Завод спг сабетта: Attention Required! | Cloudflare

Содержание

«Ямал СПГ» в 2020 году превысил свою проектную мощность на 14%

2021-02-17T15:01:17+03:00

2021-02-17T15:01:17+03:00

2021-02-17T15:01:17+03:00

2021

https://1prime.ru/gas/20210217/833063875.html

«Ямал СПГ» в 2020 году превысил свою проектную мощность на 14%

Газ

Новости

ru-RU

https://1prime.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

«Ямал СПГ» в 2020 году произвел 18,8 миллиона тонн сжиженного природного газа, что выше его проектной мощности на 13,9%, сообщил «Новатэк». «Всего за текущий отчетный период было… ПРАЙМ, 17.02.2021

ямал спг, газ, новости, энергетика

https://1prime.ru/images/83279/73/832797352.jpg

1920

1440

true

https://1prime.ru/images/83279/73/832797352.jpg

https://1prime.ru/images/83279/73/832797351.jpg

1920

1080

true

https://1prime.ru/images/83279/73/832797351.jpg

https://1prime.ru/images/83279/73/832797339.jpg

1920

1920

true

https://1prime.ru/images/83279/73/832797339.jpg

https://1prime.ru/gas/20210216/833051335.html

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Агентство экономической информации ПРАЙМ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

МОСКВА, 17 фев — ПРАЙМ. «Ямал СПГ» в 2020 году произвел 18,8 миллиона тонн сжиженного природного газа, что выше его проектной мощности на 13,9%, сообщил «Новатэк».

«Новатэк» сообщил о скором запуске четвертой линии «Ямала СПГ»

«Всего за текущий отчетный период было произведено 18,8 миллиона тонн СПГ (отгружено из порта Сабетта 18,6 миллиона тонн), что превысило проектный уровень мощности первых трех очередей в совокупности на 2,3 миллиона тонн СПГ (или 13,9%). Объем производства и отгрузки стабильного газового конденсата составил 1 миллион тонн», — говорится в отчете компании.

«Ямал СПГ» — российский проект по сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения. Акционеры — «Новатэк» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). В рамках проекта запущены три технологические линии мощностью 5,5 миллиона тонн каждая (16,5 миллиона тонн в год), но фактическая мощность завода выше. В 2019 году проект произвел 18,4 миллиона тонн СПГ. При этом сейчас идет строительство четвертой линии по собственной технологии «Новатэка» еще почти на 1 миллион тонн.

Члены Совета Государственной Думы посетили завод «Ямал СПГ»

Напомним, проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского газового месторождения. Оператором проекта является ОАО «Ямал СПГ» – совместное предприятие ПАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна «Тоталь» (20%), Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%). 

Смотрите также

Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями. Пуск первой линии состоялся в декабре 2017 года, второй и третьей состоится в 2018 году и 2019 году соответственно. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на новые для российского газа рынки Европы и, преимущественно, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. 

8 декабря 2017 года состоялась отгрузка первого танкера с СПГ, в которой принял участие Президент России Владимир Путин. На данный момент отгружено более миллиона тонн СПГ с первой очереди завода. 

В рамках проекта «Ямал СПГ» построена необходимая транспортная и социальная инфраструктура, которая обеспечивает эффективную и безопасную работу проекта. Морской порт Сабетта построен в рамках государственно-частного партнерства. Доставка грузов в порт осуществляется круглогодично. В зимнее время используется ледокольная проводка. Морской порт Сабетта – одна из важнейших опорных точек Северного морского пути, кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. 

Рядом с поселком Сабетта построен международный аэропорт, способный принимать современные пассажирские и грузовые самолеты. С февраля 2015 года организовано стабильное воздушное сообщение и регулярные рейсы в Новый Уренгой, Салехард, Тюмень, Москву, Самару и Уфу. 

На сегодняшний день законтрактовано около 96% готовой продукции с будущего завода. СПГ поставляется на новые для российского газа рынки, там, где нет трубопроводных поставок.

Ямал СПГ отгрузил 30-й миллион тонн СПГ

Завод в настоящее время работает с превышением годовой проектной мощности 16,5 млн т.

Сабетта, 26 фев — ИА Neftegaz.RU.Ямал СПГ осуществил отгрузку 30го миллиона тонн сжиженного природного газа (СПГ). Юбилейная тонна была отгружена на газовоз ледового класса Arc7 «Николай Евгенов».     Об этом сообщил Ямал СПГ.

Юбилейной стала 411я партия с момента запуска 1й очереди СПГ-завода в декабре 2017 г.  

Завод в настоящее время работает с превышением годовой проектной мощности 16,5 млн т.
В 2019 г., который стал первым полным годом одновременной работы всех 3х очередей, Ямал СПГ произвел 18,4 млн т СПГ, превысив проектную мощность завода на 11% или на 1,9 млн т.   


Ямал СПГ — 2й СПГ-завод в России и 1й — НОВАТЭКа.
Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения. 
Акционеры — НОВАТЭК (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). 
В рамках проекта построены и запущены 3 технологические линии мощностью 5,5 млн т каждая. 
3я технологическая линия Ямал СПГ была запущена в декабре 2018 г., после чего проект вышел на проектную мощность — 16,5 млн т/год.
Однако, как в 2019 г. сообщил Л. Михельсон, фактическая мощность Ямал СПГ составляет 17,5 млн т/год. 
На данный момент ведется строительство 4й линии по собственной технологии НОВАТЭКа Арктический каскад мощностью 1 млн т/год.
Ранее НОВАТЭК планировал запустить 4ю линия Ямал СПГ до конца 2019 г., однако сроки были перенесены.
В январе 2020 г. Л. Михельсон сообщил, что НОВАТЭК планирует запуск 4й линии завода Ямал СПГ в 1м полугодии 2020 г. 

4я линия Ямал СПГ позволит НОВАТЭКу обкатать собственную технологию сжижения газа Арктический каскад, после чего она будет применена, уже на новом среднетоннажном заводе НОВАТЭКа — Обский СПГ.
Технология Арктический каскад показала свою эффективность в условиях Арктики.
Она подразумевает предварительное охлаждение природного газа с помощью окружающего воздуха или воды водного арктического бассейна или близкого к нему региона.

НОВАТЭК рассчитывает начать производство (СПГ на Обском СПГ уже в 4м квартале 2022 г. 
Проект предполагает строительство 3 технологических линий мощностью 1,6 млн т/год СПГ.
Таким образом, мощность СПГ-завода составит 4,8 млн т/год СПГ.

На Ямале открыта вторая линия завода по производству СПГ — Российская газета

Новая технологическая линия завода «Ямал СПГ» пущена значительно раньше срока. Танкер «Псков» с первой партией сжиженного природного газа 9 августа отправился из порта Сабетта на Карском море по Севморпути.

Сегодня это уже проторенная дорога для поставок СПГ. Всего с начала открытия завода в декабре 2017 года отгружено уже 47 танкерных партий общим объемом более 3,5 миллиона тонн.

Ямальский газ охотно покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Два танкера нынешней зимой ушли даже в США, когда там поднялись цены на газ. Специально под прием российского СПГ строятся терминалы в Китае и Сингапуре.

Торжественный старт второй технологической линии завода дали председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон и глава Ямала Дмитрий Артюхов. В следующем году на заводе будет пущена еще одна технологическая линия. В результате «Ямал СПГ» выйдет на полную проектную мощность и будет производить по 16,5 миллиона тонн продукции в год. Стратегическая цель — к 2030 году производить 55-60 миллионов тонн в год.

Сама суровая арктическая природа послужила мощным преимуществом для производства сжиженного природного газа в Арктике. С чувством юмора у менеджеров «Ямал СПГ» явно все в порядке, поэтому емкости для продукции они расписали под банки со сгущенкой и указали температуру «хранения»: минус 163 градуса.

Для того чтобы изготовить сжиженный газ, нужна именно такая температура. На Ямале зимой стоят морозы под минус 50, а то и все 60, и это обернулось большим «бонусом» для предприятия. Как рассказывают на заводе, если его мощности взять и перенести из ЯНАО в Катар с его плюс 50 градусами (сегодня это государство — крупнейший в мире поставщик сжиженного природного газа), то его производительность сразу упадет на 1,5 миллиона тонн в год. А это миллиарды долларов, которые Катар в прямом смысле выбрасывает в воздух.

— Строительство завода в Арктике, в условиях вечной мерзлоты, обошлось, конечно, дороже, чем Катару, — отмечает глава Ямала Дмитрий Артюхов, — общие капитальные вложения стран-акционеров составили 27 миллиардов долларов. Зато мы явно выигрываем «в долгую», себестоимость ямальского продукта значительно меньше.

Производство на заводе «Ямал-СПГ» автоматизировано. Все процессы контролируются в режиме реального времени. Фото: Пресс-служба губернатора ЯНАО

В производство вложились четыре крупные компании мира: две из Китая, одна из них представляет глобальный проект «Шелковый путь», концерн из Франции и российский «НОВАТЭК». Контрольный пакет, естественно, у нас. Как отмечают участники, в реализуемость проекта не верили до конца даже сами акционеры. Многие из экспертов перестали говорить о том, что проект утопичен, только с его пуском.

Инкат: Почти весь объем газа, планируемый к выпуску на заводе, законтрактован на 15 лет вперед

Массово СПГ с Ямала начали отправлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы в апреле 2018 года. Спрос на СПГ во всем мире сегодня огромный. Так, 97 процентов объема газа, планируемого к выпуску на предприятии, уже законтрактовано на 15 лет вперед. Как отмечают эксперты, спрос в ближайшие 20 лет вырастет еще, главным образом, благодаря бурно растущим рынкам в азиатском регионе. Кроме того, хорошие перспективы сулит то, что танкерный флот во всем мире сегодня массово переходит на СПГ.

По некоторым данным, потребности в СПГ в мире вырастут к 2040 году на 70 процентов. А это значит, наш арктический газ будет востребован еще долгие годы. Надо сказать, и запасы его по-прежнему велики. По данным правительства ЯНАО, залежи природного газа в округе сегодня составляют не менее 130 триллионов кубометров. Только разведанные запасы -34,1 триллиона кубов. То есть хватит на десятилетия вперед.

Прогнозируется, что с учетом ямальского СПГ к 2030 году всего в России будет производиться 80 миллионов тонн СПГ в год. Это позволит стране буквально наступать на пятки Катару, который к этому времени планирует увеличить производство своего СПГ до 100 миллионов тонн.

Особые конкурентные преимущества газовых производств на Ямале — в четкой логистической схеме. Международный порт Сабетта на Карском море — крупнейший в мире из числа тех, что существуют в арктических широтах. А СМП дает возможность поставлять СПГ хоть в Париж, хоть в Пекин, по «короткому плечу». Так, в июле танкер дошел до китайского Жудуна всего за 18,5 суток.

Россия утроит производство сжиженного природного газа к 2019 году

Роль газа в мировом энергобалансе в ближайшие годы будет расти. Причём, по оценкам экспертов, значительно увеличится потребление именно сжиженного природного газа (СПГ). Однако пока что в России всего два действующих завода про производству СПГ, хотя у нашей страны в этой сфере есть серьёзное конкурентное преимущество — дешёвая добыча. Так, на Ямале стоимость разработки месторождений — одна из самых низких в мире, поэтому запуск всех линий проекта «Ямал СПГ» может вывести Россию в число лидеров на этом рынке. Уверенность в этом высказал 23 апреля председатель Госдумы Вячеслав Володин во время выездного заседания Совета Госдумы.

Проект на 100 тысяч рабочих мест

На контрасте с Москвой, где весна потихоньку вступает в свои права, посёлок Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе встретил делегацию депутатов Госдумы под председательством спикера палаты Вячеслава Володина ветром и температурой минус 12 градусов по Цельсию. Суровые условия арктического климата — зима на полуострове Ямал длится обычно восемь месяцев, а среднемесячные температуры с ноября по апрель составляют минус 20-25 градусов — способствуют высокой эффективности сжижения природного газа. Именно поэтому в регионе реализуется проект «Ямал СПГ», который предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью около 17,4 миллиона тонн в год и морского порта Сабетта для погрузки продукции на танкеры.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Темой обсуждения выездного заседания Совета Государственной Думы стала реализации крупных инвестиционных проектов на примере «Ямал СПГ». Пример действительно яркий: если в 2006 году в посёлке Сабетта, согласно переписи, проживало 19 человек, то с 2011 года, когда началось строительство инфраструктуры для проекта, здесь работает более 20 тысяч человек. Причём в пиковый период — в августе — свыше 30 тысяч специалистов. «В целом благодаря проекту было создано 100 тысяч рабочих мест, — рассказал Вячеслав Володин. — И все они высокотехнологичные».

Для удобства вахтовиков, которые трудятся в посёлке месяц через месяц, построено всё необходимое — первым объектом, с которым ознакомилась думская делегация, стал международный аэропорт федерального значения Сабетта. Воздушная гавань была специально построена для обеспечения вахтовых перевозок специалистов, занятых на производстве сжиженного природного газа на заводе «Ямал СПГ» и других инфраструктурных объектах посёлка. Аэропорт способен принимать современные пассажирские и грузовые самолёты — вот уже три года как между Сабеттой и крупными городами страны: Москва, Самара, Салехард, Новый Уренгой, Уфа — организовано стабильное воздушное сообщение. В 2016 году аэропорт Сабетта стал победителем в номинации «Лучший аэропорт» в категории «Аэропорт регионального значения». Его пассажиропоток растёт из года в год: если в 2015 году этот показатель составлял 127 тысяч человек, то в 2017-м — почти 370 тысяч человек.

Для рабочих построены яркие здания общежитий — красно-голубые малоэтажки особенно контрастируют с белым снегом. Здесь есть столовые, медпункт, баня, спорткомплекс, канализационные и водоочистные сооружения. В скором времени в Сабетте также появятся прачечная и пожарное депо.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

«С проектом «Ямал СПГ» можно развивать новую архитектуру торговых отношений на рынке СПГ, где сейчас мы представлены не очень эффективно. С вводом проекта у нас есть возможность быть среди лидеров по поставкам СПГ», — сказал Вячеслав Володин. Он напомнил, что проект реализуется на принципе государственно-частного партнёрства и такая форма себя оправдывает. «Президент

Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил стратегические задачи, решить которые можно только в том случае, если экономика будет прирастать, будет более эффективной. Напомню, что «Ямал СПГ» даёт 0,12 процента роста всему ВВП страны, то есть десять таких проектов и рост ВВП страны будет удвоен», — отметил спикер.

В Думе появится рабочая группа по проектам ГЧП

Сам завод по производству СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении, на берегу Обской губы. Арктический климат обеспечивает высокую эффективность предприятия: дело в том, что в холодные месяцы эксплутационные затраты снижаются и завод может работать с большей производительностью. Производственный комплекс будет включать четыре технологические линии сжижения газа. Первая была запущена в декабре 2017 года во время визита в посёлок Сабетта президента страны Владимира Путина. Три другие будут запущены в 2018, 2019 и 2020 году, соответственно, рассказал глава «НОВАТЭКа»

Леонид Михельсон.

Он отметил, что почти весь запланированный объём производства СПГ — 96 процентов — уже законтрактован, голубое топливо пойдёт на европейский и — большой частью — азиатские рынки. Причём производимые в Сабетте газ и газовый конденсат будут поставляться на новые для отечественного голубого топлива рынки — туда, где нет трубопроводных поставок. «Главная задача — доставить СПГ в Японию, Южную Корею и Китай», — отметил Володин.

Логистика уже продумана: депутаты смогли лично убедиться в этом, осмотрев морской порт Сабетта. Кстати, специально для «Ямал СПГ» сейчас строятся танкеры ледового класса ARC7, которые осуществляют круглогодичную навигацию без ледокольной проводки в западном направлении и в течение летней навигации — в восточном направлении по Северному морскому пути. И это не все инновационные разработки проекта: для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала специалисты изготовили уникальные буровые установки «Арктика», которые полностью защищены от ветра, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения независимо от погодных условий.

По оценкам экспертов, к 2030 году потребление СПГ в мире возрастёт примерно вдвое и 60 процентов придётся на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. У российского СПГ есть преимущество — дешёвая добыча. Так, на Ямале её стоимость сопоставима со стоимостью добычи в Катаре. «Однако пока мы проигрываем в стоимости транспортировки газа», — отметил Михельсон.

С проектом «Ямал СПГ» можно развивать новую архитектуру торговых отношений на рынке СПГ, где сейчас мы представлены не очень эффективно. С вводом проекта у нас есть возможность быть среди лидеров по поставкам СПГ.

Помочь исправить эту и другие проблемы проектов государственного-частного партнёрства по приоритетным направлениям поможет думская рабочая группа, решение о создании которой принято по итогам заседания Совета. «Возглавят рабочую группу зампред Госдумы Ольга Епифанова («Справедливая Россия») и вице-спикер палаты Сергей Неверов («Единая Россия»)», — сообщил Вячеслав Володин. В рабочую группу также войдут председатели профильных думских комитетов. 

Комментируя итоги выездного заседания Совета Госдумы, вице-спикер палаты Иван Мельников (КПРФ) обращает внимание на уникальность проекта «Ямал СПГ». «Он помогает решить важнейшую для нашей страны задачу освоения Арктики, к тому же он активизирует Северный морской путь», — сказал он. По его словам, после соединения Сабетты железнодорожным сообщением с сибирскими регионами Северный морской путь станет важнейшим логистическим пунктом страны.

С появлением железной дороги север Ямала получит хорошую транспортную доступность: в Сабетте работает международный аэропорт, сюда приходят корабли, а вскоре начнут ходить и поезда, уверен лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Тогда будут удовлетворены все потребности вахтового посёлка», — подчеркнул он.

Фото: Пресс-служба Государственной Думы

Использование новейших технологий в трудных климатических условиях открывает прекрасные логистические и инфраструктурные возможности для нашей страны, обратил внимание руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов. «Реализация проекта «Ямал СПГ» говорит о том, что Россия применяет инновационные технологии и смотрит только вперёд, потому что будущее нашей страны — это Арктика», — констатировал депутат. 

Рабочая группа, которая будет создана в Госдуме, устранит законодательные пробелы, мешающие в полной мере реализовать приоритетные проекты в сфере государственно-частного партнёрства, заключил зампред Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.

Ямал СПГ — Гипростроймост

Описание объекта:

ЯМАЛ СПГ – интегрированный проект по добыче, сжижению и поставкам природного газа, реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Строительство завода по сжижению природного газа осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах соответственно Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1,2 млн тонн газового конденсата с поставкой на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. В рамках реализации Проекта создается транспортная инфраструктура, включающая морской порт и аэропорт Сабетта

Основные особенности объекта:

При проектировании железобетонных конструкций учитывалось, что конструкция будет сооружаться и эксплуатироваться в условиях пониженных температур с искусственным климатом. Применено уникальное решение для увеличения изгибной длины свай в мерзлых грунтах. При расчётах на особые нагрузки принималось во внимание изменение свойств материалов, как при высоких, так и при низких температурах. Фундаменты запроектированы для условий развития многолетних мерзлых пород (вечномерзлые грунты). Фундамент выполнен в виде свайного поля с высоким плитным ростверком толщиной 1 м (948 свай —  буроопускные металлические трубы 530/20). Применена система термостабилизации грунтов.

Сооружение рассчитано на воздействие следующих особых нагрузок:

  • взрыв на соседнем резервуаре
  • утечка продукта из внутреннего резервуара с последующим криогенным воздействием на железобетонную оболочку.
  • пожар на соседнем резервуаре

Проектирование фундаментов велось при научном сопровождении ведущего НИИ в данной области НИИ ОСП им. Герсеванова.

Генеральные размеры сооружения:
  • Рабочий объем – 160 000 м³ СПГ
  • Рабочая температура – минус 163°С
  • Диаметр – 82м

 

Заказчик:

VINCI CONSTRUCTION GRANDS PROJETS

Работа над объектом:

  • технический консалтинг
  • подготовка проектной документации с полным комплектом расчётов для стадий строительства, нормальной эксплуатации, а также аварийных сценариев;
  • разработка и адаптация рабочей документации на базе технических VCGP;
  • разработка специализированной программы испытания свай и последующая научная обработка их результатов
  • оптимизация и обоснование проектных решений в части оснований и фундаментов.

Сроки проектирования:

2013 – по настоящее время

Cтроительство завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ»

  • Проект реализуется ОАО «НОВАТЭК»
  • Реализуется на базе Южно-Тамбейского месторождения
  • Общая мощность — около 16,5 млн тонн в год
  • Оператором Проекта является ОАО «Ямал СПГ» — совместное предприятие ОАО «НОВАТЭК» (50,1%), концерна TOTAL (20%) и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации (20%) и Фонда Шелкового пути (9,9%)

Проект «Ямал СПГ» реализуется на полуострове Ямал за Полярным кругом на базе Южно-Тамбейского месторождения. Проект предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 16,5 млн тонн в год и до 1,2 млн тонн газового конденсата.

Общие капитальные вложения в Проект оценивались в 26,9 млрд долларов. Производственный комплекс Проекта состоит из трех технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая.

Конкурентные преимущества проекта: 

Значительная ресурсная база

  1. традиционные запасы высокой концентрации; 
  2. отработанные традиционные технологии разработки; 
  3. низкий уровень затрат на разработку и добычу. 

Выгодное расположение

  1. месторождение расположено вблизи береговой линии; 
  2. завод СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении; 
  3. высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре; 
  4. доступ к рынкам стран АТР и Европы.

Одним из поставщиков ключевого оборудования для сжижения газа стала китайская Offshore Oil Engineering Co. (COOEC). В июле 2014 года с ней был заключен контракт стоимостью 1,623 млрд долларов на изготовление 36 конденсационных модулей.

Производство СПГ на первой технологической линии начато 5 декабря 2017 года. Загрузка первого танкера состоялась 8 декабря 2017 года. Вторая технологическая линия запущена в начале августа 2018 года.

В ходе реализации Проекта создана транспортная инфраструктура, включающая морской порт и международный аэропорт Сабетта.

Поставка СПГ на рынки стран Азии в летний период времени осуществляется по Северному морскому пути, а в зимний — по западному маршруту с перевалкой СПГ на одном из европейских регазификационных терминалов.

Для проекта «Ямал СПГ» спроектированы и построены специальные танкеры-газовозы ледового класса Arc7. Грузовместимость каждого танкера – около 170 тыс. кубометров СПГ.

Проектный уровень добычи составляет около 27 млрд куб. м газа в год на протяжении как минимум 20 лет. Проект разработки Южно-Тамбейского месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с 19 кустовых площадок.

Порт Сабетта, полуостров Ямал

Порт Сабетта строится на западном берегу Обской губы на полуострове Ямал в России. Изображение предоставлено Росморпортом. Порт является ключевым объектом проекта «Ямал СПГ». Изображение предоставлено Газпромом.Новатэк подписал с Росатомом договор ледокольной проводки судов на Северном морском пути сроком на 15 лет.

Порт Сабетта — новый морской порт, строящийся на западном берегу Обской губы на полуострове Ямал в России. Новый порт разрабатывает российская газовая компания «Новатэк» в партнерстве с Правительством России.

Порт Сабетта является ключевой частью текущего проекта «Ямал СПГ», который включает проектирование и строительство интегрированного берегового завода по производству СПГ, который перерабатывает сырье с Южно-Тамбейского месторождения.

Строительство порта началось в июле 2012 года и планируется завершить в 2016 году. Новый порт будет способствовать отгрузке СПГ с Ямальского завода в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также Азиатско-Тихоокеанского региона.

Порт Сабетта также заложит основу для дальнейшей разработки месторождений углеводородов, расположенных на полуострове Ямал и в Обской губе, обеспечивая критически важную морскую инфраструктуру в ледяных водах Обской губы и Северного морского пути.

Порт также может использоваться для отгрузки товаров, кроме углеводородов.

Ожидается, что в 2018 году порт экспортирует 15 миллионов тонн грузов. Ожидается, что годовые отгрузки грузов в Сабетте достигнут 30,7 миллиона тонн и 50 миллионов тонн соответственно в 2020 и 2030 годах.

Детали проекта российского порта

«Новый порт облегчит отгрузку СПГ с Ямальского завода в страны Западной Европы».

Сабетта, один из крупнейших портов России в Арктике, развивается в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Проект порта был определен Правительством России как проект, имеющий стратегическое значение для освоения богатого газом полуострова Ямал.

Ключевыми заинтересованными сторонами в развитии порта являются Новатэк, Федеральное агентство морского и речного транспорта и государственное предприятие «Росморпорт».

Площадь порта составит 59 га. Проект предусматривает строительство 50-километрового морского канала, подходного канала длиной 6 км и шириной 420 м, причалов для грузов строительных материалов, а также танкеров-газовозов.В порту также будет четырехкилометровый канал для хранения судов и пункт управления.

Проектирование порта было завершено в марте 2013 года, но государственные чиновники еще не рассмотрели его для получения экологических разрешений.

Федеральное правительство выделит средства на дноуглубительные работы, строительство навигационного канала, а также на управление движением судов и информационные системы.

Финансирование проекта порта Сабетта

Стоимость проекта порта оценивается примерно в 75 млрд руб.3 млрд). Правительство России предоставит 49 млрд рублей (1,5 млрд долларов), остальная часть будет профинансирована «Ямал СПГ».

Строительство порта в Обской губе

Церемония закладки фундамента порта состоялась в июле 2012 года. Подготовительные работы к строительству были начаты в апреле 2012 года и завершены в октябре 2012 года.

«Сабетта, один из крупнейших портов России в Арктике, развивается в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП)».

Строительство порта ведется в два этапа.Причалы для погрузки модулей завода СПГ и строительных материалов строятся на первом этапе, который, как ожидается, будет завершен к июлю 2014 года.

Второй этап будет включать строительство причалов для перевалки СПГ и газового конденсата. Его планируется запустить в 2013 году.

Дноуглубительные работы, выполненные в порту в 2012 году, составили 1,5 млн м³ земляных работ. Всего планируется вынуть 25 миллионов кубических метров грунта в результате дноуглубительных работ на морской акватории и подходном канале.Дноуглубительные работы были приостановлены на некоторое время в первой половине 2013 года из-за гололеда.

Сухогруз «Юрий Аршеневский» доставил в порт строительные грузы с помощью атомного ледокола «Таймыр» в марте 2013 года. Грузовое судно изготовлено на Мурманской морской компании.

Другие объекты в порту Сабетта

Порт будет иметь систему управления объектами (FMS), службу движения судов (VTS) и спеченные радиостанции для судов. Услуги связи и безопасности будут предоставляться с помощью гидрографических и гидросистем, автоматизированной информационной системы инструментов (AIS) и глобальных морских систем связи для бедствия и безопасности (GMDSS).

Подрядчики, участвующие в развитии порта в России

Росморпорт выступает в качестве представителя Правительства России по проекту порта. УСК МОСТ выполняло дноуглубительные работы в порту в 2012 году. ЛенморНИИпроект является инженером-проектировщиком проекта.

Проект Ямал СПГ

Проект

«Ямал СПГ» предполагает освоение Южно-Тамбейского месторождения на полуострове Ямал, запасы газа которого оцениваются в 1,3 трлн м³, а также строительство завода по сжижению газа мощностью от 15 до 1 млн тонн в год. конденсата.

Ввод в эксплуатацию завода по производству СПГ ожидается в 2016 году. Проект «Ямал СПГ» принадлежит совместному предприятию, в которое входят «Новатэк» (80%) и Total (20%).

ПАО «НОВАТЭК» Бизнес: Проект «Ямал СПГ» | Инфраструктура Ямал СПГ | Ямал

Ресурсная база

Проект «Ямал СПГ» основан на сырьевых ресурсах Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на северо-востоке полуострова Ямал на побережье Обской губы.Производственный потенциал месторождения составляет около 27 млрд куб. М природного газа в год при продолжительности плато не менее 20 лет.

Планом разработки месторождения предусмотрено бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным заканчиванием и длиной горизонтальных участков более 500 метров с 19 кустовых площадок.

Для проекта построены специальные буровые установки «АРКТИКА». Они были спроектированы для работы в экстремальных климатических условиях полуострова Ямал, что обеспечивает высокую производительность бурения независимо от сезона и погодных условий.

Для повышения эффективности разработки месторождений используется инновационное и экологически чистое оборудование и материалы. Например, бурение ведется с использованием буровых растворов на углеводородной основе, что позволяет качественно заканчивать скважину.

Завод СПГ

Завод мощностью 17,4 млн т СПГ в год строится прямо на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы. Чтобы как оптимизировать затраты на строительство, так и упростить график проекта, используется модульный подход.Завод СПГ будет состоять из четырех технологических линий. Первая линия запущена в декабре 2017 года.

Углеводородная смесь из добывающих скважин поступает по газосборной сети на комплекс комплексной подготовки и сжижения.

Первичная сепарация, включающая удаление механических примесей, воды, метанола и конденсата, проводится на входных сооружениях, которые также включают установки регенерации метанола и стабилизации конденсата. Отделенный газ подается в технологические линии сжижения, где он проходит несколько технологических стадий: удаление кислого газа и метанола, дегидратация и удаление ртути, а также экстракция сжиженного нефтяного газа.Предварительное охлаждение происходит в контуре охлаждения пропана, а сжижение — в контуре смешанного хладагента. По окончании процесса сжиженный природный газ хранится в криогенных резервуарах.

Наряду с линиями СПГ, интегрированный комплекс СПГ также включает установку фракционирования сжиженного нефтяного газа, хранилища стабильного газового конденсата и хладагента, электростанцию ​​мощностью 376 МВт, инженерные сети и факельные системы.

СПГ
Транспортировка

СПГ-танкеры специального ледового класса ARC7 (российские стандарты арктической классификации) были спроектированы и построены по индивидуальному заказу для проекта «Ямал СПГ».Перевозчики обеспечивают круглогодичную навигацию без ледокольной проводки по маршрутам плавания в западном направлении, а в арктическое лето — по Северному морскому пути.

Конструкция авианосцев — результат совместной работы российских и международных классификационных обществ, ведущих научно-исследовательских и проектных институтов, верфей и судовладельцев. Конструкция судна основана на концепции двойного действия: носовая часть приспособлена для плавания в открытой воде и тонком льду, а корма оптимизирована для плавания в суровых ледовых условиях.

Основные технические характеристики танкера ARC7:

  • Грузоподъемность — около 170 000 кубометров СПГ
  • Мощность силовой установки — 45 МВт
  • Скорость на открытой воде — 19,5 узлов
  • Скорость во льдах толщиной 1,5 м — 5,5 узлов
  • Основное топливо — СПГ, с двухтопливной дизель-электрической силовой установкой с тремя установками «Азипод».
Морской порт

В состав федеральной собственности входят ледозащитные барьеры, портовая гавань и подходные каналы, система управления движением судов, средства навигационного обеспечения. и здания морской службы.Объекты «Ямал СПГ» включают в себя причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата, причалы для накатных грузов, сооружения для выгрузки материалов, причальные сооружения портового флота, складские помещения, административную и вспомогательную зону, а также инженерные сети.

Строительство завершается в два этапа — подготовительный этап и основной этап. Подготовительный этап включает строительство сооружений для разгрузки технологических модулей и генеральных грузов. Основной этап включает строительство причалов для СПГ и газового конденсата.Порт полностью готов к эксплуатации.

Международный аэропорт

Международный аэропорт является неотъемлемой частью проекта «Ямал СПГ». Инфраструктура аэропорта включает аэродром I категории ИКАО с взлетно-посадочной полосой 2704 м х 46 м, ангары для авиационной техники и пассажирский терминал, включая зону международных полетов. Управляет аэропортом Международный аэропорт Сабетта, который является 100% дочерней компанией «Ямал СПГ». Первый технический полет с посадкой самолета состоялся 4 декабря 2014 года.В настоящее время выполняются регулярные рейсы в Сабетту из Нового Уренгоя, Москвы и Самары.

Деревня Сабетта

Деревня Сабетта, расположенная на восточном побережье полуострова Ямал, является базой для проекта «Ямал СПГ». На Сабетте построена вся необходимая инфраструктура для комфортного проживания строителей. Строятся вспомогательные объекты жилого комплекса: склад ГСМ, котельная, комплекс электроснабжения, столовые, медицинские центры, прачечные, сауны, спортзал, административные здания, гостиница, пожарное депо, канализация и водопровод. очистные сооружения, отапливаемый гараж, складские помещения для продовольственных товаров.

«Новатэк» предлагает ветроэнергетику для «Ямал СПГ»

«Новатэк», производитель сжиженного природного газа, «Ямал СПГ» рассматривает возможность добавления ветровой электростанции к своим существующим газовым генерирующим мощностям в России, поскольку стремится снизить выбросы углерода.

Существующие генерирующие мощности уже обеспечивают электроэнергией и теплом флагманский завод оператора по производству СПГ недалеко от порта Сабетта в Западной Сибири.

Московская деловая газета «Коммерсантъ» сообщила, что датская Vestas является потенциальным партнером в проекте, направленном на сокращение выбросов углекислого газа на Ямал СПГ по мере того, как международные заказчики становятся более внимательными к выбросам углекислого газа.

В июне крупнейшая российская нефтедобывающая компания «Роснефть» заявила, что подписала соглашение о сотрудничестве в области ветроэнергетики с Vestas с целью использования опыта и оборудования последней для своего амбициозного проекта «Восток Ойл» в Восточной Сибири.

Главный акционер Ямал СПГ Новатэк не прокомментировал свои планы по возобновляемым источникам энергии.

Ожидается, что обсуждаемая ветряная электростанция будет обеспечивать максимальную мощность в 200 мегаватт — примерно половину текущей мощности существующих генерирующих мощностей в Сабетте.

На них установлено восемь газовых турбин SGT-800 комбинированного цикла и когенерационных турбин, обеспечивающих пиковую мощность около 380 мегаватт.

Ранее «Новатэк» и «Сименс» договорились совместно изучить осуществимость проекта модернизации одной из турбин на существующих генерирующих объектах в Сабетте, чтобы она могла работать на смеси природного газа и водорода.

Предполагается, что Новатэк все еще рассматривает возможность производства голубого водорода с использованием процесса парового риформинга газа в сочетании с улавливанием и хранением углерода или зеленого водорода путем использования энергии ветра и электролиза.

Руководители компании неоднократно указывали, что любое решение о внедрении возобновляемых источников энергии в ее проекты СПГ в российской Арктике будет основываться на коммерческой привлекательности технологии.

По словам Новатэка, природный газ останется основным направлением деятельности компании в долгосрочной перспективе, так как газ будет занимать все большую долю в структуре первичной мировой энергетики.

В настоящее время компания нацелена на скромное 6% снижение выбросов парниковых газов в своем газоконденсатном бизнесе до 11,8 тонн углекислого газа на 1000 баррелей нефтяного эквивалента и 5% сокращение выбросов до 250 кг CO 2 на 1 год. одна тонна СПГ, всего к 2030 году.

Перенос газа с холода

В настоящее время 20 из примерно 500 находящихся в эксплуатации танкеров СПГ используются или планируются к использованию для перевозки природного газа, добываемого на самых северных в мире проектах по сжижению природного газа.Эти проекты включают действующий завод Equinor по производству сжиженного природного газа Хаммерфест на острове Мелкойя в северной Норвегии; Недавно введенный в эксплуатацию терминал «Ямал СПГ» в Сабетте на северо-востоке полуострова Ямал в России; и строящийся проект Новатэка «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове в России.

В настоящее время Хаммерфест является крупнейшим заводом по сжижению газа в Европе. Источником газа является месторождение Снёвит (Белоснежка) в Баренцевом море ( Рис. 1 ). Арктический газ отправляется на берег по трубопроводу протяженностью 143 км до Мелкёйи.Терминал СПГ ( рис. 2 ) имеет производственную мощность 4,3 метрических тонн в год.

РИС. 1. Терминал СПГ Хаммерфест получает газ с месторождения Снёвит в Баренцевом море.

РИС. 2. В настоящее время Hammerfest LNG является крупнейшим заводом по сжижению газа в Европе.

Ямал СПГ стремительно растет. Ямал СПГ ( Рис. 3 ), управляемый российским независимым производителем Новатэк, расположен в Сабетте на северо-востоке полуострова Ямал. Помимо завода по производству сжиженного природного газа, крупнейший в мире проект по производству сжиженного природного газа включает добычу на Южно-Тамбейском (Южный Тамбей) газовом месторождении и транспортную инфраструктуру, включая морской порт и аэропорт Сабетта.

РИС. 3. Ямал СПГ — самый северный проект по сжижению газа в России.

Завод «Ямал СПГ», рассчитанный на производство примерно 16,5 млн т СПГ в год, начал сжижение природного газа с Южно-Тамбейского месторождения в декабре 2013 года. С запуском «Ямал СПГ» экспорт СПГ из России вырос более чем 100% за первые три месяца 2018 года. Ежегодно через порт Сабетта будет проходить около 16,5 млн тонн СПГ в год, при этом весь объем производства СПГ будет продаваться клиентам в Европе и Азии по контрактам на срок от 15 до 20 лет.

Первый поезд

Ямал был введен в эксплуатацию в декабре 2017 года. Второй и третий поезда были пущены с опережением графика, соответственно в июле и декабре 2018 года. Первоначально планировалось, что четвертый поезд начнет работу в декабре 2019 года; однако он отстал от графика из-за технических проблем с трубопроводами. На момент публикации поезд 4 был намечен к запуску в начале 2020 года.

Стоимость проекта «Ямал СПГ» оценивается примерно в 27 млрд долларов США. Оператором проекта является консорциум «Ямал СПГ», в состав акционеров которого входит Новатэк (50.1%), Total (20%), China National Petroleum Corp. (CNPC, 20%) и Государственный фонд Шелкового пути Китая (9,9%). По данным CNPC, после выхода проекта на полную производственную мощность ожидается отгрузка более 4 млн тонн СПГ в год.

Между тем, Ямал СПГ и бельгийская компания Fluxys LNG подписали 20-летний контракт на перевалку до 8 миллионов тонн СПГ в год в порту Зебрюгге. Контракт будет поддерживать круглогодичные поставки СПГ с полуострова Ямал на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.В летний период танкеры для перевозки СПГ Arctic Class будут доставлять СПГ напрямую потребителям. Зимой они будут стыковаться с терминалом Зебрюгге, где Fluxys будет предоставлять услуги по перевалке СПГ на обычных танкерах-газовозах клиентам в Азии через Суэцкий канал.

По оценке Новатэка, доставка СПГ в Азию по восточному маршруту займет вдвое меньше времени, чем по западному ( Рис. 4 ). Однако эта выгода будет полностью реализована только после ввода в эксплуатацию Атомфлотом трех атомных ледокольных судов мощностью 60 МВт — Арктика, Сибирь и Урал — в мае 2020, 2021 и 2022 годов соответственно ( Рис.5 ).

РИС. 4. Восточный маршрут с Ямал СПГ в Азию займет вдвое меньше времени, чем западный.

РИС. 5. Три атомных ледокола мощностью 60 МВт сократят время в пути от Ямал СПГ до Азии вдвое.

Ледокольные танкеры-газовозы необходимы, поскольку Ямал СПГ расположен над полярным кругом в устье реки Оби, дикой, удаленной местности, которая замерзает в течение 7–9 месяцев в году ( РИС.6 ). Здесь зимние температуры могут опускаться до –50 ° C.

РИС. 6. Ледокольные танкеры-газовозы необходимы для проекта «Ямал СПГ», поскольку он расположен над полярным кругом в удаленном регионе, который заморожен на протяжении большей части года.

Arctic LNG 2 дебютирует в 2023 году. Новатэк строит еще один крупный завод по производству СПГ, Arctic LNG 2, на севере России, на западном побережье Гыданского полуострова в Обской губе.Строительство завода началось в 2018 году; окончательное инвестиционное решение (FID) было принято в сентябре 2019 года. Планируется построить три поезда производительностью 6,1 млн тонн в год. Линия 1 будет завершена в 2022 году, линия 2 — в 2023 году, а линия 3 — в 2025 году.

Проект будет менее капиталоемким, чем «Ямал СПГ» — всего 10 млрд долларов США, в основном за счет использования передовых немецких технологий сжижения и гравитационной конструкции на дне Обской губы. Поезда будут размещаться на трех отдельных ледостойких платформах, расположенных на берегу.Само месторождение находится в 40 км от платформы.

Перед тем, как добытый газ поступит в технологические линии сжижения, он должен быть переработан на установке подготовки газа. Конечные продукты — СПГ и газовый конденсат — будут отгружаться непосредственно из резервуаров для хранения на платформах. Ожидается, что арктический СПГ будет готов к производству к началу 2023 года. Заинтересованные стороны включают Новатэк (60%), Total (10%), China National Petroleum Corp. (10%), China National Offshore Oil Corp. (10%) и Japan Arctic. СПГ (10%).

Также в стадии строительства находятся терминалы СПГ на Балтике, Владивостоке и Печоре, общая предполагаемая мощность которых составит 27 единиц.6 метрических тонн в год – 33,8 метрических тонн в год. Планируемые российские проекты СПГ, в совокупности включающие около 30 технологических линий, смогут производить до 122 млн тонн СПГ в год, большая часть из которых предназначена для экспорта.

Сжижение в Арктике в Канаде. Строительство терминала СПГ мощностью 2,2–6,6 метрических тонн в год на двух нитках изучается в Канаде с 2004 года. Завод будет расположен на острове Мелвилл в Канадском Арктическом архипелаге. Газовые месторождения Дрейк-Пойнт и Хекла, вмещающие 6.495 тонн 3 –8,7 тонн товарного газа 3 (или 184 млрд кубометров 3 –246 млрд кубометров 3 ) обеспечит сырье для проекта.

По данным Канадского института энергетических исследований (CERI), инвестиции в строительство СПГ и трубопроводного транспорта оцениваются в 2,33 млрд долларов США (в 2005 году). Кроме того, пять судов арктического класса 7 (Arc7) и два стандартных СПГ потребуют около 1,46 млрд долларов капитальных затрат и примерно 239 млн долларов годовых эксплуатационных расходов.

СПГ на Аляске набирает обороты. ExxonMobil и BP объявили в середине 2019 года, что они выделят 20 млн долларов инвестиций на строительство завода по сжижению с тремя нитками производительностью 15–18 млн тонн в год в районе Никиски на полуострове Кенай. Тем не менее, для того, чтобы предлагаемый проект был экономически жизнеспособным, он все еще нуждается в окончательном проектировании и проектировании, а также в клиентах и ​​дополнительных инвесторах. Завод будет расположен рядом с существующим заводом ConocoPhillips по производству СПГ в Кенай в заливе Кука.

СПГ на Аляске будет поставляться через 800-ми, 42-дюймовую магистраль.Газопровод диаметром 48 дюймов ( Рис. 7 ) от месторождений Прудхо-Бэй и Пойнт-Томсон, расположенных в районе Норт-Слоуп на Аляске на побережье моря Бофорта. Предлагаемый проект основан на 15–20 танкерах СПГ и общей стоимостью более 45–65 млрд долларов США.

РИС. 7. СПГ на Аляску будет поставляться по газопроводу протяженностью 800 миль от месторождений Прудо-Бей и Пойнт-Томсон.

Хотя проект СПГ на Аляске технически не относится к категории арктических проектов, поскольку он простирается к югу от географической границы Арктики, его источники исходного газа расположены за северным полярным кругом.

Для газовых проектов в Арктике требуется больше судов. Около 100 дополнительных судов СПГ находятся в порядке очереди для удовлетворения растущего объема поставок от существующих и новых проектов СПГ, включая как минимум 14 судов арктического класса для самых северных проектов ( Рис. 8 ). Суда, используемые на Equinor’s Hammerfest LNG, включают Arctic Princess , Arctic Aurora ( FIG. 9 ), Arctic Lady и Arctic Discoverer .

РИС.8. Проекты по сжижению газа на севере, по состоянию на начало 2020 года.

РИС. 9. Модели Arctic Princess (слева) и Arctic Aurora (справа) используются для доставки газа с завода Hammerfest LNG.

Танкер-газовоз Christophe de Margerie ( Рис. 10 ), названный в честь покойного генерального директора Total, погибшего в результате аварии в российском аэропорту, является первым в мире ледокольным танкером-СПГ.Судно Arc7 было спроектировано для российской судоходной компании «Совкомфлот» (Совкомфлот) для обслуживания проекта «Ямал СПГ» Новатэка. Он способен круглогодично транспортировать СПГ в ледовых условиях Обской губы и Карского моря. Он начал работу в июле 2017 года, доставив СПГ из Хаммерфеста в Южную Корею по Северному морскому пути.

РИС. 10. Christophe de Margerie — первый в мире ледокольный танкер-СПГ.

Французская нефтегазовая компания Total, имеющая рейтинг 18.«Кристоф де Маржери» сообщил, что 4% -ная доля в терминале Хаммерфеста была первым торговым судном без сопровождения, которое пошло по Северному морскому пути, что позволило достичь Азии через Берингов пролив за 15 дней по сравнению с 30 днями через Суэцкий канал.

Арктический морской путь недавно стал судоходным из-за глобального потепления. Кристоф де Маржери был прототипом 15 танкеров-газовозов Ямальского проекта. Флот в основном принадлежит Совкомфлоту и зафрахтован исключительно Россией для экспорта СПГ из Арктики.

Dynagas Holding заключил долгосрочные соглашения о тайм-чартере пяти авианосцев Arc7 и четырех авианосцев арктического класса 4 (Arc4) для проекта «Ямал СПГ». Четыре из существующих СПГ-танкеров Arc4 компании Dynagas присоединились к флоту пароходства Ямал в 2019 году для поддержки поставок СПГ азиатским покупателям. Суда зафрахтованы сроком на 15 лет каждое. По состоянию на середину декабря 2019 года все 15 судов Arc7 Ямал СПГ были в рабочем состоянии.

Стоимость отгрузки арктического СПГ. В то время как стандартный танкер СПГ может стоить около 200 миллионов долларов, танкеры СПГ ледового класса стоят на 10% больше и выше.В частности, строительство танкера Christophe de Margerie обошлось примерно в 290 миллионов долларов.

Кроме того, ледоколы на СПГ, работающие в суровых арктических условиях, более дороги в эксплуатации. Фрахтование ледокольного судна для перевозки СПГ может потребовать до 150 000 долларов США в день по сравнению с типичной ставкой фрахта для обычных танкеров СПГ в размере 36 000 долларов США в день. В результате доставка российского СПГ из Арктики по морю является дорогостоящим предприятием ( ТАБЛИЦА 1 ). Эксплуатационные расходы на стандартные танкеры для СПГ обычно предполагаются равными 75% от затрат на танкеры Arc7.

Российские проекты СПГ в Арктике достаточно конкурентоспособны по сравнению с другими крупными мировыми проектами СПГ ( Рис. 11 ) и расположены довольно близко к Японии. Несмотря на значительное падение экспортных цен на СПГ, производимый в США, многие экономисты рассматривают российский СПГ как наиболее экономичный вариант для японских покупателей в настоящее время. GP

РИС.11. Безубыточные цены для глобальных СПГ-проектов.


ЦИТАТА ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Оксфордский институт энергетических исследований, «Прогноз отгрузки СПГ: рост затрат, перспективы неопределенные», март 2018 г., Оксфорд, Великобритания.

Евгений Хартуков — профессор международных отношений Московского государственного университета в России. Он также является главой Центра исследований нефтяного бизнеса и Группы анализа и прогнозирования мировой энергетики, а также вице-президентом подразделения Petro-Logistics в странах бывшего СССР.Он автор более 330 публикаций и спикер более 170 международных энергетических и экономических конференций. Г-н Хартуков получил степень доктора философии, доктора наук и аттестат профессора МГУ.

Проект Ямал СПГ, Разработка Южно-Тамбейского газового месторождения, Российская Арктика

Кроме того, компания достигла производственной мощности 16,5 млн тонн в год с запуском второй и третьей линий СПГ в июле 2018 года и ноябре 2018 года соответственно.

Ямал СПГ сдано 7.4 миллиона тонн (Мт) СПГ с отгрузкой сотой партии СПГ в декабре 2018 года.

В настоящее время ведется строительство небольшой технологической линии СПГ мощностью 0,9 млн тонн в год, которая, как ожидается, будет введена в эксплуатацию к 2020 году.

История развития проекта «Ямал СПГ»

Правительство России одобрило обширный план по развитию завода по производству и экспорту СПГ на полуострове Ямал для освоения обширных газовых ресурсов Крайнего Севера страны в октябре 2010 года.

Проект «Ямал СПГ», расположенный в удаленном месте за Полярным кругом без каких-либо подъездных путей к площадке по суше или по морю, потребовал развития транспортного узла, включающего порт Сабетта и международный аэропорт Сабетта.

Строительство морского порта и аэропорта началось при поддержке Правительства РФ в 2011 году.

Российская государственная изыскательская организация Федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза» (ФАИ «Главгосэкспертиза») одобрило проект интегрированного СПГ-комплекса в марте 2013 года.

В том же месяце Управление недропользования Ямало-Ненецкого автономного округа предоставило проекту разрешение на строительство.

Контракт на проектирование, поставку и строительство (EPC) для проекта СПГ был заключен в апреле 2013 года.

Поставка модулей для строительства завода СПГ началась в сентябре 2015 года.

Особенности разработки Южно-Тамбейского газового месторождения

Проект «Ямал СПГ» зависит от поставок исходного газа с Южно-Тамбейского месторождения, доказанные и вероятные запасы которого оцениваются в 926 миллиардов кубометров (миллиардов кубометров) природного газа и 30 миллионов тонн конденсата.

Береговое месторождение имеет потенциал добычи до 27 млрд куб. М природного газа в год в течение не менее 20 лет.

План разработки Южно-Тамбейского месторождения предусматривает бурение 208 наклонно-направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным заканчиванием с 19 кустовых площадок.

В проекте используются специально построенные буровые установки ARCTICA для обеспечения высоких показателей бурения в суровых климатических условиях полуострова Ямал. Для заканчивания скважин используются буровые растворы на углеводородной основе.

К концу третьего квартала 2018 года на месторождении было закончено 126 эксплуатационных скважин и работало четыре буровые установки.

Завод «Ямал СПГ» подробнее

Поток углеводородов из добывающих скважин по газосборной сети направляется на комплекс подготовки и сжижения газа Южно-Тамбейского месторождения.

Углеводородная смесь сначала обрабатывается для удаления воды, метанола и конденсата на установке подготовки газа, в которой также находятся установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отделенный газ направляется в технологические линии сжижения, где он подвергается удалению кислого газа и метанола, дегидратации, удалению ртути и экстракции сжиженного нефтяного газа перед предварительным охлаждением в контуре охлаждения пропана.

Наконец, сжижение природного газа происходит в контуре смешанного хладагента. Произведенный СПГ хранится в криогенных резервуарах перед отгрузкой на танкеры для перевозки СПГ.

На заводе «Ямал СПГ» в настоящее время работают три технологические линии сжижения мощностью 5,5 млн тонн в год, а четвертая линия — 0.Пуск мощности 9 млн тонн в год запланирован на 2020 год.

На объекте также находятся четыре криогенных резервуара для хранения СПГ емкостью 160 000 м³ каждый, установка фракционирования СНГ, хранилища стабильного газового конденсата и хладагента, а также установка для выработки электроэнергии на газе мощностью 376 МВт.

Танкеры СПГ для проекта Арктика

В рамках проекта «Ямал СПГ» будет задействовано до 15 специально спроектированных российских танкеров-газовозов ледового класса ARC7 с арктическим классом для круглогодичных перевозок на международные рынки.

СПГ-танкеры длиной 300 м и 172 600 м³ могут двигаться со скоростью 19,5 узлов в открытой воде и 5,5 узлов во льдах толщиной 1,5 м без ледокольной поддержки.

Ямал СПГ эксплуатировал семь таких судов по состоянию на ноябрь 2018 года и ожидал поставки еще трех судов до конца года. Ожидается, что остальные пять судов будут введены в эксплуатацию в 2019 году.

Объекты инфраструктуры проекта «Ямал СПГ»

Транспортная инфраструктура завода «Ямал СПГ» включает причал для отгрузки СПГ и газового конденсата с двумя причалами для отгрузки танкеров, причалы для накатных грузов, сооружения для разгрузки материалов и причальные сооружения для портового флота в порту Сабетта.

Построен ледяной барьер длиной 2 км для защиты гавани порта.

В международном аэропорту, построенном для проекта «Ямал СПГ», есть аэродром I категории ИКАО с взлетно-посадочной полосой 2 704 м х 46 м, пассажирский терминал и зона международных полетов. Управляет аэропортом Международный аэропорт Сабетта, 100-процентное дочернее предприятие «Ямал СПГ».

Финансирование проекта «Ямал СПГ»

Проект «Ямал СПГ» финансируется Фондом национального благосостояния России, Сбербанком, Газпромбанком, Китайским банком развития, Экспортно-импортным банком Китая, Японским банком международного сотрудничества (JBIC), а также группой европейских банков, включая Райффайзен Банк. Интернешнл и Интеза Санпаоло.

Страхование кредитной линии обеспечивается европейскими агентствами, в том числе итальянским экспортным кредитным агентством SACE, французским экспортным кредитным агентством COFACE, шведским экспортным кредитным агентством EKN и немецким экспортным кредитным агентством Euler Hermes.

Вовлеченные подрядчики

Совместное предприятие Technip, JGC и Chiyoda было выбрано в качестве EPC-подрядчика для объекта «Ямал СПГ» в апреле 2013 года.

Компания «Акер Арктик» предоставила услуги по эскизному проектированию и оценке характеристик судов для ледокольных танкеров-газовозов для данного проекта.

Компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering получила контракт на строительство и поставку до 16 танкеров СПГ ледового класса ARC7 в июле 2013 года.

VINCI получила контракт на поставку четырех криогенных резервуаров для хранения СПГ в январе 2014 года.

GE поставила шесть газовых турбин Frame 7E, 18 центробежных компрессоров, шесть частотно-регулируемых приводов и шесть установок утилизации отходящего тепла (WHRU) для линий Ямал СПГ.

Технопромэкспорт выступил подрядчиком строительства электростанции, для которой компания Siemens поставила восемь промышленных газовых турбин SGT-800.

«Атомфлот» заключил долгосрочный контракт на оказание услуг портового флота с использованием буксиров и ледокольной проводки в порту Сабетта в ноябре 2014 года.

Атомфлот передал Выборгскому судостроительному заводу субподряд на строительство портового дизельного ледокола мощностью 10 МВт в апреле 2015 года.

Компания Chicago Bridge and Iron Lummus (CBI Lummus) выполнила предварительные и предварительные исследования для проекта Ямал СПГ.

Арктика в центре внимания, поскольку Москва стремится к мировому лидерству в области СПГ — Взгляд на Арктику

Вид на завод Ямал СПГ в порту Сабетта на полуострове Ямал в российской Арктике в декабре 2017 года.(Максим Змеев / AFP / Getty Images)
Новая правительственная программа России по сжиженному природному газу включает ряд новых арктических проектов, в том числе, возможно, Штокмановское месторождение.

«Природный газ — это экологически чистое ископаемое топливо», — утверждают авторы новой российской программы развития СПГ. Документ, который на этой неделе был одобрен и подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным, основан на предположении, что у сжиженного природного газа есть светлое будущее на международных энергетических рынках.К 2030 году мировой спрос на СПГ вырастет до 4,7 трлн кубометров, а к 2050 году — до 5,7 трлн кубометров, говорится в отчете. В 2018 году мировое потребление составило 3,8 трлн кубометров.

Россия намерена увеличить годовое производство СПГ до 140 миллионов тонн к 2035 году, что почти в пять раз больше по сравнению с 2020 годом. Это может сделать страну мировым лидером в этой области.

Практически все планируемые проекты страны расположены в отдаленной Арктике, и прежде всего в Ямало-Ненецком регионе, где сосредоточено более 90 процентов общих ресурсов природного газа страны.Именно здесь Новатэк в 2017 году открыл Ямал СПГ, а производство Арктик СПГ 2 должно начаться в 2023 году.

Согласно новой государственной программе развития, в ближайшее десятилетие в регионе должны быть запущены еще несколько проектов. Среди тех, которые указаны как «вероятные», — Обский СПГ и Арктический СПГ 1, которые произведут около 6 миллионов тонн и 19,8 миллионов тонн соответственно.

Аммиачный проект на рассмотрении

Однако девелопер проекта Новатэк может в конечном итоге решить, что на первом проекте будет производиться аммиак, а не СПГ, как планировалось изначально.Считается, что причина сдвига связана со значительными технологическими проблемами, а также с сегодняшней быстрой трансформацией международных энергетических рынков.

Среди проектов, перечисленных в федеральной программе СПГ как «возможные», — «Арктик СПГ 3», который базируется на ресурсах Северо-Обского месторождения на Ямале. Планируемая добыча — 19,8 млн. Тонн, столько же, сколько в Арктике СПГ 2 и Арктике СПГ 1.

К числу возможных проектов относятся также Тамбейские месторождения Газпрома, расположенные в восточной части полуострова Ямал, а также Печорский СПГ и Карский СПГ.Последнее планируется нефтяной компанией «Роснефть» и основано на ресурсах основных ресурсов природного газа компании в Карском море. Проект будет предусматривать ежегодную добычу до 30 миллионов тонн продукции завода, построенного на архипелаге Новая Земля, говорится в документе.

«Роснефть» также может принять решение о добыче СПГ в рамках своего крупного проекта «Восток Ойл» на полуострове Таймыр. В правительственном документе говорится, что завод, построенный недалеко от планируемой бухты Северного порта, сможет производить до 50 миллионов тонн СПГ в год.

Нулевой налог на экспорт СПГ

Среди возможных СПГ-проектов значится также Штокмановское месторождение в Баренцевом море. Предполагается, что проект, который в течение многих лет считался привлекательным объектом инвестиций для иностранных компаний, таких как Equinor и Total, позволяет производить до 30 миллионов тонн СПГ в год. Однако, как отметили государственные проектировщики, большие расстояния до суши делают проект экономически нежизнеспособным. Они утверждают, что потенциал Штокмановского месторождения может быть реализован только в долгосрочной перспективе, после 2030 года.

Считается, что увеличение производства СПГ принесет большие доходы. По мнению авторов документа, экспорт СПГ будет стоить 150 миллиардов долларов уже к 2030 году. Однако лишь небольшая часть этих денег будет перечислена в госказну. Стремясь ускорить развитие проекта, правительство России установило нулевой налог на экспорт СПГ.

В российском энергетическом секторе также растет беспокойство по поводу быстрой трансформации ключевых энергетических рынков, и прежде всего ЕС, в сторону возобновляемых источников.Несколько крупных нефтегазовых компаний начинают оценивать возможные альтернативные варианты использования основных запасов природного газа. Это включает строительство нефтехимических заводов и производство голубого водорода и аммиака.

Истории, связанные со всего Севера:

Канада: Горнодобывающие компании в Нунавуте, Канада, защищают управление окружающей средой, несмотря на резкую критику, CBC News

Норвегия: Осло открывается для крупных буровых работ, но нефтяные компании не хотят получать удаленные лицензии на Баренц-регион, The Independent Barents Observer

Россия: В условиях энергетической смены российской Арктики Новатэк может перейти с СПГ на аммиак, The Independent Barents Observer

Швеция : Завод по производству экологически чистого водорода по производству стали будет построен на севере Швеции, The Independent Barents Observer

США : U.С.Корт останавливает бурение на проекте ConocoPhillips на Аляске, Associated Press

Инновации за полярным кругом

Навигация по Северному морскому пути увеличивается, но прохождение маршрута остается сложной задачей и требует высочайшей точности. Порт Сабетта в российской Арктике является примером того, как новые технологии могут обеспечить безопасное плавание в экстремальных условиях.

По мере таяния льдов в Арктике, с каждым годом все больше и больше судов перемещается по этим морям.В частности, Северный морской путь, который проходит вдоль российского побережья от Баренцева моря до Берингова пролива, становится все более популярным, поскольку он значительно сокращает время в пути между Европой и Азией. В прошлом году объем грузов, проходящих через порты российской Арктики, достиг нового рекорда. По данным Минтранса России, в 2018 году в арктических портах было обработано 92,7 млн ​​тонн грузов, что на 25% больше, чем годом ранее. Более двух третей объема приходится на сжиженный природный газ (СПГ) и нефтепродукты.

Однако навигация по арктическому маршруту остается чрезвычайно сложной. Даже в период летней навигации лед полностью не исчезает. Кроме того, туман часто ограничивает видимость, поэтому не всегда можно увидеть ледяные щиты. Погода также может быть суровой и непредсказуемой. В зимние месяцы начинается длинная полярная ночь, температура опускается до -50 градусов по Цельсию, а сильные ветры и метели делают путешествие за Полярный круг особенно опасным.

Эти проблемы означают, что навигация в Арктике требует высочайшего уровня осторожности и точности. События в российском порту Сабетта показывают, как могут помочь новейшие навигационные технологии.

Амбициозный проект

Всего 12 лет назад в Сабетте, крохотной деревушке за Полярным кругом на удаленном полуострове Ямал, было всего 19 человек. Но все изменилось, когда Россия, Франция и Китай запустили Ямал СПГ. амбициозный проект по производству сжиженного природного газа.В кратчайшие сроки был построен завод по производству СПГ, а затем большой аэропорт и новый порт в устье реки Обь, способный принимать большие танкеры СПГ и ледоколы. Для выхода танкеров в порт в Обской губе был проложен специальный канал длиной около 50 километров и шириной 300 метров.

Транзас, компания Wärtsilä, подписала контракт на поставку береговых навигационных систем.

«Это был наш первый проект на таких больших долготах», — говорит Роман Модеев , директор по береговым системам Transas Navigator, инициировавший проект.«Мы уже известны в России как надежный поставщик — из 25 систем движения судов в стране 23 были оборудованы« Транзасом », но для экстремальных арктических условий нам пришлось адаптировать некоторые из наших технологий и найти новые решения».

«Транзас» установил и оборудовал диспетчерский пункт и радиомачту в порту Сабетта, а также две удаленные радиовышки на берегу Обской губы. Башни являются частью системы, которая отслеживает движение судов, обеспечивает безопасное плавание и предотвращает столкновения.Удаленные радиомачты расположены в труднодоступных местах. Зимой инженеры могут получить к ним доступ, только совершив четырех-пятичасовую поездку на вездеходе по тундре. Летом до них можно добраться только по морю.

Центр управления и радиомачта в порту Сабетта.

«Оборудование должно быть исключительно надежным, — говорит Модеев. «Мы уделяем особое внимание решениям по дублированию, резервному копированию и возможностям удаленного мониторинга.«Сотрудник центра управления в г. Сабетта может проверить настройки и возможные ошибки в удаленном оборудовании с помощью специального программного обеспечения. Кроме того, инженеры Транзас разработали решения, которые защищают радары и кабели и помогают поддерживать их работу в условиях сильного арктического холода.

Процесс установки занял несколько месяцев, и инженерам Транзаса пришлось работать в суровых метеорологических условиях. Компания разработала специальную верхнюю одежду для своих рабочих и позаботилась о том, чтобы они прошли обучение технике безопасности.«Белые медведи пришли на одно из наших мест в 100 км к северу от Сабетты, и охранникам пришлось стрелять в воздух, чтобы их отпугнуть», — говорит Модеев. В конце декабря 2017 года навигационные системы прошли успешные испытания.

Рабочие ТРАНЗАС в Сабетте.

Экстремальные инновации

Строительство в Сабетте дало возможность опробовать новые технологии.

«На этапе планирования мы смотрели в будущее и включали все, что могло потребоваться для реализации концепции электронной навигации», — говорит Модеев.Центр управления включает в себя современное программное обеспечение, способное автоматически обмениваться информацией напрямую с судами. Результат — еще более точный и безопасный режим навигации. Сегодня танкеры для СПГ, работающие в Сабетте, оснащены интегрированными мостами Transas, что позволяет автоматически передавать данные между судном и центром управления.

Технологии, используемые в Sabetta, являются частью интеллектуальной морской экосистемы Wärtsilä, стратегии, ориентированной на соединение портов, судов и клиентов, оптимизацию маршрутов и достижение максимальной эффективности.

«Мы заложили фундамент интеллектуальной морской экосистемы, поскольку нашими клиентами являются системы управления движением судов на суше и судоходные компании», — говорит Владимир Пономарев , директор по решениям, Wärtsilä Voyage Solutions. «Это позволит нам разрабатывать новые услуги на основе цифрового обмена между различными элементами системы».

Sabetta — многообещающий пример того, как новейшие технологии могут использоваться в сложных условиях, которые будут приобретать все большее значение по мере роста потребности в развитии инфраструктуры в труднодоступных местах.

.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *