Проведение мастер классов – опыт мастера – Ярмарка Мастеров

Как провести мастер-класс | Кафебижу

     Мастер-класс (МК) – это современная форма обучения, предназначенная для отработки практических навыков с целью повышения профессионального уровня, а также обмена опытом между участниками, приобщения их к новейшим областям знаний и расширения кругозора. Преподаватель в этом случае приобретает умение продуктивно контактировать с целевой аудиторией и учится рефлексировать свои действия, а слушатели, в свою очередь, осваивают новые методики и технологии, сопоставляя свои возможности с предельным уровнем мастерства.

Алгоритм организации Мастер-класса

Проведение Мастер-класса не основывается на каких-либо единых строгих нормах. В большинстве своем занятия протекают, исходя из интуиции ведущего специалиста и восприимчивости публики. Как правило, МК заключает в себе следующие ключевые этапы:

– Презентацию.
– Демонстрацию.
– Обсуждение.

На первом этапе происходит доказательство результативности мастера и обоснование значимости МК, преподносится краткая характеристика основных идей и подробно рассматривается систематизация предстоящей работы. Второй этап заключает в себе активную работу участников и демонстрирует производительность теоретических и практических навыков организатора. В третьей (заключительной) части мероприятия приветствуется дискуссия по результатам совместной деятельности между мастером и учениками. Успешное освоение рассматриваемой темы будет зависеть от инициативности всех присутствующих. Для организатора МК – это прекрасный способ поделиться своими творческими идеями и достижениями, а также почувствовать себя в новой роли и взять от происходящего мероприятия массу положительных моментов.

Организационно-подготовительный этап

Чтобы решиться провести Мастер-класс, нужно, во-первых, владеть достаточными знаниями и умениями в определенной области. Во-вторых, быть готовым раскрыть свои секреты и «фишки», щедро делясь приобретенным опытом с новичками. В-третьих, необходимо обладать элементарными педагогическими навыками для доступного и логического пояснения материала.

Прежде, чем заявить о проведении МК, надо детально продумать организационно-подготовительный процесс и просчитать количество затрачиваемого времени на каждый этап работы. Не лишне было бы организатору в данном случае самому изготовить ту вещь, производство которой он предполагает продемонстрировать публике. К примеру, изготовление бижутерии своими руками потребует расчета затрачиваемого времени на прорисовку схематичного изображения будущего изделия, подбор подходящей основы и фурнитуры, сборку деталей, примерку и так далее. На воспроизведение образца новичкам понадобится вдвое больше времени, чем мастеру.

Выбор места проведения МК

Организовать проведение Мастер-класса можно на своей территории, если имеется хотя бы одна отдельная комната с набором мебельных аксессуаров в виде столов и стульев, исходя из предполагаемого числа участников. Проведение данного мероприятия в домашней обстановке будет менее затратным, поскольку организатору не придется оплачивать аренду помещения. С учетом этого обстоятельства, цена за обучение для участников МК будет более доступной.

Аренда офиса, несомненно, скажется на итоговой стоимости Мастер-класса, но при этом придаст особый официальный статус мероприятию. Если помещение будет находиться в престижном районе и иметь привлекательное дизайнерское оформление, то это может сыграть важную роль в желании посетить МК снова. К тому же, в арендуемый зал можно пригласить большее количество участников, чем к себе домой. Но при проведении Мастер-класса в этом случае может возникнуть риск замены качества на количество. Наилучшим вариантом станут пробные несколько занятий на своей территории для отработки методики преподавания, а уж потом организация профессиональных Мастер-классов высокого уровня.

Используемое оборудование и материалы

Организовывая МК, следует пристальное внимание уделить материально-техническому обеспечению, с которым участникам придется иметь дело. Одни ножницы и пара иголок на четверых – вариант абсолютно неприемлемый для успешной работы. Каждому участнику необходимо предоставить свой персональный набор средств, задействованных в изготовлении атрибута рукоделия.

Материалы, подготавливаемые организатором для коллективного использования на Мастер-классе, должны быть удобными, практичными и новыми. К примеру, при изготовлении бижутерии своими руками все основы, лески, крепления и бусины должны выглядеть качественно, аккуратно и иметь подходящий ассортимент. Потертые и поцарапанные вещицы негативным образом отразятся на репутации мастера. Истинный профессионал не должен позволять себе такого обращения с новичками и подобающе относиться к формированию ювелирных изделий.

Критерии оценки Мастер-класса

Каждый преподаватель знает, что любой урок заключает в себе повторение пройденного материала, изучение новой темы и ее закрепление. Поскольку организатор МК – это тот же учитель, то педагогической методикой преподавания он владеть все-таки обязан. Мастер-класс должен состоять из нескольких стадий, каждая из которых будет приурочена к цели приобретения знаний в новой специфике. Если МК с интересом посещают участники предыдущих занятий, то мастеру потребуется всего несколько минут, чтобы напомнить им о том, чему они уже научились.

Этап изучения новой темы должен иметь не только прикладной характер, он обязательно должен содержать теоретическую часть. Преподавателю не стоит скупиться на информацию. Также важно поощрять вопросы участников, касающихся предмета проводимого МК. Практическая часть должна всецело контролироваться ведущим собрания. Нужно не только комментировать, но и подробно показывать то или иное свое действие. В конечном итоге изделия, созданные учениками в процессе Мастер-класса, не должны сильно отличаться от представленного преподавателем образца, иначе новички могут прийти к выводу о напрасно потраченном времени и средствам, поскольку по-настоящему красивую вещь они могли попросту купить у мастера.

Проводя Мастер-класс, нужно учесть время на перерыв, ведь постигающим азы рукоделия предстоит несколько часов корпеть над созданием какого-либо аксессуара. К тому же, в свободное время участникам будет приятно и интересно побеседовать между собой на тему предмета собрания, поделиться приобретенными знаниями и первоначальными успехами. Однако организатору МК стоит учесть, что после кофе-тайм практическая работа, как правило, будет происходить несколько медленнее, чем в первые часы занятий. Поэтому основную теоретическую и прикладную деятельность лучше будет уместить в первой половине Мастер-класса.

Крайне важно учителю акцентировать внимание на общей атмосфере МК. Обмен положительными эмоциями и прекрасное настроение должны сопровождать участников на протяжении всего мероприятия. Конечный результат должен внушать посетителям мысль о явной пользе встречи. Несмотря на усталость, они должны уйти с чувством полного удовлетворения от проделанной работы и того шедевра, который создали своими руками. Эстетичное наслаждение от созерцания собственного атрибута рукоделия и чувство самодостаточности – залог последующего посещения благодарными слушателями Мастер-класса, который с успехом был проведен настоящим мастером своего дела.

Мы приглашаем мастеров к проведению мастер-классов на территории магазинов КафеБижу. Мы предоставим вам рабочее место на 4-6 человек бесплатно.

Подайте заявку на проведение мастер-класса на нашу электронную почту: [email protected]

Поделиться:

cafebijoux.ru

Как провести мастер-класс: подготовка, организация, проведение.

March 11, 2017March 12, 2017March 13, 2017March 14, 2017March 15, 2017March 16, 2017March 17, 2017March 18, 2017March 19, 2017March 20, 2017March 21, 2017March 22, 2017March 23, 2017March 24, 2017March 25, 2017March 26, 2017March 27, 2017March 28, 2017March 29, 2017March 30, 2017March 31, 2017April 1, 2017April 2, 2017April 3, 2017April 4, 2017April 5, 2017April 6, 2017April 7, 2017April 8, 2017April 9, 2017April 10, 2017April 11, 2017April 12, 2017April 13, 2017April 14, 2017April 15, 2017April 16, 2017April 17, 2017April 18, 2017April 19, 2017April 20, 2017April 21, 2017April 22, 2017April 23, 2017April 24, 2017April 25, 2017April 26, 2017April 27, 2017April 28, 2017April 29, 2017April 30, 2017May 1, 2017May 2, 2017May 3, 2017May 4, 2017May 5, 2017May 6, 2017May 7, 2017May 8, 2017May 9, 2017May 10, 2017May 11, 2017May 12, 2017May 13, 2017May 14, 2017May 15, 2017May 16, 2017May 17, 2017May 18, 2017May 19, 2017May 20, 2017May 21, 2017May 22, 2017May 23, 2017May 24, 2017May 25, 2017May 26, 2017May 27, 2017May 28, 2017May 29, 2017May 30, 2017May 31, 2017June 1, 2017June 2, 2017June 3, 2017June 4, 2017June 5, 2017June 6, 2017June 7, 2017June 8, 2017June 9, 2017June 10, 2017June 11, 2017June 12, 2017June 13, 2017June 14, 2017June 15, 2017June 16, 2017June 17, 2017June 18, 2017June 19, 2017June 20, 2017June 21, 2017June 22, 2017June 23, 2017June 24, 2017June 25, 2017June 26, 2017June 27, 2017June 28, 2017June 29, 2017June 30, 2017July 1, 2017July 2, 2017July 3, 2017July 4, 2017July 5, 2017July 6, 2017July 7, 2017July 8, 2017July 9, 2017July 10, 2017July 11, 2017July 12, 2017July 13, 2017July 14, 2017July 15, 2017July 16, 2017July 17, 2017July 18, 2017July 19, 2017July 20, 2017July 21, 2017July 22, 2017July 23, 2017July 24, 2017July 25, 2017July 26, 2017July 27, 2017July 28, 2017July 29, 2017July 30, 2017July 31, 2017August 1, 2017August 2, 2017August 3, 2017August 4, 2017August 5, 2017August 6, 2017August 7, 2017August 8, 2017August 9, 2017August 10, 2017August 11, 2017August 12, 2017August 13, 2017August 14, 2017August 15, 2017August 16, 2017August 17, 2017August 18, 2017August 19, 2017August 20, 2017August 21, 2017August 22, 2017August 23, 2017August 24, 2017August 25, 2017August 26, 2017August 27, 2017August 28, 2017August 29, 2017August 30, 2017August 31, 2017September 1, 2017September 2, 2017September 3, 2017September 4, 2017September 5, 2017September 6, 2017September 7, 2017September 8, 2017September 9, 2017September 10, 2017September 11, 2017September 12, 2017September 13, 2017September 14, 2017September 15, 2017September 16, 2017September 17, 2017September 18, 2017September 19, 2017September 20, 2017September 21, 2017September 22, 2017September 23, 2017September 24, 2017September 25, 2017September 26, 2017September 27, 2017September 28, 2017September 29, 2017September 30, 2017October 1, 2017October 2, 2017October 3, 2017October 4, 2017October 5, 2017October 6, 2017October 7, 2017October 8, 2017October 9, 2017October 10, 2017October 11, 2017October 12, 2017October 13, 2017October 14, 2017October 15, 2017October 16, 2017October 17, 2017October 18, 2017October 19, 2017October 20, 2017October 21, 2017October 22, 2017October 23, 2017October 24, 2017October 25, 2017October 26, 2017October 27, 2017October 28, 2017October 29, 2017October 30, 2017October 31, 2017November 1, 2017November 2, 2017November 3, 2017November 4, 2017November 5, 2017November 6, 2017November 7, 2017November 8, 2017November 9, 2017November 10, 2017November 11, 2017November 12, 2017November 13, 2017November 14, 2017November 15, 2017November 16, 2017November 17, 2017November 18, 2017November 19, 2017November 20, 2017November 21, 2017November 22, 2017November 23, 2017November 24, 2017November 25, 2017November 26, 2017November 27, 2017November 28, 2017November 29, 2017November 30, 2017December 1, 2017December 2, 2017December 3, 2017December 4, 2017December 5, 2017December 6, 2017December 7, 2017December 8, 2017December 9, 2017December 10, 2017December 11, 2017December 12, 2017December 13, 2017December 14, 2017December 15, 2017December 16, 2017December 17, 2017December 18, 2017December 19, 2017December 20, 2017December 21, 2017December 22, 2017December 23, 2017December 24, 2017December 25, 2017December 26, 2017December 27, 2017December 28, 2017December 29, 2017December 30, 2017December 31, 2017January 1, 2018January 2, 2018January 3, 2018January 4, 2018January 5, 2018January 6, 2018January 7, 2018January 8, 2018January 9, 2018January 10, 2018January 11, 2018January 12, 2018January 13, 2018January 14, 2018January 15, 2018January 16, 2018January 17, 2018January 18, 2018January 19, 2018January 20, 2018January 21, 2018January 22, 2018January 23, 2018January 24, 2018January 25, 2018January 26, 2018January 27, 2018January 28, 2018January 29, 2018January 30, 2018January 31, 2018February 1, 2018February 2, 2018February 3, 2018February 4, 2018February 5, 2018February 6, 2018February 7, 2018February 8, 2018February 9, 2018February 10, 2018February 11, 2018February 12, 2018February 13, 2018February 14, 2018February 15, 2018February 16, 2018February 17, 2018February 18, 2018February 19, 2018February 20, 2018February 21, 2018February 22, 2018February 23, 2018February 24, 2018February 25, 2018February 26, 2018February 27, 2018February 28, 2018March 1, 2018March 2, 2018March 3, 2018March 4, 2018March 5, 2018March 6, 2018March 7, 2018March 8, 2018March 9, 2018March 10, 2018March 11, 2018March 12, 2018March 13, 2018March 14, 2018March 15, 2018March 16, 2018March 17, 2018March 18, 2018March 19, 2018March 20, 2018March 21, 2018March 22, 2018March 23, 2018March 24, 2018March 25, 2018March 26, 2018March 27, 2018March 28, 2018March 29, 2018March 30, 2018March 31, 2018April 1, 2018April 2, 2018April 3, 2018April 4, 2018April 5, 2018April 6, 2018April 7, 2018April 8, 2018April 9, 2018April 10, 2018April 11, 2018April 12, 2018April 13, 2018April 14, 2018April 15, 2018April 16, 2018April 17, 2018April 18, 2018April 19, 2018April 20, 2018April 21, 2018April 22, 2018April 23, 2018April 24, 2018April 25, 2018April 26, 2018April 27, 2018April 28, 2018April 29, 2018April 30, 2018May 1, 2018May 2, 2018May 3, 2018May 4, 2018May 5, 2018May 6, 2018May 7, 2018May 8, 2018May 9, 2018May 10, 2018May 11, 2018May 12, 2018May 13, 2018May 14, 2018May 15, 2018May 16, 2018May 17, 2018May 18, 2018May 19, 2018May 20, 2018May 21, 2018May 22, 2018May 23, 2018May 24, 2018May 25, 2018May 26, 2018May 27, 2018May 28, 2018May 29, 2018May 30, 2018May 31, 2018June 1, 2018June 2, 2018June 3, 2018June 4, 2018June 5, 2018June 6, 2018June 7, 2018June 8, 2018June 9, 2018June 10, 2018June 11, 2018June 12, 2018June 13, 2018June 14, 2018June 15, 2018June 16, 2018June 17, 2018June 18, 2018June 19, 2018June 20, 2018June 21, 2018June 22, 2018June 23, 2018June 24, 2018June 25, 2018June 26, 2018June 27, 2018June 28, 2018June 29, 2018June 30, 2018July 1, 2018July 2, 2018July 3, 2018July 4, 2018July 5, 2018July 6, 2018July 7, 2018July 8, 2018July 9, 2018July 10, 2018July 11, 2018July 12, 2018July 13, 2018July 14, 2018July 15, 2018July 16, 2018July 17, 2018July 18, 2018July 19, 2018July 20, 2018July 21, 2018July 22, 2018July 23, 2018July 24, 2018July 25, 2018July 26, 2018July 27, 2018July 28, 2018July 29, 2018July 30, 2018July 31, 2018August 1, 2018August 2, 2018August 3, 2018August 4, 2018August 5, 2018August 6, 2018August 7, 2018August 8, 2018August 9, 2018August 10, 2018August 11, 2018August 12, 2018August 13, 2018August 14, 2018August 15, 2018August 16, 2018August 17, 2018August 18, 2018August 19, 2018August 20, 2018August 21, 2018August 22, 2018August 23, 2018August 24, 2018August 25, 2018August 26, 2018August 27, 2018August 28, 2018August 29, 2018August 30, 2018August 31, 2018September 1, 2018September 2, 2018September 3, 2018September 4, 2018September 5, 2018September 6, 2018September 7, 2018September 8, 2018September 9, 2018September 10, 2018September 11, 2018September 12, 2018September 13, 2018September 14, 2018September 15, 2018September 16, 2018September 17, 2018September 18, 2018September 19, 2018September 20, 2018September 21, 2018September 22, 2018September 23, 2018September 24, 2018September 25, 2018September 26, 2018September 27, 2018September 28, 2018September 29, 2018September 30, 2018October 1, 2018October 2, 2018October 3, 2018October 4, 2018October 5, 2018October 6, 2018October 7, 2018October 8, 2018October 9, 2018October 10, 2018October 11, 2018October 12, 2018October 13, 2018October 14, 2018October 15, 2018October 16, 2018October 17, 2018October 18, 2018October 19, 2018October 20, 2018October 21, 2018October 22, 2018October 23, 2018October 24, 2018October 25, 2018October 26, 2018October 27, 2018October 28, 2018October 29, 2018October 30, 2018October 31, 2018November 1, 2018November 2, 2018November 3, 2018November 4, 2018November 5, 2018November 6, 2018November 7, 2018November 8, 2018November 9, 2018November 10, 2018November 11, 2018November 12, 2018November 13, 2018November 14, 2018March 11, 2017March 12, 2017March 13, 2017March 14, 2017March 15, 2017March 16, 2017March 17, 2017March 18, 2017March 19, 2017March 20, 2017March 21, 2017March 22, 2017March 23, 2017March 24, 2017March 25, 2017March 26, 2017March 27, 2017March 28, 2017March 29, 2017March 30, 2017March 31, 2017April 1, 2017April 2, 2017April 3, 2017April 4, 2017April 5, 2017April 6, 2017April 7, 2017April 8, 2017April 9, 2017April 10, 2017April 11, 2017April 12, 2017April 13, 2017April 14, 2017April 15, 2017April 16, 2017April 17, 2017April 18, 2017April 19, 2017April 20, 2017April 21, 2017April 22, 2017April 23, 2017April 24, 2017April 25, 2017April 26, 2017April 27, 2017April 28, 2017April 29, 2017April 30, 2017May 1, 2017May 2, 2017May 3, 2017May 4, 2017May 5, 2017May 6, 2017May 7, 2017May 8, 2017May 9, 2017May 10, 2017May 11, 2017May 12, 2017May 13, 2017May 14, 2017May 15, 2017May 16, 2017May 17, 2017May 18, 2017May 19, 2017May 20, 2017May 21, 2017May 22, 2017May 23, 2017May 24, 2017May 25, 2017May 26, 2017May 27, 2017May 28, 2017May 29, 2017May 30, 2017May 31, 2017June 1, 2017June 2, 2017June 3, 2017June 4, 2017June 5, 2017June 6, 2017June 7, 2017June 8, 2017June 9, 2017June 10, 2017June 11, 2017June 12, 2017June 13, 2017June 14, 2017June 15, 2017June 16, 2017June 17, 2017June 18, 2017June 19, 2017June 20, 2017June 21, 2017June 22, 2017June 23, 2017June 24, 2017June 25, 2017June 26, 2017June 27, 2017June 28, 2017June 29, 2017June 30, 2017July 1, 2017July 2, 2017July 3, 2017July 4, 2017July 5, 2017July 6, 2017July 7, 2017July 8, 2017July 9, 2017July 10, 2017July 11, 2017July 12, 2017July 13, 2017July 14, 2017July 15, 2017July 16, 2017July 17, 2017July 18, 2017July 19, 2017July 20, 2017July 21, 2017July 22, 2017July 23, 2017July 24, 2017July 25, 2017July 26, 2017July 27, 2017July 28, 2017July 29, 2017July 30, 2017July 31, 2017August 1, 2017August 2, 2017August 3, 2017August 4, 2017August 5, 2017August 6, 2017August 7, 2017August 8, 2017August 9, 2017August 10, 2017August 11, 2017August 12, 2017August 13, 2017August 14, 2017August 15, 2017August 16, 2017August 17, 2017August 18, 2017August 19, 2017August 20, 2017August 21, 2017August 22, 2017August 23, 2017August 24, 2017August 25, 2017August 26, 2017August 27, 2017August 28, 2017August 29, 2017August 30, 2017August 31, 2017September 1, 2017September 2, 2017September 3, 2017September 4, 2017September 5, 2017September 6, 2017September 7, 2017September 8, 2017September 9, 2017September 10, 2017September 11, 2017September 12, 2017September 13, 2017September 14, 2017September 15, 2017September 16, 2017September 17, 2017September 18, 2017September 19, 2017September 20, 2017September 21, 2017September 22, 2017September 23, 2017September 24, 2017September 25, 2017September 26, 2017September 27, 2017September 28, 2017September 29, 2017September 30, 2017October 1, 2017October 2, 2017October 3, 2017October 4, 2017October 5, 2017October 6, 2017October 7, 2017October 8, 2017October 9, 2017October 10, 2017October 11, 2017October 12, 2017October 13, 2017October 14, 2017October 15, 2017October 16, 2017October 17, 2017October 18, 2017October 19, 2017October 20, 2017October 21, 2017October 22, 2017October 23, 2017October 24, 2017October 25, 2017October 26, 2017October 27, 2017October 28, 2017October 29, 2017October 30, 2017October 31, 2017November 1, 2017November 2, 2017November 3, 2017November 4, 2017November 5, 2017November 6, 2017November 7, 2017November 8, 2017November 9, 2017November 10, 2017November 11, 2017November 12, 2017November 13, 2017November 14, 2017November 15, 2017November 16, 2017November 17, 2017November 18, 2017November 19, 2017November 20, 2017November 21, 2017November 22, 2017November 23, 2017November 24, 2017November 25, 2017November 26, 2017November 27, 2017November 28, 2017November 29, 2017November 30, 2017December 1, 2017December 2, 2017December 3, 2017December 4, 2017December 5, 2017December 6, 2017December 7, 2017December 8, 2017December 9, 2017December 10, 2017December 11, 2017December 12, 2017December 13, 2017December 14, 2017December 15, 2017December 16, 2017December 17, 2017December 18, 2017December 19, 2017December 20, 2017December 21, 2017December 22, 2017December 23, 2017December 24, 2017December 25, 2017December 26, 2017December 27, 2017December 28, 2017December 29, 2017December 30, 2017December 31, 2017January 1, 2018January 2, 2018January 3, 2018January 4, 2018January 5, 2018January 6, 2018January 7, 2018January 8, 2018January 9, 2018January 10, 2018January 11, 2018January 12, 2018January 13, 2018January 14, 2018January 15, 2018January 16, 2018January 17, 2018January 18, 2018January 19, 2018January 20, 2018January 21, 2018January 22, 2018January 23, 2018January 24, 2018January 25, 2018January 26, 2018January 27, 2018January 28, 2018January 29, 2018January 30, 2018January 31, 2018February 1, 2018February 2, 2018February 3, 2018February 4, 2018February 5, 2018February 6, 2018February 7, 2018February 8, 2018February 9, 2018February 10, 2018February 11, 2018February 12, 2018February 13, 2018February 14, 2018February 15, 2018February 16, 2018February 17, 2018February 18, 2018February 19, 2018February 20, 2018February 21, 2018February 22, 2018February 23, 2018February 24, 2018February 25, 2018February 26, 2018February 27, 2018February 28, 2018March 1, 2018March 2, 2018March 3, 2018March 4, 2018March 5, 2018March 6, 2018March 7, 2018March 8, 2018March 9, 2018March 10, 2018March 11, 2018March 12, 2018March 13, 2018March 14, 2018March 15, 2018March 16, 2018March 17, 2018March 18, 2018March 19, 2018March 20, 2018March 21, 2018March 22, 2018March 23, 2018March 24, 2018March 25, 2018March 26, 2018March 27, 2018March 28, 2018March 29, 2018March 30, 2018March 31, 2018April 1, 2018April 2, 2018April 3, 2018April 4, 2018April 5, 2018April 6, 2018April 7, 2018April 8, 2018April 9, 2018April 10, 2018April 11, 2018April 12, 2018April 13, 2018April 14, 2018April 15, 2018April 16, 2018April 17, 2018April 18, 2018April 19, 2018April 20, 2018April 21, 2018April 22, 2018April 23, 2018April 24, 2018April 25, 2018April 26, 2018April 27, 2018April 28, 2018April 29, 2018April 30, 2018May 1, 2018May 2, 2018May 3, 2018May 4, 2018May 5, 2018May 6, 2018May 7, 2018May 8, 2018May 9, 2018May 10, 2018May 11, 2018May 12, 2018May 13, 2018May 14, 2018May 15, 2018May 16, 2018May 17, 2018May 18, 2018May 19, 2018May 20, 2018May 21, 2018May 22, 2018May 23, 2018May 24, 2018May 25, 2018May 26, 2018May 27, 2018May 28, 2018May 29, 2018May 30, 2018May 31, 2018June 1, 2018June 2, 2018June 3, 2018June 4, 2018June 5, 2018June 6, 2018June 7, 2018June 8, 2018June 9, 2018June 10, 2018June 11, 2018June 12, 2018June 13, 2018June 14, 2018June 15, 2018June 16, 2018June 17, 2018June 18, 2018June 19, 2018June 20, 2018June 21, 2018June 22, 2018June 23, 2018June 24, 2018June 25, 2018June 26, 2018June 27, 2018June 28, 2018June 29, 2018June 30, 2018July 1, 2018July 2, 2018July 3, 2018July 4, 2018July 5, 2018July 6, 2018July 7, 2018July 8, 2018July 9, 2018July 10, 2018July 11, 2018July 12, 2018July 13, 2018July 14, 2018July 15, 2018July 16, 2018July 17, 2018July 18, 2018July 19, 2018July 20, 2018July 21, 2018July 22, 2018July 23, 2018July 24, 2018July 25, 2018July 26, 2018July 27, 2018July 28, 2018July 29, 2018July 30, 2018July 31, 2018August 1, 2018August 2, 2018August 3, 2018August 4, 2018August 5, 2018August 6, 2018August 7, 2018August 8, 2018August 9, 2018August 10, 2018August 11, 2018August 12, 2018August 13, 2018August 14, 2018August 15, 2018August 16, 2018August 17, 2018August 18, 2018August 19, 2018August 20, 2018August 21, 2018August 22, 2018August 23, 2018August 24, 2018August 25, 2018August 26, 2018August 27, 2018August 28, 2018August 29, 2018August 30, 2018August 31, 2018September 1, 2018September 2, 2018September 3, 2018September 4, 2018September 5, 2018September 6, 2018September 7, 2018September 8, 2018September 9, 2018September 10, 2018September 11, 2018September 12, 2018September 13, 2018September 14, 2018September 15, 2018September 16, 2018September 17, 2018September 18, 2018September 19, 2018September 20, 2018September 21, 2018September 22, 2018September 23, 2018September 24, 2018September 25, 2018September 26, 2018September 27, 2018September 28, 2018September 29, 2018September 30, 2018October 1, 2018October 2, 2018October 3, 2018October 4, 2018October 5, 2018October 6, 2018October 7, 2018October 8, 2018October 9, 2018October 10, 2018October 11, 2018October 12, 2018October 13, 2018October 14, 2018October 15, 2018October 16, 2018October 17, 2018October 18, 2018October 19, 2018October 20, 2018October 21, 2018October 22, 2018October 23, 2018October 24, 2018October 25, 2018October 26, 2018October 27, 2018October 28, 2018October 29, 2018October 30, 2018October 31, 2018November 1, 2018November 2, 2018November 3, 2018November 4, 2018November 5, 2018November 6, 2018November 7, 2018November 8, 2018November 9, 2018November 10, 2018November 11, 2018November 12, 2018November 13, 2018November 14, 2018

biser-mania.ru

технология проведения мастер-класса. | Социальная сеть работников образования

«Технология проведения  мастер — класса»

Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, — мастер-класс, основная цель которого — передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Что означает понятие «мастер – класс»?

Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс — это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.

Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы педагогов по предварительной записи и носит, как правило, платный характер.

Мастер класс — это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.

Цель: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера,  освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. 

Особенность МК как формы ПК

  • Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать,  и  научу вас».
  • Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы подготовленные мастером и изученные участниками;

2) освоение содержания и проблематики мастер-класса  происходит на основе продуктивной деятельности всех   участников.

  • Продолжительность мастер-класса от 2 — 4-х часов до 2-3-х дней.
  • Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек.

Что необходимо учитывать при подготовке к мастер – классу?

Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Всё эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер — классов. 

Важно не только умело показать элементы своей работы с детьми, педагогами или родителями, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.

Перед педагогом, готовящимся к мастер — классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Данное мероприятие отличается от обычных. Мероприятию присуща наглядность, подтверждающая опыт. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу — поделиться опытом за короткий промежуток времени.

Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы педагога являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на участников с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Требования к проведению мастер-класса

— в ходе МК педагог демонстрирует конкретные методические приемы, методы, методику преподавания, технологию обучения и воспитания

— МК состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны, им необходимо осуществить выбор, пути исследования средств для достижения поставленной цели, выбора темпа работы

— МК всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме 

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

(автор Русских Г. А)

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

— имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

— лекция с показом приемов

— практическое занятие

— интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову)

а) первый этап — «индуктор». Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)

б) второй этап – «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

На данном этапе работа проходит в группах:

— Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника

— Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство)

— Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения

— Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска

в) третий этап — «инсайт». Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности. 

г) четвертый этап — «рефлексия». Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Виды рефлексии:

— рефлексия в действии

— рефлексия после действия

Примерный вариант описания мастер-класса

— Тема МК

— ФИО, должность мастера

— Полное наименование образовательного учреждения, город

— Введение (вводное слово)

— Цель, задачи, принципы организации МК

— Описание содержания, этапы МК

— Описание форм, методов, средств, используемых в МК

— Комментарии мастера по практическому использованию материала

— Заключение

— Список литературы

Примерная структура проведения МК

— выделение проблемы мастером

— актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику

— объединение в группы для решения проблемы

— работа с материалом

— представление результатов работы

— обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)

Критерии качества подготовки МК:

  1. Презентативность (выраженность инновационной идеи,  уровень ее представления,  культура презентации идеи)
  2. Эксклюзивность (ярко-выраженная индивидуальность)
  3. Мотивированность (наличие приемов, включающих каждого участника в активную творческую деятельность по созданию нового продукта)
  4. Технологичность (четкий алгоритм занятия  (фазы, этапы, процедуры) наличие оригинальных приемов, актуальных приемов поиска и открытия, рефлексия)
  5. Эффективность получения результатов каждым участником МК
  6.  Артистичность (педагогическая харизма, эмоциональная выразительность, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию)
  7. Общая культура (эрудиция, обращение к другим областям знаний, коммуникативная культура, стиль общения)
  8. Педагогическое мастерство
  • Степень готовности к распространению педагогического опыта
  • Глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость
  • Использование авторских находок, идей
  • Умение взаимодействовать с аудиторией
  • Знание и навык применения современных технологий обучения

Критерии оценки мастер-класса

— Мотивационная осознанность деятельности всех кто принимал участие в работе мастер-класса

— Методическая грамотность построения показа форм, методов организации педагогической деятельности

Виды методической продукции

Методические рекомендации – вид метод продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий

Методические разработки – это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятий. Описание последовательности действий должно так же включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методику какого-либо образовательного курса. Помимо теоретического материала входит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образца документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой

Тематический подборка материала — подбор текстового и наглядно- иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, послов, поговорок, слайдов, видеоклипов).

Инструктивно методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

Таким образом, результатом совместной деятельности является модель занятия, которую разработал «педагог-ребенок» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

nsportal.ru

Методика организации и проведения мастер-класса педагогом

 

Обучать — значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

 

Придя в русский язык, слово «мастер-класс» получило самое широкое значение. Так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.

Преподавателю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение, взаимосовершенствование своей педагогической деятельности. Фактор «взаимо» здесь особо важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно, оно не дает должного эффекта. Оптимальной формой профессионального обучения на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях упор делается на определение М. М. Поташника, который обозначил ключевые свойства мастер-класса как формы профессионального обучения педагогов. По его мнению, мастер-класс (форма ученичества) — активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов работы. [2, с. 78]

То есть мастер-класс в образовании — форма повышения профессионального мастерства педагогов, цель которой является знакомство с авторскими наработками, освоение и отработка практических навыков по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются Мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

Мастер-классы похожи на курсы повышения квалификации. Для педагогов это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками и авторскими наработками. «Зрители» становятся экспертами, учатся анализировать и сопоставляют свои возможности. Одновременно учиться и «Педагог — мастер». При подготовке и проведении мастер-класса «Педагог-мастер» приобретает различные навыки работы с аудиторией, учится рефлексировать свои действия и многое другое. Для всех участников мастер-класса это означает шаг вперед в своем деле. Толково организованный мастер-класс становится генератором идей для всех участников.

Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:

  1. Форма передачи практического опыта (практикоориентированность).
  2. Форма интерактивного взаимодействия педагогов.
  3. Форма организации активной самостоятельной работы всех участников. [4, с. 76]

Таким образом, мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения:

          как педагога, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства: активный педагог будет рефлексировать собственный педагогический подход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический стиль;

          так и для педагога, который пассивно относится к своему профессиональному развитию: пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, поневоле будет включен в активную познавательную деятельность.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». То есть основными задачами мастер-класса являются: обобщение опыта педагога по определенной проблеме, передача этого опыта, совместная отработка методических приемов, оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

При планировании работы формулируется тема мастер-класса. В названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов. Она должна звучать понятно и просто. Например: «Учимся понимать текст». Далее определяются основополагающие цели, достижению которых подчинено все заседание.

Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

Первая — это теоретическая часть занятия. На данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности.

Вторая часть мастер-класса отводится на отработку полученных знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога. На данном этапе важно осознание каждым педагогом эффективности изучаемой педагогической технологии.

На третьем этапе — рефлексия. Педагоги объединяются по группам и разрабатывают занятие, план темы в рамках изучаемого педагогического опыта. Результаты работы выносятся на обсуждение. Очень важен тот факт, что каждый участник мастер-класса получает конкретные рекомендации для практической деятельности.

На основе этой структуры методистами были разработаны различные технологии пошаговой организации мастер-классов. Г. А. Русских разделил мастер-класс на пять этапов: презентация педагогического опыта учителем-мастером, представление системы учебных занятий, проведение имитационной игры, моделирование и рефлексия. [3, с. 38–40]

Программа проведения мастер-класса по технологии А. В. Машукова делится на следующие составляющие: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв и рефлексия. [1, с. 3]

Учитель-мастер может выбрать различные формы проведения мастер-классов. Выбор формы определяется наработанным стилем профессиональной деятельности.

Мастер-класс может проводиться в следующих формах:

1)        в форме занятия со студентами — когда в структуре мастер-класса показывается фрагмент непосредственного занятия с обучающимися с использованием выбранной технологии или методики. Продолжительность проведения занятия определяется индивидуально, как правило, меньше чем занятие или урок. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы предполагаемый метод четко прослеживаться. Во время занятия педагог — мастер не обращает внимания на слушателей мастер-класса. После проведения занятия следует краткое пояснение сути метода, его обсуждение и озвучивание конечных результатов.

2)        в форме занятия с аудиторией — имитационный, когда в качестве обучаемых выступают слушатели мастер-класса. Вступительная часть при этом остается традиционной, а основная часть представляет собой имитацию занятия. Требования к основной части:

          не обращайтесь со взрослыми как с детьми;

          сложность предлагаемого материала должна соответствовать опыту слушателей;

          соблюдайте «игру» (имитацию) на протяжении всего времени и не поясняйте, что вы делаете и зачем;

          четко дайте понять о завершении данного этапа;

          перед тем как давать свои пояснения, обратитесь к участникам, что они увидели, поняли, почувствовали;

          отметьте, что вы хотели продемонстрировать, и явно ли это можно было проследить в данном фрагменте;

В заключительной части происходит обсуждение предлагаемой технологии и рефлексия.

3)        с демонстрацией видеофрагментов уроков и внеклассных мероприятий, когда в качестве примера используется видеофрагмент занятия. До демонстрации учитель — мастер рассказывает участникам, на что следует обратить внимание. Видеофрагменты должны ярко демонстрировать то, о чем говориться и быть хорошего качества.

Заключение как логическое завершение должно быть всегда. Оно может включать в себя собственное отношение к делу, благодарность слушателям, раздачу приготовленных памяток и др. Результатом «мастер-класса» является модель, которую разработал «педагог-Ученик» под руководством «педагога-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности. Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

  1. Четко поставленная проблема.
  2. Соответствие темы содержанию.
  3. Мотивированность.
  4. Инновационность.
  5. Раскрытие сути метода, приема, либо его особенностей.
  6. Грамотная речь.
  7. Последовательность изложения.
  8. Взаимодействие с аудиторией.
  9. Умение импровизировать.
  10. Творчество.
  11. Выполнение поставленных задач.
  12. Рефлексивная деятельность.
  13. Практическая значимость.

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

 

Литература:

 

  1. Машуков А. В. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. — Челябинск, 2007. — 13 с.
  2. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2010. — 448 с.
  3. Русских Г. А. Мастер-класс — технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. — 2002. — № 1 — С. 38–40.
  4. Хуртова Т. В. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы. — Волгоград: Учитель, 2008.– 76 с.
  5. Латыпова Е.А. Мастер класс – современная форма повышения профессионального мастерства педагогов. /Е.А. Латыпова метод. Рекомедации, — Нефтекамск, 2012 – 19с.

Основные термины (генерируются автоматически): участник мастер-класса, профессиональное обучение, проведение мастер-класса, структура мастер-класса, слушатель мастер-класса, мастер, педагогический опыт, педагог, основная часть, форма занятия.

moluch.ru

Как организовать и провести свой мастер класс, курс, лекцию или семинар?

Если Вы успешны в каком-то виде творчества, умении или профессии то в жизни постоянно сталкиваетесь с моментами, когда передаете свои знания другим людям, будь то при каком-то обучении, общении с коллегами, в медиа пространстве и т.п. Если вы хотите не просто передать знания, а поделиться ими в интересном формате мастер-класса, мы собрали для Вас несколько полезных советов.

Если Вы задумали провести хороший мастер-класс, то весь процесс разделите на три части:

  1. Подготовительная
  2. Активная
  3. Подведение итогов

Каждая часть важна в процессе и выделить из них главную — значит упустить что-то важное. Постарайтесь каждую часть отработать до конца.

1. Самая большая и энергозатратная часть — это подготовка.

Она займет у вас наибольшее время, но чем тщательнее Вы проработаете ее, тем легче вам будет в дальнейшем.

  • выберете идею мастер-класса и свяжите ее с темой, которую хотите донести до учеников. Поставьте перед собой четкую конкретную цель, которую хотите достигнуть на мастер-классе и разделите ее на несколько задач.
  • определитесь с аудиторией, на кого ориентирован Ваш мастер-класс (на новичков или уже с опытом), какой приблизительный возраст и пол слушателей. Чем четче будет понимание слушателей, тем легче будет их увлечь. Важно! Выбранная Вами тема должна быть им по силам и чуть-чуть больше их знаний.
  • выберите форму проведения мастер-класса. Главное при выборе формы не сообщить и не освоить информацию, а передать ее, поделиться ей и при этом получить обратную связь от аудитории.
  • придумайте проблему, вопрос, парадокс, представляющий интерес для «учащихся». Именно она должна быть решена на мастер-классе.
  • Определить время, которое понадобится для проведения мастер-класса.
  • определите для себя комфортное количество обучающихся.
  • составьте подробный план занятия. Четкий алгоритм поможет вам не выбиться из времени, отведенного на занятие. Включите фантазию, разбив «план» маячками-замыслами. Продумайте так же мотивацию для учеников, без мотивации внимание может быть рассеяно. Это может быть либо готовое изделие в конце занятия.
  • определите место проведения мастер- класса! Учтите, что время должно быть с небольшим запасом, чтобы встретить и разместить участников и проводить их в конце занятия.
  • определите, входит ли в стоимость мастер-класса материалы, если да, то составьте список необходимого.

Общее впечатление о мастер-классе складывается из мелких, но очень важных деталях. И чем тщательнее вы их продумаете, тем успешнее будет занятие. Все — от приветливо улыбки при входе до оригинальных салфеток на столе будет работать на результат.

Если все готово — можно начинать!

2. Активная часть мастер-класса.
  • еще раз проверьте все ли необходимые Вам технические средства, материалы готовы к работе.
  • приветствуйте учеников
  • обязательно, но кратко расскажите о себе, о своих достижениях, о предстоящем мастер-классе и его цели. В трех словах расскажите о плане мастер-класса, возможных перерывах, возможностях места проведения мастер-класса (где что находится, где что взять и куда выкинуть).
  • старайтесь говорить не громко и не тихо, но внятно и с разными интонациями (не монотонно). Следите за мимикой, жестами, осанкой. Не будьте скованы! К Вам пришли, а значит, доверяют вам как профессионалу!
  • идеально знать имена всех учеников. Если это сложно, попросите в начале занятия написать на листочках перед собой или бейджах имена. Если вы будете обращаться к каждому по имени, это позволит создать «домашнюю» обстановку на занятии.
  • после вступительной речи постарайтесь сразу построить диалог с учениками. Ваша цель понять вовлеченность каждого в процесс. Но не уделяете этому много времени.
  • старайтесь уделить время каждому. Важно! Задействуйте каждого ученика, пусть проявят себя творцами. Индивидуальный подход к каждому слушателю отличает мастер-класс от урока.
  • постарайтесь выделить свою «изюминку», то, что отличает вас от других мастеров. Будьте общительны, доброжелательны! Запомните: не только ученики получают от вас знания, но и вы можете подчеркнуть для себя много нового.
  • четко следите за временем: нельзя затягивать занятие, цель должна быть достигнута вовремя. Но и торопиться не стоит. Здесь важен баланс золотой серединки.
  • в конце занятия обменяйтесь мнением с учениками. Дайте оценку происходящему и получите отзывы о мастер-классе. Обязательно пригласите их на следующее занятие!
3. Подведение итогов.

Часто эту часть путают с заключением мастер-класса. В заключении Вы подводите итоги для учеников, а в обобщительной части — для себя.

Если вы адекватно проанализируете каждый момент — в будущем вы сможете избежать допущенные ошибки или сделаете свое занятие более качественными.

  • подумайте, эффективен и результативен ли был мастер-класс для каждого ученика. Что донеслось без проблем, а на что стоит обратить внимание.
  • просто пройдитесь по каждому пункту проведения мастер-класса и ответьте себе на вопрос: все ли я сделал качественно?

Не бойтесь, если нашли какие-то недочеты. Это говорит о том, что есть к чему стремиться, а значит совершенствоваться!

И значит — пора готовиться к следующему мастер-классу!

gomasterclass.ru

«Технология проведения мастер — класса»

«Технология проведения мастер — класса»

Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, — мастер-класс, основная цель которого — передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.

Что означает понятие «мастер – класс»?

Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня.

Мастер-класс — это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет.

Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы педагогов по предварительной записи и носит, как правило, платный характер.

Мастер класс — это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.

Цель: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания.

Особенность МК как формы ПК

  • Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать, и научу вас».

  • Гибкость, импровизация, творчество в организации, формах и методах, но: 1)желателен диалог, основанием для которого могут служить материалы подготовленные мастером и изученные участниками;

2) освоение содержания и проблематики мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

  • Продолжительность мастер-класса от 2 — 4-х часов до 2-3-х дней.

  • Количество участников мастер-класса может колебаться от 10 до 30 человек.

Что необходимо учитывать при подготовке к мастер – классу?

Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Всё эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер — классов.

Важно не только умело показать элементы своей работы с детьми, педагогами или родителями, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты.

Перед педагогом, готовящимся к мастер — классу, стоит реальная практическая задача — поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Данное мероприятие отличается от обычных. Мероприятию присуща наглядность, подтверждающая опыт. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу — поделиться опытом за короткий промежуток времени.

Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы педагога являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на участников с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

Требования к проведению мастер-класса

— в ходе МК педагог демонстрирует конкретные методические приемы, методы, методику преподавания, технологию обучения и воспитания

— МК состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны, им необходимо осуществить выбор, пути исследования средств для достижения поставленной цели, выбора темпа работы

— МК всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме

Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса

(автор Русских Г. А)

1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера

1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом

1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.

1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.

1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.

2-й шаг. Представление системы занятий

2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.

2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.

2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса

3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми

Формы проведения:

имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми).

— лекция с показом приемов

— практическое занятие

— интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие)

Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4-й шаг. Моделирование

4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).

4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.

5-й шаг. Рефлексия

5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.

5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову)

а) первый этап — «индуктор». Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное)

б) второй этап «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности.

На данном этапе работа проходит в группах:

— Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника

— Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство)

— Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения

— Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска

в) третий этап — «инсайт». Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности.

г) четвертый этап — «рефлексия». Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Виды рефлексии:

— рефлексия в действии

— рефлексия после действия

Примерная структура проведения МК

— выделение проблемы мастером

— актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику

— объединение в группы для решения проблемы

— работа с материалом

— представление результатов работы

— обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)

infourok.ru

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия «Школы совершенствования профессионального мастерства»

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  •   Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

25.03.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *