частная или государственная лавочка?: dzhi_ai
Последнее время в русскоязычном интернете стало бытовать мнение, что Центральный банк Российской Федерации — это частная лавочка, по аналогии с (как теперь уже всем известно) частной лавочкой – Центральным банком США, именуемым Федеральная резервная система США, представляющая из себя консорциум из 12 банков, находящихся в частной собственности.
Для уяснения для себя так это или не так в действительности я провёл собственное независимое исследование, результаты которого далее излагаю ниже.
История ЦБ РФ скажу честно, меня увлекла. Действительно, что такое есть этот ЦБ РФ? Кто его учредил? Какова его организационно-правовая форма? Куда идёт прибыль ЦБ? Из чего она образовывается?
Чтобы ответить на эти, казалось бы, простые вопросы у меня ушло не мало человеко-часов копания в Интернете, в законодательстве России и СССР и комментариев учёных юристов к нему.
Меня интересовал в данном случае не финансовый аспект, а юридический (правовой) аспект, без которого невозможно перейти к изучению прочих аспектов, не разобравшись сначала в форме этого явления.
По итогам проведённого анализа я независимо и беспристрастно пришёл к следующим выводам, которые далее излагаю в форме тезисов:
1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции – данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму – но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел» допущенный законодателем)
3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) – данное положение намекает, что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения.
4. Свои функции Банк России «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.» (ст.1 Федерального закона). Это краеугольный камень всего законодательства о ЦБ РФ!
Забавно, что законодатель нигде не называет ЦБ напрямую федеральным органом государственной власти, что является феноменальным фактом! Мы можем только по контексту догадываться, что вероятнее всего ЦБ таки является федеральным органом государственной власти, раз законодатель употребил выражение «от других». Всем юристам известно, что всякая государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Если кого-то именуют федеральным органом власти – это означает, что он ПО ЛЮБОМУ подпадает под одну из вышеуказанных трёх ветвей власти. Но как мы видим из закона ЦБ независим от всех органов власти любого уровня! То есть ни административно, ни функционально не подчиняется ни Правительству РФ (как высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства) – от всех этих федеральных органов государственной власти ЦБ де-юре независим!
А теперь главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино: если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви государственной власти относится ЦБ РФ???
Парадоксально, но исходя из буквального толкования закона – правильным ответом будет: ЦБ не относится ни к одной из известных ветвей государственной власти, по сути, образуя собою самостоятельную ветвь государственной власти – финансовую власть, де-юре не существующую в юриспруденции ни в теории, ни в практике.
5. Отталкиваясь от терминологии рунета, ответственно заявляю, что ЦБ таки является государственной лавочкой!
Аргументация:
Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим!
Данное положение Конституции РФ даёт повод считать, что если Банк России не относится к числу органов, осуществляющих в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.
Однако всякий юрист в данном случае обязан применять метод не буквального толкования закона, а метод систематического толкования закона, т.е. толковать указанную норму в совокупности с другими нормами Конституции, относящимися по смыслу к этому вопросу. Применяя указанный метод, мы получаем следующее.
В п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.
В связи с тем, что денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации (то есть – государства), согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ, можно сделать вывод:
Центральный банк РФ — это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.
6. ЦБ РФ учредило государство в лице своего другого органа государственной власти – правительства!
А теперь второй главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино!
Какое государство и какое правительство имели прямое юридическое отношение к учреждению современного нам Центрального банка РФ (Банка России)???
Думаете Российская Федерация и времена Ельцина? Или думаете Государственный банк Российской империи и времена Александра II? А вот и не угадали вовсе!
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо нарисовать Генеалогию Центрального банка РФ! И идти от конца ветки к корню дерева.
Современный нам ЦБ РФ никто не учреждал. Он возник в результате цепочки правопреемствований в результате реорганизаций в форме преобразований либо просто переименований банков-предшественников! На Википедии есть фраза: «Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г.» — это ошибка. В действительности п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. дословно звучит так:
«2. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР.»
Как мы с Вами видим ни о каком учреждении речь в постановлении не идёт. В нём лишь идёт речь об очередном правопреемстве.
Итак отцом Центрального банка РФ был – Центральный банк РСФСР (отец), который в свою очередь возник из Государственного банк РСФСР (дед), который в свою очередь возник из Российского республиканского банка Госбанка СССР (прадед), который в свою очередь возник из Государственного банка СССР (прапрадед), который в свою очередь возник из Государственного банка РСФСР (прапрапрадед), который НАКОНЕЦ-ТО БЫЛ РЕАЛЬНО УЧРЕЖДЁН Советом Народных Комиссаров РСФСР в октябре 1921 года, который, как известно, в то время совмещал в себе функции исполнительного и законодательного органа государственной власти, поэтому он же в лице своего органа ВЦИК 13 октября 1921 года отдельным декретом утвердил Положение о Государственном банке РСФСР
Принято
4-й сессией
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
13 октября 1921 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Общие положения
Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.
На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.
Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.
Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов.
X. Распределение прибыли
Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.
Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.
XI. Изменение Положения
Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.
Председатель
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
М.КАЛИНИН
Секретарь
Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета
А.ЕНУКИДЗЕ
Далее родословная нашего родного Центрального банка РФ в юридическом смысле, строго говоря, пресекается! Так как глаголет наша любимая Википедия:
В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчётов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%A4
То есть с 20.01.1920 г. по 12.10.1921 г. – то есть почти полтора года в России несуществовало НИКАКОГО центрального банка вообще, да и вообще, судя по всему, каких-либо банков, так как все они были сначала национализированы, а затем их активы переданы на баланс Народного банка РСФСР, который 19 января 1920 года был благополучно упразднён.
Таким образом, правильный ответ на вопрос интеллектуального казино гласит: современный нам Центральный банк Российской Федерации в лице своего прямого законного предка — Государственного банка РСФСР (прапрапрадеда) был учреждён государством — РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ в лице высшего исполнительного и законодательного органа государственной власти – СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ в октябре 1921 года!
Что также доказывает – государственный (а не частный!) характер «лавочки» под текущим названием — Центральный банк РФ (Банк России).
7. ЦБ действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования.
Банк России — единственный орган государственной власти, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Федерального закона о ЦБ РФ предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.
8. Из чего складывается прибыль ЦБ.
Феноменальным для меня открытием стало, что эмиссия Банком России денег (то есть печатанье рублёвых банкнот) не является доходом ЦБ РФ (как изначально считал я, и как считали многие мои собеседники по данной теме), а является для него – расходами!!!
Согласно ст.11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона банковских операций и сделок (предоставление кредитов, купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке, купля-продажа валюты, драгоценных металлов и др. валютных ценностей, открытие счетов и т.п.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона (эмиссия наличных денег, управление ЗВР, валютное регулирование и валютный контроль, консалтинговые услуги правительству и Минфину, составление платёжного баланса России и т.п.)
Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят!
Таким образом, ЦБ печатает деньги (рубли) под казначейские векселя либо федеральные облигации абсолютно бесплатно для федерального бюджета! Мало того, он оплачивает услуги по печатанью денег (краска, бумага, электричество, труд печатников и т.п.) из собственных доходов ЦБ, полученных им на комиссионной основе от вышеперечисленных банковских операций и сделок.
При этом Банк России предоставляет в Государственную думу ежегодно свой баланс и отчёт о прибылях и убытках, который Госдума рассматривает до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение. Годовой отчет Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.
9. Порядок распределения прибыли ЦБ.
Согласно статье 26 Федерального закона. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
Конечно, остаётся вопрос, что это за резервы и что это за фонды?
Предполагаю, что это что-то вроде резервного фонда (для покрытия убытков или поддержания стабильности валютного курса рубля), различных фондов на содержание и пенсионное обеспечение работников ЦБ и т.п. Обо всех этих фондах и резервах прекрасно известно аудиторам Счётной палаты РФ, которые периодически проводят его аудит, что также делает ЦБ в определённой степени подконтрольным Правительству органом.
10. ЦБ является 100% собственником всех золотовалютных резервов России, всех доходов и расходов федерального бюджета в момент, когда они находятся на счетах ЦБ и собственником всего прочего имущества, находящегося на балансе ЦБ, за исключением имущества, переданного ему на хранение и находящегося в собственности третьих лиц.
Однако при анализе законодательства о ЦБ, данный казалось бы ужас для обывателя, превращается в обыкновенную страшилку и не более, т.к. в действительности в этом нет ничего страшного. Вся вышеуказанная собственность ЦБ является – федеральной собственностью. Просто в силу независимого статуса ЦБ от других федеральных органов государственной власти – государство делегировало свои права собственника в отношении данных ценностей – в пользу ЦБ. То есть, по сути, выписала ЦБ, как своему компетентному органу в данном вопросе, Генеральную доверенность на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным федеральным имуществом по своему усмотрению.
То есть государство – Россия, в лице свого законодательного органа – могло бы делегировать данные права собственности, например, такому своему органу как Правительство РФ. Но так как государство Россия понимает, что Правительство РФ ничего не смыслит в денежной политике и по сравнению со специалистами Центрального банка РФ является полным лузером в вопросах эффективного управления ЗВР и курсом рубля, а, кроме того, по примеру всех прочих правительств на планете запросто может подорвать стабильность национальной валюты, поддавшись на различные политические популистские сиюминутные выгоды, — государство Россия, посчитало, что разумно бы было бы делегировать данные стратегические функции независимому от Правительства РФ и других властей – органу государственной власти, для чего и учредило Банк России.
11. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства (ст.2 Федерального закона о ЦБ.)
Данная статья, признаюсь, меня изрядно позабавила, хотя в действительности она является краеугольным камнем в законодательстве о ЦБ и тот кто эту идею придумал был весьма мудрым человеком. Сразу в голову пришла аналогия о том, что государство Россия учредило ЦБ, по сути, в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), где как известно учредитель не отвечает по обязательствам Общества (читай — долгам), а Общество не отвечает по обязательствам (долгам) учредителя. :)))
Но по справедливости, это конечно не так. Я для себя толкую эту норму не по праву (с правовым толкованием здесь предельно ясно), а «по понятиям», то есть примерно так:
Россия: — Значит так, ЦБ. Расклад такой. Я тебя породила, я тебя и отожму при случае как в 20 году прошлого века, если будешь наглеть. Поэтому веди себя порядочно. Понял?
ЦБ: — Понял, мама.
Россия: — Ты будишь рулить всеми моими деньгами, золото-валютными резервами и драгоценными камешками по своему усмотрению и за свою комиссию.
ЦБ: Круто, мама! Я тебя люблю!
Россия: — Но есть у меня три условия. Первое — ты будешь рулить ими на свой страх и риск. Это означает, что когда тебя на внешних открытых рынках разведут как лоха всякие там Соросы и прочие акулы финансового рынка — не плачься — будь добр закрыть образовавшуюся дыру в бюджете из своей собственной прибыли. Второе — когда ты крупно попадёшь на деньги — будь добр — избавь меня от своих кредиторов, разбирайся с ними сам как хочешь. Третье — моя доля в твоём бизнесе — 50%.
ЦБ: Понял мамка! Согласен. Но у меня есть тоже одно условие. Когда твоё другое чадо неопределённого пола — Правительство РФ — крупно попадёт на бабки перед внешними кредиторами, пожалуйста, избавь меня от его кредиторов также.
Россия: Да будет так, сынок… Эй, думский дьяк! Пиши: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.»
РЕЗЮМЕ:
По итогам проведённого личного анализа я пришёл к следующему выводу:
— ЦБ есть учреждённая государством сугубо «государственная лавочка», действующая в форме юридического лица неопределённой организационно-правовой формы, не входящая ни в одну из известных ветвей государственной власти и де-юре независимая от них, но подотчётная законодательному органу — Федеральному собранию, действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования, выполняющая от лица государства функции собственника ЗВР России и всех денег федерального бюджета, имеющая прибыль от операций с ними в виде своей комиссии и отдающая 50% от суммарной своей годовой прибыли в доходы федерального бюджета.
P.S. Извините, что написал «много букофф», но по данному весьма неизученному и весьма мифологизированному в российском Интернете вопросу – просто невозможно написать только одно резюме, не приведя соответствующие подробные доказательства и логику анализа. Иначе миф о частной собственности ЦБ РФ будет ещё долго кочевать по Интернету и рождать неимоверные глупости и домыслы в головах его пользователей, в т.ч. по вине самих сотрудников ЦБ РФ, которые вместо того, чтобы разъяснить народу слухи о себе – спрятались в свои раковины – в результате чего простые граждане типа меня должны за этих «какраков» выискивать и перелопачивать горы информации, чтобы отделить наконец-то зёрна от плевел в этом весьма интересном для всякого независимого исследователя вопросе.
dzhi-ai.livejournal.com
Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет
Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.
Как появился ЦБ РФ и кто его учредил
Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.
Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.
Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов
Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно. В любом случае очевидно, что Центробанк — это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.
Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.
В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.
Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.
Особенности функционирования ЦБ РФ
Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.
Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.
К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три — четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.
Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.
Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами
Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.
Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.
Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур. Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.
Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет
Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин ( с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013). А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.
Эльвира Сахипзадовна Набиуллин
НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое — Президентом РФ, ещё трое — федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:
- рассмотрение отчётов Центробанка;
- утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
- утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
- рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
- определение ключевых направлений денежной госполитики;
- рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
- представление кандидатуры аудитора ЦБ.
Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя). Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:
- о повышении или снижении ставок;
- о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
- об определении операционных лимитов на открытом рынке;
- о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
- о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.
Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.
znatokdeneg.ru
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ — это… Что такое ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ?
главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.
ЦБ действует на основании Конституции РФ и ФЗ РФ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который является новой редакцией Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».
ЦБ — юридическое лицо, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием. С юридической точки зрения ЦБ обладает особой правосубъектностью. Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики. С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права.
Обладая особой правовой природой, ЦБ учреждается и в особой организационной форме,которая не сводится к известным гражданскому праву РФ организационно-правовым формам. ЦБ не является государственным банком и обладает определенной степенью независимости от государства. ЦБ лишь уполномочивается последним осуществлять свою деятельность в интересах всего общества. Независимость ЦБ, как и любого иного национального банка,является системообразующим институтом для всего комплекса отношений, связанных с деятельностью ЦБ. Принцип независимости, закрепленный в ст. 75 Конституции РФ, конкретизируется в ФЗ о ЦБ. Сводится он к следующему: а) правоспособность ЦБ вытекает не из управленческого акта государства, а непосредственно из закона; б) государство и ЦБ не отвечают, по обязательствам друг друга;
в) ЦБ подотчетен нижней палате парламента, а не Правительству РФ: г) ЦБ независим в проведении денежно-кредитной политики от решений исполнительных органов власти, им запрещено вмешиваться в его деятельность; д) кредитование расходов Правительства РФ осуществляется ЦБ исключительно в размерах, формах и порядке, установленных законом; е) представители Правительства РФ, принимая участие в заседаниях Совета директоров ЦБ, обладают лишь правом совещательного голоса.
Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
ЦБ — орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ. Ее основные инструменты: процентные ставки по операциям ЦБ;
резервные требования; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. В рамках своей правоспособности ЦБ наделен правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими, служащими ЦБ. ЦБ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе. При этом ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить кредитную политику без фиксации процентной ставки. Одним из основных методов денежной политики является резервирование кредитными организациями денежных средств в ЦБ для поддержания на заданном уровне денежной массы в обороте. Учитывая, что для ЦБ данная операция является элементом денежно-кредитной политики, она носит безвозмездный характер. Указанные средства возвращаются после отзыва лицензии на осуществление банковских операций.
Операции на открытом рынке, под которыми понимаются сделки ЦБ с государственными ценными бумагами, также являются важным источником неинфляционного финансирования федерального бюджета и покрытия государственного внутреннего долга. ФЗ о ЦБ предоставляет ему право рефинансировать банки в формах, порядке и на условиях, определяемых ЦБ. Под рефинансированием понимается кредитование банков, в том числе учет и переучет векселей с целью поддержания на необходимом уровне ликвидности банковской системы. Для обеспечения устойчивости рубля ЦБ осуществляет политику валютного регулирования посредством определения курса рубля к иностранным валютам. По закону ЦБ имеет право осуществлять валютные интервенции для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег. В исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ ЦБ вправе применять прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
ЦБ осуществляет банковское регулирование и надзор. Он устанавливает одинаковые для кредитных организаций правила совершения банковских операций, ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. При этом ФЗ о ЦБ допускает возможность осуществления банковского надзора посредством специально создаваемого органа. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интересах вкладчиков и кредиторов. В то же время ЦБ запрещено вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций. ЦБ имеет довольно широкие полномочия в рамках надзора: право запроса информации о деятельности кредитной организации:право предъявления квалификационных требований к руководству кредитной организации:право установления обязательных нормативов; право регулирования порядка учета открытой позиции по валютному, процентному и иным видам рисков; право проведения проверок, кредитных организаций. Данные полномочия корреспондируют с соответствующими мерами воздействия на кредитные организации, которыми располагает ЦБ. Особое внимание уделяется процедуре санации кредитных организаций, которые оказались в нестабильном финансовом состоянии.
ЦБ осуществляет регистрацию кредитных организаций в Книге государственной регистрации кредитных организаций и выдает им лицензии на совершение банковских операций, а также отзывает их. ФЗ о банках и банковской деятельности подробно регламентирует процедуру лицензирования банковской деятельности, содержит исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче лицензии, а также перечень оснований, по которым может быть отозвана лицензия на совершение банковских операций.
Как эмиссионный центр ЦБ осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение и изъятие из обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами ЦБ и обеспечиваются всеми его активами. Решение о выпуске новых банкнот и монет, а также об изъятии из обращения старых принимается Советом директоров ЦБ. Одна из основных функций ЦБ — организация безналичных расчетов. ЦБ устанавливает правила, формы, сроки и стандарты их осуществления, разрабатывает и внедряет новые расчетные системы.
ЦБ в пределах своей компетенции имеет право принимать нормативные акты, которые обязательны для органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физическихлиц. ЦБ не наделен правом законодательной инициативы и поэтому вносит законопроекты в ГД через представителей депутатского корпуса или Правительства РФ. Ежегодно в ЦБ проходят аудиторские проверки, заключения по которым предоставляются в ГД. ЦБ возглавляет Совет директоров — коллегиальный орган, состоящий из 12 членов, работающих на постоянной основе. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на 4 года ГД по представлению Председателя ЦБ, согласованному с Президентом РФ. Совет директоров обязан проводить заседания не реже 1 раза в месяц, хотя традиционно заседания проводятся каждую неделю. Заседание назначается Председателем ЦБ, лицом, его замещающим, или по требованию не менее 3 членов Совета директоров. Возглавляет работу Совета Председатель ЦБ, который назначается на должность ГД сроком на 4 года. Кандидатуру на пост Председателя ЦБ предлагает ГД Президент РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность председателя ЦБ более 3 сроков подряд. ЦБ образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления. В нее входят:
центральный аппарат,территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации. в том числе подразделения безопасности. Территориальные учреждения ЦБ не имеют статуса юридического лица и не вправе принимать решения, носящие нормативный характер, они действуют на основании Положения. Полевые учреждения ЦБ предназначены для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций Минобороны, а также иных государственных органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ и физических лиц, проживающих на территориях объектов, обслуживаемых полевыми учреждениями.
Классифицируя национальные банки, следует выделить три основные формы, в которых они могут быть образованы: а) акционерное общество, например, в Австрии и Швейцарии\’, б) юридическое лицо публичного права — Германия и Франция, в) особое объединение эмиссионных банков — США. С точки зрения традиции континентальной системы права наибольший интерес представляет собой Федеральная резервная система (ФРС), действующая в качестве национального банка США. ФРС была создана Законом о ФРС в 1913 г. для более безопасной и гибкой банковской и кредитно-денежной системы, получения процентов по коммерческим кредитам и улучшения контроля за банковской системой. ФРС не представляет собой единую организационную структуру; скорее это весьма сложный конгломерат из различных органов, объединенных общей целью деятельности:
Совет управляющих ФРС; Комитет по операциям на открытом рынке ФРС:
12 федеральных резервных банков. В ФРС также входит несколько консультативных советов. Совет управляющих ФРС состоит из 7 членов, назначаемых президентом США и утверждаемых Сенатом сроком на 14 лет. Председатель и вице-председатель Совета назначаются сроком на 4 года президентом США из числа членов Совета. Основной функцией Совета является формирование кредитно-денежной политики; установление резервных требований; контроль и регулирование деятельности банков;
надзор за деятельностью банков. Совет управляющих осуществляет общее руководство за деятельностью 12 4)едераль-ных резервных банков. Их основными функциями являются: установление дисконтной ставки; предоставление банкам ссуд посредством «дисконтного окна»:
выпуск наличных денег в обращение;
осуществление инкассации и расчетные операции; работа с долгом Правительства США. Совет управляющих и федеральные резервные банки образуют Комитет по операциям на открытом рынке. В Комитет входят 7 управляющих от Совета управляющих и президенты 5 резервных банков.
Лубенченко К.Д., Казлачков А.А.
Энциклопедия юриста. 2005.
dic.academic.ru
Финансовый блог. Центральный банк России: самый главный банк страны
Центральный банк России (Банк России, ЦБ РФ или Центробанк) — это основной госбанк страны. Некоторые путают его с банками: «АБ «РОССИЯ» или со Сбербанком России. Его отличие от прочих российских банков в том, что ЦБ не оказывает финансовые услуги населению и не кредитует частный бизнес, а является регулирующим органом финансовой системы страны.
Центральный банк России
Совместно с правительством ЦБ разрабатывает и ведет денежно-кредитную политику. Среди его полномочий также эмиссия денежных банкнот, регулирование деятельности банков, лицензирование и отзыв разрешений.
Конституция определяет особый правовой статус Центробанка, наделяя его исключительным правом проводить денежную эмиссию. Согласно этой же статье, главная обязанность Банка России — обеспечивать стабильный курс нацвалюты. Также деятельность этого органа регулирует ФЗ о Банке России. Среди прописанных в нем задач ЦБ стабильность и развитие российской платежной системы и финансового рынка.
Ключевой аспект правового статуса Центробанка — независимость. Это отдельный публично-правовой институт, который юридически не является органом власти. Фактически же, то есть по своим функциям, это именно орган власти, поскольку может использовать меры государственного принуждения.
История создания
Исторически ЦБ РФ — преемник Центрального банка РСФСР, учрежденного в 1990 году. До конца 1991 года эта организация существовала наряду с Госбанком СССР и фактически находилась с ним в противостоянии. В ноябре 1991-го с распадом Советского союза и образованием СНГ Центробанк РСФСР (Банк России) стал единственным в стране органом госрегулирования валютной и денежно-кредитной деятельности. Он стал выполнять задачи по эмиссии банкнот, определению курса рубля.
В начале 90-х под руководством ЦБ была сформирована сеть коммерческих банков, которые появились на базе ранее существовавших филиалов спецбанков. Кроме того, финансовый регулятор изменил систему счетов, появились расчетно-кассовые центры. С 1992 года ЦБ начал заниматься покупкой и продажей валют, так в стране появился легальный валютный рынок. С того времени ЦБ устанавливает и определяет официальные котировки иностранных денежных единиц к российскому рублю.
В 1992 — 1995 годах ЦБ сформировал систему инспектирования действующих коммерческих банков и механизмы валютного регулирования. Будучи агентом Минфина, ЦБ организовал рынок ценных бумаг государства.
Фактически ЦБ сегодня — это центральный элемент кредитной системы России. Именно от его эффективности и выбранных методов регулирования во многом зависит стабильность и рост экономики, особенно в кризисных ситуациях. Это посредник между государством и банками, которые для обеспечения своей ликвидности держат часть своих денег в кассовых резервах ЦБ.
Банковское регулирование
Банк России является регулятором банковской системы страны. Он осуществляет надзор за банками и небанковскими кредитными организациями, принимает решение об их государственной регистрации, выдает лицензии на осуществление банковских операций, а также приостанавливает их действие и отзывает.
Банк России также осуществляет контроль, надзор и регулирование за некредитными финансовыми организациями, к которым относятся:
- микрофинансовые организации (МФО);
- ломбарды;
- бюро кредитных историй;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- негосударственные пенсионные фонды;
- кредитные рейтинговые агентства и другие.
Отзыв лицензий у банков
В 2013 году Центробанк начал политику массового отзыва лицензий у банков, серьезно нарушающих законодательство. Политику оздоровления российской банковской системы начал еще Сергей Игнатьев. После вступления в должность Председателя ЦБ 24.07.2013 г. Эльвира Набиуллина с энтузиазмом подхватила заданный курс.
С 2013 года банки в России начали исчезать с большой скоростью. Например, если за 2012 год было отозвано 22 банковских лицензий, в первой половине 2013 года — 2, во второй половине 2013 — уже 27. Следующие годы идут по нарастающей.
Списки банков, у которых отозваны лицензии в 2013, 2015 годах.
Символ рубля
Функцией Центробанка является утверждение символа рубля. В 2013 году, в течение месяца, проводился опрос общественного мнения на официальном сайте банка. Большинство голосов (61%) выбрали русскую букву «Р» с горизонтальной чертой, 11.12.2013 символ рубля был утвержден.
Управление Центробанком
Эльвира Набиуллина
Управление осуществляет Председатель Банка России, назначенный на должность Государственной Думой, кандидатуру предлагает Президент России. Также управляет банком Совет Директоров из 14 человек, назначаемые Госдумой. Совет директоров должен проводить заседания не менее 1 раза в месяц.
В настоящее время Председатель Банка России — Набиуллина Эльвира Сахипзадовна. Свою должность занимает с 24 июня 2013 г., сменив Сергея Михайловича Игнатьева. В настоящее время он входит в Совет директоров банка, занимает должность советника Председателя Центробанка.
Деятельность Набиуллиной на своем посту вызывает как нападки, так и восторженные отзывы. В 2015 году журнал Euromoney признал ее самым лучшим главой Ценробанка в мире.
Коллегиальным органом главного банка страны является Национальный финансовый совет. В него входят 12 человек, в том числе Председатель ЦБ РФ. В настоящее время членами совета являются: министр финансов Силуанов А.Г., министр экономического развития Улюкаев А.В. и другие. В Национальный финансовый совет участники избираются таким образом: троих выбирает Президент РФ, троих — Правительство РФ, еще троих — Госдума и двоих — Совет Федерации.
Официальный сайт Банка России — www.cbr.ru.
Нина Полонская
finansoviyblog.ru
Банк России сегодня | Банк России
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении Банка России
Свидетельство о постановке Банка России на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации
Согласно статье 34.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности. Устойчивость национальной валюты означает не фиксированный курс по отношению к другим валютам, а сохранение покупательной способности денег за счет стабильно низкой инфляции. В условиях низкой инфляции объем товаров и услуг, которые можно приобрести на одну и ту же сумму в рублях, существенно не изменяется в течение долгого времени. Это поддерживает уверенность населения и бизнеса в национальной валюте и формирует благоприятные условия для роста российской экономики.
Совет директоров
В совет директоров Центрального банка Российской Федерации входят Председатель Банка России и 14 членов Совета директоров. Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность на пять лет по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации. Председателем Банка России с 24 июня 2013 года по настоящее время является Эльвира Сахипзадовна Набиуллина.
Структура центрального аппарата Банка России
Национальный финансовый совет
Национальный финансовый совет — коллегиальный орган Банка России. Национальный финансовый совет состоит из двенадцати человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. Кроме того, в состав Национального финансового совета входит Председатель Банка России.
www.cbr.ru
Центральный банк России (ЦБ РФ)
Официальный сайт cbr.ru
Банк России — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России, которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков (и других кредитных организаций). Российский ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдает и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физ. лицами.
Российский ЦБ — экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Российский ЦБ является юридическим лицом, уставной капитал и имущество которого являются федеральной собственностью. Подотчетен Государственной думе Федерального Собрания России, которая назначает его Председателя, по представлению президента России.
Российский ЦБ осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению золотовалютными резервами и другим имуществом. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка Российской Федерации (Банк России), а российский ЦБ — по обязательствам государства, вследствие чего государство может объявить дефолт по собственным обязательствам даже при наличии большого количества золотовалютных резервов, или процветать, даже при их отсутствии.
Цели и задачи
Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Основными задачами Банка России являются:
- регулирование денежного обращения;
- проведение единой денежно-кредитной политики;
- защита интересов вкладчиков, банков;
- надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
- осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
На этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и ЦБ Российской Федерации считает приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Правовой статус
Статьей 75 конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус центробанка России, определено его исключительное право на осуществление эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия центробанка России определяются также Федеральным законом «О центробанке России (Центробанке России)» и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О центробанке России (Центробанке Российском Федерации)» целями деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банк России) являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы России и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Ключевым элементом правового статуса центробанка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Центральный банк Российской Федерации выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом эмиссии ценных бумаг и организации денежного обращения. Он не является государственным органом, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Функции и полномочия, предусмотренные конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О центробанке России (Центробанке РФ)», Центральный банк Российской Федерации (Банк России) осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления. Независимость статуса Центробанка России отражена в статье 75 конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О центробанке России».
Нормотворческие полномочия Центробанка Российского Федерации предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления, всех юридических и физлиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О центробанке России (российском центральном банке)» и иными федеральными законами.
Центробанк России в соответствии с конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Центробанком РФ своих функций, должны направляться за заключением в Центробанк Российской Федерации.
Центробанк РФ является юрлицом. Уставный капитал и иное имущество Центробанка РФ являются федеральной собственностью, при этом российский ЦБ наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом российского ЦБ, включая золотовалютные резервы российского центрального банка, осуществляются самим российским ЦБ в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О центробанке России (Центральном банке Российской Федерации)».
Изъятие и обременение обязательствами имущества Центрального банка Российской Федерации без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации (Банк России) выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Российский центральный банк вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.
Государство не отвечает по обязательствам Центробанка России, так же, как и российский центральный банк – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. ЦБ России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Центробанка Российского Федерации, за исключением случаев, когда ЦБ Российской Федерации или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
В своей деятельности ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания России, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центробанка РФ (по представлению президента России) и членов Совета директоров российского ЦБ (по представлению Председателя российского центрального банка, согласованному с президентом России).
Государственная Дума направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Центрального банка Российской Федерации в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Центрального банка Российской Федерации (Банк России) и принимает по ним решения.
На основании предложения Национального банковского совета Центробанка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой России финансово-хозяйственной деятельности Центробанка Российского Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Центробанка РФ с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя российского ЦБ о деятельности российского центрального банка при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Функции Центрального банка Российской Федерации
Основной функцией Центрального банка Российской Федерации (Банк России) является защита и обеспечение устойчивости рубля, а эмиссия ценных бумаг осуществляется исключительно российским центральным банком. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую кредитно-денежную политику;
- монопольно осуществляет денежную эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
- является заемщиком последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их вложения инвистиций;
- устанавливает правила осуществления расчетов в России;
- устанавливает правила проведения банковских операций;
- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Центробанка России;
- принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
- регистрирует денежную эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства России все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Центробанка Российского Федерации;
- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством России;
- определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физлицами;
- устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы России;
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса России и организует составление платежного баланса России;
- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Структурные подразделения центробанка России
В настоящее время в центробанке России функционируют следующие структурные подразделения:
- Сводный экономический департамент
- Департамент исследований и информации
- Департамент наличного денежного обращения
- Департамент регулирования, управления и мониторинга платежной системы Центробанка Российского Федерации
- Департамент регулирования расчетов
- Департамент бухгалтерского учета и отчетности
- Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
- Департамент банковского регулирования и надзора
- Главная инспекция кредитных организаций
- Департамент операций на финансовых рынках
- Департамент обеспечения и контроля операций на финансовых рынках
- Департамент финансового мониторинга и валютного контроля
- Департамент платежного баланса
- Департамент методологии и организации обслуживания счетов бюджетов бюджетной системы России
- Юридический департамент
- Департамент полевых учреждений
- Департамент информационных систем
- Департамент кадровой политики и обеспечения работы с персоналом
- Финансовый департамент
- Департамент внутреннего аудита и ревизий
- Департамент международных финансово-экономических отношений
- Департамент внешних и общественных связей
- Административный департамент
- Главное управление недвижимого имущества Центробанка РФ
- Главное управление экспертизы и планирования капитальных расходов российского ЦБ
- Главное управление безопасности и защиты информации
Источник
www.cotinvestor.ru
Центральный Банк Российской Федерации
Центральный Банк Российской Федерации (сокращенные наименования: Банк России, ЦБ РФ, Центробанк) является государственным кредитным учреждением, банком первого уровня, имеющим в соотвествии с Конституцией особый, независимый правовой статус. ЦБ РФ выступает основным звеном всей национальной кредитно-денежной системы.
История Центрального Банка Российской Федерации
История главного банка нашей страны берет свое начало со времен правления Александра II: в 1860 году на основе его указа в процессе реорганизации всей банковской системы был создан первый Государственный банк Российской империи. Он занимал здание усадьбы декабриста М.С. Лунина, расположенное у Никитских ворот в Москве и находился в нём вплоть до революции 1917 года.
В эти годы Государственный банк выполнял функции Министерства финансов: проводил денежные реформы, производил эмиссионные операции, предоставлял коммерческие кредиты и т.д.
После революции 1917 года банковское дело объявлялось исключительно государственной монополией, поэтому существовавшие банковские организации присоединились к Государственному банку, который, в свою очередь, получил название Народный банк Российской Республики, а чуть позднее – Народный банк РСФСР. Однако уже в 1921 году он был переименован в Государственный банк РСФСР и перешел в полное подчинение Народному комитету финансов. С 1921 года и по сей день главное здание Центробанка находится в Москве на улице Неглинной, дом 12.
В 1923 году он сменил своё наименование на Государственный банк СССР.
До 1954 года Госбанк не являлся самостоятельной структурой: фактическое руководство осуществлялось Министерством финансов, оно же разрабатывало инструкции и правила осуществления банковских операций. В 1954 году Госбанк перешёл в ведение Совета министров, выйдя из подчинения Министерства финансов.
В 1987 году произошла кардинальная реорганизация кредитно-денежной системы страны, в результате которой появились новые банки (Сбербанк, Промстройбанк, Внешэкономбанк и др.), а Государственный банк стал выполнять функции главного государственного банка СССР. В его обязанности входило разработка кредитной политики, распределение денежных ресурсов и кредитных вложений.
В 1990 году был принят Закон «О Государственном банке РСФСР», по которому Госбанк России объявлялся юридическим лицом, подотчётным Верховному Совету РСФСР. В этот же год были приняты Законы «О банках и банковской деятельности» и «О государственном банке СССР». В соответствии с ними на территории СССР создавалась единая система банковских учреждений, основанная на единой валюте – рубле.
В 1991 году произошло упразднение союзных структур и образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), в связи с чем Госбанк СССР был ликвидирован, а его функции и полномочия возложены на Государственный банк РСФСР (Банк России). В ноябре 1991 году ему были переданы все активы и пассивы Центробанка СССР, а также его материально-техническая база и иные ресурсы. Спустя несколько месяцев главный банк страны получил своё современное наименование – Центральный банк Российской Федерации (сокращённо Банк России).
С 1992 года ЦБ РФ занимает главенствующую позицию в финансовой политике государства, при этом обладая независимым статусом и широким кругом полномочий.
В этом же году у Центрального банка появилась своя символика – двухглавый орел, а с 1995 года это изображение стало помещаться на всех выпускаемых банкнотах.
Следует обратить внимание, что иллюстрация двухглавого орла на всех монетах и купюрах – это не государственный герб Российской Федерации, а геральдическая эмблема Центробанка, зарегистрированная в официальном геральдическом регистре.
Функции и полномочия Центрального Банка Российской Федерации:
- Совместно с Правительством разрабатывает кредитно-денежную политику страны, а также реализует её;
- Обладает исключительным правом эмиссии (выпуска) денежных знаков;
- Организует наличное денежное обращение;
- Осуществляет валютный контроль;
- Устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте – рублю;
- Регулирует деятельность всех банков в Российской Федерации;
- Регистрирует выпуск кредитными организациями ценных бумаг;
- Выдаёт кредитным организациям лицензии на совершение банковских операций и отзывает их;
- Осуществляет банковский надзор за деятельностью всех кредитных организаций;
- Разрабатывает систему мер по обеспечению устойчивости национальной валюты – рубля;
- Обладает правом издания нормативных актов, обязательных для исполнения всеми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами без исключения. Участие Банка России в законотворческой деятельности регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- Осуществляет управление золотовалютным резервом страны;
- Реализует иные функции и полномочия, предоставленные Центробанку Конституцией РФ и федеральными законами.
Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации
- Банк России существует в форме юридического лица и не входит в общую систему исполнительных и распорядительных органов.
- Несмотря на то, что в соответствии с законодательством ЦБ РФ не является каким-либо органом государственной власти, его функции и полномочия можно отнести к самой государственной власти, поскольку их исполнение обеспечивается мерами государственного принуждения.
- Уставный капитал и имущество Центробанка является федеральной собственностью.
- Государство и Центральный Банк Российской Федерации не отвечают по обязательствам друг друга, если в отдельных вопросах они сами не приняли на себя такие обязательства.
- Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Центробанка, однако он подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
utmagazine.ru