Цели создания и преимущества свободных экономических зон
Содержание
- Для чего создаются ОЭЗ?
- Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?
- Виды свободных экономических зон
- Цели создания свободных экономических зон
- Преимущества свободных экономических зон
Для чего создаются ОЭЗ?
Свободные (особые, специальные) экономические зоны – выделенные земельные площади, на территории которых государственным решением утверждается особое юридическое положение и льготные условия осуществления предпринимательской и производственной деятельности участников либо инвесторов.
Свободные экономические зоны создаются для того, чтобы привлекать инвесторов и создавать благоприятные условия для их деятельности.
В СЭЗ создаются особые, льготные условия работы для иностранных предпринимателей.
В чем состоят преимущества свободных экономических зон?
Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?
По мнению экспертов, создание особых экономических зон (ОЭЗ) должно стать ответом на вызовы, которые стоят перед Россией в сфере развития экономики. Эксперты отмечают, что в последние годы правительство РФ уделяет большое внимание развитию экономики страны. В частности, в текущем году был принят закон об ОЭЗ, который направлен на создание благоприятных условий для развития бизнеса.
Виды свободных экономических зон
На территориях РФ присутствуют свободные экономические зоны следующих видов:
- Технико-внедренческие (цель – внедрение инноваций, наукоемких производств, выход высокотехнологичных продуктов на отечественные и иностранные рынки). Расположение – вблизи от научных, исследовательских и образовательных центров, позволяющее задействовать интеллектуальные кадровые ресурсы и эффективный технологический потенциал.
- Промышленные (цели – выпуск бытовой техники, автомобилей и комплектующих к ним, производство стройматериалов, химической продукции, нефтепродуктов). Локация – крупные промышленные регионы страны. Преимущества – близость к необходимым для производства ресурсам, инфраструктурным и транспортным решениям.
- Туристско-рекреационные (цели – организация туристического, санаторно-курортного, спортивного бизнеса). Расположение в районах живописных, популярных туристических маршрутов создает лучшие условия для воплощения поставленных целей.
- Портовые. Эффективная реализация широкого спектра логистических услуг, обусловленная непосредственной близостью таких зон к глобальным транзитным узлам.
- Создание на территории Российской Федерации свободных экономических зон данных видов, и привлекаемые ими инвестиции способствуют реализации стратегических целей экономического развития не только отдельных региональных образований, но и государства в целом.
Цели создания свободных экономических зон
Для того чтобы развивать и осваивать новые территории, необходимы масштабные вложения капитала, и государство из своих средств не всегда имеет возможность полностью покрывать подразумевающиеся расходы. В данной ситуации привлечение частных инвестиций позволяет более эффективно решать не только задачи участников СЭЗ и самих инвесторов, но и урегулировать массу экономическо-социальных вопросов: сдерживать темпы инфляции, осуществлять создание востребованных вакансий на рынке труда, улучшая тем самым общий уровень благосостояния населения региона расположения СЭЗ. Следствием этого является закономерный экономический прирост, ОЭЗ развивается и модернизируется.
Для России, как приоритетные цели создания свободных экономических зон выступает стимуляция прогресса в обрабатывающих и наукоемких отраслях, создание новых технологий с последующей коммерческой окупаемостью достигнутых результатов, выпуск новой, конкурентоспособной продукции, популяризация туризма и санаторно-курортных направлений.
Кроме решения описанных выше задач, создание СЭЗ позволит более эффективно взаимодействовать с более развитыми в технологическом отношении странами и компаниями, их представляющими, что позволит заимствовать накопленный ими положительный опыт в отношении не только новых технологий, но и менеджмента предприятий, организации процессов трудовой деятельности и др.
Таким образом, создание свободных экономических зон оказывает стимулирующее воздействие на процессы развития разнообразных сфер экономики, помогая производствам динамично и эффективно развиваться, достигая поставленных целей. Также, благодаря свободным экономическим зонам, налаживается, укрепляется и интенсивно развивается торговый обмен с расположенными вблизи их границ областями и странами, поскольку нулевые таможенные пошлины усиливают интерес компаний-производителей к экспортному сегменту.
Преимущества свободных экономических зон
Чтобы вызвать интерес у инвесторов относительно вложения финансовых капиталов в развитие региона, необходимо создание специальных экономических преференций. И свободные экономические зоны как нельзя более эффективно отвечают данным целям, поскольку на их территории существуют следующие преимущества:
- Особый административный режим “одного окна”, позволяющий минимизировать бюрократические препоны и бумажную волокиту, экономя время предпринимателя.
- Развитость инфраструктуры, необходимая для реализации задач бизнеса.
- Наличие квалифицированных кадров.
- Льготные налоговые, таможенные и иные условия позволяют оптимизировать расходы, высвобождая больше ресурсов для развития.
Особенно привлекательной для инвесторов является перспектива использования льготного налогообложения (налоговые ставки могут быть нулевыми в течение определенного периода времени, а далее составлять минимальный процент от стандартных значений). Таможенные преференции благоприятно влияют на развитие экспорта. Для производителей, в плане укрепления финансовых показателей, привлекательна ускоренная амортизация. Для инвесторов предусмотрены государственные гарантии защиты вложенных средств.
Кроме экономически обоснованных, фактических плюсов от создания особых экономических зон имеются также и косвенные преимущества. Это удобная географическая локация, свободные территориальные решения для эффективного развития конкретных направлений, возможность формирования новых производственных стратегий.
Свободные экономические зоны отличаются от иных территорий не только привилегированным экономическим статусом. Участники и инвесторы СЭЗ имеют определенные преимущества при трансграничных поездках, бизнес внутри особой экономической зоны зарегистрировать гораздо проще. Эти факторы положительно влияют на развитие производственного и торгового сотрудничества между странами, конкурентно стимулируя отечественных предпринимателей.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование свободных экономических зон оказывает эффективное макроэкономическое и микроэкономическое влияние. В первом случае иностранные инвестиции и технологии стимулируют развитие производств, улучшая тем самым показатели экономического роста и развития государства в целом. Микроэкономичекий эффект состоит в стабильном и постоянном повышении уровня жизни и благосостояния населения.
Особая экономическая зона: что это, список ОЭЗ России
18 ноября 2022
Алиса Селезнёва
Главная цель создания особой экономической зоны заключается в том, чтобы ускорить социально-экономическое развитие страны и максимально эффективно решить задачи, неизбежно возникающие в процессе.
Фото: wikipedia.orgwikipedia.org
«Рамблер» рассказывает, что называют особой экономической зоной и где они находятся.
Видео дня
Что такое особые экономические зоны
Это территории, которые обладают особым юридическим статусом и экономическими льготами, чтобы привлечь российских и зарубежных инвесторов в определенные отрасли, приоритетные для страны. Сокращенно — ОЭЗ. Их создание и развитие регулирует отдельный Федеральный закон ФЗ-116, действующий с 22 июля 2005 года.
Зачем нужны ОЭЗ
По задумке создателей, ОЭЗ помогают развивать высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, транспортно-логистическую систему и туризм. Этим занимается акционерное общество «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.
Предпринимателям обеспечен особый режим и условия для ведения деятельности:
- инфраструктура для развития бизнеса, позволяющая сэкономить на создании нового производства
- режим свободной таможенной зоны
- налоговые преференций
- система администрирования «одно окно» для упразднения с государственными регулирующими органами
Типы особых экономических зон
- Промышленно-производственные зоны ОЭЗ
- Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ
- Портовые зоны
- Туристско-рекреационные зоны ОЭЗ
Сколько всего ОЭЗ в России
Сегодня в России действуют 45 особых экономических зон четырех типов.
Список ОЭЗ России
Особые экономические зоны промышленно-производственного типа
- «Тольятти», Самарская область
- «Титановая долина», Верхняя Салда, Свердловская область
- «Ступино Квадрат», Ступинский район, Московская область
- «Центр», Новоусманский район, Воронежская область
- «Кулибин», Дзержинск, Нижегородская область
- «Моглино», Псковский район, Псковская область
- «Калуга», Людиново, Боровский район, Калужская область
- «Лотос», Наримановский район, Астраханская область
- «Узловая», Узловский район, Тульская область
- «Орёл», Мценский район, Орловская область
- «Кашира», Кашира, Московская область
- «Грозный», Грозный, Чеченская Республика
- «Алга», Ишимбайский, Стерлитамакский районы, Республика Башкортостан
- «Доброград-1», Ковровский район, Владимирская область
- «Максимиха», Домодедово, Московская область
- «Авангард», Омск, Омская область
- «Красноярская технологическая долина», Красноярск, Красноярский край
- «Оренбуржье», Оренбург, Орск, Оренбургская область
- «Новгородская», Новгородский район, Новгородская область
- «Иваново», Иваново и Родниковский район, Ивановская область
- «Стабна», Смоленский район, Смоленская область
- «Третий полюс», Железногорск и Железногорский район, Курская область
- «Усть-Луга», Кингисеппский район, Ленинградская область
- «Пермь», Пермь и Пермский район
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа
- «Дубна», Дубна, Московская область
- «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург
- «Томск», Томск, Томская область
- «Технополис „Москва“», Москва
- «Исток», Фрязино, Московская область
- «Иннополис», Иннополис, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан
- ОЭЗ в Саратовской области, Саратовская область
Портовые ОЭЗ
- Ульяновск, Ульяновская область
- Оля, Астраханская область
Туристические ОЭЗ
- «Байкальская гавань» Прибайкальский район, Республика Бурятия
- «Бирюзовая Катунь», Алтайский край
- «Завидово», Конаковский район, Тверская область
- «Ворота Байкала», Слюдянский район, Иркутская область
- «Архыз», Зеленчукский район, Карачаево-Черкесская Республика
- «Ведучи», Итум-Калинский район, Чеченская Республика
- «Эльбрус», Эльбрусский район, Кабардино-Балкарская Республика
- «Матлас», Хунзахский район, Республика Дагестан
- «Армхи и Цори», Джейрахский и Сунженский районы, Республика Ингушетия
- «Мамисон», Владикавказ, Северная Осетия
Экономика,Экономика России,
Россия предлагает унифицированный подход к специальным экономическим зонам
Обновление налоговых новостей по электронной почте ЭТОТ документ Печать этого документа |
. Зоны Создание льготных зон для привлечения и облегчения инвестиций является ключевым элементом политики Правительства Российской Федерации на протяжении ряда лет. Инвесторам доступны различные типы зон с особыми льготными условиями для их резидентов, в том числе особые экономические зоны, зоны опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, особые административные районы, индустриальные парки и технопарки. Действие этих льготных зон имело разные результаты от региона к региону и в России в целом, и в результате в настоящее время ощущается необходимость систематизировать и, в определенной степени, кодифицировать существующий уровень регулирования. Соответственно, Минэкономразвития опубликовало в июне 2019 года проект федерального закона «О льготных режимах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законопроектом предусмотрено создание нового единого правового режима под общим понятием «особая экономическая зона» (ОЭЗ), под которым понимается часть территории субъекта Российской Федерации, на территории которой предоставляются права инвесторам. региональные меры государственной поддержки ( портфель преференций ) и в которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. Законопроектом предлагается запретить с 1 января 2020 года создание новых льготных территорий, в том числе ОЭЗ, зон опережающего социально-экономического развития и инновационных научных центров. Предусматривается, что существующие зоны сохранят свой статус до истечения срока его действия, при этом положения нового закона не будут распространяться на технопарки, кластеры и индустриальные парки, регулируемые Федеральным законом «О промышленной политике». Порядок создания ОЭЗ Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством на основании заявления соответствующего региона. ОЭЗ будет создана на 49 лет. Территория ОЭЗ может быть разделена на участки, каждый из которых определяется соглашением между федеральными и региональными органами власти о создании и управлении этим участком ОЭЗ. Законопроект допускает два подхода к управлению ОЭЗ: непосредственное управление региональным уполномоченным органом или использование управляющей компании. Законопроектом определены случаи, в которых Правительство может принять решение о досрочном прекращении деятельности ОЭЗ (например, если ОЭЗ работает неэффективно в течение трех лет подряд). В этом случае любые инвестиционные соглашения между регионом и инвесторами также перестанут иметь силу. Однако законопроект не предусматривает механизма компенсации убытков, вызванных расторжением инвестиционного договора в результате прекращения деятельности ОЭЗ. Порядок получения статуса резидента ОЭЗ и заключения инвестиционного договора Для получения статуса резидента ОЭЗ резидент должен соответствовать следующим требованиям: не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства; он должен быть зарегистрирован на территории СЭЗ; он не должен иметь филиалов, представительств и (или) территориально обособленных подразделений за пределами ОЭЗ. Заинтересованный регион может установить дополнительные требования. Согласно законопроекту, для получения статуса резидента инвестор должен подготовить и подать заявление и соответствующие приложения, в том числе паспорт инвестиционного проекта и документы, подтверждающие источники финансирования (перечень таких документов законопроектом не установлен). В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления орган исполнительной власти соответствующего региона должен направить заявителю готовый к подписанию инвестиционный договор или принять решение об отклонении заявления. Законопроект устанавливает основания, по которым заявка может быть отклонена, в том числе невозможность обеспечения заявителя необходимой для инвестиционного проекта инфраструктурой и несоответствие заявителя или инвестиционного проекта установленным требованиям. Инвестиционный договор должен определять права и обязанности резидента и заинтересованного региона. В частности, резидент обязуется осуществлять указанную деятельность и осуществлять инвестиции в предусмотренных размерах и сроках (законопроектом не установлены минимальные и максимальные размеры инвестиций), а регион обязуется передать в аренду резиденту земельный участок и совершать иные действия, предусмотренные векселем или договором. Кроме того, в инвестиционном договоре должны быть указаны характер, сроки и размер мер государственной поддержки. Перечень мер государственной поддержки Законопроектом вводится понятие «преференциальный портфель субъекта Российской Федерации», который представляет собой общий пакет мер государственной поддержки, предоставляемых резидентам ОЭЗ. Характер, сроки и объем мер государственной поддержки для каждого региона России устанавливаются исходя из инвестиционной привлекательности региона, измеряемой сводным инвестиционным индексом. В соответствии с законопроектом к мерам государственной поддержки в ОЭЗ могут быть отнесены:
В портфель преференций также могут входить льготы, связанные со строительством инфраструктуры, предоставлением технических условий и подключением объектов капитального строительства и энергообъектов к инженерным сетям . Совокупный размер мер государственной поддержки не может превышать общую сумму инвестиций, указанную в инвестиционном договоре, а общий срок, на который предоставляются меры государственной поддержки, не может быть более 10 лет с даты заключения инвестиционного договора. Резиденты ОЭЗ также имеют право на иные меры поддержки, которые будут применяться независимо от того, включены ли они в пакет преференций, в том числе в отношении проведения государственной экологической экспертизы и участия в государственных закупках. Резидентам будет гарантирована стабильность общей налоговой нагрузки на период действия инвестиционного соглашения. Кроме того, новая база предусматривает проведение отдельных видов подготовительных работ к инвестиционному соглашению до получения разрешения на строительство инфраструктуры. Перечень этих видов работ устанавливается уполномоченным органом. На основании письменного заявления резидента может быть принято решение о создании зоны таможенного контроля в пределах ОЭЗ в целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Новая нормативная база предусматривает сведение существующих форм господдержки в формате «одного окна» и будет приветствоваться как региональными властями, так и инвесторами, в первую очередь за счет комплексного подхода и того, что он позволяет инвесторам выбрать преференциальный пакет, соответствующий их потребностям. —————————————— За дополнительной информацией по данному Предупреждению обращайтесь: Ernst & Young, Москва
Ernst & Young LLP (США), Российская налоговая служба, Нью-Йорк
———————————————— Версия PDF этого налогового оповещения |