Цель создания особых экономических зон рф: Статья 3. Цели создания особых экономических зон \ КонсультантПлюс

Цели создания и преимущества свободных экономических зон

Содержание

  • Для чего создаются ОЭЗ?
  • Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?
  • Виды свободных экономических зон
  • Цели создания свободных экономических зон
  • Преимущества свободных экономических зон

Для чего создаются ОЭЗ?

Свободные (особые, специальные) экономические зоны – выделенные земельные площади, на территории которых государственным решением утверждается особое юридическое положение и льготные условия осуществления предпринимательской и производственной деятельности участников либо инвесторов.

Свободные экономические зоны создаются для того, чтобы привлекать инвесторов и создавать благоприятные условия для их деятельности.

В СЭЗ создаются особые, льготные условия работы для иностранных предпринимателей.

В чем состоят преимущества свободных экономических зон?

Какие существуют предпосылки создания особых экономических зон?

По мнению экспертов, создание особых экономических зон (ОЭЗ) должно стать ответом на вызовы, которые стоят перед Россией в сфере развития экономики. Эксперты отмечают, что в последние годы правительство РФ уделяет большое внимание развитию экономики страны. В частности, в текущем году был принят закон об ОЭЗ, который направлен на создание благоприятных условий для развития бизнеса.

Виды свободных экономических зон

На территориях РФ присутствуют свободные экономические зоны следующих видов:

  • Технико-внедренческие (цель – внедрение инноваций, наукоемких производств, выход высокотехнологичных продуктов на отечественные и иностранные рынки). Расположение – вблизи от научных, исследовательских и образовательных центров, позволяющее задействовать интеллектуальные кадровые ресурсы и эффективный технологический потенциал.
  • Промышленные (цели – выпуск бытовой техники, автомобилей и комплектующих к ним, производство стройматериалов, химической продукции, нефтепродуктов). Локация – крупные промышленные регионы страны. Преимущества – близость к необходимым для производства ресурсам, инфраструктурным и транспортным решениям.
  • Туристско-рекреационные (цели – организация туристического, санаторно-курортного, спортивного бизнеса). Расположение в районах живописных, популярных туристических маршрутов создает лучшие условия для воплощения поставленных целей.
  • Портовые. Эффективная реализация широкого спектра логистических услуг, обусловленная непосредственной близостью таких зон к глобальным транзитным узлам.
  • Создание на территории Российской Федерации свободных экономических зон данных видов, и привлекаемые ими инвестиции способствуют реализации стратегических целей экономического развития не только отдельных региональных образований, но и государства в целом.

Цели создания свободных экономических зон

Для того чтобы развивать и осваивать новые территории, необходимы масштабные вложения капитала, и государство из своих средств не всегда имеет возможность полностью покрывать подразумевающиеся расходы. В данной ситуации привлечение частных инвестиций позволяет более эффективно решать не только задачи участников СЭЗ и самих инвесторов, но и урегулировать массу экономическо-социальных вопросов: сдерживать темпы инфляции, осуществлять создание востребованных вакансий на рынке труда, улучшая тем самым общий уровень благосостояния населения региона расположения СЭЗ. Следствием этого является закономерный экономический прирост, ОЭЗ развивается и модернизируется.

Для России, как приоритетные цели создания свободных экономических зон выступает стимуляция прогресса в обрабатывающих и наукоемких отраслях, создание новых технологий с последующей коммерческой окупаемостью достигнутых результатов, выпуск новой, конкурентоспособной продукции, популяризация туризма и санаторно-курортных направлений.

Кроме решения описанных выше задач, создание СЭЗ позволит более эффективно взаимодействовать с более развитыми в технологическом отношении странами и компаниями, их представляющими, что позволит заимствовать накопленный ими положительный опыт в отношении не только новых технологий, но и менеджмента предприятий, организации процессов трудовой деятельности и др.

Таким образом, создание свободных экономических зон оказывает стимулирующее воздействие на процессы развития разнообразных сфер экономики, помогая производствам динамично и эффективно развиваться, достигая поставленных целей. Также, благодаря свободным экономическим зонам, налаживается, укрепляется и интенсивно развивается торговый обмен с расположенными вблизи их границ областями и странами, поскольку нулевые таможенные пошлины усиливают интерес компаний-производителей к экспортному сегменту.

Преимущества свободных экономических зон

Чтобы вызвать интерес у инвесторов относительно вложения финансовых капиталов в развитие региона, необходимо создание специальных экономических преференций. И свободные экономические зоны как нельзя более эффективно отвечают данным целям, поскольку на их территории существуют следующие преимущества:

  • Особый административный режим “одного окна”, позволяющий минимизировать бюрократические препоны и бумажную волокиту, экономя время предпринимателя.
  • Развитость инфраструктуры, необходимая для реализации задач бизнеса.
  • Наличие квалифицированных кадров.
  • Льготные налоговые, таможенные и иные условия позволяют оптимизировать расходы, высвобождая больше ресурсов для развития.

Особенно привлекательной для инвесторов является перспектива использования льготного налогообложения (налоговые ставки могут быть нулевыми в течение определенного периода времени, а далее составлять минимальный процент от стандартных значений). Таможенные преференции благоприятно влияют на развитие экспорта. Для производителей, в плане укрепления финансовых показателей, привлекательна ускоренная амортизация. Для инвесторов предусмотрены государственные гарантии защиты вложенных средств.

Кроме экономически обоснованных, фактических плюсов от создания особых экономических зон имеются также и косвенные преимущества. Это удобная географическая локация, свободные территориальные решения для эффективного развития конкретных направлений, возможность формирования новых производственных стратегий.

Свободные экономические зоны отличаются от иных территорий не только привилегированным экономическим статусом. Участники и инвесторы СЭЗ имеют определенные преимущества при трансграничных поездках, бизнес внутри особой экономической зоны зарегистрировать гораздо проще. Эти факторы положительно влияют на развитие производственного и торгового сотрудничества между странами, конкурентно стимулируя отечественных предпринимателей.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование свободных экономических зон оказывает эффективное макроэкономическое и микроэкономическое влияние. В первом случае иностранные инвестиции и технологии стимулируют развитие производств, улучшая тем самым показатели экономического роста и развития государства в целом. Микроэкономичекий эффект состоит в стабильном и постоянном повышении уровня жизни и благосостояния населения.


Особая экономическая зона: что это, список ОЭЗ России

18 ноября 2022

Алиса Селезнёва

Главная цель создания особой экономической зоны заключается в том, чтобы ускорить социально-экономическое развитие страны и максимально эффективно решить задачи, неизбежно возникающие в процессе.

Фото: wikipedia.orgwikipedia.org

«Рамблер» рассказывает, что называют особой экономической зоной и где они находятся.

Видео дня

Что такое особые экономические зоны

Это территории, которые обладают особым юридическим статусом и экономическими льготами, чтобы привлечь российских и зарубежных инвесторов в определенные отрасли, приоритетные для страны. Сокращенно — ОЭЗ. Их создание и развитие регулирует отдельный Федеральный закон ФЗ-116, действующий с 22 июля 2005 года.

Зачем нужны ОЭЗ

По задумке создателей, ОЭЗ помогают развивать высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие производства, транспортно-логистическую систему и туризм. Этим занимается акционерное общество «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

Предпринимателям обеспечен особый режим и условия для ведения деятельности:

  • инфраструктура для развития бизнеса, позволяющая сэкономить на создании нового производства
  • режим свободной таможенной зоны
  • налоговые преференций
  • система администрирования «одно окно» для упразднения с государственными регулирующими органами

Типы особых экономических зон

  1. Промышленно-производственные зоны ОЭЗ
  2. Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ
  3. Портовые зоны
  4. Туристско-рекреационные зоны ОЭЗ

Сколько всего ОЭЗ в России

Сегодня в России действуют 45 особых экономических зон четырех типов.

Список ОЭЗ России

Особые экономические зоны промышленно-производственного типа

  • «Тольятти», Самарская область
  • «Титановая долина», Верхняя Салда, Свердловская область
  • «Ступино Квадрат», Ступинский район, Московская область
  • «Центр», Новоусманский район, Воронежская область
  • «Кулибин», Дзержинск, Нижегородская область
  • «Моглино», Псковский район, Псковская область
  • «Калуга», Людиново, Боровский район, Калужская область
  • «Лотос», Наримановский район, Астраханская область
  • «Узловая», Узловский район, Тульская область
  • «Орёл», Мценский район, Орловская область
  • «Кашира», Кашира, Московская область
  • «Грозный», Грозный, Чеченская Республика
  • «Алга», Ишимбайский, Стерлитамакский районы, Республика Башкортостан
  • «Доброград-1», Ковровский район, Владимирская область
  • «Максимиха», Домодедово, Московская область
  • «Авангард», Омск, Омская область
  • «Красноярская технологическая долина», Красноярск, Красноярский край
  • «Оренбуржье», Оренбург, Орск, Оренбургская область
  • «Новгородская», Новгородский район, Новгородская область
  • «Иваново», Иваново и Родниковский район, Ивановская область
  • «Стабна», Смоленский район, Смоленская область
  • «Третий полюс», Железногорск и Железногорский район, Курская область
  • «Усть-Луга», Кингисеппский район, Ленинградская область
  • «Пермь», Пермь и Пермский район

Особые экономические зоны технико-внедренческого типа

  • «Дубна», Дубна, Московская область
  • «Санкт-Петербург», Санкт-Петербург
  • «Томск», Томск, Томская область
  • «Технополис „Москва“», Москва
  • «Исток», Фрязино, Московская область
  • «Иннополис», Иннополис, Верхнеуслонский район, Республика Татарстан
  • ОЭЗ в Саратовской области, Саратовская область

Портовые ОЭЗ

  • Ульяновск, Ульяновская область
  • Оля, Астраханская область

Туристические ОЭЗ

  • «Байкальская гавань» Прибайкальский район, Республика Бурятия
  • «Бирюзовая Катунь», Алтайский край
  • «Завидово», Конаковский район, Тверская область
  • «Ворота Байкала», Слюдянский район, Иркутская область
  • «Архыз», Зеленчукский район, Карачаево-Черкесская Республика
  • «Ведучи», Итум-Калинский район, Чеченская Республика
  • «Эльбрус», Эльбрусский район, Кабардино-Балкарская Республика
  • «Матлас», Хунзахский район, Республика Дагестан
  • «Армхи и Цори», Джейрахский и Сунженский районы, Республика Ингушетия
  • «Мамисон», Владикавказ, Северная Осетия

Экономика,Экономика России,

Россия предлагает унифицированный подход к специальным экономическим зонам

Экономические зоны

Промышленные ОЭЗ будут созданы в Чувашии, Волгограде и Кемерово для стимулирования инвестиций в производство  

Федеральный округ, Центральный федеральный округ и Сибирский федеральный округ. В министерстве заявили, что это привлечет около 19 рублей.7 миллиардов (3,18 миллиарда долларов США) инвестиций в экономику и помощь в запуске новых производств в химии, газопереработке, сельском хозяйстве и других областях. СЭЗ предлагают налоговые льготы, которые мотивируют занятость и создание новых продуктов и услуг.

ОЭЗ будут ориентированы на промышленное производство и будут располагаться в Чувашской Республике, Волгоградской и Кемеровской областях. Россия все чаще обращается к СЭЗ как к средству мотивации отечественных компаний к большей активности, что является насущным требованием сейчас, когда многие западные компании ушли с российского рынка и образовали ниши, в которые теперь могут проникнуть российские компании. Пятнадцать из 45 российских ОЭЗ были созданы за последние два года, а в первом полугодии 2022 года в российских ОЭЗ зарегистрировано 77 новых компаний-резидентов.

Российские предприятия постепенно привыкают к этой концепции, которая получила распространение в Китае в конце 2000-х годов и позволила китайским предприятиям начать производство, закрепить свою долю на внутреннем рынке, а затем выйти на экспортные рынки. Спустя два десятилетия китайские компании стали одними из крупнейших зарубежных инвесторов в мире. Российское правительство надеется мотивировать аналогичную реакцию среди российских компаний, которые, как правило, управляются консервативно и концентрируются на более легком выходе на местные, а не национальные и экспортные рынки. Многие просто продают сырье и оставляют процесс создания добавленной стоимости иностранным покупателям, которые осуществляют его через границу.

ОЭЗ обычно предлагают сниженные ставки налога на прибыль в течение нескольких лет, освобождение от НДС, возможность отказаться от импортных пошлин на импортные товары в беспошлинных зонах, а также скидки на местные налоги и операционные накладные расходы, такие как обязательные выплаты работникам и коммунальные платежи.

Кроме того, местным органам власти предоставляются дополнительные льготы. Реальная эффективность и результативность ОЭЗ выражается не только в инвестициях, но и в создании новых рабочих мест, новой продукции и товаров отечественного производства, налоговых поступлениях, а также косвенно, через общее развитие региона и общее воздействие. инвестиционной привлекательности, способствуя привлечению дополнительных инвесторов. В Китае это привело к отраслевым кластерам, таким как обувная промышленность, где производители кожаной и резиновой обуви расположены рядом с производителями компонентов, таких как шнурки, люверсы и другие сопутствующие товары. Размещение связанных предприятий в одной ОЭЗ сокращает транспортные расходы и позволяет лучше координировать их действия.

Говоря о действующих ОЭЗ, губернатор Новгородской области Андрей Никитин рассказал о местной ОЭЗ: «За счет реализации проектов семи якорных резидентов мы планируем создать около 720 новых рабочих мест и привлечь 8,1 млрд рублей. В настоящее время наш регион и управляющая компания ОЭЗ сосредоточили усилия на привлечении промышленных импортозамещающих проектов. Первые предприятия-резиденты ОЭЗ «Новгородская ИПТ» запустят свое производство уже в 2024 году. Никитин сообщил, что налог на прибыль в ОЭЗ не взимается первые семь лет со дня получения первой прибыли.

Чувашия ОЭЗ

Чувашия — этническая тюркская республика в европейской части России к северо-востоку от Каспийского моря. Имеет тесные торговые связи с Азербайджаном https://www.russia-briefing.com/news/russia-s-chuvash-republic-seeks-direct-trade-ties-with-azerbaijan.html/ и Турцией. Чувашия планирует получить пять промышленных объектов для своей ОЭЗ с общим объемом инвестиций 12,9 млрд рублей, с созданием более 1000 новых рабочих мест. Губернатор Чувашской Республики Олег Николаев заявил, что «В современных условиях создание ОЭЗ становится очень важным». По его словам, в условиях санкционного давления это один из ключевых инструментов развития отечественного производства и импортозамещения. «Специализация ОЭЗ в Чувашии будет связана с химической промышленностью, лесопереработкой, пищевой промышленностью и другими смежными видами промышленно-производственной деятельности».

Пилотный резидент ОЭЗ ООО «Группа Оргсинтез» планирует производство высоковостребованного в России гипохлорита кальция, реагента в золотодобыче и химводоочистке мощностью 15 тыс. тонн. Еще один якорный проект — первое и уникальное для России производство полилактида — биоосновной, перерабатываемой и биоразлагаемой пластиковой продукции последнего поколения для упаковки, призванной способствовать построению экономики замкнутого цикла и снижению воздействия на окружающую среду. Мировой спрос на эти продукты превышает предложение.

Волгоград ОЭЗ

Волгоград расположен в европейской части России к северу от Черного и Каспийского морей. В ОЭЗ «Волгоград» планируется привлечение пяти промышленных объектов с общим объемом инвестиций 91,17 млрд рублей, предусматривающих создание 837 новых рабочих мест. На базе «Химпрома» в Волгограде планируется разместить инвесторов для строительства завода по производству метанола, а также производства биопротеинов, химических средств защиты растений и уксусной кислоты. По словам заместителя губернатора Волгоградской области Анны Писемской, создание ОЭЗ ИП «Химпром» придаст дополнительный импульс развитию экономики не только Волгоградской области, но и всего южного региона России.

Писемская сообщила, что «Мы планируем реализовать пять проектов в химической промышленности на обозначенной площадке — на текущем этапе намеченная сумма инвестиций составляет более 90 миллиардов рублей. ОЭЗ создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию дорожной и энергетической инфраструктуры Волгограда. Последовательная переработка продукции позволит увеличить ВРП региона в целом и перейти от экспортно-сырьевой к инновационно-инвестиционной модели производства».

Кемерово ОЭЗ

Кеморово расположено в   южной части Сибири, относительно недалеко от границы с Казахстаном и с выходом в центральные районы России. Кемеровская ОЭЗ рассчитывает на привлечение шести промышленных заказчиков с общим объемом инвестиций 92,8 млрд рублей и создание более 1200 новых рабочих мест. ОЭЗ «Кузбасс» общей площадью 628,8 га разместится на двух локациях — в городе Кемерово и в Топкинском районе.

Пресс-секретарь ОЭЗ заявил, что «ОЭЗ в г. Кемерово уже обеспечена необходимой инфраструктурой для новых проектов в химической отрасли. Планируется расширить производство минеральных удобрений. Будут реализованы два инвестиционных проекта, крупнейший из которых – по производству аммиака и гранулированного карбамида на сумму более 76 млрд рублей. Однако важно, что речь идет о развитии инвестиционных проектов в отраслях, не связанных с добычей угля. При этом с наибольшей долей вероятности часть новых рабочих мест займут жители соседних регионов.

Действующие ОЭЗ России

В настоящее время в России существует 45 особых экономических зон, из них 26 индустриально-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных, 2 портовых. Эти ОЭЗ привлекли 993 инвестора, из них более 140 иностранных капиталовложений из 42 стран. Общий объем заявленных инвестиций за эти годы составил более 1,64 трлн рублей (26,6 млрд долларов США), при этом создано более 58 тыс. рабочих мест, около 29Уплачено 5 млрд рублей налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены.

Обновление налоговых новостей по электронной почте ЭТОТ документ Печать этого документа

. Зоны

Создание льготных зон для привлечения и облегчения инвестиций является ключевым элементом политики Правительства Российской Федерации на протяжении ряда лет. Инвесторам доступны различные типы зон с особыми льготными условиями для их резидентов, в том числе особые экономические зоны, зоны опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, особые административные районы, индустриальные парки и технопарки.

Действие этих льготных зон имело разные результаты от региона к региону и в России в целом, и в результате в настоящее время ощущается необходимость систематизировать и, в определенной степени, кодифицировать существующий уровень регулирования.

Соответственно, Минэкономразвития опубликовало в июне 2019 года проект федерального закона «О льготных режимах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным законопроектом предусмотрено создание нового единого правового режима под общим понятием «особая экономическая зона» (ОЭЗ), под которым понимается часть территории субъекта Российской Федерации, на территории которой предоставляются права инвесторам. региональные меры государственной поддержки ( портфель преференций ) и в которых может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Законопроектом предлагается запретить с 1 января 2020 года создание новых льготных территорий, в том числе ОЭЗ, зон опережающего социально-экономического развития и инновационных научных центров. Предусматривается, что существующие зоны сохранят свой статус до истечения срока его действия, при этом положения нового закона не будут распространяться на технопарки, кластеры и индустриальные парки, регулируемые Федеральным законом «О промышленной политике».

Порядок создания ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством на основании заявления соответствующего региона. ОЭЗ будет создана на 49 лет.

Территория ОЭЗ может быть разделена на участки, каждый из которых определяется соглашением между федеральными и региональными органами власти о создании и управлении этим участком ОЭЗ.

Законопроект допускает два подхода к управлению ОЭЗ: непосредственное управление региональным уполномоченным органом или использование управляющей компании.

Законопроектом определены случаи, в которых Правительство может принять решение о досрочном прекращении деятельности ОЭЗ (например, если ОЭЗ работает неэффективно в течение трех лет подряд). В этом случае любые инвестиционные соглашения между регионом и инвесторами также перестанут иметь силу. Однако законопроект не предусматривает механизма компенсации убытков, вызванных расторжением инвестиционного договора в результате прекращения деятельности ОЭЗ.

Порядок получения статуса резидента ОЭЗ и заключения инвестиционного договора

Для получения статуса резидента ОЭЗ резидент должен соответствовать следующим требованиям: не находиться в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства; он должен быть зарегистрирован на территории СЭЗ; он не должен иметь филиалов, представительств и (или) территориально обособленных подразделений за пределами ОЭЗ. Заинтересованный регион может установить дополнительные требования.

Согласно законопроекту, для получения статуса резидента инвестор должен подготовить и подать заявление и соответствующие приложения, в том числе паспорт инвестиционного проекта и документы, подтверждающие источники финансирования (перечень таких документов законопроектом не установлен).

В течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления орган исполнительной власти соответствующего региона должен направить заявителю готовый к подписанию инвестиционный договор или принять решение об отклонении заявления. Законопроект устанавливает основания, по которым заявка может быть отклонена, в том числе невозможность обеспечения заявителя необходимой для инвестиционного проекта инфраструктурой и несоответствие заявителя или инвестиционного проекта установленным требованиям.

Инвестиционный договор должен определять права и обязанности резидента и заинтересованного региона. В частности, резидент обязуется осуществлять указанную деятельность и осуществлять инвестиции в предусмотренных размерах и сроках (законопроектом не установлены минимальные и максимальные размеры инвестиций), а регион обязуется передать в аренду резиденту земельный участок и совершать иные действия, предусмотренные векселем или договором.

Кроме того, в инвестиционном договоре должны быть указаны характер, сроки и размер мер государственной поддержки.

Перечень мер государственной поддержки

Законопроектом вводится понятие «преференциальный портфель субъекта Российской Федерации», который представляет собой общий пакет мер государственной поддержки, предоставляемых резидентам ОЭЗ. Характер, сроки и объем мер государственной поддержки для каждого региона России устанавливаются исходя из инвестиционной привлекательности региона, измеряемой сводным инвестиционным индексом.

В соответствии с законопроектом к мерам государственной поддержки в ОЭЗ могут быть отнесены:

  • Налоговые льготы
  • Бюджетные инвестиции и субсидии
  • Государственные гарантии
  • Специальные нормативы

В портфель преференций также могут входить льготы, связанные со строительством инфраструктуры, предоставлением технических условий и подключением объектов капитального строительства и энергообъектов к инженерным сетям . Совокупный размер мер государственной поддержки не может превышать общую сумму инвестиций, указанную в инвестиционном договоре, а общий срок, на который предоставляются меры государственной поддержки, не может быть более 10 лет с даты заключения инвестиционного договора.

Резиденты ОЭЗ также имеют право на иные меры поддержки, которые будут применяться независимо от того, включены ли они в пакет преференций, в том числе в отношении проведения государственной экологической экспертизы и участия в государственных закупках. Резидентам будет гарантирована стабильность общей налоговой нагрузки на период действия инвестиционного соглашения.

Кроме того, новая база предусматривает проведение отдельных видов подготовительных работ к инвестиционному соглашению до получения разрешения на строительство инфраструктуры. Перечень этих видов работ устанавливается уполномоченным органом.

На основании письменного заявления резидента может быть принято решение о создании зоны таможенного контроля в пределах ОЭЗ в целях применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Новая нормативная база предусматривает сведение существующих форм господдержки в формате «одного окна» и будет приветствоваться как региональными властями, так и инвесторами, в первую очередь за счет комплексного подхода и того, что он позволяет инвесторам выбрать преференциальный пакет, соответствующий их потребностям.

——————————————
КОНТАКТЫ

За дополнительной информацией по данному Предупреждению обращайтесь:

Ernst & Young, Москва

Ernst & Young LLP (США), Российская налоговая служба, Нью-Йорк

————————————————
Приложение

Версия PDF этого налогового оповещения