Урок прядильное производство льна – Конспект урока «Лён. Льняная ткань»

Содержание

Технологическая карта урока швейное дело «Лен. Льняное волокно. Получение льняных тканей»

Этап урока

Цель урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Создание положительной атмосферы на занятии

Здравствуйте, ребята! Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок. Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Отметка отсутствующих,

проверка готовности учащихся к уроку

Проверяют готовность к уроку, дежурные сообщают об отсутствующих.

Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Систематизировать имеющиеся знания у обучающихся

Девочки, давайте вспомним какие текстильные волокна вы знаете?

Из чего делают ткань?

Какие простейшие переплетения вы знаете?

Мы с вами уже изучили тему хлопчатобумажные ткани, давайте вспомним этапы производства х/б тканей

Отвечают: текстильные волокна делятся на две группы натуральные и химические.

Отвечают: ткань получается в результате переплетения нитей на ткацких станках.

Показывают на плакате полотняное, сатиновое, саржевое переплетение.

Работают по карточкам в парах, определяют последовательность производства х/б ткани

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся

Создание мотивационной базы для активной творческой работы детей

Мы вспоминали процесс производства пряжи и сведения о волокнах неслучайно. Изучив самые распространенные ткани полотняного переплетения – хлопчатобумажные ткани, мы переходим к следующей группе тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Тема нашего урока – льняные ткани. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Мы познакомимся с растением – лён, свойствами льняного волокна, этапами производства льняных тканей.

Воспринимают тему и формируют задачи совместно с учителем.

Объяснение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания материала урока

Лен — это растение используется для изготовления ткани и др.полезных веществ. Лён обыкновенный, или прядильный  однолетняя голая или почти голая (без волосков) трава; стебель высотой от 30 до 100 см. Одежда изо льна характеризуется большой прочностью и стойкостью, хорошо впитывает влагу, даёт ощущение прохлады в жару. (слайд) Технологии выращивания и обработки льна с течением времени практически не изменялись (слайд). Сначала лён собирают и получают льняную солому (слайд). Это выполняют с помощью машин. Затем его вымачивают, далее осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание (слайд). После чего следует прядильное производство: чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты) (слайд). Следующий этап это изготовление ткани на ткацком станке (слайд). Затем следует отделочное производство: отбеливание и окраска.

Работа по учебнику (стр.20)


 

Работа со словарём (лён, льняная солома, льняное волокно, чистольняные ткани, полульняные ткани)


 

Воспринимают рассказ учителя, восстанавливают последовательность получения ткани по слайдам.

Читают по цепочке, обсуждают прочитанное.

Записывают слова в словарь, запоминают их значение.

Физминутка

Изменение деятельности детей,  чтобы этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий.

На физминутке мы вспомним основные линии фигуры человека (слайд, фоновая музыка). Упражнение № 1. «Линия шеи».
Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу.
1.Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед — отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.
Упражнение № 2. «Линия груди».
Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу.
1.Поднять руки перед собой на уровне груди.
2.Развести руки в разные стороны, чтобы сократились мышцы спины и лопатки соприкоснулись.
3.Возвратить руки в исходное положение на уровне линии груди.
4.Опустить руки вниз.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение № 3. «Линия талии».
Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу, руки на поясе (талии).
1.Максимальный прогиб туловища назад.
2.Наклон туловища вперёд.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение № 4. «Линия бёдер».
Исходное положение — стоя в проходе около парты так, чтобы не мешать друг другу, руки на бёдрах.
1.Поворот туловища вправо раскачивающими движениями.
2.Поворот туловища влево. 
Повторить 3 – 4 раза.
 

Называют линии фигуры человека, выполняют упражнения совместно с учителем.

Практическая часть

Развитие самостоятельности и творческих способностей в про­цессе принятия решений и выполнения практических задач.

Работа по карточкам «Этапы производства льняных тканей».

Повторение техники безопасности при работе с ножницами. Работа с коллекцией «Льняные ткани»

Определяют последовательность производства льняных тканей самостоятельно.

Оформляют в альбоме лист «Льняные ткани».

Рефлексия

Дети самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

На доске расположены фразы Я сегодня узнала….

Было трудно…

Было интересно…

Я научилась…

Я смогла…

Меня удивило…

Девочки выбирают незаконченную фразу и заканчивают предложение.

Подведение итогов урока

Повторение и закрепление изученного, подведение итога урока.

Для чего выращивают лён? Какие свойства имеет льняное волокно? В чём состоит отделка льняных тканей? Какие виды льняных тканей выпускает промышленность? На следующем уроке мы с вами подробнее изучим свойства льняных тканей. Спасибо за урок! Оценивание. Домашнее задание стр.19-20 повторить изучаемый материал. Дежурные убирают рабочие места.

Отвечают на вопросы, дежурные убирают рабочие места.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока по швейному делу «Льняные ткани и их свойства»

Тема: Льняные ткани и их свойства

Цели: познакомить учащихся с производством и свойствами льняных тканей; создать условия для: формирования навыков определения льняных тканей; развития навыков самостоятельной работы и способности к обобщению и классификации; активизации мыслительной деятельности; воспитания культуры труда; обогащения словарного запаса; коррекции речи и культуры общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, электронное приложение, коллекция «Лен», альбом «Ассортимент тканей», инструкционные карты, карточки, лупы, образцы тканей, рабочие коробки.

Подготовительная работа: проверить оборудование, настроить электронное приложение, подготовить дидактический и раздаточный материал, рабочие коробки, организовать работу дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Работа с карточками.

Учитель. Внимательно прочитайте карточку 6 и впишите пропущенные номера так, чтобы соблюдалась последовательность операций производства пряжи. Давайте вместе определим, какая операция должна быть первой.

Карточка 6
«Последовательность операций производства пряжи»

№ ___ Очистка волокон от сора.

№ ___ Получение ровницы.

№ ___ Разрыхление волокон.

№ ___ Получение пряжи.

№ ___ Вытягивание волокон в ровную ленту (ровницу).

Вопросы к обучающимся:

1. Где и из чего вырабатывают ткань?

2. Как называется процесс производства ткани?

3. От чего зависят свойства ткани?

4. Как называются нити в ткани?

5. Какие текстильные волокна вы знаете?

Учитель. Сегодня мы вспомнили процесс производства пряжи и сведения о волокнах неслучайно. Изучив самые распространенные ткани полотняного переплетения – хлопчатобумажные ткани, мы переходим к следующей группе тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Льняные ткани – тема нашего урока. Запишите ее в тетрадь.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Лен имеет более чем 9000-летнюю историю. Мы знаем, что льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались римские патриции, солдаты и матросы Петровского флота, а в конце XIX и начале XX века российские льняные фабрики снабжали своим товаром царский двор последних Романовых, а также русскую армию. Крестьяне пользовались домотканой льняной одеждой, поэтому около половины выращиваемого льна оседало в деревне. В течение тысячелетий из льна делали тончайший батист, брюссельские и вологодские кружева и одновременно паруса, грубую одежду и половики. Механизация льняного производства давалась очень тяжело. Многие страны Европы, Азии и даже Африки развивали, а затем сворачивали производство льна. Наполеон I объявил конкурс с премией в миллион франков тому, кто разработает процесс получения тонкой льняной пряжи механическим способом и тем избавит Францию от ввоза текстильного сырья. Крупный ученый химик Гей-Люссак и механик Филипп Жирар решили эту задачу, изобретя мокрое прядение химически обработанной льняной ленты.

Лен относят к лубяным волокнам, его получают из стеблей однолетнего травянистого растения льна-долгунца.

Стебель льна состоит из трех основных слоев: коры, древесины и сердцевины.

Чтобы извлечь льняные волокна из стебля, необходимо разрушить пектиновые вещества, соединяющие эти волокна с другими тканями стебля. С этой целью проводят мочку льняной соломы, затем ее мнут. При этом древесина стебля изламывается на отдельные частицы – костру. В результате мятья получают лен-сырец, который в процессе последующих операций – трепания и трясения – очищается от костры и других не волокнистых веществ. После трепания получают очищенное длинное волокно – лен трепаный и волокнистые отходы, содержащие костру и короткое волокно. Из волокнистых отходов трепания и переработки короткой тресты получают короткие льняные волокна.

Полученные волокна сортируют по длине, плотности, прочности, цвету, чистоте и мягкости на несколько категорий качества, называемых сортами.

После трепания лен представляет собой пучки волокон, получившие название комплексного волокна. Это волокно представляет собой узкие ленточки длиной от 15–20 до 70–80 см, состоящие из более мелких волокон. Это льняное волокно вытянуто в длину, имеет заостренные концы и поперечное сечение в виде неправильного пяти- или шестиугольника с каналом посредине.

Схема первичной обработки льна:

1. Лен-долгунец.

2. Мочка льняной соломы.

3. Сушка и мятье.

4. Трепание льна.

5. Получение льняного волокна.

Перед непосредственно самим процессом прядения длинное волокно подвергают следующим операциям:

 чесание на льночесальных машинах;

 формирование ленты из чесаного льна на раскладочных машинах;

 получение из ленты ровницы (тонкой, слегка подкрученной ленточки).

Полученную ровницу после необходимой обработки (отварка, отбелка, крашение) отправляют на прядильные машины. Готовый продукт процесса прядения – пряжа.

Далее, после ряда подготовительных операций, пряжа подается на ткацкий станок, после которого получают конечный продукт – ткань. (Работа с коллекцией «Лен».)

Учитель. Еще раз уточним последовательность, и вы запишете в тетрадь основные этапы производства льняных тканей:

1. Треста.

2. Лен трепаный.

3. Лен чесаный.

4. Пряжа.

5. Ткань суровая.

6. Ткань отбельная.

7. Ткань крашеная.

8. Нитки.

Как вы уже знаете, свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых эти ткани изготовлены. Льняные волокна характеризуются повышенной по сравнению с хлопком устойчивостью к действию влаги, температуры и микроорганизмов, света и погоды.

По объему производства льняные ткани значительно уступают хлопчатобумажным (на долю льняных тканей приходится всего около 6 % общего объема производства тканей). Однако эти ткани имеют большое значение благодаря ценным потребительским свойствам. Так, уникальны их гигиенические свойства, обеспечивающие комфорт и сохранение здоровья человека. Благодаря высоким эстетическим свойствам и износостойкости они незаменимы для многих видов изделий бытового и технического назначения. Льняные ткани характеризуются высокой прочностью, устойчивостью к стиркам, сорбционной и влаговпитывающей способностью, стабильной паро- и воздухопроницаемостью, поэтому из них издавна изготовляют столовое, постельное и нательное белье. Благодаря хорошей теплопроводности они незаменимы для пошива летней одежды, платьев, сорочек, блузок и других изделий.

Высокая прочность, малая электризуемость, достаточно высокая термостойкость, жесткость, а также сохраняемость этих свойств в процессе эксплуатации обусловили широкое применение льняных тканей и для изготовления разнообразных технических изделий.

По волокнистому составу льняные ткани подразделяют на чистольняные, содержащие 100 % льняного волокна, льняные – не менее 92 % и полульняные – не менее 30 % льняного волокна.

Чистольняные ткани отличаются наиболее ценными гигиеническими свойствами.

Работа с альбомом «Ассортимент тканей».

Физкультминутка
(Памятка 1)

4. Практическая работа «Изучение свойств льняных тканей».

Для практической работы «Изучение свойств льняных тканей» вам понадобятся образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие тетради, рабочие коробки. Порядок выполнения работы вы найдете в инструкционной карте 14. Прежде чем приступить к работе, не забудьте правильно организовать свое рабочее место.

Выполнение работы обучающимися. Необходимый текущий инструктаж учителя.

Инструкционная карта 14
«Изучение свойств льняных тканей»

Оборудование: образцы тканей, лупы, кисточка, клей, рабочие коробки.

Ход работы

1. Внимательно изучить и вклеить в рабочую тетрадь карточку 11.

2. Рассмотреть образец льняной ткани через лупу и определить блеск, подчеркнуть правильный ответ в таблице 3.

3. Определить на ощупь гладкость образца, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

4. Определить на ощупь мягкость образца, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

5. Отделить от образца 3–4 нити и попытаться их разорвать, подчеркнуть правильный ответ в графе «Прочность».

6. Определить сминаемость, сжав образец в руках на 10–15 секунд, а затем распрямив его.

7. Для определения гигроскопичности окунуть 3–4 нити, отделенные от образца, в воду на несколько секунд, затем рассмотреть их и подчеркнуть правильный ответ в таблице.

8. Сложить образец вдвое и определить, скользят ли поверхности, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

9. Для определения осыпаемости постарайтесь выдернуть иглой сразу 5 нитей из образца, если не получилось, то 4 нити, затем 3, 2, 1, подчеркнуть правильный ответ в таблице.

10. Намочить образец, а затем проутюжить его, чтобы определить усадку. Правильный ответ в таблице подчеркнуть.

11. Проверить, все ли ответы в таблице отмечены.

Проверка правильности выполнения работы.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему: Лён.Свойства Льняного волокна.

Documents войти Загрузить ×
  1. Иностранные языки
advertisement advertisement
Related documents
Лен. Свойства льняного волокна. ОГБОУ «Шегарская школа-интернат VIII вида» Учитель профессионально-трудового обучения
эффективность государственной поддержки льна
Вологодское кружево
Купить одежду фараона
3-2 Как рубашка в поле выросла
Linum humile Mill. – Лен низкий, кудряш Лен относится к числу
План — конспект урока «Технологии» по разделу
Как ткани ткут и нити прядут Конспект открытого урока
План – конспект урока по технологии
ПРОЕКТ «Как рубашка в поле выросла» Подготовили: Воспитатель-эколог:
Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся 5 классов
Предмет технология________Класс___5_______ : текстильных волокон, процессом получения тканей.
васСекция литературного краевед

studydoc.ru

урок 5 класс Производство хлопчатобумажных и льняных тканей

Урок по материаловедению в 5 классе.

Тема: Производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель:

  1. Образовательная – ознакомить с историей производства хлопчатобумажных и льняных тканей. Научить определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани.

  2. Развивающая – развитие мыслительной способности, умение анализировать и сопоставлять.

  3. Воспитательная – содействовать воспитанию творческой активности, интересу к труду.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрационные, практический.

Оборудование и материалы: таблица классификации волокон, коллекция тканей, схема модели полотняного переплетения, коробочки гербария с хлопком и льном, образцы тканей, толстая игла.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература – умение пользоваться терминами.

История – исторические события, связанные с производством ткани.

ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими предметами.

Время: 45 x 2.

План урока:

  1. Организационный момент:

  2. Изложение нового материала:

  3. Проведение физкультурной минутки.

  4. Закрепление нового материала (тест).

  5. Практическая часть.

  6. Подведение итогов:

  7. Домашнее задание.

  8. Уборка рабочих мест.

Учащиеся разделены на 3 группы, которые заранее готовят сообщения на определенные темы.

Ход урока:

Ткань – материал, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Вопросы:

Обобщить ответы учащихся, рассказать о делении тканей на бытовые, технические и социальные.

Для изучения структуры тканей раздать учащимся по образцу ткани полотняного переплетения.

Задание.

Толстой иглой вынуть нити из ткани, рассмотреть, как они переплетаются между собой.

Вопросы:

  • Из чего состоит нить?

  • Как нити переплетаются в ткани?

  • Все ли нити одинаковые по толщине?

Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод, что нить состоит из волокон, перекрученных между собой.

Все волокна делятся на натуральные и химические (табл. Текстильные волокна).

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные — пряжу и делать из нее ткань. Чтобы получить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений — льна и конопли.

1 сообщение учащихся (Получение волокон из кенафа, джута, конопли).

Производство ткани — это прядение, ткачество, отделка.

Волокном для производства хлопчатобумажной ткани служит растение хлопчатник, а льняной ткани — лен.

Показать коробочку гербария с хлопком и льном. Если из хлопка удалить семена, то будет обыкновенная вата.

Задание:

Вынуть из ваты тонкие пучки и попробовать их скрутить. Повторяя это движение, пытаемся сделать нить как можно длиннее.

Прядение — процесс получения пряжи из волокон.

2 сообщение учащихся (Из истории прядения).

Пряжу получают на прядильных фабриках. Сначала волокна поступают на прядильную фабрику, где из спутанной массы волокон небольшой прочности получают непрерывную, прочную, ровную нить (пряжу). Волокно разрыхляют на мелкие клочки при помощи игл разрыхлительной машины. Затем в трепальной с помощью специального барабана из волокон удаляют примеси. Потом волокна идут на чесальную машину, где их разделяют на отдельные волокна, распрямляют и превращают в толстый жгут (ленту). На ленточной машине ленту выравнивают по толщине. На ровничной машине ленту вытягивают и подкручивают. На прядильных машинах из ровницы получают пряжу путем скручивания и вытягивания. Затем пряжа идет на ткацкую фабрику, где из нее получают ткань.

3 сообщение учащихся (Из истории ткачества).

Процесс получения пряжи из волокон называется ткачество.

Основные процессы ткацкого производства:

  • образование ткацкого зева;

  • протягивание поперечной нити;

  • наматывание ткани на товарный валик.

Нити, идущие вдоль ткацкого станка, называют основными (долевые нити), нити, идущие поперек ткацкого станка, называют уточными. По краю ткацкого станка образуется кромка, которая предотвращает ткань от осыпания.

Способы определения основной и уточной нитей:

  • по направлению нити основы ткань не тянется или тянется плохо, а по направлению нити утка — хорошо;

  • нити основы более тонкие и прочные, нити утка толстые и пушистые;

  • по звуку: при резком растяжении основной нити звук звонкий, уточной глухой;

  • по кромке: нить основы проходит вдоль кромки, нить утка поперек.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтый цвет. Ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают различными растворами, красят. Все эти операции производят с лицевой стороны, поэтому она более гладкая и на ней меньше узелков и пороков. Рисунок печатают с помощью печатных машин с лицевой стороны, которая, в свою очередь, более яркая, чем изнаночная.

Практическая работа:

Определение долевой нити ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Каждая группа учащихся получает карточку-задание и набор образцов тканей. Учащиеся должны выбрать соответствующие и наклеить их на карту. Группа девочек делает отчет по теме «Что мы узнали о тканях?».

Дополнительный материал к уроку

«Получение волокон из кенафа, джута и конопли».

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута и конопли.

Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Пакистане. Волокно кенафа отличается высокой прочностью гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей, и ковровых изделий.

Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно в Индии, Китае, Монголии, России. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которого делают морские канаты, веревки, парусину.

«Из истории прядения»

Для производства ткани крестьяне выращивали лен и коноплю. Стебли льна долго вымачивали в речной воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стеблей вытаскивали на берег, сушили, трепали, мяли, и очищали от примесей. После этого лен чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Так получали льняную кудель — волокно для прядения нитей. Кудель закрепляли в верхней части прялки. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, вращала веретено.

Более древним растением является конопля. Также как и лен, коноплю вымачивали, но не мяли мялкой, а толкли в ступе пестом. Из мягких стеблей получали кудель и пряли пряжу. Это был тяжелый труд, но к 14 годам все девочки в крестьянских семьях очень умело обращались с веретеном.

«Из истории ткачества»

В каждой крестьянской семье был ткацкий стан, на котором изготавливали ткань полотняного переплетения. Занимались также тканьем на дощечках — изготавливали пояса. Снятые со станка холсты отбеливали: складывали в кадки и заливали раствором древесной золы и воды. Затем холст раскатывали по траве на солнечном месте, смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал», а зимой в ясные морозные дни его раскладывали по сугробам. Этот процесс назывался «зорить» ткань. И наконец, холст мокрым складывали в бочку, пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили.

Высушенные холсты красили. В качестве красителей в ткачестве использовали кору деревьев, траву, листья, цветы.

Тест.

Обвести букву соответствующего варианта ответа.

  1. Используются для производства пряжи

  1. толокно

  2. веретено

  3. волокно

  4. суровье.

  1. К текстильным волокнам не относятся

  1. хлопчатник

  2. хлопок

  3. лен

  4. кенаф.

  1. Натуральное волокно животного происхождения

  1. хлопок

  2. канва

  3. пенька

  4. шерсть.

  1. Тонкая нить из скрученных волокон

  1. соломка

  2. пряжа

  3. волосок

  4. ворсинка.

  1. Процесс переплетения нити основы и утка.

  1. ткачество

  2. прядение

  3. вязание

  4. скручивание.

  1. Нить, идущая вдоль ткани

  1. пряжа

  2. кромка

  3. основа

  4. канва.

  1. Поперечная нить в ткани

  1. виток

  2. моток

  3. узелок

  4. уток.

  1. Придание красивого внешнего вида пряжи

  1. очистка

  2. отделка

  3. окраска

  4. сушка.

  1. Сторона ткани с гладкой поверхностью и четким рисунком

  1. лицевая

  2. изнаночная

  3. плоская

  4. внутренняя.

infourok.ru

Конспект урока технологии в 5 классе «Производство текстильных волокон»

Наименование предмета — ТЕХНОЛОГИЯ — 5 класс

Учебник: Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н..В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана — Граф, 2013. –208 с.: ил.

Раздел: Создание изделий из текстильных материалов..

Тема урока « Производство текстильных материалов» 5 класс

Дидактическая цель: дать понятие о производстве текстильных материалов, ознакомить с технологией изготовления ткани, учить определять в ткани направление долевой нити и лицевую сторону.

Задачи урока:

Предметные – познакомить с производством и классификацией текстильных материалов с получением и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей, раскрыть понятия долевая нить (основа), поперечная нить (уток), кромка.

Метапредметные — формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, развивать умения приобретать новые знания, уметь управлять своей познавательной деятельностью, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование.

Личностные — развитие позитивных индивидуальных свойств ученика: способностей, интересов, склонностей; развитие у обучающихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры; развитие личностно-смыслового отношения обучающихся к изучаемому предмету;

Тип урока: комбинированный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, ПК, проектор, макеты ткацких переплетений, волокна хлопка, льна, коллекция тканей.

I. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Рада вас снова видеть сегодня на уроке. Прозвенел звонок вы все готовы к уроку?

Дети: Да!

Проверим готовность к уроку: сегодня на урок нам понадобится: учебник, тетрадь, дневник. Проверьте, все ли у вас есть на столе?

Настраиваются на урок, вступают в диалог, проверяют готовность к уроку.

С сегодняшнего дня мы начинаем изучение нового раздела «Создание изделий из текстильных материалов».

На этом разделе нам предстоит выполнить творческий проект.

Вам надо будет поработать над проектом: изучить очень много новых тем работать не только в ручную, но и на швейной машинке, сделать правильный подбор ткани. Чтобы правильно выбрать ткань, нужно знать виды тканей, их свойства и технологию производства.

Подводит  учащихся   к формулировке темы и постановке цели  урока.

II. Актуализация знаний

И так, скажите, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (изучать ткани, производство текстильных материалов).

– На какие вопросы мы должны сегодня на уроке найти ответы?

Из чего делают ткани?
Каким образом их изготавливают?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

А можно его назвать «Производство текстильных материалов?» (запись на доске).

Пишем в тетради тему урока.

Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:

  1. Мотивация (встреча с проблемой )

Активизация обучающихся с использованием вопросов.

  1. Что мы уже знаем по теме урока?

  2. Как вы думаете, что служит сырьём для производства ткани?

  3. Что вы знаете о процессе производства ткани?

О тканях у вас пока недостаточные знания, вы пока не сможете дать полные ответы на все эти вопросы – поэтому целью сегодняшнего урока будет – получить общее понятия о текстильных материалах; об их производстве, для этого надо решить задачи: познакомимся с классификацией волокон, с волокнами растительного происхождения, об изготовлении пряжи, ткани; научиться определять в ткани долевые нити и лицевую сторону.

Цели и задачи урока вам ясны? Значит, сегодня на уроке узнаем новое о тканях, о производстве тканей.  

В этом году на уроке материаловедения мы познакомимся с получением хлопчатобумажных и льняных тканей и их свойствами.

  1. Изучение нового материала

Теперь приступим к новой теме.

1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям: «материаловедение», «волокно», «текстильное волокно», направляет на правильность определений,

1. Что такое швейное материаловедение?

Швейное материаловедение – наука изучающая  состав и свойства  текстильных материалов,

  1. А что такое текстильный материал?

Текстильный материал это – ткань, это то, что окружают нас повсюду. И мы уже не можем представить этот мир без красивых тканей которые окружают нас

Из тканей изготовляют все одежды, столовое, постельное белье, шторы, обивка мебели и т д.

Как вы думаете, всегда ли существовала одежда из ткани у людей?

Первые виды одежды у первобытных людей – это плетеные одежды из полосок кожи животных, трав, тростников, молодые побеги кустов и деревьев. Потом только постепенно люди начали создавать текстильные материалы.

Текстильный материал который нас окружает получают из текстильного  волокна.

  1. Что такое текстильное волокно?

Текстильное волокно – это элементарная частица, из которой можно изготавливать пряжу и нити для производства

                              текстильных    материалов.

Ребята, послушайте, пожалуйста загадки , подумайте и скажите, о каких растениях идет речь

Пушист, да не пух,
И бел, да не снег,
На поле растёт
Замечательный мех. Полхох

«В землю малый ушёл, в синей шапке пришёл, мал малышочек — синенький цветочек». Енл

О чем в этих загадках говорится? О растениях, которые получают ткань

Лен и хлопок- эти растения- поставщики волокон для текстильного производства.

Классификации текстильных волокон  (учебник стр. 41).

 

  Текстильные волокна

         Натуральные

     Химические

растительного происхождения

Животного

происхождения

                          Лён                                   Шерсть

                           Хлопок                           Шёлк

Демонстрация коллекций «Хлопок», «Лен». Отличительные особенности волокон: семенные, лубяные, длина, мягкость, толщина, гладкость, извитость. этих волокон?   Рассмотрите внимательно и постарайтесь запомнить эти особенности

Хлопковое волокно. Из каких частей хлопка получают волокна хлопка?

Хлопчатник — однолетнее растение древовидной формы. Растёт кустом, плоды — коробочки, содержащие семена, покрытые длинными волосками. Эти волокна называют хлопком или «белое золото». Длина волокон от 6-52мм. Природный цвет волокон белый, кремовый, бежевый. Это солнцелюбивое растение. Выращивают хлопок в Узбекистане, Туркмении, Киргизии.

Хлопчатобумажные ткани обладают лёгкостью, прочностью, мягкостью. Они красивы, удобны в носке, создают ощущение тепла, гигроскопичны, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, гладятся.

Льняное волокно. Из каких частей льна получают волокно?

       Сырьем для получения льняных тканей является льняное волокно, получаемое из стеблей льна, средняя высота стебля 60—100 см

Лён — однолетнее травянистое растение.

Из  льняной пряжи вырабатывают бельевые полотна, простыни, полотенца, столовое белье, летние костюмные ткани, брезенты, парусины, пожарные рукава, шнуры, обувные нитки и др.

Льняные ткани имеют гладкую поверхность, особый матовый блеск, хорошо впитывают влагу, очень прочные, быстро высыхают. Хорошо поддерживают теплорегуляцию тела и лучше всего подходят для изготовления одежды.

Из-за наличия в льняной ткани растительного клея она прочнее и жестче хлопчатобумажной, но больше мнется, при стирке дает усадку.

Прядильное производство.

Прядение и ткачество  на Руси было основным ремеслом русских женщин. Для производства пряжи использовались деревянные прялки. Прялки очень часто украшали резьбой и росписью.

До изобретения ткацких станков ткали на ручных ткацких станках.

Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную прочную нить, их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением. Прядильное производство – сложный технологический процесс, который требует применения различной текстильной техники. Волокна поступают на прядильные фабрики и проходят несколько стадий обработки.

  1. После разрыхления, равномерного перемещения волокон и удаления из них сорных примесей получают холст.

  2. Холст прочесывают и вытягивают волокнистую массу в ленту-ровницу.

  3. Волокнистую ленту-ровницу вытягивают еще больше, скручивают и наматывают готовую пряжу нити) на шпули.

Пряжа поступает в ткацкий цех. На ткацких станках из нее вырабатывают ткань.

Самыми распространенными были горизонтальные ткацкие станки.  

Ткацкое  производство: этапы  изготовления  ткани.

Схему получения ткани можно рассмотреть по схеме

Процесс получения ткани из пряжи путем переплетения нитей между собой называется ткачеством.

Информационная карта №1

Ткань получается при переплетении нитей на ткацком станке. Вдоль станка сильно натянуты прочные и гладкие долевые нити (основа). На специальное устройство – челнок, намотана менее прочная и пушистая ткань (уток). Во время работы станка нити основы раздвигаются, между ними образуется пространство , через которую челнок протягивает уточную нить. Эта нить переплетает нити основы в поперечном направлении, а затем уплотняется.
К краю полотна нити основы располагаются чаще, а нить утка огибает крайнюю нить основы .Поэтому края переплетения получаются более плотными, эта часть называется кромкой. 

Все ткани изготавливают из нитей и пряжи, переплетённых между собой в определённом порядке.
Одни нити идут вдоль ткани, их называют ОСНОВОЙ, другие поперек их называют УТКОМ. 
По краям готовой ткани специальное приспособление и образует утолщение — КРОМКУ.

Переплетаясь между собой, нити основы и утка образуют ткацкий рисунок. Самые распространенные ткацкие переплетения –полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Раппорт –это повторяющийся часть рисунка во всех направлениях.

Отделочное производство.

Информационная карта №2

Ткацкое производство включает подготовительные операции изготовление ткани на ткацких станках и заключительные операции (чистка, стрижка, складывание тканей и т. д.).

Ткань, сошедшая с ткацкого станка, называется суровой.

Если ее опустить в отбеливатель — получается отбеленная ткань, покрасить в один цвет —гладкокрашеная, нанести какой-нибудь рисунок — набивная. Можно сделать ворс из петелек или кончиков нитей, вот вам и ворсовая (махровая) ткань. Существует множество разновидностей тканей. Они используются не только в быту, но и в технике.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает влагу. В дальнейшем она проходит ряд отделочных процессов. Ткань, снятая со станка называется суровая.

Чтобы стать красивой, привлекательной, она проходит дальнейшую обработку:  отбеливание,крашение. Демонстрация образцов  отбеленной ткани, гладкокрашеной.  Показать набивную, пестротканую ткани, рассказать о их

  1. Отбеливание – придание белизны.

  2. Крашение – окрашивание ткани в цвет. Ткань после окрашивания называется гладкокрашеной.

Если же нити были окрашены до ткачества, ткань называется пестротканой.

  1. Печатание – нанесение рисунка на отбеленную ткань. Такая ткань называется набивной.

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

Для изготовления изделий нужно научиться различать лицевые и изнаночные стороны ткани.

Основные признаки лицевой стороны

  1. По яркости рисунка.

  2. По мелким дефектам ткани.

  3. По ткацкому рисунку

  1. Лабораторно-практическая работа.

kopilkaurokov.ru

Конспект «Производство хлопчатобумажных и льняных тканей» 5 Класс

Здесь Вы можете скачать Конспект «Производство хлопчатобумажных и льняных тканей» 5 Класс для предмета : Технология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок по материаловедению в 5 классе.

Тема: Производство хлопчатобумажных и льняных тканей.

Цель:

  1. Образовательная – ознакомить с историей производства тканей, производством хлопчатобумажных и льняных тканей. Научить определять направление долевой нити, лицевую и изнаночную стороны ткани.

  2. Развивающая – развитие мыслительной способности, умение анализировать и сопоставлять.

  3. Воспитательная – содействовать воспитанию творческой активности, интересу к труду.

Методы обучения: Беседа, наглядно-иллюстрационные, практический.

Оборудование и материалы: таблица классификации волокон, коллекция тканей, схема модели полотняного переплетения, коробочки гербария с хлопком и льном, образцы тканей, толстая игла.

Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:

Русский язык и литература – умение пользоваться терминами.

История – исторические события, связанные с производством ткани.

ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими предметами.

Время: 45 x 2.

План урока:

  1. Организационный момент:

  2. Изложение нового материала:

  3. Проведение физкультурной минутки.

  4. Закрепление нового материала (тест).

  5. Практическая часть.

  6. Подведение итогов:

  7. Домашнее задание.

  8. Уборка рабочих мест.

Учащиеся разделены на 3 группы, которые заранее готовят сообщения на определенные темы.

Ход урока:

Ткань – материал, с которым мы сталкиваемся постоянно.

Вопросы:

Обобщить ответы учащихся, рассказать о делении тканей на бытовые, технические и социальные.

Для изучения структуры тканей раздать учащимся по образцу ткани полотняного переплетения.

Задание.

Толстой иглой вынуть нити из ткани, рассмотреть, как они переплетаются между собой.

Вопросы:

  • Из чего состоит нить?

  • Как нити переплетаются в ткани?

  • Все ли нити одинаковые по толщине?

Отвечая на вопросы, учащиеся делают вывод, что нить состоит из волокон, перекрученных между собой.

Все волокна делятся на натуральные и химические (табл. Текстильные волокна).

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные — пряжу и делать из нее ткань. Чтобы получить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений — льна и конопли.

1 сообщение учащихся (Получение волокон из кенафа, джута, конопли).

Производство ткани — это прядение, ткачество, отделка.

Волокном для производства хлопчатобумажной ткани служит растение хлопчатник, а льняной ткани — лен.

Показать коробочку гербария с хлопком и льном. Если из хлопка удалить семена, то будет обыкновенная вата.

Задание:

Вынуть из ваты тонкие пучки и попробовать их скрутить. Повторяя это движение, пытаемся сделать нить как можно длиннее.

Прядение — процесс получения пряжи из волокон.

2 сообщение учащихся (Из истории прядения).

Пряжу получают на прядильных фабриках. Сначала волокна поступают на прядильную фабрику, где из спутанной массы волокон небольшой прочности получают непрерывную, прочную, ровную нить (пряжу). Волокно разрыхляют на мелкие клочки при помощи игл разрыхлительной машины. Затем в трепальной с помощью специального барабана из волокон удаляют примеси. Потом волокна идут на чесальную машину, где их разделяют на отдельные волокна, распрямляют и превращают в толстый жгут (ленту). На ленточной машине ленту выравнивают по толщине. На ровничной машине ленту вытягивают и подкручивают. На прядильных машинах из ровницы получают пряжу путем скручивания и вытягивания. Затем пряжа идет на ткацкую фабрику, где из нее получают ткань.

3 сообщение учащихся (Из истории ткачества).

Процесс получения пряжи из волокон называется ткачество.

Основные процессы ткацкого производства:

  • образование ткацкого зева;

  • протягивание поперечной нити;

  • наматывание ткани на товарный валик.

Нити, идущие вдоль ткацкого станка, называют основными (долевые нити), нити, идущие поперек ткацкого станка, называют уточными. По краю ткацкого станка образуется кромка, которая предотвращает ткань от осыпания.

Способы определения основной и уточной нитей:

  • по направлению нити основы ткань не тянется или тянется плохо, а по направлению нити утка — хорошо;

  • нити основы более тонкие и прочные, нити утка толстые и пушистые;

  • по звуку: при резком растяжении основной нити звук звонкий, уточной глухой;

  • по кромке: нить основы проходит вдоль кромки, нить утка поперек.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. Ткань, снятая с ткацкого станка, имеет грязновато-серый или желтый цвет. Ее подвергают отделке: опаливают, отбеливают, пропитывают различными растворами, красят. Все эти операции производят с лицевой стороны, поэтому она более гладкая и на ней меньше узелков и пороков. Рисунок печатают с помощью печатных машин с лицевой стороны, которая, в свою очередь, более яркая, чем изнаночная.

Практическая работа:

Определение долевой нити ткани, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Каждая группа учащихся получает карточку-задание и набор образцов тканей. Учащиеся должны выбрать соответствующие и наклеить их на карту. Группа девочек делает отчет по теме «Что мы узнали о тканях?».

Дополнительный материал к уроку

«Получение волокон из кенафа, джута и конопли».

Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута и конопли.

Кенаф возделывается в основном в Индии, Китае, Иране, Пакистане. Волокно кенафа отличается высокой прочностью гигроскопичностью. Из него изготавливают мешковину, брезент, шпагат.

Джут возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей, и ковровых изделий.

Конопля – очень древняя культура, выращивается для получения волокна преимущественно в Индии, Китае, Монголии, России. Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), из которого делают морские канаты, веревки, парусину.

«Из истории прядения»

Для производства ткани крестьяне выращивали лен и коноплю. Стебли льна долго вымачивали в речной воде. Наружная оболочка сгнивала, а внутреннюю часть стеблей вытаскивали на берег, сушили, трепали, мяли, и очищали от примесей. После этого лен чесали на гребне с редкими и длинными зубьями. Так получали льняную кудель — волокно для прядения нитей. Кудель закрепляли в верхней части прялки. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, вращала веретено.

Более древним растением является конопля. Также как и лен, коноплю вымачивали, но не мяли мялкой, а толкли в ступе пестом. Из мягких стеблей получали кудель и пряли пряжу. Это был тяжелый труд, но к 14 годам все девочки в крестьянских семьях очень умело обращались с веретеном.

«Из истории ткачества»

В каждой крестьянской семье был ткацкий стан, на котором изготавливали ткань полотняного переплетения. Занимались также тканьем на дощечках — изготавливали пояса. Снятые со станка холсты отбеливали: складывали в кадки и заливали раствором древесной золы и воды. Затем холст раскатывали по траве на солнечном месте, смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал», а зимой в ясные морозные дни его раскладывали по сугробам. Этот процесс назывался «зорить» ткань. И наконец, холст мокрым складывали в бочку, пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили.

Высушенные холсты красили. В качестве красителей в ткачестве использовали кору деревьев, траву, листья, цветы.

Тест.

Обвести букву соответствующего варианта ответа.

  1. Используются для производства пряжи

  1. толокно

  2. веретено

  3. волокно

  4. суровье.

  1. К текстильным волокнам не относятся

  1. хлопчатник

  2. хлопок

  3. лен

  4. кенаф.

  1. Натуральное волокно животного происхождения

  1. хлопок

  2. канва

  3. пенька

  4. шерсть.

  1. Тонкая нить из скрученных волокон

  1. соломка

  2. пряжа

  3. волосок

  4. ворсинка.

  1. Процесс переплетения нити основы и утка.

  1. ткачество

  2. прядение

  3. вязание

  4. скручивание.

  1. Нить, идущая вдоль ткани

  1. пряжа

  2. кромка

  3. основа

  4. канва.

  1. Поперечная нить в ткани

  1. виток

  2. моток

  3. узелок

  4. уток.

  1. Придание красивого внешнего вида пряжи

  1. очистка

  2. отделка

  3. окраска

  4. сушка.

  1. Сторона ткани с гладкой поверхностью и четким рисунком

  1. лицевая

  2. изнаночная

  3. плоская

  4. внутренняя.

docbase.org

Производство текстильных материалов

Текстильные материалы окружают нас повсюду. Из них изготовлено столовое белье: скатерти, салфетки, полотенца и т.д.

Постельное белье: наволочки, простыни, пододеяльники.

Из них делают шторы, обивку мебели, ковры.

А самое главное из текстильных материалов изготовлена наша одежда.

Чтобы сшить какое-нибудь изделие необходима ткань. Чтобы изготовить ткань, необходима пряжа (нити). Материал, из которого создают пряжу (нити), а затем различные изделия называют текстильным волокном.

   

Группа отраслей легкой промышленности, которые из текстильных волокон вырабатывают ткани и другие изделия, называется текстильной промышленностью.

Текстильные предприятия по разделению своей работы бывают прядильные, ткацкие, прядильно-ткацкие, красильно-отделочные. Существуют предприятия, которые объединяют все эти производства. Текстильная промышленность является одной из старейших и крупных отраслей легкой промышленности.

   

Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают две группы текстильных волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Химические волокна делятся на искусственные и синтетические.

Натуральные текстильные волокна создаются природой.

Для производства растительных волокон чаще всего используют такие растения, как хлопчатник и лен.

Хлопчатник — это многолетнее теплолюбивое растение.

    

Поэтому возделывание его началось в жарких странах — Индии, Африке, Мексике, Перу. Сейчас это растение возделывается более чем в 50 странах мира.

Хлопчатник представляет собой кустарник высотой до одного метра и более. После цветения на кустах хлопчатника образуются плоды— коробочки, в которых находятся семена, покрытые волосками.

    

На каждом семени развивается от семи до пятнадцати тысяч волосков. Это и есть хлопковые волокна. Длина волокна хлопка от 12 до 60 миллиметров. Чем длиннее волокна, тем лучшего качества получаются пряжа и ткани.

После созревания коробочки раскрываются, и их собирают ручным способом или с помощью машин.

    

С хлопкозаготовительных пунктов хлопок-сырец доставляют на хлопкоочистительные заводы, где хлопок очищают — отделяют волокна от коробочек, семян и различных сорных примесей. Затем очищенный хлопок прессуют в кипы и отправляют на прядильные предприятия для дальнейшей переработки.

   

Волокна хлопка обычно бывают белого или слегка кремового цвета. В настоящее время учеными уже выведены сорта цветного хлопка. Ткани, вырабатываемые из хлопкового волокна, хорошо окрашиваются и легко подвергаются различной отделке.

Лен. Льняное волокно находится в стебле растения лён. Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой. В нем в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Поэтому волокна называются лубяными.

   

На Руси издревле выращивали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков.

Существует несколько групп льна: лен-долгунец, лен-кудряш и другие. Самые длинные волокна получают из льна-долгунца, так как стебли его достигают длины аж 80-100 сантиметров.

Созревшие стебли льна выдергивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокон. Этот процесс называется тереблением. Раньше его выполняли вручную, а теперь с помощью льнокомбайнов и теребильных машин. Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках. Такие очищенные стебли называют соломкой. Соломку вымачивают в водоемах или специальных бассейнах. Вымоченные стебли льна называют трестой. Получение льняного волокна из стеблей растения осуществляется на льнозаводах. Существует специальная технология отделения волокон от древесины стебля и дальнейшей обработки полученного сырья. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других тканей. Затем льняные волокна отбеливают, так как до этой операции они имеют светло-желтый цвет, переходящий в стальной.

   

Льняные волокна очень прочные и крепкие, хорошо окрашиваются, лучшие сорта их обладают шелковистым блеском.

Из всех текстильных изделий наибольшая доля падает на производство тканей. Процесс изготовления тканей состоит из нескольких этапов: прядение, ткачество, отделка тканей.

Чтобы из отдельных коротких волокон получить длинную и прочную нить (пряжу), их нужно соединить между собой и скрутить. Этот процесс называется прядением.

Прядение — это создание из волокнистой массы пряжи (нитей) путем скручивания между собой волокон.

Прядение выполняется на прядильных фабриках. Современные прядильные фабрики оснащены сложнейшими механизмами и машинами. На прядильные фабрики волокно поступает обычно спрессованным в кипы. Волокно содержит много примесей, тончайшие волоконца спутаны и смяты. В таком виде сырье конечно непригодно для прядения. Поэтому проделывают еще несколько операций, в результате которых волокно очищают, распрямляют, разделяют на отдельные волокна, расчесывают и лишь потом скручивают в пряжу.

Технология прядения выполняется последовательно в несколько этапов на различных машинах (рыхлительных, трепальных, чесальных, ленточных, ровничных). Завершается технология изготовления пряжи на прядильных машинах, где полученная пряжа наматывается на бумажные патроны (трубки) или деревянные шпульки.

Процесс производства тканей из пряжи называется ткачеством.

Пряжа поступает в ткацкий цех. Ткани вырабатывают на ткацких станках в виде длинных полос различной ширины. Вдоль ткацкого станка натянуты прочные и гладкие долевые нити – их называют основой. На челнок намотана менее прочная и пушистая поперечная нить. Ее называют уток. При работе ткацкого станка нити основы раздвигаются. Между ними образуется пространство, которое называется зев. Затем через зев челнок прокладывает уточную нить. По краям готовой ткани специальное приспособление образует утолщение – кромку.

На ткацком станке изготавливают ткани с различными переплетениями. При образовании переплетения нити основы ложатся в определенном порядке — то сверху, то снизу уточных. Нити основы и утка могут переплетаться через 1, 2, 3 и более нитей, после чего порядок переплетения повторяется. Наименьшее число нитей, после которого порядок переплетения повторяется, называется раппортом. В тканях различают раппорт по основе и по утку.

   

Самые распространенные ткацкие переплетения – полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

Полотняное переплетение является самым простым. В нем нить утка переплетается с нитью основы в шахматном порядке. Поверхность тканей с таким переплетением гладкая, матовая. Лицо и изнанка одинаковые. Сама ткань прочная. Полотняное переплетение имеют многие ткани: ситец, бязь, некоторые шерстяные и шелковые ткани. Особенно хорошо полотняное переплетение видно при рассмотрении марли.

 

Ткани с саржевым переплетением нитей отличаются от тканей с полотняным переплетением по внешнему виду. У них хорошо заметны косые полоски — елочки (рубчик), располагающиеся слева направо. Такое переплетение имеют шерстяные ткани.

   

Ткани с сатиновым и атласным переплетениями по внешнему виду сильно отличаются от двух первых переплетений, так как с лицевой стороны имеют гладкую блестящую поверхность. При помощи такого переплетения создают ткани хлопчатобумажные (сатин), шелковые (атлас, подкладочные).

   

Ткань, которую сняли с ткацкого станка, называется суровой. Она некрасивая, жесткая, плохо впитывает воду и не готова к применению.

В дальнейшем эти ткани должны пройти обработку – ряд отделочных процессов. Их отбеливают, обрабатывают специальными растворами, окрашивают, наносят рисунок, крахмалят, гладят.

Отбеливание – это придание ткани белизны. Ткань, прошедшая отбеливание, называется отбеленной.

Ткани специального назначения — водоупорные, огнеупорные — пропитывают и наполняют особыми веществами, специальными растворами.

Крашение – это окрашивание ткани в какой-либо цвет в огромной ванне, которая наполнена красящим веществом. Ткань после такого окрашивания называется гладкокрашеной. Если же нити были окрашены до ткачества, ткань называется пестротканой.

Печатание – это нанесение рисунка на отбеленную ткань. Такая ткань называется набивной.

Как показывают археологические находки, производство тканей возникло еще в глубокой древности в Египте, Индии, Китае. При раскопках древнеегипетских пирамид, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Считается, что ткани из хлопка впервые начали делать в Индии, в Греции создавали ткани из льна и шерсти, а родоначальником шелка считается Китай.

   

При пошиве швейных изделий нужно уметь определять направление долевой нити в ткани. Это можно сделать следующим образом:

·            По кромке: долевые нити идут в направлении кромки.

·            По растяжению: долевые нити растягиваются меньше, чем поперечные.

·            По виду и прочности нитей: долевые нити гладкие и прочные, поперечные – пушистые и менее прочные.

·            По звуку: при резком растяжении (хлопке) ткани по долевым нитям звук будет более отчетливый, по поперечным – приглушенный.

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Для изготовления изделий нужно научиться различать их.

Основные признаки, по которым определяют лицевую сторону:

·            Яркость рисунка. У набивных тканей на лицевой стороне рисунок более яркий.

·            Мелкие дефекты ткани. С лицевой стороны видно меньше узелков и ворсинок.

·            Ткацкий рисунок (переплетение нитей). У саржевого переплетения диагональный рубчик с лицевой стороны идет из левого нижнего угла в правый верхний. А у сатинового и атласного переплетения лицевая сторона гладкая и блестящая.

Итоги урока. Мы узнали: о производстве текстильных материалов. Узнали, на какие группы делят текстильные волокна. Рассмотрели натуральных волокна растительного происхождения, такие как хлопковое волокно и льняное волокно. Рассмотрели процесс изготовления тканей. А затем разобрались, как можно определять направление долевой нити в ткани и, как научиться различать лицевую и изнаночную стороны.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *