Деятельность цб рф определяется: Статья 1 \ КонсультантПлюс

Центральный банк Российской Федерации — РИА Новости, 02.03.2020

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

Конституцией Российской Федерации (статья 75) установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Среди функций ЦБ — надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; проведение денежно-кредитной политики; управление золотовалютными резервами Банка России; выдача, приостановка и отзыв лицензий на осуществление банковских операций; организация и осуществление валютного регулирования и контроля.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы. Однако проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.

Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе.

Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кандидатуру для назначения на должность председателя Банка России представляет президент Российской Федерации.

С июня 2013 года этот пост занимает Эльвира Набиуллина.

В Совет директоров входят председатель Банка России и 14 членов Совета директоров.

Члены Совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной Думой на должность сроком на пять лет по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом Российской Федерации.

Национальный финансовый совет – коллегиальный орган Банка России. Численность Национального финансового совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — президентом Российской Федерации, трое — правительством Российской Федерации. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России.

Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва.

Руководители Центрального банка Российской Федерации (Банка России):

Георгий Матюхин – председатель Банка России с декабря 1991 года по июнь 1992 года.

Виктор Геращенко – председатель Банка России с ноября 1992 года по октябрь 1994 года и с сентября 1998 года по март 2002 года.

Татьяна Парамонова – исполняющая обязанности председателя Банка России с октября 1994 года по ноябрь 1995 года.

Александр Хандруев – временно исполняющий обязанности председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 года.

Сергей Дубинин – председатель Банка России с 22 ноября 1995 года по 11 сентября 1998 года.

Сергей Игнатьев — председатель Банка России с 20 марта 2002 года по 24 июня 2013 года.

Эльвира Набиуллина – председатель Банка России с июня 2013 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ЦБ России — орган государственной власти или коммерческая организация? — Валентин Катасонов

Валентин Катасонов, 5 ноября 2017, 09:16 — REGNUM Я уже писал о том, что Центральный банк Российской Федерации, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, является органом государственной власти. Дополнительное подтверждение этому можно найти в статье 1 Федерального закона о Центробанке. Хотя формулировки обоих документов достаточно «мутные», но статус Центробанка именно таков.

Деньги

Дарья Антонова © ИА REGNUM

Как известно, совмещение в рамках одной организации функций органа государственного управления и функций, связанных с осуществлением хозяйственной, финансовой и коммерческой деятельности, создает ситуацию, которую принято называть «конфликтом интересов». Проще говоря, возникает питательная почва для коррупции и злоупотреблений, снижается эффективность выполнения органом государственной власти возложенных на него функций и задач.

А признаки такого «раздвоения» или «конфликта интересов» в деятельности Банка России просматриваются. Особенно учитывая, что он, помимо выпуска денег (денежной эмиссии), осуществляет большое количество других функций. Банк России, как известно, является институтом, который в нашей стране выполняет функции банковского надзора. И в этом качестве он должен быть непредвзятым и неподкупным надсмотрщиком, следящим за всеми коммерческими банками в стране.

Здание Центробанка

NVO

Статья 8 Закона о Центробанке вроде бы предупреждает возможный конфликт интересов в сфере банковского надзора: «Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами». В той же статье говорится: «Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Но именно в этой сфере мы видим вопиющий «конфликт интересов». Оказывается, Банк России является материнской компанией, которая владеет дочерним банком. Думаю, читатели догадываются: речь идет о Сберегательном банке. Для него в статье 8 Закона о Центральном банке сделано исключение: «Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капитале Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк). Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, не приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации. Уменьшение или отчуждение доли участия Банка России в уставном капитале Сбербанка, приводящее к сокращению указанной доли участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляется на основании федерального закона».

Внятного объяснения того, почему для Сберегательного банка было сделано исключение, какими высшими соображениями продиктовано участие Банка России в капитале этого коммерческого банка, я нигде не встречал.

На данный момент Банк России является главным акционером в Сбербанке, владея 50 процентами капитала + одна акция. Многие по привычке называют Сберегательный банк государственным. Это как посмотреть. Ведь он — «дочка» Банка России, а, следовательно, многие положения Закона о Центробанке распространяются и на «дочку». Вот, например, статья 2 гласит: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства». Некоторые наивно думают, что российское государство в «случае чего» (если Сбербанк зашатается) будет спасать клиентов Сберегательного банка. Наверное, такой ход мыслей навеян воспоминаниями о советских «Сберегательных кассах», которые входили в систему Минфина СССР. А нынешний Сберегательный банк к государству не имеет ни малейшего отношения. При необходимости люди из правительства вспомнят статью 2 Закона о Центробанке и скажут: спасайтесь сами (или пусть вас «мама» спасает).

Но главное даже не в этом, а в том, что Банк России как орган банковского надзора не может не иметь особого благорасположения по отношению к своей «дочке». Помню, в мае 2010 года разгорелся скандал. Тогдашний заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Голубев на встрече со студентами в Санкт-Петербурге весной указанного года сделал два совершенно неожиданных заявления.

Первое: «Сберегательный банк достаточно много допускает нарушений, и мы [ЦБ] ничего не можем сделать». Второе: «Пора уходить из Сберегательного банка. Председатель Центрального банка является председателем наблюдательного совета Сбербанка. Это конфликт интересов. Неполноценным становится надзор за таким банком».

После возвращения в Москву господину Голубеву как правдолюбцу на Неглинке (адрес центрального офиса Банка России) устроили взбучку. А Центробанк немедленно выпустил пресс-релиз, в котором разъяснялось, как хорошо организован надзор за Сберегательным банком. Но в своем кругу российские банкиры говорят, что надзор за «Сбером» никакой.

Летом нынешнего 2017 года произошло одно знаковое событие в жизни Центробанка. Он принял решение о санации коммерческого банка «Открытие». Причем впервые применил новую схему санации. Если раньше помощь тонущим банкам осуществлялась в виде кредитов Банка России или по линии Агентства страхования вкладов (АСВ), то в случае с «Открытием» финансовые вливания были осуществлены в форму участия в капитале указанного банка. В конце августа Центробанком было принято решение о том, что он входит в капитал банка «Открытие» с долей в 75%, а за предыдущими собственниками останется доля в 25%. А вслед за «Открытием» последует БИН-банк (пока доля Центробанка в капитале указанного коммерческого банка еще не определена). А там, глядишь, появятся и другие.

В начале этого года в Закон о Центробанке были внесены изменения, согласно которым был учрежден специальный инвестиционный фонд для финансового оздоровления несостоятельных банков. Фонд не является юридическим лицом, и его имущество обособлено от остального имущества Банка России. Фонд находится под управлением специальной управляющей компании. Фондом и производятся вливания в капитал «Открытие».

Но от создания фонда конфликт интересов никуда не исчез. Можно ожидать, что банк «Открытие», как и «Сбербанк», будет тем самым «Юпитером», о котором в латинской поговорке сказано: «Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». Таких «Юпитеров» не будет очень много. Но все они будут «бессмертными богами». А остальным банкам придется быть в роли «смертных быков». Или «козлов отпущения», определенных на заклание.

Возникает вопрос: а нельзя ли было как-то иначе в России построить отношения Центробанка с коммерческими банками? Конечно же, можно. Далеко за примерами ходить не надо. Посмотрим на китайский опыт. Там есть Народный банк Китая (НБК), который является центробанком. Его основная задача — обеспечивать китайскую экономику деньгами. Согласно закону о НБК, на него возложены функции денежной эмиссии, организации денежного обращения, разработки и реализации совместно с минфином и другими министерствами и правительственными организациями государственной денежно-кредитной политики.

Ни выдачей и отзывом банковских лицензий, ни банковским надзором НБК не занимается. Для этого имеется специальный орган, который называется Комиссией по регулированию банковской деятельности Китая (англ. China Banking Regulatory Commission — CBRC). Она, как и НБК, входит в исполнительную ветвь государственной власти и подчиняется Госсовету. НБК, конечно, также присматривает за банками, но он в тандеме банковского надзора «пристяжной», а CBRC — «коренной».

Кстати, есть немало других стран, где функции банковского надзора возлагаются не на центральный банк, а на специальные организации (банковские регуляторы). Среди таких стран — Канада, Дания, Швеция, Норвегия. Есть страны, в которых банковский надзор осуществляется совместно центральными банками и специально уполномоченными регуляторами. Это Швейцария, Франция, Германия, США. Есть, конечно, страны, где банковский надзор осуществляется только центробанком. Это, например, Австралия, Исландия, Ирландия, Италия, Португалия.

Но я лично не знаю ни одной крупной страны, где бы, подобно России, центральный банк одновременно занимался выдачей кредитов коммерческим банкам, участвовал в капитале коммерческих банков и при этом монопольно выполнял функции банковского надзора. Трудно придумать более «питательную основу» для коррупции и злоупотреблений. Но кому-то и такого совмещения показалось мало. С 2013 года Банк России функционирует как финансовый мегарегулятор, распространяя свои щупальца на всю экономику. Таких центробанков-осьминогов, занимающихся регулированием всего и вся (финансовые рынки, страховые компании, аудиторские фирмы и т.п.), в мире очень немного. Это в основном центробанки на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Казахстан, Литва, Чехия, Эстония и некоторые другие). Но даже там центробанки не участвуют в капиталах коммерческих банков.

Модель банковской и финансовой системы, которая сложилась к настоящему времени в России, порождает чудовищные «искажения стимулов» (как обычно пишут в учебниках по рыночной экономике). А говоря проще, она порождает чудовищную коррупцию. И дело не в отдельных руководителях (та же Набиуллина или любой другой человек на месте председателя Банка России). Никто из них не способен эффективно бороться с «издержками» функционирования указанной модели. Необходимо срочно отказаться от этой порочной модели. Что предложить взамен? — Да хотя бы китайскую модель, которая предельно проста, понятна и исключает «конфликты интересов».

В заключение хочу обратить внимание на статью 3 федерального закона о Центробанке России. В ней записано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. В статье 11 говорится о том, как определяется прибыль Банка России, а в статье 26 определяется порядок использования прибыли.

В момент принятия закона эта статья выглядела следующим образом: «После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения».

Позднее в закон была внесена поправка, устанавливающая, что в бюджет перечисляется 75% прибыли. Наконец, в 2016 году был принят закон, устанавливавший перечисление 90 процентов прибыли Банка России в государственную казну.

Эльвира Набиуллина

Kremlin.ru

Формулировка статьи 26 закона предрасполагает Банк России к тому, что получение прибыли всё-таки может являться де-факто целью деятельности Центробанка. Вопреки декларации статьи 3 о том, что прибыль не является таковою целью. Каков бы ни был процент прибыли, остающийся по закону в распоряжении Банка России, в абсолютном выражении он будет зависеть от общих объемов прибыли. Чем больше прибыль, тем больше, в частности, премии, которые выплачиваются руководителям и сотрудникам Банка России из фонда, формирующегося за счет прибыли.

В лихие 90-е годы, как мне говорили бывшие работники Центробанка, премии были основной частью вознаграждения, которая выплачивалась сотрудникам Банка России. Особенно велика была премиальная составляющая у руководителей высшего звена. Кстати, вопросы оплаты труда работников (включая премии) решает сам Банк России (решения совета директоров), Минфин России в эту сферу деятельности Центробанка вмешиваться не имеет права. Вроде бы в последнее время пропорция между заработной платой и премиями в Банке России сдвигается всё более в пользу заработной платы. Но мотив максимизации прибыли Центробанком подспудно присутствует. Это недопустимо.

А как же исправить ситуацию? Опять же, обратимся к зарубежному опыту. Например, к законодательству США, регламентирующему функционирование Федеральной резервной системы (центробанка США). ФРС США ежегодно получает прибыль, измеряемую многими десятками миллиардов долларов. Как она используется? — За счет прибыли происходит формирование годового операционного бюджета ФРС; основная часть этого бюджета приходится на оплату труда сотрудников всех уровней (при этом закон определяет уровни оплаты для разных категорий). Кроме того, из прибыли выплачиваются дивиденды акционерам ФРС (таковыми являются банки, получающие фиксированные дивиденды в размере 6% независимо от прибыли ФРС). Остальное — перечисляется в федеральный бюджет. Приведу пример распределения прибыли ФРС за 2010 год. Общий ее объем составил 81,69 млрд. долл. Из этой суммы 1,58 млрд. долл. было выплачено в качестве дивидендов акционерам, в доходную часть операционного бюджета ФРС поступило 0,88 млрд. долл. Выплаты казначейству США составили 79,27 млрд. долл.

Примерно так же выглядит схема распределения прибыли у Народного банка Китая (НБК). Этому посвящена глава 6 «Финансовая отчетность» (статьи 37—39) Закона о НБК. Там также прописано, что за счет прибыли центробанка осуществляется покрытие всех текущих расходов НБК и формирование необходимых резервных фондов, а все оставшееся перечисляется в государственную казну. Примечательно, что в законе предусмотрен даже случай, если финансовый результат деятельности НБК окажется отрицательным. В этом случае убытки центробанка должны покрываться из государственного бюджета.

Такой вариант в законе предусмотрен не случайно. Ведь конечной задачей НБК, согласно статье 3 указанного закона, является «содействие экономическому росту». А такое содействие может предполагать выдачу центробанком кредитов под низкий процент, что может, в конечном счете, приводить к отрицательному финансовому результату для НБК. Тщательно выверенные формулировки закона о НБК действительно исключают возможность функционирования китайского центробанка как коммерческой организации.

Федеральный закон о Центробанке России нуждается в серьезных доработках и исправлениях по многим направлениям. В том числе в доработках, призванных исключить возможность возникновения конфликта интересов на почве совмещения Банком России государственного управления и коммерческой деятельности.

Читайте ранее в этом сюжете: Когда ЦБ России начнет нести ответственность перед гражданами страны?

Читайте развитие сюжета: Центральный банк России: государство в государстве. Или над государством?

ФАКТИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ: Соединенные Штаты и G7 предпримут дальнейшие действия для поддержки Украины и привлечения Российской Федерации к ответственности

Сегодня в Германии президент Байден встретится с лидерами G7 и президентом Зеленским, чтобы продолжить выполнение нашего непоколебимого, единого обязательства поддерживать Украину и опираться на наши беспрецедентные санкции, чтобы привлечь президента Путина к ответственности. «Большая семерка» опубликует заявление о поддержке Украины, которое будет включать в себя важные новые санкционные обязательства для дальнейшего усиления наших экономических мер против России.

Соединенные Штаты объединили более 30 союзников и партнеров по всему миру, чтобы возложить на Россию огромные расходы, а возглавляемая США коалиция продолжит усиливать давление на Путина. За несколько месяцев экспорт США в Россию, включая критически важные технологические ресурсы, необходимые Путину для содержания его вооруженных сил, сократился примерно на 97%. Импорт в Россию товаров со всего мира может упасть на 40%. Заводы по всей России борются за поддержание производства. ВВП России, вероятно, сократится двузначными числами, инфляция поднимется до более чем 20%, Россия изо всех сил пытается произвести платежи по облигациям, а Россия впервые за более чем столетие объявила дефолт по своему суверенному долгу.

Наши меры будут и впредь подрывать важнейшие компоненты путинского военно-промышленного комплекса, не давать валютным резервам центрального банка поддерживать больную экономику и лишать Путина ресурсов, необходимых ему для ведения войны, а также привлекать клептократию к ответу за ее нажитое нечестным путем. Эффективность наших мер со временем будет только возрастать, что еще больше изолирует Россию от мировой экономики.

Соединенные Штаты, в координации с Большой семеркой, будут выполнять важные обязательства, включая санкции в отношении сотен физических и юридических лиц, которые добавляются к уже наложенным санкциям более чем на 1000, примут меры по уклонению от уплаты компаний в нескольких странах, что добавляет к более чем 300 Списки организаций уже размещены; ввести тарифы на сотни российских товаров на миллиарды долларов в Россию, в том числе:

Меры, направленные против российского военного производства и цепочек поставок. Лидеры G7 согласуют и расширят целенаправленные санкции, чтобы еще больше ограничить доступ России к ключевым промышленным ресурсам, услугам и технологиям, производимым нашими экономиками, особенно тем, которые поддерживают российскую военную промышленную базу и технологический сектор. Государственный департамент и Казначейство Соединенных Штатов будут агрессивно атаковать российские цепочки поставок продукции оборонного назначения, вводя блокирующие санкции в отношении крупных государственных оборонных предприятий, в дополнение к оборонным исследовательским организациям и десяткам других организаций и лиц, связанных с обороной, и ограничивая возможности России в отношении заменить военную технику, которую он уже потерял во время жестокой войны с Украиной.

Использование тарифов на российские товары в помощь Украине. Ранее в этом году лидеры G7 обязались лишить Россию торгового статуса «наибольшего благоприятствования», который гарантировал низкие тарифные ставки для российских товаров, продаваемых по всему миру. Президент Байден и другие лидеры «Большой семерки» будут добиваться разрешения использовать доходы, полученные от новых тарифов на российские товары, для помощи Украине и обеспечения того, чтобы Россия оплатила ее военные расходы. Президент Байден также объявляет, что в связи с аннулированием Конгрессом торгового статуса России в США США введут более высокие тарифные ставки на более чем 570 групп российских товаров на сумму примерно 2,3 миллиарда долларов для России. Эти меры ограничат способность России получать экономическую выгоду от продаж на рынок США и тщательно откалиброваны таким образом, чтобы возлагать издержки на Россию при минимизации затрат для американских потребителей.

Ограничение участия России в мировом рынке и дальнейшее пресечение попыток уклонения. Лидеры G7 полны решимости ограничить доходы России, в том числе от золота, второго по величине экспорта России после энергоресурсов. Соединенные Штаты предпримут ряд ключевых действий для выполнения этих обязательств. Министерство финансов США выпустит постановление о запрете ввоза нового золота в США, что предотвратит участие России в формальном рынке золота . Лидеры «Большой семерки» также обязуются продолжать пресекать усилия тех, кто занимается уклонением и засыпкой. Министерство торговли США предпримет свои первые действия против компаний, занимающихся засыпкой в ​​поддержку России, добавив несколько компаний по всему миру в список юридических лиц, который запретит этим компаниям покупать товары и технологии американского происхождения, такие как полупроводники. . Государство и Казначейство введут блокирующие санкции против лиц, связанных с пособничеством России в уклонении от уплаты налогов. Министерство торговли и Казначейство совместно выпустят предупреждение для финансовых учреждений, чтобы помочь в обнаружении потенциальных нарушений экспортного контроля.  

Возложение ответственности на виновных в нарушениях прав человека, включая военные преступления, спекуляцию и незаконную власть. Лидеры G7 примут решение о введении санкций в отношении лиц, виновных в нарушениях прав человека, в том числе в военных преступлениях, незаконном осуществлении власти в Украине и причастных к тактике России по краже украинского зерна или иным образом незаконным образом наживаются на войне. Министерство финансов и Государственный департамент США введут блокирующие санкции в отношении частных военных компаний, действующих в Украине, российских воинских частей, которые были достоверно причастны к нарушениям прав человека или международного гуманитарного права в Украине, а также назначенных Россией высокопоставленных должностных лиц в осажденных или удерживаемых российскими войсками, в том числе министрами и мэрами оспариваемых городов. Государство наложит визовые ограничения примерно на 500 должностных лиц за угрозу или нарушение суверенитета, территориальной целостности или политической независимости Украины или подавление инакомыслия в России.

Значительное обязательство G7 по бюджетной поддержке и другой поддержке для Украины. «Большая семерка» обязуется помочь Украине покрыть краткосрочную нехватку бюджетного финансирования, включая обязательство США в размере 7,5 млрд долларов в рамках недавно принятого второго дополнительного соглашения. Лидеры также возьмут на себя беспрецедентное долгосрочное обязательство по обеспечению безопасности Украины с финансовой, гуманитарной, военной и дипломатической поддержкой столько, сколько потребуется. Обязательство лидеров будет включать поддержание надежной военной готовности и обороны Украины, в том числе за счет своевременного предоставления современного оборонного оборудования и передовых систем вооружения.

###

Критическая оценка опыта ЦБ РФ Виталий Шапран, Игорь Бритченко :: SSRN

Скачать эту статью

Открыть PDF в браузере

ssrn.com» data-abstract-auth=»false»/> Добавить бумагу в мою библиотеку

Делиться: