Процессы производства натуральной кожи
У шкуры действительно высокого качества этапов технологического цикла ее обработки до готового изделия должно быть чем меньше, тем лучше. «Лицо» шкуры (верхний слой кожи) должно быть полностью сохранено, если не сказать, что подчеркнуто. Это значит, что должны сохраниться морщинки и поры, имеющиеся на шкуре, которая подвергается обработке.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЖИ
Технология производства кожи (переработка шкур до готовой кожи) состоит из трех этапов: подготовка кожи, дубление кожи, отделка кожи.
Консервирование шкур
Процедура консервирование шкур проделывается для того, чтобы произошло пропитывание шкуры солями. Для чего это делают? Когда животное было забито, тут же начинает портиться как его мясо, так и кожа. При консервировании шкуры теряется половина ее влаги, шкура просушивается от трех до шести дней. И лишь тогда сырье отправляют на кожевенные заводы для дальнейших обработок.
1. ПОДГОТОВКА КОЖИ
Подготовка кожи – это смывание грязи, снятие волоса со шкур — начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех. Целью этих процедур является удаление из шкуры животн
Здесь тоже можно выделить следующие этапы:
Отмока
Отмока шкур: кожу следует вымочить, промыть химическими растворами и водой. Шкуры очищаются от крови, грязи, солей-консервантов, жиров и т.д. Этот процесс длится от восьми до двадцати часов (все зависит от того, какой толщины шкура).
Золение шкур
В процессе золен
ия шкур происходит удаление волос и эпидермиса с производимой шкуры. Золение – это подвергание шкуры животного обработке с помощью известковой суспензии. Золение кожи необходимо для того, чтобы при последующем, дальнейшем процессе обработки шкуры волос легко отходил от кожи, достигнуть необходимого набухания самих шкурных волокон.Сгонка шерсти (снятие шерсти)
Сгонка шерсти (снятие шерсти) проделывают на машинах, название которых говорит само за себя — волосогонные машины.
Полуфабрикат кожи после того, как с него сгонят шерсть, становится гольем.
Мездрение
Мездрение шкур – это удаление с помощью мездрильных машин подкожного жирового слоя, лишней мякоти и мускулов ( мездры). Первое мездрение, как правило, проделывают над шкурой после ее частичной отмоки, а второе мездрение – после того, как сгонят шерсть. При некачественно проведенном мездрении на коже возникают такие нехорошие дефекты как выхваты.
Чистка лица шкуры (чистка шкуры)
Чистка лица шкуры – это удаление оставшихся коротких волос со шкуры.
Обеззоливание
Обеззоливание происходит для удаления с обрабатываемой шкуры кальциевых соединений (солей). Если этого не сделать, то кожа получается жесткой, что в последствие создает такие дефекты, как ломка лица и садка.
Промывка кожи
Промывку кожи проводят водой. Эту процедуру проводят для того, чтобы окончательно удалить соли кальция и продукты распада белков. После промывки сырье (голье) поступает на дубление.
Но для немногих отдельных видов кож применяются еще дополнительные подготовительные процедуры:
Двоение кожи
Двоение кожи производят в машинах для двоения кожи. Двоение шкуры обычно производят тогда, когда у голья довольно повышенная
толщина. Необходимость двоения кожи появляется при выработке относительно тонкой кожи, предназначенной для верха обувной продукции.
Чепракование
Чепракование – это разделение производимой шкуры на так называемые топографические участки. Чепракованию подвергаются крупные шкуры.
Мягчение кожи
Мягчение кожи – обработка голья различными ферментами (как правило, это ферменты поджелудочной железы), под действием которых кожа становится более мягкой, тягучей и гладкой. Мягчение применяют, как правило, когда вырабатывают кожу для одежды, галантерейную кожу и мягкую обувную кожу.
Пикелевание
Пикелевание шкур подразумевает под собой обработку голья кислотно-солевым раствором – пикелем. В процессе пикелевания шкур кожа дополнительно разрыхляется, что приводит к повышению ее мягкости. Пиклевание по своей сути является консервированием шкуры, поэтому шкуры могут храниться долгое время и не портиться.
2. ДУБЛЕНИЕ КОЖИ
Дубление – процесс, когда полученные шкуры обрабатываются в специальных дубильных барабанах, в результате которого получается полуфабрикат вет-блю.
3. ОТДЕЛКА КОЖИ
Отделка кожи подразумевает под собой:
Окрашивание кожи.
Окрашивание кожи происходит различными красителями, которые получаются из нефти.
Жировая обработка кожи.
После окрашивания кожу обрабатывают жиром, чтобы она стала мягче.
После этого кожу просушивают, растягивая на специальных рамах, которые позже ставят в сушильную печь.
Разминание кожи дает ей мягкость.
Прокатка кожи.
Глажение кожи.
Прессование кожи.
Тиснение кожи.
Нанесение на кожу лака.
Шлифовка лицевой поверхности.
Не часто лицевая поверхность кожи имеет поверхность без шрамов, порезов, ссадин и других дефектов. Для того, чтобы скрыть эти дефекты, производят шлифовку кожи.
Нанесение воска на кожу.
Придание коже таких свойств как блеск, водостойкость, грязеотталкивание, огнестойкость и т.д.
Как делают кожу видео
Вернуться на главную страницу
Original content here is published under these license terms: | X | |
License Type: | Commercial | |
License Summary: | You may read the original content in the context in which it is published (at this web address). You may make other uses of the content only with the written permission of the author on payment of a fee. |
koja-meh-podklad.ru
Производство Кожи — Технология изготовления для 2018
В процессе выделки кожу животного делят на три слоя, которые затем либо преобразуют, либо удаляют. Верхний слой является наружным слоем, который состоит из плоского эпителия. Средний слой, является основным, который образуется белковыми коллагенновыми волокнами. Нижний слой является рыхлым, насыщенным жировым слоем. Этот слой при выделке удаляется в различном количестве. Следует отметить, что в процессе выделки получают разные виды кож. Их можно разбить на три части: сырая, сыромятная и дубленая кожа. Свежая кожа является гибкой, в результате того, что ее коллагенновые волокна не склеиваются между собой. Кожа, высохшая становится жесткой и ломкой из-за того что волокна склеиваются в однородную массу и теряют подвижность. При выделке кожи в нее вводится вещество, отделяющее волокна друг от дружки. В процессе дубления этим веществом является дубитель, который может создать химические связи между волокнами, но и в, то, же время не дает им возможности раскисать и склеиваться. При иных способах обработки кожи используются жиры, которые также не дают возможности слипаться волокнам. Так, в методах обработки при получении различных видов кожи имеются различия, однако они все имеют общие обязательные этапы.
Общие этапы получения кожи разных видов
Мездрение
Самым первым этапом является мездрение. На данном этапе шкура остается без мяса, жира и подкожной жировой клетчатки. После него, если необходимо, выполняется обезволошивание или золение, при этом удаляется шерсть и эпидермис. В результате получается продукт, который принято называть гольем. Если на этом этапе остановится, то уже получена сырая кожа. На следующих этапах получают сыромятную или дубленую кожу.
На сегодняшний день видов дубленой кожи имеется огромное количество. Оказывается, кожа является материалом, который люди начали обрабатывать и применять одним из первых в истории человечества. Так, в эпоху позднего палеолита самая простая одежда была заменена на сшитые одежды из кожи и меха. Даже с возникновением ткачества кожа не пропала из быта, продолжали выпускать ремни, сумки, обувь. Каждый народ имеет огромное количество традиционных способов выделки кожи. Однако все эти способы можно объединить в три или четыре, в результате которых получаются совершенно разные продукты. Так, например, сухая кожа требует минимум обработки. Сыромятная кожа получается при выделке без дубления. Дубленая кожа, проходит операцию жирового дубления или дубления растительными или искусственными химическими дубильными веществами. Сырая кожа отличается узкой областью применения. Сыромятная кожа является основной еще с древнейших времен при получении одежды и обуви. Дубление стало известно еще в древности, однако, не у всех народов. В настоящее время дубленые кожи применяются везде.
Раскрой сырья и готовой кожи
В процессе производства раскраиваются и отличаются всевозможными конфигурациями. Это зависит от размера шкуры и ассортимента готовых кож. Существуют такие конфигурации: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак. Последняя конфигурация является самой ценной частью кожи, которая не имеет пола и воротка. Она делиться на верхний чепрак и нижний. Ее применяют при изготовлении ремней, сумок и иных изделий, которые нуждаются в достаточно высокой плотности сырья.
Производство кожи считается наиболее древним и исключительно химическим производством, так как оно оказывает конечное химическое воздействие на природный материал. На сегодняшний день имеются три основных стадии кожевенного производства: отмочно-зольный процесс, подготовительный процесс и дубление, а также химическая отделка и красильно-жировальный процесс.
Отмочно-зольный процесс
На первом этапе данного процесса выполняется отмока целью, которой является возвратить шкуре парное состояние. По завершении стадии отмоки в отработанных растворах содержаться: грязь, растворимые белки, хлорид и карбонат натрия, нафталин, жиры и антисептики. В процессе выполнения операции осуществляется удаление волоса и эпидермиса, а также меняется волокнистая структура дермы, а именно выполняется разволокнение и дефибриляция.
Подготовительные процессы и дубление + видео
На этой стадии после операции обеззоливания — мягчения нейтрализуется дерма, удаляются соединения кальция, межфибрилярное неколлагеновое вещество, жиры. Очередной операцией на данной стадии является пикелевание, которая имеет цель подготовить голье к дублению. Подготовка происходит следующим образом: кожа обрабатывается кислотой в присутствии некоторых добавок. Последней операцией на данной стадии считается дубление. Целью, которого является стабилизирование дермы в результате фиксации в ее коллагеновой структуре дубящих соединений и блокировки различных поверхностных химических групп. В ходе данной операции используются: если проводится хромовое дубление, то основной сульфат хрома, сульфат и карбонат натрия. При растительном дублении применяются натуральные танины, различные органические кислоты. При дублении синтанами применяются фенолы и конденсированные полифенолы. Следующим этапом производства кожи является химическая отделка и красильно-жировальные процессы.
Видео как делают натуральную кожу из шкур:
Стоит отметить, что на заключительной стадии химической отделки осуществляются такие операции: додубливание, крашение, жирование.
moybiznes.org
Производство натуральной кожи
Шкура состоит из трех слоев: наружного (эпидермис), среднего (дерма) и внутреннего (подкожно-жировой слой). Кожу получает из дермы, а два других слоя удаляют.
В коже различают лицевую сторону и изнаночную (бахтарму). Вид кожи определяют по мерее, расположенной на лицевой стороне кожи. Мерея представляет собой рисунок расположения следов от волосяных сумок, проявляющийся после удаления волосяного покрова.
Кожа имеет волокнистое строение. Основу кожи составляет белок коллаген, отдельные волокна которого, переплетаясь между собой, образует пучки волокон. Между волокнами и пучками имеется много пустот и капилляров, что обусловливает высокую пористость кожи.
Основными топографическими участками шкур (рис.) крупного рогатого скота, коз, свиней и овец являются: чепрак, вороток, полы, а конских — передина и хаз.
Рис. Топографические участки шкуры:
а — крупного рогатого скота; б — конской
Причина такого подразделения заключается в существенном различии свойств шкуры по указанным участкам. Наиболее плотным, прочным и равномерным по толщине является чепрак, из которого выкраивают ответственные детали обуви. Передина имеет рыхлое строение, поэтому используется для получения мягких кож, а хаз, как более плотный и толстый участок, идет для выработки жестких кож.
Ценность натуральной кожи обусловлена ее натуральными гигиеническими свойствами, красивым внешним видом, надежностью, растяжимостью и легкостью очистки. Из нее вырабатывают верх обуви, подошву и внутренние детали.
Основными этапами получения кожи являются: подготовительные операции, дубление, отделочные операции.
Подготовительные операции проводят с целью подготовки шкуры к дублению. Для этого шкуру обезволашивают — удаляют эпидермис вместе с волосом — и снимают с нее подкожно-жировой слой. Оставшийся слой (дерма) называют гольем и подвергают дублению.
Подготовительные операции включают: отмоку, золение, сгонку шерсти, мездрение, двоение, обеззоливание, мягчение. Обязательными операциями для всех видов кожи являются отмока, золение, сгонка шерсти, мездрение и обеззоливание. Двоение, чепракование, мягчение и пикелевание применяют для отдельных видов кожи.
Отмока проводится водой с добавлением антисептиков и ускорителей процесса. Удаляются консервирующие вещества, кровь и загрязнения.
Золение заключается в обработке шкуры щелочами или ферментами, что приводит к ослаблению связи эпидермиса и дермы, а также омылению и растворению жировых веществ.
Сгонка шерсти и мездрение предполагают удаление волосяного покрова, эпидермиса и подкожно-жирового слоя (мездры).
Полученный полуфабрикат, называемый голье, подвергают промывке, вторичному мездрению, обеззоливанию.
Обеззоливание способствует удалению из голья щелочей, при недостаточном удалении которых кожа получается сухой и ломкой.
При выработке мягких кож голье дополнительно подвергают мягчению препаратами, которые способствуют повышению мягкости, пластичности и гладкости лицевого слоя.
Кожи с повышенной толщиной подвергают двоению (распиливанию на 2 слоя). Верхний слой спилок (лицевой) используют для изготовления лицевой кожи, нижний слой (бахтармяный) — для ворсовой и подкладочной кожи, а также кожи с искусственным лицом.
При выработке жестких подошвенных, шорно-седельных и других видов кож проводят чепракование голья, т. е. разрезают на чепрак, вороток и полы.
Дубление проводится дубящими веществами, в результате чего происходит скрепление смежных молекул коллагена и голье превращается в кожу. В отличие от голья кожа устойчива к действию бактерий и ферментов, меньше поглощает влагу; при намокании и высушивании меньше деформируется и сохраняет мягкость; имеет более высокую устойчивость к воздействию высоких и низких температур. Известны хромовое, жировое, алюминиевое, растительное и комбинированное методы дубления.
Хромовое дубление является наиболее распространенным методом. В качестве дубителей применяют комплексные соли трехвалентного хрома. Кожи хромового дубления обладают мягкостью, эластичностью, высокой температурой сваривания, гигроскопичностью, паро- и воздухопроницаемостью, стойкостью к истиранию. Однако они имеют недостатки: легко поглощают и пропускают воду, слабо держат тиснение, подошва из хромовой кожи при увлажнении становится скользкой. В процессе дубления кожи приобретают серую окраску.
Алюминиевое дубление придает кожам особую мягкость и тягучесть и применяется только для выделки лайки. Цвет натуральной лайки белый, но может окрашиваться в различные цвета. Недостатком является неустойчивость к действию воды: при намокании кожа раздубливается, а при высыхании становится жесткой.
Жировое дубление проводят жирами морских животных (тюленей, дельфинов, кашалотов), рыб и печеночными жирами трески. В результате дубления получают замшу — кожу желтого цвета с ворсовой поверхностью. Характеризуется мягкостью, тягучестью, шелковистостью на ощупь и водостойкостью.
Комбинированные методы дубления предполагают использование двух и более дубителей. На первом этапе голье обрабатывают хромовыми дубителями, на втором — смесью синтетических и растительных дубителей.
Использование синтетических дубителей придает кожам хроморастительного дубления эластичность, более светлую окраску и позволяет снизить их стоимость. Но при этом понижается водостойкость. Вырабатывают кожи для низа обуви и галантерейных изделий.
Хромоцирконосинтановое и хромтитаноциркониевое дубление предполагает использование циркониевых и титановых дубителей. Это позволяет получать кожу равномерной светлой окраски с более уплотненной структурой и устойчивую к влажно-тепловым и механическим воздействиям.
Отделка кож способствует удалению избыточной влаги, повышению плотности, жесткости, водостойкости, упругопластических свойств, а также улучшению внешнего вида.
Процедура отделки определяется назначением кож. Отделка кож для верха обуви включает операции:
строгание — проводят со стороны бахтармы для выравнивания толщины кожи. В результате поверхность кожи становится гладкой;
пролежка — способствует более равномерному распределению в коже дубильных веществ и усилению их связи с коллагеном;
промывка — проводится с целью удаления дубящих веществ из наружных слоев кожи;
жирование — увеличивает водостойкость, мягкость и прочность кожи. Проводится смесью жиров растительного и животного происхождения, парафином, моторным маслом и др. Назначение кожи влияет на количество вводимых жиров: для юфти — до 30%, кожи для низа обуви — 3-6%, для верха обуви — 3-8%;
наполнение — повышает толщину, плотность, формоустойчивость и устойчивость к истиранию и влаге;
разводка — позволяет разгладить складки и морщины на лицевой поверхности кожи и увеличить ее площадь;
прокатка — увеличивает плотность и прочность, выравнивает толщину и улучшает внешний вид кожи для низа обуви;
тяжка — производится на тянульных машинах и делает кожу более мягкой и эластичной;
увлажнение путем опрыскивания кожи водной струей или погружением в воду — повышает пластические свойства и снижает жесткость кожи;
крашение: барабанное и покрывное. Барабанное осуществляется в барабанах для сквозного окрашивания кожи. Такая окраска устойчива к механическим воздействиям и воде, но неравномерна: имеются пятна и полосы. Покрывное крашение позволяет устранить неоднородность окраски барабанного метода, скрыть мелкие лицевые дефекты, придать коже блеск и повышенную водостойкость. По природе пленкообразующего полимера покрывные красители подразделяют на белковые (казеиновые), нитроцеллюлозные, акриловые, полиуретановые и др.
Казеиновое покрытие прочно связывается с лицевым слоем кожи и сохраняет ее естественный вид. Однако покрытие имеет низкую водостойкость и механическую прочность.
Нитроцеллюлозное покрытие увеличивает водостойкость кожи, но быстро стареет, снижает гигиенические свойства и придает коже жесткость.
Акриловое покрытие улучшает внешний вид кожи, увеличивает водостойкость, эластичность, устойчивость к сухому трению и старению.
Лаковое покрытие осуществляется полиуретановым лаком, придает кожам красивый внешний вид, благодаря образованию зеркального блеска на поверхности. При этом резко снижаются показатели гигиенических свойств и при носке быстро появляются трещины.
Анилиновое покрытие позволяет сохранить натуральный вид кожи. Применяется для отделки высококачественной кожи;
облагораживание — применяют для кож, имеющих пороки или некрасивый вид лицевой поверхности (свиные кожи, полукожник, бычок). Вначале шлифуют или срезают тонкий лицевой слой, затем наносят покрывную пленку, которую подвергают тиснению. В результате кожи получаются с гладкой или рельефной поверхностью, искусственной мереей или художественным тиснением;
шлифование — проводят для получения кож с ворсовой поверхностью (замша, велюр, нубук). Замшу шлифуют с двух сторон, велюр — с бахтармяной.(изнаночной) стороны, а нубук — с лицевой стороны.
Отделка юфти и кож для низа обуви состоит из следующих операций: строгание, пролежка, промывка, жирование, наполнение (импрегнирование), разводка, прокатка. Юфтевые кожи подвергаются интенсивному жированию и вводят 2б~30% жира для повышения водостойкости и мягкости. Красят кожи преимущественно в темные цвета.
Различие отделочных операций кож для верха и низа обуви заключается в режиме их выполнения.
Похожие статьи
znaytovar.ru
Технология производства кожи
Переработка кож и шкур животных – это увлекательный технологический процесс, совокупность множества специальных, согласованных между собой химических и механических операций.
В этом разделе мы хотим кратко ознакомить вас с этими операциями.
Консервирование
Как только животное забивают, появляется опасность порчи его мяса и, естественно, кожи. Поэтому шкуру немедленно пропитывают солями. После чего, потеряв 55% процентов влаги, она в течение 3-6 дней тщательно просушивается. Лишь затем сырье поступает на кожевенные заводы для дальнейшей выделки.
Замачивание
Чтобы процесс дубления прошел должным образом, сухие просоленные шкуры нужно промыть от соли. Это делается посредством вымачивания шкур в воде, куда на 8-20 часов (в зависимости от толщины шкур) добавляются химические моющие средства. Процесс вымачивания заново гидратирует шкуры до их дряблого первоначального состояния и удаляет грязь.
Мездрение
Теперь со шкур следует удалить лишнюю мякоть, жир и мускулы. Это делается при помощи специальных механизмов. Удаление шерсти производится посредством вымачивания шкур в специальных химикатах или средствах для удаления волосяного покрова, которые воздействуют
на кожу таким образом, что шерсть легко отделяется от шкур. Процесс удаления лишней мякоти, жира и мускулов при помощи специальных механизмов называется мездрением.
Очистка
Очистка шкур нужна для того, чтобы смыть химикаты, оставшиеся после удаления шерсти. Это делается посредством промывки шкур в сульфате аммония или хлориде аммония, а затем в чистой воде. В результате этого процесса она вновь получает необходимое количество ферментов, то есть энзимов, схожих с теми, что встречаются в пищеварительной системе животных.
Пиклевание
На этом этапе шкуры помещают в кислотную среду, так как хромовые и дубильные вещества не растворяются в щелочных условиях. Процесс пиклевания является консервирующим, и в таком состоянии шкуры могут храниться продолжительное время, не подвергаясь порче.
Дубление
Сырые коллагеновые волокна шкур должны превратиться в стабильный продукт, который больше не будет подвержен гниению. Шкуру помещают в барабан, в который добавляются хромовые и дубильные вещества. После дубления свойства кожи значительно улучшаются. Она становится более упругой, износо- и теплоустойчивой. Теперь материал можно складывать несчетное число раз, не боясь повредить его на сгибах, многократно мочить и сушить. Теперь из кож должен быть удален избыток влаги. Этот результат достигается посредством пропускания материала между двумя валиками, похожими на те, что имеются на прессе для отжима белья. Теперь кожи нужно расщепить до желаемой толщины. Средняя толщина нерасщепленной кожи около 5 мм. Толщина же кожаной обивки – 1,9 – 2,0 мм. Кожи пропускаются через специальный механизм. Сначала снимается верхний слой кожи — лицо. Затем срезается один, а иногда и два пласта. Эти пласты называются слоями кожи.
Выравнивание поверхности
Толщина кож должна быть одинаковой по всей площади материала. Это выполняется специальным станком, через который прогоняется кожа. Спиралевидные режущие лезвия идеально выравнивают общую толщину и очищают структуру волокон для лучшего проникания химикатов при последующей химической обработке.
Повторное дубление
Этот процесс предназначен для кож специального назначения, которые дополнительно обрабатываются дубильными химикатами.
Используемые вещества придают коже дополнительную надежность и прочность, помогают свести к минимуму качественные вариации, которые могут существовать между различными участками кожи.
Окрашивание
Этот процесс производится с помощью анилиновых красителей, получаемых из нефти, которые, разбавляясь очень горячей водой, заливаются во вращающийся барабан, чтобы пропитать кожи. После окрашивания кожа подвергается жировой пропитке. Больше жира – мягче кожа, вот принцип, который действует на этом этапе. После этого кожа растягивается
и разглаживается. Попутно из кожи отжимают остаток влаги. Начинается просушка. Кожа растягивается на специальной раме, которую задвигают в сушильную печь.
Разминание
Процесс разминания возвращает коже былую мягкость. Как вариант – сухая выделка, то же, но с применением технических средств. Кожа помещается в специальный барабан, где и вертится до тех пор, пока не приобретет желаемую мягкость.
Чистовая обработка
При этом технологическом процессе на поверхность кожи наносятся специальные химические вещества, образующие защитную пленку на поверхности кожи, или накладываются дополнительные слои пигментов.
Прессование (рельефное тиснение)
Конечный этап в процессе изготовления кожи. На поверхность нагретой кожи наносится ее новое лицо — производится оттиск лицевого узора на поверхность кожи, чтобы воспроизвести рисунок, утраченный при шлифовке или любой другой декоративный рисунок или орнамент.
prime-material.com
Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи – Ярмарка Мастеров
Сумки, кошельки, ремни и многие другие уникальные вещи шьют из натуральной кожи.
Кожей обтягивают мебель, стены домов, не которые художники используют кожу как холст, для своих картин.
Кожа. Кожа для всех мастеров это материал для работы. Каждый раз, посетив поставщика, я удивляюсь разнообразию цветов и фактур, а последнее 2 года еще и цене. Понятное дело, что все мы культурные люди, и стараемся не задавать, много вопросив поставщикам. Со 100% уверенностью знаю, что каждого посещали мысли, как интересно, вот эту бы шкурку и эту, а вон тех с десяток бы взять… а почему так дорого – то ?
Друзья нам с вами с точки зрения производителя и поставщиков продают готовый товар….
Производство кожи, думаю, этому процессу много тысяч лет Возможно, даже скорее всего, человек сначала научился именно ему, а потом уже раздобыл огонь….но история об этом умалчивает.
В данной публикации расскажу, как этот процесс проходит сегодня, на наших российских заводах.
Надеюсь, информация будет полезной как для мастеров, так и для поставщиков.
Почти половину своей продукции производство поставляет на экспорт в Италию, Португалию, Испанию, Францию и страны Азии. Я не буду показывать самый первый этап производства. На нем происходит приемка засоленных в бочках кож, их первичная сортировка и вымачивание в отмочно-зольных барабанах. 21 сырьевой филиал принимает кожи практически со всех крупных мясоперерабатывающих производств России. Это примерно 5200 тонн в месяц.
После вымачивания (отмока) лишенные волосяного покрова шкуры попадают на первый конвеер. Тут с ними особо не церемонятся и грузят устрашающего вида аппаратами.
Я так понимаю, в этом агрегате удаляется часть воды. На выходе четверо рабочих осматривают каждую шкуру и обрезают явный брак и остатки тканей и жира.
На первых этапах процесса самая тяжелая работа. Шкуры очень скользкие, ножи острые и вы не представляете, какой там стоит запах. За сутки обрабатывается 6000 шкур.
Далее для кож наступает один из самых ответственных процессов. В этих барабанах происходит дубление. За время этого процесса с помощью специальных химикатов из кож выводятся все микроорганизмы, прекращаются естественные процессы. Т.е. из живого материала кожа превращается в стандартный, соответствующий строгим требованиям, полуфабрикат.
Кожа на этом этапе называется wet-blue и после химической обработки хромом она действительно голубого цвета. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, так же можно отличить по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая.
Вместе с wet-blue переместимся в отделочный цех.
Итак, вычищенные и высушенные wet-blue попадают на стол к этим женщинам. Именно они отвечают за сортировку и отбраковку на этом этапе.
Далее материал проходит процесс двоения. С помощью строгальной машины шкура расслаивается на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок.
Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, но и из спилка делают кожи подешевле. Совсем стружку используют для приготовления клеев и технического желатина.
Некоторые заказчики предпочитают не связываться с первичной обработкой кожи, а производить на дальнейших этапах самостоятельную обработку и покупают у завода продукцию в стадии wet-blue. Это международный стандарт, так что в таком решении ничего странного нет.
Далее голубая кожа попадает в красильно-жировальные барабаны.
Они точно такие же, что и для дубления, только процессы в них происходят другие. На этом этапе задаются самые важные свойства будущей кожи: мягкость, износостойкость, упругость, эластичность. Тут же происходит покраска. Как вы понимаете, вариантов конечного продукта великое множество. Завод производит продукцию под заказ, так что судьба каждой единицы материала предопределена заранее.
Подобные барабаны используются не одним поколением кожевенников. Традиционно, сделаны из дерева твердых пород.
Если заглянуть внутрь, в темноте можно рассмотреть отлично отполированные стенки и штыри для дополнительного перемешивания кож.
Обработанные и окрашенные кожи называются краст. Он может быть различного цвета, с различными свойствами.
Процесс сушки может быть различным, но начинается чаще всего с отжима. Помните древние бочкообразные стиральные машинки с резиновыми валиками для отжима? Это увеличенная копия.
Кусочек гламура для разнообразия
Это атмосферная сушка. Красты совершают большой круг под потолком цеха, обозревают окрестности, заодно и сушатся.
А это другой вид сушки – рамный. На этом посту четверо рабочих принимают раму, снимают высушенные красты и натягивают новые. На замену уходит минуты три.
Рамы ходят по кругу. За стеной находится сушилка, где и происходит сушка. Насколько я поняла, такой способ используется для сушки дорогих и мебельных кож. Кстати, тут отлично видно, что стандартный размер краста ровно половина шкуры. Мебельные кожи чаще всего целые.
Пункт очередного контроля качества. Хоть производство и механизировано/автоматизировано на 90%, но человеческий опыт заменить нельзя. Опытный контролер за пару секунд определяет плотность, толщину и качество кожи. Плюс лабораторный и колористический контроль выборочных экземпляров из каждой партии.
Переносимся в отделочный цех №2. Тут происходит конечная обработка и получение готовой продукции. Опять же, некоторые заказчики покупают краст и самостоятельно доводят его до ума, оставшийся краст подвергается финишным операциям.
Если на этапе получения краста вариантов множество, то тут их еще больше. Я даже примерно не представляю, сколько видов кожи можно получить на этих линиях. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие спецэффекты.
Тут краст обрабатывается с помощью напыления. В длинном конвеере кусок кожи проходит несколько этапов пропитки и просушки.
А тут другой принцип, напоминающий ламинацию или типографию. Кожа проходит через огромный красящий и одновременно высушивающий станок.
После всех этих перипетий на коже практически не остается фактуры. Эта машина состоит из, грубо говоря, утюга и пресса.
На горячую плиту нанесен объемный рисунок, который под прессом переносится на кожу.
Эта кожа скорее всего пойдет на изготовление спецодежды или обуви.
И вот, наконец, готовая кожа попадает на склад конечной продукции.
Происходит завершающий контроль качества, формируются партии. Кожу нельзя складывать конвертом, поэтому она сворачивается в рулоны по нескольку штук.
Время прохождения всех этапов производства очень сильно зависит от сложности выделки.
Производство мебельной кожи идет параллельно и этапами практически повторяет уже увиденное.
После рамной сушки кожи поступают на кунтурирование. Двое женщин с пневмоножами очень шустро обрезают края шкуры.
Так же происходит финальная пропитка всякими веществами. Кожа для мебели более толстая и должна иметь очень высокие прочностные и износостойкие характеристики.
Ну и финальный контроль качества и сортировка.
Конечно же, нельзя было уйти, не посетив святая святых – лабораторию. Кстати, 500 тысяч квадратных метров это и правда много, рабочие передвигаются на велосипедах.
В лаборатории не только производится контроль качества продукции, но и разрабатываются новые технологии обработки, проверяются новые химические составы. Так же по эксклюзивным заказам тут изготавливаются маленькие партии кож с редкими рецептами обработки.
В небольшом лабораторном цеху можно воспроизвести любой этап процесса.
Тут тоже стоят барабаны, только в несколько раз меньше.
Пропитки и краски разрабатываются тут же.
Специально для фото был пожертвован большой кусочек кожи для подбора нового цвета. Обычно, окрашивается кусочек раза в четыре меньше. Просили об этом упомянуть.
Напоследок, заглянем в шоу-рум завода. Заказчику показывают именно его. Несколько десятков видов кож с огромным количеством вариантов тиснения, окраски и плотности. От привычной “кожаной” кожи с естественной фактурой, до чего-то кислотного, на ощупь и разрез больше всего напоминающее линолеум, от толстой ременной до тончайшей перчаточной.
С детства меня сильно интересовал вопрос о том, можно ли в трудные времена сварить из ботинок суп или закусить ремнем. Теперь могу с уверенностью сказать – можно, но бессмысленно и небезопасно для здоровья. После вымачивания в химии или известняке, дублении хромом или танином, питательные свойства кожи стремительно приближаются к нулю. Да и вообще говорить о “естественном природном материале” можно с большой натяжкой. Так что если вы соберетесь в трудный поход, запаситесь вещами из сыромятной кожи – их есть можно
www.livemaster.ru
Технология производства кожи, основные этапы и способы современного кожного производства
Кожа – это популярный натуральный материал, который отличается прочностью, эластичностью и долговечностью. Получение его происходит выделкой шкур животных. Может осуществляться как в частных хозяйствах, так и на пром. предприятиях. Применение находит в разных сферах: от обувного и мебельного производства до создания книжных переплетов и даже обоев.
Как не существует двух совершенно идентичных животных, так и нет двух одинаковых кусков кожи. И это совсем не дефект данного материала, а лишь естественная особенность, которая привносит уникальность в готовые изделия, делает их ценными и популярными. Особенно, если речь идет об использовании кожи экзотических животных.
Несколько слов об истории. Технология производства кожи (выделка и обработка) по праву считается одним из первых человеческих ремесел, которое осуществляли еще тысячи лет назад. Первые свидетельства этих процессов датируются XIII веком до н.э. Охоту на животных проводили, чтобы обогатиться мясом и жиром. Но перед изъятием этих материалов с помощью острого кремния/кремниевых ножей снимали шкуры, которые использовали, главным образом, для создания первых вариантов обуви (обмоток, сандалий). Завязками и ремешками тогда служили кожаные полоски и жилы, а подошвой – дощечки.
Несколько позже кожу начали использовать для создания одежды, предметов быта. Но чтобы это стало возможным, ее подвергали некой обработке с целью предотвращения гниения и разложения. Первые способы обработки кож: сушка на солнце, придание мягкости, эластичности и предотвращение промокания с помощью жиров. Дополнительные качества (например, устойчивость к гниению и придание эластичности) обеспечивали также, используя воду с добавками коры и ягод. Все эти методы со временем совершенствовались, а кожаные изделия становились не просто необходимостью – произведением искусства!
Все это время, вплоть до современных реалий, кожа не то, что не теряет актуальности, но становится все популярнее, спектр ее применения расширяется, сторонников становится все больше, не смотря на появление многочисленных вариантов синтетики. И даже сравнительно большая стоимость этого материала не уменьшает спрос на него.
Виды кожи
Существуют различные классификации как самой кожи, так и изделий, произведенных из нее. Различные сорта обладают широким спектром свойств. Вареная кожа, веган, замша, пергамент, чепрак, шеврет, юфть и т.д. – все эти виды отличаются друг от друга способом возделывания, животным, из которого берутся, и частью туловища, на которой были расположены, а также толщиной, плотностью, эластичностью, прочностью, внешним видом и другими характеристиками.
Кроме того, популярна классификация готовых кож, обуславливающая их применение. Так, различают кожи для производства обуви, одежды, мебели, пергамента, техническую и др. А по способу отделки они бывают гладкими, шлифованными, жатыми, лаковыми, спиленными, крастовыми. Также отдельно выделяют кожзаменители трех видов (MF, PU, PVC) и ПВХ-пленку.
Основные этапы и способы современного кожного производства
На сегодняшний день находят применение как исторические способы изготовления, так и инновационные.
Первым и очень важным этапом считается обработка кожсырья. Самые высококачественные – коровьи шкуры. Кроме этого, применяют шкуры коз, овец, свиней, питонов, крокодилов и т.д. Стоит отметить, что качество сырья влияет на количество производственных этапов: чем качественнее материал, тем меньше работы с ним предвидится.
Трансформация шкуры животного в готовую кожу, в целом, включает три основные стадии:
- Отмочно-зольные процессы выделки (консервирование, отмачивание, золение).
- Подготовка (сгонка шерсти, мездрение, чистка лица, обеззоливание, протравка, бучение, промывание, дубление).
- Хим. отделка, крашение и жировальные процессы.
Также отдельно можно выделить раскройку сырья и готовых кож.
Результатом всего этого технологического процесса и есть кожа, то есть кожевенное производство является превращением шкуры в готовую кожу.
Химическая обработка кожи
Хим. обработка, в свою очередь, включает такие основные процессы, как додубливание, окрашивание и жирование. Хотя различные химические средства используются и на подготовительных этапах. Первый (додубливание) выполняется при помощи хромовых соединений, синтанов, спец. средств. Для осуществления второго (покраски) важно задействовать натуральные, экологические, не ядовитые красители. Третий (жирование) обуславливает применение жиров, масел, эмульгаторов и аммиака.
Какие именно вещества используют в том или ином случае, зависит от многих факторов. Основные – вид кожи по разным классификациям и свойства, которыми необходимо наделить данный материал. Например, для альдегидного дубления берут дубильную кору, для квасцового – соли алюминия, для хромового – сульфат хрома и иные соли данного элемента. Сыромятные кожи пропитывают известью, вареные обрабатывают восками. Влагостойкость повышают при помощи маслянистых веществ. Очищают, сохраняют мягкость, увеличивают эксплуатационный период, задействуя жиры. Для получения цветных кож применяют основные и кислотные анилиновые красители.
Вот несколько популярных веществ для химической обработки кожи:
Каменная соль. Твердое вещество, образованное не имеющими цвета кристаллами. Из-за наличия примесей может иметь разные оттенки. В кожевенной отрасли используется с целью предотвращать гниение кож. Для этого материал, прошедший промывку, погружают в концентрированный раствор хлорида натрия или в расстеленном виде засаливают им (натирание и укладывание штабелями на пару дней). Кроме того, хлористый натрий способствует трансформации разрыхленной кожи в более плотную сыромятную. Для этого его сочетают с квасцами, действие которых он интенсифицирует. Еще одна роль данного вещества заключается в значительном изъятии воды: после высушивания животные волокна, прошедшие такую обработку, не склеиваются, а шкура с легкостью трансформируется в кожу.
Оксид магния. Твердая рыхлая белая масса, образованная кристаллами. Легко впитывает воду, не растворяясь в ней. В кожевенном производстве задействуется при выделке кожи.
Формиат натрия (натрий муравьинокислый). Белый/серый порошок, состоящий из кристаллов (возможен зеленый оттенок). Хорошо растворяется в воде. В кожевенном деле выступает агентом для преддубильных операций, дубителем. Также с его помощью минимизируют кислотность кожи (нейтрализация).
Поливиниловый спирт. Искусственный термопластичный полимер, растворимый в воде, не имеющий вкуса и запаха. Его задействуют при обработке кожи, в частности, для склеивания кусков материала. Особо широко применение в последнее время при создании высокоэластичных кожзаменителей с открытой пористостью и улучшенной окрашиваемостью. Это увеличило разнообразие сортов материала.
Серная кислота. Тяжелое жидкое вещество маслянистой консистенции, не имеющее цвета и запаха, обладающее, вместе с тем, кислым «медным» привкусом. При сочетании с водой смешивается. Серная кислота в совокупности с хлоридом натрия создает кислую среду для протравливании шкуры. Поскольку дубильные хромовые субстанции в щелочах не поддаются растворению, без кислоты не обойтись. Однако кислотное протравливание не должно применяться для шкур, прошедших дубление с задействованием растительных средств.
Квебрахо. Экстракт, применяющийся в крашении, популярное дубильное вещество. Его, главным образом, задействуют в окрашивании хромовых кож. В этом процессе принимают участие кислые красители (с этановой или серной кислотой), эффект применения которых закрепляют с помощью обработки экстрактом квебрахо.
Гидросульфид натрия. Твердое вещество, состоящее из белых кристаллов. В кожевенной отрасли выступает составляющей смесей, предназначенных для изъятия наружного слоя шкур.
Бихромат калия. Оранжево-красные кристаллические образования с хорошим растворением в воде, нашедшие применение в дублении и крашении кож.
Гипосульфит натрия. Твердое вещество, состоящее из не имеющих цвета кристаллов или гранул (возможны белый, желтый или розовый оттенки). В воде растворяется. В кожевенной отрасли с его помощью восстанавливают хромовую кислоту при хромовом дублении кож в процессе обработки меховых шкурок.
Дубление кожи
Дубление представляет собой совокупность физ.-хим. процессов, в ходе которых шкура животного с помощью дубильных веществ трансформируются в выделанную кожу. Для этого задействуются спец. дубильные барабаны, скрепляющие молекулы коллагена частицами дубителя.
Материал, прошедший дубление, отличается следующими характеристиками:
– сниженная влагоемкость из-за потери способности набухать в водной среде;
– повышенная жесткость, ввиду потери макромолекулами коллагена подвижности;
– увеличенная прочность структуры;
– повышенные пористость, упругость, формо- и износоустойчивость;
– максимизированные термо- и хим. стойкость;
– улучшенный внешний вид.
Кроме того, дубление привносит экономическую выгоду в производственный процесс.
Можно выделить две основные стадии дубления, которые происходят в одночасье: диффузия дубителя в толщину голья и взаимодействие его с молекулами коллагена. А среди главных этапов: основное дубление, пластование и подвяливание, фальцевание и окончательное дубление. На каждом из них применяются специальные вещества. Нейтрализацию, к примеру, осуществляют при помощи гашеной извести, а при окончательном дублении задействуют хром и минеральные вещества.
В целом, добавки, применяемые при дублении, делятся на 2 группы: органические (таниды, альдегиды, жиры) и минеральные (соединения титана, хрома, циркония и алюминия). Среди самых популярных на сегодняшний день можно отметить следующие:
Формалин. Водный раствор метаналя, который стабилизован метиловым спиртом. Не имеющая цвета прозрачная жидкость. Применяется при выделке, позволяет сделать мездру более мягкой и устойчивой к большим температурам, что положительно отражается на дальнейшем крашении. Дубление данным веществом выполняется в щелочных ваннах при участии соды или серноватистокислого натрия. Важно не переборщить с концентрацией формалина, чтобы не сделать кожу ломкой.
Гексаметафосфат натрия. Стекловидная порошкообразная масса, белая или не имеющая цвета. Гигроскопична, хорошо растворяется в воде. Применяется в дублении кожи: выдержка после удаления извести в сочетании с другими веществами определенный промежуток времени при заданной температуре.
Сода пищевая. Белая мелкокристаллическая порошкообразная масса солоноватого вкуса, запах отсутствует. Принимает участие в дублении и нейтрализации кож, а также при создании искусственных кож.
Пероксид водорода. Бесцветное жидкое вещество с «металлическим» привкусом. Хорошо растворяется в воде, спирте и эфире. Применение в производстве кожи основано на дубильных свойствах этого вещества.
Известь гашеная. Белая кристаллическая масса, плохо растворяющаяся в воде. Современное применение гидроксида кальция в дублении кож отличается немалой активностью. Обработка голой кожи гашеной известью делает ее прочнее, эластичнее и устойчивее к износу.
Муравьиная кислота. Бесцветная жидкая субстанция, растворяющаяся в бензоле, глицерине, ацетоне и толуоле. В дублении выступает отбеливающим агентом.
Сульфид натрия. Твердое соединение различных оттенков коричневого цвета, образованное гранулами или чешуйками. Может также быть сероватым, желтоватым или бесцветным. В воде растворяется. При обработке натуральных кож участвует в дублении, а именно в удалении со шкуры волосяного покрова (золение). После его применения шкуры вымачивают и вымывают в сильно кислых растворах, убирающих остатки вещества из пор.
Глюкоза. Не имеющее цвета твердое вещество, образованное кристаллами. Вкус – сладкий, запах отсутствует. В воде подлежит растворению. Чаще всего применяется в качестве восстановителя. Вводится в хромовый экстракт тонкой струей после добавления всего объема кислоты.
Как видите, технология производства кожи – это многокомпонентный процесс, состоящий из различных этапов, предусматривающий применение всевозможных материалов и веществ, а также имеющий разные нюансы. Браться за дело необходимо, имея специальные знания и навыки. В работу стоит брать качественное основное сырье и вспомогательные добавки. Тогда результат будет соответствовать всем вашим ожиданиям!
www.systopt.com.ua
Технология обработки кожевенного сырья
Технология обработки шкур
Для понимания технологических процессов в кожевенном производстве важное значение имеют особенности сырья, которое за прошедшие тысячелетия не претерпело существенных изменений. В настоящее время в кожевенном производстве используются шкуры крупного рогатого скота, лошадей, коз, овец, свиней, т.е. животных, входивших в состав стада эпохи бронзы. Товарные свойства и качество исходного сырья определяются гистологическим строением шкуры, зависящим от вида, пола, возраста животных, района их разведения, условий содержания и кормления, а характеристика шерстяного покрова — от времени убоя. Шкуры животных разных видов отличаются толщиной и качеством эпидермиса, дермы и жирового слоя. Самым распространенным видом кожевенного сырья являются шкуры крупного рогатого скота. Они имеют тонкий, относительно равномерный по толщине эпидермис и слабо развитую подкожную клетчатку. Шерстяной покров состоит из редких, грубых остевых волос, почти без пуха. Качества эти делают его материалом универсальным для производства различного вида кож. В более позднем кожевенном производстве это подошвенные, технические, шорно-седельные, сыромятные кожи, юфть, хром.
Гистологическое строение шкур и особенности шерстяного покрова, а также вид кожи и меха, который необходимо получить, определяют технологию их обработки. В общих чертах для всех видов шкур она сводится к следующему. Съемка шкуры производится по слою подкожной клетчатки (мездры) и мускульной пленки. Затем производится удаление и обезжиривание кожного сала, расположенного между дермой и подкожной мускулатурой, которое является источником разрушения шкуры. Наконец, удаляются шерстяной покров или щетина. Этими этапами определялась и определяется сейчас технология обработки шкур, включавшая механические операции, производимые набором необходимых для этого орудий, а также химические с набором ферментов. Особенности сырья на тысячелетия определили многие приемы обработки шкур и изготовления из полученных кож изделий. Так, исследование большого количества древнеримских кож из Майнца показало, что приемы их выделки более чем за 2000 лет, отделяющих эпохи, существенных изменений не претерпели и до настоящего времени сохранились в основных чертах.
Несмотря на то, что имеющиеся на сегодня источники недостаточны для разностороннего изучения кожевенного производства, а методы изучения не обеспечены современной исследовательской базой, все же представляется возможным высказать некоторые предположения относительно его технологии и организации. Опираясь на традиции кустарных промыслов, этнографические материалы, можно представить схему обработки в следующем виде.
Свежеснятая шкура в естественном виде не пригодна для изготовления вещей длительного пользования, так как она содержит большое количество влаги (до 70 %) и других веществ, способствующих гниению. В высушенном виде шкура обладает твердостью, также делающей ее малопригодной для широкого использования без дополнительной обработки.
К простейшим способам обработки кожи, известным с древности, относится сухая обработка. Способность сухой и твердой кожи хорошо сохранять форму использовалась для изготовления щитов, колчанов, обтяжки передков колесниц. К простым способам обработки кож относится копчение. Кожа, обработанная таким образом, сохраняет влагонепроницаемость, что делает возможным ее использование для изготовления бурдюков.
Технология обработки шкур, предназначенных для изготовления различных изделий, состоит из сочетания механических и химических операций. Обязательными этапами обработки шкур являются удаление волосяного покрова и освобождение от подкожно-жирового слоя. Этим операциям предшествовала «отмока» — удаление с помощью интенсивного промывания в воде грязи, солей, а также оводнение шкуры, т.е. приведение ее к состоянию, близкому к парному. Удаление слоя подкожно-жировой клетчатки (мездрение) осуществлялось скобелями, скребками, стругами. Сгонка волоса производилась тупиками. Для облегчения механического удаления шерсти шкуры подвергались золению (ослабление связи волоса с дермой с помощью золы, извести). Последующие операции — квашение, бучение, жирование (химические операции), мягчение, растягивание, разглаживание, выравнивание по толщине (механические операции) — завершали процесс обработки шкуры. Полученное таким образом сырье (голье) шло на изготовление одежды, обуви, ремней, сумок и др. Для этих операций использовались всевозможные гладильники, разминатели из кости, камня, дерева, а также всевозможные приспособления.
На следующем этапе полученное таким образом сырье подвергалось дублению с последующими специфическими операциями, направленными на получение различных видов кож (замша, юфть, сафьян, шорная и др.). Выработка того или иного вида кож, меха, кроме последовательности технологических операций, определялась гистологическими характеристиками исходного сырья. Опираясь на данные о высоком качестве подготовки голья и дубления кож в скифское время, можно предположить, что традиция дубления отрабатывалась в эпоху бронзы, хотя подтвердить это археологическими данными не представляется возможным.
Выводы. Анализ орудий труда, являющихся основным источником изучения кожевенного производства, позволяет прийти к следующему выводу. К середине II тыс. до н.э. на Украине сложился устойчивый стандартный набор орудий и соответствующих им технологий, применявшихся при выработке кож, меха, которые без особых изменений сохранялись на всем протяжении эпохи бронзы и известны в раннем железном веке. Различия могли касаться в основном приспособлений, способов и приемов осуществления операций, набора органических и минеральных ферментов. К сожалению, эту сторону технологии археологические источники не фиксируют.
К известным ранее орудиям с середины II тыс. до н.э. добавились зубчатые орудия на лопатках крупных животных (Ильичевка, Сабатиновка, Степовое, Магала и др.). Именно эти орудия находят в мастерских, связанных с косторезным производством: Ташлык I, Виноградный Сад, Степное.
Орудия кожевенного производства в разных количествах и наборах найдены на многих поселениях эпохи бронзы степной и лесостепной зон. Их находят в помещениях, хозяйственных ямах, очагах, культурном слое, зольниках. В то же время выделить на поселениях специализированные мастерские по обработке шкур исследователям пока не удалось.
Обработка шкур и выделка кож, как и изготовление самих орудий, очевидно, на всем протяжении эпохи бронзы производились в рамках домашнего производства. Это объясняется доступностью сырья, технологий обработки шкур, простотой и доступностью изготовления орудий кожевенного производства. Такими же нерасчлененными процессами представляются обработка шкур, выделка кож, меха, изготовление изделий из кожевенного сырья. Об этом свидетельствуют факты совместного нахождения на поселениях орудий кожевенного производства с проколками, иглами, шильями, лощилами, связанными с изготовлением различных изделий.
Аналогичная картина наблюдается и в погребальных памятниках. Так, на памятниках раннего этапа эпохи бронзы имеют место захоронения, включающие специфические орудия, связанные с кожевенным производством: погребения 2/11 у с. Белозерка Запорожской обл. с набором костяных орудий — проколка, лощило, наковаленка со следами острых наколов шильями, иглами, кочедык, кремневый отщеп; погребение 1/9 у пос. Тельмана Луганской обл.: кремневые ножи для раскройки кожи, скребок с ретушью для обработки шкур, костяная игла с торцевым захватом нити, бронзовое шило.
informvest.ru