Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Тяжелейшие последствия недальновидной политики, о которых на протяжении последних 20 лет предупреждали все мало-мальски разбирающиеся в ситуации с гражданской авиацией и авиационной промышленностью специалисты, обрушились на население России, как первый снег на наши коммунальные службы.
В 1987-1991 гг. – заместитель начальника 10 Главного управления МАП СССР. В 1991-2000 гг. – на руководящих должностях в государственных авиастроительных органах Российской Федерации. В 2000-2009 гг. – первый заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета. Лауреат Премии Правительства РФ в области науки и техники.
В рамках журнальной статьи очень сложно рассказать о тех проблемах, которые стояли и стоят перед гражданским авиастроением России, и о тех шагах, которые следует предпринять сейчас. Масштабные экономические санкции против нашей страны напоминают времена холодной войны со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во многом эта ситуация плюс собственные просчеты повергли нашу гражданскую авиацию и гражданское авиастроение в жесточайший кризис.
Но кризис – это перелом или решающий момент, который коренным образом меняет ситуацию – к худшему или к лучшему. Хочется, чтобы для нас – к лучшему. Страны и организации, готовые к изменениям в период кризиса – крепнут в эпоху перемен, неподготовленные – банкротятся и исчезают с лица Земли. Поняв причины проблем, порождаемых изменениями, вызвавшими кризис, мы сможем найти подходящее решение для выхода из него. Острота же проблем меняется со временем. Поэтому нам необходимо глубоко стоящую перед нами кризисную проблему перевести сначала в разряд острых, но не таких жгучих проблем, а затем постепенно снижать их остроту, переводя в разряд обычных деловых бизнес-проблем. Как говорит гуру маркетинга Ицхак Калдерон Адизес: «Если мы способны последовательно решать проблемы, то они перестают быть проблемами. Они становятся возможностями, поскольку на самом деле любая проблема – это возможность».
Практически санкции сейчас освободили нашему авиапрому российский рынок, дав нашей стране возможность избавиться от зависимости от зарубежного авиастроения. Просто грех было бы не воспользоваться такой возможностью. Вопрос только в том, сможем ли и сколько времени нам нужно, чтобы встать на ноги. И как быстро мы способны меняться? Ведь если страна надолго попадет в транспортный коллапс, то мы проиграем. Поэтому нам нужно как можно быстрее преодолеть наиболее острую фазу транспортного коллапса гражданской авиации, чтобы потом уже более спокойно решать возникающие проблемы гражданской авиации и авиационной промышленности.
Мы долгое время, особенно после 2014 г., не решали проблемы, возникавшие с зарубежными поставщиками комплектующих изделий, и дождались момента, когда эти проблемы переросли в кризис. Почему-то эти вопросы не были решены своевременно. В итоге рядовая проблема превратилась в аномальную, которая быстро переросла в кризис. Теперь нам предстоит оперативно принять единственно правильное решение по выводу отечественной гражданской авиации и гражданского авиастроения из критической ситуации. Если мы не сумеем быстро и эффективно это реализовать, то обе отрасли рухнут окончательно. Возможно, вместе со страной. Но всегда надо помнить, что побеждает не тот, кто никогда не падает, а тот, кто быстро встает.
Задачи гражданской авиации России
Вначале кратко остановимся на главных задачах в деятельности отечественной гражданской авиацией. Они прямо вытекают из ее географического и геополитического положения.
Первая задача, решаемая авиатранспортной отраслью, – авиаперевозки населения нашей сраны. Огромная, самая большая в мире по географической протяженности от Балтийского моря до Тихого океана страна, при недостаточном развитии в европейской части и практическом отсутствии разветвленной автомобильной и железнодорожной транспортной сети в азиатской части России, делает гражданскую авиацию единственным возможным приемлемым средством передвижения по всей территории России. Значительные регионы и районы Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока вообще не имеют альтернативы авиационному транспорту, а аэродромная сеть оставляет желать много лучшего. Из этого вытекает и ряд специфических требований к эксплуатируемым в России гражданским воздушным судам.
Вторая задача – организация авиаперевозок грузов и почты между различными регионами страны. Эта задача решена у нас крайне плохо, особенно скоропортящихся продуктов или нуждающихся в заморозке. Мы мучаемся с железнодорожными рефрижераторными перевозками рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока в европейскую часть России, а в обратную сторону – мяса и мясных продуктов из-за перегруженности железных дорог, забывая, что температура за бортом самолета на высоте 10 тыс. м (-50°С) приведет к их быстрой заморозке еще в полете. В обратную сторону также можно наладить воздушную перевозку товаров, в которых остро нуждаются Сибирь и Дальний Восток. Для этого у нас есть разработанный вариант транспортного сертифицированного самолета Ил-96Т – самолет Ил-96-400. Это позволит реально связать восточные и западные регионы России.
Третья задача определена Положением о военно-транспортной обязанности, утвержденным Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175, которое устанавливает необходимость своевременного, качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время, включая воздушный транспорт. Но на самолетах зарубежного производства задача в принципе не имеет решения.
Авиастроение в СССР
Рассмотрим, как эти проблемы решались в советский период. В последнее десятилетие своего существования авиационная промышленность СССР была абсолютно самодостаточной и способной самостоятельно разрабатывать и изготавливать все необходимые стране типы боевой и гражданской авиационной техники. Не в последнюю очередь это определялось и созданной в СССР структурой управления авиационной промышленности, основным звеном которой являлось Министерство авиационной промышленности СССР (МАП СССР).
Фактически МАП СССР представляло собой то, что сейчас называется государственной корпорацией, наделенной функциями собственника подведомственных организаций и предприятий, проводивших научно-технические исследования в области авиационной науки, техники и технологии, разрабатывавших и выпускавших различные типы боевой и гражданской авиационной техники. Структура центрального аппарата МАП СССР показана на рис. 1.
Руководство МАП СССР осуществляли министр и его заместители, курировавшие соответствующие функциональные направления деятельности Министерства. МАП СССР осуществляло руководство отраслью по производству самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов, двигателей для легких и тяжелых воздушных судов, комплектующих их приборов, агрегатов и профильной специальной техники, запасных частей к ним. При этом Министерство несло ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученной ему отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, а также за количество, технический уровень, качество, надежность и безопасность при эксплуатации выпускаемой техники. А также за наиболее полное удовлетворение потребностей страны во всех видах авиационной продукции отрасли.
Этим МАП СССР принципиально отличалось от современных российских министерств и Госкорпорации «Ростех», в положениях и законе о создании которых отсутствует ответственность за количество, технический уровень, качество, надежность и безопасность выпускаемой авиационной техники, а также за удовлетворение потребностей страны во всех видах авиационной продукции.
Структура Министерства авиационной промышленности СССР отличалась предельной простотой, ясностью и нацеленностью на решение главной стоящей перед ним задачи – создание в срок качественной и конкурентоспособной авиационной техники в необходимых стране количествах. Руководил всем министр авиационной промышленности, обладавший большими правами, но и несший персональную ответственность за деятельность отрасли. Именно он был главным финансовым распорядителем средств, которые выделялись бюджетом на авиационную промышленность. Эти средства на основании решений коллегии Министерства, в которую входили профильные заместители министра, отвечавшие за конкретную подотрасль, и начальники Главных управлений, отвечавших за определенные направления внутри подотрасли, распределялись между подотраслями. В состав научно-производственных Главных управлений входили подведомственные предприятия, и уже внутри Главных управлений, под ответственность их начальников и профильных заместителей министра, отвечающих за выполнение заданий по соответствующему направлению работ, распределялось финансирование между предприятиями.
При этом важнейшей особенностью МАП был находящийся в каждом Главном управлении аппарат ведущих специалистов по подведомственным предприятиям и аппарат ведущих специалистов по контролю за ходом выполнения работ по важнейшим конкретным изделиям. Ведущие специалисты по предприятиям находились в постоянном контакте с подведомственными предприятиями и непрерывно контролировали выполнение закрепленных за ними производственных заданий. Ведущие специалисты по изделиям контролировали весь ход работ по закрепленному за ними изделию. И те и другие постоянно находились на связи с соответствующими предприятиями, регулярно их посещали. Это позволяло им оперативно быть в курсе всех проблем с реализацией работ и готовить руководству Главных управлений и Министерства предложения по расшивке узких мест, возникающих в процессе работы самих предприятий по созданию изделий авиационной техники.
В результате руководство Министерства авиационной промышленности могло оперативно принимать решения, необходимые для своевременной поддержки подведомственных предприятий и расшивать узкие места при создании и производстве изделий авиационной техники.
Важнейшую роль при создании новой техники в МАП играли мощные головные опытные конструкторские бюро (ОКБ) по изделиям в целом, состоявшие из конструкторских отделов, отделов расчетчиков, наземных испытательных лабораторий, опытного производства, позволявшего быстро и безболезненно для серийного производства создавать целый ряд прототипов будущего изделия. Находящиеся в ЛИИ им. М.М. Громова, оснащенного всем необходимым оборудованием для проведения летных исследований и испытаний, в других местах летно-испытательские и доводочные комплексы ОКБ активно вели летные испытания создаваемой авиационной техники. Головные конструкторские бюро подкреплялись целым рядом также хорошо оснащенных конструкторских бюро по различным комплектующим изделиям.
Вся деятельность ОКБ по созданию новой техники подкреплялась научно-техническим заделом, создаваемым головными научно-исследовательским институтами 10 Главного научного управления МАП, а их постановка на производство сопровождалась разработкой и внедрением в конструкции и производство новых материалов, оборудования, станков и технологий под руководством научно-технологических институтов Главного технического управления МАП.
В МАП было, с одной стороны, очень уважительное, а с другой – крайне требовательное отношение к конструкторским бюро и их руководителям – генеральным и главным конструкторам. Между основными конструкторскими бюро самолето-, вертолето- и двигателестроения шла жесткая конкуренция, а заказы распределялись, в основном, на конкурсной основе. Например, хорошо известно высказывание Генерального конструктора ОКБ «Сухого» М.П. Симонова при разработке истребителя Су-27 о том, что для него главным конкурентом является не американский истребитель, а МиГ-29, создаваемый Генеральным конструктором Р.А. Беляковым. Такая же жесткая конкуренция шла между ОКБ А.Н. Туполева, ОКБ С.В. Ильюшина и ОКБ В.М. Мясищева.
Генеральные и главные конструктора несли всю полноту ответственности за разработку конкурентоспособной авиационной техники в рамках выделенного бюджета, но при этом имели полную свободу действий по распределению выделенных ОКБ финансовых средств на те направления работ, которые они считали необходимым выполнить в данный момент. А экономисты и финансисты занимали при этом подчиненное положение, стараясь материально подкрепить решения Генерального или главного конструктора. То же относилось и к директорам серийных заводов при постановке новой авиатехники на производство.
Создание новой авиационной техники во многом является искусством, а ее Генеральный или главный конструктор – в одном лице композитор и дирижер, который из ограниченного числа нот в виде различных имеющихся на данный момент научных и технических результатов должен выбрать наиболее подходящие для нового проекта и добиться полноценной сыгранности всего оркестра для исполнения созданной им симфонии в виде новых разработок авиационной техники.
Производство же этой техники внедрялось на серийных заводах по решению соответствующих Главных управлений и под их ответственность в зависимости от возможностей и загруженности заводов на данный момент. Поэтому серийные заводы могли одновременно выпускать авиационную технику различных ОКБ, что позволяло им осваивать широкий спектр технологий производства, практикуемых различными конструкторскими школами, и, при необходимости, быстро подключаться к производству изделий, в которых возникала наибольшая необходимость у потребителей в данный момент. Достаточно широко практиковалось и разделение труда при производстве самолетов и вертолетов, когда, например, определенные агрегаты планера изготавливались на разных предприятиях и поставлялись для сборки на головное предприятие.
Все это позволяло осуществлять маневрирование имеющимися мощностями авиационной промышленности и своевременно сдавать потребителям продукцию в требуемом стране количестве и качестве.
Важную роль в МАПе играло 11 Главное управление, занимавшееся сопровождением находящейся в эксплуатации произведенной авиационной техники. В него стекались все возникающие в эксплуатации негативные события. Специалисты 11 Главного управления их анализировали и направляли в профильные производственные Главные управления для разработки мероприятий по их устранению и принятия мер по недопущению их в будущем. Таким образом, 11 Главное управление МАП уже в то время решало многие вопросы и фактически было предтечей подходов к безопасности полетов, наличие которых у разработчиков и изготовителей гражданской авиационной техники в 2013 г. было признано ИКАО обязательным после ввода в действие Приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации.
Именно благодаря такой структуре Министерства авиационной промышленности СССР, полностью целенаправленного на создание необходимой стране авиационной техники и несущего за это всю полноту ответственности, удалось даже в сложных условиях, предшествующих распаду СССР, заложить и подготовить к сертификации линейку новых гражданских самолетов, таких как Ил-103, Ил-114, Ил-96-300, Ил-96М/Т, Ту-334 и Ту-204/214. Сертификация этих воздушных судов осуществлялась уже в постсоветский период.
Современное состояние авиапрома России
Если отбросить промежуточный переходный период, то на сегодня структура авиационной промышленности России во многом напоминает, с некоторыми оговорками, структуру Министерства авиационной промышленности СССР.
Не вникая в высшие управленческие структуры России, отмечу, что в Минпромторге России функционирует Департамент авиационной промышленности, который фактически играет роль федерального органа исполнительной власти, аккумулирующего все бюджетные средства, выделяемые Правительством РФ на создание новой гражданской авиационной техники. Правда, как показывает опыт, Департамент не несет ни малейшей ответственности за сроки и количество разработанных и выпущенных за бюджетные средства воздушных судов, поскольку в Положении о Минпромторге России эта ответственность не предусмотрена.
Да, Департамент авиационной промышленности Минпромторга России, в силу мизерного количественного состава, а поэтому и невозможности реально контролировать процесс создания новой авиационной техники, не в состоянии отвечать за сроки и качество их создания.
Он может только заключать финансовые договора с некоторыми юридическими лицами на разработку гражданской авиационной техники и только констатировать по факту их выполнение или невыполнение с выделением дополнительных бюджетных средств для доведения начатых проектов до логического конца – получения сертификата типа и запуска их производства. Что и показал ход работ по созданию как самолетов SSJ-100, МС-21, так и новых вертолетов.
При этом сейчас в России существуют две структуры, деятельность которых может, после соответствующей корректировки, полностью соответствовать правам, обязанностям и ответственности, которые были возложены на МАП. Это авиационный кластер Госкорпорации «Ростех» и авиапромышленный комплекс, созданный АО «НК Банк», с входящими в него АО «УЗГА» и рядом предприятий по производству агрегатов и систем для самолетов и вертолетов. Если Госкорпорация «Ростех» акцентируется на производстве магистральных самолетов, то комплекс, организованный АО «НК Банк», пока специализируется на легких самолетах и легких вертолетах, а также на самолетах для региональных и местных воздушных линий.
Этим современная структура авиастроения в России во многом напоминает структуру, сложившуюся в Евросоюзе (Airbus и ATR), которая также на начальном этапе функционировала фактически на бюджетные средства. Госкорпорации «Ростех» и АО «НК Банк», при условии приведения своих структур в соответствие с задачами разработки, производства, послепродажного сопровождения, вполне по силам обеспечить отечественную гражданскую авиацию России современной авиационной техникой.
Но об этом – в следующей статье, как и о проблемах, связанных с разработкой, производством и внедрением в эксплуатацию гражданской беспилотной техники.
Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.
Отрасль авиастроение и как попасть в реестры отечественных производителей
В соответствии с классификацией Международной авиационной федерации выделяется семнадцать типов воздушных судов и иных летательных аппаратов. Можно выделить несколько наиболее общих видов воздушных судов: самолёт, вертолёт, дирижабль и планёр.
Основные различия между ними заключаются в удельном весе аппаратов, наличии и типе силовой установки и способе получения подъёмной силы. Также существуют и другие, «гибридные» летательные аппараты, объединяющие в себе свойства нескольких из указанных выше видов воздушных судов. К воздушным судам не относятся космические корабли, ракеты, экранопланы (но не экранолёты) и суда на воздушной подушке.
Меры государственной поддержки отечественного производителя в сфере авиастроения
В соответствии с ПП-№616 фактически перестало действовать с 01. 07.2020 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Документация
Гос. программа
РП №1997-р
ПМ №663
ПП №733
ПП №719
ПП №616
ПП №617
Гос. программа
РП №1997-р
ПМ №663
ПП №733
ПП №719
ПП №616
ПП №617
Центр Локализации Технологий готов оказать вам поддержку, если вы:
Хотите получить консультацию по мерам господдержки для вашего предприятия
Хотели бы включить вашу продукцию в Реестр российской промышленной продукции
Получить помощь эксперта
Программы
Внесение продукции в Реестр Министерства Промышленности и Торговли может занять значительное время (до 6-12 месяцев), особенно для предприятий, которые впервые столкнулись с этой задачей. К счастью, в таких случаях, а также если возникли трудности во время подготовки и рассмотрения заявки, в любое время можно обратиться за помощью к экспертам «Центра локализации технологий» (ЦЛТ).Это команда высокопрофессиональных экспертов, помогающая промышленным предприятиям выйти на новый уровень развития своего производства, осуществляющая промышленный консалтинг в части разработки и сопровождения стратегии развития производства предприятия.
- Отслеживаем последние изменения законодательства
- Даем конкретные рекомендации промышленным компаниям
- Соблюдаем сроки и конфиденциальность
Сделайте первый шаг к обновлению вашего бизнеса, оставьте заявку или позвоните нам!
Отраслевые исследования в области авиастроения
Цель иследования
Комплексный анализ рынка авиастроения России:
— текущее состояние авиастроительных мощностей,
— загрузка предприятий,
— реализуемые проекты
Прогноз общего спроса на выпускаемое оборудование и комплектующее к ним.
Обзор и анализ крупнейших отраслевых инвестиционных проектов на территории Российской Федерации.
Временные рамки исследования
В отчете будут приведены наиболее значимые достижения отрасли авиастроения РФ в 2021 году.
Анализ рынка авиастроения, включая распределение авиастроительных мощностей и портфеля заказов по состоянию на 2022 год.
Прогноз спроса на продукцию отраслевых предприятий
Методы исследования и источники информации
— Экспертный опрос и анкетирование более 150 отраслевых организаций.
— Информационно-аналитические данные Министерства промышленности и торговли РФ.
— Нормативная база РФ.
— Материалы СМИ.
— Аудитория
План мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения РФ
№ п/п | ОКПД | Продукт, технология | Срок реализации проекта | Максимальные плановые показатели доли импорта до 2020 года |
1 | 30. 30.50.110 | Интерьер | 2019 г. | 0-50% |
2 | 30.30.50.110 | Кресла пассажирские | 2018 г. | 0% |
3 | 30.30.50.110 | Топливная система | 2017 г. | 0-50% |
Полный список продукции
4 | 30.30.50.110 | Радиотехническая система ближней навигаци | 2017 г. | 0-20% |
5 | 30.30.50.110 | Система посадки по маякам | 2017 г. | 0-20% |
6 | 30.30.50.110 | Самолетный ответчик СО-72М | 2017 г. | 0-20% |
7 | 30.30.50.110 | Метеолокатор | 2017 г. | 0-20% |
8 | 30.30.50.110 | Инерциальные системы LNN-101 и LTN-90-100 | 2017 г. | 0-20% |
9 | 30.30.50.110 | Комплекс цифровой связи (ACARS, SATCOM) | 2017 г. | 0-20% |
10 | 30.30.50.110 | Система предупреждения столкновений с землей | 2017 г. | 0% |
11 | 30.30.50.110 | Блок курсовертикали LCR-100, AHS | 2017 г. | 0% |
12 | 30.30.50.110 | Коммутатор бортовой сети ARINC-664 | 2018 г. | 0% |
13 | 30.30.50.110 | УКВ радиостанция с режимом VDL-2 | 2017 г. | 0-20% |
14 | 30.30.50.110 | Бортовая вычислительная система (CPIOM) | 2018 г. | 0-20% |
15 | 30.30.50.110 | Операционная система реального времени для критических авиационных приложений ARINC-653 | 2017 г. | 0-20% |
16 | 30.30.50.110 | Вычислитель системы самолетовождения | 2017 г. | 0% |
17 | 30.30.1 | Авиационный двигатель ПД-14 | 2020 г. | 0-100% |
Смутное время: как российские авиакомпании переживают бурю
Прошлый год стал шоком для российских авиакомпаний, но они выстояли благодаря солидным государственным субсидиям и богатому опыту, накопленному за десятилетия работы на мировом авиационном рынке. Теперь отрасль будет только больше зависеть от государства.
Российская авиация — еще одна отрасль, которая понесла серьезный побочный ущерб в результате вторжения страны в Украину в феврале 2022 года. Через несколько дней после вторжения европейские страны начали закрывать свое воздушное пространство для российских самолетов. Соединенные Штаты последовали их примеру 2 марта, приостановив, среди прочего, свои рейсы Москва-Нью-Йорк, на переговоры по которым еще в советские времена ушло почти десять лет. Российские авиакомпании никогда не были так изолированы, даже в самые мрачные периоды холодной войны.
После распада Советского Союза российские авиаперевозки стали одним из крупнейших бенефициаров открытия страны миру и перехода к рыночной экономике. Рынок авиаперевозок был разделен на несколько субъектов национального уровня и десятки небольших региональных перевозчиков, которые быстро вышли на новые стандарты качества. Ведущие компании присоединялись к глобальным авиационным альянсам и активно обновляли свои парки, заменяя старые советские самолеты новыми «Эйрбасами» и «Боингами».
Западные санкции, введенные против России после аннексии Крыма в 2014 году, действительно оказали давление на российских производителей самолетов, но полеты в Европу и США продолжались, а контракты на покупку самолетов оставались в силе. Аэрофлот получил свой первый Airbus A350 в начале 2020 года9.0003
В 2019 году, накануне пандемии COVID, российские авиакомпании перевезли рекордные 128 миллионов человек: 43 процента на международных рейсах и 57 процентов на внутренних. Международные рейсы приносили гораздо больше доходов, но многочисленные внутренние маршруты позволили отрасли удержаться на плаву даже в годы пандемии.
Санкции 2022 года оказались гораздо труднее переварить. За несколько дней тесно интегрированные в мировой рынок российские авиакомпании лишились международных направлений, договоров лизинга и технической поддержки своих иностранных самолетов, партнерских отношений с другими перевозчиками, зарубежного программного обеспечения, страхования и других услуг.
Самые большие убытки понес Аэрофлот. Крупнейшая авиакомпания и флагманский перевозчик страны только начали восстанавливаться после пандемического спада, увеличив количество пассажиров почти на треть в годовом исчислении в феврале 2022 года. Ранее компания планировала сосредоточиться на премиальных и высокодоходных рейсах, но это на этот сегмент приходилось всего 20 процентов от общей выручки на конец 2022 года. Кроме того, когда Россия в ответ закрыла собственное воздушное пространство для западных авиакомпаний, «Аэрофлот» лишился лицензионных отчислений от европейских перевозчиков, которые составляли 500–800 миллионов долларов за год до пандемия.
Российские авиакомпании в очередной раз вынуждены делать ставку на внутренние рейсы, но, в отличие от пандемии, даже в этом секторе возникают трудности. Одиннадцать аэропортов на юге России, в том числе в нескольких популярных местах отдыха, были закрыты для гражданских самолетов с 24 февраля прошлого года, когда Россия начала свою «специальную военную операцию».
Все это сделало российские авиакомпании все более зависимыми от государственных подачек. В 2022 году государство потратило около 4,5 млрд долларов на поддержку отрасли, большая часть которых пошла на субсидирование внутренних рейсов, частичное возмещение возросших расходов на топливо и покупку акций Аэрофлота, в результате чего государственная доля в компании увеличилась почти до 74%.
В 2022 году российские авиакомпании перевезли 95 миллионов пассажиров, 90 процентов из них на внутренних рейсах. Это на 14 процентов меньше, чем годом ранее, и на пять миллионов человек меньше, чем цель, поставленная правительством. По данным Ассоциации авиаперевозчиков России, без государственных субсидий количество пассажиров сократилось бы до 74 миллионов человек: последний раз этот уровень наблюдался десять лет назад.
Одним из аспектов реакции России на западные санкции было присвоение самолетов иностранного производства, которые брали в аренду российские авиаперевозчики. Лизинг — распространенная практика в авиационной отрасли, при которой владелец самолета несет ответственность за его обслуживание, страхование и регистрацию, в том числе. По состоянию на конец февраля 2022 г. 1,29В России эксплуатировалось 0 гражданских самолетов, 70 % которых были иностранного производства и обеспечивали 95 % воздушного движения страны. На тот момент общая рыночная стоимость лизингового парка самолетов России превысила 10 миллиардов долларов.
После начала войны и последовавших санкций, запретивших поставки в Россию гражданских самолетов и запасных частей, лизингодателям удалось конфисковать 77 самолетов, арендованных российскими авиакомпаниями, прежде чем остальные были остановлены в России и оперативно перерегистрированы там, чтобы позволить их использование внутри страны, хотя этот процесс исключает их использование на международных маршрутах, поскольку самолеты с двойной регистрацией считаются угрозой безопасности. Даже Китай и Турция запретили летать в свои страны самолетам с двойной регистрацией.
По состоянию на февраль этого года России удалось снять двойную регистрацию со 180 перерегистрированных самолетов, и правительство обещает продолжить этот процесс. Но у самолетов, лишенных двойной регистрации, по-прежнему будут проблемы с международными рейсами, потому что Соединенные Штаты вносят в черный список иностранные самолеты, по крайней мере, на 25% принадлежащие США. Эти самолеты могут столкнуться с ограничениями обслуживания или столкнуться с трудностями при дозаправке в пункте назначения.
Следовательно, российским авиакомпаниям не остается ничего другого, как сосредоточиться на внутреннем рынке. К 2030 году Аэрофлот планирует увеличить свою долю на этом рынке с 38 до 50 процентов и привлечь на 60 процентов больше пассажиров. Тем не менее международные рейсы по-прежнему в два-три раза выгоднее для «Аэрофлота», чем внутренние. В июне 2022 года Россия приняла программу развития авиационной отрасли до 2030 года. Исходя из того, что страна останется изолированной, в ней предусмотрено, что только 10% пассажиров российских авиакомпаний будут летать за границу.
Запад, со своей стороны, тоже пострадал от изоляции России. В то время как российские авиаперевозчики теряли маршруты и членство в глобальных альянсах, их западные коллеги лишались удобных маршрутов полетов в Азию через российское воздушное пространство над Сибирью и Арктикой.
В обход России европейские маршруты в Азию удлиняются на три часа, а стоимость топлива для Airbus A350 увеличивается на 17 000 долларов. Полеты между Токио и Хельсинки, например, теперь занимают тринадцать часов вместо девяти с половиной. Европейские авиакомпании также могут столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны Китая, когда он вновь откроется после пандемии и его самолеты начнут летать над территорией России.
Американские компании не в лучшем положении по сравнению со своими азиатскими конкурентами. American Airlines и United были вынуждены отменить некоторые рейсы в Индию, которые больше не являются рентабельными, в то время как Air India может продолжать летать через российское воздушное пространство. Американские рейсы в Токио и Сеул теперь занимают дополнительно от шестидесяти до девяноста минут, хотя самая большая угроза, маячащая на горизонте, снова связана с открытием Китая.
Изоляция России будет только усиливаться. США пригрозили Турции штрафами и даже тюремным заключением, если она будет обслуживать российские авиакомпании, летающие на американских самолетах. Затем Турция сделала заявление о рисках, связанных с обслуживанием самолетов «Аэрофлота», но продолжает делать это и сейчас. Со своей стороны Евросоюз пригрозил Грузии санкциями, если она возобновит полеты в Россию.
Прошлый год стал шоком для российских авиакомпаний, но они выстояли благодаря солидным государственным субсидиям и многолетнему опыту работы на мировом авиационном рынке, где они переняли навыки, процедуры, технологии и стандарты у своих западных партнеров. Накопленный опыт поможет российским самолетам еще какое-то время оставаться в воздухе, особенно крупным авиаперевозчикам, располагающим молодым флотом, квалифицированным персоналом и техническими центрами.
Аэрофлот уже сейчас имеет хорошую систему снабжения запчастями, и еще несколько лет российские авиакомпании будут использовать оставшийся флот иностранного производства. Правительство недавно легализовало «каннибализацию»: практику снятия деталей с одного самолета для установки их на другой. Тем не менее, ожидается, что к 2025 году в России останется только 70 процентов самолетов иностранного производства.
Первоочередной задачей гражданской авиации России сейчас является удержаться на плаву до 2030 года. К этому времени отечественное авиастроение должно начать поставки новых самолетов, однако остаются большие сомнения в реалистичности этих планов. В любом случае российская авиация будет только больше зависеть от государства. Количество пассажиров будет напрямую зависеть от суммы, которую авиакомпании получат в виде государственных субсидий. Огромный масштаб этих субсидий сделает внутренние рейсы такими же рентабельными, как и международные, хотя в этом году помощь составит всего 50 миллиардов рублей: вдвое меньше, чем в прошлом году.
Российская авиация в ближайшее время не исчезнет, но станет более автономной. Исключение из технической поддержки и полномасштабной отраслевой коммуникации обязательно будет ощущаться. Интеллектуальная и технологическая изоляция не может быть хорошей вещью, независимо от того, что говорят российские официальные лица. России также придется расстаться с советским наследием установленных международных маршрутов полетов, удобных временных интервалов, транссибирских гонораров и определенного положения в отраслевых организациях.
Тем не менее, Россия не может быть полностью исключена из глобальной транспортной системы из-за ее размера и географического положения. В какой-то момент могут начаться переговоры о восстановлении сотрудничества, хотя сейчас невозможно представить, когда и при каких обстоятельствах это может произойти.
Автор:
- Анастасия Дагаева
Карнеги не занимает институциональных позиций по вопросам государственной политики; взгляды, представленные здесь, принадлежат автору (авторам) и не обязательно отражают взгляды Карнеги, его сотрудников или его попечителей.
Попавшая под санкции российская авиация в условиях турбулентности
В ближайшее время может произойти частичная приостановка полетов на Superjet 100 из-за нехватки свечей зажигания для двигателей, сообщил заместитель директора иркутской авиакомпании «ИрАэро» Владимир Панфилов. восемь самолетов, разработанных российским «Сухим» в сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Двигатели разработаны и производятся PowerJet, совместным предприятием с французской компанией. Свечи зажигания и многие другие запчасти поставляются компаниями из стран, которые ввели санкции против России из-за продолжающейся войны с Украиной. 900:03 90:00 РБК в пятницу со ссылкой на источники сообщил о шести авиакомпаниях России, летающих на Superjet. Все подтвердили недостачу свечей зажигания. Информация впервые появилась на Telegram-канале «Авиаторщина».
12 авиалайнеров в России эксплуатируют в общей сложности 160 самолетов «Суперджеты». Самолет, одна из немногих гражданских моделей, выпускавшихся в постсоветское время.
Авиакомпания Россия, крупнейший эксплуатант Superjet 100 с 76 самолетами, опасается, что в весенне-летний сезон этого года будет использоваться только 40% парка из-за нехватки свечей зажигания.
Вскоре после того, как СМИ начали сообщать о возможном прекращении эксплуатации Superjet 100, Минпромторг России дал понять, что поводов для беспокойства нет: ведутся работы по производству заменителей свечей зажигания. «Промышленные предприятия принимают все необходимые меры для обеспечения ими операторов», — говорится в сообщении «Ведомостей».
Российские авиакомпании больше всех заблокированы от полетов за границу.
Двери также закрываются для так называемого параллельного импорта, то есть запасные части продаются через третью страну с Россией в качестве пункта назначения.
На этой неделе турецкие власти приняли решение запретить как заправку, так и техническое обслуживание самолетов американского производства, принадлежащих компаниям в России и Беларуси. С начала марта турецкая таможня отклоняет транзитное декларирование товаров из европейского санкционного списка, в том числе запчастей для самолетов.
Большинство российских авиакомпаний эксплуатируют самолеты иностранного производства, как, например, этот Боинг-737 компании Нордстар в аэропорту Норильска. Фото: Томас Нильсен
Власти пытаются успокоить растущий скептицизм среди пассажиров.
Самолеты западного производства, эксплуатируемые российскими перевозчиками, могут «легко летать» до 2030 года при условии проведения работ по поддержанию их летной годности, заявил в интервью РБК в прошлом месяце глава Росавиации Александр Неадко.
В начале 2023 года Правительство издало постановление, легализующее раскулачивание самолетов иностранного производства компаний Boeing и Airbus, сообщают «Известия». Это также позволило установить неоригинальные зарубежные лонжероны и продлить сроки технического обслуживания.
4 февраля Боинг-767 авиакомпании Azur Air был вынужден прервать взлет в аэропорту Пхукета, Таиланд, из-за перегрева и возгорания одного из двигателей.
Выяснилось, что самолет, следовавший в Москву, три года провел без техосмотра двигателей, совершив более чем в два раза больше полетов, чем требовал производитель Boeing.
Самолет был далек от летной годности.
1/ У российского самолета 767, у которого отказал двигатель при попытке взлета из аэропорта Пхукета в феврале, по сообщениям, в течение 3 лет двигатель не проверялся из-за западных санкций.