Центральный банк юридическое лицо: Статья 1 \ КонсультантПлюс

К вопросу об определении организационно-правовой формы Центрального банка РФ

Автор: Нарышкин Дмитрий Геннадьевич

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 16.12.2019 2019-12-16

Статья просмотрена: 1056 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 8 (pdf)

Библиографическое описание:

Нарышкин, Д. Г. К вопросу об определении организационно-правовой формы Центрального банка РФ / Д. Г. Нарышкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/288/65243/ (дата обращения: 26.05.2023).



В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая статус, функции и полномочия Банка России.

Ключевые слова: Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма.

Проблема правового статуса Центрального банка РФ до сих пор остается неразрешенной законодателем. Существуют и разные теоретические подходы к определению его правовой природы, но необходимо заметить, что у научного сообщества также отсутствует приверженность к определенной позиции.

Однозначно можно сказать, что Центральный банк РФ имеет двойственную правовую природу, так как обладает публично-правовыми полномочиями, но и имеет все необходимые возможности для успешного участия в гражданском обороте наряду с другими субъектами.

Предметным законом, регламентирующим деятельность Банка России, является Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1]. Данный закон определяет его статус, цели, функции и полномочия.

В статье 1 указанного закона закрепляется, что Банк России является юридическим лицом. Такая формулировка дает основания предполагать, что ЦБ РФ является больше институтом частного права, нежели публичного.

Продолжая анализировать данную статью, стоит отметить ещё одну интересную формулировку, которая гласит, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Получается, что при конструкции «от других федеральных органов», законодатель ставит Банк России в один ряд с государственными органами и признает ведущее государственное начало в нем [2].

Таким образом, анализ юридической техники данной статьи лишь заводит в дальнейший тупик, так как взгляд на правовую природу ЦБ РФ меняется от абзаца к абзацу.

Однако остановимся на формулировке того, что Банк России является юридическим лицом и проанализируем разные точки зрения авторов.

В соответствии со статьей 48 ГК РФ: «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде» [3].

Но в пункте 4 статьи 48 ГК РФ делается акцент, что «правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации».

Конституция РФ в статье 75 подчеркивает особый конституционно-правовой статус ЦБ, отмечая его монополию на денежную эмиссию в РФ.

На официальном сайте ЦБ РФ представлена формулировка, что важным принципом деятельности Банка России является принцип независимости, который проявляется в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения [4].

Далее отмечается, что ЦБ РФ не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, которые предусмотрены в предметном ФЗ.

Бадтиев А. Ф. в своей работе пришел к следующим выводам. Центральный банк РФ, исходя из его полномочий, наделен властным началом, а органы государственной власти существуют в качестве учреждений, то Банк России должен существовать в организационно-правовой форме государственного учреждения [5].

С такой позицией сложно согласиться, так как в законе о ЦБ РФ нет ни слова о передаче имущества на праве оперативного управления, а также объем, предусмотренных в законе правомочий, значительно шире. Учреждение финансируется собственником, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Макарова Я. М. отмечает особый статус ЦБ РФ, предлагая определить его как юридическое лицо публичного права, так как создан ЦБ путем принятия публичного акта, имеет публичные цели деятельности, а также властные полномочия.

Отмечается, что ЦБ РФ не имеет членства и уставных документов [6].

Контраргументом такой позиции будет статья 2 ФЗ «О ЦБ РФ», закрепляющая, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, поэтому собственник имущества не банк, а государство.

Гейвандов Я. А. предполагает, что ЦБ РФ следует рассматривать как уникальное образование, которое имеет двойственную природу. С одной стороны является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны — это государственное унитарное предприятие [7].

Первая часть правовой природы не вызывает вопросов, но определение ЦБ РФ в качестве предприятия требует обращения к ФЗ «О ЦБ РФ». За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, но в законе нет на это прямого указания, а сам объем правомочий значительно больше. Статья 3 ФЗ «О ЦБ РФ» предусматривает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, отмечая некоммерческий характер деятельности.

Предприятие имеет устав, но ЦБ РФ образован в соответствии с ФЗ. Предприятие также имеет возможность участия в капиталах иных организаций, а ЦБ может участвовать только в капитале Сберегательного банка Российской Федерации.

Таким образом, нельзя точно отнести ЦБ РФ к органу государственной власти или к юридическому лицу. Сама сущность правовой природы определяет его особый статус и направление деятельности. Такая двойственность является даже выгодной самому Банку России, так как позволяет обладать более высоким статусом, нежели обычный участник гражданского оборота, иметь повышенную защищенность с позиции государства, а также наделяет его властными полномочиями. Но, наряду с таким положением дел, ЦБ РФ остается юридическим лицом, что оставляет за ним возможность получения прибыли. Отсутствие четко закрепленной организационно-правовой формы делает имущество Банка России не досягаемым для возможного обращения на него взыскания. Следовательно, такое пограничное состояние отвечает интересам государства.

Литература:

  1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (дата обращения: 11.12.2019).
  2. Нарышкин Д. Г. Правовой статус Центрального банка РФ // Молодой ученый. — 2019. — № 20. — С. 346–348. — URL https://moluch.ru/archive/258/59136/ (дата обращения: 11.12.2019).
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019), (дата обращения: 11.12.2019).
  4. URL https://cbr.ru/today/bankstatus/ (дата обращения: 11.12.2019).
  5. Бадтиев А. Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право. — М.: Юрист, 2004, № 5. — С. 61–65.
  6. Макарова Янина Михайловна. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица: Дис…. канд. юрид. наук: 12.00.03: Москва, 2001.
  7. Центральный банк Российской Федерации. Юридический статус, организация, функции, полномочия / Гейвандов Я. А. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. — 208 c.

Основные термины (генерируются автоматически): Банк России, ЦБ РФ, государственная власть, Российская Федерация, юридическое лицо, правовая природа, Центральный банк, центральный банк РФ, орган, гражданский оборот.

Ключевые слова

Центральный Банк, юридическое лицо, государственная власть, Банк России, орган государственной власти, организационно-правовая форма

Центральный банк, Банк России, юридическое лицо, государственная власть, орган государственной власти, организационно-правовая форма

Похожие статьи

Правовой статус Центрального банка РФ
| Статья в журнале. ..

В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая полномочия и функции Банка России. Рассматриваются позиции Конституционного суда РФ.

Конституционные и законодательные основы

Центрального банка

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти, юридические лица. Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской. ..

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ, как и органы исполнительной власти РФ в силу закона обладают нормотворческой функцией и вправе в пределах своей компетенции издавать правовые акты; Акты Центрального банка РФ носят императивный характер, они обязательны для…

Анализ

правового положения Банка России в финансовой…

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический…

Правотворческая деятельность

Центрального банка Российской

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику. Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и…

Система

государственных органов и иных субъектов…

Правотворческая деятельность Центрального банкаЦентральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна

Центральный банк РФ, как и органы исполнительной власти РФ в силу закона обладают нормотворческой функцией и вправе в…

Особенности взаимоотношений

центрального банка Российской

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и исполнительной власти.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ. Центральный банк играет важную роль в кредитной системе страны и организации его…

Особенности

правового положения кредитных организаций по…

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности. .. Правовое регулирование банковской деятельности…

Центральный банк Российской Федерации как регулятор…

Центральный банк Российской Федерации помимо выполнения имманентно присущих функций по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (статья 75

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна.

Похожие статьи

Правовой статус Центрального банка РФ | Статья в журнале…

В настоящей статье освещается двойственная правовая природа Центрального банка РФ. Анализируются теоретические подходы и нормативно-правовая база, закрепляющая полномочия и функции Банка России. Рассматриваются позиции Конституционного суда РФ.

Конституционные и законодательные основы

Центрального банка

Ключевые слова: Центральный банк Российской Федерации, Банк России, органы государственной власти, юридические лица. Конституция Российской Федерации [8] в ст. 78 закрепляет особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской

Правовые акты Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк РФ, как и органы исполнительной власти РФ в силу закона обладают нормотворческой функцией и вправе в пределах своей компетенции издавать правовые акты; Акты Центрального банка РФ носят императивный характер, они обязательны для. ..

Анализ

правового положения Банка России в финансовой…

Центральный банк Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) — уникальная организация. Это нашло отражение в п. 4 ст. 48 ГК РФ, в соответствии с которой правовое положение ЦБ РФ определяется Конституцией РФ и законом о ЦБ РФ [3]. Отсюда следует важный практический…

Правотворческая деятельность

Центрального банка Российской

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна из основных функций Банка России — финансовый мониторинг, он осуществляет политику. Подзаконные нормативные правовые акты Росфинмониторинга взаимодействуют и…

Система

государственных органов и иных субъектов…

Правотворческая деятельность Центрального банкаЦентральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна

Центральный банк РФ, как и органы исполнительной власти РФ в силу закона обладают нормотворческой функцией и вправе в…

Особенности взаимоотношений

центрального банка Российской

Центральный банк РФ тесно взаимодействует с органами государственной и исполнительной власти.

Взаимоотношения Центрального банка РФ и Правительства РФ. Центральный банк играет важную роль в кредитной системе страны и организации его…

Особенности

правового положения кредитных организаций по…

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности… Правовое регулирование банковской деятельности…

Центральный банк Российской Федерации как регулятор…

Центральный банк Российской Федерации помимо выполнения имманентно присущих функций по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты (статья 75

Центральный банк Российской Федерацииорган государственной власти и. Одна.

Проблемы права: Статус Центрального Банка РФ

Пробелы в российском законодательстве Выпуск №3 — 2014

Булаков Олег Николаевич

Подробнее об авторах

Булаков Олег Николаевич доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему

Аннотация:

Юридическая наука административного, финансового, конституционного, гражданского права столкнулась с проблемой правового статуса Центрального Банка РФ. Положения ряда нормативных актов о компетенции Банка России не позволяют однозначно определить статус этого органа. Статья раскрывает ряд вопросов, раскрывающих эту проблему

Образец цитирования:

Булаков О. Н., (2014), Проблемы права: Статус Центрального Банка РФ. Пробелы в российском законодательстве, 3 => 12-16.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации 1993г.
Конституция Колумбии от 1991 г. URL: http://confinder.richmond.edu/ admin/docs/ colombia_ const2.pdf (дата обращения: 20.12.2013г.).
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 5 апр. 2013 г.) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.
Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П По делу о проверке конституционности отдельных положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в связи с жалобами граждан // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Определение Конституционного Суда РФ от 14 дек. 2000 г. № 268-О По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М., 2013. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
Определения Верховного Суда РФ: от 12 июля 2007 г. дело N КАС07-296; от 24 января 2008 г. дело N КАС07-720; от 22 января 2009 г. дело N КАС08-681; от 18 января 2011 г. дело N КАС10-678 // http:// www.vsrf.ru/ vs_cases6_ npa.php?autor= 1050012.
Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. — М., 2001. — С. 129.
Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица / Я.М. Макарова : автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2001. — С. 12.
Столяренко В.М. Центральный банк как орган государственной власти (На примере Великобритании, Испании, Российской Федерации, США, Франции и ФРГ) / В.М. Столяренко : автореф. дис.. д-ра юрид. наук. — М., 2010. — С. 8.
Глушко А.В. Банковские системы стран Латинской Америки: правовые и организационные основы / А.В. Глушко // Реформы и право. — 2010. — № 1. — С. 31.
Иванов И.С. Краткий курс финансового права: Учебное пособие. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013.
Замотаева Т.Б. Правовой статус Центрального Банка Росси//Законы России: опыт, анализ, практика», 2012. № 2.
Минин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. N 11. С. 25.
Булаков О.Н. К вопросу о деятельности парламента в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — 2013. — №2
Булаков О.Н. Бикамеральная модель современного парламента // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2013. — №2
Булаков О.Н. Проблемы права: развитие финансовых органов в Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. -2014. — №3
Загривный В.А. Конституционная экономика и перспективы совершенствования правового статуса Банка России // Пробелы в российском законодательстве. — 2009. — №4.

Ключевые слова:

Центральный Банк РФ, полномочия Банка России, правовой статус Банка России, юридическое лицо, государственный орган, властные полномочия.



1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02) Страницы: 13-15 Выпуск №3132

Особенности юридического лица, как субъекта конституционных правоотношений

Зыкова И. В.

Конституция субъекты юридическое лицо организация объединение

Подробнее

6. ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ @@ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01) Страницы: 163-169 Выпуск №19269

К вопросу о понятии, содержании государственного органа как научной категории

Шашкарова Галина Владимировна

государственный аппарат государственный механизм государственный орган публичная власть state apparatus

Подробнее

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 12. 00.13 Страницы: 178-182 Выпуск №17852

О требовании к способу печати документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица

Кочкурова Ксения Сергеевна

юридическое лицо государственная регистрация юридического лица двусторонняя печать документов legal entity state registration of a legal entity

Подробнее

8. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 12.00.03 Страницы: 166-170 Выпуск №17214

Несовершеннолетние учредители

Белозерцева Виктория Владимировна

несовершеннолетний праводееспособность предпринимательская деятельность учредитель юридическое лицо

Подробнее

8. Пробелы в праве; международное публичное право Страницы: 129-131 Выпуск №3543

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Панова Кристина Олеговна

юридическое лицо трансграничное банкротство суды кредиторы имущество

Подробнее

4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05) ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06) Страницы: 138-145 Выпуск №5584

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ТРУДОВОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ — ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ОРГАНИЗАЦИИ) В НАУКЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

Савин Виктор Тихонович

предприятие организация юридическое лицо хозяйствующий субъект работодатель — юридическое лицо (организация)

Подробнее

9. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ 12.00.01 Страницы: 228-233 Выпуск №19146

К вопросу о государственном органе как элементе структурной организации механизма государства

Шашкарова Галина Владимировна

государственный аппарат государственный служащий государственный механизм государственный орган законность

Подробнее

4. ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.05)ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06) Страницы: 146-151 Выпуск №3370

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ РАБОТОДАТЕЛЯ – ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (ОРГАНИЗАЦИИ) КАК СУБЪЕКТА ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Савин Виктор Тихонович

работодатель предприятие организация хозяйствующий коллективный субъект юридическое лицо

Подробнее

7. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности Страницы: 137-141 Выпуск №5306

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ: НОВЕЛЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Рубеко Георгий Леонидович

ликвидация АО ликвидационная комиссия юридическое лицо собрание акционеров

Подробнее

4. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03) Страницы: 146-149 Выпуск №14165

СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАК КОНСОЛИДИРУЮЩИЕ ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Белялова Асия Мидихатовна

слияние присоединение поглощение реорганизация юридическое лицо

Подробнее

Значение кода LEI для центральных банков — блог GLEIF

Новости и СМИ Блог GLEIF


Автор: Джерард Харцинк

  • Дата: 08. 10.2019
  • просмотров:

В июне 2012 года Совет по финансовой стабильности (FSB) опубликовал свой отчет «Глобальный юридический идентификатор для финансовых рынков», в котором изложены его рекомендации и предложения по преодолению недостатков финансовой отчетности путем идентификации участников любой финансовой операции. 28 мая 2019 года ФСБ опубликовала Тематический обзор внедрения Идентификатора юридического лица. Это экспертный отчет о внедрении идентификатора юридического лица (LEI), в котором выражается неизменная приверженность более широкому использованию кода LEI во всем мире. FSB сформулировал четыре набора рекомендаций для достижения цели G20 по более широкому внедрению кодов LEI.

Рекомендации ФСБ прямо или косвенно влияют на некоторые функции центральных банков. Они кратко излагаются следующим образом:

  • 24 юрисдикции СФС должны следовать указаниям соответствующего Комитета по платежам и рыночной инфраструктуре (CPMI) – Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), рассмотреть возможность использования кода LEI в рамках отчетности или раскрытия информации и для инфраструктур (финансового рынка) изучить способы содействия дальнейшему внедрению кодов LEI с помощью общенациональных стратегий внедрения. Это включает в себя подачу примера в получении кодов LEI для центральных банков.
  • СФС изучит потенциальную роль кода LEI в своей работе, будет способствовать эффективному внедрению варианта кода LEI в платежных сообщениях, чтобы помочь решить проблему упадка корреспондентских банковских отношений, а также будет работать с нормотворческими и отраслевыми органами для содействия принятию кода LEI. LEI.
  • Органы по установлению стандартов, такие как CPMI и Базельский комитет по банковскому надзору (BCBS), а также международные организации, такие как Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международный валютный фонд ( МВФ), должны рассмотреть и рассмотреть способы включения кода LEI в свою политику. Это может включать рекомендации и продвижение использования LEI в операциях с ценными бумагами и трансграничных платежах.
  • Регулятивно-надзорный комитет LEI (LEI ROC) и фонд GLEIF должны рассмотреть возможность усовершенствования бизнес-модели LEI, чтобы снизить затраты и административную нагрузку для владельцев регистраций, а также расширить охват за счет проведения кампаний по внедрению LEI для крупных многонациональных компаний.

Услуги GLEIF для центральных банков

GLEIF выполняет свои задачи, предлагая широкий спектр услуг по работе с данными пользователям данных LEI, включая центральные банки. Эти услуги кратко описаны ниже.

Основные услуги

Основные услуги охватывают доступ и использование данных LEI. Сюда входят данные Уровня 1 («кто есть кто») и данные Уровня 2 («кто кем владеет»).

  • Данные уровня 1: Кто есть кто: С момента утверждения глобальной системы LEI G20 в 2012 году более 1,4 миллиона зарегистрированных лиц в более чем 200 странах зарегистрировались для получения кода LEI. Более подробную информацию о выданных кодах LEI, а также другие ключевые факты и цифры см. в разделах Поиск LEI и Статистика LEI.
  • Данные уровня 2: Кто кем владеет: Эта услуга GLEIF обеспечивает ясность в отношении прямых и основных родительских и дочерних компаний юридического лица с кодом LEI. Это основано на Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятых принципах бухгалтерского учета США (GAAP) в соответствии с требованиями политики LEI ROC.

Дополнительные услуги

GLEIF дополнительно предоставляет следующие услуги для пользователей:

  • Публикация списка органов регистрации GLEIF. Это обзор примерно 700 коммерческих регистров, в котором каждому регистру в списке присвоен уникальный код.
  • Служба преобразования LEI в BIC ISO 9362 для принятых правовых юрисдикций.
  • Службу преобразования LEI в ISIN ISO 6166 для акций и облигаций в сотрудничестве с Ассоциацией национальных нумерационных агентств (ANNA) планируется завершить в 2019/2020 гг.
  • Обзор всех правовых форм любой страны на основе стандарта ELF ISO 20275 для юридических форм юридических лиц – через ISO 20275: Список кодов юридических форм юридических лиц, который планируется завершить в 2019 году.

Стратегия GLEIF

  1. Государственный сектор
    Во многих юрисдикциях по всему миру государственные органы полагаются на код LEI для оценки рисков, принятия корректирующих мер и, при необходимости, сведения к минимуму злоупотреблений на рынке и повышения точности финансовых данных. Однако фонд GLEIF не уполномочен определять стратегию использования кода LEI в государственном секторе на основании статьи 10 Устава фонда GLEIF. Данные LEI уже используются для многих публичных целей, например для отчетности перед регулирующими органами и в статистических целях.
    Фонд GLEIF публикует регулярно обновляемый обзор использования кода LEI в нормативных целях, в котором приводится сводка более чем 100 текущих и планируемых действий в области регулирования, включающих использование кода LEI.

  2. Частный сектор
    Фонд GLEIF сформулировал стратегию использования кода LEI в частном секторе, которая включает, помимо прочего:

  • Рынки капитала и денег (поддерживается законодательством): Фонд GLEIF обратился ко всем торговым ассоциациям, работающим на рынках капитала и денег, с просьбой о сотрудничестве. Фонд GLEIF создал группы заинтересованных сторон, использующих коды LEI, такие как Группа по связям с финансовыми учреждениями мирового значения (GIFI).
  • Банковские услуги: услуги по торговому финансированию, трансграничным платежам (для снижения риска отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ) и санкций) и для новых клиентов. Комитеты Банка международных расчетов (BIS), BCBS и CPMI разработали политику в отношении кодов LEI для международных платежей.
  • Цепочки поставок. Что касается цепочек поставок, фонд GLEIF тесно сотрудничает с GS1, эмитентом кода LEI, и с Международной торговой палатой (ICC), членами которой являются 45 миллионов компаний. В ноябре 2018 года председатель ICC рекомендовал лидерам G20 включить LEI в цепочку (финансовых) поставок для повышения прозрачности и эффективности, а также для снижения рисков борьбы с отмыванием денег (AML) и финансированием терроризма (CFT).
  • Цифровая экономика: сюда входят коды LEI для электронной коммерции, механизмы блокчейна, смарт-контракты, центры сертификации, протокол ITU X509 и финтех-фирмы. GLEIF ведет диалог с несколькими отраслевыми организациями, такими как Центр сертификации (CA) / Форум браузеров.

При поддержке международной консалтинговой фирмы в настоящее время проводится исследовательская инициатива, направленная на изучение возможности существенного увеличения количества выдаваемых кодов LEI. Итоговый отчет планируется выпустить до конца 2019 года..

Значение кода LEI для центральных банков

Код LEI может поддерживать следующие пять функций центрального банка.

  • Надзор за платежными системами инфраструктуры финансового рынка (ИФР)
    Код ISO 17442 LEI представляет собой «соответствующий международно признанный стандарт связи», который соответствует требованию Принципа 22 Принципов инфраструктуры финансового рынка (ИФР) для обеспечения эффективных платежей , клиринг и расчеты для инфраструктуры финансового рынка (FMI). Тематический обзор СФС по внедрению идентификатора юридического лица рекомендует директивным органам рассмотреть возможность включения кода LEI в трансграничные платежные операции.
  • Операции
    Некоторые центральные банки (Европейский центральный банк и Банк Англии) требуют, чтобы участники их системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS) имели код LEI. Теперь они требуют, чтобы код LEI был включен в сообщения о расчетах по платежам в соответствии со стандартом ISO 20022. Служба GLEIF LEI-2-ISIN облегчает управление обеспечением центральных банков.
  • Надзор за банками
    В целях содействия глобальному доверию некоторые центральные банки требуют сообщения XBRL для нормативной отчетности, включая коды LEI. XBRL, или расширяемый язык бизнес-отчетности, представляет собой открытый международный стандарт цифровой бизнес-отчетности. Недавно GLEIF и XBRL совместно включили код LEI в стандарт XBRL и в отчеты iXBRL.
  • Статистическое исследование
    Комитет по денежно-кредитной, финансовой статистике и статистике платежного баланса (CMFB) решительно поддерживает инициативу LEI и продвигает универсальное использование LEI для глобальной идентификации юридических лиц. В настоящее время CMFB сотрудничает с GLEIF, чтобы определить, как лучше всего включить код LEI в наборы данных.
  • Денежно-кредитная политика
    Центральные банки участвуют в операциях на открытом рынке и должны понимать данные своего контрагента (включая изменения элементов данных в течение срока действия контракта).

Обратите внимание, что эта статья была недавно опубликована в Новости платежей центральных банков.

Если вы хотите прокомментировать сообщение в блоге, укажите свое имя и фамилию. Ваше имя отобразится напротив вашего комментария. Адреса электронной почты не будут опубликованы. Обратите внимание, что, получая доступ к доске обсуждений или участвуя в ней, вы соглашаетесь соблюдать условия Политики ведения блогов GLEIF, поэтому внимательно прочитайте их.


Включите JavaScript для просмотра комментариев с помощью Disqus.


Читать все предыдущие сообщения в блоге GLEIF >


Об авторе:

Совет по финансовой стабильности назначил Джерарда Харцинка председателем правления GLEIF. Профили Джерарда Харцинка и всех других членов совета директоров GLEIF доступны на веб-сайте GLEIF.


Теги для этой статьи:
Цифровая идентификация, Global Legal Entity Identifier Foundation (GLEIF), GLEIF Services, Know-Your-Customer (KYC), LEI Business Case, LEI Mapping, Level 1 / Business Card Data (кто Кто), уровень 2 / данные о взаимоотношениях (кто кем владеет), требования политики, стандарты


Последние твиты:
Твиты от @GLEIF Следите за нами в Твиттере

Похожие блоги:

Юридическая информация — обзор

Для правильного использования этого веб-сайта требуется JavaScript

Штаб-квартира BIS в Базеле, Швейцария; два представительства в САР Гонконг и Мехико

Банк международных расчетов открылся 17 мая 1930 года в Базеле, Швейцария, где до сих пор находится его штаб-квартира. С момента основания BIS открыла два представительства: в Специальном административном районе Гонконг (1998) и в Мехико (2002 г. ).

БМР был создан на Гаагской конференции, посвященной вопросу о выплате репараций Германией за войну, вытекающих из Версальского договора 1919 года. Помимо Соглашения об утверждении плана экспертов, принятого этой Конференцией 20 января 1930 г. (см. Лига Наций, серия договоров, том 104, 1930 г., стр. 243–411), в котором содержится ссылка на конституцию БМР, ключевые инструменты при создании БМР были следующие:

  • Конвенция о БМР от 20 января 1930, которым федеральное правительство Швейцарии обязалось предоставить БМР его Учредительный устав. (Также доступно на французском, немецком и итальянском языках.)
  • Учредительный устав БМР от 20 января 1930 года, который устанавливает регистрацию БМР. (Также доступно на французском, немецком и итальянском языках.)
  • Устав BIS от 20 января 1930 г. с последними поправками от 7 ноября 2016 г. в редакции, действующей с 1 января 2019 г. (также доступен на французском, немецком и итальянском языках.)

 Брюссельский протокол (также доступен на французском, немецком и итальянском языках) относится к иммунитетам БМР, в том числе в отношении активов, депонированных БМР у третьих лиц. Протокол подписан 30 июля 1936 представителей 16 правительств (с тех пор к ним присоединились многие другие).

Правовой статус BIS по отношению к юрисдикциям, в которых он имеет штаб-квартиру или представительство, регулируется:

  • Соглашением о штаб-квартире, заключенным с Федеральным советом Швейцарии 10 февраля 1987 г. (также доступно на французском, немецком и итальянском языках.)
  • Соглашение с принимающей страной о Представительстве в Азии и Тихоокеанском регионе, заключенное с Правительством Китайской Народной Республики 11 мая 1998.
  • Соглашение с принимающей страной о Представительстве в Северной и Южной Америке, заключенное с Мексиканскими Соединенными Штатами 5 ноября 2001 г.

Все вышеуказанные документы, ссылки на на этой странице, собраны в основных текстах BIS (также доступны на французском, немецком и итальянском языках).


BIS Innovation Hub Centers

BIS также учредил в качестве офиса BIS

BIS Innovation Hub Center в Сингапуре в сотрудничестве с Денежно-кредитным управлением Сингапура.

Правовой статус BIS в Сингапуре регулируется, в частности, следующими законодательными актами Сингапура:

  • Закон о международных организациях (иммунитеты и привилегии).
  • Международные организации (иммунитеты и привилегии) ​​(Банк международных расчетов) Приказ 2020 г.
  • Дипломатические и консульские отношения (Банк международных расчетов) Приказ 2020 г.

Центр инноваций BIS в Лондоне в сотрудничестве с Банком Англии.

Правовой статус БМР в Соединенном Королевстве регулируется, в частности, следующими текстами:

  • Соглашение с принимающей страной, заключенное с правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии 12 и 29 апреля 2021 г., вступившее в силу в силу 29 апреля 2021 г.
  • Приказ Банка международных расчетов (иммунитеты и привилегии) ​​2021 от 28 апреля 2021 г.
  • Банк международных расчетов (Закон о международном развитии 2002 г. и иммиграция (освобождение от контроля) Приказ 1972) (Поправка) Приказ 2021.

Инновационный центр BIS Nordic Center в Стокгольме в сотрудничестве с Национальным банком Дании, Центральным банком Исландии, Norges Bank и Sveriges Riksbank.

Правовой статус BIS в Швеции регулируется:

  • Соглашением с принимающей страной, заключенным с правительством Швеции 3 и 5 февраля 2021 г. и вступившим в силу 27 мая 2021 г. Министерство иностранных дел Швеции от 3 июня 2021 г.

Инновационный центр BIS Eurosystem Center с отделениями в Париже и Франкфурте-на-Майне в сотрудничестве с Европейским центральным банком, Бундесбанком и Банком Франции.

Правовой статус BIS во Франции регулируется:

  • Соглашением с принимающей страной (доступно на английском и французском языках), заключенным с правительством Франции 13 сентября 2021 г. и вступившим в силу 13 января 2023 г. 
  • Соглашение о социальном обеспечении (только на французском языке), заключенное с правительством Франции 13 сентября 2021 г.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *