Услуги торговли требуемые населением: 21. Торговля и услуги населению

Розничная торговля и рыночные услуги оказанные населению

Содержание:

Розничная торговля и рыночные услуги оказанные населению
  • Методологические указания по учету сети торговых единиц розничной торговли;

  • Методологические указания по статистике розничной торговли;

Розничная торговля

Наименование формы

Периодичность, срок представления

Кому и кем представляется

Nr. 7-comerţ «Сеть предприятий розничной торговли»

 Раз в 3 года, до 20 февраля 2015 года

В адрес территориального управления (отдела) статистики все экономическиe агенты, включенные в обследование, осуществляющие розничную торговлю.

Nr. 3-comerţ «Розничная торговля»

годовой, до 2 марта 2015 года

Представляют: 2 марта в адрес территориального управления  (отдела)  статистики  экономические  агенты, включенные в обследование, которые осуществляют розничную торговлю.

Рыночные услуги оказанные населению

Nr. 1-servicii «Рыночные услуги, оказанные населению»

годовой, до 10 февраля 2015 года

В адрес территориального управления (отдела) статистики все экономическиe агенты, включенные в обследование, оказывающие рыночные услуги населению.

14. 01.2015 340


Поделиться

  • Сообщить об ошибке. Выделите нужный текст и нажмите CTRL + ENTER.

Сообщить об ошибке

Текст, содержащий ошибку:

Контактные данные (Дополнительно)

Эл. адрес:

Телефон:

Комментарии:

Mulțumim. Greșeala a fost raportată și va fi examinată în timpul apropiat de persoanele responsabile.
Fereastra se va închide automat peste câteva secunde.

Подписаться

Подписаться на пресс-релизы, публикации и другие актуальные новости

reset WAYcursor WAYcontrast WAYMarire Font WAYCiteste cu voce textul selectat WAYLinkuri WAY

Введите ключевые слова или «ESC», чтобы закрыть форму

итоги I полугодия 2022 года»

«Экономика регионов: итоги I полугодия 2022 года»

Материал экспертов ИКСИ об итогах I полугодия 2022 года

Экономика регионов: итоги I полугодия 2022 года

По итогам I полугодия 2022 года в целом по России выпуск в большинстве основных секторов экономики показал хотя и слабые, но все же положительные темпы роста. Однако между регионами страны сохраняются значительные контрасты, в особенности – в промышлен¬ности и строительстве: в одних субъектах РФ наблюдается резкий спад в этих секторах, а в других – достаточно высокие темпы роста. Эти измене¬ния происходят на фоне сохраняющейся слабости потреби¬тельского спроса, ограничивающей возможности развития торговли и сферы услуг.

Изменение выпуска в основных секторах экономики
По итогам I полугодия 2022 г. ситуация с выпуском в основных секторах экономики (сельское хозяйство, промышленность, строительство, розничная торговля и платные услуги населению) выглядит относительно неплохо: в 4 из рассматриваемых 5 секторов темпы роста выпуска в годовом выражении остались положительными (см. рис. 1). В то же время для большинства секторов экономики эти показатели оказались хуже, чем в I полугодии 2022 г. Имеющиеся данные позволяют говорить об ускорении роста выпуска только в сельском хозяйстве .

При этом если наблюдаемое замедление темпов роста объемов платных услуг населению и оборота розничной торговли можно в определенной степени объяснить эффектом «высокой базы» 2021 г.  

  • В связи с тем, что данные по сельскому хозяйству в регионах за январь-июнь 2022 г. не опубликованы, здесь и далее использованы данные за II квартал 2021 и 2022 г. Учитывая, что в I квартале 2022 г. в целом по России наблюдался рост выпуска в сельском хозяйстве на 1,9% в годовом выражении, полугодовые темпы роста в 2022 г. также будут опережать уровень аналогичного периода 2021 г. (когда после снятия карантинных ограничений была возобновлена работа этих организа¬ций), то в промышлен¬ности и строительстве замедление роста связано прежде всего с резким изменением внешнеэкономических условий и необходимостью перестройки производственных процессов, а также с сохраняющейся слабостью потребительского спроса.  

 

Особенности изменения выпуска на региональном уровне
В I полугодии 2022 г. снова возникла ситуация, когда в одном и том же секторе экономики в одних регионах страны наблюдается резкое падение выпуска, а в других – существенный рост (см. рис. 2). Однако если ранее это было характерно в основном для сектора строительства (где во многих регионах объемы выполняемых работ невелики, и поэтому начало нового проекта приводит к резкому увеличению объема работ, а его завершение – к резкому падению этого объема), то теперь сильная дифференциация регионов по темпам роста выпуска стала заметна и в промышленности. Так, если в I полугодии 2021 г. сильный спад в промышленности (5% и более в годовом выражении) наблюдался в 8 субъектах РФ, а умеренный спад (1-5%) – в 9 субъектах РФ, то в I полугодии 2022 г. таких субъектов стало, соответственно, 13 и 14. В то же время число регионов, где темпы роста в промышленности составили 5% и более, также осталось довольно значительным – 32 субъекта РФ (по сравнению с 43 субъектами годом ранее).

 

Так, в I полугодии 2022 г. в Сахалинской области объем промышленного производства упал на 15,9%, в Калининградской области – на 11,8%, в Саратовской области – на 9,3% в годовом выражении. Резкое падение выпуска в промышленности связано прежде всего с необходимостью адаптации под новые внешние условия – заменой поставщиков, изменением структуры поставок готовой продукции, логистическими сложностями и т.д., а в ряде случаев – и с фактической парализацией деятельности отдельных производств (например, таких как автосборочные предприятия). При этом в ряде других регионов наблюдаются высокие темпы роста промышленного производства. Рекордно высокие темпы были зафиксированы в Республике Тыва (37,3% в годовом выражении), Республике Дагестан (29,0%), городе Севастополе (28,6%). Важно, что высокие темпы роста связаны в этих регионах не с каким-либо одним новым проектом, а запуском сразу нескольких новых производств или расширением существующих, как в добывающих, так и в обрабатывающих отраслях. Например, в Республике Тыва в этом году наблюдается значительный рост объемов добычи угля и металлических руд, выпуска текстиля, товарного бетона, пищевых продуктов и др., а в Республике Дагестан высокие темпы роста промышленного производства связаны с развитием производства изделий из кожи и обуви, а также кратным расширением объема выпуска на ведущем машиностроительном предприятии («Дагдизель»).

По объему строительных работ в I полугодии 2022 г. субъекты РФ распределились на две крупные категории: регионы с резким падением объемов работ и регионы с резким их ростом. Более чем в 20 субъектах РФ темпы падения объемов строительных работ исчисляются двузначными темпами и достигают 30-40% в годовом выражении. Следует отметить, что среди субъектов РФ с резким спадом в строительстве – не только регионы, где динамика объемов строительных работ всегда отличалась высокой волатильностью из-за небольшого объема работ, но и регионы, где объемы строительства традиционно были достаточно высокими. Среди них, в частности, Ямало-Ненецкий АО (падение объема строительных работ на 22,7% в годовом выражении), Краснодарский край (на 14,1%), Хабаровский край (на 19,4%), Вологодская область (на 31,0%). Падение объемов строительных работ, как правило, связано с пересмотром инвестиционных программ бизнеса, снижением объемов строительства жилья, в ряде случаев – с сокращением региональных программ капитального строительства.

В противоположность этому, в 39 субъектах РФ в I полугодии 2022 г. наблюдался уверенный рост объемов строительных работ (на 5% в годовом выражении или выше). Например, в Камчатском крае за этот период объем строительных работ вырос в 2,7 раза, во Владимирской области – на 69,8%, в Красноярском крае – на 43,5%, в Московской области – на 41,3%. Высокие темпы роста в строительном секторе ряда регионов связаны с реализацией важнейших транспортных проектов, включая строительство новых трасс и ремонт действующих, продолжением реализации инвестиционных проектов бизнеса в регионах, оживлением жилищного строительства.

В сельском хозяйстве (по данным за II квартал 2022 г.), несмотря на то, что большинство субъектов РФ находится в зоне умеренного (1-5%) или уверенного роста (5% и выше), в ряде регионов темпы роста выпуска отстают от уровней аналогичного периода прошлого года. Это характерно в том числе и для ряда ведущих сельскохозяйственных регионов страны. Так, в Краснодарском крае во II квартале 2022 г. объем выпуска в сельском хозяйстве (в хозяйствах всех категорий) вырос на 2,4% в годовом выражении (по сравнению с 2,8% годом ранее). В Воронежской области выпуск в сельском хозяйстве вырос на 4,1% по сравнению с 8,0% годом ранее, а в Ставропольском крае – на 1,9% против 2,0% в аналогичном периоде прошлого года.
Наряду с этим, ряд субъектов РФ во II квартале 2022 г. столкнулся со спадом в сельском хозяйстве. В частности, сильный спад (на 5% или более) наблюдался в 7 субъектах РФ, а умеренный спад (на 1 5%) – в 20 субъектах. Среди них – Республика Крым (падение на 7,9%), Алтайский край (на 2,3%), Вологодская область (на 2,1%), Белгородская область (на 1,2%). Замедление или снижение объемов сельскохозяйственного выпуска во многом связано с погодными условиями, а также с падением рентабельности в отрасли, вызванным существенным ростом издержек на удобрения и корма, ограничениями на импорт и экспорт сельхозпродукции.

В сфере розничной торговли в I полугодии 2022 г. в большинстве субъектов РФ наблюдался спад. В 20 субъектах РФ темпы спада превысили 5% в годовом выражении. Например, розничный товарооборот Московской области упал на 11,1%, Свердловской области – на 7,5%, Ярославской области – на 5,8%. При этом еще в 30 субъектах РФ падение розничного товарооборота составило 1-5%, а в 15 субъектах РФ розничная торговля находится в зоне стагнации с темпами роста от -1% до 1% включительно. Всего с сокращением оборота розничной торговли столкнулись более 72% субъектов РФ.

Необходимо отметить, что падение розничного товарооборота в большинстве регионов страны вызвано сразу несколькими факторами. Прежде всего это серьезные изменения в работе торговых компаний, которые, как и компании других секторов экономики, в последние месяцы сталкиваются со сложностями с импортными поставками, необходимостью смены поставщиков и логистических маршрутов, значительным повышением издержек. Наряду с этим, фактор слабого потребительского спроса, который и ранее сдерживал развитие розничной торговли, сейчас остается не менее актуальным, особенно на фоне повышения цен на предлагаемые товары. Определенную роль в замедлении или снижении показателей розничного товарооборота играет также статистический эффект высокой базы 2021 г., когда после постепенного снятия санитарных ограничений оборот розничной торговли в большинстве регионов стал быстро расти.

В сфере платных услуг населению, в которую входит широкий круг услуг – жилищно-коммунальные, транспортные, почтовые, бытовые, образовательные, туристические, услуги культуры и др. – в I полугодии 2022 г. в большинстве субъектов РФ сохранились положитель¬ные темпы роста объемов оказанных услуг по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время эти темпы оказались заметно ниже, чем годом ранее. Например, если в I полугодии 2021 г. двузначные темпы роста объема оказанных населению платных услуг были зафиксированы в 67 субъектах РФ, то в I полугодии текущего года таких субъектов осталось только 2 – Новосибирская и Рязанская области. Аналогичным образом изменилось и число субъектов РФ, находящихся в зоне спада или стагнации по объему платных услуг населению: если в I полугодии 2021 года таких регионов было 4, то сейчас их стало 28.

Наиболее сильное падение объемов платных услуг населению наблюдалось в Республике Ингушетия, Архангельской области и Ненецком автономном округе, в каждом из которых падение объема услуг в I полугодии 2022 г. превысило 7% в годовом выражении.
Замедление темпов роста в сфере платных услуг населению, помимо значимого эффекта высокой базы 2021 года, отражает также и ряд других факторов, таких как вынужденные изменения в составе оказываемых услуг (например, невозможность пассажирских авиаперевозок в аэропорты юга страны, что оказывает влияние как на объемы транспортных услуг, так и на гостиничные, туристские и иные услуги в соответствующих регионах), а также снижение спроса на ряд услуг ввиду сокращения реальных доходов населения. В целом же по итогам I полугодия 2022 г. объем платных услуг населению в России оказался на уровне 2019 г.

 

Ситуация по федеральным округам

В I полугодии 2022 г. в большинстве федеральных округов России наблюдалось падение показателей выпуска в 1-2 секторах из 5 рассматриваемых, чаще всего – в розничной торговле и строительстве (см. табл. 1). Наряду с этим, практически во всех федеральных округах было 1-3 сектора экономики, где наблюдался достаточно заметный рост (5% и выше). В результате, практически все федеральные округа в истекшем периоде 2022 г. столкнулись с ситуацией, в которых одни секторы экономики испытывают падение (в ряде случаев – довольно серьезное), а другие в это же время уверенно растут.
Наиболее сложное положение с точки зрения динамики выпуска в основных секторах экономики сложилось в Северо-Западном ФО, где 3 сектора из 5 рассматриваемых оказались в зоне спада (сельское хозяйство, строительство и розничная торговля), и ни один не попал в зону уверенного роста. В противоположность этому, в наиболее выигрышном положении оказались регионы Сибирского ФО, где во всех 5 рассматриваемых секторах экономики темпы роста выпуска являются положительными, и при этом 2 сектора из 5 (строительство и сектор платных услуг населению) находятся в зоне уверенного роста. Кроме того, в целом благоприятная ситуация сложилась в Центральном, Приволжском и Северо-Кавказском ФО, где падение или стагнация выпуска зафиксированы только в розничной торговле, а в остальных 4 рассматриваемых секторах продолжается рост.

Наиболее сложная ситуация – падение выпуска во всех 5 рассматриваемых секторах экономики – в I полугодии 2022 г. возникла в 2 субъектах РФ – Архангельской и Калужской областях. Необходимо учитывать, что годом ранее, по итогам I полугодия 2021 г., Калужская область входила в число регионов с наилучшей ситуацией в экономике – на тот момент во всех 5 рассматриваемых секторах экономики наблюдались положительные темпы роста. Существенно лучше была ситуация и в Архангельской области, где падение затрагивало только 2 сектора из 5. Все это свидетельствует о высокой нестабильности положения бизнеса даже в регионах, экономика которых является достаточно диверсифицированной (таких как Калужская область).
Еще 10 субъектов РФ, где спад затронул 4 сектора экономики из 5 рассматриваемых, также находятся в достаточно сложном положении (см. табл. 3). В большинстве данных регионов наблюдается резкое падение объема строительных работ, что может рассматриваться как индикатор слабости инвестиционных процессов, а также спад в розничной торговле – индикатор плохого состояния потребительского спроса.

Необходимые действия

В текущей ситуации перспективы развития экономики регионов в первую очередь будут зависеть от того, насколько региональный бизнес сможет адаптироваться к новым условиям работы, и в какой степени он сумеет воспользоваться теми новыми возможностями, которые сейчас появляются на рынках.

В этой связи важнейшую роль для развития экономики могут и должны сыграть меры, обеспечивающие снятие барьеров для свободного развития бизнеса и стимулирующие реализацию инвестиционных планов компаний. В целом, действующие институты как на региональном, так и на федеральном уровнях государственного управления должны быть прежде всего ориентированы на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и поддержку предпринимательской инициативы.
В числе приоритетных направлений работы – снятие искусственно созданного дефицита финансовых ресурсов путем развития рынков ценных бумаг и создания стимулов для привлечения инвесторов на фондовый рынок; снятие инфраструктурных ограничений, препятствующих освоению новых экономических районов в стране и осуществлению межрегиональной торговли; предоставление расширенных налоговых и иных стимулов для инвестиционно- и инновационно-активных компаний; а также продолжение работы по снижению регуляторной нагрузки на бизнес и декриминализации предпринимательской деятельности.
При этом необходимо учитывать, что такая политика не может быть проведена исключительно силами регионов. Жесткие бюджетные ограничения, с которыми сейчас сталкиваются многие субъекты РФ, а также ограниченность региональных финансовых рынков требуют проведения принципиальных изменений по насыщению региональной экономики финансами. В первую очередь это касается целенаправленных мер политики Банка России по развитию региональных банков и их докапитализации, формирования программы по выкупу Банком России облигаций регионов и муниципалитетов, институтов развития, а также корпоративных эмитентов, реализующих проекты по приоритетным направлениям. Наряду с этим, требуется законодательное расширение возможностей муниципалитетов по привлечению финансирования на строительство инфраструктуры (путем внесения в ст. 103 Бюджетного кодекса РФ изменений, устанавливающих, что целью выпуска муниципальных займов может быть реализация инвестиционных проектов на уровне муниципалитета.

Торговля услугами – ОЭСР

Услуги составляют основную часть мировой экономики, производя более двух третей мирового валового внутреннего продукта (ВВП), привлекая более трех четвертей прямых иностранных инвестиций в страны с развитой экономикой, в которых занято больше всего работников и создание большинства новых рабочих мест во всем мире. Услугами всегда торговали. Международные перевозки так же стары, как и сама торговля, и вскоре за ними последовали финансовые и страховые услуги.

Со временем достижения в области коммуникационных технологий привели к появлению новых услуг в мировой экономике. Некоторые примеры включают юридические, инженерные и другие профессиональные услуги, компьютерные услуги и телекоммуникации, и это лишь некоторые из них. Генеральное соглашение Всемирной торговой организации по торговле услугами (ГАТС) привносит определенность глобальной системы, основанной на правилах, на рынки услуг. Он определяет услуги как сделку между резидентом и нерезидентом. В зависимости от территориального присутствия поставщика и потребителя во время сделки, соглашение классифицирует торговлю услугами по способу их предоставления, известному как «способы поставки».

Существует не одна сфера услуг, а множество услуг с различными бизнес-моделями, проблемами конкуренции и нормативно-правовой базой. Чтобы максимизировать преимущества, которые приносят технологии, целевая реформа политики должна выявить основные узкие места и ориентироваться на передовую практику регулирования.

Современное производство активно потребляет ресурсы услуг, и его конкурентоспособность зависит от доступа к самым современным поставщикам по лучшей цене. База данных ОЭСР по торговле добавленной стоимостью (TiVA) показывает, что услуги составляют более 50% добавленной стоимости в валовом экспорте и более 30% добавленной стоимости в экспорте промышленных товаров – услуги глубоко укоренены в промышленных товарах, которыми торгуют все сегодня во всем мире.

Измерение барьеров в торговле услугами с помощью Индекса ограничений торговли услугами ОЭСР

Препятствия для глобальной торговли услугами, однако, остаются распространенными, поскольку национальная торговая и регуляторная политика в отдельных секторах услуг часто осуществляется без учета воздействия на экономику в целом.

Запущенный в 2014 году и ежегодно обновляемый Индекс ограничений торговли услугами ОЭСР (STRI) представляет собой уникальный основанный на фактических данных инструмент, который предоставляет информацию о правилах, влияющих на торговлю услугами в 22 секторах во всех странах-членах ОЭСР и Бразилии, Народной Республике. Китая, Индии, Индонезии, Казахстана, Малайзии, Перу, Сингапура, Южной Африки, Таиланда и Вьетнама. На эти страны и отрасли приходится более 80% мировой торговли услугами.

Инструментарий STRI может помочь политикам определить варианты реформ, сравнить их с передовой мировой практикой и оценить их возможные последствия; участникам торговых переговоров разъяснить ограничения, которые в наибольшей степени препятствуют торговле, а предприятиям пролить свет на требования, которые трейдеры должны соблюдать при выходе на зарубежные рынки.

Проект STRI ОЭСР включает:

  • Ежегодный мониторинг нормативно-правовой базы в сфере торговли услугами
  • Легкодоступная база данных действующих законов и нормативных актов STRI, которая ежегодно обновляется, проверяется и рецензируется регулирующими органами и торговыми представителями.
  • Сводные индексы STRI для каждой страны и сектора в STRI, которые количественно определяют ограничения на иностранный въезд и передвижение людей, барьеры для конкуренции, прозрачность регулирования и другие дискриминационные меры, влияющие на легкость ведения бизнеса (см. примечания по странам и секторам ниже).
  • Составные индексы STRI для измерения нормативно-правовой базы цифровых услуг (Digital STRI) и Европейской экономической зоны (STRI внутри ЕЭЗ).
  • Индексы неоднородности регулирования, которые измеряют различия в регулировании по паре стран, сектору и году.
  • Эмпирический анализ воздействия политики торговли услугами на экономические показатели и торговые издержки.
  • Набор интерактивных веб-инструментов, которые можно использовать для сравнения режимов регулирования в разных странах, моделирования воздействия политических реформ и создания графиков и таблиц, обобщающих индексы STRI.
Что могут сделать политики для поддержки открытых и хорошо регулируемых рынков услуг?

Открытые и хорошо регулируемые рынки услуг обеспечивают доступ к информации, навыкам, технологиям, финансированию и рынкам в современной, все более цифровой экономике. Промежуточные услуги снижают затраты, улучшают качество и находят поставщиков и клиентов по всему миру. Таким образом, движение вверх по цепочке создания стоимости зависит от местного сектора деловых услуг, открытого для идей, навыков и инвестиций от передовых фирм, где бы они ни находились.

Основные результаты нашей аналитической работы по торговле и услугам показывают, что директивные органы рассматривают возможность принятия общегосударственных стратегий, чтобы извлечь выгоду из продемонстрированного потенциала скоординированной политики в области торговли услугами и реформ регулирования, чтобы помочь заставить глобализацию работать на всех, и освещены в нашей брошюре о тенденциях и в нашей книге «Политика торговли услугами и глобальная экономика» .

Международная торговля. Торговля услугами

  • Данные ОЭСР
  • Заголовок

Торговля услугами отражает стоимость услуг, которыми обмениваются резиденты и нерезиденты страны, включая услуги, предоставляемые через иностранные филиалы, созданные за границей. Этот показатель измеряется в миллионах долларов США и в процентах от ВВП по экспорту, импорту и чистой торговле. Услуги включают в себя транспорт (как грузовой, так и пассажирский), поездки, услуги связи (почтовые, телефонные, спутниковые и т. д.), строительные услуги, страховые и финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные сборы, прочие деловые услуги (торговые, операционные лизинг, технические и профессиональные услуги и др.), культурно-досуговые услуги и государственные услуги, не включенные в вышеприведенный перечень. Торговля услугами стимулирует обмен идеями, ноу-хау и технологиями, хотя часто ограничивается такими барьерами, как внутреннее законодательство. Все страны ОЭСР составляют свои данные в соответствии с Системой национальных счетов (СНС) 2008 года.

Последняя публикация

Ежеквартальная публикация статистики международной торговли ОЭСР (2022 г.)

Индикаторы

  • Торговля товарами и услугами
  • Прогноз торговли товарами и услугами
  • Торговля товарами
  • Торговля услугами
  • Текущий баланс счета
  • Прогноз баланса текущего счета
  • Экспорт по размеру бизнеса
  • Импорт по размеру бизнеса
  • Условия торговли
  • Внутренняя добавленная стоимость в валовом экспорте
  • Импорт содержимого экспорта

Показывать:

  • Диаграмма
  • карта
  • Стол
  • полноэкранный режим
  • доля
  • скачать

    • Только выбранные данные (. csv)
    • Полные данные индикатора (.csv)
  • Моя доска объявлений

    • Добавить это представление
    • Перейти к пинборду

Определение


Торговля услугами

Торговля услугами отражает стоимость услуг, которыми обмениваются резиденты и нерезиденты страны, включая услуги, предоставляемые через иностранные филиалы, созданные за границей. Этот показатель измеряется в миллионах долларов США и в процентах от ВВП по экспорту, импорту и чистой торговле. Услуги включают в себя транспорт (как грузовой, так и пассажирский), поездки, услуги связи (почтовые, телефонные, спутниковые и т. д.), строительные услуги, страховые и финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные сборы, прочие деловые услуги (торговые, операционные лизинг, технические и профессиональные услуги и др.), культурно-досуговые услуги и государственные услуги, не включенные в вышеприведенный перечень.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *