Репо договоры: Статья 51.3. Договор репо \ КонсультантПлюс

Статья 51.3. Договор репо \ КонсультантПлюс

Статья 51.3. Договор репо

(введена Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ)

1. Договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо).

Договор репо, подлежащий исполнению за счет физического лица, может быть заключен, если одной из сторон по такому договору является брокер, дилер, депозитарий, управляющий, клиринговая организация или кредитная организация либо если указанный договор репо заключен брокером за счет такого физического лица.

2. Ценными бумагами по договору репо могут быть эмиссионные ценные бумаги российского эмитента, инвестиционные паи паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет российская управляющая компания, клиринговые сертификаты участия, акции или облигации иностранного эмитента, инвестиционные паи или акции иностранного инвестиционного фонда, ценные бумаги иностранного эмитента, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг российского и (или) иностранного эмитента.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Условие договора репо о ценных бумагах считается согласованным, если стороны согласовали наименование лица (лиц), выпустившего (выдавшего) ценные бумаги, их вид и количество, а также в отношении акций — категорию (тип), а в отношении инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов — наименование паевого инвестиционного фонда, в отношении клиринговых сертификатов участия — индивидуальное обозначение имущественного пула. Условие договора репо о ценных бумагах может быть согласовано путем определения требований к таким ценным бумагам, а также их количества. При этом в договоре репо должно быть предусмотрено, какой стороне указанного договора предоставлено право выбора ценных бумаг, подлежащих передаче по первой части договора репо. Условие договора репо о количестве ценных бумаг может быть согласовано путем установления порядка определения количества ценных бумаг.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Условие договора репо о цене ценных бумаг считается согласованным, если стороны согласовали цену ценных бумаг, передаваемых по первой и второй частям договора репо, или порядок ее определения.

5. Условие договора репо о сроке считается согласованным, если стороны согласовали срок уплаты цены по первой и второй частям договора репо, а также срок исполнения обязательств сторон по передаче ценных бумаг. Срок исполнения обязательств по второй части договора репо может быть определен моментом востребования.

6. Обязанность по передаче ценных бумаг считается исполненной в момент вручения документарных ценных бумаг, а в случае передачи бездокументарных ценных бумаг или обездвиженных документарных ценных бумаг — с момента их зачисления на лицевой счет приобретателя в реестре владельцев ценных бумаг или на счет депо приобретателя.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Продавец по договору репо обязан передать покупателю по договору репо ценные бумаги свободными от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель по договору репо согласился принять ценные бумаги, обремененные правами третьих лиц. Неисполнение продавцом по договору репо этой обязанности дает покупателю по договору репо право требовать расторжения договора репо, если не будет доказано, что покупатель по договору репо знал или должен был знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги.

Покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо ценные бумаги свободными от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда во исполнение первой части договора репо покупатель по договору репо получил ценные бумаги, обремененные правами третьих лиц.

8. После исполнения обязательств по первой части договора репо и (или) их прекращения прекращение обязательств по второй части договора репо без исполнения их в натуре может осуществляться зачетом, а если указанные обязательства допущены к клирингу, иными способами, предусмотренными правилами клиринга (правилами осуществления клиринговой деятельности), и в случаях, предусмотренных пунктами 15.1, 16, 16.1 и 20 настоящей статьи.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо по второй части договора репо ценные бумаги того же эмитента (лица, выдавшего ценные бумаги), удостоверяющие тот же объем прав, в том же количестве, что и ценные бумаги, переданные покупателю по договору репо по первой части договора репо.

10. В случае, если ценные бумаги, переданные по первой части договора репо, были конвертированы, во исполнение второй части договора репо покупатель по договору репо передает продавцу по договору репо ценные бумаги, в которые были конвертированы ценные бумаги, переданные по первой части договора репо. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящей статьи.

11. Договором репо может быть предусмотрено право покупателя по договору репо до исполнения обязательства по передаче ценных бумаг по второй части договора репо потребовать от продавца по договору репо передать взамен ценных бумаг, полученных по первой части договора репо, или ценных бумаг, в которые они конвертированы, иные ценные бумаги. В этом случае покупатель по договору репо обязан вместо ценных бумаг, полученных им по первой части договора репо, передать по второй части договора репо ценные бумаги, полученные в результате такой замены. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в результате замены в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 12 настоящей статьи. При этом договор репо должен предусматривать условия осуществления такой замены.

12. Договором репо может быть предусмотрено право продавца по договору репо до исполнения обязательства по передаче ценных бумаг по второй части договора репо передать покупателю по договору репо взамен ценных бумаг, переданных по первой части договора репо, или ценных бумаг, в которые они конвертированы, иные ценные бумаги. В этом случае покупатель по договору репо обязан вместо ценных бумаг, полученных им по первой части договора репо, передать по второй части договора репо ценные бумаги, полученные в результате такой замены. Указанное правило применяется также к ценным бумагам, полученным покупателем по договору репо в результате замены в соответствии с настоящим пунктом и пунктом 11 настоящей статьи. При этом договор репо должен предусматривать условия осуществления такой замены.

13. В случае если список лиц, имеющих право на получение от эмитента или лица, выдавшего ценные бумаги, денежных средств, а также иного имущества, в том числе в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, переданным по первой части договора репо или в соответствии с пунктами 10 — 12 и 14 настоящей статьи (далее — ценные бумаги, переданные по договору репо), определяется в период после исполнения обязательств по передаче ценных бумаг по первой части договора репо и до исполнения обязательств по передаче ценных бумаг по второй части договора репо, покупатель по договору репо обязан передать продавцу по договору репо суммы денежных средств, а также иное имущество, выплаченное (переданное) эмитентом или лицом, выдавшим ценные бумаги, в том числе в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам, переданным по договору репо, в срок, предусмотренный договором, если договором репо не предусмотрено, что цена ценных бумаг, передаваемых по второй части договора репо, уменьшается с учетом указанных сумм денежных средств и иного имущества.

14. Договором репо может быть предусмотрена обязанность одной стороны или каждой из сторон в случае изменения цены ценных бумаг, переданных по договору репо, или в иных случаях, предусмотренных договором репо, уплачивать другой стороне денежные суммы и (или) передавать ценные бумаги. В этом случае цена ценных бумаг, подлежащих передаче по второй части договора репо, и (или) их количество увеличиваются с учетом суммы денежных средств (количества ценных бумаг), уплаченных покупателем по договору репо (переданных продавцом по договору репо) в соответствии с настоящим пунктом, и уменьшаются с учетом суммы денежных средств (количества ценных бумаг), полученных покупателем по договору репо (продавцом по договору репо) в соответствии с настоящим пунктом, если договором репо не предусмотрена обязанность стороны, получившей указанные денежные средства и (или) ценные бумаги, вернуть их при исполнении обязательств по второй части договора репо. При этом договором репо должны быть определены основания возникновения предусмотренной настоящим пунктом обязанности, порядок определения суммы денежных средств (количества ценных бумаг), подлежащих уплате (передаче), а также порядок и срок их уплаты (передачи). Правила пунктов 10 — 13 настоящей статьи применяются к правам и обязанностям стороны по договору репо, получившей ценные бумаги в соответствии с настоящим пунктом, в отношении таких ценных бумаг.

15. Договором репо могут быть предусмотрены основания досрочного исполнения обязательств по второй части договора репо, в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной стороной договора репо обязательств перед другой стороной по иным договорам, заключенным между ними, либо неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон договора репо обязательств по договорам, заключенным с иными лицами.

15.1. В случае полного погашения (за исключением конвертации) переданных по договору репо облигаций до исполнения обязательств по передаче ценных бумаг по второй части договора репо обязательства по второй части договора репо прекращаются без исполнения их в натуре способами и в порядке, которые предусмотрены договором репо.

(п. 15.1 введен Федеральным законом от 07. 02.2011 N 8-ФЗ)

16. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по второй части договора репо одной из сторон или обеими сторонами по договору репо обязательства по договору репо прекращаются при наличии одного из следующих условий:

1) покупатель по договору репо уплатил денежные средства (передал ценные бумаги, иное имущество) в сумме (количестве), равной (равном) превышению стоимости ценных бумаг, иного имущества и денежных средств, обязательства по передаче которых не исполнены покупателем по договору репо, а также суммы неустойки, если такая неустойка предусмотрена договором репо, над суммой денежных средств (стоимостью ценных бумаг, иного имущества), обязательства по передаче которых не исполнены продавцом по договору репо, а также суммой неустойки, если такая неустойка предусмотрена договором репо;

2) продавец по договору репо уплатил денежные средства (передал ценные бумаги, иное имущество) в сумме (количестве), равной (равном) превышению суммы денежных средств (стоимости ценных бумаг, иного имущества), обязательства по передаче которых не исполнены продавцом по договору репо, а также суммы неустойки, если такая неустойка предусмотрена договором репо, над стоимостью ценных бумаг, иного имущества и денежных средств, обязательства по передаче которых не исполнены покупателем по договору репо, а также суммой неустойки, если такая неустойка предусмотрена договором репо;

3) стоимость ценных бумаг, иного имущества и денежных средств, обязательства по передаче которых не исполнены каждой из сторон по договору репо, а также суммы неустоек, если такие неустойки предусмотрены договором репо, равны. Порядок определения стоимости ценных бумаг, используемой при прекращении обязательств сторон договора репо в соответствии с настоящим пунктом, устанавливается договором репо или иным соглашением сторон.

16.1. Договором репо может быть предусмотрено, что обязательства по этому договору прекращаются, если стоимость ценных бумаг, переданных по договору репо, становится больше (меньше) значения, установленного договором репо, или равной ему. Прекращение обязательств в указанном случае допускается при наличии одного из условий, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 16 настоящей статьи.

(п. 16.1 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

17. Договором репо может быть предусмотрено обязательство покупателя по договору репо не совершать сделок с ценными бумагами, переданными по договору репо. В этом случае указанное ограничение прав покупателя по договору репо подлежит фиксации по лицевому счету или счету депо покупателя по договору репо. Порядок фиксации ограничения прав покупателя по договору репо, порядок фиксации прекращения действия такого ограничения и условия осуществления операций по лицевому счету или счету депо покупателя по договору репо устанавливаются нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Договором репо может быть определено лицо, которое на основании соглашений со сторонами договора репо определяет сумму денежных средств (количество ценных бумаг), подлежащих передаче по договору репо, предъявляет сторонам требования, предусмотренные договором репо, осуществляет действия, необходимые для совершения операций по счету депо, на котором учитываются ценные бумаги, право распоряжения которыми ограничено в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, совершает иные действия, необходимые для осуществления прав и исполнения обязанностей каждой из сторон по договору репо. Таким лицом может являться клиринговая организация, брокер или депозитарий.

19. В случае, если стороны намерены заключить более одного договора репо, порядок заключения указанных договоров, а также их отдельные условия могут быть согласованы сторонами посредством заключения между ними генерального соглашения (единого договора) и (или) определены правилами организаторов торговли, правилами биржи и (или) правилами клиринга. К отношениям сторон в связи с заключением и исполнением (прекращением) договора репо положения такого генерального соглашения применяются, если это предусмотрено договором репо.

(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 8-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Договором репо, генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли и (или) правилами клиринга может быть предусмотрено, что их отдельные условия определяются примерными условиями договора репо, разработанными для указанного договора саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей брокеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей дилеров, саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка, объединяющей управляющих, и опубликованными в печати или размещенными в сети «Интернет».

(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Генеральным соглашением (единым договором), правилами организатора торговли, правилами биржи, правилами клиринга могут быть предусмотрены:

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) условия и порядок уплаты денежных средств и (или) передачи ценных бумаг в соответствии с пунктом 14 настоящей статьи. При этом сумма подлежащих уплате денежных средств и (или) количество подлежащих передаче ценных бумаг могут определяться отдельно по каждому договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами;

2) основания и порядок прекращения обязательств по одному договору репо, по группе договоров репо и (или) по всем договорам репо, заключенным между сторонами на условиях, указанных таким генеральным соглашением (единым договором) или такими правилами, в том числе по требованию одной из сторон при неисполнении или ненадлежащем исполнении другой стороной обязательств по договору репо. При этом прекращение обязательств допускается при наличии одного из условий, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 16 настоящей статьи.

(п. 20 в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. К договору репо применяются соответственно общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о купле-продаже, если это не противоречит правилам настоящей статьи и существу договора репо. При этом продавец по договору репо и покупатель по договору репо признаются продавцами ценных бумаг, которые они должны передать во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо, и покупателями ценных бумаг, которые они должны принять и оплатить во исполнение обязательств по первой и второй частям договора репо.

Договоры РЕПО: сущность и применение

В предпринимательской деятельности все более широкое распространение получают договоры с обязательством обратного выкупа, также именуемые РЕПО. Они являются своеобразным инструментом финансового менеджмента, способным решить проблему кассовых (денежных) разрывов, поскольку с помощью этих сделок можно обеспечить компанию необходимыми денежными ресурсами. Отсутствие упоминания о подобных сделках в ГК РФ осложняет практику их применения.

В России сделки РЕПО начали появляться с развитием рынка государственных ценных бумаг, однако опыт проведения таких сделок пока не велик. Это связано с недостаточностью законодательного регулирования отношений по применению РЕПО. Определение, сущность и особенности этих сделок закреплены только в нормах налогового законодательства.

Сущность и порядок осуществления сделки

Согласно ст. 282 НК РФ РЕПО – это заключаемые одновременно две взаимосвязанные сделки по реализации и последующему приобретению эмиссионных ценных бумаг, осуществляемые по ценам, установленным соответствующим договором (РЕПО). Взаимосвязь сделок проявляется в обязанности продавца по 1-й части РЕПО стать покупателем по 2-й части РЕПО тех же ценных бумаг, а покупатель по 1-й части РЕПО, соответственно, становится продавцом ценных бумаг по 2-й части РЕПО. Таким образом, обязательства участников по второй части договора возникают при условии исполнения первой части.

Говоря о ценных бумагах в качестве объекта РЕПО, следует отметить, что фактическая цена и покупки, и продажи (выкупа) определяется в момент исполнения первоначальной части соглашения (независимо от рыночной стоимости таких ценных бумаг) и может быть как выше, так и ниже первоначальной.

Если обратный выкуп ценных бумаг происходит по более высокой цене, то деньги, которые получил продавец (по 1-й части РЕПО) за их реализацию, аналогичны кредиту (займу): то есть продавец получил деньги, а в обеспечение их выплаты отдал ценные бумаги; разница же цены продажи и цены выкупа схожа с платой за пользование кредитом (займом). В этом случае прибыль получит покупатель ценных бумаг.

Если же цена выкупа ниже цены продажи ценных бумаг, то сущность сделки – предоставление ценных бумаг в пользование, а разница между первоначальной продажей и выкупом является платой за такое пользование. В этом случае прибыль получит продавец, т.е. владелец ценных бумаг.

Сфера применения сделок РЕПО достаточно обширна, поскольку действующее российское законодательство не содержит запрета на заключение сделок с любым имуществом с обратным обязательством его выкупа (от имущества зависят порядок и правила налогообложения: сделки РЕПО с эмиссионными ценными бумагами регулирует ст. 282 НК РФ, а сделки по продаже ценных бумаг – ст. 280 НК РФ). При этом необходимо, чтобы ликвидность такого имущества была достаточно высокой, а транспортировка не вызывала затруднений. Такие операции не очень распространены, их называют товарным РЕПО. Предметом подобных сделок является зерно, сахар, металлопродукция. На практике РЕПО применяется именно на рынке ценных бумаг, где предметом выступают, соответственно, ценные бумаги, причем не только эмиссионные (ст. 282 НК РФ), а в некоторых случаях и неэмиссионные (например, вексель). Возможно, это объясняется тем, что реализация ценных бумаг освобождена от налогообложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 149, подп. 10 п. 1 ст. 150 НК РФ), а также высокой ликвидностью ценных бумаг.

Как правило, сторонами соглашения РЕПО являются юридические лица, которые могут участвовать в соглашении…

Обеспечение безопасности соглашений об обратном выкупе

Консультации

Консультации GFOA определяют конкретные политики и процедуры, необходимые для сведения к минимуму подверженности правительства потенциальным убыткам в связи с его деятельностью по управлению финансами. Его не следует интерпретировать как GFOA, санкционирующий основную деятельность, которая приводит к воздействию.

Соглашения обратного РЕПО (обратное РЕПО) являются зеркальным отражением РЕПО. В обратном репо инвестор (государственный орган) владеет ценными бумагами, такими как казначейские облигации, облигации государственного агентства США или другие ценные бумаги, которые банк или дилер покупает по соглашению и продает обратно инвестору в указанную дату в согласованная процентная ставка.

Обратное РЕПО обычно имеет два основных применения:

  • Обратное РЕПО может быть одним из способов избежать ликвидации портфеля для удовлетворения неожиданных или немедленных потребностей в денежных потоках. Большинство государственных финансистов принимают это прямое использование инструмента как законную практику управления денежными средствами.
  • Потенциально более спорным вариантом использования обратного РЕПО является увеличение доходности портфеля за счет покупки ценных бумаг, финансируемых за счет сделок обратного выкупа. Полученные денежные средства можно инвестировать в другой более доходный инструмент.

Преимущества обратного РЕПО:

  • Предоставляет альтернативу ликвидации портфеля;
  • Обеспечивает дополнительный доход с использованием определенных методов экспертами по инвестициям;

Риски, связанные с обратным РЕПО:

  • Соглашение об обратном РЕПО с контрагентом организации не установлено должным образом;
  • Финансовая устойчивость контрагентов и стоимость залога не контролируются должным образом;
  • Государственный орган не имеет надлежащих полномочий для заключения такой сделки;
  • Контрагент может не выполнить свои обязательства;
  • Базовые ценные бумаги подвержены и могут обесцениться из-за неустойчивых изменений рыночных условий; и
  • Государственная организация использует доллары от обратного РЕПО для привлечения инвестиций в портфель.

Снижение риска:

  • Заключение генерального соглашения об обратном выкупе Ассоциации индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA), включая дополнительные положения, относящиеся к государственному органу, которое подписывается должным образом уполномоченным должностным лицом с каждым контрагентом;
  • Установить критерии финансовой устойчивости для контрагентов и для проверки финансовой отчетности в начале отношений и не реже одного раза в год. Некоторые организации будут ограничивать контрагентов первичными дилерами;
  • Использовать выручку от обратного РЕПО только для инвестирования в ценные бумаги, срок погашения которых соответствует сроку РЕПО или не превышает его; и
  • Урегулировать транзакцию на основе «поставка против платежа» (DVP) у хранителя или доверенного лица организации для хранения третьей стороной.

Соглашения об обратном РЕПО требуют тех же основных компонентов, что и соглашения РЕПО . Генеральное соглашение о выкупе должно быть заключено с банком или контрагентом. Форму соглашения можно получить на веб-сайте Ассоциации индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA), ранее известной как Ассоциация рынка облигаций (TBMA). В соглашении должен быть подробно описан характер сделки и соответствовать специфике сделки государственного органа. Для защиты ценных бумаг в сделках обратного репо должны использоваться надлежащие методы секьюритизации, а обязанности по хранению должны выполняться сторонним кастодианом в соответствии с заключенным договором.

Консервативный и осторожный подход к использованию обратного РЕПО включает краткосрочные контракты, в которых срок обратного РЕПО соответствует сроку погашения реинвестирования. Потери средств государственных и местных органов власти (например, потери, исчисляемые миллиардами в 1980-х и 1990-х годах, когда государственные органы брали короткие займы для предоставления длинных кредитов на неблагоприятных рынках) произошли в результате ненадлежащей инвестиционной практики и ненадлежащего использования обратных операций РЕПО в Использование портфелей для увеличения доходности инвестиций.

GFOA рекомендует финансовым служащим штатов и местных органов власти разработать политику и процедуры для обеспечения безопасности операций обратного РЕПО.

Рекомендуются следующие действия:

  1. Государственные органы и инвестиционные служащие должны проявлять особую осторожность при выборе и оценке кредитоспособности контрагентов, с которыми они будут проводить операции обратного выкупа, и иметь возможность идентифицировать стороны, выступающие в качестве принципалов сделки.
  2. Поступления от обратного РЕПО, как правило, следует инвестировать в ценные бумаги, срок погашения которых соответствует или не превышает срок обратного РЕПО. Например, короткие займы для длинных могут привести к убыткам на неблагоприятных рынках. Кроме того, существует вероятность того, что другие факторы могут пойти не так, например, дефолт дилера или неблагоприятные рыночные изменения, которые подорвут стоимость базовых ценных бумаг.
  3. Генеральные соглашения РЕПО для операций обратного РЕПО должны применяться при условии соответствующего юридического и технического анализа. Правительства, использующие прототип соглашения, разработанный SIFMA, должны включить соответствующие дополнительные положения, касающиеся типов ценных бумаг, поставки, замены, поддержания маржи, сумм маржи, заявлений продавца и применимого права, как это содержится в GFOA, разработанном 9.0006 Соображения для правительств при разработке генерального соглашения об обратном выкупе .
  4. Государственные органы должны заниматься обратным РЕПО только в том случае, если они обладают необходимым опытом и ресурсами, необходимыми для участия в этом типе инвестиций. Государственные чиновники должны проверить, является ли использование такого финансового инструмента законным в их соответствующих юрисдикциях. Государственные чиновники не должны участвовать в какой-либо инвестиционной деятельности в спекулятивных целях .

Ссылки:

  • Введение в брокерско-дилерские услуги для государственных и местных органов власти, второе издание , София Анастопулос, GFOA, 2008 г.
  • Введение в обеспечение государственных депозитов для государственных и местных органов власти, второе издание , М. Коринн Ларсон, GFOA, 2006.
  • Инвестиции в государственные фонды, второе издание , Жирар Миллер с М. Коринн Ларсон и У. Полом Зорн, GFOA, 1998. Соглашения (1999, 2003, 2006, 2008).
  • Соображения для правительств при разработке основного соглашения о выкупе, третье издание , 2001 г.
  • «Знаете ли вы свои соглашения о выкупе так хорошо, как думаете?» Информационный бюллетень управления казначейством GFOA , 3 октября 2009 г. , том 27, номер 10.
  • Образец соглашения о доверительном управлении, GFOA.
  • Ассоциация индустрии ценных бумаг и финансовых рынков (SIFMA) http://www.sifma.org
Facebook

Поделиться на Facebook

Twitter

Поделиться в Twitter

LinkedIn

Поделиться на LinkedIn

Поделиться по электронной почте

Поделиться сейчас!

Объяснение рынка репо — и почему ФРС вложила в него миллиарды

В течение почти двух лет Федеральная резервная система была вовлечена в то, что по сути является одним из самых важных ломбардов в мире: «рынок репо».

Если не считать соглашений об обратном выкупе, рынок РЕПО представляет собой сложную, но важную область финансовой системы США, где фирмы ежедневно обменивают долговые обязательства на триллионы долларов на наличные деньги. Деятельность на этом рынке заставляет вращаться колеса Уолл-стрит и экономики в целом.

Чтобы еще раз проиллюстрировать, насколько это важно, ФРС в июле создала две новые постоянные постоянные операции репо — одну для национальных органов власти, а другую для международных фирм — чтобы обеспечить бесперебойную работу этого уголка финансовой системы.

Прошло почти 23 месяца после того, как ФРС впервые на горьком опыте осознала, что дисфункции на рынке репо могут привести к катастрофическим последствиям, когда технический сбой в сентябре 2019 года привел к тому, что краткосрочные процентные ставки выросли намного выше целевого диапазона ФРС. Это снова произошло в начале пандемии, когда нервные инвесторы начали сбрасывать казначейские ценные бумаги в погоне за наличными и побудили центральные банки США влить в систему серию краткосрочных кредитов на общую сумму 1,5 триллиона долларов.

Даже сегодня, когда экономика идет на поправку, ФРС не сорвалась с крючка, хотя и столкнулась с противоположной проблемой. Банки, фонды денежного рынка и другие ключевые финансовые игроки скупают казначейские облигации у ФРС в поисках места, где можно оставить свои наличные на ночь, поскольку ставки краткосрочного финансирования держатся на рекордно низком уровне.

Но участие ФРС сложно. Эксперты говорят, что это важная часть обеспечения того, чтобы дела не шли от плохого к худшему, но за эти годы ему все же удалось поднять брови некоторых известных людей, в том числе сенаторов Элизабет Уоррен и Берни Сандерс.

Вот основные вещи, которые вам нужно знать о рынке репо, в том числе о том, что это такое, почему он является важной частью реакции ФРС на коронавирус и как он может повлиять на вас.

Что такое рынок репо?

Чтобы понять, как эти операции влияют на вас, сначала важно изучить некоторые основы работы рынка репо.

Рынок РЕПО, по сути, представляет собой двустороннее пересечение, с наличными на одной стороне и казначейскими ценными бумагами на другой. Они оба пытаются перейти на другую сторону.

Одна фирма продает ценные бумаги другой организации и соглашается выкупить эти активы по более высокой цене к определенной дате, обычно в одночасье. Контракт, который составляют эти две стороны, известен как репо. По сути, это краткосрочный кредит под залог. И так как большинство кредитов выдаются с выплатой процентов, вы можете думать о разнице между первоначальной ценой и второй, более высокой ценой, как о «процентах», уплачиваемых по этому кредиту. Она также известна как «ставка репо».

С другой стороны, когда ФРС продает ценную бумагу контрагенту, а затем соглашается выкупить эту ценную бумагу, это транзакция, известная как «обратное репо».

Зачем двум сторонам участвовать в таком устаревшем процессе, как рынок репо? Потому что в конечном итоге это приносит им пользу. Финансовые фирмы с большими денежными пулами предпочли бы не просто оставлять эти деньги без дела — они не собирают проценты, то есть не приносят никаких денег. С другой стороны, это позволяет финансовым учреждениям брать дешевые займы для финансирования краткосрочных потребностей. Там также (как правило) не так много риска.

По оценкам экспертов, каждый день здесь финансируется от 2 до 4 триллионов долларов долга, а это означает, что это жизненно важно для общего функционирования финансовой системы. Денежные средства, которые получают учреждения, идут на финансирование повседневных операций.

Эксперты предложили множество аналогий, призванных объяснить, как работает этот процесс. Некоторые называют его водопроводом финансовой системы, в то время как другие называют его бьющимся сердцем рынка.

Почему именно ФРС вмешалась в рынок репо?

Но эта работа существует в основном на заднем плане. Вы, вероятно, не задумываетесь о количестве работы, которую ваше сердце выполняет каждый день, поскольку оно перекачивает примерно 2000 галлонов крови по всему телу. Однако вы начинаете замечать это, когда что-то идет не так. И в таких случаях вам, вероятно, нужен первый ответчик.

Вот где в дело вступает ФРС.

Участие ФРС в рынке репо в том виде, в каком мы его знаем, можно проследить до 16 сентября 2019 года, когда на пересечении денежных средств и ценных бумаг образовалась пробка. Эксперты говорят, что из системы утекли огромные суммы денег, потому что подошли сроки уплаты корпоративного налога. Это произошло как раз в тот момент, когда новые долговые обязательства казначейства оседали на рынках. Финансовые учреждения хотели занять деньги для покупки этих ценных бумаг, но предложение не соответствовало этим требованиям.

Все это сработало, чтобы вызвать денежный кризис, и ставка репо взлетела, достигнув 10 процентов внутри дня 17 сентября. Другими словами, банки не хотели расставаться со своими наличными за что-либо ниже этой ставки. Это привело к повышению ставки по федеральным фондам, которая должна была торговаться в целевом диапазоне между 2-2,25 процента в то время. ФРС также оставалось в нескольких днях от второго снижения ставки.

Тем не менее, в значительной степени на заднем плане, ФРС также сокращала свой баланс и распродавала крупные пакеты активов (которые включали ценные бумаги с ипотечным покрытием и казначейские облигации), которые она приобрела в ответ на финансовый кризис 2008 года.

«Общая тема, вызвавшая волатильность рынка РЕПО, разрабатывалась почти десять лет», — говорит Джон Хилл, вице-президент группы стратегии ставок США в BMO Capital Markets.

Исследователи ФРС опросили основные финансовые учреждения, чтобы определить, какой уровень резервов будет достаточным, чтобы считаться «достаточным», но никто точно не знал, сколько резервов необходимо, чтобы оставаться в системе.

Точно так же, как количественное смягчение (QE) увеличивает объем банковских резервов в системе, противоположный процесс распродажи активов уничтожает их. В целом ФРС вывела из системы около триллиона долларов. Дисфункция рынка репо показала, что чиновники, возможно, зашли слишком далеко.

«Я ни на секунду не верю, что можно вывести из системы почти триллион долларов и что ночью ничего не сорвется», — говорит Грег Макбрайд, CFA, главный финансовый аналитик Bankrate. «То, что мы увидели на рынке репо, было прямым результатом этого».

Что делает ФРС, когда рынок репо не функционирует

Противоядие ФРС от дисфункции рынка репо вступает в игру в качестве ключевого участника, при этом центральный банк США проводит операции как репо, так и обратного репо, чтобы удерживать ставку по федеральным фондам на целевом уровне диапазон. Этот процесс возглавляет Федеральный резервный банк Нью-Йорка, который руководит операциями центрального банка США на открытом рынке.

Когда прошлой осенью история с рынком репо впервые началась, ФРБ Нью-Йорка в сентябре 2019 года вложила наличные на сумму 53 миллиарда долларов в обмен на краткосрочные казначейские векселя, что стало первой операцией на рынке репо овернайт после финансового кризиса. Затем эти покупки были перечислены как активы на балансе ФРС до тех пор, пока они не будут возвращены.

А когда разразился коронавирусный кризис и рынки казначейских ценных бумаг начали заедать еще больше, вмешательство ФРС сделало эти операции похожими на хлебные крошки. 12 марта 2020 года ФРС заявила, что предложит 500 миллиардов долларов в течение трех месяцев. На следующий день ФРС планировала влить еще 1 триллион долларов, разделив операцию на три месяца и операцию на один месяц. Он был готов предлагать до 1 триллиона долларов каждую последующую неделю.

«Эти изменения вносятся для устранения весьма необычных сбоев на рынках казначейского финансирования, связанных со вспышкой коронавируса», — говорится в заявлении ФРБ Нью-Йорка.

В более экстремальных обстоятельствах ФРС также может принять решение снова начать органически увеличивать свой баланс, чтобы помочь успокоить дисфункцию. Именно это он и сделал в октябре 2019 года, задолго до того, как кто-то подумал о пандемии коронавируса, когда центральные банки США опасались, что они слишком далеко зашли в своем балансе.

Федеральная резервная система начала покупать краткосрочные казначейские векселя со скоростью около 60 миллиардов долларов в месяц, а затем ежемесячно покупала до 20 миллиардов долларов для замены ценных бумаг с наступающим сроком погашения. Все это привело к тому, что балансовый отчет снова увеличился в размере, восстановив около половины того, что было первоначально продано.

Хотя процесс выглядит как КС, технически он отличается. Это связано с тем, что операции были разработаны не для стимулирования экономики и снижения долгосрочных ставок, а для того, чтобы снова хорошо смазать рынки.

Как это повлияет на ваши финансы

Когда рынок казначейских обязательств не работает должным образом, это имеет более широкие последствия для экономики США. Фирмы не могут снять облигации со своего счета, а это означает, что они внезапно не имеют возможности финансировать краткосрочные потребности в финансировании или выдавать больше кредитов. Подобные нагрузки влияют на стоимость заимствований для ипотечных и других видов потребительских кредитов.

Это главная причина, почему операции РЕПО ФРС так важны. Когда кредит иссякает, предприятиям и фирмам становится все труднее получить доступ к столь необходимому кредиту. И во время рецессии это может быть разницей между тем, останется ли фирма на плаву, то есть рабочие по-прежнему будут получать свою зарплату, или, в конечном счете, потерпит крах.

Все это так или иначе возвращается в экономику.

«Идея заключалась в том, чтобы заставить рынки снова функционировать», — говорит Стивен Стэнли, главный экономист Amherst Pierpont. «При нормальном ходе бизнеса вы ожидаете, что сможете занять то, что вам нужно для нормальной работы, и когда этот поток ликвидности начинает иссякать, тогда вы видите, что фирмы вынуждены ликвидироваться. Которая может питаться сама собой».

Как долго ФРС будет вмешиваться?

Объем однодневных сделок РЕПО достиг нуля еще в июле 2020 года после почти годичной волатильности. ФРС в течение нескольких месяцев уже планировала мягкую посадку, медленно и постепенно отказываясь от поддержки.

Федеральный резервный банк Нью-Йорка в мае 2020 года впервые начал сокращать частоту своих операций «в свете более стабильных условий на рынке репо», проводя операции репо овернайт со скоростью один раз в день вместо двух и сокращая трехмесячное репо. операций до одного раза в две недели вместо одного раза в неделю.

Федеральная резервная система официально завершила эти одномесячные операции 9 февраля.

Это, конечно, может измениться в любое время. Федеральный резервный банк Нью-Йорка заявил в своем заявлении о торговых операциях на открытом рынке, что он «продолжит корректировать операции репо по мере необходимости, чтобы гарантировать, что предложение резервов остается достаточным» и поддерживать стабильные краткосрочные денежные рынки.

Тем не менее, в то время как ФРС сворачивает один аспект своих операций РЕПО, в другом наблюдается рекордная активность. Соглашения ФРС об обратном репо, когда отдел торговли на открытом рынке ФРС Нью-Йорка продает казначейские облигации инвесторам в обмен на наличные, в 2021 году взлетели до рекордных максимумов, и эти финансовые фирмы размещают средства на сумму более 1 триллиона долларов в ФРС каждый раз. ночная эксплуатация с августа.

 

Одной из причин недавнего ажиотажа может быть принятое в этом году ФРС решение увеличить размер соглашения обратного РЕПО овернайт до максимума в 80 миллиардов долларов и увеличить процентную ставку, выплачиваемую центральным банком США по этим соглашениям, до 0,05 процента с 0 процентов. . При низких процентных ставках и чрезмерной ликвидности на рынке благодаря масштабному плану ФРС по покупке активов финансовые учреждения хватаются за возможность заработать дополнительные деньги на наличных деньгах, которые у них есть.

Чиновники ФРС в июне выразили мало беспокойства по поводу недавнего всплеска, заявив в отчетах об этом заседании, что «беспокойство по поводу функционирования рынков краткосрочного финансирования уменьшилось» благодаря корректировкам ФРС.

Тем не менее, аналитики говорят, что спрос на эту кредитную линию может сохраниться, особенно в связи с тем, что Вашингтон продлевает свои переговоры о потолке долга.

Учитывая, что операции репо ФРС предназначены для предотвращения слишком высокого роста процентных ставок, эти обратные операции являются способом предотвратить слишком низкое падение ставок.

Почему операции репо ФРС вызвали критику?

Каждый раз, когда ФРС прибывает на помощь Уолл-Стрит с кучей наличных, это вызовет сопротивление. Частично это рассуждение связано с тем, что это похоже на экспериментальную политику с не полностью осознанными рисками.

«Частично я думаю, что ФРС и другие центральные банки в течение последнего десятилетия проводили эту дикую экспериментальную политику с нулевыми процентными ставками и количественным смягчением», — говорит Дэн Норт, главный экономист Euler Hermes. «Моя идея с самого начала заключалась в том, что это очень рискованная политика, направленная на помощь падающей экономике».

Но другая причина в том, что операции настолько сложны, что это привело к фундаментальному непониманию того, как они работают.

Например, вливание 1,5 триллиона долларов стало главной темой для разговоров Сандерса и Уоррена в предвыборной кампании 2020 года. Сенаторы-демократы сравнили эти краткосрочные кредиты с раздачей бесплатных денег богатым инвесторам, задаваясь вопросом, почему деньги нельзя вместо этого использовать для предоставления бесплатного медицинского обслуживания или списания триллионов долларов долга по студенческим кредитам.

Важно понимать, что эти операции не финансируются налогоплательщиками и не препятствуют использованию средств федерального бюджета в других целях. На самом деле процесс вовсе не печатает деньги: это краткосрочная ссуда, которую нужно вернуть.

«Он временно помещает резервы в банковскую систему», — говорит Гриффитс. «Это не обязательно печатание физических денег».

Несмотря на это, эксперты говорят, что центральному банку США будет важно описать, что он делает и почему, тем больше ФРС будет участвовать в урегулировании кризиса.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *