Сравнение публичного и непубличного акционерного общества – Отличия публичного АО от непубличного АО

новеллы регулирования и вопросы профессионального образования»

19 ноября 2015 г. на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова при участии Банка России был организован практический семинар – круглый стол «Корпоративное управление: новеллы регулирования и вопросы профессионального образования» для преподавателей высших учебных заведений.

Семинар был посвящен главным образом российскому Кодексу корпоративного управления 2014 г., его целям и задачам, вопросам его практической реализации. Кроме того, обсуждались особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием, а также актуальные новеллы корпоративного законодательства, связанные с введением понятий «публичное акционерное общество» и «непубличное акционерное общество».

Целевой аудиторией семинара были преподаватели экономических и юридических вузов, специализирующиеся на обучении в области корпоративного управления и корпоративного законодательства. С приветственным словом к участникам семинара обратились декан экономического факультета МГУ, д.э.н. профессор А.А. Аузан и заместитель директора Департамента допуска на финансовый рынок Банка России В.А. Курицын.

На семинаре выступили представители Банка России, Росимущества, международных консалтинговых компаний, эксперты, большинство из которых являются авторами Кодекса корпоративного управления, в том числе:

Павел Филимошин – экономический советник Департамента допуска на финансовый рынок Банка России;

Олег Швырков – директор по корпоративному управлению «Делойт»;

Денис Спирин – директор по корпоративному управлению представительства «Просперити Кэпитал Менеджмент (РФ) Лтд.»; Виктория Семерикова – начальник Управления корпоративных технологий Росимущества;

Андрей Голиков – заместитель Председателя Наблюдательного совета ПАО «Московская Биржа»; Елена Егорова – партнер, отдел услуг в области бизнес-рисков, «Эрнст энд Янг»;

Ростислав Кокорев – ведущий научный сотрудник экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Среди слушателей семинара были преподаватели экономического и юридического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, РАНХиГС, НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.


В конце семинара состоялась дискуссия о проблемах преподавания корпоративного управления в российских вузах. Преподаватели отметили, что за последние годы в России существенно повысились требования к уровню преподавания вопросов корпоративного управления, а среди компаний значительно вырос спрос на дополнительное профессиональное образование менеджеров. При этом преподавание корпоративного управления студентам-юристам, менеджерам или экономистам ведется в различных контекстах, хотя по своей сути корпоративное управление междисциплинарно. При подведении итогов преподаватели выразили общее мнение, что подобные мероприятия с экспертами-практиками и представителями регулирующих органов полезны для выявления актуальных трендов корпоративного управления в России.

 

Презентация Р. Кокорева

Презентация П.Филимошина

 

20 Ноября 2015

www.econ.msu.ru

Отличительные черты публичных обществ oт непубличных

Опубликовано: 02.02.2015

Новый ГК зафиксировал понятие
«корпоративные юридические лица» либо корпорации, под которыми мы понимаем,
во-первых хозяйственные общества. Вместе c тем хозяйственные общества разделены
на публичные и непубличные.

Из ГК следует, что публичные общества –
это компании, которые основаны нa акциях (ценных бумагах), имеющие широкий
рынок свободного обращения. Это компании c неограниченным и активно меняющимся
составом участников.

Деятельность публичных обществ в большей
мере регулируется «повелительными», то есть императивными нормами. К таким
обществам применяются специальные требования, в том числе у них ограниченная
свобода внутрикорпоративных отношений. Это обеспечивает равновесие интересов
большого числа разнотипных участников публичных обществ. Конечно, это является
гарантией инвестиционной привлекательности компании. Потенциальные инвесторы
знают, чтo правила поведения и значимые корпоративные действия невозможно
изменить пo усмотрению преобладающего числа акционеров компании ввиду того, чтo
они регулируются императивными нормами.

Что касается непубличных обществ, ими
являются компании, основанные нa акциях, которые не обращаются нa
организованных рынках либо компании, основанные нa малооборотном активе, то
есть доле в УК (ООО). И в первом и вo втором случае это компании с небольшим и
фиксированным составом участников. В таких компаниях у участников есть
возможность контролировать персональный состав участников c помощью специальных
механизмов.

Отличием непубличного общества от
публичного является тo, чтo оно должно отражать свой статус непубличности в
названии компании. Наглядно это будет выглядеть как «публичное акционерное
общество» и просто «акционерное общество».

Непубличное общество обладает большей свободой
внутрикорпоративных отношений пo сравнению c публичными, потому что его
деятельность регулируется в большей степени диспозитивными нормами, то есть
разрешает участникам корпорации установить другие правила поведения на свое
усмотрение.

Новый ГК обязывает АО вносить в ЕГРЮЛ
сведения o фирменном наименовании, содержащем указание нa его публичность.
Однако, в соответствии с переходными положениям, АО, зарегистрированные до
1.09.2014 и отвечающие признакам публичности, признаются публичными независимо oт
того, содержит их фирменное название указание на публичность или нет.

АО, не соответствующее признакам
публичности, тo есть чьи ценные бумаги пока публично не размещались и публично
не обращаются, имеют право принять статус публичного АО по своей инициативе.
Для этого им нужно в ЕГРЮЛ внести изменения в фирменное наименование, указав,
что данная компания является публичной. Это необходимо как минимум сделать для
того, чтобы компания могла публично разместить свои ценные бумаги либо вывести
на публичное обращение уже имеющиеся размещенные ценные бумаги.

Необходимо помнить тo, чтo в результате
приобретения непубличным обществом статуса публичного его устав и другие
внутренние документы автоматически приобретают некоторые положения
недействительными, те, которые противоречат императивным правилам,
установленным законодательством для публичных АО. Поэтому приобретение
обществом статуса публичного приводит к необходимости внести изменения в устав
и другие внутренние документы компании, отражающие специальные требования к
публичным обществам.

Назад к статьям

Похожие статьи:

www.law-russia.ru

Публичные и непубличные акционерные общества

Акционерные общества. В современной России их более 300 тысяч, они присутствуют во всех основных отраслях экономики.

Из них наиболее известны крупнейшие, например, такие гиганты как ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть», ПАО «Сбербанк» и другие.

Тем, кто прочитал предыдущий материал, наверняка известно, что акционерные компании бывают публичными или непубличными. Давайте разберемся, в чем между ними разница.

Оглавление статьи

Обращение на бирже

Акции непубличной компании не могут обращаться на бирже, их нельзя предложить для покупки неограниченному кругу лиц.

Это основной момент. Для выхода на торговую площадку акции ПАО должны быть понятны для инвесторов. Деятельность такого общества оперативно раскрывается всем заинтересованным лицам. Это делается для повышения доверия к экономическому субъекту, а также для того, чтобы все акционеры имели равную возможность оценить перспективы корпорации, примерную стоимость ценных бумаг и влияние на нее внутренних факторов.

Преимущественное право

Уставом непубличной компании могут быть установлены ограничения на продажу акций.

В нем может быть установлено преимущественное право приобретения акционерами акций, продаваемых другими акционерами, по установленной цене.

Преимущественное право по общему правилу действует пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из акционеров.

Что это значит? Например, всего размещено 100 акций по цене 1 рубль. Один из акционеров, у которого 50 акций решил их продать. У оставшихся двух акционеров по 20 и 30 акций соответственно.

Это значит, что в случае, когда оба оставшихся акционера захотят выкупить пакет продаваемых акций (50 штук), то первый сможет претендовать на 20 штук, а второй на 30 штук — пропорционально их текущему участию в капитале АО.

Уставом непубличного общества, предусматривающим преимущественное право его акционеров на приобретение отчуждаемых по возмездным сделкам акций, может быть предусмотрено также преимущественное право непубличного общества на приобретение отчуждаемых акций в случае, если его акционеры не использовали свое преимущественное право.

Открытая подписка

Совсем другое дело с публичными акционерными обществами. Они имеют право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. То есть направлять эти ценные бумаги в публичную продажу, заранее не зная, кто и в каком количестве их приобретет.

По этой причине акции непубличных обществ не могут обращаться на бирже, это удел акций публичных АО.

Однако, вне зависимости от того, акционером какого общества вы являетесь, для защиты своих прав нужно хорошо изучить как минимум два документа. Во-первых, федеральный закон «Об акционерных обществах», а во-вторых, Устав акционерного общества.

Остается верить, что Вы прислушаетесь к нашему совету и прочтете все от «корки до корки».

Подводя итог, обращаем ваше внимание на три очень важных момента.

Во-первых, владельцы акций как публичного, так и непубличного общества могут продавать свои ценные бумаги самостоятельно, не спрашивая согласия других акционеров или руководства корпорации.

Но, если вы решили продать акции непубличного общества, то нужно внимательно изучить Устав АО.

Если в нем установлено преимущественное право акционеров на приобретение акций, то следует сообщить о своем решении руководству АО, которое известит других акционеров.

Возможно, они против появления среди владельцев акций общества новых лиц и выкупят Ваши акции.

В соответствии с законом, у других акционеров есть такое право. Это — второй момент, на который мы хотели обратить ваше внимание.

И, наконец, момент третий. У акционеров публичного общества отсутствует преимущественное право на покупку акций других акционеров. Поэтому акции из своего портфеля ценных бумаг вы можете продавать кому угодно — без оглядки на других совладельцев компании.

А теперь, разобравшись с типами акционерных обществ попробуем изучить типы акций.

Дополнительно ознакомьтесь с кратким видео о понятии публичных и непубличных обществ:

profin.top

Непубличные акционерные общества

Зачем законодатель оставил такую правовую форму как непубличные акционерные общества?

Исходя из буквального толкования закона непубличное АО предоставляет собственникам общества владеть ценными бумагами, но при этом и акционеры и АО имеют иные обязанности по сравнению с публичным А. О. Подробно различия публичных и непубличных АО раскрыты в статье ниже.

Понятие публичного АО дано в пункте 1 статьи 66.3, статье 97 ГК РФ, абз. 22 — 23 статьи 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ, Письме Ц. Б. РФ от 18.08.2014 № 06−52/6680, Информационном Письме Ц. Б. РФ от 01.12.2014 № 06−52/9527.

АО, которые не соответствуют указанным признакам публичного размещения и публичного обращения (практического и теоретического) акций, являются непубличными АО (пункт 2 статьи 66.3 ГК РФ).

Пункт 3 статьи 66.3 ГК РФ дает возможность акционерам непубличного АО единогласно принять решения по ряду вопросов управления АО, порядок осуществления которых будет отличаться от установленного законом (АО не намерено становиться публичным: как выбрать между преобразованием в ООО и переоформлением в непубличное АО).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Статья: Переход к новому корпоративному праву. Чем отличаются публичные общества от непубличных.

«В новой редакции Гражданского кодекса, которая вступит в силу с 1 сентября 2014 года, законодательно закреплено понятие «корпоративные юридические лица» (или корпорации), под которыми понимаются прежде всего хозяйственные общества. Именно хозяйственные общества рассматриваются как основная форма организации бизнеса. При этом хозяйственные общества будут разделены на публичные и непубличные.

Цель этого деления — установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций и долей в уставном капитале ООО).

В свою очередь эта цель была обусловлена давней дискуссией о том, какими должны быть пределы императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников коммерческих корпораций. Иными словами, в каком объеме следует императивно регулировать правила внутрикорпоративного поведения, а в какой степени можно предоставить участникам корпорации свободу самим определять правила своего взаимодействия.

Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации исходят из того, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, чтобы их участники могли самостоятельно определять условия своего взаимодействия. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения нужно ограничить только особо значимыми сферами.

Представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений возражают тем, что императивные правила призваны минимизировать негативные последствия фактического неравенства участников таких отношений*. Равноправие участников общества имеет лишь формальный характер, а в действительности объединение неравных капиталов дает неравный объем корпоративных прав. Доминирующее участие в уставном капитале позволяет формировать волю общества, которая становится обязательной для всех его участников. Следовательно, чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что доминирующие участники навяжут неконтролирующим участникам правила взаимодействия, которые не будут отвечать интересам последних.

Nota bene!

Общество может принять статус публичного для повышения своей кредитной привлекательности, поскольку публичные общества соответствуют более высоким стандартам корпоративного управления.

Результатом этой дискуссии стали разные режимы правового регулирования, установленные в новой редакции Гражданского кодекса для публичных и непубличных обществ. В этой статье будет показана основная разница между этими двумя видами обществ (ссылки на нормы Гражданского кодекса приведены с учетом новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2014 года).

Понятие публичных и непубличных обществ

Понятия публичных и непубличных обществ закреплены в статье 66.3 Гражданского кодекса.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ

Публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах*. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ).

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Если объяснить проще, то публичные общества — это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

Деятельность публичных обществ в большей мере регулируется императивными нормами, к ним предъявляются специальные требования, и у них незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации (то есть меньше диспозитивности в регулировании внутрикорпоративных отношений). Тем самым обеспечивается баланс интересов большой массы неоднородных участников публичных обществ, а это в свою очередь служит гарантией инвестиционной привлекательности общества. Потенциальные инвесторы знают, что деятельность компании и права ее акционеров регулируются императивными правилами (которые касаются наиболее значимых корпоративных действий и правил поведения) и их нельзя изменить по усмотрению преобладающих участников общества.

Соответственно, непубличные общества — это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения, или общества, основанные на малооборотном активе — доле в уставном капитале (ООО). В обоих случаях это общества с относительно небольшим и фиксированным составом участников. Такие компании имеют возможность контролировать персональный состав своих участников с помощью специальных механизмов (необходимость получения согласия других участников на переход доли участника к третьим лицам, преимущественное право покупки доли).

Nota bene!

В отличие от публичного общества непубличное общество не должно отражать свой непубличный статус в фирменном наименовании. Будут «публичное акционерное общество» и просто «акционерное общество»*.

У непубличного общества больше свободы для внутрикорпоративной самоорганизации. Его деятельность в значительной степени регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые допускают возможность участников корпорации устанавливать иные правила поведения (взаимодействия) по их усмотрению.

Специальные требования к публичным обществам

Как было указано выше, в отношении публичных обществ законодательство устанавливает специальные императивные требования*. Пока действующий Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — закон № 208-ФЗ) не оперирует понятиями публичных и непубличных обществ, мы можем говорить лишь о требованиях Гражданского кодекса и требованиях законодательства о рынке ценных бумаг к эмитентам акций, обращающихся публично. В будущем к ним добавятся специальные требования закона об акционерных обществах (п. 7 ст. 97 ГК РФ). Кроме того, поскольку предполагается, что публичные акционерные общества являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, нужно учитывать, что биржи могут устанавливать для них свои дополнительные требования. В частности, биржи обычно требуют обязательного наличия комитетов и независимых членов в коллегиальном органе управления общества (наблюдательном или ином совете).

Специальные требования к публичным обществам, установленные в Гражданском кодексе, перечислены в таблице 1.

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании, которое должно содержать указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ)*. Однако, согласно переходным положениям, акционерные общества, созданные до 1 сентября и отвечающие признакам публичных обществ, признаются публичными вне зависимости от того, присутствует ли в их фирменном наименовании указание на публичность (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса <…>», далее — закон № 99-ФЗ).

Таблица 1. Императивные требования к публичным обществам









Чего касаются требованияСодержание требования
Размер уставного капиталаМинимальный размер уставного капитала публичного общества устанавливается законом, определяющим особенности правового положения таких обществ. В настоящее время такого закона пока нет (в закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» изменения тоже не внесены, а переходные положения о вступлении в силу новой редакции ГК РФ не содержат правила о том, что положения закона № 208-ФЗ об открытых акционерных обществах автоматически применяются к публичным обществам)
Размещение и оборот акцийПраво размещать путем открытой подписки акции акционерное общество получает со дня включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ). То есть сначала необходимо зафиксировать статус публичной корпорации (в уставе общества и ЕГРЮЛ), привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого можно приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на публичное обращение. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ)
Повышенная транспарентностьПубличное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97, п. 4 ст. 67.2 ГК РФ, п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»)
Компетенция органов обществаВ публичном акционерном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам — подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, устав публичного общества не может относить к компетенции общего собрания акционеров те вопросы, которые не относятся к компетенции данного органа в соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (право наделить общее собрание дополнительной компетенцией предоставлено только непубличным обществам — подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)
Порядок формирования наблюдательного советаМинимальное количество членов коллегиального органа — пять. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ). В данном случае имеется в виду применение кумулятивного голосования при избрании членов коллегиального органа
Запрет на установление в уставе ограничений концентрации корпоративного контроля акционеровВ публичном акционерном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ)
Запрет на установление в уставе механизмов контроля персонального состава участников обществаУстав публичного акционерного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, прямо предусмотренных законом об акционерных обществах

Акцонерное общество, которое не соответствует признакам публичного, то есть чьи ценные бумаги еще публично не размещались и публично не обращаются, вправе по своей инициативе принять статус публичного общества. Для этого необходимо внести в ЕГРЮЛ сведения о фирменном наименовании, содержащем указание на публичность (п. 1 ст. 97 ГК РФ). В частности, это обязательное предварительное условие для публичного размещения ценных бумаг (IPO) или для вывода на публичное обращение ранее размещенных ценных бумаг (SPO).

Приобретение непубличным акционерным обществом статуса публичного общества автоматически влечет недействительность тех положений устава и внутренних документов общества, которые противоречат императивным правилам законодательства, установленным для публичных акционерных обществ (п. 2 ст. 97 ГК РФ). Поэтому приобретение статуса публичного общества должно сопровождаться внесением изменений в устав и внутренние документы общества, отражающие специальные требования к публичным обществам.

Nota bene!

Новая редакция ГК РФ ограничивает соотношение членов исполнительных органов общества в составе его коллегиального органа управления. Лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа корпорации, и члены ее коллегиального исполнительного органа не могут составлять более одной четверти состава коллегиального органа управления и не могут быть председателем этого органа (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). В данном случае ГК РФ просто закрепил правило, которое содержится в законах № 14-ФЗ и № 208-ФЗ.

Свобода внутренней самоорганизации непубличных обществ

Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения. То есть этим обществам предоставлена большая свобода внутрикорпоративной самоорганизации. Эта свобода распространяется на следующие аспекты деятельности непубличных обществ: определение перечня органов корпорации, определение компетенции ее органов и порядка их образования, а также порядка принятия ими решений, определение методов контроля персонального состава участников корпорации. Рассмотрим их подробнее.

Возможность самостоятельно определять перечень органов общества. Гражданский кодекс разделяет корпоративные органы на две основные группы: органы, которые обязательно должны быть образованы во всех корпорациях, и органы, которые образуются в отдельных видах корпораций в случаях, предусмотренных законодательством или уставом самой корпорации (ст. 65.3 ГК РФ).

Таблица 2. Обязательные и факультативные органы в публичных и непубличных обществах

К обязательным органам относятся общее собрание участников (высший орган любой корпорации) и единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.). А к органам, которые образуются лишь в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или уставом корпорации, относятся: коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.), коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), который контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, а также ревизионная комиссия. Для публичного общества в соответствии с законодательством обязательно образование большинства из этих органов (на усмотрение самого общества оставлена только необходимость образования коллегиального исполнительного органа), тогда как для непубличного общества обязательно образование только двух корпоративных органов, а остальные факультативны (см. таблицу 2).

Это значит, что участники непубличного общества могут по своему усмотрению определить целесообразность образования следующих органов: коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и т. п.), коллегиального органа управления (наблюдательного или иного совета) и ревизионной комиссии (ревизора).

Уставы таких обществ могут предусматривать, что функции совета директоров общества (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров (п. 1 ст. 64 закона № 208-ФЗ).

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии в АО.Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). В частности, пункт 3 статьи 97 Гражданского кодекса требует обязательное образование коллегиального органа управления в публичных обществах. Но действующий закон № 208-ФЗ предусматривает образование в акционерном обществе совета директоров во всех акционерных обществах за исключением тех, в которых число акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти. Поэтому получается, что, пока в закон № 208-ФЗ не будут внесены изменения, в непубличных акционерных обществах с числом акционеров — владельцев голосующих акций пятьдесят и более наличие коллегиального органа управления по-прежнему будет обязательным.

В то же время Гражданский кодекс прямо позволяет непубличным акционерным обществам отказаться от ревизионной комиссии (ревизора) путем внесения соответствующего положения в устав по единогласному решению всех акционеров (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Данная норма сформулирована императивно и не предусматривает, что иное может быть установлено другими законами. Следовательно, она имеет приоритет над положением закона № 208-ФЗ об обязательном рассмотрении годовым общим собранием акционеров вопроса об избрании членов ревизионной комиссии или ревизора (абз. 3 п. 1 ст. 47 закона № 208-ФЗ). Это значит, что вышеуказанное положение закона № 208-ФЗ не препятствует непубличному акионерному обществу отказаться от ревизионной комиссии (ревизора). Но для этого необходимо не просто убрать из устава упоминание о ревизионной комиссии, а включить прямое указание о том, что в обществе отсутствует ревизионная комиссия (ревизор), или о том, что эта комиссия создается исключительно в случаях, предусмотренных уставом (и, соответственно, указать такие случаи).

Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии в ООО.В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — закон № 14-ФЗ) в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества (п. 2, 2.1, 6 ст. 32 закона № 14-ФЗ). Учитывая, что новая редакция Гражданского кодекса тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом).

Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом (подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).

Nota bene!

Сохранение в уставе бывшего ЗАО правил о преимущественном праве приобретения акций в случае их отчуждения акционером третьим лицам не требует каких-либо решений общего собрания акционеров.

Передача компетенции коллегиального исполнительного органа. Некоторые положения пункта 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса уже вызвали у юристов сомнения относительно того, как их следует понимать. Речь идет о правилах, согласно которым устав непубличного общества мож

www.law.ru

статус, отличие от непубличных АО в Москве под ключ недорого, юридические услуги по низкой цене быстро и удобно с lenadia.ru

С 1 сентября 2014 года после вступления в силу многочисленных поправок в Гражданский кодекс РФ будут упразднены ЗАО и ОАО. Вернее, акционерные общества не прекратят своё существование, они просто будут делиться на публичные АО и непубличные.

Возникает вполне закономерный вопрос: какие общества будут считаться публичными? В п. 1 ст. 66.3 ГК РФ законодатель разъясняет, что публичными АО будут считаться акционерные общества, размещающие свои акции на рынке ценных бумаг. А п. 1 ст. 97 ГК РФ обяжет эти организации указывать в ЕГРЮЛ и своём уставе, что они являются публичными АО. Более того, им будет рекомендовано сменить наименование  с «ОАО» на «Публичное АО» и зафиксировать это новшество в уставе и ЕГРЮЛ, то есть, к названию такого АО будет добавлен термин «публичное». Если ОАО свои ценные бумаги на рынке не размещали, то с 1 сентября они станут непубличными и будут назваться просто «Акционерными обществами», подробнее об этом можно узнать из п. 2 ст. 66.3 ГК РФ.

В п. 10 ст. 3 Закона № 99-ФЗ говорится, что изменение организационно-правовых форм не потребует перерегистрации обществ, созданных до вступления в силу изменений в ГК РФ. Более того, законодатель не обязывает организации вносить изменения в называние и учредительные документы прямо 2 сентября, а разрешает пользоваться понятиями «открытое» и «закрытое» АО до возникновения необходимости внесения каких-либо ещё изменений в устав компании. До момента переименования организации, признанные публичными АО будут считаться таковыми, даже если они ещё не успели внести коррективы в название и учредительную документацию.

Впрочем, вряд ли разумно надолго затягивать с переименованием публичных АО, ибо контрагенты могут расценить это как нарушение законодательства. К тому же, зарегистрировать изменения в уставе АО  будет несложно. Для начала следует предоставить в ИФНС пакет документов, указанных в п. 12 ст. 3 Закона № 99-ФЗ:

– заполненное заявление по форме № Р13001;

–  протокол общего собрания акционеров;

– устав АО, с внесёнными в него изменениями (предоставляется в двух экземплярах).

Кстати, государственная пошлина за это не взимается. А вот печать и банковские счета подлежат переоформлению. После этого об изменениях следует сообщить контрагентам и выписывать первичные учётные документы уже с указанием новой организационно-правовой формы. В случае разночтений в договорах, которые были подписаны ещё до внесения поправок в ЕГРЮЛ, законодатель предлагает оформлять дополнительные соглашения с контрагентами.

Итак, ещё раз стоит обозначить основное отличие публичных АО от непубличных. Новые нормам права указывают на то, что публичным признаётся акционерное общество, размещающее и обращающее свои ценные бумаги на рынках в соответствии с правилами российского законодательства. Остальные общества становятся непубличными. Эксперты видят большое сходство новых публичных АО с пока ещё существующими ОАО.

Несмотря на то, что АО ждут перемены, юристы рекомендуют производить их регистрацию до 1 сентября 2014 года, потому что пока в Законе об АО размер уставного капитала рассчитывается по старой классификации. А уверенности в том, что законодатель сможет в ближайшее время её переделать, пока мало. А значит, регистрация АО может оказаться временно недоступной.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации юр лиц Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в регистрации ООО 2014 Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме изменения в гражданском кодексе 2014 Вы можете по ссылке. 

Прочитать нашу новую статью по теме непубличные АО Вы можете по ссылке.

Прочитать нашу новую статью по теме о том, возможно ли назначить сразу два директора в ООО Вы можете по ссылке.

lenadia.ru

Опубликовано в категории: Разное

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о