Состояние бюджета как финансового плана государства может определяться тремя показателями:
Федосов В.М.. Бюджетный менеджмент (2004) Состояние бюджета как финансового плана государства может определяться тремя показателями:
равновесием доходов и расходов;
бюджетным избытком — превышением доходов над расходами;
Бюджетный дефицит — превышение расходов над постоянными доходами.
Равновесие доходов и расходов бюджета является его наиболее целесообразным и обоснованным состоянием. Она означает, что все расходы бюджета должны соответствующие источники финансирования. С позиций финансовой деятельности государства нет потребности, с одной стороны, формировать лишние доходы, а с другой, включать в свой план расходы, без гарантированных поступлений для их финансирования. Достижение уравновешенности бюджета является главной задачей бюджетного планирования. Учитывая разветвленный состав расходов бюджета и разнообразие источников формирования доходов, а, главное, систему финансовых интересов в обществе по бюджету, когда каждый субъект заинтересован получить как можно больше ассигнований и уплатить меньше налогов и платежей, можно отметить, что практическая реализация этой задачи очень и очень сложной. С позиций административного управления финансами проблемы, вроде, нет. В зависимости от конкретной ситуации можно или увеличить налоги, сократить расходы. С позиции же оптимизации бюджета и его роли в обществе этого достичь очень трудно, ведь любое сокращение расходов или увеличения уровня налогообложения приводит к определенным последствиям, которые необходимо выявить, просчитать и проанализировать. Задача уравновешенности бюджета включает настолько много субъектов финансовых отношений, имеет столь много факторов и ограничений, что практически не поддается математическому моделированию. Поэтому его реализация полностью зависит от специалистов из бюджетного менеджмента, их профессионализма и эрудиции, честности и порядочности, мужества и стойкости, умение находить выход из казалось бы безвыходного становища.
Бюджетный дефицит имеет различные проявления и причины. Он не подлежит однозначной оценке, поскольку всегда необходимо учитывать все факторы. Характеристика дефицита дается по следующим признакам (рис. 5):
формой проявления;
причинами возникновения;
направлением коштив.
По форме проявления различают открытый и скрытый дефицит. Открытый дефицит — это то, что зафиксировано при утверждении бюджета в соответствующем документе: Законе о государственном бюджете или решении местных органов власти. Скрытый дефицит — это тот, официально не признается. Существует несколько вариантов скрытого и полускрыто дефицита. Во-первых, завышения плановых показателей доходов. По сути дела, это фальсификация основного финансового плана государства, все равно окажется при исполнении бюджета. Такая фальсификация может быть как сознательной — для реализации определенных политических, экономических или финансовых целей, так и результатом невысокого уровня планирования доходов, желанием воспринимать невозможно за реальность. Исходя из уровня выполнения плана доходов в Украине в последние годы, можно отметить, что определенные элементы скрытого дефицита за счет завышения плановых заданий имели место. Во-вторых, завышение доходов может иметь полускрыто характер. В Украине, например, в некоторые бюджетные годы в состав доходной части бюджета включалась статья «Доходы, которые должны быть мобилизованы в процессе выполнения бюджета». Исходя из требования достоверности бюджетного планирования, утвержденному бюджету должны включались только реальные доходы. Поэтому, с одной стороны, если это именно такие доходы, то их необходимо четко определить и включить в бюджет в конкретных формах. Если это маловероятны, или вообще только желаемые доходы, то их невозможно и включать в бюджет. Фактически это нереально завышения доходов бюджета с целью фиктивного сбалансирования бюджета. В-третьих, возможен вариант полускрыто-полуоткрытого дефицита, когда в утвержденном бюджета дефицит не выделяется, однако в состав доходов включаются такие поступления, которые выступают источниками его покриття.
Сознательный бюджетный дефицит связан с проведением политики так называемых «заемных» финансов. Формирование доходов бюджета может осуществляться на основе «налоговых» или «заемных» финансов. Политика «налоговых» финансов исходит из полного обеспечения доходов бюджета за счет налоговых поступлений. Это создает стабильную доходную базу, ведь налоги не надо возвращать. Политика «заемных» финансов исходит из необходимости ограничения уровня налогообложения и обеспечения части бюджетных расходов за счет займов. Если вынужден бюджетный дефицит является следствием дефицита финансовых ресурсов в стране, то сознательный, как правило, возможен именно при наличии свободных ресурсов, физические и юридические лица могут предоставить государству во временное пользование. Это дефицит только бюджет государства; финансовое состояние предприятий и граждан в целом удовлетворительное или и очень добрый. Ограничение уровня налогообложения способствует развитию производства и росту доходов в обществе. Государство же может быть действительно богатым только в богатом обществе. Ведь богатое государство в бедном обществе это нонсенс, который рано или поздно приведет к кризи.
По направлению средств различают дефицитное финансирование на развитие и на текущие расходы. Этот признак дефицита тоже довольно существенная в его характеристике. Расходование средств на текущие расходы означает их поглощения без соответствующей отдачи. Это пассивное реагирование на сложное финансовое положение. Дефицитное финансирование инвестиций наоборот предусматривает активное влияние бюджета на развитие экономики. Ведь в условиях кризиса инвестиции крайне нужны — это лекарство для «больной» экономики. Невозможно выйти из кризиса без определенных усилий и без определенных вложений. Проблема заключается в том, что во время экономического кризиса падает деловая активность частных инвесторов, так как высок риск потери средств или их обесценивания. Только государство в состоянии взять на себя такой риск и такую ответственность. Конечно, такая политика дефицитного финансирования инвестиций требует четкой организации и жесткой ответственности. Однако она имеет перспективы, способствуя выходу из кризиса, росту ВВП и в перспективе ликвидации вынужденного бюджетного дефицита. Политика дефицитного финансирования инвестиций применим на теоретических основах кейнсианства, его постулатах «бюджетного мультипликатора». Бюджетные инвестиции способствуют развитию экономики, расширяют спрос и тем самым стимулируют экономику. Финансовая политика дефицитного финансирования экономики широко использовалась в разных странах мира в определенных исторических условиях. Несмотря на то, что в настоящее время более распространенной является неоклассическая экономическая теория, отвергать кейнсианство безосновательно. Более того, Украине необходимо прежде всего определиться в ориентирах своей экономической доктрины, четко сформулировать задачи и цели и уже под них выбирать определенную финансовую политику.
Необходимость дефицита бюджета определяется требованиями смягчения последствий дефицитного финансирования, основным из которых является инфляция, связанная с эмиссией денег. Вместе с тем следует отметить, что инфляция, как и любое явление имеет как негативные, так и определенные положительные стороны. Отмечая негативность бюджетного дефицита, имеют прежде всего в виду его влияние на обесценение денег. Оно ведет к экономической нестабильности, поскольку деньги теряют свою стоимость во времени. Все юридические и физические лица пытаются избавиться денег, которые практически перестают выполнять функцию накопления. Инфляция выражается в росте цен и падении уровня реальных доходов, она подрывает стимулы к предпринимательской деятельности и к труду. Вместе с тем сдерживания инфляции путем жесткой монетарной политики может дать обратные последствия. Дефицит денег столь же нежелательное явление для экономики, как и их избыток. Положительное влияние инфляции связан с тем, что дополнительная эмиссия денег ведет к росту спроса, а значит и производства. Поэтому и политика бюджетного дефицита должна быть взвешенная и сбалансированная. Последствия бюджетного дефицита не является заданными. Они зависят от многих факторов и прежде всего от наличия продуманной политики и управляемости бюджета и бюджетного процесса.
econbooks.ru
41. Виды состояний государственного бюджета
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т < G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.
На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
42. Банковская система и ее структура. Центральный банк и его функции.
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.
В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки,сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки).
Банковская система не включает небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании). Данные институты являются частью более общей категории — финансовые институты.
Центральный банк, как правило, осуществляет кассо¬вое исполнение государственного бюджета. Функции центрального банка сводятся к следующему:
• эмиссия денег. Это одна из наиболее важных функций. Хотя в современных условиях наличные деньги менее важны, чем безналичные, банкнотная эмиссия центрального банка со-храняет свое значение, так как наличные деньги по-прежне¬му необходимы для значительной части платежей;
• хранение золотовалютного резерва страны;
• предоставление кредитов и выполнение расчетных опера¬ций для правительственных органов;
• аккумулирование и хранение кассовых резервов коммерче¬ских банков
• кредитование коммерческих банков.
• регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных
учреждений. Центральный банк обладает правом выдачи и отзыва лицензий коммерческих банков;
• денежно-кредитное регулирование (совместно с правитель¬ством).
43.Коммерческие банки и их операции.
Коммерческие банки – кредитные организации негосударственного характера, осуществляющие на предпринимательской основе банковские операции по обслуживанию юридических и физических лиц.
Коммерческие банки выполняют следующие основные операции (функции):
1. Принимают и размещают денежные вклады.
2. Привлекают и предоставляют кредиты.
3. Производят расчеты по поручению клиентов и других банков и их кассовое обслуживание.
4. Собственные операции – это фондовые операции банка с ценными бумагами, т.е. вложения собственного капитала.
Кроме того, банки осуществляют обмен валюты, консультации и др.
Осуществление коммерческими банками операции подразделяются на пассивные и активные.
Активные операции коммерческих банков – это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.( размещение денежных ресурсов путем предоставления кредитов, покупки акций и ценных бумаг)
Пассивные операции коммерческих банков – это операции, связанные с формированием ресурсов банка (привлечение денежных ресурсов путем приема депозитов, продажа акций, облигаций, других ценных б у м а г )
studfiles.net
Понятие, структура, состояние государственного бюджета. Дефицит бюджета и государственный долг
Ключевые слова: понятие, структура, состояние, государственного, бюджета, дефицит, долг
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.
БЮДЖЕТ — это смета (баланс) доходов и расходов.
Доходные статьи бюджета:
• налог на прибыль предприятий;
• налог на добавленную стоимость;
• налог на доходы физических лиц;
• местные налоги;
• доходы от внешнеэкономической деятельности,
• рентные платежи;
• неналоговые доходы и др.
Расходные статьи бюджета:
• финансирование экономики;
• социально-культурные программы;
• НИОК- и НТ-программы;
• оборона;
• управление;
• целевые программы;
• кредиты и помощь другим государствам.
Различают два состояния госбюджета.
НОРМАЛЬНОЕ, если расходная часть госбюджета равна доходной.
ДЕФИЦИТНОЕ, если расходы превышают доходы.
Причины дефицита госбюджета:
1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
3. Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политики.
Меры по снижению бюджетного дефицита:
1. Переход от финансирования к кредитованию.
2. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
3. Снижение расходов на управление государством.
4. Изменение системы налогообложения.
5. Повышение роли местных бюджетов.
Существует ТРИ ТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБА ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию.
Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ ЕЖЕГОДНО. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ: БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БАЛАНСИРОВАТЬСЯ НЕ ЕЖЕГОДНО, А В ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА. Например, в стране — экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства — поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ — ЭТО СУММА НАКОПЛЕННЫХ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ БЮДЖЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ ЗА ВЫЧЕТОМ ИМЕВШИХСЯ В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ САЛЬДО БЮДЖЕТА.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.
Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.
3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.
4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности. … читать далее …
newinspire.ru
Состояние бюджета
Увеличение дефицита государственного бюджета может быть вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с повышением уровня инфляции сверх предусмотренной величины, реализацией новых политических инициатив и расширением трансфертных платежей в сочетании с введением известных налоговых льгот, что является весьма «популярной» макроэкономической политикой перед очередными выборами. Воздействие политического бизнес-цикла на динамику показателей бюджетного дефицита и государственного долга заметно усилилось в последние годы как в индустриальных странах, так и в странах с переходной экономикой.
Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):
циклический, вызван автоматическим изменением налоговых поступлений и изменением государственных трансфертов на фоне циклического изменения деловой активности
структурный — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
операционный — общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
первичный — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
квазифискальный — скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами)
Методы погашения бюджетного дефицита:
Монетизация — это внутреннее банковское финансирование дефицита. Все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
Процесс бюджетирования
Бюджетный процесс осуществляемый на всех уровнях бюджетной системы, включает этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной (представительной) власти, исполнения бюджета. В основе составления проекта бюджета лежат экономическое обоснование и прогноз процессов, которые будут происходить в стране (на территории субъекта федерации или муниципального образования) в течение года. В свою очередь, качество прогнозов и экономических обоснований зависит не только от уровня развития прикладного экономического анализа, полноты и адекватности государственной статистики реальному положению дел, но и от наличия конкуренции между государственными и независимыми институтами, представляющими для публичного обсуждения различные варианты развития экономики соответствующей территории. Отсутствие эффективных общественных институтов приводит к искажению бюджетных проектировок, так как в этом случае бюджет, по большей части, соответствует интересам правительства. Например, занижение прогнозных значений показателей макроэкономической динамики (ВВП, инфляция) ведет к занижению плановых доходов бюджета, в результате чего в процессе исполнения в бюджете образуются дополнительные средства, использование которых слабо поддается контролю органов представительной (законодательной) власти.
Таким образом, подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития за прошедший год, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений в следующем бюджетном году. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития являются: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.
Разработанная в представленной Стратегии система мер и реализация поставленных целей в области изменения целей социальной политики потребует «расходного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл — достижение большей сбалансированности расходов между целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития, которые позволят поддерживать долгосрочную макроэкономическую и социальную стабильность. В целом необходимо увеличение бюджетных расходов (4 % ВВП к 2020 году).
2. Бюджетная политика. Цели:
24
• создание условий долгосрочной макроэкономической стабильности и стабильности государственных финансов;
• снижение бюджетной нагрузки к ВВП;
• рационализация фискальной нагрузки на экономику в целях ослабления ее негативного влияния на экономический рост;
• адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития (модернизации).
Макроэкономическая стабильность, бывшая в 2000-е гг. конкурентным преимуществом России, в последние годы оказалась в значительной степени расшатана как вследствие нестабильности внешней среды, так и в силу чрезмерного роста бюджетных расходов.
studfiles.net
Состояние бюджета
Увеличение дефицита государственного бюджета может быть вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с повышением уровня инфляции сверх предусмотренной величины, реализацией новых политических инициатив и расширением трансфертных платежей в сочетании с введением известных налоговых льгот, что является весьма «популярной» макроэкономической политикой перед очередными выборами. Воздействие политического бизнес-цикла на динамику показателей бюджетного дефицита и государственного долга заметно усилилось в последние годы как в индустриальных странах, так и в странах с переходной экономикой.
Различают следующие виды бюджетного дефицита (профицита):
циклический, вызван автоматическим изменением налоговых поступлений и изменением государственных трансфертов на фоне циклического изменения деловой активности
структурный — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
операционный — общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
первичный — разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
квазифискальный — скрытый дефицит государственного бюджета существенно занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед очередными выборами)
Методы погашения бюджетного дефицита:
Монетизация — это внутреннее банковское финансирование дефицита. Все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита оказывается относительно эффективным, когда уровень внутренних процентных ставок превышает среднемировой и имеется возможность относительно стабилизировать валютный курс.
Процесс бюджетирования
Бюджетный процесс осуществляемый на всех уровнях бюджетной системы, включает этапы составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения его органом законодательной (представительной) власти, исполнения бюджета. В основе составления проекта бюджета лежат экономическое обоснование и прогноз процессов, которые будут происходить в стране (на территории субъекта федерации или муниципального образования) в течение года. В свою очередь, качество прогнозов и экономических обоснований зависит не только от уровня развития прикладного экономического анализа, полноты и адекватности государственной статистики реальному положению дел, но и от наличия конкуренции между государственными и независимыми институтами, представляющими для публичного обсуждения различные варианты развития экономики соответствующей территории. Отсутствие эффективных общественных институтов приводит к искажению бюджетных проектировок, так как в этом случае бюджет, по большей части, соответствует интересам правительства. Например, занижение прогнозных значений показателей макроэкономической динамики (ВВП, инфляция) ведет к занижению плановых доходов бюджета, в результате чего в процессе исполнения в бюджете образуются дополнительные средства, использование которых слабо поддается контролю органов представительной (законодательной) власти.
Таким образом, подготовке проекта бюджета предшествует анализ итогов экономического развития за прошедший год, составление прогноза основных социально-экономических параметров, планирование институциональных изменений в следующем бюджетном году. Основными параметрами прогноза социально-экономического развития являются: инфляция, ВВП, инвестиции, экспорт, импорт, доходы населения, расходы и доходы бюджета.
Разработанная в представленной Стратегии система мер и реализация поставленных целей в области изменения целей социальной политики потребует «расходного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. Его смысл — достижение большей сбалансированности расходов между целями поддержания стабильности в краткосрочном периоде и финансовым обеспечением целей развития, которые позволят поддерживать долгосрочную макроэкономическую и социальную стабильность. В целом необходимо увеличение бюджетных расходов (4 % ВВП к 2020 году).
2. Бюджетная политика. Цели:
24
• создание условий долгосрочной макроэкономической стабильности и стабильности государственных финансов;
• снижение бюджетной нагрузки к ВВП;
• рационализация фискальной нагрузки на экономику в целях ослабления ее негативного влияния на экономический рост;
• адаптация структуры бюджетных расходов к целям догоняющего развития (модернизации).
Макроэкономическая стабильность, бывшая в 2000-е гг. конкурентным преимуществом России, в последние годы оказалась в значительной степени расшатана как вследствие нестабильности внешней среды, так и в силу чрезмерного роста бюджетных расходов.
studfiles.net
6 Состояние бюджета – дефицит и профицит
Бюджет может быть сбалансированным и несбалансированным.
При сбалансированном бюджете бюджетные расходы = доходам.
При несбалансированном возможны два варианта:
Превышение доходов над расходами – профицит
Превышение расходов над доходами – дефицит
Различают:
первичный профицит бюджета — превышение доходов над расходами без учёта расходов на обслуживание гос. долга
вторичный профицит бюджета — превышение доходов над расходами с учётом расходов на обслуживание гос. долга.
Различают запланированный и кассовый дефициты.
Запланированный утверждается одновременно с самим бюджетом на очередной год.
Кассовый складывается в процессе исполнения бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом «О бюджете» утверждаются источники финансирования дефицита.
Управление дефицитом – это установление его допустимых пределов и поиск оптимальных источников его финансирования.
Управление дефицитом осуществляется след. методами:
1 прямое установление допустимых пределов дефицита бюджета (верхние границы) могут устанавливаться законодательно. В РБ устанавливается законом «О бюджете» на очередной год.
2 бюджетные ограничения:
Краткосрочные бюджетные ограничения – такая величина дефицита бюджета, при которой долговая нагрузка на экономику в пределах данного бюджетного периода остаётся стабильной:
Дефицит бюджета (в % к номинальному ВВП) = темпы роста номинального ВВП * долг (в % к номинальному ВВП)
Долгосрочные бюджетные ограничения – поддержание стабильной доли гос. долга по отношению к ВВП в долгосрочном периоде. При этом необходимо учитывать номинальную ставку %.
7 Бюджетная классификация
Формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней базируется на единой методологической основе в качестве которой выступает бюджетная классификация – методологический документ, который имеет правовую силу на основе которой составляются бюджеты всех уровней.
Бюджетная классификация РБ – систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, основанная на их экономической характеристике и обеспечивающая республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов.
Состав бюджетной классификации:
1) классификация доходов бюджетов РБ – систематизированная группировка доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, внебюджетных фондов и внебюджетных средств бюджетных организаций, определяющих источники финансирования.
2) классификация расходов бюджетов
2.1 функциональная классификация – отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства
2.2 ведомственная классификация – отражает адресное выделение бюджетных средств по государственным органам и организациям, которые являются распорядителями средств.
2.3 экономическая классификация – определяет направление расходов бюджетов по их экономическому содержанию.
2.4 программная классификация является группировкой расходов по утвержденным программам и подпрограммам.
3) классификация источников финансирования дефицитов бюджета
3.1 классификация источников внутреннего финансирования дефицита – группировка заемных средств, привлекаемых от резидентов РБ для финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов.
3.2 классификация источников внешнего финансирования дефицита — группировка заемных средств, привлекаемых от не резидентов РБ для финансирования дефицита республиканского бюджета.
4) классификация видов государственных долгов
4.1 классификация внутренних долгов РБ – группировка государственных долгов и долговых обязательств местного управления и самоуправления перед резидентами РБ.
4.2 классификация государственных внешних долгов – группировка долгов РБ перед не резидентами РБ.
studfiles.net
Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла
Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит государственного бюджета. В противном случае имеет место его профицит. Если государственные доходы превышают расходы за исключением процентных расходов, образуется первичный профицит государственного бюджета.
Состояние государственного бюджета оказывает существенное воздействие на все макроэкономические показатели, а потому повсеместно является объектом пристального общественного внимания. Например, согласно пакту о финансовой стабильности, заключенному странами европейского валютного союза, размер бюджетного дефицита не может превышать 3% ВВП страны. Дело здесь в том, что большой дефицит негативно сказывается на состоянии экономики.
Последнее обусловлено тем, что дефицит государственного бюджета может быть покрыт тремя способами: выпуск дополнительных денег в обращение, рост государственных займов, увеличение налогов. Первый источник чреват инфляцией, если возрастание денежной массы не будет сопровождаться ростом производства или замедлением скорости обращения денег (тема «Инфляция», п. 2). Со своей стороны, выпуск займов увеличивает спрос на заемные средства, соответственно – процентную ставку, что в свою очередь ведет к сокращению инвестиций. В этом состоит т.н. «эффект вытеснения»: государственные расходы вытесняют частные инвестиции. Разновидностью государственных займов являются неплатежи, когда государство не расплачивается за купленные товары и услуги либо расплачивается с опозданием. Неплатежи подрывают процесс воспроизводства, ведут к росту цен, деформируют структуру экономики.
Проблема получения сбалансированного госбюджета очень актуальна для сегодняшней России. Проблема эта, к сожалению, не нова для нас: все 90-е годы прошлого века государственный бюджет сводился с дефицитом. В первой половине 90-х гг. правительство в основном покрывало дефицит займами в Центральном банке и тем самым решало свои бюджетные проблемы за счет выпуска дополнительных денег в обращение, что вело к высокой инфляции. Логика борьбы с инфляцией заставила правительство перейти к покрытию дефицита путем займов на финансовых рынках. С 1995г. оно отказалось от использования кредитов Центробанка для покрытия бюджетного дефицита.1 Вместо этого на рынок были выпущены разнообразные государственные обязательства, такие как Государственные краткосрочные облигации (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и т.д.
В то же время проблема бюджетного дефицита не только не стала менее острой, но, напротив, существенно возросла. Для покрытия дефицита пришлось резко увеличить размещение облигаций, причем значительная часть выручки от новых выпусков уходила на погашение долгов по прежним сериям. В результате большая часть сбережений населения и фирм через банки оказалась вложена в государственные ценные бумаги, что привело к катастрофической нехватке заемных средств для реального сектора.
Одновременно государственный долг увеличивался очень быстрыми темпами, и к первой половине 1998 г. проблема его погашения достигла критической остроты. Ситуация значительно усугубилась оттоком иностранных капиталов с российского финансового рынка. Несмотря на экстренные меры правительства С. Кириенко, справиться с бюджетным дефицитом и решить проблему погашения государственного долга не удалось. Это и привело в августе 1998 г. к отказу правительства платить по своим обязательствам.
Дополнительной проблемой выступает рациональное использование выделенных средств. Эффективный бюджет не может быть построен без контроля за расходами бюджетополучателей. Бюджетный кодекс ввел в действие казначейскую систему исполнения бюджета. Последнее означает, что перевод денег бюджетополучателям производится не через уполномоченные банки, а через счета казначейства в местном отделении Центрального банка. Органы государственной власти выступают, тем самым, кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Теоретически это позволяет наладить контроль за целевым использованием общественных денег. Тем не менее, на практике выделенные средства зачастую не доходят до адресатов, распределяются за взятки, просто разворовываются. Распространенным явлением остаются поставки продукции для бюджетных нужд, осуществляемые без объявления конкурсов.
С 2002 г. федеральные власти пытаются осуществить реформу бюджетных расходов. Ее суть состоит в переходе к планированию и финансированию бюджета на основе целевых программ с четкой формулировкой ожидаемых результатов во всех сферах. При этом бюджетополучатели обладают большей самостоятельностью в расходовании денег, одновременно неся полную ответственность за достигнутые результаты. Новая система так и называется: бюджетирование, ориентированное на результат (БОР). Фактически речь идет о внедрении системы корпоративного менеджмента в управлении государственными финансами, с той лишь разницей, что многие результаты в бюджетной сфере определяются не количественными, а качественными показателями.
Разумность предлагаемой реформы очевидна: трудно сомневаться в преимуществах бюджетирования на основе целевых программ и ответственности за их выполнение перед традиционным бюджетированием «от достигнутого» в сочетании с безразличием бюджетополучателей к эффективному использованию выделенных им средств. Рискнем, однако, предположить, что на практике реформа трудно реализуема, если она будет проводиться исключительно сверху и не сопровождаться общественным контролем за деятельностью чиновников.
Экономисты либерального направления видят выход в решительном сокращении полномочий чиновников и государственных расходов. В частности, советник президента России А. Илларионов полагает предельно допустимым уровень непроцентных расходов в размере 12% ВВП. По расчетам бывшего министра экономики Е. Ясина прекращение практики «откатов» и проведение настоящих открытых конкурсов при закупках продукции для государственных нужд даст экономию бюджетных средств в размере 1,5-1,7% ВВП. Предполагается, что освободившиеся средства будут более эффективно использованы в частном секторе.
6.Государственный долг и его виды
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить
его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
· Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из
производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
· Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
· Усиливается неравенство в доходах;
· Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
· Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
· Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
· Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
· Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
· Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
cyberpedia.su