Резидент оэз – Что такое особая экономическая зона? Типы ОЭЗ. Кто может быть резидентом ОЭЗ? Порядок деятельности.

Содержание

Статус резидента особой экономической зоны

А.И. РЕУТ

 

В  августе 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об особых экономических зонах). Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот. На территориях особых экономических зон будет действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако не успел Закон об особых экономических зонах вступить в силу, как заговорили о том, что особые экономические зоны будут использоваться в качестве лазеек для ухода компаний от налогов. Кто же сможет воспользоваться преимуществами особых экономических зон? 

Особые экономические зоны бывают двух типов:

1) промышленно-производственные, где осуществляется деятельность по производству и (или) промышленной обработке товаров (продукции) и их реализация;

2) технико-внедренческие, резиденты которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения.

В зависимости от типа особой экономической зоны различается и круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).

Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

Иностранные юридические лица не могут быть резидентами особых экономических зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т. е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.

Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ, в которой установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54). Таким образом, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента.

Но сможет ли филиал или представительство коммерческой организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственной особой экономической зоны, воспользоваться льготами, преимуществами и гарантиями, составляющими особый режим предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос содержится в самом понятии резидента особой экономической зоны как коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.

Во избежание превращения особых экономических зон в оффшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон (п. 4 ст. 10 Закона об особых экономических зонах).

Круг хозяйствующих субъектов, которые признаются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, намного шире. Резидентами этих зон могут быть, помимо коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Следовательно, учитывая требование о регистрации резидента на территории особой экономической зоны, индивидуальный предприниматель должен проживать (постоянно или преимущественно) на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, на которой собирается осуществлять предпринимательскую деятельность.

В российской истории начала 1990-х годов в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности — свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в оффшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.

Чтобы избежать использования особых экономических зон как средства оптимизации налогообложения, Законом об особых экономических зонах установлено требование об обязательном заключении резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В обязанности резидента промышленно-производственной особой экономической зоны согласно соглашению входит ведение на этой территории промышленно-производственной деятельности в течение всего срока действия соглашения и осуществления капитальных вложений в объеме, предусмотренном соглашением, но не менее 10 млн евро. Капитальные вложения в размере не менее 1 млн евро должны быть осуществлены резидентом в течение года с момента заключения соглашения. В обязанности органов управления особыми экономическими зонами входит заключение с резидентом договора аренды земельного участка, необходимого для ведения промышленно-производственной деятельности.

По условиям соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в обязанности резидента входит осуществление технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны в течение всего срока действия соглашения, а в обязанности органов управления особыми экономическими зонами — заключение с резидентом договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории этой зоны. Требований к объему инвестиций, осуществляемых резидентом технико-внедренческих особых экономических зон, закон не предъявляет.

Для приобретения статуса резидента особой экономической зоны хозяйствующим субъектам необходимо пройти регистрацию в реестре резидентов особых экономических зон. Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов этих зон осуществляют органы управления особыми экономическими зонами. Они регистрируют лицо в течение 3 дней со дня подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В подтверждение произведенной регистрации выдается свидетельство установленного образца.

Регистрация в качестве резидента особой экономической зоны носит формальный характер и не должна требовать от хозяйствующего субъекта совершения каких-либо дополнительных действий или представления дополнительных документов, за исключением тех, которые необходимы для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Нормы Закона об особых экономических зонах о ведении реестра резидентов особых экономических зон, по-видимому, должны получить продолжение в подзаконных нормативных правовых актах. В них должны быть установлены требования к содержанию реестра, порядок предоставления информации из него, объем сведений, сообщаемых налоговым и таможенным органам, урегулированы другие вопросы.

Статус резидента особой экономической зоны присваивается коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю с момента внесения записи в реестр резидентов особых экономических зон (п. 3 ст. 9 Закона об особых экономических зонах). Это положение Закона имеет принципиальное значение, поскольку именно с момента приобретения статуса резидента особой экономической зоны лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами в течение дня, следующего за днем регистрации резидента особой экономической зоны, обязаны проинформировать налоговые и таможенные органы о регистрации и представить им копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Таким образом, круг хозяйственных субъектов, которые могут претендовать на звание резидента особой экономической зоны и использование особого режима предпринимательской деятельности, ограничен. Возможно, такие меры позволят значительно сократить опасность злоупотребления благоприятным правовым режимом, создаваемым на территориях особых экономических зон.

www.sovremennoepravo.ru

Что такое особая экономическая зона? Типы ОЭЗ. Кто может быть резидентом ОЭЗ? Порядок деятельности.

Особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

     Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. 

Особая, cвободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)
  • Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии.

Ограничения по созданию ОЭЗ:

  • Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

  • На территории ОЭЗ не допускается размещение объектов жилищного фонда.

  • На территории ОЭЗ не допускается:

    1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

    2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;

    3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

При создании ОЭЗ Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.

Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Типы ОЭЗ

  •  промышленно-производственные — создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров.

  •  технико-внедренческие особые экономические зоны — создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

Кто может быть резидентом ОЭЗ?

Резидентом промышленно-производственной ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Резидентом технико-внедренческой ОЭЗ признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту ОЭЗ свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов ОЭЗ запись о лишении лица статуса резидента ОЭЗ в течение трех дней с даты лишения лица статуса резидента особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о лишении лица статуса резидента ОЭЗ в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов ОЭЗ соответствующей записи.

Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.

Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.

Арендная плата

  1. Максимальный размер арендной платы за земельные участки, предоставленные резиденту особой экономической зоны на основании соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, определяется постановлением Правительства Российской Федерации о создании особых экономических зон.

  2. Арендная плата и иные платежи за земельные участки, расположенные в пределах территории особой экономической зоны, поступают в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

bishelp.ru

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон — Право на vc.ru

Налоговый юрист Артур Дулкарнаев — о существующих в России налоговых льготах для резидентов особых экономических зон.

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году

Особые экономические зоны

Это часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны создаются на 49 лет для развития обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

С юридической точки зрения, есть два вида особых экономических зон. Во-первых, особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах». Их четыре типа:

  • Промышленно-производственные.
  • Технико-внедренческие.
  • Туристско-рекреационные.
  • Портовые.

Во-вторых, особые (свободные) экономические зоны, действующие на основании иных федеральных законов:

  • Особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года.

  • Особая экономическая зона в Калининградской области, функционирующая ОЭЗ до 31 декабря 2045 года. Государственная поддержка организаций — резидентов ОЭЗ в Калининградской области будет действовать до 1 января 2031 года.

  • Свободная экономическая зона на территории Крыма и Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года.

Сведения из отчёта о результатах функционирования ОЭЗ за 2017 год: по состоянию на конец 2017 на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, в том числе 125 резидентов с участием иностранных инвесторов. Статус резидента ОЭЗ предоставляет массу преференций, в этой статье я остановлюсь на налоговых льготах.

Счетная палата признала эффективной деятельность только тех ОЭЗ, которые расположены в Татарстане, Липецкой, Самарской областях и в Санкт-Петербурге. Деятельность остальных была признана либо неэффективной, либо вовсе не ведущейся

Что такое ОЭЗ? Это некий оазис для крупного и среднего бизнеса. Но окружающая территория развивается постольку поскольку: если в муниципалитете хороший мэр — она развивается интенсивно, если так себе — так себе развивается и территория.

Артемий Кызласов

генеральный директор ОЭЗ «Титановая долина» (Екатеринбург)

НДС

По общему правилу резиденты ОЭЗ обязаны платить НДС с реализации. Однако есть исключение. Не подлежат налогообложению на территории РФ проведение работ или оказание услуг резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ. Портовая ОЭЗ в России только одна — в Ульяновской области, на территории муниципального образования «Чердаклинский район».

Налог на прибыль организаций

Организации, имеющие статус резидентов промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ либо участника СЭЗ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше двух в отношении собственных амортизируемых основных средств.

Законами субъектов РФ для организаций-резидентов ОЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, от деятельности на территории ОЭЗ, при условии раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесённых) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории ОЭЗ.

Стандартная ставка по налогу на прибыль составляет 20%, при этом 3% уплачиваются в федеральный бюджет, а оставшиеся 17% — в региональный бюджет. Согласно Закону Республики Татарстан от 10.02.2006 № 5-3РТ, налоговая ставка по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ, созданной на территории Елабужского района, и ОЭЗ «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан, составляет:

  • 0% — в течение пяти календарных лет начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 5% — в период с 6 по 10 календарный год включительно начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
  • 13,5% (12,5% в 2017-2020 годах) — по истечении 10 календарных лет, начиная с налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.

Для организаций-резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%. Сейчас такой кластер существует в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея.

Для организаций-резидентов ОЭЗ (за исключением организаций, указанных выше) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 2%.

Для организаций-участников ОЭЗ в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0%.

Налог на имущество организаций

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации-резидента ОЭЗ, созданного или приобретённого для работы на территории ОЭЗ, используемого на территории ОЭЗ в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на территории данной ОЭЗ, в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на бухгалтерский учет этого имущества.

Освобождаются от налогообложения налогом на имущество судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении имущества, учитываемого на их балансе и используемого в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ.

А также в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях строительства и ремонта судов, в течение 10 лет с даты постановки на бухгалтерский учет указанного имущества, но не более чем в течение срока существования промышленно-производственной ОЭЗ.

Земельный налог

Освобождаются от налогообложения земельным налогом организации-резиденты ОЭЗ, в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Освобождаются от налогообложения земельным налогом судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента ОЭЗ сроком на 10 лет.

Транспортный налог

Транспортный налог является региональным налогом, льготы по которому могут быть установлены законом субъекта РФ.

Например, согласно Закону Республики Татарстан от 29.11.2002 № 24-3РТ «О транспортном налоге», освобождаются от обложения транспортным налогом организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан, и ОЭЗ технико-внедренческого типа «Иннополис», созданной на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет.

Аналогично, согласно Закону Ульяновской области «О транспортном налоге в Ульяновской области», от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты портовой ОЭЗ в течение 10 лет с начала налогового периода, в течение которого транспортное средство зарегистрировано.

В соответствии с Законом Тульской области от 28.11.2002 № 343-3ТО «О транспортном налоге», также от уплаты транспортного налога освобождаются организации-резиденты ОЭЗ промышленно-производственного типа «Узловая» на территории муниципального образования Узловский район в отношении автомобилей грузовых, зарегистрированных после регистрации этих организаций в качестве резидентов ОЭЗ, в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором была осуществлена регистрация транспортного средства.

Страховые взносы

Пониженные тарифы страховых взносов действуют для организаций, включённых в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области.

Пониженные тарифы страховых взносов применяются для организаций, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой или промышленно-производственной ОЭЗ.

Также для организаций, заключивших соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.

Пониженный тариф страховых взносов на 2018 год. Всего — 21%, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 13%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Пониженный тариф страховых взносов на 2019 год. Всего — 28 %, а именно:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 20%.
  2. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%.
  3. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Льготы по уплате таможенных платежей

На территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих и портовых ОЭЗ применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территориях туристско-рекреационных ОЭЗ таможенная процедура свободной таможенной зоны не применяется.

Таможенная процедура свободной таможенной зоны — процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, «ввозного» НДС, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Моя электронная почта: [email protected]

За предоставленные фотографии благодарю Елену Мартынюк.

#право

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

vc.ru

Создание и прекращение ОЭЗ. Правовой статус резидента ОЭЗ. — КиберПедия

Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

1.2. Решение о создании особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации исходя из критериев создания особой экономической зоны, утвержденных Правительством Российской Федерации.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования или исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований подают в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального, местного значения. К заявке на создание портовой особой экономической зоны на основе объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта прилагается согласие в письменной форме владельца или владельцев объектов инфраструктуры, находящихся на территории, предназначенной для создания портовой особой экономической зоны. Согласие владельца или владельцев объектов инфраструктуры не может быть отозвано до момента заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона, заключают в течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения о создании особой экономической зоны соглашение (далее — соглашение о создании особой экономической зоны), которым устанавливаются:


1) комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития особой экономической зоны и порядок их финансирования;

2) обязательства исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или обязательства исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости, расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

3) обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

4) порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны;

5) показатели эффективности функционирования особой экономической зоны.

4.1. В сроки, предусмотренные указанным в части 4 настоящей статьи соглашением о создании особой экономической зоны, также устанавливаются:

1) объем и сроки финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников финансирования;

2) границы особой экономической зоны и перечень образующих ее земельных участков;


3) прилегающая к особой экономической зоне территория, общая площадь которой не может превышать указанную в частях 2 и 2.3 статьи 4 настоящего Федерального закона площадь;

4) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом условия.

4.2. Описание местоположения границ особой экономической зоны осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве» для описания местоположения границ объекта землеустройства.

6. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит.

7. Досрочное прекращение существования особой экономической зоны допускается только в случае, если:

1) это вызвано необходимостью защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) в течение трех лет с даты создания особой экономической зоны не заключено ни одного соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности и (или) деятельности в портовой особой экономической зоне либо все ранее заключенные соглашения расторгнуты;

3) в течение трех лет подряд в особой экономической зоне ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.

8. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

3. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

cyberpedia.su

Как стать резидентом особой экономической зоны

Начать следует с бизнес-плана. Далее надо пройти предварительную защиту в управляющей компании ОЭЗ и получить одобрение Экспертного совета при Минэкономразвития России.

Составление бизнес-плана

Чтобы стать резидентом, потенциальный инвестор связывается с руководством управляющей компании ОЭЗ и отделом по взаимодействию с резидентами. Они назначают встречу. На данном этапе бизнесмен рассказывает об идее, они дают оценку, соответствует ли она разрешенным в данной зоне видам деятельности. Так, на территории ОЭЗ «Дубна» разрешено создавать, производить и реализовывать наукоемкую научно-техническую продукцию. А с 2015 года в нашей особой экономической зоне разрешено размещать и компании, которые осуществляют производственно-промышленную деятельность.

Еще один вопрос – финансирование проекта. Инвестор должен обосновать, за счет каких источников реализует проект. Частые ошибки, которые выявляем на этом этапе: указание нереальных сроков строительства, неграмотная оценка затрат.

При первом общении выясняют, готов ли у предпринимателя бизнес-план. Его составляют по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России № 75 от 23.03.2006. Если бизнес-плана, оказывают безвозмездную поддержку по его подготовке. Управляющая компания предлагает и коммерческие услуги по составлению бизнес-плана. Конечно, инвестор вправе написать бизнес-план самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Предварительная защита проекта

Чтобы исключить слабые места проекта,  руководство управляющей компании ОЭЗ устраивает его предварительную защиту. На нее приглашают представителей регионального правительства, министерства инвестиций и инноваций Московской области, городской администрации. Зовут действующих резидентов, которые прошли этап защиты. Будущий резидент презентует проект: финансирование, сроки окупаемости. Озвучивает, сколько рабочих мест намерен создать. Участники защиты задают вопросы по бизнес-плану, дают рекомендации. Потенциальный резидент на их основе дорабатывает бизнес-план.

Передача проекта в Экспертный совет при Минэкономразвития России

После того как управляющая компания ОЭЗ «Дубна» одобрит бизнес-план, проект уходит в Минэкономразвития России. Здесь его оценивает Экспертный совет. Через 40 дней совет выносит решение: либо о присвоении статуса резидента, либо об отказе.

В состав Экспертного совета входят представители:

  • банков и инвестиционных фондов;
  • научно-исследовательских центров;
  • РСПП и других общественных организаций;
  • Минэкономразвития и Минпромторга России;
  • АО «Особые экономические зоны».

Если попытка отстоять проект на Экспертном совете закончилась неудачей, возможна повторная защита. Компания вправе скорректировать бизнес-план с учетом замечаний и еще раз представить его на рассмотрение. Число попыток не ограничено.

Подписание соглашения

Участники тре

ipprosto.info

Статус резидента особой экономической зоны

(Реут А. В.)

(«Современное право», 2006, N 5)

Текст документа

СТАТУС РЕЗИДЕНТА ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

А. В. РЕУТ

В августе 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — Закон об особых экономических зонах). Задачей организации особых экономических зон является создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в отдельные регионы и отрасли экономики. Положительный эффект должен быть достигнут путем предоставления инвесторам, осуществляющим хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон, различных льгот и преференций, прежде всего налоговых и таможенных льгот. На территориях особых экономических зон будет действовать особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Однако не успел Закон об особых экономических зонах вступить в силу, как заговорили о том, что особые экономические зоны будут использоваться в качестве лазеек для ухода компаний от налогов. Кто же сможет воспользоваться преимуществами особых экономических зон?

Особые экономические зоны бывают двух типов:

1) промышленно-производственные, где осуществляется деятельность по производству и (или) промышленной обработке товаров (продукции) и их реализация;

2) технико-внедренческие, резиденты которых осваивают высокие технологии, в том числе занимаются созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения.

В зависимости от типа особой экономической зоны различается и круг лиц, которые вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на этой территории в качестве резидентов. Резидентами особых экономических зон могут быть коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, при соблюдении следующих условий. Коммерческая организация должна быть зарегистрирована на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона. Она должна заключить с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Индивидуальные предприниматели могут быть резидентами только технико-внедренческих особых экономических зон (ст. 9 Закона об особых экономических зонах).

Коммерческой организацией признается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, созданное в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарные предприятия исключены из числа лиц, которые вправе осуществлять хозяйственную деятельность на территориях особых экономических зон в качестве резидентов, поскольку не являются собственниками закрепленного за ними имущества и не могут им распоряжаться.

Иностранные юридические лица не могут быть резидентами особых экономических зон, поскольку в Законе об особых экономических зонах содержится требование о регистрации коммерческой организации в соответствии с законодательством России. Вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны может осуществляться посредством создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями, т. е. российской коммерческой организации, в состав участников которой входит иностранный инвестор.

Требование государственной регистрации юридического лица содержится в ст. 51 ГК РФ, в которой установлено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54). Таким образом, чтобы стать резидентом особой экономической зоны, коммерческая организация должна иметь место нахождения на территории особой экономической зоны, на которой будет осуществлять деятельность в качестве ее резидента.

Но сможет ли филиал или представительство коммерческой организации, зарегистрированные на территории промышленно-производственной особой экономической зоны, воспользоваться льготами, преимуществами и гарантиями, составляющими особый режим предпринимательской деятельности? Ответ на этот вопрос содержится в самом понятии резидента особой экономической зоны как коммерческой организации. Филиал, представительство являются не юридическим лицом, а обособленными его подразделениями, расположенными вне места его нахождения (ст. 55 ГК РФ), а следовательно, не являются коммерческими организациями и не могут стать резидентами особой экономической зоны.

Во избежание превращения особых экономических зон в офшорные зоны установлен запрет на создание их резидентами филиалов и представительств за пределами территорий особых экономических зон (п. 4 ст. 10 Закона об особых экономических зонах).

Круг хозяйствующих субъектов, которые признаются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, намного шире. Резидентами этих зон могут быть, помимо коммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Следовательно, учитывая требование о регистрации резидента на территории особой экономической зоны, индивидуальный предприниматель должен проживать (постоянно или преимущественно) на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, на которой собирается осуществлять предпринимательскую деятельность.

В российской истории начала 1990-х годов в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития, создания благоприятных условий для привлечения иностранного капитала и технологий, совершенствования передовых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике предпринимались попытки создать зоны со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности — свободные экономические зоны. Правовое регулирование создания и функционирования этих зон осуществлялось не законом, а подзаконными актами, что не смогло обеспечить надлежащий уровень правовой защиты инвестиций. Это привело к тому, что свободные экономические зоны трансформировались в офшоры. Компании регистрировались на территории свободной экономической зоны, пользовались предоставляемыми им привилегиями, а деятельность свою осуществляли за ее пределами. В результате цели, поставленные при создании этих зон, не были достигнуты.

Чтобы избежать использования особых экономических зон как средства оптимизации налогообложения, Законом об особых экономических зонах установлено требование об обязательном заключении резидентом особой экономической зоны соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В обязанности резидента промышленно-производственной особой экономической зоны согласно соглашению входит ведение на этой территории промышленно-производственной деятельности в течение всего срока действия соглашения и осуществления капитальных вложений в объеме, предусмотренном соглашением, но не менее 10 млн. евро. Капитальные вложения в размере не менее 1 млн. евро должны быть осуществлены резидентом в течение года с момента заключения соглашения. В обязанности органов управления особыми экономическими зонами входит заключение с резидентом договора аренды земельного участка, необходимого для ведения промышленно-производственной деятельности.

По условиям соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности в обязанности резидента входит осуществление технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны в течение всего срока действия соглашения, а в обязанности органов управления особыми экономическими зонами — заключение с резидентом договора аренды государственного и (или) муниципального имущества, расположенного на территории этой зоны. Требований к объему инвестиций, осуществляемых резидентом технико-внедренческих особых экономических зон, закон не предъявляет.

Для приобретения статуса резидента особой экономической зоны хозяйствующим субъектам необходимо пройти регистрацию в реестре резидентов особых экономических зон. Регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов особой экономической зоны и ведение реестра резидентов этих зон осуществляют органы управления особыми экономическими зонами. Они регистрируют лицо в течение 3 дней со дня подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности. В подтверждение произведенной регистрации выдается свидетельство установленного образца.

Регистрация в качестве резидента особой экономической зоны носит формальный характер и не должна требовать от хозяйствующего субъекта совершения каких-либо дополнительных действий или представления дополнительных документов, за исключением тех, которые необходимы для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Нормы Закона об особых экономических зонах о ведении реестра резидентов особых экономических зон, по-видимому, должны получить продолжение в подзаконных нормативных правовых актах. В них должны быть установлены требования к содержанию реестра, порядок предоставления информации из него, объем сведений, сообщаемых налоговым и таможенным органам, урегулированы другие вопросы.

Статус резидента особой экономической зоны присваивается коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю с момента внесения записи в реестр резидентов особых экономических зон (п. 3 ст. 9 Закона об особых экономических зонах). Это положение Закона имеет принципиальное значение, поскольку именно с момента приобретения статуса резидента особой экономической зоны лицо вправе использовать льготы и преимущества, вытекающие из особого режима ведения предпринимательской деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами в течение дня, следующего за днем регистрации резидента особой экономической зоны, обязаны проинформировать налоговые и таможенные органы о регистрации и представить им копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Таким образом, круг хозяйственных субъектов, которые могут претендовать на звание резидента особой экономической зоны и использование особого режима предпринимательской деятельности, ограничен. Возможно, такие меры позволят значительно сократить опасность злоупотребления благоприятным правовым режимом, создаваемым на территориях особых экономических зон.

——————————————————————

Название документа

center-bereg.ru

Резидент особой экономической зоны



Поиск Лекций




Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение трех дней с даты подписания с ним соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны. Форма свидетельства утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования особых экономических зон.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации.

Органы управления особыми экономическими зонами представляют в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и влечет за собой прекращение действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.



Органы управления особыми экономическими зонами вносят в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение трех дней с даты лишения лица статуса резидента особой экономической зоны.

Органы управления особыми экономическими зонами сообщают сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

 

17. Порядок осуществления предпринимательской деятельности на территории особой экономической зоны

Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация.

Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности. Для целей настоящего Федерального закона под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.




Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории особой экономической зоны.

 

18. Виды предпринимательской деятельности, разрешенные в ППОЭЗ

19. Виды предпринимательской деятельности, разрешенные в ТВОЭЗ

20. Виды предпринимательской деятельности, разрешенные в ТРОЭЗ

21. Виды предпринимательской деятельности, разрешенные в портовой ОЭЗ

22. Государственный и муниципальный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны





Рекомендуемые страницы:



poisk-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о