Казахстан — Тарифы на импорт
В рамках вступления в ВТО в 2015 году Казахстан согласился постепенно снизить 3512 тарифных ставок, в среднем до 6,1 процента в 2020 году. Тарифы на сельскохозяйственную продукцию претерпят наибольшее снижение, с 16,7 процента до среднего 7,6%. В январе 2016 года Казахстан начал применять более низкие тарифные ставки к некоторым продуктам питания, автомобилям, самолетам, железнодорожным вагонам, пиломатериалам, алкогольным напиткам, фармацевтическим препаратам, морозильным камерам и ювелирным изделиям.
В 2018 году тарифная ставка режима наибольшего благоприятствования (НБН) Казахстана составила в среднем 7,1 процента. Казахстан применяет нулевую процентную ставку примерно на 1,900 тарифных позиций, включая скот, свинину, рыбную продукцию, химическую и фармацевтическую продукцию, хлопок, текстиль, машины и оборудование, медицинские автомобили и некоторые типы самолетов. Простая средняя связанная тарифная ставка ВТО для Казахстана составляет 10,6 процента для сельскохозяйственной продукции и 6,4 процента для несельскохозяйственной продукции. Максимальная связанная тарифная ставка ВТО для Казахстана на промышленную продукцию составляет 19 процентов, но не менее 0,68 евро за кубический сантиметр (примерно 0,77 доллара США за кубический сантиметр), а максимальная связанная тарифная ставка ВТО для сельскохозяйственной продукции составляет 50 процентов, но не менее 0,75 евро. Евро за килограмм (приблизительно 0,85 долларов США за килограмм).
В 2010 году Казахстан установил тарифные квоты (ТК) на импорт мяса птицы и говядины для выполнения своих обязательств в рамках Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Беларуси (ТС), действие которых продолжается в рамках ЕАЭС. В 2012 году американские экспортеры выразили озабоченность по поводу ограничивающих торговлю эффектов этих тарифных квот и того, как они рассчитывались и распределялись. В октябре 2017 года Казахстан разработал новые правила распределения тарифных квот, которые устанавливают четкие сроки и разграничивают полномочия между государственными органами. Однако ожидается, что объем тарифных квот останется неизменным. На свинину не распространяется TRQ, и ожидается, что тарифная ставка на свинину будет снижена с 30 до 25 процентов в 2020 году9.0003
С 2022 года Казахстан ввел обязанность по уплате НДС для иностранных интернет-компаний электронной коммерции, которые продают товары и предоставляют электронные услуги с процедурой регистрации, но могут не предоставлять налоговую отчетность. Во избежание риска двойного налогообложения субъектов трансграничной электронной коммерции, в том числе в рамках ЕАЭС, Казахстан ограничивает разрешение на отчетность по операциям несколькими банками. Гармонизация процедур в рамках ЕАЭС должна привести к дальнейшему увеличению доли электронной коммерции до 15%, а к 2025 году число онлайн-потребителей вырастет до 7,7 млн человек9.0003
Интернет-торговля набирает обороты: объем розничных онлайн-продаж в 2021 году достиг 1 миллиарда долларов. Увеличение охвата широкополосным доступом в Интернет также способствовало росту онлайн-продаж. По состоянию на апрель 2022 года более 17 миллионов абонентов сотовой связи (из более 19 миллионов населения) имели доступ к Интернету и 2,8 миллиона зарегистрированных абонентов фиксированного доступа в Интернет. Впечатляюще вырос объем безналичных платежей. По итогам первого квартала 2022 года объем достиг $42,5 млрд, что превышает показатель 2019 года.годового уровня на 43 процента.
В мае 2021 года Казахстан был допущен на платформу Amazon, поэтому казахстанские интернет-магазины теперь могут принимать платежи через казахстанские банки. Кроме того, министерство торговли работает над тем, чтобы Казахстан получил доступ к платформе Mundus Agri, глобальному сельскохозяйственному онлайн-рынку. Поэтому мы ожидаем, что электронная торговля, как оптовая, так и розничная, будет расти в прогнозируемый период.
Учитывая рост электронной коммерции, Национальный банк Казахстана (НБК) работает над развитием инфраструктуры цифровых платежей в Казахстане, например, путем стандартизации платежей с использованием QR-кода и разработки системы мгновенных платежей (IPS). Пилотный проект IPS был запущен в ноябре 2021 года. Идя еще дальше, НБК тестирует возможность введения цифровой валюты центрального банка, «цифрового тенге», поддерживаемой и гарантированной НБК.
Казахстан — Инфраструктура
Обзор
В рамках правительственной инициативы «Нурлы жол» ожидается, что страна инвестирует 9 миллиардов долларов США в развитие и модернизацию автомобильных и железных дорог, портов, аэропортов и ИТ-инфраструктуры страны. Казахстан быстро развивается как центр транспорта и логистики в Центральной Азии, что подкрепляется привлекательностью страны как наземного грузового транзитного узла, связывающего Китай и Европу. Ожидается, что транспортный сектор Казахстана будет стимулировать экономический рост в течение следующих пяти лет, при этом рост железнодорожного сектора будет основан на увеличении китайских инвестиций в рамках последней инициативы «Один пояс, один путь», которая направлена на использование стратегического положения Казахстана в качестве канала для растущих уровней восточных -Западная торговля. Наибольший объем инвестиций в инфраструктуру наблюдался в Атырауской, Нур-Султанской и Алматинской областях. Потребности Казахстана в инфраструктуре растут с ростом его экономики и населения. В дополнение к новой инфраструктуре необходимо надлежащее обслуживание и контроль качества существующих активов. В стратегии развития инфраструктуры «Нурлы жол» в Казахстане четко названы два – коридор «Центр-Восток» между Нур-Султаном и Усть-Каменогорском (Усть-Каменогорск) и коридор «Центр-Запад». между Шалкаром и Кандыагашем – как приоритеты. Ожидается, что коридор Центр-Запад создаст рабочие места и будет стимулировать развитие малых и средних предприятий. Он обеспечит главные ворота на запад через Каспийское море и Кавказ в Европу и в портовый город Ляньюньган на Тихом океане. В июне 2022 года президент Токаев объявил об инвестиционном пакете в размере 20 млрд долларов США до 2025 года, направленном на усиление диверсификации транзитных и транспортных маршрутов, а также внедрение комплексных логистических решений. Среди предлагаемых проектов — модернизация Среднего коридора, который поможет соединить Казахстан с Черным морем через Азербайджан и Грузию.
Финансирование инфраструктурных проектов
Внешнее финансирование от международных финансовых организаций, таких как АБР, ЕБРР и Исламский банк развития (ИБР), будет стимулировать рост строительной и инфраструктурной отраслей Казахстана в течение следующих пяти лет. Отражая статус страны как крупнейшего рынка инфраструктуры в Центральной Азии, Казахстан на сегодняшний день привлек и будет продолжать привлекать большую часть финансирования развития в абсолютном выражении. Международные институты развития в настоящее время финансируют 32 проекта в Казахстане, что составляет 34% всех проектов, продвигаемых в стране, и превышает общее количество проектов на других четырех рынках Центральной Азии. ЕБРР проявляет особую активность в финансировании проектов в Казахстане: организация поддерживает 17 проектов на общую сумму 2,7 миллиарда долларов США.
Ведущие подсектора
Архитектурные, строительные и инженерные услуги: Несмотря на замедление темпов роста экономики Казахстана в целом из-за пандемии COVID-19, текущей геополитической ситуации и замедления темпов роста сектора недвижимости и строительства, спрос на строительство все еще существует. оборудования и материалов, а также на архитектурные, строительные и инженерные услуги.
Развитие автомобильных дорог: В дорожном секторе основное внимание по-прежнему уделяется внутренней дорожной сети, которая включает шесть международных коридоров общей протяженностью около 8 250 км, которые служат международными транзитными маршрутами между Китаем, Кыргызской Республикой, Узбекистаном, Туркменистаном и Россией. , далее в Европу. Такие проекты также являются частью международных соглашений, таких как Центральноазиатское региональное экономическое сотрудничество (ЦАРЭС) и Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА).
Республика Казахстан приступила к реализации масштабной программы инвестиций в суверенные дороги, направленной на улучшение связности и качества автомобильного транспорта по всей стране. В этом году будет отремонтировано более 11 тысяч километров дорог. На это было выделено более 600 миллиардов тенге (1,2 миллиарда долларов США). Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать в Казахстане единую дорожную компанию путем слияния государственных дорожных компаний «КазАвтоЖол» и «КазАвтодор» на расширенном заседании правительства 14 июля
Развитие железных дорог. В железнодорожном секторе Казахстан стремится улучшить услуги экспресс-поездов как для пассажирских, так и для грузовых перевозок между крупными городами, но необходимы дополнительные частные инвестиции. Хотя появляется все больше свидетельств частного предоставления транспорта и услуг, в том числе в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Благодаря китайской инициативе «Один пояс, один путь» и другим международным проектам развития железных дорог Казахстан становится важным глобальным железнодорожным узлом в Центральной Азии.
Развитие порта: Сухой порт Хоргос Гейтвэй в восточном Казахстане управляет растущими транзитными железнодорожными грузовыми перевозками китайских товаров, предназначенных для Центральной Азии и Европы. Казахстан имеет три порта на Каспийском море: Актау, Курык и Баутино. Актауский международный морской торговый порт — современный многоцелевой терминал, позволяющий перевозить грузы через Каспийское море. Баутинский грузовой порт является подразделением Актауского международного морского торгового порта и расположен в поселке Баутино (150 км от города Актау), в акватории Баутинской губы Тюбкараганского залива Каспийского моря.
Порт Курык расположен на побережье Каспийского моря, южнее Актау. Порт имеет прямой доступ к железной дороге. Паромный комплекс порта предназначен для перевалки грузов, в том числе зерна, нефтепродуктов, удобрений, химикатов.
Эти порты являются важными частями «Среднего коридора», позволяющего грузам из Европейского Союза проходить транзитом через порт Баку в Азербайджане, доставляться в порты Актау в Казахстане, а затем в Китай – и наоборот.
Развитие аэропортов: Стратегия развития «Нұрлы жол» Казахстана предусматривает увеличение количества аэропортов с автоматизированными системами управления с трех до 15 к 2025 году; увеличение количества аэропортов с сертификацией ИКАО с 16 до 19к 2025 году; общий рост пассажиро- и грузооборота к 2025 г. Большой прогресс достигнут в модернизации и расширении международных аэропортов страны. Развитие и расширение грузовых терминалов в настоящее время является приоритетом для страны и ведется в двух крупнейших аэропортах страны: Международном аэропорту Алматы (Алматы) и Международном аэропорту Нур-Султан Назарбаев (Назарбаев). Международный аэропорт Алматы, расположенный в финансовом и коммерческом узле Казахстана, имеет большой потенциал для развития грузоперевозок, так как является самым загруженным аэропортом в Центральной Азии. В 2019 году, он обслужил 6,4 млн пассажиров и перевез более 69 000 тонн грузов. Международная финансовая корпорация предоставляет пакет финансирования в размере 222,2 млн долларов США Международному аэропорту Алматы для строительства нового терминала для укрепления связи и экономической конкурентоспособности Казахстана, а ЕБРР предоставляет дополнительный кредит в размере 150 млн долларов США для проекта.
Возможности
Правительство заинтересовано в продолжении развития инфраструктуры, включая ремонт и строительство дорог в регионе. Поскольку правительство планирует инвестировать более 4 миллиардов долларов США в четыре крупных дорожно-строительных проекта, производители тяжелой землеройной и дорожно-строительной техники найдут хорошие возможности на рынке. Наилучшие перспективы для американских фирм, занимающихся развитием инфраструктуры, включают проектирование, архитектурные и инженерные услуги; услуги по строительству и управлению проектами; продукты и услуги в области безопасности и защиты; передовые материалы и технологии энергоэффективности; дорожно-строительная техника и высокоточное навигационное оборудование; и технологии автоматизации процессов.