О реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками
Заслушав информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной о реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» на Центральный банк Российской Федерации возложены дополнительные полномочия в области развития и обеспечения стабильности отечественного финансового рынка, регулирования и надзора за некредитными финансовыми организациями.
Центральный банк Российской Федерации реализует свои полномочия в непростых макроэкономических и внешнеполитических условиях, связанных с замедлением темпов экономического роста, оттоком капитала, со снижением цены на нефть, с ростом инфляционных ожиданий на фоне резкого ослабления обменного курса рубля, введенными отдельными странами в отношении российских организаций ограничениями доступа к внешним финансовым рынкам.
Центральным банком Российской Федерации осуществляются регулирование, контроль и надзор за финансовыми рынками. Сформированы финансовые инструменты поддержания ликвидности в банковском секторе, перечень которых периодически расширяется. Реализуются меры, направленные на совершенствование деятельности негосударственных пенсионных фондов, субъектов страхового дела, актуариев, микрофинансовых организаций и ломбардов, на развитие национальной платежной системы. Успешно осуществляется интеграция финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя в финансовую систему Российской Федерации.
В рамках своих полномочий Центральным банком Российской Федерации ведется работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и проведению сомнительных финансовых операций. Также внедряются международные банковские стандарты, реализуются меры по финансовому оздоровлению банковской системы в целом.
В то же время действия Центрального банка Российской Федерации, направленные на поддержание стабильности в экономике за счет использования инструментов денежно-кредитной политики, включая переход к режиму таргетирования инфляции, «плавающему» валютному курсу, пока не привели к ожидаемым результатам.
Прогнозируемый уровень инфляции превышен в два раза, возрастают объемы оттока капитала из российской финансовой системы, рост негативных ожиданий у экономических агентов влияет на деловую и инвестиционную активность. Обменный курс рубля не отражает фундаментальных показателей экономики, формируются риски, связанные с неисполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для нормализации сложившейся ситуации требуется принятие скоординированных упреждающих системных и одновременно неординарных мер Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области денежно-кредитной политики.
Указанные меры в первую очередь должны быть направлены на поддержание в экономике приемлемого уровня кредитной ставки, достаточного предложения денежных средств, сохранение доверия экономических агентов и граждан к национальной валюте, исключающего их уход в валюты иностранных государств. При этом важно иметь в виду, что реализация этих мер не должна давать участникам валютного рынка возможности использовать спекулятивные стратегии, направленные на искусственное ослабление рубля.
В целях поддержания стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации необходимо применять контрцикличный характер регулирования финансового сектора (в том числе в рамках совершенствования процедуры оценки рисков и формирования адекватного уровня нагрузки на капитал), предусматривающий временное смягчение регулирования деятельности кредитных организаций для улучшения ситуации с ликвидностью и привлечения дополнительных капиталов в банковскую систему с последующим возвратом к более жесткому регулированию.
После нормализации ситуации на финансовом рынке Центральному банку Российской Федерации необходимо проводить единую государственную денежно-кредитную политику, синхронизированную с действиями Правительства Российской Федерации по диверсификации источников роста российской экономики, импортозамещению, снижению чрезмерной зависимости от экспорта энергоносителей и внешних источников капитала, повышению инвестиционной активности внутри страны.
В целом поддерживая действия Центрального банка Российской Федерации по формированию устойчивого финансового рынка, адаптации финансовой системы к неблагоприятным экономическим и международным политическим рискам, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
1. Принять к сведению информацию Председателя Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллиной о реализации Центральным банком Российской Федерации законодательства в сфере регулирования, контроля и надзора за финансовыми рынками.
2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:
разработать в экстренном порядке конкретные меры и механизмы использования инструментов денежно-кредитной политики в связи с ухудшением сценарных условий, заложенных в основу единой государственной денежно-кредитной политики;
обеспечить контроль за банками, получившими для повышения своей капитализации от государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» облигации федерального займа, которые были направлены в субординированный заем банка и (или) которыми были оплачены субординированные облигационные займы, в целях ограничения возможности направления этих средств на валютный рынок;
проработать вопрос о предоставлении инструментов рефинансирования под активы банков с дисконтом от номинальной цены, а не от рыночной;
реализовать механизм предоставления банкам кредитов без обеспечения;
учитывать в расчетах нормативов ликвидности банков ценные бумаги, принимаемые в качестве залога по инструментам рефинансирования;
обеспечить выполнение мероприятий по организации национальной системы платежных карт в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе»;
отложить внедрение в практику кредитных организаций отдельных положений международных стандартов Базель III с учетом нестабильной ситуации на финансовом рынке;
продолжить работу по совершенствованию регулирования деятельности некредитных финансовых организаций (включая микрофинансовые организации), осуществляющих предоставление займов, в целях дальнейшего снижения рисков их деятельности;
продолжить работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, в частности по расширению перечня активов, используемых кредитными организациями в качестве обеспечения по операциям рефинансирования, включая портфели кредитов гражданам, субъектам малого и среднего предпринимательства;
продолжить совершенствование механизмов, применяемых кредитными организациями в рамках соблюдения закрепленного в законодательстве о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма принципа «знай своего клиента», в том числе при принятии решений об отказе в установлении договорных отношений или их прекращении в одностороннем порядке.
3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
обеспечить проведение бюджетной политики, направленной на сохранение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) проекта федерального закона, направленного на установление единых требований к деятельности рейтинговых агентств на территории Российской Федерации, в том числе к применяемой ими методологии, требований к аккредитации рейтинговых агентств и ее аннулированию, полномочий Центрального банка Российской Федерации по регулированию и надзору в сфере рейтинговой деятельности, в том числе в отношении соблюдения требований к методологии предотвращения конфликта интересов при осуществлении рейтинговой деятельности, обязанности органов государственной власти определять требования к рейтингам контрагентов в целях предоставления мер государственной поддержки только в национальной шкале;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего замену в федеральных законах ссылки на ставку рефинансирования ссылкой на ключевую ставку ввиду изменения уровня ставки рефинансирования относительно других процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, а также внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего ограничение возможности получения юридическими лицами займов от неопределенного круга физических лиц;
обеспечить справедливый доступ банков к средствам, выделяемым для повышения их капитализации государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», принимая во внимание участие докапитализируемых банков в реализации спекулятивных стратегий на валютном рынке, приведших к существенному ослаблению рубля;
ускорить реализацию механизма проектного финансирования, предусматривающего кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики по доступной процентной ставке, в том числе за счет реализации программы докапитализации банков с привлечением средств Фонда национального благосостояния;
разработать и внедрить дополнительные механизмы государственной поддержки, включая государственные гарантии и субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным организациями, реализующими программы импортозамещения;
разработать меры, направленные на сохранение объемов и процентных ставок по ипотечным жилищным кредитам;
ускорить работу по реализации возможности подтверждения кредитными организациями сведений о доходах заемщика из Пенсионного фонда Российской Федерации;
осуществлять выпуск государственных долговых обязательств с доходностью, привязанной к ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации.
4. Поручить Счетной палате Российской Федерации осуществлять в 2015 году мониторинг использования банками облигаций федерального займа, полученных для повышения их капитализации от государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», которые были направлены в субординированный заем банка и (или) которыми были оплачены субординированные облигационные займы, и ежеквартально представлять информацию о результатах мониторинга Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам подготовить проект федерального закона, направленного на совершенствование операций на межбанковском денежном рынке и вводящего в оборот банковский сертификат.
6. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период весенней сессии 2015 года.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Москва
25 декабря 2014 года
№ 727-СФ
Загрузить в DOC формате (doc)
Загрузить в PDF формате (pdf)
Госдума одобрила в I чтении законопроект о приобретении правительством акций Сбербанка
4 марта 2020, 14:24
Продажа акций Сбербанка правительству
МОСКВА, 4 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в первом чтении законопроект «О приобретении правительством РФ у Центрального банка Российской Федерации акций ПАО «Сбербанк России». Проект документа разработан кабмином в связи с планируемым приобретением в казну РФ доли участия ЦБ РФ в капитале Сбербанка и в увязке с законопроектом «О перечислении части доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации от продажи обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России». Комитет является соисполнителем по законопроекту.
Читайте также
ЦБ продал Сбербанк правительству. Почему? И сколько стоила сделка?
Проект закона направлен на устранение потенциальной проблемы конфликта интересов Банка России при совмещении роли акционера, регулятора и надзорного органа. Продажа акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» позволит обеспечить единообразный подход к участникам рынка в вопросах развития финансовой системы и финансовых услуг, конкуренции на финансовом рынке, говорится в пояснительной записке.
Приобретение акций Сбербанка предлагается осуществить в рамках размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Размещение средств ФНБ в акции Сбербанка России соответствуют целям управления ФНБ — обеспечению сохранности вложенных средств и стабильного уровня доходов от их размещения. Ожидаемая дивидендная доходность по итогам 2019 года составит более 9%, что превышает стоимость заимствований на рынке государственных облигаций.
Законопроектом определяется, что продажа обыкновенных акций Сбербанка осуществляется на рыночных условиях по средневзвешенной цене этих акций за шесть полных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором заключен первый договор купли-продажи. Приобретение правительством акций в лице Минфина будет осуществляться в рамках управления средствами ФНБ.
В целях защиты прав миноритарных акционеров Банк России направит обязательное предложение о выкупе акций Сбербанка на рыночных условиях по цене приобретения акций правительством РФ в лице Минфина. Выкупленные акции подлежат отчуждению в срок не позднее 31 декабря 2022 года.
Из действующего законодательства предлагается исключить положения, согласно которым в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов Банк России на основании решения совета директоров вправе предоставлять субординированные кредиты (депозиты, займы, облигационные займы) открытому акционерному обществу «Сбербанк России».
Как подчеркнул глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев («Единая Россия»), вопросы, связанные с существующим конфликтом интересов, обсуждаются достаточно давно, поскольку Центральный банк одновременно является владельцем финансовой организации и осуществляет надзор и контроль за ее деятельностью. «Эти законопроекты как раз начинают решать проблему конфликта интересов, так как процесс начнется с самого крупного системообразующего банка страны. После передачи акций Сбербанка и контроля над ним правительству РФ Центральный банк будет выполнять исключительно свою основную роль надзора и контроля за той деятельностью, которую осуществляет Сбербанк России», — пояснил он журналистам.
По словам депутата, контроль государства не только остается, но и усиливается, потому что «все решения, принимаемые правительством, более публичны и открыты, чем в недрах Центробанка».
Следующий вопрос связан с защитой прав миноритарных акционеров: предполагается, что по средней цене оферту миноритариям Сбербанка выставит ЦБ, причем уже на первом этапе продажи, пояснил Николаев.
«В последние годы интерес к вложениям частных лиц в акции финансовых учреждений, тем более в акции Сбербанка, растет, поэтому сохранение интересов миноритарных акционеров при такой сделке — исключительно важная задача. Она решается путем определения порядка обязательного предложения по выкупу этих акций при передаче правительству РФ. На сегодняшний день мы обсуждаем более детально всю процедуру осуществления этого обязательного предложения. Сохранение, защита прав миноритарных акционеров будет одним из главных для нас вопросов при подготовке законопроекта ко второму чтению», — сказал парламентарий.
Теги:
РоссияПродажа акций Сбербанка правительству
Читайте ТАСС
Новости
Дзен
Казначейство запрещает операции с Центральным банком России и налагает санкции на ключевые источники богатства России
28 февраля 2022 г.
В координации с союзниками и партнерами действия Казначейства ограничивают доступ к миллиардам активов Центрального банка и Фонду национального благосостояния
Санкции Минфина Русский Фонд прямых инвестиций – символ российской клептократии
Соединенные Штаты, их партнеры и союзники продолжают привлекать правительство Российской Федерации к ответственности за преднамеренное и неспровоцированное вторжение в Украину
ВАШИНГТОН. Сегодня Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) запретило гражданам США проводить операции с Центральным банком Российской Федерации, Фондом национального благосостояния Российской Федерации и Министерством Финансы Российской Федерации. Это действие эффективно обездвиживает любые активы Центрального банка Российской Федерации, находящиеся в Соединенных Штатах или у лиц США, где бы они ни находились.
Кроме того, по указанию президента Байдена на прошлой неделе OFAC наложило санкции на ключевой российский суверенный фонд благосостояния, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), имеющий доступ к финансовой системе США и его главному исполнительному директору (генеральному директору) Кириллу Дмитриеву. – известный соратник Путина. Недавно назначенный президент России Владимир Путин и его ближайшее окружение давно полагаются на РФПИ и Дмитриева в привлечении средств за рубежом, в том числе в Соединенных Штатах. Продолжая ограничивать доступ этих физических и юридических лиц к финансовой системе США, Соединенные Штаты продолжают демонстрировать свою непоколебимую приверженность поддержке Украины, налагать расходы на ближайшее окружение Путина или тех, кто связан с Путиным и его избранной войной, а также не допускать, чтобы режим капитал для финансирования вторжения в Украину и других приоритетов.
Соединенные Штаты предприняли это действие не в одиночку. 26 февраля 2022 года партнеры и союзники обязались ввести ограничительные меры, которые не позволят Центральному банку Российской Федерации использовать свои международные резервы таким образом, чтобы подорвать влияние санкций Соединенных Штатов и Европейского Союза, после чего были введены их ограничения. ночь. Наши действия демонстрируют глобальную поддержку Украины и стремление привлечь угрожающих авторитарных правителей России к ответственности за их гнусные действия.
«Беспрецедентные действия, которые мы предпринимаем сегодня, значительно ограничат способность России использовать активы для финансирования своей дестабилизирующей деятельности и нацелятся на средства, от которых зависят Путин и его ближайшее окружение, для обеспечения его вторжения в Украину», — заявила министр финансов Джанет Л. , Йеллен. «Сегодня в координации с партнерами и союзниками мы выполняем ключевые обязательства по ограничению доступа России к этим ценным ресурсам».
Сегодняшние действия были предприняты в соответствии с Исполнительным указом (E.O.) 14024, который санкционирует санкции против России за ее вредоносную иностранную деятельность, включая нарушение общепризнанных принципов международного права, таких как уважение суверенитета и территориальной целостности других государств.
ОГРАНИЧЕНИЕ СПОСОБНОСТИ РОССИИ ФИНАНСОВО ПОДДЕРЖАТЬ СВОЮ ВОЙНУ № 14024 «Запреты на операции с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации» (Директива о суверенных сделках, касающаяся России). В соответствии с Директивой о суверенных сделках, относящейся к России, гражданам Соединенных Штатов запрещается участвовать в любых сделках с участием Центрального банка Российской Федерации, Фонда национального благосостояния Российской Федерации или Министерства финансов Российской Федерации.
Это действие осуществляется в соответствии с обязательством партнеров и союзников, взятым на себя 26 февраля, ввести ограничительные меры, чтобы не допустить использования Центральным банком Российской Федерации своих международных резервов таким образом, чтобы подорвать действие санкций США.
Связанная с Россией Директива о суверенных сделках подорвет попытки России поддержать свою быстро обесценивающуюся валюту, ограничив глобальные поставки рубля и доступ к резервам, которые Россия может попытаться обменять для поддержки рубля.
Одновременно с выпуском этой директивы OFAC выдает генеральную лицензию на авторизацию определенных операций, связанных с энергетикой, с Центральным банком Российской Федерации, и по мере необходимости будет предоставлять другие разрешения и инструкции.
НАПРАВЛЕНИЕ НА РОССИЙСКИЙ ФОНД ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
OFAC также определило три организации, имеющие решающее значение для управления одним из ключевых суверенных фондов России: Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), его управляющую компанию и одну из дочерних компаний управляющей компании. Блокируя эти организации, OFAC перекрывает еще один путь, по которому Россия получила доступ к финансовой системе США.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был создан в 2011 году по распоряжению тогдашнего президента России Дмитрия Медведева, а затем премьер-министра России Владимира Путина. РФПИ работает в ряде отраслей, таких как страхование и финансовые услуги. Одной из целей создания РФПИ было развитие отношений с международными инвесторами для прямых инвестиций в Россию. Хотя РФПИ официально является суверенным фондом благосостояния, многие считают его подставным фондом президента Владимира Путина и символом российской клептократии в целом.
OFAC назначила РФПИ в соответствии с E.O. 14024 за то, что они принадлежат или контролируются, или действуют или намереваются действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Правительства России (Правительство России). 24 февраля 2022 года РФПИ также попал под санкции Канады. В ответ на неспровоцированное нападение России на Украину в 2014 году OFAC наложило в 2015 году ограничения на заемные средства и капитал в отношении предшественницы АО РФПИ, Управляющей компании Российского фонда прямых инвестиций, в соответствии с Директивой 1 под Е.О. 13662. Сегодняшняя акция расширяет санкции в отношении этого лица, которое сейчас заблокировано.
OFAC определило АО РФПИ в соответствии с E.O. 14024 за то, что они принадлежат или контролируются, или действуют или намереваются действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, Правительства Российской Федерации, а также за деятельность или деятельность в секторе финансовых услуг экономики Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания РВК» (ООО «РВК») — дочерняя компания АО «РФПИ». ООО «РВК» — компания, работающая в сфере депозитного банкинга, управления инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, страхованием и частными пенсионными фондами.
OFAC определило ООО «РВК РФПИ» в соответствии с Э.О. 14024 за то, что они принадлежат или контролируются, или действуют или намереваются действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, АО РФПИ, а также за деятельность или деятельность в секторе финансовых услуг экономики Российской Федерации.
КИРИЛЛ ДМИТРИЕВ
Кирилл Александрович Дмитриев (Дмитриев) — близкий соратник Путина и генеральный директор РФПИ и АО РФПИ. Дмитриев является выпускником американских университетов и имеет связи с американскими консалтинговыми и финансовыми фирмами. Он использовал свои связи в университетах и организациях в Соединенных Штатах, чтобы служить представителем президента России в американских учреждениях, тем самым обеспечивая доступ к ключевым экономическим возможностям в Соединенных Штатах.
В российской элите Дмитриев является близким соратником Путина, а также считается, что он и его жена близки к одной из дочерей Путина, Катерине Тихоновой, и ее бывшему мужу, миллиардеру Кириллу Шамалову. Шамалов был включен в список в апреле 2018 года в соответствии с Э.О. № 13662 для осуществления деятельности в энергетическом секторе экономики Российской Федерации.
OFAC внесло Дмитриева в список в соответствии с Э.О. 14024 за то, что он был или был руководителем, должностным лицом, старшим должностным лицом или членом совета директоров правительства России. Дмитриев также попал под санкции Канады 24 февраля 2022 г.
Чтобы идентифицировать информацию о лицах, на которых сегодня наложены санкции, нажмите здесь.
Представительство США в России | 1 марта 2022 г. | Рубрики: Пресс-релизы
Санкции против российского центрального банка выявили фатальную ошибку в стратегии защиты от санкций
Российский центральный банк накапливает валютные резервы с тех пор, как Россия в последний раз вторглась в Украину, когда президент Владимир Путин аннексировал Крым в 2014 году. С тех пор российские активы иностранной валюты и золота почти удвоились, увеличившись до 630 миллиардов долларов сегодня с 368 миллиардов долларов семь лет назад.
Наращивание валютных резервов могло бы стать для Кремля способом защитить российскую экономику от санкций, предоставив центральному банку дополнительные средства для защиты стоимости рубля. Рубль потерял половину своей стоимости по отношению к доллару США после того, как Россия аннексировала Крым, что вынудило центральный банк России потратить 130 миллиардов долларов на стабилизацию валюты.
Вот только оказалось, что у российской стратегии резервов иностранной валюты был серьезный недостаток: около половины денег хранилось за границей в иностранных банках, и теперь Россия не может добраться до них.
Замораживание РоссииВ понедельник США, Япония и Европейский союз запретили центральному банку России использовать миллиарды валютных резервов, которые Москва копила в своих банках.
«Поскольку российские войска начинают наступление на Киев и другие украинские города, мы полны решимости продолжать возлагать на Россию расходы, которые еще больше изолируют Россию от международной финансовой системы и наших экономик», — говорится в совместном заявлении лидеров союзных экономик. заявление о замораживании счетов 26 февраля.
Замораживание валютных резервов не полностью отрезало Россию от ее иностранной валюты. Эмбарго по-прежнему позволяет России использовать свои резервы для платежей за электроэнергию, что оставляет открытым спасательный круг для центрального банка. Центральный банк России также по-прежнему может получить доступ к 13% своих резервов, хранящихся в китайских юанях.
Китай остается единственным крупным эмитентом иностранных резервных валют, который не отключил Путина. В среду банковский регулятор Китая заявил, что «не будет участвовать» в санкциях против России, добавив, что санкции «не работают и не имеют законных оснований».
Что такое валютные резервы?
Иностранные резервы — это государственные запасы золота, внешнего долга и иностранной валюты, которые обычно выражены в самых популярных в мире монетах — долларах, евро, фунтах стерлингов, иенах и юанях. Хотя страна может хранить валютные резервы в своих собственных банках, правительства часто предпочитают хранить свои резервы за границей, чтобы избежать дорогостоящих трансграничных операций и получить прямой доступ к иностранной валюте и долговым рынкам.
«Большие запасы иностранной валюты просто очень полезны для защиты от глобальных экономических потрясений», — сказала Marketplace 9 Эмма Эшфорд, внештатный научный сотрудник Института современной войны в Вест-Пойнте. 0088 .
Валютные резервы особенно полезны для управления внутренней инфляцией, поскольку центральные банки могут покупать и продавать валютные резервы, чтобы контролировать стоимость своей валюты. Если центральный банк продает свои валютные резервы, чтобы купить больше собственной валюты, стоимость местной валюты растет. Если центральный банк продает свою местную валюту, чтобы увеличить свои резервы, стоимость местной валюты падает.
После вторжения в Украину на прошлой неделе центральный банк России попытался использовать свои резервы для поддержки рубля, поскольку россияне поспешили конвертировать свою валюту в доллары и евро в ожидании западных санкций. 24 февраля банк начал продавать свои валютные резервы, чтобы купить российский рубль, который в то время торговался по 87 рублей за доллар. По состоянию на четверг российская валюта девальвировала до 102 рублей за доллар.
Валюта в свободном падении может подорвать экономику. Слабый рубль сделает импорт более дорогим, что нанесет ущерб как потребителям, так и производителям, а производство может остановиться, поскольку компании не могут позволить себе сырье и комплектующие. Неудивительно, почему западные чиновники теперь указывают на падение курса рубля как на еще один способ оказать экономическое давление на Россию.
Безопасны ли резервы в иностранной валюте?Новые санкции в отношении России — не первый случай, когда США конфискуют золотовалютные резервы страны.
В прошлом году США заморозили валютные резервы, хранящиеся в центральном банке Афганистана, чтобы предотвратить доступ талибов к средствам после того, как они захватили власть в стране в августе прошлого года. Администрация Байдена возмутила действия, которые возмутили афганцев, и теперь использует замороженные активы для компенсации семьям жертв 11 сентября и финансирования гуманитарной помощи в Афганистане.
Ранее США также замораживали валютные резервы Ирана, Сирии и Венесуэлы, но ни одна из предыдущих целей санкций не была такой мощной, как Россия.
«Это ядерный вариант», — сказал экономист Адам Туз газете New York Times .