Мастер франшиза: Мастер-франшиза

Мастер-франчайзи. Как стать владельцем мастер-франшизы?

Что такое «золотая» или мастер-франшиза.

В российской бизнес-сфере все чаще стали звучать слова: «золотая» франшиза или мастер-франшиза, обещающие самые радужные перспективы. Несмотря на то, что подобная схема ведения бизнеса, при ближайшем рассмотрении, используется в нашей стране достаточно давно, не многие бизнесмены понимают ее суть. Давайте разберемся во всех тонкостях мастер-франшизы.

Казалось бы, с обычным договором по франшизе все более-менее понятно: заключается соглашение между двумя сторонами – франчайзером и франчайзи. Мастер-франшиза — это цепочка договоров между тремя сторонами – правообладателем бренда (франчайзером), мастером-франчайзи и юнит-франчайзи. В чем же отличие мастер-франшизы от регионального франчайзинга? При данном типе организации бизнеса франчайзи получает более широкие права, обычно превращаясь в такого же полноценного франчайзера, как и головная компания, только на ограниченной территории.

Мастер-франшиза (англ. master — владелец, фр. franchise — льгота, привилегия) — это документально оформленное лицензионным договором (или договором коммерческой концессии) право, которое передает лицензиар лицензиату (или правообладатель пользователю), на заключение договоров субфранчайзинга с третьими лицами — сублицензиатами. Мастер-франшиза ограничена по времени и территории использования.

Как правило, подобную схему используют иностранные компании для покорения новых рынков. Обычно, после проведения обширных маркетинговых исследований в определенной стране компания-франчайзер начинает задумываться о том, чтобы не просто продать несколько франшиз на страну, а о том, чтобы предоставить местному предпринимателю или компании мастер-франшизу (при условии, что конкретный бренд будет пользоваться высоким спросом в этой стране). А в качестве оговоренной территории, в пределах которой мастер-франчайзи может вести свою деятельность, обычно выступает целая страна или даже несколько стран: например, территория Восточной или Центральной Европы.

Зачастую, главной целью мастер-франчайзинга является распространение международной сети на территории пока ещё не освоенного государства или региона, где работать самостоятельно франчайзер по каким-либо причинам не может. Головная компания чаще всего не имеет опыта работы на данной территории и не знакома с особенностями спроса, а также ведения бизнеса в конкретной стране. Франчайзер рискует столкнуться с реалиями рынка и своеобразным менталитетом, а также особенностями законодательства выбранной страны, о которых он не знал. Поэтому он ищет то «связующее звено» — местного предпринимателя, который и поможет грамотно построить сеть, исходя из особенностей выбранной территории.

Для головной компании, продажа мастер-франшизы – это хорошая возможность достичь больших и положительных результатов при минимизации рисков для бизнеса. В данном случае мастер-франчайзи тоже нацелен на расширение сети, привлечении новых партнеров и открытие новых торговых точек.

Так как успех компании, ее перспективное развитие на новом рынке во многом зависит от умений, опыта, навыков и желания развиваться мастер-франчайзи, правообладателю следует очень тщательно подходить к выбору партнера.

Мастер-франчайзи получает эксклюзивные права по данной территории (как правило стране), и начинает сам выполнять функции франчайзера. Теперь он может продавать юнит-франшизу местным предпринимателям, собирая с них паушальный взнос и ежемесячные платежи (роялти, маркетинговые сборы). Не стоит забывать, что мастер-франчайзи обязан выплачивать оговоренный процент правообладателю. Размер вознаграждения определяется от степени участия мастер-франчайзи в развитии территориальной сети.

При всем этом, эксклюзивное право вносить изменения в концепцию бренда остается у владельца бренда (правообладателя). То есть, вести поиск потенциальных франчайзи, заключать договора, подбирать и одобрять помещения, помогать при открытии предприятий и заниматься контролем деятельности будет мастер-франчайзи. Однако вопросы изменения глобальной стратегии развития бренда будет решать франчайзер (владелец торговой марки).

Преимущества такой схемы ведения бизнеса для мастер-франчайзи очевидны. Во-первых, это, конечно же, отличная возможность развить бизнес-сеть, не имея конкуренции в данном направлении и на данной территории. Помимо этого, стоит учитывать, что мастер-франчайзи будет собирать все роялти и паушальные взносы с новых субфранчайзи, а это, если задуматься, огромная прибыль. Безусловно, неоспоримым плюсом стоит считать поддержку головной компании из-за границы.

Однако не стоит забывать, что правообладатель, при работе с «золотым» франчайзи, как бы отходит от дел. То есть нести ответственность перед местными предпринимателями придется вам.

Если же вы хотите развивать свой бизнес с помощью мастер франчайзинга, то стоит учитывать, что есть в данной ситуации плюсы и для головной компании. Если вы продаете бренд и свои технологии, вы тем самым распространяете свое имя в других странах. При этом, по сути, вам не приходится прилагать особые усилия (при условии удачного выбора партнера): развитием бизнеса занимается опытный предприниматель, который имеет опыт и знает условия ведения дел в конкретной стране.

Самым главным недостатком мастер-франчайзинга можно считать огромное количество требований к кандидатам. Такие проекты не подходят начинающим предпринимателям и продаются только бизнесменам с большим успешным опытом в данной сфере. Часто перед мастер-франчайзи стоит задача поиска поставщиков. Однако даже их кандидатуры приходится обязательно согласовать с центральной фирмой. Только с согласия центрального офиса подписываются все договоры поставок.

Мастер-франшизы в России

А какие компании работают в России по договору мастер франчайзинга?

Таких компаний, на самом деле много. В России, как и во всем мире, этот подход к бизнесу нашел свое развитие. Одни из наиболее ярких представителей компаний, работающих по такой франшизе в России – Baskin Robbins и Coca-Cola.

Самая долгая история, пожалуй, принадлежит компании «Пепси». Этот бренд пришел в нашу страну еще в 80-е годы прошлого столетия. Стоит отметить, что даже у такого магната бывали провальные периоды, поэтому не стоит бояться трудностей. После кризиса 1998 года компания столкнулась с несостоятельностью отечественных предпринимателей. Здесь стоит еще раз напомнить о том, как важно правильно выбрать своего мастер-франчайзи.

Наиболее успешной и повсеместно известной компанией, работающей в России по договору мастер-франчайзинга является сеть закусочных «Сабвэй». Это хороший пример успешной компании, в которой, не смотря на кризисы, постоянно открываются новые предприятия за счет привлечения новых франчайзи. В России более чем в 20 городах открыты рестораны этой компании и действует система мастер франшиза. Требования к частный предпринимателям, которые желают присоединиться к компании Сабвей, несложны — наличие денежных средств и желание открыть успешный бизнес — ресторан быстрого питания.

Преимущества франшизы компании — это гибкие требования к выбору помещения и довольно скромные первоначальные вложения. Взамен мастер франшиза потребует соблюдения корпоративных стандартов, соблюдение фирменного ассортимента и качества производимой продукции.

Еще один яркий представитель, работающий по данной бизнес-схеме: магазины «Пятерочка». Сеть продает свою мастер-франшизу в неосвоенные регионы нашей страны.

Сейчас положение в нашей стране таково, что очень многие бизнесмены уже успели приобрести опыт и повысить свою квалификацию. В наше время появилось огромное количество возможностей для самообразования: тренинги, курсы и семинары. Молодые и опытные бизнесмены постоянно повышают свой профессиональный уровень, а значит, становятся состоятельными в плане ведения серьезного проекта. Как известно, отечественная бизнес-сфера еще не перенасыщена и многие предприниматели начали понимать положительные стороны франшизы.

Они уже готовы сотрудничать с международными компаниями на разных уровнях. Это касается как открытия российских представительств за пределами России, так и приобретения мастер франшизы иностранных фирм.

На портале TopFranchise.ru вы можете приобрести следующие мастер-франшизы:

Франшиза кикбоксинг-фитнес центров 9Round

Франшиза ресторана Doner Gyros

Франшиза детского образовательного центра RoboThink

Франшиза развлекательного образования Nutty Scientists

Франшиза ресторана Southern Fried Chicken

Франшиза кофейни-йогуртерии Red Mango


Смотрите весь каталог мастер-франшиз

Объясняем, что такое мастер-франшиза и как она работает

Кратко о главном: что такое мастер-франшиза и как она работает

Мы уже объясняли,

что такое франшиза и кто такие франчайзи

. В очередном выпуске «Словаря» рассказываем, что такое мастер-франшиза и что происходит при её покупке.

Кратко: мастер-франшиза даёт право не только открывать предприятия под известным брендом (классическая франшиза), но и перепродавать это право (субфраншизу) другим предпринимателям (они называются субфранчайзи или сублицензиаты). Как правило, мастер-франшизы продают международные франчайзеры для выхода на иностранные рынки. Вместе с правами на тиражирование своей концепции на определенной территории они делегируют мастер-франчайзи и значительную часть обязанностей по управлению местной сетью. Права на развитие по мастер-франшизе могут распространяться как на один город или регион, так и на несколько стран, например, на всю территорию Восточной Европы.

Основное, что нужно понимать об отличиях мастер-франшизы от франшизы.

Если вы купили франшизу, вы можете открыть одну или несколько точек бренда, их количество и расположение согласовывается с франчайзером и прописывается в договоре. Не важно, сколько предприятий вы хотите создать, главное — то, что принадлежать они могут только вам и платить паушальный взнос и роялти будете только вы — в пользу франчайзера.

Паушальный взнос может выплачиваться единовременно, а может взиматься и за каждое открытие новой точки. Этот момент стоит прояснить с франчайзером на стадии заключения договора. Если вы планируете несколько точек, учтите, что, если франшиза предполагает роялти, его придется платить за каждое предприятие.

При покупке мастер-франшизы вы можете не открыть ни одной точки, а просто перепродать право на работу под брендом другим партнерам, которые станут вашими франчайзи (или субфранчайзи по отношению к вашему франчайзеру). При этом вам все равно придется заплатить паушальный взнос и отчислять франчайзеру роялти в размере процента от выручки или в виде фиксированной суммы (могут быть предусмотрены и иные регулярные платежи). Ваши франчайзи, в свою очередь, будут уплачивать первоначальный взнос и роялти вам.

И учтите, что, становясь мастер-франчайзи, вы, фактически, берете на себя часть обязательств франчайзера на вверенной вам территории — ищете, оцениваете и отбираете претендентов на присоединение к сети, продвигаете франшизу и оказываете всестороннюю поддержку тем, кому её продали.

Она может включать поиск и оценку локации, помощь в подготовке помещения и привлечении трафика, подбор и обучение персонала, корректировку предложения и проч.

Географию охвата мастер-франшизы (территорию, на которой вы можете продавать франшизу бренда) определяет ваш франчайзер. Также он полностью определяет стратегию развития бренда и может вносить изменения в концепцию, которые мастер-франчайзи будет обязан принять и распространить на все подконтрольные ему точки — то есть собственные (если таковые имеются) и открытые его партнерами (субфранчайзи).

В предыдущих выпусках «Словаря Buybrand» читайте:


Что такое коммерческая концессия

Что такое товарная франшиза

Что такое MVP

Что такое голубой океан

Вход в игру на более высоком уровне

  • Дом:
  • Направляющие:
  • Путеводитель по франшизе:

Автор: Эдди Голдберг |

Задняя сторона:
12.3: Представление области
 
Индекс
Далее:
13.1: Совместный брендинг