Инструментальные заводы ссср логотипы: Эмблемы советских заводов

Содержание

Эмблемы советских заводов

В промышленности СССР преобладала тяжёлая индустрия. Ускоренными темпами развивались отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс. Было создано 11 объединённых энергетических систем СССР:. При выборе площадок для размещения НПЗ руководствовались двумя факторами: близостью к районам потребления нефтепродуктов и сокращением общих затрат на транспортировку нефти в связи с чем ряд НПЗ был построен в районах добычи нефти. В году в СССР произведено:. Всего в стране свыше железорудных месторождений 1-е место в мире.


Поиск данных по Вашему запросу:

Схемы, справочники, даташиты:

Прайс-листы, цены:

Обсуждения, статьи, мануалы:

Дождитесь окончания поиска во всех базах.

По завершению появится ссылка для доступа к найденным материалам.

Содержание:

  • Логотипы СССР – охота за забытыми произведениями искусства
  • GerboWiki:Клейма/1
  • Как пионер советского дизайна Аскольд Кузьминский придумал логотипы метро и Эрмитажа?
  • Логотипы советских оптических заводов и немного истории фотокамер
  • Список заводов СССР и России с эмблемами
  • Брендинг техники: советские ретро-логотипы
  • Инструментальные заводы и производители инструмента
  • Домен не прилинкован к директории на сервере!
  • Клейма фарфоровых заводов СССР

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Промышленность Советского Союза ( СССР 1973 год )

Логотипы СССР – охота за забытыми произведениями искусства


Все предприятия оптической промышленности Советского Союза входили в оборонно-промышленный комплекс страны. На протяжении длительного времени некоторые заводы даже не имели собственного публичного наименования и числились только под номерами.

В советских каталогах происхождение того или иного объектива, фотоаппарата или другого фотографического приспособления практически никогда не расшифровывалось.

Поэтому без знания принадлежности знаков-клейм заводов, которыми маркировались изделия, определить производителя зачастую невозможно 1. Современное начертание:. Современная эмблема предприятия имеет несколько измененные пропорции. Интересно, что в таком виде знак как бы обратен призме Дове — символу Красногорского завода 4 :. За всю историю предприятия существовало множество вариантов знака для гражданской продукции, но все они, так или иначе, представляли собой логотип — название завода — инициалы Феликса Эдмундовича Дзержинского.

В данном тексте термины «эмблема», «знак», «значок» и даже «логотип» буквенный знак — являются синонимами. Строго юридически в настоящее время существует только понятие «товарный знак».

Однако необходимо помнить, что различные термины из области маркировки имеют немного разное значение. Особенно большая разница между «знаком» и «маркой», которые часто смешивают.

Под «знаком» правильно понимать, как правило, какое-либо непроизносимое графическое изображение, «марка» же — обязательно название. Мензульная съемка. Линейные измерения. Угломерные приборы. Приборы специального назначения. Вы можете выбрать дилера в удобном для Вас городе. Призма Шмидта с ходом луча в ней. Старый знак завода. Современная эмблема предприятия встречается также зеркальное, относительно вертикальной оси, изображение знака.

Символика прочной механической сцепки — завод производил стыковочные узлы космической техники. До указанного года продукция завода маркировалась знаком головного предприятия. Знак предприятия, встречающийся на эффектных многопризменных светофильтрах. Эмблема использовалась до конца х годов.

Современная эмблема. Отражательная призма с ходом луча в ней, проходящим через две линзы. Довоенная специализация предприятия — аэрофотоаппаратура. Прямоугольная призма с крышкой с ходом луча в ней. Пентапризма с ходом луча в ней. Стилизованное изображение аиста Завод экспонометрических приборов Завод экспонометрических приборов, Москва. Циферблат прибора со стрелкой, вписанный в пятиугольник. Приборостроительное предприятие, выпускавшее центральные затворы.

Знак использовался до года. Стилизованное изображение глаза. Знак ИЗОС. Знак ИПЗ. Очки в ромбе. Знак завода, встречающийся на макро-насадках для дальномеров фотокамер типа ФЭД-Leica. КЗА Киевский завод автоматики им. Петровского, Киев. Символика предприятия по его основной продукции: приборы управления минно-торпедного оружия. КМЗ Красногорский механический завод им. Зверева, Красногорск. Призма Дове. Первоначальный, с года, знак завода полный знак имел в своем составе изображение серпа и молота с пятиконечной звездой — над призмой Дове 2.

Объективы, выпущенные для комплектования камер других предприятий производства завода Арсенал , могли маркироваться только заводской маркой: ЗОРКИЙ. Призма Дове с ходом луча через нее. Знак использовался с года. Современный вид эмблемы. Полная современная эмблема предприятия с логотипом в латинском начертании.

Полупентапризма с ходом луча в ней. Две линзы. ММЗ Минский механический завод им. Вавилова, Минск, Белоруссия. Новосибирский приборостроительный завод, Новосибирск. Знак Павшинского завода точной механики 3 : образующийся в центральной части пятиугольник — равносторонний.

Большая часть военной продукции маркировалась иначе 2. Плоско-выпуклая линза. Вариант знака, использовавшийся до года. В фототехнике знак встречается на пневматических автоспусках. Отражательная призма с выборкой под крепление шпонкой с ходом луча в ней. Несмотря на некоторую внешнюю похожесть, это не призма Дове — знак КМЗ и не часть составной т. Первоначальный логотип. Одна из старых эмблем завода. Появилась примерно в году.

Стилизация названия завода под линзу. Знак перекликается с заводским клеймом, ставившимся на военную продукцию см. Часть названий заводов даны не в полном виде. Современные названия и правоприемственность предприятий после акционирования и проч. Из неоптических предприятий различного ведомственного подчинения здесь приведены знаки тех заводов, которые выпускали аксессуары и комплектующие к потребительской фототехнике. Большинство знаков дано в схематичном виде, который передает идею построения, но не учитывает возможную различную толщину линий, форму стрелок, вид «оперений» и прочие элементы существовавших изображений знаков.

Иногда к заводским знакам добавлялись аббревиатуры или даже названия-логотипы предприятий. Подобные варианты символики предприятий за исключением Красногорского завода здесь также не приводятся, как излишние. Полный знак имел в своем составе изображение серпа и молота с пятиконечной звездой — у многих других предприятий отрасли была аналогичная маркировка военной продукции.

При этом «военный» знак мог и не совпадать с «гражданским». Goerz К. Ссылки по теме: Б. Давыдов: От лупы до высокоточного оружия — об истории отечественной оптико-механической промышленности. Происхождение марок и названий фотоаппаратуры. Вопросы и Ответы.

Специальные предложения. Электронные тахеометры. ГНСС оборудование. Лазерные дальномеры. Лазерные построители. Приборы вертикального проектирования. Полевые контроллеры. Прочее оборудование. Системы лазерного сканирования. Системы управления техникой. Беспилотные летательные аппараты БПЛА.

Приборы поиска подземных коммуникаций. Приборы контроля и диагностики. Программное обеспечение. Печатная продукция. Сувенирная продукция. Описание технологии. Услуги сервисного центра.


GerboWiki:Клейма/1

Вопреки расхожему мнению, дизайн в Советском Союзе все-таки был. Равно как секс, бокс и джаз. Причем дизайн, порой, очень крутой. Часто в эмблемах автомобильных заводов советской эпохи стиля и смысла было едва ли не больше, чем в их основной продукции В разное время этот автомобильный завод назывался по разному. В любом случае, одно оставалось неизменным — это московская прописка предприятия. Собственно географическое месторасположение всегда обыгрывалось на довольно многочисленных эмблемах завода.

Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных. Сегодня в обзоре — 10 советских мотоциклетных заводов.

Как пионер советского дизайна Аскольд Кузьминский придумал логотипы метро и Эрмитажа?

Все предприятия оптической промышленности Советского Союза входили в оборонно-промышленный комплекс страны. На протяжении длительного времени некоторые заводы даже не имели собственного публичного наименования и числились только под номерами. В советских каталогах происхождение того или иного объектива, фотоаппарата или другого фотографического приспособления практически никогда не расшифровывалось. Поэтому без знания принадлежности знаков-клейм заводов, которыми маркировались изделия, определить производителя зачастую невозможно 1. Современное начертание:. Современная эмблема предприятия имеет несколько измененные пропорции. Интересно, что в таком виде знак как бы обратен призме Дове — символу Красногорского завода 4 :. За всю историю предприятия существовало множество вариантов знака для гражданской продукции, но все они, так или иначе, представляли собой логотип — название завода — инициалы Феликса Эдмундовича Дзержинского. В данном тексте термины «эмблема», «знак», «значок» и даже «логотип» буквенный знак — являются синонимами.

Логотипы советских оптических заводов и немного истории фотокамер

Пионер советского дизайна Аскольд Кузьминский придумал логотип Эрмитажа и эмблему метрополитена. Перед первой персональной выставкой о выдающемся графике нам рассказал его сын Константин. Аскольд Иванович родился в году в глухой вологодской деревне — селе Рослятино. Я, к сожалению, там так и не побывал. Школу он окончил в небольшом городе Грязовце.

В этой теме предлагаю делиться обнаруженными онлайн и не только справочниками, из которых можно получить информацию о принадлежности логотипов советских предприятий. В первую очередь нас интересует, конечно, производители светотехники в числе которых иногда попадаются заводы самого экзотического профиля.

Список заводов СССР и России с эмблемами

Какими были логотипы в СССР? Благодаря увлекательной детективной работе одного дизайнера мы можем воссоздать менее известную историю советского искусства. Некоторые люди собирают марки или открытки. Литовский графический дизайнер Рокас Суткайтис собирает логотипы из Советского Союза, а затем публикует их в Instagram. Суткайтис начал охотиться за логотипами СССР несколько лет назад, копаясь в каталогах выставок торговых марок и редких публикациях, чтобы найти эти маленькие эмблемы десятилетий назад, большинство из которых уже забыто.

Брендинг техники: советские ретро-логотипы

Самаркандский фарфоровый завод. Регистрация Войти. Клейма советских заводов. Анна Витович. Экономика Культура в России Клейм, клэйм. Киевский ффз Еще Коростень Гарднер Барановский фарфоровый завод Городницкий фарфоровый завод Кировский фаянсовый завод Березновский межколхозный фарфоровый завод с клейма еще еще Советская Рига Городницкий фарфоровый завод имени Коминтерна — до Городница Довбышский фарфоровый завод им.

Изделия из фарфора, сделанные на заводах СССР, не только являлись отражением своего времени, но и были выполнены с неизменной любовью и .

Инструментальные заводы и производители инструмента

Не знаю, как правильно их назвать. Я по специальности маркетолог, но во время Советского Союза маркетинга не было. Логотип это или торговая марка? Чтобы понять, были ли другие марки у того же завода нужно копать глубже.

Домен не прилинкован к директории на сервере!

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Фарфоровые статуэтки, клейма заводов, стоимость, тематическая коллекция . Советский фарфор.

Помощь Поиск Пользователи Календарь. Здравствуйте, гость Вход Регистрация. НИТИ-Авангард — основан в г. Ленинград, СССР. В г.

Изделия из фарфора считаются предметами роскоши. Заводы, артели и отдельные мастера стремились отметить изготовленный ими фарфор собственными знаками — клеймами.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Автор: Владимир Руденко. Логотип бренда — это основной элемент фирменного стиля. Чем выше конкуренция на рынке, тем большую роль играет яркая и запоминающаяся торговая марка. Ведь если перед потребителем лежат несколько товаров с примерно одинаковыми характеристиками и равной ценой, рациональные аргументы уступают место эмоциям и внутренним ощущениям. Специалисты брендингового агентства KOLORO обладают превосходно отточенным мастерством создания логотипа и фирменного стиля, которые сделают вашу торговую марку хорошо узнаваемой у потребителя. В Советском Союзе производство товаров народного потребления регулировалось государственной структурой — Госпланом. Люди, работавшие в этой организации, на основании статистических показателей определяли объемы производства для каждого предприятия.

Забыли пароль? Изменен п. Расшифровка и пояснения — тут.


Клеймо заводов. Клейма заводов СССР. Клейма артелей.



1) Клеймо ЗК, Кустарная артель им. Павлова, П.К.А., ПАВЛОВСКАЯ АРТЕЛЬ, АртимКирова.
Павловский завод им. Кирова. Г. Павлово на Оке, Горьковской обл.
В 1890 году народник А.Г. Штанге основал в Павлове «Павловскую кустарную артель металлистов». В 20-х годах ее переименовали в Павловскую артель, в 30-е — в артель имени Штанге, в 40-е — в артель имени Кирова, а в 1956 году ее реорганизовали в завод им. С.М. Кирова. В 1971 году завод им. С.М. Кирова был удостоен высокой награды Родины — ордена «Знак Почёта». В 1992 году предприятие преобразуется в открытое акционерное общество. В 1994 году заводу присваивается новый статус. Решением областного Художественно-Экспертного Совета часть изделий завода были признаны изделиями народных художественных промыслов. В связи с этим завод стал именоваться «Открытое Акционерное Общество «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им Кирова»


2) МЗ клеймо. Майкопский машиностроительный завод.
Завод основан 13 июля 1942 года.

3) Клеймо Тумботинская кустарная трудовая артель, ЗТН, ГОРИЗОНТ,
Тумботинский завод «12 лет Октября» р. п. Тумботино, Горьковской обл.


4) Клеймо ЗСН. История ЗСН: фабрика Шмакова в Ворсме, основана в 1780 году, после национализации — фабрика N 2, в 1923-24 годах преобразована в фабрику N 8 — имени рабочего Калинина, в 1927 году объединяется с фабриками N 10 — имени В.И.Ленина (бывшая тов.Завьяловых) и N 9 имени Томского (бывшая Птицына). В 1927 году на базе фабрик N 8, 9 и 10 образуется объединение N 2 ПРУМПа — по сути завод им. В.И.Ленина. В начале 1930-х годов (1931 год?) завод им. В. И.Ленина передается в трест «Мединструмент» с выделением из своего состава фабрики N 8. Фабрика N 8 в 1935 году преобразовывается в завод складных ножей — то, что стало заводом складных ножей (ЗСН в Ворсме). Потом ЗСН (якобы из «Мединструмента»)

5)Клеймо ДЗ. Давыдковский завод «Заря» с. Давыдково,
РОССИЯ, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ., СОСНОВСКИЙ Р-Н, (Горьковской обл. Богородского района) С. ДАВЫДКОВО


6) Клеймо ТМ, ТПА, Таремская Артель.
Таремский завод, д. Таремское, Горьковской обл. Богородского района.
Таремская промартель была основана в середине 20-х годов XX века.
В 1956 году на волне борьбы с артелями
преобразована в Таремский завод металлоизделий.

7)Клеймо М. Сосновское инструментально — производственное акционерное общество открытого типа «Металлист» 606170, Россия, Нижегородская обл., р п. Сосновское, ул. 1 Мая, 27.


8) Клеймо «З-Д Труд», «З-Д Труд ВАЧА, «ТЗ» «ЗТ», «Зав. **** Кондратовъ с.Вача». В 1830 году Дмитрий Иванович Кондратов основал в Ваче небольшую фабрику стальных изделий. -20е года Вачский завод «Труд», р.п. Вача, Горьковской обл. (ныне Нижегородская обл.).
В период с 1830 по 1920 года несколько поколений Кондратовых развивали свое предприятие, превратившееся за это время в одно из крупнейших российских приедприятий.
После национализации фабрика сменила название на «Труд».
Во время ВОВ фабрика работала на нужды армии, выпуская в том числе и армейские ножи. В послевоенные годы фабрика продолжала развиваться, выпуская продукцию народного потребления, в том числе ножи и топоры. В настоящее время ОАО «Труд» продолжает дело своих предшественников.


9) Клеймо «БЗ», «АРТ. ЗВЕЗДА БЕЛЯКОВО». Беляковский завод «Звезда» д. Беляково, Горьковской обл. Богородского района
Артель «Звезда» образована в 1925 году. В середине 50-х сменила название на завод «Звезда». В 2002 году преобразован в ООО «Завод Звезда»


10) Клеймо «АТЗ» «П». Арефинский завод «Труженик», с. Арефино, Горьковской обл. Богородского района.
Арефинская артель создана в 20-х годах ХХ века. В 1956 году артель преобразована
в завод «Труженник». В настоящее время носит название ОАО «СМИ» (слесарно-монтажный
инструмент) и входит в состав Холдинговой компании «Инструментальные заводы».

11) Клеймо «ЕЗ» Елизаровский завод «Заря» с. Елизарово, Горьковской обл. Богородского района. В 1993 году преобразован в ОАО «Старт».


12) Клеймо «ТД Теребин и С»ыновья, «с.Павлово», «П»
1820 — 1918 з-д Теребина
1918 — фабрика № 1
192… фабрика им. Марасанова
1929 — 1971 Павловский инструментальный з-д
1971 — завод Слесарно -монтажного инструмента
ОАО «Павловским инструментальным завод» 606100, г. Павлово. Нижегородская обл.,


13) Клеймо «ЧИЗ» Челябинский инструментальный завод (ЧИЗ)(Челябинск)
14) Клеймо «SB», «СР», «СОЗ»,
Сестрорецкий оружейный завод .
Основан по указу Петра 1 в 1721 году (начал работу в 1724) для обеспечения русской армии холодным и огнестрельным оружием.
В 1894-1902 начальником завода был С.И.Мосин. На заводе также работали создатели автоматического оружия В. А. Дегтярёв, Ф. В. Токарев, В. Г. Фёдоров и другие.
В 1922 завод изменил профиль производства с оружейного на инструментальный.
В настоящее время правоприемником СИЗ является ЗАО «СИЗ Пром»


15) Клеймо КИ, Кировский завод «Красный инструментальщик»
16) Клеймо В, Владивостокский инструментальный завод
17) Клеймо МС, саранский инструментальный завод


18) Ставропольский инструментальный завод
19) Клеймо «КИЗ» — Киржачский инструментальный завод
20) Клеймо «ТИЗ» — Томский инструментальный завод


21) Оренбургский инструментальный завод АООТ «Оренбургское сверло» Оренбургская обл.
22) Белгородский завод фрез


23) Клеймо «К» — Завод измерительных приборов «Калибр», Москва

24) Камышинский завод слесарно-монтажного инструмента, г. Камышин Волгоградской обл.


25) Волжский абразивный завод, г. Волжский Волгоградской обл.
26) Клеймо «БАЗ»- Белгородский абразивный завод


27) Барановичский завод станкопринадлежностей.
28) Клеймо «М» — Глазовский завод «Металлист»
Завод был организован в 1899 году на базе ремесленного отделения при Глазовском городском училище.
В 1918 году отделение было преобразовано в ремонтно-механическую мастерскую по ремонту сельхозтехники и изготовлению жестяных изделий и мебели.
В 1933 году на базе мастерской была открыта артель «Металлист»» и основным видом производства стало весовое хозяйство.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. артель « Металлист» активно помогала фронту.
В 1957 году было создано объединение «Производственник», тогда и началось освоение новых видов продукции: замков и тисков.
В 1960 году предприятию было присвоено наименование — завод «Металлоизделий»,
а в 1992 году завод был приватизирован и образовано Открытое Акционерное общество «Глазовский завод Металлист».


29) ОАО «Канашский Завод Резцов» Предприятие создано в 1937 году на базе нескольких промколхозов. Сначала это была артель имени Сталина по изготовлению деревянных бочек и обозного инвентаря (лесопромысловый артель «Дуб»). В 1960 году из-за нехватки сырья артель перепрофилировалась на выпуск металлических кроватей, гардин и капканов, став кроватной фабрикой. 16 мая 1963 года по постановлению ВОЛГО-ВЯТСКОГО совнархоза она становится Канашским заводом резцов. С 1993 гада ОДО «Канашский Завод Резцов»
30) Храпуновский инструментальный завод


31) МосЭлектроПрибор (Москва)
4 февраля 1924 года было основано Кооперативно-производственное объединение N4 «дружба», которое позднее было переименовано в завод « Мосэлектроприбор». Ныне на базе завода основано ОАО «Мосэлектроприбор».
32) Завод «Контур» г.Чебоксары


33) Клеймо «ШААЗ» — Шадринский Автоагрегатный завод

34) Клеймо «ЛИЗ», «ИЗМЕРОН» — ОАО «Измерон» г.Санкт-Петербург


35) ЗАО «Петербургский Машиностроительный завод» Бывший Ленинградский машиностроительный завод Санкт-Петербург 4-й Предпортовый проезд, д.2
36) Ленинградский машиностроительный завод «Металлист»


37) Клеймо «М» — ЗАО «Завод Металлист»
190020, Саккт-Петербург, наб. Обводного канала, Д.150


38) Клеймо «Н» — Новосибирский инструментальный завод
С 1994 года ОАО «Новосибирский инструментальный завод»
Выпуск продукции с 23 октября 1941
39) Клеймо «Б» — Боготольский инструментальный завод


40) Чебоксарский инструментальный завод
41) Клеймо «ЗиК», ЗГЗ, «ЗОФ», «ЗМЗ», «ЗИЗ» — Златоустовский инструментальный комбинат


42) Клеймо «СИЗ» — Свердловский инструментальный завод
43) Клеймо «БАЗ» Брянский автомобильный завод


Советская военная программа, которая тайно нанесла на карту весь мир

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1 / 10

1 / 10

Пентагон виден внизу слева на этой детали советской карты Вашингтона, округ Колумбия. напечатано в 1975 г.

Пентагон виден внизу слева на этой детали советской карты Вашингтона, округ Колумбия. напечатано в 1975 году.

Изображения из «Красного атласа: как Советский Союз тайно нанес на карту Америку» Джона Дэвиса и Александра Дж. Кента, опубликовано издательством University of Chicago Press

Во время холодной войны советские военные провели секретное картографирование программа, о которой только недавно стало известно на Западе. Военные картографы создали сотни тысяч карт и наполнили их подробными заметками о местности и инфраструктуре каждого места на Земле. Это была одна из величайших картографических работ, которые когда-либо видел мир.

На советских картах Афганистана указано время года, когда некоторые горные перевалы свободны от снега и по ним можно пройти. На картах Китая есть сведения о местной растительности и о том, безопасна ли для питья вода из колодцев в определенном районе. Советы также нанесли на карту американские города в мельчайших подробностях, в том числе некоторые военные здания, которых нет на американских картах той же эпохи. Эти карты включают примечания о строительных материалах и несущей способности мостов — вещи, которые было бы почти невозможно узнать без людей на земле.

Многое из того, что известно об этом секретном советском военном проекте, изложено в новой книге Красный Атлас , написанной Джоном Дэвисом, британским любителем карт, посвятившим более десяти лет изучению этих карт, и Александром Кентом, географом. в Кентерберийском университете Крайст-Черч.

Красный Атлас погружается внутрь секретной советской картографической программы.

Изображения из «Красного атласа: как Советский Союз тайно наносил на карту Америку» Джона Дэвиса и Александра Дж. Кента, опубликовано издательством Чикагского университета

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Начиная с 1940-х годов, Советы наносили на карту мир в семи масштабах, начиная от серии карт, на которых поверхность земного шара изображалась в 1100 сегментах, и заканчивая набором настолько подробных карт городов, что на них можно было увидеть остановки общественного транспорта и очертания знаменитых городов. здания, подобные Пентагону (см. выше). Невозможно сказать, сколько людей приняло участие в этом масштабном картографическом предприятии, но, вероятно, их было тысячи, включая геодезистов, картографов и, возможно, шпионов.

Большинство этих карт были засекречены, и их использование строго ограничивалось военными. За железным занавесом простые люди не имели доступа к точным картам. Карты для общественного пользования были намеренно искажены правительством и не содержали никаких подробностей, которые могли бы принести пользу врагу, если бы они попали в чужие руки.

Дэвис и Кент утверждают, что карты были доцифровой Википедией, хранилищем всего, что Советы знали о данном месте. Карты, составленные американскими и британскими военными и разведывательными службами во время холодной войны, как правило, были сосредоточены на конкретных областях, представляющих стратегический интерес. Советские карты также содержат много стратегической информации — например, о ширине и состоянии дорог, — но они также содержат детали, необычные для военных карт, такие как типы домов и предприятий в данном районе и озеленение улиц.

Исчерпывающие заметки о транспортных сетях, электросетях и заводах намекают на одержимость Советов инфраструктурой. Дэвис и Кент рассматривают карты не столько как руководство по вторжению, сколько как полезный ресурс в процессе захвата мира. «Существует предположение, что коммунизм победит, и, естественно, власть будет за СССР», — говорит Дэвис.

Очень мало известно о том, как советские военные делали эти карты, но похоже, что они использовали любую информацию, которую могли получить в свои руки. Некоторые из них было относительно легко найти. В США, например, у них был бы доступ к общедоступным топографическим картам, составленным Геологической службой США (легенда гласит, что советское посольство в Вашингтоне, округ Колумбия, регулярно отправляло кого-то проверять наличие новых карт). Чтобы получить более неясную информацию, им пришлось бы проявить творческий подход.

На советской карте Сан-Диего 1980 года (вверху) здания Учебного центра ВМС США и рекрутского депо морской пехоты показаны более подробно, чем на карте Геологической службы США, опубликованной в 1979 году (внизу).

Изображения из «Красного атласа: как Советский Союз тайно наносил на карту Америку» Джона Дэвиса и Александра Дж. Кента, опубликовано издательством University of Chicago Press

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

На этой карте Сан-Диего добавленные детали могли быть получены из спутниковых изображений, к которым у Советов был доступ после запуска их первого спутника-шпиона в 1962. В других случаях подробности могли поступать непосредственно из источников на местах. Согласно одному сообщению, русские дополнили свои карты Швеции деталями, полученными от дипломатов, работающих в советском посольстве, которые имели привычку устраивать пикники возле объектов, представляющих стратегический интерес, и заводить дружеские беседы с местными строителями. Один из таких разговоров на пляже недалеко от Стокгольма в 1982 году якобы дал информацию о шведских оборонительных минных полях и привел к депортации советского шпиона после того, как агент шведской контрразведки, притаившийся неподалеку, подслушал разговор.

Вопрос о том, как именно советские карты стали доступны на Западе, является деликатным. Они никогда не собирались покидать Родину, и они никогда не были официально рассекречены. В 2012 году отставной российский полковник был признан виновным в шпионаже, лишен звания и приговорен к 12 годам лишения свободы за контрабанду карт из страны. Изучая книгу, Кент и Дэвис надеялись поговорить с кем-нибудь из бывших военных картографов, которые работали над картами, но так и не нашли желающих поговорить.

Когда в конце 1980-х распался Советский Союз, карты стали появляться в каталогах международных продавцов карт. Телекоммуникационные и нефтяные компании были активными клиентами, скупая советские карты Центральной Азии, Африки и других частей развивающегося мира, для которых не существовало хороших альтернатив. Группы помощи и ученые, работающие в отдаленных регионах, также часто использовали их.

Для тех, кто пережил холодную войну, может быть что-то пугающее при виде знакомого ландшафта, нанесенного на карту глазами врага, со знакомыми достопримечательностями, помеченными незнакомой кириллицей. Тем не менее, советские карты удивительно привлекательны и очень хорошо сделаны даже по современным меркам. «Я по-прежнему благоговею перед людьми, которые это сделали, — говорит Дэвис.

Если вас интересуют секретные военные карты, ознакомьтесь с нашими предыдущими сообщениями о японских военных картах и картах, рассекреченных ЦРУ .

Подписывайтесь на По всей карте на Twitter и Instagram .

Читать дальше

Найдена самая большая костистая рыба в мире

  • Животные

Найдена самая большая костистая рыба в мире

Рыба весом более 6000 фунтов, найденная мертвой у Азорских островов, весит как белый носорог.

Что нужно знать об Ozempic, любимом препарате TikTok для похудения

  • Наука

Что нужно знать об Ozempic, любимом препарате TikTok для похудения

Ученые предупреждают, что для снижения веса долгосрочная безопасность и эффективность лекарства от диабета не не решен. Это не остановило инфлюенсеров.

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету Почему люди так чертовски одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Узнайте, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Подробнее

Советская практика планирования: от тракторов к территории это была мера, положившая начало лихорадочному периоду теоретизирования и построения новых пространственных моделей.

Если капиталистический урбанизм был плотным, централизованным и эксплуататорским, задавались вопросом советские планировщики в области физического и экономического планирования, как могло бы быть иначе организовано социалистическое пространство, чтобы обеспечить справедливые экономические и социальные отношения? В то время как актуализированные социалистические города раннего советского периода, известные в свое время как социально-промышленные поселения, подвергались критике со стороны историков архитектуры за их неспособность воплотить в жизнь революционные формы, мое исследование устанавливает значение этих мест как жизненно важных узлов в сети живых существ. лаборатории для городских экспериментов. Я утверждаю, что ранние советские планировщики руководствовались не формой, а процессом — и, в частности, praxis , то есть критическое взаимодействие с существующими условиями, чтобы повлиять на системные изменения. Поселения, спроектированные этими практиками, должны быть исследованы как изменчивые исследовательские площадки, которые активно и итеративно производили знания о возможных траекториях социалистического урбанизма. В результате этих экспериментов возник систематизированный набор практик, которые направляли работу по планированию в СССР и на отдаленных территориях, находившихся под советской сферой влияния, на протяжении всего двадцатого века.

Чтобы показать развитие ранней советской практики планирования в широком и сравнительном плане, мое исследование охватывает период от социализации земли до завершения сталинской первой пятилетки национальной индустриализации (1917–1932). Социалистические поселения, которые я подробно исследую, расположены в трех советских республиках: Баку, Азербайджан; Магнитогорск, Россия; и Харьков, Украина. 1 Здесь я буду следить за проектированием и строительством посёлка тракторного завода в Харькове с 19с 29 по 1931 г., чтобы продемонстрировать, что глубокий анализ материального артефакта — метод историка архитектуры — может раскрыть важные политические, экономические и культурные темы. В частности, этот фабричный поселок показывает, как американская модель промышленной стандартизации позволила и уполномочила Советы внедрить отчетливо социалистические городские модели.

Решающую роль в СССР в ходе выполнения первой пятилетки, 1928–1932 гг., сыграло физическое планирование. Чтобы достичь «социализма в одной стране», продукты питания и технологии должны были производиться в пределах советских границ, что требовало разумного использования огромных территорий, природных ресурсов и населения СССР. Авангардная пространственная теория и упорная экономическая стратегия объединились в полинуклеарной модели расселения, которая одновременно уменьшила скученность в дореволюционных городах, распределила экономическое развитие между многими местами и контролировала огромные территории, теперь находящиеся под советской властью.

Амбициозный график, установленный экономическими планами штата для Плана, не предусматривал периода внутренних архитектурных исследований и разработок. Прагматизм, навязанный графиком, привел Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) к детройтскому архитектору Альберту Кану, дизайнеру Генри Форда. В мае 1929 года советское правительство подписало контракт с фирмой Кана на проектирование и надзор за строительством единственного тракторного завода в Сталинграде, который будет производить 40 000 тракторов в год. Справочная карта Плана, отправленная в офис Кана, содержала описательный ключ, заполненный промышленными «типами» — электростанциями, сталелитейными комбинатами, тракторными заводами, — которые были разбросаны по Евразийскому континенту в виде огромного многоузлового созвездия. Многие из мест, предназначенных для тяжелой промышленности, были неосвоенными участками полезных ископаемых, далекими от существующей транспортной инфраструктуры. «Всплывающие» промышленные комплексы, которыми занималась американская экспертиза, согласовывались с советскими стремлениями к быстрому развитию обширных производственных площадок. [Рисунок 1]

Рис. 1: Пятилетний план экономического развития СССР, 1930 г. , неоднократно срывались из-за нехватки как своевременных чертежей и строительных материалов, так и квалифицированных мастеров для надзора и рабочих для строительства комплексов. 26 декабря 1929 г. два одновременных решения подтолкнули советскую строительную отрасль к модели национальной стандартизации. Совет Народных Комиссаров (СНК) издал декрет «О мерах по излечению болезней строительного дела», предписывавший немедленно рационализировать профессиональную практику. 2 В тот же день СНК подписал проект расширенного контракта с Albert Kahn, Inc. на руководство проектированием и надзором за строительством всех промышленных объектов в СССР сроком на два года. [Рисунок 2] В своем предыдущем контракте с советским правительством на проектирование завода в Сталинграде Кан сохранил за собой права на инструменты службы архитектора — чертежи, спецификации и интеллектуальную собственность, содержащуюся в проекте, — как это принято в Соединенных Штатах. Состояния. По новому соглашению фирма Кана должна была предоставить заказчику, ВСНХ, «типовые планировки завода, подробные чертежи, спецификации и другую техническую документацию, «типичную для архитекторов, работающих в Америке», — все это становилось законной собственностью ВСНХ. в конце срока. 3

Рис. 2: Консультанты советского правительства, 1930 г. срок действия соглашения нельзя недооценивать. Когда Кан подписал расширенное соглашение, прошло всего два месяца с «черного вторника», что поставило под сомнение будущее работы Кана в Соединенных Штатах. Близился к завершению и Сталинградский тракторный завод. 4 Хотя фабрика в Сталинграде была спроектирована в соответствии с ограничительным контрактом в американском стиле, как только было заключено соглашение о льготах для клиентов, проекты Кана, похоже, попали под действие нового правового режима. Всего через девятнадцать дней после подписания контракта началось строительство нового тракторного завода под Харьковом, столицей Украинской Социалистической Республики.

Харьковский тракторный завод, построенный по проектам, разработанным детройтским офисом Кана для Сталинградского завода, дает представление о ранних стадиях архитектурной стандартизации в СССР. Харьков не был точной копией Сталинграда ни с точки зрения материалов, ни с точки зрения труда, и эти различия свидетельствуют о переформулировке американской промышленной практики, чтобы она соответствовала возможностям все еще развивающегося социалистического контекста. В игре здесь концепция circulation des saviors , в котором утверждается, что опыт — в данном случае архитектурный — расширяется и трансформируется благодаря замкнутому взаимодействию специалистов в различных политических, экономических и культурных контекстах. 5 Американские техники использовались для целей, не предусмотренных их создателями, демонстрируя, возможно, гибкость и восприимчивость техник к служению различным мастерам.

По мере развертывания строительства в Харькове между первоначальным заводом в Сталинграде и его зарождающимся двойником произошли существенные существенные изменения. Леон Сваджян, прораб из офиса Кана на обоих участках тракторных заводов, отметил: «Харьков [так в оригинале] должен был следовать проектам, сделанным для Сталинграда, но это оказалось невозможным. Импорт стали нужно было экономить, поэтому Харьковский завод был построен в основном из железобетона». 6 Советская история дополняет детали. Экономика и сроки Харьковского завода не позволяли импортировать всю готовую стальную продукцию из Соединенных Штатов, как это было в Сталинграде, и импорт не был устойчивым в долгосрочной перспективе. А зарождавшаяся советская сталелитейная промышленность была не в состоянии обеспечить идентичные сечения, предназначенные для Сталинграда, или даже необходимое количество арматурных стержней для полностью бетонного варианта. Как следствие, Харьковский тракторный завод был фактически перепроектирован как гибридный комплекс с тремя конструктивными системами: стальной, стальной поверх бетонного фундамента и железобетонный. 7

Долгосрочные последствия эксперимента по стандартизации тракторных заводов становятся более очевидными в масштабах Союза. Харьков был модельным проектом системы типологического тиражирования , которая продолжалась и после того, как сотрудники Кана покинули СССР в 1932 году. в советском архитектурном контексте это стало означать модификацию стандартизированного проекта для соответствия конкретным условиям местности. Эта советская версия стандартизированного архитектурного производства предполагала, что потребуются стратегические корректировки исходной модели, изменения, которые позволили бы конечному продукту и его модели иметь семейное сходство, даже если материальные и трудовые условия, в которых они были созданы, резко различались. Как пишет историк техники Ив Коэн в своем исследовании, сравнивающем американскую и советскую версии тракторов «Форд», «если сравнивать бок о бок, «Фордзон» и «Фордзон-Путиловец» походили друг на друга, как братья… Я вовсе не хочу сказать, что стандартизированные продукты должны быть одинаковым. Наоборот: именно этот парадокс массового производства первым разрешил Генри Форд; чтобы быть идентичными на уровне законченного продукта, его составные части не обязательно должны быть идентичными». 8 Коэн отмечает, что в этом несовершенном процессе репликации важно контролировать допуск, разумное размерное расстояние между оригиналом и его копией, чтобы они действовали удовлетворительно одинаково. [Рис. 3]

Рис. 3  (по часовой стрелке сверху слева):
Трактор Fordson, завод Ford, Дирборн, Мичиган. Изображение предоставлено: Фонд Генри Форда
Сталинградский тракторный завод, Albert Kahn, Inc. Изображение предоставлено: Историческая библиотека Бентли, Мичиганский университет
Харьковский тракторный завод (ХТЗ). Изображение предоставлено: Головко Г.В. Нарысы Истории Архитектуры Украинской РСР, 1962
Трактор Фордзон-Путиловец, Путиловский завод, Ленинград СССР. Изображение предоставлено: www.novate.ru

Можно ли применить понятие толерантности Коэна к Сталинграду и Харькову? Комплексы сильно различаются по составу материалов, способам строительства и, наконец, даже внешнему виду. Но тщательное сравнение архитектурной ДНК каждой фабрики — плана — показывает, что проекты типологически связаны. Как в таком случае оценить допуск и в какой момент допуск превышен, чтобы сделать вторую итерацию настолько отличной, что ее уже нельзя считать репликой? Возможно, мы можем задать вопрос нашему главному герою. Стал бы Альберт Кан, хорошо разбирающийся в философии массового производства Форда, считать Харьков своим собственным проектом, несмотря на обильные изменения конструкции? На самом деле, он сделал. В 1939 Американская монография под названием Industrial Architecture of Albert Kahn, Inc. , разворот на две страницы иллюстрирует карту мира, усеянную городами, в которых проживает архитектура Кана. 9 Проекты Кана можно найти на всех шести обитаемых континентах, при этом в США и СССР наблюдается самая высокая плотность застройки. Сталинград и Харьков указаны как сайты Кана. В общей сложности документы офиса Кана подтверждают, что 531 завод на основе их чертежей и спецификаций был завершен в СССР к тому времени, когда их двухлетнее консультирование закончилось, и более 4000 советских технических специалистов были обучены руководством Кана в Детройте, Москве и в других городах. офисы по строительству спутников. 10 Количество неподтвержденных объектов, основанных на планах или деталях, разработанных офисом Кана, привязке копий к братскому сходству, вероятно, никогда не будет известно, но, вероятно, будет исчисляться тысячами.

Желание советских экономистов быстро тиражировать промышленные комплексы и жилые кварталы на обширных территориях увенчалось успехом за счет межскалярной стандартизации архитектурных деталей, стандартных типов зданий и предварительно спроектированных модулей поселений. Наконец, рассредоточенная схема социалистического поселения, оправдываемая цитатами из Маркса и Энгельса и продвигаемая социалистическими урбанистами-теоретиками, была воплощена в масштабном и смягченном акте архитектурного воспроизведения в американском стиле, но в модифицированном Советским Союзом архитектурном воспроизведении на евразийском континенте.

Кристина Э. Кроуфорд — аспирант и кандидат наук в области архитектуры и городского планирования Гарвардской высшей школы дизайна. Область научных интересов включает: историю и теорию градостроительства и архитектуры; дизайн в переходные периоды; и практики советского авангарда.

Примечания

  1. Хотя название города Харьков по-русски (написание, которое эпизодически использовалось в архивных документах), а Харьков в транслитерации стандарта Библиотеки Конгресса, здесь я использовал нынешнее украинское написание Kharkiv .
  2. Постановление было обобщено в «Правде» от 29 декабря 1929 года в статье под названием «Реорганизация и улучшение строительства». В перечень всех вопросов, затронутых в постановлении, входили необходимость механизации строительных работ, стандартизация, индустриализация строительных материалов, квалифицированные рабочие кадры, профессиональные обмены с другими промышленно развитыми странами, использование зарубежного технического опыта, организация производства в строительстве. работы, создание строительных фирм и филиалов, управление и планирование строительной отрасли, снижение себестоимости строительства. Эта директива также обсуждается в Кэтрин Энн Чичестер Кук, Город социализма (Кембридж: Кембриджский университет, 1974): 166–67.
  3. Соня Мельникова-Райх, «Советская проблема с двумя «неизвестными»: как американский архитектор и советский переговорщик запустили индустриализацию России, часть I: Альберт Кан», IA: Журнал Общества промышленной археологии 36, вып. 2 (2010): 62.
  4. «Строительство Советского Союза в 1930 году стоимостью 1 9000 000 долларов: Albert Kahn, Inc., получение контракта в качестве архитектора-консультанта в рамках пятилетней программы», New York Times , 11 января 1930 г.
Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *