Сроки камеральной налоговой проверки в 2021 году
Камеральная налоговая проверка — это когда инспекция проверяет поданные налогоплательщиком налоговые декларации. Об этом мы рассказывали в статье “Что такое камеральная налоговая проверка”. Из этой статьи вы узнаете, в какие сроки инспекция проводит камеральную проверку в 2021 году и как эти сроки могут быть увеличены.
Сроки камеральной налоговой проверки налоговой декларации — 3 месяца с возможностью увеличения срока до 4-х месяцевДля того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.
Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.
Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.
В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.
Сроки проведения камеральной налоговой проверки по НДС — 2 месяца с возможностью увеличения срока до 5 месяцевТут ситуация обстоит иначе. Налогоплательщик подает в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость, и в этот же день начинается ее проверка. А срок ее рассмотрения уже зависит от местонахождения компании, есть два варианта:
- в течении двух месяцев для российских компаний;
- в течении шести месяцев для иностранных организаций, состоящей на учете в налоговом органе РФ.
При этом ИФНС может продлить срок камеральной налоговой проверки по НДС еще на три месяца. Произойдет это в том случае, если в декларации будут обнаружены ошибки и расхождения. Но это касается только отечественных компаний.
Выводы
ИФНС проводит камеральную проверку от трех до четырех месяцев: три месяца — это срок «по умолчанию». Он может быть продлён ещё на месяц, то есть до 4-х месяцев.
Проверка налоговой декларации по НДС для российских компаний — два месяца. Может быть продлён до 5 месяцев.
Роман Черненко
— Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты»;
Камеральная проверка: сроки проведения в 2020 году
После сдачи налоговой отчетности в ФНС стартует этап проверки, в течение которой инспекция определяет достоверность информации, правильность подсчетов. Этот процесс носит название – камеральная проверка. Сроки проведения 2020 года отличаются от прошлогодних.
Что такое камеральная проверка
Процедура проводится непосредственно в налоговом органе.
Предметом проверки считаются декларации, и другие налоговые бумаги.
Субъектом, подающим декларацию возможны, как организация, так и физ. лицо.
Отчетный период – год, за который оформлена декларация.
Дата начала мероприятия – следующие рабочие сутки после сдачи пакета документов в ФНС.
Как проходит проверка
Требования к проведению камеральной проверки в налоговых организациях определяет ст. 88 НК РФ
И проходит она в несколько этапов:
- налогоплательщик определяет пакет документов в налоговый орган;
- инспектор заносит цифры из декларации в электронную базу ФНС;
- программа обрабатывает данные, сверяет цифры, выверяет расчеты, подводит итоги;
- если нет замечаний – то камеральная проверка считается успешно завершенной
- если система выявила расхождения или недостаток информации, то инспекторы уполномочены запросить дополнительную информацию — уточненную налоговую декларацию. Если обновленные цифры неудовлетворительны, то налоговики инициируют углубленную камеральную проверку.
Изменения в законодательстве касаемо налогов
С 2020 года введены два главных новшества:
- повышение НДС с 18 до 20%, льготные ставки по налогу остались неизменными;
- сокращение срока камеральной проверки документов в налоговых органах.
Время сверки по законодательству
На основании поправок в Налоговом кодексе от 03.08.2018 № 302-ФЗ, срок проведения камеральной проверки в 2020 году снижен теперь с трех, до двух месяцев.
Начало срока мероприятия начинает отсчет с завтрашнего дня, после регистрации документов в ФНС (п. 2 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Декларацию в налоговый орган возможно выслать через почту РФ. Срок проверки в этом случае исчисляется с завтрашнего дня, после прибытия декларации в инспекцию.
Если срок истекает в выходной/праздничный день, то по факту сверка заканчивается в первый будний день после (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
(Например, декларация подана.1.03, два месяца проверки истекают 1.05, но это праздничный день, значит, о результате будет обвялено не позднее 2 или 3.05. В зависимости от количества выходных дней, установленных Правительством на майские праздники соответствующего года).
Когда же срок оканчивается в день месяца, которого нет в календаре то решение по результатам выносится в последний день текущего месяца.
(например, декларация подана 31.03, то окончание проверки состоится не позднее 30.06.).
Если обнаружены ошибки или расхождения в цифрах, то процедура может быть продлена до 3-х месяцев, без уведомления налогоплательщика.
При необходимости подачи уточненной декларации, срок проверки предыдущей обнуляется, проверка запускается снова. (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Как обстоят дела с проверкой на самом деле
Сколько длится камеральная налоговая проверка в 2020 году на практике?
По возможности продления срока или преждевременного окончания в законе оговорок не предусмотрено.
Но в судебном порядке задержки сроков выше установленного не определены, как нарушения.
Результаты могут быть озвучены и раньше срока. На продолжительность косвенно влияют:
- объемы проверки, например, когда проверяются декларации сразу за три года;
- отсутствие ошибок в заполнении;
- а также программа лояльности к добросовестным налогоплательщикам.
Как отследить процесс камеральной проверки
В настоящее время объем проверяемой документации вырос, в частности от физ. лиц, которым положено возмещение подоходного налога, в рамках предусмотренных законодательством.
Для облегчения получения информации о ходе проверки, разработана электронная система ФНС. Любой желающий теперь имеет возможность зарегистрироваться в электронной базе налоговиков. При обращении в налоговую, на основании паспорта и ИНН инспектор зарегистрирует в системе и выдаст временный пароль к личному кабинету налогоплательщика, который в дальнейшем, самостоятельно необходимо поменять на постоянный.
Чтобы проверить статус декларации, нужно в личном кабинете открыть вкладку «Статус проверки 3НДФЛ» там можно найти данные о номере декларации, дате ее подачи и ходе проверки. По окончании будет соответствующая запись.
Как проводится камеральная проверка расчета по страховым взносам
В общем случае плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам (п. 7 ст. 431 НК РФ):
• в налоговый орган по месту нахождения организации;
• по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц;
• по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
По общему правилу расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Форма расчета по страховым взносам утверждена Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.
Камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам проводится по месту нахождения налогового органа на основе расчета и документов, представленных плательщиком, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа, с учетом установленных особенностей (п. п. 1, 10 ст. 88 НК РФ).
Особенности камеральной налоговой проверки страховых взносов
С 01.01.2021 положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», касающиеся назначения и выплаты страхователем страхового обеспечения, за исключением пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, и осуществления расходов на страховое обеспечение в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не применяются (ст. 6 Федерального закона от 29.12.2020 N 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 478-ФЗ)).
Особенности назначения и выплаты в 2021 г. территориальными органами ФСС РФ застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2375.
В целях реализации указанных прав территориальные органы ФСС РФ проводят камеральные и выездные проверки полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию, в порядке, аналогичном порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ч. 2 ст. 7 Закона N 478-ФЗ).
В связи с переходом на систему прямых выплат пособий от ФСС РФ работодатель в этой части в отчетности РСВ никакую информацию не отражает (Письмо ФНС России от 29.01.2021 N БС-4-11/1020@). Соответственно, ранее предусмотренный подход к заполнению отчетности (правильность уменьшения суммы расходов и др.) не будет являться предметом камеральной налоговой проверки.
В порядке информационного обмена налоговый орган в установленный срок представляет в территориальный орган ПФР сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов; уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; иные сведения.
В случае выявления ошибок и (или) противоречий, несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в ПФР, такие сведения возвращаются в налоговые органы (п. п. 1, 2 ст. 11.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В указанном случае налоговые органы вправе запросить у плательщика страховых взносов необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, законодательно четко разграничена компетенция указанных органов: расходы на выплату страхового обеспечения — компетенция ФСС РФ, сведения персонифицированного учета — ПФР, начисление страховых взносов — ФНС России.
Представление документов в рамках камеральной проверки
При проведении камеральных налоговых проверок первоначально проходит автоматизированный арифметический контроль по контрольным соотношениям (Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).
При проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у плательщика страховых взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов (п. 8.6 ст. 88 НК РФ).
Указанные суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, приведены в ст. 422 НК РФ, а в ст. 427 НК РФ перечислены льготируемые виды деятельности, по которым могут быть применены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, а также размер таких тарифов.
Таким образом, перечень истребуемых сведений и документов в рамках проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам ограничен показателями соответствующих строк расчета по страховым взносам, где отражаются вышеуказанные данные. Конкретный перечень сведений и документов НК РФ не определен, следовательно, налоговый орган будет формулировать требование в зависимости от конкретной ситуации.
При этом плательщики страховых взносов вправе к расчету самостоятельно представить подтверждающие документы в электронной форме, их вид и содержание будут зависеть от оснований использования льготы (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Пояснения плательщика страховых взносов
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в расчете и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Это является не только правом, но и обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 15.01.2020 N 03-02-08/1322).
Вторым случаем запроса пояснений является проведение камеральной налоговой проверки на основе уточненного расчета, в котором уменьшена сумма взносов по сравнению с ранее представленным расчетом.
В указанном случае запрашиваются пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей расчета. Какой-либо отдельной формы для представления пояснений не предусмотрено, они составляются в произвольной форме, к ним целесообразно приложить копии подтверждающих позицию документов (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Срок проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам
Прямо НК РФ не рассматривает вопрос начала и окончания камеральной проверки, вывод можно сделать из совокупности норм. Учитывая, что камеральная налоговая проверка проводится на основании расчета по страховым взносам, ее началом можно считать дату получения налоговым органом расчета. Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2017 N 03-02-07/1/85955.
По общему правилу камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления плательщиком расчета, соответственно, сроки ее проведения истекают в соответствующее число третьего месяца проверки (ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).
Продление трехмесячного срока камеральной проверки расчета по страховым взносам НК РФ не предусмотрено. При этом налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения (ст. 88 НК РФ, Письмо Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75). Однако руководитель налогового органа вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Если никакие нарушения не установлены, камеральная налоговая проверка расчета будет считаться завершенной, при этом какого-то отдельного извещения плательщик страховых взносов не получает. В случае выявления нарушений, в том числе когда представленных пояснений, документов и сведений в рамках камеральной налоговой проверки оказалось недостаточно для подтверждения позиции о правильности расчета страховых взносов, составляется акт камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Акт камеральной налоговой проверки
В случае выявленных в ходе камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе по неполной уплате страховых взносов, неправомерному использованию льгот или пониженных тарифов, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки составляет акт налоговой проверки по утвержденной форме (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ).
К акту камеральной налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).
Вручение плательщику страховых взносов (его представителю) акта камеральной налоговой проверки производится в течение пяти дней с даты оформления акта. В случае уклонения от его получения этот факт отражается в акте и он может быть направлен по почте заказным письмом, при этом он будет считаться полученным на шестой день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).
При несогласии с установленными нарушениями плательщик страховых взносов может реализовать свое право на представление возражений (в целом по акту либо отдельным его положениям), которые в обязательном порядке должны быть рассмотрены.
Установленный срок для представления таких возражений — один месяц со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ). После их рассмотрения выносится итоговое решение, при несогласии с которым возможно его обжалование в досудебном и судебном порядках (п. п. 1, 4, 7 ст. 101, ст. 137, п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).
Важно понимать, что в случае неустановления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам претензии налогового органа могут быть предъявлены в рамках выездной налоговой проверки за тот же период, который был охвачен камеральной проверкой.
То есть отсутствие выявленных нарушений не означает невозможность доначислений по выездной налоговой проверке (Определение Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 2116-О).
Также наличие судебного решения в пользу налогоплательщика по результатам камеральной проверки не запрещает проведение выездной проверки (п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2019 N 15АП-14858/2018).
Сроки проведения камеральных проверок увеличены из-за карантина
Главное управление ГНС в г. Киеве информирует, что Законом № 540-ІХ вводятся изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие временное продление общего срока камеральных проверок, установленного пунктом 76.3 статьи 76 НК из-за карантина.
Так, камеральная проверка налоговой декларации (кроме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость) за отчетные (налоговые) периоды март — май 2020 года, или уточняющих расчетов (кроме уточняющих расчетов по налогу на добавленную стоимость), которые были поданы налогоплательщиками в течение марта — мая 2020 года, может быть проведена только в течение 60 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были поданы позже, — на следующий день после их фактической подачи (согласно п. 76.3 статьи 76 ПК этот срок составляет не более 30 календарных дней).
Напомнит предпринимателям, когда платить налоги и подавать отчеты бот-бухгалтер ReporTах. Кроме того, бот самостоятельно проверяет нет ли у вас налоговых долгов и штрафов перед государством. После проверки — поможет оплатить долг мгновенно.
Учитывая указанное, камеральная проверка по налоговой декларации за март 2020 года, предельный срок подачи которой приходится на 20 апреля 2020 года, и которая подана, например:
— 17 апреля 2020 года (с соблюдением срока) — может быть проведена до 19 июня включительно;
— 23 апреля 2020 года (с нарушением срока) — может быть проведена до 22 июня включительно.
Аналогично, если уточняющий расчет до налоговой декларации подан 10 апреля 2020 года, то камеральная проверка такого уточняющего расчета может быть проведена до 9 июня включительно.
Важно!
Сроки проведения камеральной проверки налоговых деклараций и уточняющих расчетов по налогу на добавленную стоимость не изменяются.
Также неизменными остались сроки проведения камеральных проверок по другим вопросам, которые проводятся с учетом сроков давности, определенных статьей 102 НК.
Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса. LIGA360 интегрировала все продукты компании ЛІГА:ЗАКОН в единое информационное пространство, чтобы объединить всю команду для общего управления рисками и поиска новых возможностей в режиме удаленной работы.
Заказать бесплатный полный тестовый доступ на 4 суток к LIGA360 и ключевых продуктов ЛІГА:ЗАКОН можно здесь.
Камеральная налоговая проверка
Камеральная проверкаОдно из основных мест в механизме налогового контроля занимает камеральная налоговая проверка. Такая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства. Камеральные проверки стали привычными для налогоплательщиков. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей, без какого-либо специального решения руководителя и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности. Срок проведения камеральной проверки в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов. Проверки деклараций (расчетов) налогоплательщиков проводятся по каждому конкретному виду налогов. При несоблюдении установленных законодательством сроков представления декларации нарушитель привлекается к ответственности по ст. 119 Налогового кодекса.
Если налоговый орган не затребовал у налогоплательщика документы, это не означает, что камеральная налоговая проверка не проводится. При камеральной проверке, в частности, осуществляется:
• проверка полноты и своевременности представления документов налоговой отчетности;
• проверка правильности заполнения форм отчетных документов, налоговых деклараций;
• проверка правильности исчисления налоговой базы;
• проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации;
• проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
• проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
• сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.
При выявлении ошибок в налоговой декларации, либо противоречий или несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может потребовать у налогоплательщика в течение 5-и дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, представители налоговой инспекции вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговый инспектор их требовать не вправе. Дополнительные документы (выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета и иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в ст. 88 НК РФ, а именно:
Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы
1. Использование налогоплательщиком налоговых льгот по проверяемому налогу
(п.6 ст. 88 НК РФ)
Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
2. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), в которой заявлено право на возмещение налога
(абз. 2 п. 8 ст. 88, абз. 2 п.1 ст. 176)
Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
3. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов
(п. 9 ст. 88 НК РФ)
Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов
Необходимые для проверки документы истребуются путем вручения проверяемому лицу требования о представлении документов. Получив требование, организация должна представить документы в виде заверенных копий в течение 10 дней.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, в течение 10 дней после окончания такой налоговой проверки составляется акт камеральной налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Акт налоговой проверки в течение 5-и дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Как правило, в большинстве случаев, камеральные проверки остаются незамеченными для объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует мнение о налогоплательщике и выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки.
ВАС РФ о сроке проведения камеральных налоговых проверок: судебный прецедент?
А. Ю. Васильев,ведущий юрист юридической компании «Пепеляев Групп»
E-mail: [email protected]
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.11.2009 № 10349/09 определил последствия пропуска налоговым органом срока проведения камеральной налоговой проверки. Высказанная позиция позволяет утверждать, что этот срок – пресекательный
Как следует из фабулы дела, налогоплательщик отказался представить в налоговый орган документы, истребованные для проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по НДС, ссылаясь на истечение срока камеральной проверки, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ.
В связи с этим налоговым органом было вынесено решение об отказе в применении налогового вычета, доначислении налога и наложении штрафа за непредставление документов (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Решение налогового органа оспорено налогоплательщиком в суде. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций отказали налогоплательщику в признании решения налогового органа недействительным.
Однако Президиум ВАС РФ отменил судебные акты и удовлетворил требования налогоплательщика.
ВАС РФ указал, что «налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов, если в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 Кодекса для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к нему с требованием представить документы, подтверждающие их обоснованность».
Суд признал незаконным направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи налогоплательщиком налоговой декларации. Решения инспекции, которыми Обществу отказано в применении налоговых вычетов и доначислены налоговые платежи, также признаны незаконными.
В связи с принятым Постановлением важно понять, будет ли применяться сформулированная Президиумом ВАС РФ позиция в других делах и приведет ли она к формированию новой судебной практики либо можно говорить лишь о принятии решения по конкретному судебному спору, которое не повлияет на последующую практику.
О разделении сроков на пресекательные и организационные
В действующем налоговом законодательстве содержится достаточно большое количество норм, устанавливающих сроки для осуществления участниками налоговых правоотношений тех или иных действий в рамках процедур налогового контроля. При этом по большей части, устанавливая тот или иной срок, законодатель не определяет последствий его пропуска. Однако такие последствия имеют значение для верного определения объема прав и обязанностей участников конкретных налоговых правоотношений.
Некоторыми теоретиками было предложено разделить сроки на организационные и пресекательные. Такое разделение представляется сугубо доктринальным и основано в первую очередь на работах отечественных ученых-цивилистов. В то же время данная классификация в административном праве не до конца проработана и нередко неверно понимается (см. текст на полях, с. 36).
По нашему мнению, любые сроки, предусмотренные НК РФ, являются пресекательными, иначе установление их законом лишается смысла. Так называемые организационные сроки имеют право на жизнь во внутриведомственных, локальных актах и не могут затрагивать правовое положение участников правоотношений.
КЛАССИФИКАЦИЯ СРОКОВ
Пресекательными предлагается считать сроки, истечение которых означает прекращение права и невозможность совершения определенных действий. Например, сроки принятия решения о взыскании с налогоплательщика суммы налога в бесспорном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ), давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ), подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из норм НК РФ, которыми установлены соответствующие сроки, очевидно следуют последствия их пропуска – прекращение права у управомоченной стороны (например, невозможность вынесения налоговым органом решения о взыскании).
Основное назначение пресекательного срока – выполнение побудительной (стимулирующей) функции по отношению к реализации права его обладателем, а прекращение права в связи с истечением пресекательного срока является своеобразной санкцией за неосуществление права. (См.: Грибанов В. П. Сроки в гражданском праве // Осуществление и защита гражданских прав. – М., 2001. С. 259, 261.)
Организационные сроки непосредственно не связаны с имеющимися правами в рамках сложившихся отношений, а устанавливают пределы, в рамках которых должны осуществляться действия по формированию правоотношений. (См., например: Фридман Н. П. Сроки в гражданском праве : учеб. пособие. – М., 1986. С. 18.)
Эволюция камеральных проверок
До недавнего времени суды относили к организационным срок, установленный пунктом 2 статьи 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки. По их мнению, эта норма адресована не налогоплательщику, а должностным лицам налогового органа, проводящим камеральные проверки. Нарушение срока проведения камеральной проверки свидетельствует о неисполнении работниками налогового органа их должностных обязанностей, но не может повлечь за собой препятствий для исполнения налоговым органом возложенных на него Налоговым кодексом РФ контрольных функций в отношении налогоплательщиков.
Организационный характер установленного этим пунктом срока проявляется в том, что осуществление камеральной налоговой проверки непосредственно не затрагивает интересов налогоплательщика, а представляет собой лишь условие для формирования правоотношений между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу выявленных по результатам проверки нарушений законодательства.
Подобное толкование можно было бы считать обоснованным лишь в исходном понимании назначения камеральных проверок: согласно первоначальной редакции части первой Налогового кодекса РФ суть камеральных налоговых проверок заключалась в использовании их в качестве инструмента текущего контроля, помогающего налогоплательщику выявить очевидные ошибки, допущенные им при составлении налоговой декларации1, без каких-либо негативных для него последствий2.
Очевидно, что подобное понимание содержания камеральных проверок, основанное на буквальном прочтении первоначальной редакции статьи 88 НК РФ в системной связи с другими нормами части первой Кодекса, не исключает изучение находящихся у налогового органа документов налогоплательщика и после истечения трехмесячного срока для проведения проверки, а этот срок действительно можно признать не затрагивающим права налогоплательщика.
Адресованное налогоплательщику по результатам камеральной налоговой проверки требование о доплате налога и уплате пеней также не нарушает прав налогоплательщика, поскольку направлено исключительно на восполнение его задолженности перед бюджетом. Именно поэтому ВАС РФ в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 указывал, что «проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса».
К сожалению, путем внесения последующих корректировок – как законодателем, так и практикой налоговых органов и судов – камеральные проверки из инструмента текущего контроля превратились в один из наиболее популярных инструментов последующего контроля, процедура проведения которого предполагает наложение на налогоплательщика значительного бремени в виде необходимости представления налоговому органу документов, объяснений и, возможно, привлечения к налоговой ответственности.
Постановление ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 – закономерный результат эволюции камеральных налоговых проверок
Однако судебная практика продолжала исходить из необязательности соблюдения срока пункта 2 статьи 88 НК РФ, применяя к новому по сути правоотношению прежний, не предназначенный для него способ правового регулирования (дозволение пропустить срок вместо вменения в обязанность этот срок соблюсти)3. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 12.05.2003 № КА-А40/2650-03 указал, что вынесение решения о привлечении к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки за пределами трехмесячного срока со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, не является основанием для признания решения недействительным, так как установленный статьей 88 НК РФ срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога. Аналогичные выводы делались и другими судами4.
Таким образом, судебная практика позволяла проводить камеральные налоговые проверки после истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 88 НК РФ, и в рамках такой проверки истребовать у налогоплательщика документы5. Такой порядок отражал дисбаланс между увеличившимся объемом полномочий налоговых органов при проведении камеральных проверок и объемом прав налогоплательщиков, которые не получили новых механизмов защиты. Естественно, что применение способа регулирования, не соответствующего сути регулируемого правоотношения, предопределило неэффективность правоприменения, что в рассматриваемой ситуации выразилось, например, в значительном ущемлении прав налогоплательщиков.
Когда из инструмента помощи налогоплательщику камеральные налоговые проверки превратились в инструмент фиксации доказательств налогового правонарушения, объективно потребовалось упорядочить процесс сбора доказательств и вынесения решения по результатам камеральных проверок, а также предоставления налогоплательщикам процессуальных гарантий защиты их прав в ходе проверок.
Соблюдение процедуры – важнейшая гарантия прав налогоплательщиков
Началом определения границ камеральной проверки стало Постановление Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 № 1580/07, в котором указано на недопустимость проведения камеральной налоговой проверки вне зависимости от предоставления налоговому органу декларации лицом, в отношении которого проводится проверка.
Значительным шагом к установлению процедуры камеральных проверок, следование которой обязательно для налоговых органов, стало Определение КС РФ от 12.07.2006 № 267-О, в котором признано право налогоплательщика на предоставление пояснений и дополнительных документов по предмету проверки, а также право на участие в рассмотрении материалов камеральной проверки.
Конституционный Суд РФ указал на необходимость соблюдения государственными органами принципа правовой определенности при осуществлении ими контрольных функций. Так, согласно пункту 2.1 названного Определения «налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов».
Из приведенной позиции КС РФ следует, что должен существовать определенный период времени, в рамках которого налоговый орган может обратиться к налогоплательщику за объяснениями или документами, и по истечении этого периода налогоплательщик будет уверен в отсутствии у налогового органа сомнений в правильности уплаты налогов. Поскольку такие сомнения могут возникнуть у налогового органа только по результатам камеральной налоговой проверки, именно соблюдение срока ее проведения, установленного пунктом 2 статьи 88 НК РФ, гарантирует правовую определенность положения налогоплательщика.
Именно соблюдение срока проведения камеральной проверки гарантирует правовую определенность положения налогоплательщика
Таким образом, срок для проведения камеральных налоговых проверок должен рассматриваться как пресекательный, по истечении которого налоговый орган не вправе проводить камеральную проверку и осуществлять сбор доказательств (в соответствии с п. 1 ст. 93 и п. 1 ст. 93.1 НК РФ истребование документов и информации у налогоплательщика, его контрагентов и иных лиц может осуществляться только в рамках налоговой проверки).
С этой точки зрения позиция ВАС РФ в Постановлении Президиума от 17.11.2009 № 10349/09 – закономерный результат эволюции камеральной налоговой проверки как формы налогового контроля. Этот вывод с большой степенью вероятности позволяет говорить о формировании нового толкования пункта 2 статьи 88 НК РФ.
Новое толкование означает, что установленный трехмесячный срок для проведения камеральных налоговых проверок – пресекательный. По истечении трех месяцев после подачи налогоплательщиком налоговой декларации (а если предусмотрено нормами НК РФ, то и полного пакета документов, которые должны быть поданы одновременно с декларацией) налоговый орган лишен возможности провести камеральную проверку, дополнительно истребовать у налогоплательщика документы и вынести решение о налоговых доначислениях.
Следует особо отметить, что формируемая ВАС РФ практика ориентирует на строгое соблюдение процедуры налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.
Наиболее знаковым в этом отношении стало Постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 № 391/09, исходя из которого существенное нарушение процедуры привлечения к налоговой ответственности – безусловное основание для признания решения налогового органа недействительным вне зависимости от объективного наличия обстоятельств, положенных в основу налоговых доначислений.
Позднее в Постановлении от 28.07.2009 № 5172/09 Президиум ВАС РФ указал на недопустимость осуществления налоговыми органами контрольных функций вне процедуры, определенной законодательством.
Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 соответствует этой тенденции развития судебной практики. Это также дает основания ожидать, что высказанная ВАС РФ позиция будет применяться и при разрешении других налоговых споров.
A.Yu. Vasiliev
The Supreme Arbitration Court of Russia on the Statute of Limitation for a Desk Tax Audit: Does this Qualify as Judicial Precedent?
The Presidium of the Russian Supreme Arbitration Court in resolution No. 10349/09 dated 17 November 2009 determined the implications relating to the failure of the tax authority to comply with the statute of limitation for a desk tax audit. The expressed position allows us to assert that this statute of limitation is preclusive.
1 См.: Пепеляев С. Г. Камеральные проверки – способ помочь правильно платить налоги // Налоговед. 2005. № 7. С. 23.
2 См.: Овчарова Е. В. Адми¬нист¬ративная ответствен¬ность за нарушение налогового законодательства // Налоговед. 2005. № 3. С. 29.
3 Согласно определению, данному С. С. Алексеевым, «под способами правового регулирования следует понимать те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы». – См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. – М.: 1981. Т. 1. С. 296.
4 См.: постановления ФАС ПО от 04.10.2007 № А65-29298/06, ФАС СЗО от 10.02.2004 № А21-6305/03-С1.
5 Примечательно, что в судебных актах, отмененных Постановлением Президиу¬ма ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09, право налогового органа на проведение камеральной проверки после истечения трехмесячного срока даже не ставится под со¬мнение и какие-либо доводы против этого судами не приводятся и не оцениваются.
Ключевые слова: «истребование документов» — «ВАС РФ» — «срок» — «камеральная налоговая проверка» — «судебный прецедент»
Порядок проведения налоговой камеральной проверки
Помимо выездных проверок, которые проводятся на территории налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками. Эта проверка скрыта от глаз проверяемого налогоплательщика. Поэтому интересно знать, как она проходит, какие права у налогоплательщика при её проведении, как правильно вести себя, чтобы избежать штрафа, и какие последствия могут возникнуть для налогоплательщика.
01. Что такое камеральная проверка?
Камеральная проверка — это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмой (предпринимателем) в налоговые инспекции без выезда к налогоплательщикам (ст. 88 НК РФ).
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Никакого специального решения для нее не нужно.
Проведение камеральной проверки в первую очередь регулируется положениями Налогового кодекса РФ. Дополнительно ИФНС использует внутренние документы:
02. Задачи камеральной проверки
- Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
- Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
- Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
- Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
03. Сроки проведения камеральной проверки
Срок проведения камеральной проверки — 3 (три) месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Исключение — декларации по НДС. Продлить срок проверки нельзя, кроме некоторых случаев. Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета. Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом.
Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.
04. Основные этапы камеральной проверки
Камеральная проверка условно проходит в два этапа:
- автоматизированный контроль,
- углубленная проверка.
Автоматизированный контроль деклараций (расчетов) происходит без участия инспекторов. Информационная система инспекции производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений, декларации по НДС дополнительно проверяют по АСК НДС.
Если в вашей отчетности были обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, то это причина для проведения ее углубленной проверки. Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований:
- заявленный к возмещению из бюджета НДС;
- заявленные в отчетности налоговые льготы.
При углубленной камеральной проверке инспекция проводит мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет. Основными этапами углубленной камеральной проверки являются:
- Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
- Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).
- Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
- Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
- Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
- Проверка правильности исчисления налоговой базы.
На практике проверяющие чаще всего:
- истребуют у проверяемого лица документы;
- проводят «встречную» проверку, то есть запрашивают документы и информацию у третьих лиц. Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 г., но его используют и сейчас. Под встречной проверкой понимают истребование налоговой инспекцией у вас документов (информации) по контрагентам (третьим лицам), у которых проходит камеральная или выездная проверка. Истребование документов, информации возможно и вне рамок проверок, в частности, когда инспекции нужны данные о конкретной сделке;
- запрашивают у проверяемого лица пояснения, в том числе путем вызова в инспекцию;
- реже проводят осмотр помещений, территорий, документов и предметов.
Истребование документов при камералке
Истребование документов допускается:
- при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
- подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
- проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Если налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.
Также не предполагается обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки. В ходе проведения налоговой проверки контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данной организации. В требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы.
Часто налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.
05. Продление срока налоговой камеральной проверки
Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.
Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.
06. Акт о результатах камеральной проверки
Акт камеральной налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:
- дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют.
Акт о результатах проверки вручается лицу, в адрес которого она проводилась, в течение 5 рабочих дней с даты его составления.
Если у налогоплательщика появляются возражения по поводу результатов камеральной налоговой проверки, то он вправе их изложить в письменном виде и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Возражения должны быть переданы в ИФНС в период 15 рабочих дней с момента получения Акта.
Фирммейкер, 2012 (следим за актуальностью)
Ирина Семченкова (Журавлева)
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Определение аудита офиса
Что такое офисный аудит?
Офисная проверка — это проверка налоговой документации налоговой службой (IRS) из ее офисов, а не на дому или в офисе налогоплательщика, для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Как правило, более комплексный, чем аудит корреспонденции, но в меньшей степени, чем полевой аудит, офисный аудит используется, когда агентам требуется какое-то личное расследование.
Ключевые выводы
- Офисная проверка — это проверка налоговой отчетности налоговой службой (IRS) из своих офисов, а не на дому или в офисе налогоплательщика, для обеспечения соблюдения налогового законодательства.
- Офисные аудиты часто охватывают только несколько конкретных вопросов, указанных IRS в письменном уведомлении налогоплательщика, а также определяют, какие записи будут проверяться в ходе аудита.
- IRS может выбрать налоговую декларацию для офисной проверки случайным образом в рамках рутинных усилий по обеспечению соответствия.
- Другие типы аудиторских проверок включают проверки корреспонденции, которые проводятся по почте США, и выездные проверки, которые проводятся у налогоплательщика. или офис или дом владельца бизнеса.
- Публикация 556 IRS содержит подробную информацию о процедурах проверки и аудита офиса.
Понимание офисного аудита
При офисной проверке представитель налоговой службы (IRS) проводит собеседование с налогоплательщиком и проверяет его записи лично, обычно в офисе IRS. Цель офисной проверки — убедиться, что налогоплательщик точно сообщает о доходах и удержаниях и уплачивает законную сумму налога.
Эти проверки часто охватывают лишь несколько конкретных вопросов, указанных IRS в письменном уведомлении налогоплательщика.В этом уведомлении также указывается, какие записи будут проверяться при аудите.
IRS может выбрать налоговую декларацию для офисной проверки случайным образом в рамках обычных усилий по обеспечению соответствия. Налоговая декларация также может быть выбрана из-за предполагаемых ошибок, основанных на несовпадении документов или проверки соответствующих деклараций налогоплательщиков. Публикация IRS 556 предоставляет подробную информацию о процедурах проверки и аудита.
Прочие виды проверок
IRS обычно проводит аудит одним из трех способов: аудит корреспонденции, офисный аудит или выездной аудит.Из них заочный аудит является наиболее распространенным (и обычно считается наименее серьезной формой аудита). Полевой аудит является наименее распространенным и чаще всего является признаком серьезных проблем, которые необходимо решить. Офисный аудит — это золотая середина между ними.
Если вы или ваш бизнес подвергаетесь аудиту, независимо от типа аудита, рекомендуется обратиться к юристу по этому поводу.
Заочный аудит
Заочный аудит проводится по почте.Такого рода аудиты обычно используются для менее сложных проблем, требующих меньших денежных средств. При заочных проверках, пока у налогоплательщика есть доказательства, проверка закрывается.
Выездной аудит
Выездная проверка — это наиболее полный вид обычной налоговой проверки. При выездной проверке агенты IRS приходят в офис налогоплательщика, домой или в офис бухгалтера, чтобы исследовать налоговые записи, рассмотреть доказательства и убедиться, что все налоги были уплачены и задокументированы правильно.
Офисный аудит — определение и значение
Аудит офиса — это аудит, которым IRS управляет в одном из своих офисов. IRS означает I nternal R evenue S service; агентство по сбору налогов США. Офисная проверка отличается от полевой проверки , которая проводится по месту нахождения налогоплательщика, дома или в офисе бухгалтера. При переписке , проверке , IRS и налогоплательщик общаются по почте.Перед любой проверкой IRS связывается с налогоплательщиком по почте.
Не путайте термин с Audit Office , которая является официальной организацией, контролирующей государственные расходы.
Согласно IRS:
«IRS проводит аудит по почте или посредством личного собеседования для проверки ваших записей. Собеседование может проводиться в офисе IRS (офисный аудит) или в доме налогоплательщика, на его рабочем месте или в офисе бухгалтера (выездной аудит) ».
Аудит офиса направлен на то, чтобы убедиться, что налогоплательщики точно представляют свои доходы и прибыль.Он также направлен на обеспечение того, чтобы налогоплательщики платили правильную сумму налога.
IRS может выбрать конкретного налогоплательщика для проверки случайным образом. Он также может быть нацелен на налогоплательщика, поскольку подозревает, что в декларации налогоплательщика есть ошибки.
Аудит — это формальная проверка или проверка счетов лица или компании.
Аудит офиса более тщательный, чем аудит переписки, но менее всесторонний, чем полевой аудит. Зачем нужен офисный аудит?IRS использует офисный аудит, когда проблемы слишком велики для аудита по почте, но недостаточно велики для выездного аудита.
АудитOffice обычно связан с проблемами с Schedule A , Schedule C или Schedule E . Другими словами, проблемы с детализированными вычетами, прибылью / убытком от бизнеса или доходами / расходами от аренды соответственно.
Единственная проблема в одном из трех расписаний обычно запускает аудит. Однако он может быстро распространиться на другие области, если аудитор считает, что с налоговой декларацией налогоплательщика могут возникнуть другие проблемы.
Аудиторы IRS — экспертыАудитор запрашивает у налогоплательщика информацию о конкретной исследуемой проблеме.Также могут возникнуть вопросы об образе жизни, занятости и финансовом положении налогоплательщика.
Отвечая на вопрос аудитора, налогоплательщик может невольно инициировать более широкую проверку. Другими словами, аудитор может расширить объем аудиторской проверки или проверить дополнительные налоговые годы.
Согласно Cross Law , офисные аудиторы являются экспертами в области налогового права. Они также знают, как заставить нервных налогоплательщиков раскрыть вредоносную информацию.
Cross Law настоятельно рекомендует налогоплательщикам защищать себя.Другими словами, нанять налогового поверенного, который будет представлять их на канцелярской проверке.
Корреспондентский, выездной и офисный аудитСуществует три типа аудита IRS:
Заочный аудитЗаочный аудит — самый распространенный. IRS проводит проверку по почте с налогоплательщиками, не имеющими больших денежных сумм.
Офисный аудитОфисная проверка происходит, когда IRS просит налогоплательщика прийти в один из ее офисов.Аудитор IRS проводит собеседование с налогоплательщиком, чтобы определить правильность определенных налоговых требований.
Полевая проверкаПолевые проверки — самые серьезные и суровые из трех. Однако они также наименее распространены.
IRS направляет аудитора для посещения места нахождения налогоплательщика, его дома или офиса бухгалтера. Этот вид аудита также является наиболее полным.
Видео — налоговая проверка IRSЭто видео eHow советует налогоплательщикам давать честные ответы на любые вопросы, которые задает аудитор IRS.В нем также объясняется, что вам следует делать, если IRS проверяет ваши налоги.
Условия аудита
A-B | C | D | E | F-G | H-I | J-M | N-O | P-R | S-Z
А-Б
Дополнительная ценность — Организации существуют для создания ценности или выгоды для своих владельцев, других заинтересованных сторон, заказчики и клиенты.Эта концепция обеспечивает цель их существования. Ценность обеспечивается за счет разработки продуктов и услуг и использования ресурсов для продвижения этих продуктов и услуг. В процессе сбора данных, чтобы понять и оценивать риски, внутренние аудиторы получают глубокое понимание операций и возможности для улучшения, которые могут быть чрезвычайно полезны для их организации.Эта ценная информация может быть в форме консультаций, советов, письменных сообщений, или через другие продукты, о которых следует должным образом сообщить соответствующему управленческий или обслуживающий персонал.
Адекватный контроль — Присутствует, если руководство спланировало и организовало (разработало) таким образом, чтобы разумная уверенность в том, что рисками организации управляют эффективно и что цели и задачи организации будут достигнуты эффективно и экономично.
Утверждения — Подразумеваемые или выраженные заявления руководства относительно счетов в финансовой заявления. Утверждения руководства делятся на следующие пять широких категорий:
Утверждение о существовании или возникновении
тыс. Активов и пассивов, фактически существовавших на отчетную дату
Все доходы и расходы, включенные в финансовую отчетность, фактически произошли в течение периода, охватываемого финансовой отчетностью
События, признанные в финансовой отчетности, представляют собой реальные операции.Нет аккаунта остатки завышены
Финансовая отчетность содержит информацию, относящуюся только к текущему периоду
Утверждение полноты
Финансовая отчетность содержит всю информацию, относящуюся к текущему период
Остатки на счетах не занижены
Утверждение прав и обязанностей Активы точно представляют права организации
Обязательства точно представляют обязательства организации
Утверждение оценки или распределения Все остатки на счетах представляют их истинную стоимость
Включает оценку достаточности запасов (e.грамм. Резерв по сомнительным счетам)
Включает оценку надлежащего распределения затрат (например, амортизация)
Заявление о представлении и раскрытии информации Все операции надлежащим образом классифицированы
Соответствующая информация раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности.
Assurance Services — Объективная проверка доказательств с целью предоставления независимой оценка процессов управления рисками, контроля или корпоративного управления в организации.Примеры могут включать в себя финансовую деятельность, производительность, соответствие, безопасность системы и должные усердие.
Объем аудита — Деятельность, охватываемая внутренним аудитом, который может включать, при необходимости:
Цели аудита
Характер и объем выполненных аудиторских процедур
Период времени, в течение которого проводился аудит
Связанные виды деятельности не подвергались аудиту, чтобы определить границы аудита
Проверяемый — Любое лицо, подразделение или деятельность организации, в отношении которых проводится аудит.
Авторизация — подразумевает, что уполномоченный орган проверил и подтвердил что деятельность или транзакция соответствуют установленным политикам и процедурам.
В начало
К
Причина — Причина разницы между ожидаемыми и фактическими условиями (почему разница существует).
Устав — Устав деятельности внутреннего аудита — это официальный письменный документ, определяющий цель деятельности, полномочия и ответственность. Устав должен (а) устанавливать положение внутреннего аудита в организации; (б) разрешить доступ к записям, персоналу и физическому имуществу, имеющему отношение к выполнению заданий; и (c) определить объем деятельности внутреннего аудита.
Кодекс этики — Целью Кодекса этики Института внутренних аудиторов (IIA) является продвигать этическую культуру в глобальной профессии внутреннего аудита. Код этики необходимо и уместно для профессии внутреннего аудита, основанной поскольку он основан на доверии к его объективной гарантии рисков, контроля и управления.Кодекс этики применяется как к физическим, так и к юридическим лицам, которые обеспечивают внутренние аудиторские услуги. Кодекс этики устанавливает принципы и правила поведения в области честности, объективности, конфиденциальности и компетентности.
Компенсирующие меры контроля — Используются для «уравновешивания» эффектов слабости внутреннего контроля.
Соответствие — Способность разумно обеспечивать соответствие и соблюдение политик организации, планы, процедуры, законы, постановления и контракты.
Выводы — Оценка внутреннего аудитора влияния выводов на деятельность рассмотрено.В выводах результаты обычно рассматриваются в перспективе на основе их общего подразумеваемое. Выводы иногда называют мнениями.
Условие — Фактические доказательства, найденные внутренним аудитором в ходе проверки. (что есть).
Конфликт интересов — Любые отношения, которые являются или кажутся не соответствующими интересам организации.Конфликт интересов может нанести ущерб способности человека выполнять свои обязанности и ответственность объективно.
Консультационные услуги — Консультационные и сопутствующие услуги по обслуживанию клиентов, характер и объем которых согласованы с клиентом и предназначены для увеличения стоимости и улучшения организации операции.Примеры включают совет, совет, содействие, разработку процесса и обучение.
Контроль — Любые действия, предпринимаемые руководством, советом директоров и другими сторонами для улучшения управления рисками и повысить вероятность того, что поставленные цели и задачи будут достигнуты. Руководство планирует, организует и направляет выполнение достаточных действий для обеспечить разумную уверенность в том, что цели и задачи будут достигнуты.
Контрольная среда — Отношение и действия совета директоров и менеджмента в отношении значимости контроля внутри организации. Контрольная среда обеспечивает дисциплину и структура для достижения основных целей системы внутренних контроль. Среда управления включает в себя следующие элементы:
Честность и этические ценности.
Философия и стиль работы руководства.
Организационная структура.
Передача полномочий и ответственности.
Политика и практика человеческих ресурсов.
Компетентность персонала.
Соотношение затрат и выгод — Указывает, что потенциальные убытки, связанные с любым воздействием или риском, взвешены против затрат на его контроль.
Критерии — стандарты, меры или ожидания, используемые при проведении оценки и / или проверка (что должно быть).
В начало
D
Элементы управления обнаружением — Действия, предпринятые для обнаружения и исправления произошедших нежелательных событий.
Руководство — Помимо достижения целей и запланированных мероприятий, включает в себя санкционирование и мониторинг производительности, периодически сравнивая фактическую производительность с запланированной, и документирование этих действий, чтобы обеспечить дополнительную уверенность в том, что системы работают как запланировано.
Directive Controls — Действия, предпринятые для того, чтобы вызвать или способствовать желаемому событию.
В начало
E
Экономические показатели — Достигает целей и задач по цене, соизмеримой с риском.
Эффект — Риск или подверженность, с которыми сталкивается проверяемая организация и / или другие лица, потому что состояние не совпадает с критериями (влияние разницы).
Эффективный контроль — присутствует, когда руководство управляет системами таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что цели и задачи организации будут достигнуто.
Эффективная работа — Достигает целей и задач точно и своевременно с минимальными затратами времени. использование ресурсов.
Ошибка — непреднамеренное искажение или упущение важной информации в финальной аудиторский отчет. Внешние аудиторы относятся к тем специалистам по аудиту, которые выполняют независимые ежегодный аудит финансовой отчетности организации.
К началу
F — G
Выводы — Соответствующие утверждения о фактах.Результаты аудита появляются в результате сравнения того, что
должно быть с тем, что есть.
Последующие действия — Процесс, с помощью которого внутренние аудиторы определяют адекватность, эффективность и своевременность действий, предпринимаемых руководством в связи с отчетными выводами аудита (включая соответствующие выводы, сделанные внешними аудиторами и др.).
Мошенничество — Любые незаконные действия, характеризующиеся обманом, утаиванием или нарушением доверия. Эти действия не зависят от применения угрозы насилия или применения физической силы. Мошенничества совершаются отдельными лицами и организациями с целью получения денег, имущества, или услуги; чтобы избежать оплаты или потери услуг; или для обеспечения личной или деловой преимущество.Мошенничество является преднамеренным, а ошибки — непреднамеренным.
Цели — Конкретные цели конкретных систем и могут иначе называться эксплуатационными или программные цели или задачи, операционные стандарты, уровни производительности, целевые показатели, или ожидаемые результаты.
К началу
H-I
Незаконные действия — Относится к нарушениям законов и постановлений правительства.
Обесценение — Нарушение индивидуальной объективности и независимости организации может включать: личные конфликты интересов, ограничения объема, ограничения доступа к записям, персонал и имущество, а также ресурсные ограничения (финансирование).
Независимость — Позволяет внутренним аудиторам выполнять свою работу свободно и объективно.Эта концепция требует, чтобы внутренние аудиторы были независимы от проверяемой ими деятельности. Независимость достигается за счет организационного статуса и объективности.
Информация — данные, которые внутренний аудитор получает во время аудита, чтобы обеспечить надежную основа для выводов и рекомендаций аудита. Информация должна быть достаточной, компетентной, актуально и полезно.
Внутренний аудит — Независимая, объективная деятельность по обеспечению гарантий и консультированию, направленная на добавление стоимости и улучшить деятельность организации. Это помогает организации выполнять свои целей, применяя систематический, дисциплинированный подход к оценке и улучшению эффективность процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.
Внутренний аудитор — это сотрудник отдела внутреннего аудита организации, которому назначено ответственность за выполнение функций внутреннего аудита.
Внутренний контроль — Процесс внутри организации, предназначенный для обеспечения разумной уверенности в отношении достижение следующих основных целей:
Надежность и целостность информации
Соответствие политикам, планам, процедурам, законам и постановлениям
Защита активов
Экономичное и эффективное использование ресурсов
Достижение поставленных целей и задач операций или программ
Нарушение — Умышленное искажение или упущение существенной информации в бухгалтерском учете записи, финансовые отчеты, другие отчеты, документы или записи.Неровности включать мошенническую финансовую отчетность, которая вводит в заблуждение и незаконное присвоение активов. К нарушениям относятся:
Фальсификация или изменение бухгалтерских или иных записей и подтверждающих документов
Умышленное неправильное применение принципов бухгалтерского учета
Искажение или умышленное упущение событий, операций или других значительных Информация
К началу
J-M
Менеджмент — Те люди, которые несут ответственность за установление и / или достижение организации
цели.
Мониторинг — Включает в себя деятельность по контролю, наблюдению и тестированию, а также соответствующую отчетность ответственным лицам. Мониторинг обеспечивает постоянную проверку прогресса к достижению целей и задач.
К началу
N-O
Цели — Широчайшее изложение того, что организация решает выполнить.
Объективность — Беспристрастное мышление, требующее от внутренних аудиторов выполнения заданий таким образом, что они искренне верят в свой продукт и не допускаются существенные компромиссы в отношении качества. Объективность требует, чтобы внутренние аудиторы не подчинять свои суждения по вопросам аудита мнениям других.
К началу
P-R
Профилактический контроль — Действия, предпринятые для предотвращения нежелательных событий.
Профессиональный скептицизм — Отношение, которое включает в себя вопросительный ум и критическую оценку аудиторских доказательств.Некоторые примеры, демонстрирующие проявление профессионального скептицизма в ответ к оценке аудитором риска существенного искажения вследствие недобросовестных действий, включают: …
повышенная чувствительность при выборе характера и объема документации к быть изученным в поддержку существенных сделок, и
повышенное признание необходимости подтверждения объяснений или заявлений руководства относительно существенных вопросов, таких как дальнейшие аналитические процедуры, изучение документация или обсуждение с другими лицами внутри или вне организации.
Рекомендации — Действия, которые внутренний аудитор считает необходимыми для исправления существующих условий или улучшить операции.
Риск — Неопределенность наступления события, которое может повлиять на достижение. целей. Риск измеряется с точки зрения последствий и вероятности.
Оценка рисков — Выявление и анализ соответствующих рисков, связанных с достижение целей.
Факторы риска — Критерии, используемые для определения относительной значимости и вероятности того, что: могут произойти условия и / или события, которые могут отрицательно повлиять на организацию.Риск факторы могут быть внешними или внутренними. Внешние факторы риска находятся вне организации, обычно вне контроля руководства. Внутренние факторы риска находятся в пределах университет, обычно находящийся под контролем руководства.
К началу
S-Z
Существенный — Уровень важности или значимости, присвоенный элементу, событию, информации или
проблема со стороны внутреннего аудитора.
Содержание по форме — Аудитор рассматривает, отражает ли финансовая отчетность финансовую реальность юридического лица, а не юридическую форму операций и событий, лежащих в основе их.
Стандарты профессиональной практики внутреннего аудита (Стандарты) — Критерии, по которым оценивается деятельность отдела внутреннего аудита и измерил.Целью Стандартов является (а) определение основных принципов, которые представить практику внутреннего аудита, как она должна быть; (б) Обеспечьте основу для выполнения и продвижения широкого спектра дополнительных услуг внутреннего аудита; (c) создать основу для измерения эффективности внутреннего аудита; и (г) Содействовать совершенствованию организационных процессов и операций.
К началу
Аудитор (государственная исполнительная служба) — Ballotpedia
Аудитор — это должность государственного уровня в 48 штатах, которая осуществляет надзор и имеет административные права в отношении бухгалтерских и финансовых функций государства.Кроме того, аудиторы действуют как сторожевые псы над другими государственными учреждениями, выполняя внутренние государственные проверки и расследуя обвинения в мошенничестве.
Государственный аудитор относится к исполнительной или законодательной власти, в зависимости от штата. Хотя оба офиса схожи по функциям, законодательный аудитор функционирует в основном в рамках законодательного собрания штата и не считается исполнительным органом штата.
Аудитор может быть избран или назначен в зависимости от штата. Срок полномочий колеблется от четырех до 10 лет и может быть бессрочным, служа по усмотрению назначающего органа.В случаях, когда аудитор является назначенным лицом, назначение обычно осуществляется путем выдвижения кандидатуры в какой-либо форме в подкомитете законодательного органа и подтверждающего голосования перед Генеральной Ассамблеей.
В некоторых штатах один и тот же портфель передается другому финансовому офицеру штата, например, казначею или контролеру.
Всего существует 23 офиса законодательного аудитора и 33 офиса исполнительного аудитора штата. Всего в восьми штатах имеют оба аудиторских бюро.
Краткая информация об аудиторах |
---|
|
Текущие должностные лица
Среди назначенных аудиторов обычно специальный законодательный комитет назначает аудитора, который затем утверждается простым большинством голосов обеих законодательных палат. Многие назначенные аудиторы служат в интересах законодательного органа или специального комитета, отвечающего за аудит. В этих штатах аудитор может быть отстранен от должности простым большинством или тремя пятыми голосов в любое время.
Назначенные аудиторы выступают в качестве беспартийных должностных лиц, за исключением Коннектикута, где демократы и республиканцы выдвигают по одной кандидатуре, в результате чего два независимых аудитора делят офис.
В каждом из 24 штатов, где избирается аудитор, это партийная позиция.
Выборные аудиторы в подавляющем большинстве являются конституционными офисами, причем в 20 из 24 штатов эта должность предусмотрена Конституцией штата.
Щелкните Показать в заголовках ниже, чтобы развернуть таблицы со списком текущих аудиторов.
Список действующих государственных исполнительных аудиторов
Примечание: Если офис станет вакантным, он появится в отдельной таблице под списком действующих должностных лиц.
Список текущих государственных аудиторов в США:
padding-left: 10px! Important; отступ справа: 10 пикселей! важно;
} } .partytd.Democratic { цвет фона: # 003388; цвет белый; выравнивание текста: центр; } .partytd.Republican { цвет фона: # db0000; цвет белый; выравнивание текста: центр; } .partytd.Libertarian { цвет фона: # fdd007; выравнивание текста: центр; } .partytd.Green { цвет фона: # 6db24f; цвет белый; выравнивание текста: центр; } .partytd.Gray { выравнивание текста: центр; } .bptable.gray th {фон: # 4c4c4c; цвет: #fff; }
Офис | Имя | Вечеринка | Дата вступления в должность |
---|---|---|---|
Аудитор Алабамы | Джим Зейглер | Республиканская | 19 января 2015 |
Аризона Генеральный аудитор | Линдси Перри | Беспартийный | 18 апреля 2018 |
Государственный аудитор штата Арканзас | Андреа Леа | Республиканская | 13 января 2015 |
Аудитор штата Калифорния | Элейн Хоул | Беспартийный | 2000 |
Аудитор штата Делавэр | Кэти МакГинесс | Демократическая | 2019 |
Государственный аудитор штата Джорджия | Грег Гриффин | Беспартийный | 1 июля 2012 г. |
Государственный аудитор Гавайев | Les Kondo | Беспартийный | 1 мая 2016 |
Генеральный аудитор штата Иллинойс | Фрэнк Дж.Маутино | Беспартийный | 1 января 2016 |
Аудитор штата Индиана | Тера Клуц | Республиканская | 9 января 2017 |
Аудитор штата Айова | Роб Сэнд | Демократическая | 2019 |
Аудитор государственных счетов штата Кентукки | Майк Хармон | Республиканская | 2016 |
Аудитор Содружества, Массачусетс | Сюзанна Бамп | Демократическая | 19 января 2011 |
Генеральный аудитор штата Мичиган | Дуг Ринглер | Беспартийный | 2014 |
Государственный аудитор Миннесоты | Джули Блаха | Демократическая | 1 января 2019 |
Аудитор штата Миссисипи | Шад белый | Республиканская | 2018 |
Аудитор штата Миссури | Николь Гэллоуэй | Демократическая | 27 апреля 2015 г. |
Монтана Комиссар по ценным бумагам и страхованию, государственный аудитор | Трой Даунинг | Республиканская | 4 января 2021 г. |
Аудитор государственных счетов штата Небраска | Чарли Янссен | Республиканская | 8 января 2015 |
Аудитор штата Нью-Мексико | Брайан С.Колон | Демократическая | 1 января 2019 |
Аудитор штата Северная Каролина | Бет Вуд | Демократическая | 2009 |
Государственный аудитор Северной Дакоты | Джош Галлион | Республиканская | 15 декабря 2016 |
Аудитор штата Огайо | Кейт Фабер | Республиканская | 11 января 2019 |
Государственный аудитор и инспектор Оклахомы | Синди Берд | Республиканская | 1 января 2019 |
Генеральный аудитор Пенсильвании | Тимоти ДеФур | Республиканская | 19 января 2021 |
Государственный аудитор Гуама | Бенджамин Круз | Беспартийный | 13 сентября 2018 |
Генеральный аудитор Род-Айленда | Деннис Хойл | Беспартийный | 2010 |
Аудитор штата Южная Каролина | Джордж Л.Кеннеди, III | Беспартийный | 2015 |
Государственный аудитор Южной Дакоты | Ричард Саттгаст | Республиканская | 7 января 2019 |
Аудитор штата Юта | Джон Дугалл | Республиканская | 7 января 2013 |
Аудитор штата Вермонт | Дуг Хоффер | Демократическая | 10 января 2013 |
Аудитор штата Вашингтон | Пэт Маккарти | Демократическая | 11 января 2017 |
Аудитор штата Западная Вирджиния | Джон Б.Маккаски | Республиканская | 16 января 2017 |
Аудитор штата Висконсин | Джо Крисман | Беспартийный | 17 июня 2011 г. |
Аудитор штата Вайоминг | Кристи Расинес | Республиканская | 1 января 2019 |
Список вакансий аудитора | ||||
---|---|---|---|---|
Штат | Последний сотрудник | Левый офис | Дата окончания срока | |
Техас | Джон Кил | 4 января 2016 | 4 января 2016 | действующие законодательные аудиторы