Как на развитие экономики влияет дефицит государственного бюджета – А 24. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

А 24. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1) сдерживает экономический рост

2) увеличивает размеры кредитования фирм

3) усиливает социальное расслоение

4) ведет к снижению налогов

А 25. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы

2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда

4) ограничение ресурсов в экономике

А 26. Условия конкуренции побуждают производителя

1) повышать производительность труда

2) использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями

3) устранять специализацию труда

4) постоянно наращивать объемы производства

А 27. Государство в условиях командно-административной экономики

1) законодательство закрепляет господство одной формы собственности

2) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3) вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4) предоставляет экономическую самостоятельность производителям

А 28. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

А 29. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 30.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 31. На рынке недвижимости формируются в частности спрос и предложение на

1) квартиры

2) труд работников

3) акции предприятий

4) технические средства

А 32. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

1) труда

2) услуг

3) капитала

4) информации

А 33. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника



1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

А 34. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

3) акция

4) ассигнация

А 35. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара для жизни и здоровья

4) право на замену или возврат некачественного товара

А 36. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 37. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 38. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 39. Верны ли следующие суждения о потребителе в рыночной экономике?

А.Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 40. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком и государством, то экономика является

1) командной

2) рыночной

3) традиционной

4) смешанной

А 41. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ, демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 42. Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения

2) цикличность производства

3) разделение труда

4) снижение затрат производства

А 43. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма?

1) рост налогообложения

2) бездефицитный государственный бюджет

3) свободный и взаимовыгодный обмен

4) использование новых технологий

megaobuchalka.ru

определение, как оно влияет на экономию 2019

Определение: Дефицит бюджета заключается в том, что расходы превышают доходы. Этот термин обычно применяется к правительствам, хотя отдельные лица, компании и другие организации могут использовать дефицит.

Существуют немедленные штрафы для большинства организаций, которые имеют постоянный дефицит. Если человек или семья делает это, их кредиторы приходят. Поскольку счета не выплачиваются, их кредитный балл падает. Это делает новый кредит более дорогим.

В конце концов, они могут объявить о банкротстве.

То же самое относится к компаниям, имеющим бюджетный дефицит. Рейтинг их облигаций падает. Когда это происходит, они должны платить более высокие процентные ставки, чтобы получить какие-либо займы вообще.

Правительства разные. Они получают доход от налогов. Их расходы приносят пользу людям, которые платят налоги. Правительственные лидеры сохраняют популярную поддержку, предоставляя услуги. Если они хотят продолжать быть избранными, они будут тратить как можно больше. Это потому, что большинство избирателей не заботятся о влиянии долга.

Как финансируется дефицит?

Государственные облигации финансируют дефицит. Большинство кредиторов считают, что правительство, скорее всего, вернет своих кредиторов. Это делает государственные облигации более привлекательными, чем более рискованные корпоративные облигации. В результате государственные процентные ставки остаются относительно низкими. Это позволяет правительствам сдерживать дефициты в течение многих лет.

Соединенные Штаты финансируют свой дефицит казначейскими векселями, облигациями и облигациями.

Это способ печатать ден

ru.routestofinance.com

Вопрос 2. Влияние дефицита (профицита) бюджета на экономику

Управление государственным заимствованием является од­ним из направлений государственной экономической и финансо­вой политики. Объемы и инструменты государственного заимство­вания оказывают воздействие на денежное обращение, уровень процентных ставок, производство и занятость. От способов фи­нансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит финансово-экономическая политика корпораций, в частности на­правление инвестиций в государственные ценные бумаги или в производство, управление оборотом денежных средств на предпри­ятиях и др. Поэтому операции финансирования должны быть со­гласованы с общей экономической и финансовой политикой го­сударства в целях обеспечения стабильного развития экономики.

Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут быть использованы различные финансовые инструменты: внут­реннее и внешнее заимствование, денежная эмиссия. Займы могут различаться по типу кредитора, типам и условиям долговых обяза­тельств с различной экономической природой. Соответственно, они оказывают различное, нередко противоречивое, воздействие на экономическое и финансовое положение в стране. В этой связи процессом финансирования дефицита бюджета нужно и можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финанси­рования, маневрирования условиями (объемом, сроками обраще­ния, доходностью и т.п.) выпуска государственных ценных бумаг, соотношения внутренних и внешних займов, создания благопри­ятных условий для сохранения внутренних сбережений населения, индексации ценных бумаг и вкладов, ограничения расходов по об­служиванию государственного долга и т.д.

Целью как денежно-кредитных операций, так и операций по государственному финансированию является удовлетворение фи­нансовых нужд органов управления для обеспечения стабильного развития экономики. Поэтому все эти операции должны быть со­гласованы с изменениями, происходящими в финансовой системе. Эффективное управление бюджетным дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и занятости населения. Следует также учитывать, что если в финансировании дефицита и, соответственно, государственного долга принимает участие значительная часть населения, то формируется социальный слой, заинтересованный в стабильности политической и со­циально-экономической ситуации в стране.

Влияние внутреннего финансирования дефицита бюджета на эко­номику страны. Заимствование внутри страны означает лишь пере­распределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики. Займы, осуществляемые путем выпуска государствен­ных ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на де­нежном рынке ведет к сокращению инвестиций.

Воздействие на экономику внутреннего заимствования опреде­ляется характером заимствуемых государством средств. Если кре­дитные ресурсы, используемые государственными органами, могут быть направлены в секторах экономики на какие-то другие цели, то заимствование их государством уменьшает объем расходов, про­изводимых другими секторами, и не ведет к росту совокупного спроса в экономике. Заимствование средств, которое не сокращает общего объема расходов других секторов, приводит к увеличению совокупного спроса и, соответственно, к росту экономической ак­тивности. Поэтому в условиях, когда частный сектор располагает крупными средствами, которые государство может привлекать на условиях заимствования, государственные займы могут оказывать позитивное влияние на экономику, так как создают возможности для увеличения государственных расходов и увеличения общего спроса в экономике. В условиях, когда частный сектор сам нужда­ется в деньгах, когда низка насыщенность экономики деньгами и проводится рестрикционная денежная политика, государственные займы изымают деньги, необходимые самому частному сектору, и сужают возможности экономического развития. Такая ситуация имела место в России в 1990-х гг. вплоть до кризиса 1998 г.

Возможность обеспечения потребностей органов управления без сокращения спроса на ресурсы со стороны других экономиче­ских единиц зависит от проводимой государством денежно-кре­дитной политики. В рамках этой политики определяется, должно ли кредитование государственных органов Центральным банком или коммерческими банками приводить к сокращению кредитных ресурсов, предоставляемых другим экономическим единицам.

Взаимосвязь между государственным финансированием и дру­гими финансовыми потоками и воздействием операций финанси­рования на экономический рост в значительной мере определяется характером предоставляемых ссуд и кредиторами, задействован­ными в этих операциях. Вероятность сокращения расходов других экономических единиц в случае заимствования у банков, в част­ности, значительно меньше, чем при заимствовании у домашних хозяйств. В сущности, любая операция, связанная с заимствова­нием средств органами государственного управления, может ока­зывать на расходы других экономических единиц только «сокра­щающее» или нулевое воздействие. Однако с учетом расходования органами государственного управления полученных заемных средств такое воздействие либо ведет к росту расходов в экономи­ке, либо имеет нейтральный характер.

В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополни­тельное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост, так как, отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные денежные ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть во­влечены в производство.

Влияние государственных займов на денежное обращение. Разме­щение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. Центральные банки используют операции по покупке и продаже государственных ценных бумаг или выдаче кредитов под их залог как крупный инструмент регулирования ликвидности коммерческих банков и денежного обращения.

Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособ­ный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной мас­сы в обращении сократится, а при использовании на выплату зар­платы и пенсий — не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Выпуск государственных долговых обязательств, увеличивая спрос на деньги, ведет также к росту процентных ставок. Учитывая, что инвестиционные расходы в условиях нормально функциони­рующей экономики обратно пропорциональны процентным став­кам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными ставками. При погашении государственной задол­женности государство выкупает свои долговые обязательства, пе­редавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает пред­ложение денег, стимулируя падение ставки процента, инвестиции и потребление. В условиях хронического дефицита бюджетов государственные займы, ведущие к чрезмерному увеличению госу­дарственного долга, приводят к повышению кредитных ставок, оказывая негативное воздействие на инвестиции, увеличению рас­ходов по обслуживанию и погашению государственного долга и, соответственно, к росту налогов. Вместе с тем проведение такой политики в сочетании с рестрикционной денежной политикой мо­жет смягчить инфляционное давление и существенно ограничить темпы инфляции.

Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению го­сударственных расходов и совокупного спроса в экономике. Эмис­сия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревата опасностью инфляции.

Влияние на экономику внешнего заимствования. Внешнее заим­ствование предполагает операции с нерезидентами. Потоки средств, поступающих в сектор государственного управления из-за рубежа, и обратные потоки платежей оказывают существенное влияние на доходы, спрос, занятость, цены, денежно-кредитное обращение. Это воздействие затрагивает как непосредственных получателей средств, так и опосредованно — их контрагентов пу­тем изменения экономического поведения субъектов хозяйство­вания в отношении расходов, сбережений, потребления, инвести­ций, импорта, приобретения финансовых обязательств. В момент поступления средств внешнее заимствование приводит к увеличе­нию общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет уве­личить суммарный спрос государства на товары и услуги нацио­нального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных фи­нансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, выплаты процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на вы­платы населению и для других целей. Внешнее заимствование ока­зывает прямое воздействие на состояние платежного баланса в момент получения кредита, которое особенно значимо в случае использования поступивших кредитных ресурсов для оплаты го­сударственных закупок за границей, для выплаты процентов и воз­врата полученных кредитов. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю задолжен­ность, вынуждены проводить политику жесткой экономии, рас­ширять экспорт и сокращать импорт, направляя доходы от внеш­ней торговли на выплату долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы для собственного экономи­ческого развития. В итоге снижается жизненный уровень населе­ния и формируются тенденции экономического отставания. Воз­можности внешнего финансирования для той или иной страны, как правило, ограничены различными факторами.

Направление использования заимствованных средств и социально-экономическое развитие. Другой стороной проблемы является на­правление использования заимствованных средств. Принципи­ально важно разграничение заимствованных средств на направля­емые на цели экономического развития или на цели потребления. В случае если займы обусловлены главным образом потребностями покрытия дефицита текущих затрат, заемные средства «проедают­ся» и ведут к увеличению государственного долга и расходов по его обслуживанию. Расходование средств на военные нужды означает, что возмещение этих расходов возможно либо за счет налогов, либо за счет новых займов. Расходование средств на социальные нужды ведет к увеличению потребления населения, однако не создает конкретных очевидных источников средств для погашения зай­мов.

В случае если дефицит бюджета сформировался в результате недостатка средств на инвестиционные нужды, покрытие дефици­та за счет заемных средств можно считать экономически обосно­ванным. Здесь дело обстоит так же, как и на любом предприятии. Заемные средства направляются на цели развития реального про­изводства, построенные объекты и вложенные средства начинают приносить доходы, увеличивая ВВП и поступления в бюджет. Го­сударство и страна в целом будет располагать новыми функциони­рующими активами. Эти капитальные активы со временем могут быть реализованы для погашения основного долга.

При использовании займов на капитальные расходы увеличе­нию государственного долга соответствует равноценное увеличе­ние государственных активов, а чистая стоимость государства оста­ется неизменной. Это «золотое правило» государственных финан­сов. В ряде стран даже формируется так называемый двойной бюджет. Так, например, в Германии (ст. 115 Конституции) заемные средства разрешается тратить только на инвестиции и на борьбу с рецессиями, а не на цели потребления. При двойном бюджете текущие расходы покрываются за счет налоговых платежей, а капи­тальные расходы — за счет заемных средств. Аналогичной полити­ки придерживаются в Великобритании. Считается, что «золотое правило» соответствует принципам справедливого распределения налоговой нагрузки между поколениями. Занятые средства, ис­пользованные на потребление, облегчая нагрузку на живущее по­коление, оплачиваются из доходов последующих поколений, тогда как осуществленные за счет займов капитальные вложения будут использоваться как живущими, так и последующими поколения­ми. В России, как и в большинстве других стран, действует прин­цип совокупного покрытия бюджета, однако расходы делятся на текущие и капитальные и предусмотрены данные, характеризу­ющие источники финансирования дефицита бюджета, в том числе и за счет заемных средств. Это позволяет сопоставлять размеры заимствования средств с величиной инвестиционных расходов, имея в виду, что величина дефицита в процентах к ВВП не должна превышать долю валового накопления основного капитала в ВВП.

Профицит бюджета и его использование. Образование профици­та может быть связано со сдерживанием государственных расходов в целях ограничения циклических подъемов производства, эконо­мией на расходах в связи с необходимостью погашения государ­ственного долга и выплаты процентов по нему.

Превышение доходов над расходами может быть использовано сектором государственного управления для погашения долговых обязательств, приобретения основных фондов, увеличения запасов ликвидных средств или увеличения текущих расходов.

В случае вызванной избыточным спросом инфляции правитель­ство может нацелить свои усилия на образование бюджетного из­лишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной за­долженности или соответствующие денежные средства будут изъ­яты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение внутренней задолженности, правительство вновь направляет де­нежные средства в обращение, увеличивая денежную массу, и сни­жает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Одна­ко побочным следствием является стимулирование снижения про­центных ставок и, соответственно, увеличения инвестиций. В случае если правительство изымет излишек доходов бюджета из обращения, оно может добиться более существенного антиинфля­ционного эффекта по сравнению с вариантом использования из лишка для погашения государственного долга, так как в этом слу­чае деньги не возвращаются в оборот.

В среднесрочной перспективе ограничение государственных расходов может способствовать сдерживанию инфляции. Вместе с тем такая политика обычно связана с уменьшением государствен­ных инвестиций и жесткой кредитно-денежной политикой, что ведет к стагнации экономики.

Нужно ли стремиться к систематически сбалансированному бюд­жету. Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стали одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов, и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фак­тором экономического роста. Дефицит государственного бюджета не рассматривается как негативное явление, которого следует обя­зательно избегать. Более того, согласно кейнсианской точке зрения политика дефицитного финансирования признается полезной.

По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым являет­ся уровень бюджетного дефицита в размере 3%. В 2005 г., учитывая потребность в финансовых ресурсах, европейские страны это огра­ничение несколько смягчили. В России в последние годы феде­ральный бюджет сводится с профицитом, в 2006—2007 гг. профицит составлял около 3% ВВП.

Для воздействия на экономику государство широко использует финансовую политику как совокупность мер в области налогооб­ложения и правительственных расходов, направленных на изме­нение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости. Регулирующее воздействие государственных расходов сопряжено с формированием дефицита бюджета.

Общепризнанными являются два основных положения. Со­гласно первому — увеличение государственных расходов ведет к росту совокупного спроса в экономике и, соответственно, к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государствен­ных расходов на капитальные вложения в некоторой мере анало­гично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму — увеличение налогообложения (чистые налоги, т.е. суммы взима­емые государством за минусом социальных трансфертов) ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.

В этой связи, прежде всего, нужно ответить на вопрос о том, сле­дует ли стремиться к систематическому ежегодно сбалансирован­ному бюджету, т.е. к бюджету, обеспечивающему равенство доходов и расходов.

Сбалансированный бюджет в условиях экономического спада, снижения доходов и безработицы ведет к автоматическому сниже­нию налоговых поступлений в бюджет и росту его дефицита. Чтобы сбалансировать бюджет, нужно увеличить налоги, сократить расхо­ды или сделать и то и другое. Попытки устранить вызванный спа­дом дефицит этими способами только усугубят ситуацию. Любая из этих мер ведет к дальнейшему сокращению совокупного спроса, падению производства. Указанное выше касается не только сбалансирования бюджета, но и мер по сокращению его дефицита. В условиях рецессии сокращение дефицита за счет увеличения налогов или сокращения расходов замедляет рост экономики и, соответственно, поступление налогов. В то же время со спадом экономики возрастают расходы по безработице, а сократить расходы социаль­ного характера оказывается затруднительным. Это достаточно чет­ко проявилось в России в 1990-е гг. В условиях резкого падения производства, связанного с ним сокращения поступления налогов и острого недостатка денежной массы в обращении усилия, прилагавшиеся по сокращению государственных расходов и количества денег в обращении, мотивировавшиеся необходимостью сбалансированности бюджета и сокращения инфляции, приводили к кризису неплатежей и дальнейшему падению производства.

Ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то, соответственно, возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государствен­ные органы могут использовать образующиеся излишки для пога­шения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счет эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведет к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте. В целом стремление к сбалансированному бюджету ограничивает возможности регулирования экономического развития с помощью изменения доходов и расходов в зависимости от складывающейся конъюнктуры.

Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции. Иначе говоря, бюджет должен балансироваться не ежегодно, а на циклической основе. В условиях спада производства необходимо снижать налоги и повышать расходы, увеличивая, таким образом, дефицит бюджета. В период экономического подъема, способствующего инфляции, следует, наоборот, повышать налоги и сокращать государственные расходы, добиваясь положительного сальдо бюджета и используя его для погашения государственного долга. В целом за экономический цикл суммы дефицита и профицита примерно уравниваются. Этот механизм использует воздействие встроенных стабилизаторов. В период спада при сохранении нормы налоговой нагрузки доходы государственных финансов уменьшаются быстрее, чем расходы, что ведет к дефициту. Дефицит государственных финансов поддерживает совокупные расходы и создает определенные возможности для ослабления спада и поддержания стабильности. На стадии экономического подъема возникают условия для формирования профицита. Превышение доходов над расходами может использоваться для погашения государственного долга. Следует, однако, иметь в виду, что величины и длительность спадов и подъемов не одинаковы, что затрудняет балансирование доходов и расходов. Кроме того, существует влияние других факторов (военных и непроизводительных расходов и др.).

Другой позицией является концепция функциональных финансов. Исходным выступает тезис, согласно которому центральной задачей государственных финансов является макроэкономическое стимулирование развития производства. Цель должна достигаться, даже если для этого потребуется составлять бюджет с дефицитом. Это увеличивает совокупный спрос, способствует росту производства и налоговых поступлений в бюджет. При этом средства, привлекаемые для покрытия дефицита бюджета, предпочтительнее направлять на цели экономического развития. Считается, что выгоды, получаемые страной от экономического роста, перевешивают минусы, связанные с дефицитом бюджета и ростом государственного долга. При этом бюджетные проблемы незначительны по сравнению с потерями экономики, которые могли иметь место в случае отказа от мер по их предотвращению.

Ограниченный бюджетный дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло повышения совокупного спроса и оживления производства. В случае если начинает преобладать инфляционная составляющая, возникает необходимость корректировки финансовой политики. Пределы допустимого дефицита зависят от экономической ситуации. В условиях стабильно развивающейся экономики считается допустимым бюджетный дефицит в пределах 2-3% ВВП и 10% расходов бюджета. При существенном спаде производства и недостатке денежной массы в обращении масштабы дефицита могут быть увеличены с учетом источников его покрытия и направлений расходования средств.

Для бюджетов, отягощенных значительным государственным долгом и крупными выплатами по его погашению и обслуживанию, при анализе влияния государственных расходов на экономическую ситуацию внутри страны необходимо различать общее увеличение или уменьшение государственных расходов и изменение так называемых непроцентных расходов. Непроцентные расходы, т.е. расходы за вычетом платежей по погашению и обслуживанию государственного долга, определяют государственный спрос на товары и услуги. Сокращение процентных расходов бюджета, а также затрат по погашению долга ведет к повышению расходов на отечественные товары и услуги.

Во всех случаях центральной проблемой должна быть не сбалансированность бюджета сама по себе, а содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должны быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направленные на их достижение программы развития.

Обеспечение финансовыми ресурсами органов государственного управления и финансовое регулирование экономического развития — это две стороны одного и того же процесса распределительных отношений в процессе общественного воспроизводства. Нацеленность воспроизводства на полную занятость и экономический рост предполагает, что объемы и методы аккумуляции денежных средств государством их распределение и использование. Обеспечивают баланс интересов участников процесса воспроизводства — домашних хозяйств, производителей и государства. Общий вектор баланса интересов в конечном итоге обеспечивает наиболее эффективное использование факторов производства страны с позиций национальных интересов. Этому вектору должно соответствовать распределение финансовых ресурсов. В этом, собственно, и заключается согласование фискальных и регулирующих функций государственных финансов. Это подводит к выводу, что наиболее рациональным является балансирование доходов и расходов бюджета на длительной основе в сочетании с нацеленностью бюджетной политики на эффективность экономического развития страны. Такая финансовая политика может базироваться на общих проектировках экономического развития на перспективу. Критериями эффективности этой политики являются общая эффективность экономического развития страны и увеличение доходов и расходов органов государственного управления. «Управляя дефицитом, государство достигает определенных пропорций в экономике; при условии полной занятости большие государственные расходы ведут к уменьшению инвестиций со стороны частного сектора и более низкому уровню потребления. Здесь нужны компромиссы и трудные решения — например, являются ли доходы от долгосрочных инвестиций в фундаментальные исследования большими, чем доходы от вложений в частный сектор, но это предоставляется решать политическому процессу».

Мультипликатор. При оценке количественного воздействия прироста государственных расходов на увеличение равновесного выпуска продукции необходимо учитывать мультипликатор. Мультипликатор (М) представляет собой отношение изменения равновесного уровня производства, вызванного изменением спроса, к величине изменения спроса. Он определяется по формуле М = 1 : (1 — МРС), где МРС характеризует предельную склонность к потреблению, т.е. долю прироста дохода, на величину которой уве­личивается потребление. Прирост выпуска продукции больше уве­личения государственных расходов на величину воздействия муль­типликатора.

Предположим, что предельная склонность к потреблению со­ставляет 0,50, прирост государственных расходов 100. Определим, насколько увеличится равновесный выпуск продукции за счет уве­личения государственных расходов. Величина мультипликатора составляет

1 : (1-0,5) = 2. Умножая прирост государственных рас­ходов на мультипликатор, получаем прирост объема доходов и вы­пуска продукции в размере 200 единиц.

Наряду с прямым изменением расходов, воздействие оказыва­ется также косвенным образом. Используя систему налоговых льгот, субсидий и дотаций, государство оказывает воздействие на цены и, соответственно, на объем производства товаров. Налоги на прибыль и косвенные налоги повышают цену товара и оказы­вают сдерживающее влияние на масштабы производства; льготы, субсидии и дотации по своему действию прямо противоположны. Регулирование цен осуществляется также путем ограничения нор­мы прибыли. Так, ограничение нормы прибыли до 5—7% основно­го капитала осуществляется во многих странах в отношении цен и тарифов на воду, электроэнергию и т.п. Цены на сельскохозяй­ственную продукцию в странах Европейского Союза устанавлива­ются и регулируются руководящими органами Союза в Брюсселе. В ряде случаев в целях поддержки фермеров они устанавливаются существенно выше себестоимости.

Изменение чистых налогов также может быть использовано го­сударством для воздействия на объем производства. Рост налого­обложения ведет к сокращению выпуска продукции, так как умень­шает величину располагаемых доходов и потребительских расхо­дов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склоннос­ти к потреблению {МРС). Снижение налогов увеличивает совокуп­ные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Величина взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В периоды роста ВВП размеры взимаемых нало­гов, ставки которых в значительной мере пропорциональны полу­чаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в составе которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и, соот­ветственно, потребительского спроса отстает от роста ВВП. Это приводит к уменьшению величины мультипликатора. В периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способ­ствует увеличению совокупного спроса. В случае необходимости можно прибегнуть к увеличению налогообложения. Количественное выражение взаимосвязи между налогами и бюджетом во многом зависит от величины мультипликатора, отра­жающего влияние прироста доходов на объем потребительского спроса. Величина мультипликатора показывает воздействие при­роста совокупного спроса (например, в связи с увеличением пра­вительственных расходов) на равновесный уровень доходов.

Как уже отмечалось, с увеличением доходов налоги, как прави­ло, возрастают, и наоборот, снижение доходов ведет к уменьшению налогов. Если при увеличении доходов увеличиваются ставки на­логообложения, то одновременно снижается предельная склон­ность к потреблению. Это ведет к снижению совокупного спроса и выпуска продукции. Мера снижения зависит от величины муль­типликатора, определяемого по формуле

Мультипликатор = 1: (1 — МРС*),

где МРС* = МРС х (1 – t), т.е. представляет собой мультиплика­тор, скорректированный на (1 — t), или, иначе говоря, на долю каждой дополнительной единицы дохода, которая фактиче­ски остается у домашних хозяйств после уплаты налогов.

Из формулы вытекает: чем выше ставка налогообложения (речь идет о чистых налогах), тем меньше величина мультипликатора, а меньшей ставке налогообложения соответствует большая вели­чина мультипликатора. Соответственно, чем выше мультиплика­тор, тем больше возрастает потребительский спрос в результате увеличения выпуска продукции и доходов. При высокой налоговой ставке изменение уровня доходов лишь незначительно отразится на размерах располагаемых доходов домашних хозяйств и величи­не их потребительского спроса. Величина мультипликатора будет небольшой.

Если размер налогообложения пропорционален доходам, то взаимосвязь между налогами и величиной бюджетного дефицита характеризуется следующим.

Изменение дефицита государственного бюджета (D) равно из­менению государственных расходов (G) за вычетом изменения на­логовых доходов (Y), или

D = ∆G — ∆Y, а если налоговая ставка (t) меняется, то ∆D = ∆G — t∆Y. В свою очередь, изменение государственных расходов, уменьшенное на мультипликатор, равно изменению равновесного уровня доходов:

G х Мультипликатор = ∆Y.

Из этих уравнений вытекает также, что ∆G = ∆D + t∆Y.

Таким образом:

  • рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину;

  • рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения го­сударственных расходов;

  • дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов.

Государственные расходы оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, налогообложение — косвенное: изменение налогообложения ведет к изменению располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Та­ким образом, изменение государственных расходов влияет на со­вокупный спрос в большей мере, чем равновеликое изменение налогов.

В условиях сбалансированного бюджета при одновременном увеличении налогообложения и государственных расходов на одну и ту же величину прирост правительственных расходов почти сра­зу увеличивает на эту величину (например, на 1000 единиц нацио­нальной валюты) совокупный спрос, в то время как уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составит меньшую вели­чину. Эта меньшая величина равна произведению прироста нало­гов на предельную склонность к потреблению (МРС). Если она равна 0,80, то сокращение потребительского спроса составит 1000 х 0,80 = 800 единиц. Таким образом, общий совокупный спрос при прочих равных условиях увеличится на 200 единиц (1000 — 800), а с учетом мультипликатора, если он равен, например, 3, — на 600 единиц. В итоге получается фискальное расширение сбалан­сированного бюджета. Эффект действия мультипликатора сбалан­сированного бюджета заключается в том, что сальдированным результатом одновременного увеличения государственных расхо­дов и суммы налогообложения на одну и ту же величину является увеличение совокупного спроса и, следовательно, выпуска продук­ции. Это обстоятельство является существенным при анализе и проектировании государственной фискальной политики. Если уровень инвестиций не меняется, то величина мультипликатора сбалансированного бюджета равняется единице, а равновеликое увеличение государственных расходов и налогов ведет к такому же по размерам увеличению производства. Общий уровень расходов бюджета может быть представлен в виде суммы государственных закупок товаров, включая услуги, и общего объема социальных выплат. Аналогично доходы бюджета представляют собой сумму всех поступлений (назовем их налоговыми или налогами, так как налоги составляют их основную часть), а чистые налоги — это налоговые поступления минус социальные выплаты. Дефицит бюджета (расходы минус доходы) в этом случае может быть выражен как разность между суммой государственных закупок и услуг и величиной чистых налогов:

Доходы — Расходы = Налоги — (Государственные закупки + Социальные выплаты).

В итоге дефицит (с учетом знака) равен государственным закуп­кам минус чистые налоги. При сбалансированном в условиях сло­жившегося уровня доходов бюджете эта разность равна нулю. Важ­но, однако, что будет происходить при нарушении сбалансирован­ности.

Если уровень доходов возрастает, будет наблюдаться превыше­ние доходов над расходами (профицит бюджета). Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообло­жения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, свя­занного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета или меньше его дефицит.

Однако выпуск продукции зависит от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В этой связи возникает необ­ходимость ответить на вопрос о том, возможно ли, чтобы рост го­сударственных расходов приводил к сокращению, а не росту бюд­жетного дефицита или, другими словами, может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому рос­ту, при котором сумма увеличения поступлений налогов превысит прирост расходов.

Очевидно, что немедленным следствием увеличения государ­ственных расходов будет увеличение дефицита бюджета. Посте­пенно с ростом производства и, соответственно, доходов увеличит­ся сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов. Возросшие расходы на государственные закупки будут лишь частично погашены за счет налогов. Дефицит бюджета возрастает.

Означает ли изменение дефицита бюджета достижение целей бюджетной политики, направленной на увеличение или сокраще­ние совокупного спроса? Иначе говоря, свидетельствует ли увеличение или сокращение бюджетного дефицитам о том, что правитель­ство, пытаясь стимулировать спрос, успешно использует финансо­вые меры для увеличения спроса, и наоборот? На эти вопросы трудно дать однозначный ответ, поскольку на дефицит бюджета влияют также другие факторы, не зависящие от фискальной поли­тики. В частности, это изменение равновесного уровня доходов при неизменности самой фискальной политики, например при падении инвестиционного спроса.

Анализ взаимосвязей государственного бюджета и уровня до­ходов в экономике показывает, что в условиях высокого экономи­ческого роста бюджетный дефицит уменьшается, а при спадах — увеличивается.

studfiles.net

А 24. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1) сдерживает экономический рост

2) увеличивает размеры кредитования фирм

3) усиливает социальное расслоение

4) ведет к снижению налогов

А 25. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы

2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда

4) ограничение ресурсов в экономике

А 26. Условия конкуренции побуждают производителя

1) повышать производительность труда

2) использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями

3) устранять специализацию труда

4) постоянно наращивать объемы производства

А 27. Государство в условиях командно-административной экономики

1) законодательство закрепляет господство одной формы собственности

2) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3) вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4) предоставляет экономическую самостоятельность производителям

А 28. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

А 29. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 30.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 31. На рынке недвижимости формируются в частности спрос и предложение на

1) квартиры

2) труд работников

3) акции предприятий

4) технические средства

А 32. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

1) труда

2) услуг

3) капитала

4) информации

А 33. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

А 34. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

3) акция

4) ассигнация

А 35. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара для жизни и здоровья

4) право на замену или возврат некачественного товара

А 36. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 37. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 38. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 39. Верны ли следующие суждения о потребителе в рыночной экономике?

А.Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 40. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком и государством, то экономика является

1) командной

2) рыночной

3) традиционной

4) смешанной

А 41. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ, демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 42. Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения

2) цикличность производства

3) разделение труда

4) снижение затрат производства

А 43. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма?

1) рост налогообложения

2) бездефицитный государственный бюджет

3) свободный и взаимовыгодный обмен

4) использование новых технологий

student2.ru

30. Бюджетный дефицит и профицит. Виды бюджетного дефицита и их влияние на развитие экономики.

Бюджетный дефицит– та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Это сложное экономическое явление. Оно свидетельствует о том, что страна хочет тратить больше, чем может. Бюджетный дефицит не означает несбалансированности бюджета. Это означает только несоответствие постоянных собственных доходов государственного дохода его расходам. Он возможен, когда государство осуществляет закупки или оформляет заказ в долг, а оплату надеется осуществить из последующих налоговых поступлений. Но если налоговые платежи поступают в меньших размерах по сравнению с надеждами правительства, образуется бюджетный дефицит и непогашенный государственный долг. Обычно бюджетный дефицит сопутствует состоянию рецессии, ибо при спаде производства падают налоговые поступления. Но причинами возникновения бюджетного дефицита могут быть и просчеты правительства.

Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом. По природе своего происхождения необходимо различать:

  • Циклический дефицит: это результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды.

  • Структурный дефицит: это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

  • Активный дефицитобусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

  • Пассивный дефицитвызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

31. Источники покрытия бюджетного дефицита и регулирование государственного бюджета.

Можно назвать 4 главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета.

  • Наиболее рациональный из них сокращение расходов бюджета: этот способ не всегда выполним, т.к. он может усилить спад в экономике и спровоцировать социальную напряженность.

  • Увеличение доходов бюджета: оно возможно за счет повышения налогов и их собираемости, а также за счет более продуманного и гибкого налогообложения (снижение ставок). Опасно уменьшением инвестиций и потребления.

  • Денежная эмиссия: это наиболее легкий, но и самый порочный способ. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовется взвинчиванием инфляции.

  • Госзаймы: возможны у населения и предприятий – выпуск государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами; у иностранных государств и международных организаций.

Подразделяются на:

  • краткосрочные (до 1 года, иногда до 3 лет)

  • среднесрочные (3-5 лет)

  • долгосрочные (свыше 5 лет)

К настоящему времени определились 3 основных подхода к регулированию государственного бюджета:

  1. связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета. В условиях депрессии, длительной безработицы и как следствие сокращение доходов и уменьшение налоговых поступлений, сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетанием обоих положений. При профиците бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличит государственные расходы, либо и то и другое одновременно.

  2. Сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического цикла. Допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, и используется фискальная политика одновременно как инструмент антициклического регулирования и балансирования бюджета в долгосрочном периоде.

  3. Базируется на идее функциональных финансовых, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства.

studfiles.net

Влияние дефицита государственного бюджета на экономику страны — курсовая работа

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета. <10> 

Основные  причины бюджетного дефицита:

      1. Возникновение непредвиденных ситуаций (война, стихийное бедствие).

      2. Низкая эффективность  общественного  производства.

      3. Нерациональная структура бюджетных  затрат.

      4. Некомпетентность правительства  государства, держать под контролем  финансовою ситуацию в стране.

      5. Большие затраты на содержание  силовых структур.

      6. Оказание бесплатной помощи другим  государствам.

      7. Невозможность получения долгов  от других государств.

      8. Переход от административно-командной  экономики к рыночной.

      9. Воровство денег госбюджета.

      10. Кризис политической системы   государства.<9> 

      1.3 Виды бюджетного  дефицита 

Дефицит бюджета может измениться вследствие изменений в фискальной политике государства, так и в результате изменения экономической коньюктуры. Например, на стадии спада доходы фирм и домохозяйств снижаются, поэтому налоговые поступления в государственную казну также уменьшаются. Одновременно больше граждан получает право на помощь по поводу безработицы. Поэтому в этой фазе делового цикла дефицит бюджета растет без каких-либо изменений в фискальной политике. <2>  

Для «оценки» влияния фискальной политики на бюджет, вычисляют, так называемые, циклично корректированный дефицит бюджета  и цикличный дефицит.

Для определения  этих дефицитов сначала считают  бюджет по полной занятости он показывает, какими были бы налоговые поступления, а также и сальдо госбюджета, если бы национальная экономика продуктировала природный объем продукции, а государственные отчисления были поточными. Смена бюджета по полной занятости показывает направленность влияния фискальной политики на совокупный спрос в национальной экономике.

Фактический дефицит государственного бюджета  – это разница между государственными поступлениями и отчислениями. Он формируется под действием фискальной политики и циклических изменений. Структурный дефицит определяют как разницу между поступлениями по полной занятости, по действительным налоговым ставкам и фактическими отчислениями. Циклический дефицитэто разница, между фактическим и структурным дефицитами. Превышение фактического дефицита над структурным означает циклический дефицит, а превышение структурного дефицита над фактическим – циклические излишки. 
 

            Государственные отчисления, G

                     и налоговые поступления,  Т

      

         Т

 Структурный 

            дефицит

 C A G 
 

 E B 
 

      D

 

          

        (год 2)      (год 1)

                Валовой внутренний продукт  

      Рис. 1 <11,  с. 421> 

     Структурный и циклический  дефицит 

Допустим, что в году 1 национальная экономика находится на уровне полной занятости, объем производства при нем , и фактический дефицит бюджета является отрезок АВ. Допустим далее, что вследствие определенных обстоятельств объем национального производства в году 2 уменьшился до уровня . При этом правительство не применило ни одного из фискальных методов. Так как налоговые поступления уменьшились, то из-за неизменных государственных отчислений фактический дефицит бюджета вырос на ЕD. Это обусловлено не фискальной, а пассивной экономической политикой. Как видим, данные про бюджетные излишки или дефициты за предыдущие года не дают повода судить про фискальную политику правительства.

На рисунке 1 структурный дефицит в года 1 и 2 являются одинаковыми (АВ = СЕ). Это дефицит бюджета, который бы существовал в году 2, если бы в национальной экономике не было спада. Он не изменился, так как не произошли изменения в фискальной политике.

В году 2 фактический дефицит бюджета превышает структурный дефицит на ED – величину циклического дефицита. Чтобы вытеснить цикличный дефицит, правительство должно повернуть экономику до уровня полной занятости. Этого можно достичь с помощью дискретной фискальной политики – снижения налогов или увеличения государственных отчислений. Иначе говоря, для преодоления спада правительство должно увеличить структурный дефицит. После обновления экономического роста правительство может вытеснить структурный дефицит через повышение процентных ставок или уменьшения государственных отчислений.

На самом  деле отличие между структурным  и фактическим дефицитами тесно  связаны с отличиями между  дискретными и автоматическими стабилизаторами. На циклический дефицит влияют не налоги и отчисления, которые автоматично приспосабливаются к положению национальной экономики, а на структурный – поступления и отчисления, которые проводит правительство законодательно. Таким образом,  дискретная фискальная политика означает целенаправленные изменения структурного, а не циклического дефицита. Так как фактический дефицит содержит и циклический, и структурный дефициты, он является неточным показателем изменений в фискальной политике. <11> 
 

Существует  несколько традиционных способов  покрытия бюджетного дефицита – это  государственные займы и ужесточение  налогообложения. Но есть и третий способ , предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это, собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сейчас обычно не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Предположим, что Казначейству США необходимо  100млн долл. На покрытии правительственных расходов. Оно печатает на эту сумму казначейские векселя и продает их ФРС (Российская Федерация) , которая покупает их, расплачиваясь за векселя размещением кредита за счет  Казначейства. Казначейство, в свою очередь, выписывает чеки на этот счет. Получатели чеков вкладывают полученные средства в коммерческие банки. По окончании процесса клиринга чеков оказывается, что создано на 100млн долл. Новых банковских резервов. Они и становятся  основой многократного увеличения количества денег в обращении.<10>

В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  оказывает  отрицательное влияние  на социально-экономическое развитие государства, уровень жизни населения. Поэтому в современных  условиях основное внимание  и значение уделяют изучению причин возникновения и разработке направлений по снижению бюджетного дефицита.

В условиях рыночных отношений бюджетный дефицит  может быть  снижен за счет увеличения доходов государства. Это главный способ борьбы с бюджетным дефицитом.

Основные  направления увеличения доходов  государства в современных условиях следующие:

1.Увеличение  объемов  реализации продукции   субъектов хозяйствования ( с ростом объемов реализации растет и сумма оплаченных налогов в бюджет ).                                       

2. Рост  покупательской возможности населения.

3. Улучшение   налоговой системы.

4. Усиление  внимания до согласования межгосударственных  договоров ( они должны приносить только пользу ) .

5. Улучшение  взаимоотношений между разными  сторонами  власти.

6. Получение  помощи от других более развитых  стран.

Когда возникает бюджетный дефицит  необходимо ввести мораторий на принятие новых социальных программ, которые требуют значительных бюджетных затрат, необходимо совершать финансирование только самых важных социальных программ.

В мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется  такая форм снижения (ликвидации) бюджетного дефицита, как заманивание в страну иностранного капитала.

С его  помощью решается сразу несколько  заданий, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются  бюджетные затраты, предназначенные  для финансирования капитальных  вложений (инвестиций), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый плательщик налогов. Понимая полезность политики заманивания в страну иностранного капитала, все государства, в том числе и экономически развитые, пытаются заполучить импорт капитала, доводя его, до значительно больших размеров.

Основные  меры, которые способствуют снижению (ликвидации) бюджетного дефицита:

1.Разработка  направлений увеличения доходов  государства.

2.смена  направлений инвестирования бюджетных  ресурсов в сфере народного  хозяйства с целью повышения финансовой отдачи от каждой бюджетной единицы.

3.Жёсткий  режим экономии бюджетных средств. 

4.Использование  разных форм государственного  кредита.

5.Оформление  задолженности государственными  ценными бумагами по выданным  кредитам правительственным структурам.

6.Сохранение  финансирования только самых  важных  социальных программ.

7.Снижение  безработицы.

8.Иностранный  капитал. 

Реализация  на практике выше изложенного позволит сократить (либо совсем ликвидировать) бюджетный дефицит каждой страны.<9> 
 

1.5 Концептуальные подходы   к бюджету 

Бюджетная политика – важнейший элемент  экономической политики государства  и включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Бюджетная политика основывается на нескольких теоретических концепциях , которые  построены на различных макроэкономических основаниях. 
 

Прежде  всего, возникает вопрос: может ли рост государственного долга в конкретный момент привести к банкротству страны? Иначе говоря, может ли нация может  ли нация обанкротиться  подобно  частной единицы – предприятий, которые находятся во власти одного субъекта, или корпорации, когда они не могут выполнять свои финансовые обязательства?

Дефицит бюджета и государственный долг, непосредственно, влияют на функционирование национальной экономики. Последствия  этого влияния делят на краткосрочные  и долгосрочные. Краткосрочные – это экономические последствия бюджетного дефицита, известные как проблема вытеснения. Долгосрочные – это экономические последствия государственного долга, известные как тяжесть долга.

Если  увеличение государственных отчислений финансируется увеличением бюджетного дефицита, то оно вероятней всего будет производиться за счет вытеснений инвестиций в частном секторе. Увеличение государственного долга и повышение процентных ставок в долгосрочном периоде приводят к вытеснению государственным долгом частного капитала. Поэтому рост государственного долга уменьшает производственные мощности, которые будут использовать будущие поколения, а также они будут иметь более низкий уровень дохода.

freepapers.ru

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *