Ямал проект: ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ»

Содержание

ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ»

Ямал СПГ, 2019Ямал СПГ, 2018Ямал СПГ, 2017Ямал СПГ, 2016Ямал СПГ, 2015Ямал СПГ, 2014Ямал СПГ, 2013

«Ямал СПГ» – интегрированный проект по добыче, сжижению и реализации газа

Конкурентные преимущества
  • традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше
  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы
Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Три линии завода уже функционируют. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии. 

Основная стадия конструкторских работ завершена.

Еще

Пресс-релизы ОАО «Ямал СПГ»
Еще

ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ» | Инфраструктура проекта | Ямал

Ресурсная база

Ресурсной базой для проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, расположенное на северо-востоке полуострова Ямал на берегу Обской губы. Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд куб. м газа в год на протяжении как минимум 20 лет.

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием (с длиной горизонтального участка не менее 500 м) с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «Арктика». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров, что обеспечивает качественно иные условия труда для персонала и непрерывность бурения, независимо от погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождения применяются инновационные и экологически-безопасные технологии, оборудование и материалы. Бурение скважин осуществляется с использованием буровых растворов на углеводородной (масляной) основе, что позволяет сохранить естественные фильтрационно-емкостные свойства продуктивного пласта.

Завод СПГ

Завод СПГ  мощностью 17,4 млн. тонн в год строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать четыре технологические линии сжижения газа. Первая очередь запущена в декабре 2017 года.

Углеводородная смесь со скважин поступает на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа. 

На входных сооружениях комплекса происходит сепарация, то есть отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата. 

Отсепарированный газ поступает на технологические линии сжижения и последовательно проходит очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение сжиженных углеводородных газов. Далее очищенный газ поступает на предварительное охлаждение и сжижение. Для предварительного охлаждения газа используется пропановый холодильный контур, для сжижения – контур со смесевым хладагентом. Готовый СПГ подается на хранение в криогенные резервуары.

Интегрированный комплекс включает в себя также установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Транспортировка СПГ

Для проекта «Ямал СПГ» спроектированы и строятся специальные танкеры усиленного ледового класса «Arc7» (по российской классификации), позволяющие осуществлять круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение арктического лета — в восточном направлении по Северному морскому пути.

В разработке арктического танкера принимали участие российские и зарубежные классификационные общества и ведущие проектные и конструкторские институты, судоверфи и компании-судовладельцы. 

Танкер обладает системой двойного действия — носовая часть приспособлена для навигации в открытой воде и в условиях тонкого льда, а кормовая оптимизирована для самостоятельной навигации в сложных ледовых условиях.

Основные характеристики танкера «Arc7»:

  • грузовместимость около 170 тыс. куб. м СПГ; 
  • Мощность силовой установки 45 МВт; 
  • Скорость в открытой воде — 19,5 узлов;
  • Скорость при ходе во льдах толщиной 1,5 метра — 5,5 узлов; 
  • Основной вид топлива танкера – СПГ, применяется двухтопливная дизель-электрическая пропульсивная система с тремя установками «Азипод».
Порт

В федеральной собственности (заказчик строительства ФГУП «Росморпорт») находятся оградительные ледозащитные сооружения, операционная акватория, подходные каналы, системы управления движения судов и навигационного обеспечения, здания морских служб. К объектам «Ямал СПГ» относятся технологические причалы по перевалке сжиженного природного газа и газового конденсата, причалы накатных грузов, причалы строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. 

Строительство порта велось в два этапа — подготовительный и основной. Подготовительный этап — строительство грузового порта для приемки строительных грузов и технологических модулей завода СПГ. Вторая очередь порта — строительство технологических причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Аэропорт

Для целей Проекта «Ямал СПГ» на территории лицензионного участка построен международный аэропорт. Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» — ООО «Международный аэропорт Сабетта». Первый технический рейс с посадкой самолета был выполнен 4 декабря 2014 года, на данный момент действуют регулярные рейсы из Нового Уренгоя, Москвы и Самары.

Поселок Сабетта

Поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал, является опорным пунктом проекта «Ямал СПГ». В поселке создана  вся необходимая инфраструктура для проживания строителей. Возводятся вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: склад хранения ГСМ, котельная, энергоцентр, столовые,  медпункты, прачечная, бани, спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, пожарное депо, канализационные и водоочистные сооружения, теплая стоянка для автомобилей, склады хранения продовольствия.

ПАО НОВАТЭК Бизнес : Проект «Ямал СПГ» | Статус реализации проекта | Ямал

Тендеры и контракты

В рамках проекта «Ямал СПГ» завершены основные тендеры и заключены ключевые контракты. В частности, контракт на проектирование и строительство завода СПГ (ЕРС контракт) присужден совместному предприятию компаний Technip, JGC и Chiyoda, в качестве подрядчика для строительства СПГ танкеров арктического класса выбрана компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

В августе 2017 года первый в своем классе СПГ-танкер арктического класса «Кристоф де Маржери», который будет работать в рамках проекта «Ямал СПГ», совершил свой первый рейс с грузом на борту по Северному морскому пути. В ноябре 2018 СПГ был доставлен китайской компании CNOOC по Северному морскому пути. Танкер арктического класса преодолел этот путь за 20 дней, при этом проход по Северному морскому пути занял семь с половиной дней.

В декабре 2019 года был принят в эксплуатацию газовоз «Яков Гаккель», который являлся заключительным, 15-м по счету СПГ-танкером ледового класса Arc7, построенным специально для Проекта.

Реализация СПГ

Заключены долгосрочные контракты на реализацию 95% СПГ проекта. Регулярные поставки СПГ с завода по долгосрочным контрактам начались в апреле 2018 года, до этого газ продавался на спотовом рынке.

Порт

Начало эксплуатации грузовых причалов в порту Сабетта позволило в октябре 2013 года открыть зимнюю навигацию и обеспечить круглогодичную доставку строительных грузов.

В 2015 году проводились дноуглубительные работы в акватории порта, подходном и морском каналах, общий объем намытого грунта составил более 16 млн куб. м. Осуществлено строительство юго-восточного ледозащитного сооружения длиной более 2 км, на котором обустроена отгрузочная эстакада для СПГ и стабильного газового конденсата.

В декабре 2017 года завершена первая погрузка СПГ на первый в мире газовоз ледового класса. В 2020 году было отправлено 255 партии или 18,6 млн т СПГ и 24 партии или 1 млн т стабильного газового конденсата.

Завод СПГ

Первый модуль завода был доставлен на площадку в сентябре 2015 года, тогда же началась поставка прочего оборудования длительного срока изготовления.

На конец 2006 года были погружены более 20 тыс. свай фундаментного основания СПГ-завода, на сваи смонтировано более 2 тыс. ростверков, произведено бетонирование около 17 тыс. куб. м фундамента. На подготовленные основания установлено компрессорное оборудование первой технологической линии, 7 модулей и резервный подогреватель СПГ-завода, а также смонтировано более 6 тыс. т металлоконструкций трубных эстакад. Велось строительство электростанции проектной мощностью 376 МВт, на бетонные основания установлены 4 газотурбинные установки мощностью по 47 МВт каждая. Отлиты внешние бетонные стены и завершен монтаж крыши четырех СПГ-резервуаров, велся монтаж внутренних многослойных стен.

Первая технологическая линия завода запущена в декабре 2017 года. Восьмого декабря завод «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа. Команду на начало погрузки СПГ на танкер «Кристоф де Маржери» дал Президент России В.В. Путин в ходе торжественной церемонии в Сабетте. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии. Четвертая технологическая линия в настоящий момент в стадии строительства.

Основная стадия конструкторских работ на проекте завершена.

Аэропорт

Аэропорт Сабетта с февраля 2015 года обслуживает регулярные рейсы из Москвы, Самары и Нового Уренгоя.

О проекте

Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%).

Доказанные и вероятные запасы месторождения  по стандартам PRMS составляют 926 млрд куб. м. газа. 

Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.


Уникальное месторасположение полуострова Ямал открывает возможность

создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель,

обеспечивающую круглогодичные поставки СПГ на рынки

стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы.


Статус проекта: 

  • получены положительные заключения государственной экологической экспертизы, главной государственной экспертизы и разрешения на строительство по основным объектам;
  • выбраны подрядчики по всем основным объектам;
  • принято окончательное инвестиционное решение;
  • проект находится в стадии активного строительства.

Конкурентные преимущества проекта: 

ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ РЕСУРСНАЯ БАЗА

  • традиционные запасы высокой концентрации;
  • отработанные традиционные технологии разработки;
  • низкий уровень затрат на разработку и добычу.

ВЫГОДНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ

  • месторождение расположено вблизи береговой линии;
  • завод СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении;
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре;
  • доступ к рынкам стран АТР и Европы.

Раскрытие информации:

Ямал

Новый центр газодобычи на полуострове Ямал является ключевым для развития газовой отрасли России в XXI веке. «Газпром» будет вести здесь добычу более 100 лет.

Количество месторождений Группы «Газпром» — 18.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений Группы «Газпром» на полуострове Ямал и приямальском шельфе Карского моря: 20,4 трлн куб. м газа, 1 млрд тонн газового конденсата и нефти.

Уникальные по запасам месторождения Ямальского центра газодобычи — Бованенковское и Харасавэйское — будут обеспечивать потребителей газом более 100 лет.

Видео о мегапроекте «Ямал», 3 минуты

Добыча на Ямале:

В 2020 году — 99,25 млрд куб. м газа.

Структура мегапроекта

Бованенковская группа

Обладает основным добычным потенциалом и включает ключевые три месторождения — Бованенковское, Харасавэйское, Крузенштернское, а также месторождения-сателлиты — Восточно-Бованенковское, Северо-Бованенковское и Южно-Крузенштернское.

Тамбейская группа

Включает Тамбейское и Малыгинское месторождения, по размеру запасов газа сопоставимы с месторождениями Бованенковской группы.

Южная группа

Состоит из Новопортовского, Каменномысского, Мало-Ямальского, Ближненовопортовского и Хамбатейского месторождений. Зона рассматривается как первоочередной объект для добычи жидких углеводородов.

Приямальская группа

Пять месторождений: Ленинградское и Русановское, а также открытые «Газпромом» Нярмейское, им. В.А. Динкова и «75 лет Победы».

Система транспортировки углеводородов

Для вывода газа с полуострова Ямал в Единую систему газоснабжения России создан газотранспортный коридор нового поколения от Бованенковского месторождения до Ухты. Круглогодичный вывоз нефти осуществляется через морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

Инфраструктура

Сформирована полноценная система промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» протяженностью 572 км, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным ямальским месторождением по разведанным запасам газа является Бованенковское. Первоочередной объект освоения — сеноман-аптские залежи. В 2012 году на месторождении был введен в эксплуатацию первый газовый промысел (ГП-2) , в 2014 году — второй (ГП-1), в 2018 году — третий (ГП-3). Суммарная проектная производительность трех промыслов — 115 млрд куб. м газа в год.

В 2012 году введен в эксплуатацию магистральный газопровод «Бованенково — Ухта», в начале 2017 года — газопровод «Бованенково — Ухта — 2».

В 2016 году введено в промышленную эксплуатацию Новопортовское нефтяное месторождение и морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

В 2019 году «Газпром» приступил к полномасштабному обустройству Харасавэйского месторождения, где начало добычи газа запланировано на 2023 год.

В 2021 году подписано соглашение с компанией-партнером об условиях реализации совместного проекта по разработке Тамбейского месторождения с началом добычи газа с 2026 года.

 

Передовые технические решения

Преодолевая тяжелые природно-климатические условия Ямала, «Газпром» сделал полуостров плацдармом для применения высокоэффективных, безопасных, инновационных технологий и технических решений.

Мегапроект «Ямал» не имеет аналогов по уровню сложности. Углеводороды сосредоточены в труднодоступном районе с исключительно тяжелыми климатическими условиями. Полуостров характеризуется наличием вечной мерзлоты, продолжительным зимним периодом и низкими температурами (до −50 °C). В летний период 80% территории Ямала покрыто озерами, болотами и реками, что значительно ограничивает участки, где можно надежно располагать промышленные объекты. «Газпром» применил на полуострове высокоэффективные, безопасные, инновационные технологии и технические решения. Многие из них по заказу компании разрабатывались специально для Ямала ведущими российскими научными институтами и отечественными предприятиями.

Технологии добычи

На Бованенковском месторождении впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских (глубина залегания 520–700 м) и апт-альбских (глубина залегания 1200–2000 м) залежей. Такой подход дает значительную экономию средств на обустройство, сокращает время строительства и повышает эффективность эксплуатации месторождения.

Разработка месторождения началась с нижних залежей газа, имеющих более высокое пластовое давление. По мере выравнивания давления вводятся в разработку залежи, расположенные выше. Низконапорная сеноманская залежь запускается в разработку в последнюю очередь для компенсации естественного снижения добычи газа из аптских отложений. Соответственно для разных залежей создаются раздельные группы добывающих скважин, которые поэтапно подключают к единой газосборной сети.

Сложные ландшафтные условия предопределили необходимость актуализации нормативной базы проектирования строительства скважин. Новые нормативы позволили сблизить устья скважин в кусте с 40 м до 15–20 м, минимизировать площади отвода и объемы инженерной подготовки территорий под кусты скважин, подъездные дороги и другие коммуникации и обеспечить при этом необходимый уровень промышленной безопасности.

На промыслах Бованенковского месторождения достигнут высокий уровень автоматизации технологических процессов с применением малолюдных технологий. В частности, впервые в «Газпроме» внедрены в эксплуатацию автоматизированные модули технологической обвязки скважин (МОС-2), предназначенные для контроля и управления фонтанными арматурами и обеспечения надежного режима работы скважин в условиях проявления гидратообразования.

Подготовка добытого газа к транспортировке осуществляется наиболее современным и экологически чистым методом низкотемпературной сепарации с применением отечественных турбодетандеров.

Технологии транспортировки

Ямальский газ транспортируется в Единую систему газоснабжения России по газопроводам нового поколения под давлением 11,8 Мпа (120 атм.). Достичь рекордного для сухопутных газопроводов давления удалось в первую очередь за счет использования разработанных по заказу «Газпрома» отечественных труб диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием.

Наиболее технически сложным участком при строительстве системы транспортировки газа стал подводный переход через Байдарацкую губу. Она отличается особыми природно-климатическими условиями: при незначительной глубине характеризуется частой штормовой погодой, сложными донными отложениями и промерзанием до дна в зимний период. Здесь использовались обетонированные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на давление 11,8 Мпа. Прокладка газопровода в столь сложных природных условиях и с такими техническими параметрами стала первым подобным опытом строительства не только в России, но и в мировой практике.

Морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», расположенный в акватории Обской губы, также является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных условиях: температура в регионе опускается даже ниже −50 °C, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики. Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Технологии при создании инфраструктуры

Надежную всепогодную связь полуострова Ямал с материком и круглогодичные грузопассажирские перевозки обеспечивает специально построенная «Газпромом» железная дорога «Обская — Бованенково — Карская» (572 км). Аналогов этой железной дороге с учетом климатических условий, в которых ей приходится функционировать, в мире нет.

Для сохранения несущей способности вечной мерзлоты строительство основных объектов осуществлялось только при отрицательных температурах. Насыпь железной дороги возводилась из влажного пылеватого песка, который под воздействием низких температур приобретает необходимую прочность. Для обеспечения устойчивости конструкции земляного полотна в летние месяцы разработана и применена послойная уникальная система термоизоляции (поверх замерзшего песка уложен пенополистерол, сооружены обоймы из геотекстиля).

Мостовой переход через пойму реки Юрибей стал самым сложным участком железной дороги. Он не имеет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации, и является самым длинным мостом в мире за Полярным кругом (протяженность 3,9 км).

Мост удалось возвести на грунте, практически не пригодном для строительства — это вечная мерзлота с вкраплениями криопегов (соле-пылевые растворы, находящиеся в толще вечной мерзлоты и не замерзающие даже при отрицательных температурах от −10 до −30 °C). Пролеты и фермы моста смонтированы на опорах из металлических труб диаметром от 1,2 до 2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Благодаря современным технологиям и специальной заморозке (термостабилизации) опоры в буквальном смысле смерзаются со льдом (вечной мерзлотой), что обеспечивает мосту дополнительную устойчивость.

Забота о природе

При строительстве объектов «Газпром» в первую очередь заботится о сохранении уникальной ямальской природы. Под технологические объекты отведена минимально возможная площадь, а парожидкостные термостабилизаторы и теплоизолированные трубы для скважин значительно снижают воздействие на вечную мерзлоту. Замкнутые системы водоснабжения исключают загрязнение водоемов и почвы. Проводится постоянный экологический мониторинг.

При строительстве газовых скважин реализована технологическая схема переработки отходов бурения методом отверждения с получением строительного материала. В основе технологии лежит способ капсулирования бурового шлама на специализированной установке смешивания. Строительный капсулированный материал применяется при обустройстве объектов Бованенковского месторождения, а именно для отсыпки кустовых площадок, формирования и поддержания обвалования откосов дорог.

Ямальские месторождения расположены на исконной территории проживания оленеводов-кочевников, поэтому «Газпром» ведет производственную деятельность, учитывая интересы жителей тундры. Компания уделяет большое внимание организации и проведению мероприятий, способствующих социально-экономическому развитию и сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера. В частности, определены места стоянок оленеводческих бригад и пути каслания оленей, где сооружены специальные переходы для оленей через инженерные коммуникации.

Реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб.

Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер: «Ни одна страна в мире не создавала ничего подобного в арктических широтах. Это беспрецедентный проект в истории мировой газовой промышленности. Создав принципиально новый центр газодобычи за Полярным кругом Россия на деле доказала, что в Арктике ей нет равных».

 

Репортажи и фотоальбомы

События

Все события проекта

Строительство завода сжиженного природного газа на полуострове Ямал на базе Южно-Тамбейского месторождения (ОАО «НОВАТЭК»)

«ЯМАЛ СПГ» – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения (северо-восток полуострова Ямал). В рамках реализации Проекта создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта.

Завод СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы. Предусмотрен ввод завода 3-мя очередями в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно. Производительность каждой очереди – пять с половиной млн тонн. Общая мощность завода составляет 16,5 млн тонн СПГ и 1 млн т газового конденсата в год. В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта.

Одновременно со строительством завода ведется эксплуатационное бурение с использованием передовых технологий. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок. Специально для Проекта были разработаны и изготовлены отечественные буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала и обеспечивают непрерывность бурения независимо от погодных условий.

Многофункциональный порт Сабетта строится в рамках Проекта «Ямал СПГ» на принципах государственно-частного партнерства. Для приема строительных материалов и технологических модулей завода в первую очередь возведены грузовые причалы. Три года порт работает в круглогодичном режиме. В настоящее время сооружаются технологические причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Рядом с заводом СПГ и поселком Сабетта построен аэропорт международного класса, который может принимать современные пассажирские и транспортные самолеты, что обеспечивает стабильное воздушное сообщение.

Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%).

Ямал СПГ – это лишь начало долгого пути

Делать энергию лучше благодаря

инновационным решениям

Совместно с ПАО «НОВАТЭК» и китайскими партнерами мы завершили строительство одного из крупнейших в мире комплексов по сжижению природного газа. Базой для производства СПГ является гигантское континентальное Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение на полуострове Ямал. Проект включает в себя завод по комплексной подготовке и сжижению газа, состоящий из трех основных технологических линий общей проектной мощностью 16,5 млн тонн в год, резервуары для хранения СПГ, морской порт и аэропорт.

 Этот проект стал реальностью благодаря целому ряду инновационных решений, в том числе:

  • морская логистика проекта;
  • транспортировка сжиженного газа ледокольными танкерами, доставляющими СПГ в Азию по Северному морскому пути;
  • структура финансирования проекта, первая в мире в таких масштабах, основанная на рубле, юане и евро, в связи с тем, что санкции, введённые США, не позволили акционерам использовать финансирование в долларах США.

«Ямал СПГ» является примером выдающихся коллективных достижений. На пике нагрузки на строительной площадке одновременно работало более 30 000 тысяч человек.

Делать энергию лучше благодаря

приверженности обязательствам

В основе нашего стремления стать крупнейшей ответственной энергетической компанией лежит стратегия, основанная на добыче природного газа, поэтому концерн «Тоталь» привержен бизнесу в России, с её обширными и чрезвычайно конкурентоспособными запасами этого сырья.

Несмотря на суровый климат, географическое положение и технические сложности, проект «Ямал СПГ» был запущен точно в срок и в рамках бюджета. Что же дальше? Совместно с нашим стратегическим партнером ПАО «НОВАТЭК» мы собираемся инвестировать в новый, еще более крупный проект — «Арктик СПГ 2» на полуострове Гыдан. Мы уверены, что благодаря нашему прочному партнёрству, уникальному совместному опыту, объединённому техническому совершенству, инновациям и преданным своему делу опытным специалистам, мы готовим будущее для СПГ в Российской Арктике и способствуем удовлетворению спроса на энергию за счет ответственного производства энергоресурсов.

Ямал СПГ в России: газ пришел с холода

Компания TotalEnergies, мировой лидер в области производства сжиженного природного газа (СПГ), занимает прочные диверсифицированные позиции по всей цепочке создания стоимости СПГ. Одним из знаковых проектов Группы в этом районе является Ямал СПГ, расположенный на Крайнем Севере России.

Сложный, но высококонкурентный проект

Ямал СПГ, запущенный в конце 2013 года, является одним из крупнейших и самых сложных СПГ-проектов в мире.Но он также является одним из самых конкурентоспособных, поскольку использует огромные наземные газовые ресурсы российского полуострова Ямал. TotalEnergies с партнерами Новатэк, CNPC и Фондом Шелкового пути разрабатывает огромное Южно-Тамбейское газоконденсатное месторождение.

Проект направлен на разработку запасов природного газа на общую сумму более 4 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента. Для этого было пробурено более 200 скважин и построены три технологические линии по сжижению газа, каждая вместимостью 5 штук.5 миллионов метрических тонн. Ежегодно через порт Сабетта будет проходить около 16,5 миллионов метрических тонн СПГ, при этом вся продукция СПГ будет продаваться клиентам в Европе и Азии по контрактам на срок от 15 до 20 лет.

Крупный технологический вызов

«Ямал СПГ» расположен над полярным кругом в устье реки Обь, дикой, удаленной местности, которая замерзает от семи до девяти месяцев в году и где зимние температуры могут опускаться до -50 ° C.

Чтобы обеспечить его устойчивость в вечной мерзлоте (толстый слой мерзлого грунта, поверхность которого оттаивает только в летние месяцы), завод СПГ был построен на десятках тысяч свай различных форм и размеров — решение, которое никогда не использовалось в таких больших масштабах. перед проектом «Ямал СПГ».

Читайте также

Фундаменты на вечной мерзлоте: узнайте больше об инженерных проблемах, связанных с Ямал СПГ, на нашей площадке «Разведка и добыча»

В начале проекта не было подъездных путей к площадке по суше или по морю. Чтобы облегчить транспортировку оборудования и персонала, в 2011 году началось строительство крупного регионального транспортного узла, включающего порт Сабетта и международный аэропорт.

Доставка СПГ в таких экстремальных условиях также потребовала от TotalEnergies и ее партнеров разработки нового типа судов: танкера-ледокола для перевозки СПГ. Это инновационное решение позволяет транспортировать СПГ круглый год без помощи ледоколов. Судно размером 300 метров и объемом 172 600 кубометров может ходить во льдах толщиной до 2,1 метра. Всего до 2019 года будет постепенно введено в эксплуатацию 15 ледоколов на СПГ, первый из которых — Christophe de Margerie .

Северный морской путь

Чтобы открыть доступ к огромным газовым ресурсам Крайнего Севера России, в рамках проекта «Ямал СПГ» был открыт новый маршрут отгрузки СПГ. Известный как Северный морской путь, он позволяет судам достигать Азии через Берингов пролив за 15 дней по сравнению с 30 днями при использовании обычного маршрута через Суэцкий канал. Путешествие можно совершить с мая по ноябрь, когда лед достаточно тонкий для навигации.Этот подвиг стал возможен только благодаря новому поколению универсальных танкеров для перевозки СПГ, в которых используется технология ледокола.

Проект Ямал СПГ, Сабетта, полуостров Ямал, Россия

]]>

Ямальский проект по производству сжиженного природного газа (СПГ) включает разработку Южно-Тамбейского (Тамбейского) газового месторождения, расположенного недалеко от Сабетты на полуострове Ямал в России.

Правительство России заявило, что проект представляет национальный интерес.Ожидается, что весь проект будет стоить около 27 миллиардов долларов.

Новатэк реализует проект через свою дочернюю компанию Ямал СПГ. В настоящее время компании принадлежит 50,1% доли в проекте, а оставшиеся 20% принадлежат Total вместе с CNPC (20%) и Silk Road Fund (9,9%). Total изначально стала партнером проекта в октябре 2011 года.

Новатэк подписал договор с «Газпромом» на реализацию СПГ, добываемого на этой площадке.

Проект СПГ будет включать четыре технологические линии.Первый поезд начал работу в декабре 2017 года, второй — в июле 2018 года, а третий — в ноябре 2018 года. Ожидается, что четвертый поезд будет запущен к 2020 году.

Проблемы, связанные с геологией площадки проекта СПГ

«Total изначально стала партнером проекта в октябре 2011 года. Новатэк подписал соглашение с« Газпромом »о распределении СПГ, добываемого на этой площадке».

На полуострове Ямал в настоящее время находятся самые большие запасы газа в мире.Тем не менее, в этом регионе также отмечены одни из самых тяжелых условий труда. Земля заболочена, что затрудняет проведение буровых работ.

В зимний период дневной свет доступен только в течение короткого периода времени, когда необходимо выполнить большинство операций. Кроме того, этот район очень удален, и нет местной рабочей силы. Ближайший потенциальный рынок сбыта также находится в 3000 км.

В связи с экстремальными климатическими условиями в регионе строительство СПГ-проекта ведется по модульному принципу.Возведение объектов разработки месторождения сопряжено с различными проблемами из-за условий вечной мерзлоты в этом районе.

Из-за вечной мерзлоты подземный слой почвы остается промерзшим не менее двух лет. Слой над ним замерзает и оттаивает со сменой сезона.

В результате инфраструктура не может контактировать с этой почвой для обеспечения стабильности. Инфраструктура в таких условиях обычно возводится на сваях.

Технология сжижения природного газа на заводе СПГ была также тщательно выбрана, чтобы обеспечить ее соответствие этим условиям.

Несмотря на эти проблемы, несколько компаний инвестируют в регион, чтобы восстановить большие запасы газа. Новатэк и Total также развивают еще один проект — Штокман в том же регионе.

Запасы Южно-Тамбейского (Тамбейского) газового месторождения на суше

Южно-Тамбейское месторождение было открыто в 1974 году. В 2010 году на месторождении были проведены сейсмические исследования 2D с целью определения геологических свойств.

Месторождение

Южный Тамбей содержит 72 коммерчески выгодных газовых пласта, в том числе 33 неглубоких слоя сухого газа и 28 более глубоких газовых пластов.Глубина этих слоев колеблется от 900 м до 2850 м.

Предполагаемые запасы месторождения составляют 44 триллиона кубических футов (триллион кубических футов) газа и 550 миллионов баррелей конденсата, в то время как доказанные запасы составляют 1,26 триллиона кубических футов газа и 51,6 миллиона тонн газового конденсата.

На газовом месторождении будет производиться до 27 миллиардов кубометров природного газа в год в течение 20 лет. Всего для разработки месторождения планируется пробурить 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин. К концу 2018 года завершено бурение 126 эксплуатационных скважин и введены в эксплуатацию четыре буровые установки.

Инфраструктура проекта по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Ямале

Планы, намеченные для проекта «Ямал СПГ», включают строительство завода по производству СПГ, завода по переработке газа и конденсата, газотранспортного трубопровода и буровых площадок.

«Танкеры помогают в транспортировке СПГ на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона».

Система сбора газа, морской порт в Сабетте и флот танкеров для перевозки СПГ ледового класса также планируется включить в проект.

Завод по переработке СПГ имеет мощность 17,4 миллиона метрических тонн в год (миллиона тонн в год) газа и один миллион метрических тонн конденсата. Он будет включать четыре линии СПГ, а также складские и погрузочные сооружения.

Три линии СПГ имеют индивидуальную мощность 5,5 млн тонн в год, а четвертая линия будет иметь пропускную способность 0,9 млн тонн в год.

Перерабатывающий завод также включает четыре криогенных резервуара для хранения СПГ объемом 160 000 м3, установку фракционирования СНГ вместе со стабильным газовым конденсатом и хранилища хладагента.

В рамках проекта эксплуатируются 16 специально спроектированных российских танкеров для перевозки СПГ арктического класса ARC7. Танкеры обеспечивают транспортировку СПГ на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Погрузочно-разгрузочные танкеры имеют дедвейт от 183 000 до 208 000 тонн и грузоподъемность 172 600 м³. Они способны работать в суровых климатических условиях полуострова Ямал.

Танкеры, имеющие длину 300 м, могут двигаться со скоростью 19.5 узлов в открытой воде и 5,5 узлов во льду толщиной 1,5 м.

Первый танкер для перевозки СПГ, произведенный в рамках проекта, был назван Christophe de Margeri и введен в эксплуатацию в марте 2017 года. С 2018 года в эксплуатации находятся десять танкеров для перевозки СПГ, а сдача остальных в эксплуатацию ожидается в 2019 году.

Электростанция проектной мощностью 376 МВт была также построена для обеспечения работы завода по производству СПГ.

Транспортная инфраструктура проекта включает в себя причал для отгрузки СПГ и газового конденсата, оборудованный двумя причалами для отгрузки танкеров, причалами для накатных грузов, сооружениями для разгрузки материалов и причальными сооружениями портового флота в порту Сабетта.Гавань порта защищена ледяной преградой длиной 2 км.

Финансирование проекта «Ямал СПГ»

Проект «Ямал СПГ» финансировался Фондом национального благосостояния России, Сбербанком, Газпромбанком, Банком развития Китая, Экспортно-импортным банком Китая и Японским банком международного сотрудничества (JBIC), а также различными европейскими банками, включая Raiffeisen Bank International и Интеза Санпаоло.

Страхование проекта было предоставлено различными европейскими агентствами, включая SACE, Euler Hermes, COFACE и EKN.

Подрядчики наземного газового проекта «национальных интересов»

Работы по проектированию, закупкам и строительству (EPC) для проекта выполняются консорциумом Technip, Chiyoda и JGC в соответствии с контрактом, заключенным в апреле 2013 года.

Компания

Chicago Bridge and Iron Lummus (CBI Lummus) получила контракт на проведение предварительных и предварительных исследований проекта.

GE поставит в общей сложности шесть газовых турбин Frame 7E, 18 центробежных компрессоров, шесть частотно-регулируемых приводов и шесть установок рекуперации отходящего тепла (WHRU) для линий СПГ в рамках контракта на сумму около 600 миллионов долларов.

Компания также обеспечивает шеф-монтаж и сопровождение на этапе ввода в эксплуатацию.

Новатэк заключил контракт с Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в июле 2013 года на строительство и поставку в общей сложности 16 танкеров-газовозов ледового класса ARC7.

Компания «Акер Арктик» предоставила эскизный проект в дополнение к оценке характеристик судов ледокольных танкеров-газовозов, используемых для проекта СПГ.

Компания

VINCI получила контракт на поставку четырех криогенных резервуаров для хранения СПГ для проекта в январе 2014 года.

«Атомфлот» получил контракт от Новатэка на предоставление долгосрочных услуг портового флота по буксирной и ледокольной проводке в порту Сабетта в ноябре 2014 года.

Выборгский судостроительный завод заключил договор с Атомфлотом в субподряд на строительство портового ледокола с дизельным двигателем мощностью 10 МВт. Контракт на строительство электростанции был заключен с Технопромэкспортом, а с Siemens — на поставку восьми промышленных газовых турбин SGT-800.

Связанное содержание

Nagarjuna Oil Corporation Limited (NOCL) строит современный завод по переработке сырой нефти в Куддалоре в южном индийском штате Тамил Наду.

Когда говорят о безопасности на электростанциях, производящих энергию, многие думают в первую очередь о безопасности на атомных станциях — особенно после недавних болезненных воспоминаний о катастрофе на Фукусиме в марте 2011 года.


Ямал

Новый центр добычи газа на полуострове Ямал играет ключевую роль в развитии газовой промышленности России в XXI веке. «Газпром» намерен вести добычу на Ямале более 100 лет.

Количество месторождений Группы Газпром: 18.

Суммарные запасы и ресурсы всех месторождений Группы Газпром на полуострове Ямал и ямальском шельфе Карского моря: 20,4 трлн кубометров газа и 1 млрд тонн газового конденсата и нефти.

Ямальский центр газодобычи включает в себя уникальные по запасам Бованенковское и Харасавэйское месторождения, которые будут обеспечивать потребителей газом более 100 лет.

Добыча на Ямале:

2020: 99,25 млрд кубометров газа.

Объем проекта

Бованенковская группа

Эта группа обладает наибольшим потенциалом добычи и включает три ключевых месторождения — Бованенковское, Харасавэйское и Крузенштернское, а также месторождения-спутники, а именно Восточно-Бованенковское, Северо-Бованенковское и Южно-Крузенштернское.

Тамбейская группа

В эту группу входят Тамбейское и Малыгинское месторождения, сопоставимые по запасам газа с месторождениями Бованенковской группы.

Южная группа

В эту группу входят Новопортовское, Каменномысское, Мало-Ямальское, Ближновопортовское и Хамбатейское месторождения. Эта зона считается приоритетным активом по добыче жидких углеводородов.

За пределами Ямала

Пять месторождений: Ленинградское и Русановское, а также три открытых Газпромом месторождения, такие как Нярмейское, Динковское и 75 лет Победы.

Система транспортировки углеводородов

Создан газотранспортный коридор нового поколения, связывающий Бованенковское месторождение с Ухтой, для поставки газа с полуострова Ямал в Единой системе газоснабжения России.Круглогодичные отгрузки нефти осуществляются с нефтеналивного терминала Arctic Gate.

Инфраструктура

Действует комплексная система поддержки промышленных и жилых помещений. В систему входят автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные объекты, 572-километровая железная дорога Обская — Бованенково — Карская, аэропорт.

Реализация проекта

Самым крупным месторождением Ямала по разведанным запасам газа является Бованенковское. Сеноман-аптские отложения Бованенковского месторождения являются приоритетным объектом разработки.В 2012 году введен в эксплуатацию первый газодобывающий комплекс (ГП-2) на месторождении. Второй (ГП-1) и третий (ГП-3) газодобывающие объекты введены в эксплуатацию в 2014 и 2018 годах соответственно. Суммарная проектная мощность трех объектов составляет 115 миллиардов кубометров газа в год.

Магистральный газопровод Бованенково — Ухта введен в эксплуатацию в 2012 году, а газопровод Бованенково — Ухта 2 — в начале 2017 года.

В 2016 году введены в промышленную эксплуатацию Новопортовское нефтяное месторождение и морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики».

В 2019 году «Газпром» начал полномасштабную подготовительную разработку Харасавэйского месторождения, добыча газа на котором ожидается в 2023 году.

В 2021 году подписано соглашение с компанией-партнером о реализации совместного проекта по разработке Тамбейского месторождения, начало добычи газа намечено на 2026 год.

Передовые технологии

Преодолевая суровые климатические и экологические условия полуострова Ямал, «Газпром» сделал Ямал своей стартовой площадкой для эффективных, безопасных и инновационных технологий и технических решений.

Мегапроект «Ямал» не имеет аналогов по сложности, поскольку его запасы углеводородов сосредоточены в труднодоступной местности с чрезвычайно сложными климатическими условиями. Для региона характерны вечная мерзлота, продолжительные зимы и низкие средние температуры (до минус 50 градусов Цельсия). Летом 80% территории Ямала занимают озера, болота и реки, что значительно ограничивает возможности промышленного строительства. «Газпром» применяет на Ямале эффективные, безопасные и инновационные технологии и технические решения.Многие из этих инноваций были разработаны по заказу Компании ведущими российскими исследовательскими институтами и компаниями.

Технологии производства

Впервые в России используется единая инфраструктура для добычи газа из сеноманских (на глубине 520–700 метров) и апт-альбских (1200–2000 метров) залежей Бованенковского месторождения. Такой подход помогает сэкономить значительные средства на предварительных разработках, ускорить процессы строительства и повысить эффективность разработки месторождений.

Разработка месторождения началась с нижних газовых залежей, имеющих более высокое пластовое давление. По мере выравнивания давления верхние отложения вводятся в разработку. В последнюю очередь разрабатываются сеноманские залежи более низкого давления, чтобы компенсировать естественное снижение добычи газа из аптских отложений. Соответственно, на отдельные залежи бурятся отдельные группы эксплуатационных скважин и поэтапно подключаются к единой газосборной сети.

Из-за сложных условий местности необходимо обновить нормативную базу проектирования скважин.Новый регламент позволил Компании сократить расстояние между устьями в кустах с 40 метров до 15–20 метров, а также сократить до минимума площадь под обустройство кустов скважин, подъездных путей и других коммуникаций и сократить до минимума при обеспечении промышленной безопасности.

Рабочие процессы на Бованенковском в высокой степени автоматизированы благодаря использованию технологий с малым количеством персонала. Впервые в истории «Газпрома» при разработке месторождений используются автоматизированные модули подключения скважин (МОС-2).Модули используются для контроля и управления новогодними елками, а также для обеспечения надежной работы скважины в случае образования гидратов.

Для подготовки газа к транспортировке Компания использует самый современный и экологически чистый метод низкотемпературной сепарации с помощью турбодетандеров отечественного производства.

Транспортные технологии

Закачка газа с Ямала в Единую систему газоснабжения России осуществляется по газопроводам нового поколения, работающим под давлением 11,8 МПа (120 атм).«Газпрому» удалось достичь рекордно высокого давления в морских трубопроводах, прежде всего за счет использования труб нестандартного изготовления. Трубы диаметром 1420 мм с внутренним проточным покрытием изготовлены российскими производителями из стали марки К65 (Х80).

Затопленный переход под Байдаратинской губой оказался самой большой проблемой при строительстве газотранспортной системы. Байдаратинский залив отличается уникальными природными условиями: несмотря на небольшую глубину, в нем часто бывают штормы, сложные донные отложения и промерзание на дно зимой.На этом участке компания использовала бетонные трубы диаметром 1219 мм, рассчитанные на рабочее давление 11,8 МПа. В результате «Газпром» создал прецедент для национальной и мировой газовой промышленности, прокладывая трубы с такими характеристиками в столь сложных условиях.

Морской нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», расположенный в Обской губе, также уникален. Он разработан для работы в экстремальных условиях, поскольку температура в этом регионе может опускаться ниже минус 50 градусов по Цельсию, а толщина льда может достигать двух метров.Терминал имеет двухуровневую систему защиты и соответствует самым строгим требованиям промышленной безопасности и защиты окружающей среды. Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет быстро расстыковать без разгерметизации отключаемых агрегатов. Технология нулевого сброса предотвращает попадание посторонних веществ в Обскую губу, что имеет первостепенное значение для сохранения окружающей среды Арктики.Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с береговой батареей резервуаров, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Технологии строительства инфраструктуры

Построенная «Газпромом» железная дорога Обская — Бованенково — Карская протяженностью 572 км обеспечивает надежное всепогодное сообщение между полуостровом Ямал и материковой частью России, а также круглогодичные грузовые и пассажирские перевозки. Это единственная в мире железная дорога, способная работать в таком суровом климате.

В целях сохранения несущей способности вечной мерзлоты все работы по строительству основных объектов велись при отрицательных температурах. Насыпь железной дороги сложена из влажного илистого песка, затвердевающего при низких температурах. Для обеспечения устойчивости дорожного полотна в летнее время была разработана и применена уникальная многослойная система теплоизоляции: поверх мерзлого песка уложен пенополистирол и выполнено армирование геотекстилем.

Наибольшие трудности для железнодорожников представлял мост через пойму реки Юрибей.Он не имеет прецедентов в мостостроительной практике с точки зрения конструкции, климатических и геокриологических условий строительства и эксплуатации. Его длина составляет 3,9 км, и это самый длинный мост в мире за Полярным кругом.

Строителям удалось установить мост на практически непригодной для строительства поверхности, так как он состоит из вечной мерзлоты с вкраплениями криопэгов (линзы соленой воды в телах вечной мерзлоты, которые не замерзают даже при минус 10-30 градусах Цельсия).Балки и фермы моста смонтированы на железобетонных металлических трубах шириной 1,2–2,4 метра. Опоры моста уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Благодаря современным технологиям и особому методу замораживания (термостабилизации) опоры практически вморожены в лед (вечная мерзлота), дополнительно укрепляя конструкцию.

Экологическая деятельность

При строительстве различных объектов «Газпром» в первую очередь заботится о сохранении уникальной природной среды Ямала.Компания сокращает площадь своих объектов до минимума. Использование парожидкостных термостабилизаторов и теплоизолированных труб в скважинах позволяет значительно снизить воздействие на вечную мерзлоту. Для предотвращения загрязнения водоемов и почвы используются внутризаводские системы рециркуляции. За экологической ситуацией ведется постоянный мониторинг.

При строительстве газовых скважин отходы бурения перерабатываются путем затвердевания, а полученные материалы используются в строительстве. В основе технологии лежит метод капсулирования шлама на специализированных смесительных установках.Капсулированные строительные материалы используются при подготовительных работах на Бованенковском месторождении, а именно для создания земляных работ для кустовых подушек, а также для устройства и обслуживания насыпей для откосов дорог.

Поскольку месторождения Ямала расположены на территориях проживания кочевых оленеводов, «Газпром» учитывает интересы тундровиков. Компания уделяет особое внимание организации и проведению мероприятий, способствующих социально-экономическому развитию региона, сохранению традиций и культуры коренных малочисленных народов Севера.Для этого «Газпром» определил стоянки оленеводческих отрядов и пути миграции оленей, а также построил специальные переходы для оленей, чтобы они могли проходить через коммуникации.

Компания также реализует программу по увеличению популяции промысловой северной рыбы.

«Ни одна другая страна в мире не создавала ничего подобного в Арктике. Этот проект не имеет прецедентов в истории мировой газовой отрасли. Создав новый центр добычи газа за Полярным кругом, Россия доказала свое лидерство в Арктике », — сказал Алексей Миллер.

Репортажи и фото

События

Все новости

ПАО «НОВАТЭК» Бизнес: Проект Ямал СПГ

Ямал СПГ, 2019 Ямал СПГ, 2018 Ямал СПГ, 2017 Ямал СПГ, 2016 Ямал СПГ, 2015 Ямал СПГ, 2014 Ямал СПГ, 2013

ЯМАЛ СПГ — комплексный проект по добыче, сжижению и реализации природного газа

Ключевые преимущества проекта
  • Большая береговая база условных запасов с высокой концентрацией запасов
  • Хорошо известная геология и проверенные технологии разработки
  • Очень низкие затраты на F&D и подъемные работы
  • Высокий КПД процесса сжижения газа за счет отрицательных температур
  • Доступ к европейским и азиатским рынкам
  • Государственная поддержка, включая налоговые льготы
Инфраструктура проекта

Планом разработки месторождения предусмотрено бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках.Природный газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международные рынки в виде сжиженного природного газа, или СПГ, что требует строительства завода по сжижению газа, состоящего из четырех (4) технологических линий. Три (3) заводские линии уже работают. Инфраструктура судоходства включает причал с двумя причалами для отгрузки танкеров в порту Сабетта, оборудованный ледозащитными барьерами. СПГ-танкеры ледового класса специальной конструкции Arc-7 используются для транспортировки СПГ на международные рынки.

Реализация проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Добыча на первой технологической линии началась 5 декабря 2017 года. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ объемом 170 тысяч кубометров 8 декабря 2017 года. «Ямал СПГ» начал отгрузку со второй технологической линии СПГ в августе 2018 года. «Ямал СПГ» начал производство третьей технологической линии СПГ ноябрь 2018.

На этом основной этап строительства завершен.

Подробнее

Ямал СПГ Пресс-релизы
Более

Ямал СПГ: гигантский газовый проект в Арктической Сибири

11 декабря 2018 года Ямал СПГ, огромный комплекс по сжижению природного газа, вышел на полную мощность на год раньше запланированного срока — 16.5 миллионов тонн в год. Однако этот грандиозный проект был реализован в пустынном регионе в 600 км к северу от Полярного круга, и в этот проект поначалу мало кто верил. В этом проекте приняли участие более 150 экспертов Anotech Energy (дочерняя компания группы ALTEN). , что выходит далеко за рамки сценариев «крайних производителей».

Газовый проект, занимающий 5% мирового рынка

В 2013 году на крайнем севере Сибири Россия готовилась к началу строительства одного из крупнейших и самых сложных в мире заводов по производству сжиженного природного газа.

На полуострове Ямал, в 600 км к северу от Полярного круга, в Западной Сибири, Южный Тамбей замерзает от 7 до 9 месяцев в году, два месяца в году темно, температура может опускаться до -50 ° C. Но газовое месторождение , открытое в 1974 году, обладает огромными запасами газа (оцениваются в 907 миллиардов кубометров, или 485 миллионов баррелей нефти).

Цель проекта: построить завод по сжижению газа производительностью 16,5 млн тонн в год с 2019 года.
Эта продукция будет составлять более 5% мирового рынка .
Оператором проекта (с инвестициями $ 27 млрд) является Ямал СПГ , акционерами которого являются Новатэк , второй по величине производитель газа в России (50,1%), Всего (20%), CNPC (20%). %) и Фонд Шелкового пути (9,9%).

Достижение этого проекта имеет первостепенное значение на мировом энергетическом рынке. В отличие от трубопроводов, которые проходят через несколько стран, на поставку сжиженного природного газа танкерами для перевозки СПГ (судами СПГ) не влияют геополитические факторы.

Танкер-газовоз Christophe de Margerie (имя бывшего генерального директора Total) доставил первый груз в Европу в 2017 году

Но для того, чтобы сделать эту морскую транспортировку возможной, природный газ должен быть охлажден после экстракции с помощью холодильного цикла (сжатие, конденсация, расширение, испарение), который переводит его в жидкое состояние при -160 ° C. Это известно как сжиженный природный газ (СПГ), объем которого значительно снижен. В этом вся суть завода по сжижению природного газа.

Ямал СПГ, крупнейшее в мире модульное строительство

На момент начала строительства объектов в 2011 году на площадке не было ни наземных, ни морских подъездных дорог.Район расположен в глухой зоне, вдали от какой-либо инфраструктуры. Кроме того, доступ к морю возможен только в ограниченное время, когда Обь свободна ото льда, то есть четыре месяца в году, с середины июня до середины октября.

Поэтому инженеры спроектировали модульную установку, состоящую из 3-х линий сжижения. Завод состоит из более чем 150 модулей и способен производить 5,5 млн тонн сжиженного природного газа в год. Каждый модуль собирается на верфях в Азии и готов к сборке и подключению на месте.

Завод СПГ также имеет четыре резервуара для хранения 160 000 м³ и морской экспортный терминал СПГ. Вот анимационное 3D-видео, в котором представлен этот необычный проект:

Также потребовалось строительство аэропорта и морского порта для перевозки 150 000 пассажиров (20 000 человек одновременно работали на площадке), 150 модулей весом от 200 до 8 000 тонн каждый и более 5 миллионов метрических тонн сыпучих материалов (источник: Total ).

Кроме того, строительство ведется на более чем 8000 сваях различного диаметра и глубины из-за вечной мерзлоты (мерзлого грунта на глубине, которая оттаивает на поверхности только в летние месяцы).

Anotech Energy: более 150 экспертов мобилизованы в 4-х уголках мира

Обладая признанным опытом в транснациональных энергетических проектах, Anotech Energy (дочерняя компания группы ALTEN) получила несколько обязанностей в этом мегапроекте Ямал СПГ:

  • ИНЖИНИРИНГ, ПОСТАВКА И СТРОИТЕЛЬСТВО (EPC) : Более 30 инженеров были задействованы в двух инженерных центрах (Париж и Шанхай) , например, чтобы определить вращающиеся турбины (компрессоры, насосы и т. Д.)), изучить процессы, спроектировать систему HVAC (отопление, вентиляция и кондиционирование) и квалифицировать оборудование и трубопроводы. Специалисты Anotech Energy также посетили площадку Сабетта (Арктическая Сибирь) для проведения этапа ввода в эксплуатацию (ввода в эксплуатацию) установок.
  • НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗАВЕРШЕНИЕМ МОДУЛЕЙ: В качестве оператора фиксированной цены Anotech Energy направила команду инженеров очень высокого уровня (корабельные архитекторы, инженеры, специализирующиеся на подъеме тяжелых грузов и т. Д.) Для наблюдения за транспортировкой модулей с десяти верфей в Азия на сайт Сабетта.

Модули имеют массу от 200 до 8000 тонн

Координируется московским офисом Anotech Energy. Для выполнения этой миссии была создана поистине глобальная сеть:

  • Китай, Индонезия и Филиппины: инспекция судоверфи и надзор за разгрузочными операциями
  • Франция (Париж): валидация механических конструкций для морской перевозки модулей
  • Бельгия (Зебрюгге): подготовка операций по разгрузке / погрузке в промежуточном хранилище
  • Сабетта (Россия): валидация десантных операций (балластные цистерны, конструкции, процедуры, снятие изъятий / морские ловушки и т. Д.)

Команда из 12 специалистов была создана специально для того, чтобы иметь возможность путешествовать в любую точку мира и обеспечивать круглосуточную поддержку различных операций по всему миру. Наши инженеры, наиболее опытные из которых имеют от 25 до 35 лет опыта работы в этом секторе, смогли предоставить очень высокий уровень технических знаний для поддержки поставщиков в их деятельности, например:

  • Конструктивный расчет (военно-морское дело)
  • Проектирование и расчет подъемников, строп, экранов
  • Инструкции по высадке / погрузке

Различные решения по оптимизации, предоставленные Anotech Energy, сократили общий транспортный бюджет более чем на 10%.

Модуль может достигать размеров 90 x 40 x 20 метров

Следующий шаг: проект Artic LNG 2

Artic LNG 2 (иллюстрация Новатэк)

После успеха этого проекта Anotech Energy также готова начать деятельность по новому гигантскому проекту Новатэка, Artic LNG 2 .

Расположенный на полуострове Гыдан в северной части Сибири, Arctic LNG 2 имеет производственную мощность 19,8 миллиона тонн в год, или 535 000 баррелей нефтяного эквивалента в день.Для этого в Обской губе будет установлено не менее трех морских гравитационных платформ , на которых будут размещены три технологические линии сжижения, производительностью 6,6 млн т / год каждая.

Выбор данной промышленной схемы дает несколько преимуществ:

  • Завод СПГ может быть произведен в мини-серии
  • Чтобы избежать необходимости строительства фундамента на перекрытии вечной мерзлоты
  • Для использования корпуса гравитационной платформы из предварительно напряженного бетона в качестве резервуара для хранения
  • Каждая линия сжижения может работать независимо

Посмотрите на новый огромный российский газовый завод на арктическом побережье

В то время как большая часть мира с нарастающей тревогой наблюдает за быстро тающей Арктикой и полностью возлагает вину на ископаемое топливо, Россия и ее партнеры во Франции и Китае видят рублевые знаки.Фактически, миллиарды из них будут сделаны на продаже арктического ископаемого топлива остальному миру.

Горение газа на буровой на полуострове Ямал. Во время бурения здесь и в других странах мира избыточный газ, который не может быть доставлен на рынок, обычно сжигается в факелах — обычно в менее пустых местах из высокой трубы.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В конце прошлого года российский энергетический гигант Новатэк завершил строительство самого северного промышленного объекта в мире: завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» стоимостью 27 миллиардов долларов.2 градуса северной широты в Сабетте, на берегу реки Обь. Объект и его новый порт примыкают к восточному берегу богатого газом полуострова Ямал, который, как обмороженный палец, торчит в Карское море — то есть посреди мерзлого нигде.

Завод был построен на год раньше графика, в немалой степени потому, что российское правительство помогло построить огромный порт для танкеров СПГ, аэропорт и электростанцию, не говоря уже об использовании своего флота атомных ледоколов для сохранения канал свободен для судов, прибывающих со строительными материалами.

Нурлан — один из многих рабочих завода «Ямал СПГ», выходцев из Казахстана, который также является крупным производителем нефти и газа.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

И это только начало. Под заказ 15 ледокольных танкеров-газовозов, а также новая железнодорожная ветка и еще два завода по производству СПГ через устье Оби. Россияне ожидают, что к 2030 году все заводы будут производить в общей сложности 60 миллионов тонн СПГ в год.

Арктический поворот

Сабетта, поселок, который всего пять лет назад был крошечным даже по мерзлым тундровым меркам, теперь является основным строительным блоком на большом повороте президента России Владимира Путина на север. «Это очень удобное место с действительно хорошей логистикой», — сказал Путин в 2015 году. Он считает Сабетту «универсальным портом для всех видов товаров».

Перспектива относительно дешевого газа по короткому пути между Азией и Европой привлекла нескольких инвесторов, озабоченных тем, чтобы опереться на Арктику, а США.По оценкам геологической службы, может быть до одной пятой оставшихся запасов нефти и газа на Земле. Французской нефтяной компании Total принадлежит 20 процентов акций завода «Ямал СПГ», как и CNPC, национальной газовой компании Китая. Фонд Шелкового пути правительства Китая владеет десятью процентами.

Завод только начинает работать на полную мощность, но в прошлом году он отгрузил 7,5 млн тонн СПГ на пять континентов, по данным Новатэка. Это также привлекло внимание французского фотографа Шарля Кселота, бывшего инженера-эколога, который был очарован масштабным проектом.

«Это очень важный проект для них», — говорит Кселот. Первоначально нанятый «Новатэком», ему предоставили свободный простор для фотографирования завода, на котором во время строительства было около 30 000 рабочих. «В России очень мало крупных промышленных проектов. Это единственное, о чем российское телевидение говорит, говоря, что это будущее». Сейчас Сабетта — небольшой город с ресторанами и спортивными залами и даже небольшой русской православной церковью, освященной Патриархом Московским и всея Руси в 2016 году.

С тех пор Кселот несколько раз возвращался сюда, чтобы сфотографировать новую рабочую деревню, а также традиционные деревни близлежащих ненецких оленеводов, которые поколениями жили на Ямале. Он был единственным жителем Запада, который путешествовал на борту Christophe de Margerie — первого ледокольного танкера СПГ Совкомфлота, названного в честь покойного генерального директора Total — в его первое плавание с Ямала во Францию. По пути он пробил лед толщиной в пять футов.

«Это было похоже на поездку», — говорит Кселот.«Никакого качения, просто плоское. Снаружи можно было слышать плеск льда по бокам».

Свет ледокола пробивает метель на Карском море, недалеко от полуострова Ямал. Поверхность моря большую часть года замерзает.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Гигантское судно, как и многие другие, которые Россия планирует использовать на Северном морском пути, работает на СПГ, и это хорошо, — говорит Фредерик Хауге, основатель норвежской экологической группы Bellona , , работавший в России. Арктика на десятилетия.

«Работа корабля на СПГ не очень помогает климату, — говорит Хауге, — но с точки зрения случайного выброса существует большая разница между газом и мазутом».

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Слева : Капитан Christophe de Margerie, первого из 15 танкеров-ледоколов, заказанных для перевозки СПГ с Ямальского завода, следит за движением корабля во льдах.

Справа : Экипаж корабля проводит пожарную тренировку.

Фотография Шарля Кселота

Ночью в Карском море мощные прожекторы освещают лед впереди для офицеров на мостике Christophe de Margerie. Построенный компанией Daewoo в Южной Корее корабль имеет длину почти тысячу футов, может перевозить 172 000 кубометров СПГ — около 85 000 тонн — и может развивать скорость в пять узлов по льду толщиной в пять футов.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.Несанкционированное использование запрещено.

Россия в течение последних нескольких лет перевозила нефть танкерами ледового класса с нескольких небольших месторождений и морских платформ в Арктике до нетронутого норвежского фьорда возле Хоннингсвага. Там груз переваливается на более крупные танкеры не ледового класса для отправки дальше на юг. В ноябре прошлого года компания начала делать то же самое с СПГ.

Больше трафика в Арктике?

Производство на новом заводе на Ямале помогло увеличить грузооборот на российском Северном морском пути, протянувшемся на 2800 миль от востока Карского моря до Берингова пролива, на 25 процентов в прошлом году до 18 миллионов тонн грузов.Путин приказал увеличить тоннаж в четыре раза до 80 миллионов тонн всего за пять лет. Это все равно будет примерно десятая часть от количества, отправляемого через Суэцкий канал, но огромно для Арктики.

Даже Минприроды России задохнулся от этой цели. Для его решения, как сообщается, потребуются дополнительные инвестиции в размере 163 млрд долларов в арктические ресурсы, включая разработку угольных месторождений на Таймыре к востоку от Ямала, нефтяного месторождения Паяха в дельте реки Енисей и нефтепровода на север от берега реки Енисей. Ванкорское нефтяное месторождение.

«Для Путина это больше тщеславие, чем реальность», — говорит Наташа Уденсива, эксперт по энергетике и морскому транспорту, преподаватель Школы международных отношений и государственной политики Колумбийского университета. «Не так много судов используют его, и весь маршрут открыт только несколько месяцев в году. Но даже если это был открытый океан, и вы отправляете грузовые суда из Европы в Азию, там ничего нет. Нет клиентов. Вы не может делать несколько остановок Я не думаю, что это так жизнеспособно, как говорят русские.«

Завод в Сабетте в три часа ночи февральского утра. В феврале этого года он отгрузил свою десятимиллионную тонну СПГ.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

И еще один — большая проблема, которая может разрушить мечту Путина о промышленно развитой российской Арктике, — говорит Уденсива, — та же проблема, которую русские усугубляют, добывая здесь больше ископаемого топлива.

«Я не уверен, сколько времени продлится проект, потому что изменения климата », — говорит Уденсива.«Они построили завод СПГ на сваях из-за вечной мерзлоты, но все же в Арктике все тает. В частности, на газовых месторождениях есть некоторая опасность. Там уже много дыр в вечной мерзлоте, и вы не знаете, когда они откроются «.

Помимо самого изменения климата, попытки ограничить изменение климата также делают рискованными инвестиции в арктический газ. «Сразу возникает вопрос, нужен ли нам газ так долго?» По словам Уденсива, Европа ставит перед собой агрессивные цели по декарбонизации, Китай быстро переходит на электромобили, а мир наводнен дешевым газом.«Если бы вы были инвестором, вложили бы вы все эти деньги в ископаемое топливо?»

Кселота поразили более философские вопросы, когда он сфотографировал крошечных рабочих, сваривающих панели внутри гигантских резервуаров для хранения газа на Ямале, как если бы они были каменотесы, работающие над Нотр-Дамом. Столетия назад, по его словам, «мы вкладывали ту же энергию в строительство соборов. Теперь мы вкладываем всю свою энергию в эти здания, используя ископаемое топливо. Даже устья скважин выглядят как православный крест».

Получат ли будущие россияне выгоду от нынешней арктической авантюры — или сочтут это безумием Путина — еще предстоит увидеть.Между тем, температура в Арктике продолжает нагреваться вдвое быстрее, чем в остальном мире.

Зимним днем ​​в Сабетте над туманом видны только факельные трубы и дымовые шлейфы завода в Сабетте.

Фотография Чарльза Кселота

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Завод СПГ | Проекты | JGC HOLDINGS CORPORATION

Клиент ОАО «Ямал СПГ»
Расположение Ямало-Ненецкий автономный округ / Россия
Завершение Выполняется
Область применения EPSCC
Вместимость 5 500 000 т / год x 3

Проект «Ямал СПГ» в настоящее время разрабатывается в районе, сосредоточенном вокруг Сабетты в Ямало-Ненецком автономном округе Российской Федерации на полуострове Ямал за Полярным кругом, в регионе, который на местном языке называется «Отдаленная земля».Это второй проект СПГ (сжиженного природного газа) в стране и один из крупнейших запланированных.

На 71 градусе северной широты и при зимних температурах до минус 50 градусов по Цельсию, это место изначально было доступно только на вертолете, что делало его похожим на «не имеющий выхода к морю остров». Важным фактором, который сдвинул проект с чертежной доски на его практическую реализацию, стал непревзойденный совместный опыт и возможности участников совместного предприятия, JGC, Technip и Chiyoda Corporation, продемонстрированные ими в ходе реализации многочисленных проектов СПГ.

Для скорейшего строительства завода было максимально расширено использование модульных методов строительства. Несмотря на трудности, такие как проектирование завода для обеспечения стабильной работы в экстремально холодных условиях, управление заводскими площадками, на которых строятся модули общим весом 560 тысяч тонн, транспортировка по арктическому морскому пути с использованием ледоколов (некоторые модули уже доставлены по этому маршруту в летние месяцы), а также строительные работы в Сабетте на этой «удаленной земле», мы успешно завершили проект в 2018 году.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *