Монополия
Современная экономика — это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия. Именно о ней и будет идти речь в статье.
Понятие и сущность монополии
Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «mono» — один, и «poleo» — продаю, фактически означая – один продавец.
Определение 1
Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо. Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг. Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».
Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.
Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России. Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации. Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.
Пример 1
Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.
Три вида монополии. Разъяснения и суть
Различают три основные виды монополий:
- Закрытая монополия.
- Естественная монополия.
- Открытая монополия.
Закрытая монополия
Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.
Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает в результате того, что спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.
Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.
Открытая монополия
В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.
Пример 2
Отличным примером предприятия, работающего в открытой монополии, является компания по производству конструкторов LEGO. По качеству аналогов LEGO нет. Однако существуют многие другие компании по изготовлению аналогичных конструкторов. Но благодаря высоким стандартам, качеству и рекламе, говоря о детском конструкторе, мы сразу вспоминаем LEGO.
В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.
Рисунок 1.
Плюсы и минусы монополии в экономике
Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.
Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:
- Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
- Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
- Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».
Замечание 1
В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.
Если общество хочет контролировать монополии, по крайней мере те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, оно имеет три варианта. Первый — это антимонопольная политика американского сорта; второй — государственное регулирование ; и третье — общественная собственность и эксплуатация. Как для монополии, ни один из них не является идеальным.
Антимонопольная политика дорога для обеспечения: антитрестовский отдел Департамента юстиции имел бюджет $133$ млн долларов в $2004$ году , и бюджет Федеральной торговой комиссии составил $183$ млн долларов. Подсудимые (которые также сталкиваются с сотней частных антимонопольных дел каждый год ), вероятно, потратили десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное регулирование медленно двигается.
spravochnick.ru
Легальная монополия примеры в россии
Естественные монополии в России
- Природные монополии. Появление таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, установленных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых. В случае если она при этом приобретает земельный участок, где расположено месторождение, никто другой уже не сможет им воспользоваться. Закон защищает права собственности, даже если они ведут к созданию монополии. Однако регулирующее вмешательство государства даже при этих условиях не исключено.
- Технико-экономические монополии. Это условное название для монополий, возникновение которых обусловлено либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлениями эффекта масштаба. Например, практически невозможно создание в городе двух сетей водоснабжения, подвода газа и электроэнергии в дома. То есть технически это реально осуществить, но нерационально с технической и экономической точек зрения. В России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий:
- естественные монополии;
- разрешенные монополии;
- временные монополии.
Бессмысленно дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города в город все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли. Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром говорят, что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением. Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.
Легальная монополия примеры в россии
Это и есть чистая монополия. Причины возникновения и существования монополий. Таким образом также возникают искусственные монополии. Сбыт снижается как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В 2009 году тенденция усилится, поэтому динамика ВВП будет отрицательной. В таком случае возникает естественная монополия.
В рыночной экономике прибыль занимает центральное место, выражая разносторонние экономические связи в воспроизводственном процессе и выступая в качестве цели предпринимательской деятельности. В современных условиях, когда международное денежное обращение действует без единой основы — золота, применяются два вида валютного курса: фиксированный и плавающий.
Монополии в России в конце 19 в начале 20 века (стр
На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики. К традиционным средствам достижения собственных целей добавились новые, типичные для империалистической эпохи — кабальные займы, концессии.
Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) — уровень монополизации был невысок.
Монополии: примеры в мире и в России
Яркий пример чистой монополии в России – местные фирмы по электро-, газоснабжению населенных пунктов. Кроме того, это компании, содержащие водопроводные сети. Коммунальные службы являются наиболее удачными примерами таких субъектов хозяйствования во всем мире.
Где же особенно ярко проявляется государственная монополия? Примеры использования административной власти можно увидеть в различных сферах. Это Банк России. Он обладает монополией на организацию, обращение и эмиссию наличных денег. Такое право дано ему законодательными актами.
Государственная монополия
- Патент — это свидетельство, который выдается физическому лицу для пользования изобретением. Патентом еще называют документ, который разрешает за определенную сумму в налоговый комитет квартальных отчислений в бюджет, заниматься малым бизнесом небольшим промыслом либо небольшой торговлей.
- Авторское право — это интеллектуальная собственность автора, который имеет возможность официально размножать их для получения выгоды в течение всей своей жизни либо до того периода не передаст в собственность авторские права другому владельцу.
- Торговый знак — это то, что называют брендом, в нем, может, содержаться определенный узор, рисунок, символы. А название будет отождествлять товар, фирму или услугу, которую они предоставляют людям. Регистрация торгового знака в государственных органах означает, что конкуренты не смогут использовать ваш знак для своей деятельности и получения выгоды от вашего разработанного проекта.
Картель — это союз, кучка предприятий, которые занимаются по сути одним и тем же, но они как бы между собой договариваются, как будут делить на доли общий выпуск продукции. А далее по какой цене будут продаваться продукты, производимые ими, для их распределения либо изделия на рынке. Эта форма искусственной монополии, по сути, не даёт возможности создать другим фирмам конкуренцию картелю.
Монополия, её основные характерные черты и виды (на примере России)
Итак, целью данной работы является выявление сущности монополии, её характерных черт и видов, а также одной из наиболее значимых линий конфронтации в новейшей истории России — борьбы за статус и роль государства в экономике нашей страны: будет ли государство реальным представителем народа, выразителем интересов страны и её экономики или оно станет инструментом в руках транснациональных корпораций и мировой финансовой олигархии…
Неслучайно в настоящее время как устойчивая тенденция четко прослеживается неуклонный рост тарифов/цен на блага, услуги, поставляемые данными государственными корпорациями и одобренные Правительством РФ, что провоцирует инфляцию, социальную напряженность, так как снижаются реальные доходы населения. А это свидетельствует о том, что государство, пока еще не стало «эффективным собственником».
Легальная монополия примеры в россии
Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополистов не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.
Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные предмета торговли сами продают на рынке; они договариваются о квоте — доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.
Монополия в России
Административно- командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики (за «железным занавесом»), опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.
Достичь доминирующего положения первым путем очень сложно, о чем говорит сам факт очень редких таких образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «честным», так как он предусматривает достижение преимущества над конкурентами постоянным повышением эффективности деятельности.
Естественные монополии в России: история, перспективы
В 2001 г. были одобрены основные принципы и направления реформирования электроэнергетики, а в марте 2003 г. принят пакет соответствующих законов. Этими актами решен целый комплекс вопросов, касающихся как правового регулирования сфер, относящихся к естественным монополиям, так и порядка их взаимодействия с иными сферами деятельности, не являющихся естественно-монопольными, но примыкающими к ним, в том числе производства электроэнергии и ее продажи [7, с.33].
Однако проблема регулирования естественных монополий в сфере электроэнергетики является важной проблемой. Правительство ищет разнообразные способы регулирования, учитывая специфику нашей страны. Еще одной проблемой является привлечение инвестиций в эту отрасль.
Легальная монополия примеры в россии
Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:
Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.
24 Июл 2018 yslygiur 257 Поделитесь записьюurist-yslugi.ru
Сложившиеся в Российской Федерации естественные монополии — Российское акционерное общество “ЕЭС России”, Российское акционерное общество “Газпром”, акционерная компания “Транснефть”, железнодорожный транспорт Российской Федерации, составляют основу производственного комплекса страны, в определенном смысле являясь гарантом экономической стабильности и целостности Российского государства. Эти естественные монополии даже в условиях всеобщего экономического кризиса, остановки и несостоятельности большинства промышленных предприятий доказали свою жизнеспособность и высокий уровень экономической эффективности. Именно они определяют лицо России в мировом экономическом хозяйстве. Сложность регулирования деятельности акционерных обществ в отраслях естественных монополий — РАО “ЕЭС России”, ОАО “Газпром”, заключается в том, что, с одной стороны, они, как и любой другой хозяйствующий субъект имеют целью своей деятельности получение прибыли. С другой стороны, их монопольное положение на рынке и стратегическая значимость для экономики и интересов безопасности государства требуют проведения такой политики, приоритетами которой являются интересы государства и населения. Эта двойственность требует разработки особого подхода к регулированию деятельности субъектов естественных монополий и предопределяет необходимость подкрепления государственного регулирования значительной долей государства в акционерном капитале этих обществ. На сегодня доля государства в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” — составляет 53%, в РАО “Газпром” — 40%. В то же время пакет акций, находящийся у иностранных акционеров РАО “ЕЭС России” увеличивался до последнего времени достаточно быстрыми темпами и составил на сегодня 30,8%. Нетрудно догадаться, что стихийное развитие данных процессов могло бы привести к потере государственного контроля в этих обществах и к возрастающему влиянию на их политику иностранных акционеров. Дальнейшее увеличение доли акций иностранных акционеров в РАО “ЕЭС России” и снижение доли государства поставило бы под угрозу самостоятельность РАО “ЕЭС России” и приоритет национальных интересов в политике РАО. Печальный опыт Казахстана, где значительная доля акций энергокомплекса принадлежит иностранцам, подтвердил необходимость проведения политики ограничения доли акций, принадлежащих иностранцам в отраслях естественных монополий, имеющих стратегическое значение, и установление предельной доли акций, находящихся в государственной собственности. Можно продолжить перечисление: приватизация Российского нефтегазового комплекса, его раздробление на ряд самостоятельных компаний способствовало тому, что в условиях падения мировых цен на нефть, они не смогли проводить единую экспортную и ценовую политику. Никакие соображения о необходимости пополнения федерального бюджета за счет продажи части акций из государственного пакета, нельзя назвать экономически целесообразными. Национальные стратегические интересы государства выходят за рамки решения сиюминутных проблем федерального бюджета, но носят долгосрочный характер, базируются на интересах развития национальной промышленности и сельского хозяйства, в каждой единице товарной продукции которых заложена цена энергии, сохранения единства и целостности России. Государственное регулирование означает приоритетность интересов государства в экономической политике данных обществ, включая вопросы сбыта, ценообразования, расчетных отношений, экспортной политики. Очевидно, что государственные интересы следует понимать шире, чем интересы федерального центра: поскольку деятельность естественных монополий прямо и непосредственно затрагивает состояние экономик всех регионов России, постольку интересы субъектов Российской Федерации должны находить свое отражение в политике субъектов естественных монополий. Наконец, государственное регулирование и контроль деятельности естественных монополий предполагают выражение интересов государства и общества внутри самих естественных монополий. Это предполагает, с одной стороны, установление контроля закона за деятельностью естественных монополий, дабы не допустить действий исполнительной власти, по Конституции управляющей федеральной собственностью, в интересах самой исполнительной власти и ее отдельных представителей. О возможности таких действий свидетельствует опыт проведения приватизации в России. В который раз Россия сталкивается с проблемой отставания законодательного процесса от процессов и потребностей хозяйственного развития. В условиях отсутствия базового закона, регулирующего деятельность акционерных обществ со значительной долей государства в отраслях естественных монополий, значительной долей государства, для решения необходимых и неотложных, отмеченных выше проблем. Законодательный процесс стал развиваться по пути принятия частичных законов и внесения изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты. Наиболее “продвинутым” обществом с точки зрения законодательного обеспечения стало РАО “ЕЭС России”. С этой целью был разработан и принят федеральный закон “Об особенностях распоряжения акциями Российского акционерного общества энергетики и электрификации РАО ЕЭС России и акциями других акционерных обществ электроэнергетики, находящихся в Федеральной собственности”. Этот закон был принят через преодоление вета Президента, что отражает высокий накал противоречий различных интересов вокруг проблем, решаемых этим законодательным актом. 1. Прежде всего, закон устанавливает, что контрольный пакет РАО “ЕЭС России” и других акционерных обществ электроэнергетики должен находиться у государства, то есть доля акций государства (федеральный пакет) в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” и других обществ электроэнергетики должна составлять 51% . 2. Закон разрешает противоречие между федеральным характером контрольного пакета акций РАО “ЕЭС России” и необходимостью учета интересов субъектов Российской Федерации в деятельности данного общества через передачу 33 процентов голосов по акциям РАО, находящимся в федеральной собственности, субъектам Российской Федерации пропорционально потребляемой электроэнергии. 3. Закон вводит ограничения (до 25 %) на объем акций РАО “ЕЭС России”, который может находиться в собственности иностранных институтов, юридических, физических и аффинированных российских юридических лиц. Нельзя не видеть несовершенство данного закона, которое “тянет” за собой необходимость внесения изменений и дополнений в целую серию законодательных актов и самого закона. Прежде всего, жесткое закрепление за государством пакета акций в 51 процент вряд ли целесообразно, поскольку при изменении экономической ситуации могут возникнуть условия, в том числе финансовые, для расширения государственного пакета акций. Более того, представляется, что наиболее оптимальным, с точки зрения интересов государства, был бы 75 процентный пакет акций в руках государства, чтобы исключить блокирование решений государства в органах управления РАО. Поэтому целесообразно было бы в законе установить, что не менее 51 % акций РАО ЕЭС России должно находиться в руках государства, тем более что уже сегодня пакет акций государства составляет 53 %, и подталкивание к его сокращению нецелесообразно. В этом и состоит экономический смысл поправки к названному закону, предложенной Советом Федерации. Далее, принятие половинчатого решения о передаче голосов по акциям из федерального пакета субъектам Российской Федерации предполагает следующий шаг — законодательное закрепление права на консолидацию голосов субъектов федерации и связанный с этим механизм (право) пропорционального представительства в органах управления РАО “ЕЭС России”. Понятно, что такая консолидация голосов может быть осуществлена только на добровольной основе. В связи с этим, Совет Федерации выступил с законодательной инициативой: внести соответствующую поправку в федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества”. Наконец, ограничение участия иностранных акционеров в акционерном капитале РАО “ЕЭС России” долей ниже, чем ее реальный фактический уровень, как это имело место в принятом законе, вряд ли целесообразно и приведет к тому, что данная норма либо не будет работать, либо ее действие приведет к нарушению прав акционеров. Действительно, добиться уменьшения доли иностранных акционеров можно двумя путями: либо через покупку государством требуемого количества акций по рыночному курсу; либо через проведение процедуры дополнительной эмиссии, по сути означающей “разводнение капитала”. И то и другое нежелательно, поскольку покупка государством акций РАО “ЕЭС” требует дополнительных затрат федерального бюджета; “разводнение же капитала” приведет к изменению пропорций распределения акций у акционеров, что безусловно, нарушает их права. Пытаясь найти выход в сложившейся ситуации, когда необходимо, с одной стороны, иметь ограничения на допустимую долю акций, находящуюся в собственноcти иностранных акционеров, а с, другой стороны, не создавать прецедента нарушения прав акционеров, Комитет по вопросам экономической политики выступил с инициативой ввести в закон поправку, суть которой состоит в ограничении объема акций, находящихся в собственности иностранных акционеров уже имеющейся долей, то есть 30 процентов, не допуская ее дальнейшего роста. Совет Федерации не согласился с предложенной поправкой Комитета по вопросам экономической политики, хотя она представляла собой разумный компромисс. Изменение политической ситуации в России, поставило вопрос о смене экономического курса и вопрос об уровне ограничений на владение акциями иностранных акционеров через какое-то время станет опять актуальным. Представляется целесообразным принять аналогичные законодательные акты — содержащие нормы, определяющие долю государства в пакете акций, передающие голоса по акциям, находящимся в федеральной собственности субъектам Российской Федерации, вводящие ограничения на долю акций, могущих находиться в собственности иностранных акционеров, в отношении других акционерных обществ в отраслях естественных монополий — таких как ОАО “Газпром”. На сохранение и защиту естественных монополий направлена законодательная инициатива Комитета по вопросам экономической политики, поддержанная Советом Федерации — “О внесении изменений и дополнений в статью 15 Федерального закона “Об акционерных обществах”, суть которой состоит в том, что реорганизация обществ в отраслях естественных монополий должна совершаться исключительно на основании федерального закона. Поводом для разработки данной поправки послужили нападки на таких как РАО “Газпром” и стремление законодательно защитить его от расчленения на отдельные звенья.
ФАС России |
stydopedia.ru
Естественные монополии в современной России
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Содержание
Введение
1. Понятие естественной монополии
2. Естественные монополии в России
3. Негативные стороны монополизма
4. Влияние естественных монополий на национальную экономику
5. Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России
5.1 Методы антимонопольного регулирования
5.2 Закон РФ о регулировании естественных монополий
5.2.1 Сущность закона
5.2.2 Пример по России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
С возникновением монополий стало очевидным, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства: 1) разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации; 2) создают организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации; 3) помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, т. к. законодательная база в ней еще очень слабо развита, и для создания нормального и функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий. Регулированию этих субъектов уделяется большое внимание в разных странах и в России в частности. Первый закон о регулировании естественных монополий был принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации. Естественные монополии существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Сферы естественных монополий подвижны. Они то расширяются, то сужаются, то ликвидируются вовсе в зависимости от природных факторов (например, наличия или отсутствия, увеличение или уменьшения разведанных полезных ископаемых и иных природных богатств), от спроса на товары и иных причин. Поэтому постоянное исследование и реформирование естественных монополий является необходимым. Бесконтрольное функционирование и развитие естественных монополий может привести к ряду cнеблагоприятных последствий, таких как: завышение тарифов, нарушение прав потребителей, ухудшение экономического состояния страны, потому как с точки зрения государственных интересов естественные монополии рассматриваются как важнейший бюджетообразующий и структурообразующий фактор развития экономики.
От того насколько прогрессивно будет развиваться законодательная база страны, зависит дальнейшее развитие экономики России и уровень ее благосостояния.
1. Понятие естественной монополии
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, что связано с существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками. К таким сферам относят, например, транспорт. Затраты на доставку груза или перевозку одного пассажира тем ниже, чем больше грузов или пассажиров перевозятся в данном направлении.
2. Высокие барьеры входа на рынок, поскольку фиксированные издержки, связанные со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь высоки, что организация подобной параллельной системы, выполняющей те же самые функции (строительство дорог и трубопровода или прокладка железнодорожного полотна проблематична) вряд ли может окупиться.
3. Низкая эластичность спроса, поскольку спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции (услуг), поскольку их не возможно заменить другими товарами. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности. К таким товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на автомобили заставит многих потребителей отказаться от приобретения собственной машины, и они будут пользоваться общественным транспортом, то даже значительное повышение тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.
4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:
· вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;
· предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;
· намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;
· расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.
Основной целью образования РАО «ЕЭС России» в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО «ЕЭС России» поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.
mirznanii.com
Форма монополии в России и ее виды
Термин «монополия» означает преобладание на рынке единоличного продавца или производителя продукции. Такой хозяйствующий субъект представляет собой целую отрасль, самостоятельно определяет и рыночную цену своего товара, и его объемы поставки покупателям. Монополии являются продуктом развития капиталистических отношений. Причем само их существование является фактором, тормозящим проведение государством любых экономических реформ.
Не дают в полной мере развиваться рыночным отношениям и различные виды монополий в России. И это серьезная задача, решение которой пытаются найти соответствующие государственные органы.
Историческая справка
В конце 19-го в. многовековое развитие рынка претерпело существенные изменения. И связаны они были с реальной угрозой развития конкуренции. Однако на пути такого необходимого рыночного атрибута возникло существенное препятствие, которым являлись различные организационные формы монополий.
История подобных экономических образований началась еще в глубокой древности. Различные формы монополий и их эволюция сопровождали практически все этапы развития рыночных отношений. Однако их новейшая история началась лишь в последней трети 19-го в., особенно проявившись в период кризиса 1873 г.
Признак монополистического образования
Что собой представляет это явление? Например, формы промышленных монополий — это не что иное, как отдельные предприятия и их объединения, а также хозяйственные товарищества, производящие значительные объемы определенной продукции. Такое положение дел позволяет организациям занять доминирующее положение на потребительском рынке и устанавливать высокие цены, которые приносят наибольшую выгоду.
Именно поэтому главным признаком монополии является ее исключительное положение. Предприятия, входящие в подобные образования, значительно ограничивают конкуренцию, возникающую на рынке того или иного товара. Конечно, монополия желанна для каждого производителя. Ведь в таком случае в его руках будет сконцентрирована определенная хозяйственная власть, которая позволит избежать многих проблем и рисков.
Естественная монополия
Состояние доминирующего положения на рынке классифицируется по различным видам. Существует такая монополия, как естественная, а также административная и экономическая. Рассмотрим первую из них.
Возникновению естественной монополии способствует целый ряд объективных причин. При этом подобное образование отражает такую ситуацию на рынке, когда спрос на тот или иной товар может удовлетворить одна компания или, в крайнем случае, несколько. В основе подобной монополии находится особенность производства продукции или уникальность обслуживания потребителей. В таких случаях конкуренция просто невозможна или крайне нежелательна. Подобные организации осуществляют энергообеспечение, оказывают телефонные услуги и т. д. В таких отраслях работает либо одна, либо ограниченное количество компаний.
Административная монополия
Порой та или иная организация начинает занимать доминирующее положение на рынке благодаря определенным действиям государственных органов. Такая монополия является административной. Предпосылкой ее возникновения является предоставление государством исключительных прав на выполнение определенного рода деятельности. Причем такие структуры, как правило, состоят из государственных предприятий, находящихся в подчинении различных ассоциаций, министерств и главков.
В административную монополию входит целая группа хозяйствующих субъектов одной отрасли, выступающая на рынке как единое целое. Подобные образования были доминирующими в бывшем СССР.
Экономическая монополия
Подобная форма образований является самой распространенной. Она появляется в связи с возникновением определенных экономических причин и выстраивается согласно закономерностям развития хозяйствования.
Так, об экономической монополии можно говорить в тех случаях, когда предприниматели завоевывают доминирующее положение на рынке двумя путями:
- концентрацией капитала с постоянным увеличением масштабов предприятия;
- централизацией капитала с присоединением или поглощением обанкротившихся фирм.
Идя первым или вторым путем, предприятие достигает таких размеров, которые позволяют ему доминировать на рынке.
Международная монополия
Подобное образование относится к особому виду. Оно возникает при высокой степени обобществления капиталистического производства и развитии процессов интерполяции хозяйственной жизни.
Какие виды монополий можно отнести к международному типу? Первая из них – транснациональная. Подобная монополия является национальной по составляющему ее капиталу и контролю над ним, но при этом она международная по своей сфере деятельности. Такие формы капиталистических монополий, как концерны, являются ярким тому подтверждением. Например:
- Концерн «Стандарт ойл оф Нью-Джерси». Это американская нефтяная компания, предприятия которой размещены более чем в сорока странах мира. Причем за рубежом концерн разместил 56% своих активов, осуществляя там 68% продаж, получая 52% прибыли.
- Швейцарский пищевой концерн «Нестле». Основная масса его производственных мощностей и организаций сбыта находится в других странах. В Швейцарии же осуществляется лишь малая доля оборота товара (2-3%).
Выделяют и собственно международные монополии. Все концерны и тресты, которые можно охарактеризовать этим термином, имеют ряд особенностей.
Их отличия, прежде всего, состоят в том, что принадлежащий им акционерный капитал имеет международное рассредоточение. Основное ядро сотрудников – это люди разных национальностей. Примером подобного объединения является:
- англо-голландский концерн «Юнилевер», работающий в химико-пищевой сфере производства;
- бельгийско-германский трест «Агфа-Геверт», производящий фотохимические товары.
Число подобных монополистических организаций невелико, что объясняется сложностями объединения капитала, различного по своему национальному происхождению — это и отличия в законодательстве, и двойное налогообложение, и противодействие государственных чиновников, и многое другое.
Формы монополий
Существует определенная классификация организаций, занимающих доминирующее положение на рынке. В этот перечень входит ряд основных форм, в которые могут объединяться монополистические предприятия. Самые простые из них возникли в сфере обращения. Среди них:
- Картель – форма монополии, объединяющая в себе несколько предприятий, работающих в одной производственной сфере. Участники подобной системы имеют коммерческую самостоятельность, сохраняют право собственности на средства и орудия труда, а также самостоятельно распоряжаются выпущенным ими продуктом. Участники картели лишь договариваются о величине своей доли в общем объеме производств, о рынках сбыта и назначаемых ценах на товар.
- Синдикат – это форма монополии, представляющая собой объединение некоторых предприятий, входящих в одну отрасль промышленности, у которых сохранена собственность на средства производства, но нет коммерческой самостоятельности в связи с отсутствием права на сбыт своего товара. Реализацией продукции в таком случае занимается общая сбытовая контора.
Существует и более сложная форма монополии. Такие предприятия охватывают сектор непосредственного производства. Одна из основных форм монополий подобного типа – трест. В такое объединение входят предприятия либо одной, либо сразу нескольких отраслей промышленного производства. Участники треста не имеют собственности ни на средства производства, ни на выпускаемый ими продукт. Отсутствует у них и коммерческая самостоятельность. Другими словами, в трестах существует объединение производства, сбыта, финансов и управления. Преимуществом подобного объединения является то, что каждый из его участников обладает своей долей акций, пропорциональной доле вложенного капитала. Подобный пакет дает право на участие в управлении трестом и получение от него своей части прибыли.
Существует и еще одна сложная форма монополий — многоотраслевой концерн. Он объединяет в себе десятки и даже сотни предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности, торговли и транспорта. Участники подобной монополии утрачивают свое право на собственность производственных средств, а также на выпускаемый ими продукт. Кроме того, над всеми предприятиями осуществляется финансовый контроль, проводимый головной фирмой.
Появление монополий в России
Образования, состоящие из доминирующих на рынке организаций, возникли и в нашей стране. Причем впервые о монополиях в России заговорили в конце 19-го в. Данные сообщества развивались по своеобразному пути, который отличался непосредственным вмешательством в их дела государственных органов. Свое влияние на развитие организаций правительство осуществляло в металлургической сфере, машиностроении, на транспорте, в сахарной и нефтяной промышленности. Именно поэтому виды монополии в России, как правило, ограничивались административным типом. Однако до начала 20-го в. роль таких организаций в экономике страны была несущественна.
Переход России к империализму
В 1900-1903 гг. разразился мировой экономический кризис. Он и стал главным толчком, приведшим к ускоренному и массовому образованию монополий в России. Для определения путей выхода из кризиса промышленники стали собираться на отраслевые съезды. И при этом был выработан основной рецепт решения проблемы. Он заключался в создании объединенных торговых организаций, реализующих произведенные товары. Таким образом, появились низшие формы монополии в России, представляющие собой синдикаты. Эти организации держали под контролем цены на рынке.
Синдикаты, как первые формы монополии, в России возникли из-за покровительственных государственных пошлин, защищавших отечественный рынок. Появлению подобных образований способствовали и казенные заказы, когда государство устраивало конкурсы, отдавая предпочтение компании, назначившей самую низкую цену.
Таким образом, в начале 20-го в. возникли такие синдикаты, как «Продамет», «Продвагон», «Продуголь», «Кровля».
Параллельно с синдикатами стала образовываться такая форма монополии, как трест. Постепенно появлялись и образования «высшего типа», то есть концерны. Подобные объединения были развиты в хлопчатобумажной промышленности. Причем предприниматели, накопив крупные суммы, вначале овладели банками, а затем начали вкладывать имеющиеся у них средства в слаборазвитые отрасли. На то время ими были такие сферы промышленности, как автомобильная, электротехническая и химическая.
Международные виды монополии в России действовали в нефтяной промышленности. Они пришли в нашу страну в форме трестов, поделивших между собой мировые рынки. В России было сразу три представителя подобной монополии. Среди них:
- «Ройял Дал Шелл» — англо-голландский трест.
- «Товарищество Нобель», главный капитал которого принадлежал немецким промышленникам.
- «Русская генеральная нефтяная корпорация», созданная на основе англо-французских денежных вложений.
В целом монополисты приносили явный ущерб народному хозяйству страны. Они держали высокие цены на свою продукцию, порой ограничивая добычу топливно-энергетических ресурсов. Именно поэтому российское правительство вынуждено было бороться с таким явлением, как монополия. Виды и формы подобного образования пытались ограничить различными законодательными актами. Однако все было тщетно, так как большинство правительственных чиновников параллельно с государственной работой занимало высокооплачиваемые посты в различных компаниях.
Промышленный спад
Некоторые локальные монополии России прекратили свою деятельность в связи с началом Первой мировой войны. Но в целом в период проведения боевых действий количество подобных образований только возросло. Некоторые концерны, как высшая форма монополии, стали еще мощнее. Причем многие из них значительно увеличили свой капитал, выпуская продукцию военной направленности.
После Октябрьской революции была проведена национализация банков и промышленности. В результате этого процесса монополии в России ликвидировали. Появление подобных образований вновь началось после 90-х, когда страна стала переходить к рыночным отношениям.
Современный этап
На сегодняшний день чистых монополий в России нет. Существуют только отдельные предприятия, продукция которых занимает значительную долю на рынке (65 и более процентов). Основная форма монополии в России представляет собой крупные объединения. Причем все они относятся к виду естественных образований. Подобные монополии создавались самим государством при проведении политики специализации, углубления и концентрации производства. Однако экономические кризисы ясно показали, что подобные структуры являются крайне неустойчивыми.
Кроме того, в России существует и такой вид монополизма, как локальный. Он возникает вследствие ненасыщенности рынка, когда отдельные предприятия помимо своей воли начинают занимать доминирующее положение. В этот перечень часто попадают организации, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, а также торговлей, медицинским и бытовым обслуживанием населения.
Самых крупных монополистов в России всего три:
- РАО «ЕЭС», занимающаяся производством электроэнергии и оказывающая услуги по ее доставке потребителю.
- «Газпром», транспортирующий газ по трубопроводам и реализующий его населению.
- МПС, возглавляющее железнодорожные перевозки.
В этот же список можно включить и «Ростелеком». Данная организация оказывает услуги международной и междугородней связи. Более мелкими монополистами, организующими свою деятельность в городах, являются предприятия Водоканала, Метрополитена и т. д. Все они способны регулировать цену на свой товар, ограничивая для потребителя его предложение.
Порой монополисты злоупотребляют находящейся в их руках властью. Они устанавливают чересчур высокие цены, покрывая этим свои ничем не обоснованные затраты. Кроме того, в российской экономике наблюдается дискриминирующее отношение со стороны монополий к своим конкурентам. Примером тому может служить решение администрации Кировской области, создавшей государственное предприятие, в которое вошли ранее самостоятельно работавшие аптеки, фармацевтическая фабрика, аптечная база и контрольно-аналитическая лаборатория. Подобное объединение прекратило свою деятельность по решению государственного Антимонопольного комитета.
fb.ru
виды. Субъект государственных монополий. Государственное регулирование естественных монополий
В современном мире экономисты считают монополию тормозом прогресса. По их утверждениям, она не способна заставить монополиста модернизировать и улучшать производственные процессы.
С этой позицией нельзя не согласиться, но стоит добавить, что есть сферы производства, в которых без монополии обойтись нельзя. Причём, если в конкретных секторах экономики демонополизировать рынок, то это сулит резкое подорожание стоимости услуг.
Как управлять монополией?
Если без монополии нельзя обойтись, то возникает соответствующий вопрос о методах и способах контроля операций, которые осуществляются на таком рынке. Ведь без этого могут безосновательно расти цены, а качество продукции будет снижаться.
В таком случае основным инструментом контроля подобных предприятий является государственное регулирование монополии. С помощью соответствующего законодательства государство ставит определённые условия, за рамки которых предприятие выйти не может.
Если рассматривать государственную монополию, то тут не всё так однозначно. Ведь кто, если не государство, может с помощью своих ресурсов производить товары массового назначения по льготным ценам? Пожалуй, ни одно коммерческое предприятие так поступить не может, потому что потеряет источник финансирования своих затрат на производство. В социально значимых сферах без государственной помощи не обойтись.
Понятие государственной монополии
Итак, перед тем как приступить к анализу данного вопроса, сперва стоит разобрать само понятие. Государственная монополия – это вид несовершенной конкуренции, в котором монополистом является само государство.
Это может происходить из-за достаточно большого количества факторов: защиты слабых слоёв населения, получения дополнительного источника пополнения бюджета, политики, направленной на контроль тех секторов экономики, которые более всего интересны государству.
В каких сферах может наблюдаться подобное состояние?
В основном государственная монополия большинства стран распространена на следующие услуги и товары:
— продукция массового потребления;
— наркотические вещества;
— алкогольная продукция;
— табачные продукты;
— продажа определённых товаров за рубежом;
— полезные ископаемые и т.д.
Иными словами, государственная монополия – это инструмент, с помощью которого государство может управлять стратегически важными для него секторами экономики.
Кто является субъектом государственной монополии?
Таким определением называют предприятие или организацию, которым предоставляется привилегия функционирования в условиях монопольного рынка.
Чаще всего субъект государственных монополий – это открытое акционерное общество, контрольным пакетом акций которого владеет государство. Но это может быть и организация, в которой государственной доли нет вообще. Обычно такие организации должны получить сертификаты, лицензии и другие разрешительные документы на осуществление деятельности, которая подпадает под понятие монополии.
В чём отличие от естественной монополии?
Естественная монополия образуется природным путём для сокращения уровня издержек и, соответственно, снижения цены производимого товара либо оказываемой услуги. Для наглядности представьте себе: если бы каждый перевозчик хотел построить свой железнодорожный вокзал и собственную железную дорогу, это бы вынуждало его и включать в стоимость каждого билета такие затраты, что привело бы к значительному росту стоимости проезда.
А государственная монополия образуется путём создания соответствующих законов и нормативно-правовой базы, которая определяет такой рынок, способы и механизмы ведения на нём деятельности, а также методы контроля.
Несмотря на то что рынок предполагает наличие только одного предприятия, которое производит соответствующие товары, естественная и государственная монополии имеют различия именно в порядке образования, способах контроля, а также регулирования.
Абсолютно все монополисты подпадают под внимание специализированных органов, которые проверяют их поведение на рынке, обоснованность стоимости и качества услуг, товаров.
Государственное регулирование естественных монополий заключается в следующих пунктах:
1. Выявление тех сфер деятельности, в которых присутствует монополия.
2. Проверка, сравнение, анализ и утверждение цен на товары, услуги, которые предоставляются предприятием-монополистом.
3. В случаях необходимости — изменение правил функционирования, торговли либо принудительное изменение цен на продукцию.
В чём отличие от естественной монополии?
Если сравнивать государственное регулирование естественных монополий с теми случаями, когда монополистом является само государство, то зачастую возникает проблема с доступностью коммерческой информации о деятельности предприятия.
Если в случае с естественной монополией предприятие должно предоставлять информацию и своих доходах, расходах, прибылях и прочем движении финансовых средств, то при государственной монополии возможности получить такую информацию у предприятия практически нет.
Монополия, установленная государством искусственным путём, считается закрытой, потому что извне на неё никто не может повлиять.
Какие существуют виды государственной монополии?
Она может быть легальной и обоснованной, а может быть и искусственно созданной для отмывания денежных средств, что доказывают многочисленные факты преследования экс-чиновников в различных странах.
По всему миру считается оправданной монополия на распространение лечебных препаратов, которые содержат наркотические вещества. К примеру, государственная монополия в России на распространение таких веществ является единственным верным способом защитить население от потенциального вреда этих средств. Что было бы, если доступ к подобным веществам имели все? Кто бы помешал кому-либо изготовить из наркотических препаратов наркотики? Учитывая то, что даже при наличии закрытого рынка в стране существуют теневые каналы поставки и торговли, выход наркотических веществ на законный рынок сопровождалось бы массовым приростом количества наркоманов.
Получается, что искусственно сузив количество участников данного рынка, России удаётся достичь относительно низкого уровня использования различных препаратов в нелегальных целях.
Государственный контроль на некоторых рынках — условие безопасности населения страны
Подобным примером будет и государственная монополия внешней торговли оружием, а также другими устройствами военного предназначения. В мире и так достаточно опасных конфликтов как между разными странами, так и внутри них.
В данной ситуации просто будет неуместна свободная торговля вооружением – она может подорвать основы национальной безопасности стран.
Но отнюдь не все государства, создавая чистую монополию, действуют в благих целях. Есть много примеров, когда по сговору чиновниками создавалась картель либо синдикат, с помощью которых проводились различные финансовые махинации.
Как это выглядит? К примеру, группа депутатов, представляющих интересы крупных бизнесменов, может написать и принять закон, который сможет создать псевдомонопольный рынок в пользу своих покровителей. Так делалось уже не раз в близких к РФ странах.
Монополия – это вынужденная мера
Конечно же, в условиях совершенной конкуренции прогресс в производстве, улучшение рабочих процессов, рост качества продукции на фоне снижения себестоимости изготовления проходят намного быстрее, чем в условиях монополии, тем более государственной.
При этом государственная монополия очень часто используется как инструмент повышения лояльности к политикам. К примеру, применяется необоснованное снижение цен на товары либо услуги. Если структура сильная, то она сможет перенести подобные меры в течение некоторого периода.
На самом деле такое понимание рынка является ошибочным, так как ведет к убыточности предприятий. Как следствие, ему потребуются новые вливания из бюджета.
Например, рассмотрим предприятия, которые работают в нефтегазовой сфере. Данный сектор экономики является главным кормильцем Российской Федерации. Нефть, газ – это те ресурсы, которые Россия поставляет зарубежным странам в огромных количествах. Объёмы настолько большие, что если бы поставки прекратились, то это грозило бы остановкой многих предприятий во всём мире, которые используют нефть и газ в качестве сырья.
Вся серьёзность данного источника доходов стимулирует страну к тому, что ей необходимо осуществлять полный контроль за всем, что происходит на рынке. А контролировать одно из государственных предприятий либо группу, которая работает по согласованной схеме, намного легче, чем десятки коммерческих организаций. Причём наличие частных структур в большом количестве не привело бы к улучшению качества продукции.
Из этого можно сделать вывод, что государственная монополия в РФ является необходимым способом для осуществления контроля в государственно важных секторах экономики.
fb.ru
Монополия
Под монополией понимается такая структура рынка, при которой существует всего один продавец, контролирующий всю отрасль, и реализуемый им продукт не имеет субститутов в других отраслях. Монополия – противоположность конкурентному рынку, где действует большое количество продавцов. Соперничество на конкурентном рынке заставляет продавцов снижать цены – при монополии же продавец может устанавливать любую цену на свою продукцию.
Причины образования монополий
Основными причинами, по которым образуются монополии, считаются следующие:
- Стремление получить прибыль выше средней – монополистическую прибыль. Считается, что, если компания имеет более 65% всей прибыли отрасли, значит, отрасль монополистична. Достичь такой прибыли можно, только если лишить потребителя возможности выбора.
- Законодательные барьеры. Вход в рынок может быть доступен только фирмам, имеющим специальный сертификат или лицензию.
- Внешняя политика. Монополия может быть образована из-за желания государства защитить отечественного производителя. С этой целью государство ставит барьеры для зарубежных игроков, например, ограничение импорта.
- Запугивание. На руководство конкурирующей фирмы может оказываться давление с целью добиться ухода этого предприятия из отрасли.
Виды монополий
Существует несколько классификаций монополий – наиболее распространенная предлагает делить их на следующие типы:
- 1. Открытая монополия – это временная ситуация, обусловленная тем, что конкуренты пока не освоили производство продукта. Чаще всего возникает при появлении новой технологии.
- 2. Закрытая монополия создается с помощью законодательных барьеров.
- 3. Естественная монополия – ситуация, при которой предприятия отрасли объединены одной организацией. Естественная монополия существует, если в отсутствии конкуренции удовлетворять потребности населения проще и выгоднее (за счет снижения издержек на единицу товара). К отраслям естественной монополии в России относят железнодорожный транспорт, линии электропередач, водоснабжение и канализацию. Естественная монополия характеризуется большим количеством барьеров входа в отрасль. Прежде всего потенциальных конкурентов отпугивает внушительный размер капитала, необходимый для входа.
Преимущества и недостатки естественных монополий
Естественные монополии имеют ряд плюсов, в числе которых:
- Возможность использовать значительные финансовые ресурсы для поддержания или модернизации производства.
- Установление единых стандартов, которым должна соответствовать продукция (что упрощает контроль качества).
- Возможность использовать современные достижения НТП.
Однако существуют и минусы:
- Соблазн переложить максимум издержек на потребителя, который не в состоянии оказать обратное влияние на производителя (например, отказаться от его услуг).
- Вероятность снижения качества предоставляемых услуг (компания идет на это, чтобы снизить издержки).
- Вероятность «застоя» в техническом прогрессе (у производителя нет побудительных мотивов к совершенствованию услуг).
Что представляет собой чистая монополия?
Чистая монополия – ситуация, когда на рынке присутствует всего один производитель. Явление чистой монополии считается теоретическим – на данный момент встретить чистую монополию, образованную естественным способом (без поддержки государства), проблематично.
Чистая монополия характеризуется следующими чертами:
- Реализуемый товар не имеет субститутов, то есть продуктов-заменителей. Это тоже абстракция – сейчас практически любой продукт заменяем, поэтому у потребителя всегда есть возможность выбора.
- Ценовой диктат. Цена устанавливается фирмой, а не рынком. Реализация этой особенности тоже невозможна – диктата не допускает государство.
- Компания не имеет стратегии, так как необходимость бороться за потребителя отсутствует.
Найти примеры чистой монополии при некоторых допущениях все же можно. Например, компания INTEL – монополист на рынке полупроводников (90% рынка), а фирма БЕЛАЗ – вовсе единственный в СНГ производитель карьерной техники (бульдозеры, тягачи).
Как бороться с монополией?
К основным методам борьбы с монополией относятся:
- Устранение всяких барьеров и создание благоприятных условий для образования в отрасли фирм-конкурентов.
- Устранение препятствий для зарубежных производителей.
- Принудительное разделение большой организации на несколько мелких.
- Государственный надзор за процессами слияния и поглощения, которые приближают отрасль к монополии, а также установление высоких требований к фирме-«поглотителю».
- Прямой контроль. Государство самостоятельно определяет заработную плату сотрудников и цену продукции предприятий, являющихся естественными монополистами. Пример такой компании – «Уралкалий», фирма, которая разрабатывает единственное в стране месторождение калийных солей.
utmagazine.ru