Нефтехранилища россии: Первые в РФ крупные подземные нефтехранилища могут создать на севере Красноярского края

Подземные хранилища нефти — Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Подземные хранилища нефти и нефтепродуктов сооружают в различных естественных и искусственных емкостях. У них нет предельного объема, и они позволяют создавать достаточно большие запасы нефти. Они более безопасны, чем надземные резервуары, и почти полностью исключают риск разлива нефти. Подземные хранилища различаются типом материала, из которого они сооружены: хранилища в отложениях каменной соли и шахтные хранилища. 

В любом случае перед проектированием подземного резервуара необходимо убедиться в том, что материал, из которого он будет состоять, не вступит в химическую реакцию с нефтью и сможет выдержать давление ее паров. 

Хранилища в отложениях каменной соли

Чаще всего встречаются хранилища, построенные в отложениях каменной соли. Это связано с простотой и низкой стоимостью их строительства. Благодаря растворимости каменной соли в воде подземное хранилище можно просто «намыть».

Для этого на месте будущего хранилища пробуривают три скважины. В первую закачивают обычную пресную воду, которая начинает растворять соли: для образования одного кубометра полой емкости требуется всего лишь 6-7 кубометров воды. Растворяясь, соль превращает воду в рассол, который из-за высокой плотности постепенно опускается в нижнюю часть соляной камеры. По мере увеличения закачиваемых объемов воды в камере растет давление, и рассол начинает выходить на поверхность через вторую полую скважину.

После того как необходимый объем пространства намыт, в образовавшуюся полость закачивается нерастворитель, который препятствует дальнейшему растворению солей водой. Третья скважина используется для закачки нефти в хранилище. 


1 — трубопровод для нефти
2 — трубопровод для воды
3 — емкость
4 — водяная подушка

Шахтные хранилища

Этот тип хранилищ строится на основе горных выработок — искусственных полостей, сооруженных в недрах земли.

Такие хранилища нефти представляют собой группу полостей, соединенных с поверхностью одним или несколькими вертикальными стволами шахты. Оптимальная глубина шахт, используемых для хранения нефти, составляет 20–40 метров. Для их герметизации используются специальные перемычки.

Шахтные хранилища сооружают в горных породах, непроницаемых для нефти и нефтепродуктов и не теряющих со временем своих свойств прочности. Примерами таких материалов служат гипс, известняк или ангидрит. 

Хранилища специального типа

Помимо описанных выше видов хранилищ существует также ряд других, они встречаются не так часто и адаптированы под конкретные условия внешней среды. К этой категории относятся ледогрунтовые хранилища, используемые в условиях Крайнего Севера. Их устраивают в многолетнемерзлом грунте в виде траншей, имеющих специально намороженное ледяное покрытие сводчатой формы, покрытое сверху теплоизоляционным слоем. Благодаря этому температура внутри не поднимается выше −3 °С, и поверхность хранилища не вступает в реакцию с нефтью.

 

Другой тип — искусственные хранилища, сооружаемые с помощью взрывов. Для образования подземной емкости на определенную глубину бурят скважину, в основание которой закладывают заряд. В результате взрыва образуется полость с уплотненными стенками. Такой метод оптимально подходит для сооружения хранилищ в пластах пластической глины.
 

Нужны ли России большие нефтехранилища? Эксперты предложили разные варианты реагирования на сокращение спроса

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

22.12.2022 19:44

Рубрика:

Экономика

Сергей Тихонов

Минфин США сделал разъяснения по очередному потолку экспортных цен, на этот раз для наших нефтепродуктов. Сам уровень предельных цен еще не установлен. Эмбарго ЕС на импорт топлива из России заработает только 6 февраля. Но США уже объявили, что потолок не будет действовать до 1 апреля 2023 года на наши нефтепродукты, загруженные в танкеры до 5 февраля этого года.

Виталий Тимкив/РИА Новости

Евросоюз объявил о грядущем эмбарго еще в мае, поэтому к 6 декабря мы уже максимально перенаправили потоки экспорта сырой нефти с запада на восток и Турцию. С нефтепродуктами ситуация хуже, но до эмбарго осталось еще полтора месяца. Основная проблема с дизельным топливом — половина объемов его производства уходило в Европу. Производить его впрок не получится. Значит, придется снижать нефтепереработку и добычу нефти.

Ранее вице-премьер Александр Новак говорил, что добыча нефти в России в 2023 году сократится относительно этого года на 40 млн тонн (около 0,8 млн баррелей в сутки) с 530 млн до 490 млн тонн. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) сделан значительно более негативный прогноз — сокращение добычи на 100 млн тонн (около 2 млн баррелей в сутки). Но такое едва ли возможно, только в случае неблагоприятной международной конъюнктуры, например, сильного падения цен на нефть. А ее добыча — главный источник пополнения бюджета России.

Чтобы противодействовать таким негативным сценариям, в минэнерго еще в период пандемии 2020 года и падения спроса на нефть, а затем весной этого года поднимался вопрос о создании в России больших нефтехранилищ, наподобие стратегических резервов нефти в США. Максимальный объем нефти в них был зафиксирован в 2010 году — 726 млн баррелей (почти 100 млн тонн). То есть годовой объем возможного снижения добычи нефти в России в сценарии МЭА.

Роль временных нефтехранилищ может в случае падения спроса выполнять танкерный флот, один супертанкер вмещает более 2 млн баррелей нефти

Россия нуждается в стратегических нефтехранилищах, чтобы помочь своей нефтяной промышленности и торговле нефтью, нивелировать среднесрочные изменения по спросу и предложению на экспортируемое сырье, считает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Исходя из мирового опыта, речь может идти о создании нефтяных резервуаров объемом около 50-100 млн тонн и аналогичных объемов для нефтепродуктов. Управлять этими резервами должна государственная компания-оператор, считает эксперт.

Но есть и совершенно другой взгляд на проблему. По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, нам нужно расставлять приоритеты. Для нас сейчас — это судостроение. Этим нужно было заниматься раньше, тогда бы не пришлось сейчас решать проблему в условиях форс-мажора. Кстати, суда, например, супертанкеры (перевозящие более 2 млн баррелей) могут выступать в качестве хранилищ нефти. Что касается наземных и подземных хранилищ, их создают страны — импортеры нефти, а не ее экспортеры.

«Если бы мы запаслись нефтью в пандемию, не снижая добычу, когда было максимальное сокращение ОПЕК+, что бы мы сейчас с ней делали?» — спрашивает Симонов.

На свежий запрос «РГ» в минэнерго не ответили, но известно, что создание нефтехранилищ на базе истощенных месторождений занимает от 3 до 5 лет.

Российская газета — Столичный выпуск: №291(8939)

Нефть и газ

Главное сегодня

  • Песков: У нас пока нет информации о приезде в Россию Си Цзиньпина

  • Кадыров пообещал Путину действовать до победного конца в СВО

  • Минобороны РФ: На донецком направлении уничтожено до 190 украинских военных

  • Минпросвещения поддержало идею о ношении патриотических значков в школах

  • Financial Times: У стран ЕС мало шансов договориться о новых санкциях против экономики РФ

  • В Кремле назвали нелепым курьезом идею переименовать РФ в Московию

Отсутствие хранилищ нефти усугубляет проблемы России

Copyright © 2023 Energy Intelligence Group. Все права защищены. Несанкционированный доступ или электронная переадресация, даже для внутреннего использования, запрещены.

Опубликовано:

Ср, 9 марта 2022 г.

Автор

Отчеты сотрудников

Редактор

Эндрю Келли

Шаттерсток

  • Сохранить на потом
  • Распечатать
  • Скачать
  • Делиться

Недостаток хранилищ в России может вынудить ее закрыть большую часть своей добычи, поскольку покупатели избегают нефти страны после ее вторжения в Украину.

США и Великобритания запретили импорт российской нефти во вторник, а экспорт уже резко упал в результате финансовых и судоходных санкций, а также избытка осторожности среди покупателей.

Shell заявила, что немедленно прекратит спотовые закупки российской нефти и не будет продлевать срочные контракты на поставку после того, как ранее объявила, что откажется от своих инвестиций в разведку и добычу в стране.

Ограниченность мощностей хранения в России была отмечена в 2019 году, когда было обнаружено, что нефть, транспортируемая по экспортному трубопроводу «Дружба» в Европу с пропускной способностью 1 миллион баррелей в сутки, содержит коррозионно-активные органические хлориды.

Оператор трубопровода «Транснефть» был вынужден отправить загрязненную нефть обратно в Россию, что нарушило нормальные экспортные потоки и создало острую потребность в мощностях для хранения.

Российские отраслевые источники сообщили, что некоторые производители нефти недавно связались с «Транснефтью», чтобы обсудить варианты хранения нефти, которую они больше не могут экспортировать через балтийские порты страны из-за отсутствия покупателей. В «Транснефти» отказались комментировать этот вопрос.

Проблема распознана, но не решена

Страна признает, что ее ограниченная емкость хранилища является проблемой, и обсуждала ее много раз за последние 20 лет или около того.

Были предложены различные решения, включая хранение нефти в подземных соляных кавернах и строительство дополнительных резервуаров для хранения на нефтяных месторождениях или в портах, но проблема остается нерешенной.

«Транснефть» имеет общую мощность хранения около 21 миллиона тонн (153 миллиона баррелей) нефти и нефтепродуктов, но настаивает на том, что все это необходимо для поддержания ее нормальной работы.

Резервуары для хранения на четырех основных морских экспортных рынках страны в Балтийском море (2), Черном море (1) и на Дальнем Востоке (1) могут хранить примерно 3 миллиона тонн (22 миллиона баррелей). Но эти запасы являются важным буфером для поддержания стабильной работы в случае планового обслуживания или чрезвычайных ситуаций на срок до 72 часов.

Источники в «Транснефти» говорят, что компания может хранить в своей системе нераспределенные экспортные объемы, но ненадолго.

В 2019 году «Транснефти» удалось постепенно вернуть около 5 миллионов тонн (36,6 миллиона баррелей) загрязненной нефти в Россию из Европы, но это было проблемой для ее системы.

Российские нефтяные компании также имеют хранилища на своих месторождениях и НПЗ. Их совокупная мощность оценивается в 15 миллионов тонн (110 миллионов баррелей), но резервная мощность не превышает 5 миллионов тонн, а остальные используются в повседневной работе.

По оценкам Energy Intelligence, совокупный экспорт сырой нефти и нефтепродуктов из России может сократиться примерно на 5 миллионов баррелей в сутки к концу этой недели.

Если такие объемы не могут быть вывезены из страны в течение длительного периода времени, в России быстро закончатся складские мощности, и производителям не останется ничего другого, кроме как закрыть скважины.

  • Сохранить на потом
  • Распечатать
  • Скачать
  • Делиться

Wanda Ad #2 (нижний колонтитул статьи)

Российские нефтяные танкеры исчезают с карты

Нью-Йорк Си-Эн-Эн Бизнес —

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_A525E87F-47D4-A416-9EF9-D730DC26E5F8@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Вторжение России в Украину сделало страну изгоем на мировом энергетическом рынке. С началом войны фактически было введено эмбарго на российскую нефть, при этом нефтяные компании, торговые дома, грузоотправители и банки отступили одновременно.

Алехандро Галиндо (слева) и Сара Ибарра тренируют своих лошадей возле нефтяной насосной станции, выкачивающей нефть из нефтяного месторождения Пермского бассейна, 13 марта 2022 года в Одессе, штат Техас.

Джо Рэдл / Getty Images

Цены на газ высокие. Руководители нефтяных компаний рассказали, почему они не бурят больше

Однако теперь есть признаки того, что российская энергия вызывает интерес у потенциальных покупателей, по крайней мере, в тени.

По мере затягивания войны в Украине российские танкеры, перевозящие сырую нефть и нефтепродукты, все чаще исчезают из систем слежения.

Так называемая темная активность, когда транспондеры судов отключаются на несколько часов, в прошлом рассматривалась официальными лицами США как вводящая в заблуждение морская практика, которая часто используется для уклонения от санкций.

Темная активность среди связанных с Россией танкеров с сырой нефтью выросла на 600% по сравнению с до начала войны, сообщила CNN прогностическая разведывательная компания Windward.

«Мы наблюдаем всплеск числа случаев, когда российские танкеры намеренно отключают передачи, чтобы обойти санкции», — сказал в интервью генеральный директор Windward Ами Даниэль. «Российский флот начинает скрывать свое местонахождение и свой экспорт».

И это происходит не только с сырой нефтью. Аналогичные тенденции проявляются и в отношении других нефтепродуктов.

По данным Windward, которая использует искусственный интеллект для отслеживания морской отрасли, за неделю с 12 марта было 33 случая темной активности российских танкеров-химовозов и нефтепродуктов. Это на 236% выше, чем в среднем за неделю за предыдущие 12 месяцев.

Международные правила требуют, чтобы такие суда, как нефтяные танкеры, почти все время держали свои транспондеры включенными.

В мае 2020 года министерство финансов США направило рекомендации по санкциям в морскую, энергетическую и металлургическую отрасли для борьбы с «практикой незаконного судоходства и уклонения от санкций».

Первым приведенным примером было «отключение или манипулирование» системами автоматической идентификации (АИС) на судах для «маскировки их движения».

«Манипулирование и сбои в работе AIS могут указывать на потенциальную незаконную или санкционированную деятельность», — предупредило министерство финансов.

29 марта 2022 г., Нижняя Саксония, Реден: На ​​территории газохранилища Реден видны трубопроводы. Оператором хранилища является «Астора», дочернее предприятие российской государственной компании «Газпром». Германия и Италия планируют подписать газовое соглашение 29 марта.в кулуарах «Берлинского диалога об энергетическом переходе». Законодательство ЕС обязывает государства-члены, в крайнем случае, в случае крайней нехватки газа, поставлять газ в знак солидарности нуждающимся соседним государствам-членам.

Лино Миргелер/picture Alliance/Getty Images

Будет ли Россия использовать свой газ для «шантажа» Европы? мы собираемся узнать

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_3ECB8619-293D-C782-1A66-D7787144CA2F@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Корабли также могут отключаться из соображений безопасности, в том числе при путешествии по водам, кишащим пиратами. Но Даниэль, генеральный директор Windward, сказал, что это не причина, по которой сейчас корабли становятся темными.

«Эти суда хотят исчезнуть с радаров. С точки зрения соответствия, это красный флаг», — сказал он.

В заявлении для CNN представитель казначейства заявил, что агентство «осведомлено об этих отчетах» и работает с партнерами и «различными методами», чтобы не полагаться исключительно на транспондерные передачи для наблюдения за интересующими судами.

Подобное поведение наблюдалось в прошлом десятилетии, когда Соединенные Штаты ввели санкции против Венесуэлы и Ирана, сделав незаконными покупку нефти у этих стран.

«Россия следует венесуэльскому и иранскому сценарию с небольшими отклонениями», — сказал Энди Липоу, президент консалтинговой фирмы Lipow Oil Associates.

Логотип Credit Suisse в окне штаб-квартиры Credit Suisse Group AG в Цюрихе, Швейцария, в четверг, 8 апреля 2021 г.

Stefan Wermuth/Bloomberg/Getty Images

Credit Suisse столкнулся с расследованием в США после того, как призвал инвесторов «уничтожить документы», связанные с кредитами на яхты олигархов

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_B5173D19-2BAD-EA2E-DB33-D778714F2415@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Суть в том, что, в отличие от Венесуэлы и Ирана, Запад не ввел санкции непосредственно против российской нефти.

Да, Белый дом запретил ввоз российской нефти в США. Но это не запрещает другим странам покупать российскую энергию.

Тем не менее, простое клеймо ведения бизнеса с Россией, наряду с неопределенностью санкций, фактически привело к эмбарго. Аналитики говорят, что это помогает объяснить всплеск темной активности среди судов под российским флагом. Покупатели не хотят, чтобы их выставили теми, кто черпал российскую нефть во время кровопролитной войны на Украине.

«Это пиар-катастрофа», — сказал Роберт Яугер, вице-президент по энергетическим фьючерсам в Mizuho Securities.

Аналогичным образом судоходные компании могут захотеть избежать проверки, связанной с обращением с российской нефтью.

«Корабли отключаются, потому что они боятся, что, если возьмутся за российский бизнес, они на какое-то время попадут в черный список и не смогут вести дела в будущем», — сказал Липов.

И все же есть финансовая причина покупать российскую нефть прямо сейчас. Спрос на энергоносители очень высок, и – в значительной степени из-за санкций – российская нефть продается примерно на 30 долларов дешевле, чем нефть марки Brent, являющаяся мировым эталоном.

«Вы получаете большую скидку», — сказал Майкл Тран, управляющий директор по глобальной энергетической стратегии RBC Capital Markets. «Экономический стимул есть, если вы не беспокоитесь о санкциях».

По оценкам исследовательской компании Rystad Energy, за пять недель с начала войны исчезло от 1,2 до 1,5 млн баррелей в день экспорта сырой нефти из России.

«Направление оставшегося экспорта сырой нефти из России… становится все более «неизвестным», — написала Rystad Energy в отчете на этой неделе, отметив, что эта загадочная нефть составляет около 4,5 млн баррелей в день.

Так кто покупает российскую нефть?

Аналитики говорят, что есть свидетельства того, что нефтеперерабатывающие заводы в Китае и Индии, двух крупнейших в мире потребителей нефти и стран с самой быстрорастущей экономикой, тайно покупают российскую энергию.

Роберт Никельсберг / Getty Images

Джейми Даймон — Джо Байдену: нам нужен «план Маршалла» для энергетической безопасности США и Европы

Тран сказал, что торговые дома могут покупать российскую нефть и размещать бочки на складах, в том числе в «плавучих хранилищах» на танкерах, которые остаются в море.

Помимо скрытой деятельности, Windward обнаружил, что некоторые суда и компании все еще имеют дело с танкерами, связанными с Россией, и участвуют в перевалке с одного корабля на другой.

В 2020 году министерство финансов предупредило, что перевозки с корабля на корабль, особенно в ночное время или в районах, считающихся повышенным риском уклонения от санкций, «часто используются для уклонения от санкций путем сокрытия происхождения или назначения» нефти, угля и других материалов.

Опубликовано в категории: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *