — от мирового производства это что-то на уровне статистической погрешности, особенно на фоне тех темпов ростра объёмов, которые демонстрирует Китай.

А в рамках Африкандовского проекта планируется производство РЗМ в объёме 4,3 тыс. тонн в год. Такой объём, конечно, не сможет закрыть спрос в отрасли, но и Москва не сразу строилась. К тому же названные цифры — это базовый вариант: производственные мощности, опять же, можно масштабировать в несколько раз.

«Проблемы редкоземельной промышленности обсуждают уже 30 лет, однако объёмы производства не увеличиваются. Импортозамещения фактически не произошло: мы, конечно, заместили импорт, но только на другой импорт: из «плохих» стран закупки отменили, из «хороших» — оставили.

То мы с надеждой смотрели на Запад, мол, там всё купим, теперь так же смотрим на Китай, который должен нам помочь. Так вот, не купим и не поможет — надо строить своё», — уверен Андрей Тренин.


Текст: Анна Кучумова

Еще один крупнейший авиаконцерн откажется от российского титана

Stephane Mahe / REUTERS

Европейский авиастроительный концерн Airbus намерен отказаться от использования российского титана в течение нескольких месяцев. Об этом 1 декабря заявил глава подразделения компании по обороне и космосу Майкл Шольхорн. В начале марта 2022 г. о приостановке закупки титана из России сообщил американский концерн Boeing. 

«Мы в процессе разделения с Россией в той части, которая касается титана. Речь идет о месяцах, не годах», — сказал Шольхорн (цитата по Reuters). И добавил, что не может назвать точную дату отказа, так как это «сложный процесс с сертификацией и всем тем, что требуется в авиации». По его словам, сейчас Airbus еще покупает «определенный процент» российского титана, при этом он идет в сектор гражданского авиастроения компании и не затрагивает его военные проекты.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы Airbus, «ВСМПО-Ависмы» (российский производитель титана) и «Ростеха» (владеет 25% плюс одна акция «ВСМПО-Ависмы»), а также представителю основного акционера производителя титана Михаила Шелкова (владеет долей в 66,42%).

По данным «ВСМПО-Ависмы», которые она публиковала до начала СВО на Украине, корпорация обеспечивала 65% потребностей Airbus в титане, до 35% потребностей Boeing  и 100% бразильского авиастроительного конгломерата Embraer. Всего у российской компании более 450 партнеров в более чем 50 странах мира, говорится на сайте «ВСМПО-Ависмы». Корпорация производит, по ее собственным данным, более  20 000 т готовой титановой продукции в год. Кроме того, компания выпускает прессованные изделия из алюминиевых сплавов, полуфабрикаты из легированных сталей и жаропрочных сплавов на никелевой основе.  

Производственный план «ВСМПО-Ависмы» на 2020 г. был сокращен с 39 000 до 26 500 т товарной титановой продукции, план по полуфабрикатам (титану губчатому) — с 44 000 до 35 000 т. Данных за 2021 г. компания не публиковала. За первое полугодие 2021 г. компания реализовала около 11 000 т титановой продукции, что на 12% ниже показателей аналогичного периода 2020 г. и на 27% — допандемийного 2019 г., писал в январе 2022 г. «Коммерсантъ».

Власти ЕС отказались от предложения ввести санкции против «ВСМПО-Ависмы» в ответ на СВО на Украине, опасаясь возможных ответных мер России, писала в конце июля The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на неназванных европейских дипломатов. В марте, когда Boeing объявил об отказе от поставок титана из России, гендиректор «ВСМПО-Ависмы» Дмитрий Осипов говорил, что компания в целом была готова к такому развитию событий и у нее «есть все возможности и ресурсы для снижения возникших рисков». «Сейчас мы переориентируем свою сбытовую политику на другие рынки и направления», — подчеркивал он, не конкретизируя направления поставок.

Большую часть российского металла в закупках Airbus заменит Китай, меньшая придется на Японию, считает  управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. «Но есть определенные сомнения, что потребуются «месяцы» согласований. Более вероятно, что пара лет уйдет на такую работу», — добавляет эксперт.

По словам независимого промышленного эксперта Максима Шапошникова, скорее всего, у Airbus остается запас [титановой] продукции с прошлого года.

По оценкам Альфа-банка, «ВСМПО-Ависма» занимает долю около 30% на мировом рынке авиационного титана. На нем существует ряд компаний, которые также имеют сильные позиции, например американские Arcam (подразделение General Electric) и Allegheny Technologies, отмечает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов.

Но «ВСМПО-Ависма”, по его словам, поставщик ряда важных комплектующих для Airbus, цикл производства которых составляет от четырех до шести месяцев. “Быстро переключиться на других поставщиков для Airbus будет сложно даже в условиях серьезной геополитической эскалации, в том числе и из-за вопросов сертификации [титановой продукции]”, — считает он.

«ВСМПО-Ависма» в свою очередь перенаправит выпавшие объемы в отечественное авиастроение и в КНР, считает Гришунин. Китай уже производит летные испытания своих средне- и дальнемагистральных самолетов, вследствие чего через 3-5 лет Boeing и Airbus ждет серьезная конкуренция на рынках Китая и Азии, напоминает Красноженов.

Кроме того, рост российской авиастроительной отрасли безусловно обеспечит спрос на отечественный авиационный титан, добавляет эксперт. С ним согласны Гришунин и Шапошников.

Согласно утвержденной в июне правительством РФ программе развития авиатранспортной отрасли, до 2030 г. доля отечественных самолетов в парках российских перевозчиков увеличится с нынешних 33% до 81%.

В частности, парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1036 отечественных самолетов для нужд гражданской авиации. Кроме того, планируется выпустить и поставить авиакомпаниям более 760 вертолетов. Отдельный блок программы посвящен выпуску авиадвигателей. Всего до 2030 г. предусмотрен выпуск почти 5000 двигателей для самолетов и вертолетов.

Гришунин и Шапошников оценивают падение производства «ВСМПО-Ависмы» в этом году примерно в 10% относительно прошлого года. По мнению Шапошникова, с учетом потребностей для реализации программы развития авиаотрасли до 2030 г. и нужд ОПК объемы выпуска корпорации могут вырасти как минимум на 3000-5000 т относительно текущих уровней. Скорее всего, благодаря развитию отечественного авиастроения производство «ВСМПО-Ависмы» в 2025-2027 гг. составит около 30 000 т титановых полуфабрикатов, оценил Гришунин.

Но корпорации, по словам эксперта, потребуется обеспечивать будущее производство металла сырьем. Основное сырье для производства титана ‒ диоксид титана — в настоящее время практически не добывается в России, говорилось в разработанном Минпромторгом проекте стратегии развития металлургической промышленности до 2030 г. (есть у «Ведомостей»). Согласно данным ФТС, объем импорта титановых руд и концентратов в Россию в 2021 г. составил 219 000 т. Из них 46% пришлось на Украину, среди поставщиков были также США, Австралия, Норвегия, Мозамбик, Казахстан и Вьетнам.

В условиях усиления санкционного давления существует высокий риск срыва поставок из-за рубежа, отмечает в стратегии развития металлургии Минпромторг. По мнению ведомства, приоритетом в обеспечении сырьевой безопасности является развитие Центрального месторождения в Тамбовской области. Аукцион на право пользования его восточной частью планируется объявить до конца 2022 г. либо в I квартале следующего года, сообщал в ноябре представитель Минприроды.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  С подпиской  вы не увидите её на сайте Мнение

: пришло время ввести санкции против российского титана

Кредит: ВСМПО-Ависма

Мы стали свидетелями вопиющих и бесчеловечных действий, совершенных над Украиной в течение года после вторжения России. США квалифицируют агрессию Москвы как преступление против человечности. Тем не менее, многочисленные западные компании, в том числе многие известные имена в аэрокосмической отрасли, продолжают вливать деньги в российскую казну за счет покупки титана. Пришло время ввести санкции против российского титана.

ВСМПО-Ависма — крупнейший производитель титана, на долю которого приходится 90% производства в России. Титан, производимый ВСМПО, имеет решающее значение для российской оборонной и нефтегазовой промышленности, обе из которых подверглись агрессивным санкциям со стороны США и Западной Европы.

Структура собственности ВСМПО-Ависма с годами трансформировалась, чтобы дистанцироваться от российского правительства. Но основные владельцы компании Михаил Шелков и Сергей Чемезов напрямую связаны с Кремлем и президентом Владимиром Путиным. Чемезов находится в санкционном списке США за его роль в «Ростехе», зонтичной организации, которая управляет сотнями государственных производителей оружия.

ВСМПО-Ависма находится в г. Верхняя Салда Свердловской области. В этом районе также находится Уралвагонзавод, крупнейший производитель основных боевых танков и другой механизированной техники, использовавшейся в войне на Украине, а также потребитель титана ВСМПО. Регион является важным промышленным центром России, и его губернатор и другие руководители контролируют Москву.

ВСМПО-Ависма стала ключевым поставщиком и партнером западных авиакосмических производителей с выпуском самолетов Boeing 787 и Airbus A350 в начале 2000-х годов, предлагая новые сплавы, дополнительные объемы титана и крупные сложные титановые поковки. С 2004 по 2014 год ВСМПО осуществило одну из самых значительных производственных трансформаций в аэрокосмической отрасли. Партнерство с производителями самолетов, благословленное западным и российским правительствами, способствовало усовершенствованиям и расширениям ВСМПО, что стало ключевым фактором в достижении рекордного уровня производства коммерческих самолетов.

Затем, в феврале 2014 года, Россия вторглась и впоследствии аннексировала украинский Крым. Мир был потрясен, и западные правительства использовали санкции, чтобы подать сильный сигнал России. Но желание правительства США ввести санкции в отношении российского титана натолкнулось на холодную реальность того, что аэрокосмическая промышленность США и Европы не смогла бы выжить без ВСМПО. Просто не хватило мощностей из альтернативных источников. Санкции нанесли бы непоправимый ущерб коммерческой аэрокосмической отрасли, а ущерб распространился бы на оборонную промышленность и экономику в целом. Санкции были отложены.

Крым стал тревожным звонком для Боинга и нескольких других поставщиков, чтобы уменьшить свою зависимость от ВСМПО. Многолетние усилия позволили Boeing принять трудное, но правильное решение о выходе из состава России, когда она вторглась в Украину в прошлом году.

Другие производители авиационной техники, а также крупные и мелкие авиакосмические поставщики и компании медицинской промышленности продолжали получать, а в некоторых случаях даже усиливали свою зависимость от ВСМПО.

На вопрос, почему они до сих пор используют российский титан для своего коммерческого бизнеса, ответ таков: «Санкций нет, и это выгодно». Спустя несколько месяцев после начала войны в Украине Airbus наконец объявил о планах выйти из состава ВСМПО в этом году. Но прогресс был медленным, и генеральный директор компании все еще утверждает, что санкции в отношении российского титана нанесут значительный ущерб аэрокосмической промышленности Европы.

Такие аргументы игнорируют тот факт, что наша отрасль находится в другом положении, чем в 2014 году. Объемы производства, хотя и восстанавливаются, ниже, а запасы титана значительны после остановки производства в начале кризиса COVID-19. Промышленность гораздо лучше подготовлена ​​к тому, чтобы пережить исключение ВСМПО.

Не будет лучшего времени, чем сейчас, чтобы ввести санкции против российского титана. Хотя санкции не станут для России большим экономическим ударом, их последствия ощутят на себе владельцы ВСМПО, население и руководство Свердловской области. Кроме того, уход западных покупателей из ВСМПО приведет к значительному перераспределению затрат на российскую оборонную и нефтегазовую промышленность. По сути, мы бы больше не субсидировали военные действия России.

Самым мощным сигналом для США и Западной Европы было бы параллельное введение санкций, но Европа не может этого сделать. Ответственным органам в правительстве США следует немедленно ввести санкции на любой импорт российского титана, даже третьими лицами.

Компании, использующие российский титан, также могут самостоятельно прекратить закупки. Лидеры отрасли должны понимать, что, когда совершаются преступления против человечности, необходимо сделать все возможное, чтобы их организации не позволили этим преступлениям продолжаться. Этическое и моральное лидерство должно превалировать.

Джон Бирн — консультант Pasayten Advisors. С 2011 по 2017 год он был вице-президентом по управлению поставщиками авиационных материалов и конструкций в компании Boeing.

  • Украина_война
  • Аэробус
  • Боинг

Объяснение: Важность российского титана для мировой промышленности

ЛОНДОН, 1 марта (Рейтер) — Возможные перебои с поставками российских товаров привлекли внимание к металлу, используемому в аэрокосмической, морской и автомобильной промышленности.

Соединенные Штаты и Европа ввели финансовые санкции в отношении российских банков, частных лиц и других организаций после того, как Россия вторглась в Украину. подробнее

Пока нет санкций в отношении российских экспортеров сырья, таких как ВСМПО-Ависма (ВСМО.ММ), поставляющая титан авиапроизводителям Boeing (BA.N) и Airbus (AIR.PA).

Airbus заявила, что половина потребности в титане полагается на Россию, а источник в американской отрасли сообщил, что ВСМПО-АВИСМА обеспечивает треть потребности Boeing. читать далее читать дальше

Но решение западных союзников заблокировать «избранные» российские банки в платежной системе SWIFT может нарушить поставки товаров, которые Россия экспортирует, так же как и приостановка контейнерных перевозок в Россию и из России. читать дальше

ГДЕ ПРОИЗВОДИТСЯ ТИТАН?

Минералы титана используются для изготовления губчатого титана, который превращается в металл для промышленного применения.

По данным Геологической службы США (USGS), Китай является крупнейшим в мире производителем губчатого титана, на долю которого пришлось 57% мирового производства в объеме 210 000 тонн в прошлом году.

Данные Геологической службы США показывают, что Япония занимает второе место с почти 17% рынка, за ней следует Россия с почти 13% рынка. Казахстан произвел 16 000 тонн, а Украина 3 700 тонн.

В России низкие запасы титана.

«В 2021 году Украина была ведущим источником импорта титановых минеральных концентратов в Россию», — говорится в сообщении Геологической службы США. «Другие ведущие источники включали Вьетнам, Мозамбик и Казахстан».

По оценкам Геологической службы США, в прошлом году Украина произвела 525 000 тонн концентратов титановых минералов.

КТО ИМПОРТИТ ТИТАН?

Consultancy CRU сообщает, что Китай был крупнейшим импортером губчатого титана в прошлом году с более чем 16 000 тонн по сравнению с 6 000 тонн в 2020 году. в 2020 году.

Япония является крупнейшим экспортером губчатого титана в Китай и США, отгрузив в прошлом году 8000 тонн и 14000 тонн соответственно.

«Восстановление в прошлом году таких отраслей, как строительство и аэрокосмическая промышленность, привело к скачку спроса на титановую продукцию после пандемии», — отмечают аналитики CRU.

Нехватка предложения проявляется в ценах на титановую губку, которые выросли почти на 9% с конца декабря и составляют около $9 за кг.

ДЛЯ ЧЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТИТАН?

Титан используется в аэрокосмической промышленности для изготовления шасси, лопастей и дисков турбин, в морской промышленности титановый лист используется для изготовления кораблей и подводных лодок, а в автомобильной промышленности он используется в компонентах для двигателей внутреннего сгорания.

При химической обработке титан обеспечивает защиту от усталости и растрескивания, при вейпинге титановая проволока используется для повышения безопасности и контроля температуры, а в спорте он используется, например, для головок клюшек для гольфа.

Титан также используется для замены суставов и зубных имплантатов, поскольку он имеет плотность, аналогичную человеческим костям.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *