Монополизм в экономике это – его контроль, роль в экономической теории

Содержание

его контроль, роль в экономической теории

Добавлено в закладки: 0

Что такое монополизм? Описание и определение понятия

Монополизм – это преобладание одного или нескольких продавцов или производителей на рынке услуг и товаров, которые объединяются для завоевания рынка потребителей, подавления конкурентов и установления контроля над образованием цен или действиями субъектов экономики, которые направлены на подчинение рынка и установление контроля над ценами.

Есть несколько типов монополий: конгломерат, естественная монополия, олигополия, монопсония и синдикат.

Контроль монополий

В каждой стране создают разные органы для контроля монополий. Их цель — это поддержание на рынке конкуренции, контроль над ценами товаров, предотвращение зависимости прочих компаний от монополий. Для контроля монополий создают законодательство, в котором указывают правило их функционирования на рынке. В сравнении с прочими типами естественные монополии контролировать сложнее всего. Тогда появляется вопрос об экономической обоснованности их деятельности, законодательное установление доходности или цен. Еще применяется контроль отношений собственности — выясняют конкретные бенефицианты и лица, которые принимают решения о деятельности монополии.

Первый шаг — это выявление типов деятельности, которым свойственна естественная монополия. Следующий шаг — это проверка обоснованности цен и затрат. После проверки обоснованности цен и затрат и их утверждения государством последующие изменения, которые провоцируют монополии будут наблюдаться лишь после проверки антимонопольными органами. Для того, чтобы более эффективно регулировать естественные монополии, государство национализирует их. В данной ситуации наблюдается проблема закрытости информации в работе монополий.

Монополия в основном направлении современной экономической теории

Согласно мнению Харбергера Арнольда, присутствие на рынке монополии приводит к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).

Согласно мнению Лейбенстайна Харви, у монополии отсутствуют стимулы поддерживать эффективное производство (X-эффективность).

Цены Рамсея — это линейные цены, уменьшающие чистые потери общества при условии, что суммарная выручка предприятия равняется общим затратам. В данной ситуации цены будут больше, чем рыночные, однако потери общества от монополии будут наименьшие.

По мнению Познера Ричарда, монополии создают добавочные затраты на поддержание и завоевание монопольного положения.

Монополизм и его последствия

Монополизм, казалось бы, противостоит рынку, так как ограничивает конкуренцию, тормозитнаучно-технический прогресс, удерживает высокие цены, сокращая при этом объем выпускаемой продукции. В индустриально-развитых странах отношение к монополиям, однако, двоякое. Приводятся аргументы и «за», и «против» существования монополий омике

Антимонопольное законодательство. То, насколько монополия реализует свои позитивные или негативные тенденции, во многом зависит от эффективности государственного антимонопольного регулирования и роли общественного воздействия. Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антимонопольными (антитрестовскими) законами выделены четыре объекта контроля: антиконкурентные слияния фирм, монополизация рынка, ценовая дискриминация, сговор о ценах и другие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» является компания, которая захватила рынок при помощи ограничительной практики (захват каналов сбыта, источников сырья, разного рода соглашения меж двумя или несколькими компаниями о ценах, разделе рынков сбыта, вытеснение имеющихся с рынка и препятствие проникновению новых конкурентов и т.д.), но не компания, которая добилась значительной рыночной доли ввиду более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Японии и Западной Европе развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В некоторых ситуациях (к примеру, в Японии – в отношении к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или предписывает даже картельные соглашения для улучшения экономической ситуации. Есть и прочие отличия антимонопольных мероприятий в США и в прочих развитых странах. К примеру, когда в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — самый важный элемент ограничения монополий, то в Японии данная практика является редкостью.

В Японии и Западной Европе есть мнение (довольно справедливое), что строгое выполнение антимонопольных законов в американском стиле может вызвать падение эффективности их экономик в сравнении с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты считают, что абсолютизация свободы конкуренции вызывает ослабление международной конкурентоспособности американской промышленности. Потому в 1980-е годы началась либерализация антитрестовского законодательства: считают, что одной целью антимонопольной политики должно быть эффективное функционирование рынка, несмотря на нарушение способов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского вида примыкает закон « О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках», принятый в России 22 апреля 1991 г. первый антимонопольный акт в стране. Хотя он и отображает специфику переходного периода (так, некоторые его статьи направляются против монополизма органов власти и управления в области экономики), но недостаточно. Опыт показал, что в законе не предусматривается контроль большинства проявлений монополизма торговцев и производителей, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов обозначает признание его монополистом и усматривает государственный контроль за объемами производства, ценами и качеством продукции. Но применение в качестве критерия только показателя доли предприятия на рынке не дает возможности определить правильно список монополистов, так как размер предприятия, его доля на рынке не являются еще свидетельством монополизма. Главное заключено в ограничительной практике, монополизм — это проблема не только количественная, но и качественная.

Промышленные финансовые группы

Современная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркас современной экономики во всех развитых странах Востока и Запада являются большие финансово-промышленные группировки (ФПГ) и корпорации-олигополии, именно они играют роль главных субъектов современного хозяйства рыночного типа. Грань меж этими двумя понятиями достаточно относительна. Большие фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, которые выпускают самую различную продукцию и функционирующих часто довольно независимо друг от друга. ФПГ — это самоорганизующиеся объединения под одним контролем нескольких крупных финансовых и промышленных компаний, которые осуществляют хозяйственную согласованную деятельность. Поэтому вырисовывают иерархическую структуру современного «большого бизнеса»: предприятие — большие компании – финансово-промышленные группы.

Смешанную экономику называют порой упрощенно сочетанием государственного регулирования и рыночной саморегуляции. В действительности надфирменный и внутрифирменный олигополистический контроль рынков исполняет не меньше, а, может быть, больше важных функций, нежели экономическая политика правительств развитых стран.

Цели деятельности — это:

  • увеличение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на глобальный рынок, увеличение экспортного потенциала;
  • организация НИОКР в больших масштабах, их ускоренное внедрение в производство;
  • кооперирование объединенных единым контролем предприятий, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения большого производства, маневрирование денежным обобществленным капиталом для увеличения эффективности его применеания.

Итогом реализации данных целей должны быть увеличение объема продаж и увеличение прибыли производителей. Изучение работы самых интегрированных и эффективных ФПГ – японских «дзайбацу» – указывает, что ориентация на увеличение объема реализации играет заметно большую роль для них, нежели погоня за временной прибылью. Видимо, деятельность ФПГ (и «большого бизнеса» вообще) связана неизбежно с ослаблением чисто прибыльных мотивов предпринимательства, большим вниманием к нуждам скорее потребителей собственных товаров, нежели акционеров. Организация ФПГ в то же время дает возможность стабилизировать доходность компаний-участниц и защитить их надежно от разорения.

Контроль – это властные отношения, которые дают возможность определять главные итоги управленческой деятельности. Отношения контроля в ФПГ могут проводиться с помощью одной из трех форм: контроль со стороны совещания президентов компаний, контроль из банка, контроль из холдинга,.

Монополизм холдингов

Холдинг — это финансовый фонд, который владеет большими долями акционерного капитала прочих фирм группы, достаточный для контроля над ними. Материнская (головная) компания-холдинг может проводить исключительно функции координирующего центра, не занимаясь своей производственной деятельностью. В деятельности холдинга главное место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств в ФПГ, учредительско-эмиссионная деятельность, контроль взаимных платежей и так далее

Когда холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центры контроля за работой ФПГ — это зачастую банки, которые проводят крупномасштабное целевое кредитование членов группы. Лидеры группы могут при этом занимать главные посты в совете директоров главного банка.

По японскому законодательству (равно, как и по современному российскому) финансово-кредитные институты могут владеть не больше, чем 10 процентами акций какой-нибудь компании. Поэтому специфика Японии — это система взаимного (перекрестного) владения акциями ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех самых крупных ФПГ Японии (Сумитомо, Мицубиси, Мицуи) было приблизительно 30 %, что обеспечивает довольно высокую степень их сплоченности.

Центральный орган координации деятельности данных групп — это совещания президентов фирмы, которые секретно проводятся. При этом банки играют роль финансовых центров, но не центров контроля, так как они сами контролируются прочими фирмами группы.

С одной стороны ФПГ стимулируют улучшение национальной экономики и увеличение ее конкурентоспособности, с другой – их деятельность основывается на «приглушении» конкурентной борьбы и потому в принципе может обернуться торможением экономического роста.

Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств в отношении них. Когда экономика страны страдает уменьшенной конкурентоспособностью, правительство оказывает большому отечественному бизнесу протекцию. Когда экономическое развитие устойчиво и стабильно, то правительство переключает внимание на антимонопольные мероприятия, малый бизнес и так далее. Таким образом, рыночное современное хозяйство потребует поддержания определенного динамичного равновесия между малым и большим бизнесом, что и является одной из самых важных задач экономической государственной политики.

Мы коротко рассмотрели монополизм: его контроль, роль в экономической теории. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

biznes-prost.ru

это… Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы и история

Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.

Признаки чистой монополии

О полной монополизации рынка какого-либо товара (услуги) или отрасли можно говорить при наступлении следующих условий:

  • существует крупный игрок (компания, организация, союз производителей), на чью долю приходится значительная часть объема производства и сбыта;
  • он имеет возможность управлять ценой товара путем изменения объема предложения;
  • на рынке отсутствуют товары или услуги, которыми потребители смогли бы заменить то, что производит монополист;
  • новые компании, которые смогли бы составить конкуренцию монополисту, в отрасли не появляются.

Таким образом, монополизм — это полное господство в отдельной сфере или на рынке отдельного товара крупной организации, навязывающей собственные правила игры потребителям. Сегодня, за редким исключением, такие «идеальные» монополии существуют лишь абстрактно. Ведь незаменимых товаров практически не существует, а недостаточное предложение на внутреннем рынке компенсируется за счет импорта. Поэтому в современных условиях о монополии говорят тогда, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, на чью долю приходится значительная часть объема производства.

Административный монополизм

Возникновение монополий в России тесным образом связано с действиями государства. Первые крупные объединения компаний возникли в конце XIX века с целью удовлетворения нужд страны в таких областях, как металлургия, машиностроение, транспорт и др. Явление, при котором создание и деятельность монополий контролируется государством, получило название административный (государственный) монополизм.

При этом правительство страны действует в двух направлениях. Во-первых, оно предоставляет некоторым производителям эксклюзивные права на ведение какой-либо деятельности, которая впоследствии становится монополизированной. Во-вторых, власть выстраивает четкую структуру государственных компаний. Создаются объединения предприятий, которые подотчетны государственным структурам — министерствам и ведомствам. Ярким примером такой системы являлся СССР, где административная монополия выражалась в доминировании властных структур и во владении государством средствами производства.

Естественные монополии

В тех сферах, где появление множества производителей невозможно, существует естественный монополизм. Это явление возникает вследствие владения компанией уникальным ресурсом — сырьем, оборудованием, авторским правом. Такой вид монополии также возникает в отраслях, где конкуренция теоретически возможна, но крайне нежелательна, поскольку при ее отсутствии спрос может быть удовлетворен более эффективно. В качестве примера естественных монополий можно привести железнодорожные и энергосбытовые компании, а также службы, организующие центральное водоснабжение.

Экономические монополии

Однако чаще всего монополии появляются вследствие объективных законов хозяйственного развития. Такой экономический монополизм можно назвать наиболее «честным» способом занять доминирующее положение на рынке. Достигается это двумя путями: концентрацией капитала либо его централизацией. В первом случае компания направляет часть своей прибыли на увеличение собственных масштабов, постепенно растет и побеждает в конкурентной борьбе. Второй путь — объединение бизнеса или поглощение более слабых соперников. Обычно экономические монополии в процессе своего становления используют оба этих способа.

Минусы монополизма

Критики монополий отмечают их негативное влияние на экономику отрасли, которое связано с отсутствием конкуренции. В этих условиях монополист может влиять на цену и обеспечивать себе максимальную прибыль. Другими словами, монополизм — это противоположность конкурентного рынка. В монополизированной отрасли наблюдаются следующие отрицательные явления:

  • качество продукции не улучшается, поскольку у монополиста отсутствует стимул работать в этом направлении;
  • увеличение прибыли компании достигается не за счет снижения затрат, а за счет манипуляции ценами;
  • необходимость внедрять новые технологии и стимулировать научные изыскания также отсутствует;
  • на рынке не появляются новые компании, которые могли бы создать рабочие места;
  • эффективность использования производственных мощностей и труда постепенно падает.

Почему монополия — не всегда плохо?

Однако рыночный монополизм имеет некоторые позитивные черты, которые тоже нельзя отрицать. Сторонники монополий отмечают, что концентрация производства дает больше возможностей для экономии издержек. Это достигается за счет централизации некоторых вспомогательных служб — финансовых, снабженческих, сбытовых и других. Кроме того, только крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в новые проекты и финансировать исследования, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу.

Исторические примеры

Монополизм берет свое начало еще в древние времена, однако наиболее активное развитие этот процесс получил в XIX веке. Во второй его половине монополии начали оказывать существенное влияние на экономику и едва не стали угрозой конкуренции. На рубеже веков развитые рынки, в частности американский, накрыло волной слияний и поглощений. В этот период появились крупные монополисты, такие как General Motors и Standard Oil. В следующие пару десятков лет прошла еще одна волна образования монополий. К 1929 году, то есть к началу Великой депрессии, в США были монополизированы основные отрасли экономики. И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему развитая экономика страны погрузилась в кризис, очевидно, что монополизация сыграла в этом не самую последнюю роль.

Последствия монополизма

Итак, уроки истории говорят о том, что монополизм в экономике тормозит движение вперед. Преимущества укрупнения производства, о которых говорят защитники монополий, не являются решающими. Вследствие слабой конкуренции крупные компании или их объединения концентрируют в своих руках всю власть в той сфере, в которой они существуют. Со временем это приводит к тому, что управление монополией и использование ресурсов происходит неэффективно. К монополизму экономическому нередко добавляется политический, что способствует развитию коррупции и всячески разрушает основы рыночной экономики.

Меры борьбы

Одной из самых важных задач государства в плане развития экономики является регулирование монополизма. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм антимонопольного законодательства, так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и слияния компаний, а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Кроме того, разрабатываются законы, защищающие права малых и средних компаний, а также меры финансовой поддержки — налоговые льготы, доступные кредиты и прочее.

Как было сказано выше, создание экономических монополий является естественным процессом, поскольку наиболее успешная компания постепенно растет и завоевывает рынок. В странах с развитой экономикой преобладает олигополия — это тип производства, при котором большая часть объема рынка принадлежит ограниченному числу производителей. Антимонопольная политика государства осуществляется в том числе путем защиты олигополии. Этот вариант считается более приемлемым перед монополией, поскольку обеспечивает некий баланс «конкуренция — монополизм».

В современной экономической науке монополизм считается негативным фактором, и правительства государств держат этот процесс под контролем. Антимонопольная политика разных стран несколько отличается, поскольку каждая национальная экономика имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае антимонопольные меры должны быть направлены на то, чтобы на рынке присутствовали производители, которые смогут обеспечить высокое качество продукции при справедливой цене и достаточно широком ассортименте.

fb.ru

это… Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы и история

Монополизм — это такое состояние рынка, когда на нем существует единственный крупный производитель товара или поставщик услуги. Он практически полностью контролирует производство в своей сфере и может прямо влиять на цены. Монополист стремится сохранить доминирующее положение и достичь максимальной прибыли. С этой целью он не допускает на рынок конкурентов и навязывает свои условия лишенному выбора потребителю.

Признаки чистой монополии

О полной монополизации рынка какого-либо товара (услуги) или отрасли можно говорить при наступлении следующих условий:

  • существует крупный игрок (компания, организация, союз производителей), на чью долю приходится значительная часть объема производства и сбыта;
  • он имеет возможность управлять ценой товара путем изменения объема предложения;
  • на рынке отсутствуют товары или услуги, которыми потребители смогли бы заменить то, что производит монополист;
  • новые компании, которые смогли бы составить конкуренцию монополисту, в отрасли не появляются.

Таким образом, монополизм — это полное господство в отдельной сфере или на рынке отдельного товара крупной организации, навязывающей собственные правила игры потребителям. Сегодня, за редким исключением, такие «идеальные» монополии существуют лишь абстрактно. Ведь незаменимых товаров практически не существует, а недостаточное предложение на внутреннем рынке компенсируется за счет импорта. Поэтому в современных условиях о монополии говорят тогда, когда на рынке доминирует один или несколько крупных игроков, на чью долю приходится значительная часть объема производства.

Административный монополизм

Возникновение монополий в России тесным образом связано с действиями государства. Первые крупные объединения компаний возникли в конце XIX века с целью удовлетворения нужд страны в таких областях, как металлургия, машиностроение, транспорт и др. Явление, при котором создание и деятельность монополий контролируется государством, получило название административный (государственный) монополизм.

При этом правительство страны действует в двух направлениях. Во-первых, оно предоставляет некоторым производителям эксклюзивные права на ведение какой-либо деятельности, которая впоследствии становится монополизированной. Во-вторых, власть выстраивает четкую структуру государственных компаний. Создаются объединения предприятий, которые подотчетны государственным структурам — министерствам и ведомствам. Ярким примером такой системы являлся СССР, где административная монополия выражалась в доминировании властных структур и во владении государством средствами производства.

Естественные монополии

В тех сферах, где появление множества производителей невозможно, существует естественный монополизм. Это явление возникает вследствие владения компанией уникальным ресурсом — сырьем, оборудованием, авторским правом. Такой вид монополии также возникает в отраслях, где конкуренция теоретически возможна, но крайне нежелательна, поскольку при ее отсутствии спрос может быть удовлетворен более эффективно. В качестве примера естественных монополий можно привести железнодорожные и энергосбытовые компании, а также службы, организующие центральное водоснабжение.

Экономические монополии

Однако чаще всего монополии появляются вследствие объективных законов хозяйственного развития. Такой экономический монополизм можно назвать наиболее «честным» способом занять доминирующее положение на рынке. Достигается это двумя путями: концентрацией капитала либо его централизацией. В первом случае компания направляет часть своей прибыли на увеличение собственных масштабов, постепенно растет и побеждает в конкурентной борьбе. Второй путь — объединение бизнеса или поглощение более слабых соперников. Обычно экономические монополии в процессе своего становления используют оба этих способа.

Минусы монополизма

Критики монополий отмечают их негативное влияние на экономику отрасли, которое связано с отсутствием конкуренции. В этих условиях монополист может влиять на цену и обеспечивать себе максимальную прибыль. Другими словами, монополизм — это противоположность конкурентного рынка. В монополизированной отрасли наблюдаются следующие отрицательные явления:

  • качество продукции не улучшается, поскольку у монополиста отсутствует стимул работать в этом направлении;
  • увеличение прибыли компании достигается не за счет снижения затрат, а за счет манипуляции ценами;
  • необходимость внедрять новые технологии и стимулировать научные изыскания также отсутствует;
  • на рынке не появляются новые компании, которые могли бы создать рабочие места;
  • эффективность использования производственных мощностей и труда постепенно падает.

Почему монополия — не всегда плохо?

Однако рыночный монополизм имеет некоторые позитивные черты, которые тоже нельзя отрицать. Сторонники монополий отмечают, что концентрация производства дает больше возможностей для экономии издержек. Это достигается за счет централизации некоторых вспомогательных служб — финансовых, снабженческих, сбытовых и других. Кроме того, только крупные компании могут позволить себе вкладывать средства в новые проекты и финансировать исследования, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу.

Исторические примеры

Монополизм берет свое начало еще в древние времена, однако наиболее активное развитие этот процесс получил в XIX веке. Во второй его половине монополии начали оказывать существенное влияние на экономику и едва не стали угрозой конкуренции. На рубеже веков развитые рынки, в частности американский, накрыло волной слияний и поглощений. В этот период появились крупные монополисты, такие как General Motors и Standard Oil. В следующие пару десятков лет прошла еще одна волна образования монополий. К 1929 году, то есть к началу Великой депрессии, в США были монополизированы основные отрасли экономики. И хотя специалисты до сих пор не пришли к единому мнению о том, почему развитая экономика страны погрузилась в кризис, очевидно, что монополизация сыграла в этом не самую последнюю роль.

Последствия монополизма

Итак, уроки истории говорят о том, что монополизм в экономике тормозит движение вперед. Преимущества укрупнения производства, о которых говорят защитники монополий, не являются решающими. Вследствие слабой конкуренции крупные компании или их объединения концентрируют в своих руках всю власть в той сфере, в которой они существуют. Со временем это приводит к тому, что управление монополией и использование ресурсов происходит неэффективно. К монополизму экономическому нередко добавляется политический, что способствует развитию коррупции и всячески разрушает основы рыночной экономики.

Меры борьбы

Одной из самых важных задач государства в плане развития экономики является регулирование монополизма. Оно осуществляется как посредством прямого воздействия на компании через механизм антимонопольного законодательства, так и через создание условий для развития здоровой конкуренции. Государство контролирует концентрацию капитала — отслеживает процессы поглощения и слияния компаний, а также осуществляет контроль над уже сформированными монополиями. Кроме того, разрабатываются законы, защищающие права малых и средних компаний, а также меры финансовой поддержки — налоговые льготы, доступные кредиты и прочее.

Как было сказано выше, создание экономических монополий является естественным процессом, поскольку наиболее успешная компания постепенно растет и завоевывает рынок. В странах с развитой экономикой преобладает олигополия — это тип производства, при котором большая часть объема рынка принадлежит ограниченному числу производителей. Антимонопольная политика государства осуществляется в том числе путем защиты олигополии. Этот вариант считается более приемлемым перед монополией, поскольку обеспечивает некий баланс «конкуренция — монополизм».

В современной экономической науке монополизм считается негативным фактором, и правительства государств держат этот процесс под контролем. Антимонопольная политика разных стран несколько отличается, поскольку каждая национальная экономика имеет свои характерные особенности. Однако в любом случае антимонопольные меры должны быть направлены на то, чтобы на рынке присутствовали производители, которые смогут обеспечить высокое качество продукции при справедливой цене и достаточно широком ассортименте.

autogear.ru

Монополизм в экономике

Негативные проявления

Позитивные проявления

Неэффективность распределения ресурсов из-за возможности ограничивать выпуск продукции и устанавливать завышенные цены.

Низкие долгосрочные средние издержки, лучшее качество товаров, разнообразие ассортимента.

Торможение НТП, так как нет стимула для повышения эффективности из-за отсутствия конкурентов.

Преимущество в использовании достижений НТР благодаря достаточным финансовым ресурсам и возможности проведения дорогостоящих НИОКР.

Ограниченность конкуренции является благоприятной почвой для инфляции, а в условиях спада углубляет его.

Задачи сохранения и укрепления конкурентоспособности в условиях глобализации мировой экономики требуют концентрации финансовой и производственной мощи.

Чрезмерная ограниченность конкуренции ведет к длительному перераспределению доходов в пользу монополистов.

Мировой опыт выработал две основные системы антимонопольного регулирования: американскую и европейскую.

Американскими антитрестовскими (антимонопольными) законами выделяются четыре объекта регулирования: монополизация рынка, антиконкурентные слияния фирм, сговор о ценах, ценовая дискриминация и прочие нарушения торговой практики.

В антитрестовском законодательстве «монополией» считается компания, захватившая рынок путем ограничительной практики (захват источников сырья, каналов сбыта, различного рода соглашения между двумя или несколькими компаниями о разделе рынков сбыта, ценах, вытеснение с рынка имеющихся и препятствование проникновению новых конкурентов и т.д.), но не фирма, добившаяся значительной рыночной доли вследствие более высокой эффективности.

Антимонопольное законодательство в Западной Европе и Японии развито слабее и характеризуется более либеральным отношением к монополистической деятельности. В определенных ситуациях (например, в Японии — по отношению к отдельным депрессивным отраслям) государство разрешает или даже предписывает картельные соглашения с целью улучшения экономической ситуации. Есть и другие отличия антимонопольных мероприятий в США и в других развитых странах. Например, если в Соединенных Штатах возбуждение антитрестовских дел — важнейший элемент ограничения монополий, то в Японии такая практика — редкость.

В Западной Европе и Японии бытует достаточно справедливое мнение о том, что строгое исполнение антимонопольных законов в американском стиле может привести к падению эффективности их экономик по сравнению с экономикой США. Впрочем, даже американские экономисты признают, что абсолютизация свободы конкуренции приводит к ослаблению международной конкурентоспособности американской промышленности. Поэтому в 1980-е г. началась либерализация антитрестовского законодательства: считается, что единственной целью антимонопольной политики должно стать эффективное функционирование рынка, невзирая на нарушение методов «справедливой» конкуренции.

К законам европейского типа примыкает принятый в России в 1991 г. закон «О конкуренции и ограничении монополистической практики на товарных рынках». В нём предусмотрено регулирование многих негативных проявлений монополизма производителей и продавцов, доставшегося от командной экономики.

Включение предприятия в Государственный реестр предприятий-монополистов означает признание его монополистом и предусматривает государственный контроль за ценами, объемами производства и качеством продукции. Однако использование в качестве критерия лишь показателя доли организации на рынке не позволяет правильно определить перечень монополистов, так как размер фирмы, ее доля на рынке еще не являются свидетельством монополизма. Главное заключается в ограничительной практике, монополизм — проблема не столько количественная, сколько качественная.

Антимонопольные органы могут осуществлять даже принудительное разделение (выделение) тех организаций, чья деятельность опасна для рынка. Однако основная задача антимонопольных органов – это государственный контроль:

  • за созданием, реорганизацией и ликвидацией коммерческих или некоммерческих организаций;

  • за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию;

  • за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях.

Современная экономика развитых стран – это олигополизированная экономика. Каркасом современной экономики во всех развитых странах Запада и Востока являются крупные корпорации — олигополии и финансово-промышленные группы, именно они играют роль основных субъектов современного рыночного хозяйства. Грань между этими двумя понятиями довольно относительна. Крупные фирмы-корпорации включают в себя сотни предприятий, выпускающих самую разнообразную продукцию и функционирующих часто достаточно независимо друг от друга. Финансовопромышленные группы (ФПГ) — это самоорганизующиеся объединения под единым контролем ряда крупных промышленных и финансовых фирм, осуществляющие согласованную хозяйственную деятельность. Таким образом, вырисовывается иерархическая структура современного «большого бизнеса»: предприятие — крупные фирмы — финансово-промышленные группы. В 2000-е годы 27 % всего мирового производства контролировали всего около 590 корпораций-гигантов, объединяемых надфирменными союзами.

Образование ФПГ осуществляется разными путями. Первый — разделение крупной фирмы на несколько относительно самостоятельных компаний. В частности, итальянский «Fiat» в 1980-е годы разделился на 12 компаний под единым руководством с тем, чтобы каждой из них был обеспечен доступ на рынок капиталов. Второй путь — отпочкование какого-либо подразделения от материнской компании; делается это обычно для того, чтобы избежать организационного разбухания. Например, «Toyota» в 1950 г. отделила от себя «Toyota motor Sales» (торговую компанию), оставив за собой 44,9% её акций. Третий путь — слияние и поглощение компаний, в ходе чего одна из них (головная фирма) овладевает контрольным пакетом акций другой. Объединение фирм, опирающееся на банки, которые финансируют деятельность этих компаний и при этом ее координируют, — таков четвёртый путь. И пятый путь — фирмы заключают контракты о совместном управлении, трансферте технологий и/или долгосрочной закупке товаров.

Смешанную экономику порой упрощенно называют сочетанием рыночной саморегуляции и государственного регулирования. На самом деле внутрифирменное и надфирменное олигополистическое регулирование рынков выполняет не менее, а, может быть, более важные функции, чем экономическая политика правительств развитых стран.

Целями деятельности ФПГ являются:

— кооперирование объединенных единым контролем организаций, упрочение хозяйственных связей, упорядочение материально-технического снабжения крупного производства, маневрирование обобществленным денежным капиталом для повышения эффективности его использования;

— организация НИОКР в крупных масштабах, их ускоренное внедрение в производство;

— повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, проникновение на мировой рынок, увеличение экспортного потенциала.

Конечным результатом реализации этих целей должны стать увеличение объема продаж и повышение прибыли производителей. Изучение деятельности наиболее эффективных и интегрированных ФПГ — японских «дзайбацу» — показывает, что ориентация на стратегическое развитие (например, расширение рынков сбыта) играет для них заметно большую роль, чем максимизация прибыли в краткосрочном периоде. В то же время организация ФПГ позволяет стабилизировать доходность фирм-участниц и надежно защитить их от разорения.

Отношения контроля внутри ФПГ могут осуществляться при помощи одной из трех форм: контроль из холдинга, контроль из банка, контроль со стороны совещания президентов фирм.

Холдингом называют финансовый фонд, владеющий крупными долями акционерного капитала других фирм группы, достаточный для контроля над ними. Головная («материнская») фирма-холдинг может осуществлять исключительно функции координирующего центра, не занимаясь самостоятельной производственной деятельностью. В деятельности холдинга ключевое место занимают финансовые операции: перераспределение финансовых средств внутри ФПГ, эмиссионно-учредительская деятельность, регулирование взаимных платежей и т.д.

Если холдинговые формы контроля преобладают в Западной Европе, то в США центрами контроля за деятельностью ФПГ чаще становятся банки, которые осуществляют целевое крупномасштабное кредитование членов группы. Лидерам группы достаточно при этом занимать основные посты в совете директоров головного банка.

По японскому законодательству кредитно-финансовые институты имеют право владеть не более чем 10% акций какой-либо компании. Поэтому спецификой Японии стала система перекрестного (взаимного) владения акциями внутри ФПГ. В 1980-е годы средняя доля перекрестного владения акциями в трех крупнейших ФПГ Японии (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо) составляла около 30%, что обеспечивает достаточно высокую степень их сплоченности. Центральным органом координации деятельности таких групп являются совещания президентов фирмы, которые проводятся секретно. Банки при этом играют роль финансовых центров, но не центров контроля, поскольку они сами контролируются другими фирмами группы. ФПГ, с одной стороны, стимулируют подъем национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности, с другой — их деятельность основана на «приглушении» конкурентной борьбы и потому может в принципе обернуться торможением экономического роста. Эта двойственность ФПГ обусловливает и двойственность позиции правительств по отношению к ним. Когда экономика страны страдает пониженной конкурентоспособностью, правительство оказывает протекцию отечественному большому бизнесу. Если же экономическое развитие стабильно и устойчиво, то правительство переключает внимание на малый бизнес, антимонопольные мероприятия и т.д. Таким образом, современное рыночное хозяйство требует поддержания некоторого динамичного равновесия между большим и малым бизнесом, что и является одной из важнейших задач государственной экономической политики.

Первоначально российские ФПГ образовывались на базе министерств или главков, которые были тоже своеобразными ФПГ, под руководством бывших министров или их заместителей. Такого рода «постсоветский» характер формирующихся ФПГ показывает не только стремление бывших номенклатурщиков к консервации старых структур, но и экономическую целесообразность сохранения этих структурных блоков в переходной экономике России.

studfiles.net

Монополия и монополизм в экономике

Введение.

В результате такого явления, как несовершенная конкуренция, появляется такая отрицательная черта экономики, как монополия. Монополия с греческого (mono) – один и (poleo) – продаю. Еще Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика» относил монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние» Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара. Но достигнув этого положения, производитель сможет поднять цену на свою продукцию очень высоко. Но чтобы они этого не совершали, государство контролирует это через антимонопольную службу и старается недопустить образование монополий. На рынке есть такие товары, производство которых не выгодно сразу нескольким производителям. Такие товары обладают неэластичным спросом, и государство сосредотачивает их производство в «одних руках», то есть этим занимаются естественные монополии. Государство должно регулировать эти монополии, потому что чрезмерное завышение цен приведет к серьезным последствиям в экономике. В этой теме я хотел бы рассмотреть сущность монополии и ее государственное регулирование.

Глава 1

Понятие монополии.

В экономике существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т. д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает в результате действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнения определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т. е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обоих предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действия этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, предприниматели вынуждены вводить новую технику, чтобы увеличивать масштабы производства. При этом массы средних и малых предприятий выделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т. д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малыми.

Типы монополий.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия,

2) монополия как соглашение,

3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме того, этот путь к монополии можно считать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Они монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.

Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют собственность на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений, как трест.

Трест – это объединение ряда предприятий одной из нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, т. е. объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная форма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Современная экономическая теория в анализе роли и места монополий занимает двойственную позицию. Одни экономисты считают, что распространение монополий снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во – первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.

Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками.

Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во – вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании достижений НТР.

В – третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективность представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумлетера. Не отрицая негативные стороны монополии, они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1) Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу конкретной отдельной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии и олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

mirznanii.com

Монополизм в рыночной экономике

Понятие и особенности рыночной экономики

В ходе исторического развития человечества сформировалось несколько вариантов производства и распределения материальных благ. Эти варианты получили название экономических систем. Они легли в основу формирования общественно-экономических формаций. Различают следующие типы экономических систем:

  • традиционная система;
  • рыночная система;
  • административно-командная или плановая система;
  • смешанная система.

Отличия заключаются в форме собственности и способах управления. Традиционная система образовалась еще в условиях общинного строя, на основе общинной собственности. Управляется она системой обычаев и традиций. Так же происходит и распределение материальных благ. Следующим этапом стало возникновение рыночной экономики. Ее характерными чертами являются:

  • наличие различных форм собственности с преобладанием частной собственности;
  • свободное ценообразование на товары и услуги;
  • свобода предпринимательства и конкуренции;
  • получение выгоды – приоритетный стимул предпринимательской деятельности;
  • производство регулируется с помощью рыночных механизмов.

Важной отличительной чертой рыночной системы является неравномерность развития производства. Сначала наблюдается наращивание объемов выпуска продукции, оживление экономики. Затем наступает насыщение рынка продукцией. Поэтому производство вынуждено сокращаться. Снижается спрос на все виды ресурсов, в том числе и на рабочую силу. Увеличивается уровень безработицы. Наступает экономический кризис.

В $ХХ$ веке с целью сглаживания последствий кризисных явлений появились разновидности экономических систем, в которых рыночная экономика сочеталась с определенными чертами плановой (административно-командной) экономики. Это касалось вопросов планирования экономической деятельности и роли государства в управлении экономикой.

Замечание 1

Некоторые экономисты называют это моделями смешанной экономики. Другие ученые рассматривают их всего лишь как варианты рыночной экономики.

Понятие о монополии и монополизме

Одним из характерных явлений, связанных с развитием рыночной экономики является монополия.

Определение 1

Монополией называется такая экономическая ситуация, при которой на рынке отсутствует конкурентная борьба между предпринимателями (производителями товаров и услуг, продавцами) за потребителя, за уровень цен.

Существует такое понятие, как чистая монополия. Имеется ввиду наличие на рынке только одного продавца или производителя. Это явление очень характерно для административной экономической системы. Монополистом в ней выступает государство.

Монополизм приносит значительный вред развитию рыночной экономики. Отсутствие конкуренции не позволяет полной мерой осуществлять свободу выбора потребителем товара и услуг. В условиях монополии длительное время цены диктуются производителем, а уровень производительности труда и показатели качества продукции могут снижаться.

Классификация монополий

В современной экономической науке выделяют несколько вариантов классификации монополий. Они зависят от критерия. Таковыми критериями могут быть признаки наличия социальных прав, получаемых от государства в области защиты от конкуренции, признаки образования и функционирования.

Если критерием являются социальные права, то выделяют открытую и закрытую монополию. При открытой монополии экспансия одного предприятия превращает его в единственного производителя и поставщика продукции. Предприятие, пусть даже на короткое время, получает монопольную власть без каких-либо специальных прав.

При закрытой монополии государство предоставляет предприятию или фирме специальные права. Эти права защищаются юридическими ограничениями и запретами по отношению к конкурентам. Таковыми ограничениями могут быть условия лицензирования деятельности, наличие патентов или авторских прав, другие нормативно-процессуальные условия и оговорки.

Естественная монополия представляет собой ситуацию, при которой потребности в определенном благе лучше всего удовлетворяется одним или несколькими предприятиями. Данные предприятия имеют преимущества в технологии производства и обслуживании. Поэтому конкуренция здесь невозможна и нежелательна. Ибо она может сказаться на качестве услуг или товаров. Это касается сфер жилищно-коммунальных услуг, телерадиокоммуникации, железнодорожного сообщения и т.п.

Искусственная монополия имеет место в случае тайного сговора по ценам на товары и их ассортимент между несколькими крупными производителями. Сотрудничество подобных производителей приводит к установлению монополистического типа рынка. Это может привести к разорению мелких производителей или вытеснению их с рынков. Формируются крупные концерны, картели и холдинги.

Роль монополии в рыночной экономике

В условиях монополизации производитель получает возможность оказать решающее воздействие на конкуренцию. Это происходит путем влияния на уровень цен (их занижение или завышение), изменения уровня производства. Кроме того могут создаваться препятствий для проникновения на рынок других субъектов хозяйствования. Расширение масштабов производства и контроль объема предложений с помощью рыночных цен, устанавливаемых монополистом, это одно из первых проявлений неконкурентной ситуации. Она приносит прибыли монополисту и лишает потребителя свободы выбора товара и цены.

Замечание 2

Монополия – это крайняя форма несовершенной конкуренции. Рынок в условиях монополии имеет высокий барьер вхождения. Фирма-монополист может проводить политику ценовой дискриминации. Кроме того монополист перераспределяет в свою ползу весь платежеспособный спрос и получает монопольно высокую прибыль.

Положительной стороной монополизации является то. Что крупная фирма имеет возможность сосредоточить в своих руках большое количество ресурсов. Эти ресурсы могут быть использованы для ускорения научно-технического прогресса, разработок новых технологий. Но это возможно лишь в том случае, если эти разработки сулят в будущем получение еще более высоких прибылей. Монополизация приводит к концентрации и централизации капитала и перераспределению собственности.

spravochnick.ru

Монополизм в экономике

.

Курсовая работа Алексея Рычкова

Введение.

Прежде, чем приступить непосредственно к анализу естественной монополии, необходимо представить себе модель рынка несовершенной конкуренции, в рамках которой и существует монополия, одной из видов которой является естественная монополия. В принципе, лучшим способом характеристики модели рынка несовершенной конкуренции является сопоставление последней с моделью рынка совершенной конкуренции и выявление различий между ними. Поэтому, на мой взгляд, необходимо прежде сказать несколько слов о рынке совершенной конкуренции, который, в принципе, является идеальной моделью, поскольку в реальности не существует. Итак, для модели рынка совершенной конкуренции характерны следующие признаки:

1.наличие на рынке множества независимых продавцов и покупателей, каждый из которых производит или покупает лишь малую долю общего рыночного объёма данного товара;

2.однородность товара и одинаковое восприятие покупателями продавцов;

3.отсутствие входных барьеров для вступления в отрасль новых производителей и возможность свободного выход из отрасли;

4.полная информированность всех участников рынка;

5.рациональное поведение всех участников рынка.

Теперь на основе отличий по вышеперечисленным пунктам попытаемся обрисовать модель рынка несовершенной конкуренции.

Говоря о рынке несовершенной конкуренции, можно углубляться в анализ, к примеру, олигополии или же монополистической конкуренции, которые являются реальными субъектами рынка несовершенной конкуренции, однако затрагивание, тем более и анализ, данных субъектов не является нашей задачей, поэтому ограничимся рассмотрением особенностей чистой монополии. Итак, что же такое монополия? В принципе, монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Из данной характеристики следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. В противоположность субъекту рынка совершенной конкуренции, который «соглашается с ценой», монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спрос на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

Одним из важнейших отличительных признаков монополии является наличие барьеров для входа в отрасль, то есть ограничителей, которые предотвращают появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для поддержания монопольной власти. Если бы был возможен свободный вход на монополизированные рынки, то экономические прибыли, получаемые монопольными фирмами, привлекли бы новых производителей и продавцов. Монопольный контроль над ценой окончательно бы исчез, так как рынки стали бы конкурентными. Среди основных типов барьеров для входа на рынки, дающих возможность появиться монополии и помогающих её поддерживать, можно указать н следующие:

1.Исключительные права, полученные от правительства. Например, местные органы власти часто разрешают устанавливать системы кабельного телевидения единственной фирме. Органы власти обычно предоставляют монополию на право оказывать транспортные услуги, услуги связи, также основные коммунальные услуги такие, как общественная гигиена, электроэнергетика, водоснабжение и канализация, газоснабжение. Во Франции с 1904 года похоронный бизнес контролируется компанией «Дженерал Фьюнералс», монополией, пользующейся государственными субсидиями, которая продаёт гробы и предоставляет похоронные услуги. Во многих случаях, из которых наиболее важным является почта, органы власти сами руководят монополиями. Многие государства сами имеют монополию в продаже крепких напитков, также являются единственными легальными представителями игорного бизнеса, организуя государственные лотереи.

2.Патенты и авторские права, которые обеспечивают создателям новых продуктов или произведений литературы, искусства и музыки исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут также выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает.

Идея патентов и авторских прав состоит в том, чтобы поощрять фирмы и отдельные личности изобретать новы продукты и процессы путем гарантирования изобретателям исключительных права на то, чтобы реализовать на рынке плоды их усилий. Однако исключительные права гарантируются только на ограниченный период, поэтому создаваемая таким образом монополия является временной.

Когда какая-нибудь фирма незаконно вторгается на рынок путём нарушения патента другой фирмы, её могут принудить прекратить продажи по решению суда. Например, в 1985 году федеральный судья постановил, что «Кодак корпорейшн» нарушил семь патентов, выданных фирме «Полароид корпорейшн», производя и реализуя с 1976 год фотоаппараты мгновенной съёмки. Когда постановление суда вошло в силу в течении второй недели января 1986 год , «Кодаку», на долю которого к середине 80-х годов приходилось 25% годовых продаж фотоаппаратов моментальной съёмки, пришлось прекратить производство как этих фотоаппаратов, так и плёнки для них.

3.Собственность на всё предложение какого-либо производственного ресурса. Примером чего может являться положение фирмы «Де Бирс»на рынке алмазов, которая обладает монопольной властью на алмазном рынке благодаря её контролю над продажами около 80% необработанных алмазов, годных для изготовления драгоценностей.

Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать монополию. Талантливые певцы, художники, спортсмены или «сливки общества» какой-нибудь другой среды обладают монополией на использование своих услуг.

В принципе, можно и дальше продолжить перечисление особенностей модели рынка несовершенной конкуренции, однако не следует забывать, что целью нашей характеристики монополии является правильное понимание основных черт последней с целью выявления основных тенденций для правильной оценки естественной монополии.

Подводя итог оценке модели рынка несовершенной конкуренции, следует со всей справедливостью отметить, что монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними формами рыночной структуры. Реальные же рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями.

Понятие естественной монополии.

Естественная монополия-это отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимум только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима. Попытаемся объяснить, почему же в естественных монополиях неприемлема конкуренция. Очевиден тот факт, что для общества накладно иметь несколько фирм, снабжающих бытовые и промышленные объекты в пределах одного региона электричеством или водой, так как для операций над вышеупомянутыми видами продукции требуются значительные постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Такого рода издержки попросту не под силу отдельной фирме, действующей в отрасли, если даже такая фирма и может позволить себе понести издержки такого масштаба, то они все равно не будут покрыты доходами от производства, так как присутствие нескольких поставщиков воды или электроэнергии делит всю отрасль на сферы влияния отдельных фирм и ограничивает тем самым долевое участие каждой фирмы. В таких условиях отдельная фирма использует не полностью свое постоянное оборудование, в результате чего издержки на единицу продукции, следовательно, и тарифы на электроэнергию и воду становятся неоправданно высоки. Для наглядности представим себе такую ситуацию, когда в отрасли действуют несколько фирм, причем все они находятся в одинаковом положении. При этом между отдельными фирмами существует жестокая конкуренция и в сфере приобретения средств производства, и в сфере сбыта. В результате конкуренции между отдельными фирмами слабые фирмы становятся банкротами, более сильные (для того, чтобы вы держать дальнейшую конкуренцию) сливаются, образуя чистую монополию. Развиваясь, чистая монополия может стремительно компенсировать прошлые убытки воспользоваться своим новым монопольным положением на рынке, назначая непомерно высокие цены на свои товары и услуги. В принципе чистая монополия может существовать и успешно развиваться, не нанося при этом ник кого вреда отрасли. Примером таких монополий могут являться монополии в автомобилестроении или же в сфере производства бытовых товаров. Однако в отрасли, которая крайне необходима для населения региона, чистая монополия не только не эффективна, но и ущербна. Поэтому для того, чтобы не допустить образования чистой монополии в таких отраслях, как водоснабжение или электроэнергетика, правительство обычно предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять, например, воду или природный газ. Со своей стороны правительство определяет географическую сферу деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контролирует цены, которые он может назначить. Итак, образуется регулируемая или государственно-организованная монополия.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *